автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Наскальное искусство Северной и Центральной Индии

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Тараканов, Андрей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Наскальное искусство Северной и Центральной Индии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Наскальное искусство Северной и Центральной Индии"

На правах рукописи

ТАРАКАНОВ Андрей Владимирович

НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО СЕВЕРНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИНДИИ

Специальность 07.00.06 - Археология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Кемерово 2004

Работа выполнена на кафедре археологии Кемеровского государственного университета

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Мартынов Анатолий Иванович

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Дэвлет Екатерина Георгиевна

кандидат исторических наук, доцент Михайлов Юрий Иннокентьевич

Ведущая организация:

Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии Наук

Защита диссертации состоится «7У » ~ГО 2004 года в /О часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.04 по присуждению степени доктора исторических наук при Кемеровском государственном университете по адресу: 650043, Кемерово, ул. Красная, 6, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кемеровского государственного университета.

Автореферат разослан «/¿_» ОЭ 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совет;

кандидат исторических наук, профессор

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. В конце XX - начале XXI вв. отечественная и зарубежная петроглифистика выходит на качественно новый уровень. Это связано с тем, что подавляющее большинство памятников наскального искусства уже обнаружено, частично или полностью опубликовано. Приоритетной задачей на современном этапе становится дальнейшее изучение уже накопленного материала, то есть углубленный и сравнительный анализ известных наскальных изображений и соотнесение их с материалами археологических раскопок, данными истории, фольклористики, семиотики и других наук.

Наскальное искусство Индии весьма разнообразно, представлено большим количеством памятников, известных в основном в центральной и северной частях страны. В настоящее время в индийской исследовательской литературе появляется все больше попыток классификации и типологизации наскальных изображений, сопоставления их с данными других наук. Однако опыт зарубежной, в частности, советской и российской, петроглифистики в этих работах практически не учитывается. Это негативно сказывается на изучении индийских наскальных рисунков и существенно затрудняет комплексное рассмотрение наскальных изображений всего региона Центральной Азии. С другой стороны, в отечественной историографии наскальное искусство Индии оказалось незаслуженно обойденным. К настоящему времени известно только несколько статей, посвященных этому вопросу, а также упоминания о наскальных рисунках в некоторых монографиях, посвященных индийской истории и археологии. В то же время Индия находится на третьем месте в мире по количеству памятников наскального искусства, а значимость ее культурного наследия для мировой науки не вызывает сомнений.

Цель исследования. Собрать и изучить весь накопленный материал по наскальному искусству Северной и Центральной Индии; исследовать его с использованием достижений отечественной и зарубежной петроглифистики, выявить особенности и общие тенденции, характерные для развития индийского и центрально-азиатского наскального искусства.

Для достижения данной цели в диссертации решаются следующие задачи:

РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА С.Йгт*рбург

оэ ях>/

:"$ург ///

1) проследить историю изучения наскального искусства Индии в индийской, зарубежной и отечественной историографии; 2) рассмотреть накопленный материал по наскальному искусству Индии: обобщить, систематизировать и провести сравнительный анализ групп изображений; 3) разработать классификационную и хронологическую системы, используя опубликованные и полученные в результате собственных исследований материалы; 4) проследить связь наскального искусства Индии с древней и средневековой историей Индостана; 5) выделить эталонные изображения, характерные для каждого хронологического периода; 6) провести сравнительный анализ наскальных изображений Северной и Центральной Индии, Южной Сибири; Средней и Центральной Азии: выявить общие тенденции и особенности наскального искусства Индии и сопредельных регионов.

Исходя из поставленных задач, были выбраны приемы и методы исследования. При выделении эталонных изображений использовался сюжетно-композиционный метод анализа. С помощью сравнительно-типологического метода нам удалось дать сравнительную характеристику наскальных изображений Северной и Центральной Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии. В диссертационном исследовании также использовался метод сравнительно-исторического анализа. Для составления таблиц и диаграмм применялся статистический метод. При определении хронологии и семантики изображений использовались данные смежных наук - истории, археологии и этнографии.

Источники. В работе использован широкий круг источников. Среди них основными являются опубликованные материалы по наскальному искусству Индии и источники, хранящиеся в научных центрах Индии и, вследствие этого, недоступные большинству российских исследователей. Также в диссертационном исследовании использованы материалы собственных исследований автора; полученные в результате научной командировки в Индию, в ходе которой были проведены работы совместно с индийскими учеными на крупнейших памятниках наскального искусства Индии: Бхимбетка, Кхарвай, Путликарад и др. Всего в настоящем диссертационном исследовании учтено 7 944 изображения с 373 памятников наскального искусства Индии.

Территория. Рассматриваемым регионом является центральная и северная часть современной Индии. Юг страны не учитывается по ряду причин. Во-первых, историческое развитие Южной Индии отличалось от остальной ее территории, было более архаичным, что, несомненно, сказалось и на своеобразии наскальной живописи. В связи с этим нельзя рассматривать, Индию как единый регион наскального искусства. Во-вторых, именно на территории Северной и Центральной Индии сосредоточено около 90% известных памятников наскального искусства страны. В качестве территорий, с которыми в рамках работы периодически проводится сравнительный анализ, взята западная территория современного Китая (Синьзянь-Уйгурский - автономный район), Монголия (Монгольский Алтай), Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Южная Сибирь (Алтае-саянский регион).

Хронологические рамки исследования. Исходя из поставленных цели и задач, в данной работе рассмотрено наскальное искусство Индии с момента его возникновения до нового времени. Особое внимание уделено вопросу возникновения наскальных изображений и связи наскального искусства с историческими периодами Индии.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые: 1) собран, обобщен и проанализирован материал по наскальному искусству Индии. До настоящего времени в России не было ни одной монографии, посвященной данному вопросу. В индийской и зарубежной историографии существует всего три крупные исследовательские работы, рассматривающие наскальное искусство Индии в целом, однако они являются по большей части описательными и ограничены только рамками страны; 2) разработана классификация наскальных рисунков Индии, основанная на технике нанесения изображений на скалу; 3) дается хронологическая система, соотнесенная с исторической периодизацией территории Индостана; 4) составлен список памятников наскального искусства Индии, в котором учтено 858 памятников; 5) проводится сравнительный анализ наскальных изображений Индии и сопредельных территорий. До этого авторами проводились сопоставления только с наскальным искусством Европы, Южной Африки и Австралии, но они касались лишь отдельных образов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и чтении курсов по древнему искусству, по истории Индии и истории

Азии. Кроме этого, работа может стать частью более полного исследования наскального искусства всей Индии и сопредельных территорий Центральной Азии.

Структура работы. Цель и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, приложения, списка литературы и списка приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во Введении обоснован выбор темы исследования, определены цель, конкретные задачи, круг источников, территориальные и хронологические рамки, структура работы, раскрыта научная новизна исследования.

Глава 1. Памятники наскального искусства Индии и история их исследования. В первом разделе, «Основныеэтапы истории исследования наскального искусства Индии», автором выделяются три периода изучения индийского наскального искусства, которые отличаются целями и задачами исследования.

1 период (1883 -1932 гг.). начало изучения памятников наскального искусства. К этому времени относится появление первых научных работ по данной тематике и публикаций некоторых изображений. В основном это связано с деятельностью А. Карлайла, Дж. Кокберна; С. Силберарда, Ф. Фосета, С. Андерсона, П. Митры, М. Гхоша и А. Датты. Для первого периода нами были выделены следующие характерные черты: 1) исследовательская работа была ограничена несколькими районами; 2) Индийских ученых, изучающих наскальное искусство, не было. Данной проблематикой занимались только европейцы, в основном англичане; 3) наскальное искусство не являлось объектом специального исследования. Подавляющее большинство памятников было открыто археологами, которые, наряду с раскопками, попутно занимались фиксацией наскальных изображений; 4) изучением наскального искусства занимались непрофессионалы; 5) не было попыток рассмотрения наскального искусства Индии в целом; 6) материал по наскальному искусству Индии не использовался в научных работах по истории страны..

2 период (1932 - 50-е гг. XX в.) связан с деятельностью известного английского археолога Д. X. Гордона, который вывел изучение наскального искусства в Индии на качественно новый уровень. Вместе с тем, считаем необходимым отметить деятельность Ф. Р. Алчина и Г. Р. Хантера, опубликовавшим ряд интересных

работ по наскальному искусству Индии. Нами выделены следующие характерные черты этого периода: 1) изучением наскального искусства Индии продолжают заниматься иностранцы; 2) на этом этапе наскальное искусство становится предметом специального исследования; 3) все более частыми становятся попытки сравнивать наскальные рисунки, найденные на разных памятниках; 4) впервые объектом внимания становится классификация наскальных изображений с выделением хронологических периодов; 5) появляются попытки датирования наскальных изображений с использованием материалов раскопок археологических памятников и этнографических данных; 6) выходят первые работы, посвященные отдельным сюжетам, например, антропоморфным изображениям в рогатых головных уборах и звериных масках, батальным сценам и т.п.

