автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Народные каменные мемориальные памятники Литвы

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Ширмулис, Альфредас Ионович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Народные каменные мемориальные памятники Литвы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Ширмулис, Альфредас Ионович

1. Введение

2. Гипотеза об истоках литовских народных мемориальных памятников и их скульптурного убранства

3. Продолжение и развитие традиций народного творчества в каменных мемориальных памятниках Литвы XIX века.

4. Взаимосвязь народного творчества и ремесла в каменных мемориальных памятниках Литвы первой половины XX века

5. Процесс профессионализации творчества литовских народных мастеров, по камню в советское время.• •

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Ширмулис, Альфредас Ионович

Социалистической культуре свойственна преемственность прогрессивных традиций национальной культуры, дальнейшее их развитие и обогащение. В.И.Ленин тесно связывал создание новой социалистической культуры с освоением культурного наследия прошлого. В своей работе "Успехи и трудности Советской власти" он писал: "Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества пот строить не сможем" .

Социалистический строй открывает широчайшие возможности для проявления творческих сил народа, способствует их развитию. Об этом свидетельствуют творения народных мастеров союзных республик. В последние десятилетия особенно возросло значение народного творчества в общей системе советской художественной культуры.

Советские ученые внесли значительный вклад в раскрытие эволюции многих областей народного искусства. Этот плодотворный процесс в наши дни успешно продолжается, алеете с тем ряд интересных явлений еще ждет своих исследователей. Это относится и к изучению литовского народного творчества. Оно, как известно ,- в значительной степени определяет все художественное развитие республики. Размышляя об исторических обстоятельствах развития и утверждения литовского народного искусства, нельзя забывать о том, какое поистине основополагающее значение имели для него сохранившиеся длительное время древние языческие традиции и обряды, которые легли в основу фольклора, в том числе Ленин В.И. Успехи и трудности Советской власти. - Полн. собр.соч., т.38, с.53. изобразительного.

Изучение истории народного искусства Литвы началось еще в прошлом веке. В советское время эта тема получила освещение в трудах, посвященных развитию архитектуры, деревянной пластики, керамики, ткачества и т.д.

Мемориальные памятники и их скульптура были и остаются одной из самых замечательных областей литовского народного творчества. Этот факт подтверждают такие широко известные в республике и за ее пределами работы народных мастеров, как ансамбль р в Аблинге, аллея Чюрлениса и многие другие . Уже в конце прошлого столетия писатели и поэты, художники и ученые уделяли большое внимание литовским "чудесам деревянным", "песням в дереве". Их фиксировали М.Бренштейн и А.Ярошевич, изучали И.Басанавичюс и П.Галауне, ими восхищались М.-К.Чюрлёнис и А. 1щуйдзинавичюс. Однако качественно новое возрождение народных мемориальных памятников и их пластики стало возможным лишь в условиях социалистического строя.

Исследователи народных мемориальных произведений Литвы в прошлом высказывали еще одну мысль, которую, пожалуй, наиболее ясно выразила наша современница М.Гимбутене: "Северная Европа является своеобразным краем, где произведения народного искусства создавались главным образом из дерева ." .

Возникает вопрос: неужели только деревянные мемориальные памятники стояли у дорог, украшали усадьбы и кладбища? Разве лишь дерево могло зазвучать в искусных руках народного мастера. Ответ особенно актуален сейчас, когда наряду с заново возрож

Шепетис Л.К. Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде. - М., 1978, с.124-127.

Gimbutas М.Ancient Symbolism in Lithuanian Polk Art. -Philadelphia, 1958, p. 146. денными деревянными монументами явно прослеживаются и интенсивные поиски народных мастеров и умельцев в области создания каменных мемориальных произведений.

При более обстоятельном знакомстве с творческим наследием народных художников, в частности, при изучении каменных мемориальных памятников, созданных в XIX и первой половине XX века, С.Гайлявичюсом, Ю.Гедминасом, П.Карбаускасом, Ю.Ляуданскисом, И.Мисявичюсом, Б.Норвайшасом, Д.Рамейкой, А.Раудонисом и другими пока неизвестными авторами, выясняется, что народные мастера Литвы не ограничивались только резьбой по дереву. Мастеров, использовавших камень в качестве основного материала, насчитывается пока не так. много, однако сохранилось сравнительно большое количество их работ, поэтому в творческом наследии:.; литовских народных мастеров можно выделить область каменных мемориальных памятников и их скульптурного убранства. Более тщательные исследования представляют не только самостоятельный интерес для советского искусствознания. Они могут помочь в освоении опыта народных мастеров прошлого, а также научно объяснить многие современные явления в области мемориальных произведений Литовской ССР. Это послужит также цри изучении мемориальных произведений в целом по республике, пригодится в деле их сохранения и реставрации.

