автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Нравственный опыт русской эмиграции первой волны

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Коханова, Анна Владиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Нравственный опыт русской эмиграции первой волны'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Коханова, Анна Владиславовна

Введение.

Глава I.

Феномен свободы в системе ценностей личности

§ 1. Свобода и необходимость

§2. Нравственная свобода

§3. Моральная ответственность

§4. Моральная оценка

Глава II.

Трагедия свободы русской эмиграции первой волны: политический аспект

§1. Непримиримые и сдавшиеся

§2. «Свобода от» и «свобода для»

§3. Проповедь общественного героизма

§4. Нравственная оценка: момент отсчета

Глава III.

Культура русского зарубежья: «сохранить и преумножить»

§ 1. Церковь и свобода

§2. Литература и свобода

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Коханова, Анна Владиславовна

В последнее время интерес к эмиграции как историческому и социальному явлению заметно возрос. Это связано и с тем, что существовавший ранее негласный запрет на все, связанное со сведениями, касающимися жизни за рубежом, был снят, и с тем, что замалчиваемая долгое время информация о Русском Зарубежье стала доступной, и множество исследователей получили возможность ознакомиться с наследием русской эмиграции. Но, в основном, работы о русской эмиграции первой волны носят характер исторического или социологического исследования, что обусловлено вполне естественным желанием использовать опыт предшественников, обосновавшихся за рубежом для адаптации в новой среде. Однако каждая волна эмиграции имела свою цель, свою задачу и, следовательно, свои пути воплощения этой задачи на практике, то есть определенную парадигму поведения.

В связи с этим, нужно говорить о неоднозначности такого явления как эмиграция. Эмиграционные и миграционные процессы происходили всегда и во всех странах (эмиграция представляет собой вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам1), по большей части они так или иначе связаны с различного рода кризисами. XX век, который характеризуется целой чередой войн, конфликтов и кризисов, стал для России эпохой исходов2.

1 Эмиграция // Толковый словарь русского языка в Зт. Т.З. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1961. - С. 1042.

2 «.по разным данным за пределами дореволюционной границы России проживает от 15 до 20 миллионов русских эмигрантов и их потомков, а распад СССР (1991 год) выбросил за пределы нынешней территории России еще около 25 миллионов русских, или, по крайней мере, в два раза больше россиян <.> около 30% россиян (или их потомков) живет за пределами России». II Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В. Эмиграция и репатриация в России. - М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001. - С.6-7.

Исторические, политологические и социологические исследования, посвященные эмиграции, при всей своей несомненной ценности, не позволяют, тем не менее, осознать эмиграцию как единое культурное явление, сосредоточиваясь преимущественно ,на его частных сторонах. Изучение эмиграции с этической точки зрения позволяет взглянуть на это явление в целом как на конфликт различных систем ценностей. В любом государстве политическая система соответствует сложившейся системе ценностей, поскольку они взаимосвязаны. И поскольку власть не может позволить, чтобы кто-либо усомнился в моральности ее действий, эмигранты, чья система нравственных ценностей не соответствует насаждаемой властями, объявляются «предателями»3 либо неудачниками, неспособными «отречься от старого мира» (а в действительности от усвоенных нравственных ценностей). Таким образом, эмиграция оказывается представленной не как Способ самозащиты личности, ее внутренней свободы4, а как вариант агрессии, направленной против государства. Следствием этого является вводимое властями ограничение информации о данном явлении и определенный социальный заказ при его исследовании. При этом эмиграции в любом случае приписывается единственный смысл - или сугубо отрицательный, или, напротив, при смене политического режима, положительный.

Так, любые работы, выходившие с 1918 по 1986гг. и посвященные эмиграции, являются советизированным исследованием фактов и явлений5. Эмиграция в них рассматривается исключительно как предательство родины. Исследования В.Комина, Л.Шкаренкова,

3 После НЭПа последовал массовый террор и фактическое превращение граждан в заложников государства, эмигрантов считали «предателями», «врагами Родины», «невозвращенцами». // Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурный феномен: Автореферат дис. к-та ист. наук. - М., 1993. - С.5.

4 В самом общем виде свободу внешнюю можно рассматривать как свободу поведения, а свободу внутреннюю - как свободу мыслить и переживать.

5 В период 1921 по 1926гг., когда за рубежом возникли и сформировались политические течения, не отвергавшие идею диалога и даже компромисса с Советской властью (сменовеховство и евразийство), их освещение в советской печати по-прежнему оставалось идеологизированным.

Ю-Мухачева, А.Афанасьева, В.Сонина и др. подтверждают это. Однако исследования постсоветского периода носят совершенно иную окраску, представляя русское зарубежье подлинной, свободной Россией, в отличие от России советской, где свобода была невозможна. И в том, и в другом случае нужно говорить о некоей мифологизации явления в целом и его результатов в частности.

Оправдание эмиграции (включая самооправдание) строилось на убеждении, что развитие культуры России возможно только вне метрополии, которая превратилась в территорию врага. Истинная же Россия - Россия Зарубежная, цель которой «спасти и сохранить» русскую культуру и систему нравственных ценностей, одним из основополагающих аспектов которой является внутренняя свобода.

В 1990-е гг. появился ряд работ, в которых русская эмиграция первой волны рассматривается более адекватно. Это исследования

A.Квакина, В.Пашуто, Е.Макаренкова, Я.Шабанова, Н.Омельченко, М.Г.Вандалковской и др. Однако данные исследования посвящены либо какому-то одному аспекту феномена эмиграции, либо освещают деятельность конкретного человека. Таковы работы О.Грибенчиковой,

B.Зеньковского, М.Агурского, О.Бесса, Р.Вильямс, А.Иониной. С культурологической точки зрения рассматривает феномен эмиграции первой волны О.Р.Демидова, которая приходит к важным философским выводам. Этики не обращались к этой проблематике, однако вольно или невольно все исследователи эмиграции давали этическую оценку этому явлению.

В целом к особенностям русской эмиграции первой волны исследователи относят:

См. например, белов В. Белая печать: ее идеология. - Пг.: Госиздат, 1922; Белов В. Белое похмелье: русская эмиграция на распутье. - М.; Пг.: Госиздат, 1923.)

1. Разнообразие социального, религиозного и этнического состава эмиграции, которое позволило назвать русских эмигрантов «обществом в изгнании» 6;

2. Сохранение «всего спектра политических взглядов и настроений дореволюционной России»;

3. Восприятие культуры как «существенной составной части . национального самосознания»;

4. Осознание своей миссии, которая состояла в том, чтобы «сохранить, развить и приумножить русскую культуру»7.

Все вышеизложенное делает весьма актуальным обращение к рассмотрению нравственного опыта8 эмиграции, которое не только позволило бы лучше понять то, что происходило с россиянами в трудные послеоктябрьские десятилетия, но и помогло вскрыть этические основы этого явления. Объяснить, каким образом реализовывалась в эмиграции свобода. Автор в данном исследовании обращается к нравственному опыту русской эмиграции первой волны, который находил свое проявление в таких формах деятельности русского зарубежья как политика, литература и церковная деятельность.