3 период (50-е гг. XX в. - по настоящее время). Изучение наскального искусства после провозглашения независимости Индии становится национальной задачей и выходит на качественно новый уровень. Отличительной чертой периода является появление в стране исследовательских центров по изучению наскального искусства. В частности, это Национальный музей человека имени Индиры Ганди в Бхопале; департамент истории и археологии университета Керала; Государственный департамент археологии при администрации штата Керала; департамент археологии университета Зарадара; Национальный музей Индии в Нью-Дели и др. Появляются работы методологического характера, разрабатываются вопросы классификации и хронологии. К этому же периоду относятся первые мероприятия по консервации и защите памятников наскального искусства от разрушения. Изучение наскального искусства начинает проводиться в основном индийскими учеными. Существенно увеличивается количество публикаций, посвященных наскальному искусству Индии. Среди них наибольший интерес вызывают работы В. С. Ваканка-ра, С. К. Пандея, Э. Ньюмайера, Я. Матхпала, К. К. Чакраварти и других исследователей. Характерными становятся археологические раскопки стоянок, расположенных рядом с памятниками наскального искусства.

В 1990 г. в Агре была создана Ассоциация по изучению наскального искусства Индии (RASI). К настоящему времени под эгидой этой ассоциации проведено семь научных конференций. С июля 1990 г. выходит в свет «Рша-kala» - журнал RASI, посвященный наскальному искусству.

1.2. «Памятники наскального искусства Северной и Центральной Индии». Количество памятников наскального искусства в Индии очень велико.Они разбросаны по большой территории, часто нах6дятся в труднодоступных местах. В связи с этим часто встречаются случаи «повторного открытия» памятников, что зачастую является причиной того, что один памятник фигурирует в литературе под различными названиями. Усложняет ситуацию и слабое понимание многими индийскими исследователями понятия «памятник». Это приводит к тому, что под одним и тем же названием в различных работах обозначается как один памятник, так и целый комплекс, включающий разные места расположения наскальных изображений. В то же время, индийскими и зарубежными исследователями собран весьма обширный материал. На некоторых памятниках проводятся археологические раскопки. В настоящее время в Индии проявляется повышенный интерес к наскальному искусству страны, и в то же время ощущается острая необходимость в обобщении накопленного индийскими исследователями материала по наскальному искусству и его комплексном изучении.

С целью обобщения и оценки накопленного материала нами была составлена сводная таблица памятников наскального искусства Индии, в которую вошли данные о 858 памятниках с наскальными рисунками, учтенных в ходе исследовательской работы. В настоящее время это наиболее полный перечень местонахождений наскальных рисунков в Индии. В сводной таблице памятники сгруппированы по географическому принципу и соотнесены с территориями штатов, где они расположены. Таким образом, в результате проведенной работы получены обобщающие материалы по известным памятникам наскального искусства Индии.

Глава 2. Классификация и хронология наскальных изображений Индии. В главе последовательно рассматриваются классификация наскальных изображений Северной и Центральной Индии и хронология развития наскального искусства.

2.1. «Классификация». В настоящее время проблема создания единой классификации наскальных изображений Индии является одной из наиболее актуальных, так как, начиная с 60-х гг. XX в., рядом авторов предложено несколько классификаций, часто противоречащих друг другу и не дающих полного представления о развитии наскального искусства Индии. Почти все они либо охватывают только часть страны, либо касаются не всех изображений. Задача усложняется тем, что наскальные изображения страны весьма разнообразны, и объеди-

нить их все в одну систему весьма сложно. Затрудняет процесс классификации также отсутствие в Индии единой и общепринятой хронологической системы.

В ходе диссертационного исследования нами было рассмотрено шесть классификационных систем, которые являются, по нашему определению, наиболее разработанными и характерными для индийской петроглифистики.

1) Классификация Д. X» Гордона. Она построена на материалах одного комплекса памятников - Пачмархи. Эта классификация долгое время вводила в заблуждение исследователей наскального искусства Индии, так как считалась характерной в целом для страны. Хотя одно то, что это первая попытка классифицировать индийские наскальные изображения и разместить их в хронологическом порядке, доказывает значимость проделанной исследователем работы. К тому же при создании данной классификации автор впервые в Индии провел сравнительный анализ наскальных изображений, найденных на разных памятниках. Большое внимание в классификации Д. X. Гордона уделяется цвету наскальных изображений, причем иногда именно цвет является превалирующим признаком при выделении серии рисунков.

2) С. Малайя предлагает классификацию наскальных изображений, основываясь только на одном образе - танцорах. Исследователь не рассматривает цвет изображений, технику нанесения их на скалу, латинизацию и палимпсесты, уделяя внимание лишь сюжету и стилю. Вызывает недоумение выделение автором хронологических периодов, которое абсолютно необоснованно и расходится с мнением других исследователей наскального искусства Индии. Тем не менее, на настоящий момент это единственная попытка классифицировать наскальные изображения Индии не по географическому принципу, когда учитываются только рисунки, расположенные на каком-то отдельном памятнике либо в одном регионе, а по сюжетному принципу.

3) Классификация Дж. Кумара и группы исследователей построена на результатах работы большой группы исследователей (Дж. Кумар, Р. К. Панчоли, Дж. Л. Бадам, Л. Пракаш и др.) на комплексе памятников Мандасаур, расположенном в долине реки Чамбал. Основой для нее послужил стиль, учитывались сюжеты и палимпсесты. Это одна из немногих классификаций, где равное внимание уделяется как антропоморфным, так и зооморфным изображениям. На наш взгляд, ее недостатком является то, что в качестве эталонных авторы рассматривают только одиночные рисунки. Композиции, так же как изображения

всадников, колесниц и др., упоминаются авторами, но им отводится слишком мало внимания. Тем не менее, в настоящий момент это одна из самых серьезных работ в области классификации наскальных изображений Индии.

4) Классификация С. К. Павдея. Ее основой является стиль изображений. Это одна из немногих классификаций, характерных для наскального искусства всей Индии и имеющих конкретную хронологическую привязку. Наряду с зооморфными в ней использованы антропоморфные рисунки. К сожалению, упоминая о существовании большого количества стилей в наскальном искусстве Индии, в своей классификации С. К. Пандей не приводит их четкой характеристики. В связи с этим не всегда возможно соотнести их с предложенной автором хронологией. Несомненным достоинством работы С. К. Пандея является то, что он в своем исследовании пытается проследить взаимосвязь наскальных изображений с историей своей страны, чего при классификации рисунков не делает ни один исследователь наскального искусства Индии.

5) Классификация В. С. Ваканкара. Наиболее интересна составленная им совместно с Р. Р. Р. Бруксом «Таблица стилей», являющаяся попыткой классифицировать наскальные изображения Индии в целом. В ней уделяется внимание не только стилю, но и цвету изображений, палимпсестам, а также наиболее распространенным сюжетам и памятникам, на которых были найдены рисунки. Она не столь подробна, как классификация С. К. Пандея, но зато гораздо более логична и менее запутана. Антропоморфные изображения здесь рассматриваются наряду с зооморфными, хотя последним и уделяется больше внимания.

6) Я. Матхпал дал классификацию наскальных рисунков Бхимбетки - крупнейшего и наиболее хорошо изученного памятника наскального искусства Индии. За основу им была взята «Таблица стилей» В. С. Ваканкара и Р. Р. Р. Брукса, но исследователь вносит в нее некоторые изменения, учитывая специфику памятника. Как и большинство предшественников, Я. Матхпал основывается на стиле изображений. Немалая роль в его классификации отводится сюжетной линии и цвету рисунков, тогда как палимпсесты и патинизация не упоминаются. Составленная Я. Матхпалом классификация очень подробна и хорошо проработана. К сожалению, она применима только к одному региону, а не к наскальному искусству Индии в целом.

Анализ существующих классификаций наскальных изображений Индии был проведен с целью-показать современное состояние и методико-методологические особенности подхода к решению этой проблемы. Он показал, что в рассмотренных нами классификациях учтены следующие факторы: 1) стилистические особенности; 2) образы; 3) цвет, 4) наличие палимпсестов; 5) хронология групп изображений, причем в большинстве случаев основой работы является стиль. Все классификации мы рассматриваем как историографический исследовательский факт, характеризующий разнообразие наскального искусства Индии и отсутствие единого подхода.

Учитывая опыт, накопленный отечественной наукой, мы представляем решение проблемы создания единой классификации наскальных изображений Индии в виде двух последовательных исследовательских процедур: 1) нами были выделены группы изображений по технике исполнения. При этом учитывались все образы и сюжеты, принадлежащие к той или иной группе; 2) проведена работа по выделению хронологических стилистических групп.

