автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в.

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Саранчин, Юрий Константинович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Саранчин, Юрий Константинович

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. НАТУРАЛИЗМ И АНГЛИЙСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ХУП В. 15 -

§ I Становление натурализма как принципа философского анализа. 15

§ 2 Теоретическая физика Г.Галилея и механистический натурализм Т.Гоббса. 40 »€ О и

4 \/

§ 3 Аналитический эмпиризм Д.Локка. 64

Глава П. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФИИ АНГЛИЙСКИХ МАТЕРИАЛИСТОВ ХУП В. 77

Г"- jJ

§ I Учение о человеке: содержание, место и роль в системе английского философского материализма ХУП в. 77

§ 2 Социальная утопия Ф.Бэкона как выражение g натуралистического антропологизма. 95

У § 3 Натуралистический антропологизм как принцип в социально-политических учениях Т.Гоббса и

Д.Локка. 117

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Саранчин, Юрий Константинович

Актуальность исследования» Теоретическое осмысление прошлых философских учений остается актуальной задачей марксистско-ленинской философии. Историко-философское знание - часть марксистско-ленинской философской науки. Диалектический и исторический материализм основывается на критическом обобщении предшествующих фило -софских концепций. Углубленное изучение истории мировой философии помогает выработать правильные оценки и критерии для анализа са -мых разнообразных историко-философских феноменов.

Каждый историк философии, опирающийся на марксистско-ленин -скую методологию исследования, пытается, как отмечает Т.И.Ойзер -ман, "не просто осветить историческое прошлое философии, но и способствовать решению ее современных проблем или хотя бы правильной, т творческой их постановке" . Историко-философское исследование, поскольку оно является теоретическим обобщением определенного исторического процесса познания, призвано служить развитию теории познания. Не случайно поэтов В.И.Ленин, намечая грандиозную программ гносеологических исследований, поставил на первое место за -дачу теоретического подытоживания истории философии .

Современное состояние историко-философской науки требует от исследователя переходить от преимущественно описательной (эмпирической) стадии к выявлению логики развития той или иной проблемы в конкретных философских учениях. Это предполагает и выявление методологического единства ряда философских концепций при всех содержательных различиях между ними.

Теоретическое исследование английского материализма ХУЛ в.

Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. 2-е изд.

М., 1982, с.17. 2

Ленин В.И. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.29, с.314. представляет особый интерес, поскольку философские изыскания мыслителей этого периода определили развитие различных областей знания. Классики марксизма-ленинизма высоко оценивали теорети -ческие достижения английской материалистической философии ХУП в., оказавшей непосредственное влияние на развитие последующей фило -софской мысли.

Исследование методологических оснований английских философских систем ХУП в. обусловлено также потребностями идеологичес -кой борьбы, так как фальсификация учений прогрессивных философов-материалистов Нового времени является одним из направлений, по которому наши идеологические противники ведут активное наступление на прогрессивную философию в целом. Искажая действительное содержание, они спекулируют на противоречивости философских систем английских материалистов ХУП в., выпячивают на передний план исторически неизбежные теологические допущения в философских рассуждениях мыслителей. Борьба с нашими идеологическими противниками по проблеме человека и его оценочного отношения к действительности, перспектив духовного и социального развития остается ак -туальной задачей

Позитивная разработка этих проблем и критика современных буржуазных концепций человека предполагает обязательное обращение к философскому наследию прошлого. Это требует от философов-марксистов глубокого анализа исторической эволюции философских воззрений вообще и решения проблемы человека в частности. Так, концепция "человеческой природы", впервые ясно и четко представленная ан -глийскими философами ХУП в., не отошла в область преданий, а ос -тается предметом ожесточенной полемики между марксистами и совре Это подтверждается выходом в свет работ Б.Г.Ананьева, Ст.Анге-лова, Л.М.Архангельского, С.С.Батенина, Л.П.Буевой, З.М.Какабад-зе, С.М.Ковалева, В.М.Лейбина, А.Г.Мысливченко, И.И.Резвицкого, Г.В.Смирнова, И.Т.Фролова, Т.М.Ярошевского и др.

-5-' менной буржуазной философией

Необходимость данного исследования вытекает из потребности дальнейшего углубленного изучения истории философии в целом и английского материализма ХУЛ в., в частности. Во-первых, важен анализ прогрессивных традиций, определивших самые плодотворные нап -равления и тенденции развития философии. Во-вторых, важен анализ исходных философских принципов, определивших характер, особенности, содержание и методологию решения философских проблем в ан -глийском материализме.

Степень изученности проблемы. Советская марксистско-ленин -екая литература об английском материализме ХУП в. обширна. Можно условно выделить два этапа в изучении английской материалистической философии Нового времени. Первый этап, хронологически относящийся к довоенному времени, был связан с задачей "реабилитации" материализма английских мыслителей, который, как правило, иска -жался и затушевывался дореволюционными русскими идеалистами и зарубежными буржуазными исследователями. Методологической основой исследований советских авторов (Д.Бихдрикер, Б.Э.Быховский,Л.Герман, К.В.Гребнев, А.М.Деборин, М.А.Дынник, К.Милонов, М.В.Петро -сова, Д.Рахман, С.Ф.Субботник, М.Суслин, Г.Тымянский, А.А.Ческис и др.) стали произведения классиков марксизма-ленинизма, положивших начало научной теории и методологии историко-философского познания. Несмотря на всю теоретическую неравнозначность работ,а порой вульгаризаторские упрощения и прямые ошибки (А.М.Деборин, С.Ш.Субботник, Г.Тымянский), заключающиеся, с одной стороны,в неоправданном сближении английских философов с марксизмом,а с дру -гой, в преувеличении метафизического характера английского мате См.,напр., работы И.И.Антоновича, А.Вернеке, Б.Т.Григорьяна, Р.М.Габитовой, В.В.Денисова, М.Я.Корнеева, П.В.Корнеева, К.Н. Любутина, В.Холличера и др. риализма, отрицании в нем диалектических идей, исследования указанных авторов очертили пути и направления изучения английского материализма ХУЛ в., выявили его прогрессивные стороны, определили место английских мыслителей в истории философии.

