автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему:
Музыка в структуре художественных телепередач

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Ефимова, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.03
Диссертация по искусствоведению на тему 'Музыка в структуре художественных телепередач'

Введение диссертации1996 год, автореферат по искусствоведению, Ефимова, Наталья Николаевна

Телевидение вообще, художественно-музыкальное вещание в особенности, в наше время начинает занимать приоритетное место в современной культуре. Музыка все больше выдвигается на первый план в художественных предпочтениях аудитории, особенно молодежи. Музыка сегодня сопровождает человека г всюду - воплощается в жизнь интенция пифагорейцев о "звучащем космосе". Но этот космос несет сейчас не только позитивные, но и, в значительной степени, негативные ценности, вызывающие глубокую озабоченность общественности. Между тем, в нашей науке, в частности, в культурологии и искусствоведении, проблемы музыкальной культуры современности, связанные, прежде всего, с новой ролью СМК, исследуются далеко недостаточно. Это обстоятельство не может не влиять на практику телевидения, работники которого нередко осуществляют программирование передач интуитивно, руководствуясь лишь своим, далеко не всегда безупречным, вкусом. С другой стороны, музыка сегодня занимает большое место и играет огромную роль в структурировании художественных телепередач, насыщенных другими видами искусства.

Развитие экранного языка привело к явлению "перекодировки" музыкального фрагмента - исключению его из кода исходного музыкального произведения и включения в код синтетического экранного искусства кино и ТВ. Музыка при этом выполняет уже другую композиционную роль и несет другую смысловую нагрузку.

Совершенно справедливым представляется мнение О.Дворниченко о том, что включение музыки в звукозрительный синтез открыло перед экранными искусствами новую область выразительности. "Музыка постепенно из сопровождения "иллюстратора" стала активным элементом экранного действия, влияя на динамику, ритм, структуру экранного произведения"

Актуальность исследования определяется также и тем, что музыкальная культура телевидения не стоит на месте, идет поиск в области новых выразительных средств художественного образа, что объясняет особый интерес к проблемам синтеза изображения и звука.

Здесь, наряду с традиционными решениями, зарождаются необычные формы, находящиеся сегодня в стадии эксперимента (например, - сочетание немого кино и "живой музыки")2, поиски в области свето-цветомузыки, музыкальной графики. Продолжаются попытки перевода музыкального звучания в визуальный ряд.

1 Дворниченко О.И. Музыка как элемент экранного синтеза. М., 1975.

2 В Екатеринбурге с 27 по 29 февраля 1996 года прошел первый в России фестиваль, где демонстрировались ленты 20-х годов в сопровождении "живой музыки". В основе озвучивания немых фильмов лежали три принципа: исполнение аутентичной музыкальной версии (впервые в России "Броненосец Потемкин" демонстрировался с музыкой немецкого композитора Э.Майзеля, написанной специально к премьере в Германии в 1926 году); компиляции "из отрывков различных произведений (квартет "Урал" озвучил картину А.Ромма); импровизации.

Возникновение новых идей осуществляется на принципиально новой технике. Техника, являясь необходимой частью культуры человечества, пронизывает все виды деятельности общества. Влияние всевозможных технических преобразований на современное экранное, в том числе, и музыкальное искусство огромно.

Нарождающееся интерактивное ТВ в виде лазерных дисков (СД, СД-РОМ; СД-1), разнообразная компьютерная техника, образующая в конечном счете "виртуальную действительность", способны значительно трансформировать современный художественный язык кино и телевидения и привести их к сближению в будущем.1

Под влиянием современных технических средств наступает период функционального использования звука как средства, расширяющего наше представление об экранном действии, что приводит к активному формированию звукового пространства.

