автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Образное мышление Галактиона Табидзе

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Донашвили, Теймураз Иосифович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Образное мышление Галактиона Табидзе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Образное мышление Галактиона Табидзе"

А Е Л Д Б й Я Н А .V X ГРУЗИИ ^^ < .. Институт грузкнскоЯ хятврътура гл.!!.Руетазсл^.

Нт. правах рукописи

Ь

ДОПЯЛШЛЯ Тейцураз Иосифович ОБРАЗОВ ГШШИЕ ГАЛШШЛ ТАЕЩШ

10.01.01 - теория литература 10.01.0$ - грузипскад джрмура-'

ка соискание учзноЯ стелет доктора филологических наук

ТЩЛПШ 1956 •

РеДогл шавшжа а й1б*кгу«отруойнсвоа ялс-гсущрч сгекп !2о*т г^стаь&яа Акадсияя кар; Г^руэяй

Официальные оааоЕзгиы:

1. Н.ПЛабадзо» докгор фнлояогичзсшк наук,- профессор

2. Г.Л,Лог,щ\$г, доотор фгяологкчаскж кауя

3. Г.Д.В&яетг;ки, доктор фалолэгкчооакх наук .

в Институте грузинской литературы такП.Рустазаяк .АН Грузия на заседания научно■-егтвстйцшпяога совета Р 1001 С Р 10-5 Адрес: г.Тйклкся, уя.Коемва, Р 5

С яянсгртадкзй иогко ознакомиться в 6еЗлйотоеэ Екститута грузинской лстературв

"Давсвртьагоютй» шв*анг:", р&зселаи ^(; // 1995 г

УчекыЯ секретарь научиэ'-агтемсцетшрго совета, доггер фагологятесжпх наук

1995 г. в

часов

ч { ,

/I _

/Н.Аягфоишсааваял/

0137,-'Я ХАРЛКЯЭТСША РАБОТ!! ¿гл-.;^а>:!ость я шла е*;сл<?дов?нпя. Грузяискзя поэзкя XX вена уяасггедо'зяла ""з боякзяо лотзр&^урике ?радш:ки, котогко на прогяаенэт: кйгйх «кы^ий? бга.% сЪсриюоъ&гл я усягеряекс'г'озпнц «зорчеехтаи духом напчд,

Выросзпй 813 «аглдазаъяак я пяззекиЯ иярсао?. к-.-тьту-

р<й, грузянсваЯ с?к<-с?ганячаскя соединяет богатой от» г;лплсгс л кного гранные- худолествеккщ искания современности.

Процесс форгдарования новацией грузпнско? поэзии, гдтсрк-Л. начался с Ю-х годов двадцатого веха, представлял собой попытку вывода на магистральную ликиэ национальной поэтической культуру современных исканий в ойлг.сти грузинского стиха.

Не осталось ни одного элемсятъ стиховой стеухтур:*, дстор.й яе претерпел бы качестз-ш:шх кзкзке'^гд: радкк^ько уч-зялдосъ ст-нозеяие к слову, сфэрмироглдлсь ссзгр'зекко козая с

го кызяенпа, назероятю регторклся ^г-гржо-рипиргосуг репертуар, обиоБгжгсь ря§ма, усггагапдлась оо^огстастая оргпгдззсиз поэтической рЗЧД.

Таноэ решительное нзиетакке формы было тесно сгязако с таи-яевгзи содеятаняя» с обновлзянш поаимаиием супнсстп. п назначения лсозта, с новымя идейнэ-йстетяческшя позяшвсгя. Литературная реформ* 3 Грузни начала XX века, ззращанная э национальной сред?.. явилась конкретна* выражением тэте значит элыясс перемен, •гсторъгэ ясаытаяа европейская литература на рубеаэ дзух ввкоз.

Переоиенгг. грузтасксго сдала была сявтеРозд процессом. Это Н?е результат усилий с^гп юга двух поэтов и не злелуга накей-.г.-т-бо одной литературной 'теушгаровг-да. Я 'оруггозанлн ггуз;шско? до-заз! двадцатого гзка участвовало несколько псксгендЯ г?у?:<нсп:г< поэтов, что" вполне закономерно. Несмотря на это, бодьсая дзятччз-

екая реформа какого столетня связывается гхгвккм образом с гшенеи Гаяажтнона Табздзе.

0 Трагизм национальной поэзии . - начала века выразился особенно в том, что не существовало еще и не был найден- художественный* язык-; с такими качествами, которые смогли бы передать усложненные, богатые нюансами шцущенкя субъекта. Заслугу создания г полноправного утверждения ^зтого языка которая отводит Гелакткону Те-бкдзе.

Художественный язык и мшяеиие современной грузинской поэзии - язык и мшшение Галактиона Табидзз, поэ". рассмотрение наследия великого творца с этой точки зрения фактически означает осмысление тех качественных изменений, которым подверглись поэтический язык и мьпление на переломном этапе.

Грузинское литературоведение, несмотря на многочисленности-исследований, все еще остается в долгу перед поэтическим наследием Г.Табидэе. Неизучены не только вопросы периферийного значения, но и корневые, значктельнейзгае проблемы. ,0йщле положения часто основываются на импрессионистских опенках, но не на детальном анализе историко-литературного процесса.

В исследованиях, поевщоннкх творчеству Галактиона Табидзе, преобладающее внимание уделено художественному языку, Еопроса.4 поэтической семантики. По поводу этой прбблеш в грузинском литературоведении существует диаметральная противоположность мнений, бесспорно противостояние концепций. Данный труд ставит «елью изучение своеобразия поэтического мышления великого поэта на Доне критического рассмотрения существующих концепций. В то же время образное кшление взято в широком поникании - нас интересует

о &

не описание-классификация созданных поэтов тропов, а те существенные знаяЕ, которые превращают образность Г.Табвдзе в новое .

явление в историк твейзай груэтлгой поэзии.

Решение этой задачи требует прездэ всего ознакомления с теми причинами, которые обусловили объезтивнув необходимость перестройки художественного «шленкя, Она связана, с одной стороны, с анализом конкретной исторической эпоп* и отношение^ образного ишлення Галактиона Тайидзэ к национальным традиция»! грузинской поэзии ПХ века и, о другой стороны, со стилевыми новациями "новой поэзии". J

В связи с этим комплексом проблем в грузинской лктаратурове-дешш выработана опрздгленкая тоста зренкл, ксгорув в общих чзр~ ч-ах иожио выразить тагам образом: с IG-x годов двадцатого взга в грузтсяоР литературе воссзорнш фактом яаяяется су^эствозяняэ исстроедаЯ "новой поззки" и новаций в области форт, однако в национальной действительности для них не было мировоззренческой основы и соцяально-вкономического базиоа. То, что толкало грузинскую литературу к европейсно-русскому^декадентско-модеряистсгону направлена, было криэиоон стиля - без обновления, ставяаа втазг-пои мышление эпигонов "вествдесятников" и сентиментальное брязка-ние неоромантиков заводили в тупик национальную поэтическую культуру. Изучение творчества Галактиона Табидзе дазт 'стгмул для переосмысления в той концегщнн. В общетеоретическом аепаэте привнесение чужой форш пороакао* мировоззренческий "снцбкоз", а импортирование наряду о форной и мировоззрения обречено на эпигонство.

На основе конкретного анализа в представляемом труде показано, что те мировоззренческие элементы, которые обусловили создание "новой поэзии" не быта приняты Г.Табпме в качестве готового образца. В творчестве поэта они индивидуально вырабатываются путем реставрации универсальных устремлений национального романтизма я освоения эстет яка романтизма европейско-руоского. Этому создавали

объективную основу реальная политическая и социальная обстановка в Грузик качала века н оказашаяся в стой обстановке' духовная структура личности.

Г.Табвдзе органически воспринял идейно-эстетические искшгдя . европейской кризисной культуры кат. полноправный, участник общеевропейского процесса обновления. На этой основе осуществляется тот синтез, который для самого Галактиона стал характерной чертой ноной грузинской литературы. Он отмечал, что грузинская литература "обогащалась всеми достижениями западноевропейской и русской культур, не терял б то же время, собственных литературных традиций4*.

в шости Г.Табвдзе проходит пору ученичества у поэтик:: прошлого века, разграничиваем псевдочувсгва неоромантиков и классические традиции романтизма, берет курс на новхтзиу, ка модернистскую поэзию.

