автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Рассказ и повесть В. Распутина

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Сим Со Ен
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Рассказ и повесть В. Распутина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сим Со Ен

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.

Творчество В. Распутина. Перспективы исследования

ГЛАВА II.

Рассказы В. Распутина. Сюжетно-композиционные связи

ГЛАВА III.

Повести В. Распутина. Структурные принципы.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Сим Со Ен

Стремительное изменение форм жизни нашей действительности на современном этапе, связанное с научно-техническим прогрессом, влечет за собой изменение личности человека. Обогащается его духовный мир, сложнее и многостороннее становятся его отношения с коллективом, с окружающим миром природы. Все это выдвигает новые задачи перед современной литературой и наукой о литературе, определяет ход литературного процесса.

Художественный мир В. Распутина определяется глубокими философскими вопросами о земле, природе, деревне, о проблеме совести и добра, о вечных этических ценностях. Широта авторского взгляда охватывает не только «региональные» проблемы. Она вмещает в себя целый комплекс нравственно-философских вопросов, которые волнуют все наше общество, делая произведения В. Распутина значительным явлением духовной культуры XX в.

Перспективно в научном плане высказывание исследователя JI. Колобаевой по поводу особенностей художественного мира В. Распутина, определяющей его как уникальное явление литературы XX века: «Основа художественного подхода В. Распутина к реальности - измерение её критерием вековых общенациональных и всечеловеческих нравственных ценностей, соединение в его прозе философско-этической, "экзистенциальной" проблематики с остросоциальной».[Колобаева. 1995 :165]

Современную прозу отличает, с одной стороны, стремление исследовать и запечатлеть объективные закономерности процессов общественного бытия, с другой - раскрыть человеческую личность во всей 4 её сложности и неповторимости, проникнуть в глубины психологии характера.

Значительный вклад в развитие современной литературы вносит творчество В. Распутина. Это писатель, глубоко знающий душу народа, озабоченный его делами и нуждами, сохранением и обогащением традиционной национальной нравственности во имя будущего. Творчество В. Распутина часто связывают с «прозой о деревне». В книгах писателей — деревенская жизнь, и сами они выходцы из деревни, видимо , поэтому эту группу стали называть деревенщиками. Однако Н. Лейдерман и М. Липовецкий не соглашаются с подобным определением. Они пишут: «. .правильно бы назвать нравственниками(выделено авторами — H.JI,M. Л) - ибо суть их литературного переворота была возрождение традиционной нравственности, а сокрушенная вымирающая деревня была лишь естественной наглядной предметностью».

Лейдерман,Липовецкий.2001: 42].

Проза о деревне» стала существенным звеном литературного процесса. Её создатели были первыми, кто уже на рубеже 60-70-х годов остро почувствовал дефицит духовности, кто первым оценил её как главную тенденцию времени в настойчивом поиске пути утверждения «традиционной нравственности». И успех их ждал на пути исследования глубинных основ нравственности, корневой связи между философским постижением мира человеком и принципами его поведения в мире: нормами отношений его с другими людьми, со своим народом, с человечеством.

Именно в русле «прозы о деревне» сложились такие большие художники, как Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин и В. Шукшин. Им близка культура классической русской прозы с её любовью к слову. Они восстанавливают традиции сказовой речи, плотно примыкающей к 5 характеру персонажа, человека из народа, и углубляют их. Таким образом, можно отметить, что поэтика «прозы о деревне» в целом была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни.

Для научного обобщения творчества отдельного писателя и для понимания его роли в развитии литературы необходимы, как нам представляется, прежде всего монографические исследования. Именно через представление о неповторимости творческой индивидуальности, отличающейся своим кругом идей, тем, образов, мы приходим к пониманию закономерностей процесса развития литературы в целом. С этих позиций изучение творчества В. Распутина представляется нам необходимым и актуальным.

Исследование формирования, развития творческой системы писателя во всех взаимосвязях её составляющих элементов позволяет преодолеть односторонность изучения отдельного произведения [Храпченко. 1977:5253]. А именно - избежать разрыва между анализом идейно-тематического содержания и самодовлеющим исследованием художественной формы. Для современного изучения художественного произведения эта сторона вопроса тоже весьма актуальна.

На протяжении творческой деятельности В. Распутиным опубликованы пять повестей: «Деньги для Марии»(1967), «Последний срок»(1970), «Живи и помни»(1974), «Прощание с Матёрой»(1976), «Пожар»(1985) и многочисленные очерки, интервью, рассказы. Сформировалась таким образом сложная художественная система писателя.

В творчестве В. Распутина содержится глубинное исследование истоков социальной нравственности и извечных, постоянно изменяющихся связей человека с природой, сопоставление характера современного человека с веками выработанной народной нравственностью; показано 6 влияние научно-технической революции на духовный мир современника, на развитие этики, эстетики и морального состояния общества. Остается вечно новая проблема преемственности поколений, проблема нравственной памяти. Актуален вопрос о мире, о сути цивилизаций, об ответственности личности за судьбу человечества. Поднимаются глобальные экологические проблемы, проблемы космические, не решаемые вне социально-философских и этических вопросов. Эти вопросы и проблемы затрагивает в своем творчестве В. Распутин.

Творчество В. Распутина отличается цикличностью тематики и проблематики, как отмечает J1. Колобаева1. Начиная с очерков-рассказов 60-х годов до последних произведений 90-х годов, писатель затрагивает вопросы о сохранении таких жизненных ценностей, как Дом, Земля, Память и в связи с этим обращает внимание на выявление человеческой сущности.

Нужно отметить, что основными жанрами в творчестве В. Распутина стали рассказ и повесть. Рассказ, по традиционному определению, «малый прозаический жанр, соотносимый с повестью, как более развернутой формой эпического повествованиж.>Место необычайного происшествия в русском рассказе все чаще занимает обыкновенный случай, обыкновенная история, осмысленные в их внутренней значительности» [КЛЭ. Т.6.1971:192].

Однако рассказ в творчестве В. Распутина приобретает совершенно особое значение. В начале творчества В. Распутин обращается к «малым жанрам» - рассказу и очерку. Некоторые критики замечают, что в жанровом отношении ранние произведения В. Распутина не отличаются

1 См. JL Колобаева. Художественный мир В. Распутина. - В кн.: История русской литературы XX века. М.,1995 7 целостностью. В 90-е годы В. Распутин опять обращается к малому жанру-рассказу. В отличие от рассказов писателя 60-х годов, рассказы 90-х годов охватывают разнообразные явления современной жизни и поднимают существенные вопросы человеческого бытия. Рассказ В. Распутина, как жанр самостоятельный, представляет собой не просто разрез жизни, а отличается многослойностью и многосложностью. Судя по этому, можно сказать, что рассказ В. Распутина равнозначен жанру повести. Это обусловлено глубоким пониманием писателем сложности реальной действительности.

Являясь доминирующим жанром в русской современной прозе 60-х-70-х годов, повесть вбирает в себя многообразие бытия, и развитие жанра, его значение находятся в зависимости от динамики текущей жизни. Повести В. Распутина отличаются необыкновенной художественной целостностью, например, «Деньги для Марии»(1967) и последующие можно объединить в одно художественное целое: в основной драматической ситуации раскрываются духовный мир героев и законы нравственной жизни.

