автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Образ Жанны д'Арк в сознании ее современников

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Крылов, Павел Валентинович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Образ Жанны д'Арк в сознании ее современников'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Образ Жанны д'Арк в сознании ее современников"

Заключение.

Сегодня мало кто усомнится в том, что Жанна д'Арк была человеком необычным. Тем более удивительным может показаться то, впечатление, которое сложилось у двух знатоков истории Орлеанской Девы после чтения материалов процесса реабилитации, сохранившего для нас речь ее односельчан, горожан из Орлеана и Руана, боевых товарищей и членов осудившего ее трибунала. «В свидетельствах людей, близко знавших Жанну, - писал В.И. Райцес, - индивидуальное подменено типическим, и из воспоминаний крестьян Домреми вырисовывается не конкретный индивид, а обобщенный и идеализированный образ добродетельной и трудолюбивой девушки. Такая, как все. Такая, как другие.-».1 «Из одного показания в другое, - вторит нашему исследователю Режин Перну, - переходят эти слова, можно сказать, раздражающие своей простотой: она была, как и другие, она все делала, как и другие, она отличалась от окружавших ее людей, но настолько незначительно».2

Реальность была все же иной: девушка из Домреми значительно отличалась от окружавших ее людей, и именно поэтому ей удалось свершить то, что она свершила. Но современникам, как было точно подмечено двумя вышеупомянутыми исследователями, очень хотелось видеть ее «такой, как все, такой, как другие». Это желание было настолько сильным, что вызывало соответствующее действие -изобразить Жанну такой, какой ее хотелось бы видеть. Впрочем, в

1 Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. Л., 1982 . С. 41. грозовой атмосфере начала 30-х гг. XV века, вобравшей в себя настроения взаимной вражды между французами и англичанами, неприязни и недоверия между арманьяками и бургундцами, а также страха перед успехами неортодоксальных церковных . движений лоллардов и гуситов, отношение к ней, выступившей в войне на одной из сторон, должно было быть заведомо противоречивым. Одним хотелось бы видеть в ней посланницу Божью, другим - исчадие ада. И в зависимости от своего желания они приписывали этому образу те или иные черты и свойства. Иногда это делалось осознанно, и тогда перед нами пример использования пропаганды. Но ее роль не следует преувеличивать. Мифологизация образа могла происходить исподволь, повинуясв понятному желанию лишить любое необычное явление его необычности, найти ему объяснение, желательно, простое и доступное.

От искренних почитателей Орлеанской Девы часто можно услышать предостережение: «Жанна д'Арк - это не легенда, это -реальность, это - истина». Они правы, это реальность, но истина этой реальности покрыта завесой легенд, некоторые из которых смотрятся на ней настолько естественно, что выглядят органичной частью всего образа. Своей задачей мы предполагали не срывать эту завесу, что уже довольно успешно делали наши предшественники, но понять, как она возникла.

Запечатленный в исторической памяти образ спасительницы Франции очень многогранен, и с каждой из граней, наверное,

2 Перну Р., Клэн М.-В., Жанна д'Арк. М., 1992. Глава IX "Как и другие" С. 25 6. соприкоснулся тот или иной вымысел. Рамки нашей работы не могли нам позволить охватить его со всех сторон. Вне их, к примеру, остались исследования представлений современников о формах видений и голосов Жанны и о влиянии поучений «Искусства умирать» (Ars moriendi) на восприятие ее казни. Что же касается вопроса о том, почему, несмотря на все возражения девушки, ее упорно считали пастушкой, то на него дал очень полный ответ В.И. Райцес.

В работе мы затронули четыре аспекта восприятия личности Жанны д'Арк. Два из них, можно считать «внешними»: легендарное, ничем не обоснованное утверждение о ее происхождении из Лотарингии и уверенность в том, что едва ли не самой главной причиной ее осуждения на смерть был мужской костюм, якобы «непотребный». Два других аспекта относятся к восприятию, собственно, ее внутренних качеств. Характеристикой первого из них служит граничащая с невежеством простота. Второй аспект относится к проблеме соответствия ее взглядов ортодоксальному учению Римско-католической Церкви XV века. Здесь, несмотря на осуждение церковным судом, имевшим основания сомневаться в правоверии Жанны, утвердилось представление о ней, как о доброй христианке.

