автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Образ нового святого в русском искусстве синодального периода: иконография святителя Митрофана Воронежского

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Зеленина, Яна Эрнестовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Образ нового святого в русском искусстве синодального периода: иконография святителя Митрофана Воронежского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Зеленина, Яна Эрнестовна

Введение

1. Ранняя иконография святителя Митрофана Воронежского (1830-1840-е годы)

§ 1. Создание иконописного канона святителя Митрофана Воронежского

§ 2. История канонизации святителя Митрофана Воронежского в документах и памятниках искусства

§ 3. Изображения святителя Митрофана Воронежского 1830-1840-х годов

§ 4. Образ святителя Митрофана Воронежского в памятниках агиографии и гимнографии

2. Развитие иконографии святителя Митрофана Воронежского в середине XIX — начале XX века (иконографические и стилистические особенности)

§ 1. Житийная иконография святителя Митрофана Воронежского

§ 2. Изображения святителя Митрофана Воронежского в иконописи, монументальной живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве середины XIX — начала XX века 181 Заключение 233 Приложения

1. Каталог избранных произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства с иконографией свт. Митрофана Воронежского

2. Акт освидетельствования мощей свт. Митрофана Воронежского

3. Письмо об исцелении О.Азанчевской

4. Первая служба с акафистом свт. Митрофану Воронежскому 338 Список рукописей и архивных документов

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Зеленина, Яна Эрнестовна

Церковное искусство синодального периода является одним из значительных компонентов русской культуры Нового времени. Будучи тесно связанным с историей Русской Церкви и ее представителями (заказчиками, нередко авторами), длительное время оно не привлекало внимания искусствоведов из-за определенных идеологических установок: в изучении древнерусского искусства преобладал художественно-эстетический анализ стиля, без раскрытия духовного (богословского) содержания и его выражения в иконографии. Такой метод явно не подходил для осмысления поздней русской иконописи, утратившей во многом высокий образный и стилистический строй древних памятников.

Однако и в XVIII — начале XX века продолжало существовать традиционное церковное отношение к святым и их изображениям, преемственность иконографического канона. В этом отношении «синодальное» творчество ближе древнерусскому, а не светскому искусству своего времени, и может рассматриваться наследником традиций первого, с учетом влияния художественных особенностей второго. Более того, именно в синодальный период появился и во многом сохранился до настоящего времени значительный комплекс документов, раскрывающий историю возникновения и развития иконографии новых святых и святынь. Это позволяет связать изучение церковного искусства этой эпохи с материалами и методами других научных дисциплин (истории, филологии, культурологии), чтобы более адекватно истолковать его духовное содержание и изобразительный язык, полнее воссоздать картину художественной жизни России Нового времени.

В центре исследования — практически неизученный пласт изобразительных, документальных и литературных материалов русской культуры Нового времени, посвященный одному из самых почитаемых в XIX веке святых — святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому (1623-1703; канонизирован в 1832 году). При подготовке работы выявлен и рассмотрен значительный круг (около 500) памятников иконографии XVIII — начала XX века с образами святых, которые были прославлены в синодальный период истории

Русской Церкви. Среди них наиболее известны святители Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский, преподобный Серафим Саровский. Если на протяжении ХУШ-ХГХ веков причисление подвижника к лику святых являлось редкостью и сопровождалось большой бюрократической работой (в результате святцы пополнились пятью именами), то в царствование императора Николая II Александровича в течение двух десятилетий состоялось шесть новых канонизаций. Эпоха последнего русского императора — своеобразный итог и новый этап в развитии церковного творчества по разработке новых иконографий.

Материалы, раскрывающие историю подготовки и проведения канонизации, и в частности создания первых иконописных образов указанных святых, стали востребованы сравнительно недавно (в основном, в церковно-научной литературе). Их изучение, как правило, не связано с анализом сохранившихся памятников ранней иконографии. Между тем, обширные изобразительные материалы этого времени включают и доканонизационные изображения святых (прижизненные портреты и их списки), и появившуюся иконописную традицию, с типичными приемами искусства своего времени.

Именно в области нового иконографического творчества, не столь зависимого от древнерусских принципов, наиболее полно выразились главные образно-стилистические особенности иконописи синодального периода. Для данного времени характерен «перевод» портретного образа святого в разные виды художественного творчества: живопись и иконопись, оригинальную и тиражную графику, декоративно-прикладное искусство (шитье, финифть, резьба), которые оказывали друг на друга существенное влияние, но сохраняли свою специфику. Богатая фактура осмысления духовного образа святого в контексте синодальной церковной культуры запечатлена в памятниках агиографии и гимнографии, тоже сказавшихся на изобразительной традиции. Они помогают осмыслить восприятие жизни и облика святого в сознании людей Нового времени, и в частности художников, что необходимо для правильного истолкования творческих принципов и особенностей изображений.

Основное внимание в данной работе сосредоточено на изучении иконографии святителя Митрофана Воронежского, возглавившего образованную в 1682 году Воронежскую кафедру, старшего современника императора Петра I, глубоко чтимого государем. Близость святителя к императорскому дому, при крайней скудости других биографических сведений, предопределила его церковное прославление в 1832 году как важнейшее государственное событие, а также широкую всероссийскую славу и почитание в различных слоях русского общества. Все это получило яркое отражение в искусстве, где бытовало параллельно несколько стилистических направлений, ориентированных на художественные вкусы разных сословий.

Сразу после канонизации святого в Воронежской епархии, а затем и по всей России стали создаваться его иконы, образцами для которых нередко становились гравюры и литографии. Каким образом возник иконописный канон изображения святителя Митрофана и какими путями происходило его распространение в столичной и провинциальной среде — один из важных вопросов исследования. Собранные материалы позволяют проследить также историю последующего развития иконографии святого в различных художественных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, владимирские иконописные села и др.). Всесторонний анализ комплекса материалов по иконографии, агиографии, агиологии и гимнографии святителя Митрофана Воронежского впервые стал предметом специального исследования.

Хронологические рамки изучаемой темы: конец XVII — начало XX столетия. Нижняя граница определена временем жизни святителя Митрофана Воронежского в преддверии учреждения Святейшего Синода, верхняя — завершением синодального периода в истории Русской Церкви, получившего определенное и своеобразное отражение в характере церковного искусства. Наиболее интересный и многообразный комплекс изобразительных материалов, документальных и литературных источников, посвященных святителю Митрофану, относится к 1830-1840-м годам, времени канонизации и распространения почитания святого при управлении епархией святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского (1773-1846; на кафедре с 1826 года), стоявшего у истоков создания иконописных образов святого. Ранняя иконография святителя Митрофана стала определяющей для всей традиции его изображения, включающей и высокопрофессиональные подносные иконы, и небольшие паломнические реликвии массового производства.

