автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Нравственно-философские искания в творчестве В.Г. Распутина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственно-философские искания в творчестве В.Г. Распутина"
1 с
ШЯЕГ0?0ДСК!1П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАШШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ШЖ Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО
На правах рукошзся
ТАНОВЖА Иоанна
НРАВСТВЕШ^ИОССЖКИЕ ИСКАНИЯ 3 ТЮРЧНЗТЕЕ В.Г.РАСПУТИНА
:0.01.02. - "ЗЕотораттра народов СССР (советского периода)
А В Г О Р Е Ф Б-Р А Т ляссорггцаа на созскавае учецой столона ксэдзцагга фалологвчзекгх наук
Ннлзи! Новгород 1991
Работа выполнена на кафедре теории литература к русское литератур'» XX века Ивановского государственного университета имени первого в России Иваново-Вогиесснского общегородского Совета рабочих депутатов.
Научный руководитель - профессор, доктор'фплологичесшга па
Таганов 1.Н.
Официальные оппоаенты - доктор филологических каукг г.рофое
Карпов Д.С.
кандидат филологических наук, доце Захарова В.Т..
Ведущее учреддениеКостромской государственный педагопгч ский институт ии. Н.А..Некрасова
Запита диссертации состоится года,
в часов на заседании региокального слециализировщшог'
совета К 063.77.11 по присуждению .ученой степёкч кандидата ф: дологических наук в Никегс;одскои ордена Трудового Красного Знамени государственной университете мы, Н.П.Лобачевского (603600 Нивний Новгород, ГСП-20, проспект Гагарша, 23).
С диссертацией иозно озвакоцзться в. фундацентаяькой бибт отеке Нижегородского университета (проспект Гагарина, 23).
Автореферат разослан 1992 года.
Учений секретарь
Ы.А.Михайлов
специализированного совета -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Прегулзт исследования
В.Г.Распутан принадлежит к тому поколения "дерзвензи-■кой*> на творческу» судьбу которых выпачо дописать последкх® страницу п летописи судеб русской деровни, запечатлеть и философски обобщить всю систему нравственных ценное?! с л уходя-пей ярестьянской Атлантиды.
С одной сгерош, начать летопись дел и сверкений cod-ременного селя, 'Русского поля". Оживить голоса людей былой snoxn, kg япа» в эстетизацию родового уклада.яизни, в ностальгию по упедйеЯ эпохе, по "очиаеннет* от^скверш; и по тому внеисторическим добродетелям старины вообще.
С другой стороны, угадать ноеыс пути деревни, сущюсть обновления традиций, увидеть рождение HODOif, опиравшейся з своих поисках а мыслях как на прошлое, так hi настояп'оо и будущее.
Актуппыюсгь исследования
Значительное количество зтметок и дискуссий, которое (особенно в последнее время) развернулись вокруг тоорчествя. В,Распуталаs освежающих проблему его нравственно-философских искали?, а также целый ряд специальных исследований по этой теме доказывают необходимость ев комплексного осмислсшм.
Актуальность исследования заключается таже п нолем стремлении доказать связь творческих поисков В.Г.Распутина о самоП здравой, прогрессивной и актуальной темой, како!т является вопрос с самосовершенствовании и возрождении русского
национального характера и традиции. Поэтому в няжм иссл'едо-
*
ваш!и имеется попытка продемонстрировать взаимосвязи социаль-
ж« предпосылок к собственно философско-худокостЕеуньгх ссо-бег-анэстей в эстетической системе В.Г.Распутина.
Цель и задачи исследования
Выбрав прздмзгом исследования художественный анализ нравственно-философских исканий В.Распутина, автор старит croe'' ".'.-лью проследить развитие нравстпенно-философских исканий в раку г творческой эволюции писателя.
Особенности материала продиктовали постановку следующих задач:
- рзскрнть филелофский подтокст, определивший глубину и свое-обрюие творчества В.Г.Распутина;
- показать эволюционную связь трех этапов творчества писателя;
- вскрыть основные принципы организации художественного мира зрелого В.Распутина.