По технике исполнения наскальных изображений Индии можно выделить следующие основные группы.

1. Нарисованные изображения. К этой группе относятся более 98% всех известных наскальных изображений Индии. Эта группа рисунков представлена тремя техническими подгруппами: изображения, нарисованные краской; изображения, созданные с помощью цветного мела, извести и охры; раскрашивание уже существующих наскальных изображений. Иногда рисунки закрашивались не полностью, а частично, и данная техника связана с заполнением пустых мест.

2. Петроглифы. В основном в Индии встречаются вырезанные наскальные изображения. Некоторые индийские ученые выделяют их различные типы в зависимости от структуры камня. Выбитых изображений практически нет.

3. «Смешанная» техника. К этой группе мы отнесли петроглифы, закрашенные краской.

2.2. Проблемы хронологии. Рассматривая проблемы хронологии наскальных изображений Индии, мы поставили перед собой задачу ответить на следующие вопросы: 1) к какому времени относится возникновение наскального искусства в Индии; 2) какие выделяются хронологические группы; 3) каким образом наскальное искусство Индии как историческое и культурологическое явление соотносит-

ся с исторической периодизацией. При этом необходимо было учитывать особенности исследовательской практики археологов Индии и некоторое несоответствие "российским и европейским археолого-хронологическим системам.

Проблема хронологии памятников наскального искусства является одной из ключевых в индийской петроглифистике и вызывает большое количество споров и разногласий. Единой хронологической системы, которой придерживалось бы большинство исследователей, до сих пор не существует. Нами было рассмотрено пять хронологических систем, наиболее характерных для индийской. Это хронологические системы, предложенные С. К. Пандеем; С. Малайя; Я. Матхпалом; Дж. Кумаром и Р. К. Панчоли; и Р. Р. Р. Бруксом и В. С. Ваканкаром. Для удобства все они были помещены нами в общую хронологическую таблицу, вместе с периодизацией истории Индии, разработанной ведущим российским индологом Г. М. Бонгард-Левиным.

В ходе исследования мы выделили два блока основных проблем: 1) определение времени возникновения наскального искусства; 2) выделение хронологических рамок палеолитического, мезолитического и халколитического периодов и установление связи с историческими периодами и временем завершения традиции наскального искусства.

Проблема определения времени возникновения наскального искусства в Индии является одной из центральных и дискуссионных. Ряд исследователей (А. П. Сагар, С. К. Пандей, В. С. Ваканкар и др.) считает временем возникновения наскального искусства эпоху верхнего палеолита. Некоторые авторы (С. Малайя, Р. Р. Р. Брукс, В. X. Сона-ване и др.) относят древнейшие наскальные изображения Индии к мезолиту. Третья группа исследователей (Я. Матхпал, Э. Ньюмайер и др.) в качестве времени возникновения наскального искусства Индии указывает обширный период, как правило, объединяющий несколько общепринятых периодов. В ходе исследования мы пришли к выводу, что древнейшие наскальные изображения Индии относятся к мезолитической эпохе.

Второй блок проблем связан с различной датировкой указанных выше периодов. Анализ хронологических систем наскального искусства Индии показал, что ни одна из них не совпадает с исторической периодизацией. Некоторые сходства касаются лишь исторического периода, но в то же время, например, Хараппская культура, несмотря на признание многими авторами важности ее влияния на наскальное искусство, в хронологических системах индийских исследователей не фигурирует.

В результате анализа имеющихся источников и литературы мы выделяем "в наскальном искусстве Индии четыре периода.

1 период. Мезолито-неолитический. 10 тыс.до н.э. -середина 3 тыс. до н. э. Появление наскального искусства Индии, на наш взгляд, относится к эпохе мезолита, причем к самому ее началу. Наиболее характерные для первого периода сюжеты - охота и ритуальные сцены, изредка встречаются сцены сбора фруктов, транспортирования грузов, рыбалка и сбор меда. Зооморфные изображения в большинстве случаев представлены травоядными животными. Большинство их показано контурно, с туловищами, заполненными разнообразным орнаментом. В конце периода появляются фигуры, выполненные в «рентгеновском» стиле. Антропоморфные изображения в большинстве своем имеют, по терминологии индийских исследователей, палкообразную и 8-образную форму, нередко встречается и геометрический стиль. Есть рисунки, связанные с солярным культом, и изображения в зооморфных и орнитоморфных масках. Из оружия более всего изображались большие луки и копья.

2 период. Халколит или харапско-ведический. Середина 3 тыс. до н. э. -I в. до н. э. Хронологически соответствует эпохе энеолита и бронзы, то есть халколиту, а в древней истории Индии - Хараппской цивилизации, ведийской эпохе и Магадхо-маурийскому периоду. На наскальное искусство Индии этого периода, на наш взгляд, оказали большое влияние два фактора: Хараппская цивилизация и контакт создателей наскальных рисунков с племенами, находящимися на более высоком уровне развития, и появление скотоводства.

Наиболее характерными для данного периода сюжетами остаются ритуальные сцены и охота, хотя далеко не последнюю роль играют скотоводческие сцены (стреноживание животных, их выпас и защита от диких животных и врагов) изображения всадников, повозок и колесниц. Появляются земледельческие сюжеты. Продолжают встречаться сцены сбора меда, фруктов и другие промыслы. Видовой состав животных, изображаемых на скалах, существенно увеличивается. Наиболее распространены рисунки лошадей (с всадниками и без), горбатых коров, оленей и антилоп.

Одной из наиболее характерных черт данного периода является появление битреугольного стиля. Он возникает в самом начале эпохи халколита и продолжает существовать в Индии на протяжении длительного периода, вплоть

до нового времени. Удельный вес контурных изображений, заполненных орнаментом, в этот период несколько снижается, сам орнамент усложняется.

Антропоморфные-изображенияг, относящиеся к данному периоду, в основном связаны с охотничьими сценами. Самым распространенным оружием на рисунках остаются луки и копья. Также появляются изображения топоров, большинство которых относится к комплексу памятников Мандасаур. Мечи и щиты очень редки и встречаются только в батальных сценах. Наряду с битреугольными продолжают встречаться палкообразные и квадратные антропомофные изображения. Чаще акцентируется внимание на половых признаках (груди, фаллос).

Практически все наскальные изображения повозок и колесниц в Индии относятся к данному периоду. Установлено, что по стилю они близки к колесницам, известным на памятниках Центральной и Средней Азии. Для этого периода характерны также изображения наездников, связанных с различными животными, такими как лошади, горбатые коровы, быки и слоны.

3 период. Кушанский. I в. до н.э. - IV в. н. э. Связан с распространением в Северной и частично Центральной Индии сакских племен и образованием Кушанской империи. Отличительными чертами наскальных изображений этого периода являются динамизм и более четкая прорисовка мелких деталей фигуры. Основные сюжеты остаются теми же, что и в предыдущем периоде, за исключением изображений колесниц, количество которых резко сокращается. Появляются изображения лошадей в попонах. Характерными становятся батальные сцены, в которых участники вооружены мечами и щитами. Часто встречаются сцены охоты. В этот период продолжают существовать практически все стили изобразительной трактовки образов, распространенные во втором периоде, что позволяет сделать вывод, что приход нового населения оказал значительное влияние на индийское наскальное искусство, привнес в него новые элементы и сюжеты, но не привел к коренной ломке.

4 период. Средневековый. IV в. до н. э. — новое время. Наскальные изображения, относящиеся к последнему периоду, вызывают двойственное впечатление. С одной стороны, в нем наличествуют рисунки с точным показом мельчайших деталей. Таких изображений меньшинство. С другой стороны, характерна постепенная «деградация» наскального искусства, упрощение, неко-

торая небрежность в исполнении. Часто только намечены контуры рисунков. Резко возрастает удельный вес одиночных изображений.

Таким образом, возникнув в мезолите, наскальное искусство Индии было постоянным устойчивым элементом культуры на протяжении длительного периода истории с 10 тыс. до н. э. до нового времени, пройдя четыре этапа в своем развитии.

Глава 3. Наскальное искусство Индии в сравнении с Южной Сибирью, Средней и Центральной Азией. Данная глава разделена на девять параграфов. Семь из них связаны с сюжетными группами, которые мы выделили в наскальном искусстве Индии: 1) ритуальные сцены; 2) сцены охоты; 3) хозяйственные и производственные сцены; 4) батальные сцены; 5) изображения повозок и колесниц; 6) изображения наездников; 7) зооморфные изображения. Еще два параграфа посвящены сквозным для индийской наскальной живописи битреугольному стилю и солярной символике. Такие блоки изображений выделены нами как основа для процедуры сравнения сюжетов и образов наскального искусства Северной и Центральной Индии, Южной Сибири (Алтае-Саянский регион), Средней Азии (Казахстан, Киргизия, Узбекистан) и Центральной Азии (Монголия (Монгольский Алтай), западная территория современного Китая (Синзянь-Уйгурский автономный район). Всего было учтено 7 944 изображения с 373 памятников наскального искусства Индии.

