автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Традиционная физическая культура и спорт в жизни народов Центрального и Западного Дагестана
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Мусаев, Магомед Гаджиевич
Введение.4
Глава I. Краткий очерк социально-экономического развития народов Центрального Дагестана в XIX - начале XX в.18
Глава II. Традиционные средства физического воспитания и виды спорта.41
1. Традиционные средства физического воспитания.41
2. Традиционные виды спорта.54а. Ходьба.54б. Бег.56в. Прыжки.60г. Плавание.64д. Скалолазание.:.65е. Спуск с горы.67ж. Прохождение по бревну.68з. Канатоходство.69и. Поднятие тяжестей.75к. Разламывание жерди грудью, плечом, ногой.77л. Метание камней.78м. Стрельба из лука. н. Борьба.80о. Акробатика.87п. Перетягивание палки, каната.-.88pv Конный спорт.89с. Бой на шестах, на палках.94т. Кулачный бой.96у. Зимние виды спорта.97
Глава III. Спортивные игры.105
1. Настольные игры.105
2. Игры с альчиками, с бабаками, с камушками.114
3. Игры с мячом.120
4. Игры с использование палки.131
5. Игры с пятнанием.139
6. Силовые игры.145
Глава IV. Игры и соревнования, связанные с хозяйственным бытом, с местными обычаями, обрядами и праздниками.153
1. Игры и соревнования в повседневном хозяйственном быту 153
2. Игры и соревнования, связанные с циклами земледельческих работ.156
3. Игры и соревнования, связанные с животноводством.163
4. Игры и соревнования, связанные с семейными торжествами.169
5. Игры и соревнования, связанные с праздниками Встречи или Проводов зимы, Дня весны, Первой борозды.171
Глава V. Система физического воспитания горца в процессе подготовки воина-ополченца.177
1. Военизированные игры.177
2. Специальная военная подготовка мальчиков, подростков, юношей.180
3. Военная подготовка молодых людей в мужских союзах.186
Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Мусаев, Магомед Гаджиевич
Система специальных физических упражнений, способствующая общей закалке человеческого организма, развитию силы, выносливости, ловкости, совокупность физических игр, единоборств, соревнований, спортивных представлений, характерных для того или иного народа, группы близких народов, составляют существенный компонент традиционной культуры. Многие из них своими корнями уходят в трудовую жизнь людей в нелегкой борьбе за существование. Охота, рыболовство, собирательство уже на ранних стадиях развития общества требовали от человека силы, выносливости, быстроты реакции, искусного владения орудиями труда и оружием, сколь примитивными они не были с точки зрения современного человека. Качество и умения, позволяющие человеку не только выстоять, но выйти победителем в единоборстве с природой, постепенно приводили к идее состязания, соревнования. Бег, плавание, метание камней, дубинки, позже - копий и дротиков, камней из пращи и стрел из лука и т.д. постепенно, медленно, но неуклонно стали рассматриваться людьми как самоцель, хотя и полностью «привязанная» к повседневной практике: кто дальше и точнее метнет, быстрее пробежит, поднимет то, что другим не под силу - и т.д. У человека вырабатывается дополнительная потребность в борьбе за самоутверждение в обществе: поразить небольшую дальнюю мишень, обогнать в беге своих сверстников, выделиться в их среде физической силой и проч. Эта дополнительная «ипостась» усилий и движений стала обретать важнейшее значение в борьбе с соседними и дальними племенами за жизненное пространство, за собирательские и охотничьи угодья, не прекращавшуюся, а напротив, ужесточавшуюся с десятилетиями и веками. Совершенствование физических данных, искусное владение оружием получает новый мощный импульс, новое содержание. Физические упражнения, состязания органически входят в духовную жизнь общества, становятся атрибутами религиозно-магических действ, обычаев и сопровождающих их обрядов. При этом и физические упражнения, и игры, соревнования, и методы, способы владения орудиями и оружием, да и сами орудия и оружие всегда соответствовали условиям среды обитания человеческого общества, способам жизнеобеспечения, выработанными в этом обществе. Менялись условия жизни, совершенствовались орудия труда и способы жизнеобеспечения, на этой основе развивались компоненты обновления и физических упражнений, и соревнований; однако старые, казалось бы устаревшие и порой не рациональные в условиях изменившейся жизни физические упражнения не исчезали, наслаивались на новые, составляя, таким образом, черты национально-культурной специфики того или иного общества.
Изучение истории и состояния физической культуры и спорта человеческого общества - важнейшая задача этнографической науки. Решение такой задачи позволяет глубже проникнуть в суть исторического развития общества. В физической культуре, в спорте отражены по сути дела все сферы жизни социума: специфика традиционного хозяйства, социальный уклад, особенности общественного быта, семейного быта, интенсивность и характер связей и взаимоотношений с соседними и далекими народами и государствами, уровень производительных сил общества и характер производственных отношений в нем и т.д.