Необходимо подчеркнуть, что внимание автора исследования сосредоточено на нравственном опыте эмиграции первой волны, поскольку принципиальным для лежащей в основе работы концепции является положение о типологической несопоставимости данного культурного феномена с предшествующими и последующими явлениями такого рода. Послереволюционная эмиграция и высылки из страны писателей и деятелей культуры из советской России несопоставимы с известными случаями добровольной или

6 Ионина А.А. Литература русского зарубежья 1920-40-х гг. в оценке англоязычной славистики. Автореферат дне. к-та фил.наук. - М., 1995. - С.8.

7 Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - С. 15-24.

8 Нравственный опыт в понимании диссертанта - это процесс и результат критического осмысления действительности, базирующийся на системе нравственных ценностей. вынужденной эмиграции писателей в предшествующие и последующие эпохи. Любая эмиграция является результатом самоопределения личности. Эмиграция 1920-х гг. представляет собой единственный в современной истории массовый выезд деятелей культуры по причинам нравственного характера. Эти причины были обусловлены политикой государства, направленной на уничтожение культурного слоя населения под предлогом формирования новой культуры.

В равной степени послереволюционная эмиграция несопоставима с эмиграциями второй, третьей и последующих волн из Советского Союза и постсоветской России, поскольку эмигранты всех указанных волн преследовали различные цели, основанные на разных системах ценностей. В связи с этим уместно говорить о том, что эмиграция первой волны сформировала «государство в государстве» -Зарубежную Россию, в основе которого лежала прежняя система нравственных ценностей и прежние социальные отношения. Вследствие этого эмиграция первой волны считала своей задачей сохранение и приумножение ценностей культуры, в отличие от добровольной культурной ассимиляции эмигрантов последующих волн.

Философско-этический подход позволяет рассмотреть эмиграцию через призму понятий свобода, нравственный опыт, зависимость, нравственная свобода, необходимость, воля, своеволие, ответственность, оценка. Благодаря этому эмиграция изучается не только как социально-политический, но и как этический феномен. В сущности, этический подход позволяет перейти на качественно новый уровень изучения явления, не ограничивая его исключительно внешними проявлениями. Эмиграция как этический феномен предстает как способ противостояния власти, являясь одновременно и бунтом против власти, и бегством от нее. Эмиграция как бунт личности против навязываемых государством ценностей предполагает наличие конфликта различных ценностных систем, представленных личностью и государством. Эмиграция как бегство личности от репрессивного аппарата государства также выявляет конфронтацию систем нравственных ценностей. И в том, и в другом случае личность предстает как автономный субъект, отрицающий возможность осуществления патерналистской опеки со стороны государства по отношению к нему и не приемлющий навязываемой системы ценностей.

В самом явлении эмиграции можно выделить два аспекта проблемы, ее можно рассматривать как процесс и как результат обретения опыта свободы. Эмиграция как результат поиска свободы может быть представлен как бегство. Эмиграция как процесс поиска свободы подразумевает постоянно разворачивающуюся цепочку причин, действий и их следствий, анализа результатов и новых действий и, по сути, является, в данном случае продолжительной войной за утверждение собственной системы ценностей.

Говоря об эмиграции первой волны, можно отметить, что результатом поиска свободы был выезд за границу - действие, повлекшее за собой новое осмысление свободы и ограничений, осознание своего места в изменившемся мире и формирование тех связей и отношений, которые могли воплотить необходимую эмигрантам модель свободы. Вместе с тем, реализация свободы, то есть процесс обретения опыта свободы, оказался ограничен именно сформировавшимися ранее представлениями о свободе, что в значительной степени предопределило конфронтацию внутри самой диаспоры.

Несомненно, обретение опыта свободы возможно разными путями, для одних свобода является политическим понятием, другие в понятие «свобода» вкладывают иной смысл - свободу самовыражения, свободу творчества, для третьих свобода есть ничто иное, как произвол, то есть возможность осуществлять свою свободу любыми способами. Для эмигрантов первой волны, свобода политическая выражалась в сохранении дореволюционной многопартийности, что приводило к многочисленным конфликтам и взаимным обвинениям и, в сущности, только ослабляло эмиграцию. В зависимость от политики ставилась и свобода самовыражения. Получается, что свобода творчества, свобода духа, которая является одной из абсолютных ценностей, оказалась ограничена необходимостью не сверхвременного характера, а навязываемым партиями контролем.

Цель диссертационного исследования - рассмотреть нравственный опыт русского зарубежья во всем его многообразии в категориях философско-этического анализа и ввести указанную тематику в проблемное поле этической теории.

Объектом исследования русская эмиграция первой волны.

Предметом исследования выступает нравственный опыт эмиграции первой волны в политике, религии, художественном творчестве, рассматриваемый в аспекте понимания свободы.

Исследование нравственного опыта как этического феномена производится на основе контекстного анализа обширной группы источников разного характера и носит комплексный характер, опираясь на методы и фактические данные нескольких областей гуманитарного знания: этики, социальной философии, истории, литературы и истории культуры.

Задачи исследования:

- Исследовать нравственный опыт русской эмиграции в сфере культуры (политика, церковь, литература);

- Охарактеризовать систему нравственных ценностей русской эмиграции с точки зрения сложившегося в русской эмиграции понимания свободы;

- Выявить содержание категории свободы в различных сферах жизни русского зарубежья;

- Проанализировать соотношение внешней и внутренней свободы;

- Исследовать условия реализации нравственной свободы в диаспоре;

- Исследовать взгляды эмигрантов на проблему свободы в диаспоре и метрополии;

- Описать модели свободы сложившиеся в эмигрантском сознании и бытии;

- Определить формы моральной ответственности и выявить характер связи моральной ответственности и нравственной свободы в самосознании русской эмиграции.

Методология данного исследования задана актуальностью философско-этического анализа нравственного опыта русской эмиграции. Исследование нравственного опыта русской эмиграции как этического феномена производится на основе междисциплинарного анализа обширной группы источников разного характера. Оно выполнено в философско-культурологической, аксиологической методологии с использованием методов реконструкции, компаративистики, системного, феменологического, герменевнического подходов.

Кроме того, для разработки положений диссертации автор опирался на многочисленные труды отечественных и зарубежных исследователей в области этики (Ортега-и-Гассет, Ф.Ницше, Г.Федотов, С.Кьеркегор,

A.А.Гуссейнов, И.Л.Зеленкова), социальной философии (Л.Шестов, Н.Бердяев, И.Берлин), философии культуры (Н.Данилевский, К.Леонтьев,

B.Соловьев, С.Трубецкой), Эстетики (А.П.Валицкая, О.Р.Демидова).

Исходными понятиями настоящего исследования являются понятие нравственный опыт, который определяется как процесс и результат критического осмысления действительности, базирующийся на системе нравственных ценностей, и понятие свобода, определяемое как возможность поступать в соответствии с собственной системой ценностей, не детерминированной внешними условиями.

Актуальность и новизна исследования обусловлена примененной в диссертации философско-этической методологией анализа феномена эмиграции как опыта обретения свободы.

Философско-этическая методология позволяет проанализировать феномен эмиграции как опыт обретения свободы. Благодаря этому эмиграция изучается не только как социально-политический, но и как этический феномен. Тем самым удается глубже и точнее понять трагедию русской эмиграции первой волны.