Исследование легенды о лотарингском происхождении привело нас к мысли о том, что эта легенда, должно быть, родилась непреднамеренно. В собственно пропагандистских опусах, сочиненных в канцелярии дофина Карла, в ней недвусмысленно видели его подданную. А Лотарингия, гранича с Францией, входила в Священную Римскую империю, потому те, кто называл свою спасительницу «уроженкой Лотарингии», словно бы наделяли ее иностранным происхождением. И причиной тому было, видимо, не только основанное на библейской мудрости представление о том, что нет пророка в своем отечестве, но и желание объяснить ее довольно неучтивое для подданной обращение «дофин» к тому, кто уже считался законным монархом.

Возникшим столь же спонтанно нам представляется мнение о невежестве, неграмотности и простоте девушки из Домреми. Несмотря на констатацию целым рядом свидетелей кассационного процесса ее интеллектуальных способностей, она продолжала выглядеть «не знавшей ни А, ни Б». Отправной точкой для подобного представления могло быть низкое социальное происхождение девушки и ее положение мирянки, однако, в дальнейшем фиксации этого образа, видимо, содействовало очень благожелательное отношение к простоте. Протоколы процесса реабилитации явственно показывают, что последняя виделась свидетелям позитивным качеством.

Простота и чистота, т.е. девственность, были для них, знакомых с популярным в те годы сочинением Фомы Кемпийского «О подражании Христу», объяснением, почему Господь избрал именно эту девушку к спасению их народа. Впрочем, в отличие от легенды о лотарингском происхождении, тезис о простоте и неграмотности Девы мог представлять интерес для ее противников. Смещая акцент с его первого на второй аспект, одни из них пытались высмеять ее предполагаемую глупость, другие - уличить в преступлениях против веры. Таким образом, устраивая всех, изученное представление о Жанне оказалось очень стойким, хотя и не вполне соответствующим истине. Спонтанность его возникновения отчасти дополнялась пропагандой.

Напротив, взгляд на мужской костюм, как на главную причину смертного приговора, явился следствием пропаганды. Пьеру Кошону и его асессорам было бы трудно объяснить большинству следивших за процессом мирян смысл обвинений, которые они, члены суда, считали главными: отказ признать над собой суд Церкви и телесную форму видений. Запрещенное женщине Ветхим Заветом ношение мужской одежды было самым простым объяснением смертного приговора, и потому именно на него столь настойчиво указывали мирянам. Впрочем, пропагандисты получили результат, несколько отличный от ожидаемого. Современники Жанны вполне уразумели, что ее сожгли за ношение шоссов и пурпуэна, но вместе с тем так и не стали считать этот ее поступок преступлением. В костюме они видели не причину ее смерти, но предлог, ■ использованный врагами, чтобы осуществить месть. Одновременно, удивление, вызванное тем, что женщину можно сжечь за ношение пурпуэна, привлекло дополнительное внимание как современников, так и историков к костюму Орлеанской Девы, ставшему важной составной частью ее образа.

Но, если пропаганда смогла уверить большинство людей, что освободительницу Орлеана сожгли за ее наряд, ей, напротив, мало кого удалось убедить в том, что она еретичка и тем более колдунья. Связь ее высказываний во время процесса с учением гуситов, самого мощного и опасного для церковной иерархии реформационного движения XV в., могла ощущаться только весьма узким кругом церковных интеллектуалов. С другой стороны, ненависть к еретикам, а также правила внешнего благочестия девушка из Домреми вполне усвоила, и свидетелями этого были и ее друзья, знавшие о письме гуситам и набожности, и даже враги, видевшие ее кончину набожной христианки в Руане.

На примере исследованных нами четырех аспектов образа Жанны д'Арк в сознании современников, на основании свидетельств различных источников мы видим пути и возможности трансформации исторической реальности в сознании людей, сталкивающихся с выдающейся личностью и желающих объяснить ее необычность. Мы видим также возможности и границы сознательного искажения реальности, пропаганды. Последняя, какой бы высокотехнологичной она ни была, далеко не всегда может рассчитывать на положительный отклик в сознании людей, приводя зачастую к результатам, обратным желаемому.

Эпопея Орлеанской Девы не только захватывает воображение, она сложна и поучительна во многом. Исследованная нами грань этой известной всем истории, мы надеемся, представляет интерес для нашего времени, столь хорошо знакомого с политическими технологиями по формированию в массовом сознании людей желаемого образа будь-то личности (на новоязе последних дней «физического лица»), будь-то общественного или иного института. Исторический опыт показывает, что возможности данных методов, все же, ограничены, и лучше всего они действуют там, где они пытаются совпасть с общим настроением.

