автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Национальные движения и этнокультурные процессы финно-угорских народов на рубеже XX-XXI вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальные движения и этнокультурные процессы финно-угорских народов на рубеже XX-XXI вв."
На правах рукописи
Мясникова Алла Борисовна
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ.
Специальность 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени о 0 П1/т оп,_
£ 0 Ш ¿015
кандидата исторических наук
Ижевск-2015
005563811
Работа выполнена в отделе исторических исследований федерального государственного бюджетного учреждения науки Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук.
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор
Никитина Галина Аркадьевна.
Официальные оппоненты: Корнишина Галина Альбертовна,
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России историко-социологического института федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»;
Строгалыцикова Зинаида Ивановна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнологии федерального государственного бюджетного учреждения науки Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук.
Ведущая организация: государственное бюджетное гуманитарное
научное учреждение при Правительстве Республики Марий Эл «Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В. М. Васильева».
Защита состоится 11 декабря 2015 г. в 10.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук ДМ 212.301.05, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», по адресу: 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38 (учебный корпус № 3), зал заседаний ученого совета, к. 301.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова по адресу: 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38.
Автореферат разослан 16 октября 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
[лтаев Дмитрий Анатольевич
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В конце 80-х гг. XX в. окончательно сформировались национальные движения финно-угорских народов и предпосылки для появления единого сообщества. Финно-угорское движение, возникшее в новых геополитических условиях, нуждается в комплексном исследовании в целях установления причин его формирования. Использование соответствующего опыта в условиях современности позволит улучшить эт-нополитический климат в России, да и в мире в целом. Проблема изучения движения является актуальной и в связи с тем, что оно включено в" общеисторический процесс и продолжает развиваться. Рассмотрение этого феномена позволит выделить основные этнополитические процессы в регионах проживания представителей уральской языковой семьи, поможет понять, в каких условиях происходила их консолидация.
Междисциплинарные исследования в последние годы приобретают все более актуальный характер. В условиях постсоветской действительности формируются межнациональные объединения, в том числе - финно-угорское сообщество, оказывающее существенное влияние на социальные, экономические и духовные стороны жизни народов, входящих в него. Его значение как в масштабах России, так и за ее пределами существенно, что подтверждает важность изучения данного явления.
Объектом диссертации является финно-угорское движение на рубеже ХХ-ХХ1 вв., предметом - история формирования региональных национальных движений, их перерастание в транснациональное сообщество, его деятельность, успехи и проблемы, этнокультурные процессы на региональном и международном уровнях.
Хронологические рамки исследования охватывают конец 1980-х гг. -начало XXI в. Выбор нижней хронологической границы обусловлен всплеском этничности, появлением в новых условиях национальных движений и институциональным оформлением международного финно-угорского движения, верхней границы - подведением предварительных итогов деятельности Консультативного комитета и региональных общественных организаций на Международной конференции финно-угорских народов сентября 2014 г. в Петрозаводске.
Территориальные рамки работы. Диссертационное исследование предусматривает изучение деятельности финно-угорского движения в республиках и регионах Российской Федерации, титульные народы которых принадлежат к финно-угорской языковой группе: Республики Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии; Ханты-Мансийском автономном округе, а также в зарубежных финно-угорских странах: Финляндии, Эстонии, Венгрии.
Степень изученности проблемы. Начиная с середины 90-х гг. XX в, в исследование этнополитического развития российских республик, в том
числе финно-угорских субъектов РФ, активно вступили зарубежные ученые и научные школы. С. Лаллукка подробно изучил некоторые особенности этнического возрождения восточно-финских народов, основываясь на тщательном этнологическом анализе данной проблемы1. Венгерский профессор Я. Пустаи, активный член финно-угорского движения, поднимает вопросы, связанные с проблемами двуязычия2. По мнению эстонского филолога М. Раннута, роль языка в современном обществе очень важна - это политический объект и ресурс, компонент интегративного идентитета и символ коллективных прав3.
Историей изучения национальных движений финно-угорских регионов РФ занимаются В. К. Абрамов, М. Н. Губогло, Т. С. Клеерова, 3. И. Стро-галыцикова, С. М. Червонная и другие авторы4. В их трудах содержатся сведения об учредительных собраниях, принятии уставов движений, формировании исполнительных органов и планов работы. Так, монография А. А. Попова и Н. А. Нестеровой представляет собой первый опыт конкретно-исторического обобщающего исследования истории формирования в Республике Коми государственной национальной политики в конце 1980-х-1990-е гг.5
Подробному анализу национальных движений финно-угорских народов России посвящена диссертация Т. И. Учайкиной6, в которой показан процесс активизации контактов между финно-угорскими республиками России, основанных на признании общности этнического происхождения, языкового и культурного родства.
Одной из первых работ по осмыслению начальных шагов деятельности финно-угорского движения стала книга К. А. Пономарева «Финно-угорский мир: потребность объединения и проблемы развития», вышедшая в 1994 г. в
1 Лаллука С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемографических процессов. СПб., 1997.
2 Пустаи Я. Двуязычие - бич или благословение? // Финно-угорский мир. 2011. № 1 (7). С. 8-10.
3 См.: Раннут М. Пособие по языковой политике. Таллинн, 2004.
4 Абрамов В. К. Мордовский народ от съезда к съезду. Саранск, 2004; Губогло М. Н., Червонная С. М. Национальные движения СССР в постсоветском пространстве как национальная проблема современной этнологии // Самоопределение и автономия народов России: исторический опыт и уроки. Йошкар-Ола, 1995. С. 12-14; Клеерова Т. С. Съезд как главная трибуна карельского народа // Финно-угорские языки и культуры в социокультурном ландшафте России: матер. V Всерос. конф. финно-утроведов. Петрозаводск, 2014. С. 581; Строгалыцикова 3. И. Об обществе вепсской культуры // Мир коренных народов. Живая Арктика. 2010. № 24. С. 72-74; Ее же. Карельская региональная общественная организация «Общество вепсской культуры» // Финно-угорский мир. 2011. № 1. С. 78-81.
5 Попов А. А., Нестерова Н. А. Национальный вопрос в Республике Коми в конце XX века Сыктывкар, 2000.
6 Учайкина Т. И. Национальные движения фшшо-угорских народов России в 19891995 гг. (на примере республик Карелия, Коми, Мордовия): дис. ... канд. истор. наук. Саранск, 1997.