Для анализа нравственного опыта русской эмиграции автор данного исследования обращается к изучению таких форм культуры русского зарубежья как политика, литература и церковная деятельность, поскольку именно в них наиболее проявились противоречия между внутренней и внешней свободой. Необходимо подчеркнуть, что внимание автора исследования сосредоточено на нравственном опыте эмиграции первой волны, так как принципиальным для лежащей в основе работы концепции является, положение о типологической несопоставимости данного культурного феномена с предшествующими и последующими явлениями такого рода. Послереволюционная эмиграция и высылки из страны писателей и деятелей культуры из советской России не сравнимы с известными случаями добровольной или вынужденной эмиграции писателей в предшествующие и последующие эпохи.

В диссертации обосновываются следующие положения:

1. Эмиграция первой волны представляет собой феномен поиска свободы в результате конфликта системы ценностных ориентаций личности с идеологией.

2. Стремясь к достижению свободы и различая свободу внешнюю и свободу внутреннюю эмигранты объективно сумели достичь именно внешней свободы.

3. В поисках свободы эмигранты старшего поколения были ориентированы на прежнюю систему отношений и социальных ценностей.

4. Это обстоятельство привело к конфликту «отцов» и «детей», который может быть сведен к необходимости для старшего поколения воссоздать прежнюю систему отношений и нравственных ценностей внутри диаспоры.

5. Вышеозначенные факторы привели для большинства к замене ответственности перед собой - ответственностью перед группой.

Научное и практическое значение диссертации. Результаты и материалы проведенного исследования могут быть использованы при чтении лекций, проведении семинарских занятий, разработке новых курсов по этике, истории, культурологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре эстетики и этики Российского Государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. По материалам исследования диссертантом опубликовано 7 работ. Основные идеи и выводы излагались в выступлениях, докладах и тезисах на следующих конференциях: Санкт-Петербургская научно-практическая конференция "Социальный кризис и социальная катастрофа", Международная научно-практическая конференция «Роль женщины в развитии высшего образования в XXI веке», международная конференция «Византийское богословие и традиция религиозно-философской мысли в России» и др.

Структура диссертации и последовательность изложения материала обусловлены логикой рассматриваемых проблем, поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Нравственный опыт русской эмиграции первой волны"

Эмигранты первой волны, бегством спасавшиеся из большевистской России, надеялись обрести за рубежом свободу, которой они были лишены при новом режиме. Но смогли ли они обрести искомое? С одной стороны, да, несомненно. Все они могли жить без постоянного страха перед арестом, могли не скрывать своих политических, конфессиональных и прочих убеждений. Но в то же время их свобода также оказалась ограничена, как и свобода оставшихся в СССР. Разумеется, различалась степень ограничения, различными были и методы ограничения, но, тем не менее, эмигрантов невозможно назвать полностью свободными.Прежде всего, их несвобода выражалась в политической зависимости от партий или объединений, членами которых эмигранты являлись. Вследствие этого возникала и проблема ответственности индивида не перед собой, а перед товарищами по партии, а нравственная оценка, ориентированная на абсолютные ценности, превращалась в обычную, обусловленную обстоятельствами, давлением власти (партии). •^^ там же, 234."" цит. по: Варшавский B.C. Незамеченное поколение. - М.: ИНЭКС. 1992. - 165.В аспекте конфессиональном отсутствие свободы прослеживается менее четко, т.к., в основном, проявлялось оно в виде раскола на уровне духовенства (причем, высшего) и светской элиты эмиграции , в то время как на уровне приходов разделение церкви на подчиняющуюся Епископскому Синоду в Сремских Карловицах (так называемую карловицкую или синодальную церковь) и признающую власть митрополита Евлогия, не являлось существенно значимым. Тем не менее, фактом, ограничивающим свободу, была политизация церкви (карловицкой) и, вследствие этого, ориентация исключительно на жизнь и реалии прежней России, и порожденные расколом конфликты среди духовенства, влиявшие на околоцерковную деятельность , Эти конфликты, в свою очередь, оказывали негативное влияние на умонастроение эмигрантов, которые считали, что сохранение и развитие культурного наследия России невозможно без сохранения единства нации (в данном случае, русской диаспоры), тем более, что пример постреволюционной деградации нравов был хорошо известен. А фактором, позволяющим сохранить единство нации, признавалось объединение вокруг церкви как хранительницы русской культуры и православных традиций, на основе которых изначально строилось русское государство.Наиболее очевидным редуцирование свободы оказалось в области литературы. Свободу ограничивали и конфликт «отцов и детей», и проблемы ассимиляции молодого поколения, и отсутствие признания, как среди соотечественников, так и в зарубежных странах.Но несмотря на все вышеуказанные ограничения эмигранты сумели обрести опыт свободы. Прежде всего, опыт свободы выражался в творчестве и, самое главное, в сохранении русской культуры. Именно сверхзадача сохранения национального "'* Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. - М.: Прогресс Академия. 1994. - С . 159.самосознания, отечественного культурного наследия стала миссией русской эмиграции, которую она могла свободно выполнить в определенных условиях.Как явствует из опыта жизни диаспоры, самым трудным моментом для всех эмигрантов первой волны был момент самоидентификации. В результате утраты психологических и духовных ориентиров, крушения идеалов бывшие подданные Российской империи оказались в духовной изоляции. Прежде всего, они осознавали свое бегство (или высылку) как отрыв от родины, пусть временный, но от этого не менее болезненный. Второй проблемой была изоляция от общества, в котором они оказались; этим обусловлено появление «русского Парижа», «Русского Берлина» и других центров русской культуры. Поэтому актуальным был вопрос, как создать Россию за пределами России. В связи с изоляцией от жизни стран-реципиентов возникала и проблема адаптации и логически связанная с нею проблема ассимиляции.В ходе исследования было выяснено, что особенностью нравственных исканий русских эмигрантов оказалась их ориентация именно на культуру родины, а не страны-реципиента, поэтому свободу выбора они осуществляли, опираясь на уже усвоенные личностью нравственные ценности. Для них главным критерием собственного статуса, востребованности и значимости являлась вписанность в культуру диаспоры, которая продолжала традиции русской культуры.Однако поскольку русская культура представляет собой часть культуры мировой, то через нее усваивался и опыт общечеловеческой нравственной культуры.В период социальных кризисов и катастроф человек должен сохранять свою личность и индивидуальность, чтобы не превратиться в легко управляемого человека-массу. Несомненно, таким стержнем, "'^ Одним из самых ярких примеров такого конфликта был факт отлучения от церкви Епископским Синодом в Сремски Карловицах о. Сергия Булгакова (ректора Богословского не позволяющим допустить омассовление сознания, являются нравственные ценности, которые находят свое выражение в нравственном опыте индивида. Опираясь на собственный опыт, который может быть представлен одновременно как результат нравственных установок и процесс обретения нравственных ориентиров, индивид реализует свободу выбора. На его выбор будет влиять множество факторов, среди которых, помимо системы нравственных ценностей, на которую данный индивид ориентируется, немаловажное значение имеет система социальных установок, то есть политическая, экономическая и прочие системы государственного управления. В эмиграции выбор был обусловлен всеми этими факторами, несмотря на то, официально государства эмигрантов не существовало. Таким «государством» являлась диаспора, взявшая на себя функции государства для изгнанников.Конфликт возникает, когда система нравственных ценностей начинает противоречить любому из аспектов сложившейся государственной системы. В этом случае человек оказывается перед выбором системы ценностных ориентации: либо во главу угла он будет ставить нравственные ценности, ориентируясь на которые он подтверждает свою причастность к общечеловеческим и культурным ценностям, либо изберет систему прагматических ценностей. Если общечеловеческий опыт нравственной культуры человеком усвоен, он избирает первый путь, продолжая саморазвитие собственной личности, и тем самым, внося свой вклад в развитие общечеловеческих нравственных и культурных ценностей. Казалось бы, русские эмигранты, усвоив общечеловеческие и культурные ценности еще до изгнания, должны были легко вписаться в жизнь другой страны, где ценности эти не подверглись тому пересмотру, вернее, отрицанию, как в России после революции. Но этого не произошло: русские эмигранты предпочитали жизнь диаспоры жизни института имена св. Сергия) за его философские взгляды.Приютившей их страны "^ . Этому много объяснений: и ощущение временности изгнания, и несоответствие систем нравственных ценностей, и просто нежелание начинать строить жизнь заново (тем более, что в отличие от последующих волн эмиграции, за границу бежали не для того, чтобы найти себе место в другом обществе, обрести новое гражданство и связанные с изменивщимся статусом преимущества, а чтобы сохранить жизнь и свободу). Отказ от ассимиляции был также обусловлен желанием сохранить прежнюю систему социальных отношений, что позволяло создавать относительный психологический комфорт.Можно сделать вывод о том, что для русских эмигрантов первой волны, надеявшихся обрести свободу за рубежом, нужна была свобода определенной, русской модели, которую они и пытались воссоздать в рамках диаспоры. Именно этим и объясняется их невписанность в жизнь страны-реципиента. Кроме того, в обретении свободы эмигрантами немаловажную роль играло и желание, вернее, нежелание стран-реципиентов дать им эту свободу. Таким образом, получается, что, покинув Россию в надежде обрести свободу за границей, русские эмигранты первой волны не смогли обрести ее. При этом, нужно отметить, что, покидая Россию, люди, в первую очередь, пытались сохранить свободу внешнюю, «свободу тела», а не «свободу духа» . «Свободу духа», то есть внутреннюю свободу эмигранты предполагали обрести за границей, как результат свободы внешней.Этого не произошло по нескольким причинам: во-первых, из-за внутренних конфликтов, в результате которых свобода превращалась в произвол. Во-вторых, из-за проблем внешних, то есть отношения стран-реципиентов к изгнанникам, как к нежелательным иностранцам и, вследствие этого, ограничения прав последних. И, в-третьих, в не соответствовала критериям современного Запада». // Терапиано Ю.К. Встречи. Нью-Йорк: Изд-во им.Чехова. 1953.-C.53.силу действия психологического фактора - неприятия аккультурации и, значит, модели свободы, предлагаемой страной реципиентом.В отличие от последующих волн эмиграции, задачей которых была именно ассимиляция и полное принятие нравственных и культурных ценностей, в том числе и предлагаемой модели свободы, эмиграция первой волны считала своей задачей сохранение и преумножение русской культуры с ее ценностными акцентами и пониманием свободы^"* .^ Поэтому сейчас, когда стране необходимо вновь обрести нравственные устои, не зависящие от западной ориентации на прагматические ценности, нравственный опыт эмиграции первой волны может помочь восстановить нравственный облик русского человека, ориентированного на абсолютные ценности."''^ Термины Г.П.Федотова. // Федотов Г.П. Рождение свободы // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2 т. Т.2. - СПб.: София, 1991. - 258. •'•- При этом главной мыслью было: «Культура, сознающая себя частью более широкого целого, видоизменяется вместе с другими и может сохраниться в полном цвету, потому что изменение или рост есть свойство исторического процесса». // Мандельштам И.Я. Вторая книга. - М.: Согласие, 1999. - Список публикаций:

