автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Образ Рождества Христова: иконография и местоположение в пространстве православного храма

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Полякова, Ольга Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Образ Рождества Христова: иконография и местоположение в пространстве православного храма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ Рождества Христова: иконография и местоположение в пространстве православного храма"

На правах

рукописи УДК .7. 046.3

Полякова Ольга Викторовна

ОБРАЗ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА: ИКОНОГРАФИЯ И МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПРАВОСЛАВНОГО

ХРАМА

Специальность: 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

2014

005545176

Санкт-Петербург 2013

005545176

Диссертация выполнена на кафедре художественного образования и декоративного искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор,

профессор кафедры русского искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский академический институт живописи скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина» Яковлева Нонна Александровна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор кафедры

эстетики и этики Российского государственного университета имени А.И. Герцена Исупов Константин Глебович

кандидат искусствоведения, руководитель иконописной мастерской «Фавор» Большакова Светлана Евгеньевна

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

учреждение культуры «Государственный музей истории религии»

2 5 ДЕК /013 ф

Защита состоится года н 'часов на заседании Диссертационного совета Д212.199.11 Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 6, ауд. 49.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 5.

Автореферат разослан /¿¿^ ¿9^2013 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, Кандидат искусствоведения, доцент

А.Г. Сечин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация посвящена исследованию образа Рождества Христова -его иконографии и местоположению в пространстве православного храма.

Актуальность исследования обусловлена подъемом в развитии русского иконописания, активизацией процессов, связанных с реконструкцией и строительством храмов в современной России, а также возрастающим интересом современного российского общества к национальной культуре и религиозному изобразительному искусству.

В научных исследованиях последних лет обсуждается ряд вопросов, связанных с феноменом иконы: выявляется потребность в переосмыслении категории религиозного образа, предлагаются подходы, соединяющие знания богословия и искусствоведения (H.A. Яковлева, 2010, 2013). Появляются работы, посвященные не только особенностям иконографии (Ю.Г. Бобров, 2010), но и определению возможностей самого иконографического метода, созданного для постижения искусства христианского мира (С.С. Ванеян, 2010). Все чаще обсуждаются проблемы архитектурной семантики, сакрального пространства храма и пространства, смоделированного в церковных памятниках малых форм: иконах, богослужебных предметах, рукописях, облачении (A.M. Лидов, 2006, 2008). Данная диссертация вносит свой вклад в разработку нового представления об иконописном образе как органической части литургии и произведении искусства, существующем в пространственной системе храма и одновременно образующем и заключающем в себе иные пространственные построения, определяемые посредством «прочтения» изображения на иконографическом и иконологическом уровнях.

Степень изученности проблемы

Первые научные идентификации и описания изображений Рождества Христова проводились в рамках изучения саркофагов и катакомбной живописи европейскими учеными Антонио Базио (1632), Раффаэле Гаруччи (1856), Джованни Батиста де-Росси (1877).

В отечественной науке, начиная с XIX века и до наших дней, ведутся исследования содержательного осмысления иконописных образов. Основоположник иконографического метода Н.П. Кондаков на обширном материале изучает сюжетную основу иконописного образа Рождества Христова и закладывает прочный фундамент для выявления его основных элементов. Научный труд «Иконография Богоматери» (1914) содержит иконографический анализ рождественских сцен в памятниках раннехристианского времени.

Ключевой для исследования иконографии евангельских образов является работа Н.В. Покровского (1892). В анализе конкретных памятников Н.В. Покровский опирается на литературные и исторические источники.

Труд «Евангелие в памятниках иконографии» остается непревзойденным по сей день и не утратил своей научной ценности.

Как частную иконографическую тему, изображение Рождества рассматривают К.С. Мансвестов (1891), А.И. Кирпичников (1895), Ф.И. Буслаев (1908), А.П. Голубцов (1917), инок Григорий Круг (1978), Б.В. Сапунов (1981), П. Павлович (1992), H.H. Чугреева (1995), протоиерей Георгий Дробот (1996), Е.А. Луковникова (1995), М.А. Орлова (1995), А.Н. Овчинников (1999), В.В. Лепахин (2003), С.Н. Липатова (2005), Е.Я. Осташенко (2008), А.Я. Каковкин (2013) и др.

К наиболее значимым современным исследованиям иконографии евангельских сюжетов относятся работы H.A. Барской (1998) и Ю.Г. Боброва (1995, 2010), обозначившего «краткую и развернутую» композиции рождественского образа. Символике парных композиций Рождества Христова и Успения Богоматери, а также выявлению литургической основы двух образов посвящена публикация O.E. Этингоф (2000). Рассматривает парное изображение данных образов и В.Д. Сарабьянов (2001).

Значительный фактический материал содержится в научных статьях, включенных в состав сборников и каталогов разных лет советского и постсоветского времени (в ходе работы над диссертацией изучены каталоги 1977-2012 годов). Это публикации В.И. Антоновой, Н.Е. Мневой, М.В. Алпатова, Г.И. Вздорнова, И.А. Кочеткова, М.М. Красилина, В.Н. Лазарева, О.М. Лелековой, Г.В. Попова, И.С. Родниковой, A.B. Рындиной, A.C. Косцовой, А.Г. Побединской, И.К. Языковой, Э.С. Смирновой, В.М. Сорокатого, A.A. Турилова, Е.К. Тюриной, Л.А. Щенниковой, Л.В. Нерсесяна, М.В. Быковой, A.C. Преображенского, И.А. Шалиной, В.И. Вахриной, Е.В. Гладышевой и др. Исследования посвящены особенностям иконографии, содержат ценную информацию о происхождении, реставрации и сохранности отдельных икон на сюжет Рождества Христова.

Однако по сей день нет специального труда, посвященного исследованию особенностей иконографии Образа Рождества Христова и его местоположения в пространстве православного храма, в частности, на предметах церковного искусства малых форм.

Объект исследования - образ Рождества Христова в христианском искусстве.

Предмет исследования - становление и историческая динамика иконографии образа Рождества Христова в русском иконописании и его местоположения в пространстве православного храма.

Цель исследования — изучение генезиса, становления и развития иконографии образа Рождества Христова в русском иконописании во взаимосвязи с его местоположением в пространстве православного храма.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить генезис и становление иконографии образа Рождества Христова:

— исследовать основные элементы иконографии образа Рождества Христова раннехристианского периода;

— проследить историю сложения и выявить особенности основных иконографических типов образа Рождества Христова в Византии и на Руси;

— определить наиболее распространенные изводы и варианты художественно-композиционных решений образа Рождества Христова в русском иконописании;

— исследовать влияние западноевропейской художественной системы на иконографию образа Рождества Христова в русском иконописании ХУН-ХУШ вв.

2. Рассмотреть особенности иконографии образа Рождества Христова в

многосоставных иконах.