3.1. «Ритуальные сцены». В ходе диссертационного исследования нами было учтено 1 548 наскальных изображений танцоров и людей в ритуальных позах. Под ритуальной позой подразумеваются поднятые вверх и согнутые в локтях руки антропоморфного изображения. Учитывалось количество участников (одиночные изображения, парные сцены, «хороводы», то есть люди, взявшиеся за руки, и композиции); атрибуты танцоров (различные виды музыкальных инструментов и оружия); положение рук танцоров и другие признаки. Сравнительный анализ с наскальными изображениями Южной Сибири, Средней и Центральной Азии выявил ряд сходных черт в сюжетах ритуальных сцен. Это изображения «хороводов», «боксеров», людей в ритуальных позах, аналогии в изображении одежды танцоров, в частности, одежды с бахромой, и в других сопутствующих атрибутах.

3.2. «Сцены охоты». За сцены охоты мы принимаем только изображения с противостоянием человека и животного. Количество рассмотренных нами охотничьих сцен составило 333, общее же количество рассмотренных изображений со-

ставило 1 970, из них 1 390 антропоморфных изображений и 580 зооморфных. В диссертации дана типологизация сцен охоты натэсновании соотношения количества охотников и дичи в композиции, видовой принадлежности животных и наиболее часто встречающегося оружия. Сравнительный анализ охотничьих сцен в наскальном искусстве Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии показал, что они во многом схожи. Это касается изобразительной трактовки образов охотников, видов оружия и способов охоты. Имеющиеся различия, как правило, связаны с территориальными особенностями и не являются превалирующими.

3 3. «Хозяйственные и производственные сцены». Всего нами было учтено 122 передающие хозяйственные и производственные ситуации сцены, включающие 246 антропоморфных и 477 зооморфных изображений. Было выделено три группы скотоводческих сцен: приручение животных, выпас животных и охрана скота. Земледельческие сцены были разделены на обработку земли вручную и с применением тягловой силы. Также были рассмотрены хозяйственные и промысловые сцены: переноска грузов, сбор меда и др. При анализе сцен приручения и выпаса животных были обнаружены достаточно близкие аналогии в наскальных изображениях Южной Сибири, Средней и Центральной Азии (в основном, Монголии и Казахстана). Сходство изображений земледельческих сцен в сравниваемых регионах имеется только в сценах с применением тягловых животных. Бортничество и перенос грузов не имели в Южной Сибири, Средней и Центральной Азии такого значения, как в Индии, и, в связи с этим, не нашли отражения в наскальном искусстве этих регионов.

3.4. «Батальные сцены». При изучении наскальных изображений воинов, в отличие от охотников, помимо групповых сцен нами были рассмотрены некоторые одиночные изображения. Такой подход связан с тем, что некоторые детали военной экипировки, например, шлем и доспехи, никак не могут быть связаны с охотой, в то время как практически все оружие, которым зачастую пользовались охотники, могло использоваться и в военных целях. Всего нами было рассмотрено 97 батальных сцен и 860 изображений. Была проведена типологизация рисунков воинов на основании видов изображаемого оружия, встречающегося у пеших воинов, всадников и колесничих. Сравнительный анализ батальных сцен в наскальном искусстве Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии показал их позднее появление. Было установлено, что они соответствуют эпохе бронзы, и их появле-

ние, вероятно, относится к середине 2 тыс. до н. э. Также были выявлены аналогии в изображаемом у воинов оружии, которым в большинстве случаев являются луки и копья. Также имеются некоторые случаи сюжетного сходства и деталей изображений, например, на сценах охраны скота и перестрелки лучников.

3.5. «Изображения повозок и колесниц». Колесный транспорт в наскальном искусстве Индии представлен незначительно по сравнению с другими группами рисунков и с другими рассматриваемыми территориями, например, с Казахстаном. Нами было учтено 44 наскальных изображения повозок и колесниц. Из встречающихся в Индии рисунков колесного транспорта нами выделено две группы - сельскохозяйственные повозки и колесницы. Последние разделены по функциональным признакам на батальные колесницы, колесницы для перевозки царственных особ и ритуальные колесницы. На основании типологии повозок и колесниц в наскальном искусстве Северной и Центральной Индии нами было выделено несколько групп, объединенных по характерным признакам: особенности изображения колес, тягловых животных и возничих. При сравнительном анализе фигур повозок и колесниц в наскальном искусстве Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии прослеживается ряд весьма убедительных параллелей. В основном они касаются изобразительной традиции, для которой характерен показ колесного транспорта «распластанным». Есть совпадения в сюжете и в стиле. В частности, это касается положения возничих, видовой принадлежности животных и наличия разных животных в одной упряжке; стилистического сходства; видов и способа показа колес и многого другого.

3.6. «Изображения наездников». В ходе исследования было учтено 305 наскальных изображений наездников, расположенных на территории современной Индии. Нами было выделено две типологические группы. Первая из них связана с видом животного, на котором расположен человек, вторая - с имеющимся у наездника оружием. При сравнительном анализе с наскальными рисунками Южной Сибири, Средней и Центральной Азии удалось выявить ряд сходных черт. Прежде всего, они касаются стиля. Различия в основном относятся к сюжету и технике выполнения рисунков. Например, это знаменосцы и сцены верховой охоты в изобразительной традиции Средней и Центральной Азии и «процессии» в Индии. В то же время, в ходе исследования нами было

обнаружено два практически идентичных изображения, одно из которых было - обнаружено на Памире, а другое в Индии, на территории штата Тамил Наду.

3.7. «Зооморфные изображения». Всего в ходе исследования нами было учтено 2675 зооморфных наскальных рисунков. Среди изображений животных в наскальном искусстве Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии есть достаточно много общих черт. В основном они касаются стилевых и сюжетных совпадений. В частности, это фигуры, выполненные в битреугольном и прямоугольном стиле; лошади с прорисованными гривами и хвостами; беременные животные и пр. В то же время в Индии распространено украшение тел зооморфных изображений декоративными узорами. Видовой состав животных в наскальном искусстве Индии, несомненно, богаче, чем в соседних регионах. Тем не менее, основные образы, такие как олени, быки, лошади, коровы и козлы, распространены в каждом из регионов.

3.8. «Изображения, выполненные в битреугольном стиле». Всего нами было учтено 733 таких рисунка. Это составляет 9,2% от общего числа наскальных изображений Индии. Исследование показало, что битреугольный стиль встречается в разнообразных сюжетах. Нам удалось выявить как зооморфные, так и антропоморфные рисунки, выполненные в этом стиле, причем к последним относятся охотники, танцоры и многие другие персонажи. Наибольшее количество битреугольных изображений встречается в поздних сюжетах, таких как колесницы, всадники и воины. В диссертации доказывается, что битреугольный стиль появился в Индии, а оттуда распространился в Центральную и Среднюю Азию. Сравнительный анализ индийских, южно-сибирских, средне- и центрально-азиатских наскальных рисунков показал сходство стиля и различие сюжетов. Так, если большинство битреугольных изображений в Индии являются антропоморфными, то в других регионах, напротив, зооморфными. Также были обнаружены аналогии со среднеазиатским памятником Саймалы-Таш, в том числе и два идентичных рисунка солнцеголовых возничих.

3.9. «Изображения с солярной символикой». К наскальным рисункам с солярной символикой мы относим фигуры с лучами, отходящими от головы либо головного убора у антропоморфных фигур и от головы либо рогов у зооморфных. Иногда солнечные лучи заменяют круги, диски или спирали. В Индии нами было учтено 305 солярных образов. Они встречаются на территории всех штатов страны и практически во всех сюжетах и во все хронологические периоды. Сравнительный анализ изо-

бражений с солярной символикой в наскальном искусстве Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии убеждает в наличии стилевых сходств и различий, причем первые в основном касаются антропоморфных фигур, а вторые - зооморфных.

В целом сравнительный анализ привел к выводу, что наскальное искусство Северной и Центральной Индии своеобразно по сюжетам, стилю и технике исполнения. Вместе с тем, оно обнаруживает достаточно много сходства с наскальным искусством Южной Сибири, Средней и Центральной Азии. Различия в первую очередь связаны с техникой нанесения рисунков на скалу. Установлено, что 98% наскальных изображений Индии нарисованы краской, тогда как в Южной Сибири, Средней и Центральной Азии, напротив, типичными являются петроглифы. Имеются и некоторые стилистические различия, связанные, в первую очередь, с часто встречающимися в Индии декоративными узорами на телах зооморфных и антропоморфных фигур, которые не характерны для других территорий. Еще одно различие, естественно, связано со спецификой индийской фауны, в которой присутствуют слоны, носороги, обезьяны и другие животные.

