автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Образ России в современном французском политическом медиадискурсе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ России в современном французском политическом медиадискурсе"
005533461
1 правах рукописи
Цилюрик Дарья Дмитриевна
ОБРАЗ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ ФРАНЦУЗСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕРСИЙ ЕЖЕДНЕВНЫХ ГАЗЕТ «МОНД», «ФИГАРО» И «ЛИБЕРАСЬОН» ЗА 2008-2012 ГТ.)
Специальность 10.01.10- журналистика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
-2 6 СЕН 2013
Москва-2013
005533461
Диссертация выполнена на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент
кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Шарончикова Людмила Васильевна
Официальные оппоненты: кандидат исторических наук,
доктор философских наук доктор филологических наук, академик РАЕН, профессор Института философии Российской Академии Наук Гуревич Павел Семенович
кандидат филологических наук, учитель иностранных языков МБОУ «Гимназия» г. Обнинск Полева Татьяна Евгеньевна
Ведущая организация: Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
Защита диссертации состоится ^¿6у> &_2013 г. в ^часов
на заседании диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, 125009, ул. Моховая, 9, ауд. 103.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27
Автореферат разослан « 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент
Актуальность исследования
Образ России в зарубежных СМИ - основной фактор формирования представлений о ней у граждан других стран. Мнение о внутренних событиях человек часто составляет на основе личного опыта, в то время как интерпретация иностранных феноменов в гораздо большей степени или вообще целиком происходит с подачи журналиста, который по собственному усмотрению отбирает данные и предлагает их трактовку.
Особую роль в этом процессе играют качественные газеты и их версии в Интернете. Такая пресса не просто транслирует факты и оценки, но и способствует формированию двусторонних отношений, так как в ее аудиторию входят образованные и влиятельные представители общества, политический и экономический истеблишмент. Точку зрения этих людей на происходящее в России можно по праву считать ключевой, так как речь идет об элите, которая определяет внешнеполитический курс страны. Она заинтересована в глубоком и всестороннем анализе ситуации в России, стремится быть хорошо информированной, внимательно следит за публикациями в печати. Вот почему образ России во французской качественной прессе, включая ее онлайновые платформы, оказывает непосредственное влияние на уровень двусторонних контактов, экономическое и политическое партнерство между странами.
В этой связи руководство России все чаще задумывается о том, что можно сделать, чтобы образ страны за рубежом стал более адекватен задачам, стоящим перед ней на данном историческом этапе. В сентябре 2012 г. в Москве прошло совещание представителей Россотрудничества, одной из главных тем которого стала модернизация образа России в мире. В преддверии этого события емко представил сущность проблемы в интервью газете «Коммерсант» глава Россотрудничества К. И. Косачев. «Репутация и образ России в мире, увы, значительно хуже реальной ситуации в нашей стране, - сказал он. - Убежден, что саму ситуацию не стоит приукрашивать ни "по-потемкински", ни "по-брежневски". В России много проблем, и мы их знаем лучше, чем кто-либо еще. Но в мире сложилась своего рода презумпция виновности России, когда те или иные события, происходящие в нашей стране, тотчас же, в силу инерции общественного мышления за рубежом, трактуются не в нашу пользу. Произошла, скажем, трагедия -погиб журналист. Это сразу записывают в разряд - "в России убивают журналистов, потому что нет свободы слова". Происходит конфликт с крупным бизнесменом - ara, говорят, "это власть отбирает у него активы,
перераспределяя собственность". Задержали оппозиционера за административное нарушение - "душат оппозицию!". И все в таком духе»1.
Руководство страны предпринимает усилия, направленные на слом сложившейся ситуации. Так, «Российская газета» занимается выпуском серии ежемесячных приложений к 17 ведущим зарубежным ежедневным изданиям, например, готовит приложение к газете «Фигаро» (Le Figaro) «Рюсси д'ожурдюи» (La Russie d'Aujourd'hui). Кроме того, к сотрудничеству были привлечены западные PR-агентства и лоббисты, такие как «Кет-чам» (Ketchum), «Джи Плюс Юэрэп» (G Plus Europe) и «Гейвин Андерсон» (Gavin Anderson)2. Но эти шаги воспринимаются в западной печати критически. Газета «Монд» (Le Mondé) пишет: «Реклама, PR и лоббисты все более ценятся в России, озабоченной своим имиджем и жаждой власти. Две одержимости терзают элиту: улучшить восприятие страны за рубежом и заручиться поддержкой "дружественных" партнеров, способных влиять на принятие решений»3.
Осмыслить принципы формирования образа России во французской качественной ежедневной прессе - значит, сформулировать те сложности, с которыми столкнулось руководство страны, пытаясь наладить конструктивный диалог со своими партнерами. Именно в этом и состоит актуальность представленной диссертации.
Степень научной разработанности темы
В наибольшей степени тема образа России разработана отечественной историографией в работах, направленных на поиск смыслообразую-щих компонентов феномена Российского государства и русской идентичности. Примерами наиболее ярких исторических работ, связанных с образом России, могут служить труды А. Н. Боханова и JI. П. Решетникова. Отметим существенный вклад политологов, например, Н. К. Арбатовой, которые занимаются вопросами двусторонних отношений России и ЕС.
Что касается понятия «медиаобраз», то его разработкой занимались Е. Н. Богдан, Н. Б. Мечковская, Е. Д. Павлова. Так, Е. Н. Богдан в своей диссертации рассматривает структурно-функциональные характеристики образа России на примере публикаций в российской прессе. Однако про-
1 «В мире сложилась презумпция виновности России» // Коммерсант. - 2012, 3 сен.
Прайд Йен. Несветлый образ России // Газета.ги. - 2009,4 июля. URL:http://www.gazeta.ru/comments/2009/06/04_a_3206502.shtml (дата обращения-01.03.2013).
3 Jégo Marie. Lénine fait la moue // Le Monde. Le 1 octobre 2010.
блему формирования образа страны в зарубежных СМИ исследователь не затрагивает.
Вместе с тем многие исследователи (О. Б. Балакина, Ю. М. Баскакова, 3. А. Ужегова) и отдельные научные коллективы (см., например, работы исследовательской группы факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова начиная с 2006 г., а также исследователей ДВГУ) систематически проводят анализ публикаций в иностранной прессе, посвященных событиям в России. Нередко поддержку данных исследований осуществляет Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Особо выделим серию работ «Образ России в мировой культуре и образы других стран в русской культуре Х1Х-ХХ веков» под редакцией академика Е. П. Челышева.
Различные исследовательские центры создают собственные методики реконструкции образа России в информационном пространстве, проводят исследования оценок России в иностранных СМИ, осуществляют анализ отдельных событий российской действительности на основе материалов западной прессы, а также разрабатывают проблемы информационных войн (см. www.e-generator.ru, рубрика «Исследования»), Очевидный интерес к данной проблеме диктует необходимость дальнейшей разработки ее теоретической базы.