3. Определить местоположение образа Рождества Христова в пространстве

православного храма, прежде всего, Христорождественского:

— изучить особенности Христорождественского храма как иконы Рождества Христова;

— исследовать бытие образа Рождества Христова в стенописи, иконостасе и предметах литургического богослужения;

— соотнести иконографический анализ памятников с их символической интерпретацией (в текстах и практике богослужения).

Методология исследования материала базируется на комплексном подходе, который позволяет рассмотреть образ Рождества Христова в тесной взаимосвязи с церковным предметом и его функциональным назначением, храмовым строением, текстом и элементами праздничного богослужения. В центре исследования - иконографический метод анализа памятников русского иконописания. Для выявления причинно-следственных связей, обусловивших генезис и развитие основных типов образа Рождества Христова, использован историко-генетический метод. С целью выявления контекста, источников и смысла памятника материал вводится в рамки иконологического анализа. При изучении отдельных памятников применена интерпретационная иконография и семантический анализ. Выбранная методология научного исследования определила характер и направление научного поиска. В исследовании даны рабочие определения и использованы в качестве инструментов понятия образ, иконографический тип, извод, пространство храма.

Основным материалом исследования послужили памятники русского иконописания из храмов и музейных собраний Санкт-Петербурга,

Москвы, Новгорода, Ярославля, Пскова, Вологды, Владимира, Суздаля. Адресация к раннехристианским, византийским и западноевропейским изображениям, изученным в оригинале и по публикациям, выполняется в целях сравнительного анализа с русскими образцами.

Анализ Христорождественского храма как иконы Рождества Христова дан на примере храма в Вифлееме и памятников Московской епархии, изученных диссертантом непосредственно.

Основу литературных источников составили:

— произведения церковной литературы: тексты Священного Писания, патристика, гимнография, богослужебные сводники, апокрифы, труды, посвященные богословию иконы;

— архивные материалы (из музея храма Христа Спасителя);

— искусствоведческие работы, посвященные иконографии, восприятию образа, вопросам пространственно-изобразительного комплекса православного храма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Два основных иконографических типа изображения Рождества Христова -символико-догматический (в котором заключен первоначальный сакральный литургический смысл) и священноисторический (в котором представлена событийность явления) образуют варианты художественно-композиционных решений и изводов, разнящихся деталями, но сохраняющих свой типологический характер.

2. В русском иконописании существует немалое число широко распространенных вариантов символико-догматического иконографического типа образа Рождества Христова. Наряду с этим можно выделить редкие образцы иконографии, не получившие широкого распространения.

3. Наибольшее распространение в русском иконописании получили следующие изводы священноисторического типа образа Рождества Христова:

— извод с неполным составом элементов;

— извод со сценой «Бегство в Египет» (в нижнем регистре);

— извод со сценой «Убиение Захарии возле престола»;

— извод со сценой «Убиение Захарии в храме».

4. Образ Рождества Христова, представленный в качестве малого образа в составе икон-иконостасов, икон-молитв, многочастных композиций с праздниками в рядах иконостаса и отдельных предметах, является, как правило, символико-догматическим и семантически тождественен догматическому евангельскому образу.

5. Реконструкция пространственной среды места рождения Богомладенца позволяет доказать, что храм Рождества Христова в Вифлееме является пространственной иконой - образом Рождества Христова, в котором основные элементы иконографии существуют в реальном трехмерном пространстве.

6. В церковно-религиозной и народной культуре универсальным образом-символом, в котором заключается всеединое представление о рождественском событии, становится звезда. Образ Вифлеемской звезды повторяется не только в памятниках мелкой пластики (подвески: звезды — кресты) на Святой земле, но получает широкое распространение в церковной и бытовой православной культуре.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

— в отечественном искусствоведении иконография образа Рождества Христова рассматривается комплексно, как органическая часть литургии -священнодействия богослужения и церковного искусства во взаимосвязи с храмом, церковными предметами и текстами;

— предложена типология образа Рождества Христова в соответствии с особенностями его иконографии, функциональным назначением и иконографической программой памятника;

— выявлены наиболее распространенные варианты художественно-образного решения рождественских сцен, воедино собраны ранее изученные и впервые описанные изводы, наиболее востребованные в русском иконописании;

— выявлены и систематизированы варианты включения образа Рождества Христова в состав многосложных иконописных композиций, а также церковной утвари, литургических предметов, облачения духовенства. При этом иконография образа Рождества Христова рассматривается в тесной связи с назначением предмета, его сакральным смыслом и литургическими функциями;

— комплексно рассмотрены варианты образа Рождества Христова, помещаемые на богослужебных и церковных предметах в их обусловленности местоположением в пространстве православного храма;

— храм Рождества Христова рассматривается как образ (икона) мира в самый момент явления Спасителя.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в значительном расширении имеющихся научных представлений об образе Рождества Христова. Предложены принципы трактовки смысла визуального образа канонического типа в зависимости от его значимости в праздничном богослужении, местоположения в пространстве православного храма, особенно Христорождественского, а также включения в состав церковных предметов различного назначения. Предлагаемый подход может быть использован при комплексном изучении иных иконописных изображений.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены архитекторами и реставраторами при проектировании, создании и реконструкции храмового пространства и его отдельных функционально-структурных компонентов, в практической работе иконописных и реставрационных мастерских, а также при изготовлении церковных предметов. Материалы исследования могут быть использованы при создании учебно-методических пособий, чтении лекционных курсов по истории искусства, культурологии, иконографии и семиотике.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы на следующих конференциях: II Всероссийская научная конференция «Человек в пространстве культуры» (Ярославль, 2008); Научно-практическая конференция «Философия отечественного образования история и современность» (Пенза, 2008). Межвузовская научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Предметы и пространства искусства» (Санкт-Петербург, 2009); Международная научно-практическая конференция «Христианская иконография и символика в западноевропейском и русском изобразительном искусстве» (Санкт-Петербург, 2009); Межвузовский конгресс молодых учёных «Санкт-Петербургская историческая школа» (Санкт-Петербург, 2009); II Всероссийская научно-богословская конференция «Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия» (Владивосток, 2009).

Структура диссертации. Диссертация состоит из текста - введения, трех глав, заключения объемом 165 стр., включает примечания, библиографию (235 наименований) и альбом (50 иллюстраций).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность выбранной темы, определена степень изученности проблемы, цель и задачи исследования, его методология, новизна, сформулированы положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.

В главе 1 Генезис, становление и развитие иконографии канонического образа Рождества Христова - рассмотрены первоначальные элементы символико-догматического иконографического типа и особенности его формирования, а также особенности священноисторического типа.