Ижевске1. Ряд статей Ю.В.Семенова последовательно характеризует Всемирные конгрессы финно-угорских народов2.
Г. А. Никитина отмечает недостатки российского финно-угорского движения: слабую консолидацию, попытки регионов перетянуть «центр» на себя, увлечение культурно-массовыми мероприятиями3.
Определенный резонанс произвела монография Ю. П. Шабаева и А. М. Чариной «Финно-угорский национализм и гражданская консолидация в России (этнополитический анализ)»4, где проанализированы этнический национализм и роль этнических элит в конструировании националистических концептов. Существенное внимание уделено характеру политического развития этнонациональных движений финно-угорских народов России и изменениям в их идейных позициях, политической практике, а также тому, в какой мере гражданские идеалы и ценности восприняты этнонационалистическими движениями. Проблема соотношения этничности и гражданственности рассматривается в широком контексте этнокультурного развития финно-угров РФ, именно поэтому значительное место занял анализ этнодемографических и этнокультурных процессов, происходящих на территориях традиционного проживания указанных народов. Показаны и обоснованность идейных конструкций культурными реалиями, и их противоречивость.
Перед финно-угорским движением стоит непростая задача - сохранение своих языков, поэтому важно рассмотреть историографию по вопросам политики, проводимой в этой области, преподавания их в школах, использования в быту и гражданской практике. Например, в 2011 г. вышел сборник трудов «Правовой статус финно-угорских языков и этнокультурные потребности российской школы». В нем описана правовая ситуация в данной сфере в России. В. А. Тишков, С. В. Соколовский, В. В. Степанов, Д. А. Функ, Н. И. Новикова, Е. А. Пивнева, Ю. П. Шабаев подготовили статьи, вошедшие в раздел проблемы лингвистической и этнокультурной политики. Региональную ситуацию в сфере образования и положения финно-угорских языков на примере Карелии описал Е. И. Клементьев, Мордовии -А. В. Мартыненко, Ханты-Мансийского АО - В. И. Сподина и Е. В. Косинцева. Представлены результаты изучения общественной мотива-
1 Пономарев К. А. Финно-угорский мир: потребность объединения и проблемы развития. Ижевск, 1994.
Семенов Ю. В. Фитшо-угры и глобализация: о Всемирных конгрессах финно-угорских народов // Наука Удмуртии. 2008. № 4 (23). С. 9-19; Его же. Финно-угры и глобализация: о Всемирных конгрессах финно-угорских народов // Наука Удмуртии. 2008. № 5 (24). С. 2032; Его же. Финно-угорское движение: иллюзии и реальность // Наука Удмуртии. 2013. №2. С. 82-87; Его же. Фтто-уторский мир и глобализация сквозь призму Всемирных конгрессов финно-угорских народов // Вести краеведов Удмуртии / Финно-угорский мир и глобализация. Ижевск, 2014.
Никитина Г. Л. Финно-угорские народы России в социальных трансформациях XX века: опыт и проблемы адаптации // Инвожо. 2010. № 05-06. С. 34.
Шабаев Ю. П., Чарина А. М. Финно-угорский национализм и гражданская консолидация в России (этнополитический анализ). СПб., 2010.
ции преподавания национальных языков и государственной политики, направленной на их сохранение и развитие1.
Предметом пристального внимания являются вопросы демографии, освещенные Н. Н. Логиновой, М. А. Жулиной2, которые в своих работах характеризуют показатели численности, естественного и механического движения народов финно-угорской группы урало-юкагирской языковой семьи во временном и пространственном аспектах. Демограф В. В. Фаузер рассматривает историю развития финно-угорских народов на протяжении всего XX в. На материалах всероссийских переписей он приводит демографическую динамику финно-угорских народов, отмечая ее схожесть и различия в сравнении с русским народом и населением России в целом .
В 2008 г. вышла книга «Финно-угорские народы России: вчера, сегодня, завтра»4. В ней проанализированы основные тенденции этнодемографи-ческих процессов, социально-экономические вопросы, взаимодействие финно-угорских народов с федеральной и местной властью, проблемы национальной идентичности, сохранения финно-угорских языков.
Сотрудничеству финно-угорских народов в сфере образования, науки, культуры посвящены работы Ю. В. Андуганова, Г. А. Корнишиной, Т. Б. Никитиной, Ю. А. Перевозчикова, К. Н. Санукова и др.5 О взаимодей-
1 Правовой статус финно-угорских языков и этнокультурные потребности российской школы / под ред. В. А. Тишкова. М., 2011.
2 Логинова Н. Н., Жулина М. А. Финно-угорские народы мира и России: геодемографический аспект // Финно-угорский мир. 2011. № 2/3. С. 75-81; Логинова Н. Н. Геодемографические и экистические особенности фишю-угорских народов России // Вестннк Удмуртского университета. 2011. № 6-2. С. 128-133; Ее же. Финно-угорские регионы России: проблемы" демографической ситуации // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обшествоведов. 2014. №3. С. 134-141.
3 Фаузер В. В. Финно-угорские народы в современном мире // Ежегодник финно-угорскнх исследований. 2011. №3. С. 111-125.
4 Финно-угорские народы Росши: вчера, сегодня, завтра / отв. ред. А. К. Конюхов. Сыктывкар, 2008.
5 Андуганов Ю. В. Современное состояние и перспективы финно-угорского языкознания в России // Финно-угроведение. 1995. № 3-4. С. 34-37; Корнишина Г. А. Международный XI конгресс фгашо-утроведов «Финно-угорские языки в XXI веке» // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2010. № 3. С. 102-104; Никитина Т. Б. Первая Всероссийская научная конференция фигаго-утроведов // Финно-угроведение. 1995. № 1. С. 34—36; Перевозчиков Ю. А. Этнодипломатия в современных международных отношениях (к постановке проблемы) // Исторические истоки. Опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья: матер. Междунар. науч. конф. к 30-летию Камско-Вятской археологической экспедиции. Ижевск, 2002. С. 371-376; Сануков К. Н. Финно-угры и финноугроведение: новые горизонты // Финно-угроведение. 1994. № 1. С. 11-13; Его же. Проблемы изучения этнической истории финно-угров России // Фшшо-утроведение. 1996. № 1. С. 5-7; Его же. Финно-утристика о финно-угорских народах России: основные этапы и тенденции исследований // Финно-утроведение. 2000. № 1. С. 9-13. Его же. Международные конгрессы финно-угроведов: тенденции и значение // Lingüistica Uralica. 2006. Т. XLII. № 1. С. 38-44.