В настоящей работе главной задачей становятся исследование и выявление структурных связей рассказа и повести. Вопросы структуры разрабатывались многими учеными. Изучение структуры, характеризующей одновременно содержание и форму произведения, непосредственно связанной с жанром и формирующей его концепцией личности, позволяет выявить особенности авторского мировосприятия.

2 См. Ю. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970; А. Соколов. Теория стиля. М., 1968; JI. Тимофеев. Основы теории литературы. М., 1976; Б. Успенский. Семиотика искусства. М., 1995; М. Храпченко. Проблемы типологии русского реализма. М., 1969 ; Н. Волков. Композиция в живописи. М., 1977. 8

А. Соколов отмечает четыре основные элемента художественной структуры литературного произведения, которые стали традиционными для теоретической литературы: «.идейное (иногда идейно-тематическое) содержание, образная система, композиция (иногда сюда присоединяют сюжет), язык (речевой стиль). Все перечисленные элементы, несомненно, входят в поэтическую структуру» [Соколов. 1968:62-63]. Кроме этих элементов, литературовед отмечает ещё некоторые компоненты. Это -родовая и видовая (жанровая) формы, художественный метод. «Художественный метод принадлежит к числу основных, неотъемлемых компонентов или слагаемых произведения искусства»[Там же].

Важно отметить, что художественное произведение - это система, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. В этом плане очень важны высказывания А. Соколова. Объясняя цель анализа структуры художественного произведения, он пишет: «Расчленяя художественную структуру на элементы, мы не должны забывать, что это делается только ради научного анализа и что в живом искусстве структура представляет собою органическое целое, в котором все элементы связаны между собою» [Соколов. 1968:68]. Таким образом, общность основных структурных элементов (идейное и образное содержание, художественный метод, композиция и т.д) создает различные виды искусства, а также образует жанровые системы.

Таким образом, анализ структурных связей рассказа и повести В. Распутина приводит к выявлению художественной целостности творчества писателя, позволяет определить его концепцию мира и человека.

Актуальность темы исследования. Творчество В. Распутина, чьи произведения являются достоянием не только русской, но и мировой культуры, характеризует пристальное внимание к внутреннему миру человека, к вечному и изменяющемуся в нем, к потенциальным, а иногда и 9 максимальным возможностям личности. Человек и природа, его генетическая связь с прошлым, настоящим и будущим, нравственный выбор в драматической ситуации, жизнь и смерть, память и беспамятство и. т. д. - эти вопросы, которые волнуют писателя, и находят отражение в его творчестве. Духовные проблемы, поднятые в его произведениях, -вечны, они по-прежнему трогают душу читателя, оставаясь актуальными и независимыми от времени.

В научно-исследовательской литературе мы находим немало статей, монографий, диссертаций, посвященных творчеству В. Распутина. Со времени появления первых книг писателя он неизменно пользуется вниманием критиков, в работах которых, несомненно, отмечены особенности творчества и мировосприятия В. Распутина. Исследователи стремятся выявить идейно-художественные особенности произведений писателя, их жанровое своеобразие. Однако работ, посвященных именно проблеме целостности творчества В. Распутина недостаточно. Постановка подобного вопроса начинается с утверждения, что почти все произведения писателя связаны между собой сюжетно, идейно и проблемно. Нам представляется, что именно структурный анализ, который позволяет выявить целостность художественного текста, дает возможность понять сложность мировосприятия писателя.

Актуальность изучения творчества В. Распутина подтверждается и устойчивостью интереса к нему в научных кругах и в обществе в целом. В. Распутин является одним из крупнейших представителей русской современной литературы, для многих стал, и остается по сей день, живой историей, носителем народной правды, примером истинной жизнной мудрости и нравственной стойкости. В этом смысле анализ структурных связей рассказа и повести В. Распутина приобретает актуальность.

10

Цель и задачи исследования. Общая цель диссертационного исследования - анализ структурных связей рассказа и повести В. Распутина.

Исследование проблем структуры литературного текста, в первую очередь анализ структуры какого-либо произведения, позволяет выявить авторскую идею. В процессе анализа произведений В. Распутина, необходимо рассматривать органическую связь рассказа и повести в частных проявлениях структуры: в проблематике (идейно-тематическое содержание), в сюжете и в образной системе.

Для осуществления цели данного исследования требуется решение следующих задач:

1) анализ творчества В. Распутина как «нравственно-философской прозы», который выводит за пределы поверхностной классификации, относящей творчество писателя к так называемой «деревенской прозе».

2) выяснение жанрового взаимодействия произведений писателя и рассмотрение художественной целостности рассказа и повести.

3) рассмотрение структурных связей рассказа и повести, в основном, в плане сюжетно-проблемном, которое является важным для понимания творческой основы произведений В. Распутина, как художника и философа.

М. Храпченко отмечает: «структурную основу произведения составляет конфликт в его определенном художественном выражении»[Храпченко. 1969:21]. Поэтому анализировать композицию-сюжет, проблемные связи рассказа и повести В. Распутина совершенно необходимо, однако структурные связи требуют других форм исследования, которые реализируются в настоящей диссертации. и

Структурные связи определяются целостностью и единством содержания. На протяжении всего творчества В. Распутина рассказ и повесть творчески взаимодействуют, и эта связь становится художественно значимой. Именно, в этом мы обнаруживаем уникальность и оригинальность творчества писателя, которое занимает важное место в истории русской литературы XX века.

Теоретико-методологическая и источниковедческая база работы.

Предметом исследования в диссертации являются произведения В. Распутина 60-х - 90-х годов: «Василий и Василиса»(1966), «Деньги для Марии»(1967), «Последний срок»(1970), «Живи и помни»(1974), «Прощание с Матёрой»(1976), «Пожар»(1985), «В ту же землю»(1995), «Новая профессия»(1997), «Нежданно-негаданно»(1997), «Изба»(1998), «На родине»(1999) и другие.

При решении поставленных в диссертации задач были тщательно изучены монографические работы литературоведов. Важнейшей методологической проблемой данного исследования является проблема структуры творчества В. Распутина, которая предполагает цикличность тематики, устойчивость сюжетных ситуаций, а также жанровое своеобразие его произведений.

Научная новизна работы заключается в целостном подходе к изучению творчества писателя, который позволяет в полной мере выявить и соотнести содержательный и формальный уровни художественной структуры, а также представить жанровое своеобразие произведений В. Распутина. Подобный ракурс исследования позволяет утверждать, что все произведения писателя объединяет многосложное единство сюжета, проблематики, мировосприятия.

В данной работе на конкретном литературно-художественном материале исследованы сюжетно-проблемные связи повестей и рассказов

13

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Рассказ и повесть В. Распутина"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Произведения В. Распутина насыщены нравственными и философскими вопросами, которые определяют художественную целостность всего творчества писателя. Писатель постоянно ставит в своих произведениях наиболее важные и животрепещущие проблемы, тотчас приковывая к ним внимание людей. Эти проблемы касаются кардинальных сторон бытия. В произведениях В. Распутина философские проблемы касаются многих сторон нашей жизни: добро и зло, человек и природа, жизнь и смерть, память и беспамятство.

