автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему: Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре
Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре"
На правах рукописи
ДАНЬКО Леонид Игоревич
МУЗЫКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ CLASSICAL CROSSOVER В СОВРЕМЕННОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Специальность 17.00.09 - теория и история искусства
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
12 ДЕК 2013
Санкт-Петербург
2013
005543677
005543677
Работа выполнена на кафедре режиссуры мультимедиа НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор ДЕНИСОВ Андрей Владимирович (профессор кафедры теории и истории культуры ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена»)
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор ЧЕРНАЯ Марина Радославовна (профессор кафедры музыкального воспитания и образования ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет
• им. А.И. Герцена»)
кандидат искусствоведения, доцент ПАЛЕНИНА Анастасия Николаевна (доцент кафедры звукорежиссуры НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»)
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
Защита состоится «25» декабря 2013 года в 17.00 часов на заседании диссертационного Совета Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, улица Фучика, д.15., ауд. 200.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
Автореферат разослан 24 ноября 2013 года
Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат культурологии, доцент
А.В. Карпов
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современная художественная культура отличается плюралистическим характером как внешних проявлений, так и форм взаимодействия отдельных ее составляющих1. Указанная тенденция находит свое выражение в музыкальном искусстве, конкретнее - во взаимодействии таких его исторически обусловленных сфер, как академическое и массовое направления. Процессы художественного синтеза с вовлечением указанных сфер музыкального творчества являются чрезвычайно распространенными на рубеже XX-XXI веков.
В рамках подобного синтеза и существует музыкальное направление classical crossover. Указанный феномен принадлежит к области музыкального творчества, называемой серединной культурой (middle culture), произведения которой до последнего времени не были подвергнуты строгой жанрово-стилевой классификации. В частности, к данной сфере могут быть отнесены современные реинтерпретации академических произведений, «академизированные» версии произведений массовых жанров, а также оригинальные произведения, изначально сочетающие выраженные признаки и академической традиции, и элементов массовых жанров.
Данное направление представляет интерес, в первую очередь, с аксиологической точки зрения. Являя собой результат художественного синтеза, classical crossover представляется средоточием элементов, присущих академической и массовой сферам музыкальной культуры.
Так, высокий профессионализм и эстетика академического композиторско- исполнительско го творчества сочетается в исследуемом явлении с современными тенденциями в области массовых музыкальных жанров. Classical crossover, таким образом, предстает в качестве причудливого сплава интеллектуализма и доступности, аргизированносги и функциональности, традиционализма и инновационносга. Широкая представленность в аудиовизуальной культуре позволяет рассматривать classical crossover не только с точки зрения его музыкального решения, но также исследовать, например, формы его репрезентации в экранных искусствах.
Несмотря на очевидность потенциала для научного осмысления, указанный феномен крайне редко привлекал внимание исследователей, он лишь упоминается в некоторых диссертационных исследованиях последних лет. Между тем, его конкретные проявления оказываются крайне многообразными, образуя устойчивую траекторию развития
1 Исследователь А. Цукер отмечает характерную для настоящего периода тенденцию к углублению и расширению форм синтезирования, выраженную в смешении признаков разных видов искусства, подвижности границ между жанрами.
современной художественной культуры. Необходимость его полноценного осмысления, систематизации и анализа проявлений определяет актуальность выбранной темы.
Степень разработанности проблемы. Некоторые статьи и диссертации последних лет, в основном культурологического и социологического характера, содержат упоминания о classical crossover'e как самостоятельном направлении музыкальной культуры рубежа XX-XXI веков. Среди них - работы С. С. Таюшева, Е. С. Лосевой-Демидовой, Д. А. Журковой. Феномену crossover'a посвящена глава книги британского исследователя К. Бэкингем (Carolyn Beckingham) «Moribund Music: can classical music be saved?». Анализ существующих работ показал, что они отражают лишь отдельные аспекты исследуемого явления. Отсутствуют какие-либо попытки систематизации проявлений classical crossover'a, выявления особенностей его функционирования в современной культуре. Авторы не предоставляют четкой научной дефиниции classical crossover'a, при этом именуют его то музыкальным жанром (С. С. Тагашев), то направлением (Д. А. Журкова).
Можно заключить, что до настоящего времени не проводилось сколько-нибудь значимых зарубежных или отечественных исследований, посвященных непосредственно феномену classical crossover.
Наиболее разработаны вопросы, связанные с исследованием музыкальной культуры XX-XXI веков в целом - работы Т. Адорно, X. Бесселера, К Бэкингем, М. С. Кагана, А. Н. Сохора, А. М. Цукера, Е. В. Назайкинского, В. Д. Конен, К. 3. Акопяна, JI. М. Кадцына, Т. В. Чередниченко, Т. И. Кузуб, А. Н. Палениной, Е. Б. Костюк, Т. С. Ястремского, Д. А. Журковой, Ю. В. Веревкиной, В. А. Моряхина. Следует отметить особую значимость для данного исследования теории В. Д. Конен о трех «пластах» музыкального искусства. Именно синтез «пластов» лежит в основе исследуемого явления. Взаимодействие «пластов» и непосредственно область «серединной» культуры являются предметом исследований А. М. Цукера, В. Н. Сырова, Ю. В. Веревкиной.
Контекст анализируемого явления связан с течением постмодернизма в искусстве и культуре в целом. Этому вопросу посвящены работы Ж. Лиотара, Н. Б. Маньковской, В. В. Бычкова, О. А. Кривцуна, Н. Б. Кирилловой, Л. П. Воробьевой. С проблемой коммерциализации искусства, в том числе академического, связаны работы Н. Лебрехта, Т. Е. Шехтер, С. М. Корнеевой, И. И. Пригожина, Т. Н. Тарадановой, Е. Б. Костюк, В. А. Моряхина. Диссертационное исследование В. А. Моряхина, посвященное феномену синтезированного музыкально-художественного проекта, позволяет рассматривать classical crossover в системе функционирования современной музыкальной индустрии.
Технологический аспект рассматривается в работах И. А. Авдошиной, П. В. Игнатова, К. Э. Разлогова, В. Г. Динова, Н. И. Дворко, С. В. Пучкова, А. Н. Карнака, О. В. Коваленко.
Немаловажное значение для исследования имеет ряд трудов, посвященных современной аудиовизуальной культуре, экранным искусствам. Это, прежде всего, работы Я. Б. Иоскевича, К. Э. Разлогова, В. Ф. Познина, И. Н. Воскресенской, С. Д. Гуревич, Н. И. Дворко, А. Я. Сарны, С. Н. Советкиной.
Объект исследования: современная аудиовизуальная художественная культура.
Предмет исследования: музыкальное направление classical crossover.
Цель: характеристика музыкального направления classical crossover в контексте развития современной аудиовизуальной художественной культуры.
Задачи:
1. Определение понятия classical crossover.
2. Выявление культурно-исторических предпосылок возникновения этого феномена.
3. Выявление его функций, форм проявления в современной культуре, характеристик.
4. Выявление и рассмотрение нехудожественных аспектов функционирования classical crossover в рамках комплексного явления современной культуры - синтезированного музыкально-художественного проекта (СМХП).
5. Выявление и рассмотрение художественных аспектов функционирования classical crossover'a в рамках СМХП.
6. Рассмотрение classical crossover-содержания в различных формах реализации, присущих СМХП (на примерах из зарубежной и отечественной практики).
7. Рассмотрение видеоклипа как формы экранной репрезентации classical crossover.
8. Выявление типологии музыкальных видеоклипов classical crossover, анализ их художественного решения.
