автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Национальная политика Республики Таджикистан и её особенности в условиях изменяющегося мира

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Неъмонов, Джафар Мулкамонович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Национальная политика Республики Таджикистан и её особенности в условиях изменяющегося мира'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальная политика Республики Таджикистан и её особенности в условиях изменяющегося мира"

На правах рукописи

// ""Я

005012068

Неъмонов Джафар Мулкамонович

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

Специальность - 23.00.02

политические институты, процессы и технологии (политические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

|1 2 М Др 2012

Душанбе - 2012

005012068

Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Таджикского государственного университета коммерции

Научный руководитель: - доктор философских наук, доцент

Хидирова Махфират Умаровна, - кандидат философских наук, доцент Хуморов Додарбек Мирзорахимович

Официальные оппоненты: -доктор политических наук, профессор

Зокиров Гулмахмад Нозимович, - кандидат политических наук, доцент Шарипов Джурахон Рахматович

Ведущая организация: - Таджикский государственный

медицинский университет имени Абуали ибн Сино, кафедра философии и политологии

Защита состоится » 2012 г. в « » часов на

заседании объединенного диссертационного совета КМ 737.004.04 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.00.02 - политические институты, процессы и технологии (политические науки) при Таджикском национальном университете по адресу: 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки 17, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета по адресу: 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки 17.

Автореферат разослан «2! » 2012 г.

Учёный секретарь

объединенного диссертационного совета^, .л ^ кандидат философских наук, доцент А.

Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования. Современная система международных и межнациональных отношений высветила ряд актуальных проблем, от решения которых зависит стабильность не только конкретных государств, но и всей современной общественно-политической системы. К такой актуальной проблеме относится национальная политика.

Проблема выработки взвешенной и адекватной национальной политики особенно остро стоит перед трансформирующимися обществами, к которым относятся новообразованные национальные государства постсоветского пространства, которые находятся на сравнительно низкой ступени консолидации. В постсоветских республиках, после провозглашения независимости прежние идеалы и ценности стали стремительно терять свое значение. Этому способствовало то, что национальные политические элиты почувствовали вкус власти, лидерства, ощутили преимущества от возможности быть главой народа, выступать от его имени, от его имени распоряжаться и пользоваться не только ресурсами власти, но и экономическими ресурсами. Возможность самим распоряжаться национальными богатствами подтолкнула национальные элиты к стремлению по мере возможности оттеснить представителей других наций в сфере политики и экономики. Такая политика национальных элит вызвала у представителей других наций и народностей опасение стать второсортными гражданами.

Особенности национальной политики в условиях Республики Таджикистан считается формирования национальных меньшинств и их взаимоотношений с титульной нации.

Важным рычагом обеспечения национальной безопасности и стабильности государства в нынешних условиях является реализация государственной национальной политики Республики Таджикистан, в которой должно закрепляться принципиальные подходы к разрешению острых проблем в сфере национальных отношений. В связи с этим, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон особо подчеркивает: «Национальное согласие нужно республике как воздух. Только идя по пути единения и взаимопонимания, мы сможем обеспечить независимость страны, ее надежную оборону и единство народа».1

Актуальность вопроса национальной политики в современных условиях для постсоветских центральноазиатских государств обуславливается и тем, что из-за несправедливого определения национальных границ, многие народы в этом регионе оказались за пределами своих территориальных национальных образований, а часть из них претерпела насильственную ассимиляцию.

Титульная нация должна проводить свою национальную политику с учетом политического и экономического поведения национальных меньшинств. Политическая жизнь многих государств мира дает яркий пример того, что

1 Э.Рахмонов. Движение национального единства и возрождения Таджикистана. -Душанбе, 1997. -С. 31.

пока в многонациональных государствах существуют национальные меньшинства с нерешенными проблемами, то, естественно, будут существовать и противоречии между ними и титульной нацией. Кроме того, сегодняшняя национальная политика должна учитывать ряд факторов: во-первых, в условиях неравномерного экономического развития, когда одни нации достигли высокого уровня развития, а другие находятся в унизительном экономическом и политическом положении, слаборазвитые нации всегда чувствуют диктат более развитых наций; во-вторых, если более отсталые нации когда-то были втянуты в орбиту влияния наиболее развитых наций, то причину своей отсталости они видят в несправедливом отношении к ним со стороны господствующей нации (например, почти все постсоветские республики негативно оценивают опеку «старшего брата» в лице России, являвшейся ядром СССР); в-третьих, мировые державы, ведущие борьбу за овладение теплоэнергетическими ресурсами как наиболее доходной отраслью экономики, стремятся удержать и усиливать свои экономические и политические влияние. Они не заинтересованы в развитии слаборазвитых наций, зачастую используют (а бывает и провоцируют) внутринациональные и межнациональные конфликты для достижения своих целей; в-четвертых, попытки слаборазвитых наций вырваться из «осьминоговых объятий» великих держав и укрепить свои независимости, естественно, наталкиваются на противодействие последних. Поэтому любая попытка таких стран будет жестоко подавляться любыми методами, от смены политических руководителей до смены общественно-политической системы. В таких условиях поиск эффективных способов налаживания межнациональных отношений, требует от национальных политических лидеров, а также ученых-обществоведов отойти от классических стереотипов необходимости опекунства слабых и малых наций со стороны более крупных и экономически развитых стран. Ведь даже очень маленькая нация в случае осознания себя частью мирового сообщества, задействовав свои интеллектуальные, физические и природно-климатические возможности может найти себе достойное место в мировой политике.

Поиск ответов на эти вопросы особенно необходим народам всем народам Центральной Азии. Исходя из реалий политических процессов, на нынешнем этапе развития общества необходима разработка научно обоснованной национальной политики, способствующей духовному единению не только субэтносов, но и других иноэтнических народов, оказавшихся за пределами своего исторического отечества. Поэтому исследование проблемы национальной политики в условиях изменяющегося мира крайне актуально.

Степень научной разработанности темы. Проблема нации и национальных отношений, генезис нации, национального самосознания, национального единства, национальных интересов и потребностей, национальная идея и конфликты и пути их решения всегда были жгучими проблемами для общественных наук. Они на каждом этапе национального движения то актуализировались, то ослаблялись. Еще накануне Октябрьской социалистической революции проблема нации и национальных отношений

широко обсуждалась, выдвигались различные варианты ее решения. Итогом широкой дискуссии по вопросам нации и национальных отношений стало знаменитое сталинское определение нации, вокруг которого уже какой год идут споры, но до сих пор его нельзя считать устаревшим.

На основе сталинской теории нации в СССР были решены многие проблемы, связанные с межнациональными отношениями. Однако по мере развития СССР стало ясно, что еще предстоит решить многие вопросы, поставленные реалиями нового миропорядка.

В трудах таких советских ученых как Ю.В.Бромлей, А.Ф.Дашдемиров, М.С.Джунусов, С.Т.Калтахчян, В.И.Козлов, Н.НЛебоксаров1 были выявлены некоторые недостатки, мешающие развитию истинно национального самосознания. Ими была высказана мысль, что в формировании национального самосознания интернационализм преобладает над национальным и что это в конечном итоге может стать конфликтогеным фактором. Данная проблема была объектом тщательного исследования в работах таких ученых Таджикистана, как Б.Г.Гафуров, А.М.Богоутдинов, С.Раджабов, Т.Собиров, А.Ашуров, И.Шарипов.2

Проблемы развития национального государства, формирования нации, ее самосознания широко и всесторонне анализируются в статьях и выступлениях Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона,3 где уделено особенное внимание вопросам совершенствования национального самосознания, национальной гордости и сохранения национальной культуры в условиях усиления глобализационных процессов.

