автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Музейное строительство в Советской Армении (1920-1935 гг. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Музейное строительство в Советской Армении (1920-1935 гг. )"
.АКАДЕМИЯ НДУК ЖШУЫЩИ АРМКНМЯ ИШТЖУХ ИСТОРИИ
На права? рукописи
СШОШН АШСЯ ЩШЮВЦА
УДК 947.925+069 /979.25/ /091/
МУЗЕЙНОЕ СТРОИШЬСТБО В СОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ <1920-1935 иг,)
Специальность? 07»00,02,- История СССР
Автореферат диссертации на соискание .ученой степени кандидата исторических наук
йрааат- 1991
Работа выполнена на кафедре истории армянского народа Ереванского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета.
Научный руководитель' - доктор исторических наук( профессор,
член-корреспондент Академии наук Республики Армения Л.А.ХУНИУДЯН
Официальные оппоненты: доктор исторических наук» профессор
К.С.ХУДАВЕРДЯН
доктор исторических наук» профессор Г.Ы.ХАЧАЗРЯН
Ведущая организация - Армянский государственный педагоги-.
ческий институт им. Х.Абовяна
91 г.
у Защита, диссертации состоится "
в*7 У- ¿^^час на заседании специализированного совета Д 005.19.01 по присуждению ученой степени доктоэа исторических наук в Институте истории Академии наук Республики Армения.
Адрес: 375019, Ереванt пр. Маршала Баграмяна, 24г„
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории Академии наук Республики Армения.
Автореферат разослан " *f"f " ^^A^t 1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета,
кандидат исторических наук /О-— Р.Л.АЗИЗБЕКЯН
Актуальность темы. Растущая роль музеев сегодня требует от нас более глубокого и всестороннего изучения истории музейного строительства в стране в целом, и в частности в Республике Ар-нения как составной части развития культуры.
Г.чузеи развиваются во взаимосвязи с различными сферами науки и искусства. Известно, что музеи исторического профиля действуют параллельно с развитием и достижениями исторической науки и археологии, а историческая наука в свою очередь опирается, в частности, на хранящиеся в музеях ценности материальной культуры, созданные тем или иным народом.
Музейное строительство- тесно связано и с развитием краеведения, с всесторонним изучением исторического прошлого народа. В последний период армянскими историками создан ряд ценных трудов, посвященных культурному строительству, театру, музыке, искусству, кино, культурно-просветительным учреждениям нашего народа. Следует отметить, что во многих республиках страны по этим проблемам написаны докторские и кандидатские диссертации, монографии, другие работы. Однако изучение музейного строительства в Армении, по сравнению с другими республиками, находится в незавидном положении. У нас практически нет исследований» по-свящешшх музейному строительству в целом или его отдельным периодам и.проблемам. Исключение составляют лишь несколько статей,' которые, однако, не могут дать целостного представления о проблеме. Это обстоятельство и побудило диссертанта сделать предметом специального изучения музейное строительство з Армении в период 1920-1935 гг. '
Цель и задачи исследования. До изложения самой теш диссертант стремился показать, что, несмотря на бесчисленные нашествия, разрушения и реквизиции, бесконечное разграбление ¡.°ате-раальных ценностей, которым Армения подвергалась в течение веков, музейное дело, музейное строительство дате з средние века не были чудцы армянам. А уже во второй половине 19-го века и в первые два десятилетия 20-го века в Армении были предприняты серьезные попытки создания систематизированных музеев. Имзнно этгфывцяеся з это время хранилища и послудили основой для создания в последующем новых больших музеев в республика. Главные задачи нашего исследования следующие: - предстааить целостную историю музейного дела в Армения з г.ёрз-й период музейного строительства (1920-1335 гг.);
- выявить усилия властей в деле собирания« сохранения к превращения в общенародное достояние музейных ценностей;
- обобщить и дать оценку первым декретам, решениям и распоряжениям правительства Советской Армении по музейному делу;
- представить проделанную работу по осуществлению этих решений;
- показать первые шаги а достижения в музейном строительстве в Армении, как и выявившиеся здесь трудности;
- предсташть ту подлинно патриотическую деятельность и большие усилия, которые прилагали в музейном строительстве-великие подвижники армянской науки и культуры - Е.Лалаян, Е„Шахазиз[; С.Тер-Аветисян, А.Лори-Калантар, Г.Овсепянс А.Таманян, Р.Драм-бян и многие другие.
Степень изученности проблемы. Исследований, посвященных древним и средневековым армянским музеям, нет. Можно лишь упомянуть статью проф. К.Кафадаряна^. Не тлеется отдельных исследований и об армянских музеях 19-го и начала 20-го веков„ как и об организации музейного дела в Армении в годы советской власти. Исключение составляют единичные, в основном журнальные статьи, каталоги, посвященные собраниям отдельных музеев. Небогатая литература о музейном строительстве в Советской Армении подразделяется на две группы: первую группу составляют работы, непосредственно относящиеся к музейному строительству, во вторую группу входят исследования, посвященные культурному строительству вообще,, в них авторы мимолетно касаются такке истории музейного дела в республике«
В изучении проблем музейного строительства в Армении большие заслуги имеет археолог, музеевед, в прошлом многолетний директор Государственного исторического музея Армении К.Г.Кафада-рян2. В некоторых ценных статьях, посвященных данному вопросу, он интересными фактами представляет первые шаги по организации цузейного дела в Советской Армении, затрагивая развитие не только в самой Армении, но и за ее пределами, начиная со средневековья до 20-х годов.
1 Кафадарян К. Музеи, сокровищницы и хранилища средневековой Армении. "Андастан". Бейрут, 1962, 10 (на ары.яз.).
2 Кайадаряк К. Из истории музеез Армении. ".Ярабер". у,созан,1972„ & 10, с.20-35); Первый музей Армении. "Лос.боп", 1974, 12,
с.37-47; Государственный исторический музе!: Дпг.;еш;ц. Кстовкко-филологическш вестник. Креваа, 1962, й 2, с.г07-21о (вес"-на- арм.яз.).
Первым шагом в организации музейного строительства в Советской Армении (1921-1941 гг.) посвящены двэ книжки В.Дарьяна"^. Первая из них - "Задачи советского краеведения" - фактически являлась методическим путеводителем по музейному строительству и оргашзащш работ.
Принципы организации музейного дела рассматриваются в статьях М.Арутчяна2 и Р.Драмбяна^.
Автор одной из первых статей, посвященных данному вопросу, М.Арутчян считал, что консервативный метод музейной работы ужа устарел» Необходим новый подход, требуется новое методическое решение цроблемы. По его мнению, музей - это очень тонкий организм. Организуя его выставку, нужно неизменно придерживаться действующих принципов: показывать исторические периоды по общественно-историческим формащям. Принимая во внимание то обстоятельство, что первыми посетителями новых музеев являются рабочие и крестьяне, еще только вставшие на путь овлздэвания грамотой, М.Арутчян считал в что первоочередная задача музейного строительства - организовывать выставки просто и понятно.
