автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Нравственный смысл ностальгии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственный смысл ностальгии"
□03471935
На правах рукописи
Новиков Евгений Валерьевич НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ НОСТАЛЬГИИ
Специальность 09.00.05 - «Этика»
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
Москва-2009
«л ^
003471935
Диссертация выполнена на кафедре этики философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Научный руководитель:
доктор философских наук профессор Разин А. В.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук профессор Грехнёв В. С.
кандидат философских наук Зубец О. П.
Ведущая организация:
Тамбовский государственный университет, кафедра философии и культурологии
Защита диссертации состоится «22» июня 2009 года в 15:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.09 по философским наукам при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, Ленинские горы, МГУ, учебный корпус № 1, философский факультет, ауд. Г-529, 5-й этаж.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27, сектор «А», 8-й этаж, к. 812.
Автореферат разослан «20» мая 2009 года.
Учёный секретарь диссертационного совета А
кандидат философских наук доцент
Шишков А. М.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется теоретической и практической значимостью круга вопросов, связанных с этическим анализом феномена ностальгии как тоски по родине и - шире — тоски по прошлому.
Ностальгические переживания в той или иной степени знакомы всем, а в эпохи перемен тоска по прошлому приобретает характер эпидемии. В ситуациях, когда настоящее сопряжено с массой трудностей, а будущее неясно, человек находит стабильность лишь в собственном прошлом, но при этом сожалеет о том, что оно осталось позади. По меткому выражению немецкого писателя Ж. Поля, память - это единственный рай, из которого нас не могут изгнать. В этом раю и пытается укрыться от неопределённого будущего ностальгик.
Н. Ф. Наумова назвала развитие российского постсоветского общества рецидивирующей модернизацией, заметив, что «в нашем обществе... обновление чревато рецидивами, возвратами к "старине". Это проявляется и в политической жизни, когда ностальгические волны сожаления о прошлой устойчивой жизни и критические настроения по отношению к неудобной и социально травмирующей современности сливаются и выражаются в стремлении "вернуть старый порядок", вновь войти в "ту же реку"»1. Чем опасна или насколько продуктивна такая ностальгия, какие её примеры известны истории, можно ли противостоять её негативным последствиям и как усилить её положительное влияние на человека и общество в условиях глобальных социально-политических трансформаций - на эти вопросы и призвана ответить данная диссертация.
Степень разработанности темы исследования. Этический смысл не только ностальгии, но и памяти в целом, к сожалению, изучен слабо, - и
1 Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов. - М., 1998
3
это при том, что, как писал профессор Ю. Н. Давыдов (1929-2007) в статье с характерным названием «Этическое измерение памяти», «память как историческая глубина культуры и личности имеет много аспектов, среди которых этический - главный. Лишённая моральной основы, она может разъединять людей и народы. В то же время само обращение к памяти, памятливость являются способом осознания фундаментальности различия добра и зла»2.
Не намного лучше, чем в этике, обстоят дела с осмыслением феномена ностальгии и в других областях гуманитарного знания. Диссертационные исследования, посвященные проблемам ностальгии, проводились лишь в психологии3 и социологии4.
Несмотря на распространённость самого психического феномена и на чрезвычайно широкую представленность его описаний в художественной литературе, семантические границы понятия ностальгия ещё настолько размыты и неопределённы, что термин пока не вошёл ни в один авторитетный философский или психологический словарь. Философским аспектам ностальгии не посвящено ни одной специальной монографии на русском языке.
С точки зрения психологии ностальгию можно отнести к области автобиографической памяти, которую самый крупный (если не единственный) в России специалист в этой области В. В. Нуркова понимает как «субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, определяющих самоидентичность личности как уникального, тождественного самому себе психологического субъекта»5. При этом в своей книге «Свершённое
2 Давыдов Ю. И. Этическое измерение памяти (Нравственно-философские размышления в связи с романами
Чингиза Айтматова) И Этическая мысль. - М., 1990. С. 165.
3 Фенько А. Б. Психология ностальгии: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. Спец. 19.00.01. - М.,
1994
4 Широкова Е. А. Социальная ностальгия как феномен духовной жизни общества: Дис. на соиск. уч. степени
канд. соц. наук. Спец. 22.00.06 - Екатеринбург, 2006. -200 с.
5 Нуркова В В. Свершенное продолжается. - М., 2000. С. 19.
4
продолжается» психолог констатирует «отсутствие в отечественной психологии разработанных концепций автобиографической памяти (а по существу даже упоминаний об этой феноменально очевидной для каждого человека реальности)»6. Впрочем, автор книги приводит хороший обзор довольно большого количества различных англоязычных источников, многие из которых частично описываются и в диссертации.
Другой психолог, А. Б. Фенько, относя ностальгию к области переживаний, отмечает, что, несмотря на то, что «в современной психотерапии понятие переживания занимает, пожалуй, не менее важное место, чем понятие "бессознательного" в психоанализе»7, переживанию в литературе посвящено всего несколько серьёзных книг.
Американо-британский историк Д. Лоуэнталь во введении к своей книге «Прошлое - чужая страна» замечает: «Хотя прошлое интересует всех, явно недостаточное число работ в эксплицитной форме посвящено рассмотрению того, как люди в целом видят, оценивают и понимают прошлое. Мне известно не более полудюжины подобных исследований разного уровня и достоинства»8. В этой цитате речь идёт уже об англоязычной литературе. Стоит ли говорить, что отечественных источников по рассматриваемым вопросам ещё меньше?
Проблема времени, к которому феномен ностальгии имеет самое непосредственное отношение, в философии изучена гораздо глубже, чем прошлое как особая часть времени. «Количество трудов, специально посвященных этой теме, исчисляется сотнями, если не тысячами, не говоря уже о том, что почти каждый крупный философ так или иначе её затрагивал»9.
Лучше, чем ностальгия, в гуманитарной литературе также исследованы семантически близкие к ней пессимизм и меланхолия10. Одной
'' Там же. С. 5.
7 Фенько А. Б. Ностальгия// Человек. 1993. №6. С. 38.
8 Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна. - СПб., 2004. С. 28.
9 Савельева И. М., Полетаев А. В. Социология знания о прошлом. - М., 2005. С. 136.
10 Напр.: Кемпинский А. Меланхолия. - СПб., 2002
из важных этических проблем, связанных с ностальгией, можно дать название «ностальгия как пессимизм»: ностальгия предполагает, что прошлое было лучше настоящего и, скорее всего, будущего тоже, то есть она подразумевает пессимистический взгляд на историю, на развитие, на время вообще. И всё же пессимизму посвящено больше психологических, чем этико-философских работ.
Иными словами, в мире, и особенно в России, относительно мало специальной литературы по темам, смежным с темой диссертации, а литературы о влиянии ностальгии на общественную мораль и индивидуальное нравственное сознание нет вовсе. Тем не менее, отдельные мысли о ностальгии встречаются во множестве работ психологов, социологов и философов. Анализ этих литературных фрагментов обнаруживает существование трёх точек зрения о влиянии ностальгии на мораль. Первая из них отрицает такое влияние вообще. Вторая утверждает негативную роль ностальгии в моральной мотивации. Третья - наиболее распространённая -говорит о положительном воздействии ностальгии на нравственную природу человека и общества.
Объектом исследования являются феномен ностальгии как тоски по родине и по прошлому, а также связанные с ним феномены меланхолии, пессимизма, покаяния и другие. В объект исследования включены также эмиграция как благоприятная среда для возникновения ностальгии, память как форма реализации ностальгических переживаний, прошлое как референтная инстанция, являющаяся идеальным предметом ностальгии.
Предмет исследования представляет собой этические и философские аспекты ностальгии, описанные в произведениях художественной и публицистической литературы, содержащих порой гораздо более глубокую философскую рефлексию над феноменом ностальгии, чем немногочисленные научные статьи на ту же тему, и в
работах отечественных и зарубежных этиков, философов, социологов, возрастных психологов, историофафов, специалистов по психологии и философии памяти, связанных с ностальгией, в частности — посвященных некоторым аспектам памяти и отношения к прошлому. Кроме того, предметом исследования являются автобиографические размышления эмигрантов о собственной ностальгии и научные исследования об эмиграции и эмигрантах. Как отмечается в специальном исследовании, «одной из главных категорий, неотъемлемых от познания феномена эмиграции, является ностальгия»".