Учитывая усиление центробежных тенденций в некоторых союзных республиках, проблемы формирования национального самосознания, национальной идентификации, национального единства, совершенствования межнациональных отношений стали объектом изучения таджикских исследователей, таких как: А.Махмадов, И.Ш.Шарипов, Х.Идиев, Х.Додихудоев Дадабаева З.А., А.Х.Самиев, П.Д.Шозимов, Ш.Шоисматуллоев, И.Асадуллоев, К.Гиеев, С.Джононов, Д.Хуморов, Р.Хакимов.4

' Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., Наука 1973.; Дащцамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: Элем, 1976; Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию нации. Ашхабад. 1988; Калтахчян СЛ. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М.: Политиздат, 1983; Козлов В.О. О понятии этнической общности в трудах современных ученных. М.,1978.

2 Гафуров Б.Г. Таджики; древнейшая, древняя, средневековая и новейшая история. Душанбе, 1998. Богоутддинов А. М. Очерки по истории Таджикской философии. Сталинабад. : таджикский Госиздат, 1951. Раджабов С. Р. Дунавият иродаи халк аст. Душанбе. -2000;

3 Рахмон Э. Основные направления предвыборной программы кандидата в Президенты Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова. Душанбе, 1999; его же: Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. Душанбе, 1995; его же: Таджикистан на пороге будущего, 1997; его же: Таджики в зеркале истории. Душанбе, 1997; его же: Долгий путь к миру. Душанбе, 1998; его же: Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и создания. В 4-х томах. Душанбе, 2001.

4 Махмадов А. Национальное самосознание и национализм. Противоречия современного прогресса. Гродно, 1989; его же: Национальное самосознание как элемент общения и культуры // Экология и культура. Куляб, 1992; Хуморов Д.М. Высшая цель - стремление к национальному единству // Молод.Тадж. - 1992. - 16 июня; его же: Самосознание и национальное единство -

В работах таджикских ученых проблемы межнациональных отношений, формирования национального самосознания, национального согласия, национальной идеи, национальной идентификации подвергнуты тщательному анализу и даны научно-практические рекомендации для дальнейшего развития национального самосознания, совершенствования национальной политики.

Так как общество Таджикистана находится на переходном этапе, в нем еще много проблем, способствующих формированию новых противоречий и, соответственно, требующих выработки адекватной национальной политики, учитывающей уроки истории.

В разработку вопросов национальной политики внесли большой вклад такие зарубежные ученые, как Р.Л.Тузмухамедов, А.И.Вдовин, А.Н.Кольев и др.1

В России принята «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации», на основе которой определяются шаги для налаживания межнациональных отношений. Естественно, данная концепция разрабатывалась с учетом специфики России и рассчитана для федеративных государств, ибо в таких государствах общество состоит из представителей различных национальностей, входящих в состав федерации, которые исконно живут на своих исторических землях, в своем отечестве. Поэтому данная концепция учитывает особенности каждого этноса, входящего в эту федерацию. Что касается унитарных государств, то там требуется проведение другой национальной политики.

Следует отметить, что несмотря на наличие большое количества трудов по проблеме национальных отношений и отдельным аспектам национальной политики Таджикистана, тем не менее еще недостаточно исследованы проблемы национальных диаспор, их роль в формировании национальной политики, а также в обеспечении стабильного развития межнациональных отношений в стране. С учетом важности изучения данного вопроса для современной политологии нами предпринята попытка исследования процесса развития национальной политики в условиях изменяющегося мира.

Объектом исследования настоящей диссертационной работы является процесс формирования, и развития национальной политики как составной части государственной политики.

идеология перестроечного периода// Нидои ранчбар. - 1994. - 19-24 февраля; его же: Национальное самосознание - гарант национального единства //Материалы научно-практической конференции Душанбинского пединститута/1994. Гафуров М.С. Социально-философский анализ межнациональных отношений в контексте национального самосознания. М., 1998; Дадабаева З.А. Особенности эволюции национальных отношений в Республике Таджикистан. Душанбе, 2002; Махмадов А.Н., Асадуллаев И.К. Национальный интерес Таджикистана (методическое руководство). Душанбе, 2009;.

1 Тузмухамедов P.A. Национальные меньшинства под защитой международного права // Государство и право. - 1996. - №2; Вдовин А.И,Особенности этнополитических отношенный и формирование государственности России.(исторические и концептуальные аспекты) М. 1993.; Калтахчян С.Т. Марксистко-ленинская теория нации и современность. М., 1989; Кольев АН. Нации и государства. Теория консервативной реконструкции. М.: Логос, 2005.

Предметом исследования выступают межнациональные отношения и государственная национальная политика в условиях трансформирующегося таджикистанского общества.

Цель и задачи исследования. Исходя из степени разработанности проблемы, основной целью исследования является определение приоритетов национальной политики и механизмов ее эффективного осуществления, что позволит обеспечить стабильный характер межнациональных отношений, межэтническое и межконфессиональное согласие в трансформационном таджикском обществе.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

• обосновать и расширить теоретическую платформу разработки проблемы национальной политики в современных условиях;

• определить специфику формирования межнациональных отношений в новых условиях государственной независимости в таджикском обществе;

• выявить особенности межнациональных отношений в условиях постконфликтного развития Таджикистана;

• определить и обосновать основные факторы, влияющие на характер межнациональных отношений в трансформирующемся таджикском обществе;

• выявить характерные особенности концепции национального примирения и ее историко-политическое значение для таджикского народа;

• проанализировать основы национальной идеи и определить ее роль в формировании национальной идеологии как фактора, обеспечивающего национальную целостность таджикского народа в условиях усиления глобализационных процессов.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Теоретико-методологическую базу исследования составляет комплекс таких общенаучных принципов, как объективность, конкретность, историзм и системность, ориентированные на всесторонний объективный анализ национальной политики в контексте трансформационного общества. Наряду с общенаучными методами, использованными в исследовании, особое место занимают синергетический, структурно-функциональный и сравнительный подходы, которые позволяют рассматривать межнациональные отношения как составной элемент национальной политики государства, выявить ее специфические особенности в условиях трансформирующегося таджикского общества.

Научная новизна диссертационной работы заключается, прежде всего, в самой постановке вопроса. Представленная работа является одной из первых в современной политической науке, где ставится цель проанализировать национальную политику через призму межгосударственных отношений и влияния национальных меньшинств на политику правительства стран их расселения.

Сделан акцент на механизмах возникновения национальных меньшинств, выявлена специфика появления в Таджикистане таких национальных

меньшинств, как узбеки и арабы, туркмены, киргизы, а также представителей других национальностей.