В параграфе 1.1. Основа иконографии символико-догматического типа образа Рождества в иконописании и Рождество Христово в литургии рассматривается генезис образа Рождества Христова в

раннехристианском и византийском искусстве. Прослеживается, начиная со II века, сложение основных изобразительных первоэлементов в целостный символико-догматический образ Рождества, обусловленное развитием богослужения и формированием праздника. Проанализирована взаимосвязь христологической тематики первых Вселенских Соборов и канонизации образа Рождества Христова в IV-VII веках.

Для сопоставления иконографии и обряда богослужения проанализированы особенности православной рождественской службы. Обращение к богослужебному тексту позволяет рассмотреть слово и изображение в неразрывном единстве и выявить символико-догматическую основу элементов иконографии. Адресация к визуальному образу Рождества Христова в богослужении осуществляется посредством включения его в образную структуру службы в качестве сакральной составляющей церковного обряда. Рождественское богослужение в целом и каждым своим словом, предметом и священнодействием уподоблено самому всемирному действу Рождества Христова. Поклонение служащего духовенства Святым Дарам подобно поклонению волхвов перед Богомладенцем и является элементом визуально-пластического образа Рождества Христова, отчасти реконструируя образ в реальной пространственно-временной среде храма и его литургическом пространстве. Символический смысл имеют отдельные богослужебные предметы, указывающие на события Рождества Христова (звездица, покровцы, дискос, кадило).

Иконография первых памятников подчиняется главному смыслообразующему событию Нового Завета — явлению Спасителя в мир. Этот главный смысл, вложенный в изображение, и определяет формирование и особенности канонического иконографического типа образа Рождества Христова, назвать который следует именно символико-догматическим. Основой символико-догматического типа является догмат о Боговоплощении, представленный основными элементами иконографии образа и выраженный в чинопоследовании Литургии (Малый вход символически понимается как Боговоплощение, а одно из значений Великого входа — образ небесного шествия ангельских сил) (П. Ю. Мапков, 2008), в Проскомидии, в символике и изобразительных формах богослужебных предметов, в молитвенном слове «Символ Веры», «Единородный Сыне», в тексте канона «Дева днесь Пресущественного рождает».

В параграфе 1.2 Семантика канонического символико-догматического иконографического типа Рождества Христова проведен анализ отдельных элементов иконографии, составляющих символико-догматический иконографический тип образа Рождества Христова. Наделенные определенным кодом узнавания элементы иконографии рассматриваются в сопоставлении с иконописными композициями иных сюжетов, что позволяет выявить тождественные значения элементов. В параграфе рассмотрены наиболее распространенные варианты символико-догматического иконографического типа образа Рождества Христова в

русском иконописании, включая памятники мелкой пластики, в которых наблюдается варьирование элементного состава и структуры, в частности, смещения центра композиции.

Порядок прочтения композиции, учитывая совокупность устойчивых связей между элементами внутри образа, подчиняется системе расположения основных частей по регистрам. При этом нетрудно заметить, что иконография символико-догматического варианта при всей канонической обусловленности сюжета отличается разнообразием художественно-композиционных решений. Особенности рекомбинации элементов и общая стилистика изображений позволяют определить принадлежность памятников к общерусским или местным традициям иконописания. Сравнительный анализ памятников помогает выявить наиболее распространенные варианты художественно-композиционных решений и обозначить изводы символико-догматического типа образа Рождества Христова в русском иконописании. Вследствие этого выявляются памятники, представляющие редкие для русского иконописания образцы. Исключительное место в их числе занимают иконы XVI века с изображением интерьера базилики первого Христорождественского храма в Вифлееме и извод с Богомладенцем, представленным на ложе возле Богоматери.

В XVII веке все отчетливее проявляется тенденция к иконографическим трансформациям и изменению стилистических качеств иконографии. Сохраняемые устойчивые признаки иконографии конкретных изводов сочетаются с все более явными проявлениями индивидуального начала в изображениях. Более пространными становятся изображения растительного мира, животных, изящных архитектурных строений. Образ становится живоподобным, но общее строение и основные особенности иконографического типа сохраняются: меняется изобразительная сила элементов, пространство, свет, но иконографическое воплощение сюжета остается главным и устойчивым носителем канонического смысла образа. В диссертации для сравнительного анализа используются иконы, содержащие художественно-образные варианты иконографии Рождества Христова, а также работы западноевропейских мастеров на сюжет Рождества Христова, что позволяет наглядно выявить имеющиеся сходства и различия изображений.

В параграфе 1.3 Генезис священноисторического иконографического типа Рождества Христова и его воплощение в русском иконописании

рассматривается генезис, формирование, а также композиция и изводы священноисторического иконографического типа Рождества Христова в русском иконописании.

Появление первых многосоставных изображений, включающих дополнительные сцены евангельской истории, помещенные рядом с образом Рождества Христова, относятся к VI-VII векам (кафедра Максимиана).

В русском иконописании унаследованная от искусства Византии Х1-ХП веков композиция переосмысливается. Обозначившееся со второй половины

XVI века стремление к подробному повествовательному изображению события Рождества Христова обусловлено комплексом обстоятельств: формированием иконостаса, составлением текстовых сборников, возникновением многоголосого пения, изменением системы подготовки иконописцев. Варианты иконографии со смещением сцен внутри общей композиции выявляют как новое обстоятельство большую свободу мастера-иконника в работе над художественным образом иконы.

В XVII веке общая композиция священноисторического типа приобретает черты видимой архитектоники. Внутри нее выстраивается последовательность изложения событий: от нижнего регистра к верхнему. Такое построение композиции - по восходящей — направляет движение мысли и духа молящегося от земного к небесному, от дольнего мира к горнему, а его нравственное сознание - от действия зла к действию блага. Плавность в ходе повествования дает установку на гармоническую стройность целого, главную композиционную роль в которой играет сцена с Богомладенцем в яслях. Моделируя православную картину мира, дополнительные сцены евангельской истории сохраняют основу символико-догматического образа, разъясняющего постулаты веры и стержневую проблематику Боговоплощения, но при этом расширяют контекст события, усиливая морально-нравственное воздействие на зрителя.

Сравнительный анализ памятников позволяет выявить наиболее распространенные изводы священноисторического типа образа Рождества Христова в русском иконописании. Ориентируясь на характерные признаки изображения отдельных элементов образа, выделяются извод с неполным составом элементов иконографического священноисторического типа; извод со сценой «Бегство в Египет» (в нижнем регистре); извод со сценой «Убиение Захарии возле престола»; извод со сценой «Убиение Захарии в храме». Наряду с этим выявляются памятники иконописания, представляющие менее распространенные варианты композиционного и художественно-образного решений.

Сюжетная законченность, высказанность и изобразительная убедительность являются особенностями священноисторического канонического образа Рождества Христова как особого иконографического типа. Эти особенности отражаются в последовании богослужения, Миней, в содержании богослужебных текстов, а также в «повествовании», воплощенном в монументальной живописи храмов, в частности, Христорождественских.

