автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
"Мысль семейная" в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1860-х годов

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Ли Хуэй Чу
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему '"Мысль семейная" в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1860-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ли Хуэй Чу

Введение

Глава I. Семейное счастье в романе «Семейное счастие»

1. История замысла и репутация романа

1.1. История писания «Семейного счастия»

1.2. Репутация романа

2. Формирование проблемы «семейного счастья»

2.1. Автобиографическая основа романа

2.2. «Дневник» Толстого как лаборатория будущих проблем романа

2.3.«Семейная» тема в прозе Толстого 1850-х гг. («Детство», «Отрочество», «Юность»)

3. Роман «Семейное счастие» в контексте времени

3.1. Русский «жоржзандизм» и позиция Толстого в 1850-е гг. «Полинька Сакс» А. В. Дружинина

3.2. «Обыкновенная история» и «Обломов» И.А. Гончарова

3.3. Повести и романы И.С. Тургенева.

4. «Семейное счастие» как программное произведение: проблематика и поэтика

4.1. Проблема любви - проблема семьи

4.2. Толстовский морализм

4.3. «Эпохи развития» или «возрасты» любви

4.4. Основные толстовские оппозиции (природа/цивилизация; труд/праздность; эгоизм/самоотречение)

4.5. Форма повествования: записки женщины

4.6. Пейзаж в «Семейном счастии»: тургеневский или толстовский?

5. «Семейное счастие» как предкризисный роман

Глава П. «Мысль семейная» в «Войне» и «мире»

1. Понятия «войны» и «мира»

1.1. История становления заглавия романа

1.2. Значение «войны» и «мира» а. «Война» б. «Мир»

1.3. Корреляция понятий «семья» и «мир» а. Семья как «мир» б. Семья как «мир»

2. Литературные традиции как спутник эпопеи

2.1. «Евгений Онегин»

2.2. «Герой нашего времени»

2.3. «Дворянское гнездо»

3. Семья как поприще для «войны» и «мира»

3.1. «Война» в семье а. Ростки трагедии князя Андрея и Лизы б. Семейная драма Пьера и Элен в. «Наполеоновское» в семье Курагиных г. Военные «диспозиции» в семье Болконских

3.2. Неосуществленные браки а. Потерянный идеал князя Андрея и Наташи б. Обреченный союз Николая и Сони

3.3. «Мир» в семье. Ростовы

4. «Мысль семейная» в «Войне и мире».

4.1. Семейное и народное

4.2. Семейное и национальное

4.3. Семейное и общечеловеческое

4.4. Идеосимвол шара и семейный мир романа

5. Эпилог: «семейный Бог» Толстого

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Ли Хуэй Чу

Всем известна давно ставшая хрестоматийной фраза Льва Толстого в записи Софьи Андреевны: «.в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную, вследствие войны 12 года.».1 Писатель не противопоставлял свой «семейный» роман «народной» эпопее, он продолжал и развивал в нем любимую мысль. Семейная тема -одна из ведущих в «Войне и мире», и эта тема теснейшим образом «сопряжена» с национально-исторической и философской проблематикой романа. Неслучайно современная Толстому критика (в первую очередь H.H. Страхов) прочитала «Войну и мир» как семейную хронику. И неслучайно исторический романист Г.П. Данилевский полагал: «Главная сила графа Л.Н. Толстого - в изображении мирных, семейных картин. В отдельных картинах «Войны и мира» и «Анны Карениной» и в целом романе «Семейное счастие» он является истинным и могучим поэтом тихого, семейного очага».2

Едва ли в русской литературе найдется другой автор, который бы уделил семейной теме столько внимания, как Толстой. В этом смысле его творчество дает уникальной пример верности любимой мысли. Образ семьи, дома, семейных и родовых преданий возникает уже в автобиографической трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Особым нравственно-религиозным смыслом наполнены семейные отношения в «Войне и мире». В «Анне Карениной» семейная тема приобретает драматическое развитие. И наконец, трагический финал данной темы развернут в «Крейцеровой сонате».