Теоретико-методологическое обоснование. Междисциплинарный характер темы исследования подразумевает применение нескольких научных подходов: искусствоведческого, культурологического, социологического. Применение указанных подходов в настоящем исследовании позволяет обобщить и развить существующие изыскания по данной тематике. Культурологический подход позволяет рассматривать classical crossover в аспекте диалога двух полярных сфер культуры -академической и массовой. Социологический подход выявляет специфическую аудиторию classical crossover'a, его особенности как массового феномена. Собственно искусствоведческий подход направлен на выявление художественной сущности исследуемого явления. Фокус внимания в данном случае сконцентрирован на особенностях творческого
синтеза в рамках classical crossover, выраженного в музыкальном материале, сценических и экранных художественных образах. В работе использован системный метод, а также методы типологизации и классификации, стилевого анализа. В основу авторского подхода к исследуемому явлению были положены следующие искусствоведческие категории: жанр, стиль, художественный образ, синтез, диалог, язык искусства.
Научная новизна.
1. Предложено определение classical crossover'a как современного музыкального направления, основанного на творческом синтезе стилевых особенностей академической музыки и актуальных звучаний «новых массовых жанров XX века».
2. Представлена классификация форм проявления classical crossover'a на современном этапе его развития.
3. Показано, что в рамках феномена синтезированного музыкально-художественного проекта (СМХП) протекают процессы создания и функционирования произведений classical crossover'a, а также осуществляется творческая деятельность исполнителей.
4. Выявлены и рассмотрены нехудожественные и художественные аспекты функционирования classical crossover в рамках СМХП.
5. Рассмотрены - особенности художественного решения музыкальных видеоклипов classical crossover'a.
6. Предложена классификация музыкальных клипов, отражающая специфические особенности исследуемого направления (по образному содержанию: артизированные, ландшафтные, фэнтезийно-сюрреалистические; по тематическому наполнению: контрастные, интегративные).
7. Доказано, что сущность classical crossover'a, а также его культурные функции получают аудиовизуальное выражение в форме музыкального видеоклипа.
Материал исследования.
1. Студийные и концертные записи вокально-инструментального творчества направления classical crossover в исполнении: А. Бочелли, X. Каррераса, JI. Паваротти, С. Брайтман, Э. Шапплин, А. Сафины, А. Вассили, Ф. Паньи, С. Киркьебе, П. Поттса, И Divo, А. Максимовой, А. Нетребко, Д. Хворостовского и других;
2. Аудиовизуальные произведения (видеозаписи концертов исполнителей исследуемого направления, музыкальные видеоклипы, документальные фильмы).
Источники исследования. Научные труды, соответствующие теме исследования (статьи, монографии, материалы конференций, авторефераты диссертаций), а также биографическая и справочная литература, материалы СМИ, интернет-ресурсы.
Границы исследования. Хронологические рамки исследования включают период с начала 90-х гг. XX века по настоящее время. 90-е годы XX века связаны с активизацией творчества западных classical crossover-исполнителей, в то время как в отечественной практике подобные процессы становятся очевидными лишь в начале 2000-х. Тематические границы исследования обусловлены степенью представленности направления classical crossover в современной аудиовизуальной культуре. Преимущественно рассматриваются формы, основой которых является музыкальная составляющая: музыкальный альбом, концерт, видеоклип (при этом область киномузыки сознательно оставляется за рамками исследования, так как подразумевает подчиненное положение музыкального ряда в экранном произведении). В диссертации рассматривается преимущественно западная (европейская, американская) практика classical crossover'a. Также анализируются наиболее показательные примеры в отечественной практике.
Теоретическая значимость диссертации определяется научным вкладом автора в исследование проблемы. В диссертации сформулирована научная дефиниция, характеризующая classical crossover в качестве музыкального направления, приведена классификация форм репрезентации указанного направления в современной культуре, проанализирэваны аспекты функционирования classical crossover в СМХП, а также составлена типология музыкальных видеоклипов classical crossover. Представленные в диссертации материалы, аналитические наблюдения, теоретические положения и типологии могут быть использованы в ходе дальнейших теоретических разработок искусствоведческого, музыковедческого, культурологического характера, касающихся области срединной культуры и культуры постмодернизма.
Практическая значимость. Диссертационное исследование может быть использовано при подготовке и проведении учебных занятий по ряду дисциплин (история современной музыки, история исполнительства, современное искусство). Также отдельные разделы диссертации могут быть полезны музыкантам-практикам при подготовке тематических концертных программ, а также режиссерам-клипмейкерам.
Положения, выносимые на защиту.
1. Classical crossover — современное музыкальное направление, основанное на творческом синтезе элементов второго и третьего «пластов» музыкальной культуры (а именно стилевых особенностей академической музыки и актуальных звучаний «новых массовых жанров XX века»),
2. Феномен classical crossover'a необходимо рассматривать как результат диалога между «элитарным» и «массовым» видами искусства, имеющего давнюю традицию. Активизации этого диалога способствовали художественные и технологические особенности эпохи постмодернизма, в первую очередь - стремление к стилевому синтезу, сближение с массовой культурой, технологизация.
g
3. Конкретные формы проявления classical crossover'a на современном этапе можно классифицировать следующим образом:
1) по характеру музыкального материала;
2) по типу исполнения;
3) по способу репрезентации в современном культурном пространстве.
4. Феномен синтезированного музыкально-художественного проекта (СМХП) можно рассматривать как систему, в которой протекают процессы создания и функционирования произведений classical crossover'a, а также осуществляется творческая деятельность исполнителей.
5. Аспекты функционирования classical crossover'a в СМХП подразделяются на нехудожественные и художественные. К первым отнесены социокультурный, технологический, экономический, информационный аспекты, ко вторым — срежиссированное звучание и визуальная ориентированность.
6. Особенности художественного решения музыкальных видеоклипов classical crossover'a заключаются в визуальном отражении творческого синтеза второго и третьего «пластов» музыкального искусства.
Апробация работы. Результаты исследования были отражены в десяти публикациях. Среди них — три статьи в журналах, рекомендуемых ВАК РФ, а также доклады на научных конференциях: Международная научно-практическая конференция «Музыкальная кулыура глазами молодых ученых» (СПб, 2009-2011), Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа» (СПб, 2010, 2011, 2013). Также материалы были использованы в рамках практических занятий по дисциплине «Программное обеспечение и аппаратные средства мультимедиа», проведенных в СПбГУП. Работа была обсуждена на кафедре режиссуры мультимедиа и рекомендована к защите.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Общий объем работы составляет 146 стр.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, указываются объект и предмет исследования, формулируются его цель и задачи, а также положения, выносимые на защиту. Рассматривается степень разработанности проблемы, описываются методологическая база и источники исследования. Определяются научная новизна, теоретическая и практическая ценность данной работы.
Глава 1. Classical crossover: определение, генезис, функции и формы проявления в современной культуре.
1.1. Crossover: многообразие значений понятия. Определение classical crossover.
Понятие classical crossover восходит к более общему термину crossover, имеющему достаточно широкое применение в сфере науки и культуры. В широком смысле crossover означает «переход», «пересечение». Существуют специализированные значения для этого термина в литературе, кинематографе, музыкальном искусстве, а также в естественных и технических науках.
С искусствоведческой точки зрения пристального внимания требует рассмотрение феномена crossover в значении «пересечения», так как в данном случае подразумевается синтез стилей, направлений и различных жанров искусства. На протяжении XX века возникали гибридные музыкальные стили, сочетающие элементы джаза и академической музыки, рок-музыки и классики.
