автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Обработка дерева носителями пазырыкской культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Обработка дерева носителями пазырыкской культуры"
РТ6
2 д т ®
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ
на правах рукописи
МЫЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ
ОБРАБОТКА ДЕРЕВА НОСИТЕЛЯМИ ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ
07.00.06 - археология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Новосибирск 1995
Работа выполнена в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии Наук
Научный руководитель - ччлен-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор МОЛОДИН В.И.
Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор
БОБРОВ В.В.
кандидат исторических наук, доцент
ГЛУШКОВ И.Г.
Ведущая организация - Новосибирский государственный педагогический университет
Защита состоится "" ¿^¿-¿¿^^уМ? 1995 г. на заседании специализированного совета Д.200.09.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте археологии и этнографии СО РАН (630090, просп. академика Лаврентьева, 17)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института
Автореферат разослан " ¿Ь^^е^1995 г.
Ученый секретарь специализированного совета
доктор исторических наук ц ПЕТРИН В.Т.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Усилившийся в последнез время интерес к разного рода реконструкциям древнейших технологий побудил нас вернуться к проблеме технологии обработки дерева на. Алтае в скифское время.
Основной, поражающей вообраяение своей массой и изяществом, археологический материал из раскопанных курганов пазырыкской эпохи - это изделия из дерева. Красоте самого материала, истокам и формам пазырыкского искусства посвящено немало публикаций и монографий, однако,.до настоящего времени, обработке дерева носителями пазырыкской культуры посвящена лишь одна специальная работа, выпущенная в свет в 1956 г. С.А.Семеновым "Обработка дерева на древнем Алтае (по материалам раскопов курганов Пазырыка)". Накопленный в течение последующих десятилетий ноаый материал из новых, ранее не исследованных районов Алтая, насчитывающий не один десяток тысяч вещей, требует своего осмысления и освещения в работах по реконструкции древних технологий - основном показателе уровня развития или упадка любой культуры. Актуальность нашего исследования заключается в интеппретации этого материала для полноты раскрытия информации, заложенной в каждом объекте-источнике, и сформировании реально-конкретного представления об одной из сторон материальной деятельности пазырыкских племен, существенно дополняющей общую картину функционирования хозяйствено -культурной деятельности народов Алтая в раннем железном веке.
Цель настоящей работы - дать общую характеристику обработки дерева на Алтае в скифское время ка основе реконструкции технологического процесса; попытаться выявить деревообрабатывающие традиции в сооружении внутримогильных погребальных конструкций: склепов-срубов, как наиболее общего, консервативного и монументального показателя обработки дерева вообще. Ввести в научный оборот массовую серию технологических операций, приемов и способов обработки дерева у пазырыкцев. Это позволит в дальнейшем, о последующим накоплением аналитических данных на новых аналогичных археологических памятниках Алтая и сопрздельных территср. провести широкое пространственно-временное построение динамит; деревообработки с бронзового века до позднего средневековья, в котором отразится специфика общекульт,урной эволюции.
Основные задачи исследования сформулированы следующие образом:
1. Определить истоки обработки дерева и значение данного вида производства в развитии пазырыкской культуры.
2. Дать структурную характеристику состава исходного материала, рассмотреть проблемы сохранности дерева Ь археологических комплексах и выделения инструментария по данным трасологического анализа следов орудий на поверхностях деревянных предметов; определить основные виды деревообрабатывающего производства и на их основе провести классификацию источников по ряду параметров,
3. Выявить конкретные технологические стадии, операции и приемы обработки дерева.
4. Воспроизвести способы изготовления надсрубных и срубных погребальных конструкций и некоторых деревянных предметов пазырыкской культуры.
5. Показать способы и приемы художественной резьбы по дереву-
6. Определить место культуры обработки дерева в Горном Алтае в скифское время среди других одновременных культур соседних регионов.
Помимо этого в задачи исследования входило выяснение возможности применения ряда аналитических методов для изучения обработки дерева и опред мления значимости полученной информации для археологических реконструкций. С помощью бинокулярной микроскопии обработана большая часть материала с целью выявления следов, характера и особенностей обработки деревянной поверхности различными инструментами, а также исследование поверхностей реплик-копий с целью поиска аналогов следов и закономерностей деревообработки. В результате был произведен предварительный отбор образцов для дальнейших исследований.
Зотоаналитический метод заключается в специальных видах съемки деревянного предмета или исследуемой его части при контрастном, косом освещении с различным увеличением учаска съемки при помощи специальных средств для фотографической фиксации и последующего детального изучения всех, в том числе и мельчайших, следов искусственного или естественного воздействия различных предметов на поверхность деревянного изделия, невидимых или плохо различимых невооруженным глазом, и выявления дополнительной информации.
Сравнительно-исторический метод состоит в проведении сравнительно-типологического анализа археологического материала с
привлечением дополнительных данных археологии и этнографии для решения различных проблем, постановки гипотез и выявления общего и особенного в исследуемом материале.