В главе 2 Образ Рождества Христова в составе сложных иконописных композиций представлен анализ ряда памятников: минейных икон, икон-иконостасов, образов с «праздниками» и икон с родословной Иисуса, икон акафистного типа, «икон-молитв», включающих в свой состав сцены Рождества Христова.

В параграфе 2.1. Образ Рождества Христова в составе минейных икон и в иконе-иконостасе выявлены особенности включения образа в сложные композиции.

В минейной иконе образ Рождества Христова есть указание на праздник и обозначение его даты в церковном литургическом календаре. По своему предназначению минейная икона - это напоминание. Выведение смыслового значения образа за рамки бытового происходит при сопоставлении изображения и текста Минеи, содержащего молитвословия, церковные песнопения и чинопоследования богослужения на праздник. В минейных иконах праздник Рождества Христова «иллюстрируется» иконографией символико-догматического типа или изображением эпизода рождественской истории (например, «Путешествием волхвов»). Следует отметить, что сцена «Избиение младенцев» выступает в качестве самостоятельного образа в составе декабрьской минеи. При этом ее иконография не всегда совпадает с изображениями одноименной сцены в иконах священноисторического типа. Отличает изображение фронтальное расположение группы младенцев, подобно «Севастийским мученикам», одетыми в белые одежды, со скрещенными на груди руками и золотыми нимбами.

В иконах-иконостасах, представляющих собой небольшую модель храмового иконостаса, в составе которого обязательно имеется икона Рождества Христова, рождественский образ обращен к узкому кругу молящихся. Функция такой иконы - создать сакральное (храмовое) пространство для молящегося человека дома (в домашней малой церкви) или во время длительного пребывания вне дома (путешествие, военный поход и пр.). Как правило, общая структура отдельных икон-иконостасов соответствует конкретным прототипам. Образ Рождества Христова занимает традиционное для храмового иконостаса место среди евангельских сюжетов и представлен символико-догматическим типом. При этом некоторые основные элементы иконографии могут быть опущены по причине малого размера памятника или представлены иным вариантом художественно-образного решения.

Смысл и целеполагание образа Рождества Христова, включенного в общее пространственное построение многочастных икон-иконостасов и миней, подчиняются функциональному назначению иконы и напрямую связаны с ним.

Параграф 2.2. Образ Рождества Христова в «иконах-молитвах» и «иконах-притчах» посвящен появившимся в XVI веке «иконам-притчам» и «иконам-молитвам», в составе которых использовался символико-догматический тип образа.

Изменение деталей иконографии обнаруживается в «иконах-молитвах», в которых образ Рождества Христова визуализирует конкретный богослужебный или молитвенный текст, поддерживает связи малых образов между собой внутри иконы.

Особый пример представляет собой включение образа Рождества Христова в состав иконы «Богоматерь с Акафистом». Являясь сопровождением конкретного текста, рождественский сюжет начинает дробиться, распадаясь на несколько отдельных, следующих друг за другом малых образов, вынесенных в клейма. Например, сцена путешествия волхвов представлена отдельно и соответствует конкретной сюжетной части текста. Так, элементы иконографии образа Рождества Христова превращаются в отдельные самостоятельные иконы - малые образы. Иконография символико-догматического типа образа Рождества Христова используется иногда в сокращенном виде (только Богоматерь, Младенец и пастухи), что в полной мере соответствует тексту Акафиста: «Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие...» Эта композиция Рождества Христова отражает конкретную тему - благовестие.

Ярким примером включения образа Рождества Христова в состав образа-молитвы является «Символ Веры». Молитву «Символ Веры», входящую в «Литургию верных», читают или поют в знак того, что на богослужении присутствуют только люди, принявшие крещение. В тексте молитвы уже в раннехристианское время были изложены основные догматы Церкви. Определить соответствие изображения тексту помогают надписи на иконах. «И вочеловечшася» - именно эту краткую запись можно чаше всего увидеть рядом с изображением Рождества Христова. Следует заметить, что границы между сюжетами Рождество Христово и Распятие на некоторых поздних иконах стираются. При этом все изображения сплетаются в единую ткань, наполненную символическими смыслами. Иконография образа Рождества Христова в иконах «Символ Веры» композиционно связана с Благовещением, а высокая «рождественская» гора, снижаясь, становится Голгофой Распятия. Такой художественный прием соответствует молитвенному распеву - на одном дыхании, в котором «Символ Веры» чаще всего исполняется.

Особенно сложной представляется иконография четырехчастной иконы XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля. Образ Рождества Христова включен в общую композицию иконы частью «Придите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся». Три другие представляют «Сыне и Слове Божий», «И почи Бог в день седъмый», «Во гробе плотски, во аде же с душею яко бог, в рай же с разбойником...». Идея триединства ярко выражена в иконографии. Особый интерес представляет начертание трех лучей к Благовещению, Рождеству Христову и Богоявлению. Изображение каждого луча подобно лучу Вифлеемской звезды на рождественских иконах.

Размещение образа в иконах-притчах и иконах-молитвах выявляет новые смысловые аспекты, которые обусловлены контекстом дидактической программы каждой конкретной иконы.

В параграфе 2.3 рассматривается Образ Рождества Христова в составе икон с праздниками, где он подчиняется единой богословско-догматической идее Домостроительства. Состав клейм с малыми образами на таких иконах может варьироваться в зависимости от иконографической программы, но образ Рождества Христова остается устойчивым элементом композиции.

Достаточно широкое распространение имеют иконы «Богоматерь с праздниками» и «Воскресение с праздниками». «Праздники» окружают центральную сцену, которая наделяет весь образ символическим смыслом.

Еще один вариант - это включение образа Рождества Христова в состав клейм житийной иконы. Набор образов в клеймах нередко составлялся в соответствии с определенной программой, обусловленной пожеланием заказчика. Включенный в состав иконы образ Рождества Христова - важный элемент воплощения идеи каждой конкретной иконы, поскольку является личным «воспоминанием» заказчика, его «молитвой».

Памятники с основными Господскими и Богородичными праздниками различны. Изображение главных двенадцати событий получило широкое распространение в русском иконописании.

В составе икон с праздниками образ Рождества Христова представлен ышволико-догматическим типом.

В главе 3 Образ Рождества Христова в пространстве православного храма вышеуказанный образ рассмотрен как часть убранства - изобразительного комплекса храма и, в частности, пространственно-временной системы Христорождественского храма.

В параграфе 3.1 Христорождественский храм как икона Рождества Христова рассматривается проблема иконичности храма, которая не раз становилась предметом дискуссии в медиевистике, особенно в последнее время.

