автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему: Музеи в культурно-образовательном пространстве учреждений начального профессионального образования Алтайского края
Полный текст автореферата диссертации по теме "Музеи в культурно-образовательном пространстве учреждений начального профессионального образования Алтайского края"
005019348
На правах рукописи
ШОРИНА Дарина Евгеньевна
МУЗЕИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Специальность 24.00.03 - музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
2 6 ДПР 2012
Кемерово 2012
005019348
Работа выполнена на кафедре музеолопш и охраны объектов культурного и природного наследия ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия культуры и искусств»
Научный руководитель: Полякова Елена Александровна
кандидат культурологии, доцент
Официальные оппоненты: Мартынов Анатолий Иванович
доктор исторических наук, профессор
Шелегина Ольга Николаевна
кандидат исторических наук, доцент
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Омский государственный
университет им. Ф.М. Достоевского»
Защита состоится 15 мая 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета 210.006.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора культурологии при ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17, ауд. 221.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Дата отправки автореферата на сайт ВАК (http://vak.ed.gov.ru) 13.04.2012 г.
Автореферат разослан апреля 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 210.006.01 кандидат культурологии, ДОЦент Н.И.Романова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В последние годы в Российской Федерации в связи с нехваткой квалифицированных рабочих кадров, необходимых для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, в рамках государственной политики принимается ряд мер по реорганизации начального профессионального образования, по формированию имиджа престижности и привлекательности рабочих профессий. Данная цель предполагает не только усовершенствование производственного обучения, но и преобразование культурно-образовательного пространства, являющегося средой актуализации процесса культурной идентификации, социализации личности, взаимодействия в нем различных учреждений культуры. На современном этапе происходит переосмысление возможностей, роли музея как учреждения культуры, выбор форм и методов деятельности, процесса взаимовлияния музея и культурно-образовательного пространства учебного заведения.
Музеи учреждений начального профессионального образования (УНПО), возникшие в 1960-е годы, в период развития системы профессионального образования на Алтае, являлись центрами патриотического и трудового воспитания. В 1990-е годы социально-экономические, политические изменения стали причиной снижения уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, реорганизации и уменьшения числа учреждений начального профессионального образования в крае. Указанные процессы, повлиявшие на трансформацию деятельности данных музеев, тем не менее, не привели к их исчезновению. В первом десятилетии XXI века в регионе по-прежнему отмечается их востребованность как образовательно-воспитательных центров, способствующих, в том числе, и сохранению, передаче профессиональных традиций и мастерства. Следует отметить, что в деятельности этих музеев все более значимую роль приобретают задачи, обусловленные новой образовательной парадигмой, интеграционными процессами всех уровней профессионального образования, где на первый план выдвигается решение актуальных личностных проблем: самообразования, социализации, культурного самоопределения.
Таким образом, рост количества музеев учреждений начального профессионального образования в Алтайском крае, усиление их влияния на учебно-воспитательный процесс и профессиональную адаптацию молодежи в условиях постоянных динамических измене-
ний системы начального профессионального образования, вызываемых социально-экономическими преобразованиями в стране, обусловили актуальность настоящего исследования. Культурологическое осмысление данной проблематики позволит определить роль музеев в современном культурно-образовательном пространстве учреждений начального профессионального образования и приоритетные направления их деятельности.
Степень разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования находится на стыке культурологии, музееведения и педагогики. Каждая из вышеназванных наук рассматривает отдельные направления деятельности музеев, поэтому имеющуюся литературу можно разделить на группы.
Первую группу исследований представляют работы историков культуры и культурологов: B.C. Библера, B.C. Бахтина, М.С. Кагана, С.Н. Иконниковой, А.И. Арнольдова и других. В них авторами показана интерпретация музеев с точки зрения динамики и диалектики культурных процессов. Отдельную подгруппу здесь представляют работы, определяющие место музеев в культуре и раскрывающие их культуросозидающие функции. И.М. Коссова, Л.И. Сизинцева, A.A. Сундиева, Э.А. Шулепова обосновывают принципы функционирования музеев как центров духовной жизни регионов, определяют место музееведения в спектре культурологических концепций и учений.
Вторую группу составляют работы И.М. Гуткиной, C.B. Кривых, A.A. Боева, В.И. Слободчикова, A.A. Веряева и И.К. Шалаева, Б.С. Герщунского, В.П. Большакова, Е.И. Арсеньевой и A.C. Кускова, Е.Г. Евдокимовой и Г.Н. Петровой, П. Бурдье, А.И. Бондаревской, A.B. Иванова, в которых определяются такие понятия как «пространство», «культурное пространство», «образовательное пространство», «культурно-образовательное пространство» и обосновывается их взаимосвязь между собой. Специфику формирования культурно-образовательного пространства учебных заведений, взаимообусловленность и взаимовлияние его элементов рассматривают Н.В. Щиго-лева, Т.Б. Юртаева, Т.В. Ишекова, E.H. Мастеница, О.В. Орлова. Авторы выявляют теоретические и практические аспекты взаимодействия музея и культурно-образовательного пространства на примере школ и вузов, что способствует более глубокому пониманию процессов инкультуризации и профессиональной подготовки учащихся.
Третью группу представляют работы, посвященные вопросам истории музейного дела. A.C. Каспаринская, Г.А. Кузина, Н.В. Фатига-
рова, В.И. Златоустова, H.H. Шангина рассматривают аспекты влияния государственной политики в развитии музейного дела в досоветский и советский периоды. Отдельный блок публикаций посвящен сибирской историографии музейного дела. Проблемы музеев Сибири анализируют О.Н. Труевцева, А.И. Мартынов, H.A. Томилов, В.Г. Рыженко. Они определяют сибирские музеи как один из элементов культурного потенциала города и региона. Задачу воссоздания истории отдельных групп музеев Сибири, в том числе Алтайского края, ставят О.В. Падалкина, Е.А. Полякова.
Четвертая группа представлена исследованиями, раскрывающими теоретические проблемы музейного дела, которые можно разделить на подгруппы. Сферой интересов Ф.И. Шмита, A.M. Разгона, М.Б. Гнедовского, Е.Г. Вансловой, Е.М. Акулича выступают вопросы, связанные с определением Музея как социокультурного института и его функций. Проблема изучения музея как феномена современного общества прослеживается в исследованиях Т.П. Калугиной, Л.И. Скрипкиной, К. Хадсона.
Одной из важнейших составляющих динамики научного знания являются проблемы методологии и терминологии. О.С. Сапанжа, анализируя музей как элемент системы культуры, приходит к выводу, что в основе методологии музеологии должен лежать культурологический подход, поскольку теоретические проблемы науки должны изучаться во «взаимосвязи и взаимодействия элементов, ценностного напряжения, определяющего место музея в системе культуры». Вопросам музееведческой терминологии посвящены статьи H.A. Томилова, А. Лещенко.
В рамках настоящего исследования необходимо отметить, что в научной литературе проблема классификации и типологии музеев является актуальной и рассматривается с различных точек зрения. В научных работах М.Б. Гнедовского, Д.А. Равикович, О.Н. Шелега-ной и других рассматриваются критерии классификационных признаков музеев и процесс формирования музейной сети в России. Специфику функционирования отдельных групп музеев на региональном материале рассматривает Т.М. Назарцева, H.H. Будюкина, И.А. Сизова.