В отличие от "голуборощвв", которые ограничивались дублированием философско-эстетичесвих взгядов и поэтики символизма, Галактион Табидав сумел ассимилировать европейский модернизм, что увенчалось уже в десятых годах созданием не одного поэтического шедевра. Но Г.Табидзе, как это характерно для большого художника, пошел еще дальше - он предпринял попытку трансформации символистской образности в соответствии с новыми задачами поэзии. г '

Научной новизной работы, пошшо обновленного осмысления отдельных конкретных вопросов, моздо считать и то, что в грузинском литературоведении впервые предпринимается попытка целиком и сис-токко изучить процесс разлития образного «каления Г.Табидзе как 2 с'жсрсшоу /теоретическом/, так и в циахронном /историко-лите-

*. Собр.соч. в 12 томах, т.ХП, 1975, с.183 /на груз,

яз./.

ратурнои? аспектах.

ч Совершенно по-новому представлены шето я роль раш;ей лирики поэта в эеоляцч!! поГ.Табстдзе, доказан сот Г.Табкдзе с "фундаментальный! вдейко-Бстеттоцк::т1! пргащклакя символизма и установлена ерещфпЕа этого coma, выявлены универсальный принцип новой образности и конкретные особенности образного Мышления; охарактеризована вторая реформа поэта, определено ее кесто в кон-?ексгз целого творчества Г.Табидзе. .

Круг исследуемых проблем обусловил структуру работы. Она со-ítoht из введения, заключения и четырех осногных глав: глава I - . Ранняя лирика Галактиона Табидзе"} глаза П - ^гшткон Табидзе й символизм"; глава Ш - "Образность и образы"; глава 17 - "Вторая поэтическая реформа".

В груде представлена и критически рассматривается^научная литература, связанная с исследуемой проблемой, учитываются взгляды грузинских и зарубежных исследователей как на обидев литературные проблемы, так и на конкретные вопросы.

Работа подготовлена в отделе грузинского стиховедения Института грузинской литературы им.Ш.Руставелп АН Грузки. Работа была частично прочитана в качестве годовых тем на заседаниях отдела, ha институтских и республиканских конференциях в качестве докладов, почти полностью опубликована в академических научных изданиях и в республиканской прессе. Она частично вож/га в книги автора: "Эвфония стиха", "Литературно-критические письма? "Б поисках потерянных кличей* /в соавторстве с Л.Брегадре/ и "Вчера, сегодня, завтра".

СОДЕРЖАНИЕ труда В первой главе - "Ранняя лирика Галактиона Табидзе" - представлен детальный анализ поэтического творчества I908-I9I4 годов.

В враткой вступительной част» показана отношение грузинской критики н современного литературоведения к рашей лирике поэта.

На соврешлшои этапе развитая лгтерагуроводекыя рышсо творчество Г.Табадзе рассматривается кеа "пора лкаь литературного учс-качества", где преобладает инерцая поэзия XIX вена и признаки эпигонства кеорокаетшша"*. Однако шьете с тем подчеркивается, что 'Для становления мировоззрения и искусства то была пора "хождения по мукам", когда кое-где поблескивали вестникаыи будущего совершенства отдельные стихи и образы качественно нового типа"^. 3 более обобщенной формулировке это - "отмеченная стилевой пест-

О А

ротой , "диффузная поэзия" . В работе проведена мысль о том,что ранняя лирика Г.'ГаЙпдзо является кз только подготовительным периодом, но и особым этепоы, который дал поэта особенного строя с выраженный ыкросозерканяем и эстетической ориентацией.

Первая глава состоит из двух ьодглаз. В первой подглаве -"Содержание лирического сознания:" - предпринята пзпьггка определения типа сознания, реализованного в ранней лирике Г.Табидза. Установлено , что по свош существенен признакам это типологически романтическое мышление»

Ранние стихи Г.Табидзе пронизывает основная антитеза, рокаи-тйзиа - несовпадение действительности с идеалом; синонимические оппозиции: реальность - иечта, земля - небо, материальное - идеальное. Поэт трагически переживает »то противостояние, но, как

1. Г.Асатиани. Поэтика Г.Табадзе. - "Цисхари", 1937, Р 8, а.ПО-Ш /на груз.яз./. ' * '

2. Р.Тйарадзе. Галактион. Сочинения, 1973, с.П? /на груз.яз./.

3. й.Кенчотвили. К генезису поэзии Галактиона Табидзе. - "йацкв", Серия языка а литературы, 1^73, РЗ, 0.25 /на груз;яз./.

4. Т.Чхёнкели. Письма. - Тбилиси, 1572, с.202 / на груз.яз./.

ето присуще романтическому героп, мечтойбешф&тдорогу в дей-«аителыюстн /стихотворение "Дальняя ласка"/.

На начальном ошв разработки сп{щвфгйесйвх' *ем романтизма Г.Табидзэ следует литературным традициям, шнавадо забивать национального, социального я личностно-психологячеекого характера реальных факторов, котораэ выявлены в лкчныхзисъмах поэта этого .периода.

Параллельно о реставрированием романтического мшления в тру-,, де уделяется исключительное вникаяио пояене8нвз*ЙЕОв, мотивов я настроений "нового давящая". Например, э стихах Г.Табидзе функционирует классическая ро&знтячоская модель созвучии" пр дрода и личности /стихотворение "Только природа"/. Однако1 Шзкяк&ет новгй штрих - контраст мзвду духовккы состояшшг чШШха. я пр!фодой /стихотворения Ч)жвданиэ весна", "Скзртнай"/ Г-Шризкесекие влемвн-та сомнения является показательным симптомом "нового мышления".

В ранней лирике Галактиона романтическая традиция связана с темой яабва /стихотворение "Без любви"/. Д>бовь осмысляется вше средство слияния с абсолютов, которое получает образное выражение в оксимороне "дальняя близость". Он обозначает то противоречивое состояние, когда эмпирически близкий ощртцается как чухой и отда-яенны* /стихотворение "Бока будешь далеко"/, а близкий в центах становится реальнее самой реальности /стихотвореши "Дальняя близость" , "Призрак<«енщинн"/. Отсвда пряно и^ет дорога к таким парадоксальным, на первый взгляд, стихотворениям, как "Чем ты дальше"» "Твоей отдаленностью".

Романтическая тема любви приводит к характерной для "новой поэзии" вдев вечной женственности, которая связывается с образом Богоматери. В стихотворении "Айе Иарйя" духовное возрояденив личности, измученной индивидуализмом, кислится как причастность Во-

кеетвенного света к вечной кекстаеююсти, преодоление непостижимого путем любви.

Внутрэннее противоречие мзжду земным и идеальным началами, что характерно для концепции романтической любви, приводит "новую поэзию" к бесконечности. Она проявляется и в поэзии Галактиона: образы Еегсцюы - объекта мечтаний, божественной иконы заменяет "жегецкна-деыон" /стихотворение "Под уставшими ресницами"/.

Наряду с поисками ейзолгта отличительной чертой романтизма, является индивидуализм. В ранней поозик Г.Тобидзе, особенна в плосе, присутствует элемента байрсниэка, воспринятые литературным путем, но его природе болое знача/.а созерцательность, сосредоточенность на себе; поэтому б-ранне?, лиржс Галактиона специфический образ принимает существенная для романтизка тоска по метафизической свободе, теиа борьбы.

Лирический субъект погружен в борьбу поуиыо его чоли, он борется только по инерции, стютЯноту сердечному порыву /стихотворение "НеистовствуйV. Борьба не имеет никакой иели потому, что для лирического субъекта "все одно" /стихотворения "Песня путника"/ "Черный ворон"/. Дня поэта важнее сама стихия борьбы, которая имеет парадоксальное содержание, сущность борьбы - г поражении. Поражение вызывает муки, мучение же - источник прекрасных чувств к переживаний. Возникает концепция "прекрасной х-уки", которая для поэзии Г.Табкдзе имеет особое значение.

Романтической поэзии знакома теиа "прекрасного ¡.-учения". Р конфликте с действительностью сотвсримо то духовное богатство, ■которое более всего ценно для «ировоззрение роуанткзка и которое вездает начала творчества. Поэтоцу рогантэтеская личность, испы-тываицая уучения от дисгармонии шзни, в то аг время наслаждает-

ся своей мухой*.

"Прекрасное мучение" в ранней лирике Г.Табвдзе - за-тпоГггая категория философсяо-эстетяческого содержания, с помощью но торой поэт гштается снята романтическая антитезу мехду действительностью и идеалом. Галактион отвергает "взчность", ггримирчется с пра-сотой настоящего именем поэзии, которая язкяасъ единственная ценностью "во времени я пространстве".