В противовес принципам М.Арутчяна в деле показа музейных ценностей, Р.Драмбян Евдвигает свою точку зрения. Частично приникая и защищая некоторые старые принципы, он выступал проетз отказа от старой формы выставления,' то есть по архивам, и считал, что надо отказаться от "комплексного метода"„ особенно если отсутствуют некоторые виды предметов, необходимые црж организации выставки. Он считал непозволительным заменять оригиналы Фото- или иными копиями, поскольку подобные копии посетитель может увидеть в альбомах и книгах.
Народный комиссариат просвещения Армении издал в 1931 г. сборник "Наука и научно-исследовательская деятельность з Советской Армении в 1920-1930 гг.". Здесь особый интерес предетаз-
1 Дарьян В. Задачи советского краеведения. Ереван, 1939; Археологические музеи и задача охраны исторических памятников. Ъреван, 1940 (обе - на арм.яз.).
2 Арутчян М. Совоеменныо принципы организации музейного строж-тельстБа и Государственный музей Арм.ССР. "Норк". Ереван0 1936, кн.2; 0 художественном отделе Государственного музея Арм.ССР. "Йорк". Ереван, 1927, киЛ (обе - на арм.яз.).
3 Драмбян Р. Принцип кет беспршадашость? "Норк". Ереван, 1927, кн.Х; Государственный музей Армении. В сб.: Наука к научцо«* исследовательская деятельность в Советской Армении а 1880« 1930 гг. Ь'резан, 1931; Выставка новых приобретешь» ЕВШ8Л 1928 (все - на арм.яз.); Государственная вдртщш гэйёйея-' Армении. М., 1962. ......А.-^-Я
лягат статьи Р.Драыбяна, С.Суреняна, -А.Антоняка, С Л'ер-Акопяна, посвященные Государственному музею Армении, музеям революции и центральному педагогическому, Эчмиадзинскому государственному цузею*.
? 3
Следует упомянуть также статьи 1.1.Асратяна , Х.Саркисяна и некоторых других исследователей»
Отдельных вопросов теш диссертационной работы касались и исследователи, занимавшиеся проблемой культурного строительства в Армении4. Для всестороннего анализа некоторых аспектов рассматриваемой теш значительный интерес представляют труды ЛЛле-ликсет-Бека, Ы.Орманяна, А.Заминяна, М.Абегяна, Т.Тораманяна, А.Лестнера и других исследователей5, в которых освещаются наиболее вашше проблемы музейного строительства в Армении.
Хронологические рамки исследования охватывают 20-30-е гг. XX в. На первый взгляд мевду заглавием и изложением диссертационной работы в хронологическом алане.имеется нарушение. Учитывая то обстоятельство, что без знания культурного наследия прошлого невозможно правильно понять и оценить также сегодняшние проблемы, автор счел целесообразным хотя бы вкратце рассмотреть историю досоветских музеев. Эти музеи подразделяются на дво группы: на музеи, действовавшие до середины 19-го века, и музеи, действовавшие до 1920 г.
Хронологически диссертационная работа непосредственно начинается с 1920 года и включает годы восстановления народного хозяйства (1920-1935 гг.). Выбор данного промежутка времени
1 См„: Указ.сборник.
2 Асратян М. Государственный исторический музей Армении. Журнал "Советакан Шастан", 1972, К 12 Сна арм.яз.).
3 Саркисян Хо Литературный ректор культурно-исторического музея Армении. "Нор уги". Ереван, 1931 (на арм.яз.).
4' Худавердян К. Культурное строительство в Армении в годы первой ■ пятилетки. Креван, 1959; Новая культура древнего народа. '.¡., 1962; Культурная революция в Армении. Ьпеван, 1906; В.Казан-джян„ Первые шаги армянской советской культуры, ¿ревац» 1964 (на арм.яз.); Ш.Арутюняк. Советская Армения, летопись 1920-1980„ Ьреван, 1982 (на арм.яз.); Бархударян С. Памятники материальной культуры Советской Армении. лреван, 1935 (на арм.яз.).
5 Меликсет-Бек Л. Из истории археологических изысканий в Аимсш;;:. Ьреван, 1947; Орманян 1.Г. История нации, т.З. Бейрут, 1961; Заминян А. История армянской церкви. Н.Нахичеван, ЪОЬ-Г^л); Абегян Ы. Георг 1У. Вагаршаиат, 1899: Тораманяи '1'. июеиаалл армянской архитектуры. Ьреван, 1942 (все - на атэм.яь.); Лестнер А. О необходимости организации в г.ао;;клш; местного научного цузея. См.: Обзор Эриванской губернии. опш«_н:>, ЮЬ:.
обусловлен тем, что именно в это время были основаны первые большие музеи в Армении, было заложено новое музейное строительство, музеи стали служить делу патриотического воспитания народных масс. Диссертационная работа завершается 1935 годом, когда особым решением материнский, культурно-исторический музей Армении был разделен на отдельные музеи (исторический, литературный и изобразительного искусства), и начался новый этап деятельности этих музеев, являющийся темой специального исследования.
Методической основой диссертационной работы послужили принципы материалистической историографии, решения государственных органов, другие документы по вопросам культурного строительства.
Источниковедческая база.-Проблемы, поднятые в диссертационной работа, в основном рассмотрены на основе использования исторических источников» особенно архивных документов. Подавляющая часть документов выявлена, исследована и введена в научный оборот диссертантом.
При изучении истории музеев средневековой Армении автор использовал труда армянских летописцев. В сочинениях этих историков тлеются, хоть и отрывочные а разрозненные, однако чрезвычайно ценные сведения о музеях Армении и хранящихся таг.! церков--ных ценностях. В числе этих историков следует отметить Агафанге-,лоса„ О.Драсханакертци, епископа Ухтанеса, Гевонда, Ст.Орбеляна? По интересующему, нас вопросу значительный ггатэриал собран в / "Канонгирк Айоц" под редакцией А.Глгчяка'Г ' ,
В целях изложения основной,темы диссертант изучил документы Центрального государственного архива.Октябрьской революции и социалистического строительства Аргл.ССР (ныне Центральный государственный архив новейшей истории Республики.Армения (ЦГАНИ РА)), Центрального государственного исторического архива Арм.ССР, архивов Армянского филиала-ИМЯ при ЦК КПСС (ныне архив Института общественно-политических исследований при ЦК КПА), Государственного музея литературы и искусства к.:еки Е.Чаренца, 1лате-надарапа шгени М. Маетою. В работе использовано большое кож- , чество архивных материалов,.которые'содокгат ценные сведения по
1 Агафангелос. История ас?,гаг. Тифлис, 1914; Ов.Драсханакертци. • История армян. Тийяка, 1912; История Гевонда^-СШу^ВЗ?^ '-, Кпископ йстанес. история армяа. Вагасшапагг'-?Э?««*СтхСозёЛян.-История губернии Сисакан. Тнфяас, 1910
2 Канонгирк Айоц, под ред.'арм.яз.).