Роль музыки в звуковом пространстве значительно увеличивается и переосмысливается. Она включается в формирование звуковых комплексов, где звучащая речь, музыка, шумы существуют одновременно, создавая реальный объем звуковой информации. "Квадрофоническая четырехканальная запись позволяет создать особую звуковую среду, где все слито

1 В феврале 1995 г. образовалась академия дигитального (компьютерного) Голливуда. Разные профессионалы (кино, театра, ТВ), специалисты компьютерных технологий, издатели музыкальных книг, дисков, независимые медиа-художники собрались вместе, чтобы вести совместную жизнь в качестве кинематографического и телевизионного общества будущего. и все уместно" (Э.Артемьев)

В результате формирования подобных звуковых комплексов возникает род визуальной культуры, которая формируется на наших глазах, и, возможно, в скором будущем сменит традиционную логоцентрическую культуру. Визуальные и оптические искусства значительно актуализируются.2

Сложные звуковые комплексы тесно связаны с мироощущением современного человека, находящегося в дисгармонии с окружающим миром. Отсюда необычность звучания, иррационализм экранного языка.

Идеи С.Эйзенштейна, Д.Вертова, А.Тарковского о новых принципах звуковых структур в кино стали активно проникать и на ТВ.

Усиление процессов интеграции и синтеза в сфере современного искусства в значительной степени влияют на обновление художественного языка ТВ. Музыка при этом выполняет особую роль, благодаря чему занимает определенное место в системе синтетических видов искусства.

Актуальным представляется вопрос о взаимовлиянии музыки телеэкрана и традиционных, классических видов искусства: театра, литературы, поэзии, изобразительных искусств.

Двойственная природа музыки телеэкрана, выражающаяся в одновременной принадлежности ее к музыкальному и телевизионному искусству и требует разработки новых методов

Артемьев Э.Н. ". " выразить основное состояние" //Киноведческие записки. 1994, № 21, с. 117/.".

2 Кулик И. "Искусство кино". .1994, № 2. ее исследования, комплексного изучения предмета, обеспечения специальными методиками для подготовки профессионалов. Функционирование аудиовизуального телевизионного искусства, сложное сочетание изображения и звука, которое стало действенным элементом художественной образности, требует от создателей телепрограмм серьезного, глубокого изучения вопроса о роли музыки в структуре художественных телепроизведений.

Тенденции, обозначившиеся в сфере взаимодействия экранных искусств и музыки, обусловили актуальность предлагаемого исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе достаточно полно разработаны проблемы общей музыкальной культуры общества, творческой деятельности, музыкального восприятия и формирования эстетического вкуса. Среди этих работ особую ценность представляют труды Б.Асафьева, А.Гольденвейзера, Д.Кабалевского, Г.Нейгауза, А.Сохора, Р.Тельчаровой и др.1

С середины 70-х годов активизируется изучение основных закономерностей драматургии телефильма в работах Г.Тро

1 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс,-Л., 1971; Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искуссгве.-Мм 1975; Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.-М., 1984; Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры.-М., 1967; Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура.-М., 1975; Тельчарова P.A. Музыка и культура.-М., 1981. ицкой, О.Дворниченко, позднее Т.Егоровой.1

В 80-е годы вопрос развития экранного языка и его взаимодействия с классическими искусствами рассматривался в работах Е.Полегаевой.2

В 90-е годы вопросам обоснования принципов театрализации музыки в драматических спектаклях посвящаются исследования И.Бродовой, О.Томас-Боссовской.3

Вопросу о взаимоотношениях музыки с театром, кино, телевидением посвящена работа И.Хангельдиевой и др. 4

Среди публикаций последнего периода необходимо выделить работы, посвященные технической трансформации звука, тембровым поискам, обогащающим современный художественный язык кино и телевидения. Следует отметить статьи Л.Березовчука о киномузыке С.Курехина, О.Аронсона, Л.Рошаля, обратившихся к новаторским идеям Д.Вертова,

1 Троицкая Г.Я. Многосерийный телефильм, истоки, практика, перспективы.-М., 1976;

Дворниченко О.И. Музыка как элемент экранного синтеза.-М., 1975;

Егорова Т.К. Проблемы музыкальной драматургии многосерийного игрового телефильма.-М., 1985.

2 Полетаева Е.Р.Развитие экранного языка и его взаимодействие с классическими искусствами.-М., 1982.