Многие исследователи рассматривают творчество В. Распутина именно в нравственно-философском аспекте. Среди критиков, в частности в работах таких исследователей, как С. Семенова, В. Курбатов, Н. Тендитник, И. Панкеев, содержится глубокий анализ философских основ творчества В. Распутина.

В монографии С. Семеновой много тонких и верных наблюдений, содержательных и значительных, касающихся нравственно-философских исканий В. Распутина. Исследователь не только тесно связывает творчество писателя с классикой, с характерными особенностями духовного облика сегодняшнего человека, заново познающего мир в его глубинных, неожиданных и таинственных основаниях. В отличие от многих других авторов, которые писали о В. Распутине, С. Семенова24 сосредоточила свое внимание на нравственно-философском мире писателя и его мировоззренческих исканиях. Она не только фиксирует устойчивые особенности миропонимания, свойственного В. Распутину. Наиболее

24 См.С. Семенова. В. Распутин. М., Сов. Россия. 1987

135 ценной чертой исследования С. Семеновой, содержащего разнообразный и во многом новый материал, является осмысление художественно-философского мира писателя, который С. Семенова нередко сопоставляет как с русской классикой, так и с советской, например, с А. Платоновым. Главное для В. Распутина, о чем говорит сам автор: «задуматься о тайне и судьбе народа».

9 ^

В своих книгах Н. Тендитник , исследуя процесс нравственно-философских исканий В. Распутина, отмечает все компоненты и детали конкретного литературного процесса, в частности прозы о деревне. В работах С. Тендитник часто говорится о роли в творчестве В. Распутина фольклора, народного быта, которые обогащают произведения содержательно и стилистически.

В. Курбатов в своей работе очень тщательно и глубоко исследует творчество В. Распутина именно с философской точки зрения. Упоминая имена известных философов, как Бердяев, Флоренский, Лосев, автор книги подчеркивает, что главные мысли, которые В. Распутин хочет выразить в своем творчестве, приобретают глубокую философскую основу. Таким образом, выходя из рамок «деревенской прозы», творчество В. Распутина расширяет свой творческий кругозор и получает более значимые оценки.

97

В своей монографии И. Панкеев доказывает актуальность проблем, затронутых В. Распутиным, подчеркивает необходимость постоянно возвращаться к книгам писателя. И. Панкеев подробно и тщательно

25 См.Н. Тендитник. Мастера: О творчестве В. Распутина, А. Вампилова, А. Зверева, Д. Сергеева. Иркутск:вост.-сиб.кн. изд-во.1981; Н. Тендитник. Отвествственность таланта: (о творчестве В. Распутина). Иркутск: вост-сиб.кн-изд-во.1978; Н. Тендитник. В. Распутин: Очерк жизни и творчества. Иркутск., Изд-во Иркутского ун-та. 1987; Н. Тендитник. Колокола тревоги: В. Распутин. М., 1999.

См.В. Курбатов. Валентин Распутин: Личность и творчество. М., 1988.

27 См.И. Панкеев. В. Распутин. По страницам произведений. М., 1990.

136 анализирует творческую биографию В. Распутина, отмечая в очерках, рассказах и повестях писателя черты автобиографизма.

Монография И. Панкеева содержит обзор последних очерков писателя: экологических, исторических, этнографических, что особенно ценно. Автор анализирует их в ракурсе всего творчества В. Распутина, а также подчеркивает, что они по своему идейному содержанию равноценны повестям, поскольку « <.> принципиальной разницы между художественностью и публицистичностью» для В. Г. Распутина нет, для него существует « <.> творчество как самовыражение». [Панкеев. 1990:140] В этом плане очень важны высказывания В. Распутина о цели художника: представить тех героев, которые самораскрывались без вторжения «какой-то посторонней силы, именуемой автором». [Распутин. 1977:4]

Начиная с ранних рассказов-очерков до произведений 90-х годов, творчество В. Распутина насыщено глубокими философскими проблемами и поиском смысла жизни. Уже в повести «Деньги для Марии», ставшей дебютом В. Распутина в литературной жизни, его внимание сосредоточивается не на поиске потерянных Марией денег, а на изменяющихся формах человеческой психологии. Драматизм ситуации высвечивает смысл жизни. На эти и многие другие вопросы писатель пытается ответить в повести «Последний срок». Здесь впервые у В. Распутина ставится проблема памяти и беспамятства. JI. Ершов отмечает: «.если с образом Анны связаны эпические и драматические краски, лирически одушевленный пейзаж, где все пронизано солнечно-весенней атмосферой, то иная тональность господствует при изображении Люси, Ильи, Варвары: беспощадность характеристик, в которых на первом месте ирония и сарказм» [Ершов. 1987:147].

137

В повести «Живи и помни» та же распутинская тема - угасание личности, "сон души", но уже на ином материале и с более разрушительными последствиями. В «Живи и помни» рассказывается не просто история дезертира. Для В. Распутина, создающего философскую прозу, главное - «пытать человека душой». В. Распутин высвечивает судьбу Настёны и именно она является сюжетно-композиционным центром повести.

Творческая эволюция писателя заметно обнаруживается в повестях 70-80-х годов. Произведения этого периода В. Распутина можно назвать философско-эпическими, философско-драматическими. В период творческого созревания авторское внимание постоянно отходит от собственно нравственно-бытовой, социально-психологической тематики к проблемам «бытия» человека и народа, формируется жанр философской повести с такими её отличительными чертами, как внутренние монологи персонажей, специфическая роль образов-символов, снов, элементов мифа и притчи. Они представлены в повести «Прощание с Матёрой».

При переходе от изображения «быта» к «бытию» для творчества В. Распутина такой основополагающей категорией становятся природа и память, которые осмысляются как философские категории. JI. Колобаева отмечает: «В поисках опор, ограждающих нравственность от потерь, всеми своими произведениями В. Распутин утверждает активную духовную силу памяти. В толковании писателя это высшая, превосходящая внешнюю целесообразность, привязанность человека к своей земле, природе, родным могилам, к народному прошлому, сбережение богатств русского слова "память" в своем общественном и гражданском долге». [Колобаева. 1977: 217]

В художественной системе В. Распутина «память», имеющая универсальное значение, отождествлена с самой правдой, в которой

138 заключен смысл человеческого существования. Такие понятия, как «Дом», «Земля», «совесть», любимы героями В. Распутина и непосредственно связаны с образом «память». В частности, подобный авторский замысел в емкой форме выражается в речи Дарьи из «Прощания с Матёрой»: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того и нет жизни».

