автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Нравственно-философские искания в творчестве В.Г. Распутина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственно-философские искания в творчестве В.Г. Распутина"
ЕЕЕГОРОлСЮЙ 'ОРЛЗНА TF/ДОЗЗОГО КРАСНОГО ЗНЛУЕЫ!
госудагсзбшай яквжиш вши я.и.лобдчебсхого
На прлг.ох ру^ошса
ТЛИЮШлА Иоанна
Ш1Ш;ТВ£ШО-ШОСОЖ>Э ПЯШШЯ В ТБОРЕСГЕЗ Б.Г.рЛСПТТИЯА
I0.QÏ.02. -'2ггзрат7ра serpeen CGC? (согогст:сго пзр~ода)
abïqpess-p1t ллссзрташп- па согсканнз у^зрой с го по ш ггдзлдага фзлатсгпчэоках паут.
Н:г::гл.1 Еоггород ГШ
/ if л
/ 1 J
Работа выполнена на кафедре теории литература н русскай литератур XX века Ивановского государстюаного универсвгега ииоии первого в России Иваново-Еогиссеаского сб*;згородсг.ого Совета рабочих депутатов.
Научный, руководитель - профессор, дотер 'ф^сглгичее.сиг цаук
Таганов Л.л.
Официальные оппоасвты - доктор филологических наук, про^сссо
Есриов й,С.
• кандидат фядшюгкчееккх и&ук, дацет Захарова В.Т-.
Ездуцес учреждение - Костромской государственный псдагогачЗ-ский институт ии. Н.А..Некрасова
Защита дисезртадан состойся " " 1531 года
е_час02 на заседания регионального с.пеццгл1:злрогап:;аго
совета К 053.77.11 по .присуждение .ученой схслбпч кандидата филологических наук в Никего;.одсвом ордока Трудового Красного Знамени государствешкш университете им. fl.Ii.JIвбачесского (603600 Нинаий Новгород, ГСП-20, проспект Гагарина, 23).
С диссертацией'моето ознакомиться в. фундаментальной библиотеке Нижегородского университета (ароспекг Гагарина, 23).
Автореферат разослан " " 1992 года.
Ученый секретар! специализированного совета
Ы. А.. Михайлов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Предмет исследования
В.Г.Распутин принадлежит к тощ поколению "деровэняи-Чейв** на творческуп судьбу которих выпало дописать последнею йтрагощу в летописи судеб русской деревни, запечатлеть и фл-лософскй обобщить есю систему нравственных' ценност ей уходящей крестьянской Лтлантцди.
С одной стороы, начать летопись дел и свершений современного селя, 'Русского поля". Оживить голоса людей былой эпохи, но впав в эстетизацию родового уклада.киэни, в ностальгии по уиодпей эпохе, по "очищением* от.'скверны и потому внеисторицеским добродетелям старики вообпе.
С другой сторону, утядать повис пути деревни, суцмость обновления традиций, увидеть рождение новой, опираюиойся 3 своих поисках я мыслях как на прошлое, так на настояглсо и будущее.
А ктуадь на егь исследования.
Значительное количество заметок и дискуссий, которые (особенно в последнее время) развернулись вокруг творчества В,Распутина; освежающих проблему его нравственно-философских искали?, а также целый ряд специальных исследований по этой теме доказывают необходимость ее ксмплоксчого осмыслсчшя.
Актуальность исследования заключается тахгке п напем стремления доказать связь творческих поисков В.Г.Распутина с самой здрааой, прогрессивной и актуальной темой, каком является вопрос о самосовьрлснствовании и возрождении русского
национального характера и традиции. Псэтоуу в налам исследо-
*
вякни имеете". попытка продемонстрировать взаимосвязи социаль-
ных предпосылок и собственно фялософско-художествеуных осо-бе.чностей в эстетической системе В.Г.Распутина.
Цель и. злдачи исследования.
Выбрав предметом исследования художественный анализ нравственно-философских исканий В.Распутина, автор ставит С1ЮС;? т.олью проследить развитие нравственно-философских исканий в ракурса творческой эволюции писателя.