3 Бродова И.А. Основные принципы театрализации музыки в драматическом спектакле.- Киев, 1990; Томас-Боссовская О.Б. Музыка в отечественном драматическом театре XX в. Проблемы истории и теории жанра,-М., 1991.

4 Хангельдиева И.Г. Музыка: театр, кино, телевидение,-М., 1991.

М.Ямпольского, Р.Казаряна о сложных звуковых комплексах.1

Ценным для нашего исследования являются рассуждения музыкантов-практиков - Я.Харона, М.Вендрова, А.Клотыня, в которых предпринята попытка теоретического осмысления практической работы звукорежиссера.2

Теоретической и методологической базой исследования явились, прежде всего, культурологические и эстетические концепции отечественных исследователей, в том или ином ракурсе рассматривавших место и роль музыки в культуре общества, ее взаимодействие с другими искусствами. Эти концепции изложены в работах А.Арнольдова, В.Библера, Н.Гуревича, Б.Ерасова, Ю.Лотмана, Ю.Лукина, В.Межуева, А.Зися, М.Кагана, Э.Соколова, Э.Маркаряна и др.

Как для теории телевидения в целом, для нас историко-теоретической базой исследования явились работы классиков кино, прежде всего С.Эйзенштейна, который часто обращался к опыту музыки, живописи, театра, литературы, стремясь найти в них элементы и приемы, способные обогатить экранный художественный образ. Многие статьи режиссера послужили

1 Березовчук Л.Н. О зайцах, концептах и киномузыке. С.Курехина // Киноведческие записки. 1994, № 21 //; Аронсон О.В. Вне музыки кинематографа // Киноведческие записки. 1994, № 21 //; Рошаль Л.М. Комментарий к музыкальному конспекту//Киноведческие записки. 1994, № 21//; Ямпольский М.Б.Мифология звучащего мира и кинематограф. //Киноведческие записки. 1992, № 15//; Казарян Р. Звуковая перспектива//Киноведческие записки. 1992, № 15//.

2 Харон Я. Из жизни звукооператора-М., 1987; Вендров М.И. Звук в телевизионной программе.-Л., 1988 г.; Клотынь А.Э. К эстетике музыкального оформления.-М., 1978 г. мощным импульсом к дальнейшему развитию не только кинематографа, но и ТВ. Наибольший интерес представляет разработка С.Эйзенштейном вопросов, связанных с сочетанием изображения и звука, ритма, цветомузыки, музыкального монтажа, музыкальной драматургии. Большую теоретическую и методологическую ценность представляют также работы

B.Кулешова, Г.Александрова, В.Пудовкина, Г.Кузнецова, ряда зарубежных исследователей - К.Лондона, Л.Хантли, Р.Мэквелла, З.Лиссы и др.

Методологическая база, сложившаяся в процессе осмысления роли музыки в кино, в дальнейшем оказала сильное влияние на становление и формирование музыки телеэкрана, особенно телефильма и телеспектакля, а затем телесериала.

Важными теоретическими и методологическими источниками явились работы, посвященные исследованию телевидения как средства массовой коммуникации, культуры и искусства. Среди них работы Э.Багирова, Р.Борецкого, Ю.Буданцева, В.Егорова, В.Саппака, Б.Сапунова, Б.Фирсова, Ю.Шерковина, А.Юровского и др.

Большое теоретико-методологическое значение имели также работы практиков ТВ - режиссеров, звукорежиссеров, операторов - И.Беляева, М.Голдовской, Р.Ильина,

C.Евлахишвили и др. Важные мысли, о музыке на ТВ, ее месте в духовной жизни общества, особенно в формировании нравственно-эстетического сознания молодежи, высказаны крупными композиторами, исполнителями и другими деятелями искусства - А.Шнитке, Э.Артемьевым, Н.Каретниковым и др.

Вопросы взаимодействия музыки и театра освещены в работах Я.Бубенникова, Н.Вольпер, М.Ганиной, А.Глумовой,

Е.Гуревич, В.Конен, Т.Курышевой, В.Назаровой, Г.Орджоникидзе, А.Порфирьевой, Л.Потаповой, М.Сабининой, Н.Таршис и др.

