автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Неакадемические формы современного художественного творчества в визуальной культуре Санкт-Петербурга
Полный текст автореферата диссертации по теме "Неакадемические формы современного художественного творчества в визуальной культуре Санкт-Петербурга"
На правах рукописи УДК 7.036.9
Шахно Наталья Викторовна
НЕАКАДЕМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
005558646
Санкт-Петербург 2015 г.
005558646
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Научный руководитель:
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Магидович Марина Леонидовна
Официальные оппоненты:
доктор культурологии, доцент кафедры искусствоведения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
Демшина Анна Юрьевна
кандидат культурологии, доцент, преподаватель СПБ ГБОУ ДОД «Детская художественная школа № 3» Безгрешнова Алевтина Михайловна
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица»
Защита состоится «16» марта 2015 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.23, созданного на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», по адресу: 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, ауд. 317.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп.5 и на сайте университета по адресу:
http://disser.herzen.spb.ru/Preview/Karta/karta_000000148.html Автореферат разослан « » 2015 г.
1 3 ЯНН 2015
Ольга Сергеевна Сапанжа
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Работа посвящена изучению неакадемических форм современного художественного творчества, его роли в развитии визуальной культуры Санкт-Петербурга. Неакадемическое художественное творчество рассматривается как один из движущих факторов развития культуры, находясь в противоречии с академическим, высоким искусством.
Актуальность исследования. Благодаря особенностям современного художественного творчества возникает ситуация разнообразия в суждениях об искусстве, которая в итоге характеризуется отсутствием критериев разграничения академического и неакадемического искусства, вследствие чего до сих пор не сформировалось легитимное название современной эпохи в культурологии и других гуманитарных науках, недостаточно определены её характеристики и границы.
Изменения в советской идеологии 60 -70-х гг. XX века стали толчком к началу процесса глобализации отечественной культуры, который изменил отношение советских художников к творческому отображению реальности, что повлекло за собой оппозиционное движение в отечественном искусстве по отношению к идеологии государства. Стремление к изменениям, поиск новых форм, критика действительности отобразились в многообразии феноменов рубежа XX — XXI столетий, а художественное творчество оказалось зависимым от различий между прошлым и настоящим, между «классикой» и постмодернизмом. Подобная ситуация ставит под вопрос содержательный аспект понятия искусства, выявляет необходимость осмысления современного художественного творчества в процессе его формирования между академическими и неакадемическими направлениями в искусстве. В связи со сдвигом в представлении о критериях художественности, приобретении неакадемическими формами художественного творчества новых эстетических свойств, необходимо изучение новых приёмов в формообразовании искусства.
Современное искусство отражает стремительно меняющуюся сущность мира сегодня - развитие технологий, урбанизацию, информатизацию, массовость стиля и образа жизни человека. Искусство стало ориентироваться на символические формы познания, у которых отсутствует конкретный объект. Главенствующим стало образное выражение идей всеохватывающего характера, отражающих в той или иной мере идею повседневной жизни каждого человека.
В выставочном пространстве появляются индустриальные товары, в арсенал художественных средств начинает входить готовая вещь, современное искусство перестаёт подражать натуре, но при этом переходит к работе с готовыми формами. Первостепенное назначение вещи больше не доминирует, она осознаётся как способ выражения художественной мысли.
В связи с тем, что в академической системе представлений об искусстве произошёл распад, перестала соблюдаться определённая иерархия жанров, основу которой составляла связь между зрителем и произведением, искусство
не осознаётся в привычных категориях стилей, техник и жанров, а дифференцируется на основе различных форм его репрезентаций.
Характерным явлением для XX века стало разнообразие видов репрезентации искусства: привычная статичность стремительно сменяется динамичностью форм, упрощаются техники и технологии художественного творчества, происходит отказ от «декоративной» роли искусства в обществе, начинают затрагиваться проблемы конкретных людей, наций, народов. Таким образом, изменения в картине мира, возникновение и распространение массовой культуры влекут за собой необходимость новых форм репрезентации художественного творчества.
Благодаря новаторству представителей модернизма, художников авангарда, современное искусство стало выходить за рамки фигуративной живописи, преодолело границы традиционного художественного творчества. Понимание картины выходит за рамки её предметной поверхности, она переходит в реальное пространство, рождаются всё новые репрезентативные формы художественной мысли, такие как перформанс и инсталляция.
Современное художественное творчество стремится максимально приблизиться к жизни, что достигается благодаря изменению выразительного языка искусства. Активное техническое развитие повлекло за собой развитие информационной культуры общества, что способствовало их синтезу, характеризующему тенденции и художественные стратегии современности.
Объект исследования - отечественная культура второй половины XX -начала XXI вв.
Предмет исследования - формирование неакадемических форм художественного творчества в отечественной визуальной культуре на примере Санкт-Петербурга.
Цель исследования - выявить особенности и характерные черты функционирования неакадемического художественного творчества в современной культуре.
Задачи исследования:
• Проанализировать представления о художественном творчестве как многоаспектном явлении.
• Рассмотреть становление и развитие государственных и частных Академий искусств.
• Проанализировать влияние неакадемического художественного творчества на художественную культуру Санкт-Петербурга.
• Охарактеризовать взаимодействие неакадемического художественного творчества с традиционными формами культуры.
• Рассмотреть неакадемическое художественное творчество в контексте современной аудиовизуальной культуры.
• Выявить влияние культуры медиа на неакадемическое художественное творчество.