Поэтому можно считать, что диссертация имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Литовские народные деревянные мемориальные памятники, прежде всего скульптура,довольно обстоятельно изучены4, о них БаЪи1еу1с±епё Р. Ые-Ьшгхц НаибаеБ щепав. В:Пэ1:1с^га:Ш1ё го<1ук1ё (1940 - 1972). - V., 1975, р. 73 - 74, р. 84 написано много статей, монографий и защищена кандидатская диссертация^, на основе которой также издана монография6. Около 10 тысяч единиц деревянных скульптур работы народных мастеров, подавляющее большинство которых имеет мемориальное назначение, хранится в фондах музеев Литовской ССР. Их изучают этнографы, историки, искусствоведы, ими интересуются художники - профессионалы и т.д. Такого же рода произведения, выполненные из камня, до сих пор не получили своей оценки. Они остаются на своих прежних, порой трудно доступных местах, мало известны науке.

0«» . о и литовокои народной деревянной скульптуре и мемориальных памятниках существует историческая,этнографическая, информационная и искусствоведческая литература, однако о народных каменных мемориальных произведениях написано мало. Это главным образом статьи информационно-описательного характера о народном мастере каменных надгробий Ю.Гедминасе, написанные краеведами Б.Бурачасом (единственная статья досоветского периода), 7

Ю.1Ьтрулисом и А.Незабитаускасом . Ценную статью о том же нао родном мастере опубликовал К.Скипайтис , лично знавший скульптора. Он приводит важные сведения о жизни и творчестве Ю.Гед-минаса.

Материал, собранный старейшим сотрудником Шяуляйского с;

Канцедикас A.C. Современная народная скульптура Литвы: Автореф. дис. канд.искусствоведения. - М., 1970. -19 с. п Канцедикас A.C. Литовская народная скульптура. - М., 1974. 7 Buracas В. Nirtaiciij senkapiai. - Sekmadienis, 1933, Nr.33 р. 3; Petrulis J. Vieno liaudies menininko kürybos bruo-zai. - Gimtasis krastas. - Siauliai, 1943, p. 172 - 176; Nirtaiciii "keistuolis"• - Meno saviveikla, 1964, Nr.11, p. 16 -17; Nezabitauskas A. Nepaprastos Nirtaiciij kapinés ir зч kür é ó as. - Komunizmo ausra (Radviliskie), 1968, ba-landzio 20; Nezabitauskas A.IIirtaicii¿ kapinii¿ küréjas. -Kulturos barai, 1969, Nr.8, p. 72.

Skipaitis 1С. Mano, atsiminimai apie Juoz^ Gedmin^. - Gimtasis krastas. - Siauliai, 1943, P. 176 - 179. историко-этнографического музея "Аупгра" В.Вайтекунасом о литовском народном мастере каменной скульптуры А.Раудонисе,:хра-нится в этом же музее. На этот материал опирался К.Абрамави-чюс, опубликовавший статно "Автор каменных скульптур"^.

В секторе этнографии Института истории АН Литовской ССР хранятся записанные 17.07.1958 г. научным сотрудником А.Милюсом фрагменты воспоминаний Казимеры Зубавичене о народном маето тере каменных мемориальных произведений С.Гайлявичюсе . О нем писал и 1фаевед Ю.Петрулис^. Вся перечисленная литература носит этнографический характер, но представляет ценность и для искусствоведов.

Наибольший интерес вызвали произведения народного мастера каменной скульптуры Ю.Ляуданскиса. О его жизни и творчестто ве опубликовано немало статей . Во многих из них рассказывается о жизни Ю.Ляуданскиса, его работах, созданных за годы Советской власти. Творчество Ю.Ляуданскиса внимательно освещено в монографии А.Канцедикаса "Литовская народная скульптура" , в которой наряду с творчеством народных мастеров деревянной скульптуры рассматриваются и его работы как мастера тя каменных надгробий .

Научные исследования в области литовской народночлемо-риальной архитектуры малых форм обобщил КЛербуленас, но он Q

Abramavicius К. Akmens skulptüri¿ autorius. - Meno savi-veikla, 1964, Nr.5, p. 16 - 17.

Milius A. Akmeninii¿ dirbinii¿ meistras. Lietuvos TSR MA Istorijos instituías, etnográficos sektorius. 13.