Целью данной работы является всестороннее изучение художественной трактовки образа святого в культуре и искусстве Нового времени. Одна из главных задач — проследить взаимовлияние документальных источников, церковного предания, житийной литературы и произведений искусства в истории почитания святого, прославленного в синодальный период. В первую очередь подразумевается выяснение официальных и частных путей разработки иконописного и агиографического канонов изображения святителя Митрофана Воронежского. Также анализ степени участия в распространении его почитания (а значит, и изображений) государственных и церковных структур и отдельных личностей, преимущественно духовных лиц, прямо влиявших на церковное искусство.

Проблема создания канонического образа святого глубоко связана с иконографическими и стилевыми явлениями в искусстве первой половины XIX века в целом. Здесь сочетаются традиционные древнерусские принципы и особенности культурно-исторической ситуации конкретного времени, эпохи императора Николая I Павловича. Процесс превращения портретного образа в икону должен быть осмыслен на историческом, иконографическом и стилистическом уровнях. Изучение ранней иконографии святого неотделимо от исторических реалий происхождения его первого образа и других свидетельств о его внешнем облике. В работе выявлены различные редакции жизнеописаний святителя, одобренный Синодом и неофициальные варианты гимнографического творчества.

В рамках этой общей задачи необходимо рассмотреть несколько более конкретных вопросов: взаимовлияние различных видов и жанров искусства — например, портрета, иконы и эстампа — в культуре XIX столетия, особенно 1830-1840-х годов; взаимодействие столичных и провинциальных художественных мастерских в распространении типа изображения святого, в частности, особая роль в данном процессе Воронежа как кафедрального города; основные тенденции развития иконографии святителя Митрофана Воронежского и принципиальное отличие раннего периода, 1830-1840-х, в воплощении его художественного образа; образные и стилистические особенности иконописи Нового времени, преимущественно николаевской эпохи, и уточнение атрибуции ряда художественных произведений благодаря подписным и датированным аналогам; проблема авторства и анонимности в синодальном искусстве; степень участия духовных лиц в художественном и литературном творчестве; использование иконографии прежде прославленных святых в новом иконописном каноне; создание и исполнение агиографических и иконографических программ; влияние агиографии, агиологии и гимнографии на изобразительное искусство синодального времени. Многие из указанных проблем могут быть поставлены для синодального периода в целом и проанализированы по отношению к наследию каждого из святых, прославленных в этот период.

Таким образом, сформулированные задачи работы рассматриваются на обширном изобразительном, документальном и литературном материале. Новым и центральным направлением исследования является подробный анализ формирования иконописного канона и особенностей его последующего развития в иконографии святого синодального периода. Своеобразие художественного языка искусства этого времени поставлено в тесной связи с историей Церкви, деятельностью ее выдающихся представителей, особенностями почитания святого в государственном масштабе и народном мировосприятии. Один из необходимых результатов исследования — выяснение значимости древнерусского наследия, соотношения традиций и новаций в культуре и искусстве Нового времени.

Работа построена на комплексном подходе. Используется сравнительный анализ изобразительных, агиографических и документальных материалов в контексте общей истории Русской Церкви, государства и культуры в целом. Применяется источниковедческий анализ архивных документов, текстологическое исследование житийной и богослужебной литературы. Для уточнения атрибуции произведений искусства использован метод иконографического и стилистического анализа, наблюдения над палеографией надписей. В обширном художественном наследии святого выбраны наиболее значимые для характеристики иконографии и стиля образцы, включающие уникальные и типичные произведения из разных географических регионов. Благодаря такому комплексному подходу, в изучении традиций изображения святого предложена четкая систематизация выявленных произведений.

В настоящее время, в связи с усилением интереса к духовному наследию и истории Русской Церкви, а также из-за наличия в музейных, церковных и частных собраниях большого числа памятников церковного искусства Нового времени без точной атрибуции, вопросы их изучения привлекли особое внимание. Именно в последнее десятилетие появились работы, посвященные проблематике синодального искусства, истории русского духовного портрета, художественным центрам, иконографии и стилистике поздней иконописи. Во многих из них подчеркивается связь искусства этого времени с общей историко-культурной ситуацией и результатами духовной реформы — учреждения в 1721 году по указу царя Петра I Святейшего Синода как высшего органа церковного управления (вместо упраздненного Патриаршества), что разрушало традиционную для восточного христианства симфонию священства и царства. Коренное изменение главной церковной структуры закономерно отразилось в культуре и искусстве, которые приобрели во многом светский характер.

Свободное от многих бюрократических условностей, развитие светского художественного направления сопровождалось явным расцветом творчества, в том числе и в области религиозной тематики в рамках деятельности выдающихся мастеров. Именно поэтому вплоть до недавнего времени собственно церковное искусство синодального периода или не рассматривалось вовсе, или почиталось бесспорным результатом духовного и эстетического упадка, не заслуживающим внимательного изучения и своего места в истории отечественного искусства. Между тем, оно, разумеется, тоже не было однородным, и едва ли не самые плодотворные результаты проявились в области нового иконографического творчества, чему отчасти посвящена настоящая работа.

В историографии изучаемой темы можно условно выделить несколько направлений: обобщающие исследования по проблемам истории и культуры синодального периода; работы по церковной живописи и иконописи Нового времени, в частности по духовному портрету; комплексный анализ иконографии и агиографии русских святых; изучение художественных традиций Воронежского края и близлежащих земель; выявление и систематизация материалов жизни, почитания и иконографии святителя Митрофана Воронежского; исследование гимнографии синодального периода. Некоторые из указанных тем не имеют весомой научной историографии и представлены единичными статьями.