Теоретическая база исследования
Изученную в ходе написания диссертационной работы литературу можно условно разделить на несколько групп:
1. Отечественные исследования журналистики по общим проблемам современной прессы (Е. Л. Вартанова, Е. И. Журбина, Я. Н. Засурский, Л. М. Землянова, М. Н. Ким, Г. В. Лазутина, Е. И. Пронин, А. А. Тертыч-ный, Н. В. Урина)4.
2. Исследования французских (П. Альбер, И. Гийома, Ж.-М. Шарон, П. Эвено) и отечественных (В. Е. Аникеев, Г. Н. Вачнадзе, М. В. Захарова, В. В. Малаховская, Т. Е. Полева, А. С. Пую, В. С. Соколов, Ю. Ю. Соло-
Вартанова Е. Л. Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010; Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. - 1999. - № 1; Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. - М.: Изд-во МГУ, 2010; Земля-нова Л. М. Журналистика и коммуникативистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. - М: МедиаМир, 2012 и др.
монов, Ю. В. Тихонова, Л. В. Шарончикова) специалистов по истории и современному состоянию французской прессы5.
3. Философские труды, которые использовались при разработке терминологического аппарата, - марксистская традиция (К. Маркс, Ф. Энгельс), немецкая классическая философия (И. Кант), «философия жизни» (А. Шопенгауэр), субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм), аналитическая психология (К. Г. Юнг), русская философия (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Н. С. Трубецкой, Г. П. Федотов, П. Я. Чаадаев), анализ образа (картины) мира (А. Н. Леонтьев, Ю. С. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Р. М. Фрумкина). Для обоснования цивилизационного подхода были изучены труды П. М. Бицилли, Л. С. Кустовой, А. Тойнби и О. Шпенглера6.
4. Исследования О. С. Иссерс, С. Г. Кара-Мурзы, А. С. Миронова и Э. Оже в области речевого воздействия, работы А. А. Волкова и Т. Г. Хаза-герова по аргументативной риторике, концепции мифологического текста, предложенные Р. Бартом, К. Леви-Строссом, Дж. Локоффом, Н. Луманом, И. А. Мальковской и Е. Д. Павловой7.
5. Литература, посвященная изучению образа России во Франции в историческом ключе (Е. Ю. Артемова, Р. Бессонне, Р. Десне, Т. Ю. Загряз-кина, Г. Н. Канинская, Е. А. Куфен, С. Е. Летчфорд, Г. И. Любина, С. А. Мезин, А. А. Митрофанов, Ж. Олливье-Шахновская, Т. В. Партанен-ко, А. Ф. Строев, Г. Ю. Шишкина)8.
5 Albert P. La presse française. - P.: La Documentation français, 2004; Eve no P. La presse quotidienne nationale. Fin de partie ou renouveau? - P.: Vuibert, 2008; Шарончикова Л. В. Пресса Франции в меняющемся мире (1944 - 2004 гг.). - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006 и др.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Состав. Н. Саркитова; Коммент. В. Климанова, Н. Саркитова. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008; Кустова JI. С. Системно-синергетический подход в изучении зарубежной литературы конца XIX - начала XX вв. // Медиальманах. - 2011. - №5. - С. 14-27; Тарасов Е. Ф. Образ мира // Вопросы психолингвистики. - 2008. - №8. - С. 6-10 и др.
Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - Изд. 2-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2002; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эскмо, 2008; Augé Е. Petit traité de propagande: A l'usage de ceux qui la subissent. -Bruxelles: Editions de Boeck Université, 2007; Барт P. Миф сегодня // Он же. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - С. 72-130 и др.
Загрязкина Т. Ю. Русско-французские культурные связи // Франция и Россия: культурные контакты: Сборник статей / Под. ред. Т. Ю. Загрязкиной. - М.: Городец, 2008; Партаненко Т. В. Образ России во Франции XV - начала XX вв.: По материалам мемуарных и дневниковых свидетельств : дис. ... канд. философских наук: 24.00.01 /
6. Научные работы четырех типов, которые автор привлекал для изучения методов дискурс-анализа: 1) по общим проблемам дискурса и когнитивной лингвистики (Н. Д. Арутюнова, Ю. А. Сорокин); 2) по проблемам политического дискурса и политической лингвистики (Ф. Бон, П. Бурдье, В. И. Карасик, Ю. Н. Караулов, В. В. Красных, А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Ю. С. Степанов, Э. Г. Меграбова, Е. А. Попова, В. И. Тю-па, В. Е. Чернявская, А. П. Чудинов, А. Фетцер, П. Шародо, Е. И. Шейгал); 3) по проблемам этностереотипов (Е. В. Егорова-Гантман, И. С. Кон, У. Липпман, К. В. Плешаков); 4) по проблемам медиадискурса (И. В. Анненкова, Д. Матесон, А. В. Полонский). Наиболее активно в диссертации используются работы М. Фуко, Э. Лакло, Ш. Муфф и Т. А. ван Дейка9.
Новизна исследования
В данной диссертации понятие «медиаобраз страны» впервые в научной практике разрабатывается с учетом специфики исследования таких образов в зарубежных СМИ, которая заключается в необходимости анализа этнических стереотипов. Впервые предлагается изучать образы в рамках политического медиадискурса, а также с точки зрения особенностей мифологического текста. Настоящая диссертация стала первым исследованием, где представлен широкий комплекс предпосылок, предопределивших формирование и специфику образа России во французских качественных ежедневных изданиях «Монд», «Фигаро» и «Либерасьон» (Libération). Диссертация представляет собой первое подробное исследование образа России в западных СМИ в период президентства Д. А. Медведева.
Объект и предмет исследования
Объектом диссертационного исследования в данной диссертации являются материалы политической тематики в электронных версиях еже-
СПбГУ. - СПб., 2001; Bessonnet R. La Russophobie dans les médias français // Perspectives libres. - Avril, 2010. - №2 и др.
9 Анненкова И. В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. -М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011; Липпман У. Общественное мнение/Пер. с англ. Т. В. Барчуновой; Редакторы перевода К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004; Филлипс JI. Д., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2008; Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: Монография / Институт языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград: Перемена, 2000 и др.
дневных газет «Монд», «Фигаро» и «Либерасьон», образующих сегмент французской качественной прессы. Предмет изучения - образ России в современном французском политическом медиадискурсе: предпосылки формирования, закономерности развития, приемы и методы создания, концептуальные особенности.
Рамки и эмпирическая основа исследования
Эмпирическую основу исследования составили материалы качественных ежедневных французских газет «Монд», «Фигаро» и «Либерасьон» за 7 мая 2008 г. - 7 мая 2012 г. При этом хронологические рамки охватывают президентский срок Д. А. Медведева. Этот период уже получил название «правление тандема» (В. В. Путин - Д. А. Медведев) и внешне продолжился в последующие годы (рокировка). Однако период 2008 -2012 гг. характеризовался тем, что фигура В. В. Путина была на втором плане.