11 Petrulis J. Mediniai stebuklai. Pagoniski¿ dievaiciij kü-réjai. - Komjaunimo tiesa, 1965m.gruodzio 18.

12

Dabuleviciené P. Lietuviij liaudies menas. Bibliografiné rodyklé (1940 - 1972). - V., 1975, p. 93.

Канцедикас A.C. Литовская народная скульптура. - M., 1974, с.130—132. не выделяет специально каменные мемориальные памятники. Правда, наряду с обсуждением памятников такого рода, сооруженных из кирпича и камня, он отметил, что очень оригинальные и интересные каменные памятники создал талантливый народный мастер Ю.Гедминас.-1"4

Других литературных источников о народных каменных мемориальных произведениях Литвы не обнаружено. Вся использованная в диссертации иная литература получит критическую оценку в тексте диссертации, потому что ее рассмотрение в вводной части будет не совсем понятно.

Так. как. в литовской искусствоведческой литературе нет трудов, глубоко исследующих народные каменные мемориальные произведения, их художественные и национальные особенности,тенденции развития, настоящая работа является по существу первой попыткой научного изучения теш, что и определяет ее научную новизну.

Для изучения народных каменных мемориальных произведений, как и других видов народного искусства, большое значение имеют научные труды о народном художественном творчестве русского народа и народностей РСФСР15, а также других братских республик,:

Cerbulénas К. Liaudiskii memorialiniij. paminkli£ kilmè ir

04 architekturinè-meninè Charakteristika. - Kn. : LTSR architektüros klausimai. - V., 1966, t. 3, p. §8 - 121; Memorialiniai paminklai. - Kn. : Lietuviij liaudies ar-chitektüra. - V., 1968, t. 2, p. 106 - 110.

Воронов B.C. О крестьянском искусстве. - M., 1972.; Ермонская B.B., Нетунахина Г. Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура. - М., 1978.: Иванов C.B. Скульптура народов севера Сибири (XIX-первой половины XX в.) - 1., 1970.: Некрасов А.И. Русское народное искусство. - М., 1924.; Серебренников Н.И. Пермская деревянная скульптура. - Пермь., 1967.; Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура русского севера. - М., 1974.; Дзантиев А. Народный ваятель Сосланбек Ццзиев.-Декоративное искусство, 1975, № 6, с.14-16. тс тг) то

Белоруссии , Латвии , Украины .

Важными литературными источниками являются и научные исследования в области народных мемориальных памятников и их скульптурного убранства,опубликованные в социалистических странах, в частности,Польше19, Чехословакии20.

Анализ литературы,использованной в данной работе, позволяет утверждать, что у многих народов СССР более обстоятельно не исследованы народные мемориальные памятники. Л ведь традиции народного творчества в этой области содержат в себе богатейший творческий опыт, немаловажный как. дяя художников-профессионалов, демонстрируя неисчерпаемость традиций, так и для развития народных промыслов мемориального назначения.

Подавляющее большинство фактического материала, положенного в основу данной работы, собрано автором во время полевых экспедиций в течение 1970-1982 гг. и вводится в научный обиход впервые. Сбор материала проводился во всех районах и го Леонова А.К. Народная деревянная скульптура Советской Белоруссии. Автореф.дис. канд.искусствоведения. - Минск, 1973. - 20 е.; Народная деревянная скульптура Белоруссии. -Минск, 1977.

17

1 Latvju raksti; lautas maksla uzvalkos, audumos, buves, podnieciba u t.t. - Riga, 1930.

18 Моздыр Н.И. Украинская народная деревянная скульптура. Автореф.дис. канд.искусствоведения. - М., 1977. - 20 е.; Гоберман Д.Н. Искусство гуцулов. - М., 1980.

19

Kroh. A. Y/spolczesna rzezba ludowa Karpat Polskich. -Wroclaw., Ossolineum, 1979; Reinfuss R. Ludowa rzezba kamien-na na zachodnim Pogorzu. - Polska sztuka ludowa. R. 30, 1976, s, 180 (przypis llT; V/plyw rzemieslniczej produkeji dewocyjnej na ludow^ rzezb§ w kamieniu. - Polska sztuka ludowa. R. 33, 1979, s. 67 - 76; Dawna polska rzezba ludowa. Oproc. J.Grabowski. - Warszawa, 1968.

20

Tkac S. . len kamen a drewo (Slovenske ludove nahrob-niky). - Bratislava, 1977. родах Литовской ССР, музеях, библиотеках, Центральном государственном историческом архиве Лит.ССР и архиве Научно-методического совета по охране памятников культуры Лит.ССР.