Научная новизна исследования определяется также комплексным подходом к проблеме национальной политики в условиях трансформирующегося таджикского общества. Диссертационное исследование позволило углубить положения, исследованные ранее, и выявить новые, свойственные современной политической жизни, особенности развития межнациональных отношений в Таджикистане. Кроме того,

• проанализирована и обогащена существующая теоретико-методологическая основа исследования проблемы национальной политики и национальных отношений;

• определены границы и факторы недопущения регрессивного характера национализма в современных условиях;

• определена и обоснована специфика формирования межнациональных отношений в Таджикистане в условиях суверенитета, выявлены механизмы обеспечения стабильного развития национальных отношений;

• проанализированы факторы, влияющие на характер национальных отношений в условиях постконфликтного развития, определена значимость концепции национального примирения для обеспечения национального единства и целостности таджикского общества;

• обоснована значимость разработки национальной идеи, выражающей истинные ожидания и чаяния таджикского народа, которая способна играть поистине интегрирующую роль в таджикском обществе;

• выявлена необходимость разработки национальной идеологии, обоснована идея сохранения национальной культуры и национального языка как основных нациообразующих признаков.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В условиях Таджикистана национальная политика имеет свою специфику, связанную, в частности, со сложностью формирования национального сознания таджиков, изъяны которого имеют свои исторические причины. Таджики в течение более тысячи лет находились под тройным гнетом: а) исламской религии и идеологии; б) многочисленных кровожадных кочевых племен; в) местных правителей. Клановость, местничество, регионализм являются именно отражением прошлой истории.

2. Приобретение суверенитета для Таджикистана оказалось серьёзным испытанием на пути сохранения самостоятельного национального государства. Возможность разжигания внутринационального конфликта свидетельствует о том, что в обществе существуют серьёзные проблемы, связанные с национальными вопросами, а также внутри самой нации - в лице регионализма и местничества, которые подобно тому, как ржавчина разрушает металл, разрушают нацию, делают ее недееспособной в решении сложных общенациональных проблем. Отсюда вытекает необходимость рассмотрения и решения вопросов, связанных не с межнациональной проблемой, а

непосредственно с внутринациональной, что намного сложнее и опаснее в плане угрозы самосохранению нации.

3. Установление мира и национального согласия способствовало решению проблем, связанных с внутринациональными проблемами; с учетом современных реалий усилилась необходимость разработки всесторонне осмысленной национальной политики, способной обеспечить равные права и равные возможности всех наций и этнических групп, в целом составляющих таджикистанское общество. В условиях стабильного развития появилась возможность выявить и проанализировать основные внешние и внутренние факторы, способные оказывать негативное влияние на характер межнациональных отношений в стране.

4. С учетом особенностей нового этапа развития общества перед государством стоит задача при определении государственной национальной политики выявить механизмы устранения проблем в национальных отношениях, разработать и обосновать положение об обеспечении национальной безопасности и сохранении и защиты национальных интересов.

5. Усиление глобализационных процессов представляет серьёзную угрозу существованию и дальнейшему развитию наций, которые находятся на стадии формирования национального государства и имеют проблемы в своем социально-экономическом развитии. Эта угроза непосредственно касается и Таджикистана. Исходя из этого на современном этапе развития необходимо принятие и осуществление мер, направленных на сохранение национального самосознания, национального духа, гордости, национальной культуры и национального языка.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Полученные результаты и выводы исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении происходящих в таджикском обществе социально-политических процессов.

Политический анализ проблемы межнациональных отношений позволяет определить пути предотвращения негативной функциональности различных тенденций, существующих в национальном вопросе.

Выводы диссертационного исследования о современных аспектах совершенствования национальной политики могут быть использованы при разработке стратегии национальной безопасности страны. Работа может стать отправной точкой для дальнейшего изучения различных проблем, связанных с национальными вопросами.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курсов по социальной философии, политологии, конфликтологии, социологии, а также при чтении спецкурсов по данной проблеме в вузах и специальных учебных центрах, занимающихся проблемами национальных отношений.

Апробация работы. Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры философии и культурологии Таджикского государственного университета коммерции, а также на заседании кафедры

политологии Таджикского национального университета. Полученные в диссертации выводы нашли практическое применение в учебном процессе, при чтении лекций и проведении практических занятий по философии, политологии, конфликтологии в Таджикском государственном университете коммерции. Основные положения и результаты диссертационной работы отражены в статьях автора, опубликованных в рецензируемых ВАК-ом журналах.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание диссертации

Во введение обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее научной разработанности, определяются цель и задачи исследования, указываются ее методологические и теоретические основания, характеризуется научная новизна и значимость полученных результатов и приводятся данные об апробации работы.

В первой главе диссертационного исследования - «Теоретико-методологические аспекты проблемы национальной политики в новых условиях» в соотношении с другими понятиями в различных контекстах, а также анализируются проблемы национального взаимоотношения. Данная глава состоит из двух параграфов. Первый параграф рассматривает «Сущность и содержание национальной политики». Исследование сущности и содержания национальной политики в последние годы стоит в центре внимания общественных наук в целом и философии и политологии в особенности.

К исследованию данного феномена каждый ученый подходит исходя из тех реалий и социального бытия, частью которых он сам является. В таких странах исследователи большое внимание уделяют взаимоотношениям наций внутри федерации, если они объединены в федерацию, либо конфедерацию, либо автономию. Они заняты поиском такого варианта политических отношений, при котором «и овцы целы, и волки сыты». Другими словами, национальная политика в каждом конкретном случае требует особенного подхода, исходя из особенностей взаимоотношений наций в прошлом и настоящем. Если учесть, что на современном этапе каждая суверенная нация претендует на определенную роль в мирохозяйственной жизни как внутри своего образования, так и во внешнем мире, то так или иначе меры, принятые этой нацией, затрагивают интересы других народов. Обычно когда мы говорим о национальной политике, мы вкладываем в это положительный смысл, понимая под ней политику, направленную на укрепление взаимодоверия между нациями. Сейчас и современная Западная Европа отступает от "принципа мультикультуры, закрывает свои границы для мусульман, что коренным образом изменяет характер и содержание их национальной политики. А это уже новая форма национализма, основанная на принципах противопоставления

двух миров - исламского и христианского. Кроме того, в ракурсе национальной политики широко дискутируется вопрос о национализме, к которому одни относятся отрицательно, считая его реакционным явлением, а другие, наоборот, называют прогрессивным, представителей национальных меньшинств.

Следовательно, национализм не только идеология превосходства одного народа над другими, но и качество отношений титульной нации с представителями иных этносов, проживающих в данном государстве. Выходит, что однобокая политика титульной нации по отношению к другим народам, не отвечающая интересам всех живущих на одном политическом пространстве народов, есть националистическая политика. Потому она при советской системе рассматривалась как буржуазная, не отвечающая идеологии марксизма, ибо в марксизме признавался позитивным такой национализм, который был направлен на разрушение националистической системы и приобретение независимости, то есть поддерживалось стремление народа к суверенитету и созданию собственного национального государства. Но в то же время национализму присущи такие негативные моменты, как национальное чванство, национальное высокомерие, национальный эгоизм, национальное недоверие и шовинизм.

История взаимоотношений, складывающихся в течение веков между этносами, так или иначе оставляет определенные отпечатки. Ведь каждый этнос или нация это реально существующая общность, заселяющая в определенное время определенные пространства. На определенном этапе происходили события, которые стали причиной смешения разноплеменных народов на одном пространстве. Они вступали в определенные взаимоотношения. Столкновения разноплеменных этносов, со своими специфическими особенностями, не могли не отразиться на их взаимоотношениях. В процессе совместной жизни на одной территории разноэтнических общностей каждая признает свою родовую общность, дорожит ею и пытается занять ведущее положение в полиэтнической структуре. От того, насколько этим стремлением заражен каждый этнос, и зависят их отношения.

Поэтому задачей отечественной философии, политологии и всех общественных и гуманитарных наук должно быть раскрепощение национального сознания таджиков, чтобы они смогли противостоять вызовам времени. Это необходимо потому, что современный мир, достигший больших успехов во всех областях человеческой жизни, тем не менее, не смог до конца решить проблему взаимоотношений между нациями и народностями, между религиозными конфессиями, а также различий мироощущения и мировоззрения.

