автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Наскальные изображения Средней Азии, Южного Казахстана и Семиречья

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Марьяшев, Алексей Николаевич
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Наскальные изображения Средней Азии, Южного Казахстана и Семиречья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Наскальные изображения Средней Азии, Южного Казахстана и Семиречья"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НШ СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАШ

На правах рукописи МАРЬЯШЫЗ АЛЕКСЕЯ ШКОДАЕШЧ

НАСКАЛНШЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СРЩЕЁ А3№, ШСГО -

КАЗАХСТАНА И СЕШРЕЧЫ. Вопроси хронологии, интерпретации и ввоявдш наскального иокуоотва.

Специальность 07.UU.G6. - археология

Автореферат диссертации на соискание учено! степени доктора исторических наук

Новосибирск, IS95 г.

Работа выполнена в Институте археологии кы.АД.Маргулана Национальной Академии наук Республики Казахстан

Ведущая организация - кафедра археология Кемеровского государственного Университета /

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Дроздов Н.И.;

доктор исторических наук, црофессор рудяков (и.С.;

доктор исторических наук, профессор Киршин Ю А Защита состоится 19 декабря 1995 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д.000.09.01 по присуждении» ученой степени доктора исторических наук по специальности археология при Институте археологии и атнОгра$нн СОРА по адресу; 630090, г .Новосибирск, Академгородок, цроопект Лаврентьева,17

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии и атнографии

'Автореферат разослан "_" ноября 1У95 г.

Учены! секретарь дисоер тационног о совета

' В.Т.Пезрин

Обща'1 характеристика работы Лкгуальность_тег.щ. Активное к лучение петроглифов в 70-90 •оды нашего столетия позволило выявить много новых паглтки-сов наскального искусства. В научный оборот был введен больной материал. На материалах Сибири, Средней Азии и Казахстана 5или разработаны мзтоды периодизации и хронологии петроглифов. Эти исследования открыли возмояность "прочтения4 отдельных сюжетов з разработки некоторых вопросоЕ семантики древних изображений. Одновременно шло совершенствование способов хо-гагрования петроглифов. Исследования археологов подготовили почву для работ обобщающего характера. Обобщающим трупом на ату тему стала книга Я. А .Шара о петроглифах Средней к Цант-ральноЦ Азии. Однако, в ней не были охвачены материалы из Казахстана и не рассматривались вопросы эволюции наскального искусства среднеазиатско-казахстанского ареала на протяжении нескольких тысячелетий.

Развернувшиеся в последее годы работы по изучению петроглифов в разных регионах и разных периодов дали возможность поставить вопрос о происхождении и распространения наскального .искусства•на территории всего ареала.

Целью представленной .работы является выявить истоки и ранние формы наскального искусства, определить основные этапы его развития. В широком кругу проблем докаширупцей является пройдет эволюции наскального искусства.

¿а£ачи_иссле£ования: I. В каждом из изучаемых регионов необходимо было определить опорные памятники, которые наиболее полно представляли бы наскальное искусство ксыкретяых регионов. Такими опорными объектами изучения для Средней Азии стали Сайл:алк-Таи, на ьге Казахстана - Ар па-Уз ень и Койбогар,

в вешречье изучались петроглифы в ущелье Тамгалы и в горах Ешки-Ольмес.

На этих памятниках производились фиксация, описание петроглифов, изучение техники нанесения изображений, велся поиск петроглифов на щитах погребальных камер. 2.Одной из задач являлась разработка методов изучения петроглифов. Необходимо было выработать единые принципы исследования для всего ареала. 3.Следующий аталой было исследование и выявление ранних форм искусства &поаи энеолита и своеобразия искусства степной половы в апоху бронзы. 4 Для изучения саман тех* петроглифов следовало в* только вычленять отдельны« сюжеты, которые можно иитерцретировать, во и выяснить основные функции святилищ о петроглифами.

Для втого следовало обследовать не только наиболее 1фуп-еыэ скошшння с ркаункаш, во в выявить петроглифы ва над-мсгильных сооружениях, на перевалах в у зимовок. ' 5.Задачей работы является выявление регионов, в которых искусство петроглифов как пережиточное явление сохранилось ■«плоть до »географической современности.

Источники и метода_исследованйя.

Основным фактическим материалом явились результаты полевых исследовали! к работы саециикстов на в ту тему. Дня выделения рааяоврвмеыаых групп петроглифов были определены опорные охже-ты.

Такиьы сюжетами дня петроглифов эпохи »неолита стад» повозки с аапряженныш в них быками, для петроглифов апохи бронзы «возражения колесниц, для петроглифов древнетвркскаго времени-граффжть в фигугаш знаманосцав.

_ з -

Для выявления больших групп одной эпохи использовался принцип взаимовстрачаемости сюжетов, использовались случаи, когда петроглифы были перекрыты более поздними изображениями«

Велись наблюдения над патиниэациай рисунков и работы по фиксации техники нанесения петроглифов.

Для выявления ранних форм и истоков искусства петроглифов следовало обратиться к предметам прикладного искусства. Метод сопоставления петроглифов о роописями на керамике, окуль-птурв и глиптике позволил выявить ряд общих черт на разных памятниках и наметить пути проникновения мдей н конкретных образов на территория Средней Азии.

Для уточнения времени возникновения святилища в Таяталы велись раскопки в ложа ущелья. Обнаруженные на шитах ящиков гравировки способствовала решении вопросов хронологии целого пласта петроглифов.

В работе использованы данные топооъемок: обследовалась места святилищ, изучалась планировка, определялись их размеры я назначение. Били привлечены данные точных наук.

Для определения основных культов, смысла н назначения петроглифов были подобраны отдельные семантические Шока я ' выделены главные культы.

Вопросы интерпретации сюжетов рассматривается в свете возникновении новой знаковой системы и зооморфного кода, отвечающих потребностям кочевого общества.

Научная новизна работы,.

Диссертация яаляется обобщением археологических, исторических и некоторых этнографических сведений о каскадном искусстве. В научны! оборот введен новый материал.

Впервые расо.'.'ятривагтся вопросы звашоции наокальнаго искусства.

В работе предлагается рассматривать местонахождения с ри-сун&еми как храмы дод открытый небом. Выделены типы святилищ с петроглифами и определены их Функции.

фалхическая_значимость исследования^

Материалы исследований частично опубликованы в пяти монографиях. Научные результаты работы вошли в раадел "История Ка-■вахской ССР", ТД. Они могут использоваться при чтении спецкурсов в вузах по истории культуры Казахстана, при организации выставок и экспозиций в музее.

Апробация результатов исследования_ проводилась автором в форме докладов «а заседаниях сектора- бронзы в Институте археологии в С.Москве, на археологических конференциях в г.Кемерово "Скифо-сибирское единство" в 1980 году, на международном симпозиуме в г.Париже в 1995воду. Работы, связанные с поиском петроглифов и исследованиями памятников первобытного искусства отмечены премией Академии творчества в 1991 году в г.Москва. Материалы опубликованы в монографиях на русском, французском и английском языках.

СтЕуктдра работы.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографического указателя. Иллюстрации содержатся в приложении и состоят И8 600 копий петроглифов и таблиц.

Содержание работы.

Во введении дается обоснование актуальности темы, определяется цели и задачи исследования, хронологические рамки, указывается источники и методы исследования, определяется новизна ж практическая значимость работы.

В гуаве I изложена кЫ. .хая история изучения памятников

наскального искусства, анализируются работы специалистов на эту тему. В работе дана характеристика современного состояния . науки о петроглифах.

Изучение петроглифов обширного ареала, включающего горные и предгорные районы Средней Азии, Южного Казахстана и Семиречья, началось со второй половины ИХ века.. ■•

Вне до образования Туркестанского кружка любителей археологии первые сведения о семиреченских памятниках в горах Чулак поступали от Чокана Валиханова. Им же были обследованы и сделаны зарисовки буддийских святых в урочище Тамгалы-Тйс на реке Или.

Дальнейшее изучение памятников первобытного искусства свя- , зано с образованием Туркестанского кружа любителей археологии.

В Семиречье в конце ИХ века многие петроглифы были открыты Н.Н.Лантусовым.

Военный топограф. Н.ГДлудов в Ферганском хребта в 1902 году открыл самый крупный памятник наскального искусства - Сай-малы-Таш.

В целом для дореволюционного периода в исследовании пвт-'роглифов наметилось определенное направление. Исследователи давали по возможности вернув информации, делали зарисовки или Фотокопии отдельных групп петроглифов, но полной фиксации петроглифов не вели в связи с ограниченными возможностями и отсутствием специалистов. За редким исключением не касались она и вопросов хронологии.

После революции в исследовании наскальных изображений наступил длительный перерыв. Исключение составляет публикация* ВД.Городцова о петроглифах Тургайской области.

В.А.Городцовым впервые была предложена периодизация пет-

роглифов. Им были намечены основные направления в изучении петроглифов в будущем.

В середине ЗО-х годов петроглифами верховий Иртыша занимался С.С.Черников.

В конце 40-х - середине 30-х годов развернулись работы на Саймалы-Таше в Ферганском хребте и в Тамгалы в Семиречье.

В дальнейшем работы на гтих двух памятниках определили основные направления в изучении петроглифов Средней Азии и Казахстана.

