автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему: Социальные учения и социальная деятельность новых религиозных объединений в современной России
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальные учения и социальная деятельность новых религиозных объединений в современной России"
На правах рукописи
Заболотнева Виктория Владимировна
Социальные учения и социальная деятельность новых религиозных объединений в современной России
Специальность 09.00.14 - философия религии и религиоведение
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
005012203
г
Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Кравчук Вероника Владимировна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Сторчак Владимир Михайлович, доктор философских наук, доцент, доцент кафедры истории Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана
Асеев Олег Владимирович, кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-экономического института
Российский государственный гуманитарный университет
/3
Защита состоится ЯУ» марта 2011 года в / ^ час, на заседании диссертационного совета Д504.001.11 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д. 84, 1 учебный корпус, ауд. 3 В
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской аакдемии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Автореферат разослан«*?
Ученый секретарь диссертационного совета
февраля 2012 г.
Семедов С.А.
Г. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Исследование посвящено изучению социальных учений и социальной деятельности новых религиозных объединений в России, возникших в странах Запада в 70-80-е годы и получивших распространение в СССР, а затем на российской территории. В работе раскрываются содержание и функции социальных концепций и социальной практики НРД, их влияние на состояние государственно-конфессиональных отношений. Проведена оценка социальных теорий и социальной деятельности наиболее распространённых в России новых религиозных образований, при этом значительное внимание уделяется рассмотрению социальных доктрин и социальной практики Церкви Объединения и Белого Братства.
Конец XX века в истории России стал временем зарождения новых и возрождения уже, казалось бы, сданных в архив религиозных верований. На российской почве возникли и распространились многочисленные новые религиозные движения (НРД). Глубокий социально-экономический и политический кризис выбил миллионы людей из привычной жизненной колеи, породил чувство страха и неуверенности. Часть людей разочаровалась в светских ценностях и традиционных религиях, их способности обеспечить преобразование общества в интересах большинства населения страны. Эти и некоторые другие факторы создавали условия, способствующие распространению в Росси новых религиозных образований. Они не выступают в так называемом «чистом
виде», только как совокупность вероучения и обрядовой практики. Ещё на стадии возникновения их основатели и лидеры в декларациях и пророчествах формулируют своё отношение к «вечным проблемам бытия», стремясь дать ответы, соответствующие духу времени и индивидуальным и групповым духовным поискам. Социально-этические теории и социальная деятельность занимают существенное место в функционировании НРД, действующих в современной России. Их разработке, обоснованию и способам распространения придаётся первостепенное значение. В социальных построениях делается акцент на обличение существующих порядков, осуждение их бездуховности и несправедливости. Именно дистанцированность от несправедливого и греховного «наличного бытия», бескомпромиссное бичевание его изъянов и вызывало и продолжает вызывать интерес к религиозным новообразованиям у различных слоев и групп населения и, тем самым, позволяет обретать сторонников. Некоторые разновидности НРД (Церковь Объединения и Церковь Саентологии) стремятся адаптировать социальные теории и проекты к молодёжной аудитории.
Социальные теории новых религиозных объединений не являются статичными, неизменными. Они эволюционируют, начальные формулировки обновляются, заменяются более привлекательными. Процессы обновления обусловливаются и сдвигами в представлениях, которыми руководствуются в своей жизни их последователи, в ценностях, которыми управляется их поведение. Поэтому изучение таких процессов представляется чрезвычайно актуальной и важной задачей для современного религиоведения.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением содержания, роли и места социальных теорий в функционировании новых религиозных объединений в современной России занимаются не только религиоведы, но и философы, социологи, социальные психологи и публицисты.
В ряде публикаций осмысливаются взаимодействие новых религиозных движений и общества. Рассматриваются особенности отношения к окружению на разных стадиях функционирования как в целом новых религиозных образований, так и их конкретных разновидностей.
В работах зарубежных и отечественных исследователей выявляются типы отношения новых религиозных объединений с обществом. По классификации В. Б. Яшина, по отношению к социокультурному окружению новые религиозные движения можно разделить на три группы. К первой относятся «реформаторские НРД», стремящиеся к радикальному изменению общества и вступающие в конфронтацию с государственными и общественными институтами. Вторая группа включает религиозные новообразования, которые практикуют изоляцию от «мира» и функционируют в форме изолированных групп. НРД, принадлежащие к третьей «социоинтегративной» группе, свою основную цель видят в повышении скрытых возможностей личности и, как правило, не находятся в оппозиции к обществу1.
1 См.: Яшин В.Б. Новые религиозные движения и культы в современной России. // Религиозные
организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. М. : Рудомино,
1999. С. 54-57.
Доктор философских наук, профессор Л.И. Григорьева видит основной недостаток приведённой классификации в умозрительности, в отсутствии привязки к конкретным версиям НРД. Такое «деление скорее констатирует различные аспекты одного и того же явления, которое на различных этапах своей эволюции может демонстрировать разнообразные способы взаимодействия с обществом и государством».2 Соглашаясь с приведённым высказыванием Л.И. Григорьевой, следует отметить, что рассмотрение социальных ориентации новых религиозных движение в статике, как нечто застывшее, до сих пор широко распространено не только в антикультовых изданиях, но и работах отечественных религиоведов.
В кандидатской диссертации И.В.Шарыповой «Внекультовая деятельность новых религиозных движений (социально-философский анализ)» исследуются природа и виды духовной и практической деятельности НРД, находящейся вне границ духовной и обрядовой практики рассматриваемого типа религиозных образований.3 Рассматривается благотворительная и экономическая деятельность ряда разновидностей новых религиозных движений, В то же время за рамками исследования оказались такие существенные аспекты проблемы, как влияние на внекультовую деятельность НРД изменений в государственно-конфессиональных отношениях, заметная эволюция в социальных позициях и деятельности некоторых новых религиозных образований,
2 Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство, (социально- философский очерк. Красноярск. 2002. - С 204.
5 См.: Шарыпова И. В. Внекультовая деятельность новых религиозных движений (социально-философский анализ)». Автореф. дисс... канд. филос. наук. М., 2005.
