автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Образ героя в культуре
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бабенко, Олег Андреевич
Стр.
Введение.1
Глава1.Исследовательская литература о герое. Основные характеристики героя.13
Глава 2. Герой в традиционном обществе.38
§1. Герой в античности.38
§2. Герой в культуре западноевропейского средневековья. .50
§3. Герой в русском эпосе.61
§4. Образ героя в восточной культуре.75
Глава 3. Герой в посттрадиционном обществе.92
§1. Герой в эпоху Ренессанса.95
§2. Пути изменения образа героя
XVII век - середина XX в).103
§3. «Новые герои» (вторая половина XX века).116
Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Бабенко, Олег Андреевич
Актуальность темы исследования
Тема, избранная нами для исследования - это образ героя в культуре. Нас интересуют те изменения, которые претерпевает со временем образ героя, с'древности существующий в человеческом сознании.
Что является ядром героического? Как изменяется облик героя у разных народов в разные времена? Кто они - герои современности? Этим вопросам посвящено наше небольшое исследование.
Думается, тема о герое актуальна в наши дни как никогда прежде. Всякая философская тема становится актуальной тогда, когда лежащая в ее основании проблема оказывается кричащей, требует своего ответа и разрешения. В «героическую эпоху» древности о героях рассказывали мифы, а героизм и доблесть были общепризнанным эталоном поведения. Не каждый мог быть героем, но многие стремились походить на славных героев, старались достигнуть уровня и размаха героического.
В наши дни тема героизма потускнела. Шутливые строчки из фильма Р.Быкова «Айболит-66» «Нормальные герои всегда идут в обход!» неожиданно-точно выразили всеобщий упадок отношения к героическому. Героизм потерял в общественном сознании свою прежде несомненную привлекательность, он стал предметом иронии, шуток, высмеивания. Означает ли это, что образ Героя ( Героя с большой буквы) полностью ушел из современной культуры? Означает ли это, что человечество больше не нуждается в героизме?
Мы полагаем, нет. В наши дни укорененная в человеческом сознании потребность в Герое не имеет адекватного ответа, и именно поэтому тема, героя нуждается в философско-культурологическом обсуждении. Нам следует разобраться в том, что по-прежнему считается героическим, как видоизменилось содержания деяний Героя и какие фигуры претендуют на героический статус. Конечно, философская рефлексия сама по себе не может решить возникшей проблемы, но она создает в обществе ту атмосферу, в которой возможны становятся культурные и духовные подвижки и изменения.
Приступая к анализу нашей темы, мы должны уточнить содержание избранного нами предмета, четче очертить его главные контуры.
Для повседневного сознания герой - это выдающаяся личность, храбрая и мужественная, готовая жертвовать собой ради высокой идеи и бестрепетно встречающая гибель. Но герой - не только жертва, он - спаситель, избавитель, освободитель, тот, кто благодаря силе, смелости или иным ценным качествам приносит благо окружающим. Потому герои бессмертны в человеческой памяти и служат образцом для подражания.
В то же самое время обычный человек почти никогда не может все время быть героем. Говоря «героическая личность», мы имеем в виду, что некто совершил подвиг - выдающийся поступок, превышающий нормальные человеческие возможности и служащий на благо другим людям либо высшим силам и ценностям. Однако проявивший героизм индивид чаще всего, блеснув словно звезда, продолжает жить нормальной человеческой жизнью. Он ест и пьет как все люди, зарабатывает на жизнь, ошибается, а может даже совершать преступления. Трудно всегда быть равным своей собственной вершине! Не потому ли издревле героями считались прежде всего погибшие, те, кто совершив необычные и прекрасные деяния ушли в вечность? Гибель позволяла канонизировать образ, ушедшего, выпрямить его до идеала.
Человеческое, слишком человеческое» (Ф.Ницше) поведение конкретных эмпирических героев всегда предпол!агало наличие в культуре образцов, эталонов героизма, воплощенных в мифах, легендах, искусстве, теории и идеологии. Образ героя в культуре -это кристаллизация героического, максимальное его воплощение. Именно этот образ, а не реальные эмпирические люди, ведущие себя геройски, составляет предмет нашего исследования.