Научная ношзна исследования. Уже несколько десятилетий, проза В, Г,Распутина. приелекеет гнимание исследователе, Однако, лиглъ в последки«- годы литературоведение стало проявлять интерес к более глубокому анализу его произведений. В диссертац'.гл писатель предстает как мыслитель,прошедший как би три „ ровня становления. В работе дается попытка определить эстетически;*, художественный идеал писателя. В ней впэрвыа разрабатывается проблема "рода" в творчестве В.Г.Распутина на фоне философских размнашстй Н.Бердяева, а также *в сравнении с творчеством других писателей (5.Абрамова, В.Белова и др.). -
Б диссертации впервые осведается проблема сопоставле. ля ангорского замысла и художественного воплоцония so всем объеме ?:. путинского творчества.
В роботе проблема нразотвенда-философсккх исканий В.Рас-
Путина впервые освещается в особой логике развития, в связях с другими сторонами творческого поиска.
Методологическая основа работа. Важное значение для решения задач, поставленных э диссертации, имели труди Б.О.Корчана, И.Бахтина, Г.А.ГУковского, Л.Я.Гинзбурга,Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, А.Н.Иезуитоса, М.Б.Хралчеико и других исследо пйтел с-Л»
Практическое значение. Выводы настоящей диссертации могут найти применение в дальнейших, более обширных исследованиях по проблеме изучения творчества писателя в аспекте авторской программы и художественной идеи.
Основной историко-литературный■и теоретический материал может быть использовал в лекционных курсах и спецкурсах советской литературы и теории литературы.
Структура, исследования определена томи задачами, которые ставит перед собой автор. Кроме "введения" и "заключения" работа состоит из трех основ»« глав
СОДЕШАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во .введении обосновывается актуальность выбранной теки, определяется объект исследования, анализируется степень изученности проблемы и ее значимость на современном этапе развития литературно-критической мысли.
В пэрЕой главе "нравственно-философский поиск в ранней прозе В.Г.Рэгпутина" рассматривается проблема становления В.Г.Распутина как писателя особого философского склада. В данной главе содержится оценка раннего этапа творчества и представление о "точке отсчета" творческой индивидуальности писателя.
Раннее творчество В.Распутина концентрировалось вокруг одной основной теш: человек к его место во вселенной. Писатель приближался к отой теме постепенно, освобождаясь от-комсомол bci:o(i идеология в ее романтическом варианте.
ris персом этапа тиорчзства В.Распутина его сборнлки статей о покорителях Сибири плотно прикрил:-: собой тот слой писательских разг.шшгешй, которой обнаруживается хотя бьг rip;î анализе рассказов из сборника "Край возле самого нзбаи{196С) Тем не менее молодежная лоз^говая двйствительввоть уступило место природному пейзажу, а образы эдепкышх героев заменились картиной высоконравственного синтеза природы и человека. Распутииская ранняя .увлеченность "строКкагя! века" сменилась интересом к вечному» нетленному. Весь период, от çaсска' "Я забыл спросить у Лепки.»." до помести "Деньги для liapw" наемпек особым юноиеским романтизмом, поиском чего-то нзобш ного. Распутннской темой стала тема родового долга,.конфликт гечного и современного. Писатель наиел "своего героя" - идсл женщины, носительницы вечних визненшх ценностей.
Однако, уже s повести "Деньги для iiapa::n в сознании со-лодого прозаика возникает вопрос: насколько воссозданный вы родовой мир соотносится с современностью?-
_ ч
В произведении представлена та se общественная сутуа-ция,- что и в повести "Пожар", написанийР.в Г-<35 году
В первой главе указано, чти повесть "Деньги для Карий*.
это поистине■ писательский дебют. С этого ысыецга уке нз изменится круг тем писателя, которая составляет русская сибир<
кая деревня. Из творческого опыта раннего порипда В.Расгутш
выбрал те характерные черты произведения, которые какенмалы
сближают его с ганроа притчи.
