автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Новые религиозные движения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Новые религиозные движения"
На правах рукописи
Гордус Максим Михайлович
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: СТЕРЕОТИПЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
09 00 13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
ООЗIV1
Ростов-на-Дону 2008
003171891
Работа выполнена в Педагогическом институте Южного Федерального Университета
Научный руководитель: доктор философских наук
Несмеянов Евгений Ефимович
Официальные оппоненты: доктор философских наук
Капустин Николай Стратонович
доктор философских наук Коломиец Наталья Викторовна
Ведущая организация: Ростовский юридический институт
МВД РФ
Защита состоится "11" июня 2008 г
на заседании диссертационного совета Д 212 208 13 по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу. 344006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 140
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу 344006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 148
Автореферат разослан "_" 2008 г
Ученый секретарь /¡У/г/^г^^
диссертационного совете! м М Шульман
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Последние два десятилетия в жизни нашей страны характеризуются кардинальными изменениями в религиозной сфере Прекращение политики государственного атеизма привело, во-первых, к резкому увеличению числа верующих всех конфессий, и, во-вторых, к значительному увеличению числа религий и конфессий на территории России Так, наряду с традиционными для нашей страны вероисповеданиями, произошло быстрое распространение новых религиозных движений (НРД) Меньшая часть НРД возникла на отечественной почве, большинство же было создано благодаря деятельности иностранных миссионеров При этом практически одновременно в России образуются общественные группы, объединяющие в своих рядах противников новых религий В нашей стране, как раньше это произошло в западных странах, возникает организованное антикультовое движение (АКД) Свои первые шаги отечественный антикультизм делает благодаря широкой поддержке со стороны западных антикультовых организаций Таким образом, в последнее десятилетие XX века в Россию происходит экспорт не только новых религий, но их традиционного противника - антикультового движения
НРД сталкиваются с довольно противоречивым отношением со стороны окружающих Немало людей, особенно в первые годы распространения НРД в нашей стране, проявляли к ним благожелательный интерес (Заметим, что лишь очень незначительное число заинтересовавшихся стали последователями НРД) Но значительно большее число наших сограждан относились, и продолжают относиться к НРД отрицательно В настоящее время число, например, критических публикаций в прессе, касающихся НРД, во много раз превышает число положительных или нейтральных И это не случайно Можно говорить о том, что в общественном сознании сложился негативный стереотип НРД Отчасти существование этого стереотипа объясняется деятельностью некоторых НРД, допускавших у себя крайне сомнительные внутренние порядки И более того, ряд групп, например, известная Аум Синрике, совершили громкие уголовные преступления Отчасти же существование негативного стереотипа НРД объясняется целенаправленной деятельностью активистов антикультового движения, прилагающих много усилий для того, чтобы выставить в самом неприглядном виде не только действительно деструктивные,
но все без исключения новые религиозные группы АКД также стремится воздействовать не только на общественное мнение, но и на органы государственной власти, призывая их ограничить деятельность новых религиозных групп При этом существующий негативный стереотип новых религий играет в аргументации АКД далеко не последнюю роль
В силу всех этих обстоятельств мы считаем актуальной задачей изучение условий формирования негативного стереотипа НРД и роли антикультового движения в этом процессе Не менее актуальным мы считаем и прояснение вопроса о том, насколько господствующие в нашем обществе стереотипы и мнения относительно НРД соответствуют действительному положению дел
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является негативный образ новых религиозных движений, существующий в общественном сознании, и степень его соответствия действительности (т е сущность НРД в России и наиболее распространенное мнение о явлении) Предметом нашего исследования являются причины и обстоятельства, приведшие к появлению негативного стереотипа НРД
Степень разработанности проблемы. Исследованию новых религиозных движений посвящена обширная литература как в нашей стране, так и за рубежом Среди зарубежных авторов необходимо назвать имена Д Хаддена, А Баркер, М Интровиньо, Д Мелтона, Д Ричардсона, Д Бромли В работах зарубежных авторов освещается очень широкий круг вопросов, но основное внимание, как правило, уделяется истории НРД, а также социальным, и социально-психологическим аспектам их деятельности В нашей стране в изучение новых религиозных движений внесли свой вклад Л Н Митрохин, П С Гуревич, Е Г Балагушкин, С Б Филатов, Б 3 Фаликов, М С Штерин, Н С Капустин и другие авторы Несмотря на то что в нашей стране широкое распространение НРД началось значительно позже, чем на Западе, отечественные исследователи к настоящему времени проделали очень значительную работу Однако до сих пор в отечественной науке уделяется недостаточное внимание антикультовому движению, его идеологии, образу НРД, создаваемому в антикультовых публикациях, и степени его соответствия реальности Систематические исследования по этой проблеме фактически отсутству-
ют, хотя ряд авторов, такие как С Б Филатов, М С Штерин опубликовали ценные статьи по этому вопросу Несмотря на это, проблему следует считать исследованной в недостаточной степени Существуют многочисленные труды богословского характера, которые автор намеренно не привлекает к анализу как идеологически конфессионально ангажированные, имеющие небольшую ценность для данного исследования
Методологические основы исследования. Основным методом исследования, используемым в работе, за исключением общенаучных, является сравнительно-аналитический метод, применяемый для анализа и интерпретации документов и фактического материала в целом
Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение идеологии антикультового движения и формирования процессов негативного стереотипа НРД в общественном сознании, степени его соответствия реальному положению дел Для достижения этой цели решаются следующие задачи
1 Определяются основные составляющие негативного стереотипа НРД в современном общественном сознании
2 Рассматривается, какие события в истории НРД способствовали формированию их негативного восприятия
3 Рассматривается идеология антикультового движения и ее значение для формирования негативного стереотипа НРД
4 Раскрываются основные этапы распространения идеологии антикультового движения и образования международной сети антикультовых организаций
5 Анализируется, в какой мере антикультовая идеология нашла отражение в официальной позиции различных государств и межгосударственных органов по отношению к НРД
6 Исследуется степень влияния антикультовой идеологии на государственно-конфессиональные отношения в различных странах
7 Выявляются особенности негативного стереотипа НРД, формируемого антикультовым движением в России и странах СНГ
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем
1 Показаны основные этапы развития антикультового движения, взаимовлияние антикультовых групп, формирование международной сети антикультового движения
2 Проанализировано, в какой мере идеология антикультового движения нашла отражение в официальной позиции различных государств и межгосударственных органов по отношению к новым религиозным движениям
3 Выявлено, в какой степени идеология антикультового движения оказала влияние на государственно-конфессиональные отношения в различных странах
4 Проанализирован тот негативный образ новых религиозных движений, который создается антикультовым движением, и степень его соответствия реальному положению дел
5 Показаны особенности негативного образа новых религиозных движений, создаваемого отечественным антикультовым движением и антикультовым движением в странах бывшего СССР, и степень обоснованности обвинений, выдвигаемых против НРД
Тезисы, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие тезисы
1 В современном массовом сознании сформировался негативный стереотип НРД Новые религии предстают в образе "культов" или "сект", которые, как считается, полностью подчиняют себе волю своих членов и осуществляют деструктивную деятельность в обществе
2 Отчасти возникновение негативного стереотипа НРД объясняется крайне жесткими внутренними порядками, принятыми в некоторых НРД и получившими громкий общественный резонанс уголовными преступлениями, совершенных последователями нескольких НРД Однако абсолютное большинство новых религиозных групп не имеют к этому никакого отношения
3 Очень значительную роль в формировании негативного стереотипа НРД сыграло антикультовое движение АКД утверждает, что в новых религиозных движениях практикуется так называемая "промывка мозгов", или "контроль сознания", способная полностью подавить волю членов НРД Однако большинство представителей научного сообщества относятся к этим утверждениям крайне критично
4 В настоящее время антикультовое движение представляет собой международную сеть общественных организаций, координирующих свою деятельность, и стремящихся оказывать влияние на общественное мнение и политику органов государственной власти различных стран по отношению к НРД
5 Деятельность АКД, как одного из институтов гражданского общества, может давать положительные результаты, когда АКД привлекает внимание общества к действительно деструктивным религиозным группам Но стереотипные обвинения в деструктивной деятельности, выдвигаемые антикультовым движением в адрес практически всех НРД, лишены фактических оснований, и способствуют созданию негативного стереотипа НРД в обществе