Особенности материала продиктовали постановку следующих задач:
- раскрыть философский подтекст, определивший глубину и своеобразие творчества В.Г.Распутина;
- показать эвэлюциошую связь трех этапов творчества писателя;
- вскрыть основные принципы организации художественного мирз. зрелого В.Распутина.
Научная новизна исследования. Уже несколько десятилетий, проза В.Г.Распутина привлекает внимание исследователе,ч Однако, лгль в последние годы литературоведение ст.ало проявлять интерес к более глубокому анализу его произведений. Б диссертации писатель предстает как мыслительгпрошедший как би три „ роЕня становления. В работе дается попытка определить эстетический, художественный идеал писателя. В ней впервые разрабатывается проблема "рода" в творчестве В.Г.Распутина на фоне философских размьгллений Н.Бердяева, а также'в сравнении с творчеством других писателей (Ф.Абрамова, В.Белова • и др.).
5 диссертации впервые о сведется проблема сопоставле. .<я авторского замысла и худ о:« е ст в енга го воплощения во всем объема р:.:путинсхого творчества.
В работе проблема нразстеешю-философсккг исканий В.Рас-
путана слерк-'е осведазтся ¡з особой логике развития, в с:жзях с дгг/гиии сторонам1.! тсорчоского поиска.
'»етолологичес::яя основа работа. Багноэ значение для рс:зэ(п:л п;<дачр поставленных в диссертаии.ч, имели трудя Б.О.Кортена, И.Бахтина, Г.А.Гукопского, Л.Я.Гинзбурга,Д.С.Лихачева, А.З.Лпсег.а, А.Н.Иепуитова, М.В.Хралчекко и других исслздо пател с".;
Практическое знтент. Выводы настояясй дисссртацш: могу? Н1йти прзиенен'ла в дэльиеГгл:к, более обглирних исследованиях по проблеме изучеияя творчества писателя я аспекта авторской программы ;г художественной идея.
ОсногноЗ нстормко-литературннй•и теоретический материал м<пе? бить использопаи а лекционных курсам и спенкурсах со-встскоЗ литературу тесра.ч литератур».
Структура исследования определена теми задачами, которые ставит парод собой автор. Кроме "введения11 и "заключения" работа сострит из трех основ«« глап
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Во_ме2е!!ии обосновывается актуальность выбранной та-определяется объект исследования, анализируется степень изученности проблем п со значимость на соврег/екнш этапе развития литературно-критичсской мысли.
В пергой главе "крзвствешга-ф'-глосафсхий пскск в рдиней прозе В.Г.Гаоутина" рассматривается проблема становления В.Г.Распутина как писателя особого философского склада. 3 дак?5оЯ глазо содержится оценка раннего этапа творчества т! ггрздетавлениа о "точке отсчета" творческой игадияидуальностй пкеатзля.
Раннее? творчество В.Рас-пугина концентрировалось Бокруг одной основной темы: человек и его место во вселенной. Писатель приблизился к этой теме постепенно, освобождаясь от-комсомольской идеологии в ее романтическом варианте.
Яа первом этапе творчества Б.Распутина его сборники статей о покорителях Сибири плотно прикрыли собой тот слой писательских размкялений, который обнаруживается хотя бы-при анализе рассказов из сборника "Край возло самого нсба"(1966). Тем не ыенее молодежная лозунговая действитеяьпаоть уступила место природному пейзажу, а образы идеальных героев заменились картиной шеоконрапетленного синтеза природы и человека. Распутинская ранняя увлеченность "стройка:.® века" сменилась интересом к вечному, нетленному. Взсь период от рассказа "Я забыл спросить у Лешки.»." до повести "Деньги для Марии" наевден особым юношеским романтизмом, поиском чего-то необычного . Распутинской темой стала тема родового долга, конфликте вечного и современного. Писатель нашел "своего героя" - идеал женщины, носительницы вечных жизненных ценностей-
Однако, уже в повести "Деньги для Марш;" в сознания во-лодого прозаика возникает вопрос: насколько воссозданный км. родовой мир соотносится с современностью?-
ч
Б произведении представлена га не общественная сцтуа-.-ция, что и в повести "Пожар"» написанной,в 1^35 году
В первой главе указано, что повесть "Деньги для Марки*-
это поистине писательский дебют. С этого ыоиента уже не изменится К1гУГ тем писателя, который составляет русская сибирская деревня. Из творческого опыта раннего периода В.Распутин выбрал те характерные черта произведения, которые каксимальнс сближают его с жанром притчи. ^
Так, как представил В.Расяутян деревню в повести "Деньп
о ■
а
для Нарта", ira делал никто до тех пор. После многолетнего господства пс-Еерхностко-парадпоЯ бесконфликтности, "лирн-ч-зскип-ф2ль2п1с0й ноты 3 поеествовании о жизни дерзеки, кок-кпотнос'гъ повссти "Д.чньгк для Маг.'!Ни, подчеркнутая публицистичность произвели впечатление настоя^^о творческого открытия.
