автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Народные виды спортивной борьбы в традиционно-бытовой культуре восточных славян XIX - начала XX в. историко-этнографическое исследование
Полный текст автореферата диссертации по теме "Народные виды спортивной борьбы в традиционно-бытовой культуре восточных славян XIX - начала XX в. историко-этнографическое исследование"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ АН СССР им. Н.Н.МЖЛУХО-МАКЛАЯ
На правах рукописи УЖ
ГОРБУНОВ Борис Владимирович
НАРОДНЫЕ ВИДЫ СПОРТИВНОЙ БОРЬШ В ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Ш - НАЧАЛА XX В. ШТОРИКО-ЭТНОГРАФЙЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Специальность 07.00.07 - этнография
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва - 1850
Работа выполнена в секторе этнографии русского народа Ордена Дружбы народов Института этнографии АН СССР имени Н.Н,Миклухо-Маклая. -
Научный руководитель доктор исторических наук М.Г.Рабинович.
Официальные оппоненты: доктор исторических наук БД.Каршшева, кандидат педагогических наук В.М.Григорьев.
Ведущее научное учреждение - Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.
Защита состоится '73"1990 г. вА'час.З^шт. на заседании специализированного совета К002.76.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнографии АН СССР им. Н.Н.Миклухо-Шшш / 117036. Москва. В - 36, ул. Дмитрия Ульянова, 19 /.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института згяографии АН СССР им. Н.Н.Миклухо-Маклая.
Автореферат разослан "¿С"199Ц г.
Ученый секретарь специализированного совета
кандидат исторических наук
А. Е.Тер-Саркисянц.
. . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность теми диссертационной работы определяется необходимостью историко-этнографического изучения и научно-теоретического осмысления широко известных с древности до недавнего прошлого у восточных славян /и многих других народов/, но малоисследованных до настоящего времени, этнически самобытных и архаичных по форме элементов их традиционно-бытовой культуры, анализ которых требует междисциплинарного подхода.
Предметом рассмотрения диссертационного исследования избран древний народный обычай состязаний в традиционных видах борьбы и кулачного боя у русских, украинцев, белорусов в НХ - начале XX в. Основной целью нашей работы является комплексное исторнко-этнографическоа изучение указанного обычая и тем самым восполнение существутаэго пробела в исследовании традиционно-бытовой культуры восточных Славян.
Для достинения поставленной задачи потребовалось сделать научное описание изучаемого элемента народной культуры, осуществить теоретическое осмысленно собранного этнографического материала, исследовать общественные функции традиционных рукопашных оостязаштй, выявить из исторические корни. В рамках отсго представилось необходимым рассмотреть следуюзщо вопросы:
- традициошшо правила борьбы и кулачного'боя, организа-, цая и ход состязаний, метода, подготовки к ншл, приемы и тактика противоборства, терминология, моста для соревнований, принципы делонзя участников на партпз, локальные особенности;
- типологизация народных видов спортивной борьбы;
- ареалы выявленных типов и видов состязаний;
- состав участников соревнований и зрителей; '
- общее, особенное и единичное всодержании традиционных кулачных боев ш борьбы у русских/ украинцев, белорусов;
- географическое распространение обычая таких состязаний в XIX - начале XX в., его динамика под воздействием социально-вкономических процессов, в том числе отдельно в сельской местности и городах;
- традиционные сроки состязаний, их приурочиваете к народным праздникам, существовавшие здесь региональные я местные особенности;
- социальные функции исследуемого явления в XIX - начале XX в. и сохранявшиеся в это время архаичные функциональные реликты состязаний, их этнографическая трактовка;
- генезис, формирование и эволюция традиционных рукопашных состязаний, причины нх длительного устойчивого бытования в последующего отмирания;
- оценка возможностей современного практического использования народных видов спортивной борьбы.
фидоу хронологических: рамок работе. - XIX - начало XX в,, . - обусловлен тем, что этот период, с одной сторона, лучше других обеспечен /и качественно, и количественно/ письменными е изобразительными источниками п это дает возможность провести исследование всесторонне и достаточно полно. С другой стороны, указанные пределы охватываю? время, когда традиционный уклад сохранялся еще достаточно полно /первая половина XIX в./, и период /начинал со второй половины столетия/, когда народные обычаи начинают, по данным этнографов, быстро отмирать. В этих временных рамках возможно, следовательно, рассмотрение эволюции предмета исследования, тенденций его развития.
Научная новпзна настоящей работы состоит в комплексном
ксторгко-этногрзфвчеспои исследовании древпого народного оби-чая состязаний в традиционных видах кулачного боя и борьбы, а "первый раз осуществленном па обшдрной источниковедческой базе, п достеяенви здесь существенно новых результатов. На массовом эткографзчзском гатер'юлэ в ней впервые разрешены поставленные в р&таах основной задачи работа вопроси п разлггпшо roc аспак-гти. Показано, что рассматрявзеетЙ обычай прадставлял в XIX начало XX в. сложное этнокультурное явленно, широко бытовав- . «зпй, устойчквкй элемент пародаой культуры русских, украинцев, болбрусов.