В рамках теоретических исследований рассматриваются проблемы музейной коммуникации. Исследования как о-гсчествениых (C.B. Пшеничной, Л.М. Шляхтиной), так и зарубежных (А. Хупер-Гринхилл) авторов освещают различные аспекты данной теории. И.М. Косова, М.Ю. Юхневич характеризуют музеи как образовательные и воспитательные учреждения, выявляют их роль в школьном и
дополнительном образовании. Тенденции развития экспозиции в различных аспектах рассматриваются в отечественных исследованиях H.A. Никишина, М.Т. Майстропской, Т.П. Полякова, М.Н. Чесноко-вой. Направления развития музейной педагогики с учетом российской специфики рассматривают Б. А. Столяров, А.Г. Бойко, Е.Б. Медведева, C.JI. Троянская, Д.А. Прокудина.
К пятой группе относятся работы таких авторов, как А.У. Зеленко, И.Н. Величкиной, В.А. Орловой, Ю.Б. Яхно, H.A. Бело-усовой, Т.Е. Олейник, Л.Г. Самойленко, посвященные музеям, созданным в образовательных учреждениях. Методики и формы работы музеев в учреждениях профессионально-технического образования (ПТО) представлены в публикациях А.Н. Анненкового, А.Е. Сейнен-ского.
История создания и деятельность музеев учреждений начального профессионального образования в России отражены в трех диссертационных работах. В авторефератах диссертаций Ю.Г.Дерябиной, М.В. Борисычевой и Т.А. Тархановой проанализированы формы и методы гражданского, военно-патриотического воспитания российских музеев учреждений начального и среднего профессионального образования, определена их роль в воспитании и профессиональном обучении молодежи.
Следует заметить, что обобщающих работ, посвященных истории и современному состоянию музеев УНПО Алтайского края, не обнаружено, опыт данных музеев, способствующих профессиональному обучению, воспитанию и адаптации учащихся, в специальной литературе практически не освещен.
К шестой группе, учитывая вышесказанное, следует отнести исследования, освещающие историю начального профессионального образования (профессионально-технического образования), например, «Очерки истории профессионально-технического образования в СССР» (1981 г.). На региональном уровне ее изучением занимались А.Д. Чирков, И.П. Сабин, А.К. Мишин. Так, А.Д. Чирковым при определении основных этапов в истории профессионально-технического образования на Алтае уделено особое внимание характеристике принципов создания культурной среды в структуре данных учебных заведений.
В седьмую группу включены работы, затрагивающие вопросы современной педагогики, в связи с тем, что организация рассматриваемых музеев связана с образовательно-воспитательной деятельностью учреждений НПО. Так, автором рассмотрены публикации
В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, С.Ф. Казанцевой, О.Р. Шеффер, определяющие современные концепции образовании и воспитания учащихся в системе общего и профессионального образования. В рамках этого представляет интерес работа И.А. Гетманской, в которой представлен современный социальный портрет учащегося системы НПО.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что роль музеев, созданных в структуре УНПО, и формирование концепции их развития на региональном уровне до настоящего времени остается неопределенной. Социокультурные функции музеев учреждений НПО, их воспитательный потенциал в основном находится вне поля зрения исследователей. Несмотря на вышеперечисленные работы и публикации, обобщающего культурологического исследования по проблеме организации музеев и их роли в культурно-образовательном пространстве учреждений НПО Алтайского края на сегодняшний день не существует.
Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны музеи становятся активным фактором в образовательной, куль-турно-воспитательиой деятельности учреждений начального профессионального образования, с другой - теоретическое осмысление роли музеев в культурно-образовательном пространстве учреждений начального профессионального образования не отвечает требованиям повышения их влияния на процесс подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.
Объект исследования - музеи учреждений начального профессионального образования Алтайского края.
Предмет исследования - деятельность музеев в культурно-образовательном пространстве учреждений начального профессионального образования Алтайского края.
Цель исследования заключается в изучении роли, этапов становления и классификационных признаков, особенностей организации и деятельности музеев в культурно-образовательном пространстве учреждений начального профессионального образования Алтайского края.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- выявить роль музеев в культурно-образовательном пространстве учреждений начального профессионального образования Алтайского края;
— определить и проанализировать этапы становления, развития и
функционирования музеев учреждений начального профессионального образования в Алтайском крае в соответствии с динамикой общественно-политических и социокультурных процессов во второй половине 1960-х гг.- первом десятилетии XXI вв.;
- охарактеризовать музеи учреждений начального профессионального образования как составляющую музейной сети Алтайского края сточки зрения существующих классификационных признаков;
- исследовать документирующую и коммуникативную деятельность музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края и выявить их образовательно-воспитательный потенциал.
Хронологические рамки охватывают период с середины 1960-х гг. - 2011 г. Нижняя временная граница обусловлена формированием сети учреждений профессионально-технического обучения, повышением роли культурно-воспитательного компонента в профессиональном образовании, возрождением интереса к родному краю и популяризацией краеведческого движения, активизацией музейной деятельности в 1960-е гг. и развитием музейных форм работы в образовательных учреждениях. Верхняя временная граница обусловлена последними отчетными данными, характеризующими специфику реализации социокультурных функций современных музеев УНПО.
Территориальные рамки охватывают пространство в существующих границах Алтайского края (с 1960-1992 гг. - с учетом музеев УНПО Республики Алтай, 1992-2011 гг. - без учета музеев Республики Алтай). Выбор территории обу словлен спецификой производственного развития региона, оказавшей влияние на профиль начальных профессиональных образовательных учреждений и функционирование музеев УНПО.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили теоретические положения о взаимосвязи культуры и образования (М.С. Каган, М.М.Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская); концептуальные положения о воспитании как специально организованной совместной деятельности воспитателей и воспитуемых (В.И. Байденко) с использованием педагогического потенциала музеев (Т.А. Тарханова); положения теории музейной педагогики (Б .А. Столяров, Л.М. Шляхтипа, М.Ю. Юхневич). Культурно-образовательная деятельность музеев учреждений начального профессионального образования рассматривается с позиций концепции музейной коммуникации, трактующей ее как процесс общения посетителя с «реальными вещами» (Е.Г. Ванслова, М.Б. Гнедовский,
Б.А.Столяров, Л.М. Шляхтина, М.Ю. Юхневич). Приоритетным в исследовании является определение музейной педагогики в качестве теоретико-методологической основы образовательной функции музея и рассмотрение ее как «инструмента» педагогического воздействия на посетителя (Л.М. Шляхтина).
Метод терминологического анализа дефиниций использовался для характеристики понятийно-терминологического аппарата в области музееведения и выявления сущности базовых понятий исследования: «культурно-образовательное пространство», «культурное пространство», «образовательное пространство». Компаративный метод позволил выявить многоплановый характер исследуемого процесса и взаимосвязи музеев с культурно-образовательным пространством учреждений начального профессионального образования, с социокультурной жизнью региона на протяжении' всего изучаемого периода. Структурно-функциональный метод способствовал определению основных характеристик музеев УНПО, например, классификационных признаков, направлений деятельности, категорий посетителей. Социологические методы (интервьюирование музейных сотрудников, анкетирование) применялись с целью анализа современного состояния музеев учреждений начального профессионального образования, процесса их взаимодействия с учебными заведениями.