■. -и «•
интересующей нас проблеме. Эти архивные документы помогают нам дополнить материалы армянских первоисточников, дают возможность сопоставить отдельные факлг и явления.
По исследуемой теме больную ценность представляют также изданные документы. Это относящиеся к музейному строительству правительственные декреты,, постановления и приказы, которые используются впервые. Среда них отметим сборники декретов и распоряжений правительства Лрм.ССР (вып.1, 2)~, сборник "Культурное строительство в Армении <1920-1940). Документы и материалы", вышедший под редакцией дроф», К.Худавердява2, а также сборник "Из истории музейного строительства'в.Армении (1921-1925)®. ,
Источниковедческую базу работы дополняй? ценные материала, опубликованные в печати в конце-.XIX столзтия н первой, четверти нашего века. Содержащиеся в йшс-сведения о музейжш строительстве, хотя и представляют ■иышщтелкшй ант'ерер,, но шло использованы н вводятся в научный оборот впервые «.'-.О'музеях часто писали "Арарат"4, "Хорурдаии Айастан" ("Совзтская'Арыегсйя")®/ "Азгагракан андес" ("Зтнограйцческкй ауркал")^, '•ЧвзслуЕкст"'
1 Сборник декретов и распоряжений Лвд.СС?, вып.!¿'-2. -.Зздщадзин, 1921 (на арм.яз.)» ' • ■ г .. •. ,
2 "Культурное строительство в Армении (1920-1940), Документы и материалы". См.: "Бестщж архивов Армении", 1974,-а 2»
3 Глушинина Г., Казаздн 3. '-Из истории-цузеШюго строительства в Апмении (I92I-I925). См. г '"Вестник 'архивов 'Армении4. Ереван, 1959, & I. . . - ;
4 "Аварат". Эчьшадзшь'• 3875 г., с.373-3755 1876 г',:, с.6;-187?-г. с.282; 1888 г., с.417: J.863 г., с.64:'182Х г.",45.167; 1893 т.\ с.252-259, S52-559« 1894 г., с.18; 1897 Г., С.523; I8S9 г.„
с.342; 1903 г., с.316-317.-616-621; IS04 г., с.37-39; 1905 г., с. 100; 1906 Г...С.792; 1907 т.,, с.487-498: 1910 Г., с.428-- -437: I9II Г.,' с.147-154, 176. 187о 353,•820-821: 1912 г., ' с. 191; 1913 г., с.687-688,-991; 1917 г.,' с»681 Чка арм.яз,). "
5
»
13 марта4 18 июня, 22 декабря 1924. г. ; 30- мартав '28 мая 1925 г.; 6 сентября 1926 г.; 28 января 1927 г.;-10 февраля, . 27 февраля;.24 декабря 1928 г.;' 10 июля 1931 г.; 7-июля 1934 г. ■ (на арм.яз.)..,.. •;■■■'.■■■ ...-■. . у\
6 "Азгагракан андес" ("Этнографический-куриал1',. 1912'г., с.4 (на арм.яз.). '
7 "КоммунистЕреван,' 13;марта (JS 27) 1921 г.: (на арм.яз.').
''Овит" ("Долина")-1-» "Хорурдакк арвест" ("Советская культура")2 и другие органы печати . Этому вопросу был посвящен также ряд сообщений и статей русскоязычных периодических изданий0.
Все использованные автором источники были подвергнуты критическому анализу, уточнялась их достоверность.
Дщжтическоэ значение исследования. Сделанные в диссертации вывода и заключения кмзют ваяное значение для всестороннего изучения вопросов музейного строктальства в Армении. Поднятые в работе проблемы ж заключения, десятки новых до^ментов могут быть дсяользоданы учекшЕ10 заяимаздшгая вопросами культурного строительства и .развитшткультурц з Армении. .
Десятю: архи&шк документов 0 в основном выявленных к введенных в научный.оборот автором, йохуг. быть использованы таккз . при изучении различия: 'вопросов истории армянского народа пе-' риода 1913-1935 гг. Покжэ, о-хэго результаты поисков диссертанта дают возмоглоегь'перок,ютрогь ряд зодросов, связанных со временем осковакия музеев, йаучпо угонит пх..'
. Большой фактячесюД г^гркгя,- приведений в диссертации, кэяэт- бызь использован я га пегоргпгекш: факультетах вузов при преподавания гздэса'.1!ЩгзсГг??ая работа". ' . ' .
Научная новизна'ятеозтя'&Ещ яргэде всего состоит в том, ,что рассгатрш&сшс проблема. бпзЬенэ становятся'яредглотои спе-' цкального, отдельного язутсязд. 'йеввно нз, основе богатого ■фактического матзрдала, собранного актором» в-цельности научно ■ изложена кстордя-глуззез Арбенин как. а сродаиэ века».' так и в новое н.новейшее время. ■: " •
Автору'удалось утошпть дату основания Государственного исторического :.!узз.ч Армгнги. До этого вез исследователи придер-апгаось вдзтя,.*гто этот «музей б»д 'основал летом-1921 года со стороны -советской злгетп. | Дяссертапт на основа. яових документов показывает, что Гсоурарртвэкш/? исторической музей Армении был основам еще 9-го сентября 1919. г.. решением национального парламента; Армянской республика. '-. ' ■;
. В работе'впервые, по-керо возиОзности, были обобщены, кон-
1 "Овит" ("Долина"). 'Ткфляс, 191И, й 43, с.680 (на арм.яз.).
2 ''Хорувдаан арвост" ('"Советская культуЬа"). Ереван, 1932, В 15, 16; 1935, й2 (ка арм.яз.). .
3 "Ашянскпй.зэстнш:".' М., 1916. 15 3, 30, '31; "Обзор Эряванской гуЙернии". Зризаяь, 1912, с,20.
кретизированы и рассмотрены все те факты, которые относятся к истории музейного строительства.'
Если о Государственном музее Армении и его отдельных отделах в той или иной мере говорилось в науке, то о правительственных декретах,' решениях и распоряжениях относительно спасения музейных ценностей от гибели и их собирания, национализации-сокровищ материальной культуры, создания новых музеев, о начальных шагах этих музеев в диссертации сказано впервые.
Научная новизна работы заключается также в том, что диссертант первым представил целостную.историю основания и деятельности краеведческого, природю-исторического, педагогического музеев Армении, Армянского.этнографического музея Тифлиса, 'Археологического музея Ани. '.
Новизной.в диссертации является,и то, что впервые во многих подробностях дана картина создания и деятельности {до 1936 г.) материнского музея Армении - государственного цузея и его отделов, которые впоследствии стали самостоятельными музеями. ■ '' ' ; - „'.'. ■ ; '•••.."'..,
Диссертант значительное'внимание уделил и той большой работе, которую вели' в музейном строительстве многие выдающиеся деятели культуры и науки Армении. '' ..''".
