автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Народный театр в культуре России
Полный текст автореферата диссертации по теме "Народный театр в культуре России"
На правах рукописи
0034Э28 12
Честнодумов Игорь Евгеньевич
НАРОДНЫЙ ТЕАТР В КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Санкт-Петербург 2009
003492812
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры ГОУ ВПО «Российский государственный педагогическогий университет им. А.И. Герцена»
Научный руководитель: доктор социологических наук
МАГИДОВИЧ Марина Леонидовна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
ФЕТИСОВ Владимир Яковлевич
кандидат искусствоведения, доцент ВАСИЛЬЕВА Алена Александровна
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства
Защита состоится « 25 » мая 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.23 по защите докторских и кандидатский диссертаций Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена по адресу: 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, ауд. 317.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.
Автореферат разослан «24 » апреля 2009 г.
Ученый секретарь диссертационноп кандидат культурологии, доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Астуальность темы исследования
Народный театр, пройдя путь от разрозненных и нестабильных коллективов до мегаструктуры, охватывающей практически всю территорию современной России, давший жизнь профессиональному театру, находится сегодня, как и всё российское культурное пространство, в кризисном состоянии. Возникшая ситуация стала результатом изменившихся социально-политических, экономических и общекультурных обстоятельств, формирующих кризис ментальности и процессы утраты устойчивой идентичности. Трансформационные тенденции в российской культуре приводят к разрушению устоявшихся идеалов, норм и ценностей, что заставляет искать пути обновления форм культурного бытия. Это выражается, с одной стороны, в увеличении количества религиозных направлений, актуализации новых политических и молодежных движений, а с другой - в ухудшении положения клубной и библиотечной систем, которые на протяжении многих лет выполняли функции по формированию духовной жизни общества. Сложившиеся социально-культурные перекосы заставляют вновь искать духовные буферы, снижающие моральное давление и дающие возможность сохранять самобытность культуры России.
Традиции активного проведения досуга, существовавшие в СССР до 1990-х годов XX века, требовали непосредственного включения индивида в творческий процесс, содействуя развитию его личностных способностей, выполняя функцию неформального дополнительного образования, служили базой для постижения отечественной и мировой культуры. Складывающиеся формы организации досуга в настоящее время имеют чаще всего пассивный характер, делая индивида только потребителем предлагаемого продукта. Разрушение бывшей советской клубной системы ведет к дезорганизующим последствиям в культуре российского общества, вызывая необходимость изучения и анализа сегодняшнего бытия современной клубной действительности.
Перераспределение бюджета свободного времени у населения, связанное с экономическими изменениями, происходящими в России, привело к частичному сокращению количества как клубных учреждений в целом, так и коллективов народных театров, что повлекло проблему их сохранения и дальнейшего развития. Специалисты, осуществляющие
управление культурой, клубными учреждениями и конкретными коллективами, а также преподаватели средних и высших профессиональных учебных заведений, осуществляющие подготовку будущих профессионалов, не всегда учитывают изменившиеся сегодня социальные и культурные обстоятельства. Сокращение количества свободного времени у населения, и возросшие возможности пассивного проведения досуга привели к оттоку участников из любительских театральных коллективов. Эта ситуация требует от руководителей народных театров умения вовлекать в работу своего коллектива новичков, поддерживать и развивать интерес к театральному искусству уже опытных участников. Основной задачей руководителей становится организация всего процесса таким образом, чтобы занятия не сводились только к постановке эффектных спектаклей, а были направлены на глубокое постижение русской театральной культуры, которая всегда была и остается неотъемлемой частью духовной и художественной жизни России.
Объект исследования
Самодеятельное творчество России Предмет исследования
Функционирование народного театра в России. Цель диссертационного исследования
Определить социокультурную роль народного театра в современной России.
Задачи исследования
- С исторической точки зрения - выявить процесс формирования и институционалгоации народного театра во взаимосвязи с социальными, политическими и художественно-культурными изменениями российского общества.
- С гносеологической точки зрения - определить функции народного театра как социального института и института культуры, выяснить уровень влияния его на социокультурную ситуацию в обществе.
- С аксиологической точки зрения - выявить влияние народного театра на формирование духовных ценностей в обществе.
Степень разработанности проблемы
Можно рассмотреть периодизацию источников, отражающих деятельность народного театра в России, в соответствии с их содержанием и временем издания.
С 1917 года до начала 1950-х годов они содержали в себе, по большей части, идеологические установки по работе с населением для конкретного применения в практике клубной работы. Среди авторов можно отметить таких как Гр. Авлов, А.Н. Анастасьев, Я. Боярский, H.A. Волков, A.B. Гвоздев, В.Керженцев, A.B. Луначарский, Н. Мосина, А.И. Пиотровский, Я.Р. Плекшанс (Р. Пельше), В.Ф. Плетнев, Б.М Соколов, А. Хубов, В.М. Фриче. Периодические издания, такие как «Вестник театра», «Клуб», «Призыв», «Рабочий зритель», «Рабочий и театр», «Клуб и революция», выходившие в этот период, давали конкретные наставления по формированию творческого процесса в коллективах. Была опубликована работа Ф.Н. Каверина, где анализировались ошибки народных коллективов с точки зрения требований профессионального театра.
В 1950 - 1990-е годы издания приобрели меньшую идеологическую направленность и более ориентировались на постижение актерского и режиссерского мастерства в народных театрах.
В 1970 - 1980-е годы А.Н. Алексеев, JI.A. Алексеев, О.Б. Божков,
A.Г. Буров, М.Б. Глотов, В.Н. Дмитриевский, Ю.Н. Давыдов, Т.А. Кудрина, В.М. Кукаретин, А.К. Мазаев, Н.Г. Михайлова, АЛ.Маршак,
B.А. Мазырина, А. Г. Пашнин, В.Е.Семенов, Т.И.Светлова, О.Г. Щербинина и многие другие более интенсивно занимались уже конкретными исследованиями деятельности, как клубных учреждений, так и театральных коллективов.
В 1985-1989 годах было проведено большое количество социологических исследований, перечень которых дан в сборнике «Неопубликованные материалы социологических исследований клубной деятельности проведенных в 1985-1989 годах» (М.,1990). В 1986 году во введении своей работы «Социологические методы исследования в клубной работе» ( -М., 1986) В.А. Ядов выдвинул тезис о том, что художественная самодеятельность - это социальный институт. В 19992000 годах Государственный институт искусствознания выпустил в свет трехтомное издание под названием «Самодеятельное творчество в СССР с
1917 по 1990 год», где впервые анализировалась социальная роль народных театров в становлении и развитии советской культуры.
Социологические исследования, которые проводили Г.Г. Дадамян, В.Н.Дмитриевский, М.Е. Деза, С.Н. Плотников, Л.Н. Коган, А.В. Воронцов, касались чаще всего сферы профессиональной театральной культуры. Часть их была направлена на изучение уровня культурного обслуживания населения как профессиональными, так и клубными коллективами.
В начале 1990-х годов изменение социально-экономических условий повлияло на распределение бюджета свободного времени у большинства населения, что сразу отразилось на характере исследований 1990 - 2000-х годов, которые проводили Я.И. Гилинский, Г.П. Анашкина, В.А. Артемов, В.Н. Дмитриевский, Г.Е. Зборовский, Г.С. Широкалова, но занятия художественным творчеством трактуется ими только как организация досуга. В последние годы появились работы Т.А. Ивениной, Г.А. Коршуновой, Д.М. Стрелкова, тематически относящиеся к народному театру, где авторы рассматривают творческую и экономическую составляющие его деятельности. И.И. Шиганова предлагает использовать театральное творчество как средство патриотического воспитания.