В качестве частного случая явления crossover можно рассматривать более узкое понятие classical crossover, которое представляет предмет настоящего исследования. Термин classical crossover может быть использован для обозначения музыкального творчества особого рода. Оно не относимо в полной мере к области академической музыки, однако в значительной степени подвержено ее влиянию. В случае с classical crossover'oM уместно говорить не столько о едином стиле, сколько о своеобразном синтетическом направлении современной музыкальной культуры.
Для научного определения исследуемого феномена целесообразно обратиться к теории о «трех пластах» музыкальной культуры. Как известно, три исторически сложившихся «пласта» объединяют существующее на сегодняшний день многообразие музыкальных жанров, стилей и направлений. Первый пласт - это фольклор, наиболее древняя музыкальная традиция, для которой характерна устная форма творчества. Второй пласт - это так называемое профессиональное композиторское творчество Европы2, или академическая музыка. Третьим пластом можно считать новые массовые жанры и направления XX века — джаз, рок, электронная музыка, представляющие собой ядро массовой музыкальной культуры. Представляется возможным определить classical crossover как современное музыкальное направление, основанное на творческом синтезе элементов второго и третьего «пластов» музыкальной культуры (а именно стилевых особенностей академической музыки и актуальных звучаний «новых массовых жанров XX веке/»).
1 Конен. В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка,
1994. С. 10
3 Там же. С. 9-10
В силу своего синтетического характера данное явление обладает гибкостью развития, позволяющей сочетать академическую основу с самыми современными музыкальными тенденциями. Приставка «classical», таким образом, является уточняющей и указывает на обязательное наличие академической составляющей в музыкальном материале classical crossover.
Введенное в данном параграфе определение феномена, базирующееся на теории о трех пластах музыкальной культуры, позволяет заключить следующее. Направление classical crossover необходимо рассматривать как результат диалога между «элитарным» и «массовым» видами искусства. Этот диалог выражен в активном взаимовлиянии и взаимопроникновении вышеупомянутых пластов музыкальной культуры, творческом синтезе в условиях эпохи постмодернизма.
1.2. Предпосылки возникновения classical crossover.
Генезису исследуемого явления предшествовал длительный культурный диалог между «академическим» и «массовым» видами музыкального искусства. Первая часть второго параграфа посвящена историческому анализу данного диалога (на примере концертной практики Европы XVII-XIX вв).
В XX веке произошло отчетливое размежевание музыкальной культуры на «академическую» и «популярную». Этому способствовала тенденция к усложнению музыкального языка, получившая развитие в творчестве композиторов «второго пласта» и достигшая апогея в период модернизма. В то же самое время усиливается влияние жанров «третьего пласта» в силу их развлекательного характера.
Генезис направления classical crossover представляется целесообразным рассматривать в контексте постмодернизма.
Концешуальной особенностью постмодернизма в искусстве явилось неприятие разделения на «элитарное» и «массовое» искусства и возникновение идеи их диффузии. Некоторые из общих черт; характерных для искусства постмодернизма, отражены в музыке (переосмысление традиций, решггерпретация творческого наследия, коллажность, цитатность).
Практика последних десятилетий демонстрирует тенденцию к усилению обменных процессов в сфере музыкальной стилистики между оперно-симфонической традицией и рок-музыкой.
Принципы классической гармонии были воплощены в творчестве The Beatles, ELP, Procol Harum, Pink Floyd, позднее Queen. Продуктом синтеза второго «пласта» и рока стал жанр рок-оперы.
На рубеже XX-XXI веков все более распространенной практикой становятся совместные выступления рок-музыкантов и оперных звезд (М. Кабалье и Ф. Меркьюри, JI. Паваротти и Zucchero, X. Каррерас и К. Майне). Подобные выступления способствовали академизации отдельных
и
произведений массовой культуры, впоследствии вошедших в репертуар артистов classical crossover.
Много ст илье как важный фактор музыкальной культуры постмодернизма во многом определено технстогизацией всех аспектов музыкального творчества. Отдельные направления технологизации способствуют процессам повсеместного распространения музыки, ее интегрирования в повседневную жизнь людей, то есть способствуют омассовлению данного вида искусства.
Музыкальное творчество всех возможных стилей и направлений становится доступным широкой публике благодаря таким каналам коммуникации, как радио, телевидение, Интернет.
Таким образом, генезис исследуемого явления обусловлен диалогом академический и массовой сфер музыкальной культуры, имеющим давнюю традицию. Художественные и технологические особенности эпохи постмодернизма способствовали активизации этого диалога. Тенденция к углублению форм синтеза в конце XX века привела к возникновению особых жанровых «сплавов», не поддающихся строгой классификации (например, результаты совместного творчества рок-музыкантов и оперных певцов).
1.3. Функции и формы проявления classical crossover в современной культуре, его характеристики.
Classical crossover на современном этапе проявляется в различных формах. Их можно классифицировать следующим образом:
1) по характеру музыкального материала,
2) по типу исполнения,
3) по способу репрезентации в современном культурном пространстве.
По характеру музыкального материала исследуемое направление проявляется в музыкальном творчестве в виде:
а) современных реинтерпретаций академических произведений. К данной категории можно отнести ремиксы, вокальные переложения фрагментов инструментальных произведений, аранжировки оперных арий, неаполитанских песен, фрагментов симфонических произведений (например, аранжировки Дж. Ласта).
б) произведений популярных жанров, подвергнутых академизации («нобилитации»). К данной области можно отнести существующее разнообразие произведений поп-культуры, получивших качественно иное звучание в интерпретации артистов classical crossover'a. Исходное звучание, характерное для массовых музыкальных жанров, в таких интерпретациях заменяется на более соответствующее оперно-симфоническому стилю. Наиболее показательна замена рок-вокала (или эстрадно-джазового) на академический, а также включение симфонических инструментов в инструментальное сопровождение.
в) произведений, изначально созданных в рамках срединной культуры, в которых ярко выражено соединение музыкальных особенностей второго пласта и элементов звучания массовых музыкальных жанров. Эти произведения составляют «ядро» репертуара classical crossover на современном этапе и ассоциируются исключительно с представителями данного направления.
По типу исполнения classical crossover может быть представлен в форме:
а) сольного исполения,
б) ансамблевого исполнения.
Указанные типы исполнения обладают определенными особенностями, которые обусловлены характером исполняемого материала. Сольные исполнители, как правило, имеют академическую вокальную подготовку. Характерной особенностью артистов classical crossover также является универсальность, позволяющая сочетать различные вокальные техники в рамках исполняемого произведения. Инструментальное сопровождение характеризуется сочетанием симфонического звучания с акцентированным ритмом (заимствованным из поп-культуры). В качестве выразительного элемента может использоваться хоровая партия (элемент оперно-симфонического стиля). Ансамблевое исполнение в первую очередь характеризуется тембральным разнообразием, обусловленным сочетанием оперных и эстрадных голосов в рамках коллектива (группа II Divo, арт-группа «Хор Турецкого»).
С точки зрения способа репрезентации classical crossover'a в современном культурном пространстве возможны следующие варианты:
а) сценическая форма репрезентации (концертная);
б) телевизионная (трансляции концертов, выступления на различных телешоу);
в) аудиозаписи (CD-альбомы, музыкальные Интернет-ресурсы);
г) видеоверсии концертов, сборники музыкальных клипов (реализация на VHS, DVD, blu-ray и других носителях).
Выше уже было сказано о том, что исследуемое направление classical crossover сочетает в себе признаки второго и третьего пластов музыкальной культуры. Благодаря этому феномен обладает рядом характеристик, присущих каждому из этих пластов. От второго пласта (профессиональное композиторское творчество европейской традиции) classical crossover заимствует высокий уровень профессионализма в композиторском и исполнительском творчестве, коммуникативную и эстетическую функции академической музыки. Третий пласт, в свою очередь, придает classical crossover'y такие черты, как синтетичность (сочетание европейского и внеевропейского музыкального мышления, отсюда - акцентуация роли ритма в популярной музыке), технологическая опосредованность, массовость и коммерческая направленность.