Главное в содержании национальной политики - отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения. Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективное основание. Расхождение интересов связано с

объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерасти в столкновение, конфликт. В этих условьях необходима координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики. Анализ связи сущности и явления показывает, что сущность не лежит на поверхности, она находится в глубине явлений. Постоянное общение различных этносоциумов между собой фиксирует их как явление, через которое потом познается сущность этих отношений. То, что явится, оно реально существует и есть сущность, ибо между ними в принципе нет никакой разницы.

Если считать, что общения между различными этносоциумами реально существуют, взаимовлияют, то через эти явления мы можем понять содержание этих отношений, а познав содержание, вникнуть в их сущности.

Во взаимоотношениях наций, живущих в одной стране, внутренней структурой им служит, во-первых, наличие их существования; во-вторых, их количество. Содержание этих взаимоотношений должно фиксироваться в Основном законе страны - в Конституции, одобренной всеми гражданами, живущими в этой стране. Суть и содержание национальной политики определяется большинством, а таковым может быть только титульная нация

Чтобы понять сущность и содержание национальной политики необходимо:

1. Проанализировать содержание исторической памяти государствообразущей нации в отношении других народов, живущих в стране, выяснив, каким образом несколько наций оказались на одной территории, что предшествовало этому процессу, как сказывались их взаимоотношения на протяжении всей совместной жизни на одном территориальном и политическом образовании.

2. Выявить, каковы чувства представителей иных наций по отношению к титульной нации, устраивают ли их те отношения, которые строит с ними титульная нация, хотят ли активно поддерживать политическую власть в решении насущных социально-экономических, общественно-политических, культурно-нравственных задач. Если они готовы поддерживать политическую власть, то насколько они заинтересованы в развитии экономических, политических и иных отношений в стране проживания как граждане этой страны и как диаспора народа, имеющего одноименное национальное государство (например, узбекского, киргизского, казахского, туркменского и т.д.). То есть согласно тем усилиям, которые они прилагают, должна корректироваться и национальная политика.

3. Выявить историческую память тех наций, которые оказались отрезанными от своей исторической родины и оказались среди другой нации, каким они представляют свое прошлое и как видят свое будущее в стране проживания. Выяснив все положительные и отрицательные стороны во взаимоотношениях в прошлом и в настоящем, можно сформулировать ту

национальную политику, которую требует современное состояние мирохозяйственных отношений. Здесь необходимо отметить, что суть национальной политики и ее содержание в каждом конкретном государстве в зависимости от типа государства выявляется по-разному. К примеру, в федеративных и конфедеративных государствах национальная политика коренным образом отличается от политики унитарных государств.

Выявляя и анализируя такие категории, как «национальное», «национализм», «межнациональные отношения», мы постарались раскрыть истинную суть национальной политики как составной части политики государства вообще.

Таким образом, национальная политика как категория политической науки и как важная составляющая государственную политику современных государств имеет важное значение в плане объяснения причин существующих и появляющихся разногласий на национальной почве. Поэтому исследование и постоянное обновлений тенденций и подходов к решению данной проблемы является основной задачей политической науки и ряд ее направлений, исследующих проблему наций и межнациональных отношений.

Второй параграф - «Становление и развитие межнациональных отношений в Республике Таджикистан в годы независимости» посвящен анализу теоретических аспектов развития национальных отношений в годы независимости республики Таджикистана. Распад СССР в конце XX века по своим последствиям поистине был трагедией, повлекшей разрушение тех ценностей, которые были накоплены в течение нескольких десятилетий, ценностей равенства, братства, справедливости, заботы о человеке-труженике. Обществоведы уже в течение нескольких лет стараются понять истинную причину распада этой великой державы. В качестве одной из основных причин принято считать неправильное решение национального вопроса в бывшем могучем полиэтническом государстве. Усиление сепаратистских тенденций, усложнивших межнациональные отношения, постепенно превратилось в мощный фактор разжигания межнациональных конфликтов. Многие союзные республики, не знавшие в последние 70 лет межэтнических столкновений, оказались охваченными национальной рознью, были нарушены установившиеся сбалансированные отношения между почти родственными нациями. Все более выпячивались стереотипы: «Мы - Они». Более выразительными стали претензии друг к другу.

Уместно подчеркнуть, что национальная политика любого государства вообще и Таджикистана в частности вытекает из тех отношений, которые существовали между этносами в прошлом, существуют сейчас и будут развиваться в дальнейшем. Поэтому межнациональные отношения, представляющие собой многообразную и постоянно развивающуюся сферу общественной жизни, ставят перед исследователями массу новых, порой непредсказуемых проблем, как теоретического, так и прикладного характера. Существующий теоретический материал, накопленный за годы Советского власти, и два подхода в решении национального вопроса - марксистский

(классовый подход) и немарксистский (отрицание классового подхода) -сегодня не отвечают реалиям современности, чему есть несколько причин:

а) европейская научная элита, всячески поддерживавшая политику «открытых объятий» с целью привлечения как можно большего количества рабочих рук, с одной стороны, и омоложения стареющей нации, с другой, перед лицом угрозы потери своей идентичности все чаще стала говорить о необходимости сдержки иммиграции из Азии и Африки. То есть происходит переоценка ценностей;

б) вторжение на территорию независимых государств и насильственное свержение правительств под прикрытием лозунгов о защите демократических ценностей - это лишь часть глобальной политики западных держав, стремящихся поставить во главе государств послушных им, продавших своей народ правителей. Политика, направленная на разрушение внутринационального согласия и искусственное создание оппозиции, не может не оказать негативного влияния и на национальную политику.

Сегодня эти факты настолько очевидны и распространены, что под влиянием различных международных организаций, занимающихся обучением «демократии» и «восстановлением института демократии», страны, где нет политической оппозиции, числятся недемократическими. В калейдоскопе такого разнообразия найти единственно верный путь к выработке адекватной национальной политики, восстановлению добрых, взаимоприемлемых национальных отношений дело очень сложное. В новейшей истории Таджикистана сложность и противоречивость национального вопроса ярко отразилась после принятия Закона Республики Таджикистан «О государственном языке», в котором многие иноэтнические диаспоры видели ущемление своих прав, недостаточно вникнув в его сущность. Но в главном законе Таджикистана, Конституции, в его преамбуле записано: «Таджикистан - это Родина всех таджикистанцев».1

Сущность национальной политики Республики Таджикистан в том и заключается, что в главном законе страны нет и намека на то, что титульная нация имеет какие-то льготы или ставится выше по отношению к остальным этносам, живущим в Республике Таджикистан. Изменение политической системы, приобретение национальной независимости усилили стремление среднеазиатских наций к самопознанию и подтолкнули к развитию самосознания, ибо национальное самосознание способствует выделению человеком самого себя из объективного мира по этническим признакам, осознанию своей причастности к материальным и духовным позициям своей нации, помогает оценить свое отношение к иным нациям. Осознание общности экономических связей, территории, языка, культуры, психологии, традиций и обычаев становится тем фактором, который двигает нацию. Самосознание способно эффективно повлиять на другие сферы общественного сознания, на самосознание элит и классов. От того, как и на какой основе формируется национальное самосознание, зависит отношение данной нации к другим

1 Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003. С.-34

нациям, когда речь идёт о полиэтнических государствах с федеративным устройством, ибо там каждая нация выступает, так или иначе, как самостоятельный политико-экономический и юридический субъект. Потому центральной власти необходимо учесть интересы всех народов и народностей, дать им возможность развивать свою экономику, политику, культуру с учётом тех обязанностей, которые они имеют перед федеративной властью. Что касается унитарных государств, то национальные отношения и межличностные отношения между представителями титульных и нетитульных наций протекают во внутренней жизни данного общества, исходя из разнообразности уровней развития регионов, их участия в руководстве.