Выдвигаемые писателем ценности жизни определяют его философское мировосприятие и находятся в тесной связи со сферой духовности человека. Они способствуют постижению внутреннего мира человека в его особой соотнесенности со вселенной. Известно пристрастие В. Распутина к избираемым ими, повторяющимся в произведениях ситуациям, характерам, состояниям человека, к одним и тем же проблемам. Писатель каждый раз открывает в этих устойчивых моментах новые грани и глубины, доказывая тем самым, что содержание их неисчерпаемо. В. Распутин стремится сосредоточиться на относительно локальном пространстве, художественное открытие которого позволяет ему выйти на уровень всеобщего смысла.

Писатель изображает преимущественно сельскую, деревенскую жизнь. Приметы её в произведениях писателя достаточно определены. Прежде всего они отражаются во внешних чертах быта его героев, в особом складе их мышления, в их языке. Однако наряду с этими чертами в произведениях В. Распутина проявляются тенденции, которые могут показаться странными в «прозе о деревне». В сфере своих духовных интересов персонажи В. Распутина как бы утрачивают свою жесткую привязанность к деревенскому миру. Не только его главные герои, но и второстепенные персонажи поставлены в такие обстоятельства, когда они занимаются как бы не своим делом. Продавщица сельского магазина Мария отстранена от своих обязанностей из-за растраты, её муж колхозный шофер Кузьма показан в поисках денег для того, чтобы

139 возместить растрату. Анна Степановна и старуха Дарья не участвуют в какой-либо производственной деятельности из-за преклонного возраста. Особенно характерна в этом плане Анна Степановна, которая из-за своего состояния вообще не обременена какими-либо конкретными хозяйственными заботами. Отвлечены от своих профессиональных интересов дети Анны Степановны, приехавшие на её похороны и т. д. Герои В. Распутина - не исполняют производственных обязанностей, а они показаны в сложной системе межчеловеческих отношений, нравственных исканий и размышлений28 [Дворяшин. 1982:100]. В творчестве В. Распутина идея испытания духовной состоятельности отдельной личности её соотнесенностью с внешним миром - человеческим и природным - является основополагающей.

Писателя привлекают ситуации, в которых герой остро чувствует близость к своей среде или разобщенность с ней, т. к. в этой ситуации создаются оптимальные условия для героев. Их размышления, нравственные побуждения писатель оценивает и объясняет близостью к народной жизни. В этом смысле ключевым для персонажей В. Распутина является слово «люди». Под этим словом подразумеваются любимые герои В. Распутина - старухи. Тяготение писателя к образу старой женщины, женщины-матери (Анна, Настёна, Дарья) не случайно. «Почему я так часто обращаюсь к старикам, часто спрашивают меня, - говорит В. Распутин.

28 Ю. Дворяшин в своей статьи «Традиции Ф.М.Достоевского в творчестве В.Г. Распутина» рассматривает общие черты поэтики у Ф. Достоевского и у В. Распутина. Ср. наблюдение JT.Я.Гинзбург: «Молодые герои Достоевского.все не у дел - не служат, не учатся, не ведут хозяйства. По большей части они бедны, даже до нищеты, однако не сеют, не жнут. Подросток - на фиктивной работе у князя, Раскольников -студент, который не учится, Рогожин - купец, который не торгует, Кириллов -инженер, который не на службе, Дмитрий Карамазов - бывший офицер, Алеша -бывший послушник, Иван - человек без определенных занятий. Все они располагают неограниченными временем для своих идеологических похождений». - Гинзбург. Л.Я. О психологической прозе. Л.,1971.С.336

140

Потому что у пожилых людей можно многому научиться» [Ершов. 1987:152]. JI. Ершов отмечает, что эти наблюдения полностью совпадает с ходом мысли J1. Толстого: «Прогресс нравственный человечества происходит только от того, что есть старики. Старики добреют, умнеют и передают то, что они выжили, следующим поколениям. Не будь этого, человечество не двигалось бы» [Там же]. Образы своих героинь В. Распутин представляет на природно-философском фоне, решая онтологические и экзистенциальные вопросы. Писатель, действительно, раскрывает самое лучшее в мире Анны, Настёны и Дарьи. Писателя всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого, В. Распутин прежде всего обращает внимание на их отношение к смерти: «. .У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Думаю, что этому спокойствию их научил долгий жизненный опыт». [Распутин. 1976:147]

Дарья из повести «Прощание с Матёрой» так размышляет: «Смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в душе живых самый щедрый и полезный урожай, а из семени тайны и тлена созревает семя жизни и понимания»[Распутин.1994.Т.2:263]. Дарья впитала народную мудрость, которой свойственно философское восприятие мира.

Прощание с Матёрой» - повесть социально-философского плана. В повести отчетливо выражены мотивы и образы философско-символического плана: Это - царственный Листвень, образ Хозяина, хранителя очага. Символичен образ деревни-острова Матёры - матери-земли, коренного и вечного начала, связывающего жителей маленькой деревни со всем огромным миром.

Художником глубокой и острой философско-этической мысли утвердил себя В. Распутин в повести «Пожар». Впервые в его прозе

141 проявились тенденциозность и публицистический стиль. Писатель уже не доверяет вымышленным персонажам, сам ведет повествование. По поводу этого вопроса JI. Ершов отмечает: «Объективная форма повествования, стремление все передать своим героям, которые самораскрываются в мышлении и действовании, - это и есть важнейшая примета эпической разновидности философской прозы» [Ершов. 1987: 153].

В повести «Пожар» выражены новые элементы творческой эволюции писателя. Здесь конфликт внутри общества - между «архаровцами» и «законниками». И он обусловлен разрушением народной души, утратившей лад, гармонию, согласие. Пожар на складе - своего рода возмездие, которое послала природа за нарушение норм человеческого общежития. В «Пожаре» В. Распутин обнажил распад вечных устоев жизни, нравственных основ личности, поэтому пожар как символ, как и огненная Луна на Матёре, достигает особого трагического звучания.

Подобный философский замысел автора получит развитие в рассказах 90-х годов. В основном он проявляется в решении проблемы отношения человека и природы, которая является одной из важнейших в современности. В последних рассказах В. Распутина представлены новые аспекты современной жизни и новый тип людей, уже оторванных от родной Земли. Преобразованный мир, протекающие процессы современного общества, кардинально изменяет человека. В. Распутин в своих рассказах 90-х годов с горечью задает вопрос: что происходит с человеком, превратившимся из хозяина своей земли в эксплуататора её и временщика. В. Распутин пишет: «.Происходит то, что и должно происходить, когда нарушена нравственно-духовная ориентация и человек в силу не лучших инстинктов развил в себе хватательные движения, не считаясь с тем, как дурно эта практика сказывается на его физическом

142 существовании, не говоря уже о существовании следующих поколений» [Распутин. 1989/6/: 10].

Глубокий интерес писателя к духовному миру человека приводит к мысли о единстве природы и человека. Он пишет: «Природа для человека во все времена - источник глубоких чувств и душевных переживаний. Да и характер русского народа определяет природа» [Там же:11]. И далее: «Чем больше останется в природе нетронутых уголков, тем чище будет наша совесть. Тем больше будет возможность собрать народ воедино. А когда мы соберем народ, объединим его, то уже никакие проблемы нас не испугают; ни экономические, ни политические, ни нравственные. И конечно же, экологические. Дело-то, в конце концов, в человеке» [Там же: 10].