Classical crossover широко представлен в современной музыкальной культуре. Исследуемый феномен проявляется в вокальном и инструментальном творчестве преимущественно зарубежных исполнителей, среди которых солисты: Андреа Бочелли, Сара Брайтман, Эмма Шапплин, Алессандро Сафина, Ванесса Мэй, Эдвин Маргон, Давид Гэрретг, коллективы Amici Forever, II Divo, II Volo и другие.
В данном исследовании наибольшее внимание уделяется вокальному творчеству. В вокальных произведениях наиболее ярко проявляются особенности синтетической природы classical crossover'а (возможны варианты стилевого синтеза как в рамках вокальной составляющей, так и в рамках инструментального сопровождения).
Влияние академического композиторского наследия на репертуарную составляющую выражается в широком использовании в концертной и студийной практике оперного и симфонического творчества. Характерной особенностью направления является вокальная адаптация инструментальных произведений. В качестве примера можно привести композицию из репертуара Сары Брайтман «Anytime, Anywhere», которая является современной аранжировкой «Adagio» Т. Альбинони.
Репертуар исполнителей составляет «легкая» классическая музыка (неаполитанские романсы), фрагменты из мюзиклов («West Side Störy», «Man of La Mancha», «Cats», «The Phantom of The Opera», музыка к фильмам, а также адаптации поп- и рок-композиций («Bessame Mucho», «Unbreak My Heart», «My Way», «Who Wants to Live Forever» и другие).
Для наиболее знаковых произведений classical crossover характерен итальянский язык. Примечательно, что большая часть таких произведений сочинена современными композиторами итальянского происхождения. Среди них: Франческо Сартори (автор произведений «Con Те Partiro», «Canto Deila Terra»), Романо Мусумарра (автор «II Canto», «Luna», «Insieme а Те»), Эннио Морриконе («Nella Fantasia», «La Calliffa»), Лючио Далла («Caruso»). Произведения указанных авторов традиционно исполняются артистами classical crossover'a. Эстафету у «старшего» поколения 90-х перенимает младшее поколение 2000-х: Джош Гробан, Амаури Вассили, Пол Потгс, Шарлотта Черч, Кэтрин Дженкинс, Джеки Иванко.
В рассматриваемой группе произведений отчетливо выражено соединение музыкальных особенностей второго пласта (яркий мелодизм, присущий итальянской традиции, оперный вокал, симфоническая оркестровка, характерное многоголосие) и элементов звучания массовых музыкальных жанров (усиление роли ритмической составляющей, электронные тембры и немузыкальные шумовые включения в аранжировке). «Итальянская» часть репертуара classical crossover ориентирована на певцов, обладающих широкими вокальными возможностями и высоким уровнем профессионализма. Среди исполнителей classical crossover'a можно выделить немало оперных
певцов: Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Брин Терфел, Хосе Кура, Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский, Валентин Суходолец.
Концерп,1 исполнителей classical crossover'a, как правило, рассчитаны на многотысячную аудиторию и проводятся в концертных залах большой вместимости, спортивно-концертных комплексах, а также на открытых пространствах (как, например, концерт Андреа Бочелли на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге). Вовлечение артистов с выдающимися вокальными возможностями в сферу телевидения, самого массового из существующих медиа, определяет их дальнейшую судьбу, напрямую связанную с коммерциализацией творчества данных исполнителей.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. В силу своего синтетического характера classical crossover обнаруживает ряд функций, присущих как второму, так и третьему «пластам» музыкального искусства. Это эстетическая и коммуникативная функции академической музыки в сочетании с технологической опосредованносгыо, массовостью и коммерческой направленностью. Тесная взаимосвязь исследуемого направления с массовой культурой и ]У1узыкальной индустрией позволяет рассматривать classical crossover в рамках такого комплексного феномена современной культуры, как синтезированный музыкально-художественный проект.
Глава 2. Функционирование classical crossover в рамках синтезированного музыкально-хуцожественного проекта (СМХП).
2.1. Нехудожественные аспекты взаимодействия СМХП и classical crossover.
Синтезированный музыкально-художественный проект - «это явление массовой культуры, объединяющее в себе разного рода художественные и нехудожественные компоненты. В основе такого проекта лежит организационно-творческая деятельность группы специалистов, обеспечивающих концептуальное единство проекта на всех стадиях его осуществления от исполнительской деятельности до выхода этого проекта на открытый рынок в целях получения прибыли от различных видов его реализации»4.
Данный феномен является закономерным отражением существующих тенденций в области современного музыкального искусства. В первую очередь, речь идет о синтезе как принципе художественного творчества.
В рамках СМХП реализуются процессы создания и функционирования большинства произведений массовой музыкальной
4 Моряхин В. А. Синтезированный музыкально-художественный проект как явление культуры рубежа XX-XXI веков: Автореф. дис... канд. искусствоведения / СПбГУП. СПб., 2009. С. 13
культуры. В таком случае, справедливо предположить, что если третий «пласт» является неотъемлемым элементом classical crossover'a, то исследуемый феномен также должен быть представлен в СМХП.
Основным художественным компонентом СМХП является музыкальная составляющая. Но поскольку СМХП включает процессы планирования, создания и реализации художественной продукции, в нем значительную роль играет организационная, нехудожественная составляющая, основанная на различного рода технологиях (от маркетинговых до аудиовизуальных). Экономико-технологическая целесообразность определяет существующую систему форм реализации взаимоувязанной совокупности художественной продукции СМХП. Данная система выступает в качестве своего рода «нехудожественной матрицы», в рамках которой онтологически представлено творчество classical crossover. Здесь в качестве репрезентативной единицы выступает не отдельное произведение, а студийный альбом или концертная программа.
Таким образом, можно выделить несколько аспектов функционирования classical crossover'a в рамках СМХП:
1) Социокультурный (обуславливающий существующий массовый интерес к музыкальному творчеству направления classical crossover),
2) Технологический (создание и исполнение произведений направления classical crossover подразумевает обязательное использование современных технологий),
3) Экономический (коммерческая направленность classical crossover'a обуславливает активное применение рекламных и маркетинговых технологий на всех стадиях осуществления проекта),
4) Информационный (необходимость продвижения образа артиста и его творчества подразумевает обязательное использование информационных каналов: печати, радио, телевидения, сети интернет).
Вышеуказанные - нехудожественные - аспекты функционирования classical crossover в рамках СМХП следует дополнить художественными. К ним относятся срежиссированное звучание и визуальная ориентированность, которые рассматриваются в рамках отдельного параграфа.
2.2. Срежиссированное звучание и фактор зрелищности как художественные аспекты classical crossover'a в СМХП.
Художественный аспект функционирования classical crossover в СМХП во многом определяется мерой вовлечения современных аудиовизуальных технологий в процесс создания и функционирования художественной продукции.
На рубеже XX-XXI вв. выразительные средства звукорежиссуры формируют новую эстетику звучания, позволяя привносить в музыкальный материал прежде недоступные элементы, а также изменять существующие.
Для произведений classical crossover'a характерно сочетание симфонических инструментов и электронных, в том числе полностью синтезированных звучаний, кроме того, в них используется компьютерная обработка голоса. Ярким примером может служить композиция Эрика Серра «The Diva Dance» из фильма «Пятый элемент» <1997), где академический вокал певицы «доработан» средствами звукорежиссуры (включающими монтаж и морфинг) и сочетается с динамичной электронной оркестровкой. Данный пример демонстрирует явление, характерное для синтезированных музыкально-художественных проектов, а именно - срежиссированное звучание.