Источннковая база исследования представлена нормативно-правовыми документами, архивными материалами учреждений НПО, коллекционными собраниями и архивами 28 музеев УНПО Алтайского края. Среди нормативно-правовых документов были изучены общие (постановления правительства, указы), местные (законы и постановления органов местного самоуправления), ведомственные (приказы, инструкции министерств), определяющие направления и стратегию развития музеев и образовательных учреждений.
Письменные источники по теме исследования подразделяются на неопубликованные и опубликованные. Неопубликованными источниками являются материалы официально-документального характера, которые содержатся в фондах Краевого государственного учреждения Государственного архива Алтайского края (КГУ ГААК), имеющие непосредственное отношение к учебной, воспитательной работе учреждений НПО.
Основными источниками, впервые вводимыми в научный оборот, при изучении темы диссертационного исследования стали текущие архивы музеев УНПО края. Они представлены целым рядом документов: 25 книг поступлений музейных предметов на постоянное хране-
ние, 13 книг учета научно-вспомогательных материалов, экспозиционной документацией. В музеях УНПО Алтайского края хранятся делопроизводственные материалы: приказы об открытии музеев, создании советов при музеях, распоряжения, протоколы заседаний советов музеев, планы работы, годовые отчеты, справки о деятельности. Кроме того, в музеях УНПО отдельно изучены эпистолярные материалы (книги отзывов). Вышеперечисленные источники позволяют воссоздать особенности формирования музеев, их фондовую, экспозиционную, культурно-образовательную* презентационную деятельность. К опубликованным источникам, следует отнести некоторые типы делопроизводственной документации (справочные и статистические издания), буклеты и программы, а также материалы периодической печати.
Вещественные источники представлены фондовыми и экспозиционными коллекциями, а изобразительные источники — фотоматериалами музеев УНПО края. Автором также были рассмотрены Интернет-ресурсы - сайты НПО Алтайского края, отдельных профессиональных лицеев и училищ.
Научная новизна исследования:
- раскрыта роль музеев как учреждений, способствующих расширению культурно-образовательного пространства учебных заведений НПО посредством развития личносгно-профессиональных качеств, творческого потенциала учащихся и их культурной идентификации;
- разработана периодизация становления музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края с учетом трансформации в государстве идеологических установок, социально-политических условий, направлений культурной и образовательной политики;
- введены в научный оборот ранее не изученные архивные документы и материалы, характеризующие музеи учреждений начального профессионального образования Алтайского края как учреждения культуры, образования и воспитания;
- обоснована систематизация музеев учреждений начального профессионального образования как учреждений культуры в музейной сети Алтайского края по различным классификационным признакам: принадлежности определенной категории собственников, связи с отраслью знания (профилю), масштабу деятельности, типу собираемых и предъявляемых обществу памятников, основному направлению деятельности;
- охарактеризованы основные направления и перспективные формы деятельности музеев, осуществление которых способствует социализации, созданию индивидуального образа профессиональной деятельности, определению ее значимости для учащихся.
Положения, выносимые па защиту:
1. Культурно-образовательное пространство учебных заведений НПО Алтайского края является фактором становления и развития музеев как учреждений культуры. Деятельность музеев, непосредственно включенная в образовательно-воспитательный процесс учебных заведений, в свою очередь, способствует изменению границ их культурно-образовательного пространства. Таким образом, музей выступает в роли как элемента, так и самостоятельного субъекта культурно-образовательного пространства учреждения НПО.
2. Общественно-политические, экономические и социокультурные факторы, направления образовательной и культурной политики обусловили этапы создания и функционирование музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края и определили следующую периодизацию: I этап - середина 1960-х - середина 1980-х гг. - становление в учреждениях НПО «протомузейных» форм (музейных комнат, комнат боевой и трудовой славы). Целью создания первых музеев была необходимость качественного улучшения реализации задач патриотического, гражданского, идеолого-политического воспитания учащихся профессионально-технических учебных заведений. II этап - вторая половина 1980-х - середина 1990-х гг. - закрытие и консервация музеев в связи с сокращением количества учреждений НПО в Алтайском крае, обусловленное несоответствием концепции профессионально-технического образования требованиям экономических преобразований в стране в период-перестройки, с одной стороны; и появление новых музеев как формы сохранения истории профессионального образования региона и презентации модифицированных учебных заведений, с другой стороны. III этап - вторая половина 1990-х по настоящее время (2011 г.) - активизация деятельности учреждений НПО по созданию музеев. Причиной количественного роста музеев УНПО стало, во-первых, реформирование профессионального образования и, соответственно, формирование его новой нормативно-правовой базы, оказавшей непосредственное влияние на культурно-образовательное пространство учреждений НПО в целом и на музеи, как его составляющую. Во-вторых, разработка и принятие на государственном уровне Положения об общественном музее УНПО, повлиявшее на воссоздание музеев, закры-
тых в первой половине 1990 г., и на активизацию деятельности музеев, не прекращавших свою работу.
3. Современные музеи учреждений начального профессионального образования можно классифицировать относительно сложившейся в Алтайском крае музейной сети. По признаку принадлежности к категории собственников они являются ведомственными; по масштабу деятельности - местными; по типу собираемых и предъявляемых обществу памятников — коллекционными, по основному направлению деятельности — учебными, по связи с отраслью знания (профилю) — историческими. Классификация музеев по профилю имеет сложную структуру (в ней выделяются отдельные подгруппы), с учетом которой они представлены музеями истории учебных учреждений, исто-рико-краеведческими, военно-историческими и этнографическими.
4. Документирующая и коммуникативная деятельность музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края на разных этапах находилась в зависимости от культурно-образовательного пространства учебных заведений. Образовательно-воспитательная компонента коммуникативной деятельности учреждений НПО способствовала созданию «протомузейных» форм, а затем музеев, расширивших в свою очередь культурно-образовательное пространство. Превалирование коммуникативной составляющей в деятельности музеев позволило им функционировать в период реорганизации системы УНПО и закрытия базовых промышленных предприятий. Особенностью музеев системы НПО является то, что их документирующая деятельность на всех этапах не была самостоятельной и зависела от коммуникативной, но вместе с тем, она служила ее основой. В связи с этим перспективы развития музеев УНПО зависят от документирующей функции музея, связанной с развитием учетно-хранительской и научно-исследовательской деятельности в соответствии с современными требованиями.
Теоретическая значимость исследования. Материалы диссертации расширяют знания в области исгории и теории музеологии: в работе выявлены причины появления исследуемой группы музеев и обоснована их периодизация, охарактеризована роль музеев в функционировании культурно-образовательного пространства учреждений начального профессионального образования и в структуре музейной сети (метамузеология), определена специфика выполнения их документирующей и коммуникативной функций. Кроме того, в исследовании обозначены перспективы развития данных функций посредством их модификации в соответствии с потребностями учащихся.
Практическая значимость диссертации. В связи с тем, что в диссертации вводятся в научный оборот ранее не опубликованные материалы, результаты исследования могут применяться при разработке профильных курсов, образовательных программ, спецкурсов по краеведению и истории культуры в образовательных учреждениях различного уровня. Материалы диссертации представляют интерес для учреждений начального профессионального образования и их подразделений, краеведческих музеев, музеев истории образования, так как расширяют существующее знание по истории региона, музейного дела, профессионального образования.