Что касается Республики Таджикистан, в третьем пункте статьи 2 Конституции Республики Таджикистан говорится: «Все нации и народности, проживающие на территории республики, вправе свободно пользоваться своим родным языком»1. Данный конституционный принцип свидетельствует о том, что национальный вопрос воспринимается государством и политическим руководством страны как один из приоритетов в межнациональных отношениях. Этому вопросу придаётся такое же значение, как вопросу государственного строительства страны. Осознание этой необходимости неслучайно. Общественно-политическая практика начала 90-х гг. показала, что национальный вопрос должен превратиться в ключевую проблему формирования политики государства как внутри страны, так и за ее пределами.

Существует немало исторических примеров, когда нарушение добрых взаимоотношений между нациями привело к дестабилизации социально-политической ситуации. Противоречия усилились с внутринациональным региональным противостоянием. Мы считаем, что внутринациональные противоречия на основе регионализма опаснее, чем межнациональные, ибо они подрывают единство нации изнутри, делая ее слабой и нежизнеспособной. История почти не знает подобного примера, чтобы единый народ, сформировавшийся тысячу лет тому назад, при малейшем повороте судьбы готов был истребить себя изнутри. Такой трагичный пример показала Республика Таджикистан сразу после приобретения независимости, когда после распада СССР были созданы многочисленные региональные движения, расколовшие единую республику на несколько частей; руководители регионов клялись именем нации, но расчленяли эту нацию, как на местах, так и на уровне политической власти

Однако примирение противоборствующих сторон, возвращение беженцев и политика равномерного экономического развития регионов республики стали краеугольным камнем в возрождении в новом качестве межнациональных и внутринациональных отношений. А для этого необходимо было учитывать не только собственно национальные интересы, но и интересы других образований. По этому поводу Эмомали Рахмон в своей книге «Таджикистан на пороге XXI века», в частности, отмечает, что «процесс становления национальных

' Тамже.С. 34.

отношений для таджикской нации начался не только с навязыванием гражданской войны, но и навязыванием по иному сценарию воспринимать и освоить свою историю не только как абсолютно отличную от тюркских племён, но и считать себя их частью».1

Борьба за присвоение таджикскому языку - языку титульной нации -статуса государственного была ожесточённой, так как многие считали, что принятие данного закона ущемляет права представителей других национальностей, живущих в Таджикистане, и усилит процесс их оттока из республики, что приведёт к кадровому голоду в промышленности и строительстве. Естественно, приобретение политической независимости требует планомерного внедрения в жизнь тех факторов, которые смогли бы обеспечить эту независимость. Язык является не только средством общения ныне живущих поколений, но также и связующим звеном, которое скрепляет прошлое с настоящим, а через него и с будущим. Межнациональные отношения на уровне национальных государств Центральной Азии, как равноправных и суверенных национальных объединений, имеют свои особенности:

а) расхождения между публичными высказываниями некоторых политических лидеров и их реальными действиями, что выхолащивает содержание национальной политики;

б) вытягивание на поле межнациональных отношений второстепенных вопросов, выдаваемых за первостепенные.

в) боязнь некоторых политических руководителей потерять свое былое влияние в регионе. Поэтому вся их политика нацелена на то, чтобы экономические слабые страны региона оставались таковыми.

Быть титульной нацией значит нести ответственность не только за свое благополучие, но и за благополучие всех народов живущих в твоем отечестве, суметь мобилизовать себя и себе подобных для процветания государства, ставшего общим домом. В такой ситуации дальнейшее стабильное развитие межнациональных отношений и консолидации всех наций, проживающих в едином экономико-политическом пространстве, зависит от стабильного характера той национальной политики, которая проводится в государстве.

Таким образом, можно подытожить, что основная сущность национальной политики в нашей республике является обеспечение свободной и равной жизнедеятельности всех наций и народностей, живущих в нашей стране. Существующая прочная нормативно-правовая база, основывающаяся на Конституции страны, обеспечивают равные права и возможности всех наций и национальностей. Вместе с тем, государство не забывает и государствообразущей нации. Национальное государство должно все время позаботиться о том, чтоб сохранить свою идентичность в условиях нарастания глобализационных процессов. С этой целью обеспечение постоянной деятельности направленной на повышение уровня национального самосознания и приоритета национальных интересов является основной задачей государства.

1 Эмомали Рахмон. Таджикистан на пороге XXI века. Душанбе, 1997.С,- 34

Вторая глава диссертации называется «Национальная политика как фактор укрепления государственного суверенитета Республики Таджикистан».

Первый параграф данной главы рассматривает «Вопросы межнациональных отношений и их особенности в трансформационном таджикском обществе». Жизнь показала, что в межнациональных отношениях на постсоветском пространстве много нерешенных вопросов и связанных с ними противоречий. В стремлении наций укрепить свои отношения и связи в новых условиях обнаруживаются две тенденции:

1. Попытка воссоздания нового Союза в рамках СНГ.

2. Выход из этих рамок и вхождение в более динамично развивающийся Союз, что способствовало бы расширению торгово-экономического, военно-политического, научно-технического потенциала и дало бы возможность продемонстрировать свою бытность.

Не вдаваясь в подробности, следует подчеркнуть, что столкновение интересов в межнациональных отношениях, если не найти оптимального пути их решения, чревато опасностями. Национальная политика в унитарных государствах должна быть направлена на создание условий для участия национальных меньшинств не только в политической, но и в духовной жизни общества - следует создать необходимые условия для формирования и распространения идей духовного единства между представителями инонациональных диаспор и государствообразущей нации.

С приобретением независимости таджикское правительство взяло курс на создание равноправных экономических, социальных, политических и духовно-идеологических условий для развития как национальных, так и межнациональных отношений. Ученые Республики Таджикистана, исходя из важности вопроса обеспечения общественного согласия, заинтересовались проблемой национальных меньшинств, а также формированием национального самосознания, начиная с конца XX века.

Первая статья Конституции Таджикистана гласит: «Республика Таджикистан - суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство. Таджикистан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. В свете данной статьи Конституции Республике Таджикистан, как унитарному государству, необходимо строить свою национальную политику, исходя из следующих принципов:

1. Научный анализ и творческое осмысление опыта осуществления национальной политики в нашей стране и за рубежом. Основным концептуальным положением национальной политики выступает равноправие народов и, соответственно, взаимовыгодное сотрудничество и взаимное уважение; противодействие национализму; политическое и моральное осуждение людей, социальных групп, стремящихся достигнуть благополучия своего народа за счет ущемления интересов других народов.

' Конституция Республики Таджикистан. 2002. С.35.

2. Стабильность территориальных границ нации и национально-государственных образований (если таковые существуют в унитарном государстве), так как территориальные претензии все более и более становятся взрывоопасным фактором и без того напряженной современной жизни.

3.Учет взаимосвязи и взаимодействия реформ в экономической, политической, духовной и национальной сферах. Основой национальных отношений являются нормально функционирующая экономика и потребительский рынок, денежное обращение.