В этой связи актуальным является вопрос о взаимосвязи образа и освященного в честь его храма. В пространстве Христорождественского храма образ Рождества Христова приобретает совершенно особый смысл, так как символика рождественских элементов в иконе и в храме тесно переплетается. Прежде всего, следует обратиться к первому, главному Христорождественскому храму, выстроенному в IV веке Константином Великим и его матерью Еленой на месте рождения Христа, где криптой послужила сама Вифлеемская пещера. Уже потому этот храм является святыней, объектом христианского почитания.

Особенности пространственного построения Вифлеемского храма Рождества Христова - спуск в пещеру и взаиморасположение приделов — максимально выявляют тесную связь между его структурными компонентами и основными элементами иконографии образа Рождества Христова. Реконструируя пространственную среду места рождения Богомладенца, храм в Вифлееме является пространственной иконой -

образом Рождества Христова. Основные элементы этого образа существуют в реальном трехмерном пространстве.

Существенное значение в этой «пространственной иконе» имеет изображение Вифлеемской звезды, замещающей образ Спасителя. Благодаря не столько ограниченности пространства крипты, сколько расположению звезды в алтаре обращение прихожанина становится конкретным. Боковые лестницы вместе с горизонтальной плоскостью, на которой расположена звезда, создают изображение, построенное в обратной перспективе. При мысленном их продолжении определяется перекрестие - место, в котором должен стоять молящийся.

Показательно, что храм в Вифлееме снаружи был укращен мозаикой с изображением Богоматери с Младенцем на руках и сценой Поклонения волхвов. Помещение образа на фасаде - еще один вариант его местоположения в пространственно-изобразительном комплексе храма.

Среди обетных рождественских храмов, построенных в знак благодарения и дошедших до нашего времени после перестройки, реконструкции и обновления, выделяется храм в селе Беседы. Первый храм был построен по повелению князя Дмитрия Донского после победы в Куликовской битве. Сегодня об истории Рождества Христова рассказывают изображения, представленные в стенописи сценами священноисторического типа.

В церковном искусстве синодального периода эмблематический характер имеет Храм Христа Спасителя в Москве, центральный придел которого освящен в честь Рождества Христова. Принимая во внимание историю создания памятников, в частности последнего (замысел, размещение в пространственной среде города), особенности убранства (стенопись, скульптурные композиции), можно сказать, что данный тип храма являет собой воплощение образной символической концепции.

Параграф 3.2 Образ Рождества Христова в стенописях и иконостасе посвящен сравнительному анализу изображений.

В стенописи образ Рождества Христова включается в число последовательно расположенных изображений святых и сцен «Священного Писания», в состав сцен Акафиста, а также в композицию образа «Древо Иесеево».

Образ Рождества Христова чаще всего занимает место на сводах, люнетах, тромпах или парусах. В контексте символической интерпретации в вертикальном измерении храм воссоздает образ видимого мира. Названные архитектурные части храма олицетворяют небо и Святую землю. Рождество можно увидеть среди сюжетов, раскрывающих тему Боговоплощения и Богоявления (Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Преображение) наряду с образами святых. В монументальных композициях чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери.

Местоположение и особенности иконографии образа в общей композиции Акафиста Богоматери согласуются с изображениями на одноименных иконах-молитвах. Отдельные элементы иконографии - это самостоятельные образы, которые объединяются при «прочтении» молитвенного текста Акафиста.

Яркий пример включения сцены Рождества Христова в общую композицию образа «Древо Иесеево» представлен в росписи храма Благовещения на Соборной площади в Москве. Иконография образа сокращена до изображения Богомладенца в яслях.

Ключевую смысловую нагрузку в сакральном пространстве древнерусского храма несет иконостас. Распределение сюжетов в иконостасе определено встречными движениями к Деисусу. Снизу, от человека к местному ряду, от него - к праздникам или прямо к Деисусу (Л. А. Успенский, 2007). Образ Рождества Христова помещался в праздничном и местном рядах иконостаса. Расположение в первом из них является неизменным.

Занимая определенное место в праздничном ряду иконостаса, являя собою связующее звено богородичного и господского циклов праздников, образ Рождества Христова служит своеобразным центром, фокусом, в котором собраны свойства богослужебного образа. Образ Рождества в праздничном ряду иконостаса представлял, как правило, символико-догматический тип.

Обращаясь к образу в местном ряду иконостаса и сопоставляя его со всеми рождественскими сценами в комплексе пространственной декорации Христорождественского храма, можно отметить, что в нем особое значение приобретает связь с воспоминанием о Евангельском событии. Именно эта смысловая наполненность нащла отражение в иконографических программах священноисторического типа. Представленный в расширенном и усложненном варианте образ являлся основным «рассказом» рождественской истории в общей многослойной системе знаков и ориентиров внутри сакрального пространства Христорождественского храма.

Необходимо подчеркнуть, что внутренняя декорация и система росписей каждого Христорождественского храма отличается индивидуальными особенностями. Характерно расположение храмовой именной иконы в пространственно-изобразительном комплексе Христорождественского храма. Отличает убранство некоторых именных храмов и то, что изображения звезд являются элементами декора и широко представлены в стенописи и предметах убранства.

Особое значение имеют аналойные иконы, среди которых в каждой церкви есть образ Рождества Христова. В силу своего временного присутствия в наосе, аналойная икона участвует в создании сакрального пространства храма (Л. М. Евсеева, 2006). Во время праздничного богослужения рождественский образ на аналое становится аккумулятором воспоминаний о Рождестве Христовом и средством их трансляции.

В параграфе 3.3 Образ Рождества Христова в богослужебных предметах и предметах церковного искусства прослеживается взаимосвязь «изобразительности» образа Рождества Христова и предмета.

У символизирующих Рождество Христово богослужебных предметов -дискоса, звездицы - есть сложивщаяся иконография форм. Особенность этой иконографии связана с известными «протоформами» (лучеобразной звездой и округлой пещерой). Следовательно, эти предметы символизируют и изображают образ Рождества Христова.

Уже в первых храмах особое значение имела утварь - предметы церковного искусства малых форм (мощевики, дароносицы, стеклянные сосуды, пиксиды), на которых помещалось изображение сцены Рождества Христова или основные элементы этого образа. Одни из этих предметов использовались в богослужении, например, пиксиды, другие имели общецерковное назначение (например, в стеклянных сосудах паломники перевозили освященное масло). Анализируемые в параграфе памятники (нагрудные складни, элементы одежды монахов - параманд и пояс, кресты -поклонный, запрестольный, энколпион, молельное место и т.д.) выявляют полисемантичный характер предметов с изображением символико-догматического иконографического типа образа Рождества Христова.