6 Несмотря на усилия антикультового движения по созданию негативного образа НРД, антикультовая идеология оказала крайне незначительное влияние на официальную позицию межгосударственных органов, таких как Парламентская Ассамблея Совета Европы, по отношению к НРД
7 Антикультовая идеология также оказала крайне незначительное влияние на официальную позицию по отношению к НРД ведущих европейских государств и на государственно-конфессиональные отношения В России такое влияние практически отсутствует
8 Особенностью негативного образа НРД, формируемого антикультовым движением в России и странах бывшего СССР, является акцент на обвинениях НРД в деструктивной политической деятельности Но эти обвинения по отношению к абсолютному большинству НРД не имеют под собой достаточных фактических оснований
Практическая значимость и апробация исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке религиоведческих курсов, а также курсов исторической и культурологической направленности Результаты исследования также могут найти практическое применение в сфере государственно-конфессиональных отношений По теме диссертационного исследования опубликована одна статья
Структура работы. Структура работы определяется целями и задачами исследования Работа включает три главы, состоящие из восьми параграфов, введения, заключения и списка литературы, включающего 123 названия
Основное содержание работы
Во введении показывается актуальность избранной темы исследования, определяются объект и предмет исследования, степень разработанности проблемы, степень разработанности проблемы, методологические основы и научная новизна исследования, его цели и задачи, положения, выносимые на защиту, а также практическая значимость работы
Глава 1. Стереотип "культа" и антикультовое движение. В
первой главе рассматривается возникновение стереотипа «деструктивного культа» в массовом сознании, характерные черты этого стереотипа, а также прослеживается становление антикультового движения (АКД), внесшего чрезвычайно значительный вклад в формирование этого стереотипа
1.1. Стереотип "культа" в массовом сознании. В массовом сознании стран современного Запада и в России прочно утвердился стереотип «культа» - зловещей закрытой религиозной группы, занимающейся деструктивной деятельностью Следует сказать, что стереотип зловещего "культа" сложился не стихийно и не случайно Своим возникновением он отчасти обязан некоторым действительно драматическим событиям в истории НРД На общественное мнение больше всего повлияли, бесспорно, те эпизоды, которые сопровождались многочисленными человеческими жертвами Немалый вклад в формирование негативного стереотипа внесли скандалы, сопровождавшие деятельность некоторых НРД, особенно на ранних этапах их деятельности Свою роль сыграли и внутрисемейные конфликты, вызванные уходом в НРД кого-либо из членов семьи Таких конфликтов было особенно много в период бурного роста НРД в 60-70-е годы XX века
Но наряду с немногочисленными действительно проблемными и еще менее многочисленными преступными группами существует, возникает и распадается огромное число групп, о которых при самом придирчивом отношении можно сказать только одно - они "хорошие" или "плохие" ничуть ни в большей степени, чем любая из "старых" религий Тем не менее, и на Западе, и, с недавних пор, в российском обществе, существует устойчивая тенденция воспринимать все без исключения НРД как угрожающее явление Отчасти это - и результат
целенаправленного воздействия на общественное мнение Есть организованные силы, ставящие задачей своей деятельности борьбу с НРД и формирование их негативного восприятия обществом
1.2. Возникновенне антикультового движения в США. Важнейшей силой, ставящей перед собою задачу борьбы с НРД, является так называемое антикультовое движение (АКД) Сам этот термин -североамериканский по своему происхождению, так как АКД зародилось в США Оно возникло на рубеже 60-70-х годов прошлого века В это время в Соединенных штатах начинается быстрый рост новых религий Буквально в течение нескольких лет возникло огромное количество новых групп В США за этими группами укрепилось название "культов" "Культами" стали называть религиозные группы, в которых, по мнению их противников, применялась "промывка мозгов", или "контроль сознания" Сам термин "промывка мозгов" попал в лексикон американцев во время Корейской войны Так у китайцев, воевавших на стороне Северной Кореи, называлась технология психологической обработки, через которую проходили американские военнопленные Основным положением АКД стала убежденность в том, что "культы" практикуют "промывку мозгов", ничем не отличающуюся, по сути, от технологий "промывки мозгов" в китайских застенках Теория контроля сознания, ставшая основой идеологии АКД, привлекла в этом своем новом качестве внимание религиоведов - специалистов по новым религиям В американской науке образовалось две группы ученых незначительная группа тех, кто поддержал эту теорию, и значительно более многочисленная группа противников В конце концов, дискуссия закончилось победой противников теории "промывки мозгов"
Несмотря на это, в США, на родине антикультизма, возникла целая сеть антикультовых организаций, охватившая собою всю страну Многолетняя деятельность антикультовых групп в Новом свете принесла определенные плоды Однако эти плоды не столь велики, как рассчитывало АКД Несомненным успехом АКД можно считать создание стереотипа зловещего "культа", занимающегося "промывкой мозгов" Несмотря на то, что академическое сообщество крайне прохладно относится к теории "промывки мозгов", массовое сознание американцев, как кажется, полностью приняло это положение Однако есть и другое направление деятельности АКД в Соединенных Штатах, на котором оно потерпело полное поражение Американские
антикультисты неоднократно предпринимали попытки добиться принятия законов, ограничивающих или ставящих под контроль деятельность новых религий, но ни разу за всю историю США ни в одном штате или на федеральном уровне не было принято ни единого закона, направленного против "культов"
1.3. Антикультовое движение в странах зарубежной Европы.
Значительно больших успехов в деле влияния на государственно-конфессиональные отношения антикультовое движение добилось тогда, когда оно переместилось из США в Европу Европейские антикультовые организации начали искать союза с государством и с конфессиональными элитами Крупнейшие конфессии в Европе могли пойти на подобный союз с антикультистами, и, действительно, иногда это происходило или тогда, когда их преимущественное положение в государстве хотя бы символически обозначалось законодательством, или же тогда, когда их особый статус признавался де-факто Европейские антикультовые группы организационно оформились в середине 70-х годов прошлого века Примерно в это же время интерес к деятельности новых религий стали проявлять государственные структуры, в частности, Министерство по делам молодежи, семьи и здоровья ФРГ На протяжении всех восьмидесятых годов европейское АКД занималось бурной деятельностью Европейцы наладили постоянную деловую связь с крупнейшими американскими антикультовыми организациями - Сетью информирования о культах и Американским семейным фондом В 1994 году в Париже была зарегистрирована панъевропейская антикультовая организация — Европейская федерация центров по исследованию и информированию о сектантстве -РЕСШ8 В настоящее время в состав РЕСИЛБ входит 21 антикультовая организация из разных европейских стран, в том числе и России РЕСШБ - довольно респектабельная организация, ее конференции обычно хорошо организованы и иногда получают поддержку официальных лиц, а также дотации со стороны правительства Франции
Глава 2. Государственно-конфессиональные отношении в Европе и негативный образ НРД. Во второй главе рассматривается позиция европейских межправительственных структур и правительств крупнейших европейских государств по отношению к НРД, а также анализируется степень влияния антикультовой идеологии на эту позицию
2.1. Официальная позиция европейского сообщества по отношению к НРД. Европейское антикультовое движение, бесспорно, добилось не только успехов в формировании общественного мнения, но и определенных результатов на политической сцене, что выразилось в принятии некоторыми европейскими странами законов, направленных против деятельности "сект" Однако эти успехи не следует преувеличивать Во-первых, нам не следует забывать, что эти успехи - плод не только усилий антикультистов, но и "усилий" самих НРД - отдельные НРД сделали все для того, чтобы получить заслуженную недобрую "славу" Во-вторых, не стоит принимать некий своеобразный вариант теории заговора и видеть во всех препятствиях, неважно, заслуженных или нет, с которыми сталкивались НРД в Европе, вездесущую руку антикультистов По нашему мнению, эта "рука" бесспорно заметна только тогда, когда мы можем обнаружить в документах, принятых теми или иными европейскими национальными или наднациональными органами, упоминания о "промывке мозгов", или "контроле сознания" или нечто близкое по смыслу "Контроль сознания" - это, действительно, опознавательный знак влияния антикультовой идеологии
Анализ основных документов ПАСЕ, в которых затрагивается проблема НРД, показывает, что никаких значимых составляющих антикультовой идеологии в них не содержится Известно, что антикультовые организации Европы прилагали серьезные усилия для того, чтобы их идеология стала общепринятой, а "секты" были бы серьезно ограничены в возможностях своей деятельности Иными словами -АКД стремится к достижению трех взаимосвязанных целей утверждению негативного стереотипа "сект" в обществе, индуцированию карательных действий государственных силовых органов против "сект", лоббированию принятия соответствующих законодательных актов Очевидно, что на надгосударственном уровне показателем успеха АКД могут быть или какие-то действия международных организаций, таких, как Интерпол, или международные документы, имеющие юридическую силу Насколько можно судить, никаких действий против "сект" в направлении, устраивающем АКД, на международном уровне не предпринимались Национальные полицейские органы, действительно, координировали свою работу по "сектам" Но эта координация осуществлялась при расследовании криминальных событий Например, самоубийства последователей Ордена солнечного храма происходили на территории не одного государства Полиция