Диссертант подчерл::паст, что В.Распутан в своей дебютан-тс:гоЯ погости нагел такрэ комлозилир, которая очень динамична, ввел б.олкзое количеств? характерных историй, подчиненных ' центральной линии - переживаниям главного героя. Голос героя сливается в погости с авторским голосом и авторской точкоЯ арен«п. Етагодзря этому приему оцент-са происходящего седотся кзнавязчиш. Дяссертан? доказывает, что в повести "Деньги для Марин" определились некоторое устойчивые черты стиля В.Распутина: пт/трся.-гл!} ионохсг как основное средство ' сакораскрутня персонажа, соснетагае голосов повествования и главного героя, чередование двух времешшх пластов. В первой главе диссертации указывается « на то, что дебптантская повесть В.Распутина. - произведение во иного».! несовершешгае. В нем нет зрелого психологизма, домшяруетей является хине-матсгршфичность в изображении персонален и событий. Это со-циальио-бытовое произведение с фмософстги "подпорками?"
Диссертант считает, что истолкование повести "Деньги . для Марии" только в плаке пвогизацшт родового ¡тачала несостоятельно. Здесь про см ат рт в ает е я и знание драматического состояния современного общества, и это особенно при анализе образа главного героя произведения.
Позиция Кузьмы а поьгсти "Деньги для Парня" кзпо/лшает фолкнеровсккх героев, поскольку в'нем, э сути его фапяческо-" го "я" до »нитрует "я" бытийное, "природное", "родовое". Оно,
по замыслу В. Распутина, дсизшо бы£о сублимироваться в Кузьие как память, как почва, как прогар, которнй о» особо огуаает в трагические ыоменти кязна.
Если учесть, что писательская эвогжядяя следует за идейной линией "дачного", т.е. за поисхом тах ценностей, иасктелвницачи которых являлись праиьолсоетввшю аекзш, то Кузьма является л'рагкче-еккм героем - представителей исчезавшего высоконравственного шра. Создавая образ Кузьму,-он уг/о зшет, что герой со своей Иродовой" психологией и :;арактеро.\: "природного" человека не сможет спасти себя в кеггу в условиях современного ьмра.
Автор диссертации.'укаэшзает, что русский .народней характер в раннем творчестве В.Распутина предстает как субъективная личность, как выразитель своих хлчгик переживаний и настроений, личного взгляда на действительность. Например, Кузьма и-ряд женщин-героинь ран; ¡их рассказов убездека в правильности собственной жизненноЯ позиции. Несмотря на сознание поражения в столкновении с склада "чужого", шра, они до конца ведует себя с достоинством. С этим связал образ распутинсхих ^тадей-спраЕедлаЕж" -.кэралыр ответетБешьк за "сгоих" и готовых принять на собствен..ыз плащ: нрзвр&т-ности судьбы и непрощенное грек«.
Дассерт&кг подчеркивай*, что Б.Распутин для доказакия плодотворности совей концепции мира, создал в рашгий лзрнод совего творчества "сЕеркэмпкрнчоскиЙ мир кдеальшх героев, которыми все оценивается в эмпирической действительности11.^ Таков конечный смысл поэтики В.Распутина, построенной н? двух иамерешях - картинах мира прошедшего и шнеашзго, смысл, .-отекающий из ошибки идеализированного прошлого, к осувдаеиого
1Тевдкгш!к Н.-Ы.Указ.соч., С.100,106, .