Цель настоящего исследования - проследить, выявить место и роль физической культуры горцев Центрального и Западного Дагестана в жизни и быту местного населения в XIX - начале XX в. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач: коротко остановиться на особенностях социально-экономического развития горцев Дагестана в означенное время; показать, какие именно физические упражнения и виды спорта получили распространение в Дагестане среди представителей различных половозрастных групп. Решая эту задачу, мы будем, там где это возможно, раскрывать причины бытования или распространенности тех или иных физических упражнений и видов спорта;
- показать тесную связь традиционной физической культуры с характером производственной деятельности общества;
- раскрыть специфику и содержание наиболее распространенных спортивных игр в среде горского населения;
- показать тесную связь спортивных игр и соревнований с военной подготовкой подрастающего поколения;
- остановиться на так называемых «мужских домах» у горцев Дагестана как на школах получения и совершенствования воинских навыков подростками и молодыми мужчинами;
- раскрыть многофункциональную роль спортивных игр и соревнований в жизни дагестанского общества;
- проследить, с одной стороны, традиционность, преемственность в спортивных играх и соревнованиях народов Дагестана и, с другой стороны -влияния, заимствования в области физической культуры и спорта, неизбежные в условиях тесных многосторонних контактов народов Дагестана между собой, а также с народами Северного Кавказа, Закавказья, России, Средней Азии, стран мусульманского Востока и др.
Хронологические рамки исследования определены XIX - началом XX в. потому, что, во-первых, работа строится преимущественно на полевых этнографических материалах, не позволяющих нам выйти за пределы XIX в., и, во-вторых, потому что немногочисленная доступная нам специальная литература в основном тоже не выходит за эти хронологические рамки.
Предмет нашего исследования - традиционные физическая культура, спортивные игры, соревнования горцев Дагестана в XIX - начале XX в.
Объект исследования - население аварцев, андо-цезов, даргинцев и лакцев в указанное время - с точки зрения развития в их среде физической культуры и спорта. Такой выбор можно объяснить по крайней мере двумя причинами: во-первых, по условиям среды обитания, природно-климатических данных, особенностям материальной и духовной культуры, близостью языков названные народы представляют собой как бы отдельную совокупность этносов, схожих по многим этнокультурным данным; во вторых, охватить подобным исследованием весь Дагестан не позволяют принятые рамки физического объема исследования, определенные для кандидатских диссертаций.
Научная новизна работы определяется тем, что она представляет собой первую попытку специального, монографического исследования традиционной физической культуры и спорта у горцев Центрального Дагестана. Как уже отмечалось, работа базируется на обширном полевом этнографическом материале, вводимым в научный оборот впервые.
Методологической и теоретической основой диссертации являются принципы историзма и объективизма, предполагающие изучение любого исторического явления в конкретных исторических условиях, освещение его в единстве прошлого, настоящего и будущего. Кроме того, в работе использован принцип хронологической последовательности и сравнительно-исторический метод.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов по истории физической культуры и спорта народов Дагестана, а также при написании дипломных и курсовых работ студентами гуманитарных вузов и факультетов. Кроме того, материалы нашего исследования могут оказать существенную помощь в деле распространения и введения в курс общеобразовательной и высшей школы традиционных видов спорта и соревнований по ним, в деле пропагандирования внедрения в спортивную жизнь республики наиболее рациональных видов спорта и спортивных игр, унаследованных нынешними поколениями дагестанских горцев от своих предков.
Основной источниковой базой для данной работы послужили полевые этнографические материалы. Собирались они в 2003-2005 гг. в районах расселения аварцев, андо-цезов, даргинцев и лакцев, а также у представителей этих народов в городах Махачкале, Хасавюрте, Кизляре, Каспийске и Буйнакске. Сбор материалов велся путем индивидуального опроса представителей старшего поколения, преимущественно мужчин, в возрасте от 63-65 до 77-78 лет. Всего опрошено 97 информаторов, из них 11 женщин. Мы охватили исследованием 83 селения (14 аварских, 21 селение андо-цезов, 18 даргинских (из них 5 кайтагских и сел. Кубани), 23 лакских и 1 арчинское). Опрос велся по вопроснику, составленным мною и одобренному научным руководителем. Тематика опроса касалось главным образом видов традиционного спорта и спортивных игр, распространенных в отдельно взятом селении или группе селений. Использовались нами также и интересующие нас по теме описания и свидетельства дореволюционных и советских авторов, как правило, вкрапленные в исследования по истории, социально-экономическим отношениями и культуре народов Дагестана.
Историография проблемы.
Рассматриваемая нами проблема не обойдена вниманием исследователей и специалистов.
В исследованиях по вопросам общественного устройства, социальных отношений, хозяйственно-экономического состояния горцев Дагестана А. Берже, Н. Абельдяев, А.Л. Зиссерман, Е.Л. Марков, А.Т. Васильев и другие затрагивали отдельные стороны спортивных игр, соревнований горцев, преимущественно связанных с народными праздниками и военной подготовкой местного населения1. Особую ценность представляют сочинения местных авторов, где интересующей нас теме внимание уделено не много, но то, что имеется, вышло из-под пера людей, наблюдавших жизнь «изнутри» народа,
Берже А. Краткий обзор горских племен на Кавказе // КК на 1858 г. Тифлис, 1857; Он же. Материалы для описания Нагорного Дагестана // КК на 1859 г. Тифлис, 1858; Он же. Горные племена Кавказа. Кавказ // Живописная Россия. СПб.; М., 1883. Т. 9; Абельдяев Н. Заметки о домашнем быте кавказских горцев // К. Тифлис, 1857. № 50-51; Зиссерман А.Л. Двадцать пять лет на Кавказе. СПб., 1879; Марков Е.Л. Очерки Кавказа: Картины кавказской жизни, природы и истории. СПб., 1887; Васильев А.Т. Казикумухцы // ЭО. 1899. № 3. повседневный быт которого они знали досконально. Это работы А. Омарова, Г.-М. Амирова, С. Габиева и др.'
