автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Немецкая романтическая литературная баллада, I половина XIX века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Петривняя, Елена Капитоновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Немецкая романтическая литературная баллада, I половина XIX века'

Текст диссертации на тему "Немецкая романтическая литературная баллада, I половина XIX века"

/> / ,

/ ,

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ПЕТРИВНЯЯ Елена Капитоновна

НЕМЕЦКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ БАЛЛАДА

I половины XIX века (К. БРЕНТАНО, Э. МЕРИКЕ)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Специальность 10.01.05 - литературы народов Европы, Америки и Австралии

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор О. Л. МОЩАНСКАЯ

НИЖНИЙ НОВГОРОД 1999

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ ............................................................... 3

ГЛАВА L ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ЖАНРА НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ БАЛЛАДЫ

конца XVIII - начала XIX века .................................... 25

ГЛАВА И. БАЛЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО К.БРЕНТАНО: ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ БАЛЛАДЫ И СУБЪЕКТИВНОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО ............................................. 84

ГЛАВА III. БАЛЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Э.МЕРИКЕ:

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ БАЛЛАДНОЙ

ФОРМЫ ................................................................... 136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................... 177

БИБЛИОГРАФИЯ 190

ВВЕДЕНИЕ

Предмет исследования данной работы - поэтика жанра немецкой литературной баллады в творчестве Клеменса Марии Брентано (Clemens Maria Brentano, 1778 - 1842) и Эдуарда Мёрике (Eduard Mörike, 1804 -1875), выдающихся представителей романтизма в Германии.

В нашем исследовании мы стремимся определить роль романтического мироощущения в формировании и расширении художественных возможностей жанра баллады, выявить внутреннюю логику развития балладного жанра, обусловленную динамикой самой действительности и вырабатываемого ею сознания.

Поскольку работа имеет два основных аспекта: аспект специфики романтического мироощущения, оригинально проявившегося в балладах гейдельбергского (К. Брентано) и швабского (Э. Мерике) поэтов, творчество которых соответствует разным периодам развития романтизма в Германии, а также аспект эволюции балладного жанра, - сделаем два эскизных отступления. Первое - с целью введения в общие проблемы романтизма. Второе - чтобы яснее очертить круг вопросов, касающихся поэтики немецкой баллады.

Романтизму - идейно-художественному направлению, проявившемуся в философии, эстетике, искусстве, - принадлежит важное место в западноевропейской и, в частности, в немецкой культуре первой половины XIX века. В искусстве романтизм дал особенно яркие и плодотворные результаты. С ними связаны существенные изменения, которые произошли в эстетических идеалах и в самой художественной практике на рубеже XVIII-XIX веков.

О сущности этого направления, о его художественной природе и специфике споры в литературном мире ведутся давно, и начались они еще в

начале XIX века, в эпоху становления и утверждения нового мироощущения. Полемика эта обусловлена сложностью и противоречивостью самого явления романтизма. В решении проблемы возникало немало выводов, не убедительных по самой своей сути.

Так, в науке имел место вульгарно-социологический подход к романтизму как искусству, уводящему от действительности в мир произвольной фантазии художника, то есть антиреалистическому в своей сущности. В соответствии с противоположной точкой зрения, ценность романтического произведения (или творчества художника-романтика как целостного феномена) ставилась в прямую зависимость от присутствия в нем другого, реалистического способа отражения бытия; иными словами, художественный объект романтического искусства полагали тем более значительным, чем отчетливее проявлялся в нем элемент классического (критического) реализма. (Заметим в скобках: по отношению к К. Брентано и Э. Мерике обе научные тенденции оказываются достаточно актуальными, о чем конкретнее мы скажем ниже). Между тем правдивое отражение существенных сторон действительности присуще самому романтизму.

Определенное распространение имела концепция, в основе которой лежало безусловное противопоставление романтизма классицизму. Так, немецкий исследователь Ю. Петерсен (Petersen J.) приводит следующую, традиционную для зарубежного искусствознания схему сопоставления (противопоставления) романтизма и классицизма:

Классицизм Романтизм

Неизменный покой. Вечное движение.

