автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Организационно-творческие проблемы Императорских театров России второй половины XIX века: реформы 1882 года

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Пилюгин, Алексей Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Организационно-творческие проблемы Императорских театров России второй половины XIX века: реформы 1882 года'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Пилюгин, Алексей Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.3

ПЕРВАЯ

ГЛАВА. Организационные принципы и проблемы формирования репертуара Императорских драматических театров.21

1.1. Монополия Императорских театров на театральные зрелища в столицах и репертуар драматических театров в 1860-е - 1870-е годы.21

1.2. Формирование репертуара: принципы и проблемы.31

1.3. Реформа системы авторского вознаграждения и новые принципы оплаты труда драматургов.52

ВТОРАЯ

ГЛАВА. Реформы организационно-творческой системы Императорских театров. Театральное дело в российских столицах конца XIX века.66

2.1. Эволюция организационно-творческой системы Императорских театров в XIX веке (до 1882 года).66

2.2. «Правила для управления русско-драматическими труппами Императорских театров» 1882 года.: .73

2.3. Реформа системы оплаты труда артистов Императорской сцены. 85

2.4. Преобразования административно-хозяйственной части Императорских театров.105

2.5. Анализ экономической деятельности Императорских театров . .113

2.6. Структура репертуара Александринского и Малого театров в 1880-е -1890-е годы.119

2.7. Театральное дело в российских столицах в конце XIX века.124

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Пилюгин, Алексей Анатольевич

История российского театра насчитывает более трех столетий. Его становление и развитие неразрывно связаны с многовековыми традициями отечественной культуры, яркими событиями в художественной жизни русского общества, именами выдающихся отечественных драматургов, артистов, художников, композиторов, режиссеров и сценических деятелей, чье наследие по праву является гордостью мирового сценического искусства.

Творческая деятельность театра определяется целым рядом объективных условий, среди которых, помимо закономерностей развития искусства, социальные, политические и экономические факторы. Их взаимодействие и обуславливает необходимость комплексного изучения театрального искусства.

Значительную роль в создании эстетических ценностей сценического искусства играют формы и методы организации творческого процесса. О комплексности театрального искусства неоднократно говорили выдающиеся деятели русской культуры. О взаимосвязях творческих и организационных аспектов театра писал А.Н. Островский. Как сложную целостную систему рассматривал театр К. С. Станиславский и В л. И. Немирович - Данченко. Вс. Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров и другие ведущие отечественные режиссеры неоднократно подчеркивали важность организационных проблем театрального дела, от правильности и своевременности решения которых во многом зависит художественный уровень спектаклей. Исследования в этой области представляются сегодня не менее важными, чем изучение художественно-творческих сторон деятельности театральных коллективов.

Место организационно-экономических проблем в структуре общей проблематики театроведческой науки было определено А. А. Гвоздевым, поставившим в 1924 году вопрос о необходимости развития научноисследовательской работы в области организации театрального дела.1 С.С. Мокульский утверждал, что театроведение не может не изучать театральное производство.2

На современном этапе исследования в области организации творческого процесса должны базироваться на изучении того богатейшего опыта, который накоплен профессиональным театром России за несколько столетий.

До конца XIX века (до создания Московского Художественного Общедоступного театра) главным средоточием художественных ценностей отечественного сценического искусства были Императорские театры. Их становление и развитие являет собой яркую, самобытную картину в истории российского сценического искусства. С Императорской сценой связано творчество целой плеяды выдающихся деятелей национальной культуры. Художественно-творческие и организационные методы, возникшие в этих театрах, многие десятилетия являлись образцом для многочисленных городских и частных театров, и значительным образом повлияли на развитие всего русского театрального искусства.

Сегодня деятельность театров России осуществляется в условиях рыночной экономики. Это предполагает право свободной организации театральных коллективов, их творческую самостоятельность, многообразие организационных форм и источников финансирования. В советский период истории, как известно, централизованная государственная система регламентировала, контролировала и финансировала деятельность всех театров.

С момента обретения театрами долгожданной творческой свободы, организационной и хозяйственной самостоятельности прошло уже достаточно времени. Но, несмотря широкий спектр возможностей выбора организационных форм и экономические свободы, значительная часть

1 Гвоздев А. А. НОТ в театре. — «Жизнь искусства», 1924, №31.

2 Мокульский С.С. Перспектива театроведческой работы ЛОГАИСа. - «Рабочий и театр», 1931, № 27. новых и уже сложившихся коллективов стремятся стать государственными или муниципальными учреждениями. Причины этого явления, по-видимому, следует искать не только в традиционности театрального сознания, нежелании или неспособности перестроится, но и во всем комплексе проблем, возникших с появлением театрального рынка, диктующего совершенно иные, пока еще непривычные для большинства театров условия.

Обращение к истории, ее урокам позволяет выявить то ценное, что было найдено предшественниками в решении организационно-творческих проблем театрального дела, а также предупредить возможность повторения допущенных ранее ошибок.

В истории русского театра есть такой период, когда складываются предпосылки для реализации принципа самоорганизации культурной жизни и саморазвития театрального рынка. Такая ситуация с очевидностью проявляется в провинции с 70-х годов, а в целом в России - с 80-х годов XIX века, когда после долгих лет в Санкт-Петербурге и Москве стала возможной деятельность частных театров.

Известно, что с 1861 года Россия вступила в новую историческую эпоху. Великие реформы Императора Александра П оказали мощное воздействие на социальное, политическое и. экономическое развитие страны, изменили уклад жизни русского общества, предопределили новые горизонты поисков отечественной художественной культуры.

После появления «Городового положения» 1870-го года активизировался театральный рынок провинции, городские театры стали формироваться на всем пространстве Империи, строились театральные здания, расширяли свою деятельность антрепренеры.3 Однако театральная жизнь Санкт-Петербурга и Москвы регулировалась другими правовыми актами и монополия на театральные представления в столицах

3 См.: Чудовский Д.М. Городовое положение 1870 года. С дополнениями и разъяснениями по указаниям и распоряжениям правительства, последовавшим после обнародования Положения//Свод законов общих губернских учреждений. - СПб.: Сост. и изд. Д. Чудовский - 1874. сохранялась.4 Как известно, лишь в 1882 году монополия официально была отменена, и в столицах начинают создаваться частные театры, возникает театральная конкуренция. Несмотря на то, что деятельность большинства столичных частных театров в первое десятилетие после отмены монополии, как показано в работе, не была отмечена серьезными художественными достижениями, а время их существования нередко ограничивалось одним сезоном, опыт их творческой и организационной деятельности также представляет значительный интерес. Однако подробное изучение творческо-организационного опыта частных театров Москвы и Петербурга выходит за границы данного исследования.

Цель настоящей работы - исследовать взаимосвязи творчества и организации в театре на примере реформ 1882 года.

Задача диссертационного исследования - показать эволюцию форм и методов организации творческого процесса Императорских театров в последнем двадцатилетии XIX века, выявить динамику взаимосвязи сценического творчества и способов его организации на Императорской сцене; показать, как тенденции развития сценического искусства в сложившихся исторических условиях влияют на организационные формы театра, а также проследить влияние методов организации театрального дела на художественно-творческую деятельность Императорских театров.

Предмет диссертационного исследования - реформы Императорских театров 1882 года. В силу различных причин эти масштабные реформы никогда не изучались театроведением во всей своей совокупности и не получили достаточно обоснованной и объективной оценки ни в те годы, ни позже. В статьях и монографиях они характеризуются, как правило, малозначимыми для дальнейшего развития сценического искусства или же вовсе неудавшимися. Большинство работ в этом отношении опирается на мнение А.Н. Островского, являвшегося членом Комиссии по пересмотру

4 Подробно об этом см.: Данилов С.С. Материалы по истории русского законодательства о театре. — В кн.: О театре. М.-Л. 1940, с. 177-183. театральных законоположений и активным участником тех событий. Однако оценка, данная А.Н. Островским реформам, их характеристика как половинчатых, малозначимых представляется нам в определенной мере субъективной.

Анализ документальных источников, представленных в диссертации, позволяет серьезно усомниться в таких оценках. Думается, что само определение «половинчатости» неприменимо к рассматриваемым реформам. Рассуждать о полезности и эффективности реформ следует по прошествии определенного времени. Учитывая присущую театральным процессам инерционность, ощутимые результаты преобразований можно наблюдать намного позже, чем в других сферах. Реформы Императорских театров 1882 года выступают в данном случае как характерный пример. Только по прошествии достаточного времени можно оценить произошедшие системные изменения и их эффективность.