Обращение в параграфе к рассмотрению предметов мирских объясняется тем, что жизненность художественного образа связана с созданием его «второй природы» в предметах неканонических, авторских, не всегда напрямую являющихся «изобразительными». Бытование таковых чаще не ограничено храмовым пространством. В этом случае определяющую роль играют не только вопросы изобразительности, но и особенности социальной истории, конкретные условия жизни людей, а также общечеловеческие ориентиры конкретной культуры и исторической ситуации, способствующие моделированию и формализации известной иконографии визуализированного образа в иной, внехрамовой среде.

В Заключении изложены выводы, которые были получены в результате проведенного исследования, определен круг проблем, требующих дальнейшего изучения.

Анализ иконографии образа Рождества Христова и систематизация вариантов местоположения образа в пространственно-изобразительном комплексе православного храма позволили получить следующие результаты:

1. В раннехристианский период образ Рождества Христова был представлен изображением сидящей Богоматери с Младенцем, идентифицировать которое позволяет помещенная над ними Рождественская звезда. В последующие столетия образ Рождества Христова был представлен двумя сценами: Богомладенцем в яслях, возле которых помещены животные, и сценой, известной как «Поклонение волхвов».

2. В IV веке формируется изобразительный диапазон образа Рождества Христова: от предельно конкретного воплощения в виде первого Христорождественского храма IV века, в котором иконография приобретает характер прямой реальности, до предельно абстрактного его символа в виде звезды. Уже в византийском искусстве можно обнаружить два варианта построения иконописных изображений, на основе которых впоследствии сформировались основные иконографические типы образа Рождества Христова: символико-догматический и священноисторический. Они изначально различны по своей предназначенности, степени изобразительной убедительности, составу изобразительных элементов и структуре.

3. Символико-догматический иконографический тип включает первоэлементы образа, структурированные как визуальный молитвенный текст. Ангелы, волхвы с дарами, пастыри, изображения Иосифа выстраиваются возле центральной группы: восседающей Богоматери и Богомладенца в яслях. Четкость и смысловая определенность первого иконографического типа соотносится со знаком - звездой, символизирующей Рождество Христово. Появление композиции в VI-VII вв. с изображением возлежащей Богоматери на фоне (в или возле) пещеры, характерное для искусства Византии и унаследованное русским иконописанием, также следует отнести к иконографическим признакам символико-догматического типа. В русском искусстве, на церковных памятниках малых форм и в составе многочастных икон используется изображение как восседающей, так и возлежащей Богоматери. Нередко включена в композицию образа сцена «Омовения» (первые изображения сцены относятся к VII-VIII вв.). Данные иконографические трансформации и расширение композиции позволяют выявить тенденцию к повествованию, происходившую уже на этом этапе.

4. Событийность, сюжетная законченность отличают второй -священноисторический иконографический тип. В нем усиливается изобразительное начало как элементов, так и композиции в целом, что позволяет говорить о стремлении к своеобразной «реконструкции» того, как именно произошло важнейшее для христиан событие. Этим обусловлено введение таких эпизодов, как «Путешествие в Вифлеем», «Явление ангела Иосифу», «Избиение младенцев», «Плач жен», «Елизаветы и Иоанна под смоковницей», «Ирод с книжниками», «Бегство в Египет», «Убиение Захарии». Сами эти изображения обретают большую достоверность и обнаруживают стремление художника к убедительности, порой доходящей почти до «подражания природе». Однако все эти художественно-образные изменения происходят в пределах устойчивого иконографического типа.

5. На основе каждого иконографического типа формируются изводы, различающиеся между собою набором элементов, их структурой и художественно-образным решением. Так, положение Богоматери

(возлежащей, сидящей, коленопреклоненной) связано с оттенками смысла, который воплощает тот или иной извод.

6. Каждый из иконографических типов образа Рождества Христова, воплощенный в различных изводах, занимает в храме соответствующее его функциям и особенностям постоянное место. Оно изначально функционально определено и выявляет мнемонический и литургический характер каждого богослужебного предмета, помещенного в единый пространственно-изобразительный комплекс храма.

На богослужебных предметах, одеждах монахов, облачении духовенства, крестах, мощевиках образ Рождества Христова представлен основным набором элементов символико-догматического варианта с возможной их рекомбинацией и различием художественно-образных решений.

7. В исторической динамике иконописного образа Рождества Христова можно отметить тенденцию к повышению значимости священноисторического иконографического типа с его все более высокой изобразительной убедительностью. Эта тенденция становится особенно заметной в Синодальный период.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Полякова О.В. Рождество Христово: к иконографии образа / О.В.Полякова // Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. X.: Сборник научных трудов / Под ред. Н. Н. Громова; РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: Полиграфическое предприятие № 3, 2008. - С. 51 - 56. (0,3 п.л.)

2. Полякова О.В. Иконография образа Рождества Христова в первые века христианства (ЫУвв.) / О.В.Полякова // Человек в пространстве культуры: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной П.Г. Демидову / Под ред. В.В. Томашкова; Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. - Ярославль, ЯрГУ, 2009. - С. 164 - 166. (0,5 п.л.)

3. Полякова О.В. Рождество Христово: богослужебные тексты и иконный образ / О.В.Полякова // Художественное наследие и современность. Выпуск 5. - СПБ.: издательство СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, 2009. - С. 56-61.(0,3 п.л.)

4. Полякова О.В. Иконография Рождества Христова / О.В.Полякова // Философия отечественного образования: история и современность: материалы конференции ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА». - Пенза, 2009. -С. 76-81.(0,6 п.л.)

5. Полякова О.В. Образ Рождества Христова: его место в православном храме и особенности иконографии / О.В.Полякова II Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 112. Челябинск, 2009. - С. 324 - 333. (0,3 пл.)

6. Полякова О.В. Образ Рождества Христова в пространстве храма / О.В.Полякова // Христианская иконография и символика в западноевропейском и русском изобразительном искусстве, ГМИР, Труды Государственного музея истории религии. Вып.IX., 2009. - С.47-52.

(0,2 п.л.)

7. Полякова О.В. Иконография образа Рождества Христова в русской иконописи XVI - XVII вв. / О.В.Полякова // Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия: материалы конференции, ДВГУ, 2010. - С. 247-250. (0,4 п.л.).

Подписано в печать 21.11.13 Формат 60x84'/i6 Цифровая Печ. л. 1.2 Тираж 150 Заказ 55/11 печать

Типография «Фалкон Принт» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 54, офис 2)

 

Текст диссертации на тему "Образ Рождества Христова: иконография и местоположение в пространстве православного храма"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена»

На правах рукописи УДК .7. 046.3

04201456053

Полякова Ольга Викторовна

ОБРАЗ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА: ИКОНОГРАФИЯ И МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

Том 1

Специальность: 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель-доктор искусствоведения, профессор H.A. Яковлева

Санкт-Петербург 2013

Том 1.