Образ Жанны д'Арк, тем временем, остается и, наверное, останется одним из самых притягательных в мировой истории. А то

 

Список научной литературыКрылов, Павел Валентинович, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984.

2. Кудруна. Под ред. Р.В. Френкель. М., 1983.

3. Хроника Эрика. Под ред. А.Ю. Желтухина и А.А. Сванидзе. Выборг, 1994 .

4. Петр из Младоневиц. Донесение о' магистре Яне Гусе в Констанце // Гуситское движение в освещении современников. Сост. Л.П. Лаптева, М., 1992.

5. Фома Кемпийский. О подражании Христу. Гродно, 1998.

6. Barrett W. P. The trial of Jeanne d'Arc. N-Y., 1932.

7. Basin Th. Histoire de Charles VII, ed. par Ch. Samaran. Т. I. Paris, 1933.

8. Chartier A. Le livre de l'esperance, ed. par F. Rouy. Brest,1967 .

9. Chartier, Jean. Chronique de Charles VII, roi de France, ed. par A. Vallet de Viriville. Paris, 1858.

10. La chronique d'Enguerrand de Monstrelet, ed par L. Douet-d'Arcq. T.IV. Paris, I860.

11. Chronique de Jean Froissart, ed. par S. Luce. Т. III. Paris, 1872 .

12. Delisle L. Nouveau temoignage relatif a la mission de Jeanne d'Arc // Bibliotheque de 1'Ecole des Chartes. T.46. 1885. P.649668 .

13. Jeanne d'Arc, d'apres l'Eloge de Philippe le Bon compose par le cardinal Jean Jouffroy // Bulletin philologique ethistorique de la Societe des travaux historiques et scientifiques, 1892.

14. Johannes de Segovia. Historia gestorum generalis synodi Basiliensis, in Concilium Basiliensis, scriptorum. II. Vindobonae, 1873.

15. Journal de Clement de Fauquembergue, greffier du Parlement de Paris, 1417 1435. T.I - III, ed. par A.Tuetey. Paris, 1909.

16. Journal d'un bourgeois de Paris, ed. par C.Beaune. Paris, 1990 .

17. Lefevre-Pontalis G. Les sources allemandes de l'histoire de Jeanne d'Arc. Paris, 1903.

18. Livre des miracles de Sainte-Catherine-de-Fierbois, 1375 1470, ed. par Y.Chauvin. Poitiers, 1976.

19. Letters and papers illustrative of the Wars of the English in France. Vol.1., ed. by J.Stevenson. London, 1861.

20. Lettre de Jacques de Bourbon, comte de la Marche a Guillaume de Champeaux, eveque de Laon // Bulletin philologique et historique de la Societe des travaux historiques et scientifiques, 1892.

21. Miracles de Nostre Dame par personnages, ed. par. G.Paris et U.Robert. T.I VIII. Paris, 1876 - 1893.

22. Morosini, Antonio. Chronique. Extraits relatifs a l'histoire de France, ed. par G.Lefevre-Pontalis et L.Dorez. I.I-IV. Paris, 1901 .

23. Pii Secundi pontificis maximi commentarii Т. I. Ed. I. Bellus, I. Borokai'. Budapest, 1993.

24. Proces de condamnation de Jeanne d'Arc, ed. par P.Tisset et Y.Lanhers. T.I. Paris, I960.

25. Les proces de Jeanne d'Arc, presentes par Georges et Andree Duby. Paris, 1973.

26. Proces en nullite de la condamnation de Jeanne d'Arc, ed. par P. Duparc. Т. I. Paris, 1977.

27. Quicherat J. Proces de la condamnation et de la rehabilitation de Jeanne d'Arc, dite la Pucelle. T.V. Paris, 1849.

28. Quicherat J. Relation inedite sur Jeanne d'Arc // Revue historique, IV. 1877. P. 327 344.

29. Quicherat J. Supplement aux temoignages contemporains sur Jeanne d'Arc // Revue Historique, XIX. 1882.

30. Recueil des chroniques et anchiennes istories de la Grant Bretaigne, a present nomme Engleterre, par Jehan de Wavrin, seigneur du Forestel. Vol. V. London, 1879.