Единство, расчлененное на Единство, нерасчлененное и

множество непрерывно текучее.

Пластическая законченность, Живописная безграничность

замкнутость.

в неисчерпаемых преобразованиях.

Чувство настоящего,

Томление без цели, границы и предмета.

современного.

Жизненный образ.

Арабеска; музыка, ставшая зримой.

(154, Б. 101).

Акцент ставился на пессимистических чертах мировосприятия романтиков, на их субъективистской ограниченности, рефлексии; объективная панорама романтического искусства оказывалась деформированной. Этот ракурс исследования проявился, в частности, в литературоведческих работах отечественных ученых советского периода (например, в монографии В. Ванслова «Эстетика романтизма», -принадлежащей к числу значительных обобщающих работ о романтизме и имеющей значительную ценность, несмотря на внесенные временем некоторые концептуальные поправки). (214).

В настоящее время оценка романтизма стала более дифференцированной. Различные его тенденции рассматриваются в соответствии с историческими периодами развития, национальными школами и крупными художественными индивидуальностями.

Самое же существенное - романтизм оценивается в борьбе противоположных тенденций внутри него самого, с учетом изменений, происходивших в процессе его собственного развития.

Теоретическая концепция романтического искусства оформилась в среде немецких эстетиков и писателей в середине 90-х годов XVIII века. Наиболее крупными теоретиками и художниками нового направления были братья Август и Фридрих Шлегели, Новалис, Л. Тик, В Вакенродер,

составившие ядро иенского романтического кружка, сложившегося в 17981802 годах, а также философы И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, теолог Ф .Шлейермахер.

"Теоретические философско-эстетические искания ранних немецких романтиков, - справедливо указывает А.С.Дмитриев, - заложили прочную и широкую основу новым по сравнению с веком Просвещения принципам художественного видения и отражения жизни" (245, С.5).Действительно поэты и писатели-романтики развили и продолжили начинания Гердера, Бюргера, Гете, Шиллера; обогатили немецкую культуру, а также культуру других стран. Наряду с английскими поэтами озерной школы немецкие романтики - представители иенского литературного кружка стояли у истоков романтического движения в Европе.

Тонкая культура чувства, психологической правды, эмоционального богатства, составляющая одну из сильных и ярких сторон романтического искусства, многогранно раскрылась в романтической лирической поэзии, выдвинув таких лириков, как Гельдерлин, Новалис, Брентано, Эйхендорф, Мерике, Уланд, Гейне - поэтов, воплотивших в своих произведениях самые глубинные проблемы человеческого сердца и духа.

Романтизм был порожден бурными событиями и глубокими изменениями общественной жизни. Он явился результатом надежд и разочарований в возможностях разумного преобразования общества на основе принципов свободы, равенства и братства. Романтики надеялись, говоря словами Брентано, создать "свободное государство, когда законы сами прекратят свое существование " (252, С. 96).

"Мир романтизма - это преимущественно духовный мир героя", -знаменитая формула В. Г. Белинского (204, Т. 7 , С. 146) раскрывает еще одну важную черту романтического типа художественного мышления, сосредоточивающего основное внимание на внутреннем мире человека.

Изображение реального конкретного бытия служит лишь дополнительным средством раскрытия субъективного духовного мира человека.

Обрисовав в общих чертах важнейшие, с нашей точки зрения, черты романтизма как специфического мироощущения и как художественного направления, абрисно очертим проблему эволюции балладного жанра в немецкой романтической поэзии (проблема эволюции немецкой баллады всей предшествовавшей Брентано и Мерике немецкой балладной традиции мы рассмотрим в главе первой нашего исследования).

Баллада не принадлежит к числу жанров, привлекших особенное внимание иенских романтиков; раннеромантический период в истории немецкой литературы представлен ограниченным числом произведений балладного жанра. Однако говорить о совершенном пренебрежении балладой членами иенского кружка безосновательно. Баллады на античные сюжеты («Адонис», 1789, «Ариадна», 1790, «Арион», 1792, «Пигмалион», 1792), а также написанная под влиянием балладного творчества Шиллера баллада «Фортунат» принадлежат перу А. Шлегеля. Ф. Шлегелем написаны баллады «Утонувший замок» и «Карлики», Л. Тиком -баллада «Знаки в лесу».

