автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Нравственно-эстетическая сущность героического и проблемы его художественного воплощения
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мирошникова, Людмила Александровна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ГЕРОИЧЕСКОЕ И ЕГО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
ПРИРОДА.
1. Нравственный аспект героического
2. Эстетический аспект героического
3. Нравственно-эстетическая сущность героического
Глава П. ГЕРОИЧЕСКОЕ В ИСКУССТВЕ
1. Проблема героического в искусстве и пути * ее исследования.
2. Особенности героического художественного образа и его духовно-црактаческого воздействия
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Мирошникова, Людмила Александровна
История науки знает немало явлений, которые, заинтересовав мыслителей еще в глубокой древности, не нашли адекватного объяо нения и в наши дни. Время изменяло их облик, заставляло по-новому оценивать их значение в жизни человека и общества, побуждая вновь и вновь обращаться к этим неразгаданным феноменам, толкая на поиск новых путей их исследования. В их числе немало и таких явлении, которые влекли к себе представителей различных научных дисциплин. К ним принадлежит и феномен героического. История, этика, эстетика, искусствознание, художественная 1фитика и др. в равной мере могут отстаивать свои права на него как на специфичный для каждой из них предает исследования. Чем же объяснить неослабевающий интерес к разностороннему изучению героического?
Немало ярких, незабываемых героических событий вошли в историческую летопись человечества. Борьба за революционное преобразование общества и социальный прогресс, национально-освободительное движение немыслимы без величайших взлетов человеческого духа, без героического. Трудно переоценить его роль в трудовой деятелоности, в научном, художественном прогрессе общества. Исключительно велико нравственное его значение - героическое оказывает мощное воспитательное воздействие на множество людей, способствует формированию благородных, гуманных жизненных целей, стойкой идейной, активной гражданственной позиции и цроч.
Значительное место принадлежит героическому в искусстве. Многовековая история последнего свидетельствует о неослабевающем интересе к художественному воссозданию ратных и трудовых свершений, подвигов, суровой, напряженной героической борьбы.
Роль героического в жизни общества не только велика, но и необычайно многообразна. Отсюда разносторонний интерес к его теоретическому осмыслению, который нашел отражение в трудах крупнейших мыслителей црошлого. Ценные идеи о природе, воспитательном значении, роли героического в общественной жизни,его особенностях в искусстве высказывались Дж.Вико,Г-В.Ф.Гегелем, Ф.Шиллером, Н.Г.Чернышевским и др. В истории философии цробле-ма героического не раз становилась предметом специального изучения: ей посвящены труды Дж.Бруно, А.Рено, Т.Карлейля*.
В трактате Дж.Бруно раскрываются особенности природы героического и содержатся оцределенные предпосылки его изучения в этическом и эстетическом аспектах. В книге А.Рено - своеобразной краткой исторической антологии героических деяний - это явление было цредметом исторического исследования. Историко-социологическому аспекту героического посвящен труд Т.Карлейля. Данный феномен он рассматривал в связи с вопросом о роли личности в историческом цроцессе и поставил последний в тесную зависимость от деятельности замечательно одаренной, исключительной личности. В этом сказался волюнтаристский взгляд на сущность героического, который цроявился и в понимании его отличительных особенностей: культ героя у Т.Карлейля стал одновременно апологией жестокости и деспотизма в его действиях.
Принципиально новые возможности в изучении героического открыла теория марксизма-ленинизма, создание научной этики и эстетики. В трудах основоположников марксизма-ленинизма, в работах П.Лафарга, Г.В.Плеханова, А.В.Луначарского и других герои См.: Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М., 1958; Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. Спб., 1908; Рено А. Примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов. Спб., 1896. ческое выступает в неразрывной связи с общественно-исторической практикой и революционной борьбой, рассматривается как один из важных факторов революционного преобразования мира и воспитания личности.
Необычайно возросло значение героического в наши дни. Построение и совершенствование развитого социалистического общества ознаменовалось бесчисленными примерами героизма, небывалым ростом его масштабов, изменением места и значения в жизни общества. Гениально предсказанная В.И.Лениным возможность и необходимость превращения героического для победы нового общественного строя в массовое явление* стала реальностью. "Революция,- отмечено в докладе тов.К.УЛерненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС,- высвободила исполинскую созидательную энергию трудового народа"2. Самоотверженное отношение к труду, защите Родины становится потребностью все большего числа людей.