Эмпирические материалы отбирались в силу возможности их анализа в рамках политического медиадискурса и актуальности с точки зрения стоявших перед автором задач. В диссертации цитируется 51 публикация в «Монд», 43 публикации в «Фигаро» и 47 публикаций в «Либерасьон» (всего 141 публикация).
Цели и задачи исследования
Основная цель работы - проанализировать образ России в современном французском политическом медиадискурсе на основе материалов интернет-версий качественных изданий - «Монд», «Фигаро» и «Либерасьон». В диссертации ставятся следующие задачи:
- изучить различные подходы к исследованию медиаобраза;
- определить возможности исследования медиаобраза методами дискурс-анализа;
- обосновать роль этнических стереотипов в формировании медиа-образа страны в зарубежной прессе;
- проследить исторические вехи становления медиаобраза России во французском политическом медиадискурсе;
- выработать матрицу восприятия России во Франции, подходящую для изучения текстов СМИ;
- выяснить особенности политического дискурса в качественном издании на примере электронных версий газет «Монд», «Фигаро» и «Либерасьон»;
- понять характер источников информации о России, которые используют французские журналисты;
- рассмотреть стереотипизацию как основную тактику формирования образа России на страницах французских газет;
- раскрыть мифологический характер медиаобраза России во Франции;
- проанализировать приемы и методы создания образа России в современном французском политическом медиадискурсе.
Рабочая гипотеза исследования
Универсальным инструментом исследования образа России во французском политическом медиадискурсе является исторически сложившаяся матрица восприятия России во Франции. В соответствии с ней, медиаобраз России имеет позитивные коннотации, если Россия идет по пути западных ценностей и навстречу западным интересам. В противном случае медиа-образ России имеет негативные коннотации.
Методы исследования
Отбор методов исследования продиктован легшим в основу в данной диссертации цивилизационным (историко-культурным) подходом. В качестве главного метода исследования выступил дискурс-анализ. Вспомогательные методы - терминологический, системно-исторический, социально-психологический, культурологический и философский анализ.
Положения, выносимые на защиту
1. Медиаобраз страны формируется в результате обработки информации, которая проходит через особые «фильтры» восприятия. Множественность и разнородность «фильтров» предопределяют плюрализм точек зрения, их разнообразие, которые являются неотъемлемой чертой образа России во французском политическом медиадискурсе.
2. Универсальным «фильтром», применимым ко всему объему собранных материалов, являются этнические стереотипы. Именно их существование на протяжении всей истории двусторонних отношений позволяет говорить об универсальной матрице восприятия России во Франции.
3. В соответствии с матрицей восприятия России во Франции, в тех случаях, где автор публикации усматривает следование России по пути западных ценностей, на страницах французской печати складывается положительный образ России. В противном случае медиаобраз России отрица-
тельный. Особенно ярко это проявляется во внешнеполитических аспектах, где характер образа России напрямую связан с интересами Франции.
Научно-практическая значимость исследования
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что она не только уточняет понятие «медиаобраз России» с учетом специфики изучения образов в зарубежной прессе, но и обосновывает целесообразность применения дискурс-анализа и цивилизационного подхода. В работе предложен универсальный инструмент анализа медиаобраза России во Франции - матрица восприятия. В свете отношений России с другими государствами, такая матрица, при определенной доработке, подойдет и для анализа образа России в прессе других западных стран. Таким образом, применение матрицы может изучаться в рамках спецкурса «Образ России в зарубежной прессе» на факультетах и отделениях журналистики, в том числе с международной специализацией. Поскольку медиа-процессы сегодня, как никогда, влияют на политическую сферу, выводы данного исследования могут найти научно-практическое применение в политологии и дипломатии, могут быть учтены при выработке стратегии развития отношений России и Франции, использоваться для прояснения двусторонних подходов. По словам директора Аналитического центра «Обсерво» А. Дюбьена, искаженные представления французов и русских друг о друге препятствуют развитию франко-российских отношений10.
Структура работы
Структура диссертации обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и списка статей.
Основное содержание работы
В первой главе «Медиаобраз в контексте политических коммуникаций» предпринят междисциплинарный терминологический анализ центрального для диссертации понятия «медиаобраз». В ней обосновывается выбор основного метода исследования - дискурс-анализа, определяются рамки политического медиадискурса и место, которое занимает в нем медиаобраз. В качестве концептуального ядра, объединяющего все публика-
10 Дюбьгн А. Франция - Россия: переход на новый уровень отношений и вызовы стратегического партнерства // Записка Аналитического центра «Обсерво». - Октябрь 2012 г - №1. - С. 4.
ции, которые связаны с образом России, предлагается в соответствии с ци-вилизационным подходом рассматривать этнические стереотипы.
Субъективный характер медиаобраза определен самой его природой. Уже на стадии формирования психического образа имеются структуры, которые задают параметры отображения объекта. К ним относятся архетипы, стереотипы, политические убеждения личности. Благодаря широкому спектру гносеологических, психологических, культурных, психосоциальных и психоэтнических «фильтров», начиная личной позицией журналиста и политическими ориентирами издания и заканчивая аксиологическими установками общества, происходит модификация объекта в сознании человека.
Второй этап — это ретрансляция отображенного объекта в медиасре-ду, преобразование его в медиаобраз, который понимается как психический образ, выраженный приемами и методами журналистики. В процессе журналистского творчества при участии ценностных установок моделируется субъективно значимая структура. За счет нее объект обретает социальное измерение, становясь общественным фактором.
В качестве основного метода исследования в диссертации выступает дискурс-анализ, позволяющий учесть субъективную природу медиаобраза страны в зарубежной прессе. В первой главе рассматриваются основные концепции дискурс-анализа (теория М. Фуко, теория Э. Лакло и Ш. Муфф, критический дискурс-анализ Н. Фэркло и Т. А. ван Дейка). Особое внимание уделено природе власти и структурам когнитивной организации дискурса — фреймингам.
Как подчеркивается в первой главе, в диссертации используется широкое определение политической коммуникации (или политического дискурса), то есть в него включен дискурс масс-медиа. Принято во внимание соотношение политического и медийного начал для разных жанров журналистики. При этом изучаемый в данной работе дискурс предлагается определить как французский политический медиадискурс, посвященный событиям в России, а основное внимание сосредоточить на инвариантном содержании текстов. Как выяснилось в дальнейшем, параметры такого содержания задает матрица восприятия.
Множественность и разнородность установленных «фильтров» предопределяют полемический характер медиаобраза страны. Поэтому плюрализм точек зрения, их разнообразие является неотъемлемой структурно-функциональной характеристикой образа России во французском политическом медиадискурсе. Вместе с тем были найдены и общие для множест-
ва текстов когнитивно-категориальные модели. Ими стали этнические стереотипы. Удалось выделить три подхода к их исследованию — этнографический, психологический, историко-культурный (цивилизационный). Последний наиболее продуктивен и позволяет изучить формирование стереотипов на основе исследования взаимоотношений двух народов.
