автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Музыка советского фильма
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Егорова, Татьяна Константиновна
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ : 1917-1941 годы
Глава 1. Музыка и немое кино. Альтернатива: тапер или композитор
Глава 2. Движение от немого к звуковому кино. Двойатвенность положения музыки на переходном этапе истории кино
Глава 3. Общая характеристика основных типов музыкальной драматургии кинематографа ЗОх - начала 40 годов
Глава 4. Симфонический тип драматургии
Глава 5. Роль музыки в создании мифологизированного образа социализма. Песня на службе идеологии: музыкальные кинокомедии Г.Александрова и И.Пырьева
Глава 6. Жанровые искания музыкального кинематографа
Глава 7. Пути развития музыки фильма в кинематографе Советских Республик
Глава 8. Разработка идей звукозрительного контрапункта в фильме "Александр Невский"
ЧАСТЬ ВТОРАЯ : 1941 - 1958 годы
Глава 9. Судьба музыки фильма в трудные годы военных испытаний
Глава 10. Проблемы "песенного"фильма
Глава 11. Раздвижение границ музыкального фильма: первые шаги в освоении жанра фильма-оперы и фильма-балета
Глава 12. Эпохальные открытия звукозрительного кинематографа: кинодилогия "Иван Грозный" С.Эйзенштейна и С.Прокофьева
Глава 13. Музыка в послевоенном кино конца 40х
- начала 50х годов. Период вынужденных компромиссов и конформизма
Глава 14. Кризис жанра музыкальной кинокомедии
Глава 15. Музыка в роли падчерицы. Тиражирование музыкальных клише в жанре биографического фильма
Глава 16. Русская классическая опера и балет в кинематографе 50х годов: новые поиски контактов
Глава 17. Идеологические функции музыки в военном фильме
Глава 18. Свежий ветер перемен. Музыка фильма послесталинского периода
Глава 19. Музыка в фильмах-экранизациях по произведениям мировой литературы
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ : 1959 - 1969 годы
Глава 20. Перемена участи. Обновление средств выразительности и языка музыки кино. Движение от звуко-музыкальной иллюстрации к построению целостной фоносфе-ры фильма
Глава 21. Песня в кино 60х годов. Кристаллизация монотематической модели музыкальной драматургии песенного фильма
Глава 22. Смешанный и камерный типы музыкальной драматургии
Глава 23. Музыка в жанре фильма-экранизации.
Разнообразие композиторских подходов
Глава 24. Взрыв интереса к музыкальным киножанрам. Пути решения проблемы "кино и опера". "Катерина Измайлова" Шостаковича и Шапиро
Глава 25. Вершинные достижения музыки в авторском кинематографе 60х годов. Музыка фильмов "Тени забытых предков", "Андрей Рублев", "В огне брода нет"
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ : 1970 - 1985 годы
Глава 26. Падения и взлеты музыки фильма периода "застоя". Проблема выбора: официозный фильм, коммерческий "хит" или авторское кино
Глава 27. Человеческая трагедия сквозь призму музыки фильма
Глава 28. Расширение диапазона выразительных средств музыки кино. Поиск новых моделей стилистического взаимодействия музыки с другими компонентами экранного синтеза
Глава 29. Прорыв в будущее. Музыка фильма 80х годов в творчестве Артемьева, Шнитке, Гу-байдулиной
Глава 30. Музыкальный кинематограф: смена ориен-тадий. Переход от классики к киноревю, мюзиклу. Первая советская экранизация рок-оперы
ЧАСТЬ ПЯТАЯ : 1986 - 1991 годы
Глава 31. Эстетика "черной волны" и музыка. Кризис музыки фильма в условиях интеллектуальной и духовной депрессии общества и развития жесткого натуралистического кинематографа периода распада Советского Союза
Глава 32. Новаторские эксперименты Александра Со-курова и Андрея Черных по созданию многослойной полифонической звуковой партитуры и "музыкального" фильма без музыки
ПРИМЕЧАНИЯ
ФИЛЪМОГРАФИЯ
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