Можно сделать вывод, что как клубная работа в целом, так и деятельность народных театров конкретно не подвергались систематическому изучению и не рассматривались как целостные системы, поэтому специальная методологическая база по этой тематике в отечественной научной литературе отсутствует. Положения, выносимые на защиту:
1. Народный театр - это социальный институт и институт культуры по организации творческого досуга, выполняющий функции неформального дополнительного художественного образования, инкулыурации и социализации, имеющий, как правило, формальный статус коллектива театральной художественной самодеятельности.
2. Народный театр как социокультурное явление на протяжении своего развития сформировался в социальный институт, основная функция которого - освоение и развитие культурных и социальных ценностей общества.
3. Народный театр имеет устоявшуюся структуру, включающую институты управления, деятельность которой необходимо
трансформировать в связи с изменением всей системы административного управления в современной России.
4. Отсутствие серьезных исследований деятельности народного театра и клубной системы в целом препятствует инновационным изменениям в данной сфере и может привести к разрушению театральных коллективов и кризису ценностей в клубной системе, что, в свою очередь, приведет к кризису культурных ценностей российского общества.
5. Изменившиеся социально-экономические и художественно-культурные обстоятельства предъявляют новые требования к руководителям театральных и других клубных коллективов, что влечет необходимость изменений в подготовке и профессиональной деятельности руководителей самодеятельных коллективов.
6. Одним из возможных методов развития современной клубной системы является формирование единого муниципального культурного пространства на основе создания общественного совета по культурной политике, а в дальнейшем - профессионального союза клубных работников, по аналогии с СТД, Союзом художников, Союзом дизайнеров и т.п.
Научная новизна исследования
• Впервые народный театр осмысляется как социально-культурный феномен.
• Впервые в отечественной науке народный театр рассматривается как социальный институт и институт культуры, направленный на реализацию духовных, художественных и коммуникативных потребностей общества.
• Впервые раскрыты социальные и культурные функции народного театра России, с учетом их исторической трансформации.
• Разработана авторская методика проведения социокультурного исследования самодеятельного искусства конкретного региона.
• Показана специфика народного театра региона на примере Торжокского района Тверской области.
• Впервые дано культурологическое осмысление бытия народного театра.
Теоретическая и методологическая основа исследования
В данной работе основополагающими явились следующие подходы:
• системный подход, позволивший рассмотреть народный театр как системную целостность, определить его роль в формировании современной культуры России, взаимодействие с другими элементами социокультурной системы.
• институциональный подход, позволяющий рассмотреть народный театр как социальный институт и институт культуры, устойчивую и динамично развивающуюся традицию, форму организации общественной жизни в сфере духовного и художественно-культурного воспитания, дополнительного образования, профессиональной подготовки.
• социологический подход, позволивший провести социокультурный анализ деятельности народного театра на микро- и макро-уровне -исследование конкретных коллективов, выяснение ценностных ориентаций и социально-культурных запросов участников коллективов, что даёт возможности рассмотреть пути дальнейшего развития этой отрасли культуры.
Исходя из перечисленных подходов, в работе использовались следующие методы:
—контекстный метод исследования, позволяющий определить место народного театра в истории отечественной культуры и социокультурные тенденции его развития;
—структурно-функциональный метод, позволивший проследить организационно-структурные особенности в развитии народного театра и его основные функции.
—историко-типологический метод, позволивший выявить особенности развития непрофессионального театра в диахроническом срезе;
—социологические методы сбора эмпирических данных: формализованные интервью, анкетирование, анализ документов, вторичный анализ социологических данных;
—методы математической статистики.
Материалом для работы послужили опубликованные в открытой печати результаты ранее проведенных исследований, а также анализ документов:
1) данных главного вычислительного центра Министерства культуры РФ;
2) отчетов комитета по культуре Администрации Тверской области;
3) отчетов отдела культуры Торжокского района Тверской области;
4) отчета главы администрации Торжокского района за 2006 - 2007 годы;
5) мнений участников театральных коллективов - жителей Торжокского района и города Торжка Тверской области, полученных в результате анкетирования;
6) результатов авторского экспертного интервью с руководителем отдела культуры Торжокского района Тверской области.
Теоретическая значимость исследования
Разработана теоретическая концепция социального функционирования народного театра с учетом специфики современных социокультурных условий как конкретного региона, так и российской культуры в целом. Даны рекомендации по развитию организационной структуры и подготовке профессиональных кадров и управления в данной сфере. Практическая значимость исследования
1. Полученные данные позволяют разработать концепцию дальнейшего развития народных театров России.
2. Результаты и содержание исследования могут быть использованы в работе семинаров, курсов повышения квалификации руководителей региональных театральных коллективов.
3. Содержание и результаты исследования могут использоваться для совершенствования учебных курсов по подготовке специалистов в вузах по дисциплинам «Мировая художественная культура», «Культурология», «Теория и история культуры», «Социология культуры», «Социология искусства».
Апробация результатов исследования
Выводы, полученные в результате исследования, были представлены на семинаре в отделе культуры Торжокского района Тверской области, а также на ряде конференций:
• Пятые Царскосельские чтения. 24-25 апреля 2001. Пушкин, 2001 год.
• Традиции и новации в подготовке будущих педагогов, Тверь 2002 год.
• Образование XXI век, Тверь 2002 год.
• Вторые Ковалевские чтения, Санкт-Петербург, 16-17 ноября 2007 года.
• Вторые Социологические чтения памяти В.Б.Голофаста, Санкт-Петербург, 3-5 апреля 2008 года.
Выводы и основные положения данного диссертационного исследования были использованы в преподавании курса учебной дисциплины «Социология культуры» для студентов-социологов Тверского государственного технического университета, читавшегося в период с 2004 по 2009 год.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 9 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, рассматривается степень разработанности проблемы, определяется объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи, методология исследования, обозначены научная новизна, практическая и теоретическая значимость диссертации.
Первая глава «Становление самодеятельного театрального творчества в истории культуры России» состоит их трех параграфов.
В первом параграфе «Социокультурные особенности этапов становления народного театрального творчества в России»
рассмотрены периоды становления народного театрального творчества и их характеристики на основании авторской периодизации, созданной на основе анализа ряда периодизаций, представленных в литературных источниках по истории театра.
Детальное освящение деятельности народного театра в XX веке обосновано тем, что в этот период было завершено формирование народного театра как социального института, заключавшееся в создании структуры клубных учреждений и творческих коллективов, управления и подготовки кадров для данной отрасли культуры. Именно с 20-х годов XX века изменилась социальная функция народного театра - от познавательно-развлекательной до политико-пропагандистской. Далее рассматриваются основные формы мероприятий, проводившиеся народными театрами, главные направления их работы в зависимости от политической обстановки в СССР.