В качестве предпосылок исследования в области вопросов музыкального восприятия использовались также труды А.Костюка, Е.Назайкинского, В.Медушевского.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом осмыслении проблем использования музыки в структуре художественных телепередач с позиции музыковеда и редактора-практика; определении ее специфических черт и степени влияния на различные компоненты звукозрительного образа, на структуру телепередачи в целом.

Впервые определена современная типология связей музыкального и изобразительного рядов.

Кроме того, в исследовании проанализированы некоторые художественные телепроизведения последнего десятилетия с точки зрения роли в них музыки и разнообразия ее функций.

Исследование преследовало следующие цели:

- выявление специфических черт музыки в художественных телепроизведениях, обусловленных взаимовлиянием музыки и телевизионного искусства;

- изучение специфики творческих взаимоотношений по схеме "режиссер-композитор" и "режиссер-звукорежиссер, музыкальный редактор";

- прослеживание связей и взаимоотношений музыки телеэкрана с традиционными видами искусств: театром, литературой, поэзией, изобразительными искусствами;

- анализ основных функций музыки в художественных телепередачах.

В качестве материала исследования использовались программы художественного телевидения (ВГТРК "Останкино", телекомпании РенТВ): оригинальные телеспектакли, театральные спектакли (переносные), передачи по литературе, поэзии, изобразительному искусству.1

Апробация основных положений диссертации осуществлялась в процессе работы автора в должности редактора художественного оформления Студии литературно-художественных программ телерадиокомпании "Останкино" и в курсе лекций по звуковому решению телепередач, прочитанном в ИПК работников радио и телевидения, в сообщениях на заседаниях кафедры экранного искусства института.

Теоретическая значимость работы.

Специфика использования музыки в структуре художественных телепередач позволила диссертанту систематизировать основные приемы использования музыки в телепроизведениях, аргументировать необходимость творческого подхода к их звуковому решению.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее . положения и выводы могут оказать влияние на звуковое решение художественных телепрограмм. Этому способствует:

- осознание специфических черт музыки в телепередачах;

- расширение выразительных приемов телепроизведения под влиянием музыки;

- углубление языка телепрограммы, благодаря творческому использованию в ней музыки.

1 Список работ прилагается.

Результаты исследования могут быть применены при подготовке на специальных курсах режиссеров, музыкальных редакторов, композиторов, принимающих участие в создании телепроизведений.

Структура диссертации.

Логика исследования обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по теме исследования, списка анализируемых в работе телепроизведений, в создании которых автор принимал участие, библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыка в структуре художественных телепередач"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высказанные в настоящем исследовании предположения позволяют сделать некоторые теоретические и практические выводы.

1. Место и роль музыки в структуре художественных телепередач представляет собой серьезную не только локальную искусствоведческую проблему, но и приобретает общую теоретико-эстетическую ценность, которая, к сожалению, в нашей и зарубежной литературе разработана недостаточно.

2. Эстетика музыки ТВ опирается на теоретический фундамент кинематографической науки и практики, на труды отечественных и зарубежных классиков этого искусства.

3. Роль и место музыки в современных экранных искусствах вообще, ТВ в особенности, поднимается на новую ступень, позволяющую рассматривать ее в качестве равноправного важнейшего компонента произведения, выступающего в гармонии с другими, участвующими в его создании, видами искусств и обеспеченного громадными достижениями технических, в т.ч. электронно-компьютерных средств.

4. Исследование исторических предпосылок и современного состояния развития экранных искусств, особенно ТВ, позволяют нам сформировать определенную типологию связей изображения и музыки.

Мы считаем, что существует четыре основные типа связей изображения и музыки: "иллюстративный", "контрапунктический", "сюжетный" и "диффузный".

5. Взаимовлияние музыки и экранных искусств проявляется в использовании основных принципов музыкальной драматургии, формообразования кино или телепроизведения.

6. Взаимовлияние музыки и экранных искусств обуславливает трансформацию основных . музыкальных понятий, что приводит к дискретности, фрагментарности музыкальных тем, созданию полифонических звучаний, использованию интонаций - сигналов, отбивок, шумомузыки.