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выяснение этической составляющей ностальгических переживаний, исследование влияния ностальгии на ценности различных религий и этических учений, на методологические установки в историографии.
Условием для достижения поставленной цели является решение следующих задач:
• подтвердить правомерность исследования ностальгии с точки зрения этики;
• выделить набор центральных понятий, играющих ключевую роль в дискурсе о ностальгии;
• определить круг явлений в индивидуальном поведении человека и в сферах общественной деятельности, на которые существенное влияние оказывает ностальгия;
• проследить развитие отношения к ностальгии в истории философии и культуры западной и восточной цивилизаций;
• установить эквиваленты понятия ностальгии в национальных языках мира и определить специфику их семантики;
• выяснить, какие негативные и позитивные с точки зрения этики последствия может повлечь за собой ностальгия;
'1 Френкмап-Хрусталёва Н. С, Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты. История и психология. - СПб., 1995
7
• определить цели и задачи дальнейших исследований феномена ностальгии.
Методологическая основа. Междисциплинарный характер диссертационной работы требует применения комплексных научных методов исследования. Для изучения различных философских точек зрения на прошлое, память и ностальгию использовался метод сравнительного и ретроспективного анализа. Для исследования описаний ностальгии в художественной литературе были задействованы методы литературоведческого анализа. При рассмотрении эквивалентов понятия ностальгия в разных языках мира были использованы лингвистические, этнографические методы.
Большинство описываемых в диссертации идей о каких-либо аспектах ностальгии подкрепляются и косвенно подтверждаются цитатами из разнообразных источников, а для повышения объективности исследования многие из этих цитат, в свою очередь, сопровождаются там, где это возможно, цитатами, представляющими противоположные точки зрения.
Важным методологическим приёмом стало согласование обзоров литературы о ностальгии, приводимых в диссертации, с авторами этой литературы. Так, ценными источниками диссертации стали документы личной переписки автора со многими цитируемыми в работе современными авторами (С. Бойм, В. В. Нурковой, И. М. Савельевой, И. П. Смирнова, R. Barney, L. Doane, М. Erben, А. Muller, A. Santesso, S. Javad, L. Westling и др.).
Научная новизна исследования. В диссертационной работе: 1. систематизируются уже имеющиеся знания об этических аспектах памяти, прошлого и тоски; формулируются три точки зрения на влияние, оказываемое ностальгией на мораль, встречающиеся в различных литературных фрагментах, посвященных ностальгии;
история философии, религиозных и политических учений рассматривается в новом ракурсе - с точки зрения отношения основных мыслителей к феномену ностальгии;
2. концептуализируется связь ностальгии с прошлым, памятью, патриотизмом, старостью и покаянием; последнее рассматривается как комплекс раскаяния и ностальгии; ностальгия представляется как способ моральной рефлексии;
3. предлагаются параметры ностальгических переживаний, при которых ностальгию следует считать патологической; устанавливается угнетающее воздействие на ностальгию общества потребления, а также развития связи и транспорта;
4. показывается теоретическая и практическая значимость не только ностальгии как моральной рефлексии, но и моральной рефлексии над самой ностальгией.
Положения, выносимые па защиту:
1. Тоска по родине — частный случай тоски по прошлому. Ностальгия может быть социальной и индивидуальной. Провоцировать ностальгию, то есть быть ностальгическими образами, могут любые ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные и т. п. Прошлое недоступно для непосредственного вмешательства, поэтому отношение человека к нему (в частности, ностальгическое отношение) характеризуется бескорыстием. В непроизвольности ностальгии, в том, что она не требует никаких душевных усилий, -её особая привлекательность.
2. Ностальгические переживания могут провоцировать полностью противоположные с моральной точки зрения поступки, поэтому нравственный смысл ностальгии неоднозначен. Чёткой границы между нормой и патологией с точки зрения интенсивности ностальгических переживаний, не существует. Конвенционально
можно принять, что ностальгия остаётся позитивной, пока у ностальгика сохраняется ориентация во времени, осознание необходимости заботиться о своём нынешнем и будущем существовании, пока он относительно успешно решает повседневные задачи.
3. В условиях общества потребления индивидуальная ностальгия становится противоядием от тотального диктата рынка в жизни людей, средством сохранения культурных ценностей, стержнем мировоззрения, позволяющим избирательно воспринимать колоссальные потоки ненужной и с трудом поддающейся верификации информации.
4. С точки зрения эффективности духовно-практического познания мира ценна не столько ностальгия (которая сама по себе является моральной рефлексией), сколько моральная рефлексия над ней. С её помощью можно обнаружить слабые стороны ностальгии, например, неоправданную идеализацию некоторых аспектов прошлого, неточность полученной в результате ностальгии реконструкции прошлого.
5. Моральная рефлексия над ностальгией не только теоретическая задача для исследователей, но и практическая задача самой личности. Рефлексия над собственной, индивидуальной ностальгией может помочь индивиду лучше понять самого себя и природу времени.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования способствуют углублённому пониманию феномена ностальгии и могут стимулировать пересмотр ряда философских воззрений на этическую составляющую памяти. Кроме того, работа открывает новые аспекты в проблеме миграции и беженства и содержит
некоторые рекомендации по облегчению нравственно-психологического состояния вынужденных мигрантов.
Диссертационная работа содержит также развёрнутую классификацию функций ностальгии, каждая из которых может стать объектом отдельного исследования как в области этики, так и в области других дисциплин.
Структура диссертации предопределена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, разделённых на параграфы, заключения и списка использованных источников. Общий объём диссертации составляет 153 страницы, список использованных источников насчитывает 150 наименований.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении определяются актуальность и степень разработанности темы исследования, задаются его объект, предмет, цели и задачи, устанавливается его методологическая основа, научная новизна и научно-практическая значимость, перечисляются основные положения, выносимые на защиту, статьи и доклады на конференциях, в которых идеи диссертации прошли апробацию, а также кратко описывается структура диссертационного исследования.
Первая глава, «Понятие ностальгии», состоит из семи параграфов.
В первом параграфе, «Виды ностальгии», представлена возможная классификация типов ностальгии и показаны схожесть и различие между этими типами. Так, в параграфе устанавливается, что значение термина как тоски по родине не противоречит более молодому его значению как тоски по прошлому (Б. С. Шварцкопф). Кроме того, в параграфе разводятся понятия индивидуальной и социальной ностальгии, а в последней, в соответствии с теорией культурной памяти Я. Ассмана, производится попытка выделить коммуникативную и культурную ностальгию.
Во втором параграфе, «Ностальгические образы», показывается, что провоцировать ностальгию, то есть быть ностальгическими образами, могут любые ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные и т. п., приводятся примеры списков подобных образов, имеющих отношение к определённой эпохе (так называемых «индексов ностальгии»), доказывается важнейшая роль фотографии в создании «архива» положительных воспоминаний, которые впоследствии станут предметом ностальгии.
В третьем параграфе, «Ностальгия и прошлое», отмечается тесная взаимосвязь двух понятий, приводятся примеры различного отношения к прошлому в фольклоре разных народов, языковые ассоциации, связанные с прошлым, в коллективном сознании, перечисляются философские образы исторического процесса (прогресс, регресс и повторение), приводятся точки
зрения на прошлое М. Пруста и Н. Бердяева, а также анализируются пять мотивов путешествий в прошлое (объяснение прошлого, поиски «золотого века», наслаждение экзотикой, стремление воспользоваться плодами темпоральных замещений и ретроспективного знания, преобразование жизни путём изменения прошлого) и шесть «выгод прошлого» (узнаваемость и понимание, подтверждение и удостоверение, индивидуальная и групповая идентичность, руководство, обогащение, бегство) в научно-фантастической литературе (Д. Лоуэнталь).
В четвёртом параграфе, «Ностальгия и память», уточняется семантическая связь двух понятий, приводится краткая история исследований памяти (Г. Эббингаус, М. Хальбвакс, П. Жане, Ф. Бартлетт и др.), рассматривается проблема зависимости памяти от мышления, доказывается тезис о том, что положительные эпизоды помнятся лучше, чем негативные, но приводится и противоположное мнение (П. П. Блонский). Рассказывается о двух возможных способах организации автобиографической памяти: «событийном», при котором жизнь вспоминается как череда событий, и «этапном», при котором жизнь предстаёт как смена жизненных периодов (В. В. Нуркова).