Сегодня уже очевидно, что «без исследования организационно-экономических аспектов деятельности театра нельзя до конца понять особенности истории развития сценического искусства».5 Детальное рассмотрение содержания реформ, анализ их результатов поможет глубже осмыслить художественно-творческую деятельность Императорских театров, их достижения и проблемы в конце XIX века.

Изучение специфики организации творческого процесса в Императорских театрах 1880-х - 1890-х годов позволяет также определить те характерные взаимосвязи, которые существуют между сценическим творчеством и способами его организации в условиях свободны театрального предпринимательства и становления в столицах театрального рынка. Как известно, эти условия складываются именно в 1882 году, когда отменяется монополия Императорских театров и в столицах создаются частные театры, постепенно возникает театральная конкуренция.

5 Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. 4.1. М., 1979, с. 4. 7

Отметим, что реформы 1882 года затронули все Императорские театры - музыкальные и драматические. В данном исследовании реформы и их результаты рассматриваются на примере драматических театров: Александринского театра в Петербурге и Малого театра в Москве. Освещение проблем музыкальных театров этого периода должно стать темой отдельного исследования.

Период, рассматриваемый в диссертации, ограничен концом 90-х годов XIX века, так как возникновение и деятельность Московского Художественного театра открывают новый этап в истории развития сценического искусства.

В 80-е — 90-е годы XIX столетия зарождается многое из того, чем будет определяться развитие России в двадцатом веке; переустройство возникает практически во всех сферах жизни русского общества. Историческая картина Российской Империи в те годы сложна и противоречива, полна блистательных событий и драматических развязок. Утверждение капитализма в экономике повлекло существенные изменения в социальной, культурной, духовной областях. Либеральные реформы, проведенные в стране в период 60-х - 70-х годов, в экономическом плане принесли ощутимые результаты и позволили России еще до конца века заметно сократить свое отставание от ведущих европейских государств.6

В политическом отношении вступление России в последнее двадцатилетие XIX века было во многом омрачено убийством Императора Александра II что, как следствие, привело к ужесточению внутригосударственной политики, в советский период, как известно, получившей название «реакционной политики», с присущими ей радикальностью и консерватизмом. В общем же, относительное внутриполитическое спокойствие и внешнеполитическая открытость

6 Приведем пример: удельный вес России в мировом производстве в 1861 году составлял всего 1,71%, уступая удельному весу, скажем, Франции в 7,2 раза, Германии в 9 раз, а Англии почти в 18 раз. Однако, уже к началу девяностых годов рост этого показателя в России резко увеличится, и заметно приблизится к показателям стран-лидеров в области промышленного производства. См.: Переход от феодализма к капитализму в России. Материалы Всесоюзной дискуссии. М., 1969. с. 79-80. 8

России предопределили стабильность социально-экономического положения страны и укрепили позиции Российской Империи на мировой политической и экономической арене.

В общественной мысли к этому времени уже изжили себя просветительские иллюзии, растворились идеалы народничества, размышления об общинном социализме стали казаться утопией. Революционные лозунги народников, призывавшие к свержению власти и ее институтов, сменились полемикой о принципах постепенного реформирования государственного устройства. Вместе с тем не были утрачены те прогрессивные и гуманные идеи, которыми жила русская интеллигенция в предшествующие годы: «Были признаны права религии, философии, искусства независимо от социального утилитаризма, моральной жизни, то есть права духа, которые отрицались русским нигилизмом, революционным народничеством и анархизмом.».7

По-видимому, именно характером времени можно объяснить то многообразие художественных исканий, которое возникает в русской культуре в период последнего двадцатилетия XIX века. Формируются новые художественные формы в литературе, музыке, живописи и театральном искусстве. Это время отмечено особым характером взаимоотношений между традициями, складывавшимися в художественной культуре на протяжении всего столетия, и новаторскими идеями, которые только начинают вызревать в 80-е годы, а к концу XIX -началу XX века окончательно сформируются и обретут художественное своеобразие.

Пути развития российской культуры, как и прежде, находятся в тесном соприкосновении с идеями общенациональными. . Тот удивительный расцвет, который пережила русская культура на протяжении XIX столетия, вывел искусство на новый уровень. Не порывая связей с

7 Бердяев НА Русская литература XIX века и ее пророчества/ТИстоки и смысл русского коммунизма. М, 1990, с.70. мировой традицией и сохраняя при этом национальное своеобразие, оно демонстрирует мощные возможности в литературе, музыке, архитектуре, живописи и театральном искусстве.

Период последних двух десятилетий XIX века - между А.Н. Островским и А.П. Чеховым, между существующей и новой возникающей театральной системой — чрезвычайно важен для русского сценического искусства. В эти годы уже появляются люди, видящие театр по-новому, появляется «новая драма» как предвестие «нового театра»; вызревают новаторские идеи, которые позднее будут положены в основу развития российской сцены. В целом для русского театра это время можно охарактеризовать как ситуацию ожидания перемен, стремления к ним, начала перехода к иному, новому.

Общие тенденции развития искусства, драматургии не могли не влиять на театр. Для русского театра 80-е и 90-е годы XIX столетия — период особенный. Творческая эволюция и организационное переустройство театра происходят в эти годы чрезвычайно сложно. Если сравнивать театр с другими видами искусства, то его развитие в это время протекало более трудно, что имело не только эстетические, но и известные социальные, и политические причины. Очевидно, что комплекс назревавших в театральном искусстве преобразований был чрезвычайно широк, и их нельзя отнести к результатам отдельного поиска, случайного открытия, соединить с одним или несколькими именами, не уделяя главенствующей роли объективным закономерностям исторического развития.

Развитие театрального процесса в описываемый период, думается, должно рассматриваться в масштабах всей русской театральной культуры XIX века, во взаимовлиянии и взаимопроникновении тех новаторских идей, демократических тенденций, которые в ту пору формируются, с теми богатейшими традициями, которые были накоплены отечественной культурой на протяжении всего столетия. В театральном искусстве хранителями этих эстетических традиций, уникального опыта в области исиолнительского мастерства, а также способов и методов в организации творческого процесса являлись Императорские театры.

В последнее двадцатилетие XIX века Императорские театры вступают с идеей реформирования организационно-творческого процесса, пересмотра законодательной базы, формирования новых требований к системе подготовки спектаклей и совершенствования методов управления. Давно намечавшаяся правительством отмена монополии Императорских театров на зрелища в столицах, стала решительным толчком для преобразований творческо-организационной и административно-хозяйственной системы театров. Вскоре после вступления И.А. Всеволожского в должность Директора Императорских театров, Министру Императорского Двора графу И.И. Воронцову-Дашкову был передан доклад, где говорилось о необходимости безотлагательных реформ Императорской сцены. Доклад был подан Министром на «одобрение» Александра III, который поставил на документе резолюцию: «Вот к чему привела знаменитая Юостеровская экономия. Нечего делать, надо постепенно привести все в должный и приличный вид».8

Основная идея реформ состояла в том, что Императорский театр должен стать «образцовым правительственным учреждением в ряду всех русских театральных предприятий», «учреждением блестящим, соответствующим достоинству Российского Императорского Двора», а так же «учреждением хозяйственным, в котором расходование экономично, а щедрость - производительна».9

На первый взгляд поставленные цели могут показаться чрезвычайно амбициозными. Трудно не согласиться и с тем, что «названные цели достаточно противоречивы: решение высоких художественных задач чаще

8 См: Погожев В.П. Проект законоположений об Императорских театрах. Т.1, СПб, 1900, с. 18; Барон Кистер K.K. - исполнял обязанности Директора Императорских театров с 1875 - по - 1881 гт. всего связано с ростом расходов».10 Однако при рассмотрении данной проблемы нельзя не принимать во внимание тот факт, что сама постановка такой задачи в те годы для русского театра по своей сути уже являлась значительным достижением. Реформу, предпринятую Императорскими театрами в 1882 году, можно расценивать как одну из первых попыток нахождения экспериментальным путем достаточно устойчивого равновесия в этом извечном для сценического искусства противоречии.

С этой целью в 1881 году Дирекцией Императорских театров11 была создана специальная Комиссия, в состав которой, помимо Директора театров, наиболее авторитетных чиновников самой Дирекции и представителя Министерства Императорского Двора, вошли ведущие сценические деятели своего времени, в их числе А.Н. Островский, А.А. Потехин и Д.В. Аверкиев.12 Необходимо сказать, что материалы текущей работы Комиссии 1882 года, дошедшие до нас, скудны и не позволяют подробно проследить ни порядок рассмотрения вопросов, ни процесс обсуждения проблем. В.П. Погожев, с 1882 по 1897 год возглавлявший Петербургскую контору Императорских театров, а с 1897 по 1900 управлявший делами Дирекции Императорских театров, не без иронии вспоминал, как велись дела Комиссии: «Всеволожский не обладал талантом административной распорядительности и не установил планомерности в работе комиссии. Драматурги командовали делом по личному усмотрению. <.> . Преимущественно литературно-художественный состав их не интересовался упорядочением работы. В комиссии преследовались преимущественно интересы работавших в ней

9 Докладная записка Директора Императорских театров И. А. Всеволожского Министру Двора. — Цит. по кн.: Погожев В.П. Проект законоположений об Императорских театрах. Т.1, СПб., 1900, с.17.