Понятие "примирения" имеет сложное содержание. Оно подниуа-ется от идиллического, несколько обывательского понимания /стихотворение "Примирение", 1912 г./ до мировоззренческой категории /стихотгорение "Примирение", 1915 г./. Отрицая бытие без страдания в идеальном ш-грв, Галактион возвращается к реальности, примиряется со стихией мучения н смерти, ибо это мучение - иетотют поэзия. "Примирение" не подразумьлает простого восприятия - признания действительности; сно ямоет чисто романтический сжсл. Поэт должен гглть з иечтз тек, яая он гизет в действительности, и~ о тип путей осуществить романтическую идея единстза искусства и действительности.

В ранней лирике Г.Табидза по-новому поставлен вопрос о предназначении поэта и поэзии. Соответственно новым задача« а стихотворении "Поэт" трансформируется реалистическая концепция пробуждения народа. В ней нет ничего общего с решением конкретных, эмпирических проблем. Желание Галактиона заключается в том, чтоби народ признал "чистув поэзию" и приобщился к "другому пространству" - идеалу.

На *оне этого глобального, универсального стремления меркнут ?г:-лз фундаментальные этические прикшяы, кая служение роди-«

I. Банолов В. Эстетика романтизма. !■'., 1966, с.98.

не и нация. В стихотворениях "Ч^о?", "В узких свалах Дарьяла", "За чертой судьбы", "Прощание" вадна личность, обладающая "новым мышлением" для которой характерно сознание безродности на родине. Мотив отчуждения от родвда, который представлен в стихотворениях "Цустыня", "На родине",. 6т не знаком грузинской поазии.

Истинная родина для-Галактиона - поэзия, которая является ]~ средством общения с идеалов и причиной "примирения" с действительность!). Поэт не один, ибо там, на истинной, духовной родине, ; его идут Данте и Руставели, Байрон и Бараташвили, ибо существует такое волшебство, как поэзия.

В работе уделяется особое внимание признакам ломки романтиче-« с то го нжления, что проявилось в безысходности и скептицизме. В стихотворении "Пустыня", занимающем особое место в духовно* развитии Г.Табидзе, сознание, охваченное скептицизмом, все подвергает сомнению. Происходит глобальное отрицание не только вдев, которая когда-либо имела цену в эмпирической реальности, но и с а-уой приверженности к- идеалу и поэзии. '

Возникает чувство полной отчужденности от мира, как бы сонного существования, личностной раздвоенности /стихотворения "Вместо надеады", "Лука поднялась над горам»"/. В лирику Галактиона входит образ обличителя, "бога мучения", демона. Характерный для романтической традиции параллелизм мевду личностью поэта и демоном /стихотворения "Демон", "У дверей рая", "Новой поэзниТ . меняет характерное уподобление. Слышится роковой призыв: "Останься сатаной, останься демоном!" /стихотворение "Гость сумерек"/.

Наряду с божественный возникает демоническое; наряду с верой -♦

безверие, наряду с доброе - зло. Предметы и явления подаются как епинсгэо противоположностей /стихотворения "Бог", "Ночь", "Гете-

Вместо гармовяи на первый туган выдвигается дисгармония, т.-ир переполняется диссонансами2 Романтическое сознание отмечено содержанием и знаками,"нового сознания".

В стикотзоренки "Все другое" /19Г4 г./ передано состояние духа, удаленного от божественных начал, разделяющего демоническое, _ "который не различает божественного и сатанинского, светлого и тефого, дня и ночи, так как для него все едино, кроме поэзии.

3 конце подглавы рассмотрено стихотворение "Искусство" ,

.у -

/19С9 г./, где отрицается реалистическая концепция единства лыз-ни и искусства, Поэт Исследует "чистую поэзию" и будупие пути к ^ "дальней^узыке", которые проходят не по земле, а устремляются к небу. Знаки, которыми Г.Табидзе характеризует искусств^, - "Чэр-ная книга", "Капле» крови", "Горький яд", "Чистая поэз'/л", "Дальняя музыка" - обрисовывают контуры "¿ювой поэзии".

После определения типов лирического мышления 2о_2тс2ой£Д05-главв - "Традиция новации" - охарактеризованы способы слсвеской реализации этого понятая. Романтическая ляртаа Г.Таб;здзе рассматривается, с одной стороны, наряду с грузинской поэзией ПХ века, с другой стороны - в отношении к "новой-поэзии".

В раннем творчестве Г.Табидзе, особенно з первые годы, отмечается сосуществование стилевых элементов различного происхсжде-. гшя. Вместе с традициями классической поэзии XIX зека ощутим непосредственный контакт с демократической школой я поэзией "неоромантизма".

.'3 труде подчеркивается, что Г.Табкдзе уяе в шости познал

эпигонский характер демократического и "неоромантического" на-

псаэлений и уте з начале 10-х годов отстранялся от них. Поэтому

'от

соображение о "сталезой пестроте" "дЕ^-эида* ранней яиювзд поэта в работе не разделяется: Г.Табидзе - псг>т законченного рс-

мангического стиля, и если в его ранней лирике время от времени вспгогсаэт черты другого стиля, то они являются элементами культурного сознания, традиционного фонда лирики.

В подплаве специальное место отведено вопросу об отношении к традиции. Если с самого начала традиция предстает, как влияние и отклик, то впоследствии процесс трансформации усложняется, возникает реминисценции и аллюзии. В работе приведен не один образец трансформации теп, идей и образности.

Поэтический омел стихотворения Г.Табвдзе "Как хороша была роса" /1910 г./ основан на едшстее двух.образов, вктекахцих из лирики Н.Бараташвили: "росы" и "солила". В поэтическом сознании Н.Бараташвили осушение росы солнцем осшсляется как животворящий божественный процесс перехода в вечное единство. То ке явление пережито Галактионом как "гибель росы". В жизнеутверждающий образ поэт вносит мысль о смерти и продает совершенно иное направление теме. "Роса" - "дйтя неба" для поэта - символ готовленного в красоту /"Роза"/ поэта.-"Солнце" олицетворяет действительность, которая до определенного времени б радующих цветах играет с "росой", но вскоре выпускает из нее дух. Иде:¡кое содержание образов Бараташвили диаметрально меняется, традиционные образы наполняются скислом "нового мышления".

Проблема традиции рассматривается в работе с учетом той специфики, которая характеризует '-ее в лирике, Ки в одной области литературы традиция не выракека так слогко, как б лирике, где она со всей силой проявляет свою консервативную природу. 3 то ке время традиция - опора лирики, вне которой контакт между поэтом и читателем становится невозможным. Смысл в лирике передается посредством поэтических формул, . агорие долззш обладать Ч:ач£Ьтвом создания моментальной связи межцу творческим актом и актом бос-

т

Пр!1ЯТЯЯА. ' •

Многое завис ад от того, как "сидит" в сознании читателя традиционный поэтн7и,1!;иП язык со своиуи интериндивадуаяькыми ассоциациями. Именно традиция создает зозно.чнооть моментального контакта. Поэтические формулы ямевт исключительное значение для воептэи-ятия лирики^..

3 ранней лирике Т.Табидзе часто повторяются традиционные слова-образы: небо, солнце) луна, звезда, облако, луп, гтрсятапя, море, ручеек, роза, "-лдет, капля, роса, лето, осень,;: др. Часть: и распространенные метафорические Формулы: челн зизнн, корабль герц, луг жизни, сад грусти... К им добавляется распространеннее эпитета: озорной, вольный, нетаый, плавный, споко;^нцЗ, тихий... Сравнения: чистый, как ручеек; яркий, к а:; свет; утренняя роса, как алмаз...

Б работе проводится же ль о той, что, несмотря на многообразие традиционных образов, если учитывать специфику традиции з лирике, невозможен односторонний вывод о том, что поэт оперирует абсолютно старыми представлениями. Традиционный материал создает }он для контакта поэта с читателе«. На этой фоне выделяется ро- • ыантичесная поэтическая система Г.Табядзе, в центре которой поставлена сконструированная романтизмом избранная личность со сбоим специфический шзленаем.

В труде показано, как романтическое мировосприятие и ыыале-ние переходят в слова-понятия и слова-образа в качестве тем, мотивов, поэтических образвв, посредством которых моделируется рэ-вмантическая концепция? на сег.-акттг-'зском уровне. Если изъять обра-

1. Л.Гинзбург. О лирике. Л., 1974," с.12.