Степень разработанности проблемы: основой исследования проблемы творчества являются работы Н. Буало-Депрео, Г. Гегеля, А. Камю, И. Канта, А. Мальро, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, Э. Тезауро, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра. Среди отечественных авторов проблемой творчества занимались С.П. Батракова, М.М. Бахтин, O.A. Кривцун, А.Ф.Лосев, Ю.М. Лотман, М.Л. Магидович, В.Н. Петрова, C.B. Пронкина, Д.Д. Пронкин, П.К. Энгельмейер.
Художественное творчество как самостоятельный феномен изучалось мыслителями со времён Античности (Аристотель, Платон и др.) до современности. В отечественной науке художественное творчество рассматривается культурологией и философией (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев и др.). Активно изучает художественное творчество психология (Е.Я. Басин, Л.Я. Дорфман, A.A. Мелик-Пашаев, В.И. Петрушин и др.), а также представители синергетики (Р.Г. Баранцев и др.).
Проблему соотношения понятий творчества и креативности рассматривают Т.А. Барышева, Н.С. Бедова, Е.В. Буренко, Ю.А. Жигалов, Е.П. Ильин, И.Р. Пригожин, Р. Флорида, В. А. Яковлев.
В связи с повсеместным развитием технического прогресса, глобализацией, художественное творчество проникает во все сферы деятельности человека, что приводит к объединению понятий «культура» и «индустрия», появляются творческие, креативные индустрии, основой которых является индивидуальное творческое начало, направленное на развитие культуры. Данный процесс рассмотрен в работах таких социологов, философов и культурологов как Т. Адорно, Э. Амин, В. Беньямин, Ф.Бианчини, Ч. Лэндри, Н. Трифт, Д. Хокинс, М. Хоркхаймер.
Среди российских авторов проблемой творческих индустрий занимаются М.Б. Гнедовский, A.A. Гончарик, Е.В. Зеленцова, М.В. Матецкая, Д.Э. Мильков, А.Я. Флиер.
Основополагающим в представленной диссертационной работе является вопрос о становлении современного неакадемического художественного творчества на фоне сложившегося академического искусства. Проблеме связи между прошлым и настоящим, традицией и новацией посвящены труды С.А. Арутюнова, П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона.
Современное неакадемическое художественное творчество постепенно формирует свою среду, в которой активно развиваются музеи и галереи современного искусства. В этих институтах репрезентируются отличные от традиционных идеи воплощения мыслей художников, воздействующие на все сферы культуры и общества.
Музей как социокультурный институт рассмотрен в работах П. Бурдье, Б.Е. Гройса, М.С. Кагана, Т.П. Калугиной. Проблемой арт-рынка, его настоящим и будущим занимаются А.Д. Боровский, Б.Е. Гройс, Е.Ю. Деготь,
M.JI. Магидович, Т.П. Поляков, Ф. Ромер, Д.Я. Северюхин, О.В. Туркина. Авангард как один из стилистических ориентиров XX века рассмотрен в работах С.П. Батраковой, К. Гринберга, Е.Ю. Деготь, B.C. Турчина,
B.А.Крючковой, В.М. Полевого.
Ленинградский андеграунд как пример самореализации неакадемического художественного творчества рассматривали Е.Ю.Андреева,
C.B. Ковальский, В.Н. Козиев (В.Вальран), С.С. Савицкий, Т.Е.Шехтер. Культура Петербурга как предмет культурологического и философского познания была рассмотрена в работах Н.П. Анциферова, М.С.Кагана, Д.С. Лихачёва. Различные аспекты современной культуры Санкт-Петербурга изучают Ю.В. Лобанова, A.B. Ляшко, М.Л. Магидович, С.Т.Махлина.
Важным аспектом анализа современного неакадемического художественного творчества является определение его эстетической ценности. A.C. Мигунов в своих работах говорит о том, что творчество осуществляется за пределами эстетических и художественных норм. Современное художественное творчество разрабатывает и создает новые эстетические феномены, являющиеся ответом на тенденции эпохи, в которой оно создается. Эстетическая составляющая проникает далеко за рамки искусства, она становится, как и художественное творчество, трансдисциплинарной. Данная тенденция рассматривается как перспективная в работах В. Велыпа, Н.Б. Маньковской, так и с отрицательной точки зрения, в трудах Ж. Бодрийяра, П. Слотердайка.
Изучением развития современной культуры, её различными аспектами и институционализацией художественного творчества занимались Е.Ю.Андреева, Р. Барт, В. Беньямин, В.В. Бычков, Б. Гройс, Ж. Лиотар, Б.К.Малиновский, Э. Тоффлер, В. Тупицын, О.В. Туркина, Т.Е. Шехтер, У.Эко.
Положения, выносимые на защиту:
1. Неакадемическое художественное творчество является особым видом творческой деятельности, которая в меньшей степени ориентирована на достижения в искусстве предшествующих эпох, отвечает требованиям современности и стремится к уходу от традиционных установок в искусстве.
2. Современное неакадемическое художественное творчество как культуросозидательный процесс функционирует в контексте идеи глобальной креативности, проецируя мировоззренческую систему автора и способствуя созданию нового в культуре.
3. Неакадемическое художественное творчество, противопоставляющее себя академическому искусству, постепенно развиваясь и приобретая новые формы, укореняет свои позиции в истории культуры, становясь её неотъемлемой частью, постепенно позиционируется как традиционное для современности.
4. Одним из основных аспектов современного неакадемического художественного творчества является оппозиция традиции. При наличии стандартов со стороны Академии или государства, оно стремится
позиционировать себя как неофициальное. В условиях отсутствия давления со стороны каких-либо институтов, художественное творчество стремится создать новые явления за счёт технического прогресса, либо эпатирует, шокирует зрителя.
5. Стремление к новизне, развитие науки и техники открывает для художественного творчества ранее недоступные возможности; благодаря ряду глобальных изменений возникает новое пространство для его функционирования - аудиовизуальная культура и медиакультура.