физическое моделирование целиком основывается на эксперименте. Заключается в воспроизведении рзплик-копий изучаемых археологических предметов из такого ке материала, либо максимально приближенного по структурным показателям к аналогу, подобными же инструментами, способами и приемами с целью выявления по отпечаткам следов необходимого набора инструментов, технологических операций, техник и приемов обработки, накопления опыта, знаний, навыков и умений, требуемых для полного изготовления изделия, а также выявление всевозможных условий, влияющих на различные показатели технико-технологического процесса.
Теоретическое моделирование включает в себя постановку, построение и верификацию гипотез, теорий, предлояений и попыток решений возникших проблем, анализ вариантов.
Все вышеназванные методы и приемы в совокупности способствовали унификации описания и систематизации материала, а также значительному расширению его источниковедческих возможностей. Работая с этими методами, мы пришли к выводу, что при технико-технологическом анализе обработки дерева каждый из них дает какую-то часть, определенный блок■информации о той или другой стороне технологического процесса, и только применение всего комплекса методов исследования предоставляет необходимый минимум объема и полноты информации об изучаемом объекте.
Источники. Материалы, использованные в работе, добыты в результате полевых исследований курганных могильников ГГазырык, Ба-шадар, Туэкта (М.П.Грязнов, С.И.Руденко); Уландрык, Юстыд, Сай-люгем (В.Д.Кубарев); Укок (Н.В.Полозьмак, В.И.Володин). Нами исследовано около 3 С00 деревянных изделий различного функционального назначения, в том числе около 2 500 с художественной резьбой, из коллекций, хранящихся-в Государственном Эрмитаже и Институте археологии и этнографии СО РАН. Для сравнения и поиска аналогий в работе привлекались опубликованные материалы из курганов, синхронных пазырыхсной культуре: Улангом - Монгольский Алтай, Бесшатырский - Казахстан, Аркан, Алды-Бельский -Тува. Выбор данного круга источников обусловлен их достаточно хорошей сохранностью и представительностью, что позволяет делать более убедительные выводы.
Научная новизна работы еотоит б т-оы, что за последние четыре десятилетия впервые предпринята попытка массового исследования, с точки зрения технологии изготовления, деревянных изделий из погребений носителей пазырыкской культуры Алтая. Реконструированы и систематизированы технико-технологические приемы и способы обработки дерева' на материале из широко известных и хорошо исследованных памятников этого региона; использованы некоторые новые методы, введен в научный оборот ряд новых источников, выявлены виды деревообрабатывающего производства и специализации по их направлениям.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В Горном Алтае в составе домашнего производства населения скифской эпохи одно из ведущих мест занимало деревообрабатывающее производство.
2. У носителей пазырыкской культуры Алтая существовали свои традиции обработки дерева и изготовления деревянных предметов, во многом сходные друг с другом, и вместе с тем - отличные от деревообрабатывающих традиций населения скифского времени соседних регионов: Монголии, Тувы, Центрального Казахстана.
3. Особым видом обработки дерева у носителей пазырыкской культуры Алтая являлась художественная резьба.
Практическая значимость работы. Результаты технико-технологического анализа деревообработки древним населением Алтая могут быть использованы при изучении погребальных конструкций и деревянного материала пазырыкской культуры и ряда других археологических культур, где изделия из дерева имеют хорошую сохранность, а также при разработке историко-культурных проблем, связанных с процессом смешения разных в культурном отношении групп древнего населения, соотношения традиций и новаций в деревообработке, вопросов хронологии пазырыкской культуры и т.д.
Шводы и результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по археологии Сибири и спецкурсов по технике и технологии обработки дерева для студентов, изучающих археологию и этнографию.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались и обсуждались на сессии ученого совета Объединенного Института истории, филологии и философии СО РАН и его филиалов (Новосибирск, 1994 г.); X Западно-сибирском археолого-этнографичес-ком совещании (Томск, 1995); а также на объединенном заседании
сектора неолита, сектора бронзы и железа Сибири Института археологии и этнографии СО РАН и лаборатории археологии и этнографии НГУ (Новосибирск, 1994 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и альбома иллюстраций.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность выбранной теш, формулируются цели и задачи исследования, кратко характеризуются источники, методы, научная новизна, практическая значимость, историография проблемы.
Глава I. Из истории обработки дерева человеком
Техника обработки дерева не есть раз и навсегда данный и неизменный набор стадий, операций и приемов. Это сложный, эволюционный и вместе с тем динамичный процесс со своими прогрессивными и консервативными образованиями. По степени своего развития уровень обработки дерева в одно и то же время в разных регионах был неодинаков и зависел от общего уровня развития той или иной культуры, господства определенных традиций, взаимодействия с соседними более развитыми в технологическом отношении регионами. Одно несомненно - уровень техники обработки дерева в течение всего периода истории напрямую зависел и развивался вместе с уровнем развития орудий обработки - инструментов.
