автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Ницшеанство в России на рубеже XIX-XX веков
Текст диссертации на тему "Ницшеанство в России на рубеже XIX-XX веков"
Л '
? * >' I' л 1' -
? ..Г 1 .1- _..... # 3
} !■ : Г У ¡7
ч -. '
/
Мурманский государственный техническим университет
на правах рукописи
Рыбкин Владимир Романович
Ницшеанство в России на рубеже Х1Х-ХХ веков
специальность 09.00.03 -история философии
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Гошевский В.О.
Мурманск 1998
Содержание
Введение 3
Глава! Философия Ф. Ницше в контексте духовной жизни
России конца XIX - начала XX века 10
§ 1. Судьба философского наследия Ф. Ницше 10
§ 2. Предпосылки восприятия идей Ницше в России 24
§ 3. Кризис европейской цивилизации и распространение идей Ницше в России в 90-х гг. XIX -первом десятилетии XX в. 35
Глава И. Философия Ницше и русская философия и социальная
мысль России 58
§ 1. Проблемы "сверхчеловека" и "дионисийства" в центре религиозно-философской интерпретации идей Ницше 58 § 2. Ницшеанство и антиницшеанство в социальной философии 89
§ 3. Феномен "ницшеанского марксизма" 98
Глава III. Философия Ницше и русская художественная культура 125
§1. "Дионисийский вызов" в эстетике символизма 125
§2. Ницшеанство и русское искусство 137
Заключение 157
Список использованных источников и литературы 165
г
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Переживаемая нашей страной эпоха социальных катаклизмов, переоценка всех и всяческих ценностей, кардинальное изменение стиля жизни требует переосмысления предшествующего опыта, обращения к тому кругу идей, которые возникают в период духовного кризиса и во многом определяют культурно-интеллектуальную ситу-цацию не только своего времени, но и предвосхищают последующую философскую проблематику. В этом смысле ницшеанский ренессанс, отмеченный в русской культуре конца XX века, выглядит достаточно закономерно. Действительно, идеи немецкого мыслителя, и прежде всего идея сверхчеловека, вызывают живой отклик у наших современников, позволяют задаться вопросом о путях собственной культуры, определить место человека в мире, предугадать его судьбу. Однако, следует отметить, что эта волна ницшеанства отнюдь не первая. Возникший в России около ста лет назад философский отклик на появление первых произведений Фридриха Ницше представляет значительный интерес. Конец XIX - начало XX века - эпоха культурного перелома, появления новых социо-культурных ценностей, разрушение прежних жизненных стандартов. Безусловно, следует видеть дистанцию, отделяющую ту эпоху от нынешней, тем не менее, опыт философского диалога может помочь определиться в культурных тенденциях современности.
Проблемы восприятия идей Ницше в России в конце XIX - начале XX вв. до настоящего времени не полностью исследованы с историко-
философских позиций, отсутствует концептуализация по данной теме. В
/
существующих работах, как правило, преимущественное внимание уделяется отдельным сторонам учения немецкого философа в отечественной философии и литературе. Частично остаются в тени либо вообще не рассматриваются вопросы влияния ницшеанства на русскую культуру. Все это провоцирует разнообразные идеологические манипуляции как в западной , так и отчасти в советской и постсоветской литературе, что также требует их критического осмысления.
Таким образом, изучение философского, литературного и художественного наследия русской общественной мысли находится на том рубеже, когда требуется обобщенное освещение проблемы восприятия идей Ницше в русской философии, проверка теоретических и методологических принципов, разработанных современной историко-философской наукой, и применения их к анализу характера распространения ницшеанства в России.