?
писателей настоящего.
В петшой глава указывается, что цел?.ю этических устрем-Л0!"п1 начинаваего В.Распутина, который нашел свое отражение и па поста "Деньги длл !Ьр:ип ¡1 который привел писателя к драматичэскому заилэтешго 0 повести "Прощание с Матерой", Сило создание идеальной ьравственш-фшософской модели, в которой- по плотилось Си представление писателя о прэдназначс-1:::! челочка з соотношении с опитом русского народа.
• Д::ссер?а!г? считает, что сглысл космогонии В.Распутина, прздставдешгоП в проведениях раннего периода заключен в пс:;с:;ах опори для идеи езеобцей нравственности, основанной га обгорэдопй; началах. Однако опора на этические традиции, '.гзродшй опы? т-:з воспринимается современным поколением из-за отсутстгич какого-то связующего поколенческого звена. Тем ие ^.Распутину как писатель хочется сорить в то, что ду-потегаиал русского парода будет сохранен благодаря "С не кому леггнегту чувстпу, г.енско' у началу.
Распутиц, как и многим писателям-современникам (В.Белову, В.Дстг^-ъепу, Ф.Абрамову, И.Друцэ и др.), изначально дано чувстповать духовцуп силу русского человека, кровно связанного-с родом. Но,в отличие от них, ему дано и горько чувствовать трагический отрыл человека от рода, что ярко дао? о себе знать на примере Алексея - брата Кузьмы.
"Род" в истолковали:! Распутина не монет быть сведен к понятиям "обпита", "шр". По объему и смыслу оно ближе Есего к тому поиииашаэ "вселенского начала", которое ф.Достоевский противопоставляет.изолированной личности. Говоря
о' народе, Достоевский "всегддашеет. в виду его сверхэмпири-
*
ческуп сущность, в которую погружена корни личности, осознав-
кей себя членом Вселенского тела".* Достоевский считал, что как только личность замыкается в одиночестве, она попадает "из человеческого единства, а значит, и из сфзра иравствеи-ного закона .
Во второй глаг.е "Вечное и современное в проза В.Г.Распутина 70-годоб" вкрыта суть распутннского представлен:.-; о вечных моральных ценностях, о проблема "рода". В ней развита проблема трагизма писательского пути. Диссертант покагй-вает, что вечные вопросы, затронутые В.Распутиным, несут в себе на только ицдшздуальное, но и свеяее неповторимое перз-живанпе, значительную нрапс. и познавательную ценность.
Нравственную, поскольку писатель нз отступился' от шсаеП трудности сразиться с самьм роковым исходом. Ииеиио В.Распутан проявил особое коралыюэ мужество, глддя в лицо Н'цпо-нальной трагедии. В 70-е года активизируется его цетафпзп-ческое беспокойства, его достоинство гак писателя, келгадзго. дойти до корней бытия, найти шход из его противоречии
Во второй глава особый акцент сделан на художественно-познавательную ценность затронутых В. Распутина вопросов, которые обнажают кобыэ стороны метши. •
Подчеркнуто особое качество, вочкых вопросов, представленных писателем. В Распутен в своих повестях исходит нз от четкого ответа на вопросы о жизш* и смерти, природа зла, правде, памяти, а,напротив, приходит к нзыу путей сомнения и поиска. Поэтому рсобая позиция писателя заклйчается в своеобразии вечных вопросов как той области свободного исследования, которая ыояет предполагать л крайне пессимистический
*Ф.Дрстоевсхий: Патер-лады и исследования.-X, 1980.-С.223,
^аа se-.-C.222.
иарлаэт.
Днссерант подчеркивает, что вечнкз вопроси, затронуты« B.Fbcny?:;HKn в tíos сетях 70-х годов, это прежде всего пробле?;н снертд и бэсс'лертил, Памяти, Красоты, Правды, кенственности, личности и прогресса.