6. Аудиовизуальная культура и медиакультура являются основным пространством для существования современного искусства, в котором оно развивается во взаимосвязи с развитием науки и техники.
7. Неакадемическое художественное творчество, акцентируя внимание на разнообразных социальных проблемах, усиливает связь между политической, художественной и социальной сферами жизни.
8. Культурные индустрии, являясь одним из факторов развития креативной экономики, используют неакадемическое художественное творчество, что способствует развитию культуры и инфраструктуры современного города.
9. В настоящее время в Санкт-Петербурге активно развиваются креативные пространства и площадки, репрезентирующие неакадемическое художественное творчество, в то же время ведется активное сотрудничество представителей неакадемического художественного творчества с традиционными институциями искусства, что позволяет осмыслить современное творчество в максимально широком контексте.
Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании рассмотрен процесс развития и становления неакадемических форм современного художественного творчества, на примере культуры Санкт-Петербурга, с середины XX до начала XXI века.
Показано, как разнообразные формы неакадемического художественного творчества влияют на развитие города, способствуют открытию музеев, проведению различных биеннале международного уровня, отражающих соответствующую тематику.
Рассмотрено планирование и возникновение новых культурных пространств в здании Главного Штаба, в отреставрированных залах которого расположены новые помещения для музейной коллекции Эрмитажа XIX — XXI веков. Освещено проведение в Санкт-Петербурге Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10», открытие малой сцены Александринского театра, второй сцены Мариинского театра, а также полемика, связанная с данными событиями.
Неакадемическое художественное творчество рассмотрено, в том числе, и на примере протестного акционизма. Являясь способом коммуникации не только между автором и зрителем, художественное творчество, на сегодняшний день, стало способом высказывания своей мысли к конкретному
реципиенту — государству, что повлекло за собой явление художественного высказывания в политическом пространстве.
Теоретическая и методологическая основа исследования
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обусловлена аргументированностью исходных теоретических и методологических положений. Использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных поставленным задачам. Исследование проводилось, опираясь на труды, посвящённые проблеме связи между прошлым и настоящим, традицией и инновацией (П.С. Гуревич, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман); а также труды, посвящённые развитию современной культуры, её различным аспектам и институционализации художественного творчества (Е.Ю. Андреева, Р. Барт, В. Беньямин, В.В. Бычков, Б. Гройс, Ж.Лиотар, Б. Малиновский, Э. Тоффлер, В. Тупицын, О.В. Туркина, Т.Е.Шехтер, У. Эко). Базой для анализа неакадемических форм современного художественного творчества послужил фактографический материал, включающий в себя произведения художественной культуры, а также результаты социологических исследований, статьи из периодических изданий, тексты официальных выступлений деятелей искусства, руководителей художественных организаций.
В качестве основного методологического подхода в диссертационном исследовании выбран системный подход, позволивший проанализировать процесс формирования и развития современного неакадемического художественного творчества, являющегося одним из составляющих самосознания и развития культуры в целом.
Метод системного анализа позволил рассмотреть современное неакадемическое художественное творчество как форму самодетерминации личности в ситуации глобализации и формирования культурной идентичности субъекта, в условиях постоянно развивающегося поликультурного пространства.
Также в исследовании применялся структурно-функциональный метод, рассматривающий наличие в социокультурном пространстве структурных элементов, их смысл, взаимодействие между собой и функционирование в культуре.
Диалектический метод позволил изучить неакадемическое художественное творчество как многосторонний и развивающийся феномен, во всеобщей связи с явлениями и процессами в современной России.
При изучении формирования неакадемического художественного творчества были использованы синхронический, диахронический и типологический методы.
Теоретическая значимость. Проведённый в ходе исследования анализ неакадемических форм современного художественного творчества может быть использован как модель для анализа других явлений современной культуры, а также применим к анализу современного художественного творчества в других городах.
Практическая значимость. Культурологический анализ современных форм неакадемического художественного творчества Санкт-Петербурга позволяет выявить актуальные направления в современной культуре, изучение которых может стать основой лекционных и семинарских занятий по теории и истории культуры, философии культуры, социологии культуры. Основные выводы и положения исследования могут быть использованы при разработке культурной политики в области современной художественной культуры и культурных индустрий.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации были опубликованы в девяти научных изданиях, среди которых раздел в коллективной монографии, материалы научных конференций, пять научных статей (в том числе три в рецензируемых научных журналах). Общий объем публикаций составляет 3,09 печатных листа. Кроме того, материалы исследования были изложены в докладах и сообщениях на всероссийских и международных конференциях в период с 2010 по 2014 год: «Проблемы искусства в XXI веке: задача школы», международная научно-практическая конференция (22-23 ноября 2010 года, Санкт-Петербург); «Трансформация артефактов и артефакты трансформации» интернет-семинар (14 - 24 апреля 2011 года, Иркутск); «Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе», III Всероссийская научная интернет-конференция(5-25 октября 2011 года, Иркутск); «Современные модели развития культурных индустрий в регионах России», международная научная конференция (09-10 октября 2014 года, Санкт-Петербург).
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, каждая из которых разделена на три параграфа, Заключения, списка использованной литературы, состоящего из 245 наименований, в том числе 7 на англ. языке. Общий объем диссертационного исследования составляет 189 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, ее новизна, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируется цель и задачи работы, гипотеза, теоретико-методологическая база исследования, положения, выносимые на защиту, раскрывается практическая и теоретическая значимость исследования.