Основываясь на изучении и обобщении фактического и документального материала, настоящая работа ставит своей целью:

1. Ввести в науку малоизвестный ранее материал о народных каменных мемориальных произведениях Литвы;

2. Раскрыть вопрос истоков литовских народных мемориальных памятников и их скульптурного убранства;

3. Выявить основные этапы развития каменных мемориальных произведений работы литовских народных мастеров;

4. Осветить жизненный и творческий путь известных литовских народных мастеров по каменным мемориальным памятникам, на основе анализа созданных шли произведений выявить их художественные и национальные особенности и тенденции развития традиций народного творчества;

5. Обрисовать современное состояние народной мемориальной скульптуры и дать рекомендации по ее дальнейшему развитию.

Методологической основой написания данной работы послужили положения марксистско-ленинской теории об изучении явлений общественной жизни и теоретические обобщения советской науки о народном искусстве. Отсутствие научной систематизации и аналитических разработок, относящихся к данной теме в Литве и других союзных республиках,заставило диссертанта предпочесть метод историко-хронологического исследования, уделив особое внимание систематизации материала, искусствоведческому анализу произведений, выявлению специфики эволюции народного творчества и взаимосвязи его различных областей.

Для полноты исторической картины возникновения и развития народных мемориальных памятников Литвы в диссертацию включено определенное количество этнографического и документального материала, без которого, по мнению автора, едва ли возможно подлинно научное изучение народного искусства.

Основной материал исследования изложен в четырех главах диссертации, в которых отражены основные тенденции развития народных каменных мемориальных произведений Литвы с момента их возникновения до настоящего времени.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Народные каменные мемориальные памятники Литвы"

Выводы

I. За годы Советской власти, в условиях развития экономики и культуры, благодаря постоянному вниманию со стороны Партии и Правительства коренным образом изменилось положение натот

Это увеличенные фотопортреты, которые переносятся на фасадную плоскость надгробного памятника фактурным способом, вырубая шлифованную поверхность. родного искусства Литвы, что способствовало качественно; новому возрождению народных мемориальных произведений.

2. Анализ творчества современных народных мастеров по каменным мемориальным произведениям показывает: а) сильное влияние на их творчество профессионального искусства, достигшего своего расцвета в советские годы; б)изменение тематики скульптурного убранства мемориальных памятников; в) активное участие народных мастеров в создании современной эстетической среды; г) интенсивные творческие поиски в области создания современных каменных надгробных памятников.

3. Вместе с тем художественный анализ надгробных памятников, изготовленных за последние два десятилетия на местных комбинатах бытового обслуживания населения, показывает, что несоблюдение вековых традиций народного творчества может привести к утрате национальной формы каменных надгробий.

4. Практика изготовления надгробий в республике показывает, что народные мастера и умельцы, работающие на комбинатах бытового обслуживания населения, при выполнении надгробных памятников по типовым проектам, созданным архитекторами-профессионалами, фактически отстранены от творческого процесса.

5. Тенденции развития литовских народных мемориальных памятников, которые прослеживались в данной работе, дают основание предполагать, что только развитие народного художественного цромысла мемориального назначения в республике может обеспечить дальнейшее развитие народного творчества в области создания каменных мемориальных произведений.

Народ обладает огромными творческими силами. Традиции, сложившиеся в веках, могут быть творчески использованы и в условиях зрелого социализма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Основные выводы)

Материал о каменных мемориальных произведениях работы литовских народных мастеров XIX и XX веков, проанализированный в настоящей работе, позволяет сделать следующие выводы:

1. Литовские народные мемориальные памятники появились и развивались на основе местных обычаев и традиций. Они почти всегда выполнялись из дерева и устанавливались в память о знаменательных событиях в жизни, а чаще всего как надгробия. Памятники, созданные из камня, появились в Литве в XIX веке в связи с распространением строительства из колотого гранита. На развитие строительства из гранита определенное влияние имела архитектура историзма.

2. Типы, форму и скульптурное убранство каменных памятников народные мастера переняли у такого же рода деревянных монументов. Определенное влияние на их творчество оказало и профессиональное искусство.

Народные мастера создавали из гранита в основном мемориальные столбы (под влиянием деревянных стогастульпяй), столбы с часовенками (коплитстульпяй), небольшие часовенки (каплички) и кресты с редьефным декором, а также ворота кладбищ. Распространение их типов по этнографическим зонам Литвы такое же, как и деревянных памятников.

3. Отличительными чертами литовских народных каменных монументов XIX в. являются их большая высота, цельность каменных столбов или отдельных частей памятника, а также скульптурное оформление и завершение декоративным акцентом из кованого железа.