Первое монографическое издание по интересующей нас теме - это «Очерки развития физической культуры в Дагестане» Ф.А. Агапов2. Автором собран и обобщен значительный по объему фактический материал. Однако о видах спорта, спортивных играх и соревнованиях автор сообщает нам лишь отрывочные сведения самого общего характера. Всего в монографии 98 стр., из них 13 он посвящает С.М. Кирову, 35 стр. вопросу становления и развития физической культуры в дореволюционном и раннефеодальном Дагестане, затем 22 стр. теме «Физическая культура и спорт в период образования союзов племен (VII в. до н.э. - V в. н.э.)» и, наконец, 21 стр. - развитию физкультуры и спорта в советском Дагестане. Как мы видим, конкретного материала интересующего нас аспекта здесь чрезвычайно мало. Примерно также оценивается и другая монография того же автора - «Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа»3: из шести глав исследования к нашей теме имеют отношение гл. II и III, соответственно «Физическая культура у горских народов Северного Кавказа в период феодализма (VI-XIX вв.)» и «Физическая культура у горских народов Северного Кавказа в период от присоединения к России до победы Великой Октябрьской социалистической революции». В обеих главах конкретно о развитии физкультуры и спорта в
Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. Тифлис, 1869. Вып. 2; Он же. Как живут лаки: Из воспоминаний детства // ССКГ. Тифлис, 1870. Вып. 3; Амиров Г.-М. Среди горцев Северного Дагестана: Из дневника гимназиста // ССКГ. Тифлис, 1873. Вып. 7; Габиев С. Лаки, их прошлое и быт // СМОМПК. Тифлис, 1916. Вып. 36.
2Агапов Ф.А. Очерки развития физической культуры в Дагестане. Махачкала, 1966.
3Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. Махачкала, 1971.
Дагестане XIX - начала XX в. материала очень мало, а имеющийся носит отрывочный, общий характер.
С начала 60-х гг. минувшего века над проблемами этнографического изучения физической культуры и спорта дагестанских горцев целенаправленно и успешно работает М.А. Дибиров. Из нескольких, небольших по объему, но весьма содержательных монографий и нескольких статей исследователя особо следует выделить работы «Народные игры и спорт в Дагестане» и «Дагестанская физическая культура», вышедшие из печати одна за другой с перерывом в 7 лет1.
В первой из названных работ, представляющей собой историко-этнографическое освещение определенной области культуры горцев, автор повествует о возникновении и развитии основных средств физического воспитания дагестанцев, которые были обусловлены социальнр-экономическими условиями жизни народов горного края и естественно-географической спецификой среды обитания. Исследователю удалось подчеркнуть системность использования в Дагестане средств физического воспитания. Сама эта системность, показано в работе, была вызвана к жизни условиями исторического развития дагестанцев, а также в значительной степени и географической средой. То и другое имеет множество черт у всех народов Кавказа, показывает автор, откуда и схожесть у них и многих элементов физической культуры вообще и средств физического воспитания в частности. На большом фактическом, главным образом полевом этнографическом материале, автор показывает основные черты традиционных физических упражнений, связанных с народными праздниками; дает описания наиболее популярных видов народного спорта в быту горцев, останавливается на играх дагестанцев, классифицируя их по видам и по участию в них
Дибиров М. Народные игры и спорт в Дагестане. Махачкала, 1968. 112 е.; Он же. Дагестанская народная физическая культура. Махачкала, 1975. 160 с. и различных половозрастных групп населения, отдельно останавливаясь при этом на вопросах физического воспитания женщин-горянок.
Вторая из названных работ посвящена проблемам путей возникновения, формирования и развития физической культуры народов Дагестана, в значительной степени - вопросам взаимовлияния в области физической культуры и спорта и форм физического воспитания у народов Дагестана, Кавказа, России. Здесь автор посвящает отдельные разделы работы вопросам средств физического воспитания горцев Дагестана, отражения элементов традиционной культуры и быта горцев в народной физической культуре и в формах народного спорта, делает удачную попытку раскрытия связи дагестанских народных игр и состязаний с домонотеистическими представлениями, останавливает внимание читателя на вопросе «духовенство — народная физическая культура» (основная мысль здесь: духовенство не тормозило процесс развития традиционной физической культуры) и заключает исследование разделом «О сходстве народной физической культуры дагестанцев с физической культурой других народов Кавказа».
В работе «Сильные и стойкие» М.А. Дибиров ведет повествование о дагестанцах, живших в разное время и отличавшихся удивительной физической силой и выносливостью; во второй главе работы речь идет главным образом о личностях, отличавшихся своей военно-физической подготовкой: о Шамиле, Хаджи-Мураде, о других наибах и воинах Шамиля, о героях обороны Ахульго, Салты и др. Повествуется в исследовании также о горцах - выдающихся борцах за Советскую власть и героях Великой Отечественной войны1. Написаное живо и увлекательно, исследование, имеющее большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения, с нашей темой, тем не менее, соотносится только лишь опосредованно.
В целом значение работ М.А. Дибирова в изучении традиционной физической культуры и спорта в Дагестане переоценить трудно, им заложены
Дибиров М. Сильные и стойкие. Махачкала, 1973. основы исследования этнографического аспекта интересующей нас темы. Кроме монографических работ, автором написана и опубликована целая серия научных статей о канатоходцах Дагестана, о народных играх горцев в семейном быту, на свадьбах, сопровождавших похоронно-поминальные обряды. Отдельно рассматривает исследователь такие проблемы, как специфика игр и состязаний в традиционных мужских союзах горцев, делает удачную попытку рассмотреть народные игры горцев Дагестана как исторический источник изучения народного календаря1 и др. Однако, как монографические исследования, так и названные статьи написаны главным образом на аварском материале, с привлечением данных, описаний, сюжетов из жизни и быта андо-цезских народов; соответствующие материалы по другим народам Дагестана лишь иногда приводятся исследователем как отдельные вкрапления в общеповествовательную канву или в сравнительно-историческом плане.