выполняла свою работу так же, как она действовала и действует в подобных случаях Это не имеет ничего общего ни с ограничениями деятельности всех "сект", деятельность которых априори считалась бы криминальной, ни с пресечением "контроля сознания" - одним словом, ни с чем таким, что следовало бы ожидать в случае, если бы негативные стереотипы "сект", насаждаемые АКД, стали бы руководством к действию Здесь АКД не добилось ничего Действия силовых структур, когда они были — "заслуга" самих НРД, и никого более Несколько менее однозначно обстоит дело с международным парламентом С одной стороны, здесь тоже никаких успехов За все время наиболее активной деятельности НРД не был принят ни один международный правовой документ, носящий обязательный характер и предполагающий меры пресечения тех действий, в которых АКД считает виновными все "секты" Так, в Рекомендации 1412 ПАСЕ упоминается «промывка мозгов» (и это - единственный пример использования подобной терминологии) Но никакие страны никогда не подписывали, например, международные соглашения, в которых давалось бы определение понятия "промывки мозгов" в антикультист-ском духе и устанавливалась бы ответственность за эти действия Пожалуй, ожидать в обозримом будущем чего-то подобного не станет сейчас ни один здравомыслящий человек Документы ПАСЕ, к тому же, носят не более чем рекомендательный характер Но, с другой стороны, факт присутствия антикультовой терминологии не может не привлечь внимание О чем же он может свидетельствовать9 Здесь трудно сделать однозначные выводы, за исключением одного - терминология АКД стала всеобщим достоянием Но не более того Рекомендация ПАСЕ - очень лаконичный документ, не раскрывающий значение используемой терминологии Но "промывка мозгов" - термин неоднозначный Он, хоть и является визитной карточкой антикультовой идеологии, возник первоначально не в антикультистской среде и безотносительно к "культам", или "сектам" Под "промывкой мозгов" может пониматься разная степень предполагаемого воздействия на психику - от ожидания, что человек полностью лишается собственной воли и превращается в программируемый автомат, до интенсивного пропагандистского воздействия, без каких-либо "волшебных" методов отнятия воли
Следовательно, мы не можем сказать почти ничего конкретного о степени принятия антикультовой идеологии международным европейским парламентским сообществом Мы можем сказать лишь о
том, что она незначительна Мы не должны забывать и о том, каковы механизмы работы международного парламента Они практически исключают возможность принятия документов, дух и буква которых противоречили бы основополагающим принципам свободы совести Причем независимо от личных импульсов и предпочтений каких-либо парламентариев
2.2. Политика правительств европейских государств по отношению к НРД. Но если на международном уровне все усилия антикультового движения оказались фактически безуспешными, то в отдельных европейских государствах АКД удалось добиться вполне ощутимых успехов Мы имеем в виду действия государства против "сект", выражавшиеся в ограничении их деятельности и принятии соответствующих законодательных актов Такие действия, если они предпринимаются сами по себе, еще не свидетельствуют и не могут свидетельствовать обязательно о влиянии антикультизма Мы лишены возможности в деталях проследить все обстоятельства подобных действий правительств и тем более выяснить, в большинстве случаев, кто из должностных лиц и в какой мере воспринял идеологию анти-культистов Мы также не можем утверждать заранее, что любое правительственное действие против "сект", даже если оно полностью соответствует чаяниям антикультистов, обязательно вдохновлено их идеологией или же ими и инспирировано
Стремление сохранить объективность и действительно проследить возможное влияние АКД диктует необходимость искать в официальных документах формулировки, соответствующие лексикону антикультистов Или же, если в нашем распоряжении есть достоверные данные, обращать внимание на прямые контакты государственных чиновников с представителями антикультового движения и на правительственные шаги, которые за этим последовали В последнем случае следует тщательно учитывать, какие именно шаги и против каких групп были предприняты правительством Ведь вполне может быть и так, что антикультисты передали правительственным чиновникам объективную информацию о деятельности действительно неблагополучной группы Но нас интересует в первую очередь именно воздействие антикультовой идеологии как таковой — то есть спорных или несоответствующих действительности представлений о НРД, пропагандируемых бескомпромиссно враждебными по отношению к ним группами Мы рассматриваем ситуацию на примере двух евро-
пейских стран - Германии и Франции, так как именно в них возникали наиболее напряженные конфликты между НРД и государством Германия и Франция предпринимали наиболее энергичные и жесткие меры против "сект" Довольно своеобразный момент заключается в том, что системы государственно-церковных отношений в этих странах весьма различны, и поэтому есть уже основания предполагать, что действия против "сект", даже внешне похожие, могли быть вызваны неодинаковыми причинами
Непосредственно система отношений между конфессиями и государством в Германии производит впечатление несколько архаичной Несмотря на юридическое равенство всех конфессий перед законом, выстроена иерархия, в которой Римско-католическая и Еванге-лическо-лютеранская церкви пользуются преимуществами, хотя эти преимущества и носят довольно-таки символический характер Конечно, все это само по себе еще ни в коем случае не может служить объяснением жесткого отношения к НРД Например, в Великобритании или странах Северной Европы формальное положение религий еще более иерархично Но ничего подобного там не было Совершенно очевидно, что особое внимание к НРД немецкое правительство начало проявлять примерно со второй половины семидесятых годов, и здесь огромную роль сыграла трагическая гибель более девятисот человек - членов Народного Храма - в Джонстауне Все обстоятельства трагедии Джонстауна не ясны до сих пор, но зато нам хорошо известно, каким именно предстал Джонстаун в глазах европейцев и американцев Затерянное в джунглях поселение описывалось как концлагерь, все находившиеся в котором подвергались интенсивнейшей идеологической обработке, ее кульминацией стало коллективное самоубийство девятисот человек Немцы не могли не увидеть в описаниях Джонстауна то, на что они реагируют особенно болезненно - напоминание о фашизме И уж тем более не могло не отреагировать на это немецкое правительство Ни один правительственный чиновник в ФРГ не мог просто отмахнуться в ситуации, когда общественное мнение задает вопрос что делает правительство, если в страну пришли "секты", способные на такое9 Не следует также забывать, что семидесятые годы XX века - очень непростой период в истории ФРГ В это время резко активизировалась деятельность радикальных молодежных политических группировок, самой известной из которых стала РАФ - Фракция Красной Армии Германское общество было крайне озабочено состоянием умов молодежи, и не могло не обратить
внимание на деятельность религиозных групп, привлекавших в то время по преимуществу молодых людей Все это создавало благоприятную почву для контактов АКД с правительством ФРГ
В результате анализа ситуации мы пришли к следующим выводам Бесспорно, что антикультовое движение добилось заметных успехов в дискредитации своих оппонентов Бесспорно, что немецкие государственные органы отчасти последовали за идеологами АКД, "приняв на вооружение" их теоретические выкладки о "контроле сознания" Бесспорно также, что некоторые НРД практиковали крайне сомнительные действия, и не были невинными жертвами Но действия немецких властей, по крайней мере, в некоторых случаях, носили явно избыточный характер и были вызваны не реальной угрозой обществу, исходившей от тех или иных "сект", а негативными стереотипами Но, ведь с другой стороны, ни центральное правительство ФРГ, ни местные органы самоуправления так и не приняли законодательство, систематически ограничивающее права и деятельность "сект" - как бы этого ни желали антикультисты
Ситуация во Франции, похоже, едва ли не диаметрально противоположна немецкой - французское правительство, не предпринимая серьезных практических шагов против НРД, ввело потенциально довольно чувствительные для новых религий законодательные меры Правда, во Франции это законодательство, насколько известно, так и не было использовано ни разу Причины, по которым французское правительство заняло столь жесткую позицию по отношению к "сектам", достаточно очевидны Франция — страна, в которой, пожалуй, наиболее последовательно проводится политика секуляризации Французские власти, как правило, не делают никакого различия между религиями и конфессиями - ни новыми, ни традиционными И, тем не менее, однажды это правило было нарушено, и французское правительство законодательно сделало одни религии "более равными", чем другие Это не было случайностью Дело в том, что в "антисектантском" законодательстве Франции мы встречаем упоминание о "контроле сознания" Попав под воздействие антикультовой идеологии, французские законодатели предполагали ограничить противоправную деятельность групп, практикующих психологическое насилие по отношению к своим адептам Но в этом гипотетическом насилии обвиняются антикультистами ни кто иные, как НРД Следовательно, эта группа религий, имеющих нетрадиционные для француз-
ской культуры верования, и оказалась выделена законом в особую группу.