Дерево всегда сопутствовало человеку на всех стадиях развития общества. С течением времени шло-непрерывное совершенствование орудий труда и как следствие - технологии обработки дерева. Пазырыкская культурная эпоха раннего железного векр служит ярким образцом использования дерева человеком. Уникальные условия сохранности деревянных предметов (высокогорье, мерзлота) представляют широчайшие возможности для изучения технологии деревообработки. РазумеетеА, что и в других культурах дерево и предметы из него в той или иной мере использовались достаточно широко, но до нас в силу многих объективных причин они практически не сохранились.
Глава П. Технико-технологические аспекты обработки дерева у народов Алтая в скифскую эпоху
Комплексное исследование деревянного археологического материала из погребений носителей пазырыкской культуры со всей оче-
видносты) показывает, что технология обработки дерева есть некая систематизированная последовательность устойчивых приемов, способов, действий мастера, сформированных на основе древних традиций, широкого практического знания и опыта, направленных на изготовление (производство) изделия (конечного продукта).
Технико-технологический анализ деревянных предметов из погребального инвентаря пазырыкцев позволяет понять не только практическое (функциональное) назначение каждой вещи, но и выявить определенную систему последовательных стадий и операций длинной и сложной цепи техники обработки материала.
Весь процесс деревообработки у пазырыкских племен Алтая с определенной долей условности можно подразделить на три стадии: I. отбор и заготовка исходного материала; 2. подготовка заготовок к обработке; 3. обработка - основной процесс изготовления изделия. Внутри каждой стадии существуют свои обязательные звенья, последовательно образующие всю технологическую цепочку. В зависимости от технологических потребностей и функционального назначения вещи, некоторые звенья этой цепи могут видоизменяться, меняться местами, совершенствоваться.
§1. Структурная характеристика материала
Здесь вкратце освещаются основные особенности и свойства дерева как материала для производства изделий.' Приводится химический состав древесины, рассматриваются физические свойства дерева, заключающиеся в его внеинем виде: цветовой тон, рисунок текстуры, блеск и т.д., и самое главное, в его внутренней структуре: влажности, гигроскопичности, плотности, теплоемкости. Влажность и гигроскопичность - два наиболее важных и взаимозависимых свойства дерева, превышение предела которых ведет к порче материала. Сохранение целостности, объема и размеров древесины зависят от обязательной и сложной технологической операции - сушки. Из механических свойств дерева, при воздействии на него различных факторов, основными являются упругость (прочность) и твердость - способность сопротивления древесины к проникновению внутрь ее твердых тел - различных инструментов обработки.
§ 2. Материал в археологических комплексах
Основной источник по истории обработки дерева пазырыкцами Алтая - все деревянные предметы, находившиеся в могильных ямах курганов. Это - различные внутримогильные погребальные сооружв-
ния и весь деревянный сопроводительный инвентарь в них, в процентном соотношении составляющий подавляющее большинство от общего числа находок.
Самой важной проблемой для технико-технологического анализа деревообработки является сохранность деревянных предметов. От степени их сохранности зависит и качество исследования. На плохо сохранившейся вещи иногда бывает невозможно определить' не то что следы инструментов или технологию ее изготовления, но и материал, из которого она выполнена. Сохранность изделий из дерева зависит от множества причин, и в первую очередь - от различного рода воздействий внешних факторов (окружающая среда), от породы дерева, способов дополнительной обработки и т.д.
В Горном Алтае, благодаря специфическим природно-климатическим условиям высокогорья, времени и выбора места для захоронения усопших, особенностям погребальных сооружений - под насыпями отдельных курганов образовывалась так называемая "подкурган-ная" мерзлота, сковывая влажный грунт вокруг внугримогильных конструкций и заполняя пространство камер срубов и колод натечным и конденсационным льдом. И хотя подавляющее большинство курганов пазырыкцев ограблены их современниками, в них все равно оставлены для археологов почти все деревянные конструкции и уникальные произведения искусства, вырезанные из дерева.
Неравномерность промерзания надмогильных и внутримогильных сооружений существенным образом отразилась и на сохранности вещей. По нашим наблюдениям в течение ряда лет, хорошо сохранились только те предметы, которые находились во льду или промерзшем грунте. На контактных зонах их сохранность значительно хуже, а вне мерзлотных образований - дерево практически не сохраняется и представляет собой зачастую бесформенную труху. Лучше всего сохраняются деревянные вещи в больших курганах, на большой глубине залегания.
В прямой зависимости от обнаружения деревянных предметов в подкурганных мерзлотных образованиях находится и проблема их сохранности и консервации.
§ 3. Инструменты (орудия обработки)
На внешних и внутренних сторонах исследованных нами деревянных предметов сохранились следы работы различными режущими орудиями. Н сожалению, до сих пор пока не найден сам инструментарий, с помощью которого древние мастера обрабатывали дерево.