В первой главе «Значение взаимодействия академического и неакадемического художественного творчества в культуре» освещаются подходы к изучению понятий «творчество» и «художественное творчество», формулируются и обосновываются определения «академического» и «неакадемического» художественного творчества, выявляются основные закономерности перехода от академических форм художественного творчества к неакадемическим.
В первом параграфе «Художественное творчество в современной визуальной культуре» выявлены основные подходы к изучению художественного творчества и его месту в визуальной культуре.
Современный человек подвержен процессу воздействия глобализации, что влияет на его восприятие художественной среды и влечет за собой потребность в поиске новых способов репрезентации художественного творчества, реализуемых за счёт влияния визуальных образов на зрителя.
В данном диссертационном исследовании основой для определения культуры в широком смысле, послужила концепция, представленная в трудах М.С. Кагана, где культура является сверхсложной саморазвивающейся системой и рассматривается как форма бытия человека в мире. Основываясь на данном определении, а также суждениях, приведенных выше, для настоящего исследования визуальная культура рассматривается как совокупный способ и продукт деятельности, в большей степени ориентированной на визуальное восприятие.
Визуальная культура включает в себя не только изобразительное искусство, киноискусство, театральную деятельность, но и феномены, выходящие за рамки традиционных видов и форм искусства, такие как дизайн, реклама, медиа искусство, объединяя художественные и нехудожественные сферы культуры.
Результатом деятельности субъектов визуальной культуры является синтез вербального и визуального, который оказывает влияние на формирование современного социокультурного пространства. На протяжении всего XX и в начале XXI веков культура характеризуется частой сменой стилевых направлений в искусстве, которые отрицали ценности и эстетические позиции академических направлений и школ. Активно возникающие новые формы в искусстве ставили под сомнение значение академического художественного творчества, интерпретируя его достижения как фон для развития современности, застывшую традицию. Все более актуальным становится противоречие между академическими формами искусства и современным художественным творчеством, которое может позиционироваться как неакадемическое.
Во втором параграфе «Роль академического искусства в формировании неакадемического художественного творчества» описывается становление и развитие академизма от XVI века до нашего времени и его влияние на возникновение и развитие неакадемического художественного творчества.
Ориентация на нормы и каноны искусства предшествующих столетий начинает формироваться в европейском искусстве ещё в XVI веке. Творческая консервативность, оторванность от проблем реальной жизни являются характерными чертами академизма в искусстве. Приверженность к наследию классиков становится показателем «академичности» того или иного направления, стиля в художественной культуре.
До начала XX века термин «академизм» рассматривался неотделимо от изобразительного искусства. В XXI веке не сформировано однозначной формулировки академизма, понятие «академизм» трактуется в разных источниках соответственно доминирующему в них аспекту.
Для современного Академизма приоритетным является сохранение традиций, отвержение тенденций и изменений, характерных для массовой культуры, что порой негативно влияет на развитие академического художественного творчества и мышления. Стремление отвергать достижения и новые художественные решения, отвечающие требованиям современности, способствует застою в академическом художественном творчестве.
По сложившейся традиции, в Академиях не только хранили и изучали совершенные образцы искусства, но и формировали каноны и догмы художественного творчества, создавая представление об образцовом, наиболее совершенном искусстве. Основной задачей Академий становится подготовка профессиональных деятелей искусства, создание и разработка наук об искусстве, изучение истории искусства, развитие художественной теории, на основании которой создаются академические произведения, отвечающие всем канонам Академии искусств, и не уступающие классическим образцам предшествующих столетий.
Несмотря на современные тенденции в культуре и искусстве, стремление к новизне, развитие новых направлений, академическое художественное творчество по-прежнему остаётся актуальным и востребованным, оно поддерживается как со стороны государства, так и в негосударственных институциях.
Таким образом, академическое художественное творчество является универсальной формой фиксации традиции. Для создания чего-то принципиально нового, креативного необходимо изучение сложившихся традиционных форм. Существование академического художественного творчества является неотъемлемым для дальнейшего развития искусства как такового.
Академическое художественное творчество является своеобразной константой, опираясь на которую развивается искусство, следуя канонам высокого мастерства, распространяя академизм как фундаментальную традицию, необходимую для дальнейшего развития культуры в целом.
Неакадемическое художественное творчество является особым видом творческой деятельности, которая в меньшей степени ориентирована на достижения в искусстве предшествующих эпох. Отвечая требованиям современности, неакадемическое художественное творчество развивает художественный процесс, используя современные достижения в художественной деятельности и в области информационных технологий. Оно совмещает в себе развивающиеся технические средства создания произведений и стремление ухода от традиционных установок в искусстве. Не имея разработанной институциональной среды, неакадемическое художественное творчество успешно развивается и вне стен Академий,
создавая сообщества, фестивали и выставки, в рамках которых происходит обмен опытом, а также рождаются новые проекты.
В третьем параграфе «Взаимодействие академического и неакадемического в художественном формообразовании на примере развития инсталляции» речь идет о предыстории, сущности и развитии в России инсталляции, рассмотрены достижения отечественных художников в данном направлении.
Художественное творчество в XX веке формируется в диалоге, и, в тоже время, в противоборстве с массовой культурой. Движущим фактором развития этих феноменов становится стремление к новизне. Процессы взаимодействия и взаимоотталкивания являются двигателем на пути возникновения новых видов репрезентаций художественных образов.
Объектная форма репрезентации начинает мыслиться как базовая. Используя композицию художественного произведения в традиционном понятии этого термина, художники составляют её из нетрадиционных для этой цели материальных предметов, данный принцип используется для построения инсталляций, которые транслируют знания об окружающем мире, в том числе и с помощью готовых изделий.