Результаты данного исследования востребованы и для специалистов-практиков, работающих в образовательных музеях. Аккумулированный опыт работы музеев УНПО может быть ими использован в процессе реализации основных направлений музейной деятельности^
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены в форме докладов на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Международной конференции «Культура как предмет междисциплинарных исследований» (Томск, 2008 г.); Всероссийской конференции Института культуры и искусств ТГУ «Музеология и культурное наследие» (Томск, 2010 г.); VIII Всероссийской научно-практической конференции «На стыке традиций, эпох, континентов» (Кунгур, 2011 г.); на региональных и межрегиональных конференциях «Снитковские искусствоведческие чтения» (Барнаул, 2009); «Развитие сферы образования, культуры, искусства: проблемы, тенденции, перспективы» (Барнаул, 2008-2011 гг.), на региональных IX и X научно-практической конференциях «Молодежь-Барнаулу» (Барнаул, 2007 г., 2008 г.) и опубликованы в сборниках.
В 2011 г. автору вручен диплом лауреата заочного тура VIII Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке» (Москва, Министерство образования и науки РФ, Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция») за работу по теме «История становления музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края — центров сохранения профессиональных традиций».
Одновремешю с работой над диссертацией автор принимал участие в создании музея истории начального профессионального образования Алтайского края (музей лицея № 38 г. Барнаула). В разработке проблемы был использован личный опыт автора, являвшегося на-
учным сотрудником Алтайского государственного краеведческого музея (АГКМ) с 2006 по 2008 гг. Основные аспекты работы вошли в лекционные курсы «Музееведение. Введение в специальность», «Научное проектирование экспозиции», читаемые автором в Алтайской государственной академии культуры и искусств.
Результаты исследования опубликованы в 14 работах, в том числе в 3 статьях в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введен™, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, включающего таблицы и графики. Общий объем работы составляет 251 страниц. Список использованных источников и литературы включает 602 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении представлена общая характеристика проблемы, обоснована актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, историография проблемы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, территориальные и хронологические рамки, теоретико-методологическая основа и методы исследования, его источниковая база, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Культурно-образовательное пространство учреждении начального профессионального образования Алтайского края как фактор формирования музеев» включающей три параграфа, исследуются теоретические основания взаимосвязи культурно-образовательного пространства и музея, исторические предпосылки формирования музеев УНПО в Алтайском крае, выявляются и анализируются этапы становления и функционирования данных музеев в соответствии с динамикой общественно-политических и социокультурных процессов в 1960-х гг. - первом десятилетии XXI в.
В первом параграфе «Теоретические основания взаимосвязи культурно-образовательного пространства и музея» определено, что культурно-образовательное пространство вбирает в себя множество культурных форм, одной из которых являются музеи. Структура рассматриваемого пространства включает ряд подвидов, обладающих специфическими функциями и процессами. В культурно-образовательном пространстве учебного заведения актуализируется процесс культурной идентификации учащихся, способствующий их
профессионально-личностному становлению и саморазвитию, что обусловило становление и функционирование музея как его части. В тоже время он является самостоятельной формой и имеет собственное пространство, ориентированное на решение культурно-образовательных задач учебного заведения. Вышесказанное обуславливает взаимосвязь музея и культурно-образовательного пространства.
Во втором параграфе «Культурно-образовательное пространство учреждений начального профессионального образования Алтайского края и его роль в формировании музеев» выявлено, что становление учреждений начального профессионального образования и формирование их культурно-образовательного пространства происходили в соответствии с социокультурной ситуацией, которая в свою очередь, была обусловлена общественно-политическими трансформациями, изменениями в экономике и образовании. Развитие промышленного и аграрного сектора в Алтайском крае повлияло на формирование в 1960-70-е годы развитой сети профессиональных училищ, осуществлявших подготовку квалифицированных рабочих. В данный период повышение роли воспитательного компонента в учебном процессе обусловили появление разнообразных форм культурно-просветительной работы в системе профессионально-технического обучения: библиотек, клубов, кружков технического творчества, студий театра и кино, «университетов культуры». Организация вышеперечисленных форм, реализация патриотического, трудового воспитания вызвала потребность у образовательных учреждений ПТО взаимодействовать не только с музеями края, но и создавать собственные.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. коренные изменения социально-политической ситуации в стране отразились на внутренней политике регионов и всех сфер общественной жизни. Деформация социального заказа на подготовку квалифицированных рабочих, ликвидация института базовых предприятий явились причиной кризиса системы НПО края, а значит, ослабления и сокращения количества рассматриваемых музеев. Музеи профессиональных училищ практически не имели нормативно-правовой и теоретико-методологической основы своей деятельности.
С началом нового тысячелетия социально-политическая и, соответственно, социокультурная ситуации стабилизировались, что отразилось на деятельности различных учреждений образования и культуры. Государственные и региональные программы, принятые в н. XXI в. предусматривали реструктуризацию, усовершенствование работы учреждений НПО. В 2002 г. на государственном уровне было разработано и введено в действие Положение об общественном музее
учреждений начального профессионального образования субъектов Российской Федерации. Создание нормативно-правовой базы способствовало увеличению их количества: к 2011 г. из 55 училищ и лицеев Алтайского края 27 в своей структуре имеют музеи.
В третьем параграфе «Историко-культурные характеристики музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края» автором рассмотрены генезис и особенности функционирования музеев училищ в крае и выделены три этапа. Они обусловлены общественно-политическими, экономическими, социокультурными факторами, сменой образовательной парадигмы и задачами региональной культурной политики. Первый этап (середина1960-х - середины 1980-х гг.) характеризуется появлением на базе училищ «прото-музейных» форм: краеведческих уголков, выставок, тематических комплексов и созданию музейных комнат и первых музеев. Они создавались и получили развитие в соответствии с концепциями воспитательной и идеологической работы в структуре учреждений НПО. Сопоставление статистических данных по музеям УНПО за указанный период позволяет сделать вывод о том, что пик активности по созданию музеев профессиональных училищ приходится на 1975 год, когда их численность достигла 68. После 1980 г. количество исследуемых музеев начало постепенно сокращаться (к 1985 г. их насчитывалось 58), знаменуя тем самым начало второго этапа.
Второй этап (вторая половина 1980-х — середина 1990-х гг.) — период кризиса системы НПО Алтайского края, обусловленный социально-политическими преобразованиями в стране. Он отмечен противоречивыми тенденциями функционирования музеев УНПО: упразднением и сокращением количества ранее основанных музейных комнат, с одной стороны, и возникновением новых музеев исторического профиля, с другой стороны. Несоответствие учебно-воспитательной работы в учреждениях НПО целям и задачам социальной, экономической, культурной политики государства, а также потребность формирования стра тегий в построении программ обучения и воспитания квалифицированных рабочих в данных образовательных учреждениях, отразились на реализации музеями их социокультурных функций.