ствии финно-угорских университетов опубликованы статьи Г. Н. Доровских, М. С. Фединой, Н. П. Макаркиным, Я. Пустаи1. Развитие культурных связей обобщили В. К. Абрамов, Н.И.Воронина, H.H. Гаврилов, М. Ханнус, Г. Е. Шкалина, В. Г. Яналов2. Авторы анализируют причины, подталкивающие финно-угорские народы консолидироваться в этой сфере.
Формирование национального самосознания и финно-угорского мира стали предметом исследований С. Лаллукка, Г. А. Никитиной, А. А. Попова, Н. А. Уваровой, А. Н. Чекушкина и других ученых3.
А. Н. Чекушкин в своей работе анализирует позиции авторов, занимающихся вопросами финно-угорского мира сквозь призму этнополитических процессов и политических реалий современности. Он приходит к выводу, что население национальных финно-угорских регионов объективно заинтересовано в укреплении России в целом, ее федерализации, сохранении территориального единства, так как только при таких условиях можно наиболее полно и эффективно реализовать их социальные, культурные и национальные интересы4.
Доровских Г. П., Федина М. С. Международное финно-угорское сотрудничество Сыктывкарского государственного университета: расширение границ // Финно-угорский мир. 2009. № 1. С. 75-77; Макаркин Н. П. Мордовский университет: роль в этнокультурном развития финно-угорского мира // Финно-угорский мир. 2011. № 2/3. С 4-13; Пустаи Я. Сотрудничество между вузами // Регионолошя. 2012. № 2. С. 160-163.
Абрамов В. К. Дни мордвы во Франции // Финно-угорский мир. 2013. № 3. С. 122; Его же. Российско-Фшшяцдский проект (2013-2016)// Финно-угорский мир. 2014. № 3. С.' 124; Ворогапга Н. И. Финно-угорский регион как полиэтническое общество // Региоиология! 2012. № 3. С. 187-189; Гаврилов Н. Н. Проблема культурно-этнической консолидации финно-угорского сообщества // Марийский археографический вестник. 1991. № 1. С. 5254; Его же. 10 лет сотрудничества и единения // Финно-угорский вестник. 2001. № 3 (22). С. 28-31; Ханнус М. Общество «Финляндия - Россия» - гражданский деятель в области развития отношений с Россией // Финно-угорский мир. 2009. № 3. С. 83-87; Шкалина Г. Е. Культурное и национальное развитие финно-угорских народов //Kudo+Ko'du. 2000. № 18. С. 24-28; Ее же. Финно-угорская культура в России: проблемы и перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 20. С. 51-55; Яналов В. Финно-угры: что там, за порогом века? // Марийская правда. 1998. 20 нояб.; Его же. Информационное сотрудничество финно-угорских народов: состояние и перспективы // Финно-угорский вестник. 2001. № 3 (22). С. 5-11.
Лаллукка С. Предпосылки формирования национального самосознания финно-угорских народов в XIX - начале XX в. // IX Конгресс этнографов и антропологов России / ред-кол.: В. А. Тшпков и др. Петрозаводск, 2011. С. 8-16; Никитина Г. А. Финно-угорское сообщество в глобализирующемся мире // Этнография восточно-финских народов: история и современность: матер. Всерос. науч. конф. Ижевск, 2007. С. 73-82; Попов А. А., Уварова Н. А. К вопросу формирования современного понятия «финно-угорский мир» // Формировать, историческое взаимодействие и культурные связи фишю-угорских народов: матер. Ill Междунар. исторического конгресса финно-утроведов. Йошкар-Ола 2004 С.554-555.
Чекушкин А. Н. Понимание финно-угорского мира в современной этнополитическон литературе // Гуманитарии: актуальные проблемы науки и образования. 2010. №3. С. 27-34.
В целом, можно отметить, что историография финно-угорского движения получила свое развитие в статьях и научных работах, но эти труды в той или иной степени затрагивают отдельные аспекты темы. Попытка написания обобщающего труда предпринята впервые.
Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей формирования национальных движений, их консолидации в единое финно-угорское движение и этнокультурные процессы, происходящие у финно-угорских народов на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы и источниковую базу указанной проблемы;
- рассмотреть особенности различных точек зрения на понятие «финно-угорский мир» и выработать собственное представление;
- выявить предпосылки и причины формирования национальных движений в рассматриваемых субъектах России и становления международного финно-угорского движения;
- представить организационную структуру изучаемого явления;
- охарактеризовать основные проблемы финно-угорского мира и пути их решения;
- оценить место и роль финно-угорского сообщества на международной арене.
Источниковая база диссертации. Источниковую базу можно условно разделить на два блока - неопубликованные и опубликованные источники.
В работе были использованы архивные фонды Государственного архива Республики Марий Эл (далее - ГА РМЭ) (Ф. Р-1172; Ф. Р-1132; Ф. Р-1114), Центра документащш новейшей истории Удмуртской Республики (далее - ЦДНИ УР) (Ф. 34; Ф. 60), Научно-отраслевого архива Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН (далее НОА УИИЯЛ УрО РАН) (Ф. 12), текущий архив Общероссийского общественного движения Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации (далее -ТА ООД «АФУН РФ»). Из фондов ГА РМЭ почерпнута информация о взаимодействии Республики Марий Эл с зарубежными финно-угорскими странами до образования международного финно-угорского движения, подписании договоров о сотрудничестве, направленных на укрепление взаимных отношений. Кроме того, интерес представляют документы национального движения «Марий ушем» как одного из основных в финно-угорском сообществе.
В фондах ЦДНИ УР содержатся сведения о начале деятельности Консультативного комитета финно-угорских народов, последовательных шагах по получению статуса в международных организациях, взаимодействии общественных организаций РФ и западных финно-угорских стран. Большую ценность представляют планы работы и протоколы его заседаний, показывающие наиболее злободневные обсуждаемые вопросы. В архивных источниках также присутствуют материалы первых трех Всемирных финно-угорских конгрессов.
Документы НОА УИИЯЛ УрО РАН помогли получить представление о XVII Всесоюзной конференции финно-угроведов, прошедшей в Ижевске в 1987 г. (заявки на участие, списки участников, отчеты руководителей секций).