Стратегия обновления национальных отношений должна быть нацелена на то, чтобы развитие рыночных отношений, изменения в хозяйственной жизни, работа средств массовой информации были направлены на уважение чести и достоинства каждого человека, на более полное раскрытие потенциала всего общества, формирование этики межнациональных отношений, ликвидацию всех форм несправедливости и насилия. Другим важным вопросом в межнациональных отношениях является политическая активность этносов, то есть насколько иноэтнические население, проживающее в Республике Таджикистан, участвует в политической жизни, в принятии политических решений.

Во втором параграфе второй главы «Концепция национального единства и перспективы ее совершенствования в Таджикистане» рассматриваются проблемы национального единства и идеология государства. Республика Таджикистан относится к числу тех государств, где продолжается процесс становления национальных общностей и осуществляется консолидация государства на полиэтнической основе. В таких условиях особую актуальность приобретает проблема разработки национальной идеологии. Практика межтаджикского конфликта показала, что внутринациональные конфронтационные отношение имеют очень сложную и опасную природу и легко могут стать причиной исчезновения нации с политической карты мира. Осознание именно этой опасности со стороны противоборствующих сил способствовало формированию нового национального самосознания таджикского народа, отвечающего требованиям суверенного развития национального государства. Подписание Общего соглашения о мире и национальном согласии свидетельствовало о том, что в таджикском обществе назрела своеобразная социальная потребность в объединении разделенного народа.

Концепция национального примирения стала той основой, над которой постепенно вырастали и развивались элементы национального самосознания таджикского народа. Концепция национального примирения декларировала идею урегулирования межрегионального конфликта и установления общенационального мира и согласия в стране не путем насильственного подавления одной из противоборствующих сторон другой, а путем диалога, политики компромиссов и уступок, посредством выработай взаимоприемлемых соглашений для решения острых политических проблем. Эта задача была хорошо осознана политическими лидерами противоборствующих сторон.

Таким образом, Концепцию национального примирения можно характеризовать как совокупность мер, направленных на достижение единства и согласия в таджикском обществе.

Поиск «корней», выявление «исторического наследия», «национальной первозданности» таджикского народа привели его к заключению о непригодности доминирующих в таджикском обществе идейно-политических ценностей для достижения национального единства и общественного согласия, так необходимых для дальнейшего суверенного развития Таджикистана. Здесь, на наш взгляд, следует уточнить следующие моменты в связи с вышеприведенным мнением. Концепция национального примирения и национального единства выполнила свою первую задачу, усилиями международного сообщества и благодаря приходу противоборствующих сторон к компромиссу мир и согласие в стране были восстановлены. Что же касается следующей ее задачи, т.е. обеспечения целостности и единства нации, то она требует вложения постоянных усилий. Подытоживая все сказанное, необходимо указать, что в формировании концепции национального единства наряду с объективными факторами огромное значение имел и субъективный, то есть: а) осознание всеми участниками конфликта своей принадлежности к одной нации, с общей историей и культурой; б) осознание опасности дальнейшей эскалации и потери национальной независимости; в) готовность абсолютного большинства участников к компромиссу; г) готовность участников конфликта к прощению друг друга и переходу к мирной жизни.

Третий параграф диссертации называется - «Государственная национальная политика Республики Таджикистан и проблемы безопасности в этнической сфере». Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Именно так это принято понимать во всем мире. Внутреннюю политику государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений обычно называют этнической политикой, или политикой в отношении этнических меньшинств. Национальная политика - это и целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, систему мер по реализации.

Главной задачей государственной национальной политики с целью обеспечения безопасности в этнической сфере является согласование интересов всех проживающих в стране этносов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Безусловно, наличие недостатков в решении этих вопросов способно порождать конфликтогенную ситуацию.

Кроме вышеперечисленных факторов есть еще внутренний детонатор -регионализм, способный разрушить нацию изнутри. Регионализм, служащий интересам отдельного региона, не способствует единству нации, наоборот, разъединяет ее и создаёт условия для создания очагов противостояния друг

другу. В таких условьях само общество становится конфликтогеным и взрывоопасным.

Национальная политика (в значении: Этнополитика) в унитарном государстве Таджикистан направлена на соблюдение интересов всех этнических групп, титульная нация не создает ограничений для деятельности иноэтнических народов, живущих в стране. Поэтому национальные меньшинства активно участвуют в управлении, в экономической и политической жизни страны, а также и в духовной, что создает необходимые условия для формирования и распространения идей духовного единства между представителями различных иноэтнических диаспор и государствообразущей нации.

Национальная политика должна учитывать специфику каждой нации (этноса), проживающей в одном общем государстве, независимо от того, имеют ли эти нации где-то свою государственность или нет. Национальная политика Таджикистана должна строиться так, чтобы наладить хорошие отношения с представителями сопредельных государств, в первую очередь с узбеками, туркменами, киргизами, казахами, китайцами, афганцами, иранцами и, естественно, с русскими.

Но следует помнить, что, с одной стороны, национальные интересы требуют сохранения дружественных отношений со всеми нациями, и особенно с соседями, а с другой, нахождения путей эффективной защиты своих национальных интересов, локализации антигосударственных стремлений иноэтнических народов, живущих рядом с титульной нацией.

На основе теоретического анализа процесса развития национальных отношений и национальной политики в условиях современного Таджикистана, анализа международных документов, программных документов и основных решений государственных органов и общественных объединений по дальнейшему совершенствованию национальных отношений и выработке оптимальной национальной политики считаем, что в целях совершенствования национальной политики в условиях Республики Таджикистана необходимо предпринять следующие шаги:

• в основу концепции национальной политики должна быть положена идея сохранения и укрепления унитарного таджикского государства как общей Родины народов, живущих на ее территории;

• политические силы должны руководствоваться идеей возрождения национальной государственности как силой, интегрирующей все население Таджикистана;

• необходимо разработать правовые основы национального возрождения народов Таджикистана, установить структуру, статус национальных меньшинств и их руководства;

• учитывая, что таджикское сознание всегда ориентировано на коллективизм, ему чужд индивидуализм, следует выработать соответствующую таджикской психологии оптимальную форму хозяйствования.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Национальная политика в трансформирующемся обществе. Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе, 2011. № 9 (73). -с. 234-237.

2. Концепция национального единства и перспективы ее совершенствования в Таджикистане // Известия АН. РТ. Серия философия. 2010. №4-С. 23-26.

3. Потребности и регуляция человеческого действия. // Известия АН РТ. Серия Философия. 2004. № 2-3.- С.45-52.

4. Источниковедения один из факторов самопознания.//Материалы научно-теоретической конференции «Совершенствование преподавания в вузах», посвященной 10-летию образования Республики Таджикистан. - Душанбе, 2001. - С.-34-37.

5. Интегративно-созидательное действие и его особенности //Сборник научных трудов. ТГУК- Душанбе, 2003. - С. 259-261.

6. Нация и национальное отношение в контексте национального самосознания //Сборник научных трудов ТГУК- Душанбе, 2005. - С.245-252.

7. Национальное самосознание. //Доклады межвузовского республиканского научно-практической конференции молодых ученых, посвященных 20-летию ТГУК.-Душанбе, 2008.-С. 109-114.

8. Интеграция - экономика или политической выбор //Сборник научных трудов ТГУК, - Душанбе, 2008. - С.342-344.

9. Быть суверенным, значит быть активным субъектом экономических отношений. //Сборник научных трудов - ТГУК- Душанбе, 2008. - С. 208-214.