2. А.Весеяовский. Историческая поэтика. -Т., Г?45, с.27'>,

зы ранней лирики Г.Табвдэе из контекста"8по«1 я в общем поставить вопрос об огаошении к традиции, проясняется вывод: элементе поэтической системы романтизма полностью умещаются в рамках традиции.

Проблема реставрирования романтизма в труде исследуется в конкретно« историческом контексте впохи. Восстановление поэтической системы Г.Табидэе осуществляет в новой исторической ситуации на фоне действия реалистического поэтического канона. В обстановке усиления эпигонской "поэзии" оживление романтической традиции было воспринято как новинка. Эту мысль подтверждает реакция критики 10-х годов на первые жнипи Г.Табидэе.

Г.Табацзе обновил дуть Н.Бараташвшш /по его мнении, язык Н.Бараташвили "больше приближается к современности, для выражения современной любви и печали"/,"но не повторил его. В пределах романтической концепции Г.Табидэе занимает особую позицию* Про- •• тивостояние идеала и действительности нашло "примирение" в категории "красивой муйи", этический императив сменил.императив эстетический.

Восстановление мироощущения и стиля романтизма имело решавшее значение.для будущей поэтической рефориы Г.Табедзе. Европей-* екая и русская поэзия естественно, путем эволюции пришла к "новой поэзии" - романтическая линия не обрывалась.

В Грузии в результате полувекового господства реалистической поэзии романтическая традиция б&ла как бы забыта,вначале необходимой становится ее реставрация, подготовка мышления читателя, а затем органический приход к новым идейно-эстетическим настроениям.

Если грузинская поэзия спаслась от европейского эпигонства и восприняла проблемы европейской кризисной культуры как собственные, то в »том большая заслуга молодого Г.Табвдзе. Галактион восстановил и втим путем сам подготовил гу традицию, которая дала

Т7

4 естественный, эвоявдионшй образ обновлении грузинской поэзки. С этой точки зрения Г.Табидзе esa яэккется.собгтвеиш®?.-предяеет-веняиноы.

В работе проведена мысль о тон, что.ранняя.-лирика Г.Табидзе формировалась в рамках романтического стиля, что многое проясняет в связи с образнш мышлением.

"Готовый стиль", как форт варакения сознания, подразумевает существование ранее спределеннЕХ тем, мотивов, настроений этого сознания. С цельа их варешия таззз заранее рьзработаяв поэтачэ-ссяЯ лексикон и правила сскаапргооЕой связи.

Слово в стихе оярукезо олргдалзшоЛ ядеолопгюгпой апгас?«-рой игзггз, крутой omsiüñ и пргдзтгшлский, гегеет эхепрессяя, .текси-чесауп з:-:ас2£ость. Действие поэтиш "готового стиля" иллюстрируется детальный анализом поэтаиа одного стихотЕорешгп Г.Табвдзз /стихотворение "Увядание"/.

"Готовый стиль" посредстзо:! художественного е^фекта связива-от определенное контекстом лексическое соответствие, поотоцу он не нуждается з образных новациях. Более того, ся ориентирован на традационкуэ кэтзфоретзекую формулировку, так как традиционность оглушает ceMSTinecrya двушшновость тропа и оставляет е:лу только эмоциональноэ соответствие. В такой обстановке существование традиционных формул в ргашей лирика Г.Табидзе все-таки должно бить •признано не "ученичеством", а явлением, опрзделенкьм поэтикой "готового стиля".

В работа в облрве чертах показано, что дал романтический стиль Г.Табидзе с точки зрения приблнжвшш к. "новой позтике". Романтический стиль обладает тезденциз й-. аб г-кп-гс ст и. Абстрактность - существенный знак "новой поэтики"' ЕЧТ&бкдзв.

Ранняя л!5ркка доставляла яоэг;-- апрсбкровагзшЯ в. сознании чи-

тг.телз готсьый словесцый материал романтической традиции, Такок' характерные для состояния мхра и личности слова-понятат, абстракт* ккз понятия, в семантику которых адсасн х^.о0'.1пир;:че сккй сг^с.1; эпитета неопределенной семантика; овитого» обозначающие безкздса-ность с функцией определения неопределенных шстдаыений.

Один из характерных законов "новой поэзии" - устремленность • к дематериализации шра. Эту- функции выполняет- универсализация эпитетов и абстрагирование эпитетов, что годтрервдается уже в ран ней лирике. Семантика эпитета настолько расширяется, что теряет конкретность и остается только функция оценки /"Горький ветер", Горькая судьба", "горькая сказка"/. Более эффектно абстрагирование эпитета, что ;аироко используется в новой лирике Г.Табидзе.

Кг. последнем эгапз р.и-шого творчества усиливается желание вывода "готового стиля" из контекста. Ломается определенный принцип рационалистической поэтики - соответствие слова основному смыслу. Логические связи мезду словами ослабляются, они сближены на основе уподобления эмоциям. В труде встречается не один пример таких образов, которые в перспективе приведут к "новой'поэтике". Эта поэтика не роздалась в пустоте, не определялась только чувой традицией. Ее корни были пущены а ранней лирике Г.Табидзе, и еа питает родная традиция.

Романтическое сознание перестраивается в "новое сознание" путем усиления индивидуального начала. В результате усилившейся дифференциации оно ке совпадает с условностями романтического "готового стиля", который предпочитает "идеальные" формы конкретным чувствам к впечатлениям. В поэзии Г.Табидзе возникает противостояние иетду конкретным восприятием и обобщенностью слова, начинаете." поле? "нового" слова. « •

гтехой глазе лиссетугакюнногэ труда.- "Ралйзтаэн Табидзг

i'J

и! символизм" - предметом изучения является.отношение поэта к ведущему литературному иолраэдект® XX веда - сгагесяагыу, :-отор.й тически определяет эстетическое лицо г,;;ог.ой поэзии". Глава состоит из двух подглав.

В пе£Рой_подг.тавз - "Из историк проблемы" исследуется отношение грузинского литературоведения к'кзучаекоку вопросу с 10-х годов до наших дней. Отмечается, что определение творческого метода Г.Табвдзе - слогшейдзе дело, ибо па отдельтлх этапах позти-. чэсгсой эволяции акцептгрозалпсь разлгтоз-л ттровоэзрэлчгско-гсте-тичесзне прннципн. Поэтому. поэзго) Г.Табццзе сзягняшгс почти со всеки творческим иетодгзга, келразлеяпг!г1 шк сиолгкл, будь то рокаитизк, реализм, рз^казичесжЗ резлазм, кгсрсавнкяш, гаярзс-сглтзх, символкзк, пгсскй рзазсгзг:... "лдуга ба аог^зз ira зани-кая нсследоаатвль, ка цутя кэученкя п&ззгяг Г.Табпдзе перед нем обязательно возиякае? пр'оЗдз:» с^гаоязпига.

Связь Г.Табздзэ с салзолистгмя намотается с Ю-х годов.//и:, Папава, ГЛр.'буртсзэ/. 3 рецензия иа яервув книгу Галактион?. Т.Табидза откзчал существование таких образов, которпэ "создавали яялюзпю символизм." я связывал будущее поэта с этик каяравло-киом*. Посла изделия "Артистических цветов" /1919* г./ грузжсглз; критика 20-30-х годов в основном разделяла сояз Г.Табвдзэ с скк-золизкон, однако он приравнивался к такому греху, который долген быт быть объектом вечного покатай.

В современном грузинском лктературоведегсп: существует два диаметрально противоположных мнения. Большая часть исследователей в раз.тачньк форхах разделяет и подцерзкзает союз Галактиона с символизмом /Г.Асатиани, Г.Еенглвшш, Ак.Еадерелия, Г.Гачечк-

I. Т.Табвдзе. Соч. в 3-х томах, Т.П. Тбилиси. I9S5, с. ГОО.

ладзе, А.Васадзэ, Д.Тевзадза, Г.Канказа, И.Кенчоашилн, Г.Иаркви-ладзэ, Н.Натадзе, Я.Радиани, Ак.Хинтибидза, С.Цашвяли, Т.Чхеы-нелк, Г.^якбладзо и др./. Эгу точку зрешш не разделяю? Д.Бена-лгоили, Р.Тварздзе, Н.Квеоелава, М.Киквадза. В труда проводится идея о тесном контакте Галактиона с символизмом к с этой позади отрицаются аргументы, иалр&Елекшо протиз этой идеи. По нашему © зенки, без учета фактора символизма остается-,необъяснимые вопрос о генезисе "новой поэтики" Г.Табидзе, в обцем, мы оставляем поэта вне глобального литературного процесса, что так же неоправданно, как и не соответствует исторической реальности.

