автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: О методологической роли категории труд в образовании
Текст диссертации на тему "О методологической роли категории труд в образовании"
Горно-Алтайский государственный университет
На правах рукописи
ТАБАКАЕВ Юрий Васильевич
С"
О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РОЛИ КАТЕГОРИИ ТРУД В ОБРАЗОВАНИИ
09.00.11 - социальная философия Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук
-
гУ
Н
Су1 Са_Ау^ 'ч
Горно-Алтайск - 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................................3-13
Глава .1. От идеи деятельности к категории труд..........................14
§ 1. Введение принципа деятельности в философию
Г.В. Лейбницем..............................................................................................18
§ 2. Место категории деятельности в философии
35
Имануила Канта..............................................
§ 3. Гегель: от принципа деятельности к категории
56
труд..............................................................
Глава II. О методологической роли категории труд в
некоторых современных философских системах........................^
§ 1. Марксистское понимание труда, как
76
сущностного качества человека...........................
§ 2. Экзистенциально-психологическое обоснование
98
труда .............................................................
§ 3. Труд в философии существования Ж.П. Сартра .. 116
Глава III. Труд и его основные свойства..............................................132
§ 1. Труд и деятельность........................................................................132
§ 2. Труд - сущностное качество человека..............................149
§ 3. Основные отличительные признаки труда..................172
Глава IV. Взаимодействие труда с некоторыми видами
186
человеческой деятельности.......................................
§ 1. Единство процессов управления и исполнения в
186
труде .............................................................
§ 2. Творческий характер труда......................................................205
§ 3. Общение - коммуникативная функция труда............226
Заключение....................................................................................................................249
Использованная литература............................................................................254
ВВЕДЕНИЕ
Человек - существо, которое в силу специфики своего бытия находится всегда в состоянии преобразующей деятельности и при этом пытается осмыслить свое существование в природно-космическом универсуме и истории. Понять себя ему дано через осмысление своей созидательно-преобразующей сущности, в которой изменяется не только внешний, но и внутренний мир.
Одной из основных целей данного исследования является обоснование философского характера понятия труд, что позволило бы включив его в категорийный аппарат объяснить многие проблемы, связанные с пониманием человека. В частности, понятие труд позволяет, конкретизируя деятельностный подход распространенный сегодня в психолого-педагогической литературе, рассмотреть процесс обучения и воспитания со стороны самосовершенствования, самосозидания личности в процессе изменения и изучения окружающей человека деятельности.
Актуальность предлагаемого внимания читателя диссертационного исследования заключается в обращении к недостаточно изученной проблеме - методологической роли категории "труд" в организации и осуществлении образовательных процессов, понимания учебной деятельности обучаемого как созидающего себя человека. Понятие "труд" стало широко использоваться в изучении общественных явлений сравнительно недавно. Только на рубеже 17 и 18 столетий это понятие начинает упоминаться в характеристике человеческого существования некоторыми английскими учеными, и то в большей мере изучающими экономические взаимоотношения людей. Английские экономисты рассматривали труд с точки зрения производственно-экономической жизнедеятельности общества. Так, А. Смит в основу своего исследования
положил трудовую теорию стоимости, считая законом определение стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенному в них количеству труда. Однако Смит был еще далек от мысли рассматривать философский статус категории "труд" как субстанции рождающей и созидающей не только богатства людей, но и самого человека.
Философский аспект категории "труд" впервые подчеркнул Гегель, рассмотрев его как предметную деятельность сознания. К. Маркс, обосновывая в своих работах формационный подход во взглядах на общественную историю и раскрывая экономическую анатомию капитализма, был вынужден акцентировать основное внимание на экономическом содержании труда. Вместе с тем, в различных работах, особенно в "Экономическо-философских рукописях 1844г.", им изложены философские характеристики труда. Они позволяют делать вывод не только о том, что труд является источником удовлетворения потребностей человека, но и о том, что труд выступает как универсальное понятие, охватывающее собой все стороны сугубо человеческой деятельности, и что он является основным фактором самосозидания человека.
Категория "труд" привлекает пристальное внимание со стороны исследователей, занимающихся проблемами не только гуманитарных наук, но и естествознания. Но при этом во многих исследованиях наблюдаются элементы редукционизма, упрощения содержания интересующего нас понятия. Это упрощение заключается в сведении понятия труд к материальным видам производства, когда его только как предметную деятельность. При этом предметность отождествляют как правило с материальной вещественностью. Иногда это упрощение обусловлено тем , что общественный характер труда рассматривается преимущественно в виде совместной деятельности индивидов. Редукционизм в понимании труда привел к тому, что во многих гуманитарных науках, в частности в педагогических, труд в большей мере рассматривается через призму
общественных работ, сугубо профессионально-материальной деятельности отдельных индивидов. Такая методологическая установка является довольно распространенной при организации образовательного процесса.