В этнических стереотипах отражена вся история межнациональных отношений. Одни стереотипы меняются вместе с условиями взаимодействия народов, другие отличаются невероятной прочностью. Большое влияние на данную динамику оказывают СМИ. Они проводят информационные кампании, после чего исследования общественного мнения выявляют «обострение» позитивных или негативных стереотипов. Это означает, что образ страны за рубежом улучшился или, напротив, ухудшился.
Вторая глава диссертационной работы «Предпосылки формирования образа России в современном французском политическом медиа-дискурсе» посвящена основным факторам, предопределившим параметры медиаобраза России. В этой главе дан исторический обзор развития образа России во Франции и сформулирована универсальная матрица восприятия. В ней также предпринят анализ развития изданий «Монд», «Фигаро» и «Либерасьон» на современном этапе и их места в системе французских СМИ. Особое внимание обращается на состояние качественной ежедневной французской прессы в период бурного развития цифровых технологий. Кроме того, во второй главе изучены источники сведений французских журналистов о России.
Эволюция образа России во Франции началась в древнейшие времена. Цивилизационный подход позволил сделать вывод о признании французами неполноценности российской цивилизации. Была выявлена парадигма «учитель — ученик» и произведена постановка проблемы: с точки зрения Франции, Россия должна учиться у Европы, перенимать ее ценности, Европа выполняет в России цивилизаторские функции. Узкополитические интересы философов-просветителей привели к тому, что их попытки использовать в своих целях приобщение России к европейской культуре вылились в идеалистическую модель восприятия России во Франции. По мнению этих мыслителей, европейские достижения в России применялись столь успешно, что по ряду аспектов она опередила Европу в цивили-зационном развитии.
Исторический перелом, произошедший в результате Великой французской буржуазной революции и якобинской диктатуры, привел к фор-
мированию критической модели. В соответствии с ней считалось, что Россия недостаточно успешно заимствовала европейские ценности, в ее культуре отчетливо проступали «варварские» черты. Оба подхода получили продолжение и развитие в XIX в. Апогеем критической модели стала книга маркиза А. де Кюстина «Россия в 1839 году»11. Идеалистическая же модель нашла отголосок в обстоятельном научном труде А. Леруа-Болье12.
В XX в. продолжают со всей ясностью ощущаться эффекты «просветительского миража» и «критической русофобии». Эффекты «просветительского миража» проявились в идеализации французскими мыслителями Октябрьской революции, советских реалий или перехода от коммунистической идеологии к свободному рынку. Эффекты «критической русофобии» позволяют охарактеризовать аргументы тех, кто не принял переворота большевиков, в своих работах сделал особый акцент на судьбах узников ГУЛАГа, диссидентов, отсутствии свободы слова и совести в СССР, а затем перенес эти установки и на так называемую «путинскую Россию». В XX в. двойственная модель восприятия «обрастает» интересами политической и идеологической борьбй.
Таким образом, удалось проследить развитие матрицы восприятия России во Франции в XVIII в., когда исторические события отчетливо оформили обе концепции, в XIX в., когда они получили теоретическое обоснование, и в XX в., когда на первый план в структуре моделей вышли политические интересы и идеологическая аргументация. Установлено, как формировалась матрица, на основе которой строятся подходы современных мыслителей, в том числе и журналистов.
Матрица восприятия представляет собой эволюционно сформировавшуюся двойственную модель восприятия России во Франции. В общих чертах она сводится к тому, что, с одной стороны, Россия признается европейской державой, а с другой - она таковой не признается. В зависимости от того, выбирается ли первый или второй подход, на первый план во французской печати выходят те или иные сюжеты и аргументы. Преобладание критической модели можно объяснить тем, что она получила широкое теоретическое осмысление, в том числе и в рамках цивилизационного подхода.
" CustineAde. La Russie en 1939.-P.: Gallimard, 2010.
Leroy-Beaulieu A. L'Empire des tsars et ies Russes. - P.: Robert Laffont, 1990.
Сформулированная нами синтетическая модель подходит для исследования образа России во французских СМИ. С точки зрения дискурс-анализа она позволяет описать борьбу различных дискурсов за право определить изменчивый знак «Россия». В структуре матрицы можно выделить три группы артикуляций, обусловленных всей историей восприятия России во Франции: 1) модальные (императивные) артикуляции («Россия должна быть...»), которые выполняют одну из главных задач дискурса — создание образцовой идентичности; 2) дескриптивные (описательные) артикуляции («Россия — это...»), формирующие то, что можно назвать реальной идентичностью (с оговоркой о том, что реальность на стадии восприятия всегда модифицируется), 3) оценочные артикуляции, представляющие собой синтез первых двух групп (комплекса ожиданий и описанной действительности). Если образцовая и реальная идентичности совпадают, то срабатывает идеалистическая модель матрицы. Если же нет, то актуализируется критическая модель.
Важнейшую роль для понимания особенностей формирования ме-диаобраза России сыграл анализ актуального состояния исследуемых изданий - «Монд», «Фигаро» и «Либерасьон». Каждое из них пережило целый ряд кризисов, которые диктовали необходимость существенных перемен. Так постепенно сложились их политические принципы. «Фигаро» в основном проявляла антисоветские и проамериканские взгляды. «Монд», которая была призвана защищать интересы Франции во внешней политике, не являясь органом какой-либо партии, всегда выгодно отличалась высоким качеством как зарубежной, так и внутренней информации. Наиболее молодой из газет является левая «Либерасьон». От крайнего левого радикализма газета постепенно перешла к более умеренным взглядам. Однако «Либерасьон» часто обвиняли в антипатриотических настроениях, в отказе защищать интересы Франции.
Во второй главе отмечается, что в условиях жесткой конкуренции, которой подвергается традиционная пресса со стороны бесплатных газет и интернет-сайтов, основным преимуществом качественной прессы и ее веб-версий остается глубокая аналитика и достоверные данные.
В этой же главе выясняются источники формирования образа России во французском политическом медиадискурсе. Таких источников оказалось три. Это агентства и СМИ, информация, собранная на месте событий, сведения ньюсмейкеров, анонимных источников, экспертов.
Каждый источник имеет свои предпосылки для фреймирования информации. Так, сведения информационных агентств отбираются согласно сложившимся стереотипам. То же происходит и с другими СМИ. Российская пресса, которая является важным источником сведений о стране, учитывается выборочно. Отбираются только издания, близкие французским газетам.
Выезжая на место событий, французские корреспонденты собирают наблюдения и свидетельства очевидцев, готовят репортажи, которые служат весьма эффективным способом фреймирования информации. Это не набор случайных впечатлений, а материал со строго продуманной концепцией, где любая деталь отвечает общим концептуальным задачам и создает целостный медиаобраз.