Второй этап марксистских исследований философии английских материалистов Нового времени начинается с конца 50-х годов. Его особенностью является то, что, наряду со значительным расшире -нием источниковедческой базы изучения концепций Ф.Бэкона, Т.Гоб-бса, Д.Локка значительно возрос теоретический уровень исследо -ваний. Важная и необходимая исследовательская программа этого этапа, состоящая в раскрытии материалистической сущности философии английских мыслителей Нового времени, в выявлении богат -ства "многоцветья" их учений, в показе классовых позиций мыслителей, обусловивших противоречивость их учений, по существу выполнена совместными усилиями советских философов (В.Ф.Асмус, А.А. Бутенко, Е.М.Вейцман, В.Ф.Голосов, Г.А.Заиченко, М.А.Киссель,Б.Г. Кузнецов, В.М.Кучкин, М.В.Мачавариани, Б.В.Мееровский, И.Н.Меле-жик, Ю.П.Михаленко, Н.В.Мотрошилова, И.С.Нарский, М.М.Новоселов, П.Г.Рахубо, В.В.Соколов, В.А.Щученко, П.Д.Шашкевич и др.). Сюда же следует отнести некоторые коллективные монографии, в которых английский материализм ХУЛ в. не становится объектом специального анализа, тем не менее рассматривается в общем курсе по истории т философии . История философии./Под ред.Г.Ф.Александрова, Б.Э.Быховского, Б.М.Митина, П.Ф.Юдина. В 4-х тт. М., 1940-1944; История философии. В б-ти тт./Под ред.М.А.Дынника, М.Т.Иовчука, Б.М.Кедрова, М.Б.Митина, Т.И.Ойзермана, А.Ф.Окулова. М., I957-I96I; История диалектики ХУ-ХУШ в./Редкол.З.А.Каменский, И.С.Нарский,Т.И.Ой-зерман. М.,1974; Философия эпохи ранних буржуазных революций. /Ред.колл.Т.И.Ойзерман, рук.авт.колл. В.М.Богуславский, Н.В. Мотрошилова, Э.Ю.Соловьев. М., 1983.

В то же время не все важные проблемы в философии английских материалистов получили достаточное и адекватное истолкование в советской литературе о них. По замечанию Т.И.Ойзермана, в исто -рико-философских исследованиях "совершенно недостаточно. показано, что центральной проблемой механистического материализма является проблема человеческого' субъекта" Данный упрек целиком относится к исследованиям по английскому материализму ХУП в.

Конкретно анализу проблемы человека в английском материализме Нового времени посвящено несколько публикаций, в которых прослеживаются конкретно-исторические истоки, отдельные стороны,традиции решения этой сложной проблемы английскими философами.К ним относятся, прежде всего, коллективный сборник "Историко-философ ские исследования" (Свердловск. Вып.У), работы С.А.Ан , В.М.Куч р кина, Н.В.Мотрошиловой и др. .

В зарубежной философской литературе данная проблема стано -вилась предметом специального рассмотрения в работах Р.Арона, К.Боуэна, М.Бертрана, Р.Голдена, Д.Гоузера, Д.Кларка, Дж.Крауса, В.Лейдена, М.Мисснера, Дж.Мейса, Дж.Перри, П.Скоулза, К.Уолласа, Г.Уайта, Дж.Франклина, Дж.Энглина и др. При всей научно-теорети -ческой неравнозначности указанных работ в целом они дают доста -точно богатый, содержательный фактический материал в этом смысле превосходящий то, что дается в советских исследованиях. Но их выводы и оценки могут быть приняты с обязательной в этих случаях корректировкой. т

Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки, с.196. ^ См.: Ан С.А. Проблема человека в английском материализме ХУП в. Автореф.дис.канд.филос.наук. Киев,1978; Кучкин В.М. Учение Гоббса о человеке.-Т.Алтайск.политех.ин-та. Барнаул,1972, вып.20; Мотрошилова Н.В. Учение о человеке в философии эпохи ранних буржуазных революций,с.481-575; Проблема человека в домарксистской философии. Историко-философские исследования. Свердловск, 1978, вып.У.

В работах Г.Боземана, Дж.Герберта, В.Гловера, Ф.Г^да» Р.Демоса, Г.Олафсона, Дж.Скампитера, Г.Уоррендера и др. анализ философских концепций английских материалистов ХУП в. осуществляется, исходя из заранее поставленной цели - представить Ф.Бэкона,Т.Гоб-бса, Д.Локка в качестве религиозных мыслителей, не выходящих в своих философских построениях за рамки схоластической и христиан-ско-гуманистической традиции. Тем самым отрицается новаторский дух философии ХУП в. в Англии, в действительности резко разрывавшей с традиционными средневековыми представлениями о месте человека в мире и обществе.

Другая тенденция в буржуазных исследованиях по истории ан -глийского материализма ХУП в. заключается в попытке приспособить взгляды того или иного мыслителя к потребностям сегодняшнего дня, модернизировать основные положения их учения. Это достига -ется тем, что анализ проводится без учета конкретно-исторических условий на основе лишь формально-логического сравнения понятий, вырванных из общего контекста рассуждений. Социальный смысл та -кой идеалистической ревизии традиционных воззрений на роль и учения английских мыслителей ХУП в. есть проявление отчуждения ставшей реакционной буржуазии от своего прогрессивного прошлого. Ее идеологи отказываются от гуманистического идеологического наследства, выкорчевывают теоретические корни "вольнодумства".