Актуализация проблемы героического связана и с осуществлением поставленных партией задач по формированию нового человека. Героическое является исключительно эффективным, мощным орудием духовного воздействия на личность и располагает широкими воспитательными возможностями. Советский человек, указывалось на ХХУТ съезде КПСС, - "добросовестный труженик, человек высокой политической культуры. воспитан партией, героической историей страны." . Возрастание роли героического в жизни общества одновременно усиливает и его значение в деле
См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч. ,т.39, с.17-18. р
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с.27.
Материалы ШТ съезда КПСС. М., 1982, с.63. формирования нового человека.
Неуклонно расширяется героическая образная сфера в искусстве. В творчестве советских художников, как указывалось на ХХУ1 съезде КПСС, " звучат высокие революционные мотивы. Образы Маркса, Энгельса, Ленина, многих пламенных революционеров, героическая история Родины вдохновляют их на создание новых интересных работ в самых различных видах искусства. Работы авторов, верных военной теме, учат любви к Родине, стойкости в испытаниях"^".
Всевозрастающее значение героического в жизни общества, в борьбе за социальный прогресс и воспитание нового человека, неослабевающая тяга к его художественному воплощению требуют теоретического осмысления. Современные научные представления
0 героическом складываются как результат его исследования в историко-социологическом, этическом, эстетическом, искусствоведческом и других направлениях.
Интерес историков к проблеме героического получил наглядное воплощение в обширной литературе, в которой обобщен и систематизирован огромный фактологический материал о проявлениях героизма на фронтах и в тылу, в мирном созидательном труде советских людей.
Среди исследований, целью которых является изучение места и значения героического в жизни общества, следует выделить работы Д.С.Волкогонова, А.Я.Кучмы, Т.С.Лапиной, И.С.Сушкова и др.
В проблеме героического есть аспекты, интересующие педагогику, психологию, искусствознание. Интерес последнего к героическому вполне понятен; отражающая его образная сфера ху
1 Материалы ШТ съезда КПСС, с.62. дожественного творчества необычайно широка и значительна, а потому велика потребность в изучении ее особенностей и границ, в осмыслении предпосылок тяготения искусства к воплощению героики и цроч.
Однако наиболее активно, особенно в последние десятилетия, исследуются этический и эстетический аспекты героического.
В трудах ведущих советских ученых Ю.Б.Борева, А.Я.Еремеева, О.Г.Дробницкого, А.Н.Илиади, М.С.Кагана, Л.Н.Столовича, С.Х. Раппопорта и др. высказываются плодотворные суждения о природе героического, особенностях его художественного отражения. Среди авторов наиболее значительных работ, специально посвященных проблеме героического, следует назвать Н.И.Киященко, Г.И. Кучеренко, Н.С.Лавринюк, В.С.Мовчан, И.С.Пономареву и других.
Основной целью этического и эстетического подходов к героическому является стремление выявить его особенности, установить наиболее общие и характерные признаки и свойства. В оценке внешних черт героического авторы, как правило, единодушны и связывают его с выдающимися по своему общественному значению поступками, отвечающими потребностям исторического развития, интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека готовности к самопожертвованию. Характерными приметами героического поступка считают максимальное нацряжение нравственных и физических сил, мужество, стойкость и проч.
Однако сущность героического определяется в литературе по-разному. Одни авторы (Т.С.Лапина, И.С.Сушков, В.Д.Шаров и др.) рассматривают героическое как нравственное явление; другие (Н.И.Киященко, Н.С.Лавринюк, В.С.Мовчан и др.) видят в нем признаки эстетического. Есть мнение, что героическое это нравственное явление, которое имеет свою эстетическую форму цроявления - возвышенное*.
Анализ литературы показывает, что будучи наиболее распространенным, односторонний - этический или эстетический - подход к проблеме героического тем не менее цриводит к некоторой недооценке эффективности и возможностей воздействия данного явления на личность, порождает определенные трудности теоретического порядка в выявлении особенностей героического художественного образа, в объяснении предпосылок тяготения искусства к воплощению героического. Отсутствие единого представления о сущности героического сказывается на эффективности его изучения в других аспектах: социологическом, педагогическом, искусствоведческом и цроч.