В законе о предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека, говорится, что любая организация может из-за совершения физическим или юридическим лицом в рамках движения действий, имеющих целью создание, поддержку или использование психологического или физического подчинения, быть признанной виновной в умышленном или неумышленном покушении на жизнь, физическую или психическую целостность человека Если говорить непредвзято, то вряд ли какое-либо законопослушное религиозное объединение во Франции могло бы испытывать особое беспокойство за свою судьбу после принятия этого закона, если бы не два обстоятельства появление в списке деяний, за которые наступает ответственность, "психологического подчинения", то есть термина из идеологии АКД, и составление "черного списка" сектантских движений Бесспорно, принятие этого закона можно считать высшим достижением антикультового движения в Европе Впервые законодателем на высшем государственном уровне "секты", "сектантские течения" были признаны организациями, по определению склонными к противоправным действиям и способными оказывать некое особое воздействие на психику своих адептов Франция - это один из немногих, едва ли не уникальный пример, когда действия правительства, направленные по замыслу на защиту свобод граждан и светского характера государства, оборачиваются потенциальной угрозой одной из важнейших свобод - свободы совести Впрочем, эту угрозу не стоит особо преувеличивать Во-первых, этот закон пока остается на бумаге Во-вторых, у французского государства нет особых взаимоотношений ни с одной из традиционных конфессий, которые были бы не прочь опереться на помощь государства в межконфессиональной конкуренции Французский государственный антикультизм - явление исключительно светское, он не имеет "второго дна" в виде неявных вероисповедных предпочтений Следовательно, есть все основания надеяться, что закон не будет использоваться для преследований за религиозные убеждения
Подводя итог, следует сказать, что успехи европейского АКД носят более символический, чем реальный характер Но антикультовое движение в Европе несомненно может записать в свой актив успехи в распространении своей идеологии Типичные антикультист-ские формулировки встречаются в официальных документах евро-
пейских правительств Подобное возможно только в одном случае -государство не рассматривает такие действия как нарушение принципов равенства религиозных организаций перед законом Что означает - антикультовая идеология, предполагающая, что НРД суть особые религиозные группы, деятельность которых носит потенциально деструктивный характер, и нуждается поэтому в строгом государственном контроле, завоевала популярность Востребованность антикультовой идеологии на высшем государственном уровне - прекрасный индикатор, показывающий степень укорененности этой идеологии в Европе. Антикультизм одержал решительную победу в умах европейцев, достигнув больших успехов в создании негативного стереотипа "сект" Нет сомнений, что это не единоличная заслуга антикуль-тистов Даже если бы не было громких преступлений, совершенных некоторыми НРД, появление и массовое распространение "чужаков", как показывает весь исторический опыт, не может не вызвать неприятия и отторжения Но вклад антикультизма, внедрившего свою идеологию в сознание европейцев, несомненно, весьма и весьма значителен
Глава 3. Негативный образ НРД в России и странах СНГ. В
третьей главе анализируются особенности негативного стереотипа НРД, сложившегося в России и странах бывшего Советского Союза, показывается, в какой мере эти стереотипы соответствуют реальному положению дел, и в какой - противоречат ему, а также рассматривается, какие именно опасения вызывает в массовом сознании распространение новых религий
3.1. Особенности негативного стереотипа НРД на постсоветском культурном пространстве. В России антикультовое движение появилось практически одновременно с началом массового распространения новых религий на территории России, то есть в конце восьмидесятых - начале девяностых годов XX века Развитие антикультового движения в России в целом повторяет, но с некоторыми отличительными особенностями, западноевропейский опыт, который можно считать в известном мере образцовым примером для анализа опыта распространения антикультовой идеологии Антикультизм -это, если можно так выразиться, "тень" НРД, и он обязательно приходит вслед за НРД Это - абсолютно закономерное явление, имеющее, как минимум, две причины Во-первых, деятельность новых религий,
непривычных для абсолютного большинства населения, обязательно вызовет противодействие Это противодействие возрастет многократно, как только какое-либо НРД окажется замешанным в преступных или, по крайней мере, сомнительных действиях Во-вторых, ан-тикультизм к настоящему времени представляет собой довольно мощную интернациональную сеть общественных организаций, координирующих свои усилия в масштабах целых континентов и заинтересованных в расширении сферы своего влияния
Каких же успехов добилось к настоящему времени АКД в России1? Несомненно, отечественный антикультизм довольно успешно распространил и продолжает распространять негативные стереотипы в отношении "сект", или "тоталитарных сект", если пользоваться наиболее принятой отечественной антикультовой терминологией Об этом можно судить хотя бы по солидному числу антисектантских публикаций, выходящих в отечественной периодике Однако, как мы уже говорили, одним из важнейших направлений деятельности антикультового движения является лоббирование принятия законов, ограничивающих деятельность "сект" В этом отношении АКД не добилось в России практически ничего Невозможно указать ни одного федерального закона или подзаконного акта, в котором деятельность "сект" подвергалась бы каким-нибудь ограничениям Невозможно также указать ни одного правительственного документа, в котором вообще употреблялись бы слова "секта", "контроль сознания", или какие-либо еще узнаваемые антикультистские термины В регионах НРД, или некоторые протестантские церкви, например пятидесятни-ческие, могут сталкиваться с недоброжелательностью и необъективностью представителей местной власти Особенно это относится к тем религиозным организациям, центры которых находятся за рубежом Есть также несколько примеров, когда местные органы законодательной власти накладывали ограничения на деятельность религиозных миссионеров-граждан иностранных государств Характерной особенностью здесь является то, что, как правило, "сектанты" вызывают настороженное отношение не потому что они, якобы, занимаются "промывкой мозгов" Основная опасность видится в том, что "секты", особенно иностранного происхождения, могут, как считается, представлять угрозу социально-политического плана, то есть прямо или косвенно служить интересам западных государств Это обстоятельство вплотную подводит нас к важнейшей особенности антикультовой пропаганды в России и, соответственно, к национальной
особенности того негативного стереотипа НРД, который создается в нашей стране
В отечественной антикультовой пропаганде традиционные обвинения в "промывке мозгов" занимают сравнительно скромное место Создается впечатление, что эти обвинения звучат как бы по инерции Значительно большее место в инвективах отечественных антикультистов, и у их коллег из стран бывшего СССР заняли обвинения, которые можно назвать политическими НРД обвиняются в том, что они занимаются политической деятельностью, направленной во вред государства Именно это обвинение и является тем стержнем, на котором строится стереотип "сект" в России Анализируя «антисектантские» публикации в отечественных СМИ, нетрудно заметить, что политические обвинения в адрес «сект» исходят, как правило, от людей, ориентированных в политических и социальных идеалах резко антизападно, и придерживающихся консервативных убеждений Это неудивительно, так как большая часть отечественных НРД - западного происхождения Отечественные антикультисты не сомневаются, что НРД есть некий абсолютно инородный и искусственно внедренный элемент в теле российской культуры, авангард, а, точнее, «пятая колонна» враждебных иностранных сил В нашу задачу не входит обсуждение чьих-либо политических симпатий или антипатий Поэтому мы выносим за скобки вопрос о том, какие политические силы и в какой мере враждебны России Отметим только, что «Запад» в изображении антисектантской публицистики представляется неким идейным монолитом, целенаправленно противостоящим столь же монолитным российскому обществу и государству Нечего и говорить о том, что это - крайне упрощенное представление
3.2. Деятельность НРД: стереотипы и реальность. В первом параграфе было показано, что одной из составляющих негативного образа НРД является представление их всех без исключения как марионеток в руках враждебных политических сил Второй параграф посвящен изучению вопроса на каких именно фактах могут базироваться политические обвинения в адрес «сектантов» Нет никаких сомнений в том, что религиозный фактор играет существенную роль в отношениях между государствами Известно также, какое серьезное значение придает этим вопросам правительство США, ежегодно публикующее официальные бюллетени о состоянии религиозной свободы в мире Действуют международные неправительственные фонды,
занимающиеся проблемами свободы совести Наконец, ряд базирующихся в США евангелических миссий представляют собой фактически транснациональные корпорации, деятельность которых может, в принципе, вызывать раздражение, аналогичное тому, которое вызывают транснациональные промышленные и финансовые корпорации Несомненно, эти факты будут значимыми в глазах людей, исходящих из того, что деятельность правительства США, других западных правительств, транснациональных корпораций априори враждебна России Однако анализ фактов убедительно показывает нет никаких доказательств того, деятельность НРД действительно направляется какими-либо правительствами Причем, подчеркнем, речь идет не об отдельных случаях сотрудничества, а о всеобщем явлении, предположительно, имеющем место Но известно множество фактов, заставляющих, по меньшей мере, усомниться в правоте подобных утверждений Так, многие крупные и известные НРД, родившиеся в США, имели и имеют до сих пор очень серьезные проблемы с властями у себя на родине Тем более, крайне сомнительным должно представляться допущение, что все НРД, с крайним, иногда взаимоисключающим разнообразием их вероучений и социальных идеалов, могли бы действовать, руководствуясь едиными директивами
Однако не следовало бы и считать, что новые религии абсолютно не причастны к политике Разумеется, НРД, особенно многочисленные и располагающие значительными финансовыми средствами, участвуют в политической деятельности Показательным примером здесь может служить деятельность Церкви объединения, возглавляемой Мун Сон Меном Международное движение, созданное Муном, представляет собой целую сеть организаций разного профиля, объединенных вокруг собственно церковной структуры Среди созданных Муном организаций есть общественно-политические, причем их деятельность соответствует вероучению церкви и осуществляется во имя реализации вероучительных положений Вероучение Церкви объединения очень политизировано, оно создавалось в годы холодной войны, и рассматривает западные политические режимы как орудие бога, а коммунизм - как орудие сатаны Поэтому в течение всего времени существования церкви Муна антикоммунистическая пропаганда и конкретные действия против коммунистических стран были для членов церкви религиозным долгом Церковь объединения располагает рядом промышленных предприятий и большими финансовыми возможностями, что позволило ей участвовать в финансировании не-