Апробация Ьаботц; Диссертация была обсуздена и,рекомендована к защите на кафедре истории армянского.народа Севанского госуниверситета, в отделе новейшей истории Института истории АН Республики Армения. По .некоторым, основш^гполонениям. диссертации автором прочитаны доклада.на юбилейной научно-практической ' конференции историко-революционных, исторически и краеведческих музеев СССР и социалистических' стран,,'.посвященной 40-летию победы над германским фашизмом (г.Москва, 1985 г.), а также на научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов Ереванского госуниверситета в'1990 г.,: Основные положения и выводы диссертации изложены в опубликованных'автором шести статьях. • ' -
Структура и основное содержание"работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованных первоисточников и литературы.
Во введении обосновываются выбор исследуемой теш, ее актуальность, хронологические рамки и научный интерес, устанавливается степень разработанности проблемы. Отмечается то об-
етеггаякягсэ» что методологической основой исследования является пршггопалгша .разработка вопросов культуры в новейшей исто-Егох^яфнх. Здгсзь ганаленн тажне задачи и цели исследователя„по-кэззшг тага,, практическое и теоретическое значение „
дается оФгар яежш>5©ваншх первоисточников и литературы.
~ "Музейное дело в Армешш в средние века и яозоэ кэт'л Сдо 1939 г.- рассматривается воцрос об армянских щзйях досовзтского нерисда. Глава состоит из следующих разде-
а) Автор на основе сообще-армянских шрэзааточников пришел к выводу, что, несмотря на1
вёсконечша ЕшаестйШ* войны» вывоз материальных ценностей из Ьтрат» в средневековой Армении зародились музеи. Автору удалось Сжсштьр что в тот иериод существовало три типа музеев - цар-Скез, ккянескае и церковные. В своих сочинениях средневековые йлторн сзфупудезно перз'гасдявт тэ веща а предаем, которые хранятся з еояроЕИЗнацззс. И хотя в отвагенза атах хранилищ конкретно не употреблялись слова музей или рйзшща, однако из списка .'фааяцяхся з них предметов еидйо, что эти собраши имела музей-характер и полностью ссотвэтстйоё&эд. таким церковным музеям, кгшл является современный ¡чузей церкви Зчмцадзкка. Если дворцовые а княжеские со2фовацшща, по лоняттй! причинам, были закрыты для цростнх людой, го з'действующих црк церквах и духовных учрея-. дошях ризницах адузейннэ ценности выставлялись духовными отцами, и бшш доступны дая носещаэдих« Действующие ризницы имели средне- . рдковыв армянские Зфата Арника, Гаянэ„ Аруча, Авана0 йшспмо ж ,гр. Одвако в отлкчзэ. от сзгодаягшЕ кузен средневековой Армении гатакясь бельке изстагл собиралзя, сохранения, негели показа гузейшх экспонатов. Только с середины 19-го ве5са в Армении 6','Ли яредцрянятц попытка создания настоящих музеев. Примером такого музея является оевогэ&шЗ уевлшаа Х.Абоэяна "Армянский краеведческий кабинет" о Есрвой жмеозинз &П зека,
б) Мучей Рчт.таадз;;т1с?го?о като.эдуоо'теп. Ко шпщшшт католикоса Геворга 1У три предела^ построенных при кафедральном собора св.Зчмзадзина, били переделана в'музей, официальное открытие которого состоялось з 1888 г» 3 ХБ34 г. ус&яшаи католикоса Ккртича Хриыяна старое здагаэ синода било снесено и на его ¡.гесте построено здание музея, которнй состоял из этнографического и археологического отделов. Как выяснял автор, музей обладал
богатым собранием, который был обработан знавдиш цэрхошшфш И выставлен на обозрение.
в) Вопрос об открытии т.гтаея педагогики в Эчмиадзивв fmra духовной семинарии Геворгян). Он стал предметом обсувдешя в Высшем совете св.Эчмиадаша в начале 20-го века. Музей долкен был содействовать обучению учащихся семинарии и школ. Он открылся 4-го сентября I9II г. и действовал до IS20 г.
Ее предпринял член многих научных обществ и организаций варда-пет Гарегин Овсепян (впоследствии католикос Дома Килшшйского). В годн геноцида армян в Турции и после этот энергичный церковный деятель и ученый шесте со своиш сподвшшакаш сумел;'соврать сотни ценных вещей,, взятых с собой армянамы-бежевдаш на Западной Армении,, и в 19X7 г»' цриняяоя за организации этнографического музея. К содалешда,' последующие собнтая. носка. 191? года не дали осуществиться предаешь кланам Г<,Овое:шшаа Ho soт тогда Армянский этнографический музей не соетоядся6 труди Г.Ob« сепяна не прошли даром. Музейная коллекция, собранная т & ®го еданомшленшкамяв перешла сначала в Зчишздзиныий щгзей0 а котом в Государственный исторический музей Армении, обогащая его этнографическую коллекцию. / • "■'.. ' .
д) Среда досоветских ермяккзх музеев ввдаое' агесто зашкал основанный по ишщиатизэ известного этнографа Ь^завда Лсшшиа . Армянский этнографический'музей в Тйфлиса. Хотя.музей к назывался этнографическим, одаако т&ад было сшщектрщювано также большое число музейного реквизита археологического характера „ приобретенного посредством раскопок« По причине недостатка финансовые; средств на ведение раскопок предлагались мизерные суммы. Так0 для приобретения средств для ведения раскопок а музейного рекщ«-зита в 19II г. этнографический музей имел всего лишь 100 рублей, Однако необходимость спасения от.габели.музейных ценностей армзд-ской культуры вынуздала преодолевать любые трудности о Среда музейных экспонатов преобладал этнографический реквизит, большую часть которого составляли национальные костюмы, рукописи, расшивные полотенца, домотканные коски и' т.д. Однако первая мировая война и последовавшие за ней бедствия не дали возможности довести до конца организационную работу Армянского этнографического музея Тифлиса. Работа была приостановлена, а музейный реквизит собран и складирован в хранилищах. Музей затем был переведен в Ереван, составив.основу коллекции Государственного музея Ариели.
g) Образцом подлинно археологического музея явилось зраня-лкщэ s Abs. В нем бит сосредоточены ценности, найденные во время раскопок Н.Я.Марра а И.Орбзш в средневековой столицо Армении - Ани. Эти экспонаты демонстрировались в бившей мечети Маиуче, как к в помещениях ¡, построенных для музея, Вторгнувшиеся в 1918 г. в Анн турки-вандалы почти целиком укичтояшш г^гзей. Бшга спасена лишь незначительная часть его ценностей, которыэ дая обеспечения безопасности были переправлены в деревню Харьков, а затем в церковь Санаин. Позднее, з 1926 г.,-эта археологические реликвии били перевезены в Ереван и восполншй коллекции археологического отдела Государственного музея Армении.