Возьмем, к примеру, искусствознание. Несмотря на то, что в изучении героической образной сферы сделано уже немало, тем не менее четкого научного представления о том, что она собой представляет, в чем сущность героического художественного образа, пока не выработано. Только этим мощо объяснить, что в искусствоведческой и эстетической литературе часто встречаются лишенные точных критериев жанровые определения, такие, скажем, как героико-патриотическая оратория, эпико-героическая поэма,- героический реквием и другие. Неопределенное, расплывчатое содержание понятия "героическое" породило и его излишнюю "универсализацию" в искусствоведческих работах. Оно используется для характеристики множества различных уровней и типов художественного содержания, обрастает всевозможными дополнительными эпитетами. Нацример, в работах музыковедов нередко можно встретить словосочетания типа: "драматическая героика",
1 Борев 10.Б. Эстетика. М., 1981, с.22. романтико-символическая героика"""", "возвышенно-этическая героика"^ и цроч. Такие оцределения, однако, весьма произвольны и неточны, поскольку опираются, главным образом, на эмпирически найденные цризнаки героического художественного образа.Выработать же научное цредставление о нем при отсутствии единого толкования сущности героического едва ли возможно.
Выявить сущность героического - задача философского подхода к анализу данного явления.
Героическое - сложный по структуре и необычайно богатый в своих проявлениях феномен. Подвиг нередко бывает связан с достижением политических целей, удовлетворением государственных интересов, в его основе могут лежать нравственные, религиозные и другие мотивы. Многоаспектноеть героического предполагает возможность различных подходов к его изучению. Однако следует заметить, что некоторые моменты, такие, скажем, как политические, религиозные, могут присутствовать в виде целей, мотивов в героическом, но могут и отсутствовать в нем. В то же время анализ многих фактов показывает, что: - нравственное и эстетическое начала свойственны любому героическому поступку, вне зависимости от сферы его проявления и характера лежащих в его основе мотивов. Примечательно также, что как научная категория, героическое, примыкая к понятиям "долг", "возвышенное", органично входит в системы основных понятий этики и эстетики. Между тем, используясь в политической, цравовой литературе, понятие "героическое" не выражает сущности правовых, политических и других отношений, и потому не лежит в ряду главных категорий правовой и политической идеологии. Чернова И. К цроблеме героического в музыке.- В кн.: Музыка в социалистическом обществе, вып.З. Л., 1977, с.115. Дельсон В. Скрябин. Очерки жизни и творчества. М.,1971,с.374.
Поскольку нравственные и эстетические факторы в той или иной форме проявляются в любом подвиге, они имманентно присущи героическому. Это позволяет считать этико-эстетический анализ необходимым и достаточным для изучения сущности героического и рассматривать его как основу философского подхода к данному явлению.
Попытка соединить этический и эстетический подходы к героическому уже была предпринята в работах О.А.Зоровои, Г.М. Лавровой, И.С.Пономаревой. Из этих исследований серьезного рассмотрения заслуживают диссертация И.С.Пономаревой и статья О.А.Зоровои'''. Оба автора, рассматривая героическое как нравственно-эстетическое явление, видят в этом его своеобразие и возможности широкого и активного воспитательного воздействия. Указывая на отдельные признаки нравственного и эстетического в героическом, они стремятся так же показать, каким образом оба эти начала взаимодействуют между собой. Однако возможности комплексного, этико-эстетического подхода к анализу героического и в одной, и в другой работах остались реализованными только отчасти.
В диссертации И.С.Пономаревой нечеткое, узкое представление о сущности нравственного и эстетического привели к ограниченному, а в некоторых случаях и ошибочному взгляду на характер их проявления и взаимодействия в героическом. Это, например, положение о вторичности "эстетических чувств" по отношению к нравственным, об особенностях их диалектики, где нрав См.: Пономарева И.С. Героическое как нравственная и эстетическая цроблема. Дисс.на соиск.учен.степ.канд.филос.наук. Киев, 1967; Зорова О.А. О взаимодействии нравственного и эстетического моментов в героическом деянии. Вестник Моск. ун-та, сер.7, филос. № 3, 1983, с.45. ственное выступает как общее, а эстетическое как единичное; ограниченное понимание автором специфики эстетического чувства, которое, по ее мнению, возникает в ситуации, не затрагивающей "непосредственно жизненных основ и реального благополучия личности", и в отличие от нравственного (которое проявляется в любой ситуации) связанного только с художественным творчеством, искусством*.