А.Н.Бершптаы использовал комплексный метод в работе над петроглифами: он создал достаточно обоснованную периодизацию, выделил несколько пластов в древних изображениях, отобрал несколько опорных сюжетов, позволяющих найти аналогии в известных памятниках археологии и в атнографическом материале. Наиболее удачным методом оказались поиски аналогий в среднеазиатской и передневосточной керамике /Ьернштам, ЗД52/. Все последующие работы на этом памятнике проводились с учетом . его разработок.

Цубликации А.Н.Ьернштама оказали влияние и на изучение наскальных изображений в урочище Тамгалы. А«Г .Максимова, впервые изучавшая этот памятник, следуя за А.Н.Ьернштамом, выделила к пласта в петроглифах этого урочища /Максимова, 1958/, однако веских аргументов в пользу предложенной периодизации не цривела.

В конце 50-х и в 60-е годы изучением казахстанских петроглифов активно занимался А.Г .Недоев. Он открыл несколько новых памятников первобытного искусства. Наиболее древние изображения Прибалхашья он-датировал эпохой камня, что вызвало критические замечания у части археологов /Медоев, 1Ь60/. Он

впервые на казахстанских материалах приступил к анализу семантики некоторых сюжетов и предложил рассматривать крупные скопления петроглифов как храмы под открытым небом /Медоев, 1980/.

Подводя итог изучению наскального искусства за- этот период, надо отметить, что в археологической науке Казахстана в эти годы накатилось отставание. Не существовало единой периодизации петроглифов. Не были разработаны методы их датировки. Каждый из исследователей предлагал свою периодизацию. Вопросов семантики наскального искусства специалисты, как прайшо, не касались.

В дальнейшем направление поисков и,осмысление накопленного материала в Казахстане во многом зависело от обобщений и некоторых теоретических работ, которые были начаты А.П.Окладниковым, продолжены А.А.Формозовым, В.Н.Чернецовым и другими.

Уже в 6U-e годы были предприняты попытки более углубленного изучения петроглифов с привлечением методов точных наук. •

В 7U-e годы Г,А;Помаскина /Агафонова/ продолжила работы на Саймалы-Таше. Она проделала большую техническую работу: была снята топосхема рабочей площадки святилища, произведены копирование и учет изображении, з результате зтих работ она предложила свою периодизацию петроглифов, которая незначительно отличалась от периодизации А,Н.Беркштама /Помаскина, 1975/.

В Южном Казахстане в эти годы в течение нескольких полевых сезонов работай каратауский отряд Отрарской археологической экспедиции. Выло выявлено более семи тысяч неизвестных ранее изображений, составлена их классификация. Авторами исследования был еихелен как основной пласт петроглифов эпохи бронзы /Кадырсаев, Ыерьяцев, 1977/.

Ьыло установлено еднноссразие счетов и стиля эпохи .бронзы на территории Казахстана.

В конце 70-х годов были продолжены исследования на Сайма-лы-Таш& под руководством Я.А»Шера.

Им были использованы новые методы в изучении наскального искусства: учет рисунков велся с помощью вычислительной техники. Была пересмотрена датировка древнейшего пласта петроглифов. Автор работы выдвинул ряд новых теоретических положений. Им же были намечены и отчасти разработаны некоторые вопросы интерпретации петроглифов /Шер, 1980/.

■ Ьта работа имела большое значение, поскольку в ней, помимо практических задач, были намечены пути дальнейшего изучения наскального искусства.

В 80-е годы в Казахстане экспедицией адзШ им.Абая был от!фыт уникальный памятник наскального искусства в долине реки Коксу. Исследования на нем позволили установить, что ато было крупное святилище, функционировавшее на протяжении нескольких зшох.

Изучение петроглифов в долине р.Коксу дало возможность пересмотреть некоторые устоявшиеся представления о наскальном искусстве кочевников /Марьяшев, Рогожинский, 1992/.

«та же акспадиция продолжила исследования в урочище Тамга-лн. В 7Ц-е - 80-е годы петроглифы Восточного Казахстана изучал З.С.Самашев. В 90-е годы появилось несколько работ о наскальных изображениях вентрального и Восточного Казахстана /Самашев, 1992; Новоженов, 1992/.

В работе З.С.Самашева опубликованы новые материалы о петроглифах Прииртшья. предложенная периодизация их в принципе не отличается от уде существующей и выработанной на материалах аз смежных регионов. Она достаточно аргументирована. В ней более подробно рассматривался вопросы датировки петроглифов на примерах агашжровки воинов в средневековых петроглифах, З.С.Са-

' - & -

машавнм изучались петроглифы и Мангышлака.

3 работа В.АЛовоженова рассматриваются вопросы происхождения и распространения колесного транспорта на большой территории, Наряду с этим он анализирует многочисленные изображения повозок и колесниц з петроглифах.

В работе поставлены важные для современной науки проблемы о взаимосвязях и миграциях населения в древности. Основные тезисы этой монографии достаточно аргументированы, однако имеется и ряд спорных положений.

В &0-е годы работы в урочище Тамг алы были продол&ены под руководством А.К.Рогокинского, в результата защищена кандидатская диссертация на материалах Тамгалы. Ьто исследование выгодно отличается комплексным характером работ, использованием уьких специалистов, работающих в области точных наук. Некоторые положения, выдвинутые им, представляются спорными и не-• достаточно аргументированными, однако намеченные автором диссертации пути и методы изучения петроглифов представляют интерес /Рогожинский,-1694/.

Подводя итог изучению наскального искусства за последний период, следует отметить, что за это время появилось несколько значительных работ, в которых был обобщен материал, накопленный за предшествующие периоды; бшш разработаны новые методы в изучении петроглифов. В последние годы наметилась тенденция к разработке отдельных проблем в петроглифоведензи. В то же время исследователи наскального искусства стали чаще использовать труды специалистов, работающих в других областях науки, что способствовало более углубленному изучению проблем семантики петроглифов, этно-культурной принадлежности их и позволило рассматривать петроглифы как составную часть святилищ.

- 10 -

Вое эти работы подготовили почву душ постановки проблей 9 влиянии культур Ьликнего Востока на Формирование мироваз-грения нйсеяенав Средней -дою к Казахстана в апоху энеолита и бронзы, об эволюции наскального искусства на протяжении нескольких эпох.

Глава П содержит описание и характеристику основных комплексов с петроглифами. Указывается местонахождение конкретных памятников, приводятся сведения о тополандша^тной ситуации, о количестве рисунков, дается описание отдельных групп, указывается техника нанесения изображений. Приводятся сведения >о наиболее значительных и интересных сюжетах. Характеристика некоторых памятников является более полной, если на нем про-; ' водились работы в течение нескольких сезонов и производилась планомерная фиксация изображений.

В Щ главе рассматриваются вопросы хронологии петроглифов. В этой главе подведены итоги исследованиям в области датировки петроглифов за последние десятилетия, анализируются методы хронологии и полученные результаты.

. В ней определен круг проблем, которые возникают при определения возраста петроглифов.

Наиболее древние изображения Средней Азии и Казахстана впохв анеолита выделены на материалах Саймалы-Таша.

Среди исследователей 30-50-х годов нашего столетия не было единого мнения о времени возникновения этого святилиша. Первые исследователи, начиная с Ь.Т.Досла'вского, датировали наиболее древние изображения эпохой камня, однако каких-либо аргументов для обоснования датировки приведено не было.

Ъ.Ы.&имца древнейшую -группу петрогливс^ отнес к эпохе неолита. Он считал, что существенное ъесто в ^дт^ровке наскальных рисунков должок занклять. сю.у.ет, которьш часто пег ляд-

- II -

но характеризует определенные стороны жизни - различны» способы охоты, приручение и разведение животных, -уход за ними, религиозные представления и прочее /Зимма, 1950,/.

Он отнес древнейший пласт петроглифов к эпохе неолита, мотивируя тем, что к этому времени относится изобретение сложных орудий охоты. •

Он явно переоценил роль сюжетов при датировки петроглифов. Известно, что сложные орудия охоты использовались и в последующее время. Ошибки в вопросах хронологии, допущенные в 30-е - 50-е годы нашего столетия, легко объяснимы: к Ьтому времени еще не были разработаны методы датировки петроглифов.

Первым для Саймалы-Таша выделил и обосновал свою периодизацию петроглифов А.Н.Ьернштам. К древнейшей группа он отнес культовые многофигурные композоции, выполненные в геометрическом стиле. Ьлижайшие аналогии им имеются в росписях на передневосточной и среднеазиатской керамика. &ту группу изображений он отнес к П - началу 1 тысячелетия до н.э. и назвал ее предсакской.

Л группу он датировал серединой - второй половиной I тысячелетия до н.э. и назвал ее сако-усуньской. Основанием для датировки послужили выполненные в манере скифского "звериного" стиля рисунки животных. Третья группа была определена как гуннская и последняя, четвертая группа, древнатюркская.

«та периодизация соответствовала периодизация исторического развития Средней Азпит установленной А.Н.Ьернштамоы в ходе его многолетних исследований.