10 Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. Ч. I. М., 1979, с.36.

11 Далее - Дирекция. Учреждена указом Императрицы Екатерины П в 1766 году в Петербурге.

12 В составе Комиссии 1882 года были также: И. Всеволожский, А. Юргенс — Управляющий Конторой Императорских театров, И. Дзюбин - делопроизводитель канцелярии Министерства Двора, А. Фролов -Управляющий Императорским театральным училищем, В. Емельянов — контролер Министерства Двора, H. Ланге - делопроизводитель Министерства Двора. См.: Состав членов Комиссии о создании проекта Положения об управлении Императорскими театрами //РГИА, Ф.497, оп. 18, д. 324. авторов. Ко всему этому, как видно, делопроизводитель комиссии Ланге оказался довольно легкомысленным работником. Протоколы заседаний комиссии не сохранились, а может быть и не велись, происходившие прения не оставили следов. Оформленным результатом трудов (автор имеет ввиду законодательно утвержденные проекты-положения комиссии, не принимая в счет предложения и рекомендации - А.П.) оказались лишь три акта: 1).Положение об управлении русско-драматическими труппами,

2). Положение о театрально-литературном комитете и об оперном

11 комитете, 3). Положение об авторском вознаграждении».

Данная Погожевым оценка итогов ее работы представляется необъективной и достаточно противоречивой. С одной стороны, Погожев недвусмысленно говорит о преследовании драматургами своих интересов, а с другой, - о тех значительных результатах, которые были достигнуты комиссией. По-видимому, такую позицию можно объяснить не только неучастием самого Погожева в деятельности комиссии, но и недопониманием роли ведущих деятелей сценического искусства в разработке масштабных реформ всей организационно-творческой системы Императорских театров. Действительно, состав комиссии включал в себя преимущественно драматургов, что во многом предопределило главное достоинство реформ - их художественно-творческую направленность. И это как раз тот замечательный случай, когда личные интересы членов Комиссии совпали с интересами общественными, и были направлены исключительно на создание благоприятных условий для развития сценического искусства.

Период проведения реформ был условно разделен на два этапа: 18821883 гг. - годы работы самой комиссии и введение в действие намеченных преобразований, и «постепенный», продолжавшийся последующие годы, когда введенные преобразования «начали приводиться в осуществление,

13 См. об этом подробнее: В.П. Погожев «Воспоминания». Неизданные труды В.П. Погожева по вопросам театра 1935 Г.//РГИИИ, ф.44, №1, стр. 19-20. дополшишсь частными усовершенствованиями <.> и когда неподкупные цифры и факты покажут основательность и плодотворность намеченных преобразований».14

Основные методы исследования - комплексный и системный анализ. Исследование опирается на теоретические работы крупнейших отечественных театроведов, рассматривавших художественно-творческую деятельность Императорских театров: А.Я. Альтшуллера, Б.Н. Асеева, С.С. Данилова, Б.И. Зингермана, Н.Г. Зографа, П. А. Маркова, и др.15

Анализу общей ситуации в художественной культуре описываемого периода, исследованию творческого состояния Императорских и частных драматических театров, посвящены труды: Ю.А. Дмитриева, Е.Я. Дубновой, Т.М. Ельницкой, Н.Г. Зографа, Ю.М. Лотмана, Т.Н. Павловой, И.Ф. Петровской, Е.И. Поляковой, Т.М. Родиной, И.Н. Соловьевой, Е.Г. Холодова, О.М. Фельдмана, Г. А. Хайченко, Т.К. Шах-Азизовой и др.

Однако системный комплексный анализ реформ 1882 года и организационно-творческой деятельности Императорских театров последующего периода не осуществлялся.

Методологической основой для исследования организационно-творческой системы театров являются работы современных исследователей: Г.Г. Дадамяна, В.Н. Дмитриевского, Е.А. Левшиной, Г.З. Мордисона, Ю.М. Орлова, Б.Ю. Сорочкина, А.З. Юфита и др.

Источниками материалов по организационным проблемам Императорских театров являются статьи, письма, записи А.Н. Островского, других выдающихся деятелей русского театра — А.П. Ленского, А.И. Южина, К.С. Станиславского, Вл. И. Немировича

14 См.: В.П. Погожев «Воспоминания». Неизданные труды В.П. Погожева по вопросам театра 1935 Г.//РГИИИ, ф.44, №1, стр. 19-20.

15 См., например: Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров. Л., 1968; Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. T.l, T.2, - M, Л, 1957, 1974; Зограф Н.Г. Малый театр второй половины XIX века. M., 1960; История русского драматического театра. В 7-ми т. Т. 3-6 - M., 1978, 1979, 1980, 1982; Марков П.А. Из лекций о предреволюционном театре//Марков П.А. О театре: в 4-х т. - М., 1974,. Т. 1. Из истории русского и советского театра. - с. 155 - 322, и др.

Данченко и др. Важные сведения по теме содержатся в дневниках В.А. Теляковского. С 1898 года по 1901 год он был Управляющим Московскими Императорскими театрами, а с 1901 по 1917 гг. -Директором Императорских театров.16 Ее обсуждают авторы многочисленных мемуаров, из которых следует выделить особо воспоминания В.А. Нелидова.17 В диссертации использовались также материалы по теме исследования, публиковавшиеся в «Ежегоднике Императорских театров» (1892-1915 гг.), и в периодике.

В диссертад^ииспользовалидк^гшсже материалы, публиковавшиеся в «Ежегоднике Импер^рскжте гг.^ив^е^иодшсе.

Проблемы организационно-творческой системы Императорских театров рассмотрены в трудах известных деятелей театра исследуемого периода. Среди опубликованных источников необходимо выделить работы В.П. Погожева. Определенную ценность представляют работы П.М. Пчельникова, с 1882 по 1898 год занимавшего должность Управляющего Московской конторой Императорских театров. В 1892 - 1900 годах вышли наиболее значительные труды: «Экономический обзор десятилетия Императорских Санкт-Петербургских театров после реформы 1882 года» и «Проект законоположений об Императорских театрах» В. Погожева, и «Справочная книжка по театральному делу» П. Пчельникова. Эти источники содержат целый ряд важнейших сведений и представляют исключительную ценность в изучении организационно-творческих процессов Императорской сцены в период после реформ.

Диссертация, в основном, строится на материалах Российского Государственного исторического архива (далее - РГИА), архивных фондах Государственного института истории искусств (далее - ГИИИ), а так же

16 Опубликованы дневники 1898-1903 гг. См.: Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. 1898-1901. Москва. - М, 1998; Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. 1901 - 1903. Санкт-Петербург. - М, 2002.

17 В.А. Нелидов с 1893 по 1900 г. - чиновник особых поручений при Московской конторе Императорских театров, с 1900 по 1907 г. - заведующий репертуаром, а затем, до 1909 года - управляющий труппой Малого театра. См.: Нелидов В.А. Театральная Москва. Сорок лет московских театров. - М., 2002. — 376с.

Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Большинство из используемых в исследовании источников, хранящихся в фондах названых архивов, вводятся в научный обиход впервые. Наибольшее количество документальных архивных материалов, относящихся к теме диссертационной работы, находится в следующих фондах РГИА: фонд № 497 - Архив Дирекции Императорских театров, фонд № 468 - Архив Кабинета Его Императорского Величества, фонд № 472 - Архив Канцелярии Министерства Императорского Двора, фонд № 466 - Архив Придворной Конторы, фонд № 652 - Архив рода Всеволожских, где хранятся письма и записи И.А. Всеволожского, занимавшего должность Директора Императорских театров с 1881 по 1899 год; фонд № 678 - Архив А.Е. Молчанова, заведовавшего монтировочной частью Петербургских театров с 1897 - по 1900 год, а так же возглавлявшего Совет РТО, основавшего выпуск «Ежегодника Императорских театров», начиная с 1902 года, являвшегося чиновником особых поручении при В. А. Теляковском.