Признание союза Г.Табидзе с символизмом для нас не вывод, а рабочая гипотеза, которая требует конкретного обоснования. Бесспорно, главна?. вопрос - характер этого союза. Что это было -механическоевосщкуюзадение сиызоиистской поэтики или приход к корневым пробдеьам эпохи, обусловленный внутренней логикой?

Отношение Г.Т&бидзе к символизму рассшл решается в труда в двух аспектах. С одной стороны, приведено сравнение мшЛения, зафиксированного ранней лирикой поэта, с. символистским мышление«, с другой стороны - анализ основных принципов "новой поэтики" ГЪ,- . лактиона на фоне символистской поэтики. Этому вопросу посвящавт-ся вторая и третья подглавы.

3 процессе сравнения мировоззренческих принципов романтиков и символистов выделены такие параллели, как поиск абсолюта, б^г-5 ство в трансцендентальность, романтический конфликт действительности. с идеалом и символистсхоз противопоставление феноменально- . го :: нсууенального «гроз.

Рснантизм й&анает единственно истинной страной идеальный ••:;р, оаггелята - мир надчузстзеинкй. Два направления бесспорны«

u:;:^ ^zbzzi, кегостк^аьах, иррациональ-

шк начат, э ргадьйЬм кгдт путь в пддреальксо, отр;гэдат т/ть логического ncs::aintri и счЬешляог кксгзей ^оргой познания штулшгз творчсской л>1чн0сти.

Все элементы ротгантичзского миропостяяения, которые пэргчнс-^лены веяэ, обнаруживается в ранней лирике Галактиона, поэтому символистской мировоззрение да косило к. газ го пршцнжзлъно кепрп-еулемого для Г.Табцдзе. Символизм еце более обострил снутренкее противоречие рсмантизма, дал противостоянии ярко пкра.?снну!з сонаксную íopuy: Поэиыу так беспрепятственно переходит :.:о-

t'teh, на'усроешя первой -¿кигн з "Артистические цвета", "гдо сил сб' рзтаат неесинзннузо яркость и ищут новые £ормы. '

В отличие от русских, сшаолкзтсв» хоторке бела яеэтлш roo-ретякаш, Г.Табидза был чистым лириком. Поэтому его ?лфсноспренчэг

lJ о _

ско-эстетические принципы отражены в его по-зии. Б ргм-оте дс-тг-дапо

проанализировано стихотворение "Тополя в снегу" /19 £ с г./. доказано, что з произведении осуществляется девиз •'¿^'WtL.^i

Wt " - tJ* реальности к налреалшеегл" ¿ В стихотворении представлена дуалистическая концепция: хзпрггюская реальность /"привычный холод"/ - ирреальная сторона /""кепрааг-иаЯ сз~т"/. Пересаливание дуализма осуществляется з суб^актхзнас зидек-лях поэта - "от привычного холода к "непривычному спзту"Т Близость ™ с.шк золистсхсму методу заложена в творческой процессе Г.Табмдзе. IIa начальной стадка поэт исходит "лз эмаурической действительности, дальае постепенно стирает зз контуры, уход: ¿г от реальности л cc~tü-эт новый, свободный от предметности . Эта тендзкцкя настолько ■•■суна, что имеет характер творческого rretno;;"':.. Dto oís^s «»тукясгэ з труде иллюстрируется посредством сарупудззксг© ги&глза. ~:vo •зтксотгорокня "То::с..тя б скегу'', qssksvukí тех фактов, ¿отер:;« с»-дзрт:? ssrerpsä, первый опуб^Еоганкнп текст и г^сичатедь:-!* •.

дакпкп.

0 Всякое изменение, которое осу^всгбдяегся в стихе, едет с уче-то« шфовоззренческо-эстстичеохих принципов. Все материальное,конкретное исчезает из ткани стиха ¿та утрачивает весомость. Зггштри-ческое отображение предмета уступает ыесто метафорически преоСра-ззванному поэтическому ведении, "иной реальности". Перед наглый глазки осуществляется шифровка поэтических чувств и впечатлений предметами - ишак словами, процесс сюшодизацпи. Происходив то, ь чей /> .Белый писал: "Образ кал: модель переживаемого содерэакия

сознания есть символ. Уетод символизации, перегмзагщй образами, _т

и есть скйеолизк .

Б третьей по2глабэ_показано отношение осноешх принципов "ново?, .поэтики" Г.Табидэе :: символистской поэтике. ЗГэяание выразить кепбстишяюсть, иррациональность, известно, приводит с1ч-ьолизц ж музыке. В3груде кратко охарактеризованное предпоскс-г*, которое обусловили кскшвчжгегьнуи роль кузыки в эстетике сгасводз?з~ ыа. ?уцдаиеатальиаЛ пршздш сближения поэзии и ыузша; ¡шел репадг-цее З55ачениа при формировании "новой поэтави", нового поэтического языка.

На этом об^ем фоне показана большая заинтересованность F.Ta-бадзе музыкой, особенно "новой музыкой" Р.Вагнера, что проявилось, и в раннеы творчестве /стихотворение "Музыка",ISQ9 г./, и в двух программных стихотворениях; написанных в 1915 году /"J(>i po<rfi-

" и "Вагнер"/. Заинтересованность реформаторским творчеством Р.Ватера с его принципом единства противостоящих начал и его дассонансазли авкхаеь знаком перехода из родного мира гврмоничо-

ской культура е ДИССОНаНСШЙ, ,,-ИОНИССИЙСЕИЙ ic5p2, в. <оПер-

1. А..ЕелаГи Арабески. !£., ISII, с.255.

2. АхДкяткбццэе. Галал^кск ш«* голуб;?рст:.'Й5а©:гз}1922,с.120.

венстее иузккад^костк з г.озтаке теиб.-пслта Галактиона к Р.Еогис-3 ~ ь ~ о

рз. Б труде приводится не один фаът з подтверждение ?зго, что Г.Табздзе знал и разделял фундаментальный принцип символистской эстетики, что бто сбуслоатено внутрегашм качество« поэта - музыкальна! восприятием явлений. ■> Синголиз!.' создавал новый поэтический язык на конструктив;-:;"; одровв муоьшк. Для поззии ядеах становится суггестирнкм принттсм. средством влияния на интеллект к чувства. Символизм задвинул эзп-ред те элемента, ветерке в рациональной портике и>.<ели куль тивнее значэяие /звукопись, рр*сшия'- иди зос5т,? коззт'ят:: в ражеаф декстзукзцэго поэт;г-:зскэ?о канона /"тозгрес ?ь" сбрв.-/* -НСРЙЙ ПрИНЛНП поэтики/.

Сблинеше с музыкой осуцезтзлилось скмчолистамп тгуун ;г, 53»: "текучей", музанаяьно неустойчжой сбрачцостъч л ергдет-

гоми, которкэ кмеди нечто общее с музыкой /"ук, ритм, ¡йггзнч-

о

яия/. В поэзии Г.Табздзе рсализояаш аба пути. По дозкки .тестов, слово свогш прядаы значением связано с ¿неэтей реялм-о-стьэ, поэтому они пытались освободить слово от :>того сох'За, превратить слово з намек, нзанс. Отсюда берет напало ©тюц»$кчз<кгс£ принцип лсэтики стдзэластоз - а.'тЬ'та^эское объединение слзз, >>, результата чего язкеичвекие едянег?а утрачкзаат основной смысл, препрапавтея в обозначения,

Обозначен:!© - характернее. зэленке з поэтпческоу ""•-■ко Г,?*:.-

О . -

бидзе. Посредством конкретного анализа худсасстаенкух обраяоз поэта показано, как слова, охазазпився в худсзксгсанксп

Кг '

уграчкаах» одугиаыа коитуш и прогреется а оляээка. Люгед. кат-: средство рвалкзвдп: йнтуатавно позказаохого тргнсггадг'Угалъ-нсго начала, основывается на яркшдета обозначения. Сгое? състрс-дйяенксстьв, гзгогозйачксс^ьэ ок прг'бтпаэтеп к г.уатл:-». 5"з

\

чайнз В.Брюсов определяет символизм кале "поэтику обозначения"» Эту $енценцию выражают строки Галактиона в стихотворении "Из дневной прозы",

Б поэзии Г.Табидзе налицо и второй принцип сближения с уузыной- создание кузыкалк иллвзип чисто зерскфикациогашаи способам: /трита, рмр-а, звукопись/.