Не менее эффективным методом фреймирования при выборе источника является работа с ньюсмейкерами и экспертами. Ньюсмейкер говорит от своего лица и создает автообраз, но с помощью небольшого авторского комментария смысл этих слов может стать иным. Анонимные источники вызывают особое доверие, так как близки к информированным кругам, то же можно сказать и об экспертах, выступающих якобы от имени науки. Но такая объективность часто бывает ложной: за «анонимной» информацией скрывается ловкий политический ход, за экспертной оценкой - предвзятое мнение.
Третья глава «Особенности формирования образа России в современном французском политическом меднаднскурсе» содержит анализ подходов к созданию медиаобраза России. Прежде всего, речь идет об основной тактике фреймирования медиаобраза России - стереотипизации. Проанализированы рациональные, переходные и эмоционально-образные приемы и методы формирования медиаобраза. Обоснован тезис о его мифологизации, то есть ретрансляции происходящего в России в форме мифов, имеющих оценочный характер. В целом, третья глава представляет собой подтверждение гипотезы эмпирическим материалом.
Современный французский политический медиадискурс, заявленный в теме диссертации, - это так называемый демократический дискурс. Он подчеркивает важность защиты демократических ценностей, основанной на понимании государственного устройства как власти народа. Понятие демократии здесь является ключевым знаком, вокруг которого иерархически выстраиваются другие знаки, например, права человека, гражданское общество, свобода слова, равенство перед законом и пр.
Выбранный нами цивилизационный подход оправдывает себя, поскольку в «незападном» мире, в том числе в России, демократичное развитие ставится под сомнение, происходит «цивилизационный разлом». Демократия и права человека — это ценности общественно-политического характера, они расширяют границы политического дискурса, обеспечивают проникновение его элементов в смежные области. В этой связи предлагается говорить о тематических блоках, или медиакампаниях, то есть о совокупности материалов, объединенных не только одной темой, но и определенным стереотипом восприятия. Тактика стереотипизации становится базовой в формировании медиаобраза России. Навешивание отрицательных ярлыков свидетельствует о срабатывании критического вектора матрицы восприятия, о его доминировании, что характеризует исторический период, обозначаемый во французской прессе как «путинский режим».
Для формирования медиаобраза России французская пресса использует широкий арсенал приемов и методов, в числе которых - рациональные, эмотивные и смешанного типа. Приемы логического убеждения относятся к рациональным. В основе индуктивного метода лежат стереотипы, которые дают основания для широких обобщений. При обращении к дедуктивному методу автор также не скрывает некой сверхидеи, которую априори принимает за истину. Приемы переходного типа - сложный, гибридный вид убеждения. Он апеллирует к авторитетам в научной и философской среде. Мнение ученого, «специалиста», «эксперта» остается мнением, но сам по себе авторитет производит на читателя огромное убеждающее воздействие. «Эксперты» могут легко транслировать свои стереотипы в массы, ведь те уверены, что в научно-популярной форме им предлагают взвешенный научный факт.
Особое внимание в третьей главе уделяется попыткам французской прессы воздействовать на мнение и действия правящих кругов. Когда эмоциональные приемы работают в сочетании с рациональными, достигается наибольший эффект воздействия на аудиторию. Приемы художественной публицистики (портреты, образы-символы, исторические аллюзии, риторические обороты, манифесты) позволяют задействовать широкий спектр культурных кодов, которые чаще всего приводят к срабатыванию и закреплению стереотипов.
Основной вывод третьей главы заключается в том, что все приемы убеждения при освещении французской прессой событий в России в ко-
нечном счете основаны на стереотипах, значительная «глубина залегания» которых лишь способствует большей эффективности их воздействия. Чем выше качество прессы, тем глубже «спрятан» стереотип и тем сильнее его влияние. Часто нужно «снять» несколько слоев текста, прежде чем в его корне найдутся предубеждения.
Для каждой газеты удалось выделить «магистральную» систему аргументации и оценок. «Фигаро» и «Либерасьон» привлекали к сотрудничеству экспертов (как правило, используя жанр интервью или обращаясь за аналитическим комментарием), но только «Монд» сделала экспертные оценки своим фирменным «коньком». Газета предоставляет читателю по-настоящему разнообразные мнения. В то же время «Монд» позиционирует себя как издание очень высокого качества, что не позволяет ей работать с образами так, как это делают «Фигаро» и «Либерасьон».
Образы «Фигаро», как правило, сложны, полемичны и развернуты, в них используются многоплановые модели сравнения. Эмотивный материал искусно вплетен в информационную канву, образ подкреплен мнениями людей и ссылками на различные источники. Газета претендует на выражение точки зрения наиболее прогрессивных слоев российского общества.
«Либерасьон» к этому чаще всего не стремится. Авторы этой газеты хотят донести до читателя собственную идею, выстраивают очень четкую систему координат «добро-зло» (по векторам «демократический - антидемократический»), идеализирует или демонизирует образ России и российских политиков (обычно в материале присутствует и тот, и другой «полюс», они выявляются по контрасту). Однако расхождения в оценках разных авторов касаются лишь узкого круга персонажей, к тому же их трудно назвать глубинными. «Либерасьон» отличает от двух других газет образ-манифест в духе левого издания.
Несмотря на то что в системе аргументации газет были обнаружены различия, в качестве единой основы можно признать совмещение фактологического (объективного) и аксиологического (ценностного, оценочного, субъективного) аспектов подачи материала. С помощью цивилизаци-онного подхода удалось объяснить, почему три издания формируют очень похожие стереотипы восприятия российской действительности.
В третьей главе теоретический и эмпирический материал обобщается в рамках концепции о мифологизации. Мифологизация - неотъемлемая черта медиаобраза. Дело в том, что сообщения журналистов о событиях и фактах имеют не только информационную, но и символическую, метаязы-
ковую компоненту. Они оказываются встроены в структуру некоего концепта, мифа. В центре мифа о России в современном французском политическом медиадискурсе - демонизированный образ сильного, властного вождя, вокруг которого выстроены противостоящие ему «положительные» фигуры и силы. Старый концепт, активно использовавшийся еще во времена СССР, отвечает за создание образа оппозиции, журналистов, правозащитников. Они предстают как жертвы режима, и в их ряды «подверстывают» широкие категории пострадавших или обиженных. Так проявляется негативный вектор матрицы восприятия.
Особенно важно отметить новые тенденции, которые появились во французской прессе при формировании образа России в указанный период. С 2008 г., когда президентом стал Д. А. Медведев, усилился полемический вектор медиаобраза России. Отдельные журналисты увидели в новой политической фигуре потенциал для более широкого утверждения в России западных ценностей. Другие авторы не были готовы рассматривать Д. А. Медведева как самостоятельную силу, придерживались мнения о его крайней зависимости от В. В. Путина, нивелировав позитивные компоненты в образе нового президента.