-V
Так, как представил В.Распутин деревню в повзста "День:
о -
для !Лзр?«и, ira дс'ат никто до ?sx пор. После многолетнего господства поЕорхиостко-парадиоЯ бссксн^итиклиостк, "дагрп-чэс;н1"~фалызивоП ноты в повествовании о зпзет деропм, кон-кргл.'остъ поясстя "Домьг;: для uapin", подчеркнутая публицистичность про'.гааоли шечатяеи::о тстоп»"о творческого открытия.
.Длссертлп? подчсрхкг?.ет, что В.Распутин в сросЯ деботан-vchoII поесст'л потех такую композит""*, которая очень динамична, пбол большое количества характер;:;« ксторий, лодчтшен-г;:г,:'ца:ггразь»оГ1 диика - язрзгнаанаям главного героя. Голос герэя слпраетсл п повести с автореголосом к. азторской точкой зрешя. Благодаря втому прие^ оценка происходяаого ведотся у.т-'лт.рл'ГМо. Диссертант дэказивает, что а погестк "«Деньги дяд М^рин" опр-зд^птсь некоторые устоВчтш.'е черты стоял Распутина: «строи« R конохог как ocuomoe ерьветго самораскратил персонажа, сошзаожг голосов повестгорашл и гласного героя, чоред^в;же даух ирсманнлх пластов. В пер--o!í глава диссертацки указывается к ка то, »»о дебятантсчая повесть В. Распутина - гфокаердекка .во ююго« кесокертзинзе. В кем hsí зрелого пеккохогагла» доминирующей является кинс-v-aTorpa;¡H4'íocTb в изобретении персонглсеЯ я событий. Зт-о со-дениыю-быговое произведение с фнлософсюл^д "подпорками?"
■Диссертант считает, что истолкование повести "Деиьгя . . для Марли" только в плаке яоэткзгаряг родового к&чаяа несостоятельно. Здесь просиатркгаотся и зкгже драматического состояния сспремешого общества, к это особешю гтрл анализе сбрзза главного героя произведения.
Позиция Нузькн е повести "Деньги для Карин" напоминает фолккэровеккх героев, лоском .W, в суш его Щюею-' го "я" доминирует "я" бытайгае, ."природное"» "родовое". Os»,
по замыслу В.Распутина, должно бицо сублимироваться в Кузьме как память, как почва, как праымр, который он о.собо ощущает в трагические-моменты яизня.
Если учесть, что писательская зволация следует за идейной линией "вечного", т.е. за поиском тех ценностей, носителвницамя которых являлись преимущественно женщины, то Кузьма является трагический героем - представителем исчезающего высоконравственного мира. Создавая образ Кузьмы, он уже . знает, что герой со своей "родовой" психологией я характером "природного" человека не сможет спасти себя и сену в условиях современного шра.
Автор диссертация.указывает, что русский народный характер в раннем творчество В.Распутина предстает как субъективная личность, как выразитель своих личных переживший и настроений, личного взгляда на действительность. Например, Кузьма и-ряд женздш-героинь ранних рассказов убеадены в правильности собственной кизненюй позиции. Несмотря на сознание поражения в столкновении с силами "чужого", мира, они до конца ведует себя с достоинством. С этим связан образ распутинских "лвдей»справедливых* - мораль^ ответственных за "соих* и готовых пршять на собственные плечи превратности судьбы и непроаенные грех«.
Диссерт&ф подчеркиваем, что В.Распутин для «оказания плодотворности совей концепции мира, создал в ранний период совего творчества "сверхэмпиряческий мир идеальных героев, которыми все оценивается в эмпирической действительности".^ Таков конечный смысл поэтики В.Распутина, построенной нг двух измерениях - картинах мира прошедшего и нынешнего, смысл, .-отекающий из ошибки идеализированного прошлого, и осуждаемого
^Гечдитних Н.-К.Указ.соч., С.100,106,
писателе!« настоящего.
В пенмП гласа указадается, что целью этических устрегл-ЛС!П11 начикохгдого В,Распутина, которий казол снос отражение п погости "Деньги длл !.'ар::к" и который привел писателя ч ярачатичаског-у захгтави:з в повести "Проззико с Ратерой™, било согдяюю вдеальпоН ьраБСТЕенпо-фнлоссйско?. кодели, в гогороП-воплотилось бы представление писателя о предназначена чзлове.:а в соотнсзегии с опытом русского народа.