В ТА ООД «АФУН РФ» скомпилированы уставные документы организации, списки членов участников, отчеты деятельности, материалы съездов.
Полевые материалы автора включают статьи, выступления участников движения, интервью с активистами финно-угорского движения (3. И. Строгалыциковой, Н. В. Кондратьевой, К. Н. Сапуновым), результаты опросов собраны в ходе финно-угорских мероприятий: в 2008 г., г. Хельсинки - посещение Общества им. М. А. Кастрена; в 2010 г. в Саранске на промежуточной конференции Консультативного комитета финно-угорских народов по итогам V Всемирного конгресса финно-угорских народов; в 2011 г. в Ижевске на семинаре «Школа молодых финно-угорских лидеров»; в 2011 г. в Ижевске на семинаре, прошедшем под патронатом Общества «Финляндия - Россия» по направлениям «Проектная деятельность» и «Вопросы сохранения и развития национальных языков». В 2014 г. были опрошены студенты исторического факультета Мордовского педагогического университета им. М. Е. Евсевьева, находившиеся на археологической практике в Чувашской Республике.
Опубликованные источники разделены на несколько видов: нормативно-правовые акты, материалы Всемирных конгрессов финно-угорских народов; документы Консультативного комитета: положение, состав, планы работ; документы АФУН, МАФУН, НКО Реппо и^па, Общества им. М.А. Кастрена; печатные СМИ как российские, так и зарубежные, интернет-ресурсы. В них освещены значимые события финно-угорского мира, представлены интервью с участниками движения и экспертные оценки по разным вопросам, касающимся финно-угорских народов. Некоторые данные находят отражение только в этих источниках, что обеспечивает им уникальную информационную ценность. Например, в сборнике документов и материалов «Возрождение в эпоху перемен» показано зарождение и развитие коми национального движения в Коми Республике в период 1980-1990-х гг.1
Кроме того, использованы статистические источники Переписи населения в РСФСР в 1989 г. и Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. Статистические данные - источник беспристрастный, в силу этого -объективный.
Привлечены данные Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (ЕА\УАК>1) за 10 лет с 2001 по 2010 г. для наглядной оценки степени конфликтности в финно-угорских регионах России.
1 Марков В. Возрождение в эпоху перемен. Съезды коми народа: документы и комментарии. Сыктывкар, 2011. 245 с.
В целом, источниковая база объединяет документы разной направленности и представляется вполне репрезентативной для получения достоверных результатов исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что это первое специальное исследование, посвященное международному финно-угорскому движению. В работе обобщены определившие его историко-культурные факторы и этапы становления; изучена организация деятельности Всемирных финно-угорских конгрессов, Консультативного комитета, АФУН РФ, региональных национальных движений, зарубежных финно-угорских организаций. Рассмотрено взаимодействие финно-угорского движения с международными организациями. Проведен опрос представителей финно-угорских народов (коми, удмуртов, карел и т.д.) по вопросу восприятия ими финно-угорского мира. Оригинальность исследования заключается и в том, что в нем предпринята попытка выявить позитивные и негативные тенденции исследуемого явления, проведен системный анализ и выявлены формы сотрудничества между финно-угорскими народами. Представлен значительный объем опубликованных источников, а также полевые материалы, собранные автором.
Указанные положения соответствуют пунктам 5 и 8 Паспорта специальности 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология.
Теоретическая и практическая значимость. Собранные и систематизированные в работе документы по международному финно-угорскому движению - это ценный материал для осознания исследуемого явления, кроме того, они могут быть полезны при подготовке аналитических работ по истории финно-угорских народов, сравнении с другими национальными движениями русского и тюркского «миров». Монографическая перспектива видится в создании обобщающего труда по истории финно-угорского движения. Материалы диссертации предоставляют широкие возможности для их применения в научно-исследовательской и учебно-методической деятельности. Прикладное значение выполненного исследования заключается также в возможности подготовки учебно-методических изданий, разработке спецкурсов, лекций по истории, этнологии, политологии, обществознанию, учебных пособий и для углубления содержания регионального компонента в изучении курса истории. Оно может представлять также определенный интерес для государственных служащих при принятии решений по этнополитическим вопросам в своих субъектах.
Методология и методы диссертационного исследования. В методологическом отношении большую ценность представляют труды отечественных ученых С. А. Арутюнова, Ю. В. Арупоняна, Ю.В. Бромлея, М. Н. Губогло, В. А. Тишкова, в которых разработаны вопросы сущности и типологии этнических процессов, выявлены причины и основные закономерности их развития, зависимость от тех или иных факторов, даны показатели этих процессов и термины, определяющие их.
Неотъемлемой методологической базой отечественных этносоциоло-гических исследований становятся теория норвежского ученого Ф. Барта, затрагивающая проблемы конструирования этнокультурных границ, теорема У. Томаса, используемая в осмыслении дискриминационного опыта, а также идеи мультикультурализма и национализма Э. Геллнера и Р. Брубахера.
Методологической основой послужили принципы историзма и объективности исследования, опирающиеся на совокупность исторических фактов источниковедческого, историографического характера. В работе применялись сравнительно-исторический анализ, математические методы, проблемно-хронологический подход. Сравнительно-исторический анализ предоставил возможность проследить эволюцию развития финно-угорского движения от одного Всемирного конгресса финно-угорских народов к другому. Математические методы - систематизировать статистические материалы, проследить динамику численности финно-угорских народов, проанализировать наглядно используемую политику в жизни национальных меньшинств и коренных малочисленных народов России. Проблемно-хронологический подход помог логично изложить материал по проблемам международного финно-угорского движения.
Использованы интервьюирование и анкетирование членов финно-угорского движения, участников финно-угорских мероприятий, студентов.
Положения, выносимые на защиту.
1. «Финно-угорский мир» - это реальный фактор, консолидирующий финно-угорские народы. Осознание этногенетической и этнолингвистической общности, которое формируется, начиная с XVII в., интенсивные международные контакты, продиктованные желанием сохранить и развивать культуру финно-утров как часть достояния всего человечества, делают рассматриваемое сообщество явлением реальным и необходимым.