Для пластического оформления памятников применялась каменная и деревянная круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура в основном была полихромной. Для круглой каменной скульптуры характерны фронтальность композиционного построения, обобщенность пластических форм, непропорциональность отдельных частей тела. Основное внимание уделено изображению лица и рук. Рельефно высекались разные орнаменты и символические знаки, но встречаются и фигуры человека. Религиозная тематика скульптур получила народную интерпретацию.

4. Исторические условия первой половины XX века не способствовали эволюции мемориальных произведений литовского крестьянства. Развитие капитализма в Литве разорвало замкнутость крестьянской культуры, что привело народное творчество к кризисному положению. Народные мастера, создававшие каменные мемориальные памятники, приспосабливались не к эстетическим нормам широких слоев населения, а к индивидуальным вкусам зажиточного крестьянства. Таким образом, был подорван коллективный характер народного творчества.

5. В первые два десятилетия XX века под усиленным влиянием католической церкви наиболее распространенной формой народного каменного мемориального памятника был крест, в котором от традиционного оформления сохранились только некоторые детали: ниши разных размеров и конфигураций для установки изображения святого (в Жемайтии) или рельефно выполненные символические знаки (в Аукштайтии).

В двадцатые и тридцатые годы в творчестве народных мастеров получили распространение надгробные памятники, изображающие дуб с обрубленными ветвями и корнями или скалу с крестом.

Народная тематическая мемориальная скульптура из камня почти полностью исчезла. Исключение составляют только работы таких творческих индивидуальностей, как А.Раудонис и Ю.Ляуданскис.

6. За годы Советской власти в условиях интенсивного развития экономики и культуры, перестройки социальных отношений и благодаря постоянному вниманию Партии й Правительства коренным образом изменилось положение народного искусства Литвы. Это способствовало качественно новому возрождению народных мемориальных произведений.

Анализ творчества современных народных мастеров каменных мемориальных произведений показывает: а) сильное влияние на их творчество профессионального искусства, достигшего своего расцвета за годы Советской власти; б) изменение тематики скульптурного убранства мемориальных произведений; в) интенсивные творческие поиски в области создания современных каменных надгробных памятников; г) расширяющееся участие народных мастеров в организации площадей, скверов, мест, определяющих границы районов и колхозов.

7. При анализе социального статуса литовских народных мастеров XIX, XX веков прослеживаются следующие тенденции: а) мастера XIX века продолжали старинную традицию народного творчества в области создания мемориальных произведений. Они не сочетали творчество с заработком и их творчество не стало профессией, хотя можно предполагать, что некоторые их работы каким-то образом оплачивались; б) подавляющее большинство народных мастеров первой половины XX века составляли безземельные щюстьяне, искавшие заработок для существования. Они начали сочетать свое творчество с ремеслом; в) в Советские годы идет процесс профессионализации творчества народных мастеров. Этот процесс, принесший с собой ряд завоеваний и одновременно некоторые противоречивые явления, вступает ныне в стадию, требующую особого внимания к специфике народного творчества, его организационным аспектам.

8. Народ обладает огромными творческими силами. Традиции, сложившиеся в веках, могут быть использованы и в условиях зрелого социализма. Назрело время для новых импульсов в развитии народного художественного промысла мемориального назначения в Литовской ССР. Народные мастера призваны более активно участвовать в деятельности по организации эстетической среды городов и сел.

 

Список научной литературыШирмулис, Альфредас Ионович, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд, т.19, с.350.

2. Ленин В. И. Успехи и трудности советской власти. Полн.собр. соч., т.38, с.53-59.

3. Ленин В.И. 0 праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч., т.25, с.255-320.

4. Вайткунас Г. Очерк развития эстетической мысли в Литве. -М.: Искусство, 1972. 230 с.

5. Вёрман К. История искусств всех времен и народов. Спб. : Просвещение, 1896. - т.2. Искусство христианских народов до конца U столетия. - 937 с., ил.

6. Воронов B.C. 0 крестьянском искусстве: Избранные труды. М. : Сов.художник, 1972. - 350 е., ил.

7. Гоберман Д.И. Искусство гуцулов. М. : Сов.художник, 1980. -57 е., 184 ил.

8. Дзантиев А. Народный ваятель Сосланбек ЛЦцзиев. Дй СССР, 1975, № 6, с.14-16, ил.

9. Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура: К истории художественного надгробия в России XI-начала XX в. М.: Искусство, 1978. - 311 е.,72 л. ил.

