автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Якуба, Оксана Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен"

На правах рукописи

ЯКУБА Оксана Витальевна

НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАК СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕНОМЕН

Специальность 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 2005

Работа выполнена на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель кандидат философских наук, доцент

Сторчак Владимир Михайлович Официальные оппоненты доктор философских наук

Элбакян Екатерина Сергеевна кандидат философских наук Петрова Виктория Владимировна

Ведущая организация - Московский государственный университет им. М.В Ломоносова

Защита состоится_2005 года в __часов на заседании диссертационного совета Д._при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г.Москва, пр-т Вернадского, 84,1 уч. корп., ауд._

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС

Автореферат разослан_2005 г.

Ученый секретарь л П

диссертационного совета Lfy В.К. Пинкевич

3

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Возникновение и распространение в современной России нетрадиционных для нее религиозных движений и организаций есть симптом кризиса исторически укорененных религиозных систем. Этот процесс стимулируется также потерей четких идеологических ориентиров и установок в обществе, сложным морально-психологическим климатом, обусловленным негативными процессами в социальной и экономической сферах. Все это способствует поиску, в том числе и, в рамках религии адекватных ответов на вызовы современности, нравственных опор в жизни общества. Определенная часть россиян находит их в идейных основах и социальной практике такой религиозной организации как Новоапостольская церковь.

Новоапостольская церковь является относительно новым религиозным феноменом в конфессиональном пространстве России, чем и обусловлена слабая его изученность. Поэтому его исследование - есть актуальная научная задача.

На сегодняшний день Международная Новоапостольская церковь (НАЦ) ведет свою проповедническую деятельность (по данным организации) в 190 странах мира и имеет 10 миллионов последователей, а в Германии является третьей по численности своих последователей. Активная миссионерская деятельность в африканских странах вызвала недовольство со стороны Католической церкви, обвиняющей Новоапостольскую церковь в прозелитической деятельности.

Несмотря на достаточно продолжительный срок своего существования и многочисленность своих адептов, для России Новоапостольская церковь является новым религиозным институтом. Недостаток информации затрудняет всестороннее и достаточно глубокое ее исследование. Конфессионально ангажированные авторы часто оценивают учение и деятельность Новоапостольской церкви предвзято, с позиции жесткой критики.

Подобные отзывы можно найти не только во многих Интернет-изданиях, но и в документах и выступлениях как представителей некоторых традиционных религиозных организаций, так и органов государственной власти. В них Новоапостольская церковь называется не иначе, как «сектантской общиной» с «лжехристианским и псевдорелигиозным» учением. Все это обусловливает актуальность научного исследования Новоапостольской церкви.

Исследование Новоапостольской церкви актуально и с точки зрения прогноза возможных перспектив ее дальнейшего распространения в России, социальной среды влияния, выстраивания отношений с другими конфессиями и обществом в целом.

Существенный научный интерес представляет выявление социальных предпосылок возникновения и канонического устройства исследуемой религиозной организации. Важное значение имеют проблемы типологиза-ции и определения места Новоапостольской церкви в системе христианских организаций. Для этого необходим анализ специфических черт ее вероучения, культа и организационной структуры.

Малоизученность и противоречивость истории Новоапостольской церкви делают актуальным объективное религиоведческое исследование специфических особенностей эволюции вероучения и деятельности этой религиозной организации в контексте истории западного и отечественного протестантизма. Поэтому особую актуальность имеет не только изучение основных положений вероучения и канонов Новоапостольской церкви, но и социально-философский анализ эволюции ее идеологии и культа.

Степень научной разработанности.

Анализ имеющейся научной и научно-популярной литературы, посвященной Новоапостольской церкви, показывает, что содержащаяся в ней информация, достаточно скудна. Во многих отечественных исследованиях, посвященных протестантизму в России, нет даже упоминаний о Новоапостольской церкви.

. ле >> К.* ¡.Ч 1« '»I4 ,

I *«</»«•• г» «л

» , ■»•(1" '

В дореволюционной литературе можно выделить работы A.C. Пру-гавина'. В них проанализированы социальные истоки вероучения Новоапостольской церкви, даются некоторые представления о богослужебной деятельности Католической апостольской общины (предшественнице Новоапостольской церкви) в Санкт-Петербурге. Кроме того, в книгах приводятся выдержки из бесед автора с первым священнослужителем петербургской общины, которые дают ценный материал для анализа социально-исторических процессов, способствовавших появлению исследуемой религиозной организации. В других изданиях отсутствуют какие-либо сведения о Новоапостольской церкви2.

Антирелигиозная политика советского государства привела к тому, что немногочисленные апостольские общины, существовавшие в 20-30-е годы на территории СССР, прекратили свою деятельность. В связи с этим в публикациях, посвященных «сектантским» организациям, нет сведений о Новоапостольской церкви3. Упоминание о предшественнице Новоапостольской церкви - Католической апостольской церкви (КАЦ) - есть лишь в работе А.Н. Чанышева4, в которой автор говорит о КАЦ как о новой форме протестантизма «неопророческого» типа.

В постсоветский период изучение Новоапостольской церкви отечественными религиоведами также практически не проводилось. В энциклопедических изданиях, учебной, справочной литературе и словарях инфор-

1 См.: Пругавин A.C. Раскол внизу и раскол вверху. - СПб., 1882.; Он же: Раскол ввер-

ху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. - СПб., 1909. 1 См.: Цветаев М. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Историческое исследование. - М., 1890; Красножен М. Иноверцы на Руси. Т. 1. Положение неправославных христиан в России. - Юрьев, 1910; Буткевич Т.И. Протестантство в России: (из лекций по церковному праву). - Харьков, 1913; Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. - М., 1995 и др.

3 См.: Бонч-Бруевич В.Д. Из мира сектантов. Сборник статей. - М., 1922; Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. - М., 1965; Гараджа В.И. Протестантизм. - М., 1971; Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. - Новосибирск, 1978; Современная религиозность: состояние, тенденции, пути преобразования. - К., 1987 и др.

4 Чаньппев А.Н. Протестантизм. - М., 1969. - С. 97.

мация об этой Церкви практически отсутствует1. Лишь в некоторых изданиях, кафедры религиоведения РАГС, о ней дается краткая информация2.

Справочный материал о Новоапостольской церкви - ее распространении в мире, структуре, о ее Управленческом центре в России - содержится в словаре «Религии народов современной России»3.

Несколько более подробная информация о Новоапостольской церкви дается в статье А. Струковой4. В ней представлен материал об организационной структуре, истории возникновения и распространения новоапостольского движения и превращении его в международную религиозную организацию. В работе также представлены некоторые сведения о первых руководителях международной Новоапостольской церкви и первых последователях этой религиозной организации в России.

Из зарубежной литературы о Новоапостольской церкви, можно выделить книгу немецкого теолога Г. Обета5. В ней содержится материал по истории исследуемой религиозной организации от момента ее создания в XIX в. до 1949 года. Слабым моментом книги можно считать скудность сведений о религиозных предпосылках возникновения Новоапостольской церкви в Западной Европе и США.

' См.: Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Митрохина J1.H. - М., 1994; Барсов Н.И. Протестантизм в России и христианство: Энциклопедический словарь. Т. 2. - М., 1995. С. 406-411; Новые религиозные культы, движения и организации в России. - М., 1998; Религиозные объединения Московской области: Справочник. - М., 1998; Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М., 2000; Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д, 2003; Лобазов О.Ф. Религиоведение: Учебник. - М., 2004 и др.

2 См.: Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. - М., 1997. - С. 237-239; История религий в России: Учебник. - М., 2004. - С. 452.

3 Религии народов современной России: Словарь/ Редкол.: Мчедлов М П. (отв. ред.), Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. - М., 1999. - С. 293, 304-305.

4 Струкова А. Новоапостольская церковь (НАЦ)// Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. 2 т. Т. 2. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. - М., 2003.-С. 400-414.

5 Obst Н. Apostel und Propheten der Neuzeit. Grunder Religionsgemeinschaften des 19-20 Jahrhunderts. - Berlin, 1981. - S. 17-155.

Указанные работы, бесспорно, представляют интерес. Однако в исследовании Новоапостольской церкви как социально-религиозного феномена сохраняются «белые пятна». Нет специального труда, посвященного комплексному исследованию НАЦ.