В диссертации рассматривается «гармонический» - докризисный и доконфликтный - этап развития семейной темы в творчестве писателя -1850- 1860-е годы. Главное внимание сосредоточено на раннем романе «Семейное счастие» (1859) и эпопее «Война и мир» (1863-1869).

В первой главе изложена история создания романа «Семейное счастие», исследована его автобиографическая основа, поставлен вопрос о его

1 Толстая С. А. Дневники: В 2 т. M.f 1978. Т. 1:1862-1900. С. 502.

2 Данилевский Г.П. Поездка в Ясную Поляну // Интервью и беседы с Львом Толстым. М., 1986. С. 32. репутации - противоречивой и отчасти загадочной. «Семейное счастие» тесно связано с предшествующим и последующим творчеством писателя, с его дневниковыми записями. Кроме того, в романе нашли отражение острейшие социальные и культурные проблемы современности, прежде всего «женский вопрос». Позиция Толстого в вопросе о семье и браке в 1850-е гг. рассматривается в диссертации как полемическая по отношению к Ж. Санд и ее русским последователям и дается в сопоставлении с концепцией любви и семьи у И.А. Гончарова и И.С. Тургенева. В связи с «Семейным счатием» исследуется вопрос о морализме Толстого и его представление об «эпохах развития» чувства. Ранний толстовский роман являет собой единственный у Толстого пример повествования от лица женщины. Предметом исследования в первой главе стала и данная форма повествования наряду с другими особенностями поэтики романа.

Вторая глава целиком посвящена семейной теме в «Войне и мире». Основное внимание уделено проблеме «войны» внутри семьи и «мирным» семейным союзам. В главе последовательно анализируется модель семейных отношений у Курагиных, Болконских, Ростовых, прослеживается трудный путь поисков семейной гармонии каждым из центральных героев романа. Значительное внимание уделено анализу литературных традиций в эпопее - прежде всего пушкинской, а также лермонтовской и отчасти тургеневской.

Толстой сразу же потерял интерес к полемике по поводу женской эмансипации, как только предощутил в себе возможность собственного решения всего комплекса глубинных вопросов времени. В письме к П.Д. Боборыкину (июнь-август 1865 г.) Толстой, размышляя о назначении художника, касался и вопроса женской эмансипации: «Вопросы эмансипации женщин и литературных партий невольно представляются вам важными в вашей литературной петербургской среде, но все эти вопросы трепещутся в маленькой луже грязной воды, которая кажется океаном только для тех, кого судьба поставила в середину этой лужи. - Цели художества несоизмеримы (как говорят математики) с целями социальными. Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы»1 (курсив мой. -Л.Х. Ч.).

Мысль семейная» осталась любимой толстовской мыслью на протяжении всего творчества, а толстовское решение «семейной темы» явилось одной из эпохальных идеологических концепций века.

1 Толстой Л. Н. Поле. собр. соч.: В 90 т. (Юбилейное). М.; Л., 1953. Т. 61. С. 100. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

 

Список научной литературыЛи Хуэй Чу, диссертация по теме "Русская литература"

1. ТолстойЛ.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. (Юбилейное). М., 1928-1958.

2. Толстой Л.Н Переписка с русскими писателями. 2-е изд доп М 1978. Т. 1-2. ' ' ''

3. Лев Толстой. Записные книжки. М.3 2000.

4. Переписка Л.Н. Толстого с сестрой и братьями. М., 1990.**** ****

5. Альтман М. Читая Толстого. Тула, 1966.

6. Арденс НИ. (Н. Апостолов) Творческий путь Л. Н. Толстого. М., 1962.

7. Асмус В.Ф. Война в романе Льва Толстого «Война и мир» // Знамя. 1938. №9. С.280-304,

8. Асмус В.Ф. Причина и цель истории по роману «Война и мир» Л. Толстого // История русских литературных отношений XVIII-XIX вв. Л., 1959. С. 199-210.

9. Бабаев ЭТ. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. М., 1981.

10. Бабаев ЭТ. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.

11. Бахтин ММ. Конспекты лекций М.М. Бахтина // Прометей: Истори-ко-биографический альманах. М., 1980. Т. 12. С. 257-268.

12. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

13. Бахтин ММ Проблемы поэтики Достоевского. М, 1972.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

15. Белинский ВТ. Собр. соч.: В 9 т. М., 1976-1982.

