автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Неформальная коммуникация

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Макарова, Инна Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Неформальная коммуникация'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Макарова, Инна Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. НЕФОРМАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОНЯТИЯ.

1.1. «Неформальная коммуникация»: феномен и понятие.

1.2. Разновидности неформальной коммуникации.

1.3. Структура и субъекты неформальной коммуникации.

1.4. Неформальная коммуникация в контексте массовой коммуникации.

Глава II. НЕФОРМАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

2.1. Социальный порядок и неформальная коммуникация.

2.2. Конфликтогенные характеристики неформальной коммуникации.

2.3. Социально-философский анализ неформальных элементов общественного мнения

2.4. Глобальная информационная сеть и неформальный информационный обмен.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Макарова, Инна Викторовна

Актуальность темы диссертационного исследования. Современный научно-технический прогресс выявил то, что информация стала непосредственным фактором развития социального устройства мира и производственного процесса. Коммуникация, связанная с информационным обменом, пронизывает все сферы общественных отношений. Сам по себе информационный обмен сегодня является непременным условием социального бытия, предпосылкой социального разделения труда и успешной организации самого процесса производства. Коммуникация и общение являются важнейшими ресурсами социальности. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, коммуникативно-информационный потенциал может использоваться многократно на всех уровнях социальной организации: на индивидуально-личностном, межгрупповом, социумном. При этом он постоянно увеличивается и обогащается. Исследования характерологических особенностей коммуникативного социального потенциала - важная теоретическая и практическая задача.

Человеческое общение и формы коммуникации - чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на разных уровнях социальных отношений и изучаемый различными науками: психологией и теоретической лингвистикой, общим языкознанием и социальной психологией, социологией и логикой, философией и педагогикой, а также дополняемый изысканиями в таких областях, как риторика, теория и практика аргументации, административный менеджмент, медиаторинг, полемология, социология массовых коммуникаций (mass media), изучение и формирование общественных связей и отношений (Public Relations).

Коммуникация выступает в качестве основной формы социального взаимодействия между людьми. Специфика коммуникации как формы социального взаимодействия состоит в обмене информацией. В этом отношении социальная коммуникация - есть форма социального взаимодействия. Особенность коммуникативной деятельности состоит в ее вездесущности, проникновении во все иные виды деятельности. Играя роль своеобразной социальной инфраструктуры, коммуникация отвечает за нормальное функционирование всей общественной системы.

Динамика и совершенствование всех сфер человеческой деятельности и взаимоотношений предопределяют параметры социальной коммуникации. То, что раньше регламентировалось обычаем, традицией, идеологией, сегодня регулируется здравым смыслом, прагматической логикой, общечеловеческими (общепринятыми) ценностями и ориентацией.

Социальная коммуникация может быть организованной, официальной, структурированной, выражением взаимодействия различных социальных институтов, т.е. формальной. Но вместе с этим она может быть неформальной и неофициальной, что не делает ее менее значимой. Более того, представляется, что роль неформальной коммуникации имеет тенденцию к возрастанию. Однако при этом следует указать на отсутствие удовлетворительной дефиниции неформальной коммуникации, что выступает одной из главных проблем исследования этого социокультурного феномена.

Степень разработанности проблемы. Сегодня обозревая теоретические поиски по проблеме неформальной коммуникации, необходимо упомянуть таких авторов, как Бёртон Дж., Грушин Б.А., Дмитриев A.B., Дридзе Т.М., Курбатов В.И., Латынов В.В., Луман Н., Мусхелишвили Н.Л., Ольшанский Д.В., Панарин A.C., Парыгин Б.Д., Сергеев В.М., Хлопьев А.Т., трейдер Ю.А.

Дмитриев A.B., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. выявили отличительные черты формальной коммуникации, Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрей-дер Ю.А. установили признаки неформальной обстановки в виде наличия продуктивного интерактивного климата. Аналогичный подход содержится в концепции контролируемой коммуникации Бёртона Дж. В семантической концепции общества Лумана Н. разработаны вопросы роли коммуникации в описании современных сложных обществ.

В советской социальной философии являются важными работы Бахтина М.М., Лотмана Ю.М., Мамардашвили М.К. Большой интерес представляет стремление осуществить синтез подхода Бахтина (идея диалога как постоянного общения в культуре и идея скрытого адресата или оппонента в тексте, без которого смысл текста неясен), Мамардашвили М.К. (концепция сооб-щенности знания, идея пространства преобразования, представление о собранном субъекте и содержательный характер коммуникации) и Щедровицко-го Г.М. (идея о коммуникативном характере смысла и содержания) с подходом западной теории коммуникации, в частности Хабермаса Ю.

Коммуникативный процесс как процесс трансформации коммуникативного пространства в коммуникационную среду рассматривается в работах работы Дридзе Т.М., Земляновой Л.М., Конецкой В.П., Курбатова В.И., Соколова A.B., Цаголовой P.C.

Неформальные элементы общественного мнения рассматриваются в работах таких исследователей, как Андрианов В.И., Ахиезер A.C., Барден-штейн Л.А., Дмитриев A.B., Дубин Б.В., Егоров A.B., Латынов В.В., Левашов В.К., Лосенков А., Макаров А., Назаретян А.П., Николаев В.Г., Пиков Н., По-кида Н.И., Попкова О.В., Почепцов В.В., Пригожин А.И., Рощин С.К., Толстых A.B., Хлопьев А.Т., Шерковин Ю.А.