В пятом параграфе, «Ностальгия и патриотизм», отмечается связь (В. С. Соловьёв) и принципиальная нетождественность (С. Блэкберн) двух понятий, раскрывается роль эмиграции в возникновении ностальгии как тоски по родине (Е. Л. Салганик) и ослабление этой роли в последние десятилетия (И. П. Смирнов), показывается, какой отпечаток накладывает на ностальгию современное общество потребления. Демонстрируется, что ностальгия сентиментальнее и менее политически ангажирована, чем патриотизм.
В шестом параграфе первой главы, «Ностальгия и старость», рассматривается точка зрения о том, что с возрастом ностальгия ослабевает (М. Кундера), приводятся аргументы против этой точки зрения (В. В. Нуркова, Р. Рей), раскрывается зависимость от ностальгии восьмой
стадии (стадии интегративности) развития личности в теории Э. Эриксона, поясняется закон заполненных промежутков времени, согласно которому насыщенный интересным и приятным содержанием отрезок времени в настоящем субъективно «пролетает» быстро, а в воспоминании -«растягивается».
В седьмом параграфе, «Ностальгия и покаяние», показывается, как ностальгия по одним эпизодам прошлого может сосуществовать в одном и том же сознании с раскаянием в других эпизодах, с желанием изменить их; рассматривается мнение, что негативные воспоминания напоминают о реальности прошлого и тем самым оттеняют ностальгию по другим его эпизодам (М. Пруст); опровергается точка зрения, что ностальгия -альтернативный религиозному способ обрести гармонию с миром (А. Б. Фенько); подчёркивается, что покаяние, в отличие от раскаяния, содержит в себе чувство уверенности в существовании высшего идеала и стремление к коренной переработке содержания своей жизни (С. М. Зарин); предлагается считать ностальгию источником такого чувства уверенности, а поэтому - составной частью покаяния наряду с раскаянием.
В восьмом параграфе, «Три точки зрения о влиянии ностальгии на мораль», систематизируются воззрения о роли ностальгии в моральной мотивации. Согласно первому из них, ностальгия не влияет на мораль, так как психика сохраняет позитивные воспоминания и почти полностью избавляется от негативных лишь в отношении тех событий, которые уже нельзя изменить или использовать в качестве урока для завтрашнего дня. То есть ностальгия, согласно этой точке зрения, не содержит в себе никакой актуальной для настоящего и тем более будущего информации, а потому не оказывает никакого влияния на поведение человека, служа лишь своеобразным развлечением, средством от скуки.
Согласно второй точке зрения, ностальгия негативно влияет на мораль. Карл Яспсрс в докторской диссертации на тему «Ностальгия и преступления» описывает многочисленные случаи убийств детей в
Германии, совершённых юными нянями-провинциалками. Ностальгия сводила их с ума: они убивали детей в надежде, что после этого смогут вернуться на родину, поскольку нянчить будет некого.
По мнению ряда авторов, ностальгия представляет собой вредоносный социальный вирус, который можно использовать как политическое оружие для достижения самых различных целей, в том числе для оправдания фашизма.
Согласно третьей точке зрения, ностальгия оздоравливает мораль. В соответствии с ней обращение к прошлому помогает сопротивляться безнравственной современности, сохраняя истинные этические ценности. Есть более категоричное мнение, что «бескорыстный отказ индивидуума от достижения собственной выгоды любыми средствами происходит лишь... относительно предков, предшественников, учителей, авторитетной традиции» и что поэтому «нет этики без ностальгии»12.
Вторая глава, «Ностальгия в истории мысли и культуры», состоит из четырёх параграфов.
В первом параграфе, «Ностальгия в истории западной цивилизации», рассказывается о первых описаниях ностальгии в древнегреческой литературе (Гомер, Алкей, Ивик, Еврипид), о мифологеме «золотого века», об отношении к ностальгии Августина, М. Экхарта, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, А. Шопенгауэра, К. Маркса, Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, М. Хайдеггера, А. Гелена и других мыслителей.
Во втором параграфе, «Ностальгия в истории восточной цивилизации», демонстрируется ностальгическая ментальность китайского народа, ностальгическая ориентация конфуцианства, даосизма. Показывается, что, несмотря на призыв к разрыву с иллюзорным миром, буддизм не может полностью отказаться от ностальгии внутри сангхи (общины).
12 Смирнов И. П. Генезис. - СПб., 2006. С. 12.
В третьем параграфе, «Ностальгия и политические идеологии», устанавливаются способы использования политиками ностальгической риторики в своих политических целях, приводятся примеры таких злоупотреблений, определяется связь ностальгии с наиболее известными политическими идеологиями: консерватизмом, либерализмом, марксизмом.
В четвёртом параграфе, «Эквиваленты понятия "ностальгия" в языках народов мира», демонстрируются различия механизмов образования ностальгических воспоминаний в разных культурах мира и в качестве примера анализируются национальные эквиваленты интернационального понятия, а в них подчеркиваются специфические смысловые оттенки, которых лишены слова-аналоги в других языках. Отдельно рассматриваются неологизмы, образованные от слова «ностальгия» («остальгия», «югоностальгия», «соластальгия»).
Третья глава, «Негативные моральные аспекты ностальгии», состоит из двух параграфов.
В первом параграфе, «Индивидуальные негативные моральные аспекты», перечисляются негативные последствия сильных ностальгических переживаний для конкретного человека, отмечается, что именно на эти эффекты ностальгии обращалось внимание врачей и исследователей до XX века (а частично и в XX веке), поэтому ностальгия рассматривалась как болезнь в медицинском смысле слова.
Во втором параграфе, «Социальные негативные моральные аспекты», отмечается, что ностальгия иногда используется во вред как орудие политических манипуляций и что на неё могут опираться фашиствующие режимы. Также в параграфе рассматривается, как ностальгия препятствует прогрессу и как чересчур часто и порой опошленно используется в рекламе, в производстве сувенирной продукции.
Четвёртая глава, «Позитивные моральные аспекты ностальгии», состоит из двух параграфов.
В первом параграфе, «Нравственные функции ностальгии», анализируются рефлексивный характер ностальгии и те различные роли, которые она играет в моральной жизни человека и общества. Отдельно рассматривается её способность противостоять явлению маркунтизма -потери связи со своими корнями и национальной культурой (Ч. Айтматов).
Во втором параграфе, «Роль ностальгии в культуре», показано колоссальное влияние, которое ностальгия оказывает на разные жанры и направления культуры, становясь как источником творческого (и даже научного) вдохновения, так и предметом самого творчества.
В заключении подводятся итоги исследованию ностальгии, делаются общие выводы из него и намечаются вопросы для дальнейшего изучения феномена.
ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Публикации по теме диссертации в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук:
1. Лики ностальгии // Человек, 2006, № 3. Сс. 21-31.
Публикации по теме диссертации в других изданиях:
1. Ностальгия// Энергия, 2006, № 1. Сс. 51-56.
2. Ностальгия как вид моральной рефлексии // Материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Выпуск 12. - М.: Изд-во МГУ, 2004.-523 с. Сс. 451-452.
3. Ностальгия как вид моральной рефлексии // Вестник молодых учёных. Выпуск I. Сборник лучших докладов XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». - М.: Гарт, 2004.-288 с. Сс. 210-222.
4. Ностальгия как основа исторического познания // Философия и методология истории: Материалы Всероссийской научной конференции 25-26 ноября 2005 г. / Отв. ред. С. Г. Калашников. -Коломна: КГПИ, 2005. - 269 с. Сс. 212-216.
5. Нравственный смысл ностальгии // Философско-этический альманах «Проблемы этики», - М., 2008
6. Счастливая тоска. Что такое ностальгия? // Отечество, 2006, № 9. Сс. 22-24.
Отпечатано в копицентре «СТ ПРИНТ» Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 Гуманитарный корпус. www.stprint.ru e-mail: globus9393338@yandex.ru тел.: 939-33-38 Тираж 100 экз. Подписано в печать 19.05.2009 г.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Новиков, Евгений Валерьевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НОСТАЛЬГИИ.