Тем не менее, в стиле наскальных изображений Индии и соседних территорий наблюдается немало сходных черт. В частности, это касается изображений колесниц, которые в сравниваемых регионах показаны распластанными. Обращает внимание распространение на всех территориях изображений, выполненных в так называемом «рентгеновском», прямоугольном и битреуголь-ном стилях. Также имеется ряд общих для сравниваемых регионов сюжетов.

В заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования.

1. Изучение истории исследования наскального искусства Индии в индийской, зарубежной и отечественной историографии показало слабую разработанность данной тематики. Разрозненные работы затрудняют целостную оценку ситуации. Нами было выделено три историографических периода: 1) 1883-1932 гг.; 2) 1932 - 50-е гг. XX в.; 3) 50-е гг. XX в. - по настоящее время.

2. Анализ работ специалистов по наскальному искусству Индии выявил наличие большого количества различных подходов к основным проблемам: классификации памятников и изображений и вопросам хронологии.

В результате проведенного исследования нами была создана наиболее полная на настоящий момент сводная таблица памятников наскального искусства Индии, включающая сведения о 858 памятниках.

Изучение проблемы хронологии наскального искусства Индии позволило выделить два основных блока. 1) Проблема возникновения наскального искусства. Анализ материалов привел к выводу, что временем возникновения наскального искусства в Индии следует считать эпоху мезолита. 2) Проблема выделения хронологических периодов. Она связана с тем, что в разных работах исследователей под одними и теми же периодами понимаются разные временные промежутки. Наиболее характерные подходы были объединены нами в общую таблицу и подвергнуты сравнительному анализу. В результате была предложена периодизация с учетом опыта российской науки

3. Анализ имеющихся в индийской научной литературе классификационных систем привел к выводу, что нет единой классификации наскальных изображений Индии, которой бы придерживалось хотя бы большинство ученых. В диссертации рассмотрено шесть наиболее характерных подходов и, с учетом этого, разработана классификационная система, основанная на технике исполнения рисунков. Подобный подход по отношению к материалам Индии применен впервые.

В результате сравнительного анализа и соотнесения наскальных изображений с исторической периодизацией нами была разработана хронология наскальных изображений Индии, включающая четыре периода: 1) мезолито-неолитический (10 тыс. до н. э. - середина 3 тыс. до н. э.); 2) халколит или ха-рапско-ведический (середина 3 тыс. до н. э. -1 в. до н. э.); 3) кушанский (I в. до н.э. - IV в. н. э.); 4) средневековый (IV в. до н. э. - новое время).

4. Рассмотрение наскальных изображений в контексте древней и средневековой истории Индии позволило выделить рисунки, характерные для каждого периода.

5. По каждому хронологическому комплексу разработаны таблицы, включающие наиболее распространенные в индийском, а также южносибирском, средне- и центрально-азиатском наскальном искусстве образы.

6. В рассмотренных в диссертации 7 944 наскальных изображениях с 373 памятников Индии выделены семь сюжетных групп: сцены охоты; ритуальные сце-

ны; батальные сцены; изображения повозок и колесниц; изображения наездников; хозяйственные и производственные сцены; и зооморфные изображения. В каждой из групп прослежено количественное и процентное соотношение рисунков по различным признакам и проведен их сравнительный анализ с наскальными изображениями Южной Сибири, Средней и Центральной Азии. В результате проведенного анализа был отмечен ряд общих черт в наскальном искусстве данных регионов. Установлено сходство с южно-сибирскими, центрально- и среднеазиатскими рисунками по битреугольному, прямоугольному, рентгеновскому стилям, «распластанным» колесницам и т.п. В каждой из выделенных групп изображений были обнаружены либо идентичные, либо похожие рисунки, встречающиеся в каждом из сравниваемых регионов. Достаточно много общих черт для наскального искусства Северной и Центральной Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии выявлено в характерных для этих регионов сюжетах: солярная символика; изображения, напоминающие боксеров; изображения «хороводов» и др. Исследование привело к выводу, что Индия не является регионом, где наскальное искусство развивалось локально. Оно было частью наскального искусства обширной природно-исторической зоны Центральной Азии.

Апробация работы. Диссертация дважды обсуждалась на кафедре археологии Кемеровского государственного университета. Материалы работы были представлены в докладах на научных конференциях: XXXVII Международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» в Новосибирске (апрель 1999 г.); 5-th Annual meeting. Bournemouth, United Kingdom (14-19 сентября 1999 г.); 5-я конференция Ассоциации наскального искусства Индии (RAZI) в Удджане (ноябрь 1999 г.); XXXVIII Международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» в Новосибирске (апрель 2000 г.); студенческая конференция в Кемерово (апрель 2000 г.); XLI Региональная археолого-этнографическая студенческая конференция «Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий» в Барнауле (25-30 марта 2001 г.).

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Тараканов А. В. К вопросу о периодизации наскальных изображений Индии // Археология Южной Сибири. Сборник научных трудов, посвященный 70-летию со дня рождения Анатолия Ивановича Мартынова. Новосибирск, 2003. С. 111-113.

2. Тараканов А. В. К вопросу о хронологии памятников наскального искусства в Индии // Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного ун-та, 2001. С. 473-474.

3. Тараканов А. В. Общие сюжеты и стиль в наскальном искусстве Северной Индии и Центральной Азии // Материалы XXXVII научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». История. Часть 1, Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. С. 34-35.

4. Тараканов А. В. Некоторые общие черты памятников наскального искусства горных районов Южной Сибири // Материалы XXXVIII научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». История. Часть 1. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2000. С. 27-29.

5. Тараканов А. В. Хронология памятников наскального искусства Индии // Сборник трудов областной конференции «Молодые ученые Кузбассу. Взгляд в XXI век». Гуманитарные науки. Т. 1. История, Социология, Экономика. Кемерово: РИО СМУ Кузбасса, 2001. С. 105-107.

6. Тараканов А. В., Мартынов А.И. Из истории исследования наскального искусства Индии // Вестник российской академии естественных наук (Западно-Сибирское отделение). Вып. 5. Кемерово, 2002. С. 19-29.

7. Tarakanov A. V. The Rock Art of Southern Siberian mountain areas // European Association of Archaeologists. 5-th Annual meeting. Bournemauth. United Kingdom. 1999. P. 187.

»16503

Подписано к печати Ю0$ 1&/. Формат 140x200. Бумага офисная. Печать лазерная. Тираж 100 экз. Заказ № 474. Типография ООО РПК «РАДУГА», тел.: 39-19-89.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Тараканов, Андрей Владимирович

Введение.

Глава 1. Памятники наскального искусства Индии и история их исследования.

1.1. Основные этапы истории исследования наскального искусства Индии.

1.2. Памятники наскального искусства Северной и Центральной Индии.

Глава 2. Классификация и хронология наскальных изображений

Индии.

2.1. Классификация.

2.2. Проблемы хронологии.

Глава 3. Наскальное искусство Индии в сравнении с

Южной Сибирью, Средней и Центральной Азией.

3.1. Ритуальные сцены.

3.2. Сцены охоты.

3.3. Производственные и хозяйственные сцены.

3.4. Батальные сцены.

3.5. Изображения повозок и колесниц.

3.6. Изображения наездников.

3.7. Зооморфные изображения.

3.8. Изображения, выполненные в битреугольном стиле.

3.9. Изображения с солярной символикой.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по истории, Тараканов, Андрей Владимирович

В конце XX - начале XXI вв. отечественная и зарубежная петроглифи-стика выходят на качественно новый уровень. Это связано с тем, что подавляющее большинство памятников наскального искусства уже обнаружено и опубликовано, и приоритетной задачей становится изучение уже накопленного материала: углубленный и более всесторонний анализ известных наскальных изображений, их соотношение с наскальными изображениями других территорий, материалами археологических раскопок, а также с данными истории, фольклористики, семиотики и др. наук.

Наскальное искусство Индии весьма разнообразно, представлено большим количеством памятников, известных в основном в центральной и северной частях страны. В настоящее время в индийской исследовательской литературе появляется все больше попыток классификации и типологизации наскальных изображений, сопоставления их с данными других наук. Однако опыт зарубежной, в частности, советской и российской, петроглифистики в этих работах практически не учитывается. Это негативно сказывается на изучении индийских наскальных рисунков и, соответственно, существенно затрудняет комплексное рассмотрение наскальных изображений Центральной Азии. С другой стороны, в отечественной историографии тема наскального искусства Индии оказалась незаслуженно обойденной. К настоящему времени существует незначительное количество отдельных статей, посвященных этому вопросу, а также упоминание о наскальных рисунках в некоторых монографиях, посвященных индийской истории или археологии. В то же время Индия находится на третьем месте в мире по концентрации наскальных изображений, а значимость ее культурного наследия для мировой науки не вызывает сомнений. Все это обуславливает актуальность настоящего диссертационного исследования.