Некоторые темы, которые прямо связаны с проблемой героя, затронуты нами лишь вскользь.
Так особым сюжетом является сюжет внешней стороны геройства и внутреннего состояния героя, соотношения момента действия и переживания. Мы касаемся этой стороны вопроса в главах и параграфах, посвященных общим характеристикам героя и героизма , а также облика героя в традиционном обществе. Однако, при разговоре о герое в посттрадиционную эпоху эта тема уходит на второй план, может быть, потому, что героическое поведение здесь все более проистекает из свободного решения, а не из слепого выполнения судьбы, то есть, внешнее и внутреннее в значительной степени сближаются.
Другой интересный поворот вопроса, который мы затрагиваем только краем, это тема соотношения героизма с добром и злом, а также с установками высокой морали. Наше исследование показывает, что образ героя далеко не всегда связан ( а, быть может, почти никогда не связан) с исполнением идеальных нравственных норм типа «не убий», «не желай зла», «благоволи к друзьям и недругам». Герой - это тот, кто защищает и спасает, а ради этого убивает, не питая к врагам никакой жалости и милости. Кроме того, герой зачастую могуч и чрезмерен, ему свойственно играть своей недюжинной силой, а если надо он хитрит и применяет магические способности. Поэтому герой скорее надморален, чем морален в обычном смысле слова. В то же самое время герой - это тот, кто так или иначе несет людям благо. Именно сложность темы «геройство и мораль» заставило нас ограничиться лишь отдельными замечаниями.
В своем исследовании мы практически не касаемся такого предмета как социально-классовая и политическая обусловленность образа героя. Мы остаемся на более абстрактном уровне - уровне конкретной культуры как целого, а не ее внутренних социально-групповых особенностей. Хотя, разумеется, в реальной общественной жизни образы героев разных социальных групп могут прямо противоречить друг другу. Стенька Разин - явно крестьянский герой, которого состоятельные классы и сословия полагали бунтовщиком и смутьяном, также как Емельяна Пугачева. Вообще герои-бунтовщики и революционеры - это герои только' части общества и отъявленные враги другой его части. Мы не остановились на этом вопросе совершенно намеренно, так как это увело бы нас в сторону от заявленной основной линии: выявить образы героев разных культур и эпох, взятых в их целостности, и просмотреть ведущую линию изменений образа героя, характерную для современного человечества. На наш взгляд, проведение культурологического анализа не менее актуально, чем выяснение социально-политических аспектов темы.
Степень разработанности проблемы.
Содержательному обзору литературы, анализирующей тему героя, посвящена первая глава нашей работы.
Следует отметить, что источники, трактующие тему героя, могут быть разделены на несколько категорий: это философские и социологические работы, историко-культурные труды и литературоведческие произведения.
С философской и социологической точки зрения образ героя рассматривался такими авторами как Д.Бруно, Дж. Вико, Д.А.Волкогонов, Г.В.Ф.Гегель, Л.Н.Гумилев, А.Камю, Т. Карлейль, Дж. Кэмпбел, В.И. Ленин, А.В.Луначарский, Н.К.Михайловский, Пико делла Мирандола, Э.Нойманн, О.Ранк, П.А.Сапронов, И.М. Сушков, К.М.Хоруженко, В.П.Шестаков, К.Юнг.
Историко-культурные работы о герое представлены именами А.Л.Барковой, З.Н.Волковой, Г.Гачева, В.М.Гобарева, А.Х.Горфункеля, А.Л.Гуревича, А.И.Зайцева, А.Ф.Лосева, Е.М.Мелетинского, М.Оссовской, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, Й.Хёйзинги, А.Хойслера, И.В.Шталь.
Литературоведческий аспект темы героя присутствует в исследованиях В.Е.Хализева.
Кроме того, в нашей диссертации мы опирались на первоисточники, которые непосредственно дают нам представление об образе героя, существующем в той или иной культуре. Это «Илиада» Гомера, Махабхарата и Рамаяна, Слово о полку Игореве и др.