2. С начала 1990-х гг. по настоящее время происходит оформление международного финно-угорского движения, вызванное комплексом внешне- и внутриполитических, идеологических, социально-экономических причин, связанных с масштабными изменениями в СССР и на постсоветском пространстве. Для этого времени характерны образование национальных движений и организаций российских финно-угров, активизация их контактов с зарубежными родственными народами, а также повышение уровня национального самосознания.
3. В организационной структуре финно-угорского движения выделяются три уровня: международный (Всемирные финно-угорские конгрессы, Консультативный комитет финно-угорских народов, МАФУН), общероссийский (АФУН РФ) и региональный (национальные организации).
4. Круг основных проблем, стоящих перед международным финно-угорским движением, связан с сохранением национальных языков и культур, решением вопросов демографии и экологии, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, формированием единого
информационного пространства. С принятием законов о языках национальные меньшинства получили обеспеченное государством право изучать свой родной язык в школе. Ъ последние годы значительно возрос интерес к этническим культурам, дающий возможность развивать этнотуризм в финно-угорских регионах, что качественно меняет в лучшую сторону инфраструктуру сельской местности.
5. Организации международного финно-угорского движения, участвуя в разработке и реализации своих проектов, проявляют себя тем самым как институты гражданского общества, инструменты народной дипломатии.
6. Положение финно-угорских народов, благодаря активным усилиям и действиям членов международного финно-угорского движения, становится предметом обсуждения на самых значимых форумах мира, в частности в Ев-ропарламенте, ООН и ЮНЕСКО.
Степень достоверности и апробация результатов исследования обеспечены использованием широкой разнообразной источниковой базы. Отдельные положения и выводы диссертации были представлены на научных, учебно-методических конференциях международного, всероссийского и регионального уровня в Чебоксарах (2011, 2012, 2014, 2015), Саранске (2010, 2012,2014), Ижевске (2012), Оулу (Финляндия, 2015).
По теме диссертации опубликовано 13 статей, общим объемом 4,3 п.л., в том числе четыре статьи в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.
В структурно-композиционном плане диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, перечня использованных источников и литературы, приложения.
II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность темы, проанализирована степень разработанности проблемы, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, методологическая основа, хронологические и территориальные рамки, охарактеризована источниковая база, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «История становления финно-угорского движения» рассмотрены истоки его формирования и организационная структура, проведен анализ понятия «финно-угорский мир».
В первом параграфе «Интерпретация понятия "финно-угорский мир"» проанализированы позиции ученых, общественных деятелей, участников финно-угорского движения, простых людей по отношению к данному явлению, представлены материалы автора, собранные в ходе финно-угорских мероприятий, сформулирована собственная точка зрения о соответствующей дефиниции.
Отношение к финно-угорскому миру во многом зависит от ряда причин, в первую очередь от политических реалий современности. Сотрудничество с финно-угорским миром представляется политически выгодным для большинства финно-угорских регионов России, поэтому между ними существует конкурентная борьба в отстаивании интересов своего народа на региональном и международном уровне. И все же зарождение и становление финно-угорского мира направлены в первую очередь на сохранение и национальное развитие народов.
Необходимо также отметить, что финно-угорское сообщество не оказывает непосредственного воздействия на этническую идентичность: удмурты осознают себя удмуртами, мордва - мордвою и т. д. В то же время эта народы не отрицают своей принадлежности к финно-угорской языковой семье, оставаясь по своей сути россиянами.
Во втором параграфе «Предыстория становления и институциональное оформление» выделены ключевые моменты историко-культурного процесса, предшествовавшие формированию международного финно-угорского движения.
Процесс консолидации этносов начался с осознания языкового родства и их научного изучения, позже появилась национальная интеллигенция, научные школы, сформировались национально-государственные образования российских финно-угров, возникло отдельное научное направление - финноугроведение.
К концу 1980-х гт. окончательно оформились национальные движения российских финно-угров, активизировались контакты с зарубежными родственными народами, возникла идея об их объединении. В это время происходила транснациональная консолидация, их объединение в единое международное движение, ставшее институтом гражданского общества, каналом народной дипломатии. Большую роль в формировании финно-угорского движения сыграли со стороны марийских общественных активистов -Н. С. Попов, финских - М. Ханнус, венгерских - Д. Нановски, коми -В. П. Марков, удмуртских - М. И. Шишкин, мордовских - И. А. Ефимов, от вепсов - 3. И. Строгальщикова и др. Они приняли активное участие в организации I Всероссийского съезда финно-угорских народов, подготовке и проведении I Всемирного конгресса финно-угорских народов.
В третьем параграфе «Организационная структура» изучены основные участники движения.
Всемирные финно-угорские конгрессы и исполнительный орган -Консультативный комитет финно-угорскнх народов, относятся к международному уровню. Во всероссийском масштабе свою деятельность проводит Ассоциация финно-угорских народов РФ. На региональном действуют национальные движения, такие, как «Марий Ушем», «Удмурт кенеш», «Масторава» и другие; в Финляндии - Общество им. М. Кастрена, Эстонии - НДО «Фенно-Угрия», Венгрии - институт Collegium Fenno-Ugricum.
Финно-угорское движение не является статичной организацией, число членов постоянно меняется. Это связано с этническими процессами, выделением субэтносов и национальной политикой государства в области поддержки национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.
Во второй главе «Современные проблемы финио-угорского движения, выносимые на обсуждение конгрессов» проанализировано, каким образом международное финно-угорское движение реализует свою деятельность, как решаются этнокультурные вопросы.
В первом параграфе «Сохранение культуры и языка финно-угорских народов» освещены пути решения проблемы актуализации этносами своих языков и культур через программы, договоры, законы.
Болезненным парадоксом современности можно назвать тот факт, что на рубеже XX - XXI вв. именно в сфере языка как базовой основы международного финно-угорского движения стали наблюдаться тревожные симптомы. Они связаны с сужением сферы функционирования, понижением статуса, сокращением числа носителей языков, в первую очередь это касается языков российских финно-угров.
В ноябре 1992 г. была подписана «Декларация о принципах сотрудничества по обеспечению национальных или этнических религиозных и языковых меньшинств» между Венгерской Республикой и Российской Федерацией. В 1992-1993 гг. Министерство культуры и образования Венгрии заключило межведомственные договоры о сотрудничестве в гуманитарной сфере по соответствующим профилям с министерствами республик Марий Эл, Коми, Мордовия и Удмуртия. В ходе их реализации параллельно с мероприятиями, организуемыми при поддержке министерств, значительно увеличилось количество акций, проводимых учреждениями науки, образования и культуры по собственной инициативе и своими силами.