ртгепгеаогея энзчшоотт. дгосертадта для onrarpaf'rîscKoii каукг состой? в посиолаеплк суизствуюяего пробела в псслодова-1ПГП традпщкмгао-бнтовой культура восточных славян. Работа вносит склад в изучение гопззиса, разп::т:-:я п распространонпл кг-рОДГШХ обНЧЙЗВ И ОбрЯДОВ, ИХ 5уШПЩ0Шф0ГЗ!П!Я, СЕЯ2 3Й ïï COOT-
поеэш.гй, а такте з решонпе актуальной эпдачт: картографирования элсгаятоз народной культуры. Ола доиолтясг в одном из ракурсов НИИ зт'аняя о в5ап».ос2Лзп календарной п секейноЗ обряд-костей этих народов. Исследовагаю раскрывает его одао звено, связнвашоо народные культура русских, украинцев, белорусов, показывающее общность нх исторических судеб.
В чисто практическом плана работа дает оценку возкяшоо» тл использования в современных условиях некоторых пз традщя-ошщх видов спортивной борьбы в качестве компонента народных праздников, а также для целой востштшшя н физической подготовки молодеть.
• Аггообашм результатов исследования. Осповные полозепкя настоящей работы изложены автором в выступлениях па научных 'конференциях: .'".:-''
"Этнография я пограничные науки: цели, задачи, метода" /май 1988 г., Институт этнографии АН СССР, г. Москва/;
"Этнография Петербурга - Ленинграда" /июнь 1988 г., Институт этнографии АН СССР, г. Ленинград/;
"Мир детства и традиционная культура". III Виноградовсюга чтения /май 1989 г,, г. Москва/ - тезисы опубликованы;
"Историческое краеведение Рязанской области" /февраль 1989 г., г. Рязань/- тезисы опубликованы.
Основные результаты исследования отражены в ряде публикаций.
ртруцту[>а работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения, в которой выделены два раздела - текстовая часть и альбом фотографий.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
|?ведени$ содержит постановку цели в конкретных задач работы, обоснование ее актуальности и практической значимости для этнографической науки, определение географических и хронологических рамок исследования. Здесь яе даны историографический и источниковедческий обзоры.
Основной корпус публикаций по исследуемой теме отнооится к дореволюционному периоду. Большинство работ только касается обычая состязаний в борьбе и кулачном бою при рассмотрении других элементов народной культуры восточных славян. Лишь небольшая часть их представляет попытку специального этнографического изучения этого явления. В них исследуется отношение церкви и государства к таким народным играм, некоторые правил ла состязательного противоборства, использование приемов кулачного боя и борьбы в судебных поединках. Отмечено возрастное
деление и принципы формирования партий, противостоящих друг другу в состязании "стенка на стенку", бытование различных видов «Зорьбы и кулачного боя, военно-прикладное назначение и общественный характер таких игр, их приурочиванио к некоторым традиционным праздникам. В работах с полным основанием утверждается, что кулачные бои представляли собой народный праздпкк, соревнование в силе, мужестве, ловкости - явление, соответствовавшее традиционному укладу жизни своего времени.
Часть работ специально посвящена изучению бытования обычая состязаний в кулачном бою в отдельных районах - Москве, Витебске, Воронежской губ., Казана и Казанской губ., Томске, Харькове, Суздальскому, и других местах.
Ряд важных вопросов, таких как географическое распространение и картографирование этого этнографического явления, его генезис и эволюция, типологизация кулачных боев и борьбы, социальные функции состязаний /кроме военно-прикладной/, их региональные и местные особенности, а такяе ряд других не затрагиваются в публикациях. Некоторые-положения этих работ представляются ошибочными. Несомненное достоинство их - привлечение значительного по объему фактического материала, однако в целом они тлеют описательный характер, в них не прослеживается целостная концепция исследования.
Большая часть работ советского периода также лишь в разной мере касается обычая состязаний в кулачных боях в связи с рассмотрением других компонентов традиционной культуры русских, украинцев, белорусов. Исключение составляет диссертация Н.П.Новоселова "Военные игры русского народа и их отношение к япохе военной демократии" /1948 г./, где, в частности, исследована военно-прикладная и некоторые другие функции кулачного боя.
. - 6 - .
"стенка на стенку". Несмотря на ряд ошибок, неточностей и пробелов ему удалось показать, что в коллективных кулачных состязаниях прослеживаются трансформированные черты военной организации и тактики вооруженных формирований славян древности и средневековья.
Лить в единичных работах предприняты попытки этнографического исследования обычая состязаний в борьбе.
Анализ публикаций по теме работы дав? оонование заключить, что нсторико-этнографнческое изучение древнего народного обычая состязаний в традиционных видах борьбы и кулачного боя находится сегодня на начальной стадии.
