автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Нравственные основания русского космизма
Текст диссертации на тему "Нравственные основания русского космизма"
61'- УУ" У
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
Суслов Алексей Викторович
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА
Специальность 09.00.05 — этика
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель — доктор философских наук, профессор А. В. Разин
Москва 1999
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................................................................3
1. КОСМОС КАК ОБЪЕКТ МОРАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ..................................................................................................................................................................11
1.1. ТЕНДЕНЦИИ КОСМИЗМА В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ..............................................11
1.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОСМИЗМА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ...........................33
1.3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ КОСМИЗМА....................................................49
2. НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РУССКОГО КОСМИЗМА........69
2.1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ КОСМИЗМ................................................................................................69
2.2 РЕЛИГИОЗНЫЙ КОСМИЗМ....................................................................................................................89
2.3. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ................................................................................................................108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................................................................127
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................................................130
Я СВЯЗЬ МИРОВ, ПОВСЮДУ СУЩИХ, Я КРАЙНЯ СТЕПЕНЬ ВЕЩЕСТВА; Я СРЕДОТОЧИЕ ЖИВУЩИХ, ЧЕРТА НАЧАЛЬНА^ БОЖЕСТВА Г.Д. ДЕРЖАВИН
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
' Сегодня наука проявляет все больший интерес к человеку в том плане, является ли он вершиной развития бесконечного мира, вселенной, или же он представляет собой определенный этап в этом развитии. Этот интерес вызван необходимостью новых знаний о природе человека и его месте в космосе, нового способа мышления о космосе и поиска иных аксиологических оценок в понимании природы, иных нравственных отношений к ней, ибо сегодня человеческая деятельность сама по себе приобретает мощь и размах стихийной силы природы и способна изменить планетарную среду обитания живого или даже уничтожить саму жизнь. .
В философской культурной традиции возникли взаимоисключающие представления о феномене человека и его месте в мире. Так, античная парадигма в целом рассматривает бытие как упорядоченную систему — космос, важной составной частью которого является человек, подчиненный космическому порядку в плане безропотного принятия своей судьбы. Согласно идеям древнеиндийской философии, сформулированным в Упанишадах, все космические силы, созданные Атманом (абсолютным сознанием) и благодаря ему, вошли в че-
ловека и создали его тело и душу, являясь силами самого Атмана. А в протоиранской религии, зороастризме, человек помогает Богу-творцу в поддержании порядка, мира.
В интерпретации христианской философии человек — отчасти Бог, отчасти животное, отчасти бесконечен, отчасти конечен. Поскольку человек довольно сложная система, сочетающая в себе телесное, земное, греховное и духовное, божественное начало, то можно понять эти противоречивые суждения, характерные для всей истории религии и философии.
1 Совершенно иной взгляд представлен в трудах К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена, представлявших человека как результат космогенеза, считавших, что развитие человека идет к единому планетарному образованию и экспансии в просторы вселенной. Здесь ученые исходят из понимания человека как космопланетарного существа, как микровселенной, неразрывно связанного бесконечной «нитью жизни» с вселенной, которая является частью сверхвселенной, что предполагает вечность существования жизни и разума. '
- Актуальность исследования русского космизма связана с поисками путей выхода из кризиса, вызванного нарушением экологических связей, разрушающих природу, порождающих отчужденное, антигуманное отношение к космосу, а также с проблемами выживания человечества в условиях глобальных катастроф, а отсюда необходимостью разработки новой, по мнению западных и восточных философов, планетарной этики, способной привести человечество к благой жизни.
В философской литературе обозначена специфика и острота экологической ситуации, чреватой катастрофой для всей земной жизни.1 Специфика в том, что в нынешнюю эпоху происходит переход от тысячелетнего стихийного развития локальных цивилизаций, которые, сменяя друг друга, оставляли после себя разрушенную природу, к мировой цивилизации, чье существование зависит от соблюдения предельно допустимых нагрузок на природу. С точки зрения биологии, в природе действует «правило десяти процентов», то есть в экстремальных условиях земная природа способна выдержать десятикратную нагрузку в сравнении с обычной. Сегодня же созидательная деятельность человека часто нарушает это правило, поэтому она не соотносится с восстановительными возможностями биосферы, поэтому планетарные ресурсы жизнеобеспечения не выдерживают давления цивилизации и идет
1 См.: например, Человек в контексте глобальных проблем. —
М., 1989.
процесс их деградации. Если добавить к этому все остальные проблемы, то получим ужасающую картину абсурдности человеческого существования, трагического и неопределенного.
Представители восточной и западной философии для решения этой проблемы предлагают выход к общей нравственной платформе, к так называемой планетарной этике, о необходимости которой говорят К.О. Апель, С. Стоянов, Б. Матилал и др. Планетарная этика призвана защищать культурный плюрализм и отстаивать интересы всего человечества.
В этом смысле и привлекательна концепция русского космизма, уже получающая свое воплощение. Действительно, сегодня биосфера превращается в качественно новый феномен — ноосферу, как диалектическое единство биосферы и техносферы, а человечество — в социальный суперорганизм, обладающий планетарным сознанием, что, в свою очередь, поможет преодолеть кризис, вызванный глобальными проблемами.