Эстонская Республика в 1999 г. запустила «Программу родственных народов», по которой российские финно-угры получили возможность обучаться в вузах Эстонии. Общественные организации этой же страны, а также Финляндии и Венгрии оказывают помощь российским финно-уграм и реализуют программы по сохранению культуры и языка. Уже на протяжении нескольких лет в России используется метод «языкового гнезда», который был разработан в Финляндии специально для поддержки инари-саамского языка. В российских финно-угорских республиках приняты законы о языках.
Во втором параграфе «Вопросы демографической и экологической безопасности» даны соответствующие характеристики состояния финно-угорских народов России по данным переписей населения 1989, 2002, 2010 гг., зарубежных ученых и статистическим сведениям. Проанализированы вопросы экологии, привлечения внимания общества к экологическим проблемам через мероприятия по этно- и экотуризму.
Основными причинами депопуляции финно-угорских народов являются: переход к малодетной семье, этническая миграция, ассимиляционные процессы, половая диспропорция, сельское происхождение.
Решения Всемирных финно-угорских конгрессов по экологической проблематике нашли свое отражение в разнообразных мероприятиях. Так, в Сыктывкаре 12 июня 2014 г. прошел фестиваль культуры лесных цивилизаций «Люди Леса», организованный при поддержке Правительства Республики Коми, призванный показать красоту и богатство этнического наследия финно-угорских народов. Предпринимаются попытки по созданию этномаршрутов и развития экотуризма. С 2010 г. в Карелии на берегу залива Белого моря в поселке Чупа проводится музыкальный экологический и этнический фестиваль «Белый шум», основная идея которого -привлечение туристов в республику. В рамках целевой программы «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011-2013 годах» проведены циклы тренингов-форумов по организации круглогодичного этнотуризма для руководителей и работников этностойбищ.
С 2008 г. Ижевская государственная медицинская академия издает Международный научно-практический журнал «Здоровье, демография, экология финно-угорских народов».
Правильное и эффективное использование культурного ресурса в финно-угорских регионах благотворно влияет на социально-экономическое развитие территории, помогает реализовать новые проекты, позволяет надеяться на улучшение жизни финно-угорских народов, что повлечет за собой естественный прирост населения.
В третьем параграфе «Политика по защите прав этнических меньшинств и коренных малочисленных народов» проведен анализ деятельности финно-угорского движения в сфере выработки рекомендаций и предложений по этнополитике в области национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. Указано на несовершенство международного права, что создает сложности в решении данных вопросов. Рассмотрены основные международные документы.
Этнонациональная политика России на федеральном и региональном уровнях в последние годы приковывала внимание политиков, активистов национальных движений, экспертов. При всех противоречиях, непоследовательности и даже ошибках в целом в стране были обеспечены не только базовые права и интересы всех народов, но и межэтнический мир и этнокультурное развитие регионов.
Созданы правовые основы этой политики и механизмы участия меньшинств в деятельности политических институтов, разработаны программы сохранения и развития языков и культур миноритарных сообществ. Результативность всех этих мер и их практическое внедрение, ко-
нечно, нуждаются в совершенствовании, так как здесь остается достаточно много нерешенных проблем. Одна из них - достойное и равноправное обеспечение социальных условий жизни и конкурентоспособности граждан страны, утверждение среди них общероссийской гражданской идентичности, социально-культурной конкурентоспособности в общественной жизни при сохранении этнической и языковой самобытности.
В четвертом параграфе «Формирование информационного пространства» речь идет о газетах, журналах, радио- и телепередачах, интернет пространстве, формируемом на финно-угорских языках.
По решению 111 Всемирного конгресса финно-угорских народов был создан Информационный центр финно-угорских народов F1NUGOR, он начал работать 25 апреля 2001 г. За время своего существования превратился в один из самых читаемых.
К популярным финно-угорским интернет-ресурсам относятся: сайты «Фенно-Угрии» http://www.fennougria.ee/, «Полевых финно-угорских исследований» http://www.komi.com/pole/, АФУН РФ http://allinrf.ru/, Консультативного комитета финно-угорских народов http://www.fucongress.org/, Объединенный сайт музеев финно-угорских территорий http://fumus.ru/fum/, интернет-ресурсы Поволжского центра культур финно-угорских народов http://pckfun.ru/, «Финно-угорских библиотек России» http://fulr.karelia.ru/, Финно-угорского культурного центра Российской Федерации
http://www.finnougoria.ru/ и т. д.
Развитие широкоформатного и скоростного интернета открывает новые возможности для обмена информацией как в рамках отдельных языковых групп, так и между ними. Нельзя забывать и о традиционных СМИ. Самая главная задача, стоящая перед участниками финно-угорского мира, сделать информацию не только доступной для всех желающих, но и «вкусной».
Тележурнал «Финно-угорский мир» стал неотъемлемой частью вещания семи телерадиокомпаний: «Коми гор» (г. Сыктывкар), «Карелия» (г.Петрозаводск), «Мордовия» (г. Саранск), «Удмуртия» (г. Ижевск), «Югория» (г. Ханты-Мансийск), «Марий Эл» (г. Йошкар-Ола), «Пермь» (г. Кудымкар). В телеэфире выходят сюжеты о культурной специфике и самых ярких событиях из регионов проживания финно-угорских народов, литературных и фольклорных фестивалях.
Отрадно сознавать, что этносы имеют свою платформу для обсуждения насущных вопросов, для поиска путей решения злободневных проблем. В то же время на VI Всемирном конгрессе финно-угорских народов в 2012 г. в рамках секции «Информационные технологии и СМИ» было отмечено, что на развитии СМИ на финно-угорских и самодийских языках негативно сказываются нехватка квалифицированных журналистских кад-
ров, слабость инфраструктуры во многих регионах, а также дефицит средств на техническое совершенствование.
В третьей главе «Финно-угорское сообщество в системе международных отношений» освещены вопросы деятельности движения на межгосударственном уровне: участие в мероприятиях и разработке интернациональных документов. Проблемы российских финно-угров становятся предметом обсуждения на площадках Европарламента, ООН, ЮНЕСКО, ПЕН-клуба, Всемирного конгресса тюркских народов. Изложена деятельность общества «Финляндия - Россия». !