Осмысление синодального периода как особого этапа в истории России и Русской Церкви было предложено в середине XX столетия в книге А.В.Карташева, увидевшего в нем, вместе с тем, «исторически восходящее выявление духовных сил»1. Обобщающим дореволюционный научный опыт, капитальным исследованием разных сторон церковной истории синодальной эпохи является труд 1960-1970 годов другого ученого русского зарубежья ИК.Смолича, изданный не так давно в России как дополнение к «Истории Русской Церкви» митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) . Во многом на основе этой книги подготовлены соответствующие разделы предварительного тома «Православной энциклопедии» (с подзаголовком «Русская Православная Церковь»)3, написанные в основном протоиереем Владиславом Цыпиным. Глава по канонизации святых, составленная игуменом Андроником (Трубачевым) с использованием выводов Е.Е.Голубинского4, завершается подразделом о периоде синодального управления5. В статью по русскому церковному искусству также включен обзор его развития в позднее время (И.А.Бусева-Давыдова)6.

Алфавитные тома «Православной энциклопедии»7 включают биографические статьи об архиереях, святых и подвижниках, где изложение фактов жизни, с использованием письменных источников (нередко первая научная публикация), как правило, дополнено небольшим иконографическим исследованием. Особо следует отметить работы по истории русской иерархии, о выполненные А.И.Алексеевым на основе архивных документов . В рамках

1 Карташев А.В.Очерки по истории Русской Церкви. М., 1992. Ч. 2. С. 320.

2 История Русской Церкви. Кн. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. М., 1996-1997. Ч. 1-2.

3 Православная энциклопедия/ Под обшей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000. Русская Православная церковь.

4 Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903.

5 Православная энциклопедия. Русская Православная церковь. С. 353-356.

6 Там же. С. 529-536, 553-556,562-564.

7 Православная энциклопедия/ Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 20002004. Т. I-VII.

8 Алексеев А.И. К характеристике русских архиереев в первой половине XVIII века (постановка проблемы)// Исторический вестник. Материалы международной конференции «Христианство на пороге нового тысячелетия» (Москва, 22-22 июня 2000 г.)/ РПЦ, РАН, МК РФ. М.-Воронеж, 2000. № 5-6 (9-10). Ч. 1. С. 276-285. Одна из лучших биографических работ: Арсений (Мацеевич), сщмч.// Православная энциклопедия. М., 2001. Т. III. С. 387-392. церковной науки написана магистерская диссертация схиархимандрита Иоанна (Маслова) по изучению жизни и наследия прославленного в синодальный период святителя Тихона Задонского9. Год назад увидела свет монография С.В.Фомина, посвященная последнему из святых, канонизированных при царе Николае II, — святителю Иоанну Тобольскому, где воспроизводятся многие архивные материалы, особенно времени прославления10. Результаты современных изысканий воронежских историков и краеведов включены в справочник с биографиями воронежских архиереев, изданный Воронежско-Липецкой епархией11, в основу которых положены как дореволюционные издания, так и выпущенные недавно работы митрополита Мануила (Лемешевского)12. Однако в данных публикациях вопросы иконографии не ставятся.

Церковная живопись синодального периода рассматривалась в известном труде Л.А.Успенского «Богословие иконы Православной Церкви», где получила резко отрицательную оценку, прежде всего, в своей духовной значимости13. Специальное исследование о разных аспектах иконописания и иконопочитания в императорской России осуществлено О.Ю.Тарасовым, который впервые опубликовал большой ряд произведений ХУ1Н — начала XX века14. Другую обобщающую работу по истории синодальной иконописи предложил М.М.Красилин15, изучивший многие малодоступные памятники церковных собраний. Он же является составителем сборника материалов конференции «Поздняя икона: феномен на рубеже Средневековья и Нового времени» (РГГУ, 1995), в котором большой интерес представляет статья И.Л.Бусевой-Давыдовой с подробной классификацией стилистических направлений поздней иконописи16. Ряд конкретных исследований собран в программном издании «Русское церковное искусство Нового времени», подготовленном под редакцией

9 Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.

10 Фомин С.В. Последний царский святой: Святитель Иоанн (Максимович) митрополит Тобольский, Сибирский чудотворец. СПб., 2003.

11 Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней: Историко-биографические очерки/ Под общей ред. митр. Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова). Воронеж, 2003.

12 Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. 992-1892. М., 2002.

13 Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. [М.; Париж], 1989. С. 353-399.

14 Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

15 Крас ил ин М.М. Русская икона XVIII — начала XX веков// История иконописи: истоки, традиции, современность. У1-ХХ века. М., 2002. С. 209-230.

16 Бусева-Давыдова ИЛ. Основные проблемы изучения поздней русской иконописи// Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия. Сборник статей/ ГосНИИР. М., 2001. С. 7-30.

А.В .Рындиной на основе материалов Десятых Алпатовских чтений (НИИ PAX, 2000): церковное искусство синодального периода впервые рассматривается как значительная составляющая русского искусства в целом17. Появился ряд изданий памятников поздней иконописи разных художественных центров18. В этом отношении подробное изучение одного из пластов искусства синодальной эпохи, выделенного по иконографическому принципу, имеет существенное значение.

Попытка связать особенности духовной культуры синодального времени с церковным искусством, в частности с жанром портрета и ранней иконографией святых, была предпринята на выставке «Духовные светочи России» (ЦМиАР, 1999) и в ее альбоме-каталоге19. Издание предваряла статья А.К.Светозарского с характеристикой этой неоднозначной эпохи и ее выдающихся представителей, а в искусствоведческой вводной статье (О.Р.Хромов, Я.Э.Зеленина), подборе произведений и аннотациях к ним раскрывалась тема прижизненных изображений и первых икон святых в синодальный период. Существует специальная статья архимандрита Макария (Веретенникова) об истории появления первых образов святых в Древней Руси и частично в Новое время20, сделанная, в частности, на основе заметок И.С.Некрасова21. Для позднего периода иконография святителя Димитрия Ростовского, восходящая к прижизненным портретам, представляется наиболее изученной22. Вопрос иконографического и стилистического соотнесения портретного и иконного образов был поставлен еще во второй половине XIX столетия Г.Д.Филимоновым ; в конце XX века эту

17 Русское церковное искусство Нового времени/ Отв. ред. А.В.Рындина. М., 2004. Предисловие от составителей начинается словами: «В настоящее время стало очевидным, что церковное искусство Синодального периода является важной и неотъемлемой частью русского искусства Нового времени» (Там же. С. 7).

18 См., например: Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XX в. Екатеринбург, 1998; Сибирская икона. Омск, 1999.

19 Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII — начала XX веков/ ЦМиАР, МДАиС, фонд «Отечество». М., 1999.

20 Макарий (Веретенников), архим. Первый образ в иконографии русских святых// Он же. Русская святость в истории, иконе и словесности: Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 73-96.