Среди авторитетных зарубежных авторов, исследования которых заложили принципы социально-философского и теоретико-социологического исследования феномена неформальной коммуникации необходимо выделить прежде всего Зиммеля Г., Смелзера Н., Шибутани Т., Шюца А., Энтони С., Юнга К. Исследование различных аспектов неформальной коммуникации в системе массового сознания и общественного мнения связано с работами Бордиа П., Веста Дж., Вильямса В., Гиста Н., Глакмена М., ДиФонзо Н., Капферера Дж., Клакхона К., Колсона Э., Митчелла Дж., Олпорта Г., Петер-сона В., Постмэна Л., Радина П., Росноу Р., Стейки М., Фирфа Р., Франкен-берга Р., Харрингтона С., Херсковица М.

Изучение разновидностей неформальной коммуникации осуществляется в работах многих авторов. Так называемые фальсифицирующие элементы неформальной коммуникации исследуются в работах Грачева Г.В., Дмитриева A.B., Доценко Е.Л., Ибрагимова A.M., Кара-Мурзы C.B., Латынова В.В., Лепского В.Е., Лукашева A.B., Мельника И.К., Мухина A.A., Петрова В., Позднякова А., Пониделко A.B., Почепцова Г.Г., Пугачева В.П., Рабиновича И., Экмана П.

Элементы неформальной коммуникации, которые можно объединить под общим названием фольклорно-ментальных разновидностей, рассматриваются такими исследователями, как Гараджа В.И., Дубин Б.В., Заводкж В.Г., Зобов P.A., Ивушкина Е.Б., Кассирер Э., Келасьев В.Н., Ковалева Т.И., Кравченко И.И., Лотман Ю.М., Ольховикова C.B., Ольшанский В.В., Осипов Г.В., Парфенов А.И., Пивоев В.М., Почепцов Г.Г., Рожков И.Я., Самсонидзе Н., Соболева Н.И., Степнова Л.А., Хевеши М.А., Чернышев А., Чудинова И.М., Шнирельман В.

Среди множества разновидностей неформального коммуникативного взаимодействия существуют такие, которые могут быть определены как публичные элементы неформальной коммуникации. Они находятся в центре исследований Бёртона Дж., Дмитриева A.B., Кременюка В., Курбатова В.И., Латынова В.В., Лебедевой М.М., Мусхелишвили Н.Л., Ольшанского Д.В., Орловой М.Ю., Почепцова Г.Г., Сергеева В.М., Сиверцева М.А., Цыганкова П.А., Шрейдера Ю.А., Ячина С.Е.

Сатирическим элементам неформальной коммуникации посвящены работы Барского Л.А., Бергсона А., Бутенко И.А., Дмитриева A.B., Каспэ И., Курганова Е., Левинсона А., Лука А.Н., Мошкина C.B., Муньиза Л., Почепцова Г.Г., Разуваева В.В., Руденко В.Н., Сторы-Шандор Ю., Чижова Ю.В., графическим элементам - Бочаровой О., Руденко В.Н., Седнева В., Скорохо-довой A.C., Щукина Я.

Представляют интерес исследования неформальной коммуникации в Интернете следующих авторов: Александровой А.И., Бондаренко C.B., Вершинина М.С., Водолагина A.A., Дерамэ П., Дмитриева A.B., Зубрилина A.A., Кордобовского О., Костюка В.Н., Латынова В.В., Петровой Н., Политыко С., Савченко JI.A., Чугунова A.B.

Таким образом определена предметная область исследования неформальной коммуникации, исследованы некоторые элементы неформальной коммуникации, установлена связь элементов неформальной коммуникации с такими понятиями, как общественное мнение, групповое настроение, социальное ожидание и социальное разочарование. Вместе с тем в современной литературе отсутствует систематическое представление о всём спектре неформальной коммуникации, о роли неформальной коммуникации в системе массовой коммуникации, о функциональных характеристиках неформальной коммуникации, в том числе о роли неформальной коммуникации в стабилизации и дестабилизации общественных отношений. Именно эти проблемы определяют цели и задачи настоящего диссертационного исследования.

Цели и задачи диссертационной работы. Основной целью исследования является концептуализация сложившихся подходов в выявлении особенностей неформальной коммуникации и ее разновидностей.

Реализация поставленной цели осуществляется путем поэтапного решения следующих исследовательских задач:

- сформулировать характерологические особенности неформальной коммуникации;

- определить основания типологизации неформальной коммуникации по ее разновидностям;

- показать, что социальные слухи и сплетни являются взаимно дополнительными элементами неформальной коммуникации, присутствующими в большинстве ее видов;

- рассмотреть неформальную коммуникацию в структуре массовой коммуникации;

- выявить функции неформальной коммуникации в социокультурном дискурсе;

- осуществить социально-философский анализ роли неформальной коммуникации в социальных конфликтах;

- обосновать приобретение неформальной коммуникацией глобального характера в связи с ее репрезентацией через сеть Интернет.

Объектом исследования в данной диссертации является аналитическая социально-философская репрезентация реально существующих разновидностей неформальной коммуникации.