Актуальность теории русского космизма прежде всего в том, что она может быть сориентирована на нравственное совершенство человека и человечества. В ней фиксируются закономерности, на основе которых должно осуществляться управление социально-природными процессами как в интересах самого человека, так и прогрессивного развития человеческой цивилизации на планете Земля. А это весьма актуально не только для изучения и решения экологических проблем, создания новой экокультуры, но и для решения проблемы бессмертия, которая всесторонне проанализирована в теории русского космизма.
Степень разработанности проблемы
Сегодня в отечественной литературе нет специальных исследований по нравственной мотивации космизма, также отсутствуют и специальные работы, посвященные этико-философскому анализу проблем, связанных с русским космизмом. В связи с этим в работе над исследованием автору пришлось проанализировать и использовать источники различных направлений философии, связанные с узловыми проблемами диссертации.
Прежде всего диссертант изучил работы, связанные с трактовкой понятия "космизм" и его сущностью. Кстати, этих работ тоже немного. Это труды В.Н. Гиренка, A.B. Гулыги, Л.Э. Венцковского и М.И. Потапенко, В.Н. Дуденкова, В.П. Казначеева и Е.А. Спирина, О.Д. Куракиной, С.Г. Семеновой. Названные авторы стоят в основном на позициях широкой трактовки русского космизма как специфического мировосприятия, как особенности рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего и во всем, как преобладания вселенского над индивидуальным. Учитывая все это, мы определяем космизм как уникальный тип мировосприятия, выражающийся идеей всеединства всего сущего с вселенной, гармонией человека и космоса, а также необходимостью продолжения продуктивных функций сознания в целях достижения бессмертия человека и человечества.
Пожалуй, на удовлетворительном уровне разработана проблема бытия человека, хотя ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единого мнения о месте и роли человека в универсуме. Для изучения этой проблемы автору пришлось проанализировать позицию различных философских школ и направлений от античности и до наших дней на основе многотомной истории философии. Комплексный подход к человеку, его сущности, диалектике отношений с обществом и природой представлен в работах Б.Г. Григорьяна, Л.П. Буе-вой, A.A. Гусейнова, И.Т. Фролова, О.П. Целиковой и др.
Представители зарубежной антропологической мысли акцентируют внимание, прежде всего, на существовании отдельного, конкретного индивида. Следует отметить, что ориентация на индивидуальность человека, его ценности, размышления по поводу человеческой активности, деятельности, свободы и ответственности, моральных установок характерны для многих авторов: А. Камю, Э. Мунье, Г. Парсонса, Ю. Хабермаса, Э. Фромма и др.
Значительное место в нашем исследовании занимает историко-философское учение о душе, которое наиболее полно разработано в трудах Аристотеля, для которого душа — активное целесообразное начало (энтелехия) живого тела, неотделимое от него. В трудах Р. Декарта душа и тело разделены на две самостоятельные, независящие друг от друга субстанции, а И. Кант выводит душу в область трансцендентальных идей, обуславливающих возможность человеческого бытия. Проблема бессмертия души и бессмертия человека является доминирующей в работах представителей религиозной философии: Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Франка, Н. Федорова, П. Флоренского. Что касается отечественной литературы последнего десятилетия, то исследований, посвященных проблеме смерти и бессмертия, не было, кроме небольших статей в философских журналах начала 90-х годов, а также текущих лет. Автор имеет в виду статьи Д.И. Дубровского, В. Пряхина, Р. Галимова и др., в которых подчеркивается, что для достижения бессмертия необходимо решить главную проблему бытия — проблему нравственного очищения человека, изменения нравственных устоев современного общества для чего, в свою очередь, необходима всеобщая воля к выживанию.
Эволюция человека от биосферы к ноосфере как проявление гуманистической философской традиции разрабатывалась в трудах В. Вернадского, Тейяра де Шардена. Именно в работах Вернадского сформулировано учение о биосфере и ее преобразовании в ноосферу. Биосфера Вернадского — это планетарно-космическое естественное явление, и ее живое вещество есть новая геологическая сила в эволюции планеты, когда все изменения, процессы и динамика на будущее определяются разумом человека. Идеи Вернадского получили развитие в работах B.C. Голубева, Э.В. Гирусова, А.Д. Урсула, H.H. Моисеева, A.A. Оносова и др. Ученые подчеркивают, что для выживания человечества есть только один путь — восхождение к ноосфере, всеобщий переход к ноосферному способу производства, где определяющим началом будет в первую очередь человеческая деятельность. А.Д. Урсул в своих работах развивает идеи перехода общества к устойчивому развитию, где одной из его ступеней развития и становления ноосферы будет космическое общество.
Определенные трудности автор испытал при анализе предпосылок русского космизма, которые почти не изучены в нашей литературе, есть определенные наметки в работе
В.Н. Дуденкова, но он отмечает лишь некоторые причины возникновения космизма, тем не менее, они оказались весьма полезными. Анализируя предпосылки русского космизма, диссертант обратился к истории русской культуры и философии, в частности, к трудам В.В. Зенковского, А.Ф. Замалеева, A.A. Галактионова, П.Ф. Никандрова и др.