Почти во всех произведениях В. Распутина писательское внимание концентрируется на выявлении человеческой сущности. В. Распутин неоднократно заявляет о большом влиянии Ф. Достоевского и И. Бунина на его творчество: «.Меня привлекал напряженный психологизм Достоевского, страсти его героев, умение все рассказать о человеке. Бунин же привлекает меня отточенным литературным мастерством, ощущением весомости слова, короче говоря, умением писать и живописать» [Распутин. 1976:145].

Следуя традиции русской классики, В. Распутин продолжает поиск духовных и нравственных ценностей человеческого бытия в наши дни. В поле творческого внимания В. Распутина неизменно остается не внешняя сторона событий, не голые факты, а их соотношение с внутренним миром человека. Автор решает серьезные философские проблемы, актуальные не только для русской деревни, но и для всего человечества. Непреходящая ценность прозы В. Распутина в единстве его мировоззрения и стиля, в

144

 

Список научной литературыСим Со Ен, диссертация по теме "Русская литература"

1. Абдулсамад. А.

2. Творчество В.Распутина: проблематика, образы, поэтика. Дис.,кан.филол. наук. М., 19802. Агеев. А.

3. Распутин новый и старый. // Знамя. 1999. № 6. с.218-2203. Агеносов. В.В

4. В. Распутин. В кн.: Русская литература XIX XX века в двух томах. Т.2. Издательство МГУ.2001. с.337-3454. Апухтина В.А

5. Современная советская проза 60-70-е годы. М., 1984. 176с.5. Апухтина В. А

6. В. Г. Распутин. В кн.: Статьи о русской литературе. М., 1996. -с.439-4446. Архангельская. Н. Н

7. Человек на земле в прозе В. Распутина // Вестн. Тамбов. Ун-та. Сер.: гуманит. Науки. Тамбов. 1997г. Вып.4. с.95-997. Баландина. Н. В

8. Слово, обращенное в сегодня. Образ и речь автора в рассказе В. Распутина «Что передать вороне?». // Русская речь. 1998. № 2. -с.27-338. Басинский П.

9. Momento mori: Валентин Распутин, большой и маленький // Лит, Газ. М.,1992. 28 окт. № 44. с.49. Бахтин. М.М

10. Эстетика словесного творчества. М.,1979. 444с.145

11. Бахтин. М.М Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 502с.11 .Бахтин.М.М

12. Заметки // Бахтин. М.М. Литературно-критические статьи. М.,198612.Белая. Г

13. Новый синтез человека и истории в современном художественном сознании. В кн.: Концепция личности в литературе развитого социализма. М-Е. С.94-102.13. Белая Г.

14. Художественный мир современной прозы. М., 1983. 191с.14. Богин. Г. И

15. Схемы действий читателя при понимании текста. Калинин. Изд-во Калинин. Ун-та. 1989. -69с.15. Бондаренко

16. В. Распутинская поступь: к 60-летию В. Распутина //кн. обозрение -М., 1997. № 10.-C.516. Быков. Д

17. Слезный дар: Поздний Распутин: изобразить умеет все, объяснить почти ничего// Лит. газ. М., 1998г. № 38. - с. 101. П.Васильев. В

18. Ради истины и добра. Повести В. Распутина. // Наш современник. 1976. № 6. с. 160-16818.Васильев. В.

19. Сопричастность жизни. М., 1977. 221с.

20. Введение в литературоведение. Хрестоматия. Под редакцией П.А. Николаева. М., 1988. -480с.20.Вельдина О.

21. Прокляты, но не убиты. Беседа с В. Распутиным // Юность. 1997г.№ 3. -с.4-914621.Викулов. С.

22. О повести В. Распутина «Последний срок». Новосибирск., 1971.22.Вильчек. JI

23. Вниз по течению деревенской прозы // Вопросы литературы. 1985 № 6. с.34-11623.Виноградов. В. В

24. Из истории изучения поэтики (20-е годы). Изд-во. Ан СССР. Сер. Литература и язык. 1975. Т.34. № 3.24.Виноградов. И

25. Чужая беда. // Новый мир. 1968. № 7. с.246-25025.Волков. Н. Н

26. Композиция в живописи. М., Искусство, 1977. 263с.26.Газизова А. А

27. Человек и время в прозе В. Распутина // Писатель и время. М., 1991. -с.114-12127.Гаркави. А. М

28. Об этом сборнике. // Жанр и композиция. Вып. 1. Калининград. 1974.28.Гинзбург. Л. Я

29. О литературном герое. Л.,1979. 222с.29.Гинзбург. Л. Я

30. О психологической прозе. М.,1971. 464с.

31. О.Громыко. М. М. Мир русской деревни. М., 1991. 446с.31 .Гулулашвили. Н. В

32. Взаимоотношение сюжета и композиции в эпических жанрах. Тбилиси. 1986.32. Дайлидениене Н. О.

33. О народно-поэтическом начале в творчестве В. Распутина //Литература. 1982. № 24. с.44-5414733. Даль. В.

34. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., 1955 Т. 1.-699с.34.Дворяшин.Ю. А.

35. Русская советская повесть 60-х начала 70-х годов:

36. Эволюция жанра в творчестве В.Белова, В.Распутина, В.Липатова.)

37. Дис. Канд. Филол. Наук. Л., 1976.35.Дворяшин. Ю. А

38. Традиции Ф. М. Достоевского в творчестве В. Г. Распутина. в кн: Проблемы творчества Ф. М. Достоевского. Поэтика и традиции. Тюмень., 1982.-С.97-10836.Дедков. И

39. Продленный свет: о прозе В. Распутина. Новый мир. 1984г. № 7.37.Дорофеева.Л.Г.

40. Проблема психологизма в советской прозе 60-70-х годов и повести В.Распутина. Дис.канд. филол. Наук. МГУ. М., 1989.38.Дырдин. А. А

41. Творчество В.Г.Распутина: Идейно-художественное своеобразие национальной традиции. Дис.канд. филол. Наук. Л., 1981.39. Дыр дин А. А

42. Диалектика памяти (человек и время в повести В. Распутина «Живи и помни») В кн.: современный советский роман; философские аспекты. Л., 197940.Ершов. Л. Ф.

43. В. Распутин и социально-философская проза 1970-1980-х годов.//Рус. Лит. 1987.№ 1.-с.145-15641.Ершов. Л. Ф.

44. Жанровая эволюция русского советского романа // Жанр и композиция литературного произведения. Вып.4. 1983. -с.3-1114842. Ершов. Л. Ф.

45. История русской советской литературы. М., 1982. -224с.43. Ершов. Л. Ф

46. Русская советская литература 50-70-х годов. М., 1981. 343с.44. Забелин. И.

47. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992.45.Залыгин. С.

48. Срок свершении. Размышления о двух повестях В. Распутина. // Лит. Газ. 1975.10 декабря. с.446. Золотусский. И.