Предметом исследования является социально-философская концептуализация социальных ресурсов неформальной коммуникации таких, как информационный обмен, социальная интеграция и дезинтеграция, социальная стабилизация и дестабилизация.

Методологическая основа диссертационного исследования. Данная диссертационная работа основывается на социально-философских понятийных конструктах и методологических принципах таких, как принципы объективности, предметности, конкретности, фактуальности. В целях выявления характерологических особенностей неформальной коммуникации использованы такие инструментальные методы, как описание, реконструкция, аналогия, сравнение, сопоставление.

При анализе информационной составляющей коммуникативного процесса были использованы методы социальной философии, теоретической психологии, социальной психологии, такие как методы компаративизма, символического интеракционизма.

Рассмотрение социальных ресурсов неформальной коммуникации связано с использованием методов информационного анализа, социального менеджмента, техники и методики делового общения, социальной риторики, прикладных методов социального имиджмейкерства, методов этнографии языка, этнометодологии.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что автор показывает характерологические особенности неформальной коммуникации, выявляет ее разновидности и обосновывает социальные ресурсы неформальной коммуникации. В диссертационной работе получен новых ряд результатов, которые можно свести к следующему:

- выявлено, что неформальная коммуникация является социальной коммуникацией, которая проявляется на уровне социальной психологии, обыденного и массового сознания и социального бессознательного, характеризуется преимущественно межличностным характером, доверительностью, нерациональностью (использованием доксатических доводов), идеологично-стью (обращением к авторитету), несистематизированностью (отсутствием теории), стихийностью;

- установлено, что неформальная коммуникация, как форма социального информационного обмена, представляет собой множество разноуровневых каналов общественного мнения для выражения соответствующего социального настроения и социального ожидания, классификация которых возможна на основании информационной составляющей, кратического характера, альтернативной, дополнительной, переинтпретативной и замещающих функциональных характеристик;

- обосновано положение о том, что социальные слухи и сплетни -взаимно дополнительно-альтернативные элементы неформальной коммуникации. Первые являются внеличностными элементами неформальной коммуникации, изменяя, дополняя или замещая в информационном пространстве элементы социально-значимой информации, тогда как сплетни - личностный элемент; они выступают в виде «внутренних» новостей;

- показано, что все разновидности неформальной коммуникации являются средствами социального контроля, элементами дополнительной или замещающей социализации, формой обмена социальной информацией, способом формирования социальных ресурсов социокультурного дискурса, механизмами стимулирования и разрешения социальных конфликтов, поддержания и разрушения социального мира и социального порядка;

- доказано, что неформальная коммуникация выступает необходимым внеличностным (социальные слухи) и личностным (социальные сплетни) компонентом социальных конфликтов в их возникновении, развитии и разрешении;

- осуществлен социально-философский анализ, позволяющий утверждать, что Интернет, выполняя функции виртуального общения и являясь социальным каналом получения и передачи любой социальной и личной информации, выступает специфическим интерактивным средством массовой неформальной коммуникации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Неформальная коммуникация - это движение социальной информации в социальном пространстве (коммуникативная деятельность) и времени (социальная память), происходящее в неформальной обстановке, характеризующейся прежде всего снижением уровня социального контроля и/или переносом функции ценностно-нормативного и смыслового порождения с макро- на микросоциальный уровень. Неформальная коммуникация является структурным компонентом социальной коммуникации и имеет следующие отличия от формальной коммуникации: а) неофициальный характер источника информации; б) трудности в установлении степени ее достоверности; в) специфика субъектной и объектной структуры; г) нередкое расхождение в содержательном плане; д) существование эксклюзивных функций («освободительная», «энергетическая», креативная и др.); е) условия формирования (неформальный характер обстановки протекания - слабое влияние со стороны формальных социальных структур, высокая доля межличностного взаимодействия, доверительность, важность суждения об информации, а не ее содержания и т.д.).

2. Неформальная коммуникация классифицируется по следующим основаниям: а) неформальные элементы общественного мнения (слухи, сплетни, толки, пересуды, байки, молва); б) фальсифицирующие элементы информационного пространства (дезинформация, ложь, обман, доносы, наговоры, клевета, наветы, поклеп, наушничанье); в) интерпретативные элементы неформальной коммуникации (домыслы, догадки); г) фолъклорно-менталъные элементы неформальной коммуникации (мифы, легенды, поверья); публичные элементы (публичные дискуссии, переговоры, скандалы); д) сатирические элементы общественного мнения (сатира, ирония, афоризмы, анекдоты, частушки, «веселая брань», насмешки, шутки); е) графические формы выра-общественного мнения (граффити, шаржи, карикатуры).

3. Социальные слухи и сплетни, как взаимно дополнительные элементы неформальной коммуникации, различаются: а) по их фактическому содержанию (социальные, политические, экономические, производственные, социокультурные, криминальные, военные, экологические и т.п.); б) по темпоральным координатам (ретроспективные, реальные и перспективные); в) по происхождению (спонтанные, преднамеренные и спровоцированные); г) по отношению к реальности (рациональные и иррациональные); д) по эмоциональному воздействию («мечтающие», «пугающие» и «разделяющие»); е) по актуальности предмета слуха (первичной и вторичной значимости); ж) по процессуальности («ползающий», «стремительный» и «ныряющий»); з) по индексу сенсационности (скандальные, ажиотажные).