Одним из признаков эффективности работы рассматриваемых музеев стало на данном этапе сотрудничество с другими структурами самих учебных заведений, с различными учреждениями городов и районов края. Тем не менее, как свидетельствуют отчетные данные, руководителями музеев ощущалась острая потребность в финансировании, методической помощи в комплектовании материалов, по-
строении экспозиций. В этот период происходила ликвидация ряда музеев ввиду закрытия учреждений НПО, но, несмотря на это, Краевым управлением профтехобразования был поставлен вопрос о создании Музея истории НПО в Алтайском крае как методического центра музеев данной категории.
Третий этап (вторая половина 1990-х гг. - 2011 г.) - период реорганизации, обусловлен оформлением государственной законодательной базы в области системы НПО и нормативно-правового регулирования деятельности музеев, что привело к их количественному росту. На данном этапе произошла модификация направленности работы и профиля, что определило роль музеев в современном культурно-образовательном пространстве учреждений НПО Алтайского края.
В результате исследования было выявлено, что в данный период численность музеев УНПО увеличивается: в 1995 г. их насчитывалось 16, в 2005 г. - 20, в 2011 г. - 28 музеев. На данном этапе происходит расширение спектра культурно-образовательной и экспозиционно-выставочной деятельности, при этом, используется опыт предшественников, так и современные тенденции развития музейного дела. Большая часть музеев (80 %) занимается изучением истории своих учебных заведений, собрания остальных музеев (20) имеют историко-краеведческий, этнографический и военно-исторический характер. В указанный период был решен вопрос о создании единого методического центра музеев УНПО края, открытого в 2010 г. на базе профессионального лицея (ПЛ) № 38 г. Барнаула.
На протяжении трех этапов функционирования музеев УНПО Алтайского края, выделенных в исследовании, изменения затронули не только внешние условия и характеристики их существования (количество, появление новых типов и профильных групп), но и коснулись самой сути музейной деятельности в" связи с выполнением своей миссии объективно интерпретировать исторические события и культурные явления, исполнять роль культурно-образовательных и координационных центров повышения уровня профессионального мастерства.
Во второй главе «Музеи системы начального профессионального образования Алтайского края как учреждения культуры», состоящей из четырех параграфов, выявлено значение данных музеев в музейной сети Алтайского края, проанализированы социальные функции музеев как учреждений культуры, рассмотрена научно-фондовая работа, выделены формы их культурно-образовательной и экспозиционно-выставочной деятельности и определена роль музеев в культурно-образовательном пространстве учреждений НПО на современном этапе.
В первом параграфе «Музеи учреждений начального профессионального образования как составляющая музейной сети Алтайского края» дана характеристика музеев УНПО с точки зрения их места в структуре музейной сети региона, которые в своей деятельности, также как и другие, зависят от масштаба своих коллекций, типа, вида и профиля.
По признаку принадлежности музеи УНПО следует отнести к ведомственным музеям. Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея. Следует отметить, что в крае наблюдается явное преобладание в количественном отношении (22 из 28) музеев исторического профиля; а остальные (6 из 28) - комплексные (историко-краеведческие).
По признаку общественного назначения музеи УНПО Алтайского края являются учебными и выполняют задачи обеспечения наглядности и предметности процесса образования и профессиональной подготовки. По другой типологии (способ осуществления музеями функции документирования) рассматриваемые музеи следует отнести к музеям коллекционного типа. С точки зрения классификации (по масштабу деятельности или по связи с определенной территорией) 19 из исследуемых музеев находятся в ведении администрации районов и городов, а 9 -в ведении администраций сельских и городских поселений, что позволяет определить их как музеи местного масштаба. С открытием в 2010 г. в ПЛ № 38 Музея «Истории начального профессионального образования в Алтайском крае» существуют предпосылки создания многоуровневой структуры — музейной сети учреждений НПО. В связи с этим весьма актуальна проблема паспортизации музеев УНПО и придания им статуса «Музея образовательного учреждения».
Музеи учреждений НПО Алтайского края полноценно включены в структуру сети и являются источником ее пополнения и развития.
Во втором параграфе «Организация научно-фондовой деятельности музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края» показано, что развитие научно-фондовой работы в данных музеях обусловлено необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса, профессиональной, социально-личностной адаптации молодежи. Фондовые коллекции отражают историю и современное состояние начального профессионального образования, промышленности и сельскохозяйственного производства края. Исследование практики комплектования фондов музеев
УНПО края позволило определить его формы и специфику. В 1970 -1980-е годы в данных музеях одной из популярных являлся сбор материала в ходе экспедиций и походов по местам боевой и трудовой славы. С 1990-х гг. - 2011 г. в музеях УНПО Алтайского края основными формами комплектования стали дары от администраций, преподавателей, мастеров, учащихся данных образовательных учреждений, от закрытых предприятий и их музеев. К 2011 г. основной фонд музеев учреждений НПО насчитывал около 52 тыс. ед.хр., изучение которого позволило определить его состав, включающий вещественные (инструменты, одежда, обувь, головные уборы, украшения, вымпелы, знамена, флаги, домашняя утварь), письменные (нормативно-правовые документы, воспоминания участников и ветеранов Великой Отечественной войны, фронтовые письма, грамоты и дипломы) и изобразительные (произведения живописи и скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, фотографии) источники. В научно-вспомогательном фонде (НВФ) музеев УНПО преобладают макеты, модели, карты, схемы, диаграммы.
Развитие научно-фондовой работы в музеях учреждений начального профессионального образования Алтайского края обусловлено необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса, профессиональной, социально-личностной адаптации молодежи.
В третьем параграфе «Культурно-образовательная деятельность музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края как основной фактор их развития» определено, что процесс становления и функционирования музеев УНПО связан с организацией их культурно-образовательной работы, цель которой -содействие учебно-воспитательному процессу и профессиональной адаптации учащихся.
Предметом рассмотрения стали базовые формы культурно-образовательной деятельности, проанализированные с точки зрения их традиционности - новизны. К традиционным формам работы музеев УНПО относятся экскурсии, лекции, конференции, характеризующиеся разнообразной тематикой (история училища, история базовых предприятий и организаций, основные направления развития современного агропромышленного комплекса края). Среди традиционных форм музейной работы следует выделить такие формы как «встреча с интересным человеком» и военно-патриотические клубы («Варяг», «Русские витязи», «Вымпел»). Новые формы, используемые в музеях, представлены циклами программ, «музейными уроками», консультации по залам и отделам, конкурсами, олимпиадами, викторинами, профессиональные праздники. На современном этапе пер-
спективным становится составление и применение программ, которые возможно осуществлять с помощью различных форм музейной коммуникации, таких как акция «Музейная ночь».
Состав аудитории музеев преимущественно представлен учащимися УНПО, городских и сельских общеобразовательных школ, студентами учреждений среднего профессионального образования (СПО).
Культурно-образовательная деятельность музеев УНПО направленная на активизацию, развитие творческой инициативы и освоение отечественного культурного наследия и социальной адаптации учащихся, является основным фактором их развития.
В четвертом параграфе «Экспозиционно-выставочная работа в контексте культурно-образовательной деятельности музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края» доказано, что му зейная экспозиция не только выполняет функцию трансляции духовного и культурного опыта, но и является базой для учебно-познавательной деятельности и творческой самореализации учащихся.