перспективы различных форм внекультовой деятельности.4 Кроме того, диссертантом не рассмотрена реализация социальных проектов таких организации, как « Церковь Последнего Завета», «Движение Объединения». В социальных проектах перечисленных НРД произошли модификации, предпринятые их лидерами. Эти перемены нуждаются в исследовании, позволяющем выявить эволюции социальных концепций новых религиозных объединений.
В диссертации 3. А. Ерёминой «Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России» выявляются правовые и этические аспекты социальной практики НРД, привлекается эмпирический материал, иллюстрирующий особенности социальной деятельности религиозных новообразований. По утверждению диссертанта, «... религиозно-этические ценности играют значительную роль в социальных концепциях и программах, т. к. ориентируют социальную деятельность НРД на нравственное служение обществу, что, безусловно, содействует решению социальных проблем в современном российском обществе, на диалог между ними и государством, а также между людьми, имеющими различные мировоззренческие предпочтения».5 Такой вывод, по нашему мнению, чрезмерно оптимистичен и односторонен. С одной стороны, в нём учитываются заметные эволюции в социальных программах и социальной деятельности большинства новых религиозных объединений, но, с другой стороны, игнорируются неприятие некоторыми версиями НРД основ общественного устройства современной
4 См.: Шарыпова И. В. Внекультовая деятельность новых религиозных движений (социально-философский анализ)». Автореф. дисс... канд. филос. наук. М.: РАГС, 2005.
5 Ерёмина 3. А. Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России. Автореф. дисс... канд. филос. наук. Тула: Тульский госпедуниверситет, 2007. С. 9.
России, противопоставление им собственных моделей жизнеустройства. Весьма проблематичным представляется и мысль об ориентации религиозно-этических ценностей на решение социальных проблем современной России. С большими оговорками такая констатация может иметь отношение к некоторым НРД, однако вряд ли следует причислять такую распространённую разновидность духовно-религиозных образований, как группы ньюэйджеров, к активным участникам решения социальных проблем.
Книга доктора философских наук С.И. Иваненко «Религия и бизнес» посвящена пониманию предпринимательства и его нравственному регулированию в мировых религиях.6 В специальном разделе исследуются принципы и кодексы, которыми придерживаются в бизнесе саентологи. Основное внимание уделяется оценке административной технологии, разработанной основателем Саентологии P.JT. Хаббардом. В книге рассматривается деятельность WISE - международной ассоциации предпринимателей, объединяющей бизнесменов, применяющих на своих предприятиях упомянутую административную технологию Р. Хаббарда.
В небольшом по объёму разделе монографии анализируются социальные проекты российского отделения Международного Общества Сознания Кришны. Основные из них - благотворительные акции фонда «Пища для жизни», в рамках которых оказывается помощь нуждающимся (ветеранам, инвалидам, многодетным семьям).
Ряд работ посвящён исследованию социальных процессов в российском обществе, связанных с деятельностью НРД, их типологизации.
6 Иваненко С. И. Религия и бизнес. M., 2010.
Выявляются функции новых религиозных образований в современной России.
Существенный вклад в постижение природы НРД внесли работы, авторы которых проводили многолетние социологические исследования самых различных типов религиозных новообразований, наблюдение за процессами формирования и эволюции таких образований. Результаты этих исследований позволяют проследить сходство и различие в возникновении и функционировании новых религиозных движений в зарубежных государствах и в России. Особое место занимают публикации А. Баркер, Д. Бекфорда, Д. Бромли, У. Бэйнбриджа, Р. Ч. Глока, Л. Досона, Г. Мелтона, Р. Робертсона, Р. Старка, У. Шьюпа, Б. Уилсона и др. Их эвристическая ценность заключается в поиске методологии, способствующей адекватному пониманию сущности феномена духовно-религиозной жизни второй половины XX столетия.
Социальные концепции и особенно социальная деятельность новых религиозных объединений критически оценивается частью ученых, правоведов, представителей государственных органов, рядом конфессий, прежде всего Русской Православной Церковью. Отношение Русской Православной Церкви к религиозным новообразованиям сформулировано в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (1994 г.). Оказание гуманитарной помощи населению, открытие школ и курсов, организация издательств называются в Определении формами расширения перечисленными образованиями своего влияния, наносящего вред обществу, семье, личности.
Существует и активно используется внушительный массив материалов, крайне негативно характеризующих стремление новых религиозных движений закрепиться в социуме. Изданы десятки книг и бесчисленное количество статей, в которых социальные учения и социальная деятельность НРД называются угрозой духовной безопасности. Особняком в этом массиве материалов стоят публикации А. Л. Дворкина, который в своей книге «Сектоведение» дал обоснование тоталитарной природы многих НРД. Тоталитарные секты (культы) осуждаются как изначально преследующие криминальные цели.7
В средствах массовой информации материалы о новых религиозных движениях, адресованные широкой аудитории, чаще всего предельно упрощают представления о природе НРД. Объективный, беспристрастный рассказ приносится в жертву погоне за сенсациями, повышению рейтинга. Нередко содержание вероучений, обрядов и социальных учений новых религиозных образований излагаются карикатурно, с элементами насмешек. Большинство ведущих телеканалов ведёт передачи на «антисектантские темы» в режиме ток-шоу; на них преобладают облегчённые трактовки феномена новой религиозности. При этом приоритет отдается криминальным историям. Отсутствует обстоятельное, профессиональное понимание такого сложного и противоречивого явления, как новые религиозные объединения. В последнее время для участия в таких передачах всё реже стали приглашаться отечественные
7 См.: Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н/ Новгород.,2002: Секты против Церкви. Процесс Дворкина. М., 2000; Жириновский В. В., Кривельская Н. В. Псевдохристианские религиозные организации России. М., 1997, Новые религиозные организации в России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород. 1997. Тоталитарные секты, свобода совести, здоровье, безопасность. // Безопасность. М., 1997. №1-2, Хвыля - Олинтер А. И., Лукьянов С. А. Тоталитарые формы религиозных сект. М., 1996.
религиоведы, многие годы плодотворно исследующие различные аспекты деятельности НРД. Концептуальные схемы и терминология восприятия СМИ этого феномена широко и активно используются государственными организациями, в том числе и правоохранительными учреждениями.