4. Основными социальными функциями неформальной коммуникации выступают: информативная, диагностическая, интегративная и дезинтегра-тивная, манипулятивная, компенсаторная, социального контроля, идентифицирующая, стратифицирующая, группообразующая, «освободительная», «энергетическая», переинтепретативная, функция самоописания общества и креативная функции. Неформальная коммуникация, являясь амбивалентной, формируя социальный мир в направлениях социального конструирования и деструктурирования, является важнейшим компонентом механизма ненасильственного сохранения социального порядка, играя в этом преимущественно стабилизирующую роль.

5. Неформальная коммуникация в стимулировании и разрешении социальных конфликтов выполняет функции коммуникативного конфликтогена, формирования информационного и эмоционального поля конфликтного взаимодействия, оценочно-аксиологических параметров, критериев эффективности разрешения конфликтной ситуации и предпосылки для интерактивного конструктивного климата для проведения переговоров между конфликтующими сторонами. В не личностные параметры неформальной коммуникации используются для усиления объективной социальной значимости кон-фликтогенной информации, а личностные параметры - для выявления субъективной личностной компоненты.

6. Интернет, как интерактивное средство неформальной коммуникации, с одной стороны, оказывает конструктивно-стабилизирующее влияние на социально-экономические и политические сферы общества, а, с другой стороны, способствует разрушению общественных структур, и как следствие - возможной дестабилизации общества. Виртуальный характер неформальной коммуникации в Интернете (анонимность, почти полное отсутствие социального контроля, ослабление влияния социальных норм и т.д.) имеет тенденцию к усилению виртуализации содержания коммуникативной информации, одновременно делая ее глобальной, в чем осуществляется компенсация процесса атомизации современного урбанизированного общества.

Научно-практическая значимость работы. Диссертация в целом содержит общие характеристики неформальной коммуникации в виде выявления характерологических особенностей ее разновидностей, таких как преимущественно межличностный характер, доверительность, «метафизичность», большая важность суждения об информации, чем ее содержание. Выводы, сделанные в диссертационном исследовании, позволили сформулировать и обосновать роль социальных ресурсов неформальной коммуникации. Полученные результаты имеют теоретическое значение, поскольку они уточняют понятия форм информационного обмена, информационного взаимодействия как разновидностей социального взаимодействия, связанных с социальной интеграцией и дезинтеграцией, стабилизацией и дестабилизацией социальных отношений и социального порядка в целом.

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что они могут быть использованы для анализа состояний массового сознания, электоральных ситуаций, прогнозов и оценок состояний общественного мнения, позволяют избегать конфликтных ситуаций, правильно организовывать направленность и содержание информационных потоков.

Полученные результаты могут использоваться для обеспечения учебных курсов «Техника и методика делового общения», «Теория коммуникации», «Социальная риторика», «Манипуляция массовым сознанием» для подготовки социальных философов, социологов, политологов, социальных работников, конфликтологов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 6 научных публикациях общим объемом 2,7 пл., включая тезисы доклада на III Российском Философском конгрессе. По проблематике работы автор выступал на методологических семинарах докторантов, аспирантов и соискателей факультета социологии и политологии РГУ (май 1999 - ноябрь 2002), аспирантов и докторантов ИППК при РГУ (сентябрь 2000 - октябрь 2002), двух всероссийских научных конференциях «Социальный порядок и толерантность» (г. Краснодар, апрель 2001, май 2002 гг.).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы из 167 источников, в том числе 2 - на иностранных языках. Общий объем диссертации - 146 машинописных страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Неформальная коммуникация"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Неформальная коммуникация обладает существенными содержательными, функциональными и формальными отличиями от формальной коммуникации, что свидетельствует о необходимости ее специального изучения. Представляется, что роль неформальной коммуникации в социальных системах постоянно растет, что связано с расширенным воспроизводством условий ее существования.

Неформальная коммуникация является структурным компонентом социальной коммуникации и имеет следующие отличия от формальной коммуникации: а) неофициальный характер источника информации; б) трудности в установлении степени ее достоверности; в) специфика субъектной и объектной структуры; г) нередкое расхождение в содержательном плане; д) существование эксклюзивных функций («освободительная», «энергетическая», креативная и др.); е) условия формирования (неформальный характер обстановки протекания - слабое влияние со стороны формальных социальных структур, высокая доля межличностного взаимодействия, доверительность, важность суждения об информации, а не ее содержания и т.д.). Это позволяет говорить о реальном существовании объекта нашего исследования.

Особенностями неформальной коммуникации выступают: анонимность; свобода от цензуры; примат эмоций над разумом; несистематизиро-ванность транслируемой информации; аргументация достоверности или отсутствие аргументации; личностный характер информации (т.е. касающийся лично отдельно взятого индивида); ориентация на собственный, обыденный опыт; сиюминутность завершенности информации, исчерпывающее решение, пусть даже ложное; нерациональный характер обработки информации, сильное влияние социальных стереотипов; доверительность (большая степень доверия по сравнению с формальной коммуникацией).