Срежиссированное звучание подразумевает не только вовлечение технологических средств, но и четкую организацию звука во времени и пространстве, запрограммированность музыкального события. Спецификой срежиссированного звучания, как правило, является его взаимоувязанность с визуальными компонентами представления.
Визуальная ориентированность в той или иной степени характерна для всех форм реализации СМХП. В значительной степени это связано с тем, что эволюция массовых музыкальных мероприятий на протяжении XX века была напрямую связана с прогрессом в области новых аудиовизуальных и телекоммуникационных технологий.
По примеру Сары Брайтман, группы II Divo и других западных исполнителей, в отечественной практике последнего десятилетия появляются СМХП с музыкальным наполнением classical crossover, демонстрирующие ориентированность на создание зрелищного шоу.
Многообразие визуальных атрибутов classical crossover'a в СМХП можно условно разделить на следующие категории:
1) Сценические эффекты (световое оформление, лазерные и пиротехнические эффекты, декорации, хореография);
2) Эффекты, формирующие имидж исполнителя.
Эффекты обеих указанных категорий можно также разделить на:
а) традиционные (имеющие привычную для сценического представления форму);
б) инновационные (в том числе, экранные средства выразительности: светодиодные и проекционные экраны, используемые в оформлении концертов, а также весь современный спектр выразительных средств экранных искусств, применяемый в видеоверсиях концертов и музыкальных клипах).
Можно утверждать, что эти категории взаимосвязаны между собой, так как экранные средства выразительности способны отражать и сценографию, и элементы образа исполнителя, «вбирая» в себя обе эти
категории, суммируя работу режиссера, художника-декоратора, гримера и прочих специалистов.
На основании анализа примеров СМХП с музыкальным наполнением classical crossover (видеоверсий концертов Сары Брайтмаи (Symphony, 2008), Флорана Паньи (Florent Pagny - Baryton, 2005), видеоапьбомов Хосе Каррераса (Around the World, 2002, Energia, 2005) возникает предположение о том, что экранная форма является наиболее комплексным средством визуальной художественной выразительности classical crossover'a в СМХП.
2.3. Classical crossover в аспекте различных форм' реализации СМХП (зарубежная и отечественная практика).
В данном параграфе оценивается степень представленности исследуемого направления classical crossover в СМХП.
Каждый СМХП, как правило, имеет основную форму реализации и несколько дополнительных, выпускаемых с целью поддержки интереса аудитории к проекту на протяжении его жизненного цикла. Так, художественная продукция СМХП с основной формой реализации в виде аудио версии может быть представлена также концертной версией, телеверсией, музыкальным видеоклипом, а также видеоверсией на DVD или Blu-ray носителе, включающей интерактивное меню с выбором частей и дополнительные «бонусные» материалы. Порядок появления форм реализации на рынке, так же, как их разнообразие, является результатом тщательно продуманной стратегии, цель которой заключается в продвиже:яии артиста и коммерческой реализации музыкальной составляющей проекта.
В рамках данного параграфа подробно рассматриваются примеры из зарубежной и отечественной практики, отражающие различные формы реализации СМХП с музыкальным наполнением classical crossover.
В качестве примера СМХП с музыкальным наполнением classical crossover можно назвать концертную программу Андреа Бочелли «А Night In Tuscany» (1998). В рассматриваемом примере совокупностью художественной продукции являются CD-альбомы Андреа Бочелли, музыкальные клипы, а также видеоверсия «А Night In Tuscany» на VHS/DVD носителях.
Одной из ярких представительниц направления classical crossover является британская певица Сара Брайтман. В качестве характерного примера СМХП с музыкальным наполнением classical crossover можно привести концертную программу «One Night in Eden» (1999). Музыкальной основой для концерта послужил CD-альбом «Eden» (1993), занявший высокие позиции в чартах США, стран Южной Америки и Европы. Видеоверсия концерта была выпущена в форматах VHS и DVI).
Примеры classical crossover'a в отечественной практике во многом основаны на зарубежном опыте, это демонстрируют проекты рубежа 1990-
x-2000-x гг. с участием Николая Баскова, Анастасии Максимовой, арт-группы «Хор Турецкого», а также совместный проект Игоря Крутого и Дмитрия Хворостовского «Дежавю» (2009).
Всем рассмотренным в рамках параграфа примерам присущи ориентированность на массовую аудиторию, синтезированность, инновационность, насыщенность аудиовизуальными технологиями, различные формы реализации художественной продукции. В то же время можно говорить о том, что экранные формы реализации являются наиболее комплексным средством художественной выразительности СМХП. Характер взаимодействия музыкальной classical crossover-составляющей СМХП и экранного визуального ряда требует подробного рассмотрения в отдельной главе, посвященной трактовке classical crossover'a как аудиовизуального феномена.
Глава 3. Classical crossover в аспекте аудиовизуального синтеза в экранном произведении (на примере музыкальных видеоклипов).
3.1. Видеоклип как форма экранной репрезентации classical crossover.
Видеоклип официально существует в качестве структурной единицы музыкального телевидения с начала 1980-х годов. Следует подчеркнуть характерный для видеоклипа принцип использования экранной среды: она служит для визуальной иллюстрации музыкальных композиций.
Современный музыкальный видеоклип можно отнести к области аудиовизуального. Термин «аудиовизуальное» (англ. Audiovisual) обозначает множество звукозрительных феноменов, являющихся результатом деятельности человека. Локализуя область аудиовизуального, следует подразумевать «искусственно созданные объекты, в которых осмысленно объединены звук и изображение, предназначенные для тиражирования, трансляции, распространения на разных носителях и по разным каналам»5.
Немаловажно отметить такую особенность современного видеоклипа, как визуальное цитирование из различных областей массовой культуры (фильмы, телепрограммы, рекламные ролики), а также из области академического искусства. Благодаря своей природе видеоклип способен в аудиовизуальной форме отражать аспекты постмодернистской музыкальной эстетики, в частности, диалог академической и массовой культур в рамках направления classical crossover.
5 Новые аудиовизуальные технологии / Отв. ред. К. Э. Разлогов. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 43-45.
3.2. Типология и художественное решение музыкальных видеоклипов classical crossover.
В настоящее время существует классификация музыкальных видеоклипов, введенная исследователем Э. В. Советкиной. Она характеризуется универсальностью, позволяющей катетеризировать существующее многообразие клипов следующим образом: а) исходя из технических особенностей создания изображения, б) по способу представления материала, в) по образному визуальному воздействию6.
Представляется возможным дополнить эту классификацию для более полноценного раскрытия эстетико-художественных особенностей видеоклипов различных исполнителей classical crossover'a.
Клипы с музыкальным наполнением classical crossover демонстрируют две наиболее распространенных разновидности места действия: природный ландшафт и пространство оперного театра. Кроме того, ряд видеоклипов демонстрирует сюжетно обусловленное фэнтезийное окружение. Как правило, в таких видеоклипах задействованы выразительные средства трехмерной анимации («А Question Of Honour» -С. Брайтман, «Toi Е Moi» - Д. Хворостовский). Пространство ряда видеоклипов classical crossover является в значительной степени артизированньш. Это выражается в большом количестве визуальных цитат, отражающих атрибутику академической музыкальной культуры, в первую очередь, оперно-симфопической. Так, кроме заявленного окружения в форме убранства оперного театра в кадре появляются отдельные инструменты симфонического оркестра (рояль, скрипка, виолончель и т. д.), нотная партитура («Per Amore», «Dell'Amore Non Si Sa» - А. Бочелли). Артизированность может быть выражена через очевидную постановочность, искусственность мизансцен, в которых неподвижно замершие люди выполняют роль оперных декораций и хора («Spente Le Stelle» — Э. Шапплин), а также музейных экспонатов, как в «1о Le Canto Per Те» (Ф. Паньи). При этом третий «пласт» также отражается визуально. Акцентированная ритм-секция может быть отражена посредством клипового монтажа, а также внутрикадровым членением пространства («Anytime, anywhere» - С. Брайтман).