Этот факт в значительной мере осложняет процесс восстановления технологии деревообработки. Для выделения инструментария мы должны исходить из анализа двух взаимозависимых понятий: деревообрабатывающий инструмент - набор специальных орудий для обработки материала и обработка дерева - система приемов и способов воздействия различными инструментами на поверхность материала с целью изменения ее первичной формы до заданных параметров.
Основанием для выделения видов инструментов пазырыкских ма-стеров-деревообработчиков являются следы, оставленные этими инструментами на лицевых и оборотных поверхностях деревянных вещей. Сравнивая отпечатки этих следов на археологических предметах с данными этнографии и эксперимента, мы можем восстановить внеаний облик древнего инструмента: сирину и толщину его рабочей поверхности, конфигурацию лезвия, степень остроты и угол заточки. По характеру расположения следов, их глубине и направлениям мошно определить способы и приемы работы данным инструментом, выделить технологическую операцию.
Опираясь на данные наших предшественников-исследователей, этнографические наблюдения и результаты анализа наших экспериментальных работ, мы пришли к выводу, что у древних мастеров Алтая существовали следующие виды деревообрабатывающих инструментов, подразделенные нами на: рубящие, ударные, комплексного действия, режущие ц их разновидности. Рубящие - топор, тесло. Ударные - колотушки-киянки, деревянные молоты. Комплексного де -йствия - в основном дслота и иногда стамески, использовавшиеся для операции долбления. Режущие - стамески, ножи. Режуще-проворачивающие - сверла-перки, шила-колизавры. Колющие-проворачивающие - шила.
Трасологический анализ следов работы инструментами показал, что у пазырыкских мастеров древнего Алтая существовало три вида обработки поверхности дерева: в торец, вдоль волокон, поперек волокон. При этом, в ходе эксперимента, были выявлены некоторые закономерности работы деревообрабатывающими инструментами и определены факторы, влияющие на эффективность обработки: угол заострения лезвия; угол наклона лезвия; угол рубки, отески или резания; твердость древесины; направление рубки, отески или резания; степень затупленности лезвия инструмента; трение лезвия о древесину (стружку); ширина рабочего лезвия инструмента; влажность древесины. Факторы, влияющие на чистоту обрабо-
тки: глубина рубки, отески или резания; острота заточки рабочего лезвия инструмента; угол рубки, отески или резания.
Здесь же необходимо отметить и немаловажную роль абразивных инструментов (точила, бруска) для правильной, оптимальной заточки и правки лезвий во время работы.
5 4. Сравнительно-типологический анализ источников
Сравнительно-типологический анализ деревянных предметов из курганов скифского времени Алтая позгдиил нам классифицировать их по функциональному назначению в следующем порядке.
Надсрубнне сооружения: навесы - сложные конструкции, представляющие собой два ряда вертикально установленных вдоль северной и южной стенок сруба толстых бревен с желобообразными вырубами и укрепленными на них горизонтальными балками-переводинами для поддержания бревенчатых накатов. Накаты - однорядные, многорядные (16 и более) сооружения из бревен, уложенных продольно и поперечно на навес или настил внешнего сруба. Настилы - уложенные на потолок сруба слои (полотнища) бересты, курильского чая, лиственничной коры.
Срубы: деревянные конструкции из отесанных бревен или бруса, смонтированные при помощи операции углового сопряжения -рубки концов бревен " в замок с остатком". Подразделяются: по размерам - большие, средние, малые; однокамерные; двухкамерные; с потолком; с двойным полом; с одинарным полом; без пола; срубы для жилищ (Ак-Алаха I, Пазырык I).
Внутри - и - околосрубные предметы: колоды-саркофаги - большие, средние, малые (по размерам); с четырьмя парами проушин (Вашадар П); с двумя парами проушин; с рукоятями (Юстыд); без рукоятей и проушин; апплицированные кожей; с деревянной резьбой (Башадар П); с берестяной резьбой (Туэкта I, П); обклеенные полосами бересты (Пазырык I, П); с резной крышкой (Башадар П); с крышкой, прибитой бронзовыми гвоздями; с крышкой, прибитой деревянными гвоздями-костылями. Ложа-кровати - деревянные прямоугольные каркасы (рамы) с ложем из двусторонне отесанных плах: большие и малые по размерам; на высоких ножках (Верх- Ка-льджин 2); на коротких ножках (Юстыд, Ак-Алаха 5); без ножек (Гстыд). Колыбели - деревянные конструкции из трех, четырех двусторонне отесанных досок, соединенных мевду собой кожаными ремешками (Юстыд). Деревянные подушки - вырубленные из целой заготовки подставки в изголовье: с плоским верхом; с овальным
верхом; с прорезями под головной убор; с выбранной внутренней полостью. Столы - деревянные конструкции с длинными (2,1 м) прямоугольными столешницами из двусторонне отесанных плах, с невысокими (5 см) бортиками, на высоких (90 см) круглых ножках (Ту-экта I). Оружие - луки; стрелы (древки); деревянные,каркасы для кожаных колчанов; рукояти, чеканов; ножны для кинжалов и ножей; щиты; деревянные имитации оружия; пуговицы-застежки для колчанов; ворворки. Посуда - блюда-столики: большие и малые; со съемными ножками;, с несъемными ножками; без ножек; с поддоном. Сосуды - кружковидные; бокаловидные; с резными ручками; без ручек; миски-пиалы. Мутовки - палки-мешалки. Предметы хозяйственно-бытового назначения - лопаты, лестницы, пешни, колья, клинья, деревянные гвозди, волокуши. Средства передвижения - телеги, повозки с крытым верхом (колесницы). Инструменты - рукояти топоров, тесел, долот, стамесок, ножей; молоты, колотушки-ниянки. Украшения - украшения человека; украшения коня. Шестиноги - раздвижные каркасы ритуальных конструкций. Музыкальные инструменты -деревянная арфа (Пазырык П).