7. Отличие музыки телеэкрана от киномузыки проявляется в большом удельном весе компиляции, повествовательности, разножанровости, камерно-интимном способе восприятия телепроизведений, большей тиражированности в них музыки.

8. В звуковом решении художественных телепередач необходимо шире использовать технические приемы, трансформирующие звук; компактдиски; цифровой монтаж под музыкальную фонограмму.

9. Взаимодействие музыки с традиционными видами искусства приводит к появлению специфических телевизионных жанров, таких как телесериал, фильм-спектакль, литературный театр, музыкально-поэтические композиции, циклы передач по изобразительному искусству с активным участием в них музыки.

10. Взаимодействие музыки с традиционными видами искусств расширяет круг ее функций, зависящих от жанра передач. Разнообразие функций музыки позволяет классифицировать их и утверждать, что музыка:

- влияет на друматургическую конструкцию телепроизведений;

- предвосхищает поворот действия;

- усиливает эмоциональную остроту коллизий;

- обнаруживает психологическое и эмоциональное состояние;

- характеризует взаимоотношения персонажей;

- передает атмосферу изображаемого события;

- воссоздает колорит эпохи;

- берет на себя роль внутреннего монолога;

- служит комментарием к происходящему на экране, вплоть до смены смысла изображения;

- вызывает целенаправленные ассоциации телезрителей;

- выражает авторскую позицию;

- эмоционально досказывает то, что другими средствами невыразимо;

- "дорисовывает" то, что нельзя показать в студии;

- поддерживает движение.

11. Обучение основам звукового решения телепередач должно входить в сеть профессионального образования не только звукорежиссеров, музыкальных редакторов, но и режиссеров, операторов.

12. Современные технические достижения ТВ позволяют активно развивать идею свето-цветомузыкального синтеза и на этой основе создавать новые художественные композиции.

13. Необходимо всеми доступными средствами повысить роль и значение художественных телепередач отечественного ТВ и продолжить традицию телевидения как средства создания художественных ценностей.

Диссертант надеется, что теоретические выводы предлагаемого исследования и практические рекомендации позволят наиболее эффективно решать творческие задачи современного художественного телевидения в плане использования музыки в телепроизведениях.

За пределами внимания диссертанта остались вопросы роли и места музыки в других жанрах ТВ, проявляющиеся по-разному, что может послужить темой для дальнейших исследований.

Список опубликованных работ

1. Ефимова H.H. Звуковое оформление художественных телепередач: Методическая разработка для звукорежиссеров и редакторов музыкального оформления - М., ИПК работников телевидения и радиовещания, 1991. - 1 п.л.

2. Ефимова H.H. Некоторые аспекты звукового решения художественных телепередач //Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации - М.,Сборник статей аспирантов ИПК работников телевидения и радиовещания. Выпуск 2, 1995. - 0,5 п.л.

3. Ефимова H.H.- Методическая разработка для звукорежиссеров, редакторов музыкального оформления и режиссеров художественных телепрограмм по вопросам звукового решения художественных телепередач - М., ИПК работников телевидения и радиовещания, 1995. - 1 пл.

4. Ефимова H.H. Обзор специальной литературы по вопросам звукового решения экранных видов искусства //Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации - М., Сборник статей аотирантов ИПК работников телевидения и радиовещания. Выпуск 3, 1996. - 0,5 п.л.

Список телепроизведений Автор диссертации принимал участие в работах по звуковому решению следующих телепередач, представленных к эфиру в основном Телерадиокомпанией "Останкино" (период с 1985 по 1996 гг.):

1. "Музей-усадьба "Кусково", 1985г. (режиссер Ш.Карух-нишвили).

2. Т/с "Слуги старого века", 1986 г. (режиссер Ю.Кротенко).

3. "Джемма Скулме", 1986 г. (режиссер К.Антропов).

4. "Красное вино победы", 1986 г. (режиссер К.Антропов).