' Д'.гссертан? считает, что с:.:нсл космогонии В.Распутина, прздс7асЛ5!з:оЯ в проиЬведеипях раннего периода заключен в поисках, опор.! дяя идеи саообгзй кравстпзшюста, основанной «а-о&зрэДошх глчглвх. Однако опора на этические традиции, «прод'пзЗ спи? соспртанмзстсп со-ренешагл поколением из-за стсузстк«ч какого-то сяяцузггго поколенческого зпена. Тем кз кспгс в..Распуг.::у пак писателя хочотся с-арить я то, что» ду-хопяЛ потенциал суостюго народа будет сохранен благодаря ганскому псягогяг чувству, яенско- у началу.
Расл-т::;гу, как и •-•нопй писателям-современника-.' (В.Бе-логу, В.Дстаф':Ззу, З. Абрамову, И.Друцэ н др.), изначальна дпно чувствовать дуто ггг/э силу русского человека, кровно спязанпого-с роде;.:. Но,в отлкчке о? них, ему дано и горько цусетвосать трагачесяяЗ отрыв чыоззка от рода, что ярко дает о ссбо знать на примере Алексея - брата Кузьмы.
'Род" в истолкован:::» Распутина но юте? быть сведен к понятиям "обпит", "пир". По объему и смыслу оно блияе всего к тому понимание "вселенского начала", которое Достоевский противопоставляет изолированной личности. Говоря
о' народе, Достоевский "всегдаакмеет. в виду его свэрхзмпири-
*
ческую сущность, п которуя погруяены..корни личности» осозназ-
шей себя членом Вселенского тела".*' Достоевский считал, что как только личность замыкав?ся в одиночество, ока випадает "из человеческого единства, а значит, и из сфзрп нравственного закона"^.
Во второй главе. "Вечное и современное з прозе Б.Г.Распутина 70-годов" вкрыга суть распутансксго предстаплзгсш о вечных моральных ценностях, о проблеме "рода". В ной развита проблема трагизма писательского пути. Диссертант показывает, ото вечмис попроси, затронутые В.Распутли^м, несут в себе не только педивлдуальное, но и свежее неповторимое переживание, значительную нравсг.зшцул и познавательную ценность. Нравственную, поскольку писатель из отступился' от шсссй трудности сразиться с самым роковш исходов. Именно В.Распутин проявил особое моральное мужество, глядя в лицо г'цао-нальной трагедии. В 70-е годи активизируется его измф$ги-ческое беспокойство, его достоинство ык писателя, кедакзго дойти до корней бытия, найти шход из его протлворочпО.
Во второй главе особый акцент сделан на худо^ствс;;;»-познавательную ценность затронутых В.Распутиным попросо'в, -которые обнажают новые сторона истиш.
Подчеркнуто особое качество, вечшх вопросов, представленных писателем. В Распутин в своих повес-тях исходит нз от четкого ответа на вопросы о низин- я смерти, природе зла, правде, памяти, а,напротив, приходит к нему путем сомнения и поиска. Поэтому особая позиция писателя заключается в своеобразии вечных вопросов как той области свободного исследования, которая монет предполагать л крайне пессимистический
Достоевский: Материалы и исследования.-Л.,1980.-
С.223.
^ац не.-С.222.
рмаот.
Дчссерант подчеркивает, что зсчныо попроси, затронутые 1%.гсп;/т'Дн:-\1 п по гостях 70-х годов, это прсддз всего проблемы ертн п бессмертия, Памяти, Красоти, Правды, аелстгетюстч, чностл п прогресса.