§ 5. Виды деревообрабатывающего производства
По-нашему мнению, у народов Горного Алтая в скифское время одним из видов домашнего производства, наряду с гончарством и металлургией, была деревообработна, основанная на специализации мастеров по целому ряду следующих направлений: строительное дело - строительство жилищ (постоянных, временных),' хозяйственно-бытовых построек (загонов для скота, кошар, амбаров); производство предметов вооружения; производство хозяйственно-бытовых предметов; производство средств передвижения; производство посуды; производство украшений; производство предметов культа (срубов-склепов, колод, лож-кроватей, шестиног, музыкальных инструментов) .
5 6. Операции по обработке дерева
Процесс обработки дерева сложен и продолжителен, он включает в себя множество операций. Некоторые из них были отмечены нашими предшественниками, другие - выделяются впервые. Весь процесс деревообработки осуществлялся в определенном порядке, т.е. _ имел свою систему последовательных действий (операций).
Выбор подходящего материала - дело тонкое и сложное. Он длится очень долго, иногда годами: от правильного выбора нужного дерева зависит качество конечного продукта. Заготовку мате- •
риала производили,' скорее всего, в середине зимы, когда ход соков в стволе дерева полностью прекращался, и оно приобретало наименьшую естественную влажность.
Рубка - валка дерева производилась металлическим топором-кельтом. Дерево подрубали под корень с двух или четырех сторон, делая косой надруб в ту сторону, в которую необходимо было его ' свалить. Следы рубки сохранились на концах бревен и жердей в погребальных сооружениях.
Далее следовало сучкование ствола - обрубание сучков от комля к вершине и транспортировка бревен-хлыстов к месту складирования и сушки.
Ошкуривание - освобождение ствола от коры и камбия происходило либо зимой, после заготовки материала, либо ранней весной. Эта операция необходима для лучшей и равномерной просушки ствола. Неошкуренное дерево может сгнить в течение одного сезона.
Следующая обязательная операция - сушка - временное выдерживание деревянных заготовок при относительно постоянной температуре и влажности воздуха, в защищенных от ветра и прямых солнечных лучей местах, для постепенного удаления влаги, формирования однородной плотности структуры, лучшей пластичности и сохранности. Процесс сушки в древности был довольно продолжительным. Например, разница в заготовке бревен камеры и перекрытия потолка в кургане Пазырык П составляет 7 лет, а сруб погребальной камеры кургана Ак-Ала.са 3 формировался из бревен с разницей их заготовки в 8 лет.
После полной естественной усушки следовала обязательная операция - раскрой - расчленение ствола дерева на заготовки: бревна, чураки, брусья, горбыли, плахи и доски нужных размеров. В этой операции кроме техники рубки применялись техника раскола и грубая отеска материала.
Раскол - продольное, послойное расчленение деревянной заготовки на две и более частей с помощью топора, тесла и деревянных клиньев, забиваемых в торцы до образования трещин и затем вертикально по всей длине раскола до полного отчленения заготовки.
Отеска - обработка поверхности бревен, брусьев, плах, досок металлическими топорами и теслами с большим захватом древесины, а также для удаления неровностей и изъянов, образованных в результате раскола заготовки.
Лицовка - чистовая обработка поверхностей заготовок короткими частыми ударами тесла или топора, с небольшим, мелким захватом древесины. Также могла выполняться долотом с широким плоским лезвием или ножом.
Разметка материала происходила при помощи простейших подручных приспособлений: деревянных, ременных, веревочных мерок, а также трафарета или шаблона-пары, путем прочерчивания силуэта острием рабочего инструмента - шла, ножа. Систему разметки можно подразделить на две группы: I. Строительные разметки, означающие порядковый номер сборки конструкции, порядковый номер предмета в серии или наборе украшений. 2. Метки мастера, указывающие на личное клеймо или школу.-
Долбление - прорубание или прорезание отверстий для глухих и сквозных гнезд при скреплении крупных составных деталей, а также мелких гнезд для соединения деталей сложно-составных украшений, выборки полостей.