В подавляющем большинстве марксистских работ указанных авторов проблема человека решается на основе изучения идейного наследия каждого из представителей прогрессивной мысли в отдельности, реже - на основе сравнительного описания воззрений философов в рамках эмпирической линии английского материализма ХУП в. По мере накопления и изучения материала по данной проблеме возникла необходимость анализа и обобщения того, что объединяет различ -ные по содержанию взгляды английских материалистов на человека.

Реализация этой научной программы возможна путем рассмотрения существа самих философских концепций человека, а именно: путем анализа методологии решения проблемы. Но до сих пор натурализм как методологический принцип решения проблемы человека в английском материализме ХУП в. с точки зрения цельного содержательного ана -лиза не стал предметом специального рассмотрения.

В отечественной и зарубежной историко-философской литерату -ре, посвященной анализу английской философии Нового времени, отсутствуют работы, в которых был бы показан процесс становления исходного принципа философского исследования, определяющего ре -шения основных конкретных философских проблем,в том числе и проблемы человека. Появление и развитие новой философской методологии определяет и новый подход к человеку и позволяет взглянуть на английскую философию как на закономерный этап, характеризующийся цельностью и систематичностью в развитии проблемы человека в западноевропейской философии.

Рассмотрение вопросов, связанных с формированием исходного принципа философского анализа в английском материализме ХУП в. и решения на его основе проблемы человека, предполагает учет осо -бенностей развития самой философской мысли в Англии. Поэтому в работе предпринимается попытка увязать те или иные аспекты ука -занной проблемы с социально-политической обстановкой в стране, культурно-историческим фоном общественного развития, уровнем распространения естественно-научных знаний в науке того времени.

Центральными понятиями, вынесенными в заглавие и название глав, являются "натурализм","антропологизм", "натуралистический антропологизм". В марксистской философской литературе каждое из этих понятий трактуется разными авторами весьма неодинаково. Это требует критического осмысления данных понятий для того, чтобы очертить те теоретические позиции, которые мы в данном случае

разделяем. Все указанные моменты занимают важное место в структуре нашего исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы -исследование процесса становления натурализма как исходного принципа философского анализа в английском материализме ХУП в., выявление его социокультурной обусловленности.

Задачи исследования:

1. Опираясь на произведения классиков марксизма-ленинизма, используя современную советскую философскую литературу, раскрыть генезис натурализма в рамках английской материалистической философии ХУП в., выявить теоретические и естественнонаучные истоки натурализма.

2. Показать специфику натурализма в английском материализме по сравнению с континентальным натурализмом ХУП в., его идеологическую значимость.

3. Раскрыть натурализм как методологический принцип решения проблемы человека в рамках ответа на вопрос о том, что такое человек, каково его место в природе и обществе?

4. Рассмотреть становление новой методологии социального познания, обосновав тезис о натуралистическом антропологизме как методологическом принципе социально-политических теорий ХУП в., вскрыв его социальную и идеологическую обусловленность.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды К.Маркса, Ш.Энгельса, В.И.Ленина. Автор опирался на до -кументы съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС и широкую марксистско-ле -нинскую литературу по затрагиваемым вопросам.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

I. Осуществляется анализ натурализма как основного принципа английского материализма ХУП в.

П. Натурализм рассматривается как сторона механистического материализма ХУЛ в., заключающаяся в определенном решении проблемы человека и общества.

Ш. Показывается становление новой методологии социального познания, обосновывается тезис о натуралистическом антропологизме как методологическом принципе английских социально-политических теорий ХУП в.

1У. Раскрывается соотношение натурализма и антропологизма в английском материализме ХУП в., их идеологическая значимость.

Общая характеристика работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в."

-149-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследова -ния и выносимые на защиту, их новизна связаны с тем, что изучение концептуальной основы английского материализма ХУП в., его главных принципов, осуществляющихся в ходе решения проблемы человека, осталось в тени, мало исследовано в нашей историко-философской литературе.

В диссертации осуществлен анализ натурализма как исходного принципа английского материализма ХУП в. Становление натурализма в качестве руководящего принципа было сопряжено, с одной стороны, с бурно развивавшимся в то время естествознанием, а с другой, с необходимостью противопоставить при объяснении сущего иные принципы, чем те, которые предполагает теология. Суть натурализма заключается в интерпретации всей действительности сквозь призму метафизически осмысленной природы и стремлением объяснить все естественным образом.

Натурализм в английской материалистической философии ХУП в,, не сводился к наивно-материалистическому, органистическому ис -толкованию явлений окружающего мира, свойственного натурфилософии, не замыкался на конкретной школе естествознания, что присуще естественнонаучному материализму. Для данного натурализма характерна вполне разработанная теоретически и апробированная экспериментально модель научного понимания природных процессов,принимающая в то время механистическую форму. Натурализм английских мыслителей развивался в рамках материалистически-деистической,номиналистической традиции западноевропейской философии Нового времени . В отличие от континентального натурализма ХУП в., натурализм английской материалистической философии был связан с ориентацией на аналитически-эмпирическую тенденцию.

Проведенный анализ содержания, места и роли проблемы человека в системе английского философского материализма ХУП в.позволил раскрыть ее натуралистический характер. Формирование воззрений прогрессивных английских мыслителей по проблеме человека проходило в остром противоборстве с религиозными и идеалистическими взглядами на человека. Такому пониманию английские материалисты противопоставили образ самостоятельного, единого в своей натуре, телесного индивида. За отправную точку теоретического исследования в философских воззрениях английских материалистов принималась природа в целом, сам человек при этом рассматривался как особая часть природы, которая в то же время стоит выше дру -гих феноменов природного мира. Тем самым человек рассматривался ими в качестве цели, конечного пункта философского анализа. Философия английских материалистов в данном случае становилась по содержанию и методологии натуралистической, поскольку сущность человека, его органическая и социальная жизнь объяснялись из природы. Следуя натуралистическому принципу, английские материалисты доказывали субстанциальное единство человека и природы,пытаясь одновременно найти характерные признаки, выделяющие чело -века из природы, отличающие его от животных. Сущностные характеристики человека они видели прежде всего в наличии у него разу -ма, языка, потребности в общении.