Одна из в-гхнсьгк идеП распутинской прозы этого порл-а связана с совроссч о взаимодействии ленского и пациональ--рздосого начал. В.Распутин под понятием "родови" чодразу-паз? прсздв всего о очко ленсгсешэо, природное. Си убежден, о з основании русской игщ:гл лс,;;и? ленское начало, сглзан-с с природой, вселенской стахиеЯ. Для писателя гсенаина и ирода - ото "фигура в (¿ярурз", зродо коскмого з себе кеи-пой- проэбрасз, богородичного склада. Ео второй главе указа, 'по :судсшглй относится я "родовому" пошггсэ аг-.сглна :с я "ьтроткупей'*, прплагоэй давать глзпь, создавать по::--» г ссбя услогчя. для сотаПпой, родовой ;глз\:л. Еа сукиость-ропптельстгэсть, У:;?, тепло, ласка, упнрэпно, утопление, ртюсть, мягкость, мнлосордчо, справедливость, ^пирая-ше-па родого'Л их о шел - ют'з чз'л суть распуглнснаго пред-дзлс:пя о поиском. Еоиствсшюсть делает человека млстнчос-чутагл, спгсоб'кгл чувстпозать в себо "голоса продкав". сателй убежден а шссс&касяоП актуальности, ункверсаль-сп'л родог'у, :*ак сакод^сагаого в генах источника вачпоП мята,. СоЕ:.е?я, .Прадти
Лмссср7?лг,од!пт:о, с<г:?ао?, что писательская обрапен-сть я прехтоо,-'з пгмлть ашкаотся с драматнчес-
3 нзгосмолпостггг св.тзагь гир родового проплого с настоящим.
Глр, з г»-горем жку? Акпа, Настена к- Дарья оказался сльп сауой з ссбо4, моторсму прясуии высокие, "неземные", сто кспонятниэ позе:!/ яокологеаз .чравствешиз шркн.
• Автор диссертации "стремится доказать, что Иродова"'в той виде, е котором она предстает с повестях 70-х годов, ко в состоянии развернуться с мир настоящего к будущего. Однако для Б.Распутина рсдова так и осталась нравственкш ориен тиром, и' сто является причиной его трагедии как йудокшка, поскольку он, с одной стороны, сознает опасность поворота к перестояшенуся природнб-родовоыу, с другой сторона,из-за увлеченности к:,: современный кф становятся для нэго загадкой. Писатель, углубленная п :;деа "рода", из в состоянии воспринять этику совреманности. Неудивительно, что перевивший. за?оллен..а Катару (Аталанця), смерть родного дада, писатель не в состоянии увидеть кго-шбудь положительного в новой действительности. -Лабуясь обазшкш 'даром»' он все', бодь' ве уходит в себя. Все сильнее становится его страх за буду-цее и страх порзд той действительность», которую он предста вил в повести "Предание с Итерой".
С этого момента В.Распутишвсс бояьпе сталмучить бои-. рос: а насколько'правдив изображенный км в поЕасти 'мир? ".
Диссертант считает,', что в современной критике сукост-вует несовпадение кода повести и кода ее' критической интер-прзтсщщи "Проааше с Матерой" оказалось сложней,, трагк^ей, негеяи '«об. ртш;.писаяа тзкуса^ ^
ДедкрХ^И.ВозЕра^егйр .ц себе:Яи?,-^рит.статьи.. Из ' опьтц 9РЕ.прозы 60-70-х годов: герои, конфликты, нравствен-йые-до^вдая.-Н.¿Совршенияк,Щ^С,319. •.? ' • • ■
Лобачпэ %Едэмьшла®я о ¿>|з§ратурз и с^ни.-М.1?32.-С. 98-105.
Сидоров Е.Ю.На пути к ^¡¡утеэу.Статьи.Портреты.Диалоги.-йГ:Современник1, I979.rG.335.
Хыара В.Люд1." кнвут на земле:Совр.проза о деревне//Ковы{ |мр.-1984.-№ 10.-0.214-22^.
В третьей главе "Человек, природа и мир в творчестве ¡.Г.Распутина 80-х годов" анализируется новый "новеллистичес-ий" и "публицистический™ периоды в творчестве писателя. Об-уядается своеобразие нравственно-философской эволюции писа-
'0ЛЯ.