Объектом исследования является Новоапостольская церковь.

Предмет исследования - социальные и идейные предпосылки, возникновения и эволюции Новоапостольской церкви, ее доктрина, культовая практика и организационная структура.

Целью диссертационного исследования является комплексное исследование Новоапостольской церкви как социально-религиозного феномена.

Достижения поставленной цели, предполагает решение следующих задачи:

- проследить социальные и идейные предпосылки возникновения и эволюции Новоапостольской церкви;

- выявить влияние различных христианских течений на формирование вероучения Новоапостольской церкви, становление ее организационной структуры;

- проанализировать основные положения вероучения и культ Новоапостольской церкви, выявить их особенности в сравнении с аналогичными протестантскими установлениями;

- определить социальную базу и место Новоапостольской церкви в конфессиональном пространстве современной России.

Источниковая и эмпирическая база исследования. Основным источником по истории и современному состоянию Новоапостольской церкви в мире и в России, ее вероучению и проповеднической деятельности служат издания самой Церкви: вероучительная и церковно-историческая литература, видеозаписи, периодические издания, уставы местных и региональных организаций, а также личные наблюдения диссертанта.

Методологическая основа и методика исследования. Теоретико-методологической основой диссертации являются общенаучные принципы изучения социально-идеологических явлений: объективность, историзм, системный и комплексный подход. Комплексный характер проблемы обусловил необходимость междисциплинарного подхода к ее изучению - философского, исторического, социологического, с применением соответствующих методов исследования, основной из которых - компаративный метод.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и новизна диссертационного исследования заключаются в том, что данная работа является первым в российском религиоведении диссертационным исследованием Новоапостольской церкви как социально-религиозного феномена. В связи с этим в диссертации:

исследованы социальные и религиозные истоки, а также основные этапы организационного становления исследуемой конфессии;

проанализированы основополагающие положения вероучения, канонов и элементов культовой практики Новоапостольской церкви;

в результате сравнительного анализа выявлена доктринальная, богослужебная и каноническая специфика Новоапостольской церкви по сравнению с другими протестантскими конфессиями. На этой основе сделан вывод о том, что Новоапостольская церковь является протестантской организацией, вероучение и культ которой заключает в себе синтез элементов различных направлений христианства;

изучен социальный и национальный состав Новоапостольской церкви. В работе показано, что в настоящее время преобладающее большинство адептов исследуемой религиозной организации составляют представители городской интеллигенции, российские немцы и иностранцы.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем материалы и выводы вносят определенный вклад в развитие религиоведческого знания.

Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы научно-исследовательскими учреждениями в дальнейшей разработке проблем протестантизма, а также в процессе преподавания курсов религиоведения, культурологии и других дисциплин в высших учебных заведениях. Они также могут быть использованы в практической деятельности федеральных и муниципальных органов власти при формировании как базы данных о религиозных организациях, так и общего представления об истории, вероучении и организационной структуре Новоапостольской церкви как разновидности протестантизма в России.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изло-гались автором на международных и региональных конференциях и научно-практических семинарах.

Теоретические и практические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, представлены в научных публикациях общим объемом 2,2 п.л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура работы продиктована последовательностью решения поставленных автором задач. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается состояние ее научной разработанности, ставится цель, формулируются задачи, объект и предмет исследования, характеризуются эмпирическая база и методологические основы, сформулированы основные результаты, научная новизна и практическая значимость работы.

Первый раздел диссертационного исследования - «Социальные условия и идейные предпосылки возникновения Новоапостольской церкви» - посвящен социально-философскому анализу причин возникновения исследуемой религиозной организации в контексте эволюции протестантизма, а также влияние различных протестантских течений на формирование вероучения Новоапостольской церкви.

Возникновению новых религиозных движений на Западе в XIX веке, в целом, и Новоапостольской церкви, в частности, способствовали различные социально-экономические и политические причины. К ним относятся:

- эпоха Просвещения с идеями рационализма и скептицизма, которые во многом подрывали традиционные мировоззренческие системы и требовали новых подходов в решении религиозно-философских и теологических вопросов;

- революционные потрясения в Европе, ломка феодальных устоев способствовали переосмыслению политических основ общества, сакральных оснований государственного устройства. Все это требовало согласования протестантской этики с новыми демократическими и либеральными ценностями буржуазного мира;

- развитие капитализма на Западе, научно-технический прогресс, урбанизация - все это не способствовало социальной гармонизации. Наоборот, эти процессы только стимулировали расслоение капиталистического общества. Ответ на эти социальные вызовы верующие искали в новых ре-

и

лигиозных движениях, призывающих к социальной справедливости и следованию моральным принципам раннего христианства.

Проанализировав разные протестантские течения, автор пришел к выводу, что наибольшее влияние на зарождение и развитие Новоапостольской церкви оказало движение ривайвелизма, известное как движение за духовное возрождение «истинной апостольской Церкви». Ривайвелист-ское движение обладало всеми общими признаками религиозных «пробуждений» и «возрождений». Оно сопровождалось бурными эмоциональными проявлениями религиозных чувств. Главным орудием стимуляции «обращения» в ривайвелизме служит проповедь, которая представляет собой внешний фактор особого воздействия на верующих. Существенная особенность ривайвелистской проповеди в том, что она не столько внушает слушателям какие-либо установки, сколько продуцирует состояние напряженного внутреннего кризиса и предлагает моральные пути его решения. Но самое важное состоит в следующем: система базовых ценностей, включенная в христианское учение, фиксируется в сознании человека в качестве психологически возбудимых императивов для его последующей деятельности. По мере эволюции ривайвелизма, как внутренне активный потенциал переживаний верующего, так и высокий психологический накал собраний его сторонников становились все более сдержанными.

Еще одним течением, оказавшим воздействие на формирование мировоззренческих идей изучаемой религиозной организации явилось «Движение святости». Проповедники «святости» считали, что для спасения и истинного прославления Бога недостаточно традиционных форм богослужения. Они подчеркивали, что процесс спасения включает два переломных момента. В момент «обращения» («оправдания») человек освобождается от совершенных грехов. В момент полного «освящения» («спасения») он освобождается от заложенной в его нравствен-

ной природе склонности к греху. И в том, и в другом случае особое значение придавалось внутреннему переживанию верующего.

«Движение святости» порождало поиски новых, более мощных духовных средств борьбы за сохранение религиозной активности, что и привело к возникновению пятидесятнического учения о «третьем благословении», или крещении Духом Святым. Это учение нашло свое воплощение в одном из таинств, принятых в Новоапостольской церкви - таинстве запе-чатления или крещения Святым Духом.

Существенное влияние на вероучение Новоапостольской церкви оказало и арминианство. В частности, в нем в соответствии с арминианской концепцией решена проблема предопределения, а именно, - в духе «условного предопределения». Поэтому, в диссертационном исследовании подчеркивается, что в догматическом плане вероучение Новоапостольской церкви можно отнести не к партикулярному, а к общему протестантизму.

В исследовании отмечается, что зарождение Новоапостольской церкви началось на волне эсхатологических ожиданий XIX века в Западной Европе и США. При этом последователи новообразованной Церкви с самого ее возникновения придерживаются концепции премилле-наризма. Согласно данной теории, «Царство Христово» ознаменуют страшные катаклизмы. Они верят, что перед возвращением Христа на землю будут знамения - войны, голод, землетрясения, отступничество, явление Антихриста, великая скорбь, и только затем Евангелие будет проповедано всем народам. Эти события завершатся Вторым пришествием, после чего воцарятся мир и справедливость. В связи с этим, богословы Новоапостольской церкви считают, что их деятельность приближает «Тысячелетнее Царство Христово».

В конце раздела автор делает вывод о том, что догматической основой Новоапостольской церкви являются как некоторые традиционные положения протестантизма, так и идеи движения «пробуждения», характер-

ные для Западной Европы и США во второй половине XVIII - первой половине XIX веков.

Во втором разделе - «Основные этапы формирования Новоапостольской церкви» - рассматриваются этапы формирования и процесс ин-ституциализации новой религиозной организации.