31. Scott W. S. The trial of Joan of Arc. Westport, Conn., 1956.

32. Stevenson J. Letters and papers illustrative of the wars of the England in France during the reign of Henry the Sixth, king of England. Vol. I-II. // Rerum Britannicarum medii aevi scriptores. 1861.

33. Valois N. Conseils et predictions adresses a Charles VII, en 1445, par certain Jean Dubois // Annuaire-Bulletin de la Societe de 1'histoire de France. T.46. Paris, 1909. P. 201 238.

34. Valois N. Un nouveau temoignage sur Jeanne d'Arc, texte de la reponse d'un clerc parisien a l'Apologie de Jeanne d'Arc par Gerson. Paris, 1907.

35. Villon F. Poesies completes, ed. par P.Michel. Paris, 1972.б) Литература

36. Альберт Я. Гуситство и европейское общество. Прага, 194 6 .

37. Амбелен Р. Драмы и секреты истории. М., 1993.

38. Винок М. Жанна д'Арк // Франция память. СПб., 1999. С. 225 -295.

39. Гарднер Дж. Жизнь и время Чосера. М., 1986.

40. Горбачева JI.M. Костюм средневекового Запада. М. , 2000.

41. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

42. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства // Избранные труды. Т.2. Средневековый мир. М., 1999.

43. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1992.

44. Джордан У.Ч. Самоидентификация населения и королевская власть в средневековой Франции // Одиссей. Человек в истории. 1995. М., 1995. С. 79 91.

45. Драгомиров М. Жанна д'Арк. СПб., 1898.

46. Зарецкий Ю.П. Ренессансная биография и самосознание личности. Энеа Сильвио Пикколомини (Пий II). Нижний Новгород, 2000.

47. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII XIII веках. СПб., 1997.

48. Крылов П. В. Гуситы и Жанна д'Арк // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. Вып. 2. СПб, 2000 С. 129 137.

49. Крылов П. В. "Дочь короля", эпизод И' 37 "Чудес Девы-Марии в лицах" и эпопея Жанны д'Арк // Проблемы социально-политической истории и культуры средних веков, тезисы докладов студенческо -аспирантской конференции. СПб, 19 97. С. 46 47.

50. Крылов П. В. Мужской костюм Жанны д'Арк: неслыханная дерзость или вынужденный шаг? (Мнения современников) // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 186 193.

51. Крылов П. В. "Национальность" Жанны д'Арк. Взгляды современников и историографические споры // Шарль Пеги как источник обогащения культурных связей Франции и России, Международная научно-теоретическая конференция. СПб, 1995. С. 12 13.

52. Крылов П.В. Понятие знамения в полемике современников о миссии Жанны д'Арк // Секуляризационные процессы и христианская цивилизация, материалы международной конференции. СПб, 1995. С. 6-7.

53. Крылов П.В. «Mulier illiterate»: об уровне культуры средневековой женщины из народа // Адам и Ева. М., 2001. С. 81103 .

54. Левандовский А.П. Жанна д'Арк. М., 1962.

55. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

56. Люблинская А.Д. Жанна д'Арк // Средние века, № 22. М., 19 621. С. 180 192.

57. Малинин Ю.П. «Королевская троица» во Франции в XIV XV вв.» // Одиссей. Человек в истории. 1995, М., 1995. С. 21 - 36.

58. Малинин Ю.П. Общественно-политическая мысль позднесредневекозой Франции XIV XV века. СПб., 2000.

59. Мишле Ж. Жанна д'Арк. Пг., 1920.

60. Оболенский С.С. Жанна Божья Дева. Париж, 1988.

61. Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д'Арк. М., 1992.

62. Райцес В.И. Жанна д'Арк. Популярный очерк. Л., 1959.

63. Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. Л., 1982.

64. Райцес В.И. "Пастушка из Домреми": генезис и семантика образа // Казус. 1996. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1997. С. 251 264.

65. Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. Л., 1964.

66. Розенталь Н.Н. Жанна д'Арк народная героиня Франции. М.,1958 .

67. Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999.

68. Смирнова Е.Д., Рогач С. А. Общественно-правовой и семейнобытовой статус знатной женщины Франции XI XIV вв. Минск, 1996.

69. Тогоева О. И. Пытка как состязание: преступник и судья перед лицом толпы. (Франция, XIV в.)// Право в средневековом мире. СПб., 2001. С. 69 76.

70. Франс А. Жизнь Жанны д'Арк. М.-Л., 192 9.