В качала 80-го взка попытки организаций музеев были предприняты также в Ереване и Алзксащфододэ. Но эти попытки не увенчались успехом, Tait' как препятствовали неблагоприятные условия • времени. ' - . •"' ' .•;•'■
'Епвод диссертанта однозначен;. как в средние века, так и g новое время в Армении 'существовала щзэя-хранилща и предпринимались серьэзяш попытки ■ создания' научных музеев. .
j В первой главе работы обсущтдсгся такжэ врсгдя основания музея Ар?.53Е5ш» До яосдаущэго гфг-sm быгеаажо ынение, что гда®-'пй музей рзспуйдаи 'Лнгсснован лзтом '1821 г. правительством СсвзтсйоЯ Аршиа. Ощвгязь па дздай ряд îîoei-gc ерхивншс деку- ' ментов, автор кзощюзоршго.докидает?,. "то на став деле этот иугей <5кж освовгд в период двмешчкяа парлекзнта Республшш ■ Армения ссггсспо, решетя»' о? Э-~о сентября 1919 г, 1Z октября ¿921 г. правительство ОоввгоаоД Аразгяз йезго дашь лерзрегаотрп-, ровало решение Еащо?1?лького.' яяпшшта рзопуйдач от 9-го сен-гября'191э'г.;
' Во. второй.глчвч - ^Парзкз 'дёгфега н постановления правительства Советской Армения о.нуззйнсм строительстве (1920-1335)" = анализируйте." и харзктвргзуягой йоЗ' тз цраивтельстаегсшв деку- . fiSHxa, ' которые непосредственно -отзосаш» к вопросам музейного дола в Арнэняи. Исследов?.йпч noiwzozо, что правительство Дрм.ССР, несмотря яа.ишкю' трудсозп, с sepoux ne свсах шагов дерясало в центра внимак^ вопроса яуяьтуры, а гон чисяе организации музеов, охраны, пакздакоз, разработало основные принципы ведения музейного' строительства. Ссотвзтстзукпще арааитбльствен-ные декреты, постановлелая и раслоряЕСШя бши гшуйштазваны в тогдашней печати, в сборниках. Автор »¿тевд к тел в научкнЗ ; '
оборот значительную часть этих документов.
Диссертант отметил и ту обеспокоенность, которая возникла у общественности.по поводу сохранности многих археологических ценностей, находившихся у частных лиц и учреждений« Опасаясь, что они могут быть вывезены за предела страны„ припрятаны ш уничтожены со злым умыслом,, правительство приняло постановление об .описи этих ценностей,, их учете и сохранении (8-е января 1921 г.) о
При национализации и конфискации как всех, так и музейных ценностей иногда допускались ошибки к недоразумения.' Во избежаг ние этого председатель Совнаркома Армении Ал.Мясникян 26 июля 1921 г. подписал два документа: "Декрет о национализации'1-^ а "Декрет о конфискации"^. • '
Декреты обязывали все советские учреждения и должностных лиц в точности выполнять все решения Совнаркома о национализм ции и конфискации с запрещением конфискации без разреишшаа гдс-вительства. Нарушителей эткх декретов независимо от изг дазв5кз&--' ти и дартийности привлекали к ответственности согласно) дайит^а-щим законам.
Хотя Территория Армении богата культурными реликвиями музейного значения„ однако для сбора всего этого,, централизации их в музеях и последующей обработки и экспозиции чувствовалась большая нехватка квалифицированных кадров» Для восполнения этого пробела правительством Армении принимается соответствующее решение и предоставляется специальный бюдает для подготовка музейных кадров.
Однако национализуя правде существовавших музеев, взятие под охрану государства музейных ценностей являлись лишь начатом - дела. Необходимо было такие основать новые музеи, научно обра- • ботать, изучить и выставить на обозрение музейные ценности. В этой главе в говоря об этом, автор рассматривает также правительственные решения о создании педагогического и краеведческих музеев.
28 апреля 1935 г. правительство республики рассмотрело во-• прос о работе материнского музея Армении и принята соответствующее постановление. Автор подробно изучил все его пункты. Так как отделы главного музея Армении расширяясь вышли из своих
1 Сборник декретов и распоряжений Ары.ССР, вып.2. оч:лиадгпн, 19210 с.84-85.
2 Там же, с.85.
пределов и фактически стали самостоятельными музеями я славившаяся ситуация мешала продвижению музейного дела5 ЦК Ш Армении не счел зозковным сохранить существующую структуру,. На основе трех отделов цузея были создали новые музеи: изобразительного искусства - художественная галерея Армении0 театрального искусства н музей литературы. А основная часть главного адузея осталась в качестве музея истории Армении. По мкэшш автора,, этим важкёЗшкм решением завершается первый етад музейного строитедь-ства в Армении. Рядом с ковосоздавныш ideara основываются новые .»¿увезs деятельностью которых обусловливается новый steh музейного дела в Армении.
Следует отметить„ что все правительственные рзш9кая0 нриня-ткэ в 1920-1935 гг. по щузайкску сафсвшзЕЮЩ?» СЕХдетаюствуат о той заботе и внимании 5 жоторне; аижаЕнкипь <щ? кгж составной части культурной революции» И заляг .йргэшш зво щрггу счгт&я£.ОБ музеем под открытым небом 5 это зовта кэ ©heshss®,» жат необходимости иметь систематизированные адаш. Нянек® оттай цзда и слу-зшш рассматриваемые правительстненнЕЭ дееязшя з ргсзоряаэзин..
Б третьей главе - "Сбор а^гзейньк ценностей к организация музейного строительства э Армении з IS20-I9S5 гг»" - кг основе анализа фактического материала показан процесс сбора г.!уз8йннх ' экспонатов ¡шк на территории Армении 0 так и во всех армянских колониях бывшей Российской империя а ход организации музейного дела в Армении в данное время. В декабре 1920 г. наряду с другими народными комиссариатами'был учрежден ш комиссариат просвет-щения Армении, на который была возложена слозная задача - решение важнейших вопросов образования» просвещения и культуры в Армении. Как выявил диссертант, одной из первоочередных задач Наркомпроса стала организация музеев нового типа как очагов культурно-нравственного воспитания народа.
По декрету Советской власти об огосударствлении.принадлежащих духовным учреждениям культурно-образовательных центров (1?-го декабря 1920 г.) был национализирован единственный в Армении церковный - Эчмиадзинский музей. Обнаруженные автором интересные документы, касающиеся огосударствления этого музея, как и катенадарана, дали возможность подробно проследить ход этого процесса. На основе материалов церковного музея и Ыатена-дарана бил создан государственный Эчмиадзннский культурно-исто-ричесш-ш институт.