В работе О.А.Зоровой высказано немало интересных суждений о нравственно-эстетической природе героического. Автор видит ее в том, что добровольное и "добросовестное исполнение нравственного долга, заключенное в героическом поступке, переживается и расценивается самим героем, общественным мнением в тесной связи с эстетическими моментами эмоционального подъема, чувством р радости и восторга от сознания победы." Нельзя ;не согласиться и с выводом, что героика, знаменующая вершину эстетически-пренрасного в человеке, основывается на глубочайшем осознании нравственного долга: "Нравственный долг торжествует здесь на э всех этапах психологической установки личности" .
Однако скромный масштаб статьи позволил автору остановиться лишь на некоторых моментах диалектики нравственного и эстетического в героическом и многие ее особенности остались нераскрытыми. Вызывают возражения и отдельные суждения, высказанные в данной работе. Так, нельзя согласиться с анализом О.А.Зоровой нравственной стороны героического. Она связывает ее с высоким Пономарева И.О. Героическое как нравственная и эстетическая проблема. Автореф.дисс.на соиск.учен.степ.канд.филос.наук. Киев, 1967, с.15. р
Зорова О.А. О взаимодействии нравственного и эстетического моментов в героическом деянии. Вестник Моск.ун-та, сер.7,филос. 1й 3, 1983, с.45.
-з
Там же,с.43. служением нравственному долгу, что "всегда было отличительной чертой героев - борцов за дело освобождения трудового народа от эксплуатации и цроизвола"^. Между тем, с высоким служением нравственному долгу мы сталкиваемся не только в героическом, но и во множестве других, даже весьма далеких от него по существу поступков (скажем, действия агрессора также могут быть проявлением нравственного долга, самоотверженности, но они ничего общего с героическим не имеют, нет в них и "следа" эстетического), Это, однако, не учитывается автором, и в результате остаются неясными не только особенности нравственного начала, но и основания его взаимосвязи с эстетическим в героическом. Общим корнем, глубинной предпосылкой взашлодействия нравственного и эстетического, как сказано в статье, является "чер ловеческое творчество . С этим тоже нельзя согласиться, поскольку творчество как деятельность, порождающая нечто качественно новое, может отвечать гуманным целям цреобразования мира в интересах человечества, но может и противоречить им. И если в первом случае наличие в нем нравственного и эстетического факторов не вызывает сомнения, то во втором отсутствует эстетический аспект. "Человеческое творчество" не всегда несет в себе эстетическое начало, а, стало быть, не может служить существенной предпосылкой взаимосвязи нравственного и эстетического. Поэтому вопрос об их диалектике в героическом также нуждается в пересмотре.
В работах О.А.Зоровой и И.С.Пономаревой есть, кроме того, методологический просчет, который не позволил реализовать в
Зорова О.А. О взаимодействии нравственного и эстетического моментов в героическом деянии, с.44.
2 Там же, с.47. полной мере перспективный этино-эстетический подход к анализу героического. Авторы отталкиваются в своем исследовании не от сущности нравственного и эстетического или от конкретной целостной концепции, раскрывающей ее, а чаще всего от отдельных их признаков, проявления которых они и находят в героическом. Отсюда неполнота и нередко ошибочность суящений о нравственно-эстетической природе данного явления. (Этот же недостаток свойственен и той группе работ, в которой героическое является предметом одностороннего - нравственного ила эстетического рассмотрения) .
В данной диссертации комплексный этико-эстетический анализ героического рассматривается как основа философского подхода к нему, который, в свою очередь, имеет методологическое значение для всех наук, обращающихся к этому явлению в том или ином аспекте. В работе сделана также попытка выявить особенности художественного воплощения героического, учитывая, что главные черты героического художественного образа и оказываемого им духовно-црактического воздействия непременно обусловлены, кроме всего прочего, и природой героического в действительности.
Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы наметить и разработать философский, связанный с этико-эстетиче-ским анализом, подход к проблеме героического, имея в виду обоснование на такой основе методологии изучения этого явления в различных аспектах.
Отсюда вытекают задачи исследования:
I/ выявить нравственное и эстетическое начала героического в действительности и показать особенности их в зашлодействия;
2/ установить категориальный статус понятия "героическое";
3/ обосновать принципы анализа героического в искусстве;
4/ расхфыть наиболее характерные черты героического худоявственного образа и особенности его духовно-црактического воздействия.