71. Харитонович Д.Э. Новая хронология: между неизбежным и невозможным. (Полемические заметки о методологии исторического исследования // История и антиистория. Критика «Новой хронологии» академика А. Т. Фоменко. М., 2 000.

72. Харт Р. "История ведовства" // Демонология эпохи Возрождения, М., 1996.

73. Черняк Е.Б. Судебная петля. Секретная история политических процессов на Западе. М., 1992.

74. Atten A. Les « Lorrains » dans l'ost de Charles VII // Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc, № 11. 1987. P. 19-31.

75. Autrand F. « Le pouvoir et le surnaturel : Jeanne d'Arc en 1429 » // Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc, № 19, 1995 P. 5 24.

76. L'Averdy Ch.-C.-F. Memorial lu au Comite des manuscrits, concernant la recherche a faire des minutes originales des differentes affaires qui ont eu lieu par rapport a Jeanne d'Arc. Paris, 1787.

77. L'Averdy Ch.-C.-F. Notices et extraits de la Bibliotheque du roi. Vol. 3. Paris, 1790.

78. Ayroles J.-В.-J. La vraie Jeanne d'Arc. La Pucelle devant I'eglise de son temps. Documents nouveaux. Т. I IV. Paris, 1890-1898.

79. Bartos F.M. Husitstvi a cizina. Praha, 1931.

80. Barstow A.L. Joan of Arc: heretic, mystic, shaman. The Edwin Mellen Press, Lampeter, 1986.

81. Bayard F. L'art de bien mourir au XVe siecle. Paris, 1999.

82. Beaune C. Prophetie et propagande : le sacre de Charles VII // Ideologie et propagande en France. Colloque organise par 1'Institut d'Histoire et Civilisation frangaises de l'Universite de Haifa, sous la direction de M. Yardeni. Paris, s.a. P. 63 -73.

83. Blanc 0. Vetement feminin, vetement masculin a la fin du Moyen Age. Le point de vue des moralistes // Cahiers de Leopard d'or. 1. Le vetement. Histoire, archeologie et symbolique vestimentaires au Moyen Age. Paris, 1989.

84. Boulier J. Jean Hus. Bruxelles, 1982.

85. Bouzy 0. Jeanne d'Arc. Mythes et realites. Paris, 1999.

86. Bouzy 0. Prediction ou recuperation, les propheties autour de Jeanne d'Arc dans les premiers mois de l'annee 1429 // Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc, № 14. 1990. P. 39 47.

87. Buchan A. Joan of Arc and the recovering of France. London, 1948 .

88. Burne A.H. The Agincourt War. London-New-Jersey, 1956.

89. Bylina S. Polemika z heresiam w wierszowanych utworach antyhusyckich // Slawistyczne studia literaturoznawcze poswiecone III medzynarodowemu kongresowi slawistow. Wroclaw, 1973. S. 71 82.

90. Bynum C. Jeunes et festins sacres. Les femmes et la nourriture dans la spiritualite medievale. Paris, 1994.

91. Caratini R. Jeanne d'Arc. De Domremy a Orleans et du bucher a la legende. Paris, 1999.

92. Carleton-Williams E. My lord of Bedford (1389-1435). Being and life of John of Lancaster, first duke of Bedford, brother of Henry V and Regent of France. London, 1963.

93. Chapellier J-Ch. Etude sur la veritable nationalite de Jeanne d'Arc. Epinal, 1870.

94. Chateaubriand. Oeuvres choisies. Vol. 2. Paris, 1872.

95. Chaunu P. La France : Histoire de la sensibilite des Frangais a la France. Paris, 1982.

96. Clin-Meyer M.-V. Jeanne d'Arc sorciere? // Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc, № 11. 1987. P. 17-18.

97. Contamine Ph. L'action et la personne de Jeanne d'Arc. Remarques sur 1'attitude des princes frangais a son egard // Bulletin de la Societe Historique de Compiegne, T. 28. Compiegne, 1982.

98. Contamine Ph. La guerre au Moyen Age. Paris, 1980.

99. Contamine Ph. La guerre des sieges au temps de Jeanne d'Arc // Dossiers de 1'archeologie, № 34. Mai 1979.

100. Contamine Ph. Jeanne d'Arc et la prophetie // De Jeanne d'Arc aux guerres d'ltalie. Figures, images et problemes du XVe siecle. Orleans-Caen, 1994. P. 53 61.