Неформальная коммуникация играет важную роль в социальных конфликтах, выступая в виде специфического конфликтогена. Она оказывает непосредственное и косвенное влияние на все стадии конфликта - на предкон-фликтную стадию (слухи, сплетни, скандалы и т.д.), на стадию разрешения конфликта (прежде всего публичные дискуссии и юмор). Зачастую неформальная коммуникация выступает социально-психологической основой конфликта, формируя информационное и эмоциональное поля конфликтного взаимодействия, оценочно-аксиологических параметров, критериев эффективности разрешения конфликтной ситуации и предпосылки для проведения переговоров между конфликтующими сторонами. В современных условиях возрастает значимость диалога как неформального коммуникативного режима в разрешении конфликтов различной природы и разных видов.

Анализ, проведенный в диссертации, позволил охарактеризовать место и роль неформальной коммуникации в массовой коммуникации. Так, неформальная коммуникация является сегментом смыслового поля массовой коммуникации, формой репрезентации разных видов социальной коммуникации через средства массовой коммуникации. При этом социальная репрезентация форм самовыражения неформальной коммуникации ведет к тому, что транслируемая социальная информация становится авторской.

Становясь сегментом массовой коммуникации, неформальная коммуникация обретает авторство, четкую социализацию субъектов, структурирование и дозирование информации, начинает обладать характеристиками социального дискурса: по тематическому и смысловому подбору, по социальной тональности (драматическая, смешная), по способу трансляции. Семантическое (смысловое) поле неформальной коммуникации конструируется за счет актуализации информации, ее злободневности, ее кодирования и раскодирования с помощью ключевых слов, определяющих информацию.

Важным представляется вывод о том, что неформальная коммуникация, став частью формальной коммуникации, порождает двусмысленность, неясность и становится новым феноменом неформальной коммуникации. И этот процесс вечно репродуцируется в зависимости от новых условий (социальных настроений, социальных ожиданий и социальных разочарований).

В системе социальных взаимоотношений неформальная коммуникация является важнейшим компонентом механизма ненасильственного сохранения социального порядка. Можно сказать, что именно в данной сфере наилучшим образом раскрываются основные функции неформальной коммуникации. Неслучайно, что на поддержание социального порядка работают все виды неформальной коммуникации - слухи, сплетни, смеховая стихия, переговоры и т.д., а также задействованы все модели взаимоотношений между неформальной и формальной коммуникацией. Вместе с тем не следует забывать об амбивалентности неформальной коммуникации, способной при определенных условиях играть разрушительную роль. Однако превалирующими являются ее стабилизирующая и созидательная роли.

Определение сущности, структуры, условий существования неформальной коммуникации, ее места в структуре общественного сознания выявляется ее роль в системе социального взаимодействия. Эта роль может быть определена следующим образом.

Во-первых, это ставшие постоянным спутником современной жизни различные кризисы и риски (социально-экономические, социально-политические и т.д.), обостряющие дефицит релевантной информации.

Во-вторых, это усиление манипулятивных сторон социальной коммуникации (информационные войны в экономической, политической, социальной и международной сферах), усугубляющее проблему достоверной информации.

В-третьих, это неизбежные издержки информатизации общества, выражающиеся, в том числе и в резком возрастании объемов различной неструктурированной информации.

В-четвертых, это разворачивающийся прежде всего в развитых странах процесс социологизации жизни, что проявляется наиболее ярко в тенденциях развития виртуальной коммуникации (перенос функции ценностнонормативного и смыслового порождения на микросоциальный уровень, тяга к горизонтальным коммуникациям). В этом мы видим тенденцию актуализации креативной функции неформальной коммуникации.

В-пятых, это наличие различных коммуникативных барьеров, немалая часть которых может быть преодолена только с помощью неформальной коммуникации (возрастание роли неофициальных контактов в экономической, политической, дипломатической и других видах деятельности). По всей видимости, социальный диалог возможен лишь при трансформации формальной коммуникации в неформальную.

В-шестых, это и отмечаемая Н. Луманом, сложность современных обществ, настоятельно требующая многочисленных текстов их самоописания, достигаемого в том числе и с помощью неформальной коммуникации.

Однако возрастание роли неформальной коммуникации означает появление новых и обострение старых проблем. Наиболее ярко это проявляется в развитии виртуальной коммуникации. Мы склоняемся к тому, что в целом неформальная коммуникация играет позитивную роль в обществе, а для минимизации ее негативных сторон необходимо ее обстоятельное изучение. Однако в случае с Интернетом, как представляется, ситуация довольно противоречивая. С одной стороны, мировая Сеть расширяет рамки возможностей коммуникации, позволяет решать ряд социальных проблем (например, ликвидация дефицита общения в реальном мире, нахождение единомышленников и т.п.), с другой стороны, виртуальная коммуникация отличается, по нашему мнению, возрастающим дисбалансом двух аспектов культуры (традиций и инноваций), затрудняющим социальную адаптацию немалого числа пользователей, а также значительным разрушительным влиянием на духовную сферу (бесконечные эксперименты с идентичностью, виртуальный секс, утонченное удовлетворение низменных потребностей и т.п.). Учитывая то, что постоянными пользователями Интернета являются молодые, образованные, социально активные и достаточно обеспеченные люди, то формирующиеся ими в виртуальном мире нормы и ценности в какой-то момент могут начать экспансию в реальном социуме. В этой связи нам видится наличие ряда серьезных задач, стоящих перед исследователями виртуальной коммуникации, в частности, выявление факторов, оказывающих решающее влияние на формирование картины Мира (виртуального и реального), разделяемой большинством «интернавтов».