Сущность любой инсталляции заключается в том, что она является незаконченной до самой встречи со зрителем, итог не известен полностью даже автору. Возникая как образ, инсталляция, заполняя отведённое ей пространство, изменяется, уходит от первоначального замысла, обретая свою суть, взаимодействуя с пространством, заново рождается в нём.
Можно сделать вывод о том, что «инсталляция» — это пространственная композиция, созданная художником из разнородных элементов (бытовые предметы, промышленные изделия и материалы, природные объекты, текстовая или визуальная информация). Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придаёт им новые смыслы.
Уходя корнями в творчество художников русского авангарда, в первую очередь, В.Татлина и Э.Лисицкого, инсталляция в России получила достаточно активное развитие. Наиболее ярким и значимым в искусстве современных художников, работающих в жанре инсталляции, является творчество Ильи Кабакова. Каждая из его инсталляций построена на приёме неожиданного финала, заимствованного из искусства кино и индустрии массовых развлечений, который сам художник называет «вот-вот». Одним из основных факторов, влияющих на возникновение новых видов репрезентации, является стремление к новизне. В XX веке художественное творчество все более преодолевает академические границы. Стремление художника выйти за рамки картины, воплотить свои замыслы в трёхмерном пространстве, постепенно и полностью реализовывалось в инсталляции. В рамках академической традиции начинают добавляться новые детали к изображению на плоскости. Пространство произведения начинает расширяться, переходя от мелких частей готовых изделий к их использованию в полном размере. Создается художественное смысловое пространство, которое объединяет в себе
неакадемическое художественное творчество с новыми видами репрезентации, рождая новую пространственную композицию, отличную от академической.
Во второй главе «Формирование неакадемического художественного творчества в отечественной культуре XX века» изучается история становления и развития неакадемического художественного творчества в России на протяжении XX века.
В первом параграфе «Историко-культурный контекст развития неакадемического художественного творчества в современной России» показано противостояние между традицией и инновацией, история развития Академий искусств в России и за её пределами, оппозиция официальной и неофициальной культуры.
Наиболее актуальной характеристикой современной ситуации является противоречие между академическим, высоким искусством и современным. На рубеже столетий и в начале XXI века неакадемическое художественное творчество создаётся в условиях кардинальных изменений во всех сферах жизни, произошедших на фоне глобализации культуры. Изменяется язык искусства, становясь все более космополитическим. Открытость и доступность современного художественного творчества стирает характеристики, по которым можно определить принадлежность произведения к конкретной культуре, что свойственно произведениям академическим.
Культура как постоянно развивающийся феномен имеет свою основу, от которой и отталкиваются факторы, способствующие её развитию. Данной основой является традиция, в которой сохраняются и актуализируются полученный человеком опыт и культурное наследие.
Традиция, как постоянно развивающийся фактор культуры, взаимодействует с новациями, обеспечивая при этом устойчивость культуры. Приверженность традициям в искусстве повлекла за собой формирование Академизма, но на фоне укреплявшего свои позиции реализма Академия художеств была упразднена, однако впоследствии создана вновь, соединив опыт реалистического искусства с академическими традициями, оставаясь примером для развития высшего художественного образования в стране.
Противостояние официальной и неофициальной культур дало толчок для создания новой социально-культурной среды, художники которой на протяжении нескольких десятилетий предпринимали попытки выйти за рамки академического искусства. Данная оппозиция привела впоследствии к созданию отличных от академических институций, таких как Товарищество Экспериментального Изобразительного искусства (ТЭИИ), Академия свободных искусств, Новая академия изящных искусств и т.д.
Таким образом, неакадемическое художественное творчество перестает быть «вне закона», что влечет создание различных галерей, частных музеев, фондов занимающихся изучением и развитием неакадемического художественного творчества.
В последние десятилетия прошлого столетия современное искусство укоренило свои позиции. На территории России в этот период активно
появляются музеи современного искусства, целью которых является не только запечатление современного культурного разнообразия, но и выработка способов и форм репрезентации современного художественного творчества.
Во втором параграфе «От авангарда к андеграунду: новые виды репрезентации искусства» рассмотрен переход в искусстве от авангарда к андеграунду, появление неофициальной культуры, и влияние этих процессов на формирование новых видов репрезентации.
Новизна становится движущим фактором в искусстве XX века и в массовой культуре. Всё новое рождается в противоборстве, в пограничной зоне. Новые виды репрезентаций возникают в тот момент, когда произведения искусства лишаются академических характеристик, произведения художников становятся предметом тиражирования массовой культуры.
Авангард является констатацией художественной современности, своеобразным манифестом культуры. Искусство воспринимается в большей степени не с точки зрения вкуса, а с точки зрения его производства и инструментария, оно автономно, независимо от индивидуальных предпочтений и политических взглядов. Авангард демонстрирует технику искусства, а не просто использует его эффекты для придания произведению необходимой эстетической ценности.
Уникальностью и в тоже время трудностью русского искусства в XX веке было то, что оно развивалось в постоянном выборе между актуальной интернациональной сценой, с её нововведениями, и многовековыми традициями русской культуры.
Нежелание советского человека жить по навязанному сценарию находит отражение в появлении андеграунда: в узком дружественном кругу деятелей нонконформистского искусства, зачастую в личных квартирах проходят выставки, поэтические чтения, салоны. Культура андеграунда существует параллельно с официальной культурой, с ней не соприкасаясь.
С 1980-х годов начинается постепенная легализация неакадемического художественного творчества в Ленинграде - Санкт-Петербурге. Арт-Центр «Пушкинская - 10», открытый в 1989 году, разместил в своих залах произведения современного художественного творчества. С первых дней открытия в пустующий дом приходили художники, музыканты, поэты -представители неакадемической культуры. На сегодняшний день их объединение носит название Товарищества «Свободная культура» -официально зарегистрированная, негосударственная организация, разрабатывающая концепцию сохранения и распространения современного художественного творчества.