Одна из ваянеГпшх ндеП распутинской прозы этого периода осязала с вопросом о взаимодействии венского и национально-родового качод. 3.Распутин под понятиен "родовы" подразумевает" прзгде всего печко женственное, природное. Он убежден, что о основании русской нации лете? кенское начало, связанное с -природой, вселенской стихией. Для писателя яенцина и природа - ото "фигура в фигуре", вроде носимого в себе яен-синой- прообраса богородичного склада. Во второй главе указано, что худозши относится к "родо2С!-!у" понятга зенит ны кап :: "иггротт^т^зП'*, прпзвашгай давать жизнь, создавать во к-* руг себя условия, для сшойпой, родовой -лизни. Ее сушость-охраштеяьскость. Уп?, тепло, ласка, умирание, утопление, вер:гас?ь, мягкость,.милосердно, справедливость, оттирающиеся на рода do й их егшел - сот в чем суть распутакскаго представлены о ленскси. Женственность делает человека ?/.истичес-ки чуп'лт, способном чувствовать а себе "голоса предав". Писатель уйе^ден о ненссякясмой актуальности, универсальности родоЕЧ, едя ааиздирогзкюго в генах источника вечной Памяти,. Cocicrri. ПтчгД".
Дисссртаг,однако, c'ciTae?, что писательская обращенность э прсплоз,*^ "родопун" пенять с:шкастся с драматической пэпо^гояшстьЬ связа?ь гпр родового прошлого с настоящим.-
ftp, з потором -нгг/тЛкиа, Настена и Дарья оказался "зепьэ сг*:оП з сс£рп, которое прясупп высокие, янезе?лкыеп, часто ивяонятакэ ково:зг поколения иразственныв норки.
Автор диссертации стремится доказать, что "родова"" Ь том виде, и котором она предстает в повестях 70-х годов, не в состоянии развернуться с ш:р настолэого к будущего. Однако для В.Р&сцутина род о га так и осталась нравствошк.! ориентиром, и' это я 5,: л нот ся причиной его трагедга как художника, поскольку он, с одно!! стороны, сознает опасность поюрста к перестоявшемуся природно-родо Есму, с'другой сторон;,!, из-за увлеченности и:л современный 1.г.:р становится для л его загадкой. Писатель, углубленный с лдеа "рода", кг в состояние воспринять этику современности. Неудивительно, что переливший затоплен,.е Матеры (Аталзнки), смерть родного до;-.:а, писатель не в еостояшш увидеть ьто-нибудь положительного в новой действительности. Яэбуясь рбскнтгл цирон, он все больше уходит в себя. Все сильнее становится его страх за буду-цее и страх перед той действительностью, которуэ он представил в повести "Просаше с {¿агорой".
С этого момента В. Распутит все больае стая цучпть вопрос: а насколько правдив изображенный им в повести шр?
Диссертант считает,.что в современной критике- суаэст-вуот несовпадение кода повести и кода ее'критической интерпретации. "Прощание с Матерой" оказалось слоннзП, трагичней, неаеди ',еб |?том 'писала текущая ^^т^.кр, ^
" " т : ' - 'а.1-,. ; 1 - ■
*См.: Дедков-|1.Бозвра|деадо: к' себе:Лит,-рит.статьи.. Из опыт£ ров.прозы 60-70-х годов: герои, конфликты, нравствен-иуе ^о^йдая.-И.:Современадк,^§,¿»319. ?
Лобавдр о .Ь*1?ературе и з?^ни.-Ы.1992.г
С.9а-Ю5.
Сидоров Е.Ю.На путан евдтезу. Статьи.Портреты.Диалоги.-И".: Современник, 1979.^0.335.
Хмара В.ЛвдРлтивут на земле:Совр. проза о деревне/УЛовый шр.-1984.-Р Ю.-С. 214-227.
В гргтьо1 главе "Человоа, природа и мир в творчестве Г.Распугпна 80-х годов" анализируется новый "носеллистичзс-В" и "пуб'щистпческпй" периоды в творчестве писателя. 06-эдастся своеобразие кравственю-фалософскоЯ эволюции писа-г.я.