Территория. Рассматриваемым регионом является центральная и северная часть современной Индии. Юг Индии не учитывется по ряду причин. Вопервых, историческое развитие Южной Индии отличалось от остальной ее территории, было более архаичным, что, несомненно, сказалось и на своеобразии наскальной живописи. В связи с этим нельзя рассматривать Индию как единый регион наскального искусства. Во-вторых, именно на территории Северной и Центральной Индии сосредоточено более 90% известных памятников наскального искусства страны. В качестве территорий, с которыми в рамках работы периодически проводится сравнительный анализ, нами взята западная территория современного Китая (Синьзянь-Уйгурский автономный район), Монголия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Южная Сибирь (Алтае-Саянский регион).

Цель настоящего диссертационного исследования: Собрать и изучить весь накопленный материал по наскальному искусству Северной и Центральной Индии; рассмотреть его с использованием новейших достижений отечественной и зарубежной петроглифистики, выявить особенности и общие тенденции, характерные для развития евразийского и центральноазиатского наскального искусства.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи: проследить историю изучения наскального искусства Индии в индийской, зарубежной и отечественной историографии; рассмотреть накопленный материал по наскальному искусству Индии, обобщить, систематизировать и проанализировать его; разработать хронологическую и классификационную системы, используя опубликованные и полученные в результате собственных исследований материалы; проследить связь наскального искусства Индии с древней и средневековой историей Индостана; выделить эталонные изображения, характерные для каждого хронологического периода; провести сравнительный анализ наскальных изображений Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии: выявить общие тенденции и особенности наскального искусства Индии.

Хронологические рамки исследования. Исходя из поставленных цели и задач, в данной работе рассмотрено наскальное искусство Индии с момента возникновения до настоящего времени. Особое внимание уделено вопросу возникновения наскальных изображений и их связи с историческими периодами.

Приемы и методы исследования. При выделении эталонных изображений использовался сюжетно-композиционный метод анализа. С помощью сравнительно-типологического метода нам удалось дать сравнительную характеристику наскальных изображений Северной и Центральной Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии. Также в диссертационном исследовании использовался метод сравнительно-исторического анализа. Для составления таблиц и диаграмм применялся статистический метод. При определении хронологии и семантики изображений использовались данные смежных наук — истории, археологии и этнографии.

Источники. В работе использовано несколько групп источников. Основным источником послужили опубликованные материалы по наскальному искусству Индии. Большая часть их недоступна российским исследователям, так как имеется только в библиотеках и архивах Индии. Также в диссертационном исследовании использованы материалы собственных исследований автора, полученные в результате научной командировки в Индию, в ходе которой были проведены работы совместно с индийскими учеными на крупнейших памятниках наскального искусства Индии: Бхимбетка, Кхарвай, Путликарад и др. Всего в настоящем диссертационном исследовании учтено 7 944 изображения с 373 памятников наскального искусства Индии.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем: 1) Впервые в отечественной и мировой науке был собран, обобщен и проанализирован материал по наскальному искусству Индии. До настоящего момента в России не было ни одной монографии, посвященной данному вопросу. В индийской и зарубежной историографии существует всего три крупные исследовательские работы, рассматривающие наскальное искусство Индии в целом (Neumayer Е., 1993; Brooks R. R. R., Wakankar V. S., 1976; Pandey S. К., 1993), однако они являются по большей части описательными и ограничены только рамками страны.

2) В настоящей работе впервые дается классификация наскальных рисунков Индии, основанная на технике нанесения изображений на скалу.

3) Впервые дана хронологическая система, соотнесенная с исторической периодизацией территории Индостана.

4) Составлен самый полный на настоящий момент список памятников наскального искусства Индии, в котором учтено 858 памятников.

5) Впервые дается сравнительная характеристика наскальных изображений Индии и сопредельных территорий. До этого авторами проводились только сопоставления с наскальным искусством Европы, Южной Африки и Австралии, но они касались лишь отдельных образов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и чтении курсов по древнему искусству, по истории Индии и истории Азии. Кроме этого работа может стать частью более полного исследования наскального искусства всей Индии и сопредельных территорий Центральной Азии.

Структура работы. Цель и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, приложения, списка литературы и списка приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Наскальное искусство Северной и Центральной Индии"

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим основным выводам.

1. Историю исследования наскального искусства Индии можно разделить на три периода: 1) 1883-1932 гг.; 2) 1932 - 50-е гг. XX в.; 3) 50-е гг. XX в. - по настоящее время.

Первый период связан с началом открытия памятников наскального искусства в Индии. Его характерными чертами являются изучение наскальных изображений иностранцами, в основном англичанами; отсутствие подхода к наскальным изображениям как к объекту специального исследования и отсутствие попыток сравнительного анализа изображений с разных памятников наскального искусства.

Второй период связан с деятельностью английского исследователя Д. X. Гордона, который вывел изучение наскального искусства Индии на качественно новый уровень. К этому времени относятся первые попытки классификации наскальных изображений с выделением хронологических периодов, соотнесения рисунков с материалами археологических находок и с этнографическими данными, характеристики отдельных сюжетов. Наскальное искусство Индии впервые становится предметом специального исследования.

Третий период характеризуется в основном тем, что изучение наскального искусства Индии становится прерогативой индийских исследователей и университетов. Резко возрастает интерес к данной проблематике, проводятся комплексные исследования. К сожалению, большинство работ описательны и ограничены исследованием отдельных памятников либо комплексов. Попытки изучения наскального искусства Индии в целом весьма редки, а его сравнение с наскальным искусством сопредельных территорий вообще не проводилось.

2. Анализ работ специалистов по наскальному искусству Индии показал, что данная тема в индийской, мировой и отечественной науке слабо разработана. Разрозненные работы не привели к целостной оценке ситуации. Наскальное искусство, как правило, не соотносится с хорошо известными материалами по древней и средневековой истории Индии. Памятники в различных работах нередко относят к разным комплексам, к тому же нередки случаи различных транскрипций их названий. С целью преодоления данной ситуации нами была создана «Сводная таблица памятников наскального искусства Индии», в которую вошли сведения о 858 памятниках. Все они сначала были соотнесены с границами индийских штатов, а затем разбиты на комплексы памятников. Также в таблице были учтены известные нам случаи различных названий одного и того же памятника.

3. Анализ имеющихся в индийской научной литературе классификационных систем показал, что исследователи опираются в основном на стиль и на основные сюжеты. Такие параметры как цвет, латинизация и техника нанесения рисунка на скалу играют второстепенную роль и многими исследователями не рассматриваются. В то же время, единой классификации наскальных изображений Индии, которой бы придерживалось хотя бы большинство ученых, в стране до сих пор нет. Большинство исследователей в своих работах публиковали собственные классификации, что, несомненно, затрудняет анализ наскальных изображений страны в целом. Автором данной работы, исходя из опыта отечественной науки, предложена классификация, основанная на технике исполнения рисунков.

4. Анализ проблемы хронологии наскального искусства Индии позволил нам выделить несколько основных блоков: 1) проблема возникновения наскального искусства. Многие исследователи склонны относить возникновение наскального искусства в Индии к эпохе верхнего палеолита. Но анализ материалов привел к выводу, что временем возникновения наскального искусства в Индии следует считать эпоху мезолита; 2) проблема выделения хронологических периодов. Данная проблема связана с тем, что зачастую в разных работах под одними периодами понимаются разные временные промежутки. По нашему мнению, в большинстве случаев данная ситуация объясняется тем, что развитие наскального искусства Индии шло неравномерно в разных регионах, и выделить общие хронологические периоды очень сложно.

В результате соотнесения наскальных изображений и исторической периодизации нами была предложена собственная хронология наскальных изображений Индии и охарактеризованы основные типы изображений, относящихся к каждому периоду. Всего нами выделено четыре хронологических периода в развитии наскального искусства Индии: 1) 10 тыс. до н.э. - сер. 3 тыс. до н. э. (мезолит, неолит); 2) сер. 3 тыс. до н. э. — I век до н. э. (Хараппская культура, ведический период, магадхо-маурийский период); 3) I в. до н. э. — IV в. н. э. (Кушанский период) 4) с IV в. н. э. - по настоящее время. Также нами разработана типология наскальных изображений Индии, характерных для каждого из периодов.