Таким образом, в Ленинграде появилось место легализации и концентрации неофициального искусства, это обеспечило доступность и массовость культуре андеграунда. Переход от авангарда к андеграунду позволил рассмотреть, как постепенно происходило изменение в видах репрезентации творчества. Художники, мотивированные давлением со стороны государства, ощущающие необходимость выразить свои идеи вне
регламентируемого контекста, были вынуждены искать новые формы репрезентации художественного творчества, которые позволили бы отразить их идею с помощью нового, отличного от обыденного и регламентированного образа.
В третьем параграфе «Неакадемическое художественное творчество в развитии современного города» рассмотрены культурные индустрии как один из ведущих факторов в развитии, а также средство преобразования городских территорий.
Изначально термин «культурная индустрия» был введён Т. Адорно и М.Хоркхаймером в негативном контексте, также как и понятие «массовая культура». Однако с наступлением «постиндустриальной» и «информационной» эпохи контекст осмысления термина «культурные индустрии» утратил отрицательное значение. Главными чертами этого феномена стали многообразие контекстов и стратегия поиска их взаимной коммуникации.
Культурные индустрии становятся одним из ведущих факторов в развитии, а также средством преобразования городских территорий. Организации культурных индустрий участвуют в реконструкции старого жилья, благоустройстве неблагоприятных районов, преобразовании промышленных зданий в креативные пространства, привлекательные для населения. Творческие люди трансформируют неблагоприятную ранее среду, привлекая к ней внимание, что ведёт к культурной, социальной и экономической трансформации районов современного города.
Возникают творческие кластеры (от англ. cluster - гроздь, связка) -содружество независимых компаний, объединённое совместной территорией, а также отношениями взаимного сотрудничества и конкуренции. Зачастую кластеры базируются на бывших фабриках, цехах и заводах. Происходит освоение новых городских пространств, которые начинают удовлетворять потребности жителей мегаполиса, так как свою непосредственную -производственную функцию эти помещения утратили. Примером могут служить творческие кластеры «Artplay», «Винзавод», «nROEKT-FAERHKA» на Бауманской в Москве. Креативные кластеры «Ткачи», «Красный треугольник», открывшие свои двери, весной 2014 года, креативные кластеры Korpus 2, и «Архитектор» в Санкт-Петербурге и многие другие.
Организации культурных индустрий ведут самостоятельную деятельность, в большинстве случаев замкнутую, внутри своего городского пространства, они не интегрированы в глобальную среду страны, что выражается в отсутствии возможности влиять на художественную культуру России в целом.
Несмотря на это, реализация потенциала культурных индустрий воплощается во множестве арт-проектов, которые создаются не только с помощью вложений меценатов, но и с участием государства.
Соединение деятельности учреждений академической культуры с организациями творческих индустрий является одним из самых перспективных направлений в развитии современного города.
В то же время, помимо возникновения творческих кластеров, традиционные учреждения академической культуры стремятся выйти на новый уровень, ориентируя свою деятельность на современную аудиторию, создавая уникальные площадки, оснащённые по последнему слову техники, для сохранения своих достижений, а также реализации новаторской деятельности.
В третьей главе «Роль неакадемического художественного творчества в современной культуре Санкт-Петербурга» изучается влияние неакадемического художественного творчества и его институций на культуру Санкт-Петербурга на протяжении нескольких последних десятилетий.
В первом параграфе «Вторжение инноваций в академическую театральную культуру Санкт-Петербурга» рассмотрена деятельность некоторых экспериментальных театров в Санкт-Петербурге, а также строительство новых театральных сцен и связанная с этим полемика.
Последнее десятилетие XX века - это время, когда экспериментальные жанры постепенно уходят на второй план. Профессионализм в цене, но искусство этого времени все еще свободно от канонов, как жанровых, так и социальных.
Появляются новые направления в художественном творчестве, одним из них является видео-арт, использующий весь потенциал современных достижений видеотехники. Актуальным становится перформанс, заключающийся в действиях художника в реальном времени. Авторы выражают свои идеи через вербальное, музыкальное, художественное и иные действия.
В 90-х годах XX века в Петербурге работало около 100 театров, многие из которых стремились отойти от классического представления о театральном искусстве. Такими театрами были - «AXE», Оптический или Русский инженерный театр, Формальный театр, «До-театр», театр «ОсобняК», театр «Дерево» и многие другие.
В 1997 году на базе и при поддержке петербургского театра "Балтийский Дом" Формальный театр организовал проект «Театр. XXI век». В основе этого проекта — объединение театральных групп, музыкантов, художников различных эстетических направлений и школ; проведение выставок, мастер-классов, семинаров, фестивалей. В рамках проекта «Театр. XXI век» в июне 1997 года состоялся 1-й международный фестиваль свободных искусств «Солнцеворот». Фестиваль проходит в Петербурге во время «Белых ночей», non-stop в течение 3 дней и ночей.
В первое десятилетие XXI века происходят изменения в деятельности академических театров с многовековой традицией, на фоне технического прогресса и новых направлений в художественной культуре. В мае 2013 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие второй сцены Мариинского театра,
вызвавшее массу споров среди жителей города. Несмотря на все новые технические возможности, возросшую во много раз функциональность сценического комплекса второй сцены Мариинского театра, жители города негативно и с недоверием отнеслись к внешнему облику здания. Негативное отношение петербуржцев к строительству второй сцены Мариинского театра было обусловлено в большей степени сносом исторических зданий на месте новой сцены.