Второй параграф «Организационная структура народных театров в динамике культуры России». Здесь раскрывается процесс формирования органов управления деятельностью народных театров. До 1917 года не существовало централизованного управления этой отраслью. После Октябрьской революции 1917 года, когда у новой власти возникла необходимость в создании механизма для проведения эффективной идеологической работы среди широких масс населения России, данный механизм был сформирован на основе существовавших и вновь созданных театральных коллективов, деятельность которых была подчинена идеологическим целям и задачам Октябрьской революции. Для контроля над соблюдением идеологических установок создавалась структура специальных учреждений. С 1917 по 1991 год существовало
централизованное управление как художественной самодеятельностью в целом, так и конкретными народными театрами. Параллельно функционировала самодеятельность профсоюзов при ВЦСПС, созданная на основе ликвидированного в 1925 году Пролеткульта. Основной целью управления обеими отраслями самодеятельного творчества был контроль выполнения коллективами директив центральных партийных органов в сфере идеологии. Повышение квалификации и художественного уровня ряда коллективов заставило государство принять меры по их поддержке, и в связи с этим были учреждены звание «народный коллектив» и медаль «За достижения в самодеятельном творчестве». Введение данных отличий мало изменило ситуацию, а в чем-то ее ухудшило: через определенный период присвоение званий коллективам и их членам стало проводиться в плановом порядке, но при этом уровень идеологического контроля над деятельностью коллективов не снижался. Такая ситуация сохранялась до 1991 года.
С 1992 по 2003 год, после разделения власти в Российской Федерации на три уровня, большинство клубных учреждений перешло в подчинение муниципальных органов культуры. В 2003 году в связи с принятием Федерального закона 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» коллективы перешли в подчинение администрации поселений, вернувшись, таким образом, к своему дореволюционному положению, что позволяет им вести самостоятельную художественную политику, исходя из местных условий.
В третьем параграфе «Профессионализация режиссера-руководителя в истории культуры» показано, что до 1917 года режиссерами-руководителями театральных коллективов становились неформальные лидеры, которые, имея определенный образовательный уровень и склонность к театральному творчеству, брали на себя художественное руководство группой любителей. Коллектив мог существовать длительное время, готовить спектакли по случаю торжеств и праздников. Основу коллективов составляли гимназисты, студенты, местная интеллигенция, грамотные рабочие и крестьяне. Целью деятельности театральных коллективов была организация культурного досуга и просвещение местного населения. В 1912 - 1915 годах в Петроградском педагогическом институте преподавался курс «Основы внешкольной подготовки» и была издана «Энциклопедия внешкольного
образования». Централизованная же подготовка руководителей театральных коллективов началась после Октябрьской революции 1917 года в связи с тем, что новой власти потребовались специалисты, хорошо понимавшие ее идеологические задачи и умеющие их реализовывать методами театрального творчества. В этот период становления советской театральной культуры учебные дисциплины идеологической направленности имели первостепенное значение, основные постановления партии, посвященные идеологической работе, были их важнейшей составляющей. После 1992 года они были заменены другой группой дисциплин - социологией, культурологией, политологией, историей России, которые должны были расширить кругозор будущего специалиста, объяснять ему смысл социальных и культурных процессов, происходящих в обществе, так как театральные спектакли являются концентрированным выражением проявления этих процессов.
Большинство дисциплин, изучаемых будущими специалистами, и в советский период обучения, и в настоящее время посвящено творческой составляющей работы режиссера-руководителя. В тот и другой периоды обращалось внимание на творческую подготовку режиссера, а не на организационную подготовку руководителя коллектива. До 1992 года это было вполне оправданно, так как государство выделяло на клубную работу большие ресурсы. В настоящее время, когда культурная политика государства имеет невнятный характер, что отражается и на ресурсном обеспечении культуры в целом, режиссеру приходится заниматься ещё и финансовым обеспечением своей деятельности, для чего ему необходимо иметь знания и навыки в финансовой, экономической и законодательной сферах. Ведя свою деятельность таким образом, он может не только выйти на уровень организатора творческого процесса в рамках коллектива, но и влиять на художественную жизнь региона.
Вторая глава «Народный театр как социально-культурный институт». Здесь раскрывается теоретическое обоснование категории «народный театр».
В первом параграфе «Эпистемологические основания исследования» представлен анализ научных исследований, проводившихся в сфере театральной культуры. Рассмотрены объекты и предметы этих исследований. Подчеркивается, что народный театр причислялся к организациям, реализующим культурные услуги
населению, поэтому и деятельность коллективов оценивалась по формальным показателям. Приводятся данные конкретного социологического исследования, проведенного в Калининской области в начале 90-х годов XX века, где обозначен рейтинг отраслей художественного творчества среди населения. Результаты показывают, что народный театр занимает третье место после танцевальных и вокальных коллективов, что вполне объяснимо технической сложностью постановочного процесса при создании спектакля.
Начиная с 1995-го года в Российской Федерации стало восстанавливаться количество театральных коллективов, и сейчас их действует свыше 30 тысяч.
Во второй параграфе «Роль народного театра в жизни общества» приводятся и формулируются этапы институционализации народного театра как самостоятельной отрасли культуры в жизни российского общества. Дается авторская операционализация таких понятий, как отдел культуры, народный театр, любительский театр и других, непосредственно связанных с этой отраслью. Приводится таблица, иллюстрирующая действенность функций народного театра до 1917 года, с 1917 по 1991 год, с 1991 года по настоящее время. Представлены и сформулированы признаки и функции народного театра как социального института и как специализированного института культуры и духовной жизни по методике, предложенной Г.Е. Зборовским. Восприятие народного театра с позиции социального института дает возможность поднять уровень театральной культуры современной России.
В третьем параграфе «Режиссер-руководитель как субъект художественно-культурного процесса» сформулированы модусы социальной значимости, которыми должен владеть режиссер-руководитель при формировании конкретного коллектива как составляющей русской театральной культуры. Приведены описания этапов социального признания, через которые проходит режиссер-руководитель. На основе этого рассматривается структура учебного процесса в специализированном вузе на примере Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. Проводится анализ учебного плана, выясняется баланс учебного времени между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Формируются рекомендации по перераспределению учебного времени, дающие
возможность готовить будущего режиссера-руководителя как организатора творческого процесса и культурного пространства в целом. Формулируются свойства и функции народного театра как организации, дающей возможность конкретным индивидам реализовывать свои духовные потребности. Все это вместе создает условия для деятельности народного театра как организации в сфере производства художественной культуры, а руководителю коллектива даёт возможность выходить на уровень субъекта художественно-культурного процесса. Третья глава «Народный театр в социокультурной ситуации современной России: социологическое исследование». Здесь представлены результаты социологического исследования театральных коллективов Торжокского района Тверской области, проведенного автором.
В первом параграфе «Торжокский район как феномен современной локальной культуры» представлена краткая культурная и территориальная характеристика Торжокского района Тверской области. Анализируется социальная и культурная ситуация Тверского региона в целом и конкретно Торжокского района. Приводятся данные о вводе в действие объектов культуры и клубных учреждений в Тверском регионе. Эти данные показывают, что в региональной и муниципальной культуре существуют отрицательные тенденции, которые отчасти являются причиной роста молодежной преступности, значительно увеличившейся по сравнению с 1990 годом. Последние годы Торжокский район имеет отрицательный рост по промышленному производству, рождаемости и по многим другим показателям. А с другой стороны, этот район не «потерял» ни одного клубного учреждения, а по данным Росстата, у него единственного среди районов, имеющих большие клубные сети, существует прирост на 1 января 2006 года. Это означает, что администрация данного муниципального образования понимает социальную значимость хорошо функционирующей клубной сети.