А.Н.Бернштам уделил значительное место анализу стиля петроглифов. Он впервые обратил внимание на возможность сопоставления петроглифов с хорошо датированными росписяш на керамика. Таким образом, его периояизним оказалась достаточна аргумзк-

тврованной» Она легла в основу всех последующих классификаций петроглифов Саймалы-Таша. Основным вопросом, который возникал у всех исследователей Саймалы-Таша, был вопрос о нижней дате этого комплекса.

В,М.Кассой обратил внимание на несоответствие даты, предложенной А.Н.Ьернштам для древнейшей группы петроглифов^и датировки расписной керамике из Суз X и П /Массой, 1У59/. По его мнению, исходя из аналогий, петроглифы следовало бы датировать 1У-Ш тысячелетием до н.э.

Впоследствии Я.А,Шар уточнил датировку древнейшего пласта наскальных изображений и отнес их к Ш тысячелетию до н.э., исходя И8 аналогий в стиле и анализе сюжетов с повозками /Шер, 1980/.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что основную древнейшую группу петроглифов часть исследователей датировала эпохой бронзк /А.И.Ьернштам, Г.А.Агафонова/, другие же исследователи отнесли древнейшие петроглифы к Ш тысячелетию до н.э. /Я.А.1аер, ЬЛД'олендухин/, овязав их таким образом с эпохой энеолита. Впоследствии периодизация, предложенная ЯоДЛером, как достаточно аргументированная, была принята и другими исследователями. Однако оставался нерешенным ряд вопросов: как» петроглифы, кроме фигур животных в битреугольноы стиле и изображений повозок, можно отнести к древнейшей группе и по каким признакам следует выделить последувдую группу пэтроглкфов эпохи бронзы?

Автором диссертации предложений расширить круг сюжетов и образов древнейших петроглифов но принципу взаиговсгречаемос-ти. фздставляеася целесообразным для анш^за ксш льзоьать прежде всего сюжеты культового характера. Такой выбор мотно объяснить тек,.что эти сгл.ита обычно

- 1а -

тщательно выполнены в традиционной манере, несут семантичео-кую нагрузку и нередко имеют аналогии о другими памятниками первобытного искусства.

В петроглифах Саймалы-Таша рядом с фигурами быков в геометрическом стиле, запряженными в повозки, изображены люди со свисающими к спине косинами. Ьти фигуры тоже следует отнести к древне!.шей группе петроглифов. Люди с росицами часто встречаются ъ качестве участников обрядов: они изображаются о солнечными исками в руках, иногда они являются участниками сцен эротического характера, иногда они обращены к солнечным божествам.

На скальных плитах рядом с фигурами людей много изображений змей, солярных символов, козлов, выполненных в битреу-гольном стиле.

Таким образом, в одну большую группу можно выделить изображения солярных божеств, фигуры людей с косицами, сюжету о повозками и идущими за ними людьми, людей о паЛицами через плечо, изображения оград и животных, выполненные в геометрн- : часком стиле, изображения людей, стоящих воздетыми вверх ру-каш, изображения небосвода, солярных символов и др. К этой группе следует отнести большинство сцен культового характера.

Таким образом, большинство культовых сюжетов,' появившихся в Казахстане в эпоху, бронзы-, уже существовало в Саймалы-Таше в Ш тысячелетии до н.э.

Некоторые из них имеют аналогии с датированными памятниками археологии. Известно, что изображения солнцегадовых божеств из Саймалы-Таша близки антропоморфным изображениям,, обнаруженным В^Дубаревым на плитах погребений в Караколе. Они относятся к ьлохе энеолита /Кубарев, 1988/. Аналогичные изображения известны в урочище Тамг алы. Там они датируются

эпохой бронзы. Иконографически близки саймалыташским петроглифам и антропоморфные фигуры из Каьады / , 1902/. Автором исследования они датируются кондом 1У-4и тысячелетия до н.э. Еще более ранние изображения солнечных божеств известны в Египте и Месопотамии.

Таким образом, хронологические рамки существования этих

сюжетов достаточно широки. Сузить их и уточнить датировку

древнейшего пласта саймалыташских петроглифов можно с помощь» • > t анализа некоторых сюжетов.

Я.А.Шер выделил два основных типа повозок и колесниц -повозки о маленькими сплошными колесами, профильные изображения животных, фигуры которых выполнены в битреугольном стиле-наличие треугольной рамки в повозке и идущих позади повозок погонщиков. Ко второму типу он отнес колесницы со спицами, запряженные, как щ>авило, лошадьми.

Известно, что грузовые повозки существовали в Шумере уже в Ш тысячелетии до н.а. /Кожин, 1983/* ÜU« ранее они появились в Европе /Сафронов, 1989/.

Следует отметить, что датировка только по отсутствию или наличию спиц в колесах ненадежна, поскольку многие изображения схематичны. Однако в оаймалыташских сюжетах видны многие детали: вожжи, кнуты, косицы у погонщиков; кроме того, некоторые устойчивые элементы в изображениях свидетельствуют о том, что изображены повозки на дисковадных колесах.

Таким образом, повозки и многие другие сопутствующие им сюжеты в Саймалы-Таще можно датировать Л* тысячелетием до н.э.

В Саймалы-Таше имеется еще несколько сюжетов, которые можно связать с известными памятниками археологии и первобытного искусства. Иконографически близкие уйгуры людей с косицами известны в й^сопотамии, в Иране, где они датируются от У до

- 15 -

Ш тысячелетия до н.э. /Алиев, 1960/. 'ото изображения оград, так называемые "планы домов", которые нередко встречаются среда энеолитических петроглифов а изображений эпохи бронзы Сибири и Монголии /Окладников, 1970/.

Несколько раз среди петроглифов обнаружены знаки свастики. Аналогичные знаки известны на керамике Ирана и в Месопотамии, где они дотируются в широких пределах от 1/,тысячелетия до н.э. и до ¿1 тысячелетия до н.э.

длительное существование многих сюжетов кокно объяснить теп, что они связаны с земледельческими народами эпох!и прояз-соглсего хозяйстЕа, в сходных условиях. Накоториа из

этих сю.г.етов продолжали существовать и в эпоху" бронзы.

Среди петроглифов дреЕне^щей группы наряду с фигурами, выполненными в битреугольнсм стиле, встречаются и изображения, выполненные в прямоугольном стиле. Некоторые судцения о том, что оки более поздние по времени, представляются малоубедительными, так как иконографически повозка, запряженныэ кивот-шсмп, которые ек(М:т1! на камнях в прямоугольном стиле, не отличается от аналогичных изображений с животными, высеченными в сктреугсльном стиле.

Известно, что оба стиля существовали уже в Кэсопота'-сш и Иране в тысячелетии до н.э. Объяснить сосуществование и тех и других изображений можно тем, что искусство петроглифов развивалось не самостоятельно, а заимствовало образы и стили, уле сложившиеся на Кликнем Востоке и проникшие в Среднюю Азшо. Возмогло, о тому способствовала инфильтрация большой группы населения из Ирана в Среднюю Азию. Чем далее на восгок, тем слабее влияние земледельческих культур и тем заметнее самобытные черты месткю: культур.

В Сакмалы-Та^е имеется значительная группа петроглифов

последующего "периода колесниц" П тысячелетия до н.э. и менее 8начнтельнвя группа эпохи раннего келеза, но ош. значительно уступают по количеству и выразительности древнейшей группа.

Петроглифы эпохи брокзц в диссертации рассматриваются на материалах из КазахстанА. Опорными памятниками цри изучении петроглифов этой эпохи стали Койбогар, Арпа-Узень в Каратау, Тамгалы, Коракыр, Ешки-Ольмес в Семиречье.

В работе рассматриваются методы, используемые разными исследователями при изучении наиболее древних петроглифов Казахстана, рассматриваются проблемы, стоящие перед исслодо-.вателями.

Большинство петроглифов эпохи бронзы расположено в степной и предгорной полосе Казахстана и Средней Азии. Они не имеют аналогий в росписях на керамике, что затрудняет их сопоставление о передневосточными образцами и датировку,

В наскальном искусстве этого времени не было выраоотано строгих канонов на территории всего изучаемого ареала. В каждом конкретном регионе существовал свой своеобразный стиль, поэтому при изучении петроглифов отиливтичеокий анализ как м^тод Исследования для датировки не играет такой заметной роли, как в Саймалы-Таше. Наиболее эффективными оказались традиционные методы датировки: анализ сюжетов, изучение реалий. Изучались стилистические признаки фигур в культовых сценах, поскольку такие изображения распространены достаточно широко и имеют аналогии-далеко за пределами Казахстана. Анализировались.наскальные изображения, обнаруженные на плитах £ могильниках Семиречья.

В работе выделены типичные для 8той эпохи сюжеты -. изображения колесниц со спицами и коней в упряки и сопутствующие жы явоорахышщ

Известно, что боевые к охотнлчь* колесницы появляются о

ЮТ вв„ до н.э. /Горелик, 19В2/. Ко времени походов Александра Македонского они ухе являются устаревшим орунзем и к концу I тысячелетня до н.э. совсем выходят из употребления. Учитывая, что большинство изображений холесннц является культовыми сюжетами, а схематизированные гравировки колесниц превращаются в эмблему колесницы, автором предлагается.датировать большущ, иногда основную часть петроглифов с этяга сюяеташ з широких пределах, от середины П тысячелетия до н<,э. до середины I тысячелетия до н.э. Сузить хронологические рамки позволяют иногда сопутствующие сюжеты и некоторые стилистические признаки.