См.: Дибиров М.А. О канатоходстве в Дагестане // СЭ. 1972. № 1; Он же. Из истории канатоходства в Дагестане // Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. Махачкала, 1984; Он же. Народные игры в семейном быту дагестанцев: Традиции и современность // Материалы Всес. научн. конференции «Семья у народов СССР в условиях развития социалистического общества». Тез. докл. Махачкала, 1985; Он же. Обрядовые игры и состязания дагестанской свадьбы // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - нач. XX в. Махачкала, 1986; Он же. Сущность и генезис поминальных игр народов Кавказа // Мат. Всес. сессии по итогам этнограф, и антропологич. исследований 1984-1985 гг. Тезис, докл. Йошкар-Ола, 1986; Он же. Дагестанские народные игры как исторический источник для изучения традиционного календаря // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987; Он же. Народные игры и состязания в дагестанских мужских союзах // Вопросы общественного быта народов Дагестана. XIX - нач. XX в. Махачкала, 1987.
О некоторых зимних играх и спортивных развлечениях горцев Дагестана пишет и А.Г. Булатова1.
Используя в своей работе труды этих и некоторых других авторов, уточнив, дополнив и расширив приведенный ими фактический материал собранными нами полевыми этнографическими материалами; мы в историко-сравнительном плане обращались к соответствующим исследованиям русского населения2, бурят3, народов Северного Кавказа4, Закавказья5, Средней Азии6 и др.
Булатова А.Г. Зимние игры и развлечения в традиционном общественном быту народов горного Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 1987.
2Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1887.
Виноградов Г.К. К изучению народных детских игр бурят. Иркутск, 1922.
4Ошаев Х.В. Народные развлечения у чеченцев // Революция и горец. 1929. № 6; Агапов Ф.А. К истории физической культуры в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1960; Дзадзиев А.Б. Свободное время осетинского крестьянства в дореволюционной период // Вопросы осетинской археологии и этнографии. Орджоникидзе, 1982; Мафедзев С.Х. О народных играх адыгов (XIX - начало XX в.). Нальчик, 1986; Уарзиати B.C. Народные игры и развлечения осетин. Орджоникидзе, 1987.
5Робакидзе А.И. Цхен-бурти // ВЭК. Тбилиси, 1952; Рагимов Э.Т. Азербайджанская народная борьба «полеш»: Ее истоки, правила, приемы // Очерки истории физической культуры. М., 1950. Вып. 5.
6Пещерова Е.М. Игрушки и детские игры у таджиков и узбеков // СМАЭ. М.; Л., 1957. Вып. 17; Суяркулов Т., Турсунов Н. Таджитский спорт. Душанбе, 1963; Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры. Ашхабад, 1983; Симаков Г.Н. Народные развлечения и военное воспитание киргизов // Этнографические аспекты традиционной военной организации народов Кавказа и Средней Азии. М., 1890. Вып. 2.
На народных играх и спортивных развлечениях горцев Дагестана останавливается также и А.Г. Булатова при исследовании народного календаря и традиционных праздников дагестанских горцев1.
Интересующая нас тема нашла свое отражение в ряде работ ученых, посвященных пережиточно сохранившимся у горцев Дагестана мужским союзам2. Здесь особо следует подчеркнуть значение исследований в этой области Е.М. Шиллинга и ЮЛО. Карпова. Первый из них описал не фрагменты социального института, а действующее еще в предвоенные годы ритуализированное корпоративное сезонное собрание молодых мужчин, быть
См.: Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX - начале XX в. Л., 1988; Она же. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб., 1999. См.: Шиллинг Е.М. Пережитки мужских союзов в Дагестане // Докл. ист. факта МГУ. М., 1947. Вып. 6; Егорова В.П. Некоторые формы организации досуга сельского населения Дагестана // ВИЭД. Махачкала, 1972. Вып. 3; Лугуев С.А. Реликты мужских союзов в общественном быте лакцев // Материалы Всес. сессии по итогам полевых этнографических исследований в 1980-1984 гг. Тез. докл. Нальчик, 1982; Он же. Некоторые формы ритуализированного досуга ахвахцев // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 1987; Исламмагомедов А.И. Мужские собрания гъоркьо рукъ у аварцев // Мат. научн. сессии, посвящ. итогам эксп. исслед. ИИЯЛ в 1984-1985 гг. Тез. докл. Махачкала, 1986; Он же. Формы общественного досуга у горцев Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана. Махачкала, 1987; Дибиров М.А. Народные игры и состязания в дагестанских мужских союзах // Вопросы общественного быта народов Дагестана. XIX - начало XX в. Махачкала, 1987; Булатова А.Г. Праздники и развлечения в мужских объединениях // Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX -начале XX века. Л., 1988.
Материальная культура даргинцев»1, «Семья и брак у народов Дагестана»2, «Духовная культура народов Дагестана»3 и др.
Гаджиев С.Ш., Османов М.О., Пашаева Г.А. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967.
2Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - нач. XX в. М., 1985.
3Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в ХУШ-Х1Х веках. (Аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1999; Они же. Очерки истории духовной культуры горцев Центрального Дагестана в ХУШ-Х1Х в. Изд. 2-е, дополнен. Махачкала, 2004. может с годами несколько упростившееся, утерявшее часть общественно-значимых функций, все более обретавшее формы досуга, увеселительного собрания, но многое сохранившее от первоначальных традиционных форм1. Что же касается исследования Ю.Ю. Карпова2, то он в своей монографии сумел обобщить весь фактический материал о мужских союзах у народов Кавказа, большая часть которого приходится на Дагестан, показать, что основная цель и содержание этих союзов состояла в социализации молодого мужского населения, в ее военной подготовке и организации действенного, хорошо подготовленного военного отряда.
Все авторы, так или иначе затрагивающие эти вопросы, отмечают большое внимание, уделяемое в мужских союзах спортивным играм, упражнениям и состязаниям.
Вопросы, связанные с традиционной физической культурой, со спортивными играми и соревнованиями, затрагиваются также в серии историко-этнографических исследований народов Дагестана, как опубликованных3, так и рекомендованных к печати и хранящихся в Рукописном
См.: Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура: Историко-этнографические этюды. М.; Л., 1949.
2Карпов Ю.Ю. Джигит и волк: Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996.
3См.: Ихилов М.М. Народности лезгинской группы: Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутульцев, цахуров, агулов. Махачкала, 1967; Булатова А.Г. Лакцы: Историко-этнографические очерки. XIX - начало XX в.: Махачкала, 1971; Она же. Лакцы: Историко-этнографические исследования. XIX — начало XX в. Махачкала, 2000; Алимова Б.М., Магомедов Д.М. Ботлихцы: Историко-этнографическое исследование. XIX - нач. XX в. Махачкала, 2003; Алимова Б.М., Лугуев С.А. Годоберинцы. XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1967; Алимова Б.М. Кайтаги. XIX - нач. XX в.: фонде Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН1. Такого же рода материалы и сведения содержатся в таких изданиях, как «Материальная культура аварцев»2,
Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1998; Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы: Историко-этнографическое исследование. XIX -нач. XX в. Махачкала, 1994; Они же. Дидойцы (цезы): Историко-этнографическое исследование. XIX - нач. XX в. Махачкала, 2000; Мусаева М.К. Хваршины. XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995; Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002; Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002. 'См.: Агларов М.А. Андийская группа народностей в XIX - нач. XX в: Историко-этнографический очерк. 1995 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 208; Асиятилов С.Х. Гидатлинцы. 1997 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 249; Лугуев С.А. Ахвахцы: Историко-этнографическое исследование. XIX — нач. XX в. 1985 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 618; Он же. Балхарцы: Историко-этнографическое исследование. XIX - нач. XX в. 1998 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 855; Лугуев С. А., Магомедов Д.М. Каратинцы: Историко-этнографическое исследование. XIX - нач. XX в. 1991 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп.
3. Д. 733; Гаджиев Г.А. Чамалалы: Историко-этнографическое исследование. XIX - нач. XX в. 1991 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 693;Он же. Багулалы: Историко-этнографическое исследование. XIX - нач. XX в. 1991 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. оп. 3. Д. 787; Ризаханова М.Ш. Гинухцы: XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. 1991. // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3 Д. 735; Дибиров М.А. Гидатлинцы. 1993 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 770; Курбанов М.-З.Ю. Сюргинцы. XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. 1997 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 857; Магомедханов М.М. Тиндинцы: Историко-этнографическое исследование. XIX - нач. XX в. // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 865. 2Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967.
18
Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиционная физическая культура и спорт в жизни народов Центрального и Западного Дагестана"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенный материал позволяет сделать некоторые обобщения и выводы.
1. Становление и развитие физической культуры и спорта в Дагестане происходило в обстановке тяжелой борьбы населения за существование, в среде общества, живущего в весьма сложных естественно-географических условиях, обеспечивающего прожиточный минимум ценой значительных физических напряжений и усилий и к тому же вынужденного из года в год, из поколения в поколение сдерживать натиск многочисленных завоевателей, постоянно отвлекающегося от производственной деятельности и повседневного быта нескончаемыми феодальными междоусобицами.
2. В такой обстановке задача физического здоровья населения приобретала важнейшее значение для общества, испытывавшего настоятельную потребность в физически сильных, крепких, здоровых членах общества, закаленных целой совокупностью житейских сложностей и невзгод, способных стойко переносить их, способных нести на себе груз повседневных производственных, хозяйственных усилий, а также умеющих с оружием в руках защитить свою родину.
3. В силу этих причин приобщение населения, особенно подрастающего поколения, к традиционной физической культуре, к спорту, первоначально происходившее, целенаправленно осуществляювшееся в трудовом процессе, в повседневности семейного и общественного быта, в военных действиях, постепенно стало выделяться в определенную, самостоятельную область общественной жизни людей, коллектива, социума.
4. Такое выделение отнюдь не означало отделения физической культуры в целом, игр, состязаний, соревнований в частности от повседневной жизни и быта общества. Как раз наоборот: традиционная физическая культура, система физических упражнений, многочисленные соревнования, спортивные игры были составной частью жизнедеятельности общины, союза общин, феодального образования, совокупности в генетическом и этнокультурном отношении близких народов. Они основывались на традиционной хозяйственной деятельности населения, на особенностях социальных отношений, на политических и культурных связях с другими народами и государствами, они соответствовали эти особенностям, этой специфике этим отношениям.
5. Член дагестанского общества, общины, совершеннолетний мужчина представлял собой (чаще всего, в подавляющем большинстве случаев) в одном лице и земледельца, и скотовода, и воина. Военизированность быта -одна из характерных черт дагестанского общества, общины как самоуправляемой и самореГуллируемой территориально-родственной экономической и социально-политической общественной единицы. Отсюда вытекало огромное внимание, уделяемое обществом вопросам физической и военной подготовки подрастающего поколения.