В первом параграфе «Финно-угорское движение как инструмент народной дипломатии» уделено внимание инициативам по линии общественной дипломатии.
В 2007 г. созданы Международная ассоциация финно-угорских университетов, 2011 г. - Ассоциации театров финно-угорских народов России. Повышению уровня знаний друг о друге и проявлению народной дипломатии помогают проводимые конкурсы между разными народами: «Имя финно-угорского мира», «Культурная столица финно-угорского мира», «Финно-угорские красавицы», «Семь чудес финно-угорских и самодийских народов» и др.
В Саранске в 2011 г. прошел X Международный конгресс МАФУН под девизом «Общественная дипломатия в финно-угорском мире». В рамках реализации его решений запущен проект «Школа общественной дипломатии "Международное движение финно-угорских народов как фактор сотрудничества России и Европейского Союза"». Около 20 студентов и общественных деятелей из России, Финляндии и Эстонии прошли обучающий курс.
Общество «Финляндия - Россия» - организация, строящая сотрудничество граждан и общественных объединений Финляндии и России в сфере культуры, охраны окружающей среды и экономики. Она объединяет своих членов, действующих на основе толерантности и плюрализма.
Народная дипломатия становится важным инструментом развития гражданского общества, демократизации внешней и внутренней политики государства. Финно-угорским миром выработан правовой механизм непосредственного включения народов в процесс разработки и принятия решений на уровне высших органов государственной власти. Однако даже действующие законы и различные программы не всегда реализуются в жизни или исполняются частично. Остается много нерешенных проблем, связанных прежде всего с сохранением и изучением родных языков, охраной среды обитания и традиционного природопользования коренных народов и т. д. Международное финно-угорское движение как инструмент народной дипломатии призвано донести до власти и всего мира позицию и чаяния своих народов.
Во втором параграфе «Финно-угорский мир и международные организации: каналы сотрудничества» рассмотрены взаимоотношения участников финно-угорского движения с международным сообществом и дана оценка наиболее значимым мероприятиям.
Проходивший в Саранске 19-21 июля 2007 г. первый в истории финно-угорских народов международный фестиваль национальных культур стал событием беспрецедентным и поистине историческим. О значимости фестиваля говорит прежде всего, факт участия в нем одновременно трех лидеров европейских государств - Финляндии, Венгрии и России. Инициатива проведения в Саранске трехсторонней встречи президента Финляндии Т. Халонен и премьер-министра Венгрии Ф. Дюрчаня и их участия в форуме финно-угорских народов принадлежала В. Путину. Саммит лидеров трех держав и крупнейший международный фестиваль такого уровня и масштаба проходили в Саранске впервые. События форума финно-угорских народов освещали ведущие российские и зарубежные СМИ.
Важным событием стал также саммит «Россия - Евросоюз», впервые проводившийся за Уралом в столице Югры - Ханты-Мансийске накануне V Всемирного конгресса финно-угорских народов в 2008 г.
В мае 2012 г. МАФУН впервые провела в штаб-квартире ООН открытую презентацию финно-угорских народов и их движения. Специальное мероприятие «Финно-угорские народы Евразии - вместе спустя тысячи лет» прошло в рамках XI сессии Постоянного форума ООН по вопросам
коренных народов.
В работе XIII сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов в Нью-Йорке в мае 2014 г. министерство регионального развития России совместно с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и Ассоциацией финно-угорских народов РФ приняло участие в организации и проведении круглого стола «Подходы по сохранению и развитию языков коренных народов».
В третьем параграфе «Проблемы финно-угорских народов России на повестке Европарламента» освещены события, связанные с докладами по судьбам финно-угорских народов, заслушанными в Европейском парламенте.
В 1998 г. по предложению Тюти Исохоокана-Асунмаа, депутата Европарламента от Финляндии, в комитете по культуре Евросовета был заслушан доклад о мерах, гарантирующих сохранение своеобразия финно-угорских меньшинств, а Парламентская Ассамблея разработала Резолюцию 1171, касающуюся уральских (т.е. финно-угорских и самодийских) культурных меньшинств, «подверженных вымиранию». Велись довольно широкие обсуждения, 26-28 мая 1999 г. состоялось выездное заседание комитета ПАСЕ в России в г. Петрозаводск с широким привлечением общественных движений финно-угорских народов, было решено продолжить обсуждение этой темы с участием депутатов Государственной Думы РФ,
представителей финно-угорских народов и органов власти тех регионов, где эти народы проживают. В адрес России поступила рекомендация предпринять меры для сохранения и развития языка и культуры финно-угорских меньшинств, усилить внимание государственных институтов к нуждам этих народов.
В феврале 2005 г. неизвестные лица напали на лидера Всемарийского Совета В. Козлова и избили его. После этого в западных СМИ началась кампания по якобы ущемлению прав всего марийского населения Марий Эл. Более того, определенные политические круги Эстонии, Финляндии и Венгрии с готовностью использовали данный случай, а также другие «претензии» к властям региона с тем, чтобы марийский народ был представлен жертвой ущемления прав, а государственная политика в отношении всех финно-угорских и уральских народов России признавалась не просто неудовлетворительной, но и «разоблачалась» ее скрытая идеологическая сущность. С открытым призывом к властям Российской Федерации прекратить ущемление политических и культурных прав марийского этноса выступила группа политических и культурных деятелей США, Англии, Швеции, Финляндии, Эстонии и Венгрии. Обращение западных политических деятелей было опубликовано 22 февраля 2005 г. в крупнейших газетах Финляндии и Эстонии - «Helsingin Sanomat» и «Eesti Paevaleht».
В группе Европарламента, занимающейся вопросами национальных меньшинств, 10 марта 2005 г. прошло обсуждение положения марийского народа в России. По итогам совещания принято решение о необходимости поднять этот вопрос на переговорах с делегацией российских парламентариев. До этого Европарламент дал поручение депутату от Эстонии К. Сакс подготовить специальный доклад по положению уральских народов в России. Осенью 2006 г. К. Сакс представила свой доклад «Положение финно-угорских и самодийских народов» в Комитет по культуре, науке и образованию ПАСЕ. Это событие повлекло за собой обсуждение судеб финно-угорских народов в средствах массовой информации, научной литературе (вышел специальный выпуск журнала «Этнографическое обозрение», 2006 г.), на фестивалях, семинарах, к примеру, в Страсбурге 26-29 сентября 2006 г. прошел фестиваль финно-угорской культуры России «Дорога птиц».