Методологические принципы и методы исследования
Название работы «Образ героя в культуре» задает нам двойное понимание слова «культура». Во-первых, речь идет о «культуре вообще», то есть о совокупности всех способов человеческого действия и их результатов ( «технологическая» концепция культуры). В этом смысле название «Образ героя в культуре» подчеркивает отличие нашей темы от возможной темы «Образ героя в общественном сознании», где с необходимостью вышли бы на первый план вопросы социально-политического характера.
Во-вторых, «культура» той или иной эпохи и региона понимается нами как некий целостный организм, обладающий своими закономерностями и соответственно вырабатывающий свои, особые образы «общекультурных героев». «Образ героя в культуре» раскрывается, таким образом, через анализ ряда культур, как существующих параллельно (например, Средневековая Европа и Древнняя Русь), так и сменяющих друг друга.
Избранные нами термины «традиционное» и «посттрадиционное общество», имеющие хождение в современной философско-культурологической и социально-философской литературе, позволяют нам группировать избранные для анализа культуры соответственно двум крупным историческим этапам.
Несмотря на то, что в работе присутствует исторический срез рассмотрения, наше исследование является философско-культурологическим, а не историко-культурологическим. Анализ образа героя в традиционных культурах дает нам возможность выяснить суть героического и его культурные разночтения, чтобы затем сопоставить историю и современность. Именно современное состояние дел стоит во главе угла, именно сегодняшние проблемы заставляют пристальней вглядываться в;. происхождение героического.
В своей работе мы широко пользуемся общефилософской и общенаучной методологией: методами сравнения, анализа, синтеза, диалектическим принципом противоречия. Этот последний не выведен нами на поверхность рассуждений, но присутствует подспудно: героическое всегда противостоит негероическому, герой - обычному ( среднему или «серединному») человеку.
Кроме того, нами активно востребован герменевтический метод. Образ героя, существующий и транслирующийся в культуре, может быть понят как определенный культурный текст, способный ответить на ряд вопросов. Этот образ всегда так или иначе раскрывает следующие моменты:
- считается ли Герой с большой буквы реально существующим или он понимается как только лишь достояние сознания;
- каково содержание героического в ту или иную эпоху;
- ради каких ценностей герой совершает свои подвиги; против кого или за что он борется;
- как соотнесен герой с высшими силами бытия, Богом или богами и так далее.
По сути дела, в нашей работе мы и задаем вопросы образу героя, представленному для нас через тексты старины, через мнение комментаторов и через современные средства массовой информации. Наш анализ - герменевтический анализ.
Цель и задачи исследования
Целью нашей работы является рассмотрение динамики образа героя в культуре, понятой как ряд параллельно существующих и сменяющих друг друга культур.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- выявить наиболее общие характеристики образа героя, существующие в исследовательской литературе;
- рассмотреть образ героя в традиционном обществе: в период европейской античности и Средневековья, а также на Руси и в восточной культуре (Индия);
- выяснить черты героя в эпоху Возрождения;
- рассмотреть изменение образа героя в посттрадиционном обществе ( с ХУ11 в. по середину XX века);
- описать современные типы героев, существующих в культуре второй половины XX века.
Научная новизна работы
- выявлены наиболее общие характеристики образа героя, существующие в исследовательской литературе;
- рассмотрен образ героя в традиционном обществе: в период европейской античности и Средневековья, а также на Руси и в восточной культуре (Индия);
- выяснены черты героя в эпоху Возрождения;
- рассмотрены изменения образа героя в посттрадиционном обществе ( с ХУ 11 в. по середину XX века);
- описаны современные типы героев, характерные для культуры второй половины XX века.
На защиту выносятся следующие тезисы:
1. В исследовательской литературе образ героя опирается прежде всего на древнюю мифологию. Герой - это человек, обладающий экстраординарными способностями, совершающий необычные масштабные поступки - подвиги, невозможные для «среднего» индивида. Культурный герой вносит позитивный вклад в человеческую культуру, а эпический герой славен военными победами над врагами или чудовищами.