го
скольких довольно затратных программ Так, церковь Муна финансово помогала антисандинистским вооруженным группировкам во время конфликта в Никарагуа В последние годы существования СССР Церковь объединения, заручившись поддержкой антикоммунистически настроенных государственных, приступила к осуществлению на территории СССР широкомасштабных амбициозных социальных и образовательных программ Как и в других странах, церковь Муна целенаправленно добивалась установления контактов с политической элитой Однако оптимистическим ожиданиям лидеров Церкви объединения не суждено было осуществиться В последние годы наблюдается стремительное сокращение присутствия этого НРД в нашей стране В настоящее время свернуты практически все программы, а миссионерская активность мунитов находится почти на нуле Как видно на примере мунитов, некоторые НРД участвуют в политической деятельности, и могут давать своей деятельности религиозное обоснование Это реальные факты Но негативный стереотип "сект" включает в себя убеждение, что все без исключения НРД объединены с политическим врагом, который также представляется как нечто единое и монолитное Подобные взгляды не соответствуют действительности
Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что смысл предъявляемых «сектам» обвинений, как правило, сводится к обвинениям в разрушении традиционного уклада жизни В таком случае необходимость подтверждать или доказывать предъявляемые обвинения у противников «сект» практически отпадает, или, иначе, доказательством в их глазах служит само наличие «сект» Объективным фактом здесь является то, что «секты» предлагают нетрадиционную систему верований, и довольно часто это сопровождается призывом к радикальному изменению образа жизни И, тем не менее, мы относим обвинения в разрушении традиционного жизненного уклада к области негативных стереотипов Дело в том, что такие обвинения содержат в явном или неявном виде два допущения Во-первых, они предполагают, что современное российское общество в большей или меньшей степени сохраняет традиционный уклад жизни Во-вторых, предполагается, что этот традиционный жизненный уклад находится под угрозой не вследствие объективных общественных процессов, а вследствие целенаправленного внешнего воздействия Любой стереотип, циркулирующий в общественном сознании, предполагает серьезное упрощение реального положения дел НРД - это явление со-
временного общества западного типа, которое, в целом, очень далеко от своего консервативного идеализированного образа, создаваемого идеологическими противниками «сект» Для того общества объективной реальностью является сосуществование многих субкультур, различных жизненных укладов при более или менее заметном доминировании основного для данного общества жизненного уклада Необходимо отметить также, что в обществах современного типа роль религии в формировании жизненного уклада не настолько велика, чтобы утверждения о «сектах», как о силе, способной разрушить жизненный уклад, имели бы под собой реальные основания Для большинства стран западного мира, и для России в том числе, характерен сравнительно невысокий уровень религиозности населения Нет также никаких оснований говорить о сколько-нибудь значительном влиянии НРД В работах отечественных антикультистов довольно часто говорится об очень высокой численности последователей НРД в России Нередки алармистские сообщения о многих миллионах «сектантов» Однако эти цифры не подкреплены реальными данными
3.3. Опасения, вызываемые НРД у их противников. В предыдущем параграфе диссертационного исследования было показано, что совокупная численность тех религиозных групп, которых отечественные антикультисты называют «сектами», и которым они приписывают возможности разрушительного воздействия на общество, невелика Мы показали также, что современное российское общество довольно далеко от традиционной религии Следовательно, у нас нет оснований как для утверждений о том, что современное общество сохраняет традиционный уклад жизни, определяемый религией, так и для утверждений, что нетрадиционные религиозные общины могли бы представлять значительную силу, угрожающую жизненному укладу Современное общество таково, что в нем может найтись место и для традиционных, и для нетрадиционных религий, но ни те, ни другие не определяют лицо общества Борьба происходит не между конкурирующими реальными жизненными укладами, а между воображаемыми противниками идеализированным обществом, будто бы придерживающимся традиционных религиозных ценностей, с одной стороны, и демонизированными «сектами», будто бы разрушающими этот не существующий в действительности образ жизни, с другой Эта картина скорее соответствовала бы средневековому миру, но
только не современности Процессы, происходящие в современном обществе, не могут быть объяснены исключительно деструктивным воздействием извне, они слишком сложны и многоплановы для этого Религиозные новации, действительно, могут при определенных обстоятельствах способствовать разрушению общества, но это общество должно быть действительно традиционным, во-первых, и оно должно быть организовано значительно менее сложным образом, чем современное общество западного типа, во-вторых Современное общество, при всей его уязвимости, все же таково, что наличие в нем разнообразных, и зачастую крайне малочисленных нетрадиционных религиозных групп не способно оказать серьезное влияние на его жизнь
Тем не менее, опасения противников «сект» можно понять Ошибочно было бы считать этих людей заведомыми лжецами, стремящимися опорочить НРД, выдвигая против них заведомо абсурдные обвинения Как мы сказали, среди противников «сект», активно публикующихся в отечественных специализированных антисектантских изданиях или в СМИ, преобладают люди с консервативными убеждениями, идентифицирующие себя с традиционными конфессиями, также стоящими на консервативных позициях Консерваторы видят, что современное общество не отвечает их идеальным представлениям, в том числе и представлениям об идеальном состоянии религиозной жизни Одним из наиболее ярких и бросающихся в глаза проявлений этого и является наличие в обществе, наряду с традиционными, множества новых, ранее неизвестных религиозных объединений Это изменение религиозной картины общества является следствием чрезвычайно сложных процессов модернизации общества, сопровождающихся утратой традиционными религиями прежнего господствующего положения Появление и широкое распространение НРД правильно рассматривать как следствие этих процессов Однако противники «сект» склонны менять местами причину и следствие По их представлениям, не изменения в обществе делают возможным появление, наряду с традиционными, множества конкурирующих с ними нетрадиционных религий, а, наоборот, неожиданное появление НРД, спровоцированное враждебными сторонними силами, запускает процессы утраты традиционными религиями своего прежнего безраздельного господства Есть и другие поводы для того, чтобы противники «сект» проявляли беспокойство Если численность «сектантов» крайне невелика в масштабах страны, то она выглядит намного более
значительной в сравнении с численностью тех православных, которые более-менее регулярно принимают участие в религиозных обрядах и, следовательно, на самом деле, а не декларативно, следуют учению православной церкви Для человека, настроенного негативно по отношению к неправославным вероисповеданием, это наверняка должно представляться как угроза его собственной церкви Объективно, малое число как последователей НРД, так и реальных приверженцев традиционных религий - явление, характерное не только для России, но и для огромного большинства стран западного мира Это -результат длительного процесса секуляризации общества, который в Советском Союзе был многократно усилен политикой государственного атеизма Низкий уровень религиозности общества, массовый отход от традиционных религий можно оценивать по-разному Но, как бы мы его ни оценивали, нет причин обвинять в существующей ситуации «секты» Критические высказывания в адрес «сект» также могут быть продиктованы политическими конъюнктурными соображениями Например, к ним могут прибегать политические деятели, рассчитывающие таким образом привлечь на свою сторону консервативно настроенных избирателей И эти заявления находят и отклик, и понимание у слушателей Разумеется, этот отклик во многом можно объяснить обычной ксенофобией, недоверием ко всему новому и непривычному, умело эксплуатируемым политиками в своих собственных целях Однако такое объяснение было бы упрощением
Лейтмотивом политических обвинений в адрес «сектантов» является недовольство современной культурой, разочарование в соотечественниках, верования, ценности и действия которых не отвечают ностальгическим идеалам консерваторов Волны распространения НРД обычно совпадают с волнами изменений в жизни общества Эти изменения способны вызывать у значительной части общества недовольство и чувство утраты почвы под ногами НРД, последователи которых могут отличаться необычным внешним видом и практиковать странные и непривычные обряды, являются ярким и бросающимся в глаза свидетельством разрушения привычного уклада жизни В течение последних десятилетий западный мир вовлечен в глобальные изменения, описываемые как процессы глобализации и становления постиндустриального общества Образ жизни меняется буквально на глазах В России и в странах бывшего СССР на эти процессы накладывается мощнейший социальный стресс, вызванный распадом Советского Союза, последовавшими за этим социальными потря-
сениями, и возникшим в результате идеологическим и ценностным вакуумом. С одной стороны, в обществе возникла настоятельная потребность в поиске духовных и мировоззренческих ориентиров С другой стороны, крушение господствующей идеологии, поддерживавшейся силой государственного принуждения, и образовавшаяся открытость ко всем духовным новациям, в том числе и в религиозной сфере, создали ситуацию, в которой личный мировоззренческий и религиозный выбор стал чрезвычайно доступен Для жителей западных стран, по всей видимости, безвозвратно закончились те времена, когда человек чаще всего приобретал свою религиозную принадлежность по рождению В современном мире очень часто религиозная принадлежность является результатом свободного выбора Даже если, как это довольно часто происходит сейчас в нашей стране, религиозный выбор продиктован стремлением идентифицировать себя с некоторой этнической общностью и ее традиционными ценностями, то ситуация принципиально не меняется Принятие подобных императивов и следование им предполагает личный выбор в их пользу Но развитие средств массовой коммуникации, сокращение расстояний, взаимодействие культур, относительная прозрачность границ приводят к тому, что в настоящее время человек обладает значительно более широкими возможностями сделать и самый неожиданный и экзотичный религиозный выбор, по сравнению с тем, как обстояло дело еще несколько десятилетий назад Консервативно настроенная часть общества относится к этому, в целом, неодобрительно Консервативно настроенному человеку свойственно воспринимать подобную ситуацию как угрозу национальной и культурной самобытности Если добавить к этому, что эти события происходят на фоне довольно низкого уровня религиозности общества в целом, то можно понять разочарованность консерваторов Складывается впечатление, что «сектанты» вызывают у них намного большее негодование, чем безрелигиозные или даже резко атеистически настроенные люди «Сектанты» выступают в критических публикациях едва ли не в качестве первопричины неудовлетворительного состояния дел в национально-культурной и религиозной сферах Эта тенденция прослеживается в антикультовых публикациях, выходящих в разных странах бывшего СССР