ГиЗель "родового"мяра, вынужденное прощание явилось 1ажным этапом на творческом пути В.Распутина. Объект его сига вне Я любви - Матера - исчезла.И вдруг вышли в свет его ни-1ые рассказы ("Наташа", "Век яиви - век люби", "Что передать юроне?" и др.). Этот цикл рассказов, как считает диссертант, сразил писательский, чнтерес к человеческой душе, к тому ир-¡ациоиплъноглу в ней, чему так подвластен человек. Это своеобразная прелюдия к качественно новому духовнг у и творческому уровню В.Распутша.
"ЦуяныЯ голос" был давно приобретен писателем и провеян на себе и на'читателе. Все же святое недовольство взяло ¡ерх. В рассказе."Натаоа", Где герой летает во сне, он про-:ит девушку лететь дальше. Это желание самого художника, йлу 1Эло набранной высоты, он жаждет оторваться от земных узлов, шутить вольность полета в свободном пространстве - там,где (Исатель получает все права на правду о человеке.
V ■
В третьей главе указайр, что цикл рассказов "Век живи-¡ек люби" явлгтся продолжений сюжетных нравственно-психо-гагических проблем (осознание своего "я" "в природе, прсодо-[ение внутреннего разлада, исследовада духовных связей [езду людьми), но все это предстает в несколько ином художественном плане. Преада всего, меняется ряд творческих призов: герой максимально приближается к автору, наделяется юдственным ему (мироощущением, высказывается его мысли и до-■адки. Проявляется это в особой приобщении В.Распутина к миру
духовному* где становление и уязещдеше дуги связгю с ко. ткжешеы мира материального* с опрэдолешс;.; своего "кгстй-нахоздекия" с природе, в географш, в историк, с обвест-а® (Саня из рассказа "Век сивз - век-ягби").
Писателя его бояьав цакит неизъяснимость чзловеческих чувств ("Наташа", "Что передать вороне?"} и то, что лепгг-тиьает человг. • в общения с природой.
Диссертант подчеркивает, что куонйэ на этом этапе писательской оеолэши В.Распутин приходит к выгоду, что .дуга природы к дуза человека дшхш быть едккэи,- чтеб преобразить чглоЕзчес^уо иизнь к продагать его (чёлопека) к шс-исну уров;;о &наячй.
Дассертаи* счзтает, что по сразиеяяа б ргсскаг^гл первого периода творчества В.Г.Распутина в рассказах С;£-х годе значительно макается стиль. В перга; господствовало простое письмо с лр:ипи образам? и срашзшдаш, Сейчас фраза, слэ-дуакие за писательской кысяь», стали иакного глубда, Они касщена особым фидософсод* отслои.
Б послодшх рассказах В.Г.Распутин еискаоивает свое мнение о тон, что утверждение творческой силк» кос«, ответственности человека искяэчает покорность предопределению. В отличие ог вдеЛ второго пеглода творчества, на сей раз писатель приходит к выводу, чго казнь человека - но ксаол-цсние впряорких предвачзрташШ и ио результат бесс-ислонног произвола. случайностей,
С зтзго ысиекта чойосечоскуя судьба рассматривается В. Распутиным с учзтоы очевидной внутренней разно скости человека ("Что передать ворона?").
Писательская эволюция в рассказах 8%-х годов Еырагаетс.
прзяде всего в особом рассмотрении процесса воскресения к себе и законов гармонического мироустройства. В основе отих прадстапленнЗ-азторсгсоо тяготение к дпнакнке. По признаку няченчявости и статичности противопоставлялись герои, etss в попзсти "Последний срок" (Люся пртфоду ендпт coimott - старуха Лина'проникается крушением неба под головой).
Дтнаиичнзстьа и статичностью, их несовпадением мотигя-руется В.Распутиным пнутреншгЛ разлад человека. Поскольку причина разлада в несовпадении своего потенциала с реальной судьбой. Отсюда, как замечает диссертант, выступающее у В.Распутина оау^ени® гзроя как "подменного" меловека, мучая-регося "crociî кевольшК виной", "несовпадением с тем местом", которое было предназначено для другого.