В качестве проблем, которые возникают после социально-философской репрезентации неформальной коммуникации и требуют дальнейших исследований в данной области, можно выделить следующие. Прежде всего необходимо рассмотрение роли неформальной коммуникации в электоральных процессах. Следует отметить, что неформальная коммуникация в виде слухов, сплетен, социально-политических мифов становится своеобразным электоральным ресурсом, который задействуется наравне с административным, властным, финансовым и иными ресурсами.

Думается, что важной задачей является также исследование вопроса о технологии разработки и использования разновидностей неформальной коммуникации (мифов, слухов, социальных установок и т.д.) в стимулировании тех или иных социальных или политических процессов. Этот вопрос еще является недостаточно изученным.

В виде самостоятельного исследования можно предположить изучение роли элементов неформальной коммуникации в манипулировании массовым сознанием. Так, проблемой, имеющей теоретическое и прикладное практическое значение, является осмысление роли неформальной коммуникации в политических провокациях, в информационной войне и деформировании социального информационного пространства, в создании социальных и политических имиджей и в социально-политическом позиционировании. Исследование указанных вопросов представляется как направление дальнейшей работы в этой области, которое требует использования социологических, социально-философских, социально-психологических, этнопсихологических и других методов. Имея в виду то, что неформальная коммуникация развертывается и функционирует на фоне массового сознания, важной исследовательской задачей является рассмотрение специфики групповой неформальной коммуникации, эксгрупповой коммуникации, неформальной коммуникации на уровне толпы, массового сознания. Эти вопросы, как нам представляется, дадут возможность выявления, диагностики и предсказания форм группового и массового поведения. Указанные вопросы являются полем дальнейших исследований в этой области.

 

Список научной литературыМакарова, Инна Викторовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Агафонов Ю.А. Социальный порядок в России (Институциональный и нормативно-правовой аспекты). Ростов н/Д, 2000. 256 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. 376 с.

3. Андрианов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. «Слухи» как социальный феномен // Социологические исследования. 1993. № 1. С. 82-88.

4. Анцупов А .Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2000.

5. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. 200 с.

6. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. В 3-х томах. Том 3. М., 1991.

7. Баньковская С.П. Ведущие теоретики чикагской школы. Идеи и подходы // История теоретической социологии. Том 3. М., 1998.

8. Барденштейн Л.А. Молва как социально-психологический феномен // Проблемы социального познания и управления. Томск, 1988.

9. Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. М., 1996.

10. Ю.Бергсон А. Смех. М., 1992.

11. П.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

12. Бёртон Дж. В. Конфликт и коммуникация // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2. С. 218-227.

13. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов н/Д, 1998. 317 с.

14. Н.Бляхер Л.Е. Виртуальные состояния социума, или шансы и риски открытого общества в России. М., 1997. 48 с.

15. Богомолова H.H. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1988. 80 с.

16. Бондаренко C.B. Виртуальные сетевые сообщества: специфика становления и функционирования (социологический аспект). Дис. канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2001.

17. Бондаренко C.B. Коррумпированные сообщества. Ростов н/Д, 2002.

18. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986. 301 с.

19. Бочарова О., Щукин Я. Политические граффити // РЖ «Социология». 1996. № 1. С. 127-139.

20. Брудный A.A. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С, 165-182.

21. Бутенко И.А. Из истории черного юмора // Социологические исследования. 1994. № U.C. 148-153.

22. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. 253 с.

23. Водолагин A.A. Интернет-СМИ как арена политической борьбы // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 49-67.

24. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарики, 1998. 432 с.

25. Гаджиев К.С. Средства массовой информации и политика // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1995. № 1. С. 47-58.

26. Гараджа В.И. Современные мифы // Человек и общество: современный мир. М., 1994.

27. Гест A.M., Стамм K.P. Пути к коммуникативной интеграции // РЖ «Социология». 1995. № 2. С. 68-70.

28. Глакмен М. Сплетни и злословие // РЖ «Социология». 2000. № 2. С. 122-151.

29. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организации, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Ин-т философии РАН, 1999. 235 с.

30. Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. М., 2000.31 .Громова Р. К типологии политического сознания россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 2. С. 11-16.

31. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 368 с.

32. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 624 с.

33. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб.: Евразия, 1993. 244 с.

34. Дерамэ П. Интернет: Культурный хаос или вектор познания? // РЖ «Философия». 1999. №2. С. 124-133.

35. Диалог и коммуникация философские проблемы (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1989. № 7. С. 3-27.

36. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Новая школа, 1996. 352 с.

37. Дмитриев A.B. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000.

38. Дмитриев A.B. Слухи как объект социологического исследования. 1995. № 1. С. 5-11.

39. Дмитриев A.B. Социология политического юмора: Очерки. М.: РОССПЭН, 1998. 332 с.

40. Дмитриев A.B. Социология юмора. М., 1996. 214 с.

41. Дмитриев А., Латынов В. Ложь в политике: причины, формы, способы выявления // Власть. 1996. № 3. С. 27-33.

42. Дмитриев A.B., Латынов В.В. Политическая коммуникация (лекция по политологии). Ростов н/Д, 1998. 20 с.