В заключении подводится итог исследования, формулируются полученные в результате исследования выводы и определяются перспективы дальнейшей исследовательской работы
По теме диссертации опубликованы статьи:
1. Гордус ММ Феномен техники в экзистенциальной философии // Гуманитарные и социально-экономические науки 2007 № 3 -0,4 п л
2 Гордус ММ Политическая деятельность новых религиозных движений мифы и реальность // Гуманитарные и социально-экономические науки 2007 № 4 - 0,5 п л
3 Гордус ММ Антикультовое движение исторический обзор // Гуманитарные и социальные науки 2008 № 2 / http //hses-online ru - 0,4 п л
Сдано в набор 5 05 2008 Формат 60x84 1/16 Оперативная печать Уел печ л 1 Бумага офсетная Тираж 100 экз
Отпечатано в ЗАО «Центр универсальной полиграфии» 346006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 140, оф 201, т 8-918-570-30-30 www сору61 ru e-mail info@copy61 ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гордус, Максим Михайлович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТЕРЕОТИП "КУЛЬТА" И АНТИКУЛЬТОВОЕ 10 ДВИЖЕНИЕ
1.1 Стереотип "культа" в массовом сознании
1.2 Возникновение антикультового движения в США
1.3 Антикультовое движение в странах 24 зарубежной Европы
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕ И НЕГАТИВНЫЙ ОБРАЗ НРД
2.1 Официальная позиция европейского 45 сообщества по отношению к НРД
2.2 Политика правительств европейских 69 государств по отношению к НРД
ГЛАВА 3. НЕГАТИВНЫЙ ОБРАЗ НРД
В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ
3.1 Особенности негативного стереотипа НРД на постсоветском культурном пространстве
3.2 Деятельность НРД: стереотипы и реальность
3.3 Опасения, вызываемые НРД у их противников 118 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Гордус, Максим Михайлович
Актуальность темы исследования. Последние два десятилетия в жизни нашей страны характеризуются кардинальными изменениями в религиозной сфере. Прекращение политики государственного атеизма привело, во-первых, к резкому увеличению числа верующих всех конфессий, и, во-вторых, к значительному увеличению числа религий и конфессий на территории России. Так, наряду с традиционными для нашей страны вероисповеданиями, произошло быстрое распространение новых религиозных движений (НРД). Меньшая часть НРД возникла на отечественной почве, большинство же было создано благодаря деятельности иностранных миссионеров. При этом, практически одновременно, в России образуются общественные группы, объединяющие в своих рядах противников новых религий. В нашей стране, как раньше это произошло в западных странах, возникает организованное антикультовое движение (АКД). Свои первые шаги отечественный антикультизм делает благодаря широкой поддержке со стороны западных антикультовых организаций. Таким образом, в последнее десятилетие XX века в Россию происходит экспорт не только новых религий, но их традиционного противника - антикультового движения. НРД сталкиваются с довольно противоречивым отношением со стороны окружающих. Немало людей, особенно в первые годы распространения НРД в нашей стране, проявляли к ним благожелательный, интерес. (Заметим, что лишь очень незначительное число заинтересовавшихся стали последователями НРД). Но значительно большее число наших сограждан относились, и продолжают относиться к НРД отрицательно. В настоящее время число, например, критических публикаций в прессе, касающихся НРД, во много раз превышает число положительных или нейтральных. И это не случайно. Можно говорить о том, что в общественном сознании сложился негативный стереотип НРД. Отчасти существование этого стереотипа объясняется деятельностью некоторых НРД, допускавших у себя крайне сомнительные внутренние порядки. И более того, ряд групп, например, известная Аум Синрике, совершили громкие уголовные преступления. Отчасти же существование негативного стереотипа НРД объясняется целенаправленной деятельностью активистов антикультового движения, прилагающих много усилий для того, чтобы выставить в самом неприглядном виде не только действительно деструктивные, но все без исключения новые религиозные группы. АКД также стремится воздействовать не только на общественное мнение, но и на органы государственной власти, призывая их ограничить деятельность новых религиозных групп. При этом существующий негативный стереотип новых религий играет в аргументации АКД далеко не последнюю роль. В силу всех этих обстоятельств мы считаем актуальной задачей изучение условий формирования негативного стереотипа НРД и роли антикультового движения в этом процессе. Не менее актуальным мы считаем и прояснение вопроса о том, насколько господствующие в нашем обществе стереотипы и мнения относительно НРД соответствуют действительному положению дел.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является негативный образ новых религиозных движений, существующий в общественном сознании, и степень его соответствия действительности. Предметом нашего исследования являются причины и обстоятельства, приведшие к появлению негативного стереотипа НРД.
Степень разработанности проблемы. Исследованию новых религиозных движений посвящена обширная литература как в нашей стране, так и за рубежом. Среди зарубежных авторов необходимо назвать имена Д. Хаддена, А. Баркер, М. Интровиньо, Д. Мелтона, Д. Ричардсона, Д. Бромли. В работах зарубежных авторов освещается очень широкий круг вопросов, но основное внимание, как правило, уделяется истории НРД, а также социальным, и социально-психологическим аспектам их деятельности. В нашей стране в изучение новых религиозных движений внесли свой вклад JI. Н. Митрохин, П. С. Гуревич, Е. Г. Балагушкин, С. Б. Филатов, Б. 3. Фаликов, М. С. Штерин, и другие авторы. Несмотря на то, что в нашей стране широкое распространение НРД началось значительно позже, чем на Западе, отечественные исследователи к настоящему времени проделали очень значительную работу. Однако до сих пор в отечественной науке уделяется недостаточное внимание антикультовому движению, его идеологии, образу НРД, создаваемому в антикультовых публикациях, и степени его соответствия реальности. Систематические исследования по этой проблеме фактически отсутствуют, хотя ряд авторов, такие, как С. Б. Филатов, М. С. Штерин, опубликовали ценные статьи по этому вопросу. Несмотря на это, проблему следует считать исследованной в абсолютно недостаточной степени.
Методологические основы исследования. Основным методом исследования, используемым в работе, за исключением общенаучных, является сравнительно-аналитический метод, применяемый для анализа и интерпретации документов и фактического материала в целом.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Показаны основные этапы развития антикультового движения, взаимовлияние антикультовых групп, формирование международной сети антикультового движения.
2. Проанализировано, в какой мере идеология антикультового движения нашла отражение в официальной позиции различных государств и межгосударственных органов по отношению к новым религиозным движениям.
3. Выявлено, в какой степени идеология антикультового движения оказала влияние на государственно-конфессиональные отношения в различных странах.
4. Проанализирован тот негативный образ новых религиозных движений, который создается антикультовым движением, и степень его соответствия реальному положению дел.
5. Показаны особенности негативного образа новых религиозных движений, создаваемого отечественным антикультовым движением, и антикультовым движением в странах бывшего СССР, и степень обоснованности обвинений, выдвигаемых против НРД.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение процессов формирования негативного стереотипа НРД в общественном сознании, и степени его соответствия реальному положению дел. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. Определяются основные составляющие негативного стереотипа НРД в современном общественном сознании.
2.Рассматривается, какие события в истории НРД способствовали формированию их негативного восприятия.
3. Рассматривается идеология антикультового движения, и ее значение для формирования негативного стереотипа НРД.
4. Раскрываются основные этапы распространения идеологии антикультового движения и образования международной сети антикультовых организаций.
5. Анализируется, в какой мере антикультовая идеология нашла отражение в официальной позиции различных государств и межгосударственных органов по отношеншо к НРД.
6. Исследуется степень влияния антикультовой идеологии на государственно-конфессиональные отношения в различных странах.
7. Выявляются особенности негативного стереотипа НРД, формируемого антикультовым движением в России и странах СНГ.
Тезисы, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие тезисы:
1. В современном массовом сознании сформировался негативный стереотип НРД. Новые религии предстают в образе "культов", или "сект", которые, как считается, полностью подчиняют себе волю своих членов, и осуществляют деструктивную деятельность в обществе.
2. Отчасти возникновение негативного стереотипа НРД объясняется крайне жесткими внутренними порядками, принятыми в некоторых НРД, и получившими громкий общественный резонанс уголовными преступлениями, совершенных последователями нескольких НРД. Однако абсолютное большинство новых религиозных групп не имеют к этому никакого отношения.
3. Очень значительную роль в формировании негативного стереотипа НРД сыграло антикультовое движение. АКД утверждает, что в новых религиозных движениях практикуется так называемая "промывка мозгов", или "контроль сознания", способная полностью подавить волю членов НРД. Однако большинство представителей научного сообщества относятся к этим утверждениям крайне критично.
4. В настоящее время антикультовое движение представляет собой международную сеть общественных организаций, координирующих свою деятельность, и стремящихся оказывать влияние на общественное мнение и политику органов государственной власти различных стран по отношению к НРД.
5. Деятельность АКД, как одного из институтов гражданского общества, может давать положительные результаты, когда АКД привлекает внимание общества к действительно деструктивным религиозным группам. Но стереотипные обвинения в деструктивной деятельности, выдвигаемые антикультовым движением в адрес практически всех НРД, лишены фактических оснований, и способствуют созданию негативного стереотипа НРД в обществе.
6. Несмотря на усилия антикультового движения по созданию негативного образа НРД, антикультовая идеология оказала крайне незначительное влияние на официальную позицию межгосударственных органов, таких, как Парламентская Ассамблея Совета Европы, по отношению к НРД.
7. Антикультовая идеология также оказала крайне незначительное влияние на официальную позицию по отношению к НРД ведущих европейских государств, и на государственно-конфессиональные отношения. В России такое влияние практически отсутствует.
8. Особенностью негативного образа НРД, формируемого антикультовым движением в России и странах бывшего СССР, является акцент на обвинениях НРД в деструктивной политической деятельности. Но эти обвинения по отношению к абсолютному большинству НРД не имеют под собой достаточных фактических оснований.