В связи с изменениями, происходящими на просторах постсоветского социального пространства в общественно-политической, экономической и других сферах жизни, складыванием новых отношений в системе мирового бытия, как никогда, актуальным становится поиск качественно новых парадигм в организации и осуществлении образовательного процесса, который, став в XX столетии всеобщим для определенной возрастной когорты, неуклонно приобретает статус всеобщности для всего населения. Образование становится необходимостью для каждого отдельного человека.
Необходимость самосовершенствования личности в процессе всей его жизни требует новых принципиальных подходов к исследованию личности, а также выявления тех мотивационно-мировоззренческих, ценностных и идеологических установок, формирование которых в сознании человека позволило бы ему выступать в качестве субъекта улучшения своего собственного образовательного уровня.
С помощью категории "труд" как философского понятия представляется возможным объяснить и осмыслить содержание многих современных мировоззренческих ориентаций человека, ценностных установок, поведенческих принципов, способов социализации личности, в которых человек независимо от его возрастных особенностей перестает быть традиционно принимаемым объектом педагогического воздействия в процессе образования и становится равноправным субъектом, творящим свою собственную жизнь.
Привлечение на уровне теоретического анализа некоторых аспектов экзистенциального исследования дает возможность преодолеть тенденцию, имевшую место в недавнем прошлом и представлявшую человеческий труд только в качестве материально-предметной, преобразующей внешний
мир деятельности. Кроме того, выявление позитивных констант экзистенциализма позволяет более глубоко проникнуть в особенности индивидуального существования и предназначения человека, наконец, понять труд как процесс самосозидания личности. Это необходимо также в связи с тем, что в рамках современного социального устройства человек нуждается в приобретении новых качеств, строя отношения с окружающими его людьми: умение отойти от "психологии маленького человека", от сугубо исполнительных начал, развить способность принимать решения, осуществлять выбор, определять свое предназначение в нестандартных ситуациях.
В сфере образования, как, собственно, и в других сферах, современного существования людей в условиях информационной наполненности, возрастания количества свободного времени у индивида приобрела большое значение проблема выбора, воспитания способности человека выбирать направление своих действий, своей жизненной позиции и жизнедеятельности, а также способность быть ответственным за эти свои действия.
Немаловажное значение имеет теоретический анализ соотношения понятия "труд" с категориями "деятельность", "управление", "исполнение", "общение", "творчество", "свобода", "дисциплина", "речь" и "язык". Все явления социальной жизни, обозначаемые данными понятиями, развивались параллельно с трудом, находясь в органической связи с ним, взаимно детерминируя друг друга. Рассмотрение их в отрыве друг от друга, вне связи с трудом приводят к излишнему абстрагированию и упрощению как самого труда, так и неразрывно связанных с ним характеристик человеческого существования, обозначаемых данными понятиями. Комплексное исследование позволяет сделать вывод о том, что труд человека как свободное творчество, наполненный самодисциплиной, содержащий в себе единство управления и исполнения, неразрывно связан
с самосозиданием личности и в то же время с ее высочайшей ответственностью.
В центре современных образовательных парадигм, а не только в теориях воспитания и обучения, стоит человек, стремящийся к самодетерминации, к творческому самосозиданию. Образовательная парадигма, по мнению автора, - это тип бытия и мышления, господствующий в тот или иной исторический период жизнедеятельности общества, опирающийся на некоторые базовые принципы. Образовательная парадигма уходит корнями в онтологию человека и, следовательно, ее нужно определять через сущностные качества последнего, как способ существования культуры и внутри нее форму и способ воспроизводства людьми собственных родовых жизненных ресурсов. Эта проблема может весьма успешно решаться в случае принятия категории "труд" не в качестве только предметно преобразующей деятельности, а в качестве объяснительного принципа, объединяющего в себе все стороны человеческой жизни и позволяющего отдельному индивиду измененять окружающую среду и менять отношение к ней и, главное, с высокой ответственностью осуществлять свое собственное созидание.
В научной литературе, в том числе в философских работах, исследования, связанные с понятием "труд" и его использованием в учебно-воспитательных процессах, представлены достаточно широко. Вместе с тем многие из них страдают, во-первых, определенной степенью редукционизма, обусловленного не в последнюю очередь идеологическим прессом, разделяющим людей на "людей труда", "творческую интеллигенцию" и т.п. Можно было предположить, что творческая интеллигенция это не люди труда. Во-вторых, многие исследователи использовали понятие "труд" для обоснования теоретических положений, касающихся доказательств частных проблем той или иной гуманитарной науки. В этих работах не обращалось особого внимания на уточнение
дефиниций этого понятия. Смысл этого понятия как бы заранее представлялся ясным, a priori. В-третьих, многие работы были посвящены исследованиям онтогенеза труда, выяснению его появлению на базе изучения поведения высших животных, в частности обезьян. Часто делались ссылки на классиков марксизма, порою на официальные документы партийно-государственного аппарата, авторы заведомо полагали, что проблемы труда это тривиальный вопрос, решенный классиками марксизма и не требующий дальнейшего тщательного анализа.