1. Неизвестная Нагродская // Ей не дано прокладывать новые пути...(Из истории женского движения в России). Вып. 2 - СПб.: Невский институт языка и культуры, 1998. - 46-51

2. Баронесса Таубе: кто она? // Женский вопрос в контексте национальной культуры. Вып.З (Сборник научных трудов) - СПб.:

6.И., 1999.-С.61-68

3. Автобиография Н.Н.Берберовой как повествование, построенное по законам жития // Verbum. Вып.Ill, Византийское богословие и традиция религиозно-философской мысли в России (Материалы международной конференции, 26-30 сентября 2000г., СПб.) - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Философского общества, 2000. - 68-

4. Поколения в эпоху кризиса (Санкт-Петербургская научно практическая конференция "Социальный кризис и социальная катастрофа", март 2001) - в печати

5. Женщина в высшем образовании: свобода выбора // Международная научно-практическая конференция «Роль женщины в развитии высшего образования в XXI веке» 28-29сентября, 2001.СПб.:б.и., 2 0 0 1 . - С . 54-55

6. Марина Цветаева в эмиграции: аспект свободы (Ивановская научно практическая конференция «М.Цветаева и К.Бальмонт») - в печати

7. Русские интеллигенты: эмиграция как пространства политической свободы (III Крымские Международные научные чтения М.Горького «Судьбы русской интеллигенции») 19-22сентября, 2002. Алупка: Таврический национальный университете им. В.И.Вернадского, 2002. • в печати

 

Список научной литературыКоханова, Анна Владиславовна, диссертация по теме "Этика"

1. Самыми знаменитыми были воскресенья у Мережковских, на которые собирались молодые поэты и писатели, и их «Зеленая лампа», известен был и «салон» Цетлиных, и организованный позднее «Круг» Фондаминского.

2. Термины Г.П.Федотова. // Федотов Г.П. Рождение свободы // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2 т. Т.2. СПб.: София, 1991. - С.258.

3. Неизвестная Нагродская // Ей не дано прокладывать новые пути. (Из истории женского движения в России). Вып. 2 СПб.: Невский институт языка и культуры, 1998. - С.46-51

4. Баронесса Таубе: кто она? // Женский вопрос в контексте национальной культуры. Вып.З (Сборник научных трудов) СПб.: б.и., 1999. -С.61-68

5. Поколения в эпоху кризиса (Санкт-Петербургская научно-практическая конференция "Социальный кризис и социальная катастрофа", март 2001) в печати

6. Женщина в высшем образовании: свобода выбора // Международная научно-практическая конференция «Роль женщины в развитии высшего образования в XXI веке» 28-29сентября, 2001. СПб.: б.и., 2001.-С. 54-55

7. Марина Цветаева в эмиграции: аспект свободы (Ивановская научно-практическая конференция «М.Цветаева и К.Бальмонт») в печати

8. Адамович Г.В. Василий Алексеевич Маклаков: Политик, юрист, человек. Париж: Изд. друзей В.А.Маклакова, 1959. - 261с.

9. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. М.: Республика, 1996. 446с.

10. Адамович Г.В. Собрание сочинений. Литературные беседы (Вст.ст., сост. и прим. ОА.Коростелева). СПб.: Алетейя, 1998. - 509с.

11. Аксакова Т.А. Дочь генеалога // Минувшее. 1991. - №4. - С.1-95

12. Алданов М.А. Очерки. М.: Новости, 1995. - 636с.

13. Александров В. На чужих берегах (Предисл. Л.К.Шкаренкова). М.: Прогресс, 1987.-232с.