Практическая значимость и апробация исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке религиоведческих курсов, а также курсов исторической и культурологической направленности. Результаты исследования также могут найти практическое применение в сфере государственно-конфессиональных отношений. По теме диссертационного исследования опубликована одна статья.
Структура работы. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа включает три главы, состоящие из восьми параграфов, введения, заключения и списка литературы, включающего 123 названия.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Новые религиозные движения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели обстоятельства, благодаря которым в культуре современного общества сформировался и поддерживается негативный стереотип «культов», или «сект», а также выделили основные черты этого стереотипа. Мы показали, что этот стереотип формируется двояким путем. С одной стороны, его появление объясняется необычностью новых религий, зачастую имеющих крайне экстравагантное вероучение и культовую практику, и, особенно, теми сомнительными внутренними порядками и противозаконными деяниями, которые имели место в ряде НРД. С другой стороны, в мире и в нашей стране есть организованные и координирующие свои усилия общественные группы, ставящие своей целью борьбу с НРД, и распространяющие об этих группах исключительно негативную информацию, далеко не всегда соответствующую действительности. Обычно эти группы в совокупности именуются антикультовым движением. АКД распространяет информацию о том, что в новых религиях практикуется так называемая «промывка мозгов», лишающая членов этих религиозных групп собственной воли, и навязывающая им волю руководства групп. Однако научное сообщество в своем подавляющем большинстве отказывается признавать реальность такого явления, как «промывка мозгов», или «контроль сознания». Еще одним неподтверждаемым фактическими данными утверждением представителей антикультизма является утверждение о том, что фактически все без исключения НРД представляют собой деструктивные объединения. Особенностью отечественного антикультового движения, как и АКД в странах бывшего СССР, является акцент на обвинениях НРД в политической деятельности, враждебной по отношению к государству, а также на обвинениях в том, что деятельность НРД ведет к разрушению жизненного уклада общества. Но эти утверждения также не имеют под собой достаточных фактических оснований. Поэтому представители антикультового движения, испытывая дефицит фактического материала, и будучи убежденными в деструктивном характере НРД, обычно воздействуют на эмоции своих читателей. Антикультисты стремятся воздействовать не только на общественное мнение, но и на правительства, добиваясь принятия правовых актов, ограничивающих деятельность НРД. В большинстве случаев эти усилия оказываются бесплодными, но, тем не менее, в ряде случаев активистам АКД удавалось добиться ограничения деятельности ряда новых религиозных групп.
В настоящее время сложился своего рода паритет: НРД заняли свою нишу в обществе, их численность практически не растет ни в России, ни в зарубежных странах. АКД, в свою очередь, также занимает свою нишу, не активизирует, но и не сворачивает деятельность, и имеет довольно стабильный круг единомышленников. И, тем не менее, поднятую нами тему нельзя считать исчерпанной. Стабилизация численности НРД еще не означает, что вопрос, так сказать, закрыт. Мир новых религий - мир очень динамичный, там постоянно возникают и распадаются новые группы. Никто не может исключить и того, что не произойдет какой-либо новый инцидент с НРД, наподобие тех, о которых мы упоминали в работе. Как мы неоднократно говорили, каждый такой эпизод приводит к активизации деятельности антикультовых групп. Поэтому нельзя исключить и нового витка противоборства НРД и их противников в лице антикультового движения.
Наконец, еще один существенный вопрос, который практически остался за рамками нашего исследования. Мы изучали влияние АКД на общественное мнение, выражающееся в формировании негативных стереотипов, а также возможно влияние на государственно-конфессиональные отношения. Но деятельность АКД не может не оказывать влияния и на сами новые религии. Действительно, многие НРД уделяют очень большое внимание своим оппонентам. Так, Саентологическая церковь в течение многих лет занимается контрпропагандой, и собирает досье на своих противников-антикультистов. Не случайно, что, после банкротства CAN, именно саентологи приложили усилия для того, чтобы приобрести архивы этой организации. Но у нас есть основания предполагать, что непосредственное взаимодействие НРД и антикультового движения не ограничивается подобными эпизодами. Как известно, часть НРД, бывших довольно спорными на ранних этапах своей деятельности, в более позднее время претерпели трансформации в положительном направлении. Так произошло, например, с группой "Дети бога", основанной Дэвидом Бергом. Эти группы, как и следовало ожидать, подвергались сильнейшей критике со стороны АКД. Мы можем предполагать, что трансформации НРД могут быть следствием не только внутренней динамики жизни группы, и воздействия социального окружения в целом, но и, в известной мере, результатом деятельности непосредственно АКД. Однако изучение этих вопросов - уже предмет дальнейшего исследования.
Список научной литературыГордус, Максим Михайлович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Davis J. Е. Thought Control, Totalism, and the Extension of the Anti-Cult Critique Beyond the Cults.http://religiousmovements.lib.virginia.edu/cultsect/brainwasli/davis.htm
2. Membres. Members. Mitglieder.http ://griess. st 1. at/gsk/fecris/ fecrmemb. htm
3. OSCE Human Dimension Implementation Meeting. http://griess.stl.at/gsk/fecris/fecrconf.htm
4. Recommendation 1178 (1992) on sects and new religious movements. http://assembly.coe.int/Mainf.asp?link=http%3A%2F%2Fassembly.coe.in t%2FDocuments%2FAdoptedText%2Fta92%2FERECl 178.htm
5. Recommendation 1412 (1999). Illegal activities of sects. (Extract from the Official Gazette of the Council of Europe June 1999). http://assembly.coe.int/Main.asp?link=http%3A%2F%2Fassembly.coe.int %2FDocuments%2FAdoptedText%2Fta99%2FEREC 1412 .htm
6. Report of the АРА Task Force on Deceptive and Indirect Techniques of Persuasion and Controlhttp://www.rickross.org/reference/apologist/apologist23.html
7. Shupe A, Darnell S. CAN, We Hardly Knew Ye: Sex, Drugs, Deprogrammers' Kickbacks, and Corporate Crime in the (old) Cult Awareness Network. http://www.cesnur.org/2001/CAN.htm
8. The Anti-cult Movement http://www.americanreligion.org/cultwtcli/anticult.html
9. Zimbardo F. Mind Control: Psychological Reality or Mindless Rhetoric? http://www.csj.org/infoservarticles/zimbardophilipmindcontrol.htm
10. Ю.Августин (Никитин). Саентологическая церковь. Миссионерское обозрение, №11, 1198.
11. Адливанкин И. Духовная интервенция против России.// Миссионерское обозрение, № 8, 2002.
12. Алексеев В., Григорьев А., Религии Антихриста. Новосибирск, 1997.
13. Атаманов М. Современные ереси и секты.//Миссионерское обозрение, № 7, 2001.
14. Байджент М., Лей Р., Линкольн Г. Священная загадка. СПб., 1993.
15. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999.
16. Бангерский А. Свободы и манипуляции. http://www.index.org.ru/journal/ll/bangers.html
17. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1998.
18. Белый М. Сектопатология. Тысячи россиян становятся жертвами религиозных сект, http://www.religare.ru/article29554.htm
19. Беляков А. Что несут в наш дом сектанты? Хроники Амбера. Советск, 31 августа 2005 г.
20. Бенси Д. Не все конфессии одинаково полезны. Проблема равноправия религиозных организаций остается актуальной не только для России, http://religion.ng.ru/facts/2004-0421 /lequality.html 21 .Бери Г. Во что они верят. М.,1984.
21. Больше всего американцы не любят атеистов и сайентологов, http ://www .religare. их/ article32253. htm
22. Бомбардировка любовью.//Тульские известия, 09 ноября, 1996.
23. Буайе Ж. Ф. Империя Муна. М.: Политиздат, 1990.
24. Бурьянов С., Мозговой С. О свободе совести и деятельности неправительственных организаций.http://www.rsnews.net/index.phtml?show=pages&page=rolorg&lang=RU S
25. В Азербайджане будет создан реабилитационный центр. http://wAVw.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=3988&print=l
26. В Москве прошел Круглый стол "Тоталитарные секты оружие массового поражения", http://religion.sovacenter.ru/e vents/1ЗВ748Е/1507C12/2875B32?print=on
27. В России отмечен рост религиозной экспансии из-за рубежа -секретарь СБ РФ. http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=news&id=7867
28. Викентий (Морарь). Толерантность оправдание аморального поведения?// Миссионерское обозрение, №4, 2004.
29. Владыкина Т. Техника религиозной безопасности// Российская газета, 11 апреля 2006.
30. Волжская Т. Тоталитарные секты берут власть в России. http://www.religare.ru/article7222.htm
31. Волков Е. И Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему). Журнал практического психолога, №2, 1996.
32. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. Журнал практического психолога, №3, 1996.
33. Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления). Журнал практического психолога, №5, 1996.
34. Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1995.
35. Гараджа В. И. Социология религии. М., 2005.
36. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М. 1984.
37. Гуревич П.С. Спасет ли мессия? «Христомания» в западном мире. М. 1981.
38. Две трети россиян верят в Бога. Впрочем, к статистике надо относиться скептически считают в русской церкви. http://www.religare.ru/article23112.htm
39. Дворкин А. Введение в сектоведение. Н.Новгород. 1998.
40. Дворкин A. JI. Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу "Сектоведение". Нижний Новгород, 1998.