Сверление - прорезание, проворачивание отверстий различного диаметра простейшим станковым приспособлением - коловоротом, сверлом-перкой, шилом-колизавром.
В очень тесной связи с приемами долбления и сверления находится техника шипового соединения деревянных деталей: гнездо -шип, ременная вязка.
Техника углового сопряжения - сплачивание концов бревен и брусьев для монтажа срубов - основана на большом практическом опыте возведения жилищ, это широко распространенная, так называемая техника рубки срубов "в замок с остатком". С.А.Семенов вым выделено 8 типов обработки концов бревен и брусьев для углового сопряжения. При анализе угловых сопряжений срубов из пазырыкских курганов плато Укок, долин Юстыда и Уландрыка мы выявили еще 5 типов, отличных от выделенных ранее.
Гнутарное дело - искусственное изгибание деревянных заготовок с определенной временной выдержкой в специальных зажимах до получения необходимой кривизны дуги.
Резание-строгание - удаление (срезание) тонкого слоя древесины острым лезвием режущего инструмента. Для этой цели повсеместно использовалось универсальное орудие - нож.
Точение - изготовление круглых, фигурных изделий на токарном деревообрабатывающем станке.
§ 7. Изготовление предметов из дерева
Самой представительной и консервативной.в плане технологии изготовления, обязательной деталью погребального инвентаря пази-рикцев являются срубы и н а д с р у б н ы е построй-к и. Сравнительно-типологический анализ и сопоставление различных дополнительных данных показывает, что размеры и сложность внутримогильных погребальных конструкций зависят от целого ряда причин: диаметра насыпи, параметров могильной ямы, количественного и качественного состава сопроводительного инвентаря, а также, по свидетельству исследователей, от знатности рода покойного и половозрастных особенностей.
В курганах с диаметром насыпи 18 м и более срубы, за некоторым исключением, двухкамерные, высотой в 10-12 венцов, обязательно с двойным бревенчатым потолком и полом из двусторонне отесанных плах, иногда тоже двойным, надерубными-сооружениями: навесами, накатами, настилами. Покойники в них лежат в богато украшенных колодах большого размера. По принятой в литературе классификации - это погребальные сооружения верховной знати, пазырыкской элиты. На Алтае к таким элитарным курганам относятся: Большой Шибинский, Большой Катандинский, Берельский, Б^адарские I и П, Туэктинские I л П, Пазырыкские I - У и три кургана на плато Укок, раскопанные в I990-1994 гг.: Ак-Алаха I, Кутургунтас, Ак-Алаха 4.
Погребальные сооружения средней пазырыкской знати под насыпями курганов до 18 м в диаметре, высотой в 4-5 венцов, также тщательно сработаны как элитные, с потолочным перекрытием, без навеса и без пола, но с обязательным захоронением в лиственничной колоде на войлоке или на ложе-кровати. Срубы с ложами-крсь; ■ тями рубились с одним технологическим секретом. Начиная с nephro нижнего венца рубка и монтаж камеры велись со смещение;.¡-наклоном последующих венцов вовнутрь на 5-7 см, так что к моменту перекрытия потолком сруб имел вид заоваленной усеченной пирамиды. На Укоке к такому разряду относятся погребения в Kypianax: Ак-Алаха 3, Ак-Алаха 5, Верх-Кальджин 2.
У рядовых представителей пазырыкского общества срубы е курганах диаметром до 10 м, еысотой в 1-3 венца, без навессв и накатов, с потолочным перекрытием, иногда с дощатым полом. Погребенные в них лежат на войлоке или на приподнятом над материком деревянном настиле. К такому разряду погребений относятся мнегие десятки курганов на Юстыде, Уландрыке, Сайлюгеме, Укоке.
Особняком идут детские внутримогильные деревянные конструкции. Детей хоронили либо в маленьких в один-два венца срубиках .длиной около I м,. либо в небольших лиственничных колодах.
Все вышеперечисленные различия в погребальном обряде и вну-тримогильных конструкциях указывают на то, что у пазырыкцев Алтая существовал определенный социальный статус погребения: на деревянном полу (двойном) , на войлоке, в колоде; на каменной подстилке, на войлоке, в колоде; на каменной подстилке, на ложе-кровати; на деревянном настиле, на полу, на войлоке; на каменной подстилке, на войлоке; детские - в колоде или срубике.