101. Contamine Ph. Mythe et histoire : Jeanne d'Arc, 1429 // RAZO, 12. Nice, 1992. P. 41-54.

102. Contamine Ph. La theologie de la guerre a la fin du Moyen Age : la guerre de Cent ans fut-elle une guerre juste // Jeanne d'Arc, une epoque, un rayonnement, Actes du colloque d'Orleans en 1979. Paris, 1982. P. 9-22.

103. Cordier J. Jeanne d'Arc. Sa personnalite, son role. Paris, 1948 .

104. Dekker R.M., van de Pol L.C. The tradition of female transvestism in Early Modern Europe. N-Y, 1989.

105. Delaruelle E. L'Antechrist chez S. Vincent Ferrier, S. Bernardin de Sienne et autour de Jeanne d'Arc // La piete populaire au Moyen Age. 2-е ed. Torino, 1980.

106. Delaruelle E. L'archange Saint-Michel dans la spiritualite de Jeanne d'Arc //La piete populaire au Moyen Age. 2-е ed. Torino, 1980 .

107. Delaruelle E. La spiritualite de Jeanne d'Arc // La piete populaire au Moyen Age. Torino, 1980.

108. Dictionnaire des lettres frangaises. Le Moyen Age. Paris, 1992 .

109. Dinzelbacher P. Sante о streghe. Alcuni casi del tardo medioevo // Finzione e santita. Torino, 1991. P. 52 87.

110. Douglas Murray Т. Jeanne d'Arc, Maid of Orleans, deliverer of France. London, 1902.

111. Fraikin J. L'Arbre des fees, le bois-chesnu et la prophetie de Merlin. Aspects d'un mythe a travers les proces de Jeanne d'Arc // Mythologie frangaise, 147-149. Novembre-decembre. 1987. P. 37 45.

112. Fraioli D. The image of Joan of Arc in XVth century french literature. Syracuse, 1981.

113. France A. Vie de Jeanne d'Arc // Oeuvres completes. T. 15 -16. Paris, 1929.

114. Georges E. Jeanne d'Arc est-elle champenoise ou lorraine? Troyes, 1882.

115. Goerres G. Die Jungfrau von Orleans. Regensburg, 1834.

116. Goyau G. Sainte Jeanne d'Arc. Paris, 1920.

117. Grandeau Y. Jeanne insultee. Proces en diffamation. Paris, 1973.

118. Grayeff F. Joan of Arc, Legend and truth. London, 1978.

119. Grimod J. Jeanne d'Arc a-t-elle brulee? Paris, 1952.

120. Guenee B. L'Occident aux XlVe et XVe siecles. Les Etats. 5e ed. Paris, 1993.

121. Guitton J. Probleme et mystere de Jeanne d'Arc. Paris, 1961.

122. Guillemin H. Jeanne dite Jeanne d'Arc. Paris, 1973.

123. Halkin L.-E. Jeanne d'Arc, le prophetisme et la soumission a l'Eglise. La Haye, 1959.

124. Hanotaux G. Jeanne d'Arc. Paris, 1938.

125. Harmand A. Jeanne d'Arc. Ses costumes, son armure. Essai de reconstitution. Paris, 1929.

126. Hazebrouck V. Le statut de la prophetie dans l'Eglise du XVe siecle, d'apres le proces de rehabilitation de Jeanne d'Arc. Paris, 1990.

127. Henry J.-F. Jeanne d'Arc et son pays natal. Lorraine? Champagne? Barrois? Nancy, 1976.

128. Holmes G. A. Cardinal Beaufort and the crusade against the Hussites // English Historical Review, CCCXLIX. Vol. 88. Oct. 1973. P. 721 750.

129. L'homme medieval, sous la dir. de Jacques Le Goff. Paris, 1989.

130. Jeanne d'Arc, une epoque, un rayonnement, Actes du colloque d'Orleans en 1979. Paris, 1982.

131. Kejf J. Husite. Praha, 1984.

132. Konigson E. Structures elementaires de quelques fictions dramatiques dans les miracles par personnages du manuscrit Cange // Revue de la Societe d'histoire du theatre, T. 29. 1957.

133. Krumeich G. Jeanne d'Arc a travers l'Histoire. Paris, 1993.

134. Krumeich G. Jeanne d'Arc in der Geschichte. Historiographie. Poitik. Kultur. Sigmaringen, 1989.

135. Krylov P. La condamnation de Jeanne d'Arc, le Concile de Bale et le probleme de l'heresie dans les annees 1420-1430 // Le Porche. Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc Charles Peguy de Saint-Petersbourg, № 3. Janvier 1998. P. 3-7.