14. Александров С.А. Лидер российских кадетов П.Н.Милюков в эмиграции. (Послесл. М.Г.Вандалковской). М.: АИРО-ХХ, 1996. -151с.

15. Александровский Б.Н. Из пережитого в чужих краях. Воспоминания и думы бывшего эмигранта. М.: Мысль, 1969. - 374с.

16. Андронов Ю.В. Русская социально-политическая мысль XIX- нач. XX века: К.Н.Леонтьев. М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 224с.

17. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской Дм.) Избранное. (Сост., авт. вст. ст. Ю.Линник). Петрозаводск: Святой остров (Фонд культуры Карелии), 1992. - 575с.

18. Архиепископ Иоанн Шаховской (Шаховской Дм.) Вера и достоверность. Париж: б.и., 1982. - 266с.

19. З.Бажов С.И. Культура и цивилизация в философско-исторической концепции Н.Я.Данилевского: (Критический анализ): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09.00.03)/ АН СССР, Ин-т философии. -М., 1989. -22с.

20. Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа. М. Эдиториал УРСС, 1999. - 279с.П.Батова Н.К. Вязь души моей: (О философии Льва Шестова). М.: КМК1sci.press, 2000. 157с.

21. Бахрах А. По памяти, по записям. Литературные портреты. Paris: La Presse Libre, 1980. - 204c.

22. Безобразов В.П. Война и революция. Очерки нашего времени. М.: Университетская типография (Катков и К0), 1873. - 153с.

23. Берберова Н.Н. Биянкурские праздники; Рассказы в изгнании. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1997. -464с.

24. Берберова Н.Н. Железная женщина. М.: Политиздат, 1991. - 383с.

25. Берберова Н.Н. Курсив мой. (Вст.ст. В.П.Кочетова, Г.И.Мосешвили). -М.: Согласие, 1996. 736с.

26. Бердяев Н. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции // Новый град. -1938,- №13. С.14-36

27. Бердяев Н. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс: ХДС-Пресс, 1991. - 81с.

28. Бердяев Н. О социализме // Русское Зарубежье. Л.: Лениздат, 1991. С. 151-177

29. Бердяев Н. Судьба России. (Сост., вст.ст. и коммент. В.В.Шкоды). — М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. 735с.

30. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993. 383с.

31. Бердяев Н.А. Правомьгслие и свободомыслие // Современные записки, 1928, №23-31

32. Бердяев Н.А. Самопознание. JL: Лениздат, 1991. - 398с.

33. Берлин И. Философия свободы. Европа. / Предисловия А.Эткинда. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 448с.

34. Бестужев-Рюмин К.Н. Теория культурно-исторических типов /Н.Я.Данилевский Россия и Европа. СПб.: тип. бр. Пантелеевых, 1889. -610с.

35. Бицилли П. Нация и народ // Современные записки. 1928. - №37. -С.310-341

36. Бицилли П. Нация и язык /Современные записки. 1929. - №40. -• С. 403-426

37. Богомолов Н.А. Об одной литературно-политической полемике 1927г. // Российский литературоведческий журнал. 1994. - №4. - С. 19-24

38. Будницкий О. Женщины-террористки в России. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 145с.

39. Бузский М.П. Фактор свободы в субъектном регулировании общества. -Волгоград: Изд-во ВАГС, 1998. -148с.

40. Бунин И.А. Окаянные дни. Дневники, рассказы, воспоминания, стихотворения. (Предисл. О.Михайлова и С.Крыжицкого). Тула: Приок. кн. изд-во, 1992. - 319с.

41. Бушков А.А. Дракон московский /Бушков А.А. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы. М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: Нева; Красноярск: Бонус, 2001. - С.357-431

42. Бычко И.В. В лабиринтах свободы. М.: Политиздат, 1976. 159с.

43. Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М.: Памятники исторической мысли, 1997. -350с.

44. Вандалковская М.Г. П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер: история и политика. М.: Наука, 1992. - 285с.

45. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. М.: ИНЭКС, 1992. - 384с.

46. Вишняк М. Зарубежные искания // Современные записки. 1930.43. С.387-405

47. Вишняк М. На родине. Мы и они / Сб. Публицистика русского зарубежья: 1920-1945. (Составители Кузнецов И.В., Зеленина Е.В.). -М.: Союзполиграфпром, 1999. С. 103-120

48. Вишняк М. Современные записки. Воспоминания редактора. (Вст.ст. Л.Аллена). СПб.: Logos, Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. - 240с.

49. Волконский С.М. О русском языке // Современные записки. 1923. -№15. - С. 243-262

50. Гиппиус 3. Дневники. В 2 кн. М.: НПК Интервак, 1999. - 736с.

51. Гиппиус 3. Живые лица. Стихи. Дневники. Воспоминания. В 2т. -Тбилиси: Мерани, 1991.

52. Гиппиус 3. Новь // Современные записки. 1925. - №23. - С.421-430

53. Гиппиус 3., Мережковский Д. Литературный смотр. New York : New England Publishing Co, 1983. - 127c.

54. Гнедин E. Катастрофа и второе рождение. Мемуарные записки. -Амстердам: фонд им. Герцена, 1977. 328с.

55. Головина А.С. Вилла «Надежда»: Стихи. Рассказы. (Сост. Л.Г.Баранова-Гонченко). -М.: Современник, 1992. -367с.

56. Горбач Е.Н. Историко-философские исследования В.В.Зеньковского: Автореферат диссертации на зван, канд.фил.наук (09.00.03)/Ин-т философии. М., 1997. - 18с.

57. Гребенщиков В.А. Истина и реальность свободы. М.: Тематик, 1997. -43с.

58. Грудцова О. Довольно, я больше не играю. Повесть о моей жизни // Минувшее. 1996. - №19. - С.7-135

59. Гуль Р.Б. Я унес Россию: Апология эмиграции. В 3 т. (Предисловие О. Коросте лева). -М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001.

60. Гур С.Н. Этико-эстетическая концепция Хосе Ортеги-и-Гассета. Автореф. . к.фил.н. (09.00.03). Киев, 1991. 14с.

61. Гусев К.В. Рыцари террора: О террористической деятельностипартии эсеров. М.: Луч, 1992. 141с.

62. Гусева А.В. Проблема сознания в философии всеединства (В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой) Автореферат диссертации на зван, канд.фил.наук (09.00.03)/ЛГПИ. Л., 1988.

63. Гусейнов А.А. Высшие ценности. М.: Молодая гвардия, 1971. - 192с.

64. Гусейнов А.А. Моральный выбор. М. Изд-во МГУ, 1981. - 344с.

65. Дальние берега: Портреты писателей эмиграции (Сост., авт. предисл. и коммент. В Крейд). -М.: Республика, 1994. 383с.

66. Дамье Н.В. Философия истории К.Н.Леонтьева: Автореферат . канд.фил.наук (09.00.03)/ Ин-т философии. М., 1993.

67. Данилевский А. Русская культура ХХв: метрополия и диаспора: сб. ст./ред. А. Данилевский Tartu: Tartu iilikoli kiijastus, 1996. - 335c.

68. Данилевский А., ред. сб. Культура русской диаспоры: саморефлексия и самоидентификация/ Материалы Международного семинара, 25-29 сент. 1996г. Tartu: Tartu ulikoli kiijastus, 1997.

69. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому (Вст. ст. А.А.Галактионова , Н.Н.Страхова). 6 изд. - СПб: Глаголь; Изд-во СПб ун-та, 1995.-513с.