Экспозиции музеев УНПО построены с помощью тематического и систематического методов. Как правило, их тематическая структура состоит из разделов, посвященных истории училища, руководителям, педагогам и мастерам, учебным, творческим и спортивным достижениям учащихся; истории базовых предприятий, профессиям, по которым проводилась и проводится подготовка в данном учебном учреждении. Особенность экспозиции сельских музеев УНПО- наличие тематических комплексов, раскрывающих процесс индустриализации, внедрения современных технологий, подготовки кадров для агропромышленного комплекса края.
В музеях УНПО наиболее востребованы историко-хронологический и комплексно-тематический принципы построения экспозиции. Ввиду того, что площадь, отведенная под экспозицию часто чрезвычайно мала, она перегружена материалами, особенно вспомогательными. Выставочная деятельность музеев является примером интеграции музейных технологий в учебно-воспитательный процесс и используется как средство повышения эстетического уровня учащихся (выставки декоративно-прикладного творчества).
Эффективность визуальной коммуникации музея определяется степенью включенности в его работу учащихся и использованием экспозиционных материалов в учебно-воспитательном процессе, в профессиональной подготовке учащихся.
Перспективными формами экспозиционно-выставочной работы являются «кунсткамеры», «научно-методические кабинеты», «музеи шедевров», апробированные в ряде музеев УНПО края.
В заключении подводятся общие итоги работы, формулируются основные выводы по результатам исследования. Установлено, что процессы становления и развития музеев определяются динамикой и трансформацией культурно-образовательного пространства учреждений НПО. Музеи как учреждения культуры способствуют процессу расширения культурно-образовательного пространства учебных заведений системы НПО посредством развития личностно-профессиональных качеств, творческого потенциала учащихся и их культурной идентификации. Определяются проблемы в деятельности музеев УНПО и предлагаются варианты их решения с учетом культурно-образовательного потенциала рассматриваемых музеев, ж фондового собрания, актуализации деятельности методического центра, созданного в Алтайском крае.
Список опубликованных работ по теме диссертации
Основное содержание диссертационной работы отражено в 14 работах общим объемом 9,2 п. л.
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Шорина, Д. Е. Музеи учреждений начального профессионального образования в музейной сети Алтайского края / Д. Е. Шорина // Мир науки, культуры, образования : междунар. науч. жури. - 2011. - № 3 (28). - С. 306-311.
2. Шорина, Д. Е. Экспозиционно-выставочная деятельность музеев начального профессионального образования Алтайского края / Д. Е. Шорина // Мир науки, культуры, образования : междунар. науч. жур. — 2011. — № 6 (31). —Ч. 1.-С. 196-201.
3. Шорина, Д. Е. Музеи учреждений начального профессионального образования в социокультурном пространстве Алтайского края / Д. Е. Шорина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 14а. - С. 233-238.
Другие научные публикации
4. Шорина, Д. Е. Музеи начального профессионального образования - культурно-образовательные центры учебных учреждений г. Барнаула / Д. Е. Шорина // Информационные ресурсы, культура, искусство, образование: традиции и современность : материалы конф.
молодых ученых, аспирантов и соискателей (8 февраля 2008 г.). — Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2008. - С. 147-151.
5. Шорина, Д. Е. Социокультурная деятельность музеев учреждений начального профессионального образования г. Барнаула / Д. Е. Шорина // Молодежь - Бар наулу: материалы X город, науч,-практ. конф. молодых ученых (17-21 ноября 2008 г.) : в 2 т. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. - Т. 1. - С. 74-76.
6. Шорина, Д. Е. Музеи начально-профессионального образования в социокультурном пространстве г. Барнаула / Д. Е. Шорина // Культура как предмет междисциплинарных исследований : материалы междунар. науч. конф. (15-16 мая 2008 г.) / под общ. ред. Ю. В. Петрова. - Томск : Изд-во НТЛ, 2009. - С. 537542.
7. Шорина, Д. Е. Музеи истории училищ и их роль в формировании культурно-образовательной среды г. Барнаула / Д. Е. Шорина // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - Барнаул, 2009. - Вып. 9. - С. 105-107.
8. Шорина, Д. Е. Воспитательный потенциал музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края / Д. Е. Шорина // Традиции и ценности русской культуры: становление, трансляция, трансформации : труды Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. — Вып. XIV. — Барнаул : ГМИЛиКА ; Алтайский Дом печати, 2009. - С. 136-145.
9. Шорина, Д. Е. Тематика и структура коллекций в музеях начального профессионального образования Алтайского края / Д. Е. Шорина // Анохинские чтения : материалы VI науч. конф. — Горно-Алтайск : НМРА, 2009. - С.19-22.
10. Шорина, Д. Е. Выставки декоративно-прикладного искусства в музеях начально-профессионального образования как средство эстетического воспитания учащихся / Д. Е. Шорина // Третьи искусствоведческие Снитковские чтения : материалы регион, науч.-практ. конф. - Барнаул : Изд-во ГХМАК, 2009. - С. 264-268.
11. Шорина, Д. Е. Воспитательные функции музеев начального профессионального образования: современное состояние / Д. Е. Шорина // Педагогический потенциал учреждений социально-культурной сферы: направление, динамика, образовательный процесс: материалы науч.-практ. конф. молодых ученых, посвящ. Дню рос. науки и 35-летию АлтГАКИ. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2010.-С. 152-155.
12. Шорина, Д. Е. Коммуникативная деятельность музеев начального профессионального образования Алтайского края / Д. Е. Шорина // Этюды культуры - 2010 : материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов. - Томск : Изд-во Томск, гос. ун-т, 2011. - С. 146-149.
13. Шорина, Д. Е. Генезис и особенности функционирования музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края / Д. Е. Шорина // Грибушинские чтения - 2011: на стыке традиций, эпох, континентов : материалы докладов и сообщений VIII Всерос. науч.-практ. конф. (19-23 апреля 2011 года). - Кунгур, 2011.-С. 208-210.
14. Шорина, Д. Е. Музеи учреждений начального профессионального образования Алтайского края: направления и перспективы развития / Д. Е. Шорина // Этнокультурное образование : опыт, проблемы, решения : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (Барнаул, 4-8 ноября 2011 г.) / редкол.: JI. В. Белькова [и др.]. - Барнаул, 2011.-С. 55-59.
Шорина Дарина Евгеньевна
Музеи в культурно-образовательном пространстве учреждений начального профессионального образования Алтайского края
Автореферат
Издательство Алтайской государственной академии культуры и искусств. Подписано в печать 11.04.2012 г. Формат 6СЬс84 Усл. п. л. 1. Тираж 100. Заказ 87 Алтайская государственная академия культуры и искусств 656055, г. Барнаул, ул. Юрина, 277
Текст диссертации на тему "Музеи в культурно-образовательном пространстве учреждений начального профессионального образования Алтайского края"
61 12-24/102
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств»
Музеи в культурно-образовательном пространстве учреждений начального профессионального образования
Алтайского края
24.00.03 - музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии
На правах рукописи
Шорина Дарина Евгеньевна
Научный руководитель кандидат культурологии, доцент Е.А. Полякова
Барнаул - 2012
Оглавление
Введение........................................................................................ ^
Глава 1. Культурно-образовательное пространство учреждений начального профессионального образования Алтайского края как фактор формирования музеев.............................................................................................
1.1. Теоретические основания взаимосвязи культурно-образовательного пространства и музея.............................................................................. ^
1.2. Культурно-образовательное пространство учреждений начального профессионального образования Алтайского края и его роль в формировании
музеев.............................................................................................