Актуальность работы связана и с интересом общества и специалистов к проблемам взаимоотношений религии и экстремизма, веры и нетерпимости, духовного долга и фанатичного насилия, к вопросам государственного регулирования деятельности религиозных объединений. Изучение литературы по проблематике НРД показывает, что до сих пор отсутствуют работы, в которых социальные учения и социальная деятельность исследовалась как комплексная проблема, включающая в себя выявление теоретико-методологических оснований проблемы и в тоже время раскрытие основных функций социальных теорий и социальной практики НРД в целом и конкретных версий данного феномена. Выработка общей методологии разрешения комплекса вопросов, связанных с рассматриваемой научной проблемой имеет большую не только научную, но и, в конечном счете, общественную значимость. Данная методология может дать ключ к пониманию подспудных процессов, которые наблюдаются в социальных ориентациях новых религиозных объединений, вызывающих беспокойство у части населения Российской Федерации.
В имеющихся работах социальная деятельность новых религиозных движений рассматривается как внекультовая, т. е. в отрыве от вероучения и обрядовой практики. Между тем, фундаментальные положения социальных концепций и социальных проектов НРД получают
обоснования в вероучительных книгах, проповедях основателей или лидеров конкретных типов новых религиозных образований. Социальные построения новых религиозных образований это разновидность светских общественных теорий, они органично связаны с вероучительным комплексом и призваны укреплять позиции религиозной организации.
В религиоведении отсутствуют специальные исследования эволюции в социальных учениях и социальной деятельности некоторых активно действующих в России НРД. В глубокой, основанной на обширном эмпирическом материале монографии Т. Н. Кузнецовой «Вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна» рассмотрение различных аспектов функционирования Церкви Объединения завершается 1997 годом. В то же время последнее десятилетие в социальных концепциях и реализуемых социальных проектах этой религиозной организации произошли заметные эволюции, требующие осмысления.
Отсутствуют работы, исследующие метаморфозы, произошедшие с вероучением, социальными учениями и социальной практикой Белого Братства. Особую актуальность перечисленные проблемы приобретают после переезда Марии ДЭВИ Христос (основательницы Белого Братства) из Украины в Россию.
Объектом настоящего исследования являются социальные учения и социальная деятельность новых религиозных объединений как междисциплинарный предмет, рассматриваемый комплексно с учётом мирового опыта и религиозной ситуации в Российской Федерации. Составляющими его являются философское, социологическое и правовое
осмысление природы социальных учений и социальной практики, получившей отражение в нормативных актах, научной литературе, конфессиональных изданиях и СМИ.
Предметом исследования выступает содержание социальных теорий и их практическая реализация в сложившейся в России религиозной ситуации, влияние этих теорий и социальной деятельности на состояние государственно-конфессиональные отношений, взгляды и поведение верующих.
Цели и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в том, чтобы дать систематизированное представление о природе социальных учений и социальной практики новых религиозных движений в России, отношении к ним научного сообщества, государственных организаций, Русской Православной Церкви. Отношение государственных учреждений, правоохранительных органов, общественных движений и конфессиональных образований к НРД диссертант оценивает, исходя из основополагающих характеристик светского государства и конституционного принципа свободы совести.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие конкретные задачи:
- выявить и рассмотреть теоретико-методологические основания социальных теорий и социальной деятельности новых религиозных объединений в современной России;
- раскрыть основные функции социальных учений и социальной деятельности НРД;
реконструировать процессы возникновения и эволюции социальных учений и социальной деятельности НРД;
- изучить влияние состояния государственно- конфессиональных отношений на социальные концепции и социальную практику новых религиозных образований;
- охарактеризовать содержание социальных теорий и социальной деятельности Церкви Объединения и Белого Братства.
Теоретические и методологические основы диссертационного исследования
В качестве общей методологической базы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, исследующих проблемы свободы совести и механизмов её реализации с применением социально-философских, культурологических и религиоведческих методов. Сложность и многогранность явлений, связанных с влиянием мировоззренческих позиций политических деятелей и широких народных масс на исторические процессы, предполагает возможность оперирования различными приемами социально-исторического, описательного и типологического подходов, которые должны приводить к магистральной линии всестороннего философского обобщения. Методология проведенного исследования была обусловлена целью и задачами диссертации, особенностями изучаемого материала. В основу работы был положен источниковедческий и контекстуальный анализ, опирающийся на общие принципы историзма и научной объективности.
Теоретико-методологической основой исследования выступают работы: Вебера М., Джеймса Э.В., Мюллера М., Трёльча Э., Элиаде М. и
др., а также современные исследования в области методологии религиоведения Гараджи В.И., Красникова А.Н., Мчедлова М. П., Шахнович М.М., , Яблокова И.Н., Элбакян Е.С, и др. Труды исследователей новых религиозных движений в современной России: Бажан Т. А., Балагушкина Е. Г., Григорьевой Л. И., Кантерова И. Я., Коня Р. М., Кравчук В. В., Филатова С. Б.
Источниковую и эмпирическую базу исследования образует теоретический и эмпирический материал, включающий труды отечественных и зарубежных авторов, исторические документы, нормативные акты, текущую информацию СМИ, Интернета, сведения государственных органов, принимающих решения о регистрации религиозных организаций, решения российских судов и Европейского суда по правам человека. В диссертации широко используются материалы периодических изданий и сайты отдельных НРД.
Основные результаты исследования, полученные лично соискателем.
Впервые раскрыты теоретико-методологические основы социальных учений и практических социальных проектов действующих в России НРД. Обобщен опыт исследования данной проблемы в религиоведении, социологии, СМИ, показано отношение к данной теме Русской Православной Церкви.
Показано влияние государственно-конфессиональных отношений на содержание социальных концепций и социальной деятельности новых религиозных объединений.
Выявлены и исследованы новые тенденции в социальных учениях и социальной деятельности Церкви Объединения и Белого Братства.
Изучена правоприменительная практика, относящаяся к функционированию НРД, исследованы документы религиозного содержания, включённые в «Список материалов экстремистского содержания» Министерства юстиции РФ.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая значимость диссертации заключается в актуализации проблем, связанных с деятельностью в современной России новых религиозных объединений и ролью в этой деятельности социальных учений и социальной практики НРД.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что её материалы могут быть использованы в преподавании религиоведения и философии религии, в разработке предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации в направлении обеспечения свободы совести, разрешения значительной части конфликтов, порождаемых недостатком религиоведческой подготовки государственных и муниципальных служащих, прокурорских и судебных работников.