49. Тяга ввысь. // Литературное обозрение. 1983. № 11.- с.51-5347.Иванов. Д

50. Новые имена или новое слово?/ существуют ли писатели-деревенщики? // Огонек. 1985. № 30. - с. 22-2348.Иванова Н.В

51. Точка зрения: О прозе последных лет. № 5. М.,1988. с.6-41.49.Калимуллин И.И., Бир ГПИ

52. Авторская позиция в рассказе В.Г. Распутина «В ту же землю» // Инновационные проблемы филологической науки и образования. 1999. Уфа.50.Кашина. И. В

53. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. М., 1986.51 .Колобаева Л. А

54. Сыновний долг // Москва. 1977. № 3. с.215-21752.Колобаева Л.А

55. Художественный мир В. Распутина. В кн.: Очерки истории русской литературы XX века. М., 1995. с. 165-183.53.Котенко Н.Н

56. Валентин Распутин: очерк творчества. М., Современник. 1988.149188с54.Котенко Н. Н

57. Сохранившие дух и совесть: (Рус. писатель в американизируемой России) Мол. Гвардия М., 1994.№ 12 - с. 237-243

58. Краткая литературная энциклопедия. Т.2. М., 1964. 1056 стлб. Изд-во «Сов. Энциклопедия». М., 1971. 1040 стлб.

59. Краткая литературная энциклопедия. Т.5. М., 1968. 975стлб.

60. Краткая литературная энциклопедия. Т. 6.58.Кривощапова В.

61. Идейно-художественные функции фольклора в прозе В. Распутина, В кн.: Фольклор и литература Сибири. Вып. 3. Омск., 1976. с.133-144

62. Кривцун. О.А Эстетика. М., 2000. 434с.60.Крупин. В

63. Штрихи к портрету В. Распутина // Лит. Россия. 1983. № 1. c.l 161.Крупин. В.

64. Уроки русского: о творчестве В. Распутина// Русь. Державная. 1997. № 4. с.562.Кудрявцев. Ю. Г

65. Три круга Достоевского. Событийное, социальное, философское. Изд-во Московского университета. 1979. 344с.63 .Кузнецов. Ф

66. Самая кровная связь. Судьбы деревни в современной прозе. М., 1977.-221с.64.Кузнецов. Ф

67. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методологические критики. М., 1984. 588с.15065.Кузнецов. Ф

68. Живи и помни! О прозе В. Распутина. В кн.: На переломе. Из истории литературы 1960-70-х годов. Очерки. Портреты. Воспоминания. М., Наследие. 1998. с. 107-12166. Курбатов В.

69. Валентин Распутин: Личность и творчество. М: Сов. Пйсктель,1988. 173с.67.Курбатов. В.

70. Хлеб насущный: «Заметки о прозе и публицистике

71. B. Распутина»// Лит. Учёба 1990. Кн.З. с.61-6468.Курбатов. В.

72. Каждый день сначала // Согласие 1991. № 3. -с.215-22169.Курбатов В.

73. Предчувствие: «Заметки о творчестве В. Распутина»// Наш современник. 1992. № 1.- с.186-19170.Курбатов В.

74. Возвращение: необходимое предисловие // В. Распутин «Живи и помни». М., 1997- с.5-1871.Лапченко А.Ф

75. Память» в повестях В. Распутина. Вестник Ленинградского Унта, 1983г. № 14. История, Язык, Литература. Вып.З. - с. 50-5472.Лапченко А.Ф.

76. Русская советская социально- философская проза 70-х годов. («Человек и земля» в творчестве В. Астафьева, В. Распутина, С. Залыгина) Л., 1984.73.Латынина. А

77. Слово художника и проспи моралиста // Лит. Газета. № 36.1995г.1. C.5

78. Лейдерман. Н. Л и Липовецский. М. Н

79. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. М., 2001.151

80. Кн.1: Литература «Оттепели»(1953-1968): учебное пособие. М., 2001. -288с.; Кн.2: Семидесятые годы (1968-1986): учебное пособие. М., 2001. 288с.; Кн.З: В конце века (1986-1990): Учебное пособие. М., 2001. 288с.75. Лихачев. Д. С.

81. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л., 1989. -607с.76. Лосский. Н. О

82. Характер русского народа. Кн.1 64с.; Кн. 2 - 92с. Мюнхен., 1957.77.Лотман. Ю. М

83. Структура художественного текста. М., 1970. 384с.78.Лотман. Ю. М

84. Избранные статьи в трех томах. Таллинн. Т.1. 1992. 479с.; Т.2. 1992. - 478с.; Т.З. 1993. - 480с.79.Лотман. Ю. М

85. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера - история М.,1996. -464с.80.Лотман. Ю. М

86. О русской литературе. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 1997. -848с.81 .Любомудров. М

87. Каждым ударом сердца. ./о сборнике В. Распутина «Что в слове, что за словом»: очерки, интервью, рецензии, Иркутск, восточно-сибирское изд., 1987 // Лит. Россия, - 1988, -26 февраля.82.Митин. Г.

88. На пороге нового смысла // В. Распутин: страницы творчества. М., 1988г.

89. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах. М., 1991. Т. 1. -671с.15284. Наполова. Т.

90. Национальная самобытность писателя и духовной облик героя. Статья первая. Волга. 1972. № 10.85.НефагинаГ. JI

91. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов XX века. Минск. 1998.-231с.86.Новиченко JI.

92. Чувство современности. //Вопросы литературы. 1979. № 1.87. Овчаренко. А. И

93. Новые герои новые пути. М., 1977/а/. - 479с.88.Овчаренко. А. И

94. Верность своей проблеме. // Вопросы литературы. 1977/6/. № 3. с.63-7289.0гнев В.

95. После пожара / Заметки о повести В. Распутина «Пожар» Коме. Правда, 1985. 6. Окт., с.290.0грызко В.

96. Беспощадность и любовь // Лит. Россия (о рассказах В. Распутина) М., 1994. -28 окт. № 43. с.591.0скоцкий В.

97. Не слишком ли дорогое это прощание? // Вопросы литературы. 1977. № 3. с.34-4992.0т структурализма к постструктурализму. Французская семиотика. М., 2000. 536с.93.Павловский А. И

98. Книги о Валентине Распутине // Рус. Лит. Л., 1989. № 1, с.230-23394.Панкеев И. А.

99. В. Распутин по страницам произведений. М., 1990. -143с.95.Панкин. Б

100. Родники творчества. О повестях Валентина Распутина.// Правда.1531977. 25 июля. с.696.Панкин Б.

101. Прощание и встреча с Матёрой. // Дружба народов. № 2, 1978. -с.23 6-24897.Панкин. Б

102. Строгая литература. М., Сов. писатель. 1980. 400с.98. Пастернак. Б.

103. Собрание сочинений: В 5-ти томах: Худож. лит. М., 1989. Т.1. Стихотворения и поэмы, 1972-1931/ Вступ.ст. Лихачева.Д. С. -751с.99.Перевалова. С.В

104. Мгновения, когда полнится душа.»(Рассказы и повести В. Распутина). В кн.: «Особая география памяти»: образ автора в русской прозе 1970-1980-х гг.// Волгогр. Гос.пед.ун-т. Волгоград: перемена. 1997. -с.92-1611. ЮО.Плеханова И.И

105. Особенности сюжетосложения в творчестве В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина. // Рус. Лит. 1980г. № 4. -с.71-88101 .Плеханова. И.И.