21 Некрасов И.С. О портретных изображениях русских угодников в их житиях// Сборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1866. Отд. 2. С. 128-129.

22 См.: Малков Ю.Г. Портрет Димитрия, митрополита Ростовского, из собрания Государственной Третьяковской галереи// Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования. Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1973. С. 136-140; Федорова М.М. Димитрий Ростовский. Иконография в собрании Ростовского музея// Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1991. Вып. 2; Вахрина В.И. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. М., 2002. С. 13-34.

23 Филимонов Г.Д. Иконные портреты русских царей// Вестник общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1875. № 6-10. С. 35-66. область художественного творчества затрагивали О.С.Евангулова, Т.Н.Тананаева,

О А.

В.М.Сорокатый , причем последние анализировали портреты как надгробные образы определенного художественного круга. Одним из первых исследователей собственно духовного (клирового) портрета является А.А.Карев, который выделил его в ряду других сословных изображений25. В последние годы появился ряд новых публикаций портретов духовных лиц с точной атрибуцией26.

Вместе с тем, большую актуальность в настоящее время приобрело сравнительное исследование агиографии и иконографии русских святых. Один из первых значительных шагов в данном направлении был сделан Р.А.Седовой, которая возглавила проект по совместному изучению жизнеописаний и житийных икон русских святых, в том числе позднего времени27. Впоследствии, не ограничиваясь только житийными памятниками, появился ряд публикаций Л.П.Тарасенко по иконографии преподобного Макария Желтоводского28, большой обзор икон праведного Прокопия Устюжского В.М.Сорокатого29. Изучению иконографии преподобного Авраамия Ростовского посвящена диссертация А.Л.Третьяковой30, наследию преподобного Нила Сорского —

24 Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. М., 1987; Тананаева Л.И. Портретные формы в Польше и России в XVIII веке: Некоторые связи и параллели// Советское искусствознание, 81. М., 1982. Вып. 1; Тананаева Л.И. Сарматский портрет: Из истории польского портрета Эпохи барокко. М., 1979; Сорокатый В.М. Вопросы биографии Г.Островского и искусство портрета в Великом Устюге XVIII в.// Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1989. М., 1990. С. 256-299.

25 Карев A.A. Портрет церковного иерарха в русской живописи XVIII века. К вопросу о сословном идеале в искусстве// Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы/ НИИ PAX. Сборник статей. М., 1997. Вып. 3.

26 Помимо упомянутого альбома-каталога «Духовные светочи Росси» (см. прим. 19), можно указать публикации духовных портретов: Русские монастыри: Искусство и традиции. Каталог выставки/ ГРМ. [СПб.], 1997. С. 154-161; Смирнов И.А., Петрова JIJI., Никанорова Л.В., Петрова Н.В. Русское искусство XVII-XIX веков. Казенная палата Кирклло-Белозерского монастыря. Путеводитель/ КБИАХМЗ. М., 2003. С. 36-44; «Угодно в очах Божиих дело сие.» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии/ TCJI, МП ДА, ЦМиАР. Сергиев Посад, 2004. С. 302-333, 354-357,364-366.

27 Седова P.A. Некоторые итоги комплексного исследования житийной иконографии русских святых// Вестник РГНФ. М., 1997. Ks 4. С. 32-39.

28 Тарасенко Л.П. Житие Макария Желтоводского и Унженского. Некоторые аспекты истории текста1/ Филевские чтения. Тезисы конференции. М., 1999. С. 77-79; Тарасенко Л.П. Иконография преподобного Макария Желтоводского и Унженского// Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной Памяти Святителя Макария. Можайск, 2000. Вып. VII. С. 335-350.

29 Сорокатый В.М. Образ Прокопия Устюжского в иконе// Житие святого праведного Прокопия Христа ради юродивого Устюжского чудотворца/ Агиографический совет РПЦ. М., 2003. С. 123-192.

Третьякова А.Л. Среднерусская агиографическая традиция в искусстве XVI—XVIII веков. Иконография Авраамия Ростовского. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. иск. М., 1998. диссертация и монография Е.В.Романенко , иконографии преподобного Нила Столобенского в контексте искусства и культуры Верхневолжья — главы диссертации и книг Т.В.Барсегян32. В этом же ряду можно указать церковно-научные издания «Московский патерик»33 и книгу о благоверном князе Данииле Московском34, впервые с обширным разделом о службах святому (Л.И.Алехина).

Для синодального периода наиболее изученными, в связи с юбилейными торжествами последних двух лет, являются агиография и иконография преподобного Серафима Саровского, над которой работала, в частности, группа ученых разных специализаций под руководством Н.Н.Чугреевой35. Одновременно появилась диссертация А.И.Буркина по той же теме36. Начало современному исследованию иконографии другого святого Нового времени — святителя Тихона Задонского — было положено О.А.Зверевой37. В работах Т.А.Крючковой собраны образцы разных иконографических изводов святителя Иннокентия Иркутского38.

Буквально в последние годы началось изучение художественных традиций Воронежского края: первой значительной работой является диссертация М.А.Кривцовой39, выполненная, из-за отсутствия местного изобразительного материала, на основе архивных источников и дореволюционных публикаций. Статьи М.А.Комовой40 посвящены орловской иконописи XVII — начала XX века,

31 Романенхо Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. М., 1997; Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М.,

2003.

32 Барсегян Т.В. Нило-Столобенская пустынь. Монастырь и мир. М., 1999; Барсегян Т.В. Земля истока. Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001.

33 Московский патерик. Древнейшие Святые Московской земли. М., 2003.

34 Святой благоверный князь Д аниил Московский. М., 2003.

35 Преподобный Серафим Саровский: Агиография. Иконография. Почитание/ Сост. Н.Н.Чугреева. М.,

2004.

36 Буркин А.И. Иконография Серафима Саровского. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. иск. М., 2004.

37 Зверева O.A. Портреты святителя Тихона Задонского// Искусство христианского мира. Сборник статей/ ПСТБИ. М., 2001. Вып. 5. С. 169-178.

38 Крючкова Т.А. Иннокентий Иркутский и его иконы// Русские исторические деятели в иконе. Тезисы докладов научной конференции декабрь 1989 года. М., 1995. С. 58-59.

39 Кривцова М.А. Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа ХГХ — начала XX века (до 1917 г.). Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. иск. СПб., 2004.