Методологической и теоретической основой анализа цроблемы героического и особенностей его художественного воплощения явились труды основоположников марксизма-ленинизма, решения и материалы съездов КПСС, другие партийные документы.
Исходными методологическими принципами исследования явились: фундаментальное положение марксизма о ведущей роли общественной црактики как детерминанты всех сторон социальной жизни; вывод о двойной направленности общественной практики на мир, окружающий человека и на него самого; положение о духовно-практической природе искусства, его нацеленности на формирование личности.
Исследование героического в этико-эстетическом плане представляется весьма перспективным. Его результаты могут быть использованы в научной, педагогической, пропагандистской деятельности. Практическую ценность для педагогической, воспитательной работы имеет положение о двойственной, нравственно-эстетической природе героического. В теоретическом плане этот вывод открывает возможность для всестороннего анализа сущности героического, позволяет выработать методологию его исследования в социологии, этике, эстетике. Выявленные в диссертации важнейшие черты героического художественного образа могут быть использованы в качестве критериев данного типа художественных образов в искусствоведении и художественной критике. Сделанные в диссертации выводы о возможностях и особенностях духовно-практического воздействия героических художественных образов важны для практики эстетического и художественного воспитания.
Цели и задачи диссертации оцределили ее структуру. Она состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе анализируется сущность героического в действительности, во второй рассматриваются особенности героического в искусстве.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Нравственно-эстетическая сущность героического и проблемы его художественного воплощения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Природа героического двойственна. В нем слиты воедино нравственное и эстетическое начала, каждое из которых выступает в данном явлении своеобразно.
2. Нравственная сущность и специфика героического всего яснее раскрывается в особенностях лежащего в его основе нравственного долга. Масштаб его предписаний, внутренне принимаемых индивидом, группой лиц, классом и проч., значительно перерастает рамки обычных морально нормативных требований. Это позволяет видеть в героическом сверхнормативное в моральном отношении явление.
В тех нравственных представлениях, принципах, убеждениях, взглядах и идеалах, которые так или иначе связаны с героическим, немало элементов новизны, нравственно-творческого отношения. Нравственное начало в героическом прочно связано с прогрессивными общественными устремлениями и ими рождаемой самоотверженностью.
Будучи одним из ярких проявлений нравственного творчества, отличаясь высоким нравственным потенциалом, героическое занимает особое место в системе моральных норм и отношений и активно воздействует на них: а) оказывая влияние на нравственное сознание личности, героическое как бы "генерирует" сближает и увязывает его с морально прогрессивными требованиями; б) героическое воздействует на систему бытующих в обществе моральных отношений: с одной стороны, оно революционизирует их, способствует слому и ведет к решительному уничтожению уходящей в прошлое морали; с другой, прокладывает дорогу новой прогрессивной морали - рождает новые нравственные идеалы, новые моральные нормы.
3. Б героическом ярко выступает творческое и самоотверженно-гуманистическое отношение; пронизанное им данное явление обладает исключительно мощным эстетическим потенциалом и способно вызывать сильные эстетические переживания. Их может испытывать человек, совершающий героический поступок. В этом случае они связаны с чувством глубокого удовлетворения, которое возникает как своеобразная "награда" за самоотверженные, бескорыстные действия и служит предпосылкой устойчивого стремления людей к проявлениям творчески-гуманистических отношений в их концентрированном выражении в дальнейшем.
Эстетические переживания героическое вызывает и у тех, кто наблюдает его в действительности, сопереживает в'.': искусстве и проч. Эстетические эмоции в этом случае как бы приобщают индивида к обществу, "заражают" его энтузиазмом активного, самоотверженного служения благу других людей, вовлекают в необходимую обществу деятельность. Героическое при этом выступает как важный стимул общественно необходимой деятельности, эффективное средство воспитания, повышения эстетической культуры личности.
Эстетическое начало героического приобретает по преимуществу форму возвышенного, но может выступать и как различные его соотношения с другими модификациями эстетического: прекрасным, трагическим. Их переплетение и конкретное сочетание определяют эстетическую самобытность конкретного героического феномена.
4. Единство и взаимопроникновение нравственного и эстетического начал определяют сущность героического. Взаимодействуя, они дополняют, усиливают и обогащают друг друга.