5. "Этапы большого пути (1966-1971)", 1986 г. (режиссер С.Балатьев).

6. "Державы вечная любовь" (о Московском Кремле, фильм 2,3)!, 1987 г. (режиссер Б.Конухов).

7. "Души моей царицы", 1987 г. (режиссер А.Покровский).

8. "Книги и судьбы", 1987 г. (режиссер К.Антропов).

9. Ф/с "Живи и помни", 1987 г. (режиссер Маслова Т.).

10. "Я - Фейербах", 1988 г. (режиссер В.Фокин).

11. "Это был'о раненое сердце", 1988 г. (режиссер А.Торстен-сен).

12. Ф/с "Чайка", 1988 г. (режиссер А.Покровский).

13. "Хлеб для собаки", 1988 г. (режиссер К.Антропов).

14. Т/с "Брошь", 1988 г. (режиссер Ю.Кротенко).

15. Ф/с "Самоубийца", 1989 г. (режиссер В.Чириков).

16. Т/с "Бутерброд", 1989 г. (режиссер П.Штейн).

17. Ф/с "Шарады Бродвея", 1990 г. (режиссер Н.Марусалова).

18. Т/с "Картина", 1990 г. (режиссер И.Райхельгауз).

1 В 1987 г. этот цикл был выдвинут на соискание Государственной премии.

19. Ф/с "Любовь под вязами", 1990 г. (режиссер Н.Марусалова).

20. "Лик нашей памяти", 1990 г. (режиссер Б.Конухов).

21. "Дом на Волхонке", 1992 г. (режиссер В.Венедиктов) фильм 3.

22. Т/с "Елена и Штурман", 1992 г. (режиссер С.Газаров).

23. Т/с "Наедине со всеми", 1992 г. (режиссер М.Али-Хусейн).

24. Т/с "Провинциалка", 1992 г. (режиссер В.Ледогоров).

25. Т/с "Мелочи жизни", 1993-1996 гг. (режиссер Г.Павлов, В.Бровкин, А.Покровский (телесериал). В настоящее время создано 65 серий телесериала. В 50-ти из них автор исследования был музыкальным редактором. Хронометраж каждой серии 30 мин. Работа над телесериалом продолжается.

26. Т/с "Поджигатель", 1993 г. (режиссер М.Али-Хусейн).

27. "Мастер Синан", 1994 г. (режиссер Б.Конухов).

28. "Дом, где сохраняются сердца", 1994 г. (режиссер Б.Конухов).

29. "Почему ты жив?", 1995 г. (режиссер О.Дворниченко).

30. "Почему я жив?", 1996 г. (режиссер О.Дворниченко) (о М.Минаеве).

 

Список научной литературыЕфимова, Наталья Николаевна, диссертация по теме "Кино-, теле- и другие экранные искусства"

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.-JL, 1963у Астафьева О.Н. Эстетическая и социальная природа киномузыки //Автореферат дисс. на соиск. учен.сгеп.канд. иск.-М., 1992

2. З.Артемьев Э.Н. ".выразить основное состояние.

3. Киноведческие запискигМ., 1994, № 21 9. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистикигМ., 1987 ^.Баева А. Стравинский, кино и Симфония в трех движениях.

4. Борецкий P.A. Социология средств массовой коммуникации.-М., 1991.

5. Борецкий P.A. Перспективы ТВ. Опыт социологической оценки

6. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств? М., 1962fy Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве.-М., 19753£ Горчаков Е. Режиссерские уроки Е.Вахтангова.-М., 1957

7. М Гуревич П.С. Философия культуры.-М., 1994

8. З^Гуревич E.J1. Западноевропейская музыка в лицах и звуках:

9. HI. Егорова Т.К. Проблемы музыкальной драматургии многосерийного игрового телефильма. //Автореферат на соиск. учен. степ. канд. искгМ.,1985

10. Si Ждан В.Н. Формирование творческой личности и принципы воспитания кинорежиссерагМ., 1986

11. Зайцева Л.А. Выразительные средства киног-М., 1971 .ГЗ-Закревский Ю.А. Звуковой образ в фильме.-М., 1970 ГцЗись А .Я. Актуальные вопросы методологии.-М., 1971 ^¿ГЗись А .Я. Виды искусствгМ., 1974