Хранящиеся в архивах Армении документа свидетельствуют также о больших усилиях и работе, предпринятых вначале правительством Армянской республики, а затем советским правительством в сеаюй Армении, как к в Грузии,, Москвес Петрограде„ Нор-Дйзжчеване0 в 2Срыму0 Астрахани,, Одессе „ в других местах с ар;гяы-скш населением по собиранию имевшихся там армянских культурных _цэш2оетей0 предотвращении их гибели и их перевода- в основанный е Ереване ¡государственный музей» Особенно много таких ценностей было в Тифлисе» В трэвонные времена I мировой войны они временно 2фашш5сь в армянском этнографическом, Кавказском музеях, будата цриввзены из Этаиадзина» Еревана,, Аш„ Взяа, других районов Бападаой Армении с условием их последующего возвращения в Аркания прк наличии благоприятны^ условий, "Однако меньшеваст'; с коз правительства. Грузни отказывалось передать эти ценности Армажш, 3 коэд® концов усилия правительства Армянской республику особенно '.Е»Лалаета0 Д„3аврияна, А.Калаитара, С»Тер-Аветася-ш0 увенчались успехом. '' . ,.
' Срашштаяыгб легко произошел дарзвод-цу э£ншс ценностей Лаваревского института. Ус&давш Е.Шагазига ы Ереван баяа црк-вээвна'большая част^.цэнЕОзгеЙ армянского^ музея Нор-Нахичеьана. В иерша года 20-? .годов в. Армзшвг прибили также шогио музей-¡наю экспонаты из армянских обцш! Астрахани, Петрограда, Одессу. Кэ была''забыты' тетаз материалы,, ■ разошедшиеся-ео 'Армении» ' • -Собранные таким' путем ценности 'была сконцентрирована в гооддарстзайнои кузеэ рсспубшшо - ОЗ'адвд четыре отдела; етао-Ерафкк, Мсторико-лнтератур;:н'д5 археологический & изобразитесь--кого искусства» Чуть позднее открылся тис;о отдел .революции. Парад каздам 'из отделов бшш поставлены конкретные .рабочие задача, азлйкетше в устава-.адузея. ■'.;. -'
Рядо^ с Государ'ствзщплз.музеем'Армонии действовали и другая адзоя, которые оставили' зачетный' след' в музейном строительстве в Аризнши Среда, ша":
а) Музей' педагогики.! Одно.-из пергих решешй правительства Советской Армении предусматривало создание такого музея, призванного ссосооствоБать развнтис образования в республике. Торжественное открытие музея состоялось 18 декабря 1921 г. Диссертант ШС1Ш, что в его составе имелась следующие отдели: Салюта, хглгг.у, , рудных разработок, географии, техноло-
сткркгхгь т-глю с где.-л; м^теыат;::-:;:, музыки и
%зей педагогики о хотя он ж действовал недолго „ проделав значительную работу по школьному строительству а Армении,, но обучено и воспитании лодрастаицвго поколения.
б) КраедшнескиЙ музей Ашеп?щ - сдан нз первых музеез в Советской Армении» основанный репшием Наркоьщроса республики от 21 апреля 1921 г. Он также просуществовал десять лет»
з) Иряводно-истокиеский„музей Армзеии. Создаете музея было предпринято по ннициатявэ Министерства общественного образования и искусства Армянской республика, однако оно на дала осуществлялось со стороны правительства Советской Армзши. Оснозой, музея поелукила богатая коллекция дроф» Э.ШалжовкикоЕа.
1.4узей собрал, обработал я выставил дга обозрения боле® 1200 образцов растительного и зивоткого мира Армении о Экспозиции давала целостное представление о еэ ральефе0 пржродао-йла-глатяческих условиях, йшорэ и фауне» 3 цэлях улучшения деятельности зрирсдно-исторачзското музея в 1931 г„ ао решении правительства республики с ним быш слнты небольшие музеи Ерээекско-го университета н Нархомзема Арм.ССР. 3 вдансм цриродно-зсторв-чэсяом музее бит созданы ботанический,, зоологический в геояо-го-?яикералогический отделы.
Далее1 з диссертации подробно говорится а деятогьностн Государственного музея Армешш и его отделов. Здесь ызервнз детаяь-яо освещается та больше усилия„ которые прилагала в собирают, обработке!, научной демонстрации цузейных ценностей вздавдиеся лежала культуры - Зрваяд Ладаян0 Зрваад Шахазиз» Вртанес Ахи- ■ кяя0 Смйат Тар-Аветисян,,- ^бэп Драмбян и другие. Как видео аз' приведенных в работе фактов,, Государственный гдузей Армении с первых'яе дней своей деятельности стал одним из любимых мэст для гст'злей республики.
-Автору удалось выяснить, что райста отделов Государственного гдузея Армении представляла собой следующую жзртинуг
I) Отдел археологии'. Только з течение'одного года отдел обогатился спасенными в Ани 5972, переданными.из наотонализиро-ванного Эчмиадзинского музея 1500Р -полученными из" Комитета по охране памятников 1500 единицами хранения» Экспозиции „ организованные сотрудниками. этого отдела, впервые показали широкой публика на основе археологического материала*, что Армянское нагорье являлось одним из древнейших з ьмро ■ очагов зарождения человека, что армянский народ - один из древнойтах народов цшжлиоовашого мира. Этот отдел музея сотрудничал с Комитетом по охране намят-
накозс Домшо собирательных и выставочных работ „ небольшой кол-аектш® отдэлз. привел в порядок материалы раскопок, ©шсал их, занимался научно-исследовательской деятельностью.
. 2.) Истррико-фажологичеокий отделе В 1920-1930 гг„ этот отдел бал я££бо£за domsjss в система государственного музея, ^шшш оадака юешодея 1£ваид Шахазиз« Ь-агодаря его усшжш jaa в есрщо года существования музея здесь быт еобра-ез Е^новЕса к saassa r&zz ias С^Шахазиза^ М.Налбацдяна,
М.&вша„ Р.ПашЕяггза„ Быяа ушшяэктовакы личные фонда ряда гог-сагаяой и щв дошагюа иагаатурн. Первыми кз них были йовдк Х„Абсгяка0 Р.Шшсгшгза,, Х^оАрцрунн,, М.Налбандяна0 Г.Атаянав ГоСудщдшзгао Д.Дааа5кга0 СоЕаггзиза,, Врт„Папазяна0 А.Цатуряиа» МоЗюшлшга. От состашш из гж опубликованных и рукописных трудоБ0 лкчннх вэщейс шашсградЕй я т.д.
Помимо материалов,, Kc.cascrsxaE отдельных лиц0 в историко-филологическом отдэлз бкла собрана архивы "Агбюр таразк" 0 *Цй>ча"» "Эгыографгчэох:аго сесгягл"» "Еастаиха Общества ародзн-' с кет писателей" а ряда лругш: скалов« •.
Отдел истинно участвовал в организации постоянных ж временных экспозиций музея.