Обоснование тезиса о натуралистическом антропологизме как методологическом принципе английских социально-политических теорий ХУП в. позволило показать становление новой методологии социального познания. В английской философии Нового времени сохраняется приверженность к антропологической методологии социального познания, которая ярко проявляется у теоретиков естественного права и общественного договора. Рассматривая человека в качестве конечной цели и "природу" человека в качестве исходного пункта, английские философ провели и обосновали антропологизм как мето -дологический принцип в социально-политических учениях ХУП в. Человек является объясняющим обоснованием противоречий общественной жизни, что определяет мировоззренческую окраску антропологизма, а именно, его натуралистический характер. Натуралистический антропологизм (в основе его тезис - человек есть часть природы) обусловлен признанием некоторого изменения (или его возможности) соотношения между человеком и природой. Антропологизм английских мыслителей был связан с поиском специфики человека. Такие поиски связывались с размышлениями о социальной сущности человека, о роли трудовой деятельности в жизни общества, воспитания для формирования человеческой личности.

Идеологическое звучание натурализма и антропологизма в ХУП в. связано с разрушением старых традиционных теологических норм и идеалов объяснения природных и общественных процессов. Буржуазный индивид был оправдан, его земные стремления к удовлетворению личных интересов легитимированы именно потому, что естественны и природны. Подобная переориентация ценностей, опиравшаяся на достижения наук о природе, выглядит более аргументированной, чем простое провозглашение достоинства человека в эпоху Возрождения и позволила подвергнуть решительному отрицанию "неестественные" поряд -ки феодального общества для установления "вечного" разумного строя. Понятие "человеческой природы" выступило объясняющим основанием гносеологии, этики, социологии и играло важную методологическую роль в доказательстве идеологически существенных положений с по -мощью науки. Обращение к "человеческой природе" было важным шагом к познанию действительной истории человеческого общества,хотя несло неизбежное в то время влияние натурализма. В этом плане антропологизм является конкретизацией натурализма. Натурализм определяет характер решения философских проблем, антропологизм в методологическом отношении выступает способом обоснования, построения социально-политических теорий английских материалистов Нового вре -мени.

Направление дальнейшего исследование лежит прежде всего в углубленном изучении истории мировой философии. Важной задачей,на наш взгляд, является создание цельной научной концепции решения проблемы человека в истории прогрессивной западноевропейской фи -лософии с одного из ключевых моментов ее развития - эпохи ранних буржуазных революций-до возникновения философии марксизма. Реше -ние этой перспективной задачи может быть осознано и понято в связи с необходимостью всестороннего и глубокого изучения истории мировой культуры в целом, в развитии которой концепция человека занимает центральное место. История решения проблемы человека в прогрессивной английской философии принадлежит не только истории общественной мысли Англии, но и мировой в целом. Предпринятое нами исследование позволяет заключить, что идеи английских мыслителей, высказанные ими при решении проблемы человека, носили оригинальный характер и тесно были связаны с практикой классовой борьбы в истории английского общества. В то же время эти идеи оказали существенное влияние на последующее развитие мировой философско -общественной мысли.

Актуальной задачей в разработке проблематики, связанной с английской материалистической философией ХУП в., остается крити -ческое исследование исторических судеб учений Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Д.Локка в Англии (Д.Юм, Д.Беркли, Т.Рид, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др.) и на континенте в плане сопоставления и взаимовлияния (Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, французские энциклопедисты,Л.Фейербах). Мало изученной остается проблема исторических судеб этих учений в России. Необходимым направлением дальнейших исследований является марксистско-ленинская критика современных буржуазных историко-философских концепций, извращающих и фальсифицирующих прогрессив -ное наследие английских материалистов.

Новые результаты в изучении истории английской философии может дать анализ борьбы английских материалистов с английской идеалистической философией ХУП в. (кембриджский платонизм, христианский гуманизм и др.).

 

Список научной литературыСаранчин, Юрий Константинович, диссертация по теме "История философии"

1. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., изд.2, М., 1955, т.1, с. 93-113;

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1, с. 219-368;

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.З, с. 1-4;

4. Маркс К. Причины возникновения денежного кризиса в Европе.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.12, с.60-65;

5. Маркс К. Введение / Из экономических рукописей 1857-1858 годов/.» К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.12, с.709-738;

6. Маркс К. Критика Готской программы. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19, с. 9-32;

7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии, т.1, книга I: процесс производства капитала. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.23, с.43-784;

8. Маркс К. Приложения. Д/ Гоббс о труде, о стоимости и об экономической роли науки. /4/ Локк / Трактовка ренты и процента с точки зрения буржуазной теории естеств. права/. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.26, ч.1, с. 335,368-371;

9. Маркс-Энгельсу, 18 июня 1862 года. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.30, с. 203-205;

10. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.41-174;

11. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.46, ч.П, с.5-392;

12. Маркс К. и Ф.Энгельс. Святое семейство или критика критической критики. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., том 2, с. 3-230;

13. МарюК. и Ф.Энгельс. Немецкая идеология. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.З, с. 7-544;

14. Энгельс Ф. Германская кампания за имперскую конституцию. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.7, с.II-207;

15. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.20, с.5-338;

16. Энгельс Ф. Диалектика природы. К.Маркс и Ф.Энгельс.Соч., т.20, с. 343-628;

17. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.21, с. 269317;

18. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.37, с. 414-422;

19. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Ленин В.И. Долн. собр.соч., т.18, с.7-384;

20. Ленин В.й. Карл Маркс / Краткий биографический очерк с изложением марксизма/. Ленин В.И. Полн.собр. соч., т.26, с.43-93;

21. Ленин В.И. Конспект книги Фейербаха " Лекции о сущности религии". -Ленин В.И. Полн. с обр. соч., т.29,с. 41-64;

22. Ленин В.И. Конспект книги Лас саля " Философия Гераклита Темного из Эфеса".- Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29, с.303-315.