Гибель "родового9 ?.пра, е!Л!уадеикоз прэизгав явилось жкнм этапом на творческой пути В.Распутина. Объект его сы-г.нзй яэбга - Матера - исчезла.!! вдруг знали в свет его ий-е рассказу (кНатапа% "Век киви - век газби", "Что передать роке?" я др.). Это? цикл рассказов, как считает диссертант, разил писательский, интерес к человеческой дуле, к -тому ар-цноиальпо.му в ней» чему тая подвластен человек, ото свое-разная пролидпя и качественно новому духовкг у и творчее-•у уровга 8,Распутина.
голос" бил давно приобретен писателен и прове-и на себе и на'читателе. Все же святое недовольство взяло рх. В рассказе ^Наташа", г^е герой летает во сне, он при? девугшу лететь дальне. Это делакяв самого художника. £-.!у до набранной высоты, он каздет оторваться от земных узлов, утить вольность полета в свободном пространство - тал,где сатель получает вез права па правд; о человеке.
В третьей глазе ухазаиэ, что цикл расекслоз "Беи яиги-к лэ5я" язлг тся продолзекиёи сазотгая нравствекно-псяхс-■гичсстмх проблем (осознание сиоего !,я" п природе, лреодо-ппо внутреннего разлада, исследован/' духовки« связей у~у йэдьа), но все ато прздстас? з несколько ином худо-ственнс!! плалэ. Пре^до всего, меняется ряд твор-.гзехих п риса: герой максимально приближается к автору, наделяется ■д ответам ему клрооаусекиеи, высказывается его тзе.тч и долин. Проявляется это п особо« приобщении В.Распутина к миру
духовному» где становление к утазраденле дует связано с по тикениаи rapa материального,, с определением СЕогго "ысета-назгоздедак" в природе, в географии, в истории» в обцэстве (Саня из рассказа "Бак кик: - вак лзби").
Писателя вес больно ыанит докзъясиимость чзловеческих чувств ("Латала", "Что, пергдьгь вороне?") и то, что испытывает чеяове : в облегши с природой.
Диссертант подчеркивает, что шеано на этой этапе писательской оеолзцяи В.Распутин приходит к ьиводу, что.дула природы к дуаа человека дольни бить едиилш, чтоб преобразить чгловгчеещуа аизиь и продвигать его («4яосек^> к шс-аему уровко снаннй.
Дяссертакт считает, что во сравнегек» в рассадою первого периода творчества В.Г.Распут; ux& в р£1сск&3£х BJo-X годе значительно ызняетсп стиль. В перги?; господствовало простое письмо с яраая образами .и сразвнзшшми» Сейчас фр^за, следующие за писательской иаслья, стали наикого гхубцщ. Они насыщены особа! философски« сивелом.
В последних рассказах В.Г.Распутин высказывает свое мнение о tcsj, что утверждение творческой силы, коки, ответственности человека исключает покорность предопределения. В отличие от идей второго периода творчества, на ce {i раз писатель приходит к шкоду, что г.изпь человека - нз исполнение априорное предначертаний и не результат бессмислснног! произвола случайностей.
С этого момента чеяовеческуя судьба рассматривается В. Распутиным с учетом очевидной внутренней разно ошети
человека ("Что передать вороне?").
1
Писательская эволюция в рассказах 8%-х годов выражаете*
преяде всего в особом рассмотрении процесса возвращения к себе и законов гар.гоннческого мироустройства. В основе этих представлений-авторекое тяготение к динамике. По признаку изменчивости и статичности противопоставлялись герои еще в повести "Последний срок" (Ляс я природу видят сонной. - старуха Ашга'проникается крушением неба над головой).
Дшамлчностью и статичностью, их несовпадением мотивируется В.Распутиным внутренний разлад человека. Поскольку причина разлада в несовпаденга своего потенциала с реальной судьбой. Отсюда,' как замечает диссертант, выступашее у В.Распутина ошущениа героя как "поденного" человека, мучаю-дегося "своей невольной виной'*, "несовпадением с тем местом", которое било предназначено для другого.