В результате проведенного исследования выявлено, что Новоапостольская церковь берет свое начало на территории Англии и Шотландии в первой половине XIX столетия в широком движении за возрождение церкви путем восстановления института апостольства. Одним из организаторов этого движения был Эдвард Ирвинг, священник Шотландской пресвитерианской церкви.

Анализ исследуемых источников позволяет говорить о том, что новым движением были охвачены разные социальные слои населения: если в Шотландии в нем принимали участие, прежде всего, крестьяне и городские низы, то в Англии (в том числе Лондоне) к нему примкнули представители состоятельных и образованных слоев населения. Здесь были священники, офицеры, государственные деятели, судьи, адвокаты, врачи. В новое движение включались также и целые общины конгрегационистов, баптистов и представители иных конфессий.

Уже тогда это новое религиозное течение исповедовало идеи, отличные от традиционных для этих регионов конфессий. Его последователи утверждали, что они получили от Святого Духа глоссалии и пророчества, в которых говорилось о скором пришествии Христа и о том, что Бог посылает новых апостолов, чтобы подготовить это пришествие.

31 октября 1832 года, согласно одному из первых таких пророчеств, на служение Церкви апостолом был «призван» Джон Бейт Кардейл. С этого момента 1832 год считается началом истории Католической апостольской общины (КАО) - первоначальное название Новоапостольской церкви. Согласно учению КАО, как и в первоапостольские времена, апостолов должно было быть двенадцать, а ее название должно подчеркивать то, что

речь идет о Церкви, которая возрождена последователями первых апостолов, и она практически ничем не отличается от раннехристианской. Избрание остальных апостолов состоялось в период с 1832 по 1835 гг. К этому же времени была создана и структура руководства в виде иерархии, во главе которой стояли апостолы. Ниже в структуре этой иерархии стояли пророки, евангелисты и пасторы и др.

Для формирования вероучения руководством организации было решено ознакомиться со всеми существующими христианскими конфессиями и взять из каждой лишь то, что вполне согласуется с буквальным смыслом Священного Писания. Для этого христианский мир был разделен на 12 регионов, каждый из которых был закреплен за апостолом. Таким образом, движение вышло далеко за пределы Англии.

Изучение христианских вероисповеданий продолжалось с 1836 по 1839 год. В 1839 году все апостолы снова собрались в Лондоне. Проанализировав собранные материалы, они разработали учение Католической апостольской общины. После того, как учение было оформлено, апостолы с избранными себе помощниками (евангелистами) снова разъехались по разным странам, но теперь уже с миссионерской целью.

По учению английских апостолов, каждый из них был обязан «запечатлеть» в своем округе 12 тысяч душ, чтобы довести число «первенцев» до 144 тысяч, о которых говорится в Библии и которых Господь должен забрать к себе в день «Первого Воскресения».

В результате исследования диссертантом выявлено, что в период формирования Новоапостольской церкви все апостолы, как и ранее в КАО, были равны. Хотя некоторые из них пользовались большим уважением и авторитетом по сравнению с другими, но отношения между ними строились по коллегиальному принципу.

После того, как умер шестой из двенадцати выбранных до этого апостолов в Германии, верующие стали требовать назначения новых апостолов. В конце 1862 года на апостольство был избран Рудольф Розохацкий

(пресвитер из Кенигсберга). Спустя некоторое время в Гамбурге было избрано еще несколько апостолов. Но так как шесть оставшихся в живых английских апостолов верили, что день «Первого Воскресения» близок и они доживут до него, то они не видели необходимости назначать приемников апостольства и отказались признавать новых. Из-за этого в 1863 году в Церкви произошел раскол и гамбургская община была исключена из КАО. С этого момента начинается собственно история Новоапостольской церкви.

В исследовании диссертант отмечает, что важную роль в истории Новоапостольской церкви сыграл пророк Хайнрих Гайер. Его действия привели сначала к расколу в рядах гамбургской общины, а затем и к основанию новой Церкви. Гайер поставил под сомнение авторитет апостолов, а значит и все основополагающие принципы церкви. В Гамбурге отлученный X. Гайер начал вместе с Ф.В. Швартцем создавать новую общину, которую назвал «Всеобщей христианской апостольской миссией». Особая роль в образовании Новоапостольской церкви принадлежит Ф.В. Швартцу. Он пытался сплотить вокруг себя все общины и всех апостолов, и вскоре в его регионе было 5 апостолов с церквями.

Влияние Швартца на новоиспеченную церковь привело к появлению более формализованных черт организации и уменьшению ее харизматических особенностей. В этот момент наблюдается подчеркнутая иерархиза-ция Церкви, увеличение власти апостолов. По мере усиления апостольского служения, служение пророков теряло свое значение и, в конце концов, было поглощено апостольским. После смерти Швартца начался период формирования должности первоапостола.

Первоапостол принял на себя многочисленные функции, в том числе и присущие ранее пророкам, например, призвание апостолов. Служение пророков было объединено со служением апостолов, поэтому оно не имело более самостоятельной роли и было отменено.

В настоящее время первоапостолом является Рихард Фер. Он стал седьмым первоапостолом исследуемой религиозной организации. В своей миссионерской политике Р. Фер пытается расширить НАЦ за счет ее интернационализации. При этом очень эффективно используется падение «железного занавеса» для евангелизации Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Приток новых членов с Востока обеспечивает Церкви значительный рост.

Р. Фер принадлежит к числу тех иерархов Церкви, которые пытаются «осовременить» Новоапостольскую церковь и создать ей новый имидж. Использование новых, прогрессивных технологий, более свободная и открытая структура богослужения, менее строгие правила (например, в одежде), — это лишь некоторые из инициированных Фером перемен. Традиционные догмы Церкви также преподносятся в более современной форме, хотя верующих по-прежнему призывают быть благоразумными и помнить о скором пришествии Христа.

В ходе исследования выявлено, что Новоапостольская церковь построена по классическому принципу иерархического церковного правления, для которого характерна система жесткой централизации и назначения на руководящие посты. Иерархическая структура предполагает также жесткую подчиненность по всем вопросам - богослужебным, финансовым и др. В настоящее время по правилам НАЦ первоапостол избирается из числа апостолов и отправляется на покой в возрасте 65 лет. Это же правило распространяется и на других чинов Церкви.

Высшая духовная власть Международной Новоапостольской церкви в принадлежит Первоапостолу. Штаб-квартира первоапостола находится в Цюрихе (Швейцария).

В России представители апостольской миссии впервые появились в 1836 году. Это был апостол Уильям Дау. Он приехал в Петербург и жил там какое-то время, изучая учение православной церкви. Затем он предпринял путешествие по России, был в Москве, Киеве и других городах.

Анализ деятельности Новоапостольской церкви в России позволяет диссертанту сделать вывод о том, что апостольское учение впервые проникает на территорию страны в конце 50-х годов XIX века. Сначала оно нашло своих адептов в Ревеле, Риге, Митаве, а также на территории Литвы среди немцев, а в конце 60-х годов XIX века попало в Петербург, где образовалась первая апостольская община. Настоятелем и «архангелом» новой общины в Петербурге был барон Карл фон Эрдберг. Благодаря его связям, ему удалось тогда же выхлопотать разрешение публично отправлять богослужения. Ему же в значительной степени община была обязана и устройством апостольской церкви.

После смерти Эрдберга общину возглавил В.А. Дитман. Ее членами были в основном немцы, но богослужения посещали и представители русского дворянства и простые люди, не имевшие званий и чинов. После революции все имеющиеся на тот момент общины прекратили свое существование.

Вновь появление апостольского учения в России отмечено в конце 1980-х годов. Первые миссионеры развернули свою деятельность в Москве. В июне 1988 года здесь начал работу апостольский «округ Швейцария». Почти одновременно в Москве была создана община от апостольского «округа Берлин-Бранденбург» (окружной апостол Фриц Шредер). В результате активной деятельности проповедников из этого округа в 1993 году в Министерстве юстиции РФ был зарегистрирован Управленческий центр Новоапостольской церкви в России (УЦ НАЦ в России), который и по сей день находится в Москве.