23. Материалы ХШ съезда КПСС. М.; Политиздат, 1982, с. 223;

24. Абрамов B.C. Ф.Бэкон в советской историко-философской литературе. Философские науки, 1979, J& I, с.127-130;1. Ан С.А.1. Ананьев Б.Г.1. Ангелов Ст.1. Антонович И.И1. Архангельский1. Асмус В.Ф.1. Асмус В.Ф.

25. Асмус В.Ф. Ахутин А.В. Батенин С.С. Баткин Л.М. Бахтин М.М. Бейль П.

26. Проблема человека в английском материализме Ш1 в. Автореферат дис.канд.филос.наук. Киев,1978,- 23 с. Человек как предает познания. Л., Изд.Ленингр.ун-та 1968. 337 с.

27. Проблема личности в современной идеологической борьбе. М.: Знание. 1975, 64 с.

28. Современная "философская антропология". /Критический очерк/. Минск, Изд. Наука и техника, 1971. -304 с.

29. Л.М. Социально-этические проблемы личности. М.: Мысль. 1974. 221 с.

30. История античной философии. М.: Высшая школа, 1965.- 320 с.

31. Маркс и буржуазный историзм. -Избранные философские труды в 2-х т. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1971, с. 207-429;

32. Френсис Бэкон Избр.филос. труды, в 2-х т. т.1, М., Изд-во Мое.ун-та, 1969. с. 337-404; История принципов физического эксперимента. От античности до ХУП в. М.: Наука, 1976. - 291 с. Человек в его истории. - Л., Изд-во ЛГУ, 1976.- 295 с.

33. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления, М.: Наука, 1978. 199 с.

34. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековье и Ренессанса. М., Худож.лит-ра. 1965. 527 с. Исторический и критический словарь. М.: Мысль, т.2, 1968. - 391 с.

35. Библер B.C. Размышления о принципах периодизации утопического социализма. В сб. Из истории социалистических учений. Свердловск, 1981. с. 3-18.

36. Еиблер B.C. Мышление как творчество. / Введ.в логику мысл. диалога/. П.: Политиздат. 1975. 399 с.

37. Бихдрикер А. Учение Гоббса о государстве и праве. "Под знамене. марксизма". 1938, $ 6, с. II9-132.

38. Богданов Б.В. Ленинские принципы анализа истории философии. М.: Наука, 1970. 240 с.

39. Богомолов А.С. Эволюционный натурализм Р.В.Селларса и диалектический материализм. Воцросы философии. 1959., J6 3, с.90-101.

40. Богомолов А.С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX вв.

41. М.:Изд-во Московск. ун-та. 376 с.

42. Братина Л.М. Итальянский гуманизм: Этические учения Х1У-ХУ вв.

43. М.: Высшая школа. 1977 254 с.

44. Бруно Дне. Диалоги. Пер. с итал. Ред. и вступ.статья М.А.

45. Дынника. М., Госполитиздат. 1949. 552 с.

46. Быховский Б.Э. Психофизиологическое учение Томаса Гоббса. Отд.оттиск " Вестника Коммунистической Академии", кн. 26. с. 70-112.

47. Быховский Б.Э. Материализм Т.Гоббса. " Под знаменем марксизма".1938, №6, с. 79-91.

48. Быховский Б.Э. Бэкон и его место в истории философии. " Подзнаменем марксизма". М., 1931. № 6. с.73-108.

49. Быховский Б.Э. Людвиг Фейербах. М., Мысль. 1967. 240 с.

50. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль.1978. 216 с.

51. Дутенко А.А. Теория познания Френсиса Бэкона. Автореферат дис.1. Бэкон Ф.1. Бэкон Ф.1. Вейцман Е.М.1. Вернеке А.

52. Сочинения в 2-х т. /Перевод/ сост.общ.ред.А.Л. Субботина.-М.:Мысль,1978,т.2. 575 с. Социологическая доктрина Томаса Гоббса. - В кн.: Т.Гоббс. Избранные произведения в 2-х т. М., 1964, с.1-41.

53. Очерки по истории английского материализма ХУП-ХУШ вв. Красноярск, 1958. 488 с.

54. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.

55. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.: Мысль. 1977. 359 с.

56. Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. М.: Мысль. 1969. 247 с.

57. Гребнев К.В. Джон Локк. Популярный очерк его жизни и учения.

58. М-Л., "Московский рабочий", 7-я тип. "Искра революции" Мосполиграфа, 1929. 237 с.

59. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М.: Мысль, 1982.188 с.

60. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат,1973. 319 с.

61. Григорьян Б.Т. Буржуазная философия антропологии сегодня. Вопросы философии, 1973, № 3, с.119-131.

62. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство,1972. 318 с.

63. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины кватроченто. М.: Искусство, 1975. 127 с.

64. Деборин A.M. Социально-политические учения Нового времени в3.х т. т.1, М., Изд-во АН СССР, 1958. 628 с.

65. Декарт Р. Избранные произведения. Ред. и выступ, статья

66. В.В. Соколова. М.: Госполитиздат, 1950. 711 с.

67. Диалектика как методология научного познания. Под ред. П.В. Попова. М.: Высшая школа, 1978. - 288 с.

68. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Ист.-критический очерк. М.:1. Наука, 1974. 388 с.

69. Денисов В.В. Социология насилия / критика современных буржуазных концепций/. М.: Политиздат, 1975. 214 с.

70. Дынник М.А. Материализм Френсиса Бэкона и его теория неба." Фронт науки и техники", 1936, № 10, с. 89-102. Европа в новое и новейшее время, Сб.статей памяти акад. Н.М. Лунина. / Ред-сост. В.В.Альтман/ М.: Наука, 1966.- 687 с.