Наличие среди петроглифов фигур людей с оружием позволяет в некоторых случаях определить Форму и тпп оруния и уточнять время появления рисунков.

Если среди язвестных дзтроглифов Тамгалы встречаются в основном изображении оружия - топоров я палиц, то в днунгэр-склх петроглифах часто можно видать изображения ялевцов к чз-канов.

Среди петроглифов Тедаалы есть шого сюжетов, извзстных в более ранних петроглифах Саймалы-Таша /Фигуры быков, солярннз знаки, изображения людей.в позе противостояния, брачных пер и др./.

Среди петроглифов Лжуьгарии встречаются баталышэ сцены с чеканата, клевцами. Чеканы как оружие ближнего боя известны с конца Л тысячелетия до н.э. /Новгородова, 1989/. К середине I тысячелетия они постепенно теряют свое значение.

Изображения клевцов или чеканов известны и в патрог лифах Монголии. Там они встречаются рядом с фигурами оленай.-"пигалиц". Можно допустить, что сюжеты с чеканами и фигурами оленей составляют один пласт. Стилизованные фигуры "клиновидных" оленей известны и в Казахстане.

- 18 -

* Таким образом, наличие в петрсг.лфах чеканов, черти "звериного" стиля в отдельных фигурах кивотных позволяют сузить хронологические рамки и и а обадй массы выделить группу петроглифов ьпохи поздней бронзы. Стилистический анализ петроглифов позволяет выделить характерные изображения эпохи поздней бронзы.

Сузить хронологические рамкп и уточнить ьреия появления петроглифов эпохи развитой бронзы позволили многолетние исследования в урочище Тамгалы, Археологические раскопки позволили использовать для датировки рисунков изображения на плитах •ящиков и цист в могильных комплексах эпохи бронзы Каракудук и Тамгалы-П.-

На плитах были обнаружены фигуры различных животных и людей, выполненные в "Тамгалинской" традиции. Установлено, чт< ложе ущелья Тамгалы, в зоне которого расположено святилище, создавалось в сравнительно короткий промежуток времени. Раскопки производились на трех могильниках в ущелье Тамгалы. Вещевой материал не позволяет говорить об этническом и хронологическом отличии могильников. Видимо, слнтилище о петроглифами. жертвенниками и могильниками использовалось в пределах одного племенного союза. В могильнике Тамгалы-П на плите ящика-цисты были обнаружены фигуры двух человек в позе противостояния с поднятыми руками и нечеткие фигуры животных.

Для определения датировки был использован вещевой и керамический материал. По аналогии с изученными погребениями 8псхх бронзы могильник может быть датирован Х1У-ЖЛ вв.до н.э.

¡Доведенные в последние годы А.£.Рогожииским исследования с привлечением методов точных наук дозволили определить абсолютный возраст могильника Тамгалы-П в аЮи лет, что. соответствует датировке Ш-АП вв.до н.э. /Рогсашнекий, 1ЬЬ4/.

- 19 -

Таким образом, значительная и основная часть петроглифов Тамгалы и аналогичные изображения Семиречья могут быть датированы этим .временем.

Более поздняя группа по сюжетам, реалиям я стилю может быть отнесена .<< рубежу П - началу 1 тксячзлепя до н.э.

3 ходе исследований било установлено, что напболэе древние петроглифы эпохи бронзы Семиречья расположены в стопноЗ п предгорной ¿оне, тогда как более поздние, составляющие П группу петроглифов на юге Казахстана и з Семиречье и датируом.та концом П тысячелетия до н.э. - началом I тысячелетия•до н.э., расположены в предгорьях и з среднегорьз. Всо эта районы и а наши дни используются под кочевое хозяйство.

Наличие петроглифов Л группа в районах джайляу дает воз-мо.-кность предполоулть, что р/.з в эпоху поздней бронзы пронсхо-' ;.дло становлош'я кочевого хозяйства.

В ш глаге рассматриваются вопросы датпрозкз пэтрсглгфоз :зпо:с; раннего -железа л ¿ровнствркского врогогп.

На .-латзриалах Каратау, Таласского хребта' и Ешса-Ольгзса, . где оонару:::ены крупные скопления петроглифов, вцделена группа кзобракеийК раннесакского времени.

В дшки-Ольмесе зто изображения орлов, пантор, золкоэ, в Каратау - гравюры с касанами и оленями. Для пзтроглифов этого времени древними художникага бшш выработаны, своеобразии"* ка-нсни: корпус гдвотша бил укра^н спиралями, волютами, насечками; фигуры квотных условны. -У них выделены сашо характерные признаки: у кабанов - хищниэ морды с клыхаш, у волков -клики, у оленей - рога,. -3 эту же эпоху появляются условны» и Фантастические изображения орлов, пантер. Создаются своеобраз,-ннз ооразы ух шлих :: травоядных .-¿ивотных. Совершенствуется техника выбивки и гравировка.

- 20 -

• - Обследования петроглифов Таласского Алатау позволило установить, что на скале Ьалтыракташ сохранились основные образы искусства раннесакского времени. Особенностью этого овятилища является то, что,здесь собраны вместе те образы к сюжеты, которые во^ечаютсй порознь на разных палштниках этого времени. &то позволяет очертить адт образов искусства "звериного" стиля на его раннем этапе и сделать заключение,

что искусство арлвно-майзшрского стиля уже оформилось в Сред/

ней Азии и в Казахстане уже в I трети 1 тысячелетия до н.э.

К этому же, времени относится большая группа петроглифов . в горах Ешки-Ольмео. Многим изображениям из этого святилища ишются точныа аналогии в предметах прикладного искусства. Образ хищника или птицы, терзаемого животного бил хорошо знаком древнему художнику. Иногда древний мастер изображал не реально существовавшее животное, а обраа его, созданный в искусстве, его модель на бронзовой или золотой бляшке. Таковы . многие фигуры орлов, пантер и хищников из Йики-Ольмеса. Ряд сюжетов из этого святилища о терзаемыми животными имеет аналогии в многочисленных памятниках скифского искусства середины I тысячелетия до н.э.

Наскальное искусство сакского времени сформировалось в сравнительно короткий период, уже к рубежу Ж - /Л вв.до н.э. достигло расцвета и, начиная со второй половины г! тысячелетия до н.е., оно постепенно угасало.

В работе выделен сравнительно большой пласт изображений древнетюркского времени. Ь археологической литературе долгое время существовало представление о наскальном искусстве а того . периода как о примитивном и кракье схематичном. Ьти суждения возникли отчасти под влияние;.] ге&иса А .А .Грача о том, что многие петроглифы этой эпохи представлены тамгообразными фи гураж козлов /Грач, 1*57/.

Некоторые исследователи эти представления, касающиеся конкретного памятника, распространили на все наскальное искусство, в . результате чего в древнетюркской эпохе были отнесены многие более древние изображения.

В работе анализируются методы датировки средневековых рисунков, ¡значительное место для хронологии сюжетов древне-тюркского времени занимает стилистический анализ, сопоставление граффити со средневековыми изображениями на скалахГна костях и фресках.

Средневековые петроглифы расположены на периферии1 основного святилища Тамгалы, в горах Яшки-Ольмес, а Чулакских и Чуилийских горах. Для этой эпохи характерны изображения конных воинов с пиками и знаменами, сцены охоты, фигуры пеших лучников в кафтанах. Древние художники тщательно проработала мельчайшие детали в рисунках,1 что позволяет определить формы и типы оружия. IIa скалах хорошо различимы наконечники стрел, колчаны, луки, щиты. У охотников виддш длинные, сужающиеся кнерху колчаны, прикрепленные к поясам, и находящиеся в них стрелы, вложенные оперением вниз. Такие колчаны были расгфост-ранекы у кочевых тюркских племен в У1-А. веках. У пеших воинов стрелы показаны с плоскими наконечниками ассиметрично-ромбо-видной формой с широким острием. В среде кочевников такие наконечники использовались- в л-Xl вв.Дудяков, 19ЬО/.

Заметно разнообразие размеров и форм луков. Уточнить время создания гравюр помогают изображения знамен. На скалах различимы знамена в виде прямоугольных флажков, в виде рамка со свисающими кистями. Некоторые флажки прямоугольной формы имеют в середине разрез. Чаще встречаются feauai с тремя кистями". На известной сцене уз урочища Ой-джайляу изображены знамена, по Форме очзнь олиэкке ¿намекам из Пендаикента, что дает ос-

но ваше датировать их эпохой раннего средневековья: /Ьелениц-ю&„ 1974/.

В наскальном -искусства этой эпохи были выделены определенные. каноны: грива у коней изображалась в виде трех выступов-зубцов. Аналогичные изображения встречаются у^е в сасаницком искусстве /Тревар, ¿уконин, ХУ87/. У коней обозначены луки седел, чецраки, и подшейные кисти. Сопоставление вооружения, изображенного в петроглифах, с комплексами средневекового оружия, некоторые стилистические признаки дают основание датировать большую часть петроглифов У 1-Х. вв.