Особо ценными для исследования оказались материалы, фонда № 497 - Архива Дирекции Императорских театров. Именно здесь, начиная с первой и по восемнадцатую опись, хранится большинство документов, напрямую относящихся к деятельности Дирекции за ее более чем полутора вековое существование: правовые и нормативные акты, положения и штаты, внутренние распоряжения и приказы, проекты и отчеты, и многое другое. Здесь же собраны свидетельства работы Комиссии, возглавляемой А.Н. Островским в 1882 году, ее состав, рапорты, постановления и рекомендации. Анализ этих источников в значительной мере позволил воссоздать поэтапную картину реформ, оценить их масштаб, проследить механизмы преобразований, определить те взаимосвязи, которые существовали между организационной и творческой сторонами деятельности театров в исследуемый период, а также выявить ряд неизвестных ранее факторов, прямо или косвенно влиявших на эволюцию творческого процесса и его организацию.

Обширным источником сведений явились материалы, находящиеся в кабинете рукописей ГИИИ. В частности, фонд № 44 - Архив В.П. Погожева, хранит целый ряд рукописных неопубликованных трудов, как самого Погожева, так и известных деятелей театра того времени. В данном исследовании материалы, принадлежащие этому фонду, приводятся впервые.

Рукописи «Золотой век Императорских театров», написанные Погожевым в 1923 году, и «Воспоминания», датируемые 1935 годом, содержат важные сведения по организации творчества на Императорской сцене в периоды до-и-после реформ. Здесь приведена хронология реформ, оценивается деятельность Комиссии 1881 года по пересмотру законоположений о театре, характеризуется комплекс действий, предпринятых Дирекцией, по совершенствованию системы управления.

Значительный интерес представляет переписка В. П. Погожева и И.А. Всеволожского, где они рассуждают о проблемах конкуренции на театральном рынке российских столиц, о направлениях и ходе реформ, об усилении мер и корректировке действий по преобразованию организационной системы.

Подробно о проблемах репертуара, несовершенстве системы авторского вознаграждения, о влиянии бенефисной системы и поспектакльной платы на творческий процесс, а так же о других организационно-творческих проблемах Императорских театров в предреформенные десятилетия сказано в письме-обращении известного драматурга Д.В. Аверкиева к К.К. Кистеру, исполнявшему обязанности Директора театров. Этот объемный неопубликованный документ, хранящийся в кабинете рукописей ГИИИ фонда № 44, позволяет понять тот комплекс проблем в области организации творческого процесса, с которыми столкнулись Императорские театры в 60-е — 70-е годы XIX столетия.

Весомую помощь в процессе разработки источниковой базы предлагаемого исследования, а так же в предоставлении сведений из архивных материалов Государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского театра) оказал профессор Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства, заместитель директора Александринского театра А.А. Чепуров.

Структура диссертационной работы определена задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В приложении к диссертации приводятся неопубликованные документы Комиссии 1882 года, впервые вводимые в научный обиход.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Организационно-творческие проблемы Императорских театров России второй половины XIX века: реформы 1882 года"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение Императорских театров было очень велико. Вплоть до 1917 года они представляли собой определенный символ в искусстве и - шире -в культурной жизни России, «признак совершенства нации»,270 олицетворение величия Императорского престола, щедрости самого Императора и его «Всемилости» в поддержке русского сценического искусства, а их деятельность интерпретировалась как служащая «образцами для всех театров».271 Вклад этих театров в национальную художественную культуру и сегодня трудно переоценить.

С первых шагов Императорских театров — театров государственных - развивалась и одновременно усложнялась их организационная система. Если первый театральный штат 1766 года состоял из 200 человек, то к концу 1890-х годов он вырос примерно в 15 раз, при этом численность работников производственных подразделений и обслуживающего персонала увеличилось почти в тридцать раз.

Система управления рассматриваемых театров во многом определялась социально-политическими и социально-экономическими факторами. В первой четверти XIX века быстрый рост национального самосознания, проявившийся в бурном развитии культуры, способствовал ускорению развития сценического творчества и увеличению потребности в театральном искусстве. В этот период организационная система Императорских театров развивалась особенно динамично и эффективно.

Период с 1825 года до конца 1850-х годов характеризуется неотвратимо растущей бюрократизацией государственного аппарата и консерватизмом государственного управления. Какие-либо принципиальные преобразования организационной системы театров в этот период были невозможны. Но, изменения, происходившие в сфере

270 Островский A.H. О литературе и театре, с. 71.

271 Там же, с. 98. государственного управления, не могли не затронуть Императорские театры - чрезвычайно престижные заведения Императорского Двора. Повсеместно регламентировалась и систематизировалась деятельность государственных учреждений. Соответственно, регламентируется, последовательно упорядочивается деятельность Императорских театров. Почти ежегодно вводятся новые инструкции, положения. Именно в эти десятилетия все части организационной структуры увязываются в целостный творческий комплекс, в единую организационную систему в строгом смысле этого слова. Все многочисленные работы по совершенствованию управления обеспечивали развитие творчества на Императорских сценах.

В 1860 — 1870-е годы - годы великих социально-политических и экономических реформ - организационные формы и методы Императорских театров постепенно начинают отставать от потребностей развития сценического искусства. Стагнации организационной системы способствовало и исключительное право Дирекции Императорских театров на регулирование театрального дела в столицах - монополия, существовавшая до 1882 года.

В новых социально-политических условиях начала 1880-х годов со всей очевидностью встал вопрос о радикальных реформах Императорских театров для приведения их организационной системы в соответствие со сложившейся социально-культурной ситуацией и современными требованиями к сценическому искусству.

Комиссия, созданная в 1881 году для подготовки предложений по реформированию Императорских театров, менее чем за год разработала принципиально важные документы, которые и явились основой решительных преобразований в названных театрах. В результате, вопреки сложившимся в театроведении представлениям, были осуществлены масштабные комплексные преобразования всех частей организационной системы. Особенно важно, что реформирование было направлено на достижение высоких художественно-творческих и социально-культурных целей сценического искусства.

Анализ материалов работы Комиссии позволяет заключить, что все преобразования в организационной системе Императорских театров осуществлялись как бы в двух «измерениях». Первое - после долгих лет стагнации в организационной системе необходимо было, как уже говорилось, привести дела в соответствие с современными требованиями I сценического искусства и уникальным художественным потенциалом Императорских театров. Второе — забота о будущем, о сохранении лучшего из накопленного богатейшего организационно-творческого опыта и создании условий для благоприятного развития художественно-творческой деятельности этих театров в ситуации свободы антрепризы, то есть зарождающегося в столицах театрального рынка.

Прежде всего, были усовершенствованы процедуры формирования репертуара. Для театра, финансируемого из государственных средств, «то есть общенародного» , и преследующего одобренные Правительством (в нашем случае - Министерством Двора) высокие художественные и социально-культурные цели, формирование репертуара, как мы показали, проблема чрезвычайно сложная. И решать ее одному руководителю театра, каким бы он ни был талантливым, художественно-одаренным и компетентным в сценическом искусстве, - считалось некорректным. С другой стороны, коллективной ответственности решения репертуарных вопросов быть не может, ответственность может быть и была на практике - только персональной, и лежала целиком на Директоре Императорских театров.

Решительным шагом реформ стала новая концепция авторского права. Была рационально решена проблема интеллектуальной собственности, разработаны и внедрены в практику новые принципы

272 См.: Особое мнение гофмейстера С.Е. Смельского о некотором ограничении прав Директора Императорских театровУ/РГИА, ф.№ 497, оп. 10, д. 872. оплаты труда драматургов. Изменение системы авторского вознаграждения и расширение авторских прав позволили обеспечить мощный приток в репертуар пьес отечественных драматургов.

Правила для управления русско-драматическими труппами Императорских театров», утвержденные в 1882 году, привнесли в организацию творчества много нового. И хотя эти правила базировались на «Постановлениях» 1825 года, они отражали наиболее передовые тенденции развития театрального искусства России и Западной Европы. «Правила» закрепили приоритетное значение в репертуаре произведений отечественных драматургов и композиторов; сформулировали новые требования к организации репетиционного процесса, сценическому творчеству, художественному оформлению и работе монтировочной части; обеспечили возможность поднять художественный уровень постановок в целом. Не менее важным представляется и существенное расширение «Правилами» функций режиссера и стремление решительно повысить значение этой профессии в театре. Впервые задачи создание мизансцен, актерского ансамбля были возложены именно на режиссера, а не автора пьесы или ведущих артистов труппы. Особо следует подчеркнуть, что реформами 1882 года впервые в истории Императорской сцены и - шире -русского театра в целом были поставлены задачи идейно-художественной целостности спектакля.

Сравнение репертуара Императорских драматических театров в до — и — пореформенный период, осуществленное в исследовании, позволяет утверждать, что реформы 1882 года значительно способствовали обогащению афиши театров произведениями высокого художественного уровня.