Строительство новой (малой) сцены Александринского театра было воспринято петербуржцами более благосклонно. Несмотря на аналогичную идею - создать театральную площадку, оснащенную всеми последними техническими достижениями, здание для новой сцены было построено с сохранением исторической кладки и двух фасадных стен. С целью сохранения небесной линии и панорамы Фонтанки, была пересмотрена также и планируемая изначально высота здания.
Открытие второй сцены Мариинского театра, новой (малой) сцены Александринского театра свидетельствует о стремлении к созданию новых культурных пространств на основании многовековых академических ценностей, с помощью современных технологий. Художественная культура современного города формируется благодаря слиянию новейших коммуникационных технологий в области искусства с традиционными театрами, музеями и галереями, что способствует развитию потенциала современной культуры.
Во втором параграфе «Инстнтуционализация неакадемического художественного творчества на примере современной музейно-выставочной деятельности в Санкт-Петербурге» показано взаимодействие субъектов неакадемического художественного творчества с Государственным Эрмитажем, значение программы музея, направленной на поддержание современного творчества. Описаны музеи и галереи специализирующиеся на современном искусстве, выделены функции неакадемического художественного творчества.
Современное визуальное художественное творчество развивается и репрезентируется в традиционных институциях - мастерских художников, галереях и музеях по всему миру, несмотря на принципиально новое содержание, наибольшее распространение произведений идёт именно через эти структуры.
Один из старейших музеев мира - Государственный Эрмитаж радует своих посетителей богатой коллекцией, иллюстрирующей историю мировой культуры. На сегодняшний день в залах музея нет полноценной коллекции произведений, передающих суть современного искусства второй половины XX — начала XXI века. Коллекция Эрмитажа постоянно пополняется произведениями современного искусства, чему во многом способствует многолетний проект «Эрмитаж 20/21», в рамках которого в здании Главного Штаба открыты залы искусства XX и XXI веков, проходят выставки современного искусства. Кроме того, молодые жители и гости Санкт-
Петербурга могут погрузиться в пространство современной аудиовизуальной культуры и в Молодежном образовательном центре Государственного Эрмитажа.
Современное художественное творчество активно развивается и демонстрируется в залах Эрмитажа, формируя новые ценностные ориентиры, стимулируя дальнейшее развитие и совершенствование аудиовизуальной культуры.
На территории города постепенно формируется ряд музеев и галерей, напрямую связанных с современным художественным творчеством, демонстрирующих достижения визуальной культуры.
Одним из первых в Санкт-Петербурге в 1991 году появился Арт Центр Борей на Литейном проспекте. В 2000 году основана Галерея Марины Гисич, которая входит в число ведущих галерей российского современного искусства. Конец первого десятилетия XXI века в Санкт-Петербурге ознаменовался открытием двух музеев современного искусства. В мае 2010 года открылся для публики негосударственный музей современного искусства в России - Эрарта, а на несколько недель позже, в июне 2010 года, был открыт Новый музей современного искусства. В настоящее время в Санкт-Петербурге создаётся множество экспозиционных площадок, нацеленных на продвижение неакадемического художественного творчества. Знаковым событием 2014 года является организация и проведение X европейской арт-биеннале современного искусства «Манифеста» в Санкт-Петербурге с июля по октябрь 2014 года, в восточном крыле Главного Штаба, где располагается отдел современного искусства Государственного Эрмитажа. Место для юбилейной биеннале выбрано советом фонда «Манифесты» не случайно - Эрмитаж символизирует собой объединяющее начало в культурных отношениях России с Европой.
Художественное творчество как таковое, выходит за рамки традиционных институций, таких как музеи, галереи, Академии искусств. Оно начинает развиваться в новых форматах, синтезируя в себе вербальное и визуальное, создавая универсальные формы, сочетающие в себе множество традиционных аспектов, но отвечающие требованиям современной медийности. Одними из основных функций неакадемического художественного творчества являются: коммуникативная, интегративная, преобразовательная, ценностно-нормативная и компенсаторная функции, а также функция освоения культурного опыта.
Художественное творчество во многом формирует представление о ситуации современности. Используя достижения аудиовизуальной культуры, художественное творчество погружает зрителя в мир стремительно меняющихся технологий и совершающихся открытий, тем самым адаптируя его к процессу глобализации и оказывая влияние на идентификацию человека в современном мире.
В третьем параграфе «Неакадемическое художественное творчество в медиакультуре» описано взаимодействие художественного творчества с институциями культуры медиа.
XX век ознаменовался появлением медиакультуры - особого типа культуры информационного общества. Художественное творчество не является автономным, искусство в той или иной степени отражает политическую, социальную и экономическую ситуацию в обществе, проецируя её с помощью художественной деятельности. Медиакультура становится одной из форм репрезентации художественного творчества, являясь важной частью жизни современного человека.
На рубеже XX - XXI веков под влиянием телевидения начинает формироваться поколение, которое становится зависимым от экрана. Социокультурная позиция современного человека формируется под воздействием частых визуальных образов, демонстрируемых с помощью массмедиа и позиционирующих себя как единственно правильные. Однако большинство каналов носят развлекательный характер. Исключение составляют лишь тематические или отдельные экспериментальные каналы, такие как «Культура», «Просвещение», «Первый образовательный» телеканал.
Последнее десятилетие XX - начала XXI века ознаменовалось вхождением сети Интернет в жизнь большинства современных людей, что открыло широкие возможности для деятелей арт-сообщества. Интернет и развитие технологий раскрыли новые перспективы проникновения творчества в глобальную сеть во всём мире.