106. В.Шукшин, В.Распутин, Ю.Трифонов: Своеобразие Художественной системы. Автореф. Дис.канд.филол.наук/ Ленингр. Гос. Ин-т им. А.И.Герцена. Л., 1980.102.Поляков. Э.Н

107. Приемы субъективации авторского повествования в рассказе Валентина Распутина «Изба» // Вестник литературного института им. A.M. Горького. 2000. № 1. с.75-82103 .Пушкин. А.С

108. Полное собрание сочинений в десяти томах.К 150 летию со дня рождения. М-Л., 1949. Т.З. Стихотворения, 1827-1836. -550с.1. Ю4.Райнхард Лаут

109. Философия Достоевского(в систематическом изложении). М.,1541996.-447с.105. Распутин. В. Г

110. Деньги для Марии. Повесть и рассказы. М., 1968. 286с.1. Юб.Распутин. В. Г

111. Быть самим собой // Вопросы литературы. 1976. № 9. с. 142-1501. Ю7.Распутин. В. Г

112. Предисловие. В кн.: Ольшанский А. А. Сто пятый километр. 1977.108.Распутин. В. Г

113. Право писать// Радуга. 1980. № 2. с. 174-175109. Распутин. В. Г

114. Необходимость правды // Лит. Учеба. 1984. № 3. с. 130-134110. Распутин В. Г

115. Великий мир «Слово»: Диалог о «Слове о полку Игореве» ведут академик Д.С. Лихачев и писатель В. Г. Распутин/ Беседу записал Д. Чуковский // Огонек. М., 1986/а/. № 12. с. 14-16111 .Распутин В. Г

116. Земля судьбы / Беседу вела О. Пинижина. // Огонек. М., 1986/6/. № 8. с. 24-25112.Распутин. В. Г

117. Если по совести. // Лит. Газета. 1988/а/. № 1. с. 1011 З.Распутин В. Г

118. Жертвовать собою для правды» против беспамятства// Наш современник. 1988/6/. № 1.-е. 169-172.1. И4.Распутин. В. Г

119. Уроки французкого послесловие А. Неверова. Роман-газета. М., 1989/а/.115.Распутин В. Г

120. Живу единением с природы»/ Беседу вел Анисенков А. // Природа и человек. М., 1989/6/. № 1. С.9-11155116.Распутин. В. Г

121. Собрание сочинений в трех томах./ Предисл. Курбатова В. М., Молодая гвардия. 1994.

122. Т.1 Деньги для Марии: Повесть;Живи и помни: Повесть; рассказы. -510с. Т.2 Последний срок: Повесть;Прощание с Матёрой: Повесть; Пожар: Повесть. 416с. Т.З Сибирь, Сибирь.: Очерки; Публицистика. - 495с.1 П.Распутин В. Г

123. В ту же землю //Наш современник. 1995. № 8118.Распутин В. Г

124. Избранные произведения: В 2т. Москва: Современник; Братск:

125. ОАО «Братсккомплексхолдинг». 1997/а/

126. Т.1. Последний срок: Повесть; Прощание с Матёрой: Повесть;

127. Пожар: Повесть.- 367с. Т.2. Живи и помни. Повесть; Рассказы.478с.119.Распутин В. Г

128. Живи и помни. М., Панорама. 1997/6/. -440с.120.Распутин. В. Г

129. Отчие пределы (рассказы «Видение», «Вечером») // Москва. 1997/в/. № 3. -с.88-97121.Распутин. В.Г

130. Мой манифест. //Наш современник. М., 1997/г/. № 5. -с.3-6122.Распутин. В.Г

131. Откуда есть- пошли мои книги// Распутин. В.Г. Избранные произведения. М., 1997/д/. Т.1. с.5-14123.Распутин. В. Г

132. Пока жива Россия, будет жива и русская литература» / Интервью О. Решётниковой// Лит. Россия. М., 1997/е/. № 14. с.1-11124.Распутин. В. Г

133. Изба. // Наш современник. М., 1998/а/. № 1. -с.3-20156125.Распутин. В. Г

134. С нравственной линии // Лит. в шк. М., 1998/6/. № 7. с.79-81126.Распутин. В. Г

135. Изба // Роман-газета XXI век. М., 1999/а/. № 1. -с.20-30.127.Распутин В. Г

136. Новая профессия.// Роман-газета XXI век. М., 1999/6/. № 1. -с. 8-18128.Распутин. В. Г

137. На родине. //Наш современник. М., 1999/в/. № 6. с.9-18129.Распутин В. Г

138. Литературу отменить нельзя // Книжное обозрение. 1999/г/. № 14 -с.8130.Распутин. В. Г

139. Не выживать, а существовать и бороться / Беседовал Львов А.В // Рус. Дом. М., 1999/д/. № 4. с. 14-15131.Распутин. В. Г

140. Делайте главное, берите лучшее»/ Беседовала Марина Ганичева // Роман-газета XXI век. М., 1999/е/. № 1. с.6-7.132.Распутин В. Г

141. Моя и твоя Сибирь // Российская газета. 11, ноября, 2000/а/. с.5133.Распутин. В. Г

142. Рубеж горя и беды или все-таки надежды? / Беседовал Кожемяко.В// Советская Россия. 10 февраля 2000/6/. № 16.134.Распутин. В. Г

143. Видимое и невидимое (два слова в пользу надежды) // Наш Современник. 2000/в/. № 2. с. 184-190135.Рубцов. Н.С

144. Мудрость доброты: Заметки о творчестве В. Распутина // рус. язык, в национальной школе. 1987г. № 3. с.40-44157136. Салынский. О

145. Дом у дороги // Вопросы литературы. 1977. № 2. -с. 3-34137. Селезнев. Ю

146. Земля или территория? // Вопросы литературы. 1977. № 2. -с.49-6313 8.Семенова. М

147. Быт и верования древних славян. СПБ., 2000. -560с.139.Семенова. С.

148. В. Распутин. М., Сов. Россия. 1987/а/. -174с.140. Семенова. С.

149. Преобразить себя и жизни.: о творчестве В. Распутина //Наш современник М., 1987/6/. № 3. с. 172-180141. Семенова С.

150. Талант нравственного учительства: (в мире проблем и образов В. Распутина) // Знамя. М., 1987/в/. № 2. с. 211-222142. Семенова С.

151. Всю ночь читал я твой завет.». Образ Христа в современном романе // Новый мир. 1989. №11.- с.229-243143. Сепсякова. И.

152. Своеобразие трагического конфликта в повестях В. Распутина // Жанр и композиция литературного произведения.Петрозаводск. 1988. с.151-159144.Сергеев. М

153. Валентин Григорьевич Распутин. В кн.: В. Г. Распутин. Иркутск., 1986. - с. 7-15145.Сигов В.К.