41. Дворкин A. JI. О некоторых подходах к методологии православного сектоведения. http ://iriney. vinchi.ru/sects/theory/002 .htm
42. Дворкин A.JI. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995.
43. Дворкин Александр Леонидович. http://portal-credo.ru/site/print.php?act=rating&id=29
44. Дмитриева Т. Тоталитарные секты зомбируют людей. http://www.interfax-religion.ru/new/print.php?act=interview&id=21
45. Докучаев Д., Миронова С., Яковлева Е. Продавцы неба.// Известия, 12 сентября, 1996.
46. Дуброу-Айхель С. Депрограммирование. Исследование одного случая. http://www.people.nnov.ru/volkov/descult/books/Dubrow-EichelDeprogrammingcontent.html -http://www.people.nnov.ru/volkov/descult/books/Dubrow-EichelDeprogrammingch2.html
47. Егоров А. Тоталитарные секты: свобода от совести.Статьи, документы, журналистские расследования деятельности нетрадиционных религиозных организаций в современной России.М.,1997.
48. Еленский В. Феномен новых религиозных движений. Белое братство. http://www.religio.ru/relisoc/newrelmov/36print.html
49. Ивахненко Д Что нужно знать о промывании мозгов, http ://galactic. org. ua/SLO V ARI/c2 .htm
50. Ивахненко Д. Что нужно знать о промываниии мозгов, http ://galactic. org. ua/SLO VARI/c2. htm
51. Известный борец с сектами из Новосибирска протоиерей Александр Новопашин награжден медалью 200 лет МВД России. http://religion.sovacenter.ru/events/13B7335/13C757D/7A73CB5?pubcopy=on
52. Иоанн (Попов). Глобализация и проблемы духовной безопасности России.//Миссионерское обозрение, №9, 2003.
53. Капкан безграничной свободы.(Сборник статей). М., 1997.
54. Коваленко М. И. Этнопсихология деструктивного сектантства http://gumilevica.kulichki.net/debate/Articlel4.htm
55. Кондратьев Ф. В. Современные социально-психологические факторы восприятия духовности российскими гражданами.// Миссионерское обозрение, №1, 2001.
56. Кондратьев Ф. В. Социально-негативные последствия деятельности культовых новообразований.// Миссионерское обозрение, №10, 1996.
57. Контактеры, оккультисты и прочее.//Миссионерское обозрение, №12, 1997.
58. Конференция «Культы, обучение и воспитание» организована Обществом борьбы с опасностью сект и культов и Европейской Федерацией Центров Исследования и Информации о Сектантстве (FECRIS) http://griess.stl .at/gsk/fecris/educru.htm
59. Коридан Б. Рон Хаббард: Маньяк или мессия? М, Ультра. Культура, 2004.
60. Короленко Ц. П., Дмитриева Н.В. Психодинамика сект.// Социодинамическая психиатрия. Новосибирск, 1999.
61. Кочуков А. Ален Даллес война после войны. Красная Звезда, 28 октября 2004.
62. Кривельская Н. В., Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999
63. Кривельская Н.В. Причины распространения в России деструктивных религиозных организаций.// Миссионерское обозрение, №3, 1999.
64. Кузнецова Т. Мунизм: вероучение, практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 2000.
65. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции.В 2-х томах. М., 1997
66. Лифтон Р. Дж. Технологии "промывки мозгов". СПб,"Прайм-Еврознак", 2005.
67. Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. http://www.vernost.ra/pogib00.htm
68. Макеев Н. В. О деятельности сект в Воронеже.// Миссионерское обозрение, № 9, 2001.
69. Мартин У. Царство культов http://www.geocities.com/Athens/Cyprus/6460/sekt.html
70. Митрохин Л.И. Религии «нового века». М., 1985.
71. Мороз А. Лжеучение Порфирия Иванова. СПб, 1994.
72. На телеканале "Россия" обсудили проблему борьбы с сектами. http://religion.sovacenter.ru/events/13B742E/13DD64B/80A237A7pubcopy-on
73. Нежный А. Уроки сектоведения. Московские Новости, 12.01.1999.
74. Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма. http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/52.html
75. Новопашин А. Волки в овечьей шкуре. http://www.pobeda.ru/duhovenstvo/2sbori/novopashin.html
76. Новопашин А. Секты как проблема патриотического воспитания. http://www.religare.ru/printl8057.htm
77. Новые религии и перемены в России. //Диа Логос, 1998-1999. Религия и общество. Альманах.
78. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Ростов-на-Дону, 1998.840 нашем центре и наших друзьях, http://iriney.ru/about/index.htm
79. Обращение "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России". http://psyberia.ru/biblio/gosduma.zip
80. Опубликована подробная сравнительная статистика религиозности в России и Польше, http://www.religare.ru/article42432.htm
81. Ответ на "Код Да Винчи", данный прелатурой Opus Dei в Соединенных Штатах http://www.abc-people.com/data/brown-dan/opusdei.htm
82. Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека. Журнал практического психолога. 1997, № 1.С. 93-97
83. Польша предпринимает меры против сект. http://iriney.vinchi.ru/legal/news008.htm
84. Понкин И.В. Опыт Франции в противодействии экстремизму и пресечении деятельности религиозных объединений, относимых к сектам, http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=104111016133134&id=205022321240283
85. Презентация Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве. http://griess.stl.at/gsk/fecris/prezenta.htm
86. Привалов К. Секты: досье страха. М.1987.
87. Приморском суде состоялись прения по делу российских последователей "Аум Синрикё".http://www.religio.ru/arcli/28Dec2001/news/2845print.html
88. Резолюция общественного подхода Государств Членов Европейского Содружества к различным нарушениям закона новыми организациями, функционирующими под защитой, предоставляемой религиозным объединениям, 22 мая 1984 года.http ://ruscan.narod.ru/rezolES .htm
89. Религиоведение (под ред. М. М. Шахнович). СПб, 2006.
90. Религия и религиозные организации в современной России. //Религия и общество. Хрестоматия. М., 1996.
91. Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.
92. Саратовское региональное отделение Центра религиоведческих исследований предупреждает об активизации тоталитарных сект. http://www.religare.ru/article33823.htm
93. Секты хотят попасть в Россию и тратят на это огромные средства. РИА-новости, 25 ноября, 2004. http://www.religare.Ri/articlel2251.htm
94. Сизар Д. Распространение тоталитарных сект в США использование свободы слова для подавления демократических учрежденийhttp://www.nevskiy.orthodoxy.ru/center/konferenciy/novosibirsk2004/cis аг/
95. Современные секты в России. М.-СПб., 1995.
96. Соловьева С. Кого сегодня называют тоталитарной сектой? http://www.rsnews.net/print.phtml?id=369&lang=RUS
97. Справочник "Религии и секты в современной России". Информационно-консультативный центр по вопросам сектантства. Новосибирск, 2002, на CD.
98. Стеняев О. Об одной особенности миссионерства на современном этапе, http://religion.russ.ru/problems/20020415-stenaev.html
99. Стеффон Д. "Нью Эйдж и новоязыческие движения.// Миссионерское обозрение, №7, 1999.
100. Стецкевич М. Мифы о «тоталитарных сектах» и «ваххабитах» в современной России: попытка анализа.http://www.gumer.info/bogoslovBuks/sekta/Article/SteckMifSekt.php
101. Страшный день американской истории. Русская служба Би-би-си. http://www.bbc.co.uk/russian/04193.shtrnl
102. Сулейманов Т.М. Психологическое насилие в сектах и культах. http://www.tatarlar.ru/anonce.files/book.exe
103. Тоталитарные секты угрожают национальной безопасности. http://rian.ru/politics/20031028/4563 61 -print.html
104. Ушакова Ю. В. Атипичная религиозность в постсоветской России. http://magazines.russ.rU/novyimi/2003/9/ushak-pr.html
105. Фаликов Б. Новые религиозные движения христианского и нехристианского происхождения. //Христианство и другие религии. М., 2000.
106. Фаликов Б. Послушание от невнимания.http ://www. gazeta.ru/comments/2005/10/2 5а461823. shtml
107. Феррари С. Европейская модель церковно-государственныхотношений. http://www.interfax-religion.ru/new/?act=analysis&div=9 -http ://w ww. in terfax-re 1 i gi о n. ru/new/?act=anal у s i s & di v= 12
108. Филатов С., Лункин P. Конец 90-х: возрождение религиозной нетерпимости.http://www.archipelag.ru/rumir/religio/gko/table/intolerance/
109. Филатов С. Современная Россия и секты. //Иностранная литература, 1996, № 8.
110. Филатов С. Современная Россия и секты.// Иностранная литература, №8, 1196.
111. Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность.http://www.starlightsite.co.uk/keston/mssia/articles/june2005/09Statistics. html
112. Филатов С., Щипков А. Нетрадиционная религиозность в посткоммунистической России// Истина и жизнь. 1997.
113. Хассен С. Борьба с культовым контролем сознания: Бестселлер-руководство № 1 по защите, спасению и выздоровлению от деструктивных культов. Н. Новгород, 1997-1999.
114. Целикова В. В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе. Журнал практического психолога, №1, 1997.
115. Ценев В. Так называемые секты. http://psyberia.ru/mindterritory/sects04
116. Штерин М. С. Новые религиозные движения в России. http://www.0rthod0xia.0rg/rus/pe/l 6/135 .aspx