1.3. Историко-культурные характеристики музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края.......................................... 67
Глава 2. Музеи системы начального профессионального образования Алтайского края как учреждения культуры.......................................................... 93
2.1. Музеи учреждений начального профессионального образования как составляющая музейной сети Алтайского края................................................ 93
2.2. Организация научно-фондовой деятельности музеев учреждений начально го профессионального образования Алтайского края.................................
114
2.3. Культурно-образовательная деятельность музеев учреждений начального профессионального образования Алтайского края как основной фактор их развития............................................................■..•••■.............................
2.4. Экспозиционно-выставочная работа в контексте культурно-образовательной
деятельности музеев учреждений начального профессионального образования
. „ ...................... 168
Алтайского края ............................................................
......................... 201
Заключение...............................................................
208
Список источников и литературы...........................................................
............. 251
Приложения...................................................................
Введение
Актуальность исследования. В последние годы в Российской Федерации в связи с нехваткой квалифицированных рабочих кадров, необходимых для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, в рамках государственной политики принимается ряд мер по реорганизации начального профессионального образования, по формированию имиджа престижности и привлекательности рабочих профессий. Данная цель предполагает не только усовершенствование производственного обучения, но и преобразование культурно-образовательного пространства, являющегося средой актуализации процесса культурной идентификации, социализации личности, взаимодействия в нем различных учреждений культуры. На современном этапе происходит переосмысление возможностей, роли музея как учреждения культуры, выбор его форм и методов деятельности, процесса взаимовлияния музея и культурно-образовательного пространства учебного заведения.
Музеи учреждений начального профессионального образования (УНПО), возникшие в период становления системы профессионального образования на Алтае, являлись своеобразными центрами патриотического и трудового воспитания. В 1990-е годы социально-экономические, политические изменения стали причиной снижения уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, реорганизации и уменьшения числа учреждений начального профессионального образования в крае. Указанные процессы, повлиявшие на трансформацию деятельности данных музеев, тем не менее, не привели к их исчезновению. В первом десятилетии XXI века в регионе по-прежнему отмечается их востребованность как образовательно-воспитательных центров, способствующих, в том числе, и сохранению, передаче профессиональных традиций и мастерства. Следует отметить, что в деятельности этих музеев все более значимую роль приобретают задачи, обусловленные новой образовательной парадигмой, интеграционными процессами всех уровней профессионального образования,
где на первый план выдвигается решение актуальных личностных проблем: самообразования, социализации, культурного самоопределения1.
Таким образом, рост количества музеев учреждений начального профессионального образования в Алтайском крае, усиление их влияния на учебно-воспитательный процесс и профессиональную адаптацию молодежи в условиях постоянных динамических изменений системы начального профессионального образования, вызываемых социально-экономическими преобразованиями в стране, обусловили актуальность настоящего исследования. Культурологическое осмысление данной проблематики позволит определить роль музеев в современном культурно-образовательном пространстве учреждений начального профессионального образования и приоритетные направления их деятельности.
Степень разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования находится на стыке культурологии, музееведения и педагогики. Каждая из вышеназванных наук рассматривает отдельные направления в деятельности музеев, поэтому имеющуюся литературу можно разделить на следующие группы.
К первой группе относятся работы историков культуры и культурологов: А.И. Арнольдова2, М.С. Кагана3, B.C. Бахтина, B.C. Библера4, С.Н. Иконниковой5, и других. В работах данных авторов рассматриваются формы и функции культуры, музей как одна из подсистем культуры. Отдельную подгруппу здесь представляют работы, определяющие место музеев в культуре и раскрывающие их культуросозидающие функции. И.М. Коссова6,
1 О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 163-р // Собрание законодательства Российской Федерации. -2011.-№ 9,- Ст. 1255.
2 Арнольдов, А. И. Открытие мира культуры: Беседы с молодыми. М., 2003.
3 Каган М. С. Культура города и пути её изучения // Город и культура: сб. науч. тр. СПб., 1992. С. 15-34.
4 Библер В. С. Целостная концепция школы диалога культур: Теоретические основы программы /B.C. Библер, М. М. Бахтин // Психологическая наука и образование. -1998. - № 4. - С. 66-73.
5 Иконникова С. Н. Динамика и диалектика культурных процессов // Науки о культуре - шаг в XXI век: сб. материалов ежегодн. конф.-семинарамолодых ученых (нояб. 2001, г. Москва). М., 2001. С. 5-9; Она же. Культура и перспективы исторической культурологи // Время культуры и культурное пространство : сб. тез. докл. междунар. науч-пракг. конф. (11-13 дек. 2000 г., г. Москва). М., 2000. С. 4-5.
6 Коссова И. М. Музей в культурной жизни края. М., 1989.
В .Г. Рыженко1, Л.И. Сизинцева2, Л.М. Шляхтина3, A.A. Сундиева4, Э.А. Шулепова5, E.H. Мастеница6 обосновывают принципы функционирования музеев как центров духовной жизни регионов, определяют место музееведения в спектре культурологических концепций и учений. Вышеперечисленными исследователями выявляется роль музеев в сохранении и обогащении национально-культурных традиций, характеризуются различные аспекты взаимодействия музея и общества с учетом изменяющейся социокультурной среды.
7 8
Вторую группу составляют работы И.М. Гуткиной, C.B. Кривых, A.A. Боева9, В.И. Слободчикова10, A.A. Веряева и И.К.Шалаева11, Б.С. Гершунского12, В.П.Большакова13, Е.И. Арсеньевой и А.С.Кускова1,
1 Рыженко В. Г. Музеи в культуре сибирских городов в первой трети XX в. // Проблемы музееведения и народная кулыура. Новосибирск, 1999. С. 35-65; Она же. Общественные музеи советской эпохи в культуре Российской провинции: возвращение к родиноведческим идеалам // Российская провинция ХУГП-ХХ веков: реалии культурной жизни : материалы Ш Всероссийской науч. конф. (Пенза, 25-29 июня 1995г). Пенза, 1996. Кн. 2. С. 354-364.
2 Сизинцева Л. И. Музейная деятельность в Костромском крае. Становление и развитие. ХЕХ- пер. треть XX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. М.,1998. С.21-22.
3 Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Образовательная миссия музея // Произведение искусства в образовательном процессе: Материалы Международной научно-практической конференции, 5-7 апреля 2000 г. СПб., 2000.
4 Сундиева А. А. Музей как культурная форма // Культурные миры: Материалы научной конференции. М., 2001. С. 15.
5 Шулепова Э. А. Музей на службе общества: проблема взаимодействия // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 2001. С.48-54.
6 Мастеница Е. Н. Музейная интерпретация истории как культурологическая проблема // Вопросы культурологии. -2009. -№ 9. - С. 39-43.
7 Гуткина И. М. К вариативности связи понятий «пространство» и «культура» // Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI в. Саратов, 1999. С. 64-66.
8 Кривых С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Известия Алт. гос. ун-та. - 2010. - № 66. - С. 14-18.
9 Боев А. А. Единое культурное пространство единой культуры // Социальная теория и современность. Вып. 8. М., 1993. С. 104-110.
10 Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. Вып. 7. С. 181.