6. О месте и значении физической культуры, спорта в жизни горского общества сама за себя говорит разработанная система специальных упражнений для обретения физической силы и выносливости: разновидности ходьбы, бега, прыжков, подтягиваний, отжиманий, поднятия тяжести и т.д. Важно при этом отметить, что все перечисленные и другие упражнения не всегда преследовали цель подготовки к спортивным мероприятиям, соревнованиям, состязаниям и проч., а зачастую проводились для укрепления здоровья, что может свидетельствовать о массовости и достаточно высоком развитии традиционной физической культуры.
7. Большое место в общественной жизни горцев занимали спортивные игры. Основными их участниками были мальчики, подростки и юноши. Тем не менее, мы без особой натяжки можем говорить о массовости традиционных спортивных игр в горской среде: в отдельных видах игр охотно принимали участие и мужчины среднего возраста, и представители старшего поколения, и девочки, и девушки, иногда и женщины. О популярности спортивных игр в горах может свидетельствовать даже один только их видовой перечень: так называемые настольные игры, игры в альчики, в бабки, камушки, игры с мячом, с использование палки, с пятнанием рукой или ногой, силовые игры и др.
8. Дух соревновательности, здорового соперничества целенаправленно культивировался в среде подрастающего поколения старшим поколением горцев. Различного рода соревнования — в физической силе, ловкости, быстроте, меткости и др. проходили через всю жизнь мальчика-подростка-юноши-молодого мужчины. Чаще всего такого рода выяснения сильнейшего, быстрейшего, более ловкого, выносливого и т.д. возникали не организованно, специально и целенаправленно, а спонтанно, стихийно и естественно.
9. Традиционные виды спорта, спортивные игры настолько глубоко вошли в жизненный быт горцев, что зачастую элементы соревнований в силе, быстроте, сноровке, ловкости возникали в ходе хозяйственной деятельности, при выполнении тех или иных хозяйственных операций: при косьбе, стрижке овец, при пахоте, кладке стен, поднятии и перенесении тяжестей и т.п. Естественно, что чаще всего соревнования такого рода опять-таки носили стихийный характер, однако, наличие подобного «спортивного» соперничества, присутствия духа соревновательности может свидетельствовать о глубоко укоренившихся в народном быту понятий и стремлений, характерных для общества с хорошо развитой традиционной физической культурой.
10. Широко практиковались горцами Дагестана спортивные игры и соревнования в семейной обрядности (свадьбы, торжества по случаю рождения сына, связанные с приемом наиболее близких, почетных гостей и др.).
11. Более широко и массово проводились различного рода спортивные соревнования в дни календарных праздников: в день встречи (проводов) зимы, в день встречи весны, в праздник первой борозды, реже - в дни завершения мусульманского поста в месяц Рабадан и др. Игры и соревнования этого цикла, впрочем как и большинство игр и соревнований вообще, скорее всего своими генетическими корнями уходят в обрядово-магическую сферу; со временем их религиозное содержание, магическая, продуцирующая оболочка были позабыты, сошли на нет, и проводились они уже как массово-зрелищные, развлекательные, в конечном счете - чисто спортивные соревнования, призванные подчеркнуть праздничное настроение населения.и служащие для его увеселения.
12. В условиях военизированности быта (о которой выше уже упоминалось) представляется не случайным, а вполне закономерным задействованность у горцев Дагестана специальных сезонных сборов мальчиков, подростков и юношей, где они, разбитые на возрастные группы, проходили занятия под руководством опытных воинов, упражнялись в наездничестве, во владении холодных и огнестрельным оружием, в приемах рукопашной схватки и т.д. Иначе, думается, и быть не могло в обществе, где 15-16-летний подросток, по традиционному горскому статусу — мужчина, обязан был принимать участия в боевых действиях своей общины, группы общин, в качестве воина-ополченца.
13. Вплоть до предвоенных-послевоенных лет в Дагестане еще были живучи пережитки мужских союзов, унаследованных от более раннего периода развития общества. Трудами целого ряда исследователей, особенно работами Е.М. Шиллинга и Ю.Ю. Карпова, можно считать доказательным, что первоначальная идея организации этих союзов сводилась главным образом к социализации молодого поколения горцев и, в частности, к подготовке из этого состава умелых, боеспособных воинских отрядов и подразделений. Даже в том усеченном варианте, дошедшим до новейшего времени, когда мужские собрания подобного рода стали рассматриваться как увеселительное, досужее мероприятие молодежи, молодых мужчин, спортивные игры и соревнования составляли значительную часть их внутреннего «корпоративного» распорядка.
14. Спортивные игры и соревнования, проводимые горцами Дагестана, в рассматриваемое нами время носили многофункциональный характер. Они характеризовали состояние традиционной физической культуры общества, способствовали оздоровлению населения, являлись средством военной подготовки, были средством активного отдыха для значительной части населения, представляли собой одновременно массово-зрелищное мероприятие. Не до конца исчезло и религиозно-магическое значение спортивных мероприятий, проявлявшееся, в частности, в том, что виды на хороший урожай, на благоприятный сельскохозяйственный год люди все еще увязывали (на уровне «так поступали наши предки») со скачками, борьбой, метанием камней и проч. в переломные дни народного сельскохозяйственного календаря.