154. Проза В. Распутина: (Проблематика и поэтика)/ Дис. .канд. филол. наук. МГУ им. Ломоносова. М. 1984.146.Сидоров Е. Ю.

155. Преодоление забвения. в кн: Сидоров Е. Ю. На пути к синтезу. -М., 1979. -с.126-136158147.Славникова. О

156. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1999г. №2.-с. 198-207

157. Словарь литературоведческих терминов. Редакторы и составители JI. И.Тимофеев и С. В. Тураев. М., 1974. -с.509149.Соколов. А.Н

158. Теория стиля. М., 1968. 223с.15 О.Соколова JI.B

159. О публицистичность в советской прозе: ( особенности авторского повествования в повести В. Распутина «Пожар») // Писатель в литературном процессе. Вологда., 1991. с. 100-110151 .Сокольникова О.В

160. Структурно-семантическая организация художественного текста. ( на материале повести В. Распутина «Деньги для Марии» ) Дис.канд. Филол. Наук. JL, 1991г.

161. Солженицын А. И ; Распутин В. Две грани российскогооптимизма /обозреватель // Отеч. Зап. М., 1996. № 5. - с.235-23915 З.Старикова. Е

162. Жить и помнить. // Новый мир. 1977/а/. № 11.-е. 236-248154.Старикова. Е

163. Обратимся к жизни. // Вопросы литературы. 1977/6/. № 3.- с.72-80155.Стрелкова. И.

164. Пророки в своем отечестве // Москва. М., 1996. № 5. -с. 141-149156.Стрелкова. И.

165. Жертвовать собой ради правды //Москва. М., 2000. № 4.- С.200- 202

166. Сын отечества: к 60-летию со дня рождения В. Распутина // наш. Современник. М., 1997. № 3. - с. 227-238159158.Тарскова Иоанна.

167. Нравственно-философские искания в творчестве В. Распутина. Дис.канд. филол. Наук. Иваново., 1991.159.Тендитник. Н.С.

168. Ответственность таланта: (о творчестве В. Распутина) -Иркутск: вост. -сиб.кн-изд-во. 1978. -111с.160.Тендитник Н.

169. Искусство случившаяся реальность: Вопр. худ. творчества в публицистике В. Распутина//Сибирь. Иркутск., 1980. № 1. -с.124-13 6161.Тендитник. Н.С.

170. Мастера: О творчестве В. Распутина, А. Вампилова, А. Зверева, Д, Сергеева. Иркутск: вост. -сиб. Кн. Изд-во. 1981. -с.5-125162 .Тендитник. Н

171. Новые рассказы В. Распутина. // Сибирь. Иркутск., 1983. № 1. -с.107-117163 .Тендитник.Н.

172. В. Распутин.: Очерк жизни и творчества. -Иркутск: изд-во. Иркут. Ун-та, 1987. -227с.164.Тендитник. Н.

173. Колокола тревоги: В. Распутин. М., 1999. 149с.165.Теракопян. JI.

174. Пафос преобразования: заметки о современной деревенской прозе. М., 1974.-396с.166.Теракопян. JI

175. Параллели и пересечения. Современная проза: герои, проблемы, конфликты. М., 1984. -367с.167.Теракопян. JI

176. Провальное время // Литературное обозрение. М., 1996. № 2. с.101-103160168.Теракопян. JT

177. Жажда ответа //Дружба народов. М.,1999. № 10. —с.211-216169.Тимофеев. Л. И

178. Основы теории литературы. М., 1976. -с.548170.Томашевский Б.

179. Поэтика, (краткий курс) М., 1998. -с.120171 .У нас в гостях Валентин Распутин // Лит. Россия. М., 2000. № 1 / 2. - с.8-9172.Урманов. А.В.

180. Психологический анализ в рассказах В. Распутина 1981-1982 годов./ Моск. Гос. Пед. Ин-т. Им.Ленина, М. 1986.173 .Успенский. Б.А

181. Семиотика искусства. М., 1995. -с.360174.Франк С. Л

182. Духовные основы общества: Республика. М., 1992.-511с.175 .Хватов. А. И

183. Художественные грани жанра: (О повести В. Распутина «Пожар») // Жанрово-стилевые искания в литературе социалистического реализма. Л., 1988. -с.3-12176.Храпченко. М. Б

184. Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.177.Храпченко. М.Б

185. Размышления о системном анализе литературы. Контекст 1975 М., 1977.178.Цветов. Г. А

186. Деревенская проза» (движение жанров): Тема деревни в современной деревенской прозе. Л., 1985. 32с.179.Чалмаев В.

187. Воздушная воздвиглась арка.» (Деревенская проза реализм,161нравственный кодекс, испытание будущим) // Вопросы литературы. 1985.№ 6. с.73-117180.Чапчахов Ф.

188. Дом или пристанище? / Заметки о повести В. Распутина «Пожар» // Лит. газ. 1985. № 32, 7.авг., с.4181.Чернец. Л.В

189. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М., 1982. -191с.182.Чичерин. А.

190. Сила поэтического слова: Статьи, Воспоминания. М., Сов. Писатель. 1985.-319с.183.Шапошников.В. Н.

191. В.Распутин. Нобосибирск: Зап.-сиб. Кн. Изд-во., 1978.-67с.184.Шахерова. О.Н.

192. Проза В.Распутина: Своеобразие композиции //Дис.канд. филол. наук. Том. гос.ун-т. Им. В.В.Куйбышева. -Томск., 1985.185.Шкловский В.

193. Энергия заблуждения, (книга о сюжете) М., Советский писатель. 1981. -351с.18 6.Шкловский Е.

194. В цепи бытия (заметки о прозе В. Распутина) // Дет. Лит. 1988. №8.187.Щебра. Л. В

195. Избранные работы по русскому языку. М., Уч. Педгиз. 1957.188.Щипаев. С

196. Дорогами в Щипачи // Лит. Газ. 1977.27 июля189.Юдалевич. Б. М

197. Диалектика души» в ранних произведениях В. Распутина. В кн.:162очерки литературы и критики Сибири. Новосибирск., 1976 с.255-273190.Юдалевич. Б. М

198. Природа конфликта в повести В. Распутина «Последний срок». -В кн.: Проблемы жанра в литературе Сибири. Новосибирск., 1977. с.139-151191.Юдалевич. Б. М

199. Идейно-художественное своеобразие повести и рассказа 60-х го дов/В. Астафьев,В .Шукшин,В.Распутин/Дисс. канд.филол.наук, Новосибирск., 1975192. Ягумурова. С.

200. Любви вполсилы не бывает: встречи с В. Распутиным // Простор. Алма-Ата. 1998. № 5. -с.89-99193. Якимова. Л

201. Сибирская повесть на современном этапе. В кн.: Проблемы жанра в литературе Сибири. Новосибирск., 1977. —с.151-181194. Яновский Н.

202. Заботы и тревоги В. Распутина. В кн.: Собеседник. М., 1981. Вып 1. - с.244-267195. Rich Е.

203. On "In a Siberian town" and its author // Michigan quart.rev.:MQR-Ann Arbor (Mich.), 1999. Vol.38, No.3 p.379-392