Изготовление срубов-склепов предполагает три последовательных стадии: рубку (начальный монтаж); демонтаж (разметку, разборку сруба и транспортировку его к месту погребения); монтаж в могильной яме. На изготовление срубов-склепов существует две точки зрения: срубы рубились рядом с могильной ямой; все монументальные погребальные конструкции монтировались далеко от могильной ямы, у места складирования и сушки материала. Технико-технологический анализ показывает,'что все срубы изготовлены очень тщательно, из хорошо просушенной древесины. Все их детали и узлы точно подогнаны друг к другу, и многие имеют аккуратную разметку.
Срубьг рубили и монтировали в определенной последовательности: вначале формировали сруб внутренней камеры с полом и потолком, затем - внешний. Монтаж сруба начинался с коротких поперечных бревен нижнего венца, затем длинных продольных и так до самого верхнего венца поперечных бревен. Верхние продольные бревна укладывали прямоугольными вырубами - "замками" вниз, так что получались длинные продольные борта - ложе для потолка. После монтажа сруба внутренней камеры и разметки каждого венца, в аналогичном порядке и в той же последовательности монтировали сруб внешней камеры.
Поскольку основной прием пазырыкских мастеров - монтаж срубов при помощи технологической операции сплачивания концов бре-ьчи рубкой "в замок с остатком" - дожил в почти неизменном виде до наших дней, а основные составные части погребальных камер идентичны основным элементам постоянных бревенчатых жилищ (сруб, пол, потолок, настил) - это дало основание исследователям предполагать наличие постоянных домов у пазырыкского населения Алтая. До 1990 г. предположения о существовании жилищ у пазырыкцев базировались только на теоретических выкладках. При раскопках кургана Ак-Алаха I было найдено материальное подтверждение гипотезы
14
в виде наката из разобранных стен многоугольного жилища. В действительности, данное подтверждение было сделано М.П.ГрязноЕЫм еще в 1929 г. В монографии "Первый Пазырыкский курган" есть маленькое фото стены внутреннего сруба с подписью: "Северная стена сруба, прорубленная грабителями". Как показывает тщательное исследование фотографии (фотоаналитический метод) и этнографические ретроспекции - это дверной проем в стене сруба жилища: почти идеально прямоугольное отверстие проруба; подтесанный ровно по всей длине выруба на 1/3 верхний брус, очевидно под притолоку, и также аккуратно на 4/5 толщины стесанный нижний брус под порог. Подобным образом современные плотники оформляют дверной проем для вязки косяков, притолоки и порога дверной коробки. Вероятнее всего мы имеем факт вторичного использования в погребальном обряде сруба постоянного жилища. Т.о., современное состояние источников позволяет утверждать, что у лазырыкцев Алтая существовало по крайней мере два типа жилищ: многоугольное из бревен и прямоугольное из бруса.
Подробно рассмотрев и проанализировав, насколько нам позволили возможности, большой массив деревянных конструкций и предметов из паэырыкских погребений Алтая, а также относительно неплохо сохранившийся материал из погребений сопредельных территорий Монголии, Тувы, Казахстана (синхронных пазырыкским), мы пришли к следующим выводам: в каждом регионе в сооружении монументальных погребальных конструкций (срубы и надсрубные постройки) существовал свой канон пропорций, свой стиль, свои приемы обработки материала и изготовления предметов, при определенном сходстве отдельных технологических черт в некоторых соседних регионах.
Далее рассматриваются технологические схемы изготовления колод, деревянных подушек-изголовий, лож-кроватей, столов, средств передвижения, предметов хозяйственно-бытового назначения, деревянной посуды.
Глава Щ. Резьба - основной вид обработки дерева
Резьба, по мнению исследователей, яаляется одним из способов художественной обработки дерева путем резания. Резьба у лазырыкцев Алтая - особый вид обработки дерева, включающий в себя помимо основных операций еще и ряд дополнительных приемов, с помощью которых резной деревянный предмет приобретает вид законченного изделия. Почти во всех видах деревообработки прчсут-
ствуют элементы резьбы. По-нашему определению, на сегодняшний день существует семь функциональных групп резных деревянных изделий из погребальных наборов носителей пазырыкской культуры Алтая: украшения человека; украшения коня; предметы вооружения; средства передвижения; предметы хозяйственно-бытового назначения; посуда; предметы культа.
По степени сложности резьба подразделяется на два вида: простая и художественная, последняя в свою очередь разбивается на сложную и сверхсложную.
По технико-технологическим критериям процесс резьбы по дереву почти аналогичен последовательному ряду операций процесса деревообработки вообще. В нем также выделяются три стадии: отбор и заготовка сырья; резьба - основной процесс изготовления изделия; дополнительная обработка. Внутри каждой стадии существуют свои обязательные операции: 'раскол, рубка, отеска, лицовка, разметка. Анализ различных следов разметки на оборотных сторонах украшений и силуэтное совпадение пар эсобразкых псалий, развилок, блях, имитации кабаньих клыков, скульптурных подвесок при наложении их друг на друга как лицевыми, так и оборотными сторонами, показал, что пазырыкскими мастерами применялся шаблон-пара - своеобразное лекало для изготовления серии парных предметов для наборов украшений.