1.1. Виды ностальгии.
1.2. Ностальгические образы.
1.3. Ностальгия и прошлое.
1.4. Ностальгия и память.
1.5. Ностальгия и патриотизм.
1.6. Ностальгия и старость.
1.7. Ностальгия и покаяние.
1.8. Три точки зрения о влиянии ностальгии на мораль.
ГЛАВА 2. НОСТАЛЬГИЯ В ИСТОРИИ МЫСЛИ И КУЛЬТУРЫ.
2.1. Ностальгия в истории западной цивилизации.
2.2. Ностальгия в истории восточной цивилизации.
2.3. Ностальгия и политические идеологии.
2.4. Эквиваленты понятия «ностальгия» в языках народов мира.
ГЛАВА 3. НЕГАТИВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НОСТАЛЬГИИ.
3.1. Индивидуальные негативные моральные аспекты ностальгии.
3.2. Социальные негативные моральные аспекты ностальгии.
ГЛАВА 4. ПОЗИТИВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НОСТАЛЬГИИ.
4.1. Нравственные функции ностальгии.
4.2. Роль ностальгии в культуре.
Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Новиков, Евгений Валерьевич
Актуальность темы диссертационного исследования определяется теоретической и практической значимостью круга вопросов, связанных с этическим анализом феномена ностальгии как тоски по родине и - шире -тоски по прошлому.
Ностальгические переживания в той или иной степени знакомы всем, а в эпохи перемен тоска по прошлому приобретает характер эпидемии. В ситуациях, когда настоящее сопряжено с массой трудностей, а будущее неясно, человек находит стабильность лишь в собственном прошлом, но при этом сожалеет о том, что оно осталось позади. Это то неоднозначное настроение, которое М. Ю. Лермонтов выразил в строках (1838):
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
По меткому выражению немецкого писателя Ж. Поля, память - это единственный рай, из которого нас не могут изгнать. В этом раю и пытается укрыться от неопределённого будущего ностальгик.
Н. Ф. Наумова назвала развитие российского постсоветского общества рецидивирующей модернизацией, заметив, что «в нашем обществе. обновление чревато рецидивами, возвратами к "старине". Это проявляется и в политической жизни, когда ностальгические волны сожаления о прошлой устойчивой жизни и критические настроения по отношению к неудобной и социально травмирующей современности сливаются и выражаются в стремлении "вернуть старый порядок", вновь войти в "ту же реку"»'. Чем опасна или насколько продуктивна такая ностальгия, какие её примеры известны истории, можно ли противостоять её негативным последствиям и как усилить её положительное влияние на человека и общество в условиях глобальных социально-политических трансформаций - на эти вопросы и призвана ответить данная диссертация.
1 Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов. - М., 1998 3
Степень разработанности темы исследования. Этический смысл не только ностальгии, но и памяти в целом, к сожалению, изучен слабо, — и это при том, что, как писал профессор Ю. Н. Давыдов (1929-2007) в статье с характерным названием «Этическое измерение памяти», «память как историческая глубина культуры и личности имеет много аспектов, среди которых этический — главный. Лишённая моральной основы, она может разъединять людей и народы. В то же время само обращение к памяти, памятливость являются способом осознания фундаментальности различия добра и зла»2.
Не намного лучше, чем в этике, обстоят дела с осмыслением феномена ностальгии и в других областях гуманитарного знания. Диссертационные исследования, посвящённые проблемам ностальгии, проводились лишь в психологии3 и социологии4.
Несмотря на распространённость самого психического феномена и на чрезвычайно широкую представленность его описаний в художественной литературе, семантические границы понятия ностальгия ещё настолько размыты и неопределённы, что термин пока не вошёл ни в один авторитетный философский или психологический словарь. Философским аспектам ностальгии не посвящено ни одной специальной монографии на русском языке.
С точки зрения психологии ностальгию можно отнести к области автобиографической памяти, которую самый крупный (если не единственный) в России специалист в этой области В. В. Нуркова понимает как «субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, определяющих самоидентичность личности как уникального, тождественного самому себе психологического субъекта»5. При этом в своей книге «Свершённое продолжается» психолог констатирует
2 Давыдов Ю. Н. Этическое измерение памяти (Нравственно-философские размышления в связи с романами
Чингиза Айтматова) // Этическая мысль. - М., 1990. С. 165.
3 Фепько А. Б. Психология ностальгии: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. Спец. 19.00.01. - М., 1994.
4 Широкова Е. А. Социальная ностальгия как феномен духовной жизни общества: Дис. на соиск. уч. степени канд. соц. наук. Спец. 22.00.06 - Екатеринбург, 2006. - 200 с.
5 Нуркова В В. Свершённое продолжается. - М., 2000. С. 19. 4 отсутствие в отечественной психологии разработанных концепций автобиографической памяти (а по существу даже упоминаний об этой феноменально очевидной для каждого человека реальности)»6. Впрочем, автор книги приводит хороший обзор довольно большого количества различных англоязычных источников, многие из которых частично будут описаны и в этой работе.
Другой психолог, А. Б. Фенько, относя ностальгию к области переживаний, отмечает, что, несмотря на то, что «в современной психотерапии понятие переживания занимает, пожалуй, не менее важное место, чем понятие "бессознательного" в психоанализе» , переживанию в литературе посвящено всего несколько серьёзных книг.
Американо-британский историк Д. Лоуэнталь во введении к своей книге «Прошлое - чужая страна» замечает: «Хотя прошлое интересует всех, явно недостаточное число работ в эксплицитной форме посвящено рассмотрению того, как люди в целом видят, оценивают и понимают прошлое. Мне известно не более полудюжины подобных исследований разного уровня и о достоинства» . В этой цитате речь идёт уже об англоязычной литературе. Стоит ли говорить, что отечественных источников по рассматриваемым вопросам ещё меньше?
Проблема времени, к которому феномен ностальгии имеет самое непосредственное отношение, в философии изучена гораздо глубже, чем прошлое как особая часть времени. «Количество трудов, специально посвящённых этой теме, исчисляется сотнями, если не тысячами, не говоря уже о том, что почти каждый крупный философ так или иначе её затрагивал»9.
Лучше, чем ностальгия, в гуманитарной литературе также исследованы семантически близкие к ней пессимизм и меланхолия10. Одной из важных этических проблем, связанных с ностальгией, можно дать название
6 Нуркова В. В. Свершённое продолжается. - М., 2000. С. 5.
7 Фенько А. Б. Ностальгия // Человек. 1993. № 6. С. 38.
8 Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна. - СПб., 2004. С. 28.
9 Савельева И. М„ Почетаев А. В. Социология знания о прошлом. - М., 2005. С. 136.
10 Напр.: Кемпинский А. Меланхолия. - СПб., 2002 ностальгия как пессимизм»: ностальгия предполагает, что прошлое было лучше настоящего и, скорее всего, будущего тоже, то есть она подразумевает пессимистический взгляд на историю, на развитие, на время вообще. И всё же пессимизму посвящено больше психологических, чем этико-философских работ.
Объектом исследования являются феномен ностальгии как тоски по родине и по прошлому, а также связанные с ним феномены меланхолии, пессимизма, покаяния и другие. В объект исследования включены также эмиграция как благоприятная среда для возникновения ностальгии, память как форма реализации ностальгических переживаний, прошлое как референтная инстанция, являющаяся идеальным предметом ностальгии.
Предмет исследования представляет собой этические и философские аспекты ностальгии, описанные в произведениях художественной и публицистической литературы, содержащих порой гораздо более глубокую философскую рефлексию над феноменом ностальгии, чем немногочисленные научные статьи на ту же тему, и в работах отечественных и зарубежных этиков, философов, социологов, возрастных психологов, историографов, специалистов по психологии и философии памяти, связанных с ностальгией, в частности -посвящённых некоторым аспектам памяти и отношения к прошлому. Кроме того, предметом исследования являются автобиографические размышления эмигрантов о собственной ностальгии и научные исследования об эмиграции и эмигрантах. Как отмечается в специальном исследовании, «одной из главных категорий, неотъемлемых от познания феномена эмиграции, является ностальгия»11.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выяснение этической составляющей ностальгических переживаний,
11 Френкман-Хрусталёва Н. С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты. История и психология. - СПб., 1995 6 исследование влияния ностальгии на традиционалистские ценности различных религий и этических учений, на методологические установки в историографии.