16. Билинкис Я. О творчестве Л.Н. Толстого: Очерки. Л., 1959.

17. БусловичД.С. Люди. Герои. Боги. Санкт-Петербург, 1992.

18. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. Л., 1990.

19. Бирюков ПЖ Биография Л.Н. Толстого. 3-е изд. М., 1923.

20. Борушко О. Дао дэ цзин. М., 1996.

21. В.П. Боткин иИ.С. Тургенев: Неизданная переписка. М., 1930.

22. Бочаров СТ. «Война и мир» Л.Н. Толстого. 3-е изд. М, 1978.

23. Бочаров СТ. «Мир» в «Войне и мире» // Толстой и наше время. М., 1978. С.86-105.

24. Буланов AM «Ум» и «сердце» в русской классике: соотношение рационального и эмоционального в творчестве Гончарова, Достоевского,Тол-стого. Саратов, 1992.21 .Бурнашева НЖ Раннее творчество Л.Н. Толстого: Текст и время М 1999. к

25. Бурсов Б.И. Лев Толстой: Идейные искания и творческий метод- 18471862. М., 1962.

26. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М.-Л., 1963.

27. Бычков СЛ. Лев Толстой. М., 1947.

28. Бычков С.П. Л.Н. Толстой. Очерк творчества. М., 1954.

29. Версаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском. О Льве Толстом. О Ницше. М., 1999.

30. Виноградов В. О языке Толстого: (50-60-е годы) // Лит. наследство. М., 1939. Т.35-36. С.117-220.

31. Галагон Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.

32. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.

33. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. Л., 1974.

34. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.

35. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.

36. Гончаров И.А. Поли. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб., 1997- (издание про-должается).

37. Горелов АЛ. Русская идея и возможность зеленой России // Толстой и мир. М., 1992.

38. Григорович Д. В. Литературные воспоминания. Л., 1987.

39. Григорьев Ап. Литературная критика. М.} 1967.

40. Григорьев Ап. Соч.: В 2 т. М., 1990.

41. Гродецкая А. Г. «Семейное» и «хрестьянское» в «Анне Карениной» П Мир филологии: Посвящается Лидии Дмитриевне Громовой-Огтульской. М., 2000. С. 212-226.

42. Громов П. О стиле Льва Толстого: Становление «диалектики души». Л., 1971.

43. Громов П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

44. Громова-Опулъская Л. Мастерская слова и мысли // Лев Толстой. Записные книжки. М., 2000. С.5-11.

45. Громова-Опульская Л.Д. От «картины нравов» к истории народа // Генезис художественного произведения. М., 1986.

46. Гудзий Н.К. Лев Толстой: Критижьбиографический очерк. М., 1960.

47. Гусев H.H. Толстой в молодости. М., 1927.

48. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. М., 1954.

49. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. М., 1957.

50. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М., 1963.

51. Гусев H.H. Летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого: 1828-1890. М., 1958.

52. Днепров В.Д. Искусство человековедения: Из художественного опыта Льва Толстого. Л., 1985.

53. Достоевский Ф.М. Пол. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990.

54. Дружинин A.B. Прекрасное и вечное. М., 1988.

55. Егоров Б.Ф. Проза A.B. Дружинина // Дружинин A.B. Повести. Дневник / Изд. подготовили Б.Ф. Егоров, В.А. Жданов. М., 1986 («Лит. памятники»),

56. Елизарова М.Е. Жорж Занд в русской критике и литературе // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та. 1941. Т. 31. Вып. 5. С.41-63.

57. Еремина JIM. Рождение образа: О языке художественной прозы Льва Тол-стого. М., 1983.

58. Ермилов В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». М., 1963.

59. Ермилов В.В. Толстой-романист. М.> 1965.

60. Ермилов В.В. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., 1961.

61. Жданов В.А. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1928.

62. Жданов В.А. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблю-дения. М., 1957.

63. Жданов В.А. Последние книги Л.Н. Толстого. Замыслы и свершения. М., 1971.

64. Жолковский А. К., Щеглов Ю.К. Ex ungue leonem: инварианты Толстого и структура его детских рассказов // Russian Literature. 1982. № 11. С. 19-47.

65. Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Создание великой книги. М., 1966.

66. Каледа Глеб. Домашняя церковь. М., 1997.

67. Камянов В. Поэтический мир эпоса: О романе JL Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.

68. Кандиев Б.И. Роман-эпопея JI.H. Толстого «Война и мир». Комментарий. М., 1967.

69. Кафанова О.Б. Лев Толстой читатель и критик Жорж Санд // Русская лите-ратура. 1996. № 1. С. 182-200.

70. Кафанова О.Б. Легенды о Жорж Санд в русской литературе XIX века // Русская литература. 1998. № 1. С. 69-83.

71. Кафанова О.Б. Жорж Санд и русская литература XIX века. Томск, 1998.

72. Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого: Истоки. Традиции. М., 1983. С.76-86.

73. Краснов Г.В. К мотивам войны и мира в романе «Война и мир». // Лев Тол-стой и русская литература. Межвузовский сборник. Горький. 1981.

74. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. М., 1970.

75. Краснощекова Е. «Семейное счастье» в контексте русского «романа воспи-тания»: (И.А. Гончаров и Л.Н. Толстой) // Русская литература.1996. №2. С. 47-65.

76. Краснощекова Е. Иван Александрович Гончаров: Мир творчества. СПб.,1997.

77. Криволапое В.Н. Вспомним о Штольце. // Русская литература. 1997. № 3.

78. Круговой Г.Г. Пьер Безухов и Платон Каратаев (I Записки русской ака-деми-ческой группы в США: Толстовский номер: 1828-1978. New York, 1978. Т. XI. С. 138-153 (Transactions, vol. XI).

79. Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке (первая половина). 2-е изд. М., 1977.

80. Купреянова ЕЛ. Молодой Толстой. Тула, 1957.

81. Купреянова ЕЛ. Эстетика Л.Н. Толстого. М.; Л., 1966.

82. Купреянова ЕЛ. Социальный смысл нравственной философии романов «Мадам Бовари» и «Анна Каренина» (к вопросу о национальной типологии русского реализма) // Русская литература. 1976. № 1. С. 41-54.

83. Курляндская Г.Б. Пейзаж Тургенева и Толстого: Сравнительная идейно-художественная характеристика // Толстовский сборник. > з. Тма 1957. С. 83-99.

84. Курляндская Г.Б. Тургенев и Толстой: Учеб. пособие. Курск, 1976.

85. Леонтьев К. К О романах гр. Л.Н. Толстого: Анализ, стиль и веяние М. 1911.

86. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 2 т. М., 1990.

87. Лесскис Георгий. Лев Толстой (1852-1869): Вторая книга цикла «Пуш-кин-ский путь в русской литературе». М., 2000.

88. Леушева СМ. Особенности реализма молодого Толстого: (50-е годы) // Лев Николаевич Толстой: Сб. статей и материалов. М., 1951. С. 268-320.

89. Липкое В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М., 1989.

90. Лихачев Д.С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы // Лихачев Д.С. Литература-реальность-литература. Л., 1981.

91. Л.Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль / Под ред. Г.Я Галаган и Н.И. Пруцкова. Л., 1979.

92. Л.Н. Толстой: Сб. статей / Под общей ред. Д.Д. Благого. М., 1955.

93. Лозовская Е.Л. Проблема семьи в романах Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» И Учен. зап. Магнитогорского гос. пед. ин-та. 1957. Вып. 4. С.169-235.93 .Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974.

94. Лукина Е.Ю. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой: поиски героя времени, 1840-1850-е годы: (Идейно-худож. общность и худож. полемика). Автореферат. М., 1987.

95. Лурье Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литера-тура. 1989. №1. С. 26-43.

96. Лурье Я. С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и про-блемы XX века. СПб., 1993.

97. Маймин Е.А. Лев Толстой: Путь писателя. 2-ое изд. М,, 1984.

98. Маймин ЕЛ. Проблема «история искусство» в творческих исканиях Тол-стого // Вопросы литературы. 1978. № 4. СД61-181.