В диссертации выделяется группа поздних изображений 1УП-И вв.*Основная часть их обнаружена в горах Каратау к на А«в-гшлаке. В атих регионах изображены животные - козлы, архары, муфлоны, лошади, верблюды и сцены охоты. Оонованием для датировки служат изображения фитильных ружей на сошках. В гравюрах сохраняются более древние традиции: некоторые Фигуры живот; них выполнены в традициях "звериного" стиля. Сувить хронологические рамки этой группы петроглифов позволяет размещение хх на плитах надмогильных сооружений некрополей Хйи-ХЦ. вв. Поздние гравировки встречаются и в Семиречье. Иногда под ними имеется дата. В Каратау был указан 1912 год, в Семиречье -1831 год.

Глава 1У_посвящена вопросам интерпретации петроглифов. Одним на важных и в то же вр&мя мало изученных остается вопрос о смысле и назначения петроглифов. На ату'тему в Литературе о первобытном искусстве, написано много работ, существуют самые даамеорадьно противоположные суждения, однако ясности до сих • сор нет. .'.''.

В научной литературе неоднократно встречаются суждения о том, что крупные' скопления петроглифов следует рассматри-

еять как. своеобразные святилища. В атом случае, остается неясным вопрос о том, все ж петроглифы связаны с природными свя-тклишами, либо только .какая-то их часть.-

Исследователи наскального искусства отмечают, что многие скопления петроглифов являются составной частью археологических комплексов, включающих в себе жертвенники, могильники, стоянки, отдельные постройки. В то же время в литературе о петроглифах встречаются попытки выделить типы святилищ на основе только петроглифического материала. Автором диссертации предложено определять тип святилища, исходя из его функций.

Известно, что до образования первых цивилизаций под храмы были приспособлены природные алтари и выложенные под ними ллошадки. Из этнографических наблюдений известно» что существенны.® элементами святилищ у язычников было наличие священной роще и площадок для обрядовых танцев. Только к концу периода Убзйд в Шумзра появляются культовые сооружения. Помещения, приспособленные под храмы, представляли собой небольшие сооружения для божества-пмфовителя и площадки для жертвоприношений.

Рассмотрим, какие функции исполняли подобные святилища. Главными лицами в. них-были лрец и его ассистеьты. В большинстве случаев ати храмы посещали в дни праздников, связанных с культом плодородия. Такие храмы отмечены,и у язычников Афганистана Деттмар, 19В9/. Праздники плодородия являлись сезонными и устраивались раз или два раза в году. В них принимало участие значительная часть населения, поэтому для храма'-избиоались специальные площадки и алтари. У язычников - кала-мей известен годовой праздник урожая, когда жители поселка рисуют на стенах домов козлов и сцены охоты, близкие по сюжетам

и стилистическим признакам наскальным изображениям Казахстана. Праздник завершался всеобщим шествием к скале с■петроглифами /Йеттмар, 1989/. Скала называлась "камнем-творения". До преданиям сюда животных гнали невидимые духи.

И характер праздника, и обращение к петроглифам указывают на то, что сезонные праздники были связаны с культом плодородия, а петроглифы являлись составной частью святилища.

Наличие сюжетов эротического характера и изображение рожениц, 'а также символов плодородия в ущелье Тамгалы позволяет предположить, что там располагалось крупное святилище, также связанное с культом плодородия.

В Семиречье были отмечены случаи, когда петроглифы располагались на поминальных стелах или на отдельных камнях, стоящих с восточных сторон курганов /ущелье Усе^. Ьти изображения указывают на то, что функции святилищ с рисунками не ограничивались культом плодородия. ¡¡Здесь очевидна их связь с погребальным обрядом и культом предков.

Выбивка рисунков на перевалах и вершинах гор связана с культом гор. Размер святилища зависел от его назначения. Крупные скопления петроглифов принято считать межплеменными /¡/ар тынов и др., 1992/. Их довольно сложно отличить от родовых и племенных. Можно предположить, что 1фупное святилище, содержащее несколько десятков тысяч изображений, создано большим числом обитателей этого района.

В таких храмах под открытым небом наиболее полно отражены мифологические представления древнего населения о «фоуст-ройстве. х\ числу подобных святилищ следует отнести Тамгалы. Там обнаружены, помимо петроглифов, разные по конструкциям и по набору инвентаря, могильники и ¿яртьеннккк одной эпохи, что дает основание считать, что они созданы разнил*. ¡¿.".«.ченш/Х

/Марьяшев, Горячев, 1992/, В работе рассматриваются типы сея-тилкщ в зависимости их от тсполандшафтной ситуации и религиозных представлений древнего населения.

Автором диссертации сделан вывод о зависимости расположения святилищ от типа хозяйства и освоения горных плато под вертикальное кочевание в конце эпохи бронзы.

Неряду с крупными скоплениями часто встречаются небольшие группы петроглифов. Некоторые скопления крайне однообразны и многочисленны. В Семиречье во многих ущельях. Заилииского Алатау на выходе ущелий на равнину обнаружены площадки со следами жилья. В нескольких десятках метров обычно располагаются на скала петроглифы. Они связаны с обжитым пространством /Сараев, 1993/.

Поскольку площадки калы, а риоунки малочисленны, можно сделать вывод о том, что они оставлены небольшой группой на-селения-семьей несколькими семьями.

Обобщая Материал, можно отметить, что святилиша с петроглифами на были однотипными, имели разное назначение и Функционировали в разные.эпохи с разной интенсивностью.

На многих святилищах отмечены случаи подновления изображений. ото свидетельствует о том, что петроглифы и в последушцке' эпохи оставались священными. Возмогло, позднее стало важным приобщение к петроглифам через их обновление. Повторная выбивка сохраняла в памяти следующего поколения сокровенный сшел культовых сюжетов и продлевала жизнь святилища.

В работе рассматриваются вопросы семантики наскальных изображений; Современное состояние петроглифоведения позволяет объяснять некоторые сюжеты культового характера. В петроглифах отразились образы и идеи, связанные о развитием производящего хозяйства. Часто в них можно видеть те сюжеты, образы

- 26 - .

и симлолы, которые известны в других памятниках первобытного искусства, что несколько облегчает понимание смысла и назначения некоторых сюжетов. Одной; из главных является идея плодородия. Б ^аадух/ апоху ока оыла выражена ь разной о;орш.

В наиоолее древних петроглиуах из Саишлк-Те^а а тс сцены "священного срака". Их сояровоздают символа плодородия - фигуры змеи 1. козла. ¿1звестно, что эти символы е сочетании с ростк&гг; знаковых растений и солярными знаками гкассач 'на керамике земледельческих культур Месопотамии /Антонова, .

3 Саим^лы-Таше изоорахения зме!. высечены рядом с "планами" 13 этом случае эти ска»ты могло рассматривать как благолсл&яанЕК дому.

В петроглифах этого же урочища рядом выбиты изображения кркага. свасткю'., солярного знака в форма круга и ¿.-.¡¿и.

Все перечисленныа мотивы связаны с идеей плодородия. Они образуют круг идей, своеобразное семантическое поле, когда одна к та ш идея молсет выражаться разными символами.

Б наскальных изображениях эпохи бронзы ^уг символов плодородия становится беднее. В среде степных племен сохраняются более простые и понятные выразительные средства: на скалах высекают изображения брачных пар. В нескольких случаях в сюжет с брачными парили введен ребенок. Обычно его Фигура располагается между взрослыми. С темой плодородия связаны и сцены спаривания животных.

Тема плодородия наиболее емко выступает в образе богини-матери, покровительницы плодородия, олицетворяющей идею возрождения. В урочище Тамгалы это фигуры розниц. В некоторых случаях-культовые сюжеты образуют отдельные блок!:, объединенные одной темой.

- В ущелье Тамгалы сцены эротического характера соседствуют

с изображениями рокяшшы. Мотив.вертвопркксыеких присутствует в нескольких культовых сюжетах: в Тамгалы это '¿етура мужчины, наносящего удар топором по голове сыка. На расположенной рядом плите изображена стельная корова. В основе приведенных приборов легат чередование мотивов - смзрть-возрождекпе. Сцены жертвоприношении животных и человека известны и в наскальных изображениях Ажуктарш.

С культом плодородия в древности был тесно связан и культ солнца. Об атом свидетельствуют изображения антропоморфных персонажей с дисками вместо голов и луча'л:. Иконографически все эти изображения заметно различаются между собой. Неизменными остаются лучи, диски. Видимо, для выбивающих эти рисунки, важно было подчеркнуть сияние, лучезарность божества, что должно 6т^ указывать на принадлежность подобных персоной к разряду божества высшего порядка.

На известной сцене из ущелья Тамгалы в центра святилища высечены фигуры двух божеств, в средней части - жизотных и в нижней - хоровод из двенадцати человек:в ¡танцевальной позе.

В этой сцене прослеживается,модель:едреи -вверху - божества, внизу люди, между ниш животные..¡Наличие божественной пары позволяет рассматривать эту сцену как построенную по принципу бинарных оппозиций. В божественной паре можно видеть изображение межского и женского начал. Некоторые специалисты видят в этой сцене божества солнца и луны /Кляшторный, Султанов, 1592/. 'й'-гуры людей, составляющие "хоровод", тоже заметно различаются иконографически. Изображенные справа муг.'чины показаны с расходящимися -лучат от голов /возможно, так изображены мае—'" ки/, левее -с оружием в руках. Часть персонажей безоружна. Наличие роженицы в центре хоровода и мужчин с разными атрибутами позволяет предположить, что в данной сцене изображены

- 2В -

различные сословия среда населешш округи - жрецы, воины и простые оощинникн.