10. Роль политической власти в укрепление государственного суверенитета. //Сборник научных трудов ТГУК- Душанбе, 2009. - С.168-175. (в соавторстве).

Подписано в печать 21.01.2012. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Тираж 100 экз Объем 1,2 п.л. Заказ № 172

Отпечатано в ООО «Глобус» Душанбе, пр. С.Шерози, 16

 

Текст диссертации на тему "Национальная политика Республики Таджикистан и её особенности в условиях изменяющегося мира"

61 12-23/171

Таджикский государственный университет коммерции

НЕЪМОНОВ ДЖАФАР МУЛКАМОНОВИЧ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

Специальность - 23.00.02- политические институты, процессы

и технологии (политические науки)

на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научные руководители: доктор философских наук доцент М. У. Хидирова

кандидат философских наук доцент Д. М. Хуморов

ДИССЕРТАЦИЯ

Душанбе - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение_

Глава I. Теоретико-методологические аспекты проблемы национальной политики в новых условиях

1.1. Сущность и содержание национальной политики_15

1.2. Становление и развитие межнациональных отношений в Республике Таджикистан в годы независимости_44

Глава II. Национальная политика как фактор укрепления государственного суверенитета Республики Таджикистан

2.1. Вопросы межнациональных отношений и их особенности в трансформирующимся таджикском обществе_66

2.2. Концепция национального единства и перспективы ее совершенствования в Таджикистане_93

2.3. Государственная национальная политика и проблемы безопасности в этнической сфере__109

Заключение_ 128

Список использованной литературы__135

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Разработка проблемы национальной политики предполагает выявление ее особенностей в Республике Таджикистан, причин, которые способствовали формированию национальных меньшинств, особенностей их взаимоотношений с титульной нацией и между собой, а также определение правового поля их взаимодействия в условиях осложняющихся взаимоотношений с теми или иными национальными государствами, выходцы из которых волей судьбы оказались гражданами Республики Таджикистан. В одном случае они, находясь на своей исторической родине, были отделены от массы своих соплеменников в результате государственного размежевания, в других случаях стало последствием захвата чужих территорий, миграции из-за природных катастроф и проч.

В каждом случае титульная нация должна проводить свою национальную политику с учетом политических и экономических интересов национальных меньшинств. Политическая жизнь многих государств мира является ярким примером того, что в многонациональных государствах не решены проблемы национальных меньшинств, а значит, существуют и противоречии между ними и титульной нацией.

Кроме того, сегодняшняя национальная политика должна учитывать ряд факторов:

- во-первых, в условиях неравномерного экономического развития, одни нации достигли высокого уровня развития, а другие находятся в зависимом экономическом и политическом положении, испытывая диктат со сторонни более развитых наций;

- во-вторых, если более нации были втянуты в орбиту влияния наиболее развитых наций, то причину своей отсталости они видят в несправедливом отношении к ним со стороны господствующей нации (например, почти все постсоветские республики негативно оценивают опеку

«старшего брата» в лице России, являвшейся ядром СССР);

- в-третьих, мировые державы, ведущие борьбу за овладение теплоэнергетическими ресурсами как наиболее доходной отраслью экономики, стремящиеся удержать и усилить свое экономическое и политическое влияние на мировой арене, не заинтересованы в развитии слаборазвитых наций, зачастую используют (а бывает, и провоцируют) внутринациональные и межнациональные конфликты для достижения своих целей;

в-четвертых, попытки слаборазвитых наций вырваться из «осьминоговых объятий» великих держав и укрепить свою независимость, наталкиваются на противодействие последних. Поэтому любая попытка таких стран будет жестоко подавляться любыми методами, от смены политических руководителей до смены общественно-политической системы. В таких условиях поиск эффективных способов налаживания межнациональных отношений, при которых были бы «и овцы целы, и волки сыты», требует от национальных политических лидеров, а также ученых-обществоведов отойти от идеологии и практики опекунства слабых и малых наций со стороны более крупных и экономически развитых стран. Ведь даже очень маленькая нация в случае осознания себя частью мирового сообщества, задействовав свои интеллектуальные, физические и природно-климатические возможности, может найти себе достойное место в мировой хозяйственной политике, лишь бы строили с ним нормальные межнациональные отношения на основе равноправия.

Актуальность вопроса национальной политики в современных условиях для постсоветских центральноазиатских государств обусловливается и тем, что из-за несправедливой демаркации государственных границ многие из представителей живущих здесь народов оказались, за пределами своих территориальных национальных образований и часть из них подвергалось насильственной ассимиляцией.

Данная тема актуальна еще тем, что государственная политика,

направленная на решение экономических, политических, культурно-образовательных, военно-технических, санитарно-бытовых,

демографических и экологических проблем осуществляется через мобилизацию материальных и духовных сил общества. Но в каждом государстве живут представители разных народов, и от их социально-политического и правового положения зависит стабильное развитие любого общества. Исходя из реалий политических процессов, на нынешнем этапе развития общества необходима разработка научно обоснованной национальной политики, способствующей духовному единению не только субэтносов, но и других иноэтнические народов, оказавшихся за пределами своего исторического отечества. В связи с этим, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон особо подчеркивает: «Национальное согласие нужно республике как воздух. Только идя по пути единения и взаимопонимания, мы сможем обеспечить независимость страны, ее надежную оборону и единство народа».1 Поэтому исследование проблемы национальной политики в условиях изменяющегося мира крайне актуально. В условиях Таджикистана эта проблема актуализируется еще и тем, что здесь, с одной стороны, сильно развит регионализм, а с другой, в высших властных структурах доминирует представители узбекской национальности , а таджики представлено в основном в нижней части госструктур, что обостряет межнациональные отношения и требует проведение взвешенной национальной политики.

Степень научной разработанности темы. Проблемы нации и национальных отношений, генезиса нации, национального самосознания, национального единства национальных интересов и потребностей формирования национальной идеи возникновения конфликтов и путей их решения всегда были важными проблемами для общественных наук. Эти проблемы на каждом этапе национального движения то обострялись, то ослаблялись. Еще накануне Октябрьской социалистической революции

1 Э. Рахмоннов. Движение национального единства и возрождения Таджикистана,- Душанбе, 1997.—С.31.

проблема нации и национальных отношений широко обсуждалась, выдвигались различные варианты ее решения. Итогом широкой дискуссии по вопросам нации и национальных отношений стало знаменитое сталинское определение нации, вокруг которого уже несколько десятилетий идут споры, но до сих пор его нельзя считать устаревшим.

На основе сталинской теории нации в СССР были решены многие проблемы, связанные с межнациональными отношениями. Однако по мере развития СССР стало ясно, что еще предстоит решить многие вопросы, поставленные реалиями нового миропорядка.

В трудах таких советских ученых как Ю.В.Бромлей, А.Ф.Дашдамиров, М.С.Джунусов, С.Т.Калтахчян, В.И.Козлов, Г.Т.Тавадов, Н.Н.Чебоксаров1 были выявлены некоторые недостатки, мешающие развитию национального самосознания. Ими была высказана мысль о том, что в формировании национального самосознания интернационализм преобладает над национальным и что это в конечном итоге может стать конфликтогеным фактором. Данная проблема была объектом тщательного исследования в работах таких ученых Таджикистана как Б.Г.Гафуров, А.М.Богоуддинов, С.Раджабов, Т.Собиров, А.Ашуров, И.Шарипов.2

Проблемы развития национального государства, формирования нации, ее самосознания широко и всесторонне анализируются в статьях и выступлениях Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона. В них уделено особенное внимание вопросам развития национального самосознания, воспитанию национальной гордости и сохранения

1 Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., Наука 1973.; Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: Элем, 1976; Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию нации. Ашхабад. 1988; Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М., Политиздат, 1983; Козлов В.О. О понятии этнической общности в трудах современных ученных. М.,1978; Тавадов Г.Т. Этнология. М., Проект. 2004.