Апробация работы. Результаты исследования представлены в докладе «Социальная деятельность новых религиозных объединений в России» на Международной научно-практической конференции «Социальные функции религии в условиях модернизации общества: XXI век», 1 марта 2011 г. в Доме журналистов (Москва).
Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях общим объёмом 2,2 п.л.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
II. Основное содержание работы Во Введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень её разработанности, определяется объект и предмет, цели и задачи, методологическая база исследования, формулируется научная новизна, выносимые на защиту положении, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе - «Теоретико-методологические основы исследования социальных учений и социальной деятельность новых религиозных движений» - раскрываются существующие подходы изучения социальных теорий и социальной практики НРД. Объективное изучение социальных учений новых религиозные движений предполагает рассмотрение всей совокупности концепций, терминов и механизма формирования базовых принципов, образующих несущую конструкцию социально-политических теорий НРД в целом и их конкретной
разновидности в динамике, начиная с формирования через всевозможные модификации и, кончая современной версией предмета исследования.
В первом параграфе - «Особенности социальных концепций и социальной деятельности новых религиозных движений (НРД)» -
формулируется понятие социальных концепций новых религиозных образований. Социальные учения новых религиозных движений - это концептуально или иным образом оформленные представления об обществе, социально-политическом устройстве, отношении к широкому кругу проблем, относящихся к функционированию социума, начиная с суждений о браке, демографии и кончая оценками глобальных международных проблем. В центре всех социальных концепций находится и экономическая проблематика, положение человека труда, социальное расслоение. Выдвигаются проекты преодоления разразившегося в мире финансово-экономического кризиса.
В содержании социальных учений НРД в полном объёме отражается основное своеобразие рассматриваемого типа религиозных образований -отсутствие укоренённости в исторических, культурных и религиозных традициях народов России. Отсутствие у НРД глубоких традиций двояким образом сказывается на содержании социальных учений. Во-первых, социальные концепции несут на себе ярко выраженный отпечаток формирующегося феномена, иногда находящегося в стадии становления. Отсюда подвижность как содержания, так и структуры социальных конструкций НРД, постоянное внесение в них новых установок и суждений, порой существенно видоизменяющих ранее сформулированную версию социального учения. Во-вторых, данная особенность наиболее
ярко проявляется в эклектике, свойственной всем без исключения типам НРД. В социальных построениях новых религиозных групп причудливо сочетаются элементы различных культурных и религиозных традиций. Так, в пространном изложении социального учения «Церкви Объединения» христианские мотивы соседствуют с восточными религиозно-философскими традициями. В социальных установках Белого Братства прослеживается заметное влияние мировоззренческих теорий и понятий Нью Эйдж.
Во втором параграфе - «Способы распространения социальных учений новых религиозных движений, их основные функции» -раскрываются формы и методы доведения до общества сформулированных социальных теорий НРД, выявляются основные функции таких теорий. На стадии возникновения и первых этапах существования создатели религиозных образований знакомят с начатками социального учения своих пока ещё немногочисленных последователей. За неимением средств социальная тематика, как, впрочем, и всё сформулированное учение, обычно распространяется в форме проповедей и бесед или, если появляются материальные возможности - издаются в виде листовок (Белое Братство) или небольших брошюр (Церковь Последнего Завета, многочисленные группы Нью Эйдж). Разнообразная литература, в том числе содержащая социальные учения, в большинстве своём издаётся за рубежом и затем переправляется в Россию. При этом численность книг разнится от 4- 5 (мормоны), до 40 (Церковь Саентологии).
Все структурированные и обладающие достаточными финансовыми возможностями НРД распространяют свои социальные теории и через
интернет. Социальные учения новых религиозных движений выполняют коммуникативную функцию. Она проявляется в создании объединений единомышленников, связанных не только вероучением, но и общими представлениями об обществе, смысле жизни, нравственных установках.
Социальные теории и социальная деятельность НРД выполняют трансформирующую функцию, изменяя прежние представления о мире, обществе и человеке и формируют взгляды, соответствующие установкам нового религиозного объединения. Данная функция реализуется в процессе богослужений, на специальных семинарах, различных формах индивидуальной работы.
Третий параграф - «Социальная деятельность новых религиозных объединений» - посвящен рассмотрению практической реализации некоторыми НРД своих социальных теорий. Социальные позиции новых религиозных движений - это не только концептуально оформленные теории и наставления. Многие религиозные новообразования стремятся наполнить теоретические построения реальным содержанием. В обобщённой форме такие стремления получили наименование «социальной деятельности».
Субъектами (носителями) социальной деятельности новых религиозных движений в России являются как рядовые верующие, так и основатели (лидеры) объединений данного типа. Именно лидеры формулируют формы, содержание и конечные цели наиболее крупных и значимых для организации видов социальной деятельности. Они же санкционируют модификации присутствия данных объединений в социуме, отменяя малоэффективные социальные проекты и, заменяя их на
более привлекательные и не вызывающие отторжения у различных слоев населения России.
Вторая глава - «Социальные учения и социальная деятельность новых религиозных движений в контексте государственно-конфессиональных отношений» - содержит два параграфа. В ней рассматривается влияние состояния государственно-конфессиональных отношений на социальные учения о социальную деятельность НРД.
В первом параграфе - «Социальные учения и социальная деятельность НРД в период становления новых принципов государственно-конфессиональных отношений» - раскрывается влияние государственно-конфессиональных отношений на содержание и способы распространения социальных теорий и социальную деятельность новых религиозных объединений. Это влияние проявлялось в различных формах. Произошедшее на фоне лозунгов «нового мышления и гласности» относительное смягчение жесткого контроля функционирования религиозных объединений благоприятствовало появлению на территории СССР религиозных групп, ранее никогда здесь не существовавших.
Находившиеся в стадии формирования и носившие явные следы преодоления советского наследия контуры государственно-конфессиональных отношений благоприятствовали появлению и распространению новых религиозных групп. Процедура их регистрации не предусматривала проведение экспертизы социально-этических компонентов в учениях и деятельности религиозных новообразований. Поэтому НРД могли формулировать и распространять свои общественно-
политические концепции, не опасаясь вступить в противоречие с законодательством.