Во втором параграфе «Институциональное своеобразие народного театра региона» приводится краткое историческое описание процесса развития народных театров в Тверском регионе, а также результаты авторского социологического исследования театральных коллективов Торжокского района. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап - пилотажное исследование с целью выяснения
общего отношения к народным театрам. Второй этап - опрос руководителей клубных учреждений с целью выяснения их творческих приоритетов и создания социального портрета руководителя клубного учреждения в Торжокском районе. Третий этап - выяснение зрительских приоритетов и составление социального портрета зрителя. Четвертый этап - опрос участников-актеров народных театров с целью выяснения мотиваций, приводящих людей в театральные коллективы, их жизненных приоритетов, требований к режиссеру-руководителю, социального и возрастного состава, семейного положения. По результатам четвертого этапа был выявлен социальный портрет режиссера-руководителя коллектива, который вместе с анализом учебного процесса и учётом требований конкретных территорий, даёт возможность разработать методику социально - территориальной адаптации специалиста и положить ее в основу учебной дисциплины «Методика работы с самодеятельным театральным коллективом».
Третий параграф «Народный театр как явление современной культуры: проблемы и перспективы развития». Здесь даются рекомендации по реорганизации управления народными театрами и клубной системой в целом. Это обосновано тем, что разделение властей, существующее в современной России, полностью разъединило клубные учреждения, федеральные и региональные органы управления культурой, а их директивы в настоящее время носят только рекомендательный характер. Теоретически в сложившейся ситуации любое клубное учреждение может напрямую обратиться в федеральные органы культуры, но практически это совершенно не реализуемо. Поэтому на уровне районов возникла необходимость создания общественного совета по вопросам культуры и образования, а на уровне Российской Федерации -творческого союза клубных работников, который может способствовать коммуникации с вышестоящими органами управления и средством объединения учреждений культуры района в единое культурно-досуговое пространство. Деятельность союза позволит готовить специалистов с учетом изменяющихся местных условий. В новых условиях изменятся функции местных отделов культуры, которые должны становиться экспертами, формирующими предложения по улучшению работы конкретных клубных учреждений и коллективов. Это же касается и реорганизации деятельности Российского дома народного творчества и
его региональных филиалов. Совместно с профессиональным союзом клубных работников он должен формировать художественную политику по развитию клубной системы и конкретных ее отраслей, а также систему повышения квалификации руководителей коллективов, заниматься издательской деятельностью, с помощью которой доводить до коллективов и учебных заведений лучший российский и зарубежный опыт.
В Заключении обобщаются результаты исследования.
Проведенное исследование дает возможность утверждать, что народный театр является устоявшейся институализированной структурой. Ее основными задачами являются осуществление активного досуга людей, в ходе которого участники приобретают компетентности в области театральной культуры и создании новых постановочных форм, пополняющих театральную культуру России в целом. В различные социально-историчесхие периоды народный театр по-разному реапизовывал свои институциональные функции, но при этом его привлекательность не уменьшалась. В определенные периоды он становился «диссиденствующей» организацией, которая была моральным и психологическим буфером между обществом и властью.
В современной России народный театр должен вернуть свойственные ему функции путем совершенствования подготовки специалистов, организации переподготовки и повышения их квалификации. В целях повышения эффективности взаимодействия всех структур необходимо создать профессиональный союз клубных работников, который сможет представлять интересы клубных учреждений и конкретных коллективов на всех уровнях власти. Для реализации предложенных мероприятий необходимо проводить регулярный мониторинг деятельности всей клубной системы как с помощью методик, разработанных для стандартной отчетности, так и с помощью систематических социологических исследований, разработав специальные индикаторы качественных показателей. В таком случае народный театр сможет в полном объеме выполнять функцию социального института, сделав его неотъемлемой частью культурной и духовной жизни современного российского общества.
Основные положения диссертации представлены в следующих публикациях общим объемом 3,3 пл.:
1. Честнодумов И.Е. Культура и искусство - проблема внедрения этих понятий в преподавание технических дисциплин // V Царскосельские чтения. Науч.-теор. конф. 24-25 апреля 2001.-СПб: ЛГОУ, 2001. -С.65-67. (0,2 пл.);
2. Честнодумов И.Е. Роль клубных учреждений в развитии провинциальной культуры регионов России. На примере Тверской области // Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога. -Тверь: ТГУ, 2002. - С.66-69. (0,2 пл.);
3. Честнодумов И.Е. Специалист XXI века - организатор социально-культурного пространства // Образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научной заочной конференции. - Тверь: Чудо, 2002.-С.53-61. (0,7 пл.);
4. Честнодумов И.Е. Народный театр как социокультурная тенденция в жизни Российского общества // Известия Волгоградского государственного технического университета №6 (15), 2005. - С. 35-41. (0,8 пл.);
5. Честнодумов И.Е. Народный театр: культурно-исторический аспект // Вопросы культурологии. № 7, 2008 (июль). - С.34-36. (0,9 пл.);
6. Честнодумов И.Е. Народный театр - как объект социального исследования // Вопросы культурологии. № 8,2008 (август).
- С. 49-51. (0,5 пл.).
Подписано в печать «23» апреля 2009 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ № 55
Типография «Восстания -1» 191036, Санкт-Петербург, Восстания, 1.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Честнодумов, Игорь Евгеньевич
Введение.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ.
1.1. Социокультурные особенности этапов становления народного театрального творчества в России.
1.2. Организационная структура народных театров в динамике культуры России.
1.3. Профессионализация режиссера-руководителя в истории культуры.
ГЛАВА 2. НАРОДНЫЙ ТЕАТР КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ.
2.1. Эпистемологические основания исследования.
2.2. Роль народного театра в жизни общества.
2.3. Режиссер-руководитель как субъект художественно-культурного процесса.
ГЛАВА 3. НАРОДНЫЙ ТЕАТР В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
3.1. Торжокский район как феномен современной локальной культуры.
3.2. Институциональное своеобразие народного театра региона.
3.3. Народный театр как явление современной культуры: проблемы и перспективы развития.
Введение диссертации2009 год, автореферат по культурологии, Честнодумов, Игорь Евгеньевич
Народный театр, пройдя путь от разрозненных и нестабильных коллективов до мегаструктуры, охватывающей практически всю территорию современной России, давший жизнь профессиональному театру, находится сегодня, как и всё российское культурное пространство, в кризисном состоянии. Возникшая ситуация стала результатом изменившихся социально-политических, экономических и общекультурных обстоятельств, формирующих кризис ментальности и процессы утраты устойчивой идентичности. Трансформационные тенденции в российской культуре приводят к разрушению устоявшихся идеалов, норм и ценностей, что заставляет искать пути обновления форм культурного бытия. Это выражается, с одной стороны, в увеличении количества религиозных направлений, актуализации новых политических и молодежных движений, а с другой - в ухудшении положения клубной и библиотечной систем, которые на протяжении многих лет выполняли функции по формированию духовной жизни общества. Сложившиеся социально-культурные перекосы заставляют вновь искать духовные буферы, снижающие моральное давление и дающие возможность сохранять самобытность культуры России.