Состояние научной разработки темы. Проблема восприятия идей Ницше в России в истории отечественной философии привлекла внимание русских мыслителей фактически одновременно с проникновением и распространением взглядов немецкого мыслителя. Значительную ценность представляют взгляды русских марксистов (A.M. Коллонтай, A.B. Луначарский, Г.В. Плеханов, А. Богданов, Л.Д. Троцкий), а также деятелей литературы и
искусства (А. Белый, A.A. Блок, В .Я. Брюсов, A.M. Горький, 3. Гиппиус, Вяч. Иванов, А.Н. Скрябин). Ценные идеи о восприятии взглядов Ницше содержатся в высказываниях Р.И. Иванова-Разумника, Н.К. Михайловского, A.C. Скабичевского. Оригинальный анализ представляют работы представителей русской религиозной философии (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк). Следует отметить, что конкретный анализ имеющейся литературы показывает, что целостная характеристика восприятия идей Ницше в России еще ждет своей разработки и детального исследования. В работах отечественных историков философии освещаются общие условия и конкретно исторические особенности возникновения близкой к ницшеанской озабоченности судьбами цивилизации (Ю.Н. Давыдов, В.А. Кувакин, А.И. Новиков, A.B. Перцев, Г. Фридлен-дер)1; дается общая характеристика взглядов представителей русской религиозной мысли в контексте восприятия идей Ницше (A.A. Ермичев, С.Н. Савельев, Н.С. Семенкин. Синеокая Ю.В.); исследуются отдельные проблемы воздействия идей Ницше на процесс формирования эстетических и художественных позиций деятелей литературы и искусства на рубеже XIX-XX веков (В.Ф. Асмус, В.Н. Дуденков, И .Я. Цвик, Н.И. Шашков)2. Значитель-
1 Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. - М., 1982. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. - Л.: Лениздат, 1972.
Перцев A.B., Новиков А.И. Ницшеанство в России: Философия в судьбе общества. // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. - Екатеринбург, 1995. - С. 11-13. Фридлендер Г. "Достоевский и Фридрих Ницше" в сборнике "Достоевский и мировая литература".
2 В.Ф.Асмус. Эстетика русского символизма. В книге "Вопросы истории эстетики" - М., 1968. Дуденков В.Н. Философия и модернизм. Критика энтигуманизма и эстетизма в России рубежа XX в. ЛГУ.: 1984.
Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX в. ЛГУ., 1984.
Семенихин Н.С. Философия богоискательства. М., Политиздат, 1986.
Синеокая Ю.В. Философия Ф. Ницше в России. Автореферат диссертации. М., 1996.
ный интерес представляют работы зарубежных авторов, посвященные проблемам восприятия идей Ницше русской религиозной философией, в частности; работы Дж. Клайна "Религиозная и антирелигиозная мысль в России" и Михайло Михайлова "Великий катализатор: Ницше и русский неоидеализм".3 В европейской а также и американской литературе восприятию идейного наследия Ницше в России посвящено немало специальных исследований. В 1983 и в 1988 годах в Фордхамском университете (Нью-Йорк, США) были проведены международные конференции, итогом которых стал выпуск сборников "Ницше в России" ("Nietzsche in Russia", ed. by В. Rosenthal, Princeton University Press, 1986) и "Ницше и Советская литература: союзник и противник" ("Nietzsche and Soviet Culture: ally and adversary", ed. by B.Rosenthal, Cambridge University Press, 1994).
Отражая различные аспекты проблемы личности в трактовке восприятия идей Ницше в России, имеющиеся исследования, естественно, не могут претендовать на завершённый анализ интересующей нас темы. Тем не менее, существует большой эмпирический материал, который необходимо осмыслить как базу для воссоздания объективной картины того сложного процесса, который охватил ряд десятилетий в истории русской общественной мысли.
Цвик И.Я. Религия и декадентство в России. Кишинев, 1985. Шашков Н.И. Этические воззрения Г.В. Плеханова. - Кишинев, 1987.
л
0 G.I. Kline. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. The University of Chicago press, 1968. Михайло Михайлов. Великий катализатор: Ницше и русский неоидеализм. // Иностранная литература. 1990, № 4.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является выяснение характера восприятия идей Фридриха Ницше представителями различных направлений отечественной философии, литературы, искусства; выявление особенностей отношения каждой философской традиции через призму идей немецкого мыслителя к возможностям преобразования российской действительности; рассмотрение социально-политических и идейно-теоретических факторов, способствовавших распространению идей Ницше в стране. В целях исследования:
- рассматриваются особенности культурной ситуации в России конца XIX века, подготовившие условия для восприятия идей Ницше в России;
- определяются наиболее характерные направления отечественной философии во взаимосвязи с критическим отношением к идеям немецкого философа;
- критически обобщается опыт идейной борьбы российских марксистов против индивидуализма ницшеанства;
- вырабатывается цельное представление о характере ницшеанского нигилизма в отечественной эстетике и искусстве.