Социальные концепции некоторых религиозных новообразований содержали резко отрицательные оценки марксистско-ленинской идеологии и основанного на ней жизнеустройства общества. Наиболее заметно такая особенность бросалась в глаза в Церкви Объединения и Богородичном Центре.
25 октября 1990 Верховный Совет РФСР принял в окончательной редакции Закон «О свободе вероисповеданий». Закон устанавливал не только право действовать в соответствии со своими убеждениями, но и распространять их настолько свободно, насколько они не нарушают прав людей с иными убеждениями. Это положение открывало возможность миссионерам новых религиозных объединений рассказывать не только о вероучении, но и социально-нравственных учениях возникших в России религиозных новообразований.
Реализация положения российского Закона 1990 г. о запрещении госорганам вмешиваться в деятельность религиозных объединений сопровождалась упразднением Совета по делам религий, курировавшего государственно-конфессиональную политику. Одновременно были распущены и аппараты местных уполномоченных по делам религий, за исключением Калмыкии, Татарстана и Дагестана, сохранивших эти структуры.
Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» создал условия для беспрепятственного возникновения и распространения в России религиозных новообразований.
Во втором параграфе - «Социальные учения и социальная деятельность НРД и государственно-конфессиональные отношения (1997 - 2011 гг.)» - показывается влияние действующей модели государственно-конфессиональных отношений на содержание социальных теорий и социальной практики НРД. Важным этапом в совершенствовании государственно-конфессиональных отношений, повлиявшим на положение новых религиозных движений, в том числе и на социальные доктрины таких движений, стало обсуждение и принятие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.).
Наряду с провозглашением равенства религиозных объединений Закон 1997 года закрепил ряд принципиальных положений и требований, прямо или косвенно влияющих на деятельность новых религиозных образований. К новации следует отнести появление в Законе преамбулы, в которой выделяются конфессии, сыгравшие особую роль в истории народов России».
Во второй половине 90-х годов большинство новых религиозных движений отказываются от характерных для них негативных оценок общественно-политического строя, установившегося в России. Такие метаморфозы произошли в социальных концепциях Церкви Последнего Завета и Церкви Божией Матери Державной, Церкви Объединения. Появляются призывы к совместным действиям всех конфессий в построении справедливого общества, торжества высоких нравственных идеалов, искоренения пороков, препятствующих достижению этих целей. Оппозиционность в основном сохраняется в обосновании новыми
религиозными движениями идеала общества, мало похожего на существующее в современной России мироустройство.
В социальных программах НРД, выступлениях лидеров и публикациях подчёркивается позитивное отношение к политике властей.
Глава третья - «Новые тенденции в социальных учениях и социальной деятельности Церкви Объединения и Белого Братства» -посвящена исследованию эволюции социальных учений и социальной деятельности двух действующих в современной России новых религиозных объединений.
В первом параграфе - «Церковь Объединения» - раскрываются содержание социальных теорий и социальной деятельности «Ассоциации Святого Духа за объединение Мирового Христианства». Эта религиозная организация, больше известная под наименованиями - «Церковь Объединения» (ЦО) получила распространение в десятках странах мира. Из действующих в России новых религиозных движений зарубежного происхождения Церковь Объединения имеет наиболее разработанное и систематизированное социальное учение и широкий набор реализуемых социальных проектов.
На 1991-1994 гг. приходятся все наиболее крупные и дорогостоящие социальные проекты Церкви Объединения. Проводились многочисленные семинары, расходы на которые составили более 40 млн. долларов. Более 3500 политиков, общественных деятелей, в том числе и многие депутаты разного уровня, на деньги Муна совершили поездку в США.
Широкий круг проблем, относящийся к экономике, бизнесу, социальной справедливости, находит отражение в базовых документах
Церкви Объединения, в наставлениях Муна, а в последнее время активно обсуждается на международных и региональных конференциях и семинарах. Возглавляя не только религиозное образование, но и одновременно могущественную финансово-промышленную корпорацию, Мун неоднократно формулировал свои взгляды на социальную проблематику. Эти взгляды варьируются от пророчеств, насыщенных теологическими терминами и касающихся перспектив социального бытия населения Земли, до оценок вполне конкретных ситуаций в той или иной части мира.
В диссертации раскрываются различные направления деятельности в России евразийского отделения Федерации за всеобщий мир. В формулировании целей Федерации отсутствуют даже намёки на связь Федерации с учением Муна, хотя она была создана самим Мун Сон Мёном 12 сентября 2006 года. Цели Федерации также мало напоминают о том, что речь идёт об очередном детище Муна. Взять хотя бы такую цель, как «создание прочных семей». Говорится о том, что построение мира без войны возможно лишь при условии решения проблемы семьи. Проявивших интерес к заявленной цели приглашают посетить семинары или лекции на «семейные темы». Там их настойчиво и методично убеждают в том, что прочные семейные узы могут основываться только на учении Муна. Из таких наставлений они узнают, что истинными родителями (а не природными) являются Мун и его супруга и что только совершение обряда Благословения делает брак прочным и счастливым.
Таким образом, цели и проекты Федерации за всеобщий мир в их конкретной реализации фактически выполняют функцию проводника
учения Муна. В той или иной форме муновская методология трактовок проявляется в выступлениях на конференциях и семинарах, проводимых под эгидой Федерации.
Сегодня Церковь Объединения в России постоянно сталкивается с немалыми трудностями в реализации целей, поставленных её основателем - Мун Сон Мёном. По причине сокращения финансовых поступлений от «материнской организации» российское отделение Церкви Объединения не может проводить крупномасштабных акций, как это имело место в начале 90-х годов XX века. Теперь ставка делается на организацию регулярных, но немногочисленных по составу участников встреч, семинаров, «круглых столов», на которых обсуждаются актуальные проблемы политической жизни, международных отношений, нравственности, образования. В то же время предпринимаются меры по поддержанию высокого уровня вовлечённости последователей организации в укрепление позиций Церкви Объединения на территории России.