12. Зоркая Н.М. Зрелищные формы художественной культуры.- М., 1981

13. Я.Иоффе И.И. Синтетическая история искусствагЛ., 1940 Л-Иоффе И.И. Синтетическое изучение искуства и звуковое кино-Лм 1938

14. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердцагМ., 1984 бо.Каган М.С. Морфология искусства.-Л., 1972 у, Казарян Р. Звуковая перспектива. //Киноведческие записки 1992, № 15

15. Казин А.Л. О специфике киноискусства.-Л., 1978 с 5. Киноведческие записки г М., 1995, № 25 ¿у Кинословарь в 2-х томахгМ., 1870

16. С5". Клотынь А.Э. К эстетике музыкального оформления.-М., 1978 б&.Кожинов В. Виды искусства.-М., 1969

17. Ливанова Т.Н. Западно-европейская музыка в ряду искусств.-М., 1977ггЛисса 3. Эстетика киномузыкигМ., 1970

18. Лотман Ю.М. Семиотика культуры -Тарту, 1981

19. М.Лотман Ю.М. Избранные статьи.-М., 1992

20. ЗГ.Лотман М.Ю. Репетиция оркестра в развалившемся мире.

21. Киноведческие записки. 1992, № 15 ц.Лукин Ю.А. Идеалогия и художественная культура.-М., 1982 2?.Маклюэн М. Осмысляя средства коммуникации. Новыеизмерения человека.-М., 1978 $.Маннино Ф. Музыка и зрелище: работа с Лукино

22. Микоян H.A. Киномузыка Арама ХачатурянагМ., 1984

23. Милев Н. Выразительные средства современного искусства.-М., 1966yf-Миллерсон Д. Технология телевизионного производсгва.-М., 1964

24. Прохоров А. От cinema к scrinema. //Искусство кино. 1995,№ 11 • 7/3 Пудовкин В.И. Собрание сочинений в 3-хтомахгМ., 1974-76

25. Ш Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности.-М. 1982

26. И£ Разлогов К.Э. Язык кино и строение фильмагМ., 1984 //£.Режиссер на ТВгМ., 1978

27. Рождение звукового образагМ., 1985 {{S Роберте Э.Б. Телевизионная драматургия.-М., 1967 //^Рошаль JI.M. Комментарий к музыкальному конспекту.

28. Киноведческие записки. 1994, № 21 тРуць И., Цуккерман И. Художественное изображние и ТВгМ., 1987

29. Соколов О.В. Морфологическая система музыки и художественные жанры. //Автореферат дисс. на соиск. учен, степ. докт. искгМ., 1995 /¿¿.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга.

30. Тарковский A.A. Беседа о цвете. //Киноведческие записки

31. ВНИИ искусствознаниягМ., 1988, № 1 /ЗУ.Таршис H.A. Музыка спектакля.-Jl., 1978 /Я.Тельчарова P.A. Музыка и культура.-М., 1981 *3&.Теплиц Е. Кино и ТВ СШАтМ., 1966

32. ХХв.-М., 1971 /*2.Шилова И. Фильм и его музыка.-М., 1973

33. ЯШишкин Г. Растущая роль ТВ в современном мире.

34. Телевидение за рубежом.-М., 1985 154. Шнитке А.Г. Изображение и музыка возможности диалога.

35. Искусство кино. 1987, № 1 /з"£ Щербаков а A.A. Музыка как способ идеологического общения-Л., 1986

36. Эйзенштейн С.М. Избранные статьигМ., 1956 15}т Эйзенштейн С.М. Полное собрание сочинений в 6-ти томах.-М.,1972

37. Gordon Bernard and Zimet Julian. The technigue of the film.-New York. 1970

38. M-The First International Conference on Acoustic Ecology. New Art. 1994 Summer

39. V.The future form of visual art (communication systems from whales and dolphins to optic fiber technology Art Des. № 9, 1994