5. Изученные нами 7 944 наскальных изображения с 373 памятников Индии представлены следующими сюжетными группами: 1) сцены охоты; 2) ритуальные сцены; 3) батальные сцены; 4) изображения повозок и колесниц; 5) изображения наездников; 6) хозяйственные и производственные сцены; и 7) зооморфные изображения. В каждой из групп прослежено количественное и процентное соотношение рисунков по различным признакам и проведен их сравнительный анализ с наскальными изображениями Южной Сибири, Средней и Центральной Азии. Более подробно были рассмотрены изображения, выполненные в битреугольном стиле, и изображения с солярной символикой. В результате анализа нами был отмечен ряд общих черт наскального искусства данных регионов и ряд различий. Различия в первую очередь касаются двух аспектов. Во-первых, это техника нанесения изображений на скалу. В Индии более 90% наскальных изображений нарисованы, а в Южной Сибири, Средней и Центральной Азии, наоборот, большинство изображений выбито. Во-вторых, различия в наскальном искусстве сравниваемых регионов связано со спецификой местной фауны и условий жизни. В то же время во всех хронологических группах наскального искусства Северной и Центральной Индии отмечено сходство с южносибирскими, центрально- и среднеазиатскими рисунками. В первую очередь оно касается стиля. Несмотря на упомянутые нами различия, общих черт в наскальном искусстве исследуемых регионов отмечено достаточно много. Это, битреугольный, прямоугольный, рентгеновский стили, «распластанные» колесницы и т.п. Вообще, в каждой из выделенных нами групп изображений мы обнаружили либо полностью идентичные, либо похожие рисунки, встречающиеся в каждом из сравниваемых регионов. Во-вторых, достаточно много общих черт для наскального искусства Северной и Центральной Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии наблюдается в характерных для этих регионов сюжетах. Так, например, в ритуальных сценах перечисленных регионов есть индивидуальные, парные, групповые танцы, «хороводы», солярная символика, изображения, напоминающие боксеров, и многие другие общие сюжеты. То же касается практически всех групп изображений, где помимо образов, характерных для каждого из регионов в отдельности, присутствуют и общие сюжеты. Все это доказывает, что Индия не является регионом, где наскальное искусство развивалось локально. Напротив, не вызывает сомнений взаимовлияние наскального искусства Индии и сопредельных территорий и наличие общих черт в развитии наскального искусства Северной и Центральной Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии.

 

Список научной литературыТараканов, Андрей Владимирович, диссертация по теме "Археология"

1. Ашрафи М.М. К вопросу о среднеазиатско-индийских связях в живописидревности и средневековья // Древние культуры Средней Азии и Индии / Под ред. Массона В.М. Ленинград: Наука, 1984, С. 164-172.

2. Бонгард-Левин Г.М. Арийское и неарийское в древней Индии // Древниекультуры Средней Азии и Индии / Под ред. Массона В.М. Ленинград: Наука, 1984, С. 71-78.

3. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985.

4. Бутьян В. А. Антропоморфные изображения в наскальном искусстве Северной Азии (эпоха энеолита-бронзы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Кемерово, 2003.

5. Вопросы теории археологии и древней истории. Ашхабад, 1981.

6. Дикшит С. Введение в археологию. М., 1960.

7. Дэвлет М. А. О солярных знаках, «солнцерогих» и «солнцеголовых» в наскальном искусстве // Наскальное искусство Азии. — Вып. 2. — Кемерово, 1997. С. 11-17.

8. Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря. М., 1998.

9. Дэвлет М. А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука, 1980. Ю.Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Каратаусские колесницы // Археологические исследования в Казахстане. Алма-Ата, 1973.

10. Конопацкий А. К. Человек в первобытном искусстве Индии // Антропоморфные изображения. Отв. ред. Васильевский Р. С. Новосибирск, 1987, С.115-124.

11. Лю Чиньянь. Искусство алтайской китайской росписи, (на китайском языке).

12. Мазин А. И. Таежные писаницы Приамурья. Новосибирск: Наука, 1986. Н.Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985.

13. Мартынов А. И. К истории изучения наскального искусства Индии // Наскальное искусство Азии, 1993., №2, С. 52-61.

14. Мартынов А.И., Марьяшев А.Н., Арбетеков А.К. Наскальные изображения Саймалы-Таша. Алма-Ата, 1992.

15. Марьяшев А.Н., Горячев А.А. Наскальные изображения Семиречья. Ал-маты, 2002.18.Махабхарата, М., 1974.

16. Методика археологического исследования и закономерности развития древних обществ. Ашхабад, 1981.

17. Мишра В.Н. Древние охотничье-собирательские культуры и переход к оседлому земледелию в Индии // Древние культуры Средней Азии и Индии / Под ред. Массона В.М. Ленинград: Наука, 1984, С. 14-19.

18. Молодин В.И., Черемисин Д.В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. Новосибирск: Наука, 1999.

19. Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.

20. Новоженов В.А. Петроглифы Сары Арки. Алматы, 2002.

21. Окладников А. П. Петроглифы Верхней Лены. Л: Наука, 1977.

22. Окладников А.П. Петроглифы Монголии. Л., 1981.

23. Окладников А. П. Шишкинские писаницы. Иркутск, 1959.

24. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 1. — Л.: Наука, 1969.

25. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 2. — Л.: Наука, 1970.

26. Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск: Наука, 1976.

27. Окладников А. П., Мартынов А. И. Сокровища Томских писаниц. М.: Искусство, 1972.

28. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина Э. А. Петроглифы Горного Алтая. Новосибирск: Наука, 1980.

29. Окладников А. П., Худяков Ю. С. Образ воина на писаницах Монголии // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. — Новосибирск: Наука, 1981. С. 21-29.

30. Окладникова Е. А. Петроглифы Средней Катуни. Новосибирск: Наука, 1984 (а).

31. Окладникова Е. А. Шаманские петроглифы Сибири // Этнография народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984(6). С. 131-135.

32. Пяткин Б. Н., Мартынов А. И. Шалаболинские петроглифы. — Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1985.

33. Темкин Э. М., Эрман В. Г. Мифы древней Индии. М., 1982.

34. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980.

35. Щетенко А. Я. Первобытный Индостан. JL, 1979.

36. Abrew D. Rock paintings of Hoshangabad // Bulletin of the Nagpur museum. 1925.

37. Akkaraju V. N. Sarma. Cave paintings from Kambakkam, Nagalapuram hills, South India // Rivista di sciense preistoriche diretta da Paolo Graziosi. Vol. XXVI, 1-1971. P. 203-212.

38. Allchin F. R. Development of early cultures in Raichur district // Man. Vol. 114, 1955 (a), P. 85-88.

39. Allchin F. R., Gordon D. H. Rock paintings and engravings in Raichur, Hyderabad. Man. Vol. 55, 1955 (b), P. 97-99.

40. Anati E. Gobustan. Azerbaijan. Capo di Ponte (Italy), 2001.

41. Anati E. Prologue // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chak-ravarty К. K., New Delhi, 1984, P. 26-33.

42. Anderson C. W. Rock paintings in Singhanpur. Journal of the Bihar and Orissa research society, Vol IV., 1918, P. 298-306.

43. Badam G., Prakash S. Tentative identification and ecological status of the animals, depicted in Rock art of the Upper Chambal valley // Purakala, 1992. Vol. 3.№ 1-2. P. 69-79.

44. Bajpai K. D. Rock shelters: literary and epigraphical evidence // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 72-78.

45. Bajpai S. K. Rock paintings of Hoshangabad district // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 159163.

46. Bedekar V. H. Indian rock-shelter paintings their significance // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 96-102.

47. Bednaric R. G. Rock art, taphonomy and epistemology // Purakala, 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 53-59.

48. Bhatnagar V. Indian Palaeo-Archaeology // Malay Bharati. Vol. 1. №2. May-August 1996. P. 2-4.

49. Bhatt V, Jain D. The rock art heritage. Bhopal, 1991.

50. Brooks R. R. R., Wakankar V. S. Stone age paintings in India. London, 1976.

51. Brooks R. R. R. Reconstructing stone age paintings // Archaeology. Vol. 28. №2. New-York, 1975. P. 91-97.

52. Camuri S., Fossati A., Mathpal Y. Deer in rock art of India and Europe. New Delhi, 1993.

53. Carlleyle A. Cave paintings of Kaimur range. N. W. Pro, 1899.

54. Chakravarty К. K. Gwalior fort. Art, cultural and history. New Delhi, 1984a).

55. Chakravarty К. K. Preface // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984 (b). P. 12-25.

56. Chakravarty К. K., Bednaryk R. G. Indian Rock Art and it's global context. 1999.

57. Deshpande M. N. Some aspects of documentation and conservation of painted rock shelters of India // Rock art of India: paintings and engravings. Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 164-170.

58. Ghosh A. K. Significance of Rock art in the light of ethnographic parallels // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 106-111.

59. Gordon D. H. Animals and demons in Indian cave art // Sciense and culture. Vol. 5. №11.1940(a).

60. Gordon D. H. Artistic sequence of the rock paintings of the Mahadeo hills // Science and culture. Vol. 5. №16-7. 1939-40.