Кроме основных, пазырыкские мастера-резчики применяли еще и дополнительные приемы обработки изделий с художественной резьбой: стружение - выравнивание поверхности изделия или рельефа для придания им необходимой округлости, удаления неровностей и шероховатостей основных операций путем срезания тончайших мелких стружек острым тонким лезвием режущего инструмента, в основном - ножа, движущегося возвратно-поступательно под самым острым углом относительно обрабатываемой поверхности; скобление - выравнивание поверхности обработанного деревянного предмета с помощью острого лезвия режущего инструмента, движущегося вертикально-перпендикулярно обрабатываемой поверхности; заглаживание (лощение) - приминание, уплотнение поверхности предмета лезвием инструмента или лощила; "шкурение" - шлифоЕка обработанной деревянной поверхности при помощи куска кожи и абразивного песка; фольгирование - покрытие резного рельефа тончайшими листками золотой или оловянной фольги, выявление этого рельефа при помощи лощила - тонкой деревянной палочки с гладким концом
- способом приминания и вдавливания тончайшего ?^еталлического покрытия по выпуклостям и углублениям рельефа; окрашивание -покрытие органическими красителями (охра, киноварь) сюжетно-ваа-них деталей резного предмета для большей выразительности и эффектности; склеивание - скрепление абсолютно плоских составных частей, деталей деревянных предметов с помощью клеев органического происхождения (альбуминового, костного, рыбьего); различные способы прикрепления деревянных резных изделий к одежде, поясам, головным уборам, сбруе коня, деревянных каркасов к ксжаньм колчанам, накосников к косам, ножен к бедру и т.п.
Далее рассматриваются способы и приеш изготовления сложных и сверхсложных изделий с художественной резьбой, наиболее представительными и многочисленными из которых являются украшения коня и человека.
Художественная резьба по дереву развивалась не обособленно, а существовала в кругу других производств. Погтоыу возникают проблемы соотношения и взаимодействия рззьбы по дереву с близким по технологии косторезным производством, а также с художественным литьем из металла. Сама по себе эта проблема мало разработана и требует специального изучения. В пазышксхих погребениях ничтожно мал процент резных украшений из кости по сравнению с аналогичными из дерева. Что касается худозс-схаенкого литья, то исследователи считают, что при литье большинства бронзовых блях мас-тера-литейцики использовали восковые, деревянные копии-посредники для изготовления двусторонних форм, а также широко применяли метод литья по утрачиваемым моделям - техника басмы по деревянным матрицам.
Изделия с художественной резьбой являются идеальными моделями для экспериментов, в ходе которых исследователь получает разнообразную информацию по технико-технологическим вопросам: нами были выявлены основные приемы художественной резьбы ножом, определено сочетание особенностей, характеризующих руку мастера.
Достаточная представительность материала с художественной резьбой, серийность при ярко выраженной индивидуальности, указывают на то, что у пазырыкских резчиков по дереву существовали свои школы (мастер - подмастерье). В какой-то степени резьбой могли заниматься многие, но создавать скульптуру и пластические образы под силу далеко не каждому.
Художественная резьба по дереву - яркий показатель высокого
уровня развития материальной и духовной культуры пазырыкского общества.
В Заключении кратко подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы. Отмечается, что затронутые в работе аспекты далеко не исчерпывают весь круг проблем технологии обработки дерева носителями пазырыкской культуры. Определяются направления дальнейших исследований.
По теме диссертации опубликованы следующие работы.
Монографии:
I. Древние культуры Бертекской долины. Новосибирск:Наук£, 1994. 224 с. ( в соавт. с Деревянко А.П., Молодиным В.И. и др.).
Статьи:
1. Археологические исследования на средней Катуни //kttaíca: Алтайский международный центр гуманитарных и биосферных исследований. Новосибирск, 1992. № I. С. 43-49 (в соавт. с Кубаревым
B.Д., Худяковым Ю.С. и др.).
2. Исследование памятника Мойнак-2 на плоскогорье Укок // AEtaica: Алтайский междунар. центр гуманит. и биосферн. исслед. Новосибирск, 1993. № 2. С. 21-49 ( в соавт. с Молодиным В.И., Каен-Делайе А. и др.).
3. Технико-технологические аспекты резьбы по дереву у ранних кочевников плоскогорья Укок // kiiaica: Алтайский междунар. центр гуманит.' и биосферн. исследований. Новосибирск, 1994. № 4.
C.59-64.
4. К вопросу о методике реконструкций технологии обработки дерева у скифов Алтая // Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. Тез. докл. X Западно-сибирского археолого-этнографического совещ. Томск, 1995. С.134-135.
5. Технико-технологические аспекты обработки дерева пазы-рыкпами Алтая (внутримогильные конструкции). (В печати).