Во втором параграфе - «Белое Братство» - дается развёрнутая оценка эволюции вероучительного комплекса и социальных ориентации религиозной организации, вызванной внутренними и внешними факторами, в том числе и переездом основателя данной организации из Украины в Россию. Исчерпав возможность восстановления деятельности Белого Братства на Украине даже в видоизменённом формате, Марина Цвигун вместе с несколькими ближайшими сподвижниками перебирается в Россию, обосновавшись в Москве. Достаточно регулярные вояжи в Россию убедили Марину Цвигун в бесперспективности продолжения
функционирования Белого Братства в его прежнем виде. Выход был найден в трансформации Белого Братства в многоуровневое «Космическое Полиискусство Третьего Тысячелетия», объединяющее духовную живопись, музыку, танец. Отныне создаётся театр мистерий, возглавляемый Викторией Преображенской. В опубликованной на одноимённом сайте Интернета биографии Виктории Преображенской без труда узнаётся Марина Викторовна Цвигун (Мария ДЭВИ Христос).
В объявленной на сайте Виктории Преображенской основной идее «Театра мистерий» прослеживается стремление сохранить некоторые мировоззренческие установки Белого Братства. Это - проповедь тезиса о надмирной идее вселенской гармонии двух великих начал: мужского и женского, духа и материи, земного и небесного.
За последние 2- 3 года пребывания в России Виктория Преображенская занята интенсивными поисками ниши, в которой можно найти пусть немногочисленное, но устойчивое количество новых последователей. На первых представлениях «Театра мистерий» большую часть зрителей составляли последователи Белого Братства, признавшие своим духовным учителем и Викторию Преображенскую. Поэтому для пробуждения интереса постоянно расширяются формы присутствия Виктории Преображенской. Предпочтение отдаётся проведению творческих вечеров и выставок.
Трансформация основательницы и бессменного лидера Белого Братства в египтолога и руководителя Театра мистерий, сопровождающаяся изменением имени и фамилии, поднимает ряд вопросов. Во-первых, способна ли такая трансформация привести к
появлению организации, по своему месту в духовно-религиозном пространстве сопоставимой с прежней версией Белого Братства? Во-вторых, какая роль в организации, образованной Викторией Преображенской, будет отводиться социальным проектам и социальной деятельности? Отвечая на первый вопрос, можно с достаточной уверенностью говорить о невозможности создать объединение, действующее в формате Белого Братства по причине исчерпанности им своего духовно-религиозного и организационного потенциала и, как уже отмечалось, сформировавшегося в общественном мнении крайне негативного образа этой организации. Понимание полной бесперспективности воссоздания Белого Братства как на Украине, так и в России, стало основной причиной свертывания отработанных приёмов миссионерства, распространения вероучения и социальных теорий.
Оценивая возможность с помощью представления мистерий «Космического полиискусства» придать привлекательность образу Виктории Преображенской, нужно отметить хронологическую запоздалость подобных инициатив. Такая ниша уже давно занята многочисленными ньюэйджеровскими группами, многие годы интенсивно занимающимися установлением контактов людей с космическими силами. Следует иметь в виду, что на протяжении всего своего существования Белое Братство выполняло протестную функцию, под видом отстаивания собственной модели мироустройства говорило о пороках современного общества, апеллировало к таким непререкаемым ориентирам как нравственность и мораль, сводя их к регламентации наставлений Марии ДЭВИ Христос. Обличительный пафос, в соединении с мифологемами о
добродетелях лидера, позволял рассчитывать пусть не на многочисленное, но стабильное количество приверженцев.
В Заключении подводятся итоги работы, формулируются рекомендации по повышению уровня исследования сложного и противоречивого феномена новых религиозных объединений. Даётся оценка практики применения Закона «О противодействия экстремистской деятельности» к религиозным объединениям.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Заболотнева В.В. Социальные учения новых религиозных движений: теоретико-методологические основы исследования// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 3. - 0,8 п.л.
2. Заболотнева В.В. Социальные учения отечественных и зарубежных религиозных объединений: сравнительный анализ// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом.2011. № 3-4. -0,9 п.л.
3. Заболотнева В.В. Социальная деятельность новых религиозных движений // Социальные функции религии в условиях модернизации общества:ХХ1 век (Материалы Международной научно-практической конференции, Москва 1 марта 2011.) М.: ОУП Академия труда и социальных отношений, 2011 .-0,5 п.л.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Социальные учения и социальная деятельность новых религиозных объединений в современной России
Заболотнева Виктория Владимировна
Научный руководитель: Кравчук Вероника Владимировна,
кандидат философских наук, доцент
изготовление оригинал-макета Заболотнева В.В.
Подписано в печать 2012. Тираж экз. Усл. п.л. /, {
Отпечатано ОПМТ РАНХиГС. Заказ № 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84
Текст диссертации на тему "Социальные учения и социальная деятельность новых религиозных объединений в современной России"
61 12-9/23»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреяедение
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Международный институт государственной службы и управления Кафедра государственно-конфессиональных отношений
Социальные учения и социальная деятельность новых религиозных объединений в современной России
Специальность: 09. 00.14 - Философия религии и религиоведение
Диссертация
на соискание учёной степени кандидата философских наук
высшего профессионального образования
На правах рукописи
Заболотнева Виктория Владимировна
Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Кравчук В.В.