61. Gordon D. H. Rock engraving of the Upper Indus // IPEC, band. 18 jg. 19491953. Berlin, 1956. P. 59-64.

62. Gordon D. H. Rock paintings of Kabrapahar, Raigarh state // Science and culture. Vol. 3. № 5. 1939 (a).

63. Gordon D. H. Rock paintings of the Mahadeo hills // Indian arts and letters. Vol. 10. №1. 1936.

64. Gordon D. H. The date of the Singhanpur rock paintings //Science and culture. Vol. 3.№5. 1939(b).

65. Gordon D. H. The prehistoric background of Indian culture. Bombay, 1960.

66. Gordon D. H. Warfare in Indian cave art // Science and culture. Vol. 5. №10.1940 (b). P. 26-39.

67. Gupta N. P. Newly discovered painted rock shelters in Panna district // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 201-205.

68. Gupta S. S., Banerjee K. D. A note on the dating of the rock shelter paintings at Jhin-jhari // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 79-85.

69. Indian archaeology. 1981-82 a review / Ed. Mitra D., New Delhi, 1984.

70. Jain J. P. Rock paintings of Shivpuri // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 241.

71. Jettmar K. Non-buddist traditions in the petroglyphs of the Indus valley // South Asian archaeology. 1983. Vol. 2. P. 751-777.

72. Khare M. D. Excavated remains from the rock-shelters in Madhya Pradesh // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 129-136.

73. Khare S. D. Rock art, is it art for art sake? // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 249-250.

74. Kosambi D.D. Myth and reality. Studies in the formation of Indian culture. Bombay, 1962.

75. Krishna G. Rock shelter survey of Bhopal // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 241-244.

76. Kubarev V. D., Jacobson E., Tseevendorj D. Repentaine des petroglyphes d'Asie Centrale. Fascicule №6: Mongolie du Nord-Ouest Tsagaan Salaa / Baga Oigor. Planches. V. 3. Paris, 2001.

77. Kubarev V. D., Jacobson E., Tseevendorj D. Repentaine des petroglyphes d'Asie Centrale. Fascicule №6: Mongolie du Nord-Ouest Tsagaan Salaa / Baga Oigor. Texte et figures. V. 3.Paris, 2001.

78. Kumar G. Code of ethics for rock art researchers and explorers // Purakala.1991. Vol. 2. № 2. P. 77-80.

79. Kumar G., Narvare G. Ostrich egg shells and early rock-painting in India // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 120-125.

80. Kumar G., Pancholy R. K. Rock art of upper Chambal valley // Purakala,1992. Vol. 3. № 1-2. P. 13-67.

81. Kumar S. Rock art: the product of human imagination and imaginable achievements //Purakala. 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 45-47.

82. Malaiya S. Dance in the rock art of Central India // Animals into art. Ed. H. Morphy. London, 1989. P. 357-371.

83. Mar'jasev A.N., Gorjacev A.A., Potapov S.A. Repentaine des petroglyphes d'Asie Centrale. Fascicule №6: Kazakstan 1 : choix de petroglyphes du Semirech'e (Felsbilder im Siebenstromland). V. 5. Paris, 1998.

84. Mathpal Y. How to date a rock painting? // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984 (a). P. 57-60.

85. Mathpal Y. Rock art of India: its past, present and future // Purakala. 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 37-43.

86. Mathpal Y. Indian rock art today // Rock art studies news today 1, 1976 (a).

87. Mathpal Y. Prehistoric rock painting of Bhimbetka. New Delhi, 1984 (b).

88. Mathpal Y. Rock paintings of India: an ornithographical interpretation // Bulletin of the Deccan college research institute. Vol. XXXV. № 3-4. 1976 (b). P. 83-93.

89. Mathpal Y. The hunter-gatherer way of life depicted in the Mesolithic rock paintings of Central India // Recent advances in indo-pacific prehistory. Ed. Mishra V. N., Bellwood P. Leiden-E. J. Brill, 1985. P. 177-183.

90. Menon V. Rocking history // Outlook. Nov. 22. 1999. P. 24.

91. Mishra R. N. Folk or folkish element in rock paintings — a background // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 239-240.

92. Mitra P. Pre-historic India: its place in world culture. Bombay, 1961.

93. Negi R. S., Mathpal Y. Prehistoric rock paintings at the site of national museum of man on the Shyamala hills, Bhopal // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 154-158

94. Neumayer E. Bodies in motion. India's rock art is a window on prehistoric arts // Archaeology. Vol. 50. №1. New-York, 1997, P. 56-59.

95. Neumayer E. Lines on stone. The prehisroric rock art of India. Manohar, 1993.

96. Neumayer E. Prehisroric Indian rock paintings. Oxford university press, 1983.

97. Neumayer E. The rock paintings of the Mahadeo hills, India // Bolletino del centro camuno di studi preistorici. №22. Brescia, 1985, P. 67-82.

98. Nirdip. Elements of modern art in Rock art // Purakala. 1991. Vol. 2. № 2. P. 43-50.

99. Pancholi R. K. Chaturbhujnath rock-shelters in Central India // Malay Bharati. Vol. 1. №2. May-August 1996. P. 6-8.

100. Pande В. M. Neolithic hunting scene on a stone slab from Burzahom, Kashmir//Asian perspectives. Vol. XIV. Hong-Kong, 1973. P. 134-137.

101. Pandey S. K. Indian rock art. New Delhi, 1993.

102. Pandey S. K. Indian rock paintings and its problems // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 214226.

103. Pandey S. K. Problem of dating the Indian rock paintings // Madhya Bharti. Sagar university, 1965.

104. Parimoo R. Drawing from the Indian prehistoric rock-shelters // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 103-105.

105. Pradhan A., Prabhakar V. N., Kabui K. A. Rock art of Rasulpur: a study // Purakala. 2002. Vol. 13. № 1-2. P. 87-92.

106. Rajain K. Rock art legacy in India // Purakala. 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 4952.

107. Rajain K. Rock paintings in Dharmapuri district, Tamilnadu // Purakala. 1991. Vol. 2. №2. P. 51-69.

108. Ramaswami N. S. The Cuddapah rock paintings // Indian horizons. Vol. XXVIII. №2. New Delhi, 1979. P. 24-26.

109. Ray. R. Data retrieval on rock art // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 64-71

110. Sagar A. P. Painted rock shelters at Premshahi (Samundraja) district Na-rasinghpur 11 Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty K. K. New Delhi, 1984. P. 245-248.

111. Sengupta P. Rock art in the present perspective: a psyhosocial approach // Purakala. 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 71-74.

112. Sher Ja. A., Legtchhilo N., Savinov D. Repertoire des petroglyphes d'Asie Centrale. Fascicule № 4. Siberie Du Sud 4: Cheremushny Log, Ust' Kulog, Steles de Khakassie. Paris, 1999.

113. Sonawane V. H. An important evidence to date rock paintings of Meso-lithic period // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 61-63.

114. Sonawane V. H. Rock art of Gujarat: a regional study // Purakala. 2002. Vol. 13. № 1-2. P. 67-85.

115. Sonawane V. H. Upper palaeolithic art of India: a fresh look // Purakala. 1997. Vol. 8. №1-2. P. 5-13.

116. Sundara A. Rock art in Karnataka: certain geometrical designs // Purakala. 2002. Vol. 13. № 1-2. P. 51-56.

117. Sundara A. Some select rock paintings from north Karnataka // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 137-148.

118. Sztuka naskalna Uzbekistanu / Ed. Kosko A., Sirinov Т., Raczkowski W. Poznan, 1997.

119. Thakur R. S. The rock art: palaeoexhibits or silent communication // Purakala. 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 75-77.

120. Tiwari S. Excavation at Bhimbetka a re-assessment // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 149153.

121. Tiwari S. Twenty-five years of rock paintings exploration in the Betwa source region a re-appraisal // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 228-238.

122. Verma R. K. The rock art of southern Uttar Pradesh with special reference to Mirsapur // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty K. K. New Delhi, 1984. P. 206-213.

123. Wakankar V. S. Bhimbetka: The stone tool industries and rock paintings // Recent advances in indo-pacific prehistory. Ed. by Mishra V. N. Bellwood P. Leiden-E. J. Brill, 1985. P. 175-176.

124. Wakankar V. S. Painted rock shelters of India // Rivista di sciense preis-toriche diretta da Paolo Graziosi. Vol. XVII. 1962. P. 237-253.

125. Wakankar V. S. Painted rock shelters of India // IPEC. band. 21. jg. 1964/65. Berlin, 1966. P. 78-86.

126. Wakankar V. S. Techniques of prehistoric paintings and engravings // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 196-200.

127. Wakankar V. S. The dawn of Indian art. Ujjain, 1978.

128. Zabern P. Zwischen gandhara und den seidenstrassen. Felsbilder am Karakorum highway. Mainz am Rhein, 1985.