Этот способ в своем лучвем вырагении принимает вид полифонии к отличается, скаге^, от монотонного повторения звуков у К.Баль-иокта. В работе рассмотрено стихотворение " Уо//Показана функция звятсовой организации в решении задач символизма. •

В коше главы ведется разговор об одной вьгкой черте скьшо-лиэиа - эстетике тайного, что также характерно для лирики Г.Табн-дз&. Она, с одной стороны, связана с романтической традицией, с другой - стимулируется символистской поэзией. Для иллюстрации этого полояения рассматривается стихотворение "О вуали и виоле*. Атмосфера тайны характерна не только для многий стихов из "Артистических цветов", но к для лирики последующего, периода!

Во второй подглаве - Ы^^ " -

предпринята попытка показать, чем обусловлен органический приход Г.Табкдзе к символизму.

В ранней лирике Т.Табидэе возникает тенденция нового осмысления проблемы добра - зла, снятия их противостояния, то есть та тенденция, которая обуслозила'кризие европейской гуманитарной культуры и декаданс. Травестийность понятий добра - зла, воплощение зла как эстетического объекта ощутимы в стихотворениях "Бог", "Ночь ГеТсшаник","Покаяние", "О, друг...", так что Г.Табкдзе не воспринял чужое мировосприятие в готовок- взде и на пришел к но-

I. И.Кенчэяв;ш:. Галактион Табидзе и европейская литература.

Соч., с.64.

.»Ой форме посредством устаревшего мышления.

В "Артистических цветах" объединена, два начала. Они, с одной :тороны, произрастают из ранней лирики Г.Табидзе," о другой - имеет горький привкус "Цветов зла" Ш.Бодлера. 'В труде обосновывается, что вынесенные в заглавие второй книги, оба символа, которые

/

связываются с поэзией Бодлера, подготовлены в лоне ранней лирики. "Череп" образно передает синонимию действительности - смерти, а "цветы", как символ искусства, в готовом виде переходят из ранней лирики.

"Череп с артистическими цветами" - оксиморон, который подразумевает приход к единству противостоящих понятий смерти и искусства. Это символически зашифрованная та ие "прекрасная мука" -примирение именем поэзии с действительность», со смерт&и.

Концепция, которая основывается на понятиях "красивой мука"* и "примирения", разрабатывается Г.Табидзе с использованием определенных философско-эствтическюс источников, но индивидуально. Эта романтическая концепция обнаружена в программных стихотворениях "Дуна Мтацминды","Синив кони", "Примирение", однако они в высшей степени обострены и эстетизировали. Во Етором поэтическом сборнике представлено связанное с хаосом и диссонансами эпохи "новое мышление", не потерявзез связи и со своим романтическим прошлым. "Роза в песке" - символ трагедии томящегося романтического духа, который в пустыне бытия Есе-таки тяготеет к свету. Поэтому для Г.Табидзе осталась чуздсй декадентская крайность: абсолютизация зла, культ уродства, в общем отрицавший радикализм кризисной культуры. Г.Табидзе приобщи., грузинскую поэзию, зашедшую в тупик эпигонства, к европейским поэтическим исканиям. На определенном этапе творческого развития он осваивает поэтику символистов, затем трансформирует ее з соответствии с новыми зяда-

чами.

В третьей глазе - "Образность и образы" - отмечается, что в поэзии Г.Табвдзе качественно изменяется отношение к лирическому переживанию. Описание и передача результатов восприятия и познания уступают место тенденции непосредственного выражения чувств и впечатлений, что является общим признаком искусства XX века! йаг лание зафиксировать мельчайшие нюансы первоначального процесса восприятия обусловило переиену отношения к слову. Вместе с логически-каузальной связью со словом в поэзии возникли принятые за второразрядные слова-объецинители, как эффективное средство передачи сложнейших-психических колебаний. "Освобождение" слов дало зознодюость более дифференцированного определения психической реальности и чувственного содержания.

Новаторское отношение к слову^ по-новому поставило вопрос образного мышления. Определяящим знаком для конструирования образа становится ассоциативная связь предметов и событий, что выразилось в создании внешне неожиданных словесных согласований. Троп принимает синтетический характер, способность выражения разнообразных оттенков чувства.

'' Как великий поэт, Г.Табвдзе чувствовал, что "новая жизнь требует новых форм, новые формы жа - "новых слов"2, и направлял свои творческие усилия к выражению чувств, настроений и впечатлений, невыразимого в выразимом. Эта позиция заявлена в соответствующих строках повта.

В первой_подглаве - "Общий пр'инцип образности" - приведена общая класси5ихаэия поэтических образов Г.Табидзе.Выделяются три

1. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Н., 1990, с.16.

2. Г.Табидзе. Сочинения, т.ОТ, с.17.

основные группы: I/ традиционные, или основанные на реальном употреблении предметов образы; 2/ образы, основанные на уподоблении впечатлений и.З/ "сложные" образы, где трудно установим или совершенно неизвестен знай уподобления.

В традиционной тропике заложен основной принцип рационалистической поэтики: знак уподобления ясен ирреален, и еоэти он не главный, то, во всяком случае, близкий к основному смыслу слова, обозначающего "предмет" и "образ". Например: "Горн, запестрели, как жираф". Подобный знак - "пестрота" - основывается'4на визуальном уподоблении и приближен к основному значению двух компонентов сравнения - "предмет" /горы/ и "образ" /жираф/..

Образные новации Г.Табидзе связаны с образами второго типа, где уподобление предметов не объективно-реально*а основано .на уподоблении впечатлений, субъективно и в определенной мере свободно. Собственно новизна обнаруживается в таких образах, которые формально повторяют структуру классического тропа: а/ параллелизм объектов /"предмета" и "образа"/; б/ сравнение объектов и обнаружение уподобления; в/ вывод. Например, "длинные лилии пальцев": стадия I - параллельные объекты, пальцы, лилии; стадия П - установление уподобления: длина; стадия Ш - вывод или формирование тропа: "длинные-лилии пальцев".

Новизна выражается в отнесении к знаку уподобления. Вместо индивидуализации*знака уподобления, характерного для тропов, усиливается субъективный момент - предметам и явлениям приписывается те качества, которые желательны для субъекта. Вместе с тек степень субъективности в поэзж Г.Табидзе фактически не ограничена, поэтому сна создает не только эффект неожиданности, ко иногда приближается я границам семантического "-затемнения".

Особенность художественна об-азо» Г.Табидзе определена вто-

* '

рой стадией. В результате ассоциативной связи между элементами образа знак уподобления становится неопределенным, многозначным; логический хе союз между словами ослабляется или совершенно исчезает. Элементы поэтического образа обретают сравнительную независимость, возникшие с ними ассоциации сбогащавт образность. Поэтому "словно длинное лилии" по смыслу и эмоционально более сложно и неоднозначно, чем "длинные пальца".

Механизм эмоционально-ассоциативной связанности слов более всего ясен в сравнениях, где структурные элементы тропа - "пред-» мет" и "образ" существуют отдельно. Анализ художественных сравне кий Г.Табвдзе показывает, что в основу сравнения поэтом положен охлн-етинственный знак, определяемый целью и обладающий широким^ зсзмсансстями. Для осмысления подобного тропа необходима полная мобилизация духовного опыта читателя. Следуя означенному поэтом уподоблению, он обогащается, своими субъективными ассоциациями. • Р^адриьер, в сравнении "я очень люблю фиалкового цвета снега дев-ззябонвый покров" односторонне определяется, на основе какого зна» ч&ш сршша "снег" и "девственность". В поисках знака уподобле имя охивлхется все допустим» значения двух слов, которые обога-щахт образ ассоциациями.

В труде отмечается многообразие так называемых образных сравнений в новой поэтике Г.ТабиДзе, когда, мир предметов разъясняется духовными реалиями. Этот способ идет от традиции романтической . . поэтики, но обогацается акценткфованиам субъективных ассоциаций.