Источниковедческую базу настоящего исследования составляет выявленный нами корпус источников, в той или иной мере отражающих бытование рассматриваемого обычая у русских, украинцев, белорусов. Главное место среди них занишит опубликованные письменные сообиения современников, обнаруженные в материалах географических н этнографических экспедиций, б мемуарах, дневниках и переписке, в периодической печати XIX - начала Л в. Привлечены и более ранние свидетельства: фрагменты летописей, государственных и церковных актов средневековья и нового времени, известия иностранцев о России ХУ -ХУШ в.
Большой интерес представляют неопубликованные материалы архивов Государственного музея этнографии народов СССР /особенно фонд В.НЛенишева/, Географического общества СССР, Центрального государственного архива Октябрьской революции, архивов некоторых историко-краеведчёских музеев, а также областных. .
В качестве источника использованы /особенно при иэуче-
нки терминологии рассматриваемых игр/ работы по диалектологии и языкознанию, словари восточнославянских языков и диалектов;
Привлечены в состав источников произведения различных жанров фольклора восточных славян. Признание художественного творчества специфическим способом освоения, познания окружающей действительности дает основание использовать и такой источник как творения классиков русской, украинской л белорусской литературы XIX - начала XX в., правдиво отобразивших народную, жизнь, в том числе и бытование обычая традиционных мужских состязаний.
Ватгшм оказалось включение в состав источников фотоматериалов, документально зафиксировавших исследуемое явление, а также его графических изображений в произведениях народного и профессионального изобразительного искусства.
Незаменимым источником являются устные свидетельства непосредственных участников и свидетелей традиционных рукопашных состязаний, собранные автором в основном в 1978 - 1988 • годах посредством анкетирования и интервьюирования, общее число которых составляет 734 единицу.
Лишь часть названных источников содержит подробные данные по исследуемой теме. Нередко в них имеются только фрагментарные свидетельства, либо упоминания отдельных деталей, что обусловило длительное и кропотливое собирание необходимых сведений. В итоге был сформирован массив этнографических ма- ; териалов по теме работы, составивший в совокупности 4470 единиц. .
Глава I. - "Географическое распространение обычая состязаний в народных ввдах спортивной борьбы в XIX - начале XX в.", - посвящена вопросу о том, насколько широко бытовали эти игры
у восточных славян в указанное время, выяснение которого определяет пути дальнейшего исследования, подходы к различным сторонам и отдельным аспектам его. Авторы предшествующих работ высказывают разные точки зрения по этой проблеме, подкрепляй обычно свои суждения отдельными примерами, не указывают притом количества сообщений, на которых они базируются, и не говорят о характере географического и хронологического распределения таких свидетельств.
Посредством массового количественного анализа имеющихся у нас материалов выявлено бытование исследуемых состязаний в 324 уездах /округах, отделах/ £2 губерний /областей/, в том числе в 39 губернских городах, включая обе столицы, в 60 уездных и 16' заштатных городах. Составлена карта-схема, показывающая характер географического распространения изучаемых игр. Неравномерность в распределения числа сообщений по губерниям и уездам, неизбежная при сквозном историко-этнографи-ческом исследовании на огромной территории, не влияет на общий вывод о чрезвычайно широком, - от западных уездов Белоруссии и Украины до Амурской и Приморской областей на востоке и от Архангельской губ,, Обдорска и села Маркова /Анадырский у./ на севере до Терской обл. и русских в Тифлисе на юге, -•бытовании обычая традиционных рукопашных состязаний у восточных славян в XIX - начале XX в. Здесь же выяснено, что вопреки устоявшимся взглядам состязания кулачных бойцов "были известны на Правобережной Украине. Установлено также, что в целом такие игры более широко бытовали в сельской местности, чем в городах. Борьба, согласно собранным материалам, была менее, популярна /известия о ней имеются из 173 уездов/, чем кулачные бои /они известны в 271 уезде/.
. Путем распределения имевшихся материалов по отдельным периодам в пределах XIX - начала XX в., для каждого из которых характерно преобладание определенных социально-экономических процессов /в качестве рубежей выделены начало 1860-х г.' и начало 1890-х г. , отделяющие соответственно время кризиса феодально-крепостнических отношений и этапы бурного развития капитализма и империализма/, и составления таблицы по каждому из трех отрезков времени удалось выявить динамику исследуемого обычая. Установлено, что при широком в целом бытовании кулачных боев и борьбы в течение столетия прослеживается процесс отмирания обычая таких состязаний, проявлявшийся, однако, лишь в виде определенной тенденции. Объективность полученных результатов подтверждается данными нашего анкетирования и интервьюирования, согласно которым традиционные рукопашные состязания были довольно широко известны в сельской местности вплоть до качала 1940-х г., а в целом ряде районов они фиксируются и позднее. Удалось тагам установить, что в последней четверти XIX в. в крупных городах и промышленных центрах, где к тому времени кулачные бои были ужо в какой-то кора изжиты, слояились условия /концентрация больших масс рабочих - .в основном вчерашних крестьян при сохранявшемся еще в значительной степени традиционном укладе жизни/, благоприятною: для широкого .бытования на рабочих окраинах обычая таких состязаний, рассматривавшихся в среде мастеровых как любимое развлечение. Вследствие этого указанная тенденция утрачивала там, как правило, свой характер.