в) Отдел изобразительного искусства. Автор отмочает, что этот отдел был организован с большиж трудностями. Это объяснялось тем о что тогда в ¿-резаке не было художников „ получивших профессиональное, образование„ богатых меценатов искусства или собирателей худонаственных произведений„ не проводилось выставок. Практически отдел свор деятельность начал с нуля.
. Диссертант выяскал0 что основу фонда отдела составила около 50 масляных и графических работ,' приобретенных усилиями К.Ла-даяна из национализированных коллекций А.Манташяна, Б.Бейбутяна, А.Тааряна, как и ряд полотен Г.Якулова, Г.Башшдкагяна, Ь.Таде- . восяна, С.Хачйтряна, С'.Аракеляна, Тарагроса и других художников, закупленных специально для фонда отдела искусства с первой выставка произведений армянских художников, открывшейся в Ереване псд патронажем Каркоыпроса, Армении 12 июля 1921 г. Деятельность . отдела возглавлял приглаженный из Петрограда знавдий театровед--нск/сствовед Рубен .Драыбян. Он окаю 30 лет руководил работой вначале художественного отдела гф'зея, а затем созданной на базе or ого отдела художественной галереей Армении. В значительной 7--. гсг^тдрд деятельности Р.^-амбяка сегодня худозественная
галерея Армении считается одной из'лучших в стране.
Б 1925 г. была организована первая выставка произведений из фондов отдела изобразительного искусства музея. Вопрекы сетованиям некоторых лиц„ она отнюдь не била бедкой. Среди представленных на выставке полотен были оригинальные работы художников, принадлежавших к школам Веронезе, Караваджо, .Рубенса» Здесь же экспонировались и картины русских художников - Коровина , Машкова, Судейкина, Кончаяовсхого, Головина и других. Конечно, богаче всех был армянский раздел выставки, где были выставлены произведения Ф.Терлемезяна, Е.Тадевосяна» О.Агадааняна» М.Сарьяна, Г.Порджяна и других-.
В 1926 и 1928 гг. отдел изобразительного искусства организовал выставки своих новых приобретений и произведений армянской графики.
Диссертанту из архивов и материалов прессы удалось извлечь ряд интересных сообщений, свидетельствовавших, что отдел изобразительного искусства государственного музея принимал активное участие в международных выставках, организованных за границей (в Париже!, Берлине, Вене). Диссертант в ходе исследования, посвященного этому отделу музея, цршел к выводу, что ужа з течете первого десятилетия своего существования.отдел сыграл весьма важную роль в деле художественного воспитания широких слоев населения, которые получили возможность приобщаться к высокому миру искусства через непосредственное восприятие оригинальных творений как отечественных, так и зарубежных художников и скульпторов.
3),Отдел этнографии. В его составе числилось три раздела: одежды, оружия и монет. Основу отдела составила перевезенная в Ереван коллекция Армянского этнографического музея.в Тифлисе. В раздело одежды были собраны комплекты- костюмов и их отдельные части почти из всех-районов исторической Армении.' Как выяснилось, здесь с особой заботой содержались и выставлялись образцы знаменитой армянской вышивки, ковры икарпеты. Особенно богат был раздел оружия, относящегося как к древнему (луки и стрелы, копья, доспехи, щиты, пшм и др.), так и к.новому (ружья, револьверы и т.д.) времени. ■
З'кротешюм этнографического отдела являлись монеты. Среди оксшиироваквгхся богатых нутагадатических материалов иг.елхсь редкие монотп аргшнекпх царей,'древнегреческие, рщ.юг.'ие, . переодета», тзшгаШскае, арабские монеты. Отдел собрал и дюхщйзозад
такяе имевшиеся в обредешш э Армении бумажные деньги»
4) Отдел революции,, Основанный декретом от 8 июня 1921 г» архив peEOjHjaKH после "создания Государственного музея Армении стал действовать как отдал революции музея» Его работой руководил Давид Ананун. На основе новых документов диссертант рассматривает работу сотрудников отделе, по сбору к обработке музейных штерналоэ,, относящихся к гшзни и деятельности армянских ре' вадвцвонароз Сых личные вещи„ фотографик с документы 0 листовки„ материалы о съездах к др.)» Реиеиием Наркомцроса Армянской ССР от 22 карта X92S г. отдел ревокации бил отделен от государственного цузэя к стал самостоятельным музеем'со своим уставом.
В 1932 г. л баз какого-либо обьяснешя %зоё рево-шоцш Ар-кзеик бил еакрыт. По мнению автора/причина закрытия цузея sa-гмачаяась в слздущсш в условиях формирования культа личности Сталина, под угрозой эйфытия * оказывались в первую очередь те глузаКр в которых хранящиеся sayseiaura экспонаты'ка пропагандщга-ааяЕ "героический-путь".его ггазнк..Й таз: ¡сак в Музез револадш: • Арионин такого ,'гща штериалов. было мало,..еле; 5зательно0 гацре-тшш ого дальк'зйиув дэягегд>12оотьо '
Тагаа:. был процесс музойиого строит ель стаа -в Армении в IS20-X920 гг. ■ ' . .
В коьце третьей виаьы автор показывает состояние ыуаайного дзла о рзспублзкс в 1330-1935 гг., Из его исследований следует» что е IS20-1S30-X .годах значительная часть руководящих работников ках в Ajc;2Hsm0.-Tak.-K в'стране0" вопреки очевидным полсящтель-ига рззультатаи,' не .setona -признавать, достигнутые * успехи в ыувей-ноу строительства, ддаэ возводила грехи-профессионального» вдоадогического с политического .толка 'на музейных работников. В такой обстановке 1-6 докабряЕЗО г. в Москве состоялся Все-■ сований'сьозд работников цузЬоь, to имени правительства СССР' ваступал! А.Бубкоз,'>»торцй отмел ЕЫэкашск субъективные оценка доятельиоэти.цуэеов.' . ; '■.".'■.';'."
Доела съезда,, в I53Q-I93I гго, i музейном деле началось за-иетнэе ¿¿ш»енао.'иузеа 'более'активно вкяочнлись в работу с тру-дндашея массаш..'
A -мал IS30 г, п 10 июня того £е года бкди приняты два новых рссанЕд,, itanpaasaHas ка улучшенае музейного дела в стране о Б скте рез^эддй съезда и •'указанных 'дзух • последних реаенкй сонз-«стэ зфааагадь'гтва проблемы • хузойного строительства стали пред-
метем широкого обсуждения и в Армении. Бнл выдвинут вопрос; на катах принципах вестн далее музейное дело в республике? Как выяснил диссертант о вокруг этого вопроса развернулась большая дискуссия» "
, В IS3Î г» коллегия Наркомцрсса Арм.С"? обсудила ход ».музейного строительства з республике. Была отмечены недостатки и предяокзно серьезно перестроить ?^гзейнов дэло5 зсснслккть тлевшиеся пробелы. Именно з это время Государственный ï.iyssâ Арбенин был вбрепменсЕан э аультурно-астрргчэозЕй музей. Г^ковод-ству гдузея директивно было зредлоаеко гкепозищз зезх стделоз (:отомз изобразительного искусства) демонстрировать по сбщзствен-но-гкснсмическш формацкпз. 3 связи с этим музейные работники Армении яри организации новых показов проявляй болйцузо се.о-тритель::ссть9 учитывали структуру и специфику каэдого музея. Иначе» дата незначительная оплошность могла в условиях того времени обернуться дискредитацией всего музейного дела и эдузейнкх сотрудников.