Москва - 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические и методологические основы диссертационного исследования 26
1.1 .Особенности социальных концепций и социальной
деятельности новых религиозных движений (НРД) 26
1.2. Способы распространения социальных учений новых религиозных учений, их основные функции 41
1.3. Социальная деятельность новых религиозных объединений 47 Глава II. Социальные учения и социальная деятельность
новых религиозных движений в контексте государственно-конфессиональных отношений 60
2.1. Социальные учения и социальная деятельность НРД в период становления новых принципов государственно-конфессиональных отношений 60
2.2. Социальные учения и социальная деятельность НРД и государственно-конфессиональные отношения (1997 - 2011 гг.) 81 Глава III. Новые тенденции в социальных учениях и социальной деятельности Церкви Объединения и Белого Братства 93
3.1. Церковь Объединения 93
3.2. Белое Братство 120 Заключение 142 Список использованных источников и литературы 150
Введение
Актуальность темы исследования. Конец XX века в истории России стал временем зарождения новых и возрождения уже, казалось бы, сданных в архив религиозных верований. На российской почве возникли и распространились многочисленные новые религиозные движения (НРД). Глубокий социально-экономический и политический кризис выбил миллионы людей из привычной жизненной колеи, породил чувство страха и неуверенности. Часть людей разочаровалась в светских ценностях и традиционных религиях, их способности обеспечить преобразование общества в интересах большинства населения страны. Эти и некоторые другие факторы создавали условия, способствующие распространению в Росси новых религиозных образований. Они не выступают в так называемом «чистом виде», только как совокупность вероучения и обрядовой практики. Ещё на стадии возникновения их основатели и лидеры в декларациях и пророчествах формулируют своё отношение к «вечным проблемам бытия», стремясь дать ответы, соответствующие духу времени и индивидуальным и групповым духовным поискам. Социально-этические теории и социальная деятельность занимают существенное место в функционировании НРД, действующих в современной России. Их разработке, обоснованию и способам распространения придаётся первостепенное значение. В социальных построениях делается акцент на обличение существующих порядков, осуждение их бездуховности и несправедливости. Именно дистанцированность от несправедливого и греховного «наличного бытия», бескомпромиссное бичевание его изъянов и вызывало и продолжает вызывать интерес к религиозным новообразованиям у различных слоёв и групп населения и, тем самым, позволяет обретать сторонников. Некоторые разновидности НРД (Церковь Объединения и Церковь Саентологии) стремятся адаптировать социальные
теории и проекты к молодёжной аудитории. Социальные теории новых религиозных объединений не являются статичными, неизменными. Они эволюционируют, начальные формулировки обновляются, заменяются более привлекательными. Процессы обновления обусловливаются и сдвигами в представлениях, которыми руководствуются в своей жизни их последователи, в ценностях, которыми управляется их поведение. Поэтому изучение таких процессов представляется чрезвычайно актуальной и важной задачей для современного религиоведения. Актуальность работы связана и с интересом общества и специалистов к проблемам взаимоотношений религии и экстремизма, веры и нетерпимости, духовного долга и фанатичного насилия, к вопросам государственного регулирования деятельности религиозных объединений. Изучение литературы по проблематике НРД показывает, что до сих пор отсутствуют работы, в которых социальные учения и социальная деятельность исследовалась как комплексная проблема, включающая в себя выявление теоретико-методологических оснований проблемы и в тоже время раскрытие основных функции социальных теории и социальной практики НРД в целом и конкретных версий данного феномена. Выработка общей методологии разрешения комплекса вопросов, связанных с рассматриваемой научной проблемой имеет большую не только научную, но и, в конечном счете, общественную значимость. Данная методология может дать ключ к пониманию подспудных процессов, которые наблюдаются в социальных ориентациях новых религиозных объединений, вызывающих беспокойство у части населения Российской Федерации.
В имеющихся работах социальная деятельность новых религиозных движений рассматривается как внекультовая, т. е. в отрыве от вероучения и обрядовой практики. Между тем, фундаментальные положения социальных концепций и социальных проектов НРД получают обоснования в вероучительных книгах, проповедях основателей или лидеров конкретных типов новых религиозных образований. Социальные
построения новых религиозных образований это разновидность светских общественных теорий, они органично связаны с вероучительным комплексом и призваны укреплять позиции религиозной организации.
В религиоведении отсутствуют специальные исследования эволюции в социальных учениях и социальной деятельности некоторых активно действующих в России НРД. В глубокой, основанной на обширном эмпирическом материале монографии Т. Н. Кузнецовой «Вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна» рассмотрение различных аспектов функционирования Церкви Объединения завершается 1997 годом.1 В то же время последнее десятилетие в социальных концепциях и реализуемых социальных проектах этой религиозной организации произошла заметная эволюция, требующая осмысления.
Отсутствуют работы, исследующие метаморфозы, произошедшие с вероучением, социальными учениями и социальной практикой Белого Братства. Особую актуальность перечисленные проблемы приобретают после переезда Марии ДЭВИ Христос (основательницы Белого Братства) из Украины в Россию.
Данное исследование посвящено изучению социальных учений и социальной деятельности новых религиозных объединений в России, возникших в странах Запада в 70-80-е годы и получивших распространение в СССР, а затем на российской территории. В работе раскрываются содержание и функции социальных концепций и социальной практики НРД, их влияние на состояние государственно-конфессиональных отношений. Проведена оценка социальных теорий и социальной деятельности наиболее распространённых в России новых религиозных образований, при этом значительное внимание уделяется
1 Кузнецова Т.Н. «Мунизм: Вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999
рассмотрению социальных доктрин и социальной практики Церкви Объединения и Белого Братства.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением содержания, роли и места социальных теорий в функционировании новых религиозных объединений в современной России занимаются не только религиоведы, но и философы, социологи, социальные психологи и публицисты.
В ряде публикаций осмысливаются взаимодействие новых религиозных движений и общества. Рассматриваются особенности отношения к окружению на разных стадиях функционирования как в целом новых религиозных образований, так и их конкретных разновидностей.
В работах зарубежных и отечественных исследователей выявляются типы отношения новых религиозных объединений с обществом. По классификации В. Б. Яшина, по отношению к социокультурному окружению новые религиозные движения можно разделить на три группы. К первой относятся «реформаторские НРД», стремящиеся к радикальному изменению общества и вступающие в конфронтацию с государственными и общественными институтами. Вторая группа включает религиозные новообразования, которые практикуют изоляцию от «мира» и функционируют в форме изолированных групп. НРД, принадлежащие к третьей «социоинтегративной» группе, свою основную цель видят в повышении скрытых возможностей личности и, как правило, не находятся в оппозиции к обществу.1
Доктор философских наук, профессор Л.И. Григорьева видит основной недостаток приведённой классификации в умозрительности, в отсутствии привязки к конкретным версиям НРД. Такое «деление скорее констатирует различные аспекты одного и того же явления, которое на
1 Яшин В. Б. Новые религиозные движения и культы в современной России. // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. М.: Рудомино, 1999. С. 54 - 57.
различных этапах своей эволюции может демонстрировать разнообразные способы взаимодействия с обществом и государством».1 Соглашаясь с приведённым высказыванием Л.И. Григорьевой, следует отметить, что рассмотрение социальных ориентаций новых религиозных движение в статике, как нечто застывшее, до сих пор широко распространено не только в антикультовых изданиях, но и работах отечественных религиоведов.