В главе II ..- "Традиционные сроки проведения состязаний" - рассматривается приурочивание традиционных рукопашных состязаний.к народным' праздникам. Кулачные бои, согласно
• . -10- :
общепринятой точке зрения,. устраивались зимой в праздничные дни и завершались на Масленицу. В некоторых работах отмечены такие состязания на Пасху. Распределение массива имеющихся у нас материалов по сетке традиционного годового календаря позволило выяснить, что в целом на территории, населенной восточными славянами, бои начинались с наступлением зимы, могли устраиваться в воскресные и праздничные дни, достигая больших /по числу участников и зрителей/ размеров на Николу зимнего, в Роадественские святки, Крещение, Сретенье, на Масленицу, в Пасхальную и Фомину недели, Семик-Троицу, Русальскую неделю, на Ивана Купалу, завершаясь в июне на Петров день. Притом особо крупные бои приходились на дня Рождественских святок и Масленицы. Таким образом, сроки проведения боев, их приурочива-тае к календарным праздникам далеко ив укладываются в общепринятые "зимние" рамки; в основном состязания могли проводиться в течение обширного никольско-петровского периода.
0 приурочившим состязаний в борьбе к традищюшшм празд- ■ шкам до сих пор имелись лишь отдельные свидетельства. Аналогичным путем удалось установить что они приходились большей частью на Масленицу и весенне-летние праздники - Пасху, Фомину неделю /Красная горка и Радуница/, Семик-Троицу, Русальс-кое воскресенье. Число сообщений о состязаниях борцов на зим-пих праздниках невелико, что, по-видимому, в значительной мере было обусловлено неудобством ведения такого противоборства в зимней одежде.
Основываясь на полученных результатах можно предположить, что отмеченный никольско-петровский ряд праздников составлял в древности единый цикл торжеств, сопровождавшихся борьбой и кулачными боями, которые, будучи устойчивым компонентом этой
. - II -
дохристианской праздничной структуры, имели в ней какое-то общее назначение. Б пользу такого предположения говорит и то, что сообщения о рукопашных состязаниях на летне-осенних праздниках немногочисленны и относятся главным образом к местным престольным торжествам. Кроме того, следует принять здесь во внимание немалое число свидетельств о больших кулачных боях в продолжение Великого поста» когда увеселения и игры категорически запрещались церковью. Наконец, имеются сведения о бытовании в некоторых местах таких состязаний в течение всего ни-кольско-петровского периода, либо в продолжение большей части его. Представляется, что с прогрессом обжества^обычай состязаний в борьбе п особенно в кулачпнх боях, как довольно грубый элемент традиционных праздников, против которого к тому же длительное время активно выступали государство и церковь, постепенно отнпрая в сосгаво нннольско-петровской праздничной структуры. В результате в XIX - начато XX в. почти нигде, за редким исключением, •ие сохранился полный праздничный цикл соревнований. Эволюция такого характера прослеживается на йогах примерах. Вследствие различия в ее тешах в отдельных • местах'постепенно наметились и затем сложились локальные раз. лпчня в сроках проведения состязаний. Картографирование приу-рочпванпя изучаемых пародных игр к традиционным праздникам позволило определить имеете с такими локальными различиями я ряд обширных регионов, имевших в этом плане свои особенности. Для севера, северо-запада и центра Европейской России, север-., ной части Среднего Поволжья, Северного и Среднего Урала типично приурочивание состязаний к зимнему и весенне-летнему календарным периодам С определенным преобладанием первого. В южной части Урала, на юге Среднего и в Нижнем Поволжье, на юге Во-
- . ■ - 12 -ронежской, Курской, Черниговской губерний и далее на кре вплоть до Кавказа, в целом на Украине для состязаний характерно было сочетание большей часть» о зимними календарными праздниками. У русских максимальный размах кулачных боев "и борьбы наблюдался на Масленицу, у украинцев - на Рождественские святки. У белорусов такие игры начинались зимой, их кульминация приходилась на Рождественские и Купальские праздники, которыми и завершался цикл состязаний. В Сибири выявлена значительная неравномерность в приурочивании традиционных рукопашных противоборств и в сроках их максимального размаха, что, по-видимому, является следствием разновременного заселения этого региона различными группами восточных славян. В целом, однако, указанные характеристики не выходили здесь из г рамок никольско-петровского календарного периода.
Глава Щ. - "Характеристика и типология н^одных ввдов спортивной борьбы", - состоит из пяти разделов., В первом из них рассматриваются традиционные правила, организация и ход : . состязаний. Анализ общих правил борьбы и кулачного боя, частных правил отдельных видов рукопашного противоборства выявил характерные особенности атвос народных игри позволид заклю-
I
чить, что основные положения таких традиционных норм у русских, украинцев, белорусов в целом совпадали. Установлено, что главное назначение правше состояло в регламентации соре&-нований, создании условий для предотврашения травм, увечий, для честной борьбы, в воспитании уважения к противнику. В правилах нашли отражение традиционные морально-этнческхе нормы восточнославянских народов.'