Основное настроение баллад ранних романтиков - элегическое. С жанровой точки зрения они близки романсу (вопрос о балладе и романсе рассматривается нами в главе I данной диссертации).

Определенный след иенские романтики внесли и в теоретическое осмысление баллады, хотя относительно развернутые суждения в связи с балладным жанром высказывает лишь Август Шлегель, исследуя проблемы сходства и различия баллады и романса и делая вывод об идентичности названных жанров. (171)

Баллада в «средний» (гейдельбергский) период развития романтизма в Германии привлекает гораздо больший писательский интерес, нежели в

ранний (иенский) период. Гейдельбергская культура является новым этапом немецкой романтической идеологии. Гейдельбергские романтики огромное внимание уделяют изучению национальной истории, национальной культуры. Именно в этот период времени появляются подлинные сокровища немецкой народной поэзии и прозы: А.ф. Арним и К. Брентано публикуют народные песни «Волшебный рог мальчика», которые Г.Гейне в «Романтической школе» называет «чарующими цветами немецкого духа»(234, С.266); братья Вильгельм и Якоб Гримм собирают и издают «Детские и семейные сказки». В жанре литературной баллады создают свои произведения К. Брентано, Й. фон Эйхендорф.

В балладах Эйхендорфа появляется типичный для всей романтической литературы образ странника (см. баллады «Печальный охотник», «Разговор в лесу», «Пленник»), но более всего удаются ему образы природы. Природа для поэта - воплощение идеальной жизни; тоска по утраченной гармонии с природой определяет эмоциональный строй баллад Эйхендорфа. (подробнее о поэзии Й. фон Эйхендорфа в исследовании Е.Р. Ивановой) (256).

В балладах романтического поэта Л. Уланда оживает историческое (реальное и легендарное) прошлое; излюбленная эпоха для Уланда -Средневековье. Мир средневекового рыцарства, исполненного доблести и героики, чести и благородства, возвышенной поэзии и одухотворенной любви тонко воссоздан поэтом в балладах «Маленький Роланд», «Меч Зигфрида», «Проклятие певца», «Бертран де Борн». (Изучению балладной поэзии Л.Уланда посвящено исследование А.А.Гугнина)(239).

Существенно иным по сравнению с иенским и гейдельбергским предстает перед исследователем художественный мир поэтов -представителей позднего немецкого романтизма, к которым принадлежат, в частности, самые «балладные» авторы этого периода: Э. Мерике и А. фон Дросте-Хюльсгоф. Вторая треть XIX века - время, когда ими были созданы

наиболее значительные произведения, - связана с обострением идейной борьбы в немецком искусстве. Никогда литература не обнаруживала одновременного развития такого множества литературных группировок разной ориентации, как в это время. Национальные черты, местный колорит, историческая конкретность произведений романтиков второго поколения подготовили переход немецкой литературы на новые реалистические позиции. Романтизм на позднем этапе выдвигает ряд писателей, чьи имена вошли в историю немецкой и мировой литературы, такие, как А.ф. Шамиссо, Г. Гейне. Примерно в это же время развертывается деятельность представителей « Молодой Германии», которые настойчиво проводили мысль о необходимости отражения в искусстве реальной действительности. Один за другим из печати выходят программные манифесты «Эстетические подходы» Л. Винбарга (1834), «Протестанство и романтизм» А. Руге и Т. Эхтермейера (1838 - 1840), по существу, откровенно антиромантические; критикуя идейно-художественную систему романтизма, авторы, однако, не предлагают альтернативы, иногда пессимистически констатируя наступивший в Германии духовный кризис.

Баллады поздних романтиков отражают противоречивость духовных устремлений своей эпохи. Наследуя традицию предшественников, Мерике и Дросте-Хюльсгоф создают глубоко оригинальный, созвучный их неповторимому времени поэтический мир.

Историческая поэтика жанра немецкой баллады разрабатывалась, в частности, в немецком литературоведении. Среди исследований германских филологов необходимо назвать диссертацию Г. Шольца (Scholz G. Die Balladen der deutschen Frühromantik, 1935) (166), где ученый определяет литературно-историческое положение ранне-романтических баллад, выделяет их типичные приметы и особенности.