Условием для достижения поставленной цели является решение следующих задач:
• подтвердить правомерность исследования ностальгии с точки зрения этики;
• выделить набор центральных понятий, играющих ключевую роль в дискурсе о ностальгии;
• определить круг явлений в индивидуальном поведении человека и в сферах общественной деятельности, на которые существенное влияние оказывает ностальгия;
• проследить развитие отношения к ностальгии в истории философии и культуры западной и восточной цивилизаций;
• установить эквиваленты понятия ностальгии в национальных языках мира и определить специфику их семантики;
• выяснить, какие негативные и позитивные с точки зрения этики последствия может повлечь за собой ностальгия;
• определить цели и задачи дальнейших исследований феномена ностальгии.
Методологическая основа. Междисциплинарный характер диссертационной работы требует применения комплексных научных методов исследования. Для изучения различных философских точек зрения на прошлое, память и ностальгию использовался метод сравнительного и ретроспективного анализа. Для исследования описаний ностальгии в художественной литературе были задействованы методы литературоведческого анализа. При рассмотрении эквивалентов понятия ностальгия в разных языках мира были использованы лингвистические, этнографические методы.
Большинство описываемых в диссертации идей о каких-либо аспектах ностальгии подкрепляются и косвенно подтверждаются цитатами из разнообразных источников, а для повышения объективности исследования многие из этих цитат, в свою очередь, сопровождаются там, где это возможно, цитатами, представляющими противоположные точки зрения.
Важным методологическим приёмом стало согласование обзоров литературы о ностальгии, приводимых в диссертации, с авторами этой литературы. Так, ценными источниками диссертации стали документы личной переписки автора со многими цитируемыми в работе современными авторами (С. Бойм, В. В. Нурковой, И. М. Савельевой, И. П. Смирновым, R. Barney, L. Doane, М. Erben, A. Muller, A. Santesso, S. Javad, L. Westling и др.).
Научная новизна исследования. Содержание диссертационной работы систематизирует уже имеющиеся знания об этических аспектах памяти, прошлого и тоски и дополняет их. Новизна работы определяется изучаемыми в ее рамках вопросами, касающимися ностальгии, некоторые из которых ранее в литературе не ставились. В работе даётся обзор большого количества литературных источников, в том числе не переведённых на русский язык.
Положения, выносимые на защиту:
1. Тоска по родине — частный случай тоски по прошлому, поэтому ностальгию можно рассматривать в обоих этих смыслах.
2. Ностальгия может быть социальной (и быть относительно схожей по своему содержанию для больших групп людей) и индивидуальной (и иметь отношение к индивидуальному прошлому конкретного человека или семьи). Оба вида ностальгии имеют свою специфику.
3. Провоцировать ностальгию, то есть быть ностальгическими образами, могут любые ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные и т. п.
4. Исследование ностальгии должно носить междисциплинарный характер и касаться, в том числе, проблем прошлого, памяти, патриотизма, старости и покаяния.
5. Отношение к ностальгии (в большинстве случаев положительное) прямо или косвенно выражено в творчестве большинства философов, в священных книгах большинства религий, в содержании большинства политических идеологий.
6. Нравственный смысл ностальгии неоднозначен. Ностальгические переживания могут провоцировать полностью противоположные с моральной точки зрения поступки. К чему конкретно приведут ностальгические чувства определённого индивида, зависит от множества факторов (в том числе от его темперамента, от внешних обстоятельств). Из-за этого дать однозначную моральную оценку ностальгии как психическому феномену невозможно. И вместе с тем эта неоднозначность стимулирует и мотивирует дальнейшие исследования этого сложного феномена, требует более точно классифицировать виды ностальгии.
7. В нынешнюю эпоху (эпоху легкодоступных связи и транспорта) болезненные, вплоть до летальных исходов, формы индивидуальной ностальгии, которые случались еще век назад, практически невозможны. В новых условиях гораздо более вероятно и опасно не усиление ностальгии до крайних форм, а ее полное исчезновение.
8. Чёткой границы между нормой и патологией с точки зрения степени погружённости человека в положительные воспоминания своего прошлого не существует. Конвенционально можно принять, что позитивность ностальгии сохраняется лишь при условии сохранения у ностальгика ориентации во времени, осознания необходимости заботиться о своём нынешнем и будущем существовании, при условии успешного решения им повседневных задач. Для «профилактики» чрезмерного идеализирования прошлого полезна практика критического анализа некоторых эпизодов прошлого (в прошлом даже самого «оголтелого» ностальгика найдётся множество постыдных моментов). Всё это, а также частое общение со сверстниками (в случае эмигрантов - с соотечественниками) позволяет направить ностальгические переживания в позитивное русло.
9. Современное общество потребления в основном заставляет людей жить будущим (любая реклама фактически напоминает реципиентам, что они несчастны сейчас, пока у них нет рекламируемого товара или пока они не воспользуются рекламируемой услугой). В этих условиях индивидуальная (в противовес социальной, поощряемой государством) ностальгия становится противоядием от тотального диктата рынка в жизни людей, средством сохранения культурных ценностей, стержнем мировоззрения, позволяющим избирательно воспринимать колоссальные потоки ненужной и с трудом поддающейся верификации информации.
10.Прошлое недоступно для непосредственного вмешательства, поэтому отношение человека к нему характеризуется бескорыстием. В непроизвольности ностальгии, в том, что она не требует никаких душевных усилий, — её особая привлекательность.
11.С точки зрения этики полезна (при определённых условиях) не только и не столько ностальгия как моральная рефлексия, сколько моральная рефлексия над самой ностальгией. Этот процесс более «энергозатратен», чем ностальгия, но он и безупречнее с нравственной точки зрения. Именно с помощью такой рефлексии можно обнаружить слабые стороны ностальгии (например, неоправданную идеализацию некоторых аспектов прошлого) и игнорировать полученную в результате неё реконструкцию прошлого, зная, что она ошибочна. Именно при такой рефлексии над ностальгией оказывается не просто возможным, но и необходимым сосуществование «светлой тоски» по одним эпизодам прошлого и раскаяния в других. Такая рефлексия может направить ностальгические переживания в позитивное русло, когда они болезненны и закрывают от человека его настоящее и будущее.
12.Моральная рефлексия над ностальгией — это не только теоретическая задача для дальнейших исследований этого феномена, но и практическая задача самой личности. Рефлексия над собственной, индивидуальной ностальгией может помочь индивиду лучше понять самого себя и природу времени.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования способствуют углублённому пониманию феномена ностальгии и могут стимулировать пересмотр ряда философских воззрений на этическую составляющую памяти. Кроме того, работа открывает новые аспекты в проблеме миграции и беженства и содержит некоторые рекомендации по облегчению нравственно-психологического состояния вынужденных мигрантов12.
Диссертационная работа содержит также развёрнутую классификацию функций ностальгии, каждая из которых может стать объектом отдельного исследования как в области этики, так и в области других дисциплин.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационное исследование прошло апробацию в форме научных докладов автора на различных семинарах и конференциях («Ломоносов-2004», Всероссийская конференция «Философия и методология истории», «Ломоносовские чтения-2008» и др.), а также в опубликованных работах:
1. Диссертация в своё удовольствие, или над чем думают философы // Московский университет, 2006, № 33. С. 8.
2. Лики ностальгии // Человек, 2006, № 3. Сс. 21-31.
3. Ностальгия // Энергия, 2006, № 1. Сс. 51-56.
4. Ностальгия как вид моральной рефлексии // Материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Выпуск 12. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
12 Подробнее эти вопросы рассматриваются в книгах: Солдатова Г. У. и др. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. - М., 2002 и Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. - М., 2001.
11
-523 с. Сс. 451-452.
5. Ностальгия как вид моральной рефлексии // Вестник молодых учёных. Выпуск I. Сборник лучших докладов XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». - М.: Гарт, 2004. - 288 с. Сс. 210-222.
6. Ностальгия как основа исторического познания // Философия и методология истории: Материалы Всероссийской научной конференции 25-26 ноября 2005 г. / Отв. ред. С. Г. Калашников. — Коломна: КГПИ, 2005. - 269 с. Сс. 212-216.