10. Иванов C.B. Скульптура народов севера Сибири: (Х1Х-первой половины XX в.) Л.: Наука, 1970. - 259 с., 269 ил.

11. История Литовской ССР: С древнейших времен до наших дней. /А.Таутавичюс, Ю.Юргинис, М.Ючас и др. Вильнюс: Мокслас, 1978. - 676 с., 191 фотоил. - В надзаг. : Ин-т истории АН Лит.ССР. -Библиогр.: с.645-673.

12. Канцедикас A.C. Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства. М.: Изобр.искусство, 1977. - 120 с. ил. - В надзаг.: НИИ художественной промышленности.

13. Канцедикас A.C. Литовская народная скульптура. М.: Сов. художник, 1974. - 191 е., ил.

14. Канцедикас A.C. Современная народная скульптура Литвы: Автореф. дис. канд.искусствоведения. М.: 1970. - 18 с.

15. Леонова А.К. Народная деревянная скульптура Белоруссии: Краткий очерк. Минск: Наука и техника, 1977. - 104 е., ил. - В надзаг.: АН БССР. Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора. - Еиблиогр.: с.95-97.

16. Леонова А.К. Народная деревянная скульптура Советской Белоруссии: Автореф.дис. канд.искусствоведения. Минск: 1973. - 20 с.

17. Моздыр Н.И. Украинская народная деревянная скульптура: автореф.дис. канд.искусствоведения. М , 1977. - 20 с.

18. Некрасов А.И. Русское народное искусство. М.: Госиздат, 1924. - 163 е., ил.

19. Некрасова М.А. Актуальные проблемы теории и практики народного искусства в свете постановления ЦК КПСС "О народных художественных промыслах". В кн.: Проблемы народного искусства: Сб.статей. М., 1982, с.7-16.

20. Семенова Т. Народное искусство и его проблемы: Очерки. -М.: Сов.художник, 1977. 245 е.,ил.

21. Серебренников H.H. Пермская деревянная скульптура. Пермь; 1967. - 48 е., 46 ил.

22. Сталь. В кн.: БСЭ,3-е изд., 1976, т.24, кн.1, с.404-406.

23. Шепетис Л.К. Искусство и среда: Место искусства в современной эстетической среде. М.: Сов.художник., 1978. - 266с.

24. Чекалов A.K. Народная деревянная скульптура русского севера. М.: Искусство, 1974. - 192 е., ил.25* Abramavicius К. Akmens skulptüri¿ autorius. Meno saviveik-la, 1964, Nr.5, p. 16 - 17.

25. Adomavicienè M. Akmens plastikos grozis. Raudonoji vélia-va (Siauliai), 1982, kovo 11.

26. Baigiamas statyti Giedraiciit kautynèms pazymèti paminklas. -Lietuvos aidas, 1929, geguzés 13, p. 7.

27. Basanavicius J. Lietuviij kryziai arch.eologijos svieso^je. -Кп.: Rinktiniai rastai, V., 1970, p. 124 155.

28. Bickauskas-Gentvila L. 1863 metii sukilimas Lietuvoje. V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1958. - 351 p., iliustr.

29. Buracas B.Dievdirbys Jonas Orvidas. Naujoji Romuva, 1939, Nr.16 (430), p. 353 - 354.

30. Buracas В. Nirtaiciii senkapiai. Sekmadienis, 1933, Nr.33, P. 3.

31. Cerbulènas K. Liaudiskij memorialiniii paminkl\¿ kilmé ir jxj architektûrinè-meninè Charakteristika. Kn.: Lietuvos ar-chitektüros klausimai. V., 1966, t. 3, p. 98 - 121.

32. Cerbulènas K. Mazosios Lietuvos antkapiniai paminklai. Nau-joji Romuva, 1933, Nr.2 - 2 (368 - 4), p. 42.

33. Cerbulènas K. Memorialiniai paminklai. Kn. : Lietuvii¿ liau-dies architektûra. V., 1968, t. 2, p. 106 - 110.

34. Dabuleviciené P. Lietuvi\¿ liaudies menas: Bibliografiné ro-dyklé (1940 1972) - V., 1972. - 160 p. - Anträge: Lietuvos TSR valstybinê respublikiné biblioteka.