Рассматривать подобным образом эту сцену позволяют н . наблюдения В.ii.Зуева над. шшцущими человечками "оапоговекого клада". Он установил, что в фигурках шшщувдх представлены разные сословия древнего населения,, Основанием для этого суждения послужили различный атрибуты л экипировка персонажей. Вполне возможно, что подобные представления существовали б предшествующую эпоху.

Таким обраоом, центральную сиену из Тамгалы можно рассматривать б целом как .картину мироустройства.

Earn о смысле многих сюжетов можно судить только предположительно, то значенье некоторых из них является достаточно определенным.

В сценах'этого святилища прослеживается противостояние сил добра и зла: с одной стороны, это солнечные божества, дающие жизнь и изобилие, обязанные.о ролокителькым началом, -с яругой стороны - фигуры ряженых в звериные шкуры, с нечеловеческими руками, олицетворяющие силы зла.

К культовым сюжетам можно отнести и гравировки, с повозками. й.АЛер отызтил, что в таких повозках часто запряжены животные разных видов, что позволяет эти сюжеты рассматривать как мифологическиб /Дер, ХЗВО/. Культ повозки, а затем и колесницы занимает важное место в петроглифах всего изучаемого ареала.

Значительное количество повозок в захоронениях было обнаружено в Европе уже в начале Ш тысячелетия до н.э.," что свидетельствует о культовом характере этих захоронений /Сафронов, 1989/.

■ На территории Казахстана встречаются, за оедиим исключе—

нием, изображения колесниц,- в упряжи в основном изображены лошади. Нет и мифологических сюжетов, когда в упряжи высечены животные разных видов. Однако, это не означаете что рисунки в эпоху бронзы ужа утратили свое мифологическое содержание, вта сюжеты наносили на скалы на протяжении длительного времени. В литературе о колесницах исследователя по-разному объясняв смысл подобных, изображений - одни связывают их с погребальным культом, другие - с солнечным культом. В работе указывается, что сакрализация изображений повозок происходит еще .задолго до появления боевых колесниц. Многочисленные изображения колесниц и их вотивные модели свидетельствую? об оообой их значимости а представлениях древнего населения, сти представления сложились еще в период освоения колесного транспорта. Ассоциа тивнов мышление древних жителей соединило с колесом представав: ния о Солнце, о Вселенной, о движении Солнца по небосводу. Нередко и Вселенная представлялась древним человеком в образа колеса. Асесциативнов мышление человека первобытного времени наделило колесо, как наиболее важный элемент колесницы, особыми сакральными свойствами.

В связи с этим колесо широко представляло в искусства Востока как символ Вселенной - мандал, как "колесо закона", "колесо времени".

Ьыло бы ошибочным рассматривать подобные сюжеты как отражение конкретных культов. В диссертации предлагается рассматривать эти изображения как мифологические, более широкие и философские по своему содержанию.

В работе выделены на материалах петроглифов культы животных - быка, верблюда, козла.

Автором диссертации отмечено, что культ быка как ода£ яа древнейших нашел отражение не только в петроглифах, во я я

других памятниках первобытного искусства и в пирологии. В работе приводятся суждения специалистов об истоках некоторых культов животных. Для региона Каратау отмечен культ верблюда. Автором диссертации предлагается рассматривать возникновение некоторых культов в зависимости от того, какое место занимали в жыььи первобытного человека эти животные.

В диссертации анализируются батальные сюжеты и делается вшое а сложении в эпоху поздней бронзы культа оружия.

Выводы: в не скальном искусстве эпохи энеолита к бронзы оара. зились те ::ь идек и образы, которые наили воплощение в других памятниках первобытного искусства Средней Азии, Ближнего Востока и Казахстана; основным:; культами в зту эпоху стели культ сслипа н культ плодородия; некоторые культы, в том число культ верйвд;а, склагквшшсь на местной основе в степях Казахстана и Средней Азии.

3 диссертации рассматриваются вопроси cei/антккк наскальных кзосралкний сакского рремени..Разработка этих вопросов стала возможной только в последние годы поели того, как опии выделены из ociu,ei-i массы петроглифы сакского времени и разработаны некоторые теоретические вопроси в области мифологии екп*-скох'о и сакского обществ.

В naTporxKtiax отразились тс же идеи и образы, что г. в другие памятниках прикладного искусства. сто искусство было сслее кассовым il стояло ближе к народному творчеству, в вибпвке петроглифов принимало участие'значительное количество людей, многие из них не были профессионально подготовленным:, поэтому в петроглифах встречается большое количество грубых :: .".^.искусных. изображений. Однако, в крупных святилищах центральные сцс-нк. выполнены, тк правило, в .лучших традициях "зрерпьего" стиля, В пзтроглк*си. встречаются вес сбра.^к, известные в прикладном

- 31 т

искусстве саксхгаго времени.

13 скифское время появилась новая знаковая система. Скифская модель мира била основана на мифологических концепциях. Не имея.собственных выразительных средств в своей недавно сформировавшейся культуре, скифы использовали, выразительные средства ближневосточных культур. Поскольку антропоморфные образы предшествующих культур не соответствовали системе представлений кочевых народов, они стали отмирать. Возникла новая монография, где зооморфные образы заняли ведущее положение ^Раевский, 12В5/.

В работе ввделены образы и отдельные сюжеты, распространенные еще в предшествующую эпоху. Наряду с ними появились новые образы. Искусство кочевников выработало зооморфный код, используемый для маркировки основных зон мироздания. В искусстве саков и.скифов птицы связаны с верхним миром, травоядные -со средним, змеи и хтонические существа с миром мертвых. В свете разработок в области структуры и семантики скифского искусства и следует искать ответы на вопросы о смысле и назначении основных образов искусства саков. Исходя из того , что оценн терзания являются метафорическим изображением стихии смерти, многие сюжеты с нападением и терзанием травоядных животных можно рассматривать как условие для обновления жизни. В диссертации анализируются некоторые из подобных сюжетов на материалах петроглифов 1ижного Казахстана и Семиречья.

В работе анализируются сюжеты древнетюркского времени. В петроглифах этой эпохи главное место отведено изображениям воинов-всадников, батальным сценам, изображениям охоты. Создание тюркского каганата в УХ веке, его крушение, образование и распад кочевых империй, меддуусобные воины - все это об_-с-ловило окончательное оформление особой идеологии и способст-

- 32 -

воэало сложению культа войны, в котором воин-всадник, меткий стрелок н ловкий наездник занимали центральное место.

С культом воина связаны культ оружия и коня. Сюжеты, ил-лвстрируюцке эти представления, и преобладают среди петроглифов древнетюркского времени. В работе рассматриваются отделы* ные скаеты.

Поскольку во всех древнетюркских образованиях., основанных на системе родоплеменной организации, "эль",войско формировалось по родоплеменному цризнш:у, знамя являлось символом единства рода или племени, йтим обстоятельством, вероятно, объясняется большое количество сюжетов со знаменосцами в петроглифах древнетюркского времени.

Известно, что символом воинской доблести в древнетюркское' время был конь. Его считали священным жертвенным хлвотным и посвящали главному богу Тенгри-хаиу /Плетнева, 1У67/. Битвы и скачки на конях входили в культовые действия. С культом коня связана и традиция тщательно прорабатывать в петроглифах детали конской сбруи, выделять стрижку, луки седел, подоейную кисть и другие атрибуты.

Среди семиреченских наскальных изображений особенно выделяются гравюры с фагураш волков. Образ волка в значительной степени связан с воинским культом. У различных тюркских племен средневековья почиталась волчица как прорадительница всех тюрок. О почитании волка как тоте.ма свидетельствует и имя мифического прородителя тюрок - Ашина, что означает "благородный волк" /Гу.'.шлиа, 1967/, Волк является' и покровителем воинов. Волк выступает к как прародитель всех тюрок и как изо.юттелъ от смерти и поражения, как символ еоинскок доблести и как лосхаянш; Тенгри, дарующй победу в оитье. Поэтому обращение к осразу вичка в наскальном искусстве представляется вполне

закономерным.

Достаточно многочисленные сцены охоты, видимо, то;;® связаны с культами войны и военской доблести. Саш охота рассматривалась в это гремя как подготовка к войне. Право на воинское имя необходимо было заслужить на война, но ес.чз; е дышый момент войны не было, то "ар аты" - воинское имя - можно бнло получить, отличившись на охоте /Кляшторный, Султанов, 1&92/. Охота в данном случав рассматривалась как инициация, кат. проверка воинских качеств. Фактически все средневековые петроглифы Средней Азии и Семиречья связаны о воинской идеологией. Отголоски этих цредставлений прослеживаются и в позднесредневековых изображениях и даже в петроглифах ХУШ - XIX. веков.

В У главе диссертации рассматриваются вопросы истоков и дальнейшей эволюции наскального искусства.