11 Веряев А. А., Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог: наука, технология, практика. -1998. - № 2. - С. 23-31.
12 Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
13 Большаков В. П. Провинциальность культурных пространств нынешней России // Культура российской провинции: прошлое, настоящее, будущее. Материалы круглого стола. СПб., 2005. С.6-8.
Е.Г. Евдокимовой и Г.Н. Петровой2, П. Бурдье3, А.И. Бондаревской4, А.В.Иванова5, в которых определяются такие понятия как «пространство», «культурное пространство», «образовательное пространство», «культурно-образовательное пространство» и их взаимосвязь между собой. Специфику формирования культурно-образовательного пространства учебных заведений, взаимообусловленность и взаимовлияние его элементов рассматривают Н.В. Щиголева6, Т.Б. Юртаева7, Т.В. Ишекова8, E.H. Мастеница9, О.В. Орлова10. Авторы выявляют теоретические и практические аспекты взаимодействия музея и культурно-образовательного пространства на примере школ и вузов как процесса инкультуризации и профессиональной подготовки учащихся.
1 Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурное пространство Русского Севера: подходы к дифференциации и опыт туристского использования [Электронный ресурс] // Культура & общество: Интернет-журнал МГУКИ. М., 2006. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru / Articles / 2008 /.pdf. - С. 6-7.- 15.02. 2012.
2 Евдокимова Е. Г., Петрова Г. Н. Личность в образовательном пространстве // Личность в пространстве России. Саратов, 2000. С. 166.
3 Бурдье Пьер. Социология социального пространства / пер. с фр., общ. ред. Н. А. Шмапсо. СПб., 2005.
4 Бондаревская А. И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов : дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
5 Иванов А. В. Развитие культурной среды школы как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Личность в социокультурном измерении: история и современность. М., 2007. -Режим доступа : http://isiksp.ru/library/ ivanov av/ivanov-OOOOOl.html- 17.02.2012.
6 Щиголева Н. В. Структура культурно-образовательного пространства [Электронный ресурс] // Международный Интернет-журнал «Образование». - Режим доступа : http://www.oim.ru/reader. - 05.02.2012.
7 Юртаева Т. Б. Развитие нравственно-правовой культуры студента в культурно-образовательном пространстве // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Пермь, 2011.Т. 2. С. 158-161.
8 Ишекова Т. В. Место и роль музея в культурно-образовательном пространстве вуза. Все о туризме [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.turbooks.ru/stati/jekskursovedenie/532. - 07.02.2012.
9 Мастеница Е. Н. Культурологический вектор образовательной деятельности музея // Вестник университета Российской академии образования - 2009. -№ 5 (48). - С.123-125; Она же. Актуализация культурного наследия в музее: образовательный аспект // Образование в пространстве культуры : сб. науч. статей. М., 2005. Вып. 2. С. 199 -206.
10 Орлова О. В. Культурологический подход в образовании как путь формирования целостной картины мира у учащихся и проблема культурологической подготовки педагогических кадров // Образование в пространстве культуры : сб. науч. тр. М., 2005. Вып. 2. С.406-411.
Третью группу представляют работы, посвященные вопросам истории музейного дела. A.C. Каспаринской, Г.А. Кузиной, В.И. Златоустовой1, Е.И. Лелиной2 рассматриваются аспекты влияния государственной политики в развитии музейного дела в досоветский и советский периоды. Отдельный блок публикаций посвящен сибирской историографии музейного дела. Проблемы музеев Сибири анализируют О.Н. Труевцева3, H.A. Томилов4,
5 6 7
В.Г. Рыженко ,А.И. Мартынов , О.Н. Шелегина . Они определяют сибирские музеи как один из элементов культурного потенциала города и других объектов, составляющих современную инфраструктуру культуры в Сибири. Задачу воссоздания истории отдельных групп музеев Сибири, в том числе Алтайского
8 9
края, ставят О.В. Падалкина , Е.А. Полякова .
Четвертая группа представлена исследованиями, раскрывающими теоретические проблемы музейного дела, которые можно разделить на подгруппы. Сферой интересов научных исследований Ф.И. Шмита10, A.M. Разгона11, М.Б. Гнедовского12, Е.Г. Вансловой1, Л.М. Шляхтиной2, Е.М. Акулича3 вы-
1 Музей и власть: сб. науч. тр. М., 1991.С. 8-96.
2 Лелнна Е. И. Педагогические музеи в России второй половины ХЕК - начала XX веков: история становления и развития: автореф. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург,
2008.
0
Труевцева О. Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: Исторический опыт и современность. Барнаул, 1998.
4 Томилов Н. А. О музееведении и некоторых его дефинициях // Проблемы музееведения и народная культура Новосибирск, 1999. С.7-24.
5 Рыженко В. Г. Общественные музеи советской эпохи в культуре Российской провинции: возвращение к родиноведческим идеалам. Пенза, 1996. Кн. 2. С. 354—364; Она же. Музеи в культуре сибирских городов в первой трети XX в. / Проблемы музееведения и народная культура Новосибирск. 1999. С. 35-65.
6 Мартынов А. И. Краеведческий музей как научный центр региона // Теория и практика музейного дела в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. - М., 2001. - С. 109-117.
7 Шелегина О. Н. Музейная сеть Сибирского региона: процессы формирования и адаптации // Вестник Томского государственного университета - 2011. - № 344. - С. 103-111.
8 Падалкина О. В. Музей глазами современников // Алт. сб. Барнаул, 1993. С. 6-25.
9 Полякова Е. А. Педагогические музеи Западной Сибири как учреждения культуры конца ХЕХ - первой трети XX веков: автореф. на соискание ученой степени кандидата культурологии. Барнаул, 2006.
1 Шмиг Ф. И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л., 1929.
11 Разгон А. М. К вопросу об изучении музейных коллекций // Изучение и научное описание памятников
материальной культуры. М., 1972. С. 7-12.
12
Гнедовский М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности : сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1989. С. 16-34.
ступают вопросы, связанные с определением музея как социокультурного института и его функций. В работах Т.П. Калугиной4, Л.И. Скрипкиной5, К. Хадсона6 выявлены проблемы изучения музея как феномена современного общества прослеживается. Социальные функции музея и особенности деятельности музея в культурной среде России рассматриваются в трудах Д.А. Равикович7, В.Ю. Дукельского8. В коллективной монографии «Музейное дело России»9 освещаются вопросы функционирования музеев, музейной сети России, современные проблемы их развития.
Одной из важнейших составляющих динамики научного знания являются проблемы методологии и терминологии. О.С. Сапанжа, анализируя музей как элемент системы культуры, приходит к выводу, что в основе методологии му-зеологии лежит «культурологический подход», поскольку теоретические проблемы науки должны изучаться во «взаимосвязи и взаимодействия элементов,
10
ценностного напряжения, определяющего место музея в системе культуры» .
Вопросам музееведческой терминологии посвящены статьи H.A. Томилова11, А. Лещенко12. В словаре музейных терминов представлен по-
1 Ванслова Е. Г. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей /
Е. Г. Ванслова, М. Ю. Юхневич, Т. В. Чумилова // Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика: сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1989. -С. 11.
2 Шляхтина Л. М. Образовательная миссия музея // Произведение искусства в образовательном процессе: материалы Международной на