70. Демидова О.Р. Духовные искания русской эмиграции первой волны как продолжение традиции серебряного века // Inteligencia, tradicia i nowe crazy. Krakow: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellonskiego, 2001. C.149-158.

71. Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь: Стихотворения. Политический памфлет. Проза. Воспоминания. (Сост., вст.ст., коммент. В.И.Коровина). -М.: Терра, 1994.-768с.

72. Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. М.: Книга, 1991. - 336с.

73. Дробжева Г.М. Проблемы социокультурного идеала в социально-философских воззрениях К.Н.Леонтьева: Автореферат . канд.фил.наук (09.00.03)/М. гос. пед. ун-т им. В.И.Ленина. -М., 1995.

74. Дудкин В.В. Достоевский Ницше: Проблема человека: Автореферат . д.ф.н. (10.01.01)/Карел, гос.пед. ун-т. - Петрозаводск, 1997.

75. Душкин В. Забытые. Paris, IMCA Press, 1983. - 150с.

76. Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурный феномен. Автореферат дис. . к.и.н. М., 1993.

77. Ефанова В.К. Домой с черного хода. М.: Издательство Н.Бочкаревой, 1999.-320с.

78. Жикаренцев В.В. Путь к свободе: взгляд в себя. СПб.: ООО Золотой век; ТОО Диамант, 1997. - 269с.

79. Жикаренцев В.В. Путь к свободе: добро и зло. Игра в дуальность. -СПб.: Золотой век; Диамант, 1997. 222с.

80. Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В. Эмиграция и репатриация в России. М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001. - 490с.

81. Ипполитов С.С., Недбаевский В.М., Руденцова Ю.И. Три столицыизгнания. Константинополь. Берлин. Париж. Центры зарубежной России 1920х-1930х гг. М.: СПАС, 1999. - 208с.

82. К.Н.Леонтьев: pro et contra: Личность и творчество К.Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей, 1891 1917гг.: Антология: в 2 кн. - СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 1995.

83. Каган М.С., Хшпухина Е.Г. Проблема «Запад Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур. - М.: Наука. Изд. фирма «Вост. лит.», 1994. - 158с.

84. Калмыков Р.Б. Анатомия свободы. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1995.-25с.

85. Камбар Г.А. Критический анализ философско-эстетической концепции Ф.Ницше: Автореферат диссертации на зван, канд.фил.наук (09.00.04)/ ЛГУ им. А.А.Жданова. Л, 1986. - 18с.

86. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. (Сост. и вст. ст. С.С.Хоружего). М.:Ренессанс, 1992. - 325с.

87. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1993. - 351с.

88. Кичкасов Н. Белогвардейский террор против СССР (по материалам процесса пяти монархистов-террористов). М.: Издание Литиздата Народного Комиссариата по Иностранным Делам, 1928. - 63с.

89. Юное Э. Ницше в России: Революция морального сознания. СПб., 1999.-253с.

90. Князья Трубецкие Россия воспрянет! М.: Воениздат, 1996. - 527с.

91. Козлова О.В. Проблема свободы в русской экзистенциальной философии: Автореферат . канд.фил.наук (09.00.03) / Яросл. гос. мед. акад. Ярославль, 1996. -23с.

92. Коковцов В.Н. Из моего прошлого: Воспоминания. (Сост. текста., авт.вст.ст. и комментар. Волк С.С.). М.: Современник. 1991. - 591с.

93. Колесников М.П. Свобода как универсальная ценность: Социально-философский аспект: Автореферат диссертации на зван. канд.фил.наук (09.00.03)/ Харьков, гос. пед. ин-т им. Г.С.Сковороды. Харьков, 1992. -20с.

94. Комаров Н.Н., Махрова К.В., Рутченко М.Н. и др. Российский военный сборник. М.: Военный университет, Русский путь, 1999. 636с.

95. Косик В.И. К.Леонтьев: размышления на славянскую тему /МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: Зерцало, 1997. - 235с.

96. Крайний Антон Литературная запись. О молодых и средних // Современные записки. 1924. - №19. - С.234-249

97. Крайний Антон Литературная запись. Полет в Европу // Современные записки. 1924. - №18. - С.123-138

98. Красавченко Т.Н. Гайто Газданов: философия жизни // Российский литературоведческий журнал. 1993. - №2. - С. 97-108

99. Кривоногов Н. Век XX. Война. Революция. Апатриды. Париж: б.и., 1983.-305с.

100. Кузнецова Г. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. М.: Моск. рабочий, 1995. - 410с.

101. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Избранное. М.: Советская Россия, 1991. - 445с.

102. Куприн А.И. Голос оттуда. 1919-1934. (Сост., вст.ст., примеч. О.С. Фигурновой). М.: Согласие, 1999. - 736с.

103. Курабцев В.Л. Проблема человека в философии Л. Шестова: Автореферат . канд.фил.наук (09.00.03)/МГУ им. М.В.Ломоносова -М., 1992.- 16с.

104. Кускова Е.Д. А что внутри? / Сб. Публицистика русского зарубежья. 1920-1945 (Составители: Зеленина Е.В., Кузнецов И.В. и др.). М.: Союзполиграфпром, 1999. С. 123-130

105. Ландау Г.А. Сумерки Европы. Берлин: Слово, 1923. - 374с.

106. Ландау Г.А. Эпиграфы: (Берлин, 1927 Париж, 1930). - М.: Пробел,1997. 95с.

107. Левицкий С.А. Трагедия свободы. Frankfurt-am-Main: Посев, 1958. -350с.

108. Леонтьев К. Избранное. М.: Рарогъ; Московский рабочий, 1993. -400с.

109. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство: философская и политическая публицистика. М.: Республика, 1996. - 798с.

110. Литаврина М.Г. Русские драматические театры в Париже. (1924-1943 гг.) /Сб. ст. Культурная миссия Российского Зарубежья: История и современность. (Отв. ред. Шулепова Э.А.) М.: Мин-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии, 1999. - С. 70-77

111. Лосский Н. Индустриализм, коммунизм и утрата личности // Новый град. 1936. - №11. - С. 42-49

112. Лунгина Д.А. Кьеркегор и проблема науки // Вопросы философии. -2000.-№1.- С. 161-167

113. Любимов Л. На чужбине. Ташкент: Узбекистан, 1990. - 384с.

114. Маклаков В. Из прошлого // Современные записки. 1929. - №38. -С.276-314

115. Маклаков В.А. Из воспоминаний. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954.-411с.

116. Максимов A.M. Измерения свободы. Екатеринбург: Б.и., 1994. -151с.

117. Мандельштам Н.Я. Вторая книга (Предисл. И примеч. А.А.Морозова. Подгот. текста С.В.Василенко). М.: Согласие, 1999. - 768с.

118. Мартов Ю. Напрасное беспокойство / Сб. Публицистика русского зарубежья. (1920-1945). (Составители: Зеленина Е.В., Кузнецов И.В. и др.). М.: Союзполиграфпром, 1999. - С.140-142

119. Махрова Г.А. Из России в Россию. Воспоминания. СПб.: РХГИ,1998. -163с.

120. Мейснер Д. Миражи и действительность. М.: Изд. Агенства печати Новости, 1966. -303с.