Таким образом, можно ввести классификацию, отражающую специфические особенности репрезентации места действия в видеоклипах:
1) Ландшафтные видеоклипы;
2) Артизированные видеоклипы;
3) Видеоклипы фэнтезийного и сюрреалистического содержания;
6 Советкина Э. В. Эстетические особенности музыкальных видеоклипов: Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 2005. С. 18.
С точки зрения тематического наполнения можно выделить следующие варианты:
1) Интегративные видеоклипы;
2) Контрастные видеоклипы.
Интегративные клипы включают идею объединения людей (благотворительная тематика, спорт, экология). Они раскрывают коммуникативную функцию classical crossover'a. Таковыми являются, например, «Amigos Para Siempre» (С. Брайтман и X. Каррерас), «II Canto» (JI. Паваротти). Контрастные видеоклипы отражают идею диалога академической и массовой сфер музыкальной культуры (обыгрывается их отчужденность или же, напротив, демонстрируется стремление к их объединению). Пример - клип на композицию «Голос» (Ф. Киркоров, А. Нетребко). Таким образом, указанная категория свидетельствует о направлении classical crossover как результате сближения двух сфер музыкальной культуры.
Проведенный анализ музыкальных видеоклипов classical crossover позволяет сделать следующий вывод. Результат творческого синтеза, а также отдельные его элементы, присутствующие в звуковом ряде клипа, отражаются также в его визуальном ряде. Таким образом, можно судить о classical crossover'e как о феномене, к которому в полной мере применимо понятие аудиовизуального синкретизма. Элементы визуального и звукового ряда существуют в неразрывном единстве, воплощая определенные художественные задачи и воздействуя на сознание аудитории. Сущность направления classical crossover, а также его функции получают аудиовизуальное выражение в форме музыкального видеоклипа.
Заключение.
Основным итогом исследования является характеристика феномена classical crossover как музыкального направления, онтологически представленного в современной аудиовизуальной художественной культуре.
Результаты диссертационного исследования:
1. Предложена дефиниция classical crossover'a как современного музыкального направления;
2. Рассмотрены историко-культурные предпосылки возникновения classical crossover. Указанное направление является результатом диалога между «элитарным» и «массовым» видами искусства, имеющим давнюю традицию. Его активизация на рубеже XX-XXI веков связана с художественными и технологическими особенностями эпохи постмодернизма.
3. Представлена классификация форм проявления classical crossover'a на современном этапе его развития. Данная типология выявляет специфику музыкального материала исследуемого направления,
формирующего своеобразную репертуарную «нишу» в сфере серединной культуры. Одновременно она свидетельствует о тесной связи исследуемого направления с ретрансляционными механизмами массовой культуры.
4. Определены и рассмотрены нехудожественные аспекты функционирования classical crossover в рамках феномена синтезированного музыкально-художественного проекта (СМХП).
5. В рамках отдельного параграфа рассмотрены художественные аспекты функционирования classical crossover в СМХП.
6. На примерах из зарубежной и отечественной музыкальной практики рассмотрены разнообразные формы реализации СМХП с музыкальным наполнением classical crossover. В итоге показано, что в рамках СМХП протекают процессы создания и функционирования произведений classical crossover'a, а также осуществляется творческая деятельность исполнителей.
7. Рассмотрен феномен видеоклипа как формы экранной репрезентации classical crossover.
8. Предложена детальная классификация музыкальных клипов, отражающая специфические особенности репрезентации clas sical crossover. Рассмотрены особенности художественного решения музыкальных видеоклипов classical crossover'a. В итоге доказано, что сущность classical crossover, а также его культурные функции получают аудиовизуальное выражение в форме музыкального видеоклипа.
Classical crossover относительно недавно сформировался как направление; его развитие продолжается и в настоящее время. В связи с этим можно рассчитывать на дальнейшее расширение сферы композиторского и исполнительского творчества, трансформации существующих и появление новых форм репрезентации, обусловленных прогрессом современной музыкальной культуры и новых аудиовизуальных технологий. Соответственно, можно надеяться на интенсификацию искусствоведческих и общегуманитарных исследований по данной тематике.
ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
В изданиях, рекомендуемых ВАК:
1. Данько Л. И. Музыкальный феномен classical crossover: эволюция и формы проявления // Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2010. - № 5 (84). - С. 284-289. 0,9 п. л.
2. Данько Л. И. Classical crossover в синтезированных музыкально-художественных проектах // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. 2011. -№2(2). - С.2С0-203. 0,8 п. л.
3. Данько Л. И. Музыкальное направление classical crossover: к вопросу о типологии // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. - СПб., 2013. - №11 (в печати). 0,4 авт. л.
Другие научные публикации по теме исследования:
4. Данько Л. И. Classical crossover и новые аудиовизуальные технологии // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. - СПб., 2011. - №2. - С. 54-57. 0,8 п. л.
5. Данько Л. И. Популяризация музыкальной классики в экранных искусствах на примере творчества Хосе Каррераса // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сборник научных трудов. - СПб.: Астерион, 2010. - С. 96-97. 0,2 п. л.
6. Данько Л. И. Музыкальное направление Classical crossover: эволюция и формы проявления // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 26 марта
2010 года. - СПб.: СПбГУП, 2010. - С. 65-67. 0,2 п. л.
7. Данько Л. И. Феномен Classical crossover и формы его проявления в творчестве Андреа Бочелли // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. науч. тр. - СПб.: Астерион, 2011. - С. 117-119. 0,3 п. л.
8. Данько Л. И. Синтезированный музыкально-художественный проект как форма представления феномена Classical crossover (На примере музыкального проекта «Дежавю») // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа: материалы Ш Всероссийской научно-практической конференции, 25 марта
2011 года.-СПб.: СПбГУП, 2011.-С. 71-73. 0,3 пл.
9. Данько Л. И. «Цитатность» как принцип художественного творчества в феномене Classical crossover // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сборник научных трудов / Н. И. Верба, ред.-сосг. - СПб.: Астерион, 2012. - С. 133-135. 0,2 п. л.
10. Данько Л. И. Видеоклип как жанр: к проблеме классификации // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 26 апреля 2013 года. -СПб.: СПбГУП, 2012. - С. 85-87. 0,2 п. л.
Отпечатано с готового оригинал-макета в ЦНИТ «АСТЕРИОН» Заказ № 207. Подписано в печать 30.10.2013 г. Бумага офсетная Формат 60х84'Лб. Объем 2,5 пл. Тираж 100 экз.