Изменение принципов оплаты труда артистов, отмена поспектакльной платы и бенефисной системы в рамках проведенных реформ на Императорской сцене в 1882 году значительно способствовали повышению художественного уровня новых постановок и спектаклей текущего репертуара. Однако нельзя не сказать о том, что поспектакльная плата при всех ее недостатках, была фактически единственной действенной формой материального симулирования артистов, в которой находил отражение трудовой вклад актера. Именно отсутствие механизмов материального стимулирования артистической деятельности в дальнейшем явилось одной из причин возникновения проблем занятости артистов в репертуаре.

С целью совершенствования управления, а так же решения проблем оплаты труда артистов в 1904 году была создана последняя в истории Императорских театров комиссия, работа которой продолжалась почти четыре года. Результатом ее деятельности стала новая система оплаты труда, вобравшая в себя тот ценнейший опыт, который был накоплен Дирекцией театров на протяжении всего периода ее существования и в частности механизмы материального стимулирования творческой деятельности.273

Новая система оплаты труда, при сохранении твердого жалованья, вновь вводила в практику театров поспектакльную плату. Отныне артисты могли получать ее в трех формах: 1) полностью гарантированная, 2) частично гарантированная и 3) не гарантированная. В этой - последней в истории Императорской сцены системе оплаты творческой деятельности -были рационально синтезированы принципы и методы, которые сформировались в Императорских театрах за долгое время их существования. Однако в силу исторических событий, произошедших в России в 1917 году, вместе с изменением статуса Императорских театров была упразднена и поспектакльная плата.

Комплексный характер реформ потребовал существенных преобразований в административной и хозяйственной частях Императорских театров. Эти работы, начатые одновременно с реформами

273 Предложения комиссии 1904 — -1910 гг.

1908 гт. были введены в практику Императорских театров в сезон 1909 в области организации творческого процесса, продолжались вплоть до конца 1880-х годов. Были пересмотрены штаты Дирекции, уточнены функции административного персонала. Постепенно осуществили крупномасштабное техническое переоборудование театров и перестройку принадлежащих театрам зданий, успешно решили жилищные вопросы. Особо следует отметить создание материального фонда, обеспечившего стабильность художественно-постановочных работ.

Впервые в истории русского театра была организована система предварительной продажи билетов, сегодня широко практикуемая в зарубежных театрах - адресная работа со зрителем.

Понятно, что реформы 1882 года потребовали значительного увеличения финансирования. Как мы показали, бюджет Императорских театров к концу 90-х годов вырос до таких огромных размеров (4 млн. руб.), что составлял заметную часть государственного бюджета России.

После отмены монополии в столицах начинают создаваться частные театры. Как показывает исследование, комплексные и системные реформы, проведенные Дирекцией Императорских театров в 1882 году, обеспечили в период последнего двадцатилетия XIX века Александринскому и Малому театрам непоколебимые творческие позиции на театральном рынке Москвы и Санкт-Петербурга. Эти масштабные реформы, с одной стороны, вывели Императорские театры на позиции «флагманов» театрального рынка столиц, но, с другой, своими творческими достижениями позволили установить «художественную планку» - тот высочайший организационно-творческий уровень, которого частным театрам требовалось достичь, чтобы оказаться полноценным конкурентом «образцовой» Императорской сцене.

В.П. Погожев писал, что «Императорским театрам впервые пришлось считаться с конкуренцией частных».274 Однако анализ театральной жизни первых десятилетий после отмены монополии

274 Погожев В.П. Проект законоположении об Императорских театрах. Т. 1, с. 10.

159

Императорских театров на зрелища в столицах показывает, что на самом деле конкурентная борьба частных театров на художественном рынке столичных городов происходила не столько с Императорскими театрами, а скорее между собой за возможность развития в условиях исключительного положения Императорской сцены, художественно-творческое состояние и уровень организации творческого процесса которых был намного выше.

Напомним, что в первые годы после отмены монополии многие известные деятели театрального искусства, рассчитывавшие на бурный рост числа частных театров и их высокие творческие достижения, остались неудовлетворенны деятельностью антрепренеров. В частности, А.Н. Островский, критически высказывался в отношении частных сцен, говоря, что они «не только не способствуют развитию драматического искусства, но мешают ему и понижают вкус публики, понижают так последовательно, так решительно, что становится страшно за будущность русской сцены».

Думается, что оценка великого драматурга была несколько категорична и не достаточно объективна. По-видимому, такой поворот в его взглядах был обусловлен ожиданиями сиюминутных блестящих результатов. Многие, как и А.Н. Островский, в эти годы однозначно не признавали деятельность большинства частных театров за их неумелость, некоторые, наоборот, становились их сторонниками или же ярыми защитниками с той лишь только целью, чтобы выразить свое отношение к Императорской сцене и «в самой неприглядной обстановке находить относительно лучшее и утешаться им».276

Однако, как показала история, частные драматические театры в пореформенное двадцатилетие на самом деле дали столичным сценам очень многое и главное — колоссальный опыт саморазвития, идущий, прежде всего, от общественной инициативы и частной предприимчивости. Быстро возникающие и столь же быстро угасающие антрепризы

273 Островский А.Н. О литературе и театре, с.97.

276 Там же, с.95. значительно способствовали выработке механизмов и утверждению принципа самоорганизации на художественном рынке российских

277 столиц.

Лишь нескольким частным театрам удалось успешно выживать в конкурентной борьбе с Императорской сценой на театральном рынке столиц. В Москве это театр Ф.А. Корша, «Скоморох» 1886 года М.В. Лентовского, в Петербурге — театр А.С. Суворина. Исследование организационно-творческой деятельности столичных частных театров представляет сегодня существенный интерес в практическом отношении.

Подходит к концу XIX век. 10 апреля 1898 года подписан первый договор об учреждении Московского Общедоступного театра: образуется Товарищество на паях. С открытием Московского Художественного театра Императорские театры перестают быть абсолютными лидерами театрального процесса России. Реформу, подобную той, что осуществил в сценическом искусстве МХТ, Императорские театры осуществить не смогли. Изученный нами опыт Императорских театров с очевидностью подтверждает один из принципов современной науки об управлении: никакую организационную систему нельзя отладить навсегда. Для поддержания эффективности деятельности и конкурентоспособности ее следует своевременно постоянно реформировать.

Но правомерно ли, рассматривая различные высокохудожественные явления, говорить о лидерстве в искусстве? Ведь одним из главных индикаторов культурного развития общества является разнообразие художественных форм и творческих методов. Безусловно, Императорские драматические театры конца XIX века являлись средоточием ценностей русского театрального искусства. Во многом благодаря реформам 1882 года, Императорские театры и в XX век вошли с

277 О значении принципа самоорганизации в сфере театрального искусства см.: Дадамян Г.Г. Борьба двух начал в организации театрального дела в России//Жизнь сцены и контрактный мир: Сб. - M., 1994 — с.7 -28.

278 См.: Орлов Ю.М. Московский Художественный театр: легенды и факты (опыт хозяйствования) 1898 -1917, с. 42-45. прекрасным творческим потенциалом, звездными труппами и выдающимися художественными достижениями.

Заработная плата Членов Режиссерского управления Императорских театров после реформ 1882 года

Должность Оклад, переходящий в пенсию Добавочное содержание Итого

Управляющий труппой, он же Начальник режиссерского управления 1140 4860 6000

Режиссер 1140 2860 4000

Помощник режиссера 750 1750 2500

Суфлеры 750 750 1500

 

Список научной литературыПилюгин, Алексей Анатольевич, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Аверкиев Д.В. Чему следует учиться у мейнингенцев//Театр и жизнь, 1885, 6 апреля, №97.

2. Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела. Сб. науч. трудов. М.: ГИТИС, 1986. - 192 с.

3. Алперс Б.В. Театральные очерки: В 2-х т. М.: Искусство 1977.

4. Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александринской сцены. Л.: Искусство, 1968. - 306 с.

5. Альтшуллер А .Я., Герасимов Ю.К. Русский театр XIX — начала XX века-М.: Наука, 1981.

6. Амфитеатров А.В. Маски Мельпомены. М., 1910.

7. Арсеньев К.К. Законодательство о печати. СПб., 1903.

8. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХУШ века. М., 1977.

9. Бескин Э. Южин руководитель театра//Бескин Э. А.И. Южин-Сумбатов. -М.; Л.: Искусство, 1936. - с. 89-132.

10. Велизарий М.И. Путь провинциальной актрисы/ Ред. А. А. Бартошевич. Л.; М.: ВТО, 1938. - 319 с.

11. Витензон Р. АннаБренко. Л.: Искусство, 1985.