Управленческий центр - высший руководящий орган для всех новоапостольских общин на территории Российской Федерации. Целью этого органа является координация деятельности Региональных центров и отдельных общин по распространению единого новоапостольского учения, а также урегулирование внутрицерковных отношений и представление интересов общин и верующих перед органами государственной власти. Воз-

главляет Управленческий центр президент В.Г. Безганс. Все новоапостольские общины, согласно уставу, подчинены Региональному управленческому центру (РУЦ).

В настоящее время на территории России зарегистрировано десять централизованных Региональных управленческих центров (РУЦ). По данным УЦ НАЦ России на 1 января 2004 года в России действует около 300 религиозных объединений, относящихся к новоапостольской вере, шесть апостолов, которым помогают около 700 священнослужителей. За время деятельности Новоапостольской церкви было построено 32 новых и перестроено 38 старых церковных зданий. По данным Управленческого центра, в России сейчас около 40 тысяч новоапостольских христиан1.

Диссертантом методом включенного наблюдения и опроса лидеров и верующих нескольких общин Новоапостольской церкви (г. Москва, г. Сургут), сделан вывод о социальном составе организации. Это в основном:

- городская интеллигенция и студенты;

- иностранные специалисты и работники посольств некоторых западноевропейских стран;

- российские немцы.

Особенностью исследуемой религиозной организации, отличающей ее от большинства протестантских конфессий, является тот, что, по мнению новоапостольских идеологов, служителям церкви не нужно иметь богословского образования. При этом они ссылаются на Священное Писание и раннехристианские времена. Для подготовки к служению в церкви проводятся ежегодные семинары, на которых обсуждаются основы вероучения Новоапостольской церкви. Для священнослужителей ежемесячно издается брошюра «Основные мысли». В ней определяются: основная тема богослужения; основная мысль, которая должна развиваться в рамках темы; рекомендации первоапостола к тому, как нужно трактовать эту мысль.

' Наша семья. - № 5. - 2004. - С. 10.

Благодаря таким подробным рекомендациям достигается единообразие в богослужениях и в учении в целом.

Кроме того, в течение года проходят встречи первоапостола с окружными апостолами, на которых обсуждаются текущие церковные дела. Каждые три года созывается международное собрание всех апостолов, которое проводится в праздник Святой Троицы по григорианскому календарю.

НАЦ имеет свои периодические издания: журналы «Наша семья», «Единение» и детское издание «Мы, дети».

Третий раздел диссертации - «Вероучение и культовая практика Новоапостольской церкви» - посвящен выявлению и анализу особенностей религиозной доктрины и богослужебно-культовой практики Новоапо-стоьской церкви.

В результате исследования вероучения Новоапостольской церкви соискатель выделяет характерные особенности и общие с другими христианскими конфессиями черты этого учения. Одной из особенностей идеологии исследуемой религиозной организации является ее специфическое отношение к Священному Писанию. С одной стороны, они не отрицают его боговдохновенного происхождения. Но, с другой стороны, считают, что ключ к его пониманию не может находиться в самой Библия, поскольку она не может толковать саму себя. Поэтому, согласно канонам Церкви, ключом к Библии может быть только Святой Дух, действующий через апостолов.

По учению идеологов Новоапостольской церкви, чтение Священного Писания не может заменить роли апостолов Иисуса в качестве проповедников его учения и исполнителей таинств, поскольку Библия не претендует на полное и исчерпывающе изложение всех божественных деяний. О Новом Завете они отзываются как о крупнейшем литературном памятнике в истории человечества. По их мнению, он не является целостным произведением, но представляет собой сборник работ различных авторов, «про-

никнутых» Святым Духом. На этом основании диссертант делает вывод о том, что такого рода догматическое положение роднит Новоапостольскую церковь не только с некоторыми конфессиями неопротестантского типа, но и с отечественными неохристианскими деноминациями, в частности, Церковью Божьей Матери «Державная».

Так же, как и все христианские конфессии, новоапостольцы принимают символ веры, то есть верят в Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа. Вместе с тем, как католики и православные и некоторые протестантские конфессии, адепты церкви признают многие христианские обряды и таинства. Также, как и представители других церквей, новоапостольцы ут-верждабт, что только принявший новоапостольскую веру и подчинивший свою жизнь «воле Божией», может вступить в «общение» с Богом и получить от него «спасение».

Богословы Новоапостольской церкви уделяют большое внимание вопросу о Втором пришествии Христа на землю и установлении им «тысячелетнего царства Божия». Диссертантом подчеркивается, что, это связано с тем, что НАЦ возникла на волне эсхатологических ожиданий XIX века. Уже предшественница Новоапостольской церкви - Католическая апостольская община - с момента своего создания задумывалась как Церковь, завершающая историю человечества. По их учению, новые апостолы посланы Богом, чтобы подготовить живущих на земле к грядущему пришествию Христа. Последователи КАО также верили в то, что Второе пришествие произойдет, еще при жизни новых апостолов.

В диссертации отмечается, что, в отличие от апостольской церкви XIX столетия, современная Новоапостольская церковь не рассматривает Второе пришествие как событие ближайшего будущего. По учению Церкви, каждый верующий должен жить так, чтобы ежеминутно быть готовым к «суду Божьему».

Новоапостольцы уделяют особое внимание учению об избрании. С одной стороны, утверждается кальвинистская доктрина «предвечного пре-

допределения». Священники напоминают об этом практически на каждом богослужении: «Господь избрал нас еще до сотворения мира»1. С другой стороны, они не отвергают и арминианское учение о спасении верующего в результате его «добрых дел». Данный факт подчеркивает синкретический характер вероучения Новоапостольской церкви.

Отличительной особенностью учения исследуемой религиозной организации от протестантских конфессий является представление, согласно которому умершие и в посмертном состоянии способны «уверовать» и «получить спасение». В этом им должны помочь живущие ныне члены церкви. Поэтому молитва за умерших считается очень важным делом, посредством которого живые могут повлиять на состояние ушедшего из жизни. Молитва не только дает возможность ходатайствовать за умерших, но и устанавливает с ними определенные отношения. Диссертант отмечает, что в этом учении новоапостольцы солидарны с католическими и православными подобными представлениями, а также с мировоззренческими взглядами некоторых про-протестантских конфессий (например, Церковь Святых последних дней (мормоны)).

Новоапостольская церковь признает три таинства: крещение водой, причастие и запечатление Духом Святым. Принятие каждого таинства оговорено особыми условиями: перед совершением таинств принимающие их должны знать смысл, значение и роль происходящего.

Новоапостольская церковь признает действительным крещение в других христианских церквях, если оно совершено во имя Бога Отца, Сына и Святого Духа, т.е. в рамках общехристианского символа веры. Точно так же признается в ней и «крещение по необходимости», совершенное любым верующим новоапостольцем, если это действо не могло быть совершено священнослужителем по определенным обстоятельствам.

1 Из проповеди священника А. Юхарина на воскресном богослужении 20 06.2004г. в Москве; Из проповеди апостола Вольфганга Надольного на воскресном богослужении 05.12.2004 г. в Москве.

Помимо таинств, в НАЦ существуют еще и «священнодействия», то есть особые благословения связанные с важными событиями в жизни людей: конфирмация, помолвка, обручение и юбилей свадьбы, предродовое развитие ребенка.

Форма проведения богослужения в Новоапостольской церкви окончательно установилась в XX столетии. Богослужения проводятся на языке страны или языке коренного населения. Оно состоит из вступительной песни, исполняемой всеми прихожанами, что должно настроить их к обрядовому действу; обращения священнослужителя к триединому Богу; молитвы, в которой содержатся хвала, благодарность, просьбы за себя и за других; оглашения слова из Библии, указанного первоапостолом; хоровой песни; проповеди иерарха Церкви; проповеди одного или нескольких со-проповедующих священнослужителей. После чтения молитвы «Отче наш» происходит таинство причастия. Затем идет благодарственная молитва, заключительное благословение и заключительная песня.

Темы богослужений совпадают во всех новоапостольских общинах по всему миру. Новоапостольские идеологи считают, что это символизирует общую молитву, придает ей особую силу и значимость. В проповедях и печатных изданиях НАЦ постоянно подчеркивается значение новых апостолов и Церкви.

Каждая служба начинается и заканчивается пением хора в сопровождении органа или без него. Кроме того, во время службы неоднократно звучат песнопения, в исполнении которых принимают участие не только члены хора, но и все участники богослужения.