Отношения в тандеме оказались в центре внимания прессы, и спекуляции, достигшие значительного масштаба, подчеркивали желание журналистов найти новые аргументы в полемике, предугадать, по какому пути -«путинскому» или «медведевскому» - будет развиваться Россия. В данном случае две исторически сложившиеся тенденции находятся в полемическом единстве внутри отдельных изданий и даже в рамках творчества одних и тех же журналистов. «Критики» ищут сходств между Д. А. Медведевым и В. В. Путиным, «оптимисты» подчеркивают их различия, существующие между ними противоречия.
Новой чертой стало и создание образа такой социальной группы, которая заслужила бы исключительно положительные оценки. Это некий -тоже мифологизированный - средний класс, отношение к которому транслируется через образ манифестанта. Французская пресса определяет средний класс следующим образом: люди, которые много работают, жадно потребляют блага цивилизации, охотно путешествуют за рубеж, говорят на нескольких языках, активно пользуются Интернетом, воплощают собой экономическую экспансию, имевшую место в восьмилетний период президентства В. В. Путина. Французские журналисты исходят из популярной социологической концепции, согласно которой средний класс
должен проявлять политическую активность, отстаивать гражданские права и свободы, воплощать стремление к демократическим переменам. Именно таким он предстает на страницах газет, которые на основе позитивного вектора матрицы создают образ России, устремленной в демократическое будущее.
В Заключении приводятся выводы, сделанные в ходе исследования, формулируется общий итог работы. В нем подробно излагаются основные параметры образа России в современном французском политическом ме-диадискурсе, объясняется природа его происхождения, обусловленная широким набором разнообразных «фильтров» восприятия. «Фильтр», применимый ко всему объему собранных материалов, был выявлен с помощью цивилизационного подхода. Это этнические стереотипы, участвующие в мифологизации образа России во французском политическом ме-диадискурсе.
Исследование образа России во французском политическом медиа-дискурсе показало, что он носит полемический характер, представляет собой столкновение разных точек зрения, но вместе с тем поддается концептуализации и может быть обобщен благодаря универсальной матрице восприятия России во Франции. Ее применение при исследовании образа России в современном французском политическом медиадискурсе выявило, что в тех случаях, где автор признает Россию страной западных ценностей, формируется положительный образ России. В противном случае медиаоб-раз будет негативным.
Апробация работы
Различные аспекты диссертации были затронуты в 2009-2013 гг. в докладах на заседаниях кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, в ходе научных конференций «Ломоносов-2009», «Ломоносов-2010», «Ломоносов-2012», «Ломоносов-2013», «Журналистика в 2011 году», «Журналистика в 2012 году», «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи» (Санкт-Петербург, 2012 и 2013 гг.), а также на круглом столе «Освещение выборов в средствах массовой информации» 23 апреля 2012 г. Общий объем опубликованных работ —4,24 п.л.
Статьи в рецензируемых научных изданиях
1. ЦилюрикД. Д. Пресса Франции о новых тенденциях в российской политике (на примере публикаций за октябрь 2011 - март 2012 гг.) // Меди@льманах. - 2013. - №1. - С. 44-52. - 0,6 п.л.
2. Цилюрик Д. Д. Пресса Франции о демократических ценностях в России (по материалам, посвященным парламентским выборам 2011 года) // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 10. - Журналистика. - 2012. - №6. - С. 31-45.-0,85 п.л.
3. Цилюрик Д. Д. Образ России во Франции: формирование матрицы восприятия в XVIII - начале XIX вв. // Медиаскоп. - Выпуск №1. -2012 г. mediascope.ru/node/1026- 0421200082\0006. - 1 п.л.
4. Цилюрик Д. Д. Старые и новые медиа: печатные версии французских информационных сайтов // Медиаскоп. - Выпуск №1. - 2012 г. -http://www.mediascope.ru/node/1014- 0421200082\0019. - 0,75 п.л.
5. Цилюрик Д. Д. Образ России в журналах «Тайм» и «Экономист» (на материалах о грузино-югоосетинском конфликте) // Ме-ди@льманах. - 2010. - №1. - С. 62-68. - 0,5 п.л.
Тезисы докладов
1. Цилюрик Д. Д. Фреймирование как фактор формирования ме-диаобраза (на примере образа России во французской прессе) // Материалы XX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013». - М.: Ф-т журн. МГУ, 2013. - 0,16 п.л.
2. ЦилюрикД. Д. Французские журналисты в России (опыт работы постоянных корреспондентов) // Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2013. - 0,07 п.л.
3. Цилюрик Д. Д. СМИ как фактор формирования образа страны за рубежом (на примере Франции) // Материалы 12-ой международной конференции студентов и аспирантов «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи» - СПб.: СПбГУ, 2013. - С. 167-169.-0,1 п.л.
4. ЦилюрикД. Д. Образ манифестанта во французской прессе как символ демократической России // Материалы XIX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2012». - М.: Ф-т журн. МГУ, 2012.-0,16 п.л.
5. Цилюрик Д. Д. Взгляд на демократические ценности в России (по материалам французской ежедневной прессы, посвященным предвы-
борной кампании 2011 года) // Журналистика в 2011 году. Ценности современного общества и средства массовой информации. — М.: Ф-т журн. МГУ, 2012.-0,06 п.л.
6. Ципюрик Д. Д. Россия в зеркале французской прессы // Материалы XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010». - М.: Ф-т журн. МГУ, 2010. - 0,16 п.л.
7. ЦшюрикД. Д. Образ России, созданный в ходе освещения грузино-осетинского конфликта журналами «Тайм» и «Экономист» // Материалы XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009». - М.: Ф-т журн. МГУ, 2009. - 0,16 п.л.
Текст диссертации на тему "Образ России в современном французском политическом медиадискурсе"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М. В. Ломоносова Факультет журналистики Кафедра зарубежной журналистики и литературы
На правах рукописи
04201362831
Цилюрик Дарья Дмитриевна
ОБРАЗ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ ФРАНЦУЗСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ
МЕДИАДИСКУРСЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕРСИЙ ЕЖЕДНЕВНЫХ ГАЗЕТ «МОНД», «ФИГАРО» И «ЛИБЕРАСЬОН» ЗА 2008 - 2012 ГГ.) {
Специальность 10.01.10 - журналистика
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Шарончикова Людмила Васильевна
Москва - 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................3
ГЛАВА I. Медиаобраз в контексте политических коммуникаций..............19
1.1. Междисциплинарный подход к понятию медиаобраза.......................19
1.2. Исследование медиаобраза средствами дискурс-анализа.....................31
1.3. Роль этнических стереотипов в формировании медиаобраза. Феномен русофобии.......................................................................................47
Выводы......................................................................................67
ГЛАВА II. Предпосылки формирования образа России в современном французском политическом медиадискурсе.................................................69
2.1. Исторические вехи формирования медиаобраза России во французском политическом медиадискурсе........................................................................69
2.2. Особенности политического дискурса в электронных версиях ежедневных газет «Монд», «Фигаро» и «Либерасьон».....................................117
2.3. Источники информации о России в современном французском политическом медиадискурсе.....................................................................................135
Выводы....................................................................................169
ГЛАВА III. Особенности формирования образа России в современном французском политическом медиадискурсе..............................................171
3.1. Стереотипизация как магистральная тактика формирования образа России в современном французском политическом медиадискурсе...................171
3.2. Приемы и методы формирования образа России в современном французском политическом медиадискурсе............................................................189
3.3. Мифологизация образа России в современном французском политическом медиадискурсе.......................................................................213
Выводы....................................................................................240
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................243
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................252
СПИСОК СТАТЕЙ.....................................................................283
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Образ России во французских средствах массовой информации - важнейший фактор формирования представлений о ней у граждан Франции. Мнение о событиях в собственной стране субъект частично составляет на основе личного опыта, частично - опираясь на медиаисточники, в то время как интерпретация иностранных феноменов, как правило, в гораздо большей степени или вообще целиком происходит с подачи журналиста, который по собственному усмотрению отбирает факты и предлагает их трактовку.