15. Спортивные игры, соревнования горцев Центрального Дагестана имели много общего, нередко идентичного с соответствующими мероприятиями народов Южного и Северного Дагестана, что представляется вполне закономерным для социально-политических и этнических групп населения, прошедших схожие исторические этапы, в большинстве своем родственных генетически, по языку, находящихся на примерно одинаковом уровне социально-политического развития, имеющих множество сходных черт в традиционном хозяйстве, а также в семейном быте, общественном быте, в материальной и духовной культуре и, кроме всего, развивавшихся в условиях близких многосторонних контактов.
Материалы нашего исследования обнаруживают черты сходства и совпадений в областях физической культуры народов Северного Кавказа и Закавказья, что тоже представляется вполне закономерным в силу вековых традиций контактов и взаимовлияний между народами, многие этнографические характеристики которых совпадают.
Наблюдаются параллели в физической культуре дагестанцев и народов Средней Азии, мусульманского Востока, России, что объясняется, во-первых, опять-таки культурно-историческими связями, но, надо полагать не только: историками давно уже высказана и доказана идея об одинаковых культурных проявлениях у разных по происхождению и языку народов, отдаленных друг от друга на значительное расстояние, в силу схожести естественно-географических условий жизни, схожести форм традиционного хозяйства, подверженности одним и тем же влияниям и заимствованиям, находящихся или находившихся) примерно на одинаковых стадиях общественно-экономического и политического развития.
Список научной литературыМусаев, Магомед Гаджиевич, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Ф. 2. Канцелярия военного губернатора Дагестанской области, г. Темир-Хан
2. Шура. 1883-1917 гг. Оп. 1. Д. 10. Ф. 21. Дагестанский областной статистический комитет, г. Темир-Хан-Шура.1864-1918 гг. Оп. 5. Д.105. Ф. 90. Комиссия по разбору сословно-поземельных прав туземного населения
3. Дагестанской области, г. Темир-Хан-Шура. 1877-1898 гг. Оп. 1 Д. 7. Ф. 147. Управление Хасавюртовского округа Терской области, г. Темир-Хан-Шура. 1867-1917 гг. Оп. 1. Д. 2.1.. Материалы Рукописного фонда Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН
4. Агларов М.А. Андийская группа народностей в XIX начале XX в.:
5. Историко-этнографические очерки. 1965 II Ф. 3. Оп. 3. Д. 67. 290 л.
6. Асиятилов С.Х. Гидатлинцы. 1967 // Ф. 3. Оп. 3. Д. 249. 26 л.
7. Бутаев Д.Б. Дагестанские народности, их языки, занятия, численность иместонахождение. 1932 // Ф. 5. Оп. 3. Д. 8. 21 л.
8. Гаджиев Г.А. Чамалалы: Историко-этнографическое исследование. XIX —начало XX в. 1988IIФ. 3. Оп. 3. Д. 693. 270 л.
9. Гаджиев Г.А. Багулалы: Историко-этнографическое исследование. XIXначало XX в. 1991 // Ф. 3. Оп. 3. Д. 787. 347 л.
10. Гаджиев Г.А. Духовная культура народов Южного Дагестана. ХУШ-ХГХвв. 1995 // Ф. 3. Оп. 3. Д. 813. 340 л.
11. Гаджиев Г.А. Цахуры. XIX начало XX в.: Историко-этнографическоеисследование. 1996 // Ф. 3. Оп. 3. Д. 827. 52 с.
12. Дибиров М.А. Гидатлинцы. 1993 // Ф. 3. Оп. 3. Д. 770. 38 л.
13. Исламмагомедов А.И. Общественный быт народов Дагестана. XIXначало XX в. 1990IIФ. 3. Оп. 3. Д. 771. 360 л.
14. Клапрот Ю. Историческая, географическая и политическая карта Кавказаи провинций, находящихся между Россией и Персией. щ Париж; Лейпциг, 1827 // Ф. 1. On. 1. Д. 10. 65 л.ф 11. Козлова К. Поселения и жилища аварцев // Ф. 5. On 1. Д. 32. 24 л.
15. Курбанов М.-З.Ю. Сюргинцы XIX начало XX в.: Историкоэтнографическое исследование. 1997 // Ф. 3. Оп. 3. Д. 857. 220 с.
16. Лугуев С.А. Ахвахцы: Историко-этнографическое исследование. XIXначало XX в. 1985 // Ф. 3. Оп. 3. Д. 618. 400 л.
17. Лугуев С.А. Балхарцы: Историко-этнографическое исследование. XIXначало XX в. 1998 // Ф. 3. Оп. 3. Д. 859. 330 л.
18. Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Каратинцы: Историко-этнографическое Ф исследование. XIX начало XX в. 1991 // Ф. 3. Оп. 3. Д. 733.350 л.
19. Магомедов М.М. Тиндинцы: Историко-этнографическое исследование.
20. XIX-начало XX в. 1998//Ф. 3. Оп. 3. Д. 855. 119 л.
21. Ризаханова М.Ш. Гинухцы: Историко-этнографическое исследование.
22. XIX-начало XX в. 1991//Ф. 3. Оп. 3. Д. 735. 113 л.
23. Чурсин Г.Ф. Аварцы: Этнографический очерк // Ф. 5. Оп. 5. Д. 65. 31 л.
24. Эркерт Р. Кавказ и его народы. Лейпциг, 1886 // Ф. 1. On. 1. Д. 5. 12 л.
25. I. Опубликованные документы и материалы ® 1. Андийский округ: Свод статистических данных, извлеченных изпосемейных списков населения Кавказа. Тифлис, 1887. 60с.
26. Анреп И.Р. Сведения о населении Джаро-Белоканской области и обществ
27. Анцухского и Капучинского. 1839/41 г. // ИГЭД. С. 369-370.
28. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом: Материалы, извлеченныеиз Московского главного архива министерства иностранных дел. 1578-1613. М., 1899. Т. 1. 584 с.
29. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. л СПб., 1869. Ч. 1.548 с.
30. Города и округа Дагестанской области // Статистические данные онаселении Закавказского края, извлеченные из посемейных списков 1886 г. Тифлис, 1893. Разд. 6.
31. Дагестанская область: Свод статистических данных, извлеченных изпосемейных списков населения Закавказья. Тифлис. 1890. 225 с.
32. Даргинский округ Дагестанской области: Свод статистических данных,извлеченных из посемейных списков населения Кавказа. Тифлис, 1887. 81 с.
33. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в.: Сб. док.
34. Сост. В.Г. Гаджиев и Х.Х. Рамазанов. Махачкала 1959. 785с.
35. Дренякин И.Т. Описание Ширвана. 1796 г. // ИГЭД. С. 157-172.
36. Еропкин Д.Ф. Реестр горским владельцам. 1732 г. // ИГЭД. С. 121-124.
37. Комаров A.B. Списки населенных мест Дагестанской области // Сборникстатистических сведений о Кавказе. Тифлис, 1869. Т. 1. С. 1-123.
38. Комаров A.B. Народонаселение Дагестанской области // ЗКОИРГО.
39. Тифлис, 1873. Кн. 8. С. 1^9.
40. Краткие исчисления по всем именованным владениям // ИГЭД. С. 170а.
41. Материалы по истории Дагестана и Чечни / Под ред. С. Бушуева и Р.
42. Магомедова. Махачкала , 1940. Ч. 3. 371 с.
43. Норденстам И.И. Описание Атль-Ратля. 1832 г. // ИГЭД. С. 319-328.
44. Розен Р.Ф. Описание Чечни и Дагестана. 1830 г. // ИГЭД. С. 281-292.
45. Тихонов Д.И. Описание Северного Дагестана. 1796 г. // ИГЭД. С. 125137.
46. Тормасов А.П. Выдержки из «Ведомости», содержащие сведения очисленности населения Дагестана. 1811 г. // ИГЭД. С. 237238.
47. Хрисанф. Сведения об Аварском ханстве. 1830 г. // ИГЭД. С. 265-275.
48. Щербачев А.П. Описание Мехтулинского ханства, Койсубулинскихвладений и ханства Аварского. 1830 г. // ИГЭД. С. 293-299. IV. Статьи и монографии
49. Абельдяев Н. Заметки о домашнем быте кавказских горцев // К. Тифлис,1857. №50-51.
50. Агапов Ф.А. К истории физической культуры в дореволюционной
51. Северной Осетии. Орджоникидзе, 1950. 106 с.
52. Агапов Ф.А. К истории физической культуры в дореволюционной
53. Северной Осетии. Орджоникидзе: ИР, 1960. 140 с.
54. Агапов Ф.А. Очерки развития физической культуры в Дагестане.
55. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966. 98 с.
56. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного
57. Кавказа. Махачкала: Дагкнигоиздат. 1971. 238 с.
58. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. XIX нач. XX в. М.:1. Наука, 1978. 304 с.
59. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII начале
60. XIX в.: Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса. М.: Наука, 1988. 237 с.
61. Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование.
62. Махачкала: Юпитер, 2002. 304 с.
63. Агларов М.А. Андийцы // Народы Дагестана: Наука, 2002. С. 150.
64. Айтберов Т.М. Материалы по истории Дагестана VI-XVIII вв. //
65. Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала: Изд. ИИЯЛ, 1980. С. 82-104.
66. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа: Краниологическоеисследование. М.: Наука, 1974. 380 с.
67. Алиев Б.Г. Исторические известия о даргинцах и образование союзаверхнедаргинских обществ // УЗ ИИЯЛ. Махачкала: Изд. ИИЯЛ, 1964. Вып. 12. С. 109-129.
68. Алиев Б.Г. Каба-Дарго в ХУШ-Х1Х вв.: Очерк социально-политическойистории. Махачкала: Изд. ИИЯЛ, 1972. 221 с.
69. Алиев Б.Г. Общественный строй Сюргинского союза сельских общин в
70. ХУШ-Х1Х вв. // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII нач. XIX в. Махачкала: Изд. ИИЯЛ, 1981. С. 44-62.
71. Алиев Б.Г. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII первой половине
72. XIX в.: Экономика, земельные и социальные отношения, структура власти. Махачкала: Изд. ИИАЭ, 1999. 330 с.
73. Алиев Б., Ахмедов Ш., Умаханов М.-С. Из истории средневекового
74. Дагестана. Махачкала: Изд. ИИЯЛ, 1970. 235 с.
75. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVIIначала XIX в. Махачкала: Изд. ИИАЭ, 1999. Кн. 1. 366 с.
76. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVIIначала XIX в.: Историческая география Южного Дагестана. Махачкала: Изд. ИИАЭ, 2001. Кн. 2. 324 с.
77. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Дагестана в XV-XVI вв.: Вопросыисторической географии. Махачкала: Изд. ИИАЭ, 2004. 312с.
78. Алимова Б.М. Кайтаги. XIX начало XX в.: Историко-этнографическоеисследование. Махачкала: Юпитер, 1998. 228 с.
79. Алимова Б.М., Лугуев С.А. Годоберинцы. XIX начало XX в.: Историкоэтнографическое исследование. Махачкала: Изд. ИИАЭ, 1997.174 с.23