Санкт-Петербург, 191015, а/я 83, тел. /факс (812) 685-73-00,663-53-92,970-35-70 asterion@asterion.ru
Текст диссертации на тему "Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
МУЗЫКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ CLASSICAL CROSSOVER В СОВРЕМЕННОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Специальность 17.00.09 - «Теория и история искусства»
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Денисов Андрей Владимирович
На правах рукописи
04201453527
ДАНЬКО ЛЕОНИД ИГОРЕВИЧ
Санкт-Петербург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................3
ГЛАВА I. CLASSICAL CROSSOVER: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ГЕНЕЗИС, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ § 1.1. Crossover: многообразие значений понятия. Определение classical
crossover........................................................................................19
§ 1.2 Предпосылки возникновения classical crossover...........................26
§ 1.3. Функции и формы проявления classical crossover в современной
культуре, его характеристики..........................................................38
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ CLASSICAL CROSSOVER В РАМКАХ СИНТЕЗИРОВАННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТА (СМХП)
§ 2.1. Нехудожественные аспекты функционирования classical crossover в
рамках СМХП...............................................................................53
§ 2.2. Срежиссированное звучание и фактор зрелищности как художественные аспекты функционирования classical crossover'a в
СМХП.........................................................................................66
§ 2.3. Classical crossover в аспекте различных форм реализации СМХП
(зарубежная и отечественная практика).............................................80
ГЛАВА III. CLASSICAL CROSSOVER В АСПЕКТЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО СИНТЕЗА В ЭКРАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВИДЕОКЛИПОВ). § 3.1. Видеоклип как форма экранной репрезентации classical
crossover........................................................................................99
§ 3.2. Типология и художественное решение музыкальных видеоклипов
classical crossover............................................................................104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................130
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ..............................................................133
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Современная художественная культура отличается плюралистическим характером как внешних проявлений, так и форм взаимодействия отдельных ее составляющих. Исследователь А. Цукер отмечает характерную для нее тенденцию к углублению и расширению форм синтезирования, выраженную в смешении признаков разных видов искусства, подвижности границ между жанрами1. Данная тенденция находит свое выражение в музыкальном искусстве, конкретнее - во взаимодействии таких его исторически обусловленных сфер, как академическое и массовое направления. Процессы художественного синтеза с вовлечением указанных сфер музыкального творчества являются чрезвычайно распространенными на рубеже XX-XXI веков. А. Цукер показывает побудительные мотивы к подобному встречному движению двух самодостаточных сфер музыкального искусства: «Для академической музыки это [движение] способ достижения общительности, возможность «разговора» с более широкой аудиторией на знакомом, понятном ей языке; для массовой - путь преодоления определенной ограниченности..., стремление к интеллектуализации, усложнению содержания, расширению круга образов»2.
В рамках подобного синтеза и существует музыкальное направление classical crossover. Данный феномен принадлежит к области музыкального творчества, называемой серединной культурой (middle culture), произведения которой до последнего времени не были подвергнуты строгой жанрово-
1 Цукер A.M. И рок, и симфония... М.: Композитор, 1993. С. 39.
2 Там же.
стилевой классификации. В частности, к данной сфере могут быть отнесены современные реинтерпретации академических произведений, «академизированные» версии произведений массовых жанров, а также оригинальные произведения, изначально сочетающие признаки и академической традиции, и элементов массовых жанров.
Данное направление представляет интерес, в первую очередь, с аксиологической точки зрения. Являя собой результат художественного синтеза, classical crossover оказывается средоточием элементов, присущих академической и массовой сферам музыкальной культуры.
Так, высокий профессионализм и эстетика академического композиторско-исполнительского творчества сочетается в исследуемом явлении с современными тенденциями в области массовых музыкальных жанров.
Classical crossover, таким образом, предстает в качестве причудливого сплава интеллектуализма и доступности, артизированности и функциональности, традиционализма и инновационности. Этим обусловлена технологическая опосредованность, коммерческая ориентированность classical crossover'a. Широкая представленность в аудиовизуальной культуре позволяет рассматривать classical crossover не только с точки зрения его музыкального решения, но также исследовать, например, формы его репрезентации в экранных искусствах.
Несмотря на очевидность потенциала для научного осмысления, указанный феномен крайне редко привлекал внимание исследователей, он лишь упоминается в некоторых диссертационных исследованиях последних лет. Между тем, его конкретные проявления оказываются крайне многообразными, образуя устойчивую траекторию развития современной художественной культуры. Необходимость его полноценного осмысления, систематизации и анализа проявлений определяет актуальность выбранной темы.
Степень разработанности проблемы.
Некоторые статьи и диссертации последних лет, в основном культурологического и социологического характера, содержат упоминания о classical crossover'e как самостоятельном направлении музыкальной культуры рубежа XX-XXI веков. Среди них - работы С. С. Таюшева, Е. С. Лосевой-Демидовой, Д. А. Журковой1. Феномену crossover'a посвящена глава книги британского исследователя К. Бэкингем (Carolyn Beckingham) «Moribund Music: can classical music be saved?»2.
В диссертации Д. А. Журковой рассматривается процесс пребывания классической музыки в современной отечественной массовой культуре. Основное внимание при этом уделяется взаимодействию носителей, атрибутов, образов музыкальной классики с отдельными явлениями массовой культуры. Интересным моментом исследования является рассмотрение попыток создания ассоциативной визуальной образности на мотивы музыкальной классики. Д. А. Журкова приходит к выводу, что академические произведения в силу своих особенностей представляют сложность для адаптации к формату видеоклипа. Направление classical crossover, по мнению исследователя, является более пригодным для интеграции в клиповую культуру, так как оно специализируется на «звуковой и визуальной обработке классической музыки для широкой
1 Таюшев С. С. Жанр crossover как явление популярной культуры // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 231-237; Таюшев С. С. Тенденции массовизации классической музыкальной культуры на рубеже XX - XXI вв. Автореф. дисс.... канд. культурологии. - М., 2010; Лосева-Демидова, Е.С. Оперное искусство как фактор формирования ценностных ориентации молодёжи : автореферат дис.... канд. социол. наук. - М.: МГУ, 2009; Журкова Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России. -Автореф. дисс.... канд. культурологии. / Государственный институт искусствознания. - М., 2012.
2 Beckingham, Carolyn. Moribund Music: can classical music be saved? / Sussex Academic Press, Brighton, Portland.
<t
аудитории»1. Таким образом, Д. А. Журкова указывает на аудиовизуальный характер classical crossover'а, что отражено в настоящем исследовании.
Диссертационная работа Е. С. Лосевой-Демидовой посвящена изучению влияния оперного искусства на формирование ценностных ориентаций зрительской аудитории. Концентрируя внимание на социокультурном аспекте современного оперного искусства, исследователь отмечает обозначившиеся в последнее время тенденции к размыванию границ «элитарного» и «массового», что, по мнению Е. С. Лосевой-Демидовой, во многом является заслугой таких феноменов, как classical crossover. Благодаря развитию classical crossover'а происходит формирование аудитории нового типа, интересы которой сфокусированы на пересечении границ «элитарного» и «массового» в музыкальном искусстве2.
Социокультурный аспект исследуемого явления также затрагивается в книге К. Бэкингем. Исследователь отмечает размывание границ академической и массовой музыки, приводящее к формированию поверхностно-потребительского отношения к музыкальной классике, использованию ее в качестве средства для релаксации, и не более. В данном контексте феномен crossover предстает у К. Бэкингем скорее в негативном свете. Автор указывает на такие составляющие исследуемого феномена, как технологическую опосредованностъ, коммерческую ориентированность, под влиянием которых академическая музыка теряет силу своего воздействия . Оставляя в стороне личное отношение автора, стоящего, по всей видимости, на стороне приверженцев «чистого» искусства, необходимо отметить важность
1 См. Журкова Д. А. Ук. соч. С. 24.
2 Лосева-Демидова Е. С. Ук. соч. С. 13-14.
3 Beckingham, Carolyn. Moribund Music: can classical music be saved? / Sussex Academic Press, Brighton, Portland. - 2010. P. 50-73.
нехудожественной составляющей исследуемого феномена, присущей ему онтологически и заслуживающей научного осмысления.