7. Нравственный смысл ностальгии // Философско-этический альманах «Проблемы этики», - М., 2008
8. Счастливая тоска. Что такое ностальгия? // Отечество, 2006, № 9. Сс. 22-24.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, разделённых на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Нравственный смысл ностальгии"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель, которую ставил перед собой автор при написании диссертационной работы, достигнута, — определена и описана этическая составляющая ностальгии, исследовано её влияние на ценности различных религий и этических учений и на методологические установки в гуманитарных науках.
Промежуточные задачи для достижения этой цели тоже могут считаться решёнными. Показана правомерность этического исследования феномена ностальгии, выделен набор центральных понятий, играющих ключевую роль в дискурсе о ностальгии (прошлое, память, патриотизм, старость, покаяние), определён круг явлений в индивидуальном поведении человека (в первую очередь автобиографическая память, эмигрантский быт, творчество) и в сферах общественной деятельности (идеология, наука и т. д.), на которые существенное влияние оказывает ностальгия; исследовано развитие отношения к ностальгии в истории философии и культуры западной и восточной цивилизаций; установлены эквиваленты понятия ностальгии в некоторых национальных языках мира и определена специфика их семантики; выяснены возможные негативные и позитивные с точки зрения морали последствия ностальгирования.
Из диссертационной работы можно сделать следующие выводы:
1. Тоска по родине - частный случай тоски по прошлому, поэтому ностальгию можно рассматривать в обоих этих смыслах.
2. Предметами ностальгии (ностальгическими образами) могут быть любые ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные и т. п.
3. Исследование ностальгии должно носить междисциплинарный характер и касаться, в том числе, проблем прошлого, памяти, патриотизма и старости.
4. Нравственный смысл ностальгии неоднозначен. Ностальгические переживания могут провоцировать полностью противоположные с моральной точки зрения поступки. К чему конкретно приведут ностальгические чувства определённого индивида, зависит от множества факторов (в том числе от его темперамента, от внешних обстоятельств). Из-за этого дать однозначную моральную оценку ностальгии как психическому феномену невозможно. И вместе с тем эта неоднозначность стимулирует и мотивирует дальнейшие исследования этого сложного феномена, попытки более точно классифицировать виды ностальгии.
5. Ностальгия содержит в себе элемент рефлексии, так как подразумевает сравнение прошлого с настоящим (как правило, в пользу прошлого), в том числе по этическим основаниям. Это позволяет назвать ностальгию способом моральной рефлексии.
6. Ностальгия - неоднородный феномен: её избыток, равно как и недостаток, могут сыграть роковую роль как в жизни отдельного человека, так и в судьбе целого народа. Но в любом случае ностальгия несёт в себе v нравственный заряд», положительный или отрицательный, влияет на поступки и действия людей.
7. Ностальгия играет в целом позитивную роль и в индивидуальной жизни человека, и в социуме. Так, в личной жизни она способствует утверждению идентичности «Я» человека, укрепляет связь с ранними этапами его жизни, со своими «корнями», поддерживает преемственность традиций, формирует у человека моральный идеал, вырабатывает нормы должного поведения, позволяет критически пересмотреть свои прежние поступки (и в соответствии с этим изменить свое нынешнее поведение). На социальном уровне она способствует сохранению моральных и культурных ценностей прошлого, языка, примиряет в душах людей прошлое с настоящим, стабилизирует отношения между оппонентами в споре, «породнив» их между собой через общее прошлое, «ломает» коммуникативные барьеры между людьми. По словам В. В. Нурковой, «общее прошлое объединяет. Стоит начать: "Ты помнишь, товарищ." - и ты уже не одинок, ты принадлежишь к общности людей. Старшие учат младших, передают свои знания о мире, свой опыт или, другими словами, воссоздают традиции в обществе. Без этого каждому поколению приходилось бы начинать жизнь с нуля, снова и снова повторять все ошибки своих отцов и дедов. До информационного взрыва эта функция была чрезвычайно значима для воспитания ребёнка в семье. Житель планеты конца прошлого века выглядел в целом менее унифицированным, чем его правнук. Он впитывал опыт своей семьи, своего клана, в то время как наш современник приобщается в первую очередь к общемировой культуре, в упрощённом виде представляемой средствами массовой информации, и лишь во вторую - к национальной, семейной»295.
Е. JI. Салганик в эпилоге своей книги о «комплексе эмигранта» пишет, что тема эмиграции «найдёт своё завершение лишь с прекращением жизни на планете, так как разворачивающиеся в мире события отнюдь не дают основания для радужных прогнозов. Наоборот, чем напряжённее обстановка в мире, тем
9 О/ч больше оснований для миграции народов» . Можно перефразировать автора и сказать, что тема ностальгии тоже будет жить вместе с человечеством всегда. Более того, учитывая быстро меняющийся мир, ускорение научно-технического прогресса, нарастание экологических проблем, истощение запасов полезных ископаемых, политическую нестабильность во многих геополитических регионах планеты, можно предположить, что ностальгия со временем будет лишь обостряться. Люди будут с ностальгией вспоминать более стабильное и спокойное, более экологически чистое, более мирное (и ещё много какое «более») прошлое.
Среди вопросов, которые могли бы стать темой более глубоких и конкретных исследований, можно назвать взаимосвязь понятия ностальгии со смежными понятиями (прошлого, старости и т. д.). Эти вопросы слишком объёмны для того, чтобы всесторонне рассмотреть их в одном параграфе этой диссертации. То же относится и к вопросу о соотношении ностальгии с покаянием, о том, как они могут сосуществовать в одном сознании и относиться к одному и тому же периоду прошлого. Все эти проблемы содержат
295 Нуркова В.В. Свершённое продолжается. - М., 2000. С. 14.
296 Салгаиик Е. Л. Между двумя мирами. Комплекс эмигранта. - M., 2004. С. 265. перспективы для дальнейшего исследования.
Ещё больше вопросов о ностальгии, требующих ответа, в других науках, особенно в психологии и социологии. Тем более обычно этика, которая, как известно, не имеет своей экспериментальной базы, рассуждая на прикладные темы, опирается на достижения, то есть на доказанные открытия других наук. В этом смысле моральная философия пока не в силах подвергнуть феномен ностальгии всестороннему теоретическому анализу, так как сама ностальгия ещё не до конца изучена прикладными науками.
В любом случае ностальгия - крайне актуальная и интересная тема. Безусловно, со временем она станет среди философов не менее популярной, чем когда-то тема любви. Следует отметить, что любовь, несмотря на то, что она понимается каждым по-своему, всё же стала объектом тысяч научных и философских исследований. Следовательно, то, что у понятия ностальгии есть несколько значений и множество оттенков в различных национальных языках,, не может помешать ей стать объектом всестороннего глубокого анализа.
Список научной литературыНовиков, Евгений Валерьевич, диссертация по теме "Этика"
1. Абдрашитов Э. Е. О социальной ностальгии российских военнопленных в первой мировой войне // Социологические исследования, 2006, № 4. Сс. 131-135.
2. Августин А. Исповедь. М.: ACT, 2006. - 448 с.
3. Аверинцев С. Моя ностальгия // http://users.kaluga.ru/kosmorama/nostalgi.html
4. Айтматов Ч. И дольше века длится день. — СПб.: Азбука-классика, 2008. 480 с.
5. Аксаков С. Т. Биография Михаила Николаевича Загоскина // Собрание сочинений в 5 тт. Т. 4. М.: «Правда», 1966. - 480 с.
6. Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. — М.: Европа, 2007. 612 с.
7. Ассман Ян. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.
8. Белинский В. Г. Тоска по родине. Повесть. Сочинение М. Н. Загоскина // Собрание сочинений. В 9 тт. Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 январь 1840. -М.: «Художественная литература», 1977
9. Бергсон Анри. Творческая эволюция. Материя и память. — Минск : Харвест, 1999. 1408 с.
10. Берберова Н. Курсив мой. Автобиография. М.: Согласие, 1996. - 736 с.