В связи с анализом различных направлений космизма автор обратился к трудам В. Вернадского, К. Циолковского, А. Чижевского, Вл. Соловьева, С. Булгакова, Е. Блават-ской, Е. и Н. Рерихов, П. Флоренского, С. Франка, Ф. Гиренка, В. Дуденкова, А. Савина и ДР-
При обосновании особенностей нравственной мотивации русского космизма автор использовал источники представителей отечественной этики, работы: С.Ф. Анисимова, Б.П. Вышеславцева, A.A. Гусейнова, Д.П. Горского, П.А. Кропоткина, М.Г. Лазарь, М.Г. Макарова, М.П. Медянцевой, Н.О. Лосского, A.B. Разина, Н.К. Рериха, Н.В. Рыбаковой, А.И. Ти-таренко, В.А. Титова, Б.А. Чагина, О.П. Целиковой, а также H.A. Бердяева, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и др.
Цели и задачи исследования. Цель исследования обусловлена научно-практической актуальностью проблемы выживания самой человеческой цивилизации, включающей в себя осознание противоречий между обществом и природой. Целью данного исследования является философское обоснование нравственной мотивации космизма на базе методологических и метафизических оснований современной картины мира. Автор для реализации поставленной цели исследования ставит в данной работе следующие задачи:
• проанализировать тенденции космизма в истории западной философии;
• выявить предпосылки становления космизма в русской философии;
• обосновать нравственную мотивацию космизма;
• раскрыть нравственное содержание основных направлений русского космизма.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Для проведения своего
исследования автор опирался на методологию целостного, системного подхода к изучаемой проблеме. Поставленные цели исследования с необходимостью требовали от автора использования метода исторического и логического. В работе использованы положения и теории,
содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, этиков, социологов и их исследовательские данные.
Источниковедческая база исследования. Основу исследования, проведенного диссертантом, составляют работы:
• труды классиков отечественной и мировой философской мысли: Платона, Аристотеля, Р. Декарта, К. Маркса, В. Ленина, Г. Лейбница, Дж. Локка, Б. Спинозы, И. Канта,
A. Радищева, Г. Сковороды, Вл. Соловьева, Н. Федорова, Д. Юма и др.;
• естественнонаучные, философские и общественно-публицистические труды: С. Булгакова, Н. Бердяева, В. Вернадского, М. Гершензона, Б. Григорьяна, В. Голубева,
B. Зенковского, И. Ильина, Л. Карсавина, Р. Колленгвуда, А. Лосева, Н. Лосского, Н. Моисеева, Э. Мунье, А. Сухово-Кобылина, Г. Парсонса, Тейяра де Шардена, М. Шелера, Е. Трубецкого, П. Флоренского, С. Франка, М. Хайдеггера, Ю. Хабермаса, А. Урсула, А. Чижевского, К. Циолковского и др.;
• работы представителей современной отечественной этической мысли и социальной философии: С. Анисимова, Л. Архангельского, В. Василенко, Б. Вышеславцева, А. Гусейнова, Ю. Давыдова, П. Кропоткина, Г. Лазаря, М. Медянцевой, А. Разина, Н. Рериха, Н. Рыбаковой, А. Титаренко, В. Титова, О. Целиковой и др.
Научная новизна работы состоит в том, что автором:
• дано новое определение космизма как уникального типа мировосприятия, выражающегося идеей всеединства всего сущего с вселенной, гармонией человека и космоса, а также необходимостью продолжения продуктивных функций сознания в целях достижения бессмертия человека и человечества;
• на основе анализа проблем бытия человека в истории западной философии сделан вывод о том, что обращение к тенденциям развития вселенной нельзя исключать из мировоззренческого самоопределения человека;
• впервые проанализированы предпосылки русского космизма. Показано, что возникновение русского космизма было подготовлено всем ходом развития отечественной культуры, науки и философии, что он формировался под влиянием идей обожения космоса, со-
держащихся в ортодоксальных представлениях православной церкви, формировавшей особенности морального сознания русского народа — его религиозность, искание абсолютного добра, чуткость к искажениям добра злом и возможность достижения благой жизни в Царствии Божьем;
• впервые предпринят философский анализ нравственных оснований космизма и моральных мотивов деятельности представителей различных направлений космизма на современной методологической базе. Автор пришел к выводу, что главной нравственной основой (причиной) космизма и мотивом деятельности русских философов является чувство "долженствования" и обязательства перед живущими и будущими поколениями в сохранении человеческого вида вместе с его планетарно-вселенским окружением;
• сделан вывод, что особенность нравственной мотивации космизма в стремлении к благой жизни человека, который является не только биосоциальным существом, соблюдающим «земную этику», но также и гражданином эволюционизирующего космоса. В основе мотивации лежит обобщающий принцип дополнительности: синтез и диалектическая взаимосвязь истины, добра и красоты, любви, эгоизма, долга, добродетели, стремления к благой жизни, к счастью, к бессмертию через продолжение продуктивных функций сознания;
• сделан вывод, что работы