35. Daukantas S. Rastai: 2-se t. V.: Vaga, 1976. - T. I. -181 p.

36. Dundulienè P. Ginu Kernavés Perkün^. Svyturys, 1966, Nr.4» p. 18 - 19.

37. Dundulienè P. Medziai senovès lietuviii tikèjimuose. V.: Mintis, 1979. - 102 p.

38. Dundulienè P. Zaltys ir jo simboliai lietuviii liaudies mene ir zodinèje küryboje. V.: WU, 1979. - 163 P., iliustr.

39. Galauné P. Lietuviii liaudies menas. K., 1930. - 301 p., 174 iliustr.

40. Galauné P. Tvarkytinas paminklii reikalas. Kn.: Dailès ir kultüros baruose: Straipsniii rinkinys. V., 1970, p.218 - 219.

41. Galvydis J. Seniijii tikéjimii forraos ir kultai. V.: Mint is, 1980. - 71 P.

42. Gelezis. Kn.: Lietuvisko^i tarybiné enciklopedija. V., 1978, t. 4, P. 31.

43. Giedriené R. Mirusiiyii pagerbimo diena. Kn, : Civilinés apeigos: /Straipsniii rinkinys/. V., 1979, p. 76 - 81.

44. Jurginis J. Pagonybés ir krikscionybès santykiai Lietuvo^e. -V.: Mintis, 1976. 137 P.

45. Kalviai. Kn.: Mazoji lietuviskoji tarybiné enciklopedija. V., 1968, t. 2, p. 34.

46. Korsakaitè I. Gyvibinga grafikos tradici^a. V.: Vaga, 1970.- 237 P., iliustr.

47. Kostkeviciüté I. Dailés parodii dalyviai. Kn.: XX a. lietuviii dailès istorija. ¥., 1982, t. I, p. 27 - 45, iliustr.

48. Kudaba C. Orvidii sodyba. Yienybé (Akmenè), 1983, geguzès 7.

49. Latvju raksti: Tautas maksla uzvalkos, audumas, buves, pod-niecibas u.t.t. Riga: Vlast. Spiestuves izdevums, /1930/,- 140 p., iliustr.

50. Lietuviii liaudies architektüra. 2-se kn. V.: Mintis, 19651968. Kn. - 1968. - 383 p., iliustr. - Antrase: Lietu-vos TSR Valst. statybos reikalii k-to statybos ir architektü-ros in-tas.

51. Lietuviii liaudies menas: Architektüra. 2-se kn. V.: Vaga, 1957 - 1965. - Kn. 2. 1965. - 261 p., 398 iliustr.

52. Lietuviii liaudies menas: Mazoji architektüra. Kn. I. V.: Vaga, 1970. - 367 p., iliustr.

53. Lietuviii liaudies menas: Skulptüra. 2-se kn. V.: Valst. groz. lit. 1-kla, 1963 - 1965. - Kn. I. 1963. - 468 p., 489 iliustr.

54. Lietuvos metrastis: (Bychovco kronika). V., 1974. - 397 p.

55. Lietuvos TSR archeologijos atlasas. 4-se t. V.: Mintis, 1974 - 1977. - T. I. Akmens ir zalvario amziaus paminklai. 1974. - 248 p., iliustr.

56. Lietuvos TSR dailés muziejus. V., 1971. - 152 p., iliustr.

57. Lietuvos TSR kultüros paminklii sarasas. V., 1972. - 827p.- Antrase: Lietuvos TSR kultüros ministerija. Moksliné-meto-diné kultüros paminklii apsaugos taryba.

58. Memorialiniai paminklai. Kn.: Lietuviii liaudies architektüra. V., 1968, t. 2, p. 106 - 110, iliustr.

59. Nezabitauskas A. Nepaprastos Nirtaiciii kapinés ir jii küré-jas. Komunizmo ausra (Radviliskis), 1968, balandzio 20.

60. Nezabitauskas A. Nirtaiciii kapiniii küréjas. Kultüros barai,1969, Nr.8, p. 72.

61. Pasuta V. Lietuvos valstybés susidarymas. V.: Mintis, 1971.- 423 P.

62. Petrulis J. Mediniai stebuklai: Pagoniskii dievaiciii küréjai.- Korajaunimo tiesa, 1965, gruodzio 18.

63. Petrulis J. Nirtaiciii "keistuolis" • Meno saviveikla, 1964s Nr.11, p. 16-17, iliustr.

64. Petrulis J. Vieno liaudies menininko kürybos bruozai. Kn.: Gimtasis krastas. - Siauliai, 1943, p. 172 - 176, iliustr.

65. Rimantiené R. Sventoji. 2-se kn. V.: Mokslas, 1979 - 1980. - Kn. I.îîarvos kultüros gyvenvietès. - 188 p., iliustr.

66. Rimkus V. Siuolaikinio lietuvixj liaudies meno tyrimo proble-raos. Kn.: Archeologiniai tyrimai Lietuvoje 1972 ir 1973 metáis. - V., 1974, p. 196 - 200.