12. Владимиров С. Об исторических предпосылках возникновения режиссуры// У истоков режиссуры: Сб. науч. трудов. — Л.: ЛГИТМиК, 1976.-с. 13-61.

13. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., «Воениздат», 1993.

14. Вольф А.И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года. Ч. 1-3. СПб., тип. Р. Голике, 1877-1884.

15. Вольф А.И. Петербургские театры и их современное положение//Вестник Европы. — СПб., 1879. март.

16. Вульф П.Л. В старом и новом театре. Воспоминания. М.: ВТО, 1962.-269 с.

17. Выдро М.Я. Население Москвы (по материалам переписей населения 1871-1970 гг.). -М.: Статистика, 1976.

18. Гвоздев А.А. НОТ в театре. «Жизнь искусства», 1924, №31.

19. Гвоздев А.А. Итоги и задачи научной истории театра//Из истории советской науки о театре. 20-е годы: Сб. труд. М.: ГИТИС, 1988. — с. 120-160.

20. Герман М. О задачах театроведческого института// Наука о театре. — Л.: ГИТИС, ЛГИТМиК, 1975. с.58-64.

21. Гиляровский В.А. Сочинения: в 4-х т. М: Правда, 1989. - Т.1. — с.289 — 343.

22. Гительман Л. Иностранные труппы в Санкт-Петербурге/ЛГеатральный Петербург: интеркультурная модель: Сб. статей. — СПб.: С.-Петербургская акад. театр, иск-ва, 2002. — с.8-32

23. Глама-Мещерская А .Я. Воспоминания. М.; Л.: Искусство, 1937. -374.

24. Гнедич П.П. Книга жизни. Воспоминания. 1855 — 1918. Л.: Прибой, 1929.28. «Голос», 1871, 5 января.

25. Гринвальд Я. Три века московской сцены. М.: Моск. рабочий, 1949.-с. 71-236.

26. Гуревич Jl. История русского театрального быта. М.; Л., 1939. — 304 с.

27. Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. Л. -М.: Искусство, 1962.

28. Давыдова М.В. Художник в театре начала XX века// Давыдова М.В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVm начала XX века. - М.: Наука, 1974. - с.74 - 178.

29. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М.: ВТО, 1982. - 152 с.

30. Дадамян Г.Г. Борьба двух начал в организации театрального дела в РоссииУ/Жизнь сцены и контрактный мир: Сб. М.: ГИТИС, 1994 - с

31. Данилов С.С. Материалы по истории русского законодательства о театре// О театре: Сб. статей. — Л.; М.: Искусство, 1940. с. 177-200.

32. Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. Т.1, Л. — М., 1957.-350 с.

33. Данилов С.С., Португалова М.Г. Русский драматический театр XIX века. Т 2. Л., 1974.

34. Державин К. Эпохи Александринской сцены. Л.: ЛЕНГИХЛ, 1932.

35. Дмитриев Ю.А. К истории русской режиссуры 1880-1890-х годов// Театр и драматургия: Сб. науч. трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1967.

36. Дмитриев Ю.А. Островский — теоретик и практик сценического искусства// Островский А.Н. Литературное наследство: Новые материалы и исследования: Кн. 1-2. — М.: Наука, 1974. — Кн.1.

37. Дмитриев Ю.А. Михаил Лентовский. М.: Искусство, 1978. - 302 с.

38. Дризен Н.В. Очерк театральной цензуры двух эпох (1801-1856)//Исторический вестник, 1900, т. 81, август.

39. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра. — М.: Бахрушин, 1905.

40. Дризен Н.В. Стопятидесятилетие Императорских театров. СПб.: Изд. Дир. Импер. театров, 1906.

41. Дризен Н.В. Сорок лет театра. Воспоминания. 1875 1915. — Пг.: Прометей, 1916.- 198 с.

42. Жизнь сцены и контрактный мир. М.: ГИТИС, 1994. - 198 с.

43. Ермолова М.Н. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников. -М.: Искусство, 1955.

44. Ерошкин Н.П. Государственные учреждения в России в пореформенный период (1861 1904 гг.). - М: Изд. Моск. гос. историко-архивного ин-та, 1957. —346 с.

45. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. -М.: Высшая школа, 1968. — 293 с.

46. Жидков B.C. Театр и государство. Основные тенденции развития советского драматического театра.//Автореферат на соискание ученой степени доктора искусствоведения. — М.: Б. и. 1991 - 52 с.

47. История русского драматического театра: В 7-ми т. М.: Искусство, 1980.-Т.5.-552 с.

48. История русского драматического театра: В 7-ми т. М.: Искусство, 1982.-т. 6.-575 с.

49. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. З.-М.: Мысль, 1995.

50. Корнилов А.А. Крестьянская реформа. СПб., 1905.

51. Коган Д. Мамонтовский кружок. М.: Изобразительное искусство, 1970.-220 с.

52. Коровяков Д. Вокруг театра. СПб., 1894.

53. Кошман J1.B. История русской культуры XIX начала XX в.: Учебно-методическое пособие. — М.: Просвещение, 1971. — 246 с.

54. Краткий очерк десятилетней деятельности русского драматического театра Корша в Москве. М., типо-литорг. т-ва И. Кушнерев, 1892.

55. Краткий очерк двадцатипятилетней деятельности театра Ф.А. Корша. 1882-1907. (Сост. Д.Я.) М., т-во скоропеч., 1907.

56. Кугель А. Театральные заметки. — Театр и искусство, 1898, № 6.

57. Кугель А.Р. Листья с дерева. Воспоминания. — Л.: Время, 1926. 209 с.

58. Левшина Е.А. Бенефисы в русском театре// Экономика и организация театра: Сб. статей. Вып.6. — Л.: Искусство, 1981. —с. 131137.

59. Левшина Е.А. О восприятии театрального искусства// Театр и время: Сб. статей. М.: ВНИИ искусствознания, 1985. - с. 110-122.

60. Левшина Е.А. Управление и регулирование: альтернативные решения//Театр между прошлым и будущим: Сб. М.: ГИТИС, 1989. -с. 123-134.

61. Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. — 2-е изд., доп. — М.: Искусство, 1930. — 370.

62. Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 384 с.

63. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. В России: почему не реализовалась реформаторская инициатива. М., 1991.

64. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. — С.Петербург: Искусство-СПб., 2002. 768 с.

65. Луговой А. Трагедия А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» на петербургской и московской сценах. — С. Петербургские ведомости, 1898,19 дек.

66. Марков П.А. Из лекций о предреволюционном театре//Марков П.А. О театре: В 4-х т. М.: Искусство, 1974. Т.1. Из истории русского и советского театра. - с. 155-322.

67. Марков П.А. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983. - 607.

68. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2-х т. — М.: Искусство, 1968,- т. 1. 1891-1917.-350 с.

69. Мнение актрисы Катерины Семеновой об улучшении драматических представлений. (Публикация А.Я. Альтшуллера.) — «Театр», 1952, №11.

70. Мокульский С.С. Перспектива театроведческой работы ЛОГАИСа. — «Рабочий и театр», 1931, № 27.

71. Мордисон Г.З. История театрального дела в России. Ч.1,2//Гос. акад. театр, иск-ва. СПб.: Сильван: ИЧП «Чарли», 1994. - 487 с.85.«Московский листок», 1898, 30 янв.

72. Нелидов В.А. Театральная Москва. Сорок лет московских театров. — М.: «Материк», 2002. 376 с.

73. Немирович Данченко Вл. И. Из прошлого. - М.: ГИХЛ, 1938. - 298 с.

74. Нильский А.А. Закулисная хроника. 1856 1894. - СПб.: Общественная польза, 1897. - 338 с.

75. Общая государственная роспись доходов и расходов России на 1900 г. СПб.: Гос. типография, 1900. - 29 с.

76. Оленина А. К. Регулирование трудовых отношений в русском частном театре (конец XIX — начало XX века)// Экономика и организация театра: Сб. статей. Вып.7. — JL: Искусство, 1986 с. 163175.

77. Орлов Ю.М. Из истории планирования в театре// Экономика и организация театра: Сб. статей. Вып.4. JL: Искусство, 1976. - с.81-95.

78. Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров: Уч. пособие по курсу «История театрального дела в СССР». -М.: ГИТИС, 1979.-87 с.

79. Орлов Ю.М. Проект организационно-экономической реформы Императорских театров 1900 года// Экономика и организация театра.: Сб. статей. Вып.5. JI.: Искусство, 1979. - с. 133 - 146.

80. Орлов Ю.М. Московский Художественный театр: Новаторство и традиции в организации творческого процесса// Экономика и организация театра: Сб. статей. Вып. 7. — JL: Искусство, 1986. с. 152-162.