2 Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя, средневековая и новейшая история. Душанбе, 1998; Богоутддинов А. М. Очерки по истории Таджикской философии. Сталинабад, 1951; Раджабов С. Р. Дунавият иродаи халк, аст. Душанбе, 2000; Шарипов И. Развитие национальных отношений в Таджикистане. Душанбе: ( сборник статей) Дониш, 2002.

3 Рахмон Э. Основные направления предвыборной программы кандидата в Президенты Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова. Душанбе, 1999; его же: Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. Душанбе, 1995; его же: Таджикистан на пороге будущего, 1997; его же: Таджики в зеркале истории. Душанбе, 1997; его же: Долгий путь к миру. Душанбе, 1998; его же: Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и создания. В 4-х томах. Душанбе, 2001.

национальной культуры в условиях глобализационных процессов.

Учитывая усиление центробежных тенденций в некоторых республиках СССР, проблемы формирования национального самосознания, национальной идентификации, национального единства, совершенствования межнациональных отношений стали объектом изучения таджикских исследователей: А. Махмадова, Д.М.Хуморова, Г.Н Зокирова, И.Ш. Шарипова, И.С. Шарипова, А. Шамолова, X. Идиева, А.Х. Самиева, П.Д. Шозимова, Ш. Шоисматуллоева, И. Асадуллоева, К. Гиеева, С. Джононова, Р. Хакимова.1

В работах таджикских ученых проблемы межнациональных отношений, формирования национального самосознания, национального согласия, национальных интересов, национальной идеи, национальной идентификации подвергнуты тщательному анализу, на основе которого даны научно-практические рекомендации для совершенствования национальной политики.

Так как общество Таджикистана находится в переходном состоянии, в нем еще много проблем, способствующих формированию новых противоречий и, соответственно, требующих выработки адекватной национальной политики, учитывающей уроки истории. Но, как отмечает И.Шарипов, «анализ современной реальности свидетельствует, что они (таджики) до сих пор не извлекли сколько-нибудь полезных для себя

1 Махмадов А. Национальное самосознание и национализм. Противоречия современного прогресса. Гродно, 1989; его же: Национальное самосознание как элемент общения и культуры//Экология и культура. Куляб, 1992; Хуморов Д.М. Высшая цель - стремление к национальному единству//Молод.Тадж. 1992. - 16 июня; его же: Самосознание и национальное единство - идеология перестроечного периода// Нидои ранчбар. -1994. - 19-24 февраля; его же: Национальное самосознание - гарант национального единства //Материалы научно-практической конференции Душанбинского пед. института/ Душанбе 1994:. Зокиров Г. Демократия ва чомеьаи демократии. Душанбе, 1993; Шарипов С.И. Таджикистан демократизация политических отношений. Душанбе, 2010; Шоазимов П.Д. Характер влияния традиционных институтов и ценностей на современные процессы в Таджикистане: вызовы и перспективы. Традиции и процессы демократизации в Таджикистане. -Т. 1 Душанбе, 2010: Шоисматуллоев Ш. Некоторые итоги социокультурной трансформации в постсоветском Таджикистане.- Т. 1, Душанбе, 2010: Шамолов А. Феномен мифа в современном таджикском обществе и культуре. Традиция и процессы демократизации в Таджикистане. Душанбе, 2010. Асадуллоев И.К. Таджикистан: пограничная зона и экспансия подобия. Душанбе, 2000; Джононов С. Проблемы формирования национального самосознания в контексте государственного строительства Таджикистана. Дисс. На соискание научной степени д.ф.н. Душанбе, 2009; Гиеев К. Национальные интересы.Душанбе. 1997. Идиеев X. У. Традиции и новации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана. Душанбе, 2002.

уроков, они все еще беззаботны относительно дальнейшей судьбы своей родины, национальной государственности и независимости».1

В разработку вопросов национальной политики внесли большой вклад такие зарубежные ученые, как Р.Т Абдулатипов, Р.Л.Тузмухамедов, А.И.Вдовин, А.Н.Кольев, Н.П. Медведев, В.А. Тишков и др.

В России принята «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации»,3 на основе которой определяются шаги для налаживания межнациональных отношений. Естественно, данная концепция разрабатывалась с учетом специфики России, ее федеративного устройства, ибо в таких государствах общество состоит из представителей различных национальностей, входящих в состав федерации, которые исконно живут на своих исторических землях, в своем отечестве. Поэтому данная концепция учитывает особенности каждого этноса, входящего в эту федерацию. Что касается унитарных государств, то там требуется проведение другой национальной политики.

В условиях Республики Таджикистан данная тема еще не стала объектом специального научного изучения. Несмотря на наличие большое количества трудов по проблеме национальных отношений и отдельным аспектам национальной политики Таджикистана, недостаточно исследованы проблемы национальных диаспор, их роль в формировании национальной политики, а также в обеспечении стабильного развития межнациональных отношений в стране. С учетом важности изучения данного вопроса для современной политологии нами предпринята попытка исследования процесса развития национальной политики в условиях изменяющегося мира.

Объектом исследования настоящей диссертационной работы является

1 Шарипов И. Развитие национальных отношений в Таджикистане. Душанбе: ( сборник статей) Дониш, 2002. С.97.

2Абдулатипов Р.Т. Принципы национальной политики,- М.; Проект, 2004; Тузмухамедов P.A. Национальные меньшинства под защитой международного права // Государство и право. - 1996. - №2; Вдовин А.И. Особенности этнополитических отношенный и формирование государственности России.(исторические и концептуальные аспекты) М. 1993.; Калтахчян С.Т. Марксистко-ленинская теория нации и современность. М., 1989; Кольев А.Н. Нации и государства. Теория консервативной реконструкции. М.: Логос, 2005.

3 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации \\Национальное отношение. Отечественные и международные правовые документы,- М.; ИД. «Этнополитика» 1998.

процесс формирования, и развития национальной политики как составной части государственной политики.

Предметом исследования выступают межнациональные отношения и государственная национальная политика в условиях трансформирующегося таджикского общества.

Цель и задачи исследования. Исходя, из степени разработанности проблемы основной целью исследования является определение приоритетов национальной политики и механизмов ее эффективного осуществления, что позволит обеспечить стабильный характер межнациональных отношений, межэтническое и межконфессиональное согласие в трансформационном таджикском обществе.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

• обосновать и расширить теоретическую базу разработки проблемы национальной политики в современных условиях;

• определить специфику формирования межнациональных отношений в новых условиях государственной независимости таджикского общества;

• определить и обосновать основные факторы, влияющие на характер межнациональных отношений в трансформирующемся таджикском обществе;

• выявить характерные особенности концепции национального примирения и ее историко-политическое значение для таджикского народа;

• проанализировать основы национальной идеи и определить ее роль в формировании национальной идеологии как фактора, обеспечивающего национальную целостность таджикского народа в условиях усиления глобализационных процессов.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Теоретико-методологическую базу исследования составляет комплекс таких общенаучных принципов как объективность, конкретность, историзм и системность, ориентированные на всесторонний объективный анализ национальной политики в контексте трансформирующегося общества.

Наряду с общенаучными методами, использованными в исследовании, особое место зан