67. Skipaitis K. Mano atsiminimai apie Juoz^ Gedmin^. Kn.: Gimtasis krastas. Siauliai, 1943, P. 176 - 179.69. larasenka P. Pèdos akmeny. V.: Valst. polit, ir moksl.lit. 1-kla, 1958. - 82 p., iliustr.

68. Tautavicius A. Zenklai akmenyje. Mokslas ir gyvenimas, 1966, Nr.12, p. 22 - 25.

69. Umbrasas J. Liaudies meno globéjas. Kultüros barai, 1969, Nr.2, p. 61 - 64.

70. Umbrasas J., Kunciuvienè E. Lietuviii dailininkij organizaci-30s 1900 1940. - V., Vaga, 1980. - 254 P., iliustr. -Bibliogr. p. 233 - 247.

71. Urbanavicius V. Seniijij tikéjimij. reliktai Lietuvoje archeo-logijos duomenimis (XVI XVIII amz.) - Kn.: Senieji tikèji-mai naujausiii tyrinèjimii sviesoje. V., 1977, p. 17 - 28.

72. Valiuskeviciüte A. Antanas Jarosevicius. Kn.: XX a. lietuviij dailes istorija. V., 1982, t. I, p. 178 179, iliustr.

73. Volkaite-Kulikauskiene P. Lietuviai IX XII amziais. - V.: Mintis, 1970. - 259 P., iliustr.

74. Zilenas V. Saunamiyii ginklij kalykla Valkininkuose XVIII a. -Kn.: Is lietuviii kultüros istorijos. V., 1958, t. 5, p. 228 -233.

75. Brensztein M. Krzyze i kapliczki Zmudzkie: Materialy do sztu-ki ludoweij na Litwie. Krakow, 1906. - 64 s., il.

76. Dawna polska rzezba ludowa. /Oprac. J. Grabowski. Warszawa, 1968. - 81 s., il.

77. Dobrzeniecki I. Drzwi Gniez'nienskie. Krakow, 1953. - 24 s., 62 il.

78. Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI. und XVII.ii

79. Jahrhunderts* Hrsg. von A.Henkel und A.Schone. Stuttgart: Verlagsbuchhandlung, 1967. - 2196 p.,HJIfl.

80. Gimbutas M. Ancient symbolism in lithuanian folk Art. Philadelphia, 1958, - 148 p., il.

81. Hofer T. und Pel E. Ungarische Volkskunst. Berlin: Henschel-verl. Kunst und Gesselschaft, 1981. - 71 s., 637 il.

82. Jakob S. und Leicher P.D.M. Schrift Symbol in Stein, Holz und Metall. München, Callwej, 1977. - 328 s., il.

83. Jost H. 0 kamieniach nüynskich z umieszczonymi w nich krzy-zami w Zakopanem i Qego najblizsze^ okolicy. Kwartalnik historii kultury materialnej. Warzsawa, 1983, Nr.2, s. 216 -219.

84. Kroh A. Wspolczesna rzezba ludowa Karpat Polskich. Wroclaw. Ossolineum, 1979, - 136 s., 99 il.

85. Meleta A. Z badan nad ludow^ rzezb^ kamienn^ okolic Wielicz-ki, Gdowa, Myslenic. Polska sztuka ludowa, R. XXXII, 1978, lír.3 - 4, s. 225 - 238.it

86. Mannhartt Y/. Letto-Preussische Gotterlehre. Riga, 1936. -XIXI., 673 s.

87. Reinfuss R. Ludowa rzezba kamienna na zachodnim Pogorzu. -In.: Polska sztuka ludowa, 1976, R. 30, s. 180 (przypis II).

88. Reinfuss R. Wplyw rzemieslniezej produkcji dowocyánej na ludow^ rzezb§ w kamieniu. In.: Polska sztuka ludowa, 1979» R. 33, s. 67 - 76.

89. Synodus dioecensana Mednicensis, seu Samogitiae, sub auspi-ciis. Antonii Dominici Tyszkiewisz. Vilnae, /1752/. -/36/, 242, /12/ s.

90. Szukiewicz W. Krzyze zdobne w guberniji Wilenskiej. Wisla, 1903, R.17, s. 699 - 706, 8 tabl.

91. ЩЖ. ф.669, оп.1., д.935, л.368.106. " " " д.1424, л.18.107. " " оп.7., д.75, л.296.108. " " оп.16, д.48, л.33.109. " " " д.50, л.27. ПО. " " " д.65, л.62.