81. Орлов Ю.М. Московский Художественный театр: легенды и факты (опыт хозяйствования) 1898-1917. М., 1993.96.0стровский А.Н. Поли. собр. соч.: В 12-ти т. М.: Искусство, 1980. Т. 12.-631 с.97.0стровский А.Н. О литературе и театре. М.: Современник, 1986.

82. Очерк возникновения и деятельности театральной антрепризы литературно-художественного общества. СПб., тип. Суворина, 1904.

83. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. (Авт. Коллектив: Г.А. Бялый, А.Г. Верещагина, Н.М. Волынкин и др.) Под ред Н.М. Волынкина. М.: Просвещение, 1976.

84. Павлова Т.Н. Театр Ф.А. Корша и его зритель// Проблемы социологии театра: Сб. статей. — М.: Ин-тут истории искусств, 1974. с. 283-302.

85. Пажитнов Л.Н. Александр Павлович Ленский. — М.: Искусство, 1988.-303 с.

86. Пахомова Н. Иностранные труппы в Петербурге. Первая четверть XIX века/Яеатральный Петербург: интеркультурная модель: Сб. статей. СПб.: С.-Петербургская акад. театр, иск-ва, 2002. — с.44 - 68.

87. Переход от феодализма к капитализму в России. Материалы Всесоюзной дискуссии. М., 1969.

88. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного театра. Л.: Искусство, 1971. - 199 с.

89. Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России. — Л.:106. Искусство, 1979. 247 с.

90. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц/1825 — 1917/. Л.: Искусство. 1990. - 271 с.

91. Петровская И.Ф., Сомина В.В. Театральный Петербург: начало XVIII века октябрь 1917 г. - СПб.: РГИИИ, 1994. - 448 с.

92. Погожев В.П. Проект законоположений об Императорских театрах: В 3-х т. СПб.: Тип. гл. упр. уделов, 1900. - Т.1. Положения общие. — 475 е.; Т.2. Отдельные и частные положения. - 456 е.; Т.З. Приложение: Исторические очерки. — 550 с.

93. Погожев В.П. Экономический обзор десятилетия Императорских С.-Петербургских театров после реформы 1882 г. -СПб.: Тип. Импер. т-ров, 1892. 96 с.

94. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца ХГХ начала XX века. - М.: Искусство, 1970. - 411 с.

95. Попович М. Французская постоянная труппа в Петербурге в 1880-1890-е годы//Театральный Петербург: интеркультурная модель:

96. Сб. статей. СПб.: С.-Петербургская Гос. акад. театр, иск-ва, 2002. -с. 125-140.

97. Проект сезона 1910-1911 гг. в Императорском Московском Малом театре. Доклад Управляющего драматическою труппою кн. А.И. Сумбатова (Южина). — Ежегодник Императорских театров. 1910. Вып. УП.-С.100-141.

98. Пчельников П. Отчет о деятельности Императорских Московских театров за 1895 год. — М.: тип. Импер. моек, театров, 1896.-86 с.

99. Пчельников П.М. Доходы и расходы Императорских Московских театров до и после реформы 1882 года. М.: т-во А.А. Левенсон, 1897.-243 с.

100. Пчельников П.М. Справочная книжка по театральному делу. — М.: т-во Левенсона, 1900. 307.

101. Рассудов М.И. Нужна ли наука для театрального искусства?// Театральный мирок. — 1886. №8. — 21 июня.

102. Рашин А.Г. Динамика численности и процессы формирования городского населения России в XIX начале XX вв.: Исторические записки/ Ин-тут истории АН СССР. - М.: АН СССР, 1950 - Т. 34. -с. 52-69.

103. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811 1913 гг.). — М.: Госстатиздат, 1956. 79 с.

104. Русская художественная культура второй половины XIX в.: Диалог с эпохой.// Рос. АН Гос. ин-т искусствознания. — М.: Наука, 1996.-335 с.

105. Русская художественная культура конца XIX в. Т.1.//АН СССР Ин-т Истории Искусств М-ва культуры СССР. М.: Наука, 1968. -442 с.

106. Русские драматурги XVIII ХГХ вв. Монографические очерки. Т.2.-Л.-М.: Искусство, 1961. - 391 с.

107. Русские классики и театр. Л. М.: Искусство, 1947. - 380 с.

108. Свиридов В.А. Опыт подготовки младших офицеров в дореволюционной России и современность. — «Военная мысль», 2000, Вып. №5.

109. Синельников Н.Н. 60 лет на сцене. Харьков: Харьковский гос. театр русской драмы, 1935. - 340 с.

110. Слонова Н. Николай Николаевич Синельников. М.: Искусство, 1956. - 120 с.

111. Соловьева И. Зачем режиссеру быть гениальным// Театр. — 1973.-№2.-с. 104-120.

112. Соболыциков Самарин Н.И. Записки. — Горький: Горьковское кн. Изд-во, 1960. - 385 с.

113. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма/ Сборник. — М.: Искусство, 1953. 783 с.

114. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8-ми т. М.: Искусство, 1958. — Т.5. Статьи. Речи. Заметки. Дневники. Воспоминания. 18771917.- 685 с.

115. Станиславский К.С. Избранное. — М.: Всерос. театр, о-во, 1982.

116. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9-ти т. М.: Искусство 1988. — Т.1. Моя жизнь в искусстве. - 622 с.

117. Сундстрем Л.Г. Организация подготовки новых постановок в русском дореволюционном театре// Сундстрем Л. Г. Планирование и организация творческо-производственного процесса в театре: Уч. пособие. Л.: ЛГИТМиК, 1984. - с. 10-22.

118. Сыркина Ф.Я. Русское театрально — декорационное искусство второй половины XIX века (до 1917 года)// Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство. М.: Искусство, 1978.-с. 64-115.

119. Театрально-литературный комитет при Дирекции Императорских театров//Ежегодник Императорских театров. Сезон 1891-1892 гг. СПб., изд. Дирекции Импер. театров, 1893.

120. Театр между прошлым и будущим: Сб. науч. трудов. — М.: ГИТИС, 1989.-224 с.

121. Театральный Петербург: интеркультурная модель. Сб. статей. — СПб.: С.-Петербургская акад. театр, иск-ва, 2002. 335 с.138.

122. Теляковский В.А. Воспоминания. Л.; М.: Искусство, 1965. — 483 с.

123. Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. 1898-1901. Москва М.: Артист. Режиссер. Театр, 1998. — 748 с.

124. Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. 1901 — 1903. Санкт-Петербург. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2002. 703 с.

125. Товстоногов Г.А. Организация творческого процесса в театре// Экономика и организация театра: Сб. статей. Вып.З. — Л.: Искусство, 1973. -с.26-35.

126. Труды I Всероссийского съезда сценических деятелей 9 — 23 марта 1897 г. в Москве: В 2-х ч. СПб.: Надежда, 1898. - 4.1. - 276 с.

127. У мысли стоя на часах.: Цензоры России и цензура/Д.А. Бадалян, В.Г. Березина, Л.П. Громова и др.; Под ред. Г.В. Жиркова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 260 с.

128. Ушкарев А. А. Из опыта формирования репертуара императорских театров//Театр между прошлым и будущим: Сб. — М.: ГИТИС, 1989.-с. 190-202.

129. Ушкарев А. А. Формирование репертуара русской Императорской сцены (Малый театр XIX начала XX века): Дисс. канд. Искусствоведения: 17.00.01. — М., 1992.

130. Хайченко Г.А. Русский народный театр конца XIX начала XX в. -М.: Наука, 1975.-368 с.

131. Ходотов Н.Н. Близкое — далекое. — Л.; М.: Искусство, 1962.

132. Шнейдерман И.И. Мария Гавриловна Савина. Л.; М.: Искусство, 1956.

133. Чаянова О.Э. Театр Маддокса в Москве. 1776 1805. М., 1927.

134. Энгельгардт Н. Очерки истории русской цензуры в связи с развитием печати. 1703-1903. СПб., 1904.

135. Южин-Сумбатов А.И. Записи. Письма. 2-е изд., перераб. — М.: Искусство, 1951. 610 с.

136. Юрьев С.А. Значение театра, его упадок и необходимость школы сценического искусстваУ/Русская мысль, 1883, кн. 8.

137. Юрьев Ю. Записки: В 2-х т. Л.; М.: Искусство, 1966. - Т.1. -659 е.; Т.2.-510 с.

138. Юфит А.З. Вопросы театроведения// Наука о театре. — Л.: ГИТИС, ЛГИТМиК, 1975.-е. 3- 17.

139. Юфит А.З. До Октября семнадцатого года// Юфит А.З. Революция и театр. Л.: Искусство, 1977. - с. 16-59.