Особую роль в данном процессе играют качественные газеты и их интернет-версии. Аудиторией таких СМИ чаще всего являются образованные и влиятельные представители общества, политический и экономический истеблишмент страны. Точку зрения этих людей на происходящее в России можно по праву считать ключевой, так как речь идет об элите, которая определяет внешнеполитический курс Франции в отношении России и принимает решения в пользу большего или меньшего присутствия своего капитала на российском рынке. Она заинтересована в глубоком и всестороннем анализе ситуации в России, хорошо информирована, внимательно следит за публикациями в качественной печати. В результате образ России во французской качественной прессе, в том числе на ее онлайновых платформах, оказывает непосредственное влияние на франко-российские контакты, на экономическое и политическое партнерство между двумя странами.
В этой связи руководство России все чаще задумывается о шагах, направленных на то, чтобы ее образ за рубежом стал более адекватен задачам, которые стоят перед страной на данном историческом этапе. В частности, этот вопрос обсудили участники круглого стола «Образы России: стереотипы. Парадоксы и реальность», состоявшегося в конце марта 2010 года. Тогда было отмечено, что Россия не имеет четкой информационной политики, направленной на модернизацию представлений о стране и развенчание устаревших стереотипов.
Другой пример. В сентябре 2012 г. в Москве прошло совещание представителей Россотрудничества, одной из главных тем которого стало улучшение образа России в мире. В преддверии этого события емко представил суть проблемы в интервью газете «Коммерсант» глава федерального агентства К. И. Косачев. «Репутация и образ России в мире, увы, значительно хуже реальной ситуации в нашей стране, - сказал он. - Убежден, что саму ситуацию не стоит приукрашивать ни "по-потемкински", ни "по-брежневски". В России много проблем, и мы их знаем лучше, чем кто-либо еще. Но в мире сложилась своего рода презумпция виновности России, когда те или иные события, происходящие в нашей стране, тотчас же, в силу инерции общественного мышления за рубежом, трактуются не в нашу пользу. Произошла, скажем, трагедия - погиб журналист. Это сразу записывают в разряд - "в России убивают журналистов, потому что нет свободы слова". Происходит конфликт с крупным бизнесменом - ага, говорят, "это власть отбирает у него активы, перераспределяя собственность". Задержали оппозиционера за административное нарушение - "душат оппозицию!". И все в таком духе»1.
Поскольку политические и экономические задачи государства, вступившего по завершении советской эры в новую стадию развития, диктуют необходимость формирования образа модернизирующейся России с помощью иных концептуальных схем и оценок, руководство страны предпринимает определенные усилия, направленные на слом сложившейся ситуации. Так, «Российская газета» выпускает целую серию ежемесячных приложений к 17 ведущим зарубежным ежедневным газетам на разных языках, включая и французскую «Фигаро» (Le Figaro), где выходит приложение «Рюсси д'ожурдюи» (La Russie d'Aujourd'hui). Кроме того, к сотрудничеству были приглашены западные PR-агентства и лоббисты, такие как «Кетчам»
1 Черненко Елена. «В мире сложилась презумпция виновности России» // Коммерсант. -2012,3 сен.
(Ketchum), «Джи Плюс Юэрэп» (G Plus Europe) и «Гейвин Андерсон» {Gavin Anderson)2.
Данные шаги в западной печати нередко воспринимаются критически. Так, французская газета «Монд» {Le Monde) пишет: «Реклама, PR и лоббисты все более ценятся в России, озабоченной своим имиджем и жаждой власти. Две одержимости терзают элиту: улучшить восприятие страны за рубежом и заручиться поддержкой "дружественных" партнеров, способных влиять на принятие решений»3. Корреспондент М. Жего считает, что Россия стремится заручиться «новой кожей после нескольких бесславных эпизодов, таких как убийство в октябре 2006 г. журналистки Анны Политковской, отравление, месяц спустя, оппозиционера Александра Литвиненко, убитого в Лондоне редким радиоактивным веществом, или "газовая война" между Украиной и Россией»4.
Судя по данной цитате, М. Жего подозревает российские власти в попытке навязать Западу искусственно созданный положительный образ страны, в то время как западная печать якобы формирует представления, максимально приближенные к истинному положению дел. При этом та часть концептуальной схемы, которая призвана бегло отразить «действительность», вызывает серьезные сомнения с точки зрения объективности, так как вобрала в себя только негативные факты - «убийство», «отравление», «войну». Уже в рамках небольшого отрывка со всей очевидностью проступили оценочный характер материала и жестко расставленные акценты, игнорирующие многообразие реальности.
Анализ французской качественной ежедневной прессы на примере ее интернет-версий поможет выявить особенности подачи фактов, свойства ме-диаобраза и соотношение в нем реальности и субъективной позиции автора. Теоретически осмыслить процесс и принципы формирования образа России
2 Прайд Йен. Несветлый образ России // Газета.ги. - 2009, 4 июля. URL : http ://www. gazeta.ru/comments/2009/06/04_a_3206502 .shtml
3 Lénine fait la moue // Le Monde. Le 1 octobre 2010.
4 Ibid.
во французской качественной ежедневной прессе - значит, недвусмысленно сформулировать те сложности, с которыми сталкивается страна, пытаясь наладить конструктивный диалог с западными партнерами.
Степень разработанности научной проблемы
В наибольшей степени подходы к изучению образа России разработаны отечественной историографией в рамках исследований, направленных на поиск смыслообразующих компонентов феномена Российского государства и параметров русской идентичности. Примерами наиболее ярких исторических работ, связанных с образом России, могут служить труды А. Н. Боханова5 и Л. П. Решетникова6. Отметим существенный вклад политологов, например, Н. К. Арбатовой, которые занимаются вопросами двусторонних отношений России и ЕС7.
Что касается понятия «медиаобраз», то его разработкой занимались Е. Н. Богдан, Н. Б. Мечковская, Е. Д. Павлова8. Так, Е. Н. Богдан в своей диссертации рассматривает структурно-функциональные характеристики образа России на примере публикаций в российской прессе. Однако процесс формирования образа страны в зарубежных СМИ, его специфику исследователь не затрагивает.