Выяснено. что у русских. украинцев. белорусов был* известны различные вида борьбы а кулачного боя. Среди них по
широте бытования, по числу участников /нередко более тысячи человек с каждой стороны/, по сложности структуры выделяется кулачный бой "стенка на стенку" /украинское название его "лава", белорусское - "сценка на сценку"/ - соревнование двух партий бойцов,.наступавших друг на друга предварительно построившись плотно сомкнутыми радами. Игра здесь четко разделена на три этапа: "зачин", основную часть, финал. Реализация каждого этапа и переходов от одного этапа к другому имели много вариантов. Сложным было построение самой "стенки". Анализ содержания боя "стенками" обнаружил, наряду с отмеченными Н.П.Новосоловым /поединок перед боем, прием наступления "клином", члененио "стенхи" на три части по фронту и в глубину, выделение резервов, большая роль "силачей"/, ешэ целый ряд деталей, связанных с древнерусски.! военным делом: боевые кличи, военную терминологию, звуковую систему управления "стенкой", богатство тактических приемов /шеста с ударом "клином" наступление на одном или обоих флакгах, сочетания этих способов наступления/, правило "биться лицом * лицу, грудь с грудью", предвисывавиее строго фронтальное наступление.партий, ключевую роль командира "стенки" /"вожака", "атамана"/, который созывал военный совет накануне боя, где определялся план игры, давались тактические установки 1(. распределялись силы.
Рассмотрение приемов'борьбы я кулачного боя, их разновидностей, обеих й локальных названий, типологизация приемов выявили богатство и многообразие средств рукопашного противоборства. Еытошние различных форм организации соревнований, разнообразие тактических действий, использование определенных методов Ьодготовки борцов и бойцов /в том числе архаичных заговоров на победу в противоборстве, которые могли сопровож-
даться ритуально-магическими действиями/, усложнявшихся по мере роста класса атлетов и достигавших особенно высокого уровня у профессионалов, стройная система выявления сильнейших /на разных уровнях - деревня, село, фабрика, город, регион и т.п./, наличие призов и закладов свидетельствуют о богатстве содержания и высоком уровне развития традиционных рукопашных состязаний у восточных славян. Установлено, что сильнейшие бойцы и борцы обычно пользовались среди окружающих большим почетом, о них издавна складывали былины, предания и легенды, они нередко становились объектом творчества писателей, художников, скульпторов.
Анализ.признаков, служивших основанием для деления состязавшихся на партии, показал, что определяющими здесь бшш-территориальные, профессиональные, сословные, этнические мотивы, • которые нередко переплетались, выступая в.виде'территориально-профессиональных, сословно-профессиональных, территориально-этнических и т.п. Ряд фактов дает основание, видеть в таком де-леюга трансформированный реликт дуально-родовой 'организации.' древних славянских общин.
Традиционные места для проведения состязаний большей частью находились на границах территорий, представители которых вступали в противоборство. Обнаружено, что как и в средие-.вековом Новгороде, нередко у русских в XIX - начале XX в. кулачные бойцы бились на мостах через реки и овраги. Вызывает интерес также то обстоятельство, что у всех восточных славян часто бои устраивались и в таких местах сакрального характера, как пустыри, расположенные непосредственно возле кладбищ, небольшие холмы и горки. Это хорошо согласуется с данными о том, что борьба и кулачные бои входили в состав тризны - древ-
~ 15 -
пего славянского погребального обряда.
Второй раздел посвящен тшгалогизации русских, украинских а белорусских народных видов спортивной борьбы. В быту и речи различие меаду отдельными типами, видами.рукопашных состязаний закрепилось в шс народных названиях. В основу научной ти-пологизации был положен сравнительный анализ традиционных правил, поскольку именно они определяют содерааяне, структуру калдого отдельного вида состязаний и взаимосвязь между составляющими ого элементами. В процессе характеристики народных задов спортивной борьбы, опираясь вначале только на гос традпцк-. онные названия, мы последовательно осуществляли такое сравнение правил, что позволило, в пределах имевшегося этнографлчос-кого материала, выявить сходство и различие моаду отделышщ типами и видами рукопашного противоборства и, следовательно, топологизировать ото явление. У русских выявлено четыре вида борьбы: "в схватку" /поединок атлетов с целью бросить друг друга на зешю строго; пз обоюдного захвата рукшди крест-накрест тела соперника/, "за вороток" /борьба посредством обоюдного захвата одной рукой за ворот одежды противника, не делая притом захватов другой рукой/, "не в схватку" /поединок борцов с разрешением произвольных захватов тела и одежды, партнера/, "на поясах" /борьба с обоюдным захватал пояса соперника обеими руками/. У них же-было известно четыре вида кулачного боя: "один на один" /поединок бойцов с целью сбить противника на землю/, "раз за раз" /поединок бойцов, наносящих удары строго поочередно/, "сцепляка-свалка" /противоборство двух партий бойцов, не соблюдая каких-либо построений, или бой в толпе, гдо каждый боец бился сам за себя/, "стенка на стенку". У украинцев бытовало три вида борьбы - "на вхрест" /аналог
-1.6 -
борьбы "в схватку"/, "на руки" /аналог борьбы "не в схватку"/, "на пояски", а такке два вида кулачного боя - "один на одного", "лава", У белорусов существовало три вида борьбы - "на крыжн" /аналог борьбы "в схватку"/, "да крыжа" /аналог борьбы "не в схватку"/, "на ваясах". Наряду с ними бытовало два вида боя - "аяз^н на адз^н" и "сценка на сценку". Выяснено, что один из видов борьбы, - "на поясах", - заимствован восточными славянами у тюркских народов.