В 1994 году художники Санкт-Петербурга начинают осваивать просторы Интернет пространства, они получили возможность передавать свои творения между электронными адресами, которые раздавал Техно - Арт -Центр ( Галерея 21). Это было первое проявление интернет-творчества в Санкт-Петербурге, событие давшее толчок развитию медиакультуры в северной столице. В сети стали появляться журналы и галереи художников и деятелей культуры Санкт-Петербурга. В 1998 году создаётся студия, именуемая «Арт Медиа», деятельностью которой было изучение и развитие мультимедиа, разработка и реализация интернет-проектов, отражающих культуру Санкт-Петербурга.
Подобная организация художественной деятельности открывала для зрителей новые возможности, ознакомившись с творчеством художников Санкт-Петербурга, зритель мог посетить виртуальные галереи музеев всего мира, структура сайта позволяла перейти и на другие подобные ресурсы. В то же время информация о Петербургском творчестве была доступна для всех пользователей, независимо от их местонахождения, включая тем самым данный музей в мировой художественный контекст.
Современное художественное творчество является способом коммуникации не только между автором и зрителем, посредством созданного произведения. На сегодняшний день оно стало способом высказывания своей мысли к конкретному реципиенту — государству. Художественное творчество синтезируется с политической и общественной деятельностью, стирая границы самого искусства. Современность накладывает отпечаток на творчество, создавая синтез явлений и сфер, ранее не соприкасавшихся напрямую, зритель,
не имеющий должной подготовки, рискует не отличить художественное от политического.
В Заключении подводятся итоги исследования и делается вывод о том, что в современной культуре России на рубеже XX и XXI веков художественное творчество всё больше выходит за пределы академической традиции, большая часть арт-социума начинает пренебрегать реализмом, традиции которого успешно развивались в академическом искусстве.
Многообразие художественного творчества вызывает массу вопросов у зрителя, на которые он порой не может самостоятельно найти ответ, без помощи критиков в области современного художественного творчества. Становится актуальным процесс изменения системы художественного образования, по причине всё более частого несоответствия теории потребностям практики, что ведёт к формированию нового мировоззрения в условиях современности.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков художественное творчество получает возможность в полной мере реализовывать себя за традиционными рамками академического искусства, что приводит не только к изменениям в художественной сфере, но и влияет на развитие городской среды, благодаря активному распространению культурных индустрий. Соединение деятельности учреждений академической культуры с организациями творческих индустрий является одним из самых перспективных направлений в развитии современного города.
В начале XXI века медиакультура распространяется во всём мире, неакадемическое художественное творчество активно использует медиа технологии, создавая различные институции, деятельность которых посвящена развитию и распространению медиакультуры.
Занимаясь поиском своего языка, способного описать медийную реальность, неакадемическое художественное творчество исследует законы современного бытия, однако актуальным остаётся вопрос о его оппозиции по отношению к академическому искусству. Границы понятия неакадемического художественного творчества являются подвижными, формируется новое мировоззрение, переосмысливается академическое наследие, апробируются современные аудиовизуальные направления.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.
1. Шахно, Н.В. Формы взаимодействия педагогического вуза с выпускниками/ В.А.Рабош, A.C. Макашова, Н.В. Шахно//Общество. Среда. Развитие. -2012. - №4. — С. 221-225. (0,52/0,17п.л.)
2. Шахно, Н.В. Концептуализация понятия художественного творчества/ Н.В. Шахно// Ярославский педагогический вестник. — 2013 (сентябрь). - №2. Т.1 - С.224-228. (0,37 п.л.)
3. Шахно, Н.В. Культурные индустрии как фактор развития художественной культуры современного города/Н.В. Шахно//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - №3 (38). - С. 291-293. (0,4 п.л.)
4. Шахно, Н.В. Поэтика инсталляции как формы социокультурного познания/Н.В. Шахно// Проблемы искусства в XXI веке: задача школы. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург), 22-23 ноября 2010 г.).- СПб.: Полторак, 2010. -С.55-60. (0,37 п.л.)
5. Шахно, Н.В. Жанр инсталляции как модель социокультурной жизни/Н.В. Шахно//Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе: Материалы III Всероссийская научная интернет-конференция. Иркутск 2-25 октября 2011. - Иркутск: изд-во ИГУ, 2011. - С.108-112.. (0,3 п.л.)
6. Шахно, Н.В. Искусство философии и философия искусства на рубеже нового тысячелетия/ Н.В. Шахно// Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе: Материалы III Всероссийская научная интернет-конференция. Иркутск 2-25 октября 2011. — Иркутск: изд-во ИГУ, 2011. - С.225 - 232. (0,47 п.л.)
7. Шахно, Н.В. Смысл понятия «современность» /Н.В.Шахно/ЛСонцепты культуры и концептосфера культурологии: Коллективная монография. СПб.: - Астерион, 2011. - С.238-243. (0,34 п.л.) 8.
Шахно, Н.В. Постмодернизм как состояние современности/Н.В.Шахно//Гуманитарное знание. - Выпуск 16. - СПб.: Астерион, 2011. - С.34-36. (0,3 п.л.)
9. Шахно, Н.В. Творческие кластеры как инструмент инфраструктурного развития культурных индустрий в Санкт-Петербурге/ Н.В. Шахно//Современные модели развития культурных индустрий в регионах
России: Сборник научных статей - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. -С.394-398. (0,37 п.л.)
Отпечатано с готового оригинал-макета в ООО «Мун» Заказ № 205. Подписано в печать 25.12.2014 г. Формат 60x84 1\16 Бумага офсетная. Объём 1,5 п.л. Тираж 100 экз. 190031, Санкт-Петербург, Московский пр. д. 5, лит. Б, пом. 4Н Тел.: (812) 677-64-07, 915-02-30