136. Krylov P.V. Les Saintes Ecritures dans la vie de Jeanne d'Arc d'apres les proces et les temoignages des contemporains // Le Porche. Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc Charles Peguy de Saint-Petersbourg, № 7. Mai 2001. P. 57.

137. Krynen J. L'empire du roi. Idees et croyances politiques en France. XHIe XVe siecles. Paris, 1993.

138. Lacaze I. Philippe le Bon et le probleme hussite: un projet de croisade bourguignon en 1428 1429 // Revue Historique, 141. 1969. P. 69 - 98.

139. Lander J. R. The war of the roses. London, 1965.

140. Lanery d'Arc P. Le culte de Jeanne d'Arc au XVe siecle. Orleans, 1897.

141. Le Goff J. Le desert-foret dans 1'Occident medieval // L'imaginaire medieval. Essais. 2-е ed. Paris, 1991. P. 59 75.108. Le Goff

142. J. Le Moyen Age de Michelet // Pour un autre Moyen Age. Paris, 1977. P. 19 45.

143. Le Goff J. Saint-Louis. Paris, 1996.

144. Lenglet-Dufresnoy (abbe). Histoire de Jeanne d'Arc, vierge, heroine, et martyre d'Etat ; suscitee par la Providence pour retablir la monarchie franqoise. Paris, 1753-1754.

145. Lepage H. Jeanne d'Arc est-elle lorraine? Nancy, 1852.

146. Lopez E. L'observance franciscaine et la politique religieuse des dues de Bourgogne // Annates de Bourgogne. T. 72. 2000. P. 177 236.

147. Loppin P. Jeanne d'Arc, "la bonne Champenoise". Paris, 1974.

148. Leroy 0. Sainte Jeanne d'Arc. Les voix. Paris, 1956.

149. Le Roy Ladurie E. Montaillou, village occitan de 1294 a 1324. 2-е ed. Paris, 1982.

150. Lucie-Smith E. Joan of Arc. London, 1976.

151. Maquet F. Jeanne la Pucelle. L'histoire. Les documents. Millau, 1982.

152. Martin H. Jeanne d'Arc. Paris, 1857.

153. Memorial du Ve centenaire de la rehabilitation de Jeanne d'Arc. Paris, 1958.

154. Michelet J. Oeuvres completes. Т. VI. Paris, 1978.

155. Mourot (abbe). Jeanne d'Arc en face de l'Eglise et de la Revolution. Palme, 1886.

156. Le Moyen Age et la Bible, sous la dir. de P. Riche et G. Lobrichon. Paris, 1984.

157. Ozolin A.I. Ohlas husitstvi v nekterich zemech stredni a zapadni Evropy // Mezinarodny ohlas husitstvi. Praha, 1958.

158. Palacky F. Dejiny narodu ceskeho. Dil. III. Praha, 1968.

159. Paris-Presse, 5 ноября 1959.

160. Pasquier E. Recherches de la France. Paris, 1607.

161. Pasteur C. Les deux Jeanne d'Arc, enquete et debat. Paris, 1962.

162. Penn D. The staging of the "Miracles de Nostre Dame par personnages". N-Y, 1933.

163. Pernoud R. J'ai nom Jeanne la Pucel-le. Paris, 1994.

164. Pernoud R. Jeanne d'Arc. Paris, 1959.

165. Pernoud R. Jeanne d'Arc, collection «Que sais-je?». Paris, 1981.

166. Pernoud R. Jeanne d'Arc. Paris, 1986.

167. Pernoud R. Jeanne d'Arc devant les Cauchon. Paris, 1970.

168. Pernoud R. Jeanne d'Arc par elle-meme et ses temoins. Paris, 1962 .

169. Pernoud R. 8 mai 1429. La liberation d'Orleans. Paris, 1969.

170. Pernoud R. La spiritualite de Jeanne d'Arc. Paris, 1992.

171. Pernoud R. Vie et mort de Jeanne d'Arc ( les temoignages du Proces de rehabilitation 1450 1456). Paris, 1953.

172. Peyronnet G. Controverses historiographiques autour de Jeanne d'Arc, a partir d'une source byzantine ambigue ( XVe XVIIIe siecle) // Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc, № 14. 1990. P. 21 - 33.