За последнее десятилетие интерес к философскому содержанию категории "труд", к деятельно преобразующей природе человека возрос. Это обусловлено качественными изменениями, происшедшими в производственно-экономической и интеллектуальной сферах человеческого бытия, а также увеличенным вниманием к этому понятию, проявляющемуся в современных западноевропейских философских школах и направлениях, в частности в экзистенциализме. Несомненную теоретическую ценность в связи с этим имеют работы В.В.Давыдова, К.М.Долгова, М.С.Кагана, А.В.Маргулиса, А.Л.Никифорова, Р.С.Батищева, Б.Ф.Ломова, Э.Г.Юдина, Э.С.Маркаряна, В.Н.Сагатовского, И.И.Чангли, К.А.Славской, Л.Г.Джахая, П.П.Гайденко, Б.Ф.Сикорского, В.А.Подороги, Б.Э.Быховского,, С.А.Исаева, Ю.Н.Давыдова, М.А.Кисселя,
B.С.Готта, Г.А.Ключарева, Б.А.Воронович, В.В.Бесчеревных.
В разработку вопроса о связи понятия "труд" с категориями, описывающими его характеристики в процессе реализации, значительный вклад внесен исследованиями Р.Ф.Абдеева, В.А.Лекторского, С.Василева,
C.С.Дзарасова, И.Б.Новик, Л.А.Петрушенко, Л.М.Веккер, В.Д.Моисеева,
A.Г.Спиркина, В.Ф.Овчинникова, Ю.Шарковина, В.М.Саковнина,
B.Д.Парыгина, Л.М.Архангельского, К.Н.Любутина, ИЛ.Лойфмана, М.В.Демина, Б.Г.Ананьева, Е.И.Кукушкиной, Г.А.Брутян.
О методологической роли категории "труд" и использовании этого понятия в разработке педагогических и образовательных концепций
писали в своих работах Б.С.Гершунский, С.И.Гессен, М.Н.Скаткин, А.Г.Костяшкин, И.Ф.Харламов, В.А.Сластенин, И.С.Кон, О.Н.Крутова, М.А.Данилов, В.А.Караковский, В.А.Сухомлинский, Г.И.Щукина, И.Я.Лернер, В.Д.Шадриков.
Несомненный интерес для разработки философской трактовки категории труд в качестве самосозидающей детерминанты человека, понимания последнего как творчески совершенствующего себя субъекта представляют работы мыслителей экзистенциального направления С.Кьеркегора, Ж.П.Сартра, А.Камю.
Цель данного диссертационного исследования состоит в проведении социально-философского анализа феномена труда и на этой основе в выявлении методологической роли категории "труд", используемой для разработки и решения проблем современного образовательного процесса, содержащего новые модели воспитания и обучения.
Для достижения этой цели ставятся и решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ становления понятия "труд" как философской категории;
- выявить имеющиеся в философской литературе подходы к пониманию труда и его роли в становлении и развитии человека в процессе образования;
- определить соотношение категории "труд" с другими понятиями, описывающими активность человека;
- раскрыть особенности методологического использования категории "труд" в организации и осуществлении воспитания человека как субъекта;
- определить гуманистический потенциал экзистенциального видения понятия труд в объяснении существования человека;
- определить содержание интегральной природы труда по отношению ко всем другим видам деятельности человека;
- обосновать необходимость использования некоторых аспектов экзистенциальной концепции роли труда в становлении саморазвивающегося человека.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы объективного анализа привлеченной литературы по теме, всесторонности рассмотрения имеющихся идей и направлений по рассматриваемой проблеме. При этом общую методологическую основу составляют известные философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности реального мира, а также общественной, деятельно-творческой сущности личности как целостной системы и о многофакторном характере ее развития. В качестве частной методологической основы используется системно-целостный подход в рассмотрении труда как интегрирующего понятия по отношению к другим видам человеческой активности. Труд, возникнув в социальной среде, охватывает собою и обусловливает характер всех других видов человеческой деятельности, в то же время детерминируется ими. Это обусловливает необходимость использования в ходе исследования принципов единства исторического и логического, преемственности и изменчивости.
Основой теоретического анализа стали работы философов, педагогов и психологов, разрабатывающих теории и концепции личности, деятельности, общения, творчества, управления, исследующих труд, практику.
Научная новизна проведенного исследования состоит:
- в выборе направления и постановке самой проблемы исследования, состоящей в социально-философском анализе социального феномена труда и в обосновании его как философской категории;
- в доказательстве того, что труд, объединяющий в своем содержании элементы управления и исполнения, творчества и дисциплины, напряжение воли индивида и необходимость общения,
является объяснительным принципом не только производственно-экономической деятельности, но и образования, в котором человек может быть понят как субъект не только со стороны обучающего, но и со стороны обучаемого;
- в раз