2. По мнению аналитиков, (философов и культурологов) герой всегда свзан с высшими ценностями или с сакральным миром, и это придает его действиям сверхчеловеческий размах и масштаб.
Центральная тема героического - тема судьбы и смерти. Исполняя судьбу или свободно противоборствуя ей, герой возвышается над смертью и увековечивает себя в славе.
3. Образ героя характерен для всех древних мифологий, но каждая традиционная культура привносит в него свои черты:
- Особенностью античных героев является их дерзкое богоборчество и конфликты с богами, для них важен в первую очередь успех, поэтому они обладают хитростью и другими трикстерными чертами;
- Герои Средневековья глубоко-серьезны, они неукоснительно следуют идеальным моральным нормам феодального общества. Смерть - необходимый элемент их судьбы. Личное самоутверждение героя отступает здесь на задний план перед совершением Божьей воли: героизм преодолевается святостью;
- В русском герое-богатыре особо проявлен пафос служения родине, он не завоевывает чужие края, а защищает отечество. Ему свойственны также черты наивности, детскости, простота взгляда на мир;
- Герой индийского эпоса не оказывает сознательного сопротивления судьбе, он исполняет ее до конца, полагая, что занимающий частную позицию человек не может 'обозреть мудрости целого.
4. Герой эпохи Возрождения (переходного периода между традиционным и посттрадиционным обществом) - титаническая свободная личность, стремящаяся победить судьбу как в ее внешнем, так и во внутреннем измерении. Эта внешняя победа начинает приобретать буржуазно-прагматический оттенок.
Индивидуалистический герой Возрождения жаждет власти над природой и обществом, он сражается с судьбой, не думая о гибели, пукает в ход любые средства и не является образцом добродетели.
5. Кроме описанных в литературе образов Дон-Жуана, Фауста и романтического героя, буржуазная эпоха (вплоть до XX века) включает, на наш взгляд, следующие образы героев:
- Преуспевающий предприниматель, ловкий, храбрый и удачливый, умеющий справляться с обстоятельствами. Его интересы посюсторонни, он не думает о смерти и стремится доминировать над судьбой;
- Революционер, следующий своей миссии освободителя человечества, защитник бедных от богатых, жертвующий собой ради прекрасного будущего. Судьба, смерть и революция связаны для него воедино;
- Элитарно-интеллектуальный герой-нигилист в духе Ницше и Сартра. Он бросает вызов мирозданию, отрицает Бога, поднимает метафизический бунт против смерти, которой не принимает. В этом образе четко проглядывает момент противоречивости и разорванности нигилистического сознания, распад героического: герой-нигилист предпочитает- бессмысленную эмпирическую жизнь служению ценностям и самопожертвованию ради них.
6. Теоретической предпосылкой дегероизации массового сознания в современную эпоху была редукция героического до психического факта в психоанализе.
Дегероизация проходила во второй половине XX века по двум основным линиям: а)разоблачение и опошление всего священно-героического в 'западных средствах массовой информации; б) дегероизация как реакция отторжения на усиленную пропаганду героического в СССР и странах бывшего социалистического лагеря.
7. «Новые герои» дегероизированного времени (второй половины XX века) таковы:
- реальные сверхбогачи, обладающие колоссальными экономическими и политическими возможностями для манипуляции судьбами человечества;
- фантастические супермены, далекие от трагической героической судьбы в силу своей искусственности и наличия «запасных жизней» и «сериалов с продолжениями»;
- рок- и поп-звезды, эстрадные герои-кумиры, продолжающие «метафизический бунт» в форме эпатирующего поведения и предающиеся судьбе, часто принимающей для них форму наркотической зависимости.
7. Возникший в традиционном обществе образ героя в своих основных чертах по сей день остается культурным эталоном, по отношению к которому мы определяем «героизацию» или «дегероизацию» эпохи.