40 Комова М.А. Иеромонах Иринарх — орловский иконописец// Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. Орел, 1999. Вып. 1-4. С. 91-99; Комова М.А. Иконографические особенности некоторых чудотворных икон Орловской губернии XVIII — XIX веков// Материалы Глинской научно-практической конференции. Орел, 2002. С. 145-154; Комова М.А. Традиционная иконопись Орловского края XVII — первой трети XVIII веков согласно историческим источникам// Научный альманах орловского государственного университета. Серия «Религиоведение». Орел, 2004. которая сохранилась в большем объеме, чем воронежская, и, по-видимому, имела сходные тенденции развития.

Подробности жизни и деятельности святителя Митрофана подробно изучались воронежскими историками и краеведами второй половины XIX — начала XX века: священником С.Е.Зверевым, Н.И.Поликарповым (впоследствии епископ Митрофан), П.В .Никольским и другими членами Воронежской ученой архивной комиссии и Воронежского церковного историко-археологического комитета. К 200-летнему юбилею со дня кончины святого в 1903 году появился ряд статей (преимущественно в ежегоднике «Воронежская старина»)41, посвященных наследию воронежского первопрестольника и его эпохе. Именно в это время были выявлены и проанализированы сохранившиеся в архивах документы о святом (письма, челобитные, духовное завещание, приходно-расходные книги воронежского архиерейского дома), рассмотрены определенные периоды его жизни («Игуменство св. Митрофана в Макарьевом Унженском монастыре» А.М.Правдина, «Последние дни жизни, кончина и погребение св. Митрофана» Н.И.Поликарпов и др.) . Однако полного обзора всех выявленных материалов о служении воронежского первоиерарха сделано не было, как не появилось и серьезной научной работы по его агиографии.

В целом, собранная в 1903 году библиография публикаций о святителе Митрофане представляет достаточно обширный и разнообразный пласт литературы43. Однако в этой подборке только небольшие заметки посвящены вопросам иконографии, одна из которых отсутствует в фондах библиотек44. Тогда же систематизированы по определенным типам имевшиеся портретные

41 Воронежская старина. Воронеж, 1902-1911. Вып. 1-10.

42 См., например: Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. 3. С. 22-46, 220-239; Зверев С.Е., свящ. Материалы для жизнеописания святителя Митрофана, первого епископа Воронежского (1682-1703). Воронеж, 1897; Зверев С.Е. Духовное завещание св. Митрофана, епископа Воронежского. Сергиев Посад, 1897; Поликарпов Н.И. Черты та жизни святого Митрофана по приходно-расходным книгам Воронежского архиерейского дома 1699-1704 ггУ/ Труды Воронежской ученой архивной комиссии. Воронеж, 1902. Вып. 1.

43 Библиографический указатель печатной литературы о святителе Митрофане// Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. 3. С. 321-354.

44 Воронежский телеграф. 1899. № 93. См. также: Поликарпов Н.И. Достопримечательности Воронежского Благовещенского Митрофанова монастыря// Воронежские епархиальные ведомости. 1900. № 6; Поликарпов Н.И. Митрофановская выставка в Воронежском губернском музее (23 ноября 1897). Воронеж, 1897. На третьем областном археологическом съезде во Владимире в 1905 году свящ. С.Е.Зверев сделал доклад о портрете святителя Митрофана, хранящемся в музее Владимирской архивной комиссии (Воронежская старина. Воронеж, 1907. Вып. 6. С. 293). изображения святителя Тихона Задонского45. Личность воронежского первопрестольника, конечно, привлекла внимание и современных ученых, в основном, историков (В .Н.Глазьев)46. В статье ЛА.Щенниковой приводятся малоизвестные материалы, относящиеся ко времени игуменства святого в Яхромском Космином Успенском монастыре47. Необходимо упомянуть также биографическую справку М.Д.Кагана в «Словаре книжников и книжности Древней Руси»48. Но обобщающего (историко-археографического, источниковедческого) труда, посвященного наследию святителя Митрофана в русской истории и культуре, до сих пор не существует.

Малоизученной областью русской церковной культуры остается и гимнография синодального периода. За исключением дореволюционных публикаций АЛопова и С.Пономарева по истории акафистного творчества в России, монографии Ф.Г.Спасского49, составленной на основе богослужебных миней середины XX века, практически не имеется научных работ с обзором и текстологическим анализом сохранившейся в рукописных фондах и архивах богослужебной литературы и акафистов XVIII — начала XX столетий. История написания и бытования служб канонизированным в этот период святым пока не имеет специальных исследований. В данной работе впервые предпринята попытка восстановить некоторые страницы гимнографии, посвященной святителю Митрофану Воронежскому, и уточнить авторство утвержденной Синодом официальной службы и акафиста.

В различных альбомах и каталогах минувшего десятилетия издано достаточно много отдельных памятников по иконографии святителя Митрофана

45 См. статьи С.Н.Введенского, М.П.Трунова, А.Д.Фадцеева: Воронежская старина. Воронеж, 1911. Вып. 10. С. 202-212,282-313.

46 Глазьев В.Н. Епископ Митрофан Воронежский: у истории отношений светской и духовных властей в конце XVII — начале XVIII века// Церковь и ее деятели в истории России: Сборник статей. Воронеж, 1993. С. 71-81.

47 Щенникова Л.А. Свято-Успенский Яхренский Козьмин монастырь — первая обитель игумена Митрофана (святого епископа Воронежского)// Искусство христианского мира: Сборник статей/ ПСТБИ. М., 2001. Вып. 5. С. 276-283.

48 Словарь книжников и книжности Древней Руси/ РАН, ИРЛИ (ПД). СПб., 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 354-357.

49 Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского церковного песнотворчества (опыт исследования акафиста, как одной из литературных форм молитвенно-поэтического творчества)// Православный собеседник. Казань, 1902. Ч. 1. Январь-июнь; он же. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Казань, 1903; Пономарев С.И. Акафисты: Библиографические заметки// Русские книги/ Ред. С.А.Венгеров. СПб., 1890. Вып. 3; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж, 1951.

Воронежского50. Значительный комплекс материалов экспонировался на выставке «Россия, Православие, кулыура» (ТИМ, 2001)51. В то же время многие произведения имеют неточные атрибуции, так как датируются вне общей линии развития иконографии святого. Представленная диссертация является фактически первым опытом изучения художественного наследия святого. Почти все опубликованные памятники включены в подготовленный каталог. Использованы церковно-исторические материалы, сравнительно недавно находившиеся вне сферы науки. В отличие от многих упомянутых искусствоведческих работ, анализируется не только иконописная традиция, но и взаимосвязь между разными видами изобразительного искусства. В научный оборот вводится большой пласт новых памятников из центральных и региональных музеев, в значительном объеме из церковных и частных собраний. Для работы просмотрено около ста архивных источников.