11. Бердяев Н. Философия неравенства. М.: ACT, 2006
12. Блэкберн С. Этика: краткое введение. М.: Астрель, ACT,2007
13. Бойм С. Конец ностальгии? Искусство и культурная память конца века // НЛО, 1999, №39 // http://magazmes.russ.ru/nlo/l 999/3 9/boym.html
14. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 320 с.
15. Бондырева С. К, Колесов Д. В. Традиции: Стабильность и преемственность в жизни общества: Учебное пособие для вузов. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 280 с.
16. Брагина Н. Г. Память в языке и культуре. — М.: Языки славянских культур, 2007. 520 с.
17. Бычков В. В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004
18. Вальдес 3. Кафе «Ностальгия»: Роман. 2-е изд., испр. -СПб.: Амфора, 2002. 414 с.
19. Василий Аксёнов: «Литература — это ностальгия» // Взгляд, 8 января 2008 г. // http://www.vz.rU/culture/2008/l/8/136360.html
20. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 288 с.
21. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А. Д. Шмелева под ред. Т. В. Булыгиной. — М.: Языки русской культуры, 1999. — I-XII, 780 с.
22. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. М.: Гардарика, 1998. - 244 с.
23. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2000. -384 с.
24. Геренчер М. Ностальгия: Роман / Авториз. пер. с венг. Г. Г. Афанасьева. М.: Воениздат, 1990. - 367 с.
25. Грасс Г. Луковица памяти. М.: Иностранка, 2008. - 592с.
26. Гретковская М. Мы здесь эмигранты. Парижское таро: Романы. М.: ACT: НПП «Ермак», 2004. - 266 с.
27. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995
28. Давыдов Ю. Н. Этическое измерение памяти
29. Нравственно-философские размышления в связи с романами Чингиза Айтматова) // Этическая мысль: Науч.-публицист, чтения. — М.: Политиздат, 1990. Сс. 165-197.
30. Даниил Гранин // Esquire, февраль 2006, с. 106.
31. Денисова Т. Н. М. Пруст // История зарубежной литературы XX века: Учеб. М.: ТК Велби, 2003
32. Дмитровская М. А. Философия памяти // Логический анализ языка: Культ, концепты. — М., 1991
33. Жюльен Ф. О «времени». Элементы философии «жить». -М.: Прогресс-Традиция, 2005. 280 с.
34. Зборовский Г. Е., Широкова Е. А. Ностальгия российских эмигрантов: пробный опрос в Финляндии // Социологические исследования, 2003, № 8. Сс. 75-79.
35. Зборовский Г. Е., Широкова Е. А. Социальная ностальгия: к исследованию феномена // Социологические исследования, 2001, №8. Сс. 31-34.
36. Золотухина-Аболииа Е. В. Курс лекций по этике. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 384 с.
37. Зотов А. Ф. Современная западная философия: Учебник. М.: Высшая школа, 2001. - 784 с.
38. Иванов А. Прогрессивная ностальгия? // Художественный журнал, 2007, № 65/66 // http ://xz. gif.ru/numbers/65 -66/aleksandr-ivanov/
39. Иванова-Гладилъщикова Н. Вероника Нуркова: «Прошлое это инструмент для решения задач будущего» Иhttp://www.inauka.ru/psychology/article38213/print.html
40. Ионцев В. А., Лебедева Н. М, Назаров М. В. и др. Эмиграция и репатриация в России. — М.: Издательство: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001. 490 с. // http:// www, с i s df. org/pr-rep atr. html
41. Каган В. E. Понимая себя: взгляд психотерапевта. — М.: Смысл, 2002
42. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999. - 471 с.
43. Колесников А. Спичрайтеры: Хроника профессии, сочинявшей и изменявшей мир. М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2007.-318 с.
44. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы Шу»). М.: Восточная литература, 2004. - 432 с.
45. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. II. / Пер. с англ. Ю. А. Алакина. М.: , ЗАО Центрполиграф, 2003. - 319 с.
46. Костиков В. В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М.: Междунар. отнош., 1990. - 464 с.
47. Краснова О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старости. М.: Академия, 2002. — 288 с.
48. Кувыкина О. Чэндэ — забытое сердце Китайской империи // «Китай», спецпроект «Туризм и отдых», 2007. Сс. 78-87.
49. Кундера М. Неведение: Роман. СПб.: Азбука-классика, 2005.- 192 с.
50. Лоуэнталь Д. Прошлое — чужая страна. — СПб.: Изд-во «Владимир Даль», ИД «Русский Остров», Фонд «Университет», 2004. -624 с.
51. Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии, 1994, № 4
52. Любомирова Н. В. Магия русской хандры // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. 1991. М.: Республика, 1992. Сс. 114141.
53. Любомирова Н. В. Ностальгия по реальности // Общественные науки и современность, 1991, № 6. Сс. 160-170.
54. Минокин М. Ностальгия русских писателей-эмигрантов //Русь. Ростов Великий, 1995. № 1. Сс. 92-101.
55. Михеева И. Н. Покаяние // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001
56. Монтандон Ален. Гостеприимство: этнографическая мечта? // «НЛО», 2004, № 65 // http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/monta5.html
57. Мытарски Я. Из истории меланхолии // Кемпинский А. Меланхолия. СПб.: Наука, 2002. - 405 с.
58. Новиков Е. Диссертация в своё удовольствие, или над чем думают философы // Московский университет, 2006, № 33. С. 8.
59. Новиков Е. В. Лики ностальгии // Человек, 2006, № 3. Сс. 21-31.
60. Новиков Е. В. Ностальгия // Энергия, 2006, № 1. Сс. 5156.
61. Новиков Е. В. Ностальгия как вид моральной рефлексии // Вестник молодых учёных. Выпуск I. Сборник лучших докладов XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». М.: Гарт, 2004. - 288 с. Сс. 210-222.
62. Новиков Е. В. Ностальгия как вид моральной рефлексии
63. Материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Выпуск 12. М.: Изд-во МГУ, 2004. - 523 с. Сс. 451-452.
64. Новиков Е. В. Ностальгия как основа исторического познания // Философия и методология истории: Материалы Всероссийской научной конференции 25-26 ноября 2005 г. / Отв. ред. С. Г. Калашников. Коломна: КГПИ, 2005. - 269 с. Сс. 212-216.
65. Новиков Е. В. Нравственный смысл ностальгии // Философско-этический альманах «Проблемы этики», М., 2008
66. Новиков Е. В. Счастливая тоска. Что такое ностальгия? // Отечество, 2006, № 9. Сс. 22-24.
67. Ностальгические люди (Интервью с А.С. Панариным) // Логика метаисторического времени. — М., 2004
68. Нуркова В. В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. — М.: РГГУ, 2006. 287 с.
69. Нуркова В. В. Свершённое продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000
70. Огурцов А. П. Рефлексия // Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. -М.: Мысль, 2001. Т. 3. 692 с. Сс. 445-450.
71. Осипова Н. А. Философия и религия Востока в XX веке // Философия XX века. Учебное пособие. — М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. 288 с. Сс. 211-231.
72. Памук О. Стамбул: Город воспоминаний. М.: Издательство Ольги Морозовой, 2006. - 504 с.
73. Паустовский К. Г. Повесть о жизни: Далёкие годы; Беспокойная юность; Начало неведомого века. — М.: ACT: Хранитель, 2007. 733 с.
74. Петер Р. Одно лето с Марселем Прустом. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2007. - 240 с.
75. Покрасс М. Л. Активная депрессия. Исцеление эгоизмом. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2006. 576 с.
76. Покрасс М. Л. Освоение одиночества. О чём молчат любимым. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2005. - 280 с.
77. Поултон X. Цилиндр, «серый волк» и полумесяц: турецкий национализм и турецкая республика // Турция в XX веке: Реф. сб. / РАН ИНИОН. М., 2002. - 160 с. Сс. 54-72.
78. Пруст М. В сторону Свана. М.: ACT, Люкс, 2005.512 с.
79. Пруст М. Обретённое время. СПб.: Амфора, 2007.476 с.
80. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. СПб.: Амфора, 2005. - 608 с.
81. Пруст М. У Германтов. СПб.: Амфора, 2005. - 672 с.
82. Психология старости: Хрестоматия. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004. — 736 с.
83. Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. Краснова О. В., Лидере А. Г. М.: Академия, 2003. - 416 с.