99. МаковицкийД. Я. Яснополянские записки: У Толстого. 1904-1910 // Литературное наследство. Т. 90. Кн. 1-4 и указ. М., 1979-1981.

100. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975.

101. Маркозова Д.С. Роман JI.H. Толстого «Семейное счастие»: (Проблематика и художественные особенности) // Учен. зап. Юго-Осетинского гос. пед. ин-та. 1961. Т. 8. Сер. филол. наук. С. 41-57.

102. Мельник В.И., Мельник Т.В. И.А. Гончаров в контексте европейской литературы. Ульяновск, 1995.

103. Мочульский КВ. Великие русские писатели XIX в. СПб., 2000.

104. Мышковская Л.М. Мастерство Л.Н. Толстого, М., 1958.

105. Науменко Т.К. Женский вопрос в 60-х гг. XIX в. и роман Л.Н. Толстого «Семейное счастье» // Вопросы творчества и языка русских писателей. Новосибирск, 1960. Вып. 1. С. 17-36.

106. Отрадин М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994.

107. Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. Т.З. Доктор Живаго: Роман. М., 1990.

108. Прянишников ИЕ. Проза Льва Толстого. (О некоторых особенностях его писательской манеры). Оренбург, 1959.

109. Пумпянский Л.В. Тургенев-новеллист // Тургенев И. С. Соч. М • Л 1929. Т. 7. С. 5-24.2\.Пумпянский Л.В. Романы Тургенева и роман «Накануне» // Тургенев И.С. Соч. М.-Л., 1930. Т. 6.

110. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и русская церковь // Религия и культура. М 1990.

111. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995.

112. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1989.

113. Руденко Ю.К. Чернышевский-романист и литературные традиции. Л., 1989.

114. Сабуров A.A. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.т.Симонова В.Г. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой в 50-е годы XIX века. (К вопросу о своеобразии их худож. Манеры). Автореферат. Воронеж, 1969.

115. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Проблемы человеческого общения. Л., 1988.

116. Страхов И.В. Методика психологического анализа характеров в художественном произведении. Психологический анализ портретов-характеров в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Саратов. 1977,

117. СтраховН.Н. Литературная критика. СПб., 2000.131 .Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. М., 1981.Ъ2.Сухих ИИ. «Искать, все время искать .»: Толстой и его герои в поисках счастья // Лев Толстой. Семейное счастие: Повести и рассказы. СПб., 1996. С.5-26.

118. Толстая С. А. Дневники: В 2 т. М., 1978.ХЪА.Туниманое В.А. «Кроткая» Достоевского и «Крейцерова соната» Толстого: (две исповеди) // Русская литература. 1999. № 1. С. 53-88.

119. Тургенев И.С. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 1978-1986.

120. Фортунатов Я. Творческая лаборатория Л. Толстого. М., 1983.

121. Хализев В.Е., Кормилое СИ. Роман JÏ.H. Толстого «Война и мир» M 1983. *

122. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М, 1978.Ъ9Храпчгнко М.Б. Реализм Льва Толстого. М., 1953.

123. Цветаева М.И. Мой Пушкин. Челябинск, 1978.141 .Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

124. Чичерин A.B. Идеи и стиль: О природе поэтического слова. 2-е изд. М., 1968.

125. Чичерин A.B. Ритм образа. М., 1980.

126. Чичерин A.B. Очерки по истории русского литературного стиля: Повествовательная проза и лирика. 2-е изд., доп. М., 1985.

127. Шифман AM. Лев Толстой и восток. М., 1971.

128. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1963 («ЖЗЛ»).

129. Шкловский В. Материал и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир». М., 1928.

130. Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1961.

131. Шнейдер М.Е. Русская классика в Китае. М.,1977.

132. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Книга первая: 50-ые годы. Л., 1928.

133. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга вторая: 60-е годы. Л.-М., 1931.

134. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

135. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Сб. статей. Л., 1986.

136. Лаврин Янко. Лев Толстой. Сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Пер. с нем. Челябинск, 1998.158ЯнХин-шун, Пожидаев В. Дао дэ цзин. СПб., 1998.

137. Pavlov P. Tolstoy's Novel «Family Happiness» // The Slavonic review. 1929. Vol. VII. January.