Наибольшее внимание среди вышеуказанных исследователей феномену crossover уделил С. С. Таюшев в своей диссертации, посвященной тенденциям массовизации классической музыкальной культуры на рубеже XX-XXI вв. Исследуемому явлению посвящен отдельный параграф, в рамках которого crossover трактуется как жанр, органично сочетающий проявления элитарного и массового в музыкальном искусстве1. С. С. Таюшев рассматривает crossover как одну из тенденций массовизации классической музыкальной культуры. Автор делает акцент на примерах из отечественной практики, отмечая роль таких музыкальных деятелей, как В. Спиваков, М. Венгеров, А. Градский. Исследователь выделяет важное свойство «жанра crossover», которое заключается в стремлении подавать академическое мастерство в формате эстрадного шоу2. Таким образом, работа С. С. Таюшева позволяет говорить о присущем исследуемому направлению факторе зрелищности - элементе, заимствованном из массовой культуры.
Анализ вышеуказанных работ показал, что они отражают лишь отдельные аспекты исследуемого явления. Авторы приводят пример classical crossover'а как частный случай более широкой проблемы (размывание границ «элитарного» и «массового» в рамках серединной культуры), отмечают его синтетичность и «массовость». Отсутствуют какие-либо попытки систематизации проявлений classical crossover'a, выявления особенностей его функционирования в современной культуре. Авторы не предоставляют четкой научной дефиниции classical crossover'a, при этом именуют его то музыкальным жанром (С.С.
1 Таюшев С. С. Тенденции массовизации классической музыкальной культуры на рубеже XX - XXI вв. Автореф. дисс.... канд. культурологии. — М., 2010. С. 23.
2 Таюшев С. С. Ук. соч. С. 22.
Таюшев), то направлением (Д.А. Журкова).
Можно заключить, что до настоящего времени не проводилось сколько-нибудь значимых зарубежных или отечественных исследований, посвященных непосредственно феномену classical crossover.
Наиболее разработаны вопросы, связанные с исследованием музыкальной культуры XX-XXI веков в целом - работы Т. Адорно, X. Бесселера, К. Бэкингем, М. С. Кагана, А. Н. Сохора, А. М. Цукера, Е. В. Назайкинского, В. Д. Конен, К. 3. Акопяна, JI. М. Кадцына, Т. В. Чередниченко, Т. И. Кузуб, А. Н. Папениной, Е. Б. Костюк, Т. С. Ястремского, Д. А. Журковой, Ю. В. Веревкиной, В. А. Моряхина1. Следует отметить особую значимость для данного исследования
1 Адорно Т. Избранное: Социология музыки. - М., СПб.: Университетская книга, 1998; Besseler Н. Das musikalishe Hoeren der Neuzeit. - Berlin: Akad.-Verl.: 1959; Каган M.C. Музыка в мире искусств. - СПб.: UT, 1996; Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М., 1968; Цукер A.M. И рок, и симфония... М.: Композитор, 1993; Цукер А. М. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры // История современной отечественной музыки. 1960-1990. Вып.З. -М.: Музыка, 2001. С. 453-514.; Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003; Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М., 1997; Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. - М.: Музыка, 1994; Акопян К. 3. Происхождение шлягера из духа фарса // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М.: изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003. С.254 -347.; Кадцын Л. М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (Эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи). — Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2006; Нестьев И. В. (ред., сост. и комментарии) Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы. М., Изд-во «Музыка», 1975; Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. - М.: Изд-во Аллегро-Пресс, 1994. Вып.1; Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. -М.: Изд-во Аллегро-Пресс, 1994. Вып.2; Чередниченко Т. В. Музыкальные увеселения: культура радости вчера и завтра // Новый мир. 1994, № 6. С.205-217.; Кузуб Т. И. Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации: дис. ... канд. культурологии. Екатеринбург, 2010; Папенина А. Н. Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия: Монография. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008; Костюк Е.Б. Популярные музыкальные направления и жанры XX века: джаз, мюзикл, рок-музыка, рок-опера - СПБ.: СПбГУП, 2008; Журкова Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России. - Автореф. дисс. ... канд. культурологии. М.: Государственный институт искусствознания, 2012; Веревкина Ю. В. Неакадемическое исполнение академической музыки: актуальные тенденции последней трети XX - начала XXI века: Автореф. дис... канд. искусствоведения. -Ростов-на-Дону, 2012; Моряхин В. А. Синтезированный музыкально-художественный проект
теории В. Д. Конен о трех «пластах» музыкального искусства. Именно синтез «пластов» лежит в основе исследуемого явления. Взаимодействие «пластов» и непосредственно область «серединной» культуры являются предметом исследований А. М. Цукера1, В. Н. Сырова, Ю. В. Веревкиной.
Контекст анализируемого явления связан с течением постмодернизма в искусстве и культуре в целом. Этому вопросу посвящены работы Ж. Лиотара, Н. Б. Маньковской, В. В. Бычкова, О. А. Кривцуна, Н. Б. Кирилловой, Л. П. Воробьевой2. Вопросы социологии современного искусства рассмотрены в
Л
работах Т. Адорно, X. Бесселера, К. Бэкингем, Н. А. Хренова . С проблемой коммерциализации искусства, в том числе академического, связаны работы Н. Лебрехта, Т. Е. Шехтер, С. М. Корнеевой, И. И. Пригожина, Т. Н. Тарадановой4, Е. Б. Костюк, В. А. Моряхина. Диссертационное исследование В. А. Моряхина,
как явление культуры рубежа ХХ-ХХ1 веков.: Автореф. дис... канд. искусствоведения. -СПбГУП, 2009.
1 Цукер А. М. Рахманинов в мире массовой музыкальной культуры // Музыкальная академия. -М., 2013. -№2.- С. 20-26.
2 Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей: Письма 1982-1985. / Пер. А.Гараджи, В.Лапицкого. - М.: Изд-во РГГУ, 2008; Маньковская Н. Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). М.: ИФ РАН, 1995; Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. М.: 2009; Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000; Бычков, В.В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов. — М.: ИФРАН, 2007; Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000; Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический проект, 2005; Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. М.: Культура, 2008; Воробьёва Л.П. Модернизм и постмодернизм в эволюции массовой культуры: философский анализ // Дисс. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2006.
3 Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. Серия: Искусство в исторической динамике культуры. М.: Наука, 2006; Хренов Н. А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. - М.: Аграф, 2007.
Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? — М.: Изд-во «Классика XXI», 2007; Шехтер Т. Е. Искусство как образ мира: избранные работы по теории и истории искусства. - СПб.: СПбГУП, 2012; Корнеева С. М. Как зажигают звезды. - СПб.: Питер, 2004; Корнеева С. М. Музыкальный менеджмент. М.: Изд-во «Феникс», 2006; Пригожин И.И. Политика - вершина Шоу-Бизнеса. - М.: Алкигамма, 2001; Тараданова Т. М. Проблемы музыкальной классики в современной российской культуре: автореферат дис.... кандидата философских наук: 09.00.04 /Москва, 2005.
посвященное феномену синтезированного музыкально-художественного проекта, позволяет рассматривать classical crossover в системе функционирования современной музыкальной индустрии.
Технологический аспект рассматривается в работах И. А. Алдошиной, П. В. Игнатова, К. Э. Разлогова, В. Г. Динова, Н. И. Дворко, Д. Гибсона, С. В. Пучкова, А. Н. Карнака, О. В. Коваленко1.
Немаловажное значение для исследования имеет ряд трудов, посвященных современной аудиовизуальной культуре, экранным искусствам. Это, прежде всего, работы Я. Б. Иоскевича, К. Э. Разлогова, В. Ф. Познина, И. Н. Воскресенской, С. Д. Гуревич, Н. И. Дворко, А. Я. Сарны, С. Н. Совет-киной2.
'Алдошина И.А., Притгс Р. Музыкальная акустика. Учебник. - СПб.: Ком