На следующем уровне типологизации определены разновидности отдельных видов состязаний. Они различались и в народном быту, однако, как правило, не имели оригинальных названий.
■ Выделение локальных особенностей отдельных видов и разновидностей борьбы и кулачного боя, число которых очень велико, образовало следующую ступень типологизации.
Установлено, что бытование нескольких типов, видов, разновидностей и локальных особенностей таких игр характерно не только для восточных славян, но и для многих других народов. Само же это многообразие обусловлено, как нам представляется, особенностями исторического развития восточнославянской этнической общности на огромной территории в условиях постоянной военной опасности. Сыграло роль здесь и длительное сохранение пережитков феодальной замкнутости.
В третьем разделе определены ареалы различных типов и видов традиционных рукопашных противоборств. Посредством картографирования установлено,- что кулачные .боя бытовали на территории всей восточнославянской ойкумены, за исклзочением Западной Белоруссии. Такое распространение этой игры указывает;, пск-видимому на то, что обычай таких состязаний в большой степени сохранял в XIX - начале XX в. свой социальный-статус, удовлет-
ворял определенным общественным потребностям. Наиболее широко был известен бой "стенка на стенку". Параллельно с ним обычно бытовал бой "один на один". Ареал боя "раз за раз" -Среднее и Нижнее Поволжье, Средний и Южный Урал, что, возможно, говорит в пользу азиатского происхождения этой игры. О "сцепляке-свалке" в XIX - начале XX в, имеются лишь единичные известия /Царицын. Казань, Моршаяский у., ЯренскиЙ у. и некоторые другие места/, однако, по мнению исследователей, "в старину" этот вид боя был очень распространен.
Широко бытовали различные виды борьбы. На северо-востоке Европейской России более других были известны виды "не в схватку" и "в схватку", а.на севере ее - борьба "в одноруч-ку". На севере и в центре России также имели значительное распространение и виды "в схватку", "не в схватку". Последняя широко бытовала и на западе России. На юге центральной России заметно преобладала борьба "на поясах". Она же доминировала на Юге России, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Юкном Урале и на Юге Украины. В северной части Украины наибольшее распространение имели виды "на вхрест" и "на руки". Менее других была здесь известна борьба "на пояски". Борьба "на руки" бытовала и на западе Украины. На востоке Белоруссии более всего свидетельств имеется о состязаниях "на крыжы" и "да крыжа". Последняя известна и на западе Белоруссии. В Западной Сибири доминировала борьба "на поясах", а на востоке этого обширного региона имели распространение, виды "в схватку" и "на одну руку". Выявленные ареалы бытования отдельных видов борьбы и кулачного боя сложились, как нам представляется, в результате длительного освоения восточными славянами огромной территории.'' '..■■■
- 18,- •■•■■■
В четвертом разделе анализируется состав участников состязаний. Установлено, что в XIX - начале XX в, борьба и кулачные бои бытовали в основном среда непривилегированных сословий, что, однако, не исклвчало участия в таких играх отдельных представителей дворянства. Удалось обнаружить, что в.молодости увлечение традиционными рукопашными состязаниями испытали некоторые Быдаюспеся представители восточнославянских народов.
Здесь ж.о выяснено» что обычай состязаний в борьба и кулачных боях был известен не только в основном этнического ядре русских, украинцев, белорусов, но и в этнографических группах этих народов - у казаков донских, кубанских, гарсккх( забайкальских, оренбургских, семиреченсккх, у секейских Забайкалья, корааков Поволжья, Урала, старообрядцев Алтая, Белоруссии,- у поморов, однодворцев, медынских "карел", старожилов Сибири, колымчан, марковцев, усть-цилемцев, гуцулов Карпат и других.
Сравнительное рассмотрение содержания традиционных рукопашных состязаний у русских, украинцев, белорусов» проведенное в пятом разделе, показало, что В целом различия здесь имеют., второстепенный характер, находятся на уровне локальных особенностей, тогда как основные черты каждого из видов изучаемых народных игр совпадают, что говорит о примате в этом отношении общего над особенным, в основе чего лежит общность исторически судеб восточнославянских народов.