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Генезис и развитие иконографии канонического образа

Рождества Христова....................................................................................................11

1.1. Основа иконографии символико-догматического варианта образа Рождества в иконописании и Рождество Христово в литургии............................11

1.2 Семантика канонического символико-догматического

иконографического типа Рождества Христова.........................................................26

1.3 Генезис священноисторического иконографического типа Рождества

Христова, его воплощение в русском иконописании...................................51

Глава 2. Образ Рождества Христова в составе сложных иконописных композиций..................................................................................................................65

2.1 Образ Рождества Христова в составе минейных

икон и в иконе - иконостасе.......................................................................................67

2.2 Образ Рождества Христова в иконах с притчами и

иконах - молитвах.......................................................................................................74

2.3 Образ Рождества Христова в составе икон с праздниками...............................89

Глава 3. Образ Рождества Христова в пространстве

Православного храма..................................................................................................97

3.1 Христорождественский храм как икона Рождества Христова..........................97

3.2 Образ Рождества Христова в стенописях и иконостасе.................................. 110

3.3 Образ Рождества Христова в богослужебных предметах и предметах

церковного искусства................................................................................................ 128

Заключение.............................................................................................................136

Библиографический список литературы............................................................ 141

Том 2. Альбом иллюстраций.............................................................1-52

Введение

Диссертация посвящена исследованию образа Рождества Христова - его иконографии и местоположению в пространстве православного храма.

Актуальность исследования обусловлена подъемом в развитии русского иконописания, активизацией процессов, связанных с реконструкцией и строительством храмов в современной России, а также возрастающим интересом современного российского общества к национальной культуре и религиозному изобразительному искусству.

В научных исследованиях последних лет обсуждается ряд вопросов, связанных с феноменом иконы: выявляется потребность в переосмыслении категории религиозного образа, предлагаются подходы, соединяющие знания богословия и искусствоведения (H.A. Яковлева, 2010, 2013). Появляются работы, посвященные не только особенностям иконографии (Ю.Г. Бобров, 2010), но и определению возможностей самого иконографического метода, созданного для постижения искусства христианского мира (С.С. Ванеян, 2010). Все чаще обсуждаются проблемы архитектурной семантики, сакрального пространства храма и пространства, смоделированного в церковных памятниках малых форм: иконах, богослужебных предметах, рукописях, облачении (A.M. Лидов, 2006, 2008). Данная диссертация вносит свой вклад в разработку нового представления об иконописном образе как органической части литургии и произведении искусства, существующем в пространственной системе храма и одновременно образующем и заключающем в себе иные пространственные построения, определяемые посредством «прочтения» изображения на иконографическом и иконологическом уровнях.

Степень изученности проблемы

Первые научные идентификации и описания изображений Рождества Христова проводились в рамках изучения саркофагов и катакомбной живописи европейскими учеными Антонио Базио (1632), Раффаэле Гаруччи (1856), Джованни Батиста де-Росси (1877).

В отечественной науке, начиная с XIX века1 и до наших дней, ведутся исследования содержательного осмысления иконописных образов. Основоположник иконографического метода Н.П. Кондаков на обширном материале изучает сюжетную основу иконописного образа Рождества Христова и закладывает прочный фундамент для выявления его основных элементов. Научный труд «Иконография Богоматери» (1914) содержит иконографический анализ рождественских сцен в памятниках раннехристианского времени.

Ключевой для исследования иконографии евангельских образов является работа Н.В. Покровского (1892). В анализе конкретных памятников Н.В. Покровский опирается на литературные и исторические источники. Труд «Евангелие в памятниках иконографии» остается непревзойденным по сей день и не утратил своей научной ценности.

Как частную иконографическую тему, изображение Рождества рассматривают К.С. Мансвестов (1891), А.И. Кирпичников (1895), Ф.И. Буслаев (1908), А.П. Голубцов (1917), инок Григорий Круг (1978), Б.В. Сапунов (1981), П. Павлович (1992), H.H. Чугреева (1995), протоиерей Георгий Дробот (1996), Е.А. Луковникова (1995), М.А. Орлова (1995, 2002), А.Н. Овчинников (1999), В.В. Лепахин (2005), С.Н. Липатова (2005), Е.Я. Осташенко (2008), А.Я. Каковкин (2013)и др.

К наиболее значимым современным исследованиям иконографии евангельских сюжетов относятся работы H.A. Барской (1993) и Ю.Г. Боброва (1995, 2010), обозначившего «краткую и развернутую» композиции рождественского образа. Символике парных композиций Рождества Христова и Успения Богоматери, а также выявлению литургической основы двух образов посвящена публикация O.E. Этингоф (2000). Рассматривает парное изображение данных образов и В.Д. Сарабьянов (2001).

Значительный фактический материал содержится в научных статьях, включенных в состав сборников и каталогов разных лет советского и постсоветского времени (в ходе работы над диссертацией изучены каталоги 1977-

1 Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. М.: Искусство, 1986. С.7.

2012 годов). Это публикации В.И. Антоновой, Н.Е. Мневой, М.В. Алпатова, Г.И. Вздорнова, И.А. Кочеткова, М.М. Красилина, В.Н. Лазарева, О.М. Лелековой, Г.В. Попова, И.С. Родниковой, A.B. Рындиной, A.C. Косцовой, А.Г. Побединской, И.К. Языковой, Э.С. Смирновой, В.М. Сорокатого, A.A. Турилова, Е.К. Тюриной, Л.А. Щенниковой, Л.В. Нерсесяна, М.В. Быковой, A.C. Преображенского, И.А. Шалиной, В.И. Вахриной, Е.В. Гладышевой и др. Исследования посвящены особенностям иконографии, содержат ценную информацию о происхождении, реставрации и сохранности отдельных икон на сюжет Рождества Христова.

Однако по сей день нет специального труда, посвященного исследованию особенностей иконографии Образа Рождества Христова и его местоположения в пространстве православного храма, в частности, на предметах церковного искусства малых форм.

Объект исследования - образ Рождества Христова в христианском искусстве.

Предмет исследования - становление и историческая динамика иконографии образа Рождества Христова в русском иконописании и его местоположения в пространстве православного храма.

Цель исследования - изучение генезиса, становления и развития иконографии образа Рождества Христова в русском иконописании во взаимосвязи с его местоположением в пространстве православного храма.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи: 1. Изучить генезис и становление иконографии образа Рождества Христова:

— исследовать основные элементы иконографии образа Рождества Христова раннехристианского периода;

— проследить историю сложения и выявить особенности основных иконографических типов образа Рождества Христова в Византии и на Руси; определить наиболее распространенные изводы и варианты художественно-композиционных решений образа Рождества Христова в русском иконописании;

— исследовать влияние западноевропейской художественной системы на иконографию образа Рождества Христова в русском иконописании XVII-XVIII вв.

2. Рассмотреть особенности иконографии образа Рождества Христова в многосоставных иконах.