173. Peyronnet G. Dans quelle langue les Anglais parlaient-ils a Jeanne d'Arc ? Naissance d'un grand conflit de nationalites // Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc, № 16. 1992. P. 9 27.

174. Peyronnet G. En ecoutant la « voix » de Jeanne d'Arc la plus modeste : sainte Marguerite d'Antioche // Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc, № 19. 1995. P. 47 89.

175. Peyronnet G. Jeanne d'Arc et Charles VII : un probleme a revoir // Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc, № 12. 1988. P. 7 23.

176. Peyronnet G. Qui a tue Jeanne d'Arc? // Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc, hors serie № 1. 1996.

177. Pipponier F, Mane P. Dress in the Middle Ages. Yale, 2000.

178. Raknem I. Joan of Arc in history, legend and literature. Oslo, 1971.

179. Raitses V. La premiere entrevue de Jeanne d'Arc et de Charles VII a Chinon. Essai de reconstitution d'un fait historique // Bulletin de 1'Association des Amis du Centre Jeanne d'Arc, № 13.1989. P. 7 17.

180. Rapp F. Jeanne d'Arc, temoin de la vie religieuse en France au XVe siecle // Jeanne d'Arc, une epoque, un rayonnement, Actes du colloque d'Orleans en 1979. Paris, 1982. P. 169 179.

181. Renard A. L'etat civil de Jeanne d'Arc. Langres, 1879.

182. Renard A. La patrie de Jeanne d'Arc. Langres, 1880.

183. Riant (abbe). De la nationalite de Jeanne d'Arc. Epinal, 1870 .

184. Roy E. Etudes sur le theatre Francais du XlVe et du XVe siecle. La comedie sans titre et les Miracles de Notre-Dame par personnages. Paris, 1902.

185. Roy J.-J.-E. Histoire de Jeanne d'Arc dite la Pucelle d'Orleans. Tours, 1865.

186. Sackville-West V. Saint Joan of Arc, 1st ed. London, 1936.

187. Schmitt J.С. Les revenants. Les vivants et les morts dans la societe medievale. Paris, 1994.

188. Schnerb B. Les Armagnacs et les Bourguignons. Paris, 1988.

189. Schnerb B. L'Etat bourguignon 1363 1477. Paris, 1999.

190. Slavik J. Husitska revoluce: Studie historicko-sociologicka. Praha, 1934.

191. Sorel A. La prise de Jeanne d'Arc devant Compiegne. Paris-Orleans, 1889.

192. Thomas A. Le siege d'Orleans, Jeanne d'Arc et les capitouls de Toulouse // Annales de Midi. Т. I. 1889.

193. Vale M. Jeanne d'Arc et ses adversaires : Jeanne, victime d'une guerre civile? // Jeanne d'Arc, une epoque, un rayonnement. Actes du colloque d'Orleans en 1979. Paris, 1982. P. 203 216.

194. Vauchez A. Jeanne d'Arc et le prophetisme feminin des XlVe et XVe siecles // Jeanne d'Arc, une epoque, un rayonnement, Actes du colloque d'Orleans en 1979. Paris, 1982. P. 159 168.

195. Vauchez A. Les laics au Moyen Age. Paris, 1987.

196. Vauchez A. La nascita del sospetto // Finzione e santita, a cura di G. Zarri. Torino, 1991 P. 39 51.

197. Vauchez A. Les pouvoirs informels dans l'Eglise aux derniers siecles du Moyen Age : premier bilan // Melanges de l'Ecole Frangaise de Rome, Moyen Age, Temps Modernes. 98-1-1986. P. 7 -11.

198. Vauchez A. La saintete en Occident, aux derniers siecles du1. Moyen Age. Rome, 1988.

199. Vauchez A. Les theologiens face aux prophetes a 1'epoque des papes d'Avignon et de Grand Schisme // Les textes prophetiques et la prophetie en Occident. Rome, 1990. P. 287 298.

200. Verger J. Les gens de savoir dans 1'Europe de la fin du Moyen Age. Paris, 1997.

201. Wallon H. Jeanne d'Arc. Paris, 1860.

202. Warner M. Joan of Arc, the image of femal heroism, London, 1981.

203. Warner P. Sieges of the middle ages. London, 1968.

204. Wood Ch. T. Joan of Arc and Richard III. Sex, saints and government in the Middle Ages. Oxford, 1988.