71. Заиченко Г.А. Джон Локк. М.: Мысль, 1973. 207 с. Заиченко Г.А. Учение Джона Локка об эмпирическом происхождениизнаний. Автореферат дис.канд.филос.наук. М., 1955- 15 с.

72. Идеалы и нормы научного исследования. /Ред. сост. В.С.Степин/.

73. Минск, ЕГУ, 1981. 431 с. Из истории культуры средних веков и Возрождения. Под. ред. У.А.

74. Карпушина. М.: Наука, 1976. 316 с. Историко-философские исследования. / Сборник статей. Ред.доц. К.

75. М.Б. Митина, П.Ф.Юдина, т.2, ОГИЗ.Госполитиздат.- 472 с.

76. История философии в 4-х томах. Под ред.М.А.Дынника, М.Т.Иовчука,

77. Б.М.Кедрова, М.Б.Митина. О.В.Трахтенберга. т.1, М., Изд-во АН СССР. 1957. 718 с. История философии и воцросы культуры. Сб.статей. Отв.ред. М.А.

78. Лившиц. М.: Наука, 1975. 319 с.

79. Кабуров В.Г. Идея государства у Гоббса. Посмертное изд. с предисловием И. В. Михайловского. Киев, 1906, III. -170 с.

80. Бэкона. Автореферат дис.канд.ист.наук., М., 1983.- 23 с.

81. Каримский A.M. Философия американского натурализма. М., Йзд-во

82. МГУ. 1972. 175 с. Каримский A.M. Революция 1776 г. и становление американской философии. М.: Мысль, 1976. - 296 с. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы /рационализм и эмпиризм вбуржуазной философии ХЕХ века/. М.: Мысль, 1974.- 279 с.

83. Клибанов А.И. Реформацстонное движение в России в Х1У первойполовине Ш вв. М., Изд-во АН СССР, I960. 411 с. Ковалев С.М. О человеке, его порабощении и освобовдении. М.:

84. Политиздат, 1970. 303 с. Коган-Бернштейн Ф.А. "Новая Атлантида" и "Опыт" Ф.Бэкона. - В кн.

85. Кузнецов Б.Г. Культуры эпохи1. Кучкин В.М.1. Кучкин В.М.1. Лавровский В.М

86. Критика современных буржуазных концепций личности. М.: Знание, 1975. 64 с.

87. Джордано Бруно и генезис классической науки. М.: Наука. 1970. 212 с.

88. Идеи и образы Возрождения. / Наука ХЕУ-ХУТ вв. в свете современной науки/. М.: Наука, 1979. 280 с. Ньютон. М.: Мысль, 1982. - 175 с. Возрождения и Реформации.Сб. статей / под ред. В.И. Рутенбурга/. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981. - 267 с.

89. Социологическая концепция Т.Гоббса и её истори -ческое значение. Автореферат дис.канд.филос.наук. Л., 1969. 16 с.

90. Учение Гоббса о человеке. Труды Алтайского политех, ин-та, Барнаул, вып.20, 1972, с 32-41. . Сборник документов по истории английской буржуазной революции ХУП в. под ред. проф. Барга М.А. М.: Высшая школа, 1973, - 342 с.

91. Лейбин В.М. "Модеж мира" и образ человека: Критический анализидей Римского клуба. М.: Политиздат, 1982.- 255 с.

92. Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. М. :1. Наука, 1970. 619 с.

93. Либих Ю. Бэкон Веруламский и метод естествознания. П-б,1866, У1. 72 с.

94. Лившиц Г.М. Свободомыслие и материалистическая философия в

95. Западной Европе. / вторая половина ХУ11 века/. Минск: Вышейшая школа. 1975. 384 с.

96. Избранные философские произведения в 2-х т., т.2, Под общей ред. А.А.Макоровского. М., Соцэкгиз. I960. 532 с.

97. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классическойи марксистско-ленинской философии. Свердловск, 1973. 187 с.1. Литман А.Д. Локк Д.1. Локк Д.1. Лосев А.Ф. Лукоянов В.В.1. Любутин К.Н.

98. Лгобутин К.Н. Критика современной философской антропологии. М.:

99. Отв.ред.Богданов Б.В., М.: Наука, 1977. 306 с. Механика и цивилизация ХУ11-Х1Х вв. Сб. статей. Под ред. А.Т.

100. Григорьяна. М.: Наука, 1979. 527 с. Милонов К. Философия Фр. Бэкона. М., "Новая Москва", б. г.- 176 с.

101. Михаленко Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М.: Наука, 1975. 264 с. Мортон А.Л. Английская утопия. М., Мзд-во иностр.лит-ры., 1956- 278 с.

102. Мортон А.Л. От Мэлори до Элита. М.: Прогресс, 1970. 256 с.

103. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии ХУ11

104. OTII веков. М.: Мысль, 1969. 297 с. Мысливченко А.Г. Человек как предает философского познания. М.:

105. Мысль. 1972. 190 с. Барский И.О. Философия Джона Локка. М., Изд-во Моск.ун-та. I960.- 63 с.

106. Нарский И. С. Западноевропейская философия Ш1 в. М.: Высшая,школа, 1974. 379 с. Нарский И.О. Западноевропейская философия X7III века. М.: Высшая школа, 1973. - 302 с. Наука и нравственность. Сб.статей.Сост. и автор введ. В.И.Толстых.

107. М.: Политиздат, 1971. 440 с. Немченко Н.В. Т.Гоббс: политическая теория ренессансного индивидуализма. - Деп. 6220. М., 1980. - 34 с. Немченко И.В. Т.Гоббс и английская буржуазная революция ХУЛ в.