Структуру данной работы предопределило принципиальное отличие двух периодов в развитии иконографии святого — времени ее формирования (преимущественно в Воронеже, Москве и Санкт-Петербурге) и последующего распространения на обширной территории России.

В первой части исследования необходимо проследить формирование ранней иконографии святителя Митрофана по документам и сохранившимся памятникам искусства. Именно здесь ставятся вопросы участия представителей Церкви и государства в разработке иконописного канона святителя Митрофана, взаимодействия памятников иконографии, агиографии и гимнографии в канонической трактовке его образа, и для изобразительной традиции — влияние друг на друга разных видов искусства. Изучение иконографии святителя Митрофана Воронежского должно предваряться наблюдениями о появлении и развитии традиции изображения новых святых в синодальный период, что позволяет выявить общие и персональные составляющие иконописного канона

30 См., например: leona Russa. Llonja. [Palma de Mallorca. 17] maig — [30] jvmy 1994. [La cataleg de l'exposicio «Icones de les Col-leccions Privades de Moscou Segles XV-XIX». Eu col-laboracio de G.Vzdomov y B.Dudochkin. Els autors dels articles d'introduccio: M.Alpatov y G.Vzdomov.] Palma de Mallorca, Conselleria de Cultura, Educado i Esports de Govern Balear, 1994. S. 94, 125. Num. 75, 106; Музей имени Андрея Рублева: Из новых поступлений. Каталог. М., 1995. С. 46, 47, 73. Кат. 77, 78, 146; Косцова A.C., Побединская А.Г. Русские житийные иконы XVI — начала XX века. Каталог выставки/ ГЭ. СПб., 1999. С. 142-147. Кат. 30; Кузнецова О.Б., Федорчук A.B. Каталог выставки Ярославского художественного музея: Иконы Ярославля 16-19 веков. М., 2002. С. 88-89. Кат. 43. воронежского первосвятителя. Необходимо указать образно-стилистические особенности и тенденции развития духовного портрета как особого жанра, получившего развитие в Новое время, имевшего во многом канонический характер, взаимосвязь его художественного языка со стилистикой поздней иконописи. Основное внимание следует уделить истории создания первого образа святителя Митрофана, объяснению истоков и особенностей двух основных иконографических изводов. Эти вопросы должны быть рассмотрены в сравнении с древнерусской традицией первообразов святых.

Отдельным комплексом являются архивные документы подготовки и проведения канонизации святого, а также ряд живописных и графических произведений с изображением разных моментов торжественного прославления. Благодаря анализу материалов, можно сделать наблюдения над особенностями процесса канонизации в синодальный период. Для иконографии святителя Митрофана характерно сравнительно большое количество изображений и даже изводов, которые возникли под влиянием этих событий. Эта группа письменных и изобразительных источников требует исследования в специальном разделе, где будут учтены как исторические реалии, так и мера художественного обобщения и авторской интерпретации.

Поскольку основные изводы иконографии святого сложились в 1830-е годы при непосредственном участии архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого), памятники, созданные в течение первых двух десятилетий после канонизации должны быть собраны в особую группу, которая образует значительный иконографический ряд. Здесь выделяются несколько разных стилистических направлений: местное воронежское (как существующее по заказам архиерейской кафедры, так и самостоятельно), столичное Санкт-Петербурга и Москвы (тоже связанное с воронежским архиерейским домом или бытующее независимо от него), других иконописных центров (работающих, как правило, по воронежским заказам). Ранний период развития иконографии святого характеризуется большим разнообразием технических вариантов исполнения произведений (не только иконопись и живопись, но оригинальная и тиражная графика, практически все виды декоративно-прикладного искусства).

31 Россия, Православие, культура. Каталог выставки/ РПЦ, МК РФ, ГИМ. М., 2000. С. 72-75.

Особый интерес представляют образцы агиографии и гимнографии святителя Митрофана (также появившиеся главным образом в раннее время) как основной источник сведений о святом для его почитателей, и в том числе для художников и иконографов. Помимо официальных, одобренных Синодом произведений, обнаружены бытовавшие рукописные тексты, еще не введенные в научный оборот. Являясь выражением восприятия образа святого очевидцами его прославления, эти сочинения в свою очередь оказывали воздействие на церковное искусство, особенно на житийную иконографию.

Во второй части работы следует объединить обширный круг памятников середины XIX — начала XX века с изображением святого в разных видах искусства для выяснения тенденций последующего развития иконографии святителя Митрофана. Основная группа житийных икон относится к середине столетия и должна рассматриваться отдельно. Ставится вопрос, какие конкретно произведения агиографии послужили источником житийных изображений святителя Митрофана, по каким принципам осуществился перевод словесного образа в икону. Для этого требуется анализ подбора сюжетов в клеймах и особенностей композиционных решений, в сопоставлении с жизнеописаниями святого. Также необходимо уточнить, какие художественные образцы использовали авторы этих произведений, созданных в различных местах России.

Наконец, один из разделов исследования должен быть посвящен изучению иконографического состава и стилистики изображений святителя Митрофана в различных видах искусства и художественных центрах. Материал следует сгруппировать по географическим регионам, что соответствует широте почитания и распространения иконописных образов святого. Выделяются главные направления хронологического развития его иконографии на протяжении полувека, завершившиеся в целом некоторым упадком его образной характеристики и художественного строя произведений. Здесь надо уделить преимущественное внимание наиболее интересным вариантам новых изводов, а также памятникам с надписями, датами и достоверным происхождением.

Рассмотренные темы и собранные материалы могут быть использованы в обобщающих трудах по истории русского искусства конца XVII — начала XX века, например, в специальном разделе по церковному искусству синодального периода. Результаты исследования могут быть включены в справочники и работы, посвященные иконографии русских святых, истории Русской Церкви синодального периода, художественной жизни Воронежского края, особенностям поздней русской иконописи, при изучении специфики возникновения иконописного канона.

В исследовании осмысляется художественный опыт XVIII — начала XX века в достаточно сложном вопросе нового иконографического творчества, что непосредственно связано с проблематикой современного церковного искусства. Наблюдения и выводы по иконографии одного из святых синодального времени, с выявленными тенденциями развития его образной и стилистической характеристики, являются материалом для сравнительного изучения традиции изображения каждого другого святого. Предложенный каталог произведений с достаточно узкими датировками и значительным количеством подписных и датированных образцов — одно из пособий для атрибуции памятников искусства Нового времени.