Шольц указывает источники, питавшие раннюю романтическую балладу. Ими, по мнению немецкого исследователя, является балладное творчество Бюргера, Гер дера, Шиллера , а также испанские романсы.

Влияние народной баллады, считает Г. Шольц, на начальном этапе развития жанра романтической литературной баллады (представленном в творчестве таких писателей, как А. В. Шлегель, Фр. Шлегель, JI. Тик) было незначительно, поскольку знаменитое собрание немецких народных песен "Волшебный рог мальчика содержащее подлинные сокровища немецкого народного фольклора - еще не появилось.

Ценными представляются не только общеисторические, но и более частные аспекты работы немецкого исследователя. Так, Шольц рассматривает теоретические высказывания А. В. Шлегеля и Фр. Шлегеля, затрагивающие вопросы определения жанра баллады и романса. Существенно, что ученый анализирует конкретные аспекты балладной поэтики, в частности, фоническую, метрическую, стилистическую, образно-сюжетную композицию баллад раннего романтизма.

Одним из фундаментальных трудов, посвященных проблемам возникновения и развития немецкой народной и литературной баллады, является монография В. Кайзера (Kayser W. Geschichte der deutschen Ballade, 1936) (120). Ученый рассматривает эволюцию жанра баллады от эпохи Средневековья до XX столетия, учитывая динамику историко-литературного процесса. В. Кайзер создает классификацию, выделяя основные виды балладной поэзии по тематическому признаку. Безусловно, ценная с научной точки зрения, данная работа содержит, быть может, единственный, но серьезный недостаток: исследование В. Кайзера имеет ярко выраженный националистический характер. Автор утрированно стремится показать, что немецкая баллада - это исключительно немецкий, национально замкнутый жанр поэзии, берущий начало лишь от одного источника: от древнегерманского эпоса.

Волна интереса к жанру баллады возникает в немецком литературоведении примерно с середины XX века. Появляется большое количество работ общего характера, изучающих историческую поэтику немецкой баллады, эстетику балладного жанра с точки зрения динамики литературно-исторического процесса, делаются попытки создать цельную и фундаментальную теорию балладного жанра. Самыми значительными нам представляются исследования П. Ланга (Lang Р. Die Balladik. Geschichte der Ballade. Ästetik der Ballade, 1942) (132), Р. Шнайдера (Schneider R. Theorie der Ballade, 1956) (164), В. Мюллер-Зайделя (Müller-Seidel W. Die deutsche Ballade. Umrisse ihrer Geschichte. In: Wege zum Gedicht, 1968) (142),Г. Кепфа (Köpf G. Die Ballade: Probleme in Forschung und Didaktik, 1976) (126), Г.Лауфхутте (Laufhütte H. Die deutsche Kunstballade: Grundlegung einer Gattungsgeschichte) (133 ).

Работы, посвященные романтической немецкой балладе, носят, однако, излишне обобщенный характер и не создают предпосылок для углубленного изучения отличительных особенностей балладного творчества конкретного автора. В частности, в названных трудах лишь незначительное место уделяется балладному жанру в поэзии К. Брентано и Э. Мерике. Авторы исследований ограничиваются кратким комментарием и названием одного - двух самых известных произведений указанных поэтов.

Мы считаем, что эволюция жанра баллады может быть прослежена более основательно, если рассматривать ее не только обобщенно, но и на примерах конкретного творчества отдельных писателей (то есть монографически). Концентрация внимания на привлекаемом материале балладной поэзии немецких романтиков К. Брентано и Э. Мерике, несмотря на дифференцированный подход к изучаемым художественным произведениям, позволяет отчетливо определить своеобразие и неповторимость балладного творчества каждого из авторов и

одновременно проследить весь путь развития немецкой романтической баллады, выявляя исторический характер эволюции данного жанра.

Особенно подчеркнем: сравнительно-сопоставительный анализ баллады у К. Брентано, являющегося ярким представителем немецкого литературного романтизма среднего (гейдельбергского) периода, и баллады у позднег