Вместе с тем многие ученые (О. Б. Балакина, Ю. М. Баскакова, 3. А. Ужегова9) и даже отдельные научные коллективы (см. работы исследо-
5 Боханов А. Н. Российская Империя. Образ и смысл. - М.: Издательство «ФИВ», 2012.
6 Решетников Л. П. Вернуться в Россию. Третий путь, или тупики безнадежности. - М.: Издательство «ФИВ», 2013.
7 Роль образа России в формировании общеевропейского политического пространства / Отв. ред. - Н. К. Арбатова. - М.: ИМЭМО РАН, 2009.
8 Богдан Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики : дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2007; Мечковская Н. Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. - М.: Флинта: Наука, 2009; Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. филол., лингв, и переводовед. фак. высш. учеб. заведений. - 3-й изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008; Павлова Е. Д. Средства массовой информации -инструмент скрытого воздействия на сознание: социально-философский анализ. - М.: Наука, 2007.
9 Балакина О. Б. Тема России в прессе Финляндии на рубеже XX - XXI вв. (по материалам финских газет «Хельсингин Саномат», «Турун Саномат», «Калева» в 1999-2000 гг.) : дис.
вательской группы факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова начиная с 2006 г.10, а также исследователей ДВГУ) проводят эмпирический анализ образа России в иностранной прессе. Финансовую поддержку этих проектов часто осуществляет Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Особо выделим серию работ «Образ России в мировой культуре и образы других стран в русской культуре Х1Х-ХХ веков» под редакцией академика Е. П. Челышева11.
Различные исследовательские центры создают собственные методики. На их сайтах можно найти публикации по реконструкции образа России в зарубежных СМИ; исследования, посвященные оценкам России в иностранных СМИ; имиджевые портреты российской власти и оппозиции; анализ западной прессы по отдельным событиям российской действительности; наработки по проблеме информационных войн (см. www.e-generator.ru, рубрика «Исследования»). Очевидный интерес к данной проблеме диктует необходимость дальнейшего построения теоретической базы.
Историография исследования
В диссертации предпринята попытка сделать более универсальным для применения в научной практике понятие «медиаобраз». При разработке терминологического аппарата использовались различные философские подходы - марксистская традиция (К. Маркс, Ф. Энгельс), немецкая классическая философия (И. Кант), «философия жизни» (А. Бергсон, А. Шопенгауэр), субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм), аналитическая психология (К. Г. Юнг), феноменология (Э. Гуссерль), русская философия (Н. Я. Дани-
... канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2003; Баскакова Ю. М. Метафоры восприятия России в западных СМИ (Россия как медведь) // Россия и современный мир: проблемы политического развития. Материалы III международной межвузовской научной конференции. - М., 2007. - Ч. 2. - С. 473-485; Ужегова 3. А. Образ «новой» России на Западе: По материалам американской и британской прессы : дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 1999.
10 Меди@льманах. - 2007. - №6; Меди@льманах. - 2010. - №1; Меди@льманах. - 2010. -№2; Новые российские гуманитарные исследования. - 2008. - №3.
11 Образ России в мировой культуре и образы других стран в русской культуре XIX-XX веков / Под. общ. ред. академика Е. П. Челышева. - М., 1998.
левский, К. Н. Леонтьев, Н. С. Трубецкой, Г. П. Федотов, П. Я. Чаадаев)12, теории образа (картины) мира (А. Н. Леонтьев, Ю. А. Сорокин, С. Д. Смирнов, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Р. М. Фрумкина)13. Для понимания общих проблем современной прессы были изучены теоретические исследования по журналистике (Е. Л. Вартанова, Е. И. Журбина, Я. Н. Засурский, Л. М. Землянова, М. Н. Ким, Г. В. Лазутина, Е. И. Пронин, А. А. Тертычный, Н. В. Урина)14. Различные значимые аспекты современного состояния фран-
12 Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Состав. Н. Саркитова; Коммент. В. Климанова, Н. Саркитова. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008; Кант И. Критика чистого разума. -СПб.: Наука, 2008; Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство / Константин Леонтьев. -М.: Эксмо, 2007. - (Антология мысли); Маркс К, Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2; Трубецкой Н. С. Мы и другие // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. - М.: Наука, 1993; Федотов Г. П. Судьба и грехи России. - СПб.: София, 1992; Чаадаев П. Я. Философические письма. Апология сумасшедшего / Вступ. ст., коммент. 3. А. Каменского. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление./ Пер. с нем. Ю. И. Айхенвальд. - Мн.: Харвест, 2007.
13 Леонтьев А. Н. Образ мира // Он же. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1983; Сорокин Ю. А. Текст и его изучение с помощью лингвистических и психолингвистических методик // Вопросы психолингвистики. - 2008. - №8. -С. 29-40; Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. - 1981. - №2; Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Изд. МГУ, 1985; Тарасов Е. Ф. Образ мира // Вопросы психолингвистики. - 2008. - №8. - С. 6-10; Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В. Образы сознания современных русских // Русский язык как государственный. Материалы международной конференции (Челябинск, 5-6 июня 1997 г.). - М., 1997. - С. 74-76; Фрумкина Р. М. Константы культуры - продолжение темы // Русский язык сегодня. Вып. 1. Сб. статей. / РАН. Ин-т рус. яз. имени В. В. Виноградова. Отв. ред. Л. П. Крысин. - М.: «Азбуковник», 2000. - С. 167-178.
14 Вартанова Е. Л. Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010; Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М.: Мысль, 1969; Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. - 1999. - № 1; Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во МГУ, 1999; Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. - М.: Изд-во МГУ, 2010; Землянова Л. М. Журналистика и коммуникативистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. - М: МедиаМир, 2012; Ким М. Н. Жанры современной журналистики. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004; Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001; Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2004; Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики : дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 1984; Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие / А. А. Тертычный. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011; Урина Н. В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия. Монография. - Н. В. Урина. - М.: ВК; Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010.
цузской прессы удалось выявить с помощью теоретических исследований французских (П. Альбер, И. Гийома, Ж.-М. Шарон, П. Эвено)15 и отечественных специалистов (В. Е. Аникеев, Г. Н. Вачнадзе, М. В. Захарова, В. В. Малаховская, Т. Е. Полева, А. С. Пую, В. С. Соколов, Ю. Ю. Соломонов, Ю. В. Тихонова, Л. В. Шарончикова)16. Был привлечен пласт теоретической литературы по изучению образа России во Франции в историческом ключе (Е. Ю. Артемова, Р. Бессонне, Р. Десне, Т. Ю. Загрязкина, Г. Н. Канинская, Е. А. Куфен, С. Е. Летчфорд, Г. И. Любина, С. А. Мезин, А. А. Митрофанов, Ж. Олливье-Шахновская, Т. В. Партаненко, А. Ф. Строев, Г. Ю. Шишкин