43. Дмитриев A.B., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. М.: РОССПЭН, 1997. 200 с.

44. Дмитриев A.B., Латынов В.В., Яковлев И.Г. Политика, политология, Интернет. М.: Современный гуманитарный университет, 2002. 103 с.

45. Доблаев В.Д. Власть и коммуникации в организации // Социологические исследования. 1995. № 6. С. 145-146.

46. Доценко E.JI. Манипуляции: психологическое определение понятия // Психологический журнал. Том 14. 1993. № 4. С. 132-138.

47. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социологические исследования. 1998. № 10. С. 44-50.

48. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в се-миосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 145-152.

49. Дубин Б. Зеркало и рамка: национально-политические мифы в коллективном воображении сегодняшней России // Знание-сила. 1999. № 9/10. С. 51-58.

50. Дубин Б.В., Толстых A.B. Слухи как социально-психологический феномен // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 77-81.

51. Дубин Б.В., Толстых A.B. Феноменальный мир слухов // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 17-20.

52. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. 190 с.

53. Дьюз П. Парадигмальный сдвиг к коммуникации и вопрос о субъективности: размышления о Хабермасе, Лакане и Миде // РЖ «Социология». 1997. №4. С. 11-16.

54. Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 2000. №11.

55. Желтые страницы Internet 2000: Русские ресурсы. СПб. и др.: Питер, 2000. 598 с.5 7. Захаров М.Ю. Информационная безопасность социума: социально-философское исследование. Автореф. дис. докт. филос. наук. Ростов н/Д, 1998. 46 с.

56. Зубрилин A.A., Александрова Р.И. Эмигрировавшие в Интернет // Человек. 2002. №4. С. 131-137.

57. Екадумова И. Коммуникационные и технологические аспекты PR-деятельности // http://www.polit.spb.ru.

58. Зиновьев A.A. Запад: Феномен западнизма. М., 1995.

59. Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. Том 20. 1999. № 2. С. 54-65.

60. Зобов P.A., Келасьев В.Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации. Учеб. пособие. СПб., 1997. 140 с.

61. Ибрагимов A.M. Манипулирование массовым сознанием (Социально-философский анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2001. 22 с.

62. Ивушкина Е.Б. Современная мифология: содержание и место в различных областях культуры. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999. 23 с.

63. Илизаров Б.С. Роль ретроспективной информации в формировании общественного сознания // Вопросы философии. 1985. № 5.

64. Информационная война в Чечне. М., 1997.

65. Информационные войны их прошлое, настоящее и будущее (Сводный реферат) // РЖ «Науковедение». 1998. № 4. С. 18-34.

66. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 315 с.

67. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

68. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. 688 с.

69. Каспэ И. Кривое антизеркало. «Советский» и «постсоветский» анекдот: проблемы жанровой трансформации // Новое литературное обозрение. 2000. № 3 (43). С.327-334.

70. Кассирер Э. Техника создания политического мифа // Октябрь. 1993. № 7. С.153-164.

71. Ковалева Т.И. Миф как феномен социальной реальности. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1999. 24 с.

72. Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991. 320 с.

73. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

74. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 302 с.79.Конфликтология. М., 1999.

75. Кордобовский О., Политыко С. Человек в информационном пространстве //Человек. 1998. № 6. С. 104-112.81 .Костюк В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С.101-110.

76. Кричевец А., Прохоров А. Сеть взаимовластных отношений и делибера-тивная демократия // Компьютерра. 2000. №21.

77. Кузнецов H.A., Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования // Вопросы философии. 1999. № 1. С. 77-87.

78. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов н/Д, 1997.

79. Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры (пособие для деловых людей). Ростов н/Д: Феникс, 1997.

80. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Ростов н/Д: Феникс, 1995. 416 с.

81. Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб., 1997.

82. Латынов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 12-17.

83. Лебедева М.М. От конфликтного восприятия к согласию // Политические исследования. 1996. № 5. С. 163-167.

84. Левашов В.К., Хлопьев А.Т. Как живешь, Россия? (Социологический мониторинг, ноябрь 1995 года). М.: ИСПИРАН, 1996. С. 96-102, 118-120.

85. Леонтьев A.A. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.

86. Лосенков А. Социальная информация в жизни городского населения: (Опыт социологического исследования). Л.: Наука, 1983. 102 с.

87. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1997.

88. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность // Человек. 1996. №3. С. 100-107.

89. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 25-42.

90. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. 1995. № З.С. 114-127.

91. Лурье C.B. Культурно-психологические факторы распада крестьянской общины //Человек. 1992. №4. С. 31-45.

92. Макаров А. Не слухом единым? Анатомия слуха // Рекламное измерение. 1998. № 3.

93. Мансуров Н.С. Плюрализм в исследовании общественного мнения // Но-эль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. С. 5-25.

94. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под общ. ред. Грушина Б.А., Оникова Л.А. М.: Политиздат, 1980. 446 с.

95. Массовая коммуникация в современном мире. Сборник научных трудов. М., 1991.

96. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства («круглый стол») // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 73-82.

97. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. М., 1996.

98. Ментальность россиян / Под ред. И.Г. Дубова. М. 1997.

99. Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 147-167.

100. Мошкин C.B., Руденко В.Н. Детский политический анекдот // Социологические исследования. 1995. № 7. С. 133-137.