В кандидатской диссертации И.В. Шарыповой «Внекультовая деятельность новых религиозных движений (социально-философский анализ)» исследуются природа и виды духовной и практической деятельности НРД, находящейся вне границ духовной и обрядовой практики рассматриваемого типа религиозных образований. Рассматривается благотворительная и экономическая деятельность ряда разновидностей новых религиозных движений. В то же время за рамками исследования оказались такие существенные аспекты проблемы, как влияние на внекультовую деятельность НРД изменений в государственно-конфессиональных отношениях, заметная эволюция в социальных позициях и деятельности некоторых новых религиозных образований, перспективы различных форм внекультовой деятельности. Кроме того, диссертантом не рассмотрена реализация социальных проектов таких организации, как «Церковь Последнего Завета», «Движение Объединения».2 В социальных проектах перечисленных НРД произошли модификации, предпринятые их лидерами. Эти перемены нуждаются в
1 Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство. ( социально-философский очерк). Красноярск. 2002. - С. 204.
2 См.: Шарыпова И.В. Внекультовая деятельность новых религиозных движений (социально-философский анализ)». Автореф. дисс. канд. филос. наук. М.: РАГС, 2005.
исследовании, позволяющем выявить эволюции социальных концепций новых религиозных объединений.
В диссертации З.А. Ерёминой «Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России» выявляются правовые и этические аспекты социальной практики НРД, привлекается эмпирический материал, иллюстрирующий особенности социальной деятельности религиозных новообразований. По утверждению диссертанта, «... религиозно-этические ценности играют значительную роль в социальных концепциях и программах, т. к. ориентируют социальную деятельность НРД на нравственное служение обществу, что, безусловно, содействует решению социальных проблем в современном российском обществе, на диалог между ними и государством, а также между людьми, имеющими различные мировоззренческие предпочтения». 'Такой вывод, по нашему мнению, чрезмерно оптимистичен и односторонен. С одной стороны, в нём учитываются заметные эволюции в социальных программах и социальной деятельности большинства новых религиозных объединений, но, с другой стороны, игнорируются неприятие некоторыми версиями НРД основ общественного устройства современной России, противопоставление им собственных моделей жизнеустройства. Весьма проблематичным представляется и мысль об ориентации религиозно-этических ценностей на решение социальных проблем современной России. С большими оговорками такая констатация может иметь отношение к некоторым НРД, однако вряд ли следует причислять такую распространённую разновидность духовно-религиозных образований, как группы ньюэйджеров, к активным участникам решения социальных проблем.
Книга доктора философских наук С.И. Иваненко «Религия и бизнес» посвящена пониманию предпринимательства и его нравственному
1 Ерёмина З.А. Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России. Автореф. дисс... канд. филос. наук. Тула: Тульский госпедуниверситет, 2007. С. 9.
регулированию в мировых религиях. В специальном разделе исследуются принципы и кодексы, которыми придерживаются в бизнесе саентологи. Основное внимание уделяется оценке административной технологии, разработанной основателем Саентологии P.JI. Хаббардом. В книге рассматривается деятельность WISE - международной ассоциации предпринимателей, объединяющей бизнесменов, применяющих на своих предприятиях упомянутую административную технологию Р. Хаббарда. 1
В небольшом по объёму разделе монографии анализируются социальные проекты российского отделения Международного Общества Сознания Кришны. Основные из них - благотворительные акции фонда «Пища для жизни», в рамках которых оказывается помощь нуждающимся (ветеранам, инвалидам, многодетным семьям).
Ряд работ посвящён исследованию социальных процессов в российском обществе, связанных с деятельностью НРД, их типологизации. Выявляются функции новых религиозных образований в современной России.
Существенный вклад в постижение природы НРД внесли работы, авторы которых проводили многолетние социологические исследования самых различных типов религиозных новообразований, наблюдение за процессами формирования и эволюции таких образований. Результаты этих исследований позволяют проследить сходство и различие в возникновении и функционировании новых религиозных движений в зарубежных государствах и в России. Особое место занимают публикации А. Баркер, Д. Бекфорда, Д. Бромли, У. Бэйнбриджа, Р. Ч. Глока, JL Досона, Г. Мелтона, Р. Робертсона, Р. Старка, У. Шьюпа, Б. Уилсона и др. Их эвристическая ценность заключается в поиске методологии, способствующей адекватному пониманию сущности феномена духовно-религиозной жизни второй половины XX столетия.
1 Иваненко С. И Религия и бизнес. М., 2010.
Социальные концепции и особенно социальная деятельность новых религиозных объединений критически оценивается частью ученых, правоведов, представителей государственных органов, рядом конфессий, прежде всего Русской Православной Церковью. Отношение Русской Православной Церкви к религиозным новообразованиям сформулировано в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (1994 г.). Оказание гуманитарной помощи населению, открытие школ и курсов, организация издательств называются в Определении формами расширения перечисленными образованиями своего влияния, наносящего вред обществу, семье, личности.
Существует и активно используется внушительный массив материалов, крайне негативно характеризующих стремление новых религиозных движений закрепиться в социуме. Изданы десятки книг и бесчисленное количество статей, в которых социальные учения и социальная деятельность НРД называются угрозой духовной безопасности. Особняком в этом массиве материалов стоят публикации А. Л. Дворкина, который в своей книге «Сектоведение» дал обоснование тоталитарной природы многих НРД. Тоталитарные секты (культы) осуждаются как изначально преследующие криминальные цели.1
В средствах массовой информации материалы о новых религиозных движениях, адресованные широкой аудитории, чаще всего предельно упрощают представления о природе НРД. Объективный, беспристрастный рассказ приносится в жертву погоне за сенсациями, повышению рейтинга.
1 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н/ Новгород.,2002: Секты против Церкви. Процесс Дворкина. М., 2000; Жириновский В.В., Кривелъская Н.В. Псевдохристианские религиозные организации России. М., 1997, Новые религиозные организации в России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород. 1997. Тоталитарные секты, свобода совести, здоровье, безопасность. // Безопасность. М., 1997. № 1- 2, Хвыля - Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Тоталитарные формы ре