 

Список научной литературыЗеленина, Яна Эрнестовна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Никольский П.В. Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, как исторический деятель допетровской эпохи// Воронежская старина. Вып. 3. С. 3.

2. РГИА. Ф. 796. Оп. 118. Ед. 627. Л. 2-3.

3. Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во Святых Отца нашего Митрофана, первого Епископа Воронежского. С. 6-7.

4. Поликарпов Н.И. Духовное завещание св. Митрофана, епископа Воронежского. С. 190.

5. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Ед. 3685.

6. РГИА. Ф. 796. Оп. 118. Ед. 627. Л. 4-6.

7. Воронежская старина. Вып. 3. С. 139. Прим.

8. См. о нем: Ширинский-Шихматов ПЛ. О жизни и трудах иеромонаха Аникиты, в мире князя С.А.Шихматова. СПб., 1838; Носов С.Н. Аникита (Ширинский Шихматов Сергей Алексанрович, кн.)// Православная энциклопедия. Т. П. С. 437-438.

9. Путешествие иеромонаха Аникиты (в мире кн. С.А.Ш.-Шихматова) ко святым местам Востока. С. 93-94.

10. Ср.: РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. 10253. Л. 121-125; ГАРФ. Ф. 109.1 эксп. Ед. 467. Л. 45-48 об.

11. Очерк жизни князя П.А.Ширинского-Шихматова. С. 105-106. Прим. См. также первую главу, § 3.

12. РГИА. Ф. 796. Оп. 118. Ед. 627. Л. 1-7.

13. О гравюре Н.И.Уткина, помещенной в этом издании, см. § 3.

14. Муравьев А.Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских и местночтимых подвижников благочестия. С. 340.

15. Зверев С.Е., свящ. Материалы для жизнеописания святителя Митрофана, первого епископа Воронежского (1682-1703). Воронеж, 1897.

16. Воронежская старина. Воронеж, 1907. Вып. 6. С. 277-278.

17. Поликарпов Н.И. Очерк жизни и деятельности святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Воронеж, 1904.

18. РГИА. Ф. 797. Оп. 87. Ед. 111. Л. 3 об.-4.

19. Сергий (Василевский), архим. Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский, и его время. Т. 2. С. 315-316.

20. Сергий (Василевский), архим. Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский, и его время. Т. 2. С. 307; Савостьянов Н.М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. С. 50.

21. ОР РНБ. СПбДА АП/349. Список службы: ОР РНБ. СПбДА- АП/306.

22. Очерк жизни князя П.А.Ширинского-Шихматова. С. 125-129.

23. Павлович Г., свящ. Кем написан акафист преподобному Серафиму Саровскому? С. 154-155.

24. Сказание о обретении и открытии честных мощей, иже во Святых Отца нашего Митрофана, перваго Епископа Воронежскаго. С. 47-58.

25. РГИА. Ф. 796. Оп. 120. Ед. 773. Л. 8 об.; Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского церковного песнотворчества. С. 623.

26. РГИА. Ф. 796. Оп. 120. Ед. 773. Л. 23-30 об., 34-43 об.

27. Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Вып. 4. С. 204205.457 ОР ГИМ. Щук. 1095.

28. Там же. С. 61-62. В сохранившихся материалах синодального архива упоминаний об этом чуде не обнаружено.

29. См. об этом первую главу, § 2.

30. Николай Александрович Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 137-138. Любопытно примечание Мотовилова, раскрывающее его творческую "лабораторию": "Одновременно и пел, и писал я сии стихиры".

31. РГИА. Ф. 796. Оп. 184. Ед. 5364. Л. 105-105 об.

32. Николай Алексанрович Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 74.

33. РГИА. Ф. 796. Оп. 142. Ед. 118. Л. 2.481 См. прим. 466.482 См. прим 2.

34. См. о житийных иконах преподобного Серафима Саровского: Чугреева H.H. Об иконографии преподобного Серафима Саровского после канонизации// Преподобный Серафим Саровский: Агиография. Иконография. Почитание/ Сост. Н.Н.Чугреева. М., 2004. С. 400-420.

35. Иконография ростовских святых: Каталог выставки/ ГМЗРК. Ростов, 1998. С. 46-47. Кат. 27. По-видимому образ написан на основе гравюры святителя Димитрия Ростовского с 36 клеймами чудес конца XVIII века (РЫБ. Олеуф. 2083. Л. 27).

36. Кузнецова О.Б., Федорчук A.B. Каталог выставки Ярославского художественного музея: Иконы Ярославля 16-19 веков. М., 2002. С. 82-83. Кат. 40; Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого/ ГМЗРК. М., 2003. С. 370-371. Кат 114.

37. Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. С. 372-375. Кат 115.

38. Сибирская икона. Омск, 1999. С. 149, 259. № 110.

39. Молчанов Н . Жизнеописание Святителя Питирима Епископа Тамбовского. Тамбов, 1914. С. 74-77. Возможно, роспись исполнена к торжествам канонизации святителя в 1914 году.

40. Муравьев А.Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских и местночтимых подвижников благочестия. СПб., 1859. С. 314.

41. См. об этом первую главу, § 2.

42. Имя ее содержится в документах архива: РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. 10253. Л. 95.

43. Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во Святых Отца нашего Митрофана, первого Епископа Воронежского. С. 38.

44. См. об этом первую главу, § 2.

45. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов ХУ1-Х1Х веков. СПб., 1895. Т. 1. Стб. 40. № 83.

46. ЦИАМ. Ф. 2393. Оп. 1. Ед. 1842.

47. См. о нем. Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней: Историко-биографические очерки/ Под общей ред. митр. Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова). Воронеж, 2003. С. 275-281.

48. Православие, армия и флот России. СПб., 1996. С. 70. Кат. 70.

49. По мнению О.О.Коваленко, по стилю и технологии живописи образ не был создан в мастерской Киево-Печерской лавры.

50. См. об этом: Кривцова М.А. Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX — начала XX века (до 1917 г.). Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. иск. СПб., 2004. С. 11-13.

51. Двухсотлетний юбилей со дня кончины Святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. 23 ноября 1903 года. Воронеж, 1904. Ил.

52. Акиныпин А.Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 129.