101. Музалев В., Незнамов В. Средства массовой информации как орудие политики // Власть. 1997. № 12. С. 73-79.

102. Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 3-22.

103. Мухин A.A. Информационная война в России: участники, цели, технологии. М.: Гном и Д, 2000. 256 с.

104. Назарчук A.B. От классической критической теории к теории коммуникативного действия // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1993. № 4. С. 36-43.

105. Немчина В.И. Социокоммуникативная совместимость. Автореф. дис. канд. социол. наук. Ростов н/Д, 1997, 30 с.

106. Николаев В.Г. Классический этюд М. Глакмена о социальных функциях сплетен // РЖ «Социология». 2000. № 2. С. 120-122.

107. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия; Весь мир, 1996. 351 с.

108. Нугаев Р.Н. Смена базисных парадигм: концепция коммуникативной рациональности // Вопросы философии. 2001. № 1. С. 111-122.

109. Ольшанский Д.В. Б.Н. Ельцин на фоне массового сознания (политико-психологический портрет) // Психологический журнал. Том 13. 1992. № 4.

110. Падьоло Ж. Социальный порядок: принципы социологического анализа. Реферат О.Е Трущенко // Современные социологические теории общества. М., 1996. С. 106-126.

111. Панарин A.C. Информационные политические технологии в условиях «открытого общества» // Кентавр. 1994. № 2. С. 30-38; № 3. С. 37-50.

112. Парк Э. Новость как форма знания // РЖ «Социология». 2002. № 1. С. 96-115.

113. Парфенов А.И. Миф в структуре политического сознания современного общества. Автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов, 1997. 15 с.

114. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 301 с.

115. Пивоев В.М. Функции мифа в культуре // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1993. № 3.

116. Покида Н.И. Слухи и их влияние на формирование и функционирование общественного мнения. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1990.

117. Попкова О.В. Природа слухов и их влияние на формирование общественного мнения. Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратов, 1999. 19 с.

118. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000. 352 с.

119. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1999. 624 с.

120. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. 349 с.

121. Разуваев В.В. Политический смех в современной России. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. 264 с.

122. Remo. О сетевых слухах // www/computery/m/upgrade/.

123. Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1984. 143 с.

124. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1990. № 5. С. 3-16.

125. Руденко В.H. Политическое граффити // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 50-55.

126. Рязаев A.B. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1993. 212 с.

127. Савченко JI.A. Социология повседневности. Ростов н/Д, 2001.

128. Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте // Философская и социологическая мысль. 1993. №1.

129. Сиверцев М.А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. №5. С. 76-87.

130. Ситарам К., Когдел Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. №5. С. 100-107.

131. Скороходова A.C. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал. Том 19. 1998. № 1. С. 144-154.

132. Скрябина Л.И. Информация и общество: социологический аспект: Метод. аспект. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. 35 с.

133. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

134. Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. 461 с.

135. Социальная психология / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шер-ковина. М.: Политиздат, 1975. 319 с.

136. Социокультурное пространство диалога. М., 1999. 221 с.

137. Столяренко Л.Д. Трансформация массового сознания россиян транзитивном обществе. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2000. 287 с.

138. Стора-Шандор Ю. Юмор и самоидентификация // Человек. 1996. № 3. С. 180-185.

139. Тарасенко В. Что такое организация? Подходы Никласа Лумана и ау-топойезис // Городское управление. 2000. № 7. С. 28-32.

140. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации // Социологические исследования. 1997. № 11. С. 25-31.

141. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. 1998. №1.

142. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации (Принципы измерения языковой вариативности). М.: Наука, 1989. 151 с.

143. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

144. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.

145. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. 380 с.

146. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Моск. унта. Сер. 7. Философия. 1993. № 4. С. 43-63.

147. Хахулина JI. Социальное неравенство в российском обществе: мнения и оценки // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. №4.

148. Хлопьев А.Т. Кривые толки России // Социологические исследования. 1995. № 1.С. 21-33.

149. Цаголова P.C. Обоснование социологии коммуникации как научной дисциплины // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. №4. С. 84-90.

150. Цаголова P.C. Социология коммуникации как учебная дисциплина // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 3. С. 27-32.

151. Цой JI.H. Конфликтное содержание в коммуникации // Мир психологии. 2000. № 2. С. 26-33.

152. Цурина И.В. Проблемы социального порядка: на стыке модерна и постмодерна (Сводный реферат) // Современные социологические теории общества. М., 1996. С. 141-161.

153. Цыганков П.А. Джон Бёртон о конфликтах и сотрудничестве в мировом обществе // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2. С. 214-217.

154. Чугунов A.B. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий. Автореф. дис. канд. полит, наук. СПб., 2000.

155. Чудинова И.М. Политические мифы // Социально-политический журнал. 1996. № 6. С. 122-134.

156. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 52-61.

157. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. 215 с.

158. Шнирельман В. Этногенетические мифы и этнополитика // Власть. 1999. №4. С. 55-61.

159. Ячин С.Е., Орлова М.Ю. Диалог как коммуникативный режим // Человек. 2001. №5. С. 142-148.

160. DeVito J. Human Communication. N.Y., 1994.

161. Kapferer J.N. Rumers. Le plus vieux media du monde. P., 1987. 320 s.