Сплав нравственного и эстетического придает героическому черты, выделяющие его как в ряду моральных, так и эстетических явлений: а) героическому свойственно особое, исторически непреходящее нравственное значение, своеобразный, нравственно "универсальный" смысл (нтим оно отличается от норм морали, которые при менимц лишь к условиям конкретной системы моральных отношений); б) героическое прочно связано с передовыми общественными устремлениями, выраженными в норлах и требованиях прогрессивной морали; однако в отличие от последних, как правило, утрачивающих со временем свое былое морально-прогрессивное значение, героическое сохраняет его в условиях различных систем моральных отношений; в) героическое не имеет себе равных в ряду моральных норм и эстетических явлений по силе оказываемого им нравственно-эстетического воздействия; оно повышает социальную активность индивида, поднимает уровень его нравственной и эстетической культуры, обогащает его деятельность высоким гуманистическим смыслом, воодушевляет на борьбу и самоотверженность и т.п.
5. Двойственная, нравственно-эстетическая природа исследуемого в диссертации феномена определяет своеобразие категориального статуса понятия "героическое". Это этико-эстетичеекая категория, особое связующее звено между системами основных понятий этики и эстетики.
6. Героическая образная сфера представлена в искусстве необычайно ярко и многообразно и занимает особое место в нем как по масштабу так и по значению. Ее особенности обусловлены, во-первых, сущностью героического в действительности,во - вторых, природой искусства, характером и направленностью оказываемого им духовно-практического воздействия, в-третьих, своеобразным единством образно-содержательного и формального начал в героическом художественном образе.
7. Художественное воплощение героического протекает различными путями, но во всех случаях предполагает раскрытие сложного комплекса отношений, которые рождают несокрушимую волю и энергию грандиозного порыва, мобилизующего человека на подвиг, его глубинных нравственных и эстетических истоков. Художественно-образным эквивалентом этой гаммы отношений в различных видах искусства является активно-волевой, целеустремленный, динамически напряженный пафос героических художественных образов.
8. Главной особенностью художественного воплощения героического является усиление его эстетического потенциала. Оно вызвано стремлением к глубокому раскрытию нравственной силы подвига, необходимостью достижения катарсического воздействия героических художественных образов, использованием для этого возможно более мощных и ярких средств выразительности и выражается в гиперболизации сущностных черт героического, обострении, иногда весьма резком, его трагедийного накала; в появлении таких оттенков эстетического в героических художественных образах, так лиризм, патетика и т.п.
9. Героические художественные образы оказывают особо сильное возвышающее, активно-мобилизующее, целенаправленное воздействие. С их помощью искусство стремится практически привить свойственные героическому отношения множеству людей, воспитывать их более стойкими, сильными, самоотверженными, готовыми к суровым испытаниям. Проникая в намерения и мотивы, желания и стремления, толкающие человека на подвиг, и воссоздавая их в художественных цроизведениях, искусство делает нас соучастниками этого величайшего проявления духовной мощи человека, а тем самым обогащает наши помыслы и желания, формирует соответствующие стремления и стимулирует потребность в их осуществлении. Героические образы, кроме того, являются мощным возбудителем энергии действия, источником нравственного и эстетического возвышения личности. Все это позволяет им наряду с общехудожественными решать и ряд специальных задач: а) в художественных образах данного типа искусство увековечивает, сохраняет в памяти потомков героические события, деяния, факты, оставившие заметный след в истории человечества; б) обращаясь к героическому, искусство вникает в истоки рождающих его намерений, постигает путь нравственных исканий человека в экстремальных ситуациях, осмысливает корни его отрешения испытать тяжесть и захватывающую радость борьбы, проникая же таким образом в суть раскрывающихся в героическом отношений, оно обогащает ими духовный мир личности; в) искусство нуждается в активных и мощных средствах, мобилизации духовной энергии масс, а поскольку героические художественные образы располагают широкими возможностями нравственно-эстетического воздействия, постольку в них оно и находит, пожалуй, одно из наиболее эффективных и испытанных орудий возвышенного, мобилизующего деятельную, нравственную активность личности воздействия.
10. Особенности воплощения, с одной стороны, и духовно-практическое воздействие героических художественных образов, с другой, определили закономерности отбора вьфазитедьных средств, нужных для воссоздания героического в искусстве. Это, как правило, особо экспрессивные, динамические заостренные, эмоционально взрывчатые средства и приемы. В них часто заметны черты новаторства, и это позволило заключить, что художественное воплощение героического нередко связано с поиском и рождением новых художественно-выразительных средств, с обновлением и обогащением их арсенала.