В третьей главе подчеркивается, что в рассказах ГО-х годов впервые так отчетливо видны примети раздвоенности, от удивления перед чуйими мнслями и чувствами в себе (Саня из •рассказа "Век киви - век люби") до "потери сознания" в ш-,цуга-глубокой сосредоточенности или бездумья ("Наташа"), й Еяервые именно здесь показан процесс обретения себя как включение з общее движение шра. ("Что передать вороне?")
Диссертант считает, что художником глубокой и острой философско-атической-шсли заявил себя В.Распутин в повести "Понар"» Впервые в егб прозе, отличавшейся разудао-психоло-гиче'сютюг 1штонацяотл1, 1гоярчлась открытая тенденциозность, жесткая публицистическая манера. В попой повести заключены новые элементы творческой эволюции писателя. Здесь конфликт уге то меяду консерватором к новатором, а внутри общества -• цгэдг "архаровцами" и "законниками". И обусловлен он "рас-
«з^йзетем" народной души, утратившей лад, гармонию, согласие.
с
Покар на складе -. своего, рода возмездие на !.1атеру. Неокиданноеть бездействия, стремительность его продвижения к размеру символа - диктует в повести "Повар'"" 'новую, особую форму повествования: тоубдзше Фразы, короткие глава,, которие сменяются "трздщионн&.гл" для В.Распутана штотошйшос'гьг».
обстоят ельяоетьзэ:
Автор диссертации указывает, что на третьем зтапа творчества В.Распутина появляется новый *г;:п героя. Если в рассказах 80-х годов писатель.совершенствует тип героя, разрабо-таниый в повестях, то в повести "Пакар" горой "своим шагом по земле ходит". Это герой постепенно ищущиП, вдумывающийся в жизнь..-Он остро всматривается в окрукашш, чтуби увидеть в других свое отражение, оценить себя.глазаггл д^/гта людей. Этот пит редкий для нынеаней прозы, где чала всего на порвЫй план ЕЫдвлгаэтся'сачоуглублеш:е п рефлексия.
В третьей главе подчеркивается, что идейная эволюция В.Распутина направляется в сторону реальности, к проблемам изучения общества, прямой дидактике. Истоки обаественной дрг&га уке довольно изучены писателем, поэтому исследуема нами период творчества писателя^- это -хужонественная публи-■ цистнка. Ее мопнэ разделить на три осковшх'категории: "нра»-ствешо-фалософскузоп, "околргкческуа" н "социально-ксторичес-куэ"
Преимущественно нова в публицистике В.Распугана заинтересованность сюциальио-кстораческкыи корням:; русского народа. Его очерки об истории осво&лия Сибири ("Иркутск с ваш")» об истории сибирских городов ("Кяхта", "Иркутск с нами") результат размшаений лад нравственной, стороной русской над своеобразием русского характера.
Из ветви «гравственно-филасофгкой публицистики, отражением которой являются очерки-трактаты о совести, о роли писателя в обществе, о молодежи, о понятии современности, исходит и не менее вакная "экологическая" тема. Как. все творчество В.Распутана, так и публицистика не обходится без яркой и величественной картины природы ("Байкал", "Сибирь,Сибирь..? , "Моя н твоя Сибирь"), однако все болгче природа становится не фоном высоких нравственных рассуждений, а реальностью, обреченной на гибель.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования. Анализ произведений В.Г.^аспугина с точки зрения ¡гравствен-но-философских исканий писателя позволил . выявить наиболее важные закономерности его творческой эволюции. Диссертант пршел к-выводу, что творчество В.Распутина, несмотря на оригинальность "онтологиче; ;ого" уклона его прозы, постигла суды'а всего'течения "деревенской прозы". Речь о том, что вместе с зарождением "деревенской проз " параллельно развивался серьезный процесс отггадс.г.я шщвиду-льноети от "родового лона". И проблему ответственности личности нельзя было игнорировать. Таким образом, "деревенскаягроза", ^зявмая на себя роль противоположного общественному застою сознания, оказалась полна противоречий. Интенсивность ее развития бала оторвана от "устремленности в будущее", поэтому и будущее встало для нее под знаком вопроса. Однако и творчестве В.Распутина все-таки намечается новые перспективы, о чем речь идет а последней главе диссертации