Научная и практическая значимость работы Результаты диссертационного исследования позволяют лучше разобраться в динамике образа героя, что дает возможность лучше оценивать современное состояние духовной культуры и характер изменения ориентиров сознания.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах культурологии, философии, философской антропологии и других гуманитарных дисциплин.
Апробация и публикации Диссертационная работа обсуждалась на совместном заседании кафедр философии и культурологии РГСУ.
Основное содержание опубликовано в трех публикациях, общим объемом 123 п.л. Структура работы
Текст диссертационной работы (общим объемом 140 стр.) состоит из Введения, 3-х глав, включающих 8 параграфов, Заключения и списка литературы (108 источников).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Образ героя в культуре"
Заключение
Мы завершаем нашу работу, и теперь с полным основанием можем говорить о том, что возникший в древности образ Героя с большой буквы проходит сложный процесс исторических изменений. Он и сохраняет свое первоначальное мифологическое ядро, и трансформируется, всякий раз обретая черты, привносимые конкретной эпохой.
Основной тенденцией изменения образа героя в современной посттрадиционной культуре, отчасти нивелирующей этно-национальные различия и потому универсальной, является его демифологизация и десакрализация. Из посланника священного высшего мира, из фигуры, непосредственно связанной с богами герой все более становится обычным человеком. Можно даже сказать, что Герой с большой буквы уходит в область преданий и воспоминаний, мифов и легенд, оставляя по себе лишь «героическое поведение», которое отдельные реальные люди могут проявлять на протяжении не слишком больших периодов времени.
Однако даже эти реальные герои, покрывшие себя славой на полях сражений или внесшие крупный вклад в сокровищницу знаний и умений, подвергаются в общественном сознании сомнению, анализу и критике, а нередко - разоблачению или ироническим комментариям.
Герой - это тот, кого оценивают как героя, кого называют этим именем. В этом смысле XX век делает своими героями образы, далеко отстоящие от своего «исторического источника». Это образ крупного влиятельного бизнесмена, масскультовский фантастический супермэн и шоу-звезда. И тем не менее, при всей непохожести на благородных рыцарей и былинных богатырей, герои нашего времени» сохраняют с ними сущностную связь. Прагматический бизнесмен становится героем лишь благодаря масштабности и сверхнормальному размаху своих деяний; не умирающие и не унывающие «Джеймсы Бонды», при всей своей откровенной легковесности - современная калька со старинных Героев с большой буквы. Только рок-звезды далеки от классической героики, но и они могут быть отождествлены с Прометеями прошлого по линии своего метафизического бунтарства.
Древний образ героя остается эталоном для сегодняшних суждений о героическом.
Современность внесла крупные изменения не только в прочтение смысла слова «герой», но и в его применение.
Так в наши дни возникло представление о женщине-героине, матери-героини. Представление о женщине-героине практически не присутствует в древних представлениях о героях, исключением является лишь германская великанша Брунгильда. Герой - это мужчина, именно его сила, храбрость и таинственные связи с высшей реальностью придают ему качество героического. Однако современная эпоха вносит корректировки в прежние взгляды.
Слово «герой» применяется в современном мире не только для обозначения особых личностей, но и для обозначения коллективов. Говорят «город-герой», «народ-герой».
Наконец, в русском языке термином «герои» обозначают персонажей художественных произведений, причем, среди них выделяются «главные» и «второстепенные» герои.
Все эти изменения словоупотребления, как и многие другие моменты, нуждаются в исследовании, в пристальном культурологическом анализе. Мы надеемся в будущем обратиться ко многим аспектам темы героя, как заявленным здесь, так и отмеченным во Введении, рассмотрение которых не могло уместиться в объеме кандидатской диссертации.
Список научной литературыБабенко, Олег Андреевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Арьес Ф., Человек перед лицом смерти, М., 1992. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения - М. 1983.
2. Бандзеладзе Г.Д. О понятии человеческого достоинства Тбилиси, 1979.
3. Баркова А. Л., Четыре поколения эпических героев // Человек, 1996, №6 и 1997, №1.
4. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций Л., 1940. Волкова 3. Н., Эпос Франции: история и язык французских эпических сказаний, - М., 1984.