108. Автореферат, дис.канд.ист.наук. М., 1981. 27 с. Новгородцев П.И. Учения нового времени ХУ1-ХУ1П вв. / Из лекцийпо истории философии права/. М., Изд.студ. И.Власова. 1901. 144 с. Новоселов М.М. Принцип абстракции, понятие тождества и "правило

109. Локка". Автореф. дис.канд.филос.наук. М., 1970.- 21 с.

110. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. /Теоретическийанализ историко-философского процесса/. М.: Мысль, 1971. 383 с.

111. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. Изд.2-е. М.:

112. Мысль, 1982. 301 с. Ольшки Л. История научной литературы на новых языках в 3-х.т.т.З. Гос,тех-теорет.изд-во. М-2Е, 1933. 324 с.

113. Петросова М.В. Т.Гоббс. / К 350-летию со дня рождения/ "Фронтнауки и техники", 1938. $ 4-5.

114. Летросова М.В. Учение Гоббса о религии.- " Под знаменем марксизма"1938, JS 6, с. 135-145.

115. Плеханов Г.В. Избранные философские цроизведения в 5-ти т., т.З.

116. М., Гос.изд.пол.же., 1957. 784 с,

117. Покровский Н.Е. Ге1фи Торо. М.: Мысль, 1983. 188 с.

118. Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. Отв.ред. В.Е.Туманов и др. М.: Наука, 1976. 495 с.

119. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. / Историяи современность). Под.ред. А.Г.Мысливченко и JT.H. Суворова. М.: Политиздат. 1975. 304 с.

120. Проблемы логики, методологии и истории науки. Сб.статей. Отв.ред.

121. К. А.Кукушкин, В.С.Мезьков. М., Изд-во МГУ, 1978. 242 с.

122. Резввдкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л.,1. Изд-во ЛГУ, 1973.- 175 с.1. Рахман Д.

123. Рахубо П.Г. Ревякина Н.В. Ревякина Н.В.

124. Розенфельд У.Д. Н.ГЛернышевокий. Становление и эволюция мировоззрения. Минск: Вышэйшая школа, 1972. 255 с.

125. Сапрыкин Ю.М. Политическое учение Гаррингтона. Из истории идейно политической борьбы в года английской буржуазной революции Ш1 в. М., Изд-во Моск.ун-та, 1975.- 204 с.

126. Сатышев В.Е. Политические взгляды Джона Локка. Автореф. дис.канд.юр.наук. М., 1968. 19 с.

127. Сатышев В.Е. К оценке политических воззрений Гоббса. "Советское государство ж право", 1974, В 12, с. II5-II9.

128. Смирнов Г.В. Советский человек. Формирование социалистическоготипа личности. М.: Политиздат, 1980, 463 с.

129. Смольянинов И.Ф. Проблемы человека в марксистско-ленинской философии и эстетике. Л., Изд-во Л1У, 1974. 208 с.

130. Современная буржуазная философия и религия. Под ред. А.С.Богомолова. М.: Политиздат 1977. 376 с.

131. Соколов В.В. Натурфилософия ГО-ХУ11 вв. как предпосылка материализма Нового времени. Вопросы философии, I960, № I, с. 130-142.

132. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУ11 веков: Учеб.пособиефилос.фак-тов ун-тов.- М.: Высшая школа, 1984.- 448 с.

133. Соколов В.В. Очерки филсюфии эпохи Возрождения. М.: Высшаяшкола, 1962.- 168 с.

134. Соловьев Э.Ю. Теория общественного договора и кантовское моральное сознание. В сб. Философия Канта и современность. Под общ. ред. Т.И.Ойзермана. М.: Мысль, 1974, с. 184-235.

135. Субботин A.I. Шекспир и Бэкон. Вопросы философии. 1964, №2. с.95-103.

136. Субботин А.Л. Френсис Бэкон. М.: Мысль, 1974. 175 с.

137. Субботник С.Ф. Бэкон. М., Гос.соц-экон. изд-во, 1937. 193 с.

138. Суслин М. Бэкон и его трактат " 0 принципах и началах".

139. Под знаменем марксизма", М., 1936, № 9, с.46-63.

140. Трахтенберг О.В. Развитие марксизма и его борьба против идеализмав период первых буржуазных революций /конец X7I-начало ХУ111 в./. Лекции. М., Изд-во Моск.ун-та. 1956. 100 с.

141. Тревельян Дж.Т. Социальная история Англии. Обзор шести столетийот Чосера до королевы Виктории. М., Изд.иностр. лит., 1959. 351 с.

142. У истоков классической науки. Под ред. А.Н.Боголюбова. М.: Наука,1968. 351 с.

143. Фейербах Л. История философии. Собр.произв. в 3-х томах, т.1,1. М.: Мысль, 1974. 544 с.

144. Фейербах Л. Избранные философские произведения в двух томах.т.1. М., Гос.изд.полит.лит. 1955. 676 с.

145. Философия эпохи ранних буржуазных революций. Ред.коллегия: акад.

146. Т.И.Ойзерман /рук.авт.кол./ и др. М.: Наука. 1983. 576 с.

147. Фишер К. Реальная философия и её век. Франциск Бэкон Веруламский. Соч. К.Фишера. Пер. Н.Страхова. Изд. 2-е, СПб., 1870, УТ. 360 с.

148. Фролов И.Т. Перспективы человнка: опыт коплексной постановкипроблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1979. 336 с.

149. Холличер В. Человек в научной картине мира. Пер. с нем. Общ.ред. Г.Я.Тальнерина. М.: Прогресс. 1971. 431 с.

150. Цебенко М.Д. Борьба марксизма и идеализма в ХУП начале ХУ1Пвека в Европе. Лекции. М., Изд-во пол.лит-ры, 1957. 128 с.

151. Ческис А.А. Томас Гоббс. /Его жизнь и учение в связи с историейобщественной жизни Англии конца ХУ1 в.-пер.пол. ХУ11 в./М., "Московский рабочий", 1929. 175 с.