Сопоставление традиционных видов спортивной борьбы восточных славян с аналогичными мужскими состязаниями ряда народов Европы и Азии выявило несомненную близость большинства их к подобным элементам народной культуры'европейцев.
ТШШкЖ' - "Социальные функции традиционных кулачных боев и борьбы", - содержит три раздела. В первом рассматривается
социальное функционирование изучаемого явления в XIX - начале XX в, 0дням из важнейшие и наиболее устойчивых на протяжении, столетий следует признать военно-прикладное назначение таких народных игр. Установлено, что в результате традиционной тренировки з борьбе л кулачном бою при широком бытовании этих состязаний основная часть мужского населения о детства овладевала элементарными приемами рукопашного противоборства, а такие' основами боевого строя, дисциплины.и началами тактики. Одновременно осушествлялась физическая закалка, воспитывались смелость, решительность, выносливость и другие качества, необходимые в настоящем бою. Все это явилось, по нашему мнению, одним из факторов, оказавших значительное влияние на формирование известной традиции рукопашного удара русской пехоты.
Исследуемые народные игры были,также устойчивым компонентом традиционной системы воспитания, формировали необходимые •в повседневной жизнедеятельности, в труде физические, волевые л моральные качества и, следовательно, выполняла функцию социализации. Создавая модель полного проявления таких качеств, максимального напряжения всех сил, состязания в борьбо и кулачном бою объективно выполняли функции контроля уровня их развития и эффективности самого этого компонента традиционного воспитания.
Обычай таких состязаний играл также роль праздничного народного развлечения, что субъективно воспринималось современниками как одно из основных его назначений. Вместе с тем соревнования борцов и кулачных бойцов быля массовым, любимым зрели-вбм на селе и в городе, оказывали на людей сильное и разностороннее эмоциональное воздействие. Одна из сторон последнего состояла в отвлечении от повседневности, тяжелого быта, в ко-
- 20 -
реяном переключении настроения. Внешняя грубость форм состязаний, их "буйность", "свободная игра физических сил" давали широкие возможности для выхода эмоций, позволяли этим играм успешно выполнять компенсаторную функцию.
Принадлежность многочисленных участников и зрителей к одному обществу /деревне, селу, фабрике и т.п./, стечение масс народа в одном месте, обиая цель, общий эмоциональный настрой создавали на состязаниях условия для эффективного общения, атмосферу единения, что оказывало большое влияние на сплочение коллектива, "мира", на взаимосвязь человека к общины и, следовательно, позволяло реализовать коммуникативную функцию.
Второй раздел посвящен рассмотрению сохранявшихся в XIX - начале XX в. реликтов архаичного функционирования состязаний. Привлекает внимание здесь прежде всего их ритуально-т-гическое, обрядовое назначение. Традиционное пряурочивание этих игр именно к зимним и весенне-летним календарным праздникам, обрядность которых нацелена на обеспечение предстоящего урожая, обнаружение остатков магических представлений восточных славян о воздействии ритуального противоборства, пролития крови в рукопашных состязаниях на аграрное плодородие, жизнеспособность в целом, хозяйственное благополучие и существование многочисленных параллелей таких представлений у земледельцев других народов говорит о том, что обычай состязаний в борьбе и кулачном бою занимал видное место в системе аграрно-магических действ древних славян.
Исторические /анализ ряда памятников древнерусской письменности/ и археологические /работы Б.А.Рыбакова/ исследования дают основание полагать, что в древности традиционные
мушжие состязания входила в состав погребального обряда славян. Этнографическое изучение вопроса обнаружило вместе с при-урочиваяием рукопашных противоборств к праздникам, на которых поминали умерших предков, существование в недавнем прошлом многочисленных реликтов обряда тризны. В их числе исповедальные вопросы о "драках по мертвеци", выявленные исследователями в церковных архивах, бытование в ряде мест обычая драться ва кладбищах возле могил вслед за поминанием покойника "парованием" на Фоминой неделе и в Семик, "¿гри при мерцс", в том числе соревнования силачей, у украинцев Закарпатья, устройство состязаний борцов и бойцов непосредственно за отправлением панихиды "за упокой прародителей" или погибших воинов, нередкий выбор мест для их проведения возле кладбищ и на возвышенностях. В совокупности это дает основание считать традиционные /рукопашные состязания устойчивы?/ компонентом древнесла-.вянского погребального обряда и культа предков.