5. Волкогонов Д. А., Феномен героизма. О героях и героическом, М., 1985.
6. Гайденко П. П., Коллизии возрожденческого титанизма // Вопросы литературы, 1980, №3.
7. Гачев Г., Образы Индии. (Опыт экзистенциальной культурологии), -М., 1993.
8. Горфункель А. X., Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения, М., 1977.
9. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюциянаучного мифа М., 1998.
10. Камю А. Бунтующий человек, М., 1990.
11. Кант И. Основы метафизики нравственности //И.Кант Соч в 6т. Т.4 -М., 1965.
12. Карлейль Т., Герои и героическое в истории, СПб, 1891.
13. Киреевский П. В., Собрание народных песен Киреевского, Л., 1983.
14. Козлова Н. Социально-историческая антропология, М., 1999.
15. Костомаров Н. И., Очерк домашней жизни и нравов великорусскогонарода в XVI и XVII столетиях, М., 1992.
16. Красиков В. И. Явь беспокойства Кемерово, 1998.
17. Краткая философская энциклопедия, М., 1994.
18. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой, М., 1997.
19. Ле Гофф Ж., Цивилизация средневекового Запада, М., 1992.
20. Ленин В.И. Поли.собр.соч. Т.2.
21. Лосев А. Ф., Знак и символ, М., 1982.
22. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения М., 1978.
23. Лосев А.Ф. Прометей // Мифы народов мира Т.2., М., 1980.
24. Лотман Ю. М. Дурак и сумасшедший. // Культура и взрыв, М.,1992.
25. Михайловский Н. К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии в 2-х томах. Том второй, СПб, 1998.
26. Невелева С. Д., Изучение древнеиндийского эпоса, М., 1991. Новейший философский словарь. Минск, 1998. Нойманн Эрих, Происхождение и развитие сознания, - М., 1998. Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 г. -М.-Л., 1949.
27. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди. // Толерантность и архитектоника эмоций, М., 1996. Оссовская М. Рыцарь и буржуа, - М., 1987.
28. Пико делла Мирандола, Речь о достоинстве человека. // Человек, М., 1991.
29. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки, Д., 1986.
30. Пропп В. Я. Русский героический эпос, М., 1958.
31. Пропп В. Я. Фольклор и действительность, М., 1976.
32. Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность, Ленинград,1968.
33. Ранк О. Миф о рождении героя, -Киев, 1997. Рутенбург В. И., Титаны Возрождения, М., 1991. Сапронов П.А. Культурология. Сп-б, 1998. Сапронов П. А. Феномен героизма. СПб, 1997.
34. Словарь античности, М., 1989. Словарь. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, - М., 1996. Слово о полку Игореве - М., 1985. Современный философский словарь - М., 1998.
35. Сушков И. М., Героизм и героические традиции, Ростовское книжное изд-во, 1969.
36. Тиллих П. Избранное. Теология культуры, М., 1975.
37. Феофанов О. Музыка бунта, М., 1975.
38. Феофанов О. Рок-музыка вчера и сегодня, М., 1978.
39. Фрагменты раннегреческих философов, М., 1989.
40. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов Буржуазный век, М.,1994.
41. Хализев В.Е. Теория литературы, М., 1999. Хёйзинга Й. Homo ludens, - М., 1992.
42. Хойслер А., Германский героический эпос и Сказание и Нибелунгах, -М., 1960.
43. Хоруженко К. М. Культурология. XX век. Энциклопедия, Т.1. Сп-б, 1998.
44. Хрестоматия по теории литературы, М., 1982.
45. Шестаков В. П. Категория героя в истории этики. // Вестник истории мировой культуры, 1960, №2.
46. Шталь И. В. Эволюция эпического изображения (четыре поколениягероев «Одиссеи» Гомера). // Типология народного эпоса, М., 1975.
47. Эпштейн М. Парадоксы новизны, М., 1988.
48. Эпштейн М. Бог деталей, М., 1998.
49. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы, Сп-б, 1994.