Традиции активного проведения досуга, существовавшие в СССР до 1990-х годов XX века, требовали непосредственного включения индивида в творческий процесс, содействуя развитию его личностных способностей, выполняя функцию неформального дополнительного образования, служили базой для постижения отечественной и мировой культуры. Складывающиеся формы организации досуга в настоящее время имеют чаще всего пассивный характер, делая индивида только потребителем предлагаемого продукта. Разрушение бывшей советской клубной системы ведет к дезорганизующим последствиям в культуре российского общества, вызывая необходимость изучения и анализа сегодняшнего бытия современной клубной действительности.
Перераспределение бюджета свободного времени у населения, связанное с экономическими изменениями, происходящими в России, привело к частичному сокращению количества как клубных учреждений в целом, так и коллективов народных театров, что повлекло проблему их сохранения и дальнейшего развития. Специалисты, осуществляющие управление культурой, клубными учреждениями и конкретными коллективами, а также преподаватели средних и высших профессиональных учебных заведений, осуществляющие подготовку будущих профессионалов, не всегда учитывают изменившиеся сегодня социальные и культурные обстоятельства. Сокращение количества свободного времени у населения, и возросшие возможности пассивного проведения досуга привели к оттоку участников из любительских театральных коллективов. Эта ситуация требует от руководителей народных театров умения вовлекать в работу своего коллектива новичков, поддерживать и развивать интерес к театральному искусству уже опытных участников. Основной задачей руководителей становится организация всего процесса таким образом, чтобы занятия не сводились только к постановке эффектных спектаклей, а были направлены на глубокое постижение русской театральной культуры, которая всегда была и остается неотъемлемой частью духовной и художественной жизни России. Объект исследования
Самодеятельное творчество России Предмет исследования
Функционирование народного театра в России. Цель диссертационного исследования
Определить социокультурную роль народного театра в современной России.
Задачи исследования
- С исторической точки зрения - выявить процесс формирования и институционализации народного театра во взаимосвязи с социальными, политическими и художественно-культурными изменениями российского общества.
- С гносеологической точки зрения - определить функции народного театра как социального института и института культуры, выяснить уровень влияния его на социокультурную ситуацию в обществе.
- С аксиологической точки зрения - выявить влияние народного театра на формирование духовных ценностей в обществе.
Степень разработанности проблемы
Можно рассмотреть периодизацию источников, отражающих деятельность народного театра в России, в соответствии с их содержанием и временем издания.
С 1917 года до начала 1950-х годов они содержали в себе, по большей части, идеологические установки по работе с населением для конкретного применения в практике клубной работы. Среди авторов можно отметить таких как Гр. Авлов [1], А.Н. Анастасьев [5], Я. Боярский [11], Н.А. Волков [21], А.В. Гвоздев [25], В.Керженцев [50], А.В. Луначарский [65], Н. Мосина [75], А.И. Пиотровский [87], Я.Р. Плекшанс (Р. Пельше) [83], В.Ф. Плетнев [89], Б.М Соколов [104], А.И. Хубов [123]. Периодические издания, такие как «Вестник театра» [15], «Клуб» [51], «Призыв» [91], «Рабочий зритель» [95], «Рабочий и театр» [96], «Клуб и революция» [55], выходившие в этот период, давали конкретные наставления по формированию творческого процесса в коллективах. Была опубликована работа Ф.Н. Каверина, где анализировались ошибки народных коллективов с точки зрения требований профессионального театра.
В 1950 - 1990-е годы издания приобрели меньшую идеологическую направленность и более ориентировались на постижение актерского и режиссерского мастерства в народных театрах.
В 1970 - 1980-е годы А.Н. Алексеев [2], JI.A. Алексеев [4], О.Б. Божков [2], А.Г. Буров [12], М.Б. Глотов, В.Н. Дмитриевский [36], Ю.Н. Давыдов [28],
Т.А. Кудрина [59], В.М. Кукаретин [62], А.К. Мазаев [66], Н.Г. Михайлова [73],
A.Л.Маршак [68], В.А. Мазырина [67], А.Г. Пашнин [82], В.Е.Семенов [101], Т.И.Светлова, О.Г. Щербинина [130] и многие другие более интенсивно занимались уже конкретными исследованиями деятельности, как клубных учреждений, так и театральных коллективов.
В 1985-1989 годах было проведено большое количество социологических исследований, перечень которых дан в сборнике «Неопубликованные материалы социологических исследований клубной деятельности, проведенных в 1985-1989 годах» (М.,1990). В 1986 году во введении своей работы «Социологические методы исследования в клубной работе» ( -М., 1986) В.А. Ядов выдвинул тезис о том, что художественная самодеятельность - это социальный институт [132]. В 1999-2000 годах Государственный институт искусствознания выпустил в свет трехтомное издание под названием «Самодеятельное творчество в СССР с 1917 по 1990 год», где впервые анализировалась социальная роль народных театров в становлении и развитии советской культуры. [98]
Социологические исследования, которые проводили Г.Г. Дадамян [29],
B.Н.Дмитриевский [36], М.Е. Деза [33], С.Н. Плотников [14], Л.Н. Коган [57], А.В. Воронцов [22], касались чаще всего сферы профессиональной театральной культуры. Часть их была направлена на изучение уровня культурного обслуживания населения как профессиональными, так и клубными коллективами.
В начале 1990-х годов изменение социально-экономических условий повлияло на распределение бюджета свободного времени у большинства населения, что сразу отразилось на характере исследований 1990 - 2000-х годов, которые проводили Г.П. Анашкина [6], В.А. Артемов [7], Я.И. Гилинский [26], В.Н. Дмитриевский [37], Г.Е. Зборовский [39], Г.С. Широкалова [126], но занятия художественным творчеством трактуется ими только как организация досуга. В последние годы появились работы Т.А.
Ивениной [141], Г.А. Коршуновой [142], Д.М. Стрелкова [143], тематически относящиеся к народному театру, где авторы рассматривают творческую и экономическую составляющие его деятельности. И.И. Шиганова [144] предлагает использовать театральное творчество как средство патриотического воспитания.
Можно сделать вывод, что как клубная работа в целом, так и деятельность народных театров конкретно не подвергались систематическому изучению и не рассматривались как целостные системы, поэтому специальная методологическая база по этой тематике в отечественной научной литературе отсутствует.
Положения, выносимые на защиту:
1. Народный театр — это социальный институт и институт культуры по организации творческого досуга, выполняющий функции неформального дополнительного художественного образования, инкультурации и социализации, имеющий, как правило, формальный статус коллектива театральной художественной самодеятельности.
2. Народный театр как социокультурное явление на протяжении своего развития сформировался в социальный институт, основная функция которого -освоение и развитие культурных и социальных ценностей общества.
3. Народный театр имеет устоявшуюся структуру, включающую институты управления, деятельность которой необходимо трансформировать в связи с изменением всей системы административного управления в современной России.
4. Отсутствие серьезных исследований деятельности народного театра и клубной системы в целом препятствует инновационным изменениям в данной сфере и может привести к разрушению театральных коллективов и кризису ценностей в клубной системе, что, в свою очередь, приведет к кризису культурных ценностей российского общества.
5. Изменившиеся социально-экономические и художественно-культурные обстоятельства предъявляют новые требования к руководителям театральных и других клубных коллективов, что влечет необходимость изменений в подготовке и профессиональной деятельности руководителей самодеятельных коллективов.
6. Одним из возможных методов развития современной клубной системы является формирование единого муниципального культурного пространства на основе создания общественного совета по культурной политике, а в дальнейшем - профессионального союза клубных работников, по аналогии с СТД, Союзом художников, Союзом дизайнеров и т.п.