140. Яблочкина А.А. 75 лет в театре. М., изд. ВТО, 1960.

141. Якобсон В.П. О некоторых тенденциях в актерском творчестве на рубеже XIX XX веков// Наука о театре: Сб. науч. трудов. - Л.: ЛГИТМиК, 1975. - с. 115 - 127.

142. Опубликованные документы и архивные источники

143. Временное Положение о вознаграждении авторов драматических произведений и опер (1882 г.)//РГИА ф.487, оп.18, Д. 124.

144. Временный устав Театрально-литературного комитетаУ/РГИА, ф.497, оп.18, д. 124.

145. Вьшиски из Полного Свода законов и Сборника постановлений по театральной части о пенсиях, назначаемых артистам Императорских театров//РГИА, ф. 497, д. 434, 1766 — 1869 гг.

146. Высочайшее повеление о предоставлении театральной Дирекции монопольного права на печатание театральных афиш. 1804 г., Упомянуто в Собр. 2, т. XLVHI, №52860.

147. Высочайше утвержденный штат Театральной Дирекции 1809 г., 28 декабря.// Полное собрание законов Российской Империи. Собр. I, т. XXX, № 24051 и т. XLIV ч. П (кн. Штагов).

148. Высочайше утвержденные постановления и правила управления Императорскою театральною Дирекциею: Утверждены 3 мая 1825 г.//Поли. Собр. законов. Т.40. - № 30335. - с.219-269.

149. Высочайше утвержденный устав о цензуре (1826 г., июня 10)//Полное собрание законов Российской Империи, Собр. П, т. 1, №403.

150. Высочайше утвержденный устав о цензуре (1828 г., апреля 22)//Полное собрание законов Российской Империи, Собр. П, т. 3, №1979.

151. Докладная записка о личном составе драматической труппы (26 февр. 1882 г.)//РГИА, ф. 497, оп. 18, д. 324.

152. Дризен Н.В. К вопросу о реорганизации драматической цензуры. Заметка. Машинопись. 1900-е.//Архив Дризена в ГПБ им. Салтыкова-Щедрина ф.263, №19.

153. Журнал заседания Комиссии для пересмотра штатов должностей артистической службы и выработки проекта нового пенсионного устава для артистов Императорских театров//РГИА, ф. 497, оп. 17, д. 112, 1905 г.

154. Контракт А. Максимова. 1851 г. РГИА, ф. 497, оп.2, д. I, №13306.

155. Материалы Комитата 1856 года, созданного для преобразованияфинансовой части Императорских театров//РГИА, ф.472, д. 426,109/946, 1856 г.

156. О Всемилостивейшем пожаловании артистам подарков за бенефисы, удостоенные Высочайшего присутствия//РГИА, ф.497. Опись делам Дирекции Императорских театров 1850-1884 т.2, д.25276, 1883.

157. О награждении литераторов Островского, Аверкиева и Потехина за труды их в Комиссии для выработки преобразований поискусственной части Императорских театров//РГИА, ф. 472, оп. 27, д. 53, 1881 г.

158. О назначении бенефисов и полубенефисов артистам Императорских театров//РГИА, ф. 472, оп. 27, д. 12, 1882 г.

159. О посещении членами Императорской Фамилии бенефисных спектаклей//РГИА, ф.497, Опись делам Дирекции Императорских театров 1850-1884 т.2, д. 15766, 1856.

160. О предоставлении Директору театров права назначать артистам бенефисы за исключительную 25-ти и 50-ти летнюю службы (1882 г.)//РГИА, ф.497, Опись делам Дирекции Императорских театров 1850-1884 т.2, д.25104.

161. О прекращении взимания платы с частных лиц в пользу Дирекции театров за устройство разных увеселений (1881 г.)// РГИА, ф.497, On.I, Т.2, № о.а. 24796, № 146.

162. О прекращении выдачи из городской думы пособия на содержание С. Петербургских театров, согласно Постановлению Думы, утвержденному Сенатом (1880 г.)//РГИА, ф.497, On.I, Т.2, № о.а. 24613, № 144.

163. О службе Директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского//РГИА, ф. 497, оп. 5, д. 633, 1881 г.

164. О службе управляющего конторой Владимира Петровича Погожева//РГИА, ф. 497, оп. 5, д. 2505, 1881 г.

165. О службе управляющего конторой Императорских Московских театров Пчельникова//РГИА, ф. 497, оп. 5, д. 2610-а, 1882 г.

166. О службе Директора Императорских театров Владимира Александровича Теляковского (п.№ 3074, 4 мая 1898 г.).

167. О состоянии Императорских театров в финансовом отношении//РГИА, ф. 472, оп. 18, д. 42 б, 109/946, 1856 г.

168. О состоянии Императорских театров в хозяйственном отношении//РГИА, ф.472, оп. 18, д. 42-6, 109/946,1856 г.

169. О Театрально-Литературном Комитете. Рапорт Комиссии от 20 Февраля 1882 года №21//РГИА, ф.497, оп.18, д.324.

170. Об увеличении цен на входные билеты в Александринский и Мариинский театры при драматических и оперных спектаклях и об уменьшении цен по Малому театру (1880)//РГИА, ф.497, On.I, Т.2, №о.а. 24601, № пр. 99.

171. Особое мнение гофмейстера С.Е. Смельского о некотором ограничении прав Директора Императорских театров//РГИА, ф.№ 497, оп.10, д. 872. л. 84.

172. Письма Управляющему конторой Погожеву Владимиру Петровичу заведующего Канцелярией Министерства Двора Радзевского//РГИА, ф. 497, оп. 18, д. 52, 1894 г.

173. Письмо Д.В. Аверкиева барону К.К. Кистеру, о положении авторов пьес на театре, о своих пьесах на сцене театров/ТРИИИ, ф.44, д. 134,1878.

174. План управления театра 1797 г. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. I, т. XXIV, № 17674.

175. По вопросу о сокращении расходов по театральной части (мнение главного контролера)//РГИА, ф. 497, оп. 18, д. 404,1883 г.

176. Погожев В.П. Золотой век Императорских театров. Опыт истории Императорских театров с 1881 по - 1890 г. Программа труда/канва/. Неизданные труды В.П. Погожева по вопросам театра 1923 г./ТГИИИ, ф. 44, № з.

177. В.П. Погожев «Воспоминания». Неизданные труды В.П. Погожева по вопросам театра 1935 Г.//ГИИИ, ф.44, №1.

178. Положение о вознаграждении сочинителям и переводчикам драматических пьес и опер, когда они будут приняты для представления на Императорских театрах//Полное собрание законов Российской Империи. Собр. П. T.l 1, № 1533, 1827 г.

179. Положение о Театрально-литературном комитете при Дирекции Императорских театров//РГИА, ф.497, оп. 14, д. 285.

180. Положение о репертуарном совещании при Директоре Императорских театров (20 марта 1892 г.)//РГИА, ф.497, оп. 18, д.58.

181. Правила для управления русского драматическими труппами Императорских театров. (1882 г.)//РГИА. Ф. 497. оп. 10, д. 98.

182. Проект изменений Высочайше утвержденного в 1891 году Положения о Театрально-Литературном Комитете при Директоре Императорских театров//РГИА, ф. 497, оп. 10, д. 726.

183. Проект Положения о вознаграждении авторов драматических произведений и опер (1882 г.)//РГИА, ф.497, оп. 18, д. 125.

184. Рапорт Комиссии о составлении Проекта Положения об управлении Императорскими театрами. 4 Янв. 1882 г//РГИА. Ф. 497, оп.18.д.15.

185. Рапорта комиссии о составлении проекта положения об Управлении Императорскими театрами, о современном положении Императорских театров (1882 г.)//РГИА, ф. 497, оп. 18, д. 15 4/1.

186. Сборник законоположений по театральной части. В 3-х т. Т. 1. //Кабинет рукописей РГИИИ, ф. 1, оп. 2, д.94.- 133 с.

187. Состав членов Комиссии о создании проекта Положения об управлении Императорскими театрами.//РГИА, Ф.497, оп. 18, д. 324.

188. Списки служащих Дирекции Императорских театров с указанием оклада их со держан ия//РГИА, ф. 497, оп. 18, д. 101, 10 августа 1882 г. 8 октября 1883 г.

189. Указ именной, данный действительному тайному советнику Олсуфьеву, об учреждении особого комитета для управления театральными зрелищами и музыкою. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. I, т. XXI, № 16965

190. Устав режиссерского управления русской драматической труппы//РГИА, ф. 497, оп. 18, д. 74.

191. Штаты и Положения об управлении Императорскими С. -Петербургскими театрами, Высочайше утвержденные//РГИА, ф. 497, оп.17, д. 91,1827 г.