Такге часта та эффектна» образность сравнения, в которой объекты сравнения поданы в форме параллелизма. Она выбраны из сфер, удаленных 07 семантики, по принципу субъективных ассоциа-что обусловило их необычность и новизну. . "ггту пряга« л п-з?«носк1д значениями тропа субъективное, не-

определенное» недгвдуйченшэ отношение является обеда пр>я$ципом новой образности, ГЛабидзе.

Это положение в труде иллюстрируется на примере едоализирув-дих метафорических эпитетов. Реальный эпитет в лирике Г.Тлбидзе

Обобщается, что дает возможность одним и тем яе определением оха-*

ракдеризовать различные предметы и явления. Например, с одной стороны,, "белый лебедь" и, с другой стороны, "белый страх", ""белое воспоминание". 3 двух последних метафорах "белый" означает ко рс-альный цвет; он имеет содержание символа, который определен литературной Традицией и собственно целым контекстом творчества поэта.

Этот принцип частично расширяется: метаусричксстъ -„задается знаками, характгризукчиуи чувственную модальность и, в котчиоу. очете, ■ отделением слова, 31фаааю!цего0психическое состояние,от номинативного значения. Создается аозможность определения лафй модальности, связи любых предметов, что делает ьоэисаной широкую-перспективу выражения сложных психических переживаний. Ка этом принципе основаны такие метафорические образы, :сак "холодный ужас", "сумасаедапий цвет", "овдовевшая комната", "окна, означенные судьбой" и др.

В труде уделяется особое внимание проблеме слохкых образов Г.Табвдзе, о которых в грузинском'литературоведении высказаны определенные мнения /М.'Лжзадзе, М.Дзеселгза, С.Зордания/. На $оне критического рассмотрения этих мнешс; принято положение о генетическом совзе так назьэаелаа^ интегральных обр?зоз с символической поэтикой. Общее начало агавах образов - чист-о символические образы' - не нуждается в какой-либо расшифровке, так кая яокимашк сиу-юляческого образа как "трояа-заггуош'', зсякао пепкткя зго от-гизш'.ахт тэль'.'.о оаэру^пло сяздС-кчог.го'!

so

Второе качаго слоеного образа генетически связано е символизмом, ко принцип сюхолкчвско'Л образности трансформируется. . Цель новой дарихн Г.Табадза - вь.ралааае представления н восприятия как процесса. Вырахание внутренней реальности, чувств, впечатлений как результата квЕозмогно. Для достижения постахденной цели меняется отношение к слову: от чувственной, узуальной стороны слова внимание перенесено на его второе, окказиональное значение. Именно здесь сталкиваются опыт символистской поэзии и требования новой лирики Галактиона. Г.Табидзе ориентируется на те образы,, словесная раскраска которых уничтожает ощутимое значение и порождает алечатления^.

Символизм пьлается передать индивидуалистические колебания

о

сознания, субъективную музыку ощущений и интуиции", которые рассматривает как отражение надчувственного и трансцендентального.

Поэтика Г.Табидзе, которуа символисты разрабатывали кал обозначение мира без тайны, связывается с изображением тайн психики. После удаления мировоззренческой основы символ из элемента схклг превращается в.одеиект изображения; сшаол заменила индивидуальная изтафора. Сложные образы Г.Табидзе иаэнувт уникальные явлений внутренней реальности к особенные, щдивадуалыие представав-кия, Оки порождаются в результата ограниченности средств языка, отмеченного обобщенностью, которые нэ в состоянии передать неповторимость психической реальности. По мнению известного исследователя символизма Н.Тагера, символистская поэтика порождала своеобразную, "тайную", "иррациональную", но, несмотря на~это, отые-

о

ченнуя реально существующими сферами перспективу . Г.Табидзе с

I. Г.Табитре. Сочинения, т.ХП, с.349.

С. Б.Го^ген. Язык символистов. - "Литературное наследство", кк.?7-23, i!., 193?, с.85.

3.Русская литература конца XIX-начала "(X вв. М. ДГбЗ, с.2С9.

успехом использует эту возможность передачи психических колебаВ работе 'на основа изучения данных творческого процесса Г.Табидзо показано отношение между цоделью .так называемых внутрл-рзальнкх.явлений и формой воплощения. Поскольку для поэта гшеет значение выражение субъективной реальнодга, преломленной в собственном мире,и трансформированной во впечатления, происходит де-фсриирование реальной картины с цельи передач;! ез эмоционального сжала. Слогзше, "пкетравагангсшо" образы Г.Табидэе созданы таким путеа.

Во_второй и третьей подглазах - "Синтезированнаа образы* и "Сгаволиха цвета" - предпринимается попытка расшифровать слогзиэ образы Галактиона. На основе конкретного анализа показано, что г.г^гусзеся на первый взгляд "необъяснимым" поддается осмысленна к-анадизу.

Для поэзии Г.Табидзо характерны такие тропы, которое создаст метафоричность чувств в связи с- различной модальностью. По аналогии с известным явлением в психологии их называют синтезирующими образами. В труде рассмотрены самые распространенные выражения литературной синестезии - образы, имегадпе отблеск фониз-ма и фотизыа. Дчя иллюстрации интермодальных чувственных союзов посредством юкро- и макроконтекстов в творчестве поэта детально проанализирован сложнейзтий поэтический образ "Нелная'приправа".

В третье.". по-главе_- "Символика цвета" - на примерах цветовых эпитетов показана эволюция стиля Г.Табидзе от раннего творчества к "новой поэтике".

Цветовые эпитеты с ранней лирике'главным образом служили репродукция реальней действительности, и поэтому случал символизации цвета представляют собой реальные эпитеты, которые собраны.^

ь рамках традиционной символики.

На новом этапе творческого развития цветовая палитра необыкновенно расширилась, что сопрововдавт качественное изменение. Ре-о продукция уступает дорогу переносно-символическому использованию цветов. Цветовой эпитет становится составным элементом тропа и осуществляет эмоциональную оценочную функцию. Цвет, как правило, имеет смысл выражения психическое реальности и представляет пси-хико-эмоциональное, х*рактеризующее начало. Например: "голубое воспоминание", "голубая кенцина", "голубой дух", "голубая сеть". Эти эпитеты суггестивны, они тонально осуществляют символизации чувстга и ничего общего не имеют с цветописью.

Б работе проанализирован художественный образ "черное настроение", который является поздним вариантом образа "воскресное • настроение" /стихотворении "Ночь Гефсимании", 1914 г./, оно прекрасно выражает процесс эволюции. Вместо классического "воскресения" внесенный цветовой эпитет "чррный" двупланов: по своему пря-

о о

ному значению он создает колорит реальной картины, в переносном, символическом смысле означает психическое созЛяние субъекта.

В оксимороне. "черное настроение" запечатлено раздвоенное состояние душ Христа, молящегося в саду Гефсимании.

Б труде квалифицируются такие необычные окраски предметов и цвета, как "розовый снег", "зелень неба",."серая айва", "голубой персик". 1 .. . .

Подобно худохюгаам-импрессионястам, Г.Табвдэе передает не логический цвет, а обусловленные освещением переходящие цвета, цветочке нюансы. Желание передать в слове органическое цветовое впечатление порождает "странные" поэтические образы - "полем разбросаны серая айва и голубые персики".

С учетом произведений Г.Табвдзе, его целостного поэтическо-

го кентспжта, СЕчта&гг.-: -эоповрго кгяялания, определенно? rzw.tv.'M

о " °

лигсратурнюс напрлвлгтей, основываясь на структуре поэтических образов, по назему мнению, возможно раскрытие мнслатолъно-рмоционаяъ-ного содержания "сложных образов". Если же поэтическое выражение основывается на ассоциация, которая понятна творцу, то и ото гтри-о знак, характерней для ¿•овремекной поэзии"*.

Сложные поэтические образы Г.Табидзе ке являгтзя зротот: см. рассчиташггм на поэтический эффект. Это о,дна из £ор« передачи субъективного, индивидуального пер&звванкя, которая .¡значлчт клзчителыюсть, ужсАльность поэт:гчзского зрения.