Известно, что наскальное искусство племен, населявших ферганскую долину и отроги Западного Тянь-^аня прадлоложи тельно в конце Ш - начале Л тысячелетия до н.»., предстает как уже зрелое и вполне оформившееся. Искусство последущих эпох уступает ранним образцам по выразительности, насыщенности культовыми сюжетами и даие по размерам святилищ с наскальными изображениями. ¿»1ежду более ранними памятниками эпохи камня и петроглифами Саймалы-Таша нет промежуточных звеньев, которые бы позволили бы проследить непрерывную линию развития наскального искусства.

В петроглифах Саймалы-Тада заметно влияние первдаавосточ-ных культур, причем трудно отметить какую-либо одну культуру, так как в наскальном искусстве этого региона отразились раз-' личные элементы культуры Переднего Востока и Средней Азии. В работе приводятся аналогии саймалыташскш петроглифам иа других регионов, в том числе из Месопотамии, Ирана, .Египта. Из-

. - 34 -

вестные по петроглифам сюжеты встречаются на керамика, в л глиптике, в скульптуре древних цивилизаций Востока. Некоторые элементы культуры можно объяснить уровнем развития обществ в ■ период становления производящего хозяйства.

Однако в наскальном искусстве Саймалы-Таша имеется ряд изображений , стилистически близких аналогичным на распиской керамике Шумера, Ирана и Средней Азии. В диссертации приводятся конкретные примеры, свидетельствующие о прямых контактах населения Месопотамии, Ирана и Средней Азии. В.М.Массон считает, что в конце 1У тысячелетия до н.э. в первой половине Iii тысячелетия до н.э. имела место инфильтрация населения из Ирана в Среднюю Азию. Он отметил, что вто не было переселением какой-либо одной группы, как и не было единого "народа расписной керамики". Ьто был ряд культурных общностей внутри одной цивилизации /Л1ассон, 1964/.

Некоторые аналогии, в том числе изображения фигур животных в геометрическом стиле на керамике и в петроглифах, изображения ладей с косицами свидетельствуют не только об общих представлениях, но и о разработанной иконографии в изображении людей и животных.

Поскольку в петроглифах Саймалы-Таша отразились многие представления и. элементы культуры, характерные для древнего населения большого ареала, можно допустить, что население Ферганы и прилегающие районов находилось под влиянием" передовых ' цивилизаций Востока, где имели место и миграция, и культурное влияние.

Рассматривая таким образом Еопросы эволюции наскального искусства, можно объяснить наличие зрелого искусства петроглифов в Сай:.:алы-Та;1е. Многие изображения яелялись условными симзсьлп:, понятными населению roi. ало-л. Условный символ не

подлежит изменении и. существовал очень долго. Ьтим могло объяснись "живучесть" многих образов .и символов.

2то искусство было связано с развитием антропоморфной мифологии. Набор метафорических образов и символов представлял собой знаковую систему, которая была понятна человеку той эпохи. Петроглифы -эпохи бронзы Средней Азии и степной полосы Казахстана значительно беднее и однообразнее Саймалы-Таша. Здесь еще сохраняются некоторые сюжеты культового характера, но их становится меньше.

Начиная со второй половины П тысячелетия до н.э. в петроглифах появляются новые сюжеты, связанные с племенами скотоводов: в горах Каратау ато сцены с одомашненными верблюдами, в горах и предгорьях Джунгарии преобладают изображения прирученных лошадей. Пояачяются изображения боевых колесниц. С конца П тысячелетия до н.э. они превращаются в.схематичные изображения колесниц. Сокращается число сюжетов, связанных с солярным культом. Сокращение культовых сюжетов коснулось в первую очередь тех из них, которые были наиболее характерны для земледельческих культур. Образы-знаки чуждые, населению степей не нашли распространение у скотоводов Казахстана.

В петроглифах Казахстана исчезает битреугольный стиль и многие стилистические признаки, характерные для древнейшей группы петроглифов Саймалы-Таша. Изображение в петроглифах степной фауны свидетельствует о местном характере искусства петроглифов. .

В ка;чл.ом из регионов складывалось свое неповторимое искусство. На скалах Сармыша появились изображения высокопородный скакунов, в степях Семиречья изображали низкорослую с густой гривой лошадь, в Каратау преобладали изображения Еерс дов. В этот период, судя по петроглифам, нарастает количество

батальных сиен. Зо многих сюжетах Каратау и Ешки-Ольмеса с приследованкем собаками и волками архаров, козлов и оленей ужа угадываются некоторые черты "звериного" стиля. В конце эпохи бронзы появляются изображения "юавковидных" оленей. К этому времени уже ослабло .влияние культур Передней и Средней Азии и уже оформилась культура скотоводов.

В конце эпохи бронзы были выработаны и определены многие технические приемы, используемые в последующую эпоху: осЕоена тонкая гравировка по каша, свето-тенезая моделировка фигур животных с частичным заполнением контура животного, то есть была подготовлена почва для искусства "звериного" стиля. В потроглидах появилась тенденция, с одной стороны, к упрощению и, с другой стороны, к большей выразительности за счет новых технических приемов. Очевидно, начиная с Ж века до н.э. возникает искусство кочевников.

Говоря об основных этапах эволюции искусства кочевников, необходимо отметить, что только на ранних этапах его развития прослеишается многообразие образов: это изображения Фантастических судеств, грифонов, пантер, хищников: барсов, волков, а также терзаемых травоядных животных. Ьа более поздних памятниках эти образы уже теряют свою выразительность либо вовсе исчезают.

Дальнейшая эволюция искусства кочевников происходит за счет со:фащения знакомых сюжетов и появления новых вариантов одного и того же мотива.

Некоторое оживление угасающего искусства наблюдается с притоком нового населения с востока, с возникновением Ьападно-тюр-кского каганата, а затем и других этнололитических объединений фи ток населения с востогл и влияние культуры кочевников в это: период 1гроало>хва.'Тся не только б кзту01у.г..а>:, но г. на многих

памятниках городской культуры. Зооморфные сюжеты пояатотся в бронзолитейном деле, на керамике, на фресках.

В оезультате взаимообогащенкя в зоне, заселенной оседло-земледельческими народами, возникла синкретическая культура, впитавшая в себя традиции разных народов /Ьайпаков, 1£86/. Там же, где не происходило слияния культур, в зоне кочевий, сохра-' няются традиции предшествующей %по.и.. В петроглифах наряду с Фигурами знаменосцев и сценами охоты встречается изображения оленей с яодаатылк ногами и хищников, выполненный в "зверином" стиле, йти петроглифы по стилистическим признакам мало отлкча-ются от сакских изображений. Несмотря ка то, что в средние зека в наскальном искусстве сузился круг екаетов, трудно говорить о заметном его угасании, поскольку в искусстве петроглифов этой эпохи отразились качественные перемены.

Наряду с некоторым однообразием сюжатов в петроглифах проступает элико-героическое начало. ¿/Ьжно предположить, что батальные сюжеты со знаменосиами повествуют о подвигах героизированных предков. Не исключено, что эти сцены могут выступать в ролл эпитафий и связаны с погребальным культом.

Наскальное искусство этой эпохк сало токламатквкым. Оно в меньшей степеш было связано с религнознцмп представлениями и должно било передавать основные идеи в сжатой и лаконичной Форме, на развора'шзая сюжета. Изображения наносились с целью напоминания знакомого образа и утнерадения осноэкшс идей.

3 У главе ргюсматрившотся петроглифы последующи периодов. Наскальное искусство, исчезнувшее в позднем средневековье а большинстве районов Казахстана и Средней Азии, еще долгое время' сохранялось в регионах, заселенных кочевниками, ведущими традиционное хозяйство, сто явление связано с патриархальным укладом ¿Х31-И. Сохранившиеся петроглифы принадлежат не од-

- 38 -

ному народу. С угасанием этого вида искусства традиция высе-кать.петроглифы сохранилась на Мангышлаке, в горах Каратау; в небольшом количества петроглифы высекали и в Семиречье.

На Мангышлаке найдено значительное количество гравюр этого вреыеш. Чаще всего гравировки наносились на надмогильнкз плиты мавзолеев или сагонатамов, на стены ;.'ечетей и просто на скалы.

Искусство этого времени выработало свои каноны: седла показаны с высокими луками, подшейная кисть только намечена одним штрихом, ноги у всадника, как правило, не изображались. Сами всадника изображены.в виде линий с кругом вместо головы. В целом, в наскальном искусстве утверждались схематичные Фигуры, однако изображения животных - баранов и козлов выполнены достаточно искусно, в лучших_традашях искусства кочевников. . В гравировках Мангышлака в большей степени, чем где либо в Ка-ьахстане, сохранились традиции "зЕериного" стиля.

Среди изобратаний этого региона моано выделить две группы. Одна иа' них - это петроглифы и росписи, нанесенные на надмогильные сооружения. Располагаются они обычно на стенах мавзо-. леев и оград, на надгробиях и в пещерных храмах. Наряду с гравировками явно культового назначения встречается немало изображений, нанесенных на отбытые скалы. Те и другие имеют много общего, «ти сюхеты с изображением всадников на лошадях, охотников с рунйями на сошках, Фигуры муфлонов, изображения различных видов орудия. Объединяет эти две группы их стилистическое- единообразие - преобладание контурных ¿игур лошаде!. и всадников, характерные приемы: выделение одним - двумя штрихами деталей конского убранства, схематичность фигур, умение мастера двумя-тремя линиям: подчеркнуть главное в изоооаыенни,

В ггавкрсвках лрослехнвается ¡тере-итки т ■.^••.'■'.».'.'оякого дх-

ровоззрения - культ коня и культ оружия, характерные для петроглифов средневековья.