Научная новизна исследования
• Впервые народный театр осмысляется как социально-культурный феномен.
• Впервые в отечественной науке народный театр рассматривается как социальный институт и институт культуры, направленный на реализацию духовных, художественных и коммуникативных потребностей общества.
• Впервые раскрыты социальные и культурные функции народного театра России, с учетом их исторической трансформации.
• Разработана авторская методика проведения социокультурного исследования самодеятельного искусства конкретного региона.
• Показана специфика народного театра региона на примере Торжокского района Тверской области.
• Впервые дано культурологическое осмысление бытия народного театра. Теоретическая и методологическая основа исследования
В данной работе основополагающими явились следующие подходы:
• системный подход, позволивший рассмотреть народный театр как системную целостность, определить его роль в формировании современной культуры России, взаимодействие с другими элементами социокультурной системы.
• институциональный подход, позволяющий рассмотреть народный театр как социальный институт и институт культуры, устойчивую и динамично развивающуюся традицию, форму организации общественной жизни в сфере духовного и художественно-культурного воспитания, дополнительного образования, профессиональной подготовки.
• социологический подход, позволивший провести социокультурный анализ деятельности народного театра на микро- и макро-уровне -исследование конкретных коллективов, выяснение ценностных ориентаций и социально-культурных запросов участников коллективов, что даёт возможности рассмотреть пути дальнейшего развития этой отрасли культуры.
Исходя из перечисленных подходов, в работе использовались следующие методы: контекстный метод исследования, позволяющий определить место народного театра в истории отечественной культуры и социокультурные тенденции его развития; структурно-функциональный метод, позволивший проследить организационно-структурные особенности в развитии народного театра и его основные функции. историко-типологический метод, позволивший выявить особенности развития непрофессионального театра в диахроническом срезе; социологические методы сбора эмпирических данных: формализованные интервью, анкетирование, анализ документов, вторичный анализ социологических данных; методы математической статистики.
Материалом для работы послужили опубликованные в открытой печати результаты ранее проведенных исследований, а также анализ документов:
1) данных главного вычислительного центра Министерства культуры РФ;
2) отчетов комитета по культуре Администрации Тверской области;
3) отчетов отдела культуры Торжокского района Тверской области;
4) отчета главы администрации Торжокского района за 2006 - 2007 годы;
5) мнений участников театральных коллективов - жителей Торжокского района и города Торжка Тверской области, полученных в результате анкетирования;
6) результатов авторского экспертного интервью с руководителем отдела культуры Торжокского района Тверской области.
Теоретическая значимость исследования
Разработана теоретическая концепция социального функционирования народного театра с учетом специфики современных социокультурных условий как конкретного региона, так и российской культуры в целом. Даны рекомендации по развитию организационной структуры и подготовке профессиональных кадров и управления в данной сфере.
Практическая значимость исследования
1. Полученные данные позволяют разработать концепцию дальнейшего развития народных театров России.
2. Результаты и содержание исследования могут быть использованы в работе семинаров, курсов повышения квалификации руководителей региональных театральных коллективов.
3. Содержание и результаты исследования могут использоваться для совершенствования учебных курсов по подготовке специалистов в вузах по дисциплинам «Мировая художественная культура», «Культурология»,
Теория и история культуры», «Социология культуры», «Социология искусства».
Апробация результатов исследования
Выводы, полученные в результате исследования, были представлены на семинаре в отделе культуры Торжокского района Тверской области, а также на ряде конференций:
• Пятые Царскосельские чтения. 24-25 апреля 2001. Пушкин, 2001 год.
• Традиции и новации в подготовке будущих педагогов, Тверь 2002 год.
• Образование XXI век, Тверь 2002 год.
• Вторые Ковалевские чтения, Санкт-Петербург, 16-17 ноября 2007 года.
• Вторые Социологические чтения памяти В.Б.Голофаста, Санкт-Петербург, 3-5 апреля 2008 года.
Выводы и основные положения данного диссертационного исследования были использованы в преподавании курса учебной дисциплины «Социология культуры» для студентов-социологов Тверского государственного технического университета, читавшегося в период с 2004 по 2009 год.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Народный театр в культуре России"
Выводы по главе 3
Стабильность существования театрального народного творчества, несмотря на всевозможные социальные и экономические трансформации, доказывает его институциональную устойчивость, что показали результаты исследования в конкретном районе. Для его дальнейшего развития, как в исследуемом районе, так и в Российской Федерации в целом, необходимо не только понимание, но и осознание того, что без продуктивной деятельности неформальных институтов культуры не будут эффективно работать формальные институты, произойдет потеря компетентного зрителя в театральных залах, что еще дальше будет уводить профессиональный театр к разрыву с нехудожественными социальными институтами.
Эффективность деятельности народного театра возможна только в том случае, когда она основана на местных традициях, привычках и этнических условиях. Но при этом работа коллектива не должна сводиться к повторению успешных форм театрального творчества. Необходимо заниматься разработкой принципов самодеятельного творчества, которые будут развивать и актуализировать существующие традиции. Таким образом, конкретная провинциальная культура имеет возможность вновь стать ключевым звеном в культуре России и духовной жизни общества, поддерживая работу формальных институтов культуры.
Заключение
Проведенное научное исследование показало, что в обыденном восприятии не разделялись на разные категории такие понятия как «любительский театр», «народный театр», «Народный театр», «театральный кружок». Неопределенность понятий «свободное время», «досуг», «руководитель клубного учреждения», «руководитель коллектива», «режиссер театрального коллектива», проводившиеся в разные годы исследования, не имевшие системного характера, или просто относившие народный театр к разряду зрелищных учреждений, применяя к нему формально-статистические параметры, не дали возможности сложиться систематической научной базе для исследования деятельности народных театров.
Отсутствие стремления изучать народный театр можно обосновать несколькими фактами: народный театр имеет давнюю историю, повсеместное распространение и успех у населения, вошел в обыденное сознание как социальный факт; специфика его деятельности, разбросанность по территории России делает его сложным объектом для исследования; народный театр не укладывался в рамки понятия искусствоведов и социологов о театре.
Все это мешало задуматься над социальным явлением «народный театр» и проанализировать его, хотя государство при этом часто использовало театр в собственных целях.
До 1917 года это были разрозненные коллективы, имевшие корпоративную принадлежность, контролируемые цензурой только в отношении репертуара, после 1917 года и до 1990 года народный театр, совместно со всеми советскими творческими организациями, исполняли социальный заказ политического руководства СССР.
Изменения социально - политической и экономической ситуации в России 90-х дали возможность людям, посвящавшим ранее много времени народному театру, полнее реализовать себя в собственных профессиях, что привело к сокращению количества свободного времени и к оттоку людей из коллективов. В настоящее время часть людей продолжает отдавать свой досуг занятиям в народном театре, рассчитывая при этом на более высокое качество производственного и творческого процесса в коллективе театра. Зрительская аудитория, располагая досугом, так же рассчитывает на более высокое качество спектаклей, что заставляет театр искать новые пути своего развития.