3 ;$Ьследней, четвертей части трупа - "Зтсрач псгт'.:;е;,к::л

>

форма" - охарактеризованы те изменения в сфере юфотосариятлс стиля, которые приняли интенсивный характер в тгер'-гетпе , дзе на рубеже 20-30-х годов и закончились создание!: гг'"т.тгс"нс лозой художественной систе:.м в л::р:гке позднего ,,

Новая поэтическая реформа связана с тем глубока который, с одной стороны, осуществляется з отношении к ,;о/ств;:-тэльности, с другой - определяет понимание назначения поэт?, и поэзии. -

Элемент отражения действительности, ::оторке ча</еч.га::сь уде э "Артистических цветах", частичка усиливаются с '£-••: голов: нккли контуры конкретной обстановки, оргдметпв к гвзтп., згнй?«-рссованность историей, мстиваюв.,грузинской классичзсзой поэзии а проблематикой, фольклором. -Этот процесс логцчес:-".! закончился снд-глам прот:1зопост15лйния 1'еллу дейстг'цделыюсть'ч и нечтоЛ, ""те-риальыш и идеальным. Многоцветные предметы ~л явления хонот.зтноЯ

"75Г!СТВПТ5ЛЬК00?г1 , ТО О^ТЬ 3CS 70 з "ТО OCTÍ1 Т*£ЛССЬ ^Зг'О ПС1*-'ТО — П&ЛО Г? С "Г-OD'* 1ГС1-:ЗЛО TV^C/Cf : 4 "

.. 'иНатачзе, С грсг/а:с и ?ропо*ссти.- \p;;?;r/-v

скую- ценность.

Признание деЯстввтельнВсти как эстетического о5ъекта сопро-

о

воздали существенные коррективы в понимании поэтичности и в вопросе о предназначении поззик. Возродилась идея о разделении интересов пожата и толпы, поэзии и народа, переоценилось отношение к о поэтическому языку и стилю. Поэтичность должна основываться не на слоеном, элитарном языке, не на избранных словах, а на повседневной разговорной речи. Дня поэзии существенны будни, доходчивый стиль, народный язык, легкий стих"*.

Осуществление новых эстетических принципов требовало решения сложнейших проблем поэтической перестройки материала действительности, выработки нового поэтического стиля.

На этом пути для Г.Табидзе оказались ценными традиции классической литературы, опыт реалистической поэзии. Предметом исключительного интереса и изучения Галактиона становится творчество ' А.Церетели и А.Пушкина, грузинский фольклор.

Процесс обновления в поэзии Г.Табидзе связывается с новой языковой ориентацией - возвращением к разговорчря'у языку, что подразумевало расширение прав нового содержания поэзии одновременно с новой поэтической речью.

Б работе на фоне общей тенденции конкретно показано, как происходит перестройка разговорного, будничного слова в слово поэтическое. ' „

Язык поэзии по своей сущности необычнь®, ведающийся язык,что определяется кетрико-ритмичес^ой структурой. Слово, оказавшееся в

1. Г.Табвдзе. Сочинения, т.ХП, с.191,198,312.

2. Г.Гачечиладзе. Лирика Г.Табидзе позднего периода. - В сб.: Из истории грузинской лирики XX века, I. Тбилиси,1973, с.9.

стихе, является ног,та словом, обладающим особой смасловой потенцией, Однако внесение слов в стнховув систему само по себе не решает проблема поэтизации. Необходимо создать особый строй речи, осуществить ту внутренняя' сиену оттенков, которая перестроит с битное слово в элемент поэтического мышления.

На первой стадии реформа лирики Г.Табвдзе ощутимо преобладание эмпирического материала, привнесение з стих образной огсс-зст:?. Акцент д<йгается на том, что специально обостренная; зкспрессчагая.

>

ритмзко-интонационная атмосфера стиховой речи ассиуилир-чгет зой, непоэтический лексикон.

Наряду с усилением реформы исключительную функцию заполняют

о

традиционные образы л поэтические формулы. Оказавшееся в их т.еими разговорное слово объединяет поэтический блеск и настроение. Го зо воздействие оказывает внесенное з контекст "голых слов" поэтическое слово. Взятые кз общепоэтического культурного фонда или затекающие из индивидуального стиля Галактиона обраэн-формуж Зросают разговорное слово в стихию поэтической речи.

Изменение^оттенков бытового слова осуществляется и ггутем трс-гздзации, посредством внесен:« з структуру тропа и'функционирования в нем оно изменяет свою поэтическую степень.

О целью оценки бытозого слога Г.Табидза с успехом .;с;:о::ьзу-ет грузинскую народную поззда как средство поэтизации. Орт;еяг;гос-

о

ванные на фольклор, элементы разгозсрной речи воспринимаются в сЗюзе с определенной стилевой традицией, что предает ;ы гото'-'у* . поэтическую окраску.

Известно, что з так называемо" лезбразнсй зов/ П0335Я активизируются грамматические фиттрк, кг^-а -.*••?-няют трогп£. ^ссбеЕко аатталязавувтс.ч сг{гат-сс.г-гесж-' ¿¡о

языка1. В лирике Г.Табвдзе позднего периода эта тенденция проявляется в роете удельного веса инверсионного строя, а также в акцентировании некоторых явлений, характерных для грамматического строя древнего грузинского языка.

Одновременно с перечисленными выше конкретными способами ' Г.Табвдзе усвоил универсальный принцип поэтизации эстетически нейтрального слова - псетику контекста. Посредством контекста бытовое слово"потенциально приобретает все качества слова поэтического: многозначность, ассоциативность, способность конкретизации и символизации.

Функционируя в поэтике контекста, слово не приобретает поэтичность извне и не переживает троповую трансформацию. Око сохраняет чувственность, но, в соответствии с ситуацией, имеет неограниченную возможность суживания значения и его расширения - обо^цЬ-ния. В результате этого снимается противостояние^ противополож-

ность «езду логическим и разговорно-бытовым словом, конкретным выражением предмета и выражением идеи, словесной чувственностью и многозначностью. .

В противоположность надличностному и удаленному от реальности символитскому слову к лирическому слову возвращается его чувственный смысл, что давало Г.Табвдзе перспективу эстетического воспроизведения исторической несовременной действительности.

В лирике Г.Табвдзе позднего периода троповая речь не играет доминантной роли. Преобладают слова прямого значения, которые имеют сшсл, определенный лирической традицией, или, напротив, обретают поэтическую жизнь посредством контекста.

Желание отразить действительность оказало влияние цр типовую

I. Р.Якобсон. Поэзия грамматики и грамматика поэзии. - "Семиотика" , В., ТЭ88. .

систему Г.Табидзе. Тропы, где знаки уподобления носят субъективно-ассоциативный характер, сменяются реальным уподоблением или образами', подобранйкми по принципу явной ассоциации. Осуществилось возвращение к основному смыслу слова и, соответственно, к их логической связи.

*

В последнем периоде творчества Г.Тн£здзе вместо "нового сознания" утвервдает "понятные новшества"*, создает не один ясный и обыденный образец тропового вдаления ноеого типе«,*

При характеристике второй поэтической реформ Г.Табидзе не забывается, что реформу осуществил тот поэт, который в свое время дал грузинскому стиху новое русло и направление. Поэтом}' казется вполне закономерным сосуществование новых тэцдекпкй с вытекающими из модернистской поетккн принципами образного кьшония.

Уход Г.Табидзе в классическую простоту бил не устушго'З .до- -стегнутой высоте, а новы,: этапом "слонной простотй"-, srarcpsffl исходил из требований развития грузинской поэзии.

Основные положения диссертации опубликована в следуирк книгах и исследованиях:

1. Эвфония стиха. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, I98T /6 п.л./.

2. В поисках потерянных ключей. - Тбилиси: MepaHJf,I985 /4 п.л./.

3. Вчера, сегодня,, завтра. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 199? /3,5 п.л./.

4. Литературно-критические письма. - Тбилиси; Мераки,Т994 /I п.л./.

5. Грузинская лирика XX века. Предисловие к кн.: Грузинская поэзия, т.ХП. - Тбилиси: Накздули, 1982 /2 п.л./.

6. 7 истоков поэтики Галактиона. - Б сб.: Чашники. - Тбилиси: изд-бо ПУ, 1984 /2,5 п.л./.

I. Г.Табидзе. Сочинения, т.ХП, с.449.

7. Из иоторкз м/ч-ги:.;. сзырх:::-:яо?о язина. - В сб.: Грузинское стиховэзэтвто. - Уичшзрзба, 1525

/2,5 п.д./.

8. 2узнкальноо визлэниа и особенности позгпческого языза. -Альманах "Критика", 1991, Р 4 /2 п.л./.

9. Речззой звук поэзии. - Б об.: Закари. - Тбилиси: Ыерага, 1979 /0,8 п.а./.

ТО. "Тайна" интегральной поэзии. - Альманах "Критика", 1973, Р 4 /1,5 п.л./.