Особой исповеди, связанной с богослужением, как это принято в некоторых христианских Церквях, в Новоапостольской церкви не существует. Христианин признает свои грехи, произнося в общей молитве «Отче наш» слова: «и прости нам долги наши». При этом священник провозглашает отпущение грехов.

Диссертант отмечает, что отличительной чертой вероучения Новоапостольской церкви (от учений других протестантских конфессий) является также и то, что трижды в году проводятся богослужения, в ходе которых совершается поминовение усопших, которым так и не довелось уйти в мир иной «искупленными». В первое воскресенье марта, июля и ноября апостолы предлагают этим душам «принять» таинства церкви христовой1.

Во время богослужения по усопшим апостолы совершают таинство крещения водой для допущенных к этому священнодействию умерших душ, избирая в качестве их представителей двух ныне живущих членов Церкви. В ходе особых богослужений по усопшим могут совершаться не только таинство крещения водой, но и оба других таинства. Кроме того, первоапостол или окружные апостолы подают каждое воскресенье двум священнослужителям «тело и кровь Христа» для душ призванных, по утверждению новоапостольских богословов, Отцом и Сыном из мира иного. В этом подчеркивается тот факт, что церковь с ее благословениями существует не только для живущих на земле, но точно также и для умерших. Для верующих новоапостольцев «День поминовения» усопших считается праздничным днем. Сама же проповедь в этот день направлена в большей степени на тех, кто находится на земле, чтобы еще раз напомнить им о «грядущей вечности» и о том, что каждого христианина ждет в ней в зависимости от того, какую жизнь он проживет в этом мире.

Новоапостольской церковью особо отмечаются следующие праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, День благодарения, День поминовения усопших.

В конце раздела делается вывод о том, что вероучение и культ исследуемой религиозной организации вобрал в себя как католические, так и протестантские элементы. Это вероучение являет собой синтез традиционных христианских конфессий с определенной догматической и канонической спецификой, отличающее его от последних. Несмотря на выявленные

1 Наша семья. - 1993. - № 11. - С. 10.

особенности, диссертант заключает, что Новоапостольскую церковь можно отнести к организации протестантского типа.

В заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования, излагаются наиболее важные теоретические и практические выводы в отношении исследуемой проблемы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Якуба О.В. Эволюция протестантизма: ривайвелизм, «Движение святости», арминианство// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 1-2 (33-34). - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 0,6 п.л.

2. Якуба О.В. Новоапостольская церковь: история, вероучение, организационная структура// Протестантизм и протестанты в России: прошлое, настоящее и будущее: Сб. докл. Науч.-богосл. практ. конф. 5-6 мая 2004 г. - Заокский, 2004. - 0,7 п.л.

3. Якуба О.В. Церковь новых апостолов// Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 2. - М., 2005. - 0,5 п.л.

4. Якуба О.В. Эволюция протестантизма: причины, истоки, содержание// Гуманитарные проблемы современности. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. - М.-Пенза: ПФ МНЭПУ, 2005. - 0,4 п.л.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата наук Якуба Оксаны Витальевны

тема диссетрационного исследования: Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен

Научный руководитель Сторчак Владимир Михайлович

Изготовление оригинал-макета Якуба О.В.

Подписано в печать¿>3.¿зГДираж 80 экз. Усл. п. л. ■/

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ №

119606 Москва, пр-т Вернадского, 84

ч

НИ 0 74 f

РНБ Русский фонд

2006-4 9264

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Якуба, Оксана Витальевна

Введение

Раздел I. Социальные условия и идейные предпосылки возникновения Новоапостольской церкви

Раздел II. Основные этапы формирования Новоапостольской церкви

Раздел III. Вероучение и культовая практика Новоапостольской церкви

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Якуба, Оксана Витальевна

Актуальность темы исследования.

Возникновение и распространение в современной России нетрадиционных для нее религиозных движений и организаций есть симптом кризиса исторически укорененных религиозных систем. Этот процесс стимулируется также потерей четких идеологических ориентиров и установок в обществе, сложным морально-психологическим климатом, обусловленным негативными процессами в социальной и экономической сферах. Все это способствует поиску, в том числе и, в рамках религии . адекватных ответов на вызовы современности, нравственных опор в жизни общества. Определенная часть россиян находит их в идейных основах и социальной практике такой религиозной организации как Новоапостольская церковь.

Новоапостольская церковь является относительно новым религиозным феноменом в конфессиональном пространстве России, чем и обусловлена слабая его изученность. Поэтому его исследование — есть актуальная научная задача.

На сегодняшний день Международная Новоапостольская церковь (НАЦ) ведет свою проповедническую деятельность (по данным организации) в 190 странах мира и имеет 10 миллионов последователей, а в Германии является третьей по численности своих последователей. Активная миссионерская деятельность в африканских странах вызвала недовольство со стороны Католической церкви, обвиняющей Новоапостольскую церковь в прозелитической деятельности.

Несмотря на достаточно продолжительный срок своего существования и многочисленность своих адептов, для России Новоапостольская церковь является новым религиозным институтом. Недостаток информации затрудняет всестороннее и достаточно глубокое ее исследование. Конфессионально ангажированные авторы часто оценивают учение и деятельность Новоапостольской церкви предвзято, с позиции жесткой критики. Подобные отзывы можно найти не только во многих Интернет-изданиях, но и в документах и выступлениях как представителей некоторых традиционных религиозных организаций, так и органов государственной власти. В них Новоапостольская церковь называется не иначе, как «сектантской общиной» с «лжехристианским и псевдорелигиозным» учением. Все это обусловливает актуальность научного исследования Новоапостольской церкви.

Исследование Новоапостольской церкви актуально и с точки зрения прогноза возможных перспектив ее дальнейшего распространения в России, социальной среды влияния, выстраивания отношений с другими конфессиями и обществом в целом.

Существенный научный интерес представляет выявление социальных предпосылок возникновения и канонического устройства исследуемой религиозной организации. Важное значение имеют проблемы типологизации и определения места Новоапостольской церкви в системе христианских организаций. Для этого необходим анализ специфических черт ее вероучения, культа и организационной структуры.

Малоизученность и противоречивость истории Новоапостольской церкви делают актуальным объективное религиоведческое исследование специфических особенностей эволюции вероучения и деятельности этой религиозной организации в контексте истории западного и отечественного протестантизма. Поэтому особую актуальность имеет не только изучение основных положений вероучения и канонов Новоапостольской церкви, но и социально-философский анализ эволюции ее идеологии и культа. Степень научной разработанности.

Анализ имеющейся научной и научно-популярной литературы, посвященной Новоапостольской церкви, показывает, что содержащаяся в ней информация, достаточно скудна. Во многих отечественных исследованиях, посвященных протестантизму в России, нет даже упоминаний о Новоапостольской церкви.

В дореволюционной литературе можно выделить работы А.С. Пругавина1. В них проанализированы социальные истоки вероучения Новоапостольской церкви, даются некоторые представления о богослужебной деятельности Католической апостольской общины (предшественнице Новоапостольской церкви) в Санкт-Петербурге. Кроме того, в книгах приводятся выдержки из бесед автора с первым священнослужителем петербургской общины, которые дают ценный материал для анализа социально-исторических процессов, способствовавших появлению исследуемой религиозной организации. В других изданиях отсутствуют какие-либо сведения о Новоапостольской церкви2.

Антирелигиозная политика советского государства привела к тому, что немногочисленные апостольские общины, существовавшие в 20-30-е годы на территории СССР, прекратили свою деятельность. В связи с этим в публикациях, посвященных «сектантским» организациям, нет сведений о

1 См.: Пругавин А.С. Раскол внизу и раскол вверху. - СПб., 1882.; Он же: Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. - СПб., 1909.

2 См.: Цветаев М. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Историческое исследование. — М., 1890; Красножен М. Иноверцы на Руси. Т. 1. Положение неправославных христиан в России. — Юрьев, 1910; Буткевич Т.И. Протестантство в России: (из лекций по церковному праву). — Харьков, 1913; Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. - М., 1995 и др.

Новоапостольской церкви1. Упоминание о предшественнице Новоапостольской церкви - Католической апостольской церкви (КАЦ) -есть лишь в работе А.Н. Чанышева2, в которой автор говорит о КАЦ как о новой форме протестантизма «неопророческого» типа.