3. Определить местоположение образа Рождества Христова в пространстве православного храма, прежде всего, Христорождественского:

— изучить особенности Христорождественского храма как иконы Рождества Христова;

— исследовать бытие образа Рождества Христова в стенописи, иконостасе и предметах литургического богослужения;

— соотнести иконографический анализ памятников с их символической интерпретацией (в текстах и практике богослужения).

Методология исследования материала базируется на комплексном подходе, который позволяет рассмотреть образ Рождества Христова в тесной взаимосвязи с церковным предметом и его функциональным назначением, храмовым строением, текстом и элементами праздничного богослужения. В центре исследования -иконографический метод анализа памятников русского иконописания. Для выявления причинно-следственных связей, обусловивших генезис и развитие основных типов образа Рождества Христова, использован историко-генетический метод. С целью выявления контекста, источников и смысла памятника материал вводится в рамки иконологического анализа. При изучении отдельных памятников применена интерпретационная иконография и семантический анализ. Выбранная методология научного исследования определила характер и направление научного поиска. В исследовании даны рабочие определения и использованы в качестве инструментов понятия:

— Иконография понимается как установленная система изображения персонажей или сюжетных сцен, транслирующая содержание и смысл зрительных образов на семантическом уровне.

— Понятие Иконографический тип диссертантом принимается как сюжет, изображенный, оформленный для передачи одного или нескольких сообщений. Иконографический тип может порождать внутри себя новые отношения и изменения в отдельных компонентах, не меняя сообщение2.

— «Извод» определяется как «одна из разновидностей канонического иконографического типа»3.

— В данной диссертации пространство понимается не только как физическое и философское определение, но и как литургическое пространство и пространственно-изобразительная система храма.

— Образ Рождества Христова рассматривается в исследовании не только как иконописный, но и как изображения на стенах храмов, символические изображения на церковных предметах.

— Положение о Первообразе, известное со времен Отцов Церкви4, принимается в работе a-priori. Диссертантом принято также представление о «благодатном образе», согласно которому у иконы есть тело - материальный носитель, душа - художественный образ, и дух - Благодать Святого Духа (М. Н. Соколова, Н. А. Яковлева5).

Основным материалом исследования послужили памятники русского иконописания из храмов и музейных собраний Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода, Ярославля, Пскова, Вологды, Владимира, Суздаля. Адресация к раннехристианским, византийским и западноевропейским изображениям, изученным в оригинале и по публикациям, выполняется в целях сравнительного анализа с русскими образцами.

Анализ Христорождественского храма как иконы Рождества Христова дан на примере храма в Вифлееме и памятников Московской епархии, изученных диссертантом непосредственно.

2 Данное понятие сформулировано по обобщениям Ванеяна С.С. (Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 512.).

3 Яковлева H.A. Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России. — М.: Белый город, Даръ, 210. — С. 475.

4 Антология восточно-христианской богословской мысли Ортодоксия и гетеродоксия / под ред. Г. И. Беневича, А. С. Бирюкова.

— СПб.: Никея, РХГА, 2009. — Т. 2. — С. 245.

5 Яковлева H.A. Благодатный образ: к определению понятия // Современная культурология: научная школа проф. J1.M. Мосоловой. Учебное пособие для студентов и аспирантов — Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. — С.442.

Основу литературных источников составили:

— произведения церковной литературы: тексты Священного Писания, патристика, гимнография, богослужебные сводники, апокрифы, труды, посвященные богословию иконы;

— архивные материалы (из музея храма Христа Спасителя);

— искусствоведческие работы, посвященные иконографии, восприятию образа, вопросам пространственно-изобразительного комплекса православного храма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Два основных иконографических типа изображения Рождества Христова -символико-догматический (в котором заключен первоначальный сакральный литургический смысл) и священноисторический (в котором представлена событийность явления) образуют варианты художественно-композиционных решений и изводов, разнящихся деталями, но сохраняющих свой типологический характер.

2. В русском иконописании существует немалое число широко распространенных вариантов символико-догматического иконографического типа образа Рождества Христова. Наряду с этим можно выделить редкие образцы иконографии, не получившие широкого распространения.

3. Наибольшее распространение в русском иконописании получили следующие изводы священноисторического типа образа Рождества Христова:

— извод с неполным составом элементов; извод со сценой «Бегство в Египет» (в нижнем регистре); извод со сценой «Убиение Захарии возле престола»; извод со сценой «Убиение Захарии в храме».

— Образ Рождества Христова, представленный в качестве малого образа в составе икон-иконостасов, икон-молитв, многочастных композиций с праздниками в рядах иконостаса и отдельных предметах, является, как правило, символико-догматическим и семантически тождественен догматическому евангельскому образу.

4. Реконструкция пространственной среды места рождения Богомладенца позволяет доказать, что храм Рождества Христова в Вифлееме является

пространственной иконой - образом Рождества Христова, в котором основные элементы иконографии существуют в реальном трехмерном пространстве.

5. В церковно-религиозной и народной культуре универсальным образом-символом, в котором заключается всеединое представление о рождественском событии, становится звезда. Образ Вифлеемской звезды повторяется не только в памятниках мелкой пластики (подвески: звезды - кресты) на Святой земле, но получает широкое распространение в церковной и бытовой православной культуре.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

— в отечественном искусствоведении иконография образа Рождества Христова рассматривается комплексно, как органическая часть литургии священнодействия богослужения и церковного искусства во взаимосвязи с храмом, церковными предметами и текстами;

— предложена типология образа Рождества Христова в соответствии с особенностями его иконографии, функциональным назначением и иконографической программой памятника;

— выявлены наиболее распространенные варианты художественно-образного решения рождественских сцен, воедино собраны ранее изученные и впервые описанные изводы, наиболее востребованные в русском иконописании;

— выявлены и систематизированы варианты включения образа Рождества Христова в состав многосложных иконописных композиций, а также церковной утвари, литургических предметов, облачения духовенства. При этом иконография образа Рождества Христова рассматривается в тесной связи с назначением предмета, его сакральным смыслом и литургическими функциями;

— комплексно рассмотрены варианты образа Рождества Христова, помещаемые на богослужебных и церковных предметах в их обусловленности местоположением в пространстве православного храма;

— храм Рождества Христова рассматривается как образ (икона) мира в самый момент явления Спасителя.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в значительном расширении имеющихся научных представлений об образе Рождества Христова. Предложены принципы трактовки смысла визуального образа канонического типа в зависимости от его значимости в праздничном богослужении, местоположения в пространстве православного храма, особенно Христорождественского, а также включения в состав церковных предметов различного назначения. Предлагаемый подход может быть использован при комплексном изучении иных иконописных изображений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены архитекторами и реставраторами при проектировании, создании и реконструкции храмового пространства и его отдельных функционально-структурных компонентов, в практической работе �