53. Акиныпин А.Н. Храмы Воронежа. С. 99-102.

54. Взаимодействие художественной жизни Воронежа с Академией художеств исследовано в диссертации М.А.Кривцовой: см. прим. 42.

55. Митрофановская выставка в Воронежском губернском музее (23 ноября 1897)// Дон. 1897. № 139.

56. Например, крепостной живописец из Лебедяни Ф.Иванов (Из «Путевых записок утлой ладьи по бурному житейскому морю». Сергиев Посад, 1916. С. 89).Об указанной в надписи дате см. первую главу, § 1.

57. РА ИИМК РАН. Ф. Р-Ш. Ед. 1047. Л. 13.

58. Этот иконографический извод был особенно распространен в искусстве XVIII столетия, а потом возродился на рубеже XIX и XX века в иконах новопрославленных святых.

59. Аналогичный лист см.: Воронежский епархиальный вестник. № 3 (70). С. 89.62 Сообщено Е.В. Давыдовой.

60. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1995. С. 158. № 368, 371.

61. См. об этом первую главу, § 3.

62. РА ИИМК РАН. Ф. Р-Ш. Ед. 1047. Л. 17 об. Имеется ввиду исцеление в 1830 году восьмилетней Марии Жукевич-Стошь (Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во Святых Отца нашего Митрофана, первого Епископа Воронежского. С. 18-19).

63. Россия, Православие, культура. С. 75. Кат. 227.

64. Федорова М.М. Архив Ивана Алексеевича Фургова. С. 329.71 Там же. С. 322, 327.

65. Публикацию ряда памятников см.: Духовные светочи России. С. S7-S9. Кат. 32-36.

66. Русская эмаль XVII — начала XX века. Из собрания Музея имени Андрея Рублева. М., 1994. С. 134,229. Кат. 170; Музей имени Андрея Рублева: Из новых поступлений. Каталог. М., 1995. С. 73. Кат. 146. Ил. 126; Духовные светочи России. С. 68. Кат. 51.

67. Русская эмаль XVII — начала XX века. С. 82, 84, 220, 221. Кат. 100, 102.

68. В 1922 году икона спасла жизнь прадеду современного владельца — протоиерею Алексию Дьяконову: прижав две части разрубленной иконы к груди и молясь святителю Митрофану, он был отпущен богоборцами домой.

69. См. об иконописании в Ветке: Нечаева Г.Г. Вепсовкая икона. Минск, 2002.

70. В утратах живописи на изображении рук виден грунт красноватого цвета.83 См. прим. 54.

71. Православные русские обители. СПб., 1910. С. 381-382.

72. Об архиерейском жезле, наперсном кресте и панагии святителя Митрофана см. первую главу, § 1.

73. См.: Описание Макариева Унженского Костромской епархии первоклассного мужского монастыря. Составлено из подлинных монастырских бумаг в 1834 году. М., 1835; РА ИИМК РАН. Ф. Р-Ш. Ед. 2317.

74. Поликарпов Н.И. Достопримечательности Воронежского Благовещенского Митрофанова монастыря. С. 256.

75. Духовные светочи России. С. 60. Кат. 38; «Угодно в очах Божиих дело сие.» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии/ ТСЛ, МПДА, ЦМиАР. Сергиев Посад, 2004. С. 244-245.

76. РА ИИМК РАН. Ф. Р-Ш. Ед. 1047. Л. 18 об. Ценности монастырской ризницы были конфискованы в 1918-1922 годах (Акинылин А.Н. Храмы Воронежа. С. 133).

77. На поминовение души святителя, за неимением у него келейных денег, было выделено из архиерейской казны «в сорокоустие и в милостыню» семьсот рублей (Поликарпов Н.И. Последние дни жизни, кончина и погребение святителя Митрофана. С. 220-239).

78. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М., 1910. С. 84.

79. Антоний (Банковский), митр. Речи, слова и поучения. СПб., 1912. С. 235.

80. В декорации собора Спаса на крови отсутствует, например, изображением святителя Тихона Задонского, который был прославлен сравнительно незадолго до постройки храма.

81. См. об этом первую главу, § 3.1,1 Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1887. Т. 2. Стб. 1289. № 10.

82. Там же. Стб. 1288-1289. № 8; Духовные светочи России. С. 52. Кат. 28.

83. Портрет был подарен туда в 1840-е годы архимандритом Антонием (Медведевым), наместником Троице-Сергиевой лавры. См. об этом: Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2003. С. 572-573.

84. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры Антонию. 1831-1867. М„ 1883. Ч. 3. 1850-1856. С. 183, 189.

85. По сведениям Е.В.Давыдовой, во второй половине XIX века один из лучших резчиков Сергиева Посада И.С.Хрустачев резал перламутровые изделия.

86. ЦИАМ. Ф. 2393. Оп. 1. Ед. 4440. Л. 129.

87. См. об этом первую главу, § 3.

88. Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800.

89. Савостьянов Н.М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. СПб., 1852. С. 50.

90. РГИА. Ф. 796. Оп. 118. Ед. 627. Л. 1.

91. РГИА. Ф. 7%. Оп. 120. Ед. 773. Л.8 об.

92. См. об этом первую главу, § 1.

93. Воронежская старина. Вып. 3. Ил.

94. Стенопись значительно поновлена в 1977 году.

95. На двух таких изображениях на меди первой половины XIX века в надписи прямо указано: «Портретъ преосвященнаго Тихона.», фон вокруг контура головы высветлен и образует нимб (Духовные светочи России. С. 64. Кат. 43).

96. Не случайно самый ранний портрет святителя Митрофана и первообраз работы И.В.Шевцовахранились в алтаре (жертвеннике и диаконнике) Благовещенского собора Митрофанова монастыря. См. об этом первую главу, § 3.

97. Воронежский епархиальный вестник. Воронеж, 2003. № 3 (70). Ил. на вкладке.

98. В 1835 году представитель художественной школы А.В.Ступина О.С.Серебряков с сыном Александром расписали Воскресенский собор в Арзамасе: Корнилов П.Е. Арзамасская школа живописи первой половины XIX в. Л.-М., 1947. С. 142.

99. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995. С. 287.

100. См. об этом первую главу, § 4.

101. Цит. по: Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе: Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. С. 280.

102. Сибирская икона. Омск, 1999. С. 21.161 Там же. С. 80, 251. №41.

103. Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XX в. Екатеринбург, 1998. С. 214. Кат. 435.