В постсоветский период изучение Новоапостольской церкви отечественными религиоведами также практически не проводилось. В энциклопедических изданиях, учебной, справочной литературе и словарях информация об этой Церкви практически отсутствует . Лишь в некоторых изданиях, кафедры религиоведения РАГС, о ней дается краткая информация4.

Справочный материал о Новоапостольской церкви — ее распространении в мире, структуре, о ее Управленческом центре в России — содержится в словаре «Религии народов современной России»5.

Несколько более подробная информация о Новоапостольской церкви дается в статье А. Струковой1. В ней представлен материал об

1 См.: Бонч-Бруевич В.Д. Из мира сектантов. Сборник статей. - М., 1922; Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. - М., 1965; Гараджа В.И. Протестантизм. -М., 1971; Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. - Новосибирск, 1978; Современная религиозность: состояние, тенденции, пути преобразования. - К., 1987 и др.

2 Чанышев А.Н. Протестантизм. - М., 1969. - С. 97.

3 См.: Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Митрохина JI.H. - М., 1994; Барсов Н.И. Протестантизм в России и христианство: Энциклопедический словарь. Т. 2. — М., 1995. С. 406-411; Новые религиозные культы, движения и организации в России. - М., 1998; Религиозные объединения Московской области: Справочник. - М., 1998; Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. — М., 2000; Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д, 2003; Лобазов О.Ф.^Религиоведение: Учебник. — М., 2004 и др.

4 См.: Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. - М., 1997. - С. 237-239; История религий в России: Учебник. - М., 2004. -С. 452.

5 Религии народов современной России: Словарь/ Редкол.: Мчедлов М.П. (отв. ред.), Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. - М., 1999. - С. 293,304-305. организационной структуре, истории возникновения и распространения новоапостольского движения и превращении его в международную религиозную организацию. В работе также представлены некоторые сведения о первых руководителях международной Новоапостольской церкви и первых последователях этой религиозной организации в России.

Из зарубежной литературы о Новоапостольской церкви, можно выделить книгу немецкого теолога Г. Обета2. В ней содержится материал по истории исследуемой религиозной организации от момента ее создания в XIX в. до 1949 года. Слабым моментом книги можно считать скудность сведений о религиозных предпосылках возникновения Новоапостольской церкви в Западной Европе и США.

Указанные работы, бесспорно, представляют интерес. Однако в исследовании Новоапостольской церкви как социально-религиозного феномена сохраняются «белые пятна». Нет специального труда, посвященного комплексному исследованию НАЦ.

Объектом исследования является Новоапостольская церковь.

Предмет исследования - социальные и идейные предпосылки, возникновения и эволюции Новоапостольской церкви, ее доктрина, культовая практика и организационная структура.

Целью диссертационного исследования является комплексное исследование Новоапостольской церкви как социально-религиозного феномена.

Достижения поставленной цели, предполагает решение следующих задачи:

1 Струкова А. Новоапостольская церковь (НАЦ)// Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. 2 т. Т. 2. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. — М, 2003. -С. 400-414.

2 Obst Н. Apostel und Propheten der Neuzeit. Grunder Religionsgemeinschaften des 19-20 Jahrhunderts. - Berlin, 1981. - S. 17-155.

- проследить социальные и идейные предпосылки возникновения и эволюции Новоапостольской церкви;

- выявить влияние различных христианских течений на формирование вероучения Новоапостольской церкви, становление ее организационной структуры;

- проанализировать основные положения вероучения и культ Новоапостольской церкви, выявить их особенности в сравнении с аналогичными протестантскими установлениями;

- определить социальную базу и место Новоапостольской церкви в конфессиональном пространстве современной России.

Источниковая и эмпирическая база исследования. Основным источником по истории и современному состоянию Новоапостольской церкви в мире и в России, ее вероучению и проповеднической деятельности служат издания самой Церкви: вероучительная и церковно-историческая литература, видеозаписи, периодические издания, уставы местных и региональных организаций, а также личные наблюдения диссертанта.

Методологическая основа и методика исследования. Теоретико-методологической основой диссертации являются общенаучные принципы изучения социально-идеологических явлений: объективность, историзм, системный и комплексный подход. Комплексный характер проблемы обусловил необходимость междисциплинарного подхода к ее изучению — философского, исторического, социологического, с применением соответствующих методов исследования, основной из которых — компаративный метод.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и новизна диссертационного исследования заключаются в том, что данная работа является первым в российском религиоведении диссертационным исследованием Новоапостольской церкви как социально-религиозного феномена. В связи с этим в диссертации: исследованы социальные и религиозные истоки, а также основные этапы организационного становления исследуемой конфессии; проанализированы основополагающие положения вероучения, канонов и элементов культовой практики Новоапостольской церкви; в результате сравнительного анализа выявлена доктринальная, богослужебная и каноническая специфика Новоапостольской церкви по сравнению с другими протестантскими конфессиями. На этой основе сделан вывод о том, что Новоапостольская церковь является протестантской организацией, вероучение и культ которой заключает в себе синтез элементов различных направлений христианства; изучен социальный и национальный состав Новоапостольской церкви в России. В работе показано, что в настоящее время преобладающее большинство адептов исследуемой религиозной организации составляют представители городской интеллигенции, российские немцы и иностранцы.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем материалы, теоретические материалы и выводы вносят определенный вклад в развитие религиоведческого знания.—

Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы научно-исследовательскими учреждениями в дальнейшей разработке проблем протестантизма, а также в процессе преподавания курсов религиоведения, культурологии и других дисциплин в высших учебных заведениях. Они также могут быть использованы в практической деятельности федеральных и муниципальных органов власти при формировании как базы данных о религиозных организациях, так и общего представления об истории, вероучении и организационной структуре Новоапостольской церкви как разновидности протестантизма в России.

Апробация исследования. Основные положения диссертации излогались автором на международных и региональных конференциях и научно-практических семинарах.

Теоретические и практические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, представлены в научных публикациях общим объемом 2,2 п.л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура работы продиктована последовательностью решения поставленных автором задач. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен"

Заключение

Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Новоапостольская церковь - это христианская конфессия протестантского направления. Она формировалась под воздействием различных религиозных течений в протестантизме XVIII-XIX вв., таких как ривайвелизм (Движение за возрождение), арминианство, «Движение святости» и др. Каждое из этих течений, возникших в результате эволюции протестантизма, оказывало влияние на формирование догматики исследуемой религиозной организации.

Синкретически выстроенное вероучение и культ Новоапостольской церкви создавались в течение времени из элементов учений различных христианских церквей, и имеет некоторые общие моменты с такими конфессиями, возникшими в XIX веке, как Церковь христиан веры евангельской-пятидесятники, Адвентисты седьмого дня, Церковь Святых последних дней (мормоны) и др.

В ходе эволюции вероучение исследуемой религиозной организации, ее иерархическая структура претерпела определенные изменения. Так, к примеру, происходило постепенное усиление роли апостолов в сравнении с другими категориями священнослужителей. В конечном итоге, первостепенную роль в Новоапостольской церкви стал играть первоапостол.

Исчез и экуменический дух первоначальной Новоапостольской церкви, который присутствовал на стадии ее зарождения. Первые руководители Церкви рекомендовали своим последователям посещать богослужения других конфессий. Тем самым, по их мнению, это способствовало бы объединяю христианства. В настоящее время условием принятия в члены ново апостольской церкви является прекращение членства в других религиозных организациях.

Несмотря на достаточно солидный возраст Новоапостольской церкви, некоторые элементы ее вероучения (например, учение о предопределении) носят достаточно противоречивый характер. Это говорит о том, что Церковь еще не до конца определилась в своей доктрине, и продолжается процесс ее эволюции.

Продуманная и строго выстроенная организационная структура Новоапостольской церкви, принцип жесткого централизма в решении любых (канонических, организационных, финансовых) вопросов обеспечивает повсеместный контроль за деятельностью общин, а также единообразие в богослужебной деятельности, что пресекает любую возможность в свободной трактовке догматов Церкви и, как следствие, отделение от нее самостоятельных групп.