Поскольку в структуре самого театра и постановочных технологиях мало, что можно изменить, то необходимо создавать новые методы формирования и функционирования самого театрального коллектива. А это в свою очередь должно находить отражение в принципах подготовки и переподготовки руководителей театральных коллективов. Работа режиссера-руководителя театрального коллектива должна перейти от поучающей — «учитель-ученик», к обучающей и просветительской, так как основной мотив прихода в коллектив, это - интерес и желание быть в коллективе. А для реализации этих мотивов должен измениться стиль работы самих народных театров, перейдя от унитарной модели, к модели социальной организации, реализующей духовные потребности людей. Это заставит органы управления культурой поменять собственный стиль управления, установив с народными театрами партнерские отношения в формировании духовной и культурной жизни региона.
Наличие русской театральной традиции, специальных учебных заведений, структуры управления и стойкого интереса к театру среди населения свидетельствует о наличие сложившегося социального института - «народный театр», относящегося к духовной сфере общественной жизни и духовного производства, влияющего на нравственный климат в обществе. Поскольку учебные заведения, структуры управления и сами клубные учреждения создавало и поддерживало государство, этот социальный институт является формальным.
Лицом театрального коллектива в обыденном сознании, является руководитель театрального коллектива, выпускник высшего или среднего профессионального учебного заведения, на подготовке которого должны отражаться новые социально-экономические условия. Но социальный статус члена любительского коллектива принадлежит только актеру народного театра, который обосновывает его существование своим свободным временем, интересом и желанием быть в коллективе. В настоящее время подготовка специалистов сконцентрирована только на изучении специальных дисциплин, главной из которых является режиссура и мастерство актера. В прежние времена подобное распределение учебного времени было оправдано, так как были созданы финансово-политические условия для деятельности народных театров. После деполитизации жизни в России у народных театров возникла необходимо формирования новой идеологии своей деятельности, так как привычная идеологическая руководящая и направляющая линии в их работе была отменена. При разделении властей на федеральную, региональную и муниципальную большинство коллективов осталось в муниципальном подчинении, а высшие и средне профессиональные учебные заведения перешли в региональное и федеральное подчинение. Эти уровни управления имеют в своем распоряжении только формально-статистические показатели по которым можно предположить количественные тенденции в самодеятельном художественном творчестве в целом. Полноценная информация по каждой отрасли не формируется, поэтому отсутствует возможность судить о реальной ситуации в самодеятельном творчестве в целом и сфере народных театров конкретно.
Полноценное функционирование социального института народный театр может обеспечить только равноправное развитие его составляющих, что повлечет необходимость введения в подготовку режиссеров-руководителей народных театров регионального компонента. Но поскольку в подготовке невозможно учесть все этнокультурное разнообразие каждого региона и округа, то студенту необходимо осваивать знания по этнографии-краеведенью, мировой художественной культуре, социальной психологии, которые помогут ему осваиваться в местных условиях.
Опрос показал, что основным требованием коллектива к режиссеру является у него наличие организационных способностей, нестандартного мышления и образования. На режиссера народного театра ложится сразу несколько функций: организатор коллектива, режиссер-постановщик, педагог и руководитель-хозяйственник, что подразумевает у него наличие разнообразных знаний и навыков, в том числе по социологии организаций, социологии и психологии малых групп, по общей и театральной педагогике, менеджменту в культуре, экономике, законодательству и естественно профессиональные знания. Наличие знаний по гуманитарным дисциплинам развивает нестандартное мышление и помогает найти нестандартный подход к постановочной и организационной работе, что сделает эту профессию уникальной и престижной, а деятельность просветительской, это поможет актерам и зрителям утвердиться в жизненных ценностях и сохранить связь с национальными традициями.
Это важно особенно сейчас, когда отвергнуты советские ценности, утеряны российские и идет формирование новых ценностей и традиций, которые должны быть связаны с традициями русской и мировой культуры. Новые условия требуют от режиссера быть лидером коллектива, выходящим на уровень деятеля, формирующим социокультурное пространство вокруг народного театра и клубного учреждения. Режиссер, реализуя интересы актеров, должен реализовать и собственные амбиции, участвовать в мероприятиях, проводимых клубным учреждением, районным отделом культуры и прочими органами власти. В настоящее время более 30 тысяч руководителей народных театров имеют образование, полученное до 90-х годов с сильной идеологической направленностью. Следовательно, речь идет не только о подготовке, но и повышении квалификации, а для нимеющих специального образования - переподготовке в сфере профессионального образования, что поможет современным руководителям коллективов выйти на современный уровень работы. Имея необходимый уровень подготовки, режиссер совместно с коллективом народного театра сможет создать из коллектива театра полноценную социальную организацию, реализующую духовные потребности людей, что позволит вернуться к русской традиционной форме — Любительский театр и будет служить сохранению и дальнейшему развитию народного театра как социокультурного феномена.
Список научной литературыЧестнодумов, Игорь Евгеньевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Авлов Гр. Клубный самодеятельный театр. M-JL: Прибой,1930, 160с.
2. Алексеев А.Н., Божков О.Б. Дмитриевский В.Н. Зритель в театре.-М.:НИИК, 1981.-336с.
3. Алексеева АА. От рабочих кружков к народным театрам. М.:НИИК, 1973. - 130с.
4. Алексеев JI.A. Воспитательная роль самодеятельного искусства.- М.: Профиздат, 1965.- 105с.
5. Анастасьев А.Н. Театр и время.- М.: Искусство, 1925.- 106 с.
6. Анашкина Г.П., Досуг интеллигенции в Ульяновске //Социологические исследования № 12, 2001.- С.97-102.
7. Артемов В.А. Село 90-х: Тенденции повседневной деятельности //Социологические исследования № 2, 2002. С.61-70
8. Арютюнян Ю.В. Культура и быт сельского населения., М.: МГУ, 1968.-65с.
9. Арютюнян Ю.В., Опыт социологического изучения села. М.: МГУ, 1968. - 65с.
10. Ю.Борович Б.О., Инсценировка как метод просветительной работы. 2-ое изд.- Харьков.: Труд, 1924.- 36с.
11. Боярский Я.И. Советский театр. М., 1932.- 36с.
12. Буров А.Г. Сверхзадача. М.: Советская Россия, 1981. - 141с.
13. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исследования № 7, 1998. С.82-89.
14. Вахеметас A. JI, Плотников С.Н, Черепанов Г.Н. Социальные исследования. М.: Мысль, 1968.-120с.
15. Вестник театра № 75, 1920. -С.6.
16. Вестник театра № 67, 1920. С.З.
17. П.Волков В.И. Социальные проблемы художественной культуры,-Свердловск.: УНЦ АН СССР, 1978. 125с.
18. Волков В.И. Социологические проблемы художественной культуры, конкретные социологические исследования. Свердловск.: УНЦ АН СССР, 1978. - 128с.
19. Волков В.И., Зудилова Т.А. Проблемы социологии театра // под ред. Хренова Н.//.- М.: ВТО, 1947. 302с.
20. Волков В.И. Социологические исследования театральной культуры села.-Свердловск.: УНЦ АН СССР, 1978. 96 с.
21. Волков Н.А., От живой газеты к клубному спектаклю // Призыв №8., 1925.-С.10.
22. Воронцов А.В. Культура современного села.- Д.: ЛГПИ, 1982. -96с.
23. Временное положение о работе клубных учреждений. М.: Профиздат, 1982.- 60 с.
24. Вьюкова Т.Б. Здесь моя жизнь. М.: Искусство, 1989. - 219 с.
25. Гвоздев А.В. Пиотровский А.И. История советского театра.- Д.: Печатный двор, 1933.- 357с.