152. Ческис А.А. Томас Гоббс. Родоначальник современного материализм

153. М., "Красная новь", 1924 . 138 с.

154. Щученко В.А. Новые тупики старых идей. /Критич. очерки рационалист. и романт. воззрений/. Л.: Лениздат, 1982.-174

155. Щученко В.А. К вопросу о соотношении национального и интернационального в истории философии. Диссертация канд. филос, наук. Л., 1977. 177 с.

156. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.1. М.: Мысль, 1976. 301 с.

157. Швырев B.C. Проблема отношения науки и метафизики в современнойангло-американской философии науки. В кн. Проблемы и противоречия буржуазной философии 60-70 годов. М.: Мысль, 1983.

158. Ярошевский Т.М. Личность и общество. / Проблемы личности в современной философии-марксизм, экзистенциализм, структурализм, христианский персонализм/. М.: Прогресс, 1973. 543 с.

159. Aaron R. John Locke» 2 td ed. Oxford. The Clarendon Press, 1955 -323 p.

160. Anderson F.H. Francis Bacon. His career and his thought. IT-Y.Univ of Southern Californea press, 1962 367 p.

161. Anglin J. On Locke's State of nature. Political Studies. Oxford, Vol, 26, IT 1, 1978, p.78-90.

162. Bertman M.A. Hobbe's Homo Lupus covenanted. International Studies in philosophy, Torino, Vol. 1X, 1977, p.23-42.

163. Bertman M.A. Hobbes: The natural a. the artificial good. Bern etc. Lang, 1981 - 158 p.

164. Bevan B. The Real Francis Bacon. L., The Hague, 1980 231 p.

165. Bowie J. Hobbes and His Critics. A study in seventeanth century constitutionalism. London, Cape, 1951 215 p.

166. Bozeman T.D. Protestants in an age of science: The Baconian ideaL and antebellum American religious thought. Chpel Hill, Univ, of North Carolina press, 1977 - 243 p.

167. Burton R. The Anatomy of Melancholy, U-Y. Philos.libr. 1938 399p.

168. Cassirer E. The Individual and the Cosmos in Renaissance philosophy. H-Y. Barnes & Hoble, 1963 199 p.

169. Clark S. F. Bacon's New Atlantis: Blueprint of Progress Futures, 1972, Vol.4, Ю, p.272-284.

170. Clark D.S. Francis Bacon. The Study of History and the science of man. Cambridge, Univ.press, 1970 - 171 p.

171. Eccleshall R. Order and Reason in politics theories of Absolute and Limited Monarchy in Early Modern England. Oxford, Univ.press, 1978 197 p.

172. Eisaiey L. The man who saw thro^h time N-Y. St.Martin.press. -243 p.

173. Essential articls for the studihg of Prancis Bacon, ed. by Vi-chers. L., Jackson, 1972 -323 p.

174. Parrington B. Prancis Bacon. Philosopher of Industrial Science. -Ь., Cambridge Univ.press, 1951 198 p.

175. Parrington B. Prancis Bacon. Pioneer of planned science. If-Y. Washington, 1969 - 122 p.

176. Pranclin J.H. John Locke and the theore of soverignty: mixedmonarchy a. the right of Resistance in the political thought of the England revolution. Cambridge etc.: Cambridge Univ. press, 1981 - 148 p.

177. Goldsmith M.M. Hobbe's science of politics. Ж-Y. L., Columbia Univ.press, 1966 274 p.

178. Goldwin R.A. Locke!s state of nature in political society.

179. Western polit.guart. Sait lake City, 1976, Vol.26, IT 1, p.126-135.

180. Gouthier D.P. The Logic of Leviathan. Oxford, Clarendon press, 1969 342 p.

181. Gray Ch.M. Renaissance and Reformation in Engiand. Part 11, 2T-Y. Columbia univ.press, 1973 368 p.

182. Cray R. Hobbe's system and early philosophical views journ.of the history bf ideas, 1978, Vol. 39, И2, p.199-216.

183. Green A.W. Sir.Prancis Bacon. H-Y. Garden City, 1966 200 p.

184. Crowter J.C. Prancis Bacon. The first statesman of science. -London, The Cresset press, 1960 362 p.

185. Herbert G.B. Thomas Hobbe's dialectic of desire. Hew scholasticism, Washington, 1976, Vol. 50, И 2, p.137-163*

186. Hobbes1 Studies. eds by Brown. Cambridge, Harvard Univ.press, 1965 300 p.

187. Dod F.C. The Divine Politics of Thomas Hobbes: An Interpretation of Leviathan Oxford) Clarendon press, 1964 354 p.ardine L. Francis Bacon: discovery and the art of discourse. L.,

188. Cambridge Univ.press, 1974 267 p« aviraj S. Concept of man in political theory. - Social scientist,

189. Frivandrum, 1979, Vol.8, И 3, p.15-3o, В 4, p.37-61. raus J.L. John Locke: empiricist, atomist, conceptualist and agnostic. IJ-Y. Philos.libr., 1968 202 p. emos J. Hobbes and Locke: Power and consent. - Athens: Univ. of

190. Georgia press, 2978 185 p. eyden W. Hobbes and Locke: The politics of freedom and obligation.

191. Univ.press, 1974 150 p. Schumpeter J.A. History of Economic Analisis. 1T-Y. Philos.libr., 1954 - 392 p.

192. Seifert G. The philosophy of Hobbes: Text, context, and the problem of sedimention. Personalist. Los-Angeles, 1979, Vol.60, U 2, p.127-133. itephens J. Francis Bacon and the styie of sciense. - Chicago-L.,

193. The Univ.Chicago press, 1975 188 p. trauss L. The political philosophy of Hobbes: Its Basis and its

194. Genesis. Chicago, The Univ. of Chicago press, topias and Utopian thought, ed by Manuel.Boston. 1966 321 p. augh K.I. John Locke: economist and social scientist. L.,