В третьей глаза подчеркивается, что в рассказах Ш-х годов впервые так отчетливо видны примета раздвоенности, от удивления перед чуяяит мыслями и чувствами в себе (Саня из рассказа "Ее:: гиги - сек лябн") до "потери сознания" а ми-lîjT'.'î глубокой ^ссрсдоточе-нпости или-бездумья ("Наташа"). И Еперсне именно здесь показа!! процесс обретения себя как включение в об'дее дтгаекие мира ("Что передать вороне?")
Диссертант считает, что художником глубокой и острой
j
фикософско-этичоской шели заявил себя В.Распутин в попести "Tteap4. Впервые з erô прозе, отличагаейся разушо-психоло-гпчссгагс! интонациями, Дюпрчлась откретая тенденциозность, жесткая пу&шглстнческая мшюра. В новой повести заключена коеыо элементы творческой эвоявдин писателя» Здесь конфликт узе кэ между консерватором к коваторш, а гну три обцества -"архаровцами" и "занотшетми". И обусловлен он "рас-та родной дуля, утратившей лад, гармония, согласие.
Пожар на складе - своего, рода возмездие на Патеру. Неожиданность бездействия, стремительность его продвижения к размеру символа - диктует в повести "Пожар"'новую, особу» форду повествования: рубленые фраза, короткие глаш, которые сменяются "традиционном" для В.Распутина кетоваиливостьа
обстоятельности.
Автор диссертации указывает, что на третьем птапе творчества В.Распутина появляется новый тип героя. Если в рассказах 80-х годов писатель совершенствует тип героя, разработанный в повестях, то в повести "Покар" герой "своим аы'ои по земле ходит*. Это герой постепенно ищущий, вдумывающийся в жизнь.-.Он остро всматривается в окрукаших, чтрбы увидеть в других свое отражение, оценить себя.глазами других содей. Этот пит редкий для нынешней проза, где чаща всего на первой шин выдвигаются самоуглубление и рефлексия.
В третьей главе подчеркивается, что идейная эволюция В.Распутина направляется в сторону реальности, к проблемам изучения общества, прямой дидактике. Истоки обаественяой драмы уже довольно изучены писателем, поэтоцу исследуемый нами период творчества писателя,,- это хужоиественная публицистика. Ее можно разделить на три основных'категории: "нравственно-философскую", ^экологическую" и "социально-историчео кую"
Преимущественно шва в публицистике В.Распутина заинтересованность социально-историческими корнями- русского народа. Его очерки об истории освоьлия Сибири ("Иркутск с нами"). об истории сибирских городов ("Кяхта", "Иркутск с нами") -результат раашзлений над нравственной, стороной русской хткгжл, над своеобразием русского характера.
Из ветви кравственно-философской публицистики, отражением которой являются очерки-трактати о совести, о роли писателя в обществе, о молодежи, о понятии современности, исходит и но менее ванная "экологическая" тема. Как все творчество В.Распутина, так и публицистика не обходится без яркой и величественной картину природы ("Байкал", "Сибирь,Сибирь..7 , "Моя и твоя Сибирь"), однако все болгче природа становится не фоной высоких нравственных рассуждений, а реальностью, обреченной на гибель. .
В заключении диссертации подводятся итоги исследования. Анализ произведений В.Г.Распутина с точки зрання нравственно-философских исканий писателя позволил выявить наиболее в&ченые закономерности его творческой зволации. Диссертант пришел к -выводу, что творчество В.Распутина, несмотря на оригинальность "октологиче; :ого" уклона'его прозы, постигла судьг" 1 всего" течения "деревенской прозы". Речь о том, что вместе с оарождсЕмем "деревенской проз " параллельно развивался серьезный процесс отпадения индивидуальности от "родового лона". И проблему ответственности личности нельзя било игнорировать. Таким образом, "деревенская гроза", ^зявшая на себя роль противоположного общественному застою сознания, оказалась полна противоречий. Интенсивность ее развития бала оторвана от "устремленности" б будущее", поэтому и будущее встало для нее под знаком вопроса. Однако и творчество В.Распутина все-таки намечшстся коше перспективу, о чем речь идет в последней главе диссертация