Обращаясь к таким средствам и способам воздействия, искусство получает возможность нанести "психологический удар", восхитить, поразить слушателя, читателя, зрителя и одновременно воодушевить их, передать силу и энергию нравственно-эстетического порыва. В героических художественных образах С1фыт неисчерпаемый источник обогащения палитры выразительных средств и возможностей духовно-практического воздействия, ресурсы и опыт которого искусство неуклонно стремится расширять и наращивать. I 2 3 4 5 6 7 8 9
10
II
12
13
14
Список научной литературыМирошникова, Людмила Александровна, диссертация по теме "Эстетика"
1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство.-Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.-Соч.,т.3, с.11-544.
3. Энгельс Ф. Немецкий идеализм в стихах и црозе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.4, с.208-248.
4. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.8, с.115-217.
5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.5-338.
6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.41-174.
7. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе)Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.
8. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с.1-192.
9. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 г.- Полн.собр.соч.,т.30, с.306-328.
10. Ленин В.И. Великий почин.- Полн.собр.соч.,т.39, с.1-29.
11. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи.- Полн.собр.соч., т.41, с.298-318.
12. Документы и материалы КПСС И Советского государства
13. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1976.-256 с.
14. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1982.- 223 с.
15. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.;
16. О дальнейшем усовершенствовании партийной учебы в свете решений ШТ съезда КПСС: Постановление ЦК КПСС от 26 мая 1981 г.- М.: Политиздат, 1981. 32 с.
17. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г.- М.: Политиздат, 1983. 80 с.
18. Труды, речи, выступления руководителей партии и правительства
19. Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 г.- М.: Политиздат, 1984. 30 с.
20. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 г. "Правда", 26 сентября1984 г.
21. Абдуллаев М. Героическое и его воплощение в узбексом советском искусстве.(на примере художественной литературы). Автореф.дис. . канд.филос.наук.-Ташкент,1975. 22 с.
22. Ангелов С. Марксистская этика как наука.- М.: Прогресс, 1973. 263 с.
23. Арановский М.Г. Симфонические искания.- Л.: Советский композитор, 1979. 269 с.
24. Архангельский Л.М. Категории марксистской этики.- М.: Соцэкгиз, 1963. 270 с.
25. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике.- М.: Высшая школа, 197 4 , 318 с.
26. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.Кн.I и 2.-Л.: Музыка. Ленингр.отд-ние, 1971. 376 с.
27. Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке.-Л.:Myзыка,1.7I. 216 с.
28. Асафьев Б.В. О музыке XX века.- Л.: Музыка, 1982. 200 с.
29. Бандзеладзе Г.Б. Этика (Опыт изложения системы марксистской этики).- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1970. 462 с.
30. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.: Художественная литература, 1972. 470 с.
31. Богуславский А.О. У истоков Октября и рождения советской героической драмы. 1917 200 гг.-М.: Знание, 1967. - 48 с.
32. Борев 10.Б. О трагическом.- М.: Советский писатель, 1961. -392 с.
33. Борев Ю.Б. Эстетика.- М.: Политиздат, X98I. 399 с.
34. Бочаров А.Г. Человек и'война.- М.: Советский писатель, 1973.- 456 с.
35. Бочаров А.Г. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе.- М.: Художественная литература, 1977. 368 с.
36. Бруно Дж. О героическом энтузиазме.- М.: Гослитиздат,1953.- 212 с.
37. Бюкен Э. Героический стиль в опере.- М.: Музгиз, 1936. -180 с.
38. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. Проблемы социалистического реализма.- М.: Изобразительное искусство, 1972. 297 с.
39. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры, т.2. М.: Искусство, 1977. - 243 с.
40. Воейкова И.Н. Революционная героика в искусстве Болгарии. 1944-1974 . М.: Искусство, 1983. - 239 с.
41. Волкова Е.В. Произведение искусства предает эстетическое анализа.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976. - 288 с.
42. Выготский JI.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1965.379 с.
43. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности.-Сост.Трофимов П.С. М.: Искусство, 1965. -322 с.
44. Гегель Г.-В.Ф. Эстетика: В 4-х т.-М.: Искусство, 1968. -1973.
45. Голубева Г.А., Шварцман К.Я. Нравственное воспитание. -"Философские науки", 1983, № 3, с.124-133.
46. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1977. 246 с.
47. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь,-М.: Искусство, 1970. 519 с.
48. Горбенко А.Т. В 1дейних битвах сучасност* Штература i гдеологична боротьба в сучасному cbiti).- Khib: Дншро, 1981. 183 с.
49. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1974. 157 с.
50. Данканич В.И. Изображение героического характера в современной украинской прозе. Автореф. дис. . канд.филолог.наук.-М.: 1972. 21 с.
51. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека.-Л.: Советский писатель, 1970. 422 с.
52. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М.: Наука, 1977. 333 с.
53. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике: В 4-х т. Свердловск, 1969. - 1975.
54. Еремеев А.Ф. Социально-коммуникативная природа искусства. Автореф. дис. . д-ра филос.наук.- Свердловск, 1971. -30 с.
55. Зейналова Г.Р. Воспитательная сущность героического в искусстве.- Баку, 1981. 50 с.
56. Зеленковская Р.И. Героическое как категория и его значение в коммунистическом воспитании трудящихся. Автореф.дис. . канд.филос.наук.- Минск, 1971. 31 с.
57. Зорова О.А. О взаимодействии нравственного и эстетического моментов в героическом деянии.- В кн.: Вестник Московского университета, сер.7, филос., № 3, 1983, с.42-48.
58. Зотов И.А. Природа прекрасного.- М.: Просвещение, 1965.-235 с
59. Иванов В.Г., Рыбакова Н.В. Очерки марксистско-ленинской этики.- Л.-: Изд-во Ленингр.ун-та, 1963. 187.с.
60. Илиадн А.Н. Природа художественного таланта.- М.: Советский писатель, 1965. 536 с.
61. Искусство и действительность: Методологические проблемы эстетического анализа. Сб./Редкол.: Крутоус В.П.(отв.ред) и др. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1979. - 214 с.
62. Искусство нравственное и безнравственное. Сб.ст./Сост. и общ.'ред.Толстых В.И.-М.: Искусство, 1969. 263 с.
63. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Издт 2-е.-Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1971. 766 с.
64. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств.-Л.: Искусство, 1972. 440 с.
65. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа.- М.: Политиздат, 1974. 328 с.
66. Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса. Ч.1.-Ки1в: Вища школа, 1979. 215 с.
67. Кант И. Критика практического разума.- Соч.: В 6-ти т.ГЛ., Мысль, 1965, т.4, чЛ. 544 с.
68. Кант И. Критика способности суждения.- Соч.: В 6-ти т.М.:1. Мысль, 1966, т.5. 564 с.
69. Кардейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории.- Спб.; В.И.Яковенко, BI908. 263 с.
70. Категории этики и эстетики. Сб.научн.трудов/Ред.:Валицкая А.П. и др.- Л.: Ленингр.гос.пед.ин-т игл. А.И.Герцена,1973. 157 с.
71. Квачахия В.М. Взаимосвязь форм общественного сознания и проблема эстетической ценности. Автореф.дис. . д-ра филос. наук.-Тбилиси, 1965. 41 с.
72. Киященко Н.И. Героическое как категория эстетики. Автореф. дис. . канд.филос.наук.- М., 1964. 18 с.
73. Киященко Н.И. Героическое как категория эстетики.- В кн.: Эстетика. Категории и искусство.- М.: Искусство, 1965.с.88-107.
74. Киященко Н.И., Лейзеров М.Н. Теория отражения и проблемы эстетики.- М.: Искусство, 1983. 224 с.
75. Книга по эстетике для музыкантов / К.Ангелов (НРБ), И.Константинов (СССР) и др.; Ред.: И.А.Константинов, К.Ангелов.-М.: Музыка; София: Музыка, 1983. 272 с.
76. Кобляков В.П. Этическое сознание. Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений.-Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1979. 223 с.
77. Козак А.И. Драматическое как эстетическая проблема.Автореф. дис. . канд.филос.наук.- М., 1977. 23 с.
78. Козовский 10.М. Героическое в действительности и в искусстве. Автореф.дис. . канд.филос.наук.- М., 1967. 20 с.
79. Кондакова Г.И. О взаимосвязи эстетических и нравственных чувств. Автореф. дис. . канд.филос.наук.- М., 1978. -23 с.
80. Конен В.Д. Театр/и симфония (Роль оперы в формировании классической симфонии).- М.: Музыка, 1974. 376 с.78