26. Гилинский Я.И. Творчество: норма или отклонение \\ Социологические исследования № 2, 1990. -С.41-48.
27. Гостев А.А., Поэзия рабочего удара.- Пг, 1918.- 30с.
28. Давыдов Ю.Н., Искусство как социологический феномен.- М.: Наука, 1968,- 285с.
29. Дадамян Г.Г. Актуальные социально-экономические проблемы культуры,- М.: Информкультура, 1978.- 44с.
30. Дадамян Г.Г., Рубинштейн А. Социологические исследования театральной жизни.- М.:ВТО, 1971.- 160с.
31. Дадамян Г.Г., Социально-экономические проблемы театрального искусства.- М.: ВТО, 1982.- 152с.
32. Дадамян Г.Г., Социологические и социально-экономические проблемы исследования театра.- М, 1971. 152с.
33. Деза М.Е. Точные методы в исследованиях культуры и искусства.-М.:МУ, 1973. 164 с.
34. Демин В.П., Молодой режиссер приходит в театр.- М.: ВТО, 1982. -143с.
35. Деятельность клубов: народное самодеятельное творчество., М.: Искусство, 2001. 150с
36. Дмитриевский В.Н. Театр и. драматургия. Вып.6.- JL: 1976. 120с.
37. Дмитриевский В.Н., Театр и зритель.- СПБ.: Дмитрий Буланин, 2007.-352с.
38. Жидков B.C. Театр и власть. 1917-1927.-М.:Алетейя, 2003.- 655с.
39. Зборовский Г.Е., Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи // Социологические исследования № 12, 2006 С.56-62.40.3боровский Г.Е. Общая социология.- М.: Гардарики, 2004. 586с.
40. Инденбом J1. Агросуды.- М.: Крестьянская газета, 1928.- 46с.
41. История русского драматического театра. Т1.- М.: Искусство, 1977.-485с.
42. История Советского драматического театра в 6-ти томах., Т4.-М.: Наука, 1974.- 613с.
43. Исходные предпосылки и научные обоснования концепции «Комплексной программы развития культуры и искусства Калининской области в период 1991- 1995 годов».- Калинин.: Управление культуры Калининского облисполкома, 1991.- 87с.
44. Каверин Ф.Н., Достижение и ошибки театральной самодеятельности.-М.: Госкультполитпросвет, 1953. -78с.
45. Калмыкова Л.Э., Народное искусство земли русской.- Тверь.: РИФ ЛТД, 1995.-382с.
46. Кармин А.С. Культурология. -СПб.: Лань, 2001. 830 с.
47. Клюг Эрхард. Княжество Тверское (1247 1485 гг.).- Тверь.: РИФ ЛТД, 1994.-431с.
48. Культурный ландшафт как объект наследия И под ред. Ю.А. Веденина, М.Е.Кулешовой.- Москва.: Институт наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.- 620с.
49. Керженцев В., Методы работы Пролеткульта \\ Пролетарская культура № 6, 1919.-С.19.51.Клуб № 1, 1927.-С.5352.Клуб № 12, 1926. -С.2553.Клуб №3, 1934.-С.5554.Клуб №3 1934. с.55.
50. Клуб и революция. № \9-2Q, 1930. -С.23
51. Клубоведенье // под. ред. Иконниковой С.Н.- М.: Просвещение, 1980. -359с.
52. Коган JI.H. Опыт социологического исследования.- М.: Наука, 1981.-238с.
53. Корогодский З.М. Играй театр. М.: Советская Россия, 1982.- 140 с.
54. Кудрина Т.А., Культура современной деревни.- М.: Мысль, 1988.-134с.
55. Кудрина Т.А., Михайлова Н.Г. Социология культуры. Вып.З.- М.: МК РСФСР, АН ССР, НИИ Культуры, 1976.- 108с.
56. Кукаретин В.М. Наследники синей блузы.- М.: Молодая Гвардия, 1976.-96с.
57. Кукаретин В.М., Из истории театральной самодеятельности. -М.: Советская Россия, 1977.- 86с.
58. Культура семьи как объект социологического исследования.-Свердловск.: УНЦ АН СССР, 1980.- 125с.
59. Луговской В.А., Формы художественной клубной работы. -М.: Интернац, 1928. 127с.
60. Луночарский А.В. Собр.соч. в 8-ми томах , Т1Д967.- 605с.
61. Мазаев А.И., Искусство и большевизм. M.:URSS, 2007. 320с.
62. Мазырина В.П., Планирование развития учреждений культуры в Свердловской области //Социологические исследования № 3, 1976.- С.43-67.
63. Маршак А.Л., Деятельность клубных учреждений по организации свободного времени трудящихся города и села // Материалы всероссийской научно-практической конференции. М., 1976
64. Материалы XXV съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1976. -312 с.
65. Миронов В. ТРАМ.-Л-М.: Ленинградская правда, 1929.- 29 с.
66. Митяева О.И. Культурно-просветительная работа в годы первой пятилетки (1928 1932)., М.: МК РСФСР, МГИК, 1964. -55 с.
67. Михайлов Н.Н. Духовные потребности сельской молодежи и проблема культуры досуга// Социология культуры., Вып.З. М.: НИИК, 1976. -233с.
68. Михайлова Н.Г. Участие в художественной самодеятельности как форма активного приобщения к культуре // Социальные проблемы культуры современного села., Вып.2., М.: НИИК, 1975. С.22-45.
69. Михайлова Н.Г. Социальный портрет участника художественной самодеятельности // Социология культуры., Вып.З.:ННИК, 1976. С.25-49.
70. Мосина Н. А. Клубные художественные кружки.- М-Л.: библиотека «Огонек», 1925.- 48с.
71. Народные театры // сборник статей.- М.: Советская Россия, 1962, 215с1.77.Новый зритель 1924 № 21
72. Об идеологической работе ЦК КПСС, Сб.док. М.:Политиздат, 1967.- 599 с.79,Орлинский А. Агитсуд. М.: 1925. 32с.
73. Отчет о разработке целевой региональной программы сохранения, возрождения и стимулирования народного художественного творчества в перспективе. Кн. З.Т1.- Тверь.: Управление культуры Калининского облисполкома, 1993.
74. Патрушев В.Д., Образ жизни: тенденции развития свободного времени и проблемы социального развития.- М.: ИСИ, 1978.-129с.
75. Пашнин А., Иванов Н. Социальные проблемы культуры современного села. Вып.2,- М.:ВННИК, 1975.- 127с.
76. Пельше Р., Проблемы современного искусства.- М.: Искра Революции, 1927. 166с.
77. Пелыие Р., Пути развития деревенского театра.- М.: 1 образцовая типография, 1931.-168 с.
78. Пельше Р., Пути развития театра М-Л.: Искра Революции, 1927. 176с.
79. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства.-Л.: изд.Ленинградского университета, 1980.- 180с.
80. Пиотровский А.И. Самодеятельный театр и советская культура \\ Клубный самодеятельный театр., Л.: Теокнигапечать, 1930.- 160с.
81. Плаггенборг Штефан. Революция и культура.- СПб.: Журнал Нева, 2000. -415с.
82. Плетнев В.Ф. На путях искусства.- М, 1926.- 29с.
83. Положение о народных коллективах//Руководящие материалы и нормативные документы по организации художественной самодеятельности.- Л.: Управление культуры Леноблисполкома, 1988.-С.15-20.91. Призыв., 1923 № 2