84. Пярн Малле. Неужели в советское время было хуже, чем сейчас? // Delfi (Эстония), 25 ноября 2008 // http://www.inosmi.ru/translation/245626.html
85. Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. М., 2004
86. Репина Л. П. Концепции социальной и культурной памяти в современной историографии // Феномен прошлого. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 476 с. Сс. 122-169.
87. Рикёр П. Память, история, забвение / Пер. с фр. И. И. Блауберг и др. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004. — 725 с. // http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Rik/index.php
88. Роговин М. С. Проблемы теории памяти. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2007
89. Ротарь И. Пылающие обломки империй. М.: Новое литературное обозрение, 2001
90. Савельева И. М., Полетаев А. В. «Историческая память»: к вопросу о границах понятия // Феномен прошлого. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 476 с. Сс. 170-220.
91. Савельева И. М., Полетаев А. В. Социология знания о прошлом. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 344 с.
92. Савельева И. М., Полетаев А. В. Типы знания о прошлом // Феномен прошлого. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 476 с. Сс. 12-66.
93. Салганик Е. Л. Между двумя мирами. Комплекс эмигранта. М.: Издательский дом «Парад», 2004. - 288 с.
94. Сербия о себе. Сборник. М.: Европа, 2005. - 520 с.
95. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. -Смоленск, 2003
96. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. СПб.: «ДИЛЯ», 2006. - 1136 с.
97. Скворцов J1. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995
98. Скрипник А. П. Этика. Учебник. М.: Проект, 2004.352 с.
99. Скрябина Л. В. Моль для гламура: роман. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. — 399 с.
100. Смирнов И. П. Генезис. Философские очерки по социокультурной начинательности. — СПб.: Алетейя, 2006
101. Смирнов И. П. Общество без ностальгии // «Критическая масса», 2005, № 1 // http://magazines.russ.ruykm/2005/l/smi 13.html
102. Солдатова Г. У. и др. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. — М.: Смысл, 2002. 479 с.
103. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.: Смысл, 2001
104. Соловьёв В. С. Речь на обеде в память Мицкевича 27 декабря 1898 г. // B.C. Соловьев. Литературная критика. М.: Современник, 1990. Сс. 205-212.
105. Старобинский Ж. Интерпретатор: движение к успеху // Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. 1. М.: Языки славянской культуры, 2002
106. Стефанский Е. Е. Культурные ^сценарии реализации эмоциональных концептов в художественном дискурсе // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология», 2007. -№ 1. Сс. 172-182.
107. Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 240 с.
108. Тардье Э. Скука. Психологическое исследование. Изд. 2-е. М.: Издательство ЖИ, 2007. - 256 с.
109. Толстой А. Н. Эмигранты. Повести и рассказы. — М.: Правда, 1982.-560 с.
110. Утехин И. Анатомия ностальгии: К антропологии повседневности // Неприкосновенный запас, 2001, № 4. Сс. 104-108.
111. Фенъко А. Б. Ностальгия // Человек, 1993, № 6
112. Фенъко А. Б. Психология ностальгии: Дис. на соиск. уч.степени канд. психол. наук. Спец. 19.00.01. -М.: МГУ, 1994.
113. Фокина Т. П., Абрамова Н. Г. Ностальгия: метафизический и культурно-исторический аспекты // Россия и Запад: взаимовлияние идей и исторических судеб. Саратов, 1997. Сс. 46-50.
114. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — СПб.: Азбука-классика, 2006. 480 с.
115. Френкман-Хрусталёва Н. С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты. История и психология / Науч. ред. Тишкин Г. А. — СПб.: С.-Петерб. гос. акад. Культуры и др., 1995. 153 с.
116. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.
117. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. — М.: Новое издательство, 2007. 348 с.
118. Хаузер Марк Д. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. М.: Дрофа, 2008. - 639 с.
119. Хепер М. Османское наследие и турецкая политика // Турция в XX веке: Реф. сб. / РАН ИНИОН. М., 2002. - 160 с. Сс. 43-53.
120. Херлинг-Грудзинский Г. Горячее дыхание пустыни. Белая ночь любви. М.: Изд-во «МИК», 2000. - 248 с.
121. Шабурова О. В. Ностальгия: через прошлое к будущему // Социемы, 1996, № 5 //http://www2.usu.ru/philosophy/soc phil/rus/texts/sociemy/5/shaburova.html
122. Шварцкопф Б. С. Ностальгия // Русская речь, 1967, № 1 // http://www.gramota.ru/biblio/magazines/rr/28583
123. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. — СПб.,1999
124. Широкова Е. А. Социальная ностальгия как феномен духовной жизни общества: Дис. на соиск. уч. степени канд. соц. наук. Спец. 22.00.06 Екатеринбург, 2006. - 200 с.
125. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.:
126. Московский клуб, 1992. 400 с.
127. Элиаде М. Ностальгия по истокам. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. — 216 с.
128. Эргилъ Д. Кризис идентичности и политическая нестабильность в Турции // Турция в XX веке: Реф. сб. / РАН ИНИОН. -М., 2002.- 160 с. Сс. 19-30.
129. Ясперс К. Ностальгия и преступления. // Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. Т. 1. М.: Академия; СПб.: «Белый Кролик», 1996
130. Barney Rachel. Platonism, Moral Nostalgia, and the «City of Pigs» // Proceedings of the Boston Area Colloquium in Ancient Philosophy, vol. XVII. Leiden: Brill, 2001. - 292 pp. Pp. 207-227.
131. Boardman J. The Archaeology of Nostalgia: How the Greeks Re-Created Their Mythical Past. Thames & Hudson, 2003. 288 pp.
132. Brogden L. M., Patterson D. Nostalgia, goodness and ethical paradox // Qualitative Research, 2007, 7 (2), pp. 217-227.
133. Doane Lanice. Nostalgia and Sexual Difference: the Resistance to Contemporary Feminism. — London: Methuen, 1987. 170 pp.
134. Erben M., Dickinson H. Nostalgia and autobiography: the past in the present. //Auto/Biography, 2006, 14 (3), pp. 223-244.
135. Kaplan H. A. The psychopathology of nostalgia // Psychoanalytic Review, 74. 1987. Pp. 465-486.
136. Law J. M. Puppets of Nostalgia. Princeton University Press, 1997.-321 pp.
137. Meltzer G. S. Euripides and the Poetics of Nostalgia. Cambridge University Press, 2006. 278 pp.
138. Moore R. Hollis Frampton: (nostalgia). Afterall Books, 2006. 96 pp.
139. Muller A. Notes Toward a Theory of Nostalgia: Childhood and the Evocation of the Past in Two European «Heritage» Films // New1.terary History Volume 37, Number 4, Autumn 2007, pp. 739-760.
140. Ray R. E. Beyond Nostalgia: Aging and Life-Story Writing. University of Virginia Press, 2000. 690 pp.
141. Riley M. Edward Elgar and the Nostalgic Imagination. Cambridge University Press, 2007. 254 pp.
142. Ritivoi A. D. Yesterday's Self: Nostalgia and the Construction of Personal Identity. Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2002. 208 pp.
143. Ross В. M. Remembering the Personal Past. Descriptions of Autobiographical Memory. Oxford University Press: N.Y., 1991
144. Salaman E. P. A Collection of Moments: A Study of Involuntary Memories. London: Longman, 1970. - 142 pp.
145. Santesso A. A Careful Longing. The Poetics and Problems of Nostalgia. Newark: University of Delaware Press, 2006. - 221 pp.
146. Sedikides C., Wildschut Т., Arndt J., Routledge C. Nostalgia: Past, Present and Future // Current Directions in Psychological Science -Volume 17, Number 5, 2008. Pp. 304-307.
147. Seyed Javad. Nostalgia and the Awakening of the Soul // http://examinedlifeiournal.com/articles/template.php?shorttitle^:nostalgia&auth orid=4
148. Su J. J. Ethics and Nostalgia in the Contemporary Novel. Cambridge University Press, 2005. 234 pp.
149. Swislocki M. Culinary Nostalgia: Regional Food Culture and the Urban Experience in Shanghai. Stanford University Press, 2008. -336 pp.
150. Westling L. H. The Green Breast of the New World: Landscape, Gender, and American Fiction. Ethens and London: The University of Georgia Press, 1996. - 212 p.