Ряд этнографических материалов позволяет говорить о связи обычая рукопашных состязаний со свадебным обрядом восточных славян. В их числе кулачные бои и борьба на выонинах - в праздник молодых супругов,, обвенчавшихся в прошедшем году, который исследователи считают завершением свадебного обряда. Известно также, что противоборства партий жениха и невесты, нередко выступающие в форме-состязаний борцов и бойцов, присутствуют в свадебных обрядах многих народов. Есть данные о таких соревнованиях и на свадьбах у восточных славян. Описания борьбы и кулачных боев часто присутствуют в былинных сюжетах о сватовстве^ а также в сцене свадебного пира исторической песни о Кострюхе» Привлекают внимание здесь и многочисленные сообщения о сочетании, таких состязаний на праздни-
- 22 -
ках в "вечерках" о хороводами, танцами и пением девушек. По-видимому, это является перезшткогл какого-то древнего обычая пли праздника, на котором проходило знакомство, общение полов, оценка к предварительный выбор партнера для будущей со-койной авзяп. В то ке вреш молодые мужчины -доказывали здесь свое право ка создание семьи. Притом, что в дровкости реальная и непосредственная связь сшш, ловкости, Ешюслнзоста п другш: цукекпл: качеств, вырабатывавшихся п отчетливо проявлявшихся в состязаниях борцов п кулачных бойцов, с благополучном секьп, обазш в целок была созораонпо'очевидна. Прод-отавляется, что в древности подобшгэ соревнования бшк одазл ез олс«оптов свадебного обряда н проводилась строго иеаду прздставЕт-слшш партий пешка к певоотп, гокатотсскц опрашя дуальную оргшшзацаэ родового общества. Окз гашдаоь формой, в которую вшшвался конфликт двух родов кз-за поваотк, по конфликт не {штогинис-гсчеоккй, завэршвкпйсл обязательный согласней сторон. Ритуальные удари к прэяхткэ крови на них способствовали, согласно онякрвтпчесюш предегавлопшд древккк, гсш; датороздавиоста,. благополучна обианн, так и ог-рариоку плодородна. С отмиранием дуальной организации состязания постепенно могли принимать личный характер, в гож претенденты подвергались испытаниям в физической сило я. ловкостк. Одновременно аграрно-магические представления оттеснялись второй идеей - весеннего игрища, сватовства, семойного благополучия.
Реликты магических воззрений о воздействии рукопашных состязаний на аграрное плодородие, жизнеспособность, деторож-даемость и рудименты бытования таких игр в составе культа предков, в поминальных и свадебных обрядах указывают на один из элементов, связывающий календарную и семейную обрядности
-23-
восточиых славян. Оплаченные магические идеи и предде всего возможность нх реального воплощения именно смелой, сальной, решительной частью мужчин составляли в древности основу функционирования изучаемого явления.
В ходе исследования Еыявлены н пережитки использования кулачных боев н борьбы в качестве элемента инициации мужской иолодежи. Ряд типичных черт таких состязаний, - общественный характер демонстрации силы, ловкости и волевых качеств, объединение иузчин на военной основе, возрастное деление бойцов в борцов, определенная и возрастающая по старшинству роль каздой возрастной группы в игра, переход ее участников в следующую возрастную категорию пря условия успешного испытания вх мужских качеств, строгое соблюдение правил противоборства, - позволяет усматривать в пх организация трансформированный реликт древних мужских союзов славян.
Как рудаент обычного права удерживалось употребление приемов борьбы и кулачного боя при разрешения споров в сельском быту.
Ярко ЕнргпошшЯ поли;ушщдопалыщй характер традиционных рукопашных состязаний обусловил устойчивсэ йытовашо этого игалпонзнта народной культуры на протяжении длительного исторического периода. • ,
Оценка возможностей современного практического использования таких игр показала, что второй теп рукопашного противоборства, - борьбу, - допустимо и целесообразно употребить сегодня в качестве эле?дента народных праздников, а такпа для воспитания и физической подготовка молсдеяз.
Зшышадпа диссертации отражает основные результаты ра-■ боты, в ном показаны новизна и практическая значимость пссле-
*
- 24 -
довашш для этнографической науки, сделаны основные выводы, прослежена эволюция изучаемого явления. В итоге традиционные рукопашные состязания предстают как широко известный на протяжении длительного времени, устойчивый элемент народной культуры русских, украинцев, белорусов. Главный результат работы - восполнение пробела в изучении традиционно-бытовой культуры восточных славян.
По теме диссертации опубликованы работы:
1. Народные виды спортивной борьбы как элемент традиционной культуры русских /XIX - начало XX.в./ // Советская этнография. М., 1989. № 4. - 1,05 п.л.
2. Традиционные народные военные игры в Рязанском крае // Рязанская областная научная конференция по историческому краеведению. Тезисы докладов и сообщений. Рязань, 1990. -0,1 п.л. .
3. Народные русские заговоры как источник для изучения традиционных рукопашных игр-состязаний // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. - 0,45 п.л,
4. К возрождению забытой народной игры // !,'лр детства в традиционная культура. III'Виноградовские'чтения.'-Тезисы докладов и сообщений. М., 1990. - 0,12 п.л. .
5. Традиции народных кулачных боев в Петербурге в ХУШ - начале XX в. // Этнография Петербурга - Ленинграда. Вып. 3. Л., 1990. - 0,5. п.л. /в печати/.
■■■■■ ■ .-лит уир»вление статистики,
. ..х.» JJJAr^. vr.,> /00 - .j г .;; jtJ 1С. SC .