Учитывая динамику численности приходов исследуемой религиозной организации в России, можно сделать вывод о том, что динамика роста ее последователей в будущем будет невысокой. Изолированность от других религиозных организаций, незначительное число миссионеров российского происхождения, очевидная ориентация на западные ценности, культуру и образ жизни, а, следовательно, невозможность «обрусеть», стать частью национальной жизни — все это исключает возможность для НАЦ влиять на общественно-политические и религиозные процессы, происходящие в стране.

Следует также отметить, что Новоапостольская церковь заслуживает дальнейшего изучения, так как в настоящее время ощущается недостаток источников информации о деятельности Международной НАЦ.

 

Список научной литературыЯкуба, Оксана Витальевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Монографии, сборники статей

2. Альманах по истории русского баптизма. Вып. 2. СПб., 2001.432 с.

3. Антее П. Религии современности: История и вера/ Пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 303 с.

4. Бакланова Г.Ю. Православная Церковь Божией Матери «Державная» (социально-философский анализ). М.: ООО «Агент», 1999. -122 с.

5. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М.: Изд-во МГУ, 1984.-288 с.

6. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 1. -М., 1999.

7. Бекер И. Бытие человека между зависимостью и свободой. М., 2003.-251 с.

8. Боб Дж. Классическое христианство. Казань, 1997. 222 с.

9. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994. 344 с.

10. Бонхеффер Д. Хождение вслед. М., 2002. 226 с.

11. Бонч-Бруевич В.Д. Из мира сектантов. Сборник статей. М., 1922.-330 с.

12. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения: В 3-х томах. Т. 1. М.: Политиздат, 1959.-410 с.

13. Брайт Б. Грядущее возрождение. Книга о сорокодневном посте. СПб., 2001.-191 с.

14. Ваторопин А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм: социологический аспект. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2001.-244 с.

15. Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2003. 206 с.

16. Воронкова Л.П. Критика теологических концепций секуляризации: (Эволюция американского протестантизма). М.: Знание, 1987.-64 с.

17. Гараджа В.И. Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М.: Знание, 1973. 64 с.

18. Гараджа В.И. Критика новых течений в протестантской теологии. М.: Знание, 1977. 64 с.

19. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Аспект Пресс, 1996.-238 с.

20. Гец Д.А. Внимательный взгляд на церковь. М., 2001. 432 с.

21. Гонсалес Хусто JI. История христианства: От эпохи Реформации до нашего времени. СПб.: Библия для всех, 2003. 378 с.

22. Гордиенко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. СПб.: Лимбус Пресс, 2000. 233 с.

23. Горичева Т.М. Христианство и современный мир. СПб., 1996.298 с.

24. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство: Социально-философский очерк. Красноярск: СибГТУ, 2002. -399 с.

25. Громадка И.Л. Перелом в протестантской теологии / Пер. с чешек., англ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. — 192 с.

26. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Айрис Пресс: Рольф, 2000. 382 с.

27. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Терра-Книжный клуб, 2000. 799 с.

28. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1980. -248 с.

29. Добреньков В.И. Критический анализ авангардистских тенденций в современной протестантской идеологии. М.: Знание, 1975. -64 с.

30. Добреньков В.И. Модернизация идеи бога в современной религии. М.: Знание, 1978. 64 с.

31. Дородницын А.Я. Религиозно-рационалистические движения на юге России во 2-ой половине XIX века. Казань, 1902. 312 с.

32. Дородницын А.Я. Секта шалапутов. (Церковно-исторический очерк). М., 1889.-95 с.

33. Дудкин В.Я., Фурманов Ю.Р. Критика новых тенденций буржуазной философской апологетики религии. М.: Знание, 1987. — 64 с.

34. Исаев С. А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М., 1991. -236 с.

35. Каримский A.M. Теология истории и реальность: к критике протестантской эсхатологии. М.: Знание, 1985. 64 с.

36. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. 1917). М., 1965. - 348 с.

37. Клибанов А.И. Критика религиозного сектантства. (Опыт изучения религиозного сектантства в 20-х начале 30-х гг.). М., 1974. -263 с.

38. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России XIX века. М., 1978. -342 с.

39. Кокс X. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте/ Пер. с англ. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. 263 с.

40. Коннет Боа, Пол Литтл. Лабиринты веры и путь к истине. Мытищи: Крон-пресс, 1992. 309 с.

41. Коновалов Д.Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Ч. 1. Сергиев Посад, 1908.

42. Крывелев И.А. История религий. Т. 2. М.: Мысль, 1988.121 с.

43. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Курс лекций для студентов. М.: Союз, 1999.-293 с.

44. Лукин Р. Пятидесятники в России: опасности и достижения «нового христианства»/ Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М., СПб.: Летний сад, 2002.

45. Макартура Д. Избранные от вечности: к вопросу об избрании. СПб., 2001.-48 с.

46. Мак-Гарван Д. Закономерности роста Церкви. СПб.: Логос, 1994.-464 с.

47. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. М.: Протестант, 1993. —224 с.

48. Медведев М.И. Человек и его отражение в религии. Минск, 1983.- 168 с.

49. Митрохин JI.H. Баптизм: история и современность. СПб.: РХГИ, 1997.-480 с.

50. Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск: Наука, 1978. 415 с.

51. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М.: Изд-во Московского университета, 1989. 192 с.

52. Новоселов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. М., 2003. — 379 с.

53. Норт Дж. История церкви. М., 1993. 416 с.

54. Очерки истории западного протестантизма. М.: ИВИ РАН, 1995. -255 с.

55. Попова М.А. Критика психологической апологии религии (современная американская психология религии). М.: Мысль, 1973. 261 с.

56. Протестантизм: Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1990. 319 с.

57. Прохоров К. Тайна предопределения. Минск, 2003. 346 с.

58. Пругавин А.С. Раскол внизу и раскол вверху. СПб., 1882.428 с.

59. Пругавин А.С. Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. СПб., 1909. 266 с.

60. Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. Петроград, 1916.-483 с.

61. Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999.-623 с.

62. Религиоведение: Сборник. М.: Гардарика, 2002. 535 с.

63. Религиоведение: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. Минск: Новое знание, 2000. 479 с.

64. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М., СПб.: Лет. сад, 2002. 486 с.

65. Религия и культура: Реферативный сборник. М.: ИНИОН, 2000. -225 с.

66. Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. СПб., 1991.-185 с.

67. Религия: История и современность: Учебное пособие для вузов. М., 1998.-264 с.

68. Риткерт В. Лихорадка на переломе тысячелетия. СПб., 1999.78 с.

69. Робинсон Дж. А. Т. Быть честным перед Богом. К ХГХ Всемирному философскому конгрессу. Специализированная информация по общеакадемической программе «Человек, наука, общество». М.: ИНИОН, 1993.- 159 с.

70. Рогозин П.И. Предопределение. М.: Титул, 2002. 93 с.

71. Рубенис А.А. Критика основных принципов протестантской неоортодоксии. М., 1983. 64 с.

72. Самыгин С.И. и др. Религиоведение: социология и психология религии: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 669 с.

73. Симпсон А.Б. Богатство христианской жизни. М., 2001. 144 с.

74. Скотт Дж. Р.В. Крест Христа. Черкассы: Смирна, 2003. 576 с.

75. Словарь философских терминов. М.: ИНФА-М, 2004. 730 с.

76. Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. Т. 2. М.: Логос, 2003. — 480 с.

77. Современные религиозно-философские течения в капиталистических странах: Сборник статей. М., 1962.-262 с.

78. Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1994. 406 с.

79. Теологический энциклопедический словарь/ Под ред. Уолтера Элвелла. М., 2003.-1488 с.

80. Типсина А.Н. Философия религии К.Ясперса. JL: Изд-во ЛГУ, 1982.- 152 с.

81. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм в религии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-151 с.

82. Тихонравов Ю.В. Религии мира. Учебно-справочное пособие. М., 1996.-336 с.

83. Трофимчук Н.А., Свищев М.П. Экспансия. Челябинск, 2004.217 с.

84. Философия. Религия. Культура: Критический анализ современной буржуазной философии. М.: Наука, 1982. 397 с.

85. Франк Олред. Уверенность в спасении. Одесса, 2002. 155 с.

86. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3-х томах: Т. 2 М., 1995.-671 с.