Развитии музейного строительства в Apxsintn я Ï930-I9S5 гг. в значительной степени способствовало задета,, гзэкгжгзо» ЦИК Арм.ССР ка Наркомпрсо республика. On» cfe:r".*;;.3 crrrzï гс.ех подчиненных ому организаций создать ешт по о:гсс::э г^ссЗпах ценностей и археологических пемятйтйв.'-
Автор работы далее говоргя». о ремвасс, приказах, распоряжениях, отнесениях и других документах» цппшггг: з XS3I-ISS5 st. Советом кародких комиссаров Афл.ССР, наркс>!прссо?10 Госпланом л некоторый! друтши вкспяш opranatat республика по ергешизагсш .музейного дела, проведенст 'археодогзяеекше раскопок а других подобных мероприятий. В этих документах особо отмечалось, что все' реликвии материальной .культуры? в тяззле&пх условиях, про-несешше по путям'историп и дошедшие до; нгилх дней, явяятотся свидетельствами о рояденш - армянского народа, доказательства"-'?! его богатой политической к. культурной: ясизнп. и .ПОЭТОМУ.являются важютш-первоисточниками дои изучения многовековой': истории армянского народа. . ".■'■•" .•'■ \
Б конце этой главы автор' подводит лтоги. хода музейного " строительства в Армении в 1920-1935 гг.-Шг его шензд» э?к года следует характеризовать'как период1 созданий музеев,"когда основной ушр делался на сборе исторических и культурных'ценностей армянского парода, ;ix централизации, постепенной систематизации
и обработкес Однако на атом этапе в тени оставались выставочные работы, что объяснялось не отсутствием желания» а рядом объективных цричин. Во-первых, ни один из действующих в те годы музеев не имел широкого экспозиционного пространства. Достаточно сказать0 что государственный музей республики'был размещен всего в двух комнатах, находившихся в здании малого зала нынешнего Армконцерта, а выставочная площадь была столь мала, что все отделы музея не могли одновременно показывать хотя бы лучшие экспонаты своих собраний. И лишь в 1931 г. открылась первая общая экспозиция всего музея.
Другим важным обстоятельством,, препятствовавшим организации выставочных работ, явилась нехватка соответствующих научных кадров. -Если учесть, что, к.примеру, в начале 30-х годов коли-, чество единиц хранения собрания Государственного музея Армении составляло около 20 тысяч, а в музее, числилось всего восемь научных сотрудников, то мокко прэдставить, сколь непосильный объем работы по систематизации, обработке, отделению немузейных . ценностей и показу наиболее ванных экспонатов ложился на них.
Частой организации акснозиций мешал и недостаток необходимого выставочного оборудования - шкафов, щитов, манекенов, что было результатом отсутствия долкных финансовых средств. Дело в том, что до 1925 г. Государственный музей Армении'не имел своего бадката, он был-выделен ему лишь в 1925-1926 финансовом году в сумма 18705 рублей. Из этих куцзх средств выдавалась зарплата работникам музея и- производилась скупка новых музейных экспонатов, поэтому финансовые трудности остались.
В изучаемый период научно-исследовательские работы в му- ■ зоях Армашш также ■ еще не велись. на долкком уровне. По мнению автора, это было обусловлено как''.нехваткой научных кадров, так и перегрузкой этих кадров 'иной работой (административной, орга- . нпзационной и т.д.). Подобной работой бшш перегружены, например, выдакзиеся ученые ¿'.Лалаяк, Е.Шахазиз, Д.Ананун , Р.Драмбян к другие, руководившие деятельностью государственного музея, его отделов. Однако даже созданные в столь слоеных условиях научные труды не издавались ввзду отсутствия бюджетных средств. Но даннам диссертанта, общее число научных сотрудников музеев Ариокоз в 1923-30-х годах не .превигало нескольких десятков, однако а ска аоггимо основной расогы были загружены побочными ра-ОчТа-а, капр.пцар, зеде-^е.м экскурсий, что е^е более ограничивало юзы-хк.";?»: ас дс.-пелкчгсги.
Тем не менее, несмотря на имевшиеся сложности и недостатки, музейное дело в Армении в 1920-30-е года добилось значительных успехов. Именно в это время были созданы почти все крупные музеи республики, заложены основы, на которых в последующем велось расширенное музейное строительство в Армении.
В заключении обобщены основные выводы исследования, сформулированы практическое значение работы, заключения и результаты, применение которых, по убеждению автора, послужит дальнейшему г» развитию музейного дела - важной составной части культурного строительства в республике.
Завершая исследование, автор обращается к проблемам музеев сегодняшнего дня, у которых также имеются немалые трудности. Основная часть современных музеев республики, в том числе ведущие, размещены в приспособленных зданиях, и здесь ощущается нехватка'фондовых и выставочных плси{адей. Вместе с тем в некоторых музеях рабочие условия вообще неудовлетворительны. Республиканские музеи по-прежнему не имеют издательских возможностей, недостаточно субсидируются, что ограничивает рамки проводимых ими археологических раскопок, скупку новых экспонатов, и т.д. до последнего времени очень низкой была зарплата музейных работников.
Сегодня, когда Республика Армения стоит перед многими трудностями, недостаточное внимание к насущным нуждам музеев ■ всо же можно понять. Однако при первой же благоприятной возможности этим важным очагам культуры следует уделить самое большое внимание, поскольку хранящиеся в них ценности являются подлинными реликвиязди национальной и мировой цивилизации.
Основнне положения диссертации изложены в следующих публикациях автопа:
1. Из истории музейного строительства в Армении (19201935 гг.). - Вестшпс архивов Армении, 1989, й 2, с.229-236 (па арм. яз.).
2. Революция в музейных экспонатах. - По ленинскому пути, 1989, II, с.93-96 (на арм. и русск. яз.).
3. Об основании Государственного музея.Армении. - Вестник архивов Лрмешт, 1990, л I, с. 186-1913 (на арм.яз.).
4. Исрзнн иидагогичсскай музей Советской Армении. - Вест-н::к общественных наук ЛИ Республики Армения, 1990, з.37-43
(¡¡а арм.яз.).
о. ¡.г/си; /й-.раняна в ллйкецццрог.эяв. - !и:рцк,1С'91,.'; 8
Ска арм.яз.).
6» Программа создания Природно-исторического музея Армешш т ©го осиоваше. - Взстник архивов Армении. - Находится в печа-ак (на арм.яз.).