121. Милюков П.Н. Воспоминания (1859-1917) В 2 т. (Сост. и авт. вступ. ст. М.Г. Вандалковская). М.: Современник, 1990. - 445с.

122. Милюков П.Н. Наши задачи /Сб. Публицистика русского зарубежья. 1920-1945. (Составители: Зеленина Е.В., Кузнецов И.В. и др.). М.: Союзполиграфпром, 1999. - С.153-157

123. Милюков П.Н. Наши задачи /Сб. Публицистика русского зарубежья.1920-1945. (Составители: Зеленина Е.В., Кузнецов И.В. и др.). М.:1Союзполиграфпром, 1999. С. 153-157

124. Мисиенко А.Н. Свобода воли и проблема ответственности: Автореферат . канд.фил.наук (09.00.03)/ Саратов, гос. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. Саратов, 1991. - 19с.

125. Михеев В.М. Тоталитарный мыслитель:Н.Я.Данилевский. Брест: Заря над Бугом, 1994. - 96с.

126. Морозов В. Великий полдень: Введение в философию третьего тысячелетия. -Щекино: Б.и., 2000. 200с.

127. Мосс В. Православная церковь на перепутье (1917-1999). СПб.: Изд-во Алетейя, 2001. - 415с.

128. Мякотин В.А. Родина и эмиграция (стенографический доклад) // Русское прошлое. 1994. - №5. - С.243-258

129. Набоков В. Приглашение на казнь. /Собр. соч. в 5т. (Сост. Н.Артеменко-Толстой. Предисл. А.Долинина. Прим. О.Сконечной, А.Долинина, Ю.Левинга, Г.Глушанок). СПб.: Симпозиум, 2000. Т.4

130. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. Ставрополь: Кавказский край, 1992. -416с.

131. Ненашев М.М. Концепции свободы в философии Владимира Соловьева. Киров: ИВЭСЭП, 1999. - 248с.

132. Николюкин А.Н. О целостности русской литературы (1920-30-е годы) /Российский литературоведческий журнал. 1994. - №3. - С.3-7

133. Николюкин А.Н., Мулярчик А .С., Михайлов О.Н., Цургаяова Е.А. Русское литературное зарубежье (сборник обзоров и материалов). Вып.2. М.: ИНИОН РАН, 1993.

134. Одоевцева И.В. На берегах Невы. Литературные мемуары. (Вст. ст. К.Кедрова). -М.: Худож. лит., 1989. 334с.

135. Одоевцева И.В. На берегах Сены. М.: Худож. лит., 1989. - 333с.

136. Омельченко Н.А. В поисках России. Общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917г., большевизме и будущих судьбах российской государственности. СПб.: Изд. Рус. христ. гуманит. института, 1996. - 549с.

137. Омельченко Н.А. Политическая мысль русского зарубежья: Очерки истории. (1920-нач. 1930х гг.). М.: Планета детей, 1997. - 254с.

138. Онегина С.В. Пореволюционные политические движения Российской эмиграции 1925-1945гг. Варианты российской государственной доктрины. Автореферат . канд.ист.наук (07.00.02) М., 1997. - 27с.

139. Осоргин М. Российские журналы // Современные записки. 1924. -№22.-С. 426-432

140. Осоргин М. Судьба зарубежной книги // Современные записки. -1934.-№54. С.385-390

141. Осоргин М. Тем же морем // Современные записки. 1922. - №13. -С. 216-219

142. Осоргин М.А. Книжная лавка писателей (воспоминания) // Наше наследие. 1989. - №6. - С.124-132

143. Оцуп Н. Океан времени. Стихотворения. Дневник в стихах. Статьи и воспоминания. (Сост., вст. ст. Л.Аллена). СПб.: Logos; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. - 616с.

144. Пивоваров Е.И. и др. Россия в изгнании. Судьбы российских эмигрантов за рубежом. М.: ИВИ РАН, 1999. - 458с.

145. Политическая история русской эмиграции. 1920-1940гг.: Документы и материалы (Под ред. Киселева А.Ф.). М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 1999. -776с.

146. Поляков С.А. Философия Л.Шестова: Опыт структурного анализа. -М.: Школа будущего, 1999. 94с.

147. Померанцева Е.Н. «.Только для нее, для России» (Роман Гуль) // Российский литературоведческий журнал. 1993. - №2. - С. 109-125

148. Попиашвили А.Д. Проблема индивида в философии С.Кьеркегора и Ф. Ницше: Автореферат . дфн (09.00.03)/Тбил. гос. ун-т. Тбилиси, 1989.-51с.

149. Поремский В.Д. Стратегия антибольшевистской эмиграции; избранные статьи 1934-1997. М.: Посев, 1998. - 288с.

150. Процесс эсеров. Речи защитников и обвиняемых. М.: Красная новь, 1922.-242с.

151. Обвинительные речи на процессе эсеров. М.: Красная новь, 1922. -248с.

152. Пушкарев С.Г. Воспоминания историка. 1905-1945. М.: Посев, 1999.- 111с.

153. Рагинская Е. Калейдоскоп жизни. Воспоминания. Paris: YMCA-PRESS, 1990.-429с.

154. Радич П. Национализм. Славянство. Россия и эмиграция. // Вестник МГУ, серия История. 1995. - №3. - С.75-80

155. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. (Предисл. О.Казниной). М.: Прогресс-Академия, 1994. -296с.

156. Ратушняк О.В. Донское и кубанское казачество в эмиграции (19201939гг.). Краснодар: Издательство Кубанского государственного университета, 1997. - 164с.

157. Ратьковская И.С. Индивидуальный террор в России в период гражданской войны (1918-1920). /Сб. Революция и террор (материалы «круглого стола») СПб.: б.и, 1995. - С.29-32

158. Рещикова В.А. Высылка из РСФСР // Минувшее. №11. - С.109

159. Рощина-Инсарова Е. Русские сны в Париже (воспоминания) // Московский наблюдатель. 1992. -№2. - С.58-59

160. Русская военная эмиграция 20-40-х годов. Документы и материалы. Т.1 Так начиналось изгнанье. 1920-1922г. Кн. 1. Исход. М.: Изд-во «Гея», 1998.-426с.

161. Савицкий П. Россия и эмиграция // Новый град. 1938. - №13. -С.34-37

162. Сб. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.: , 1991.-549с.

163. Семенова Т.В. Истина и смысл жизни в философии П.А.Флоренского. Автореферат . канд.фил.наук (09.00.03)/ Алматы, 1999.

164. Синеокая Ю.В. Философия Ф. Ницше в России: (кон.XIX нач. ХХвв.): Автореферат . канд.фил.наук (09.00.03)/ Ин-т философии. - М., 1996.

165. Скворцов Л.Г. Принцип всеединства свободы: Философский трактат. М.: Мосблупрполиграфиздат, 1997. - 79с.

166. Скоропадский П.П. «Украина будет!» /Минувшее. №17. - С.7-115

167. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. 6-е изд. -М.: Политиздат, 1989. - 447с.

168. Соловьев В. Сочинения. В 2 т. М.: Прогресс, 1989.

169. Солоухин В. Командировка на кладбище // Русское Зарубежье, вып. №1. -М: Роман-газета, 1993.- С.3-7

170. Сорокина О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. -М.: Моск. Рабочий; Скифы, 1994. 391с.

171. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2т. М.: Госполитиздат, 1957.

172. Степун Ф. Встречи и размышления. Избранные статьи. (Вст.ст. Б.Филиппов и Е.Жиглович). London: Overseas Publications Interchange1.d, 1992.-287c.

173. Степун Ф. Литературные заметки // Современные записки. 1928. -№34.-С. 424-441

174. Степун Ф. Мысли о России (О «Возрождении» и возвращенстве) // Современные записки. 1926. - №28. - С.365-392

175. Степун Ф. Мысли о России // Современные записки. 1923. - №14. -С.391-400

176. Степун Ф. Мысли о России // Современные записки. 1923. - №17. -С.330-367

177. Степун Ф. Пореволюционное сознание и задача эмигрантской литературы // Новый град. 1935. - №10. - С. 14-18

178. Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. - 480с.

179. Тимонин Е.И. Национальная культура Русского Зарубежья. (19201930гг.) Омск: Изд-во СибАДИ; Изд-во ОМГПУ, 1997. - 165с.

180. Трубецкой Е.Н. Избранное (Сост., послесл. и коммент. В.В.Сакова). -М. Канон, 1995.-480с.

181. Тэффи Н. Ностальгия: Рассказы. Воспоминания. (Сост. Б.Аверина; Вст. ст. Э.Нитраур). Л.: Худож. лит., 1991. - 448с.

182. Тэффи Н.А. Собр. Сочинений. Т.З: Городок. (Сост. и подгот. текстов Д.Д.Николаева и Е.М. Трубиловой). М.: Лаком, 1998. - 384с.

183. Устрялов Н.В. Patriotika /Сб. Публицистика русского зарубежья. 1920-1945. (Сост. Зеленина Е.В., Кузнецов И.В. и др.). М.: Союзполиграфпром, 1999. - С. 235-247

184. Федотов Г. Проблемы будущего России // Современные записки. -1931. №45. - С.475-490

185. Федотов Г. Социальный вопрос и свобода // Современные записки. -1931.-№47. С.421-439

186. Федотов Г.П. Россия и свобода // Федотов Г.П. Судьба и грехи России/избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. (Сост., вст.ст., примеч. Бойкова В.Ф.). СПб.: София, 1991. - Т.2, С.276-304

187. Федотов Г.П. Судьба и грехи России / избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. (Сост., вст.ст., примеч. Бойкова В.Ф.). СПб.: София, 1991.

188. Фетисов В. П. Философия морали. (Тоска по русскому аристократизму). Воронеж: Квадрат, 1995. - 120с.

189. Финдлоу И. Путь к единству. М.: Рудомино, 1998. - 142с.

190. Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Современные записки. -1928.-№34. -С. 312-346

191. Франк С Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 607с.

192. Фридрих Ницше и философия в России. (Сб. ст. Ин-т философии РАН; Отв. ред. Н.В.Мотрошилова, Ю.В.Синеокая). СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.-309с.

193. Фролов В.В. Смысл жизни человека в философии Н.А.Бердяева и П.А.Флоренского. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 1996. - 53с.

194. Фундаминский И.И. Судьбы земельного строя в России. Пг.: Мысль, 1918. -54с.

195. Херасков И. О кризисе демократии // Новый град. 1935. - №10. -С.34-39

196. Ходасевич В. /Из переписки В.Ф.Ходасевича (1925-1938). Публ. Дж.Мальмстада // Минувшее: Исторический альманах. М.: Прогресс: Феникс, 1991. Т.З, С. 273,276

197. Ходасевич В. О «Верстах» // Современные записки. 1926. - №29. -С.433-441

198. Цетлин М. Критические заметки // Современные записки. 1927.32.-С. 435-441

199. Цетлин М. Литературные заметки // Современные записки. 1927. -№30.-С. 514-517

200. Цукермая В.В. Детерминизм и свобода человеческого выбора: проблема совместимости. -М.: Паламед, 1996. 80с.

201. Черемин Н.Б. Содержание свободы в различных типах мировоззрения: ценностный аспект: Автореферат . канд.фил.наук (09.00.03)/Нижнегор. гос. ун-т им. Н.И.Лобачевского. Н.Новгород, 1996.-24с.

202. Чернов В.М. /Сб. Публицистика русского зарубежья. 1920-1945. (Сост. Кузнецов И.В., Зеленина Е.В.). М.: Союзполиграфпром, 1999. -С.273-277

203. Чижевский Д. Философские искания в советской России // Современные записки. 1928. - №37. - С.501-524

204. Чистяков К.А. Убить за Россию! Из истории русского эмигрантского «активизма». 1918-1939гг. -М.: Издательство Ипполитова, 2000. 140с.

205. Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. М.: Книга, 1991. -319с.

206. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс; Гнозис, 1992. - 300с.

207. Шестов Л. Сочинения: в 2т. Томск: Водолей, 1996.

208. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. В 2т. -М.: Мысль, 1998.

209. Яновский B.C. Поля Елисейские. Книга памяти. СПб.: Пушкинский фонд, 1993. -276с.

210. Янсен М. Суд без суда. Показательный процесс социалистов-революционеров. М.: Моск. ист.-лит. о-во «Возрождение», 1993. -269с.

211. Bethea D. Emigration and Heritage // Slavic and East European Journal. 1987. vol.31. P.141-164

212. Brom L. Leonid Zurov. Fresno, Cal.: Pioneer Publishing Co., 1973.

213. Field A.V.N. The Life and Art of VI. Nabokov. New York, 1986.

214. Gibson A. Russian Poetry and Criticism in Paris from 1920 to 1940 / Russian Emigre Literature in the Twentieth Century. Studies and Texts. Ed. J.P.Hinrichs. Vol. 1. The Hague: Leuxenhoff Publishing, 1990.

215. Goldman Emma Living My Life. In two volumes. Dover Publications, Inc. New York, 1970.-994p.

216. Hugglund R. The Russian Emigre Debate of 1928 on Criticism // Slavic Review. V. 20.#3 September 1973. P. 515-526.

217. Huntington Ch. W. The Homesick Million. Russia-out-of-Russia. Boston, MA: the Stratford Company Publishers, 1933.

218. Krylenko N. Red and White Terror. London. 1928

219. Literary Exile in the Twentieth Century: An Analysis and Biographical Dictionary / Ed. By M.Tucker. New York; Westpoint, 1994.

220. Nahirny V. The Russian Intelligentsia. From Torment to Power. New Brunswick; London, 1983.

221. Pachmuss T. Russian Literature in the Baltics between the World Wars. Columbus, Ohio: Slavica Publishers, 1987.

222. Russian. Life and Culture in the West, 1922-1972. Vol. 1-2. Evanston: Triquarterly,1973.

223. Russische Emigration in Deutschland 1918 bis 1941 (Leben im europaischen Btirgerkrieg). Herausgegeben von Karl Schlogel. Berlin: Akademie Verlag, 1995.

224. The Bitter Air of Exile: Russian Writers in the West, 1922-1972, ed. By Simon Karlinsky and Alfred Appel, Jr. Stanford: University of California Press, 1977.

225. Volkmann H.-E. Die Russische Emigration in Deutschland, 1919-1929. Wiirzberg, 1966.

226. Williams R.C- Culture in Exile. Russian Emigres in Germany, 1881-1941. Ithaca & London: Cornell University Press, 1972.