87. Чанышев А.Н. Протестантизм. М.: Наука, 1969.-216 с.

88. Шердаков В.Н. Иллюзия добра. Моральные ценности и религиозная вера. М., 1982.-287 с.

89. Шеффер Ф. Он здесь, и он не молчит: Избранное/ Пер. с англ. СПб., 2002.-351 с.

90. Шлайфер Н.Е. Свобода личности и исторический детерминизм. Критика философской концепции американского протестантизма. М.: Высшая школа, 1983. 96 с.

91. Эрл Керне. Дорогами христианства. М., 1992. 416 с.

92. Юнак Д.А. История Церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня в России, 1886-1981 гг.: В 2-х томах. Т. 1. Заокский: Источник жизни, 2002. 447 с.

93. Юнак Д.А. История Церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня в России, 1981-2000 гг.: В 2-х томах. Т. 2. Заокский: Источник жизни, 2002. 335 с.

94. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. 182 с.

95. Янг Дж. Христианство. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 381 с.

96. Статьи в сборниках, журналах

97. Арапов А.В. Современная протестантская библейская герменевтика. Две парадигмы// Герменевтика в России: Сборник научных трудов. Воронеж, 2002. С. 138-150.

98. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества// Религия и общество. М., 1996. С. 665-677.

99. Вальденфельс Г. Представление о спасении в разных религиях// Символ = Simbol. Paris, 2003. № 46. С. 27-41.

100. Ваторопин А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм// Социологические исследования. 2001. № 11. С. 84-92.

101. Воропаев Д.Н. Причины распространения нетрадиционных религиозных движений в России// История и философия науки. Вып. 3. Оренбург, 2002. — С. 123-129.

102. Генон Р. Христианство и инициация// Конец света: эсхатология и традиция. М., 1998. С. 30-38.

103. Давыдов А.П. Социокультурные основания модернизации религиозного сознания// Вопросы психологии. М., 2003. № 2. С. 259-278.

104. Зуев Ю.П. Современные тенденции религиозно-конфессиональных отношений в России// От политики государственного атеизма к свободе совести: Материалы семинара-совещания. М.: Изд-во РАГС, 2000.-С. 99-123.

105. Каариайнен К., Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие (Эволюция российской религиозности)// Вопросы философии. 1997. № 6. -С.35-52.

106. Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий// Социологические исследования. 1998. № 6. С. 111-118.

107. Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация// Социологические исследования. 2004. № 1. С. 45-53.

108. Кюэн А. Эсхатология евангельских христиан// Страницы. М., 2000. Т. 5. №2.-С. 186-204.

109. Ладоренко В.Е., Ладоренко О.О. Вера род духовной свободы: новый взгляд на религиозное сознание// Общественные науки и современность. 1991. № 1. - С. 126-135.

110. Ланн Э. Исхождение Святого Духа в западной традиции// Страницы. М., 2000. Т. 5. № 2. С. 170-185.

111. Лебедев Т.П. Религиозное измерение политической традиции: Запад и Россия// Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2002. №1.- С. 67-79.

112. Легойда В.Р. Вера в современном обществе: феномен гражданской религии США// Вера как ценность. Великий Новгород, 2002. -С. 222-231.

113. Лопаткин Р.А. Современная религиозная ситуация в России: социологический анализ// От политики государственного атеизма — к свободе совести: Материалы семинара-совещания. М., 2000. С. 41-56.

114. Малышева Д. Религиозный фактор в формировании и эволюции российской общности// Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 1.-С. 64-77.

115. Митрохин Л.Н. Философия религии: новые перспективы// Вопросы философии. 2003. № 8. С. 18-36.

116. Мчедлов М.П. Современный верующий: социальные характеристики, ценностные ориентации// Свободная мысль. 1996. № 8. — С.113-123.

117. Овсиенко Ф.Г. Протестантизм// Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 2. М.: РАГС, 1995. С. 84-193.

118. Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление// Философские науки. 1992. № 2. С. 62-73.

119. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста// Вопросы философии 1991. № 5. -С. 75.

120. Струкова А. Новоапостольская церковь (НАЦ)/ Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. Т. 2.// Отв. ред. М.Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2003. С. 400-414.

121. Тахтамышев В.Г., Ткаченко Н.В. Современное российское общество и религия// Философия. Общество. Культура. Ростов-на-Дону, 2001.-С. 23-30.

122. Трофимчук Н.А. Нетрадиционные культы в России: особенности вероучения, социальная база и проблемы взаимоотношений с государством// Религия, церковь в России и за рубежом: Информационный бюллетень. М.: РАГС, 1995. № 5. С. 11-21.

123. Трофимчук Н.А. Чего добиваются борцы с «сектами»?// Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 1999. № 6. С. 20-22.

124. Храмцов Н.В. Проблемы классификации «новых религий»// Свет науки молодой: Сборник научных трудов: В 2-х частях. Ч. 2. Кострома, 2003. С. 54-56.

125. Диссертации, авторефераты диссертаций

126. Бакланова Г.Ю. Православная церковь Божьей Матери «Державная» как социально-религиозный феномен/ Дис. . канд. филос. н. М.: РАГС, 1999.-152 с.

127. Иваненко С.И. Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы в России (социально-философский анализ)/ Дис. . д. филос. н. М.: РАГС, 2002. 296 с.

128. Кукушкина Г.А. Церковь саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика (социально-философский анализ)/ Дис. . канд. филос. наук. М.: РАГС, 2003. 130 с.

129. Макеев А.В. Анализ философско-теологических основ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов (на примере баптистов и евангельских христиан)/ Автореф. дис. . к. филос. н. М.: РАГС, 2002.-23 с.

130. Михайлов Н.Т. Протестантская вера: философский анализ/ Дис. канд. филос. наук. М.: РАГС, 1994. 139 с.

131. Петрова В.В. Вера Бахай: основы вероучения, культовая практика (социально-философский анализ)/ Дис. . канд. филос. наук. М.: РАГС, 2002. 156 с.

132. Сторчак В.М. Архетип и ментальность в контексте религиоведения/ Дис. кан. филос. наук М.: РАГС, 1997. - 146 с.1. Источники

133. Аугсбургское вероисповедание: Пер. с нем. Эрланген: Мартин Лютер, 1988. 145 с.

134. Бери Дж. Гарольд. Во что они верят. М.: Духовное возрождение,1994.

135. Боккини С. Одна религия стоит другой? Гатчина: СЦДБ, 1999.32 с.

136. Большой катехизис доктора Мартина Лютера. Финляндия, 1996. -154 с.

137. Вопросы кальвинизма и реформации России: По материалам «Теологического листка» общества «Реформация» за 1998 г. М.: ИКАР, 1999.-164 с.

138. Воронаев И.Е. О крещении ухом Святым/ Евангелист (Одесса). 1928. № 1.-С. 20-22.

139. Восстановленная истина. Краткая история Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Солт-Лейк-Сити, Юта, 1996. 163 с.

140. Джуссани Л. Путь христианского опыта. Милан, 1977. — 138 с.

141. История Царства Божьего. Франкфурт-на-Майне, 1988. — 189 с.

142. Колб Р. Христианская вера. Минск: Фонд «Лютеранское наследие», 2000. 326 с.

143. Ловетт Г. Уимс, мл. Послание Джона Уэсли. М.: Триада, 1997.116 с.

144. Митер X. Генри. Основные идеи кальвинизма. СПб.: Христианский Мост, 1995. 235 с.

145. Наполнение земли Славой Божьей: Видение повсеместного основания церквей. М., 2001. 77 с.

146. Новоапостольская вера: вопросы и ответы. Франкфурт-на-Майне, 1992. 130 с.

147. Стандартный комплект материалов для представителей средств массовой информации. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.

148. Хедланд Р. Миссия Церкви в мире: Библейское богословие/ Пер. с англ. СПб., 1998.-395 с.

149. Хортон С. Наше будущее (Библейское учение о последнем времени). Спрингфилд (США), 2002. 299 с.

150. Периодические издания Новоапостольской церкви

151. Ежемесячный журнал «Наша семья», 1998 2004 гг.

152. Полугодичный журнал «Единение», 1999 2004 гг.

153. Детский ежемесячный журнал «Мы, дети», 1999 2004 гг.