В рисунках на стенах погребений характерно изображение оружия, сабель, ружей, кинжалов, луков, а для женских -предметов домашней утвари: ичигов, пиал, чаш, чайников.

Последняя группа граффити, как и полюфомных росписей, -хотя и появились позднее, но выполнена в тех же традициях; однако эти изображения имеют более узкие функции. Сопровождая умершего в загробный мир, они, по мысли их создателей, подчеркивают статус умершего и несут в себе благопожелания. Искусство это связано с культом предков и является более узким по своег.<у Функциональному назначению. Оно возникло из традиционного искусства петроглифов и позднее несколько трансформировалось, что выразилось в том, что на смену бслышм композициям пришли лишь отдельные мотивы, а вместо конного воина со всеми доспехами могли вырезать седло и кинжал, либо_ружье.

Традиционное наскальное искусство существовало, и на юге Казахстана. Значительное количество поздних гравировок расположено на скалах древних святилищ Койбагар и Арпа-Узень, в Кара-тау и в районах, рилегающих к ниы. Несмот:., на то, что петроглифов древнетюркского времени в Каратау мало и существует значительный разрыв во времени,Ч»то искусство возродилось с АУЛ века. Расположение поздних гравировок рядом с древними не случайно. Этот факт указывает на то, что еще были живы представления о святилищах.

М.Э.Воронец, рассматривая поздние петроглифы Средней Азии,

отметил, что они утратили древнюю символику, поскольку в них на перЕый план выступает бытописание /Воронец, 19эО/.

Действительно, в названных петроглифах не прослеживается чвязь

с заупокойным культом, но при этом следует отметить, что кара-

таусккь, гак и мангышлакские гравировки, расположены в зоне традиционного кочевого хозяйства, где еще сохранялись вплоть до Хл века многие представления, уже утраченные у других народов.

Очередно'/ подъем и возрождение традиционного искусства каждый раз объяснить сложно: обусловлены они разными причинами, однако некоторые, из них очевидны. Так, ка ранних этапах искусство петроглифов сбнзгхо со становлением производящего хозяйства, с формированием мировоззрения у населения большого ареала и с той ролью, которую на начальном этапе играли святилища с петроглуЪаш в жизни населения, ^акт более позднего формирования искусства петроглифов в Казахстане, в отличии от Средней Азии, возможно, связан со становлением скотоводческого хозяйства.

Возросшая подвижность, переход к кочевому хозяйству, увеличение населения, заселение высокогорных пастбищ и приток нового населения способствовали созданию новой идеологии у племен начала X тысячелатая до н.э. сто явление отразилось и в искусстве саксккх иле.мек, в том числе и в петроглифах. Начинав с рубежа новой эры, это искусство существует как традиционное, постепенно угасая. Однако большой приток населения из восточных районов Казахстана, Алтая и Монголии, передвижение ..ркских и монгольских племен вдохнули жизнь в угасающее искусство петроглифов. В средние века возродились на время не. которые традиции. Как отголоски древнего сознания сохранились очагк его до нашего времени в удаленных районах Казахстана и Средней Азии.

Расцвет искусстга петроглифов в эпоху энеолита и. бронзы и угасание в посдедузидце укохя связано с постепенным сзлаоле-киеа родоплеменных отношений, осоиенно заметным со временем

-41-,

образования государств. С распадом этих отношений и возникновением других изменялось и.первобытное мышление, йоходя из этого положения можно понять, почему в эпоху энеолита и бронзы святилища с петроглифами были более значимы для древнего человека, чем в последушше эпохи.

В закшченш_ подводятся итоги. В результате полевых исследований выявлены многочисленные петроглифические комплексы. Установлено, что некоторые из них представляют большой интерес для исследований. Большая насыщенность памятниками наскального искусства предгорной полосы Тянь-Линя у. Джунгарии обусловлено тем, что эти районы были освоены и заселены еще в глубокой древности, поскольку там были наиболее благоприятные условия для развития производящего хозяйства.

Установлено, что наиболее древние петроглифы эпохи энеолита и бронзы располагаются з Средней Азии, в Ферганском хребте. На материалах из Казахстана ввделены последующие этапы в эволюции наскального искусства.

В работе установлено, что самая многочисленная группа нетроглифов Казахстана относится к эпохе ёронзы. Расположение изображений сакского и дрезнетаркского времени в зоне аысоко-горных кочевий, а в предшествующей эпохе - в степях и предгорьях позволяет сделать вывод о том, что искусство петроглифов было тесно связано с образом жизни и хозяйственным укладом местного населения. •

Изучение петроглифов дало возможность выделить основные аталы эволюции наскального искусства.

Искусство эпохи энеолита и бронзы было символический и представляло собой сложную знаксво-коммунккаетвную систему. На протяжьнли нескольких тысячелетий она чостепенно меня; ;сь. В эпоху энеолита и отчасти бронзы сочетания повторяхщихся об-

разов и знаков передавали основные идеи, связанные, в первую' очередь, с культами плодородия и солнца,

В наскальных изображениях отразились представления древнего человека о мироустройстве, о круговороте жизни, о жизни и смерти.

Многие мифологические представления появились еще задолго до возникновения святилищ с петроглифами. Они возникли в среде племен, перешедших к производящему хозяйству. Многие идеи и образы проникли в Среднюю Азию из Месопотамии и Ирана и распространились позднее и на территории Казахстана.

Анализ зооморфных сюжетов в древнейшей группе петроглифов показал, что отбор изображаемых животных не был случайным. На скалы наносили изображения тех гшвотных, которые в сознании первобытного человека занимали главенствующее положение, как связанные с определенными культами.

Изучение петроглифов в различных регионах позволило установить, что скопление петроглифов следует рассматривать как своеобразные святилисд. функции у таких святилищ били различными, некоторые из них были многофункциональными.

В »поху ьнеелита и бронзы святилища в ^изни первобытного человека играли более вадаую роль, чем в последующие периоды. Позднее отмечено сокращение количества святилищ с петроглифами. Отдельные очаги наскального искусства сохранились вплоть до этнографической современности. Наскальное искусство достигло своего расцвета в эпоху энеолита и впоследствии, с ослаблением родоплеменных отношений, постепенно угасало. Последние очаги его прослеживаются в тех регионах, где эти очноаения еще сохранялись■вплоть до начала XV века.

СПИСОК работ, опубликованных автором по теме диссертации

Монографии

1. Наскальные изображения хребта Каратау.' Алма-Ата. 1977, 10 п. л. В соавторстве с М. К. Кадырбаевым.

2. Наскальные изображения урочища Тамгапы, Алма-Ата, 1985, 10 п. л. В соавторстве с А. Г. Максимовой и А. С. Ермолаевой.

3. Наскальные изображения в горах Ешки-Сшьмес, Алма-Ата, 1991, 6п. л. В соавторстве с А. Е. Рогожинским. '

4. Наскальные изображения Саймалы-Таша, Алма-Ата, 1991, 6,5 п,-*. В соавторстве с А. И. Мартыновым и А. К. Абетековым.

б. Gravures rupestres de Saimaly-Tach, Alma-Ata, 1992. л.

В соавторстве с А. И. Мартыновым и А. К Абетековым.

6. Petroglyphs оf South Kazakhstan and Semirechye; Alma-Ata, 1994, 10 П.л.

Статьи и публикации

7. Древниэ наскальные рисунки Чулакских гор //Вестник Академии наук Каз. ССР, N9, 1971, 0,5 п. л.

8. Третий сезон работ на Каратау // АО, 1971, Москва, 1972. В соавторстве с Ы. К. Кадырбаевым.

9. Каратауские колесницы // Археологические исследования в Казахстане,' Алма-Ата, 1973, 0,5 п. л. В соавтортсве с М.К. Кадырбаевым.

Новые петроглифы урочища Тамгалы // Вестник Академии Наук Каз. ССР, N8. 1979 , 0,4 п. л. В соавторстве с П.А.1£>товы" к А. С. Ермолаевой.

-i. Петроглиф;: Семиречья // L-Щь'ри в камне. Новосибирск, 1980, 1 п. л.

Ii'. Исслэдоыакк:! в урочице Тамгами // ПроОлемм Запилко-Сибирокси археологии, Новосибирск, 19S1, 0,5 п. л. В соавторстве с A.C. йрмолапвой.

13. ltobUu петроглифы Семиречья // CKK.ixj-Ci'.ü'.'.pcKO'j культурно- историческое- единстго, Кемерово, 19dl, 0,5 п. л.

14. Вопросы периодизации и хронологии петроглифов Казахстана // Скифо-Сибирский мир, Новосибирск, 19с1?, 0,4 п. л.

3 ее ;вгорстве с А. Е. Рогожиноким.

15. Звериный стиль в петроглифах Казахстана // Скифо-СиОирский мир, Новосибирск, 1987, 0,4 п. л. В соавторства с А. Е. Рого-жинским.