Методология и источники исследования. Основой исследования является сравнительно-исторический метод, системный подход в выявлении социально-культурной и теоретической детерминации философских учений, взаимосвязь исторического и логического. Теоретической основой исследования являются труды классиков русской философской мысли, кото-
рые имеют непосредственное отношение к теме диссертации. Используются работы современных отечественных и зарубежных философов по различным аспектам указанной проблемы. Особое внимание уделяется работе с текстами Ницше. Источником служили научные издания текстов на русском и немецком языках.
Научная новизна и практическая значимость исследования обуславливаются самой постановкой проблемы и ее актуальностью в решении ряда мировоззренческих вопросов.
1) Предпринята одна из первых попыток целостного исследования процесса восприятия идей немецкого мыслителя Фридриха Ницше в русской философии и культуре на рубеже Х1Х-ХХ веков. Особенности и закономерности распространения ницшеанства в России автор рассматривает как специфическое отражение кризиса классической буржуазной идеологии;
2) В исследовании предпринята попытка анализа предпосылок, обусловивших идейные искания, характеризуемые как ницшеанский нигилизм, свойственные как для Германии середины XIX века, так и для России конца XIX века.
3) Обращается внимание на противоречивость процесса становления русской духовной традиции, ориентированной, с одной стороны, на самобытность культурно-ментального пространства России, ее невписывае-мость в европейскую традицию, с другой, - во многом зависимого от во-
просов, возникших в интеллектуальной атмосфере Европы, в том числе и вопросов, поставленных Ницше.
4) Отмечается, что русская религиозная философия, самостоятельно искавшая пути духовного освобождения человека, во многом восприняла идеи Ницше как своеобразную точку отсчета в становлении новой системы ценностей. Делается вывод, что русская религиозная философия прямо противоположна ницшеанскому нигилизму.
5) Автор исследует особенности анархо-индивидуалистического нигилизма, теоретиком которого был Ницше, как особой формы теоретиче-ско-философского и эстетического сознания. Вскрываются причины глубоко противоречивого отношения русских деятелей литературы и искусства, с одной стороны, к декадентству с его культом эстетического индивидуализма, эстетизацией мелочных деталей, с другой, - к призывам Ницше превратить "больную" декадентскую романтику в "здоровую" дионисийскую романтику действия, волюнтаристского активизма, "оздоровления жизни".
6) Анализируется феномен ницшеанства в России, как объект внимания представителей революционного направления марксизма, неоднозначность оценок ницшеанских идей для революционного движения рабочего класса, стремление найти новые подходы к процессам формирования общественного сознания на рубеже двух веков , что позволяет осветить новые грани революционного самосознания. Не ограничиваясь традиционной критикой идей Ницше, сложившейся в рядах левой социал-демократии
Германии, автор предлагает рассмотреть и позицию сторонников российского революционного марксизма, видевших во взглядах немецкого мыслителя приемлемые элементы анализа буржуазного общества.
7) В диссертации вводятся в научный оборот имена и идеи представителей отечественной философии в контексте восприятия идей Ницше в России.
Основные положения работы могут быть использованы при разработке специальных курсов, а также послужить основой для чтения лекций по истории русской философии, культурологии, истории отечественной культуры.
ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ Ф. НИЦШЕ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
§ 1. Судьба философского наследия Ф. Ницше
Философское творчество Фридриха Ницше (15 окт. 1844 г. - 25 авг. 1900 г.) - крупнейшего философа, филолога, историка, музыканта, блестяще образованного человека, наделенного литературным и пророческим даром - многогранно и многосторонно. "Едва ли существовало какое-либо явление, - писал К. Ясперс, - о котором Ницше ничего не сказал бы. По его трудам можно составить подборки почти обо всем, великом и малом, - о государстве, религии, морали, науке, искусстве, музыке, природе, жизни, болезни, труде, мужчине и женщине, любви, браке, семье, о народах, веке, истории, исторических личностях, современных, новейших проблемах фило-
и
софии. Возможно, эти подборки в отдельных случаях имеют больший или меньший вес..."4
Реакция на идеи Ницше в России была бурной, противоречивой, она захватила выдающиеся умы и затронула пласты русского нравственного сознания.