В Заключении подведены итоги исследования. За период существования международного финно-угорского движения прошло шесть Всемирных финно-угорских конгрессов, проблемы изученных в диссертации народов привлекли внимание международных организаций. К плодам деятельности международного финно-угорского движения относятся: увеличение издания литературы на национальных языках; появление и установление развитых устойчивых связей между вузами; разработка и развитие интернет-проектов и сайтов, возникновение и активное продвижение этно-туризма в регионах и т. д. На региональном и федеральном уровнях при-
нимаются законодательные акты, направленные на улучшение жизни. Например, в Коми, Карелии, Мордовии, Удмуртии действуют законы о государственных языках, в Ханты-Мансийске - природоохранные законы. Российские финно-угорские организации продолжают выстраивать диалог с властью. Несмотря на все переживаемые трудности, у международного финно-угорского движения есть будущее как у института народной дипломатии и гражданского общества. Финно-угорский мир находит опору в подрастающем поколении из МАФУН и других молодежных организации. Сложности имеются в каждом национальном движения, а в таком глобальном объединении их просто не может не быть. Участники финно-угорского движения сами признают закостенелость форм сотрудничества и
ратуют за приток новаций.
Исследование национальных движений и этнокультурных процессов на рубеже XX - XXI вв. позволило сформулировать ряд практических рекомендаций:
- при принятии решений по этническим вопросам, особенно в национальных регионах, следует опираться на данные исследований ученых, в том числе этнологических мониторингов;
- необходимо продолжать диалог национальных движений и власти с целью предупреждения этнических конфликтов;
- при проведении этнокультурных мероприятий важно привлекать как можно больше участников и систематически освещать итоги их деятельности в средствах массовой информации;
- целесообразно объяснять преимущества билингвизма в семье,
школе, обществе.
Основные выводы и положения диссертации отражены в следующих публикациях автора
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК при Минобрнауки России
1. Мясникова, А. Б. Этапы становления и развития финно-угорского мира / А. Б. Мясникова // Вестник Чувашского университета. - 2012. -
№1.-С. 52-58 (0,6 п.л.)
2. Мясникова, А. Б. Место финно-угорского движения в системе международных отношений / А. Б. Мясникова // Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 2. - С. 25-28 (0,3 п.л.)
3. Мясникова, А. Б. Международное финно-угорское движение - инструмент народной дипломатии / А. Б. Мясникова // Исторические, философские политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 6-1 (44) - С. 125-128 (0,4 п.л.)
4. Мясникова, А. Б. Демографические потери финно-угорского мира
в конце XX - начале XXI веков / А. Б. Мясникова // Вестник Чувашского университета. - 2015. - № 2. - С. 96-101 (0,6 п.л.)
Статьи, опубликованные в других научных гаданиях
5. Мясникова, А. Б. Языки малочисленных финно-угорских народов России как предмет внимания международного финно-угорского движения/ А. Б. Мясникова // Ежегодник финно-угорских исследований -2011.-№4.-С. 147-156(0,7п.л.)
6. Мясникова, А. Б. Зарубежный опыт «языкового гнезда» как инновационная воспитательная технология / А. Б. Мясникова// Инновационные технологии в современном образовательном процессе: матер. Междунар. учеб.-метод. конф. / под ред. В. Г. Агакова. - Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2011.-С. 104-107 (0,2 п.л.)
7. Мясникова, А. Б. Международное финно-угорское движение как институт гражданского общества / А. Б. Мясникова // Проблемы модернизации России: история и современность: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. 22 апреля 2011 г. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та 2011 - С 155-158 (0,2 п.л.)
8. Мясникова, А. Б. «Мордовский общественно-национальный культурный центр» Чувашской Республики как часть финно-угорского мира / А. Б. Мясникова // Проблемы истории и образования народов России: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф., повященной 180-летию со дня рождения И.Н. Ульянова (28-29 октября 2011 года). - Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2012. - С. 149-154 (0,3 п.л.)
9. Мясникова, А. Б. Информационное пространство финно-угорского мира (по материалам Всемирных финно-угорских конгрессов) / А. Б. Мясникова // Инфосфера финно-угорского мира в XXI веке: социокультурные константы и векторы модернизации: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Саранск, 25-26 апр. 2012 г. / редкол.: Т. Н. Сидоркина (отв. ред.), Ю. А. Елисеева (сост.), Ю. А. Мишанин. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. - С. 114-118 (0,3 п.л.)
10. Мясникова, А. Б. Развитие сетевого сотрудничества вузов в образовательном пространстве финно-угорского мира / А. Б. Мясникова // Актуальные проблемы формирования компетентностно-ориентированной образовательной среды: матер. Третьей междунар. учеб.-метод. конф., г.Чебоксары, 10 апреля 2012. - Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та 2012 -С. 99-103 (0,2 п.л.)
11. Мясникова, А. Б. Культурное наследие как ресурс развития финно-угорских регионов / А. Б. Мясникова // Финно-угорская традиционная культура в современном информационном обществе - 2014: матер. Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, 14 октября 2014 г. / М-во образования и науки
РФ, МГУ им. Н. П. Огарева, каф. Дизайна и рекламы; [сост.: У.В. Винник, И.Н. Пронина; отв. Ред. И.Л. Сиротина] - Саранск: Красный Октябрь,
2014. -С. 26-29 (0,2 п.л.)
12. Мясникова, А. Б. Образовательные и культурные программы, реализуемые западными финно-угорскими организациями / А. Б. Мясникова// Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях: матер. VI Междунар. учеб.-метод. конф. / под ред. А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, унта, 2014. - С. 166-169 (0,2 п.л.)
13. Myasnikova, A. Public diplomacy and environmental problems of the Finno-Ugric peoples of Russia / A. Myasnikova // Book of Abstracts Congressus Duodecimus Internationalis Fenno-Ugristarum, Oulu 2015 / ed. by H.Mantila etc. - Oulu: University of Oulu, 2015. - P. 423^124 (0,1 п.л.)
Мясникова Алла Борисовна
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Подписано в печать 08.10.2015 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать оперативная. Печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 1022. Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ФГБОУ ВПО «ЧТУ им. И.Н. Ульянова» 428015, г. Чебоксары, пр. Московский, д. 15.