Нельзя не видеть, что в последние десятилетия философия Ницше однозначно связывалась в СССР с фашистской идеологией, и это вполне соответствовало толкованию его наследия гитлеровской пропагандой. В силу такого идеологически искаженного видения ницшеанства невозможно адекватно оценить его роль в российской истории - ведь это было бы равносильно рассмотрению темы "фашизм и Россия".
Поэтому задача состояла в том, чтобы оценить роль ницшеанства в мировой культуре, не веря на слово фашистским пропагандистам, которые пытались превратить в идейных предшественников фашизма едва ли не всех немецких философов. По сути дела, в Европе никто не считает сегодня Ницше идеологом фашизма, несмотря на наличие в его работах некоторых мотивов, которые можно было бы при желании истолковать в этом духе. Исследователи справедливо указывают на наличие в его учении таких мотивов, которые совершенно не могут быть совместимы с фашистской (национал-социалистической) идеологией. Кроме того, следовало разрушить еще один утвердившийся в массовом сознании миф - о том, что Ф. Ницше - враг христианства. И необходимо согласиться с мнением Свасьяна К.А., что "когда Ницше бранит историческое христианство, когда в спазматическом пароксизме страсти он тщится примерить даже маску Антихриста, смысловая деформация текстов не выглядит еще столь необратимой, чтобы нельзя было рассчитывать на возможность обратной дешифровки".5
4 Полонский Г.Я. Фридрих Ницше как философ культуры: [Вступ. ст.] // Риль А. Фр. Ницше как художник и мыслитель. С. 5.
5 Ницше Фр. Сочинения. В 2-х т. Свасьян К.А. Вступительная статья. Фридрих Ницше: мученик познания. - М.: Мысль, 1990. Т. 1. - С. 30.
Естественно, в научный оборот вовлечены десятки публикаций (отдельные издания и статьи в периодической печати России), которые позволяют в полной мере оценить разнообразие влияния ницшеанства на российскую культуру, идеологию и политику. В их числе - статья историка Е. Тарле (Вестник Европы, 1914), где автор говорит об использовании идей Ницше различными политическими мыслителями; книга Ф. Куклярского "Осужденный мир. Философия человекоборческой природы" (СПб., 1912), где сделана, в частности, попытка сопоставить русского и немецкого мыслителей; публикации И.П. Слободского6, E.H. Трубецкого, А. Яугерт7, Н.И. Герасимова8, Н.Д. Тихомирова9.
Продолжен анализ своеобразия восприятия и оценки идей Ницше различными русскими писателями, философами, социальными мыслителями. Здесь речь идет уже не о течениях, а о конкретных персоналиях, разбираются индивидуальные особенности восприятия ницшеанства В. Соловьевым, К. Леонтьевым, Г. Плехановым, А. Луначарским, Н. Бердяевым, И. Ильиным, Д. Мережковским, В. Ивановым, Н. Минским, К. Бальмонтом, 3. Гиппиус, А. Белым, A.M. Горьким.
Кроме доклада на кафедре истории философии Уральского университета, сделанного и.о. профессора A.B. Перцевым, материалы исследований
6 Слободской И.П. Ф. Ницше при свете христианского мировоззрения. - СПб, 1905. - Автор раскрывает сущность связи философии Ницше с предшествующими философскими школами, взгляды Ницше на мораль, нравственность, учение о сверхчеловеке, особо акцентирует свое внимание на отношении Ницше к религии и христианству.
7 Яугерт А. Что такое любовь: научно-психологическое исследование (по Ницше). - Владивосток: Ти-погр. "Далекая окраина", 1917. - В своем исследовании автор все время идет от самого текста Фр. Ницше и выступает не более как комментатор его. Она приходит к выводу, что для того чтобы л