автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Обрядовая поэзия лакцев
Текст диссертации на тему "Обрядовая поэзия лакцев"
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации Дагестанский государственный университет
На правах рукописи
МУДУНОВА ГИДАЯТ АБАКАРОВНА
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ ЛАКЦЕВ
Специальность -10.01.09. Фольклористика
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -кандидат филологических наук, профессор Халилов Х.М.
Махачкала 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................1-12
ГЛАВА. X
Календарно-обрядовый фольклор лакцев.............................................13-61
ГЛАВА XX
Семейно-бытовой обрядовый фольклор.....................................62-114
ГЛАВА XXX
Обрядовая поэзия и лакская литература..........................................115-161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................162-172
БИБЛИОГРАФИЯ...................................................................................................173-188
ВВЕДЕНИЕ
Обряды и обрядовый фольклор являются неотъемлемой частью народной культуры. Исторически обряды, праздники, обычаи всегда являлись одной из этнических характеристик, воспринимаемых народом как специфическое. Они вызывали большой интерес исследователей народного быта своей яркостью и самобытностью. В них проявляются изначальные представления народа о жизни, об окружающем мире, древнейшее художественное мышление, образ жизни и духовные интересы.
Календарные обряды и обрядовая поэзия давно привлекают внимание этнографов, историков, фольклористов и писателей. Обряды и обрядовая поэзия были тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека, порождались трудовой практикой и сопутствовали ей. Основным занятием горских народов Дагестана издавна были земледелие и скотоводство. Лакская календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древние взгляды на природу и попытка воздействовать на нее, сказались повседневные думы и заботы горцев о хлебе, об урожае, от которого зависела их жизнь и благополучие. В жизни патриархального горского аула обряды календарные, семейные и связанная с ними поэзия занимали существенное место.
Консервативные по своей природе обряды и обрядовая по-
эзия донесли до нас рудименты далекого прошлого. Они помогают понять и воссоздать особенности социальных институтов и семейных отношений в родовом и феодальном обществе. Необходимо отметить, что обряды и обрядовая поэзия дают материал для изучения народного мировоззрения и его верований. Можно сказать, что обряды и обрядовая поэзия - важный исто-рико-зтнографический и фольклорный источник.
Всестороннее глубокое изучение обрядов и обрядовой поэзии, анализ их зависимости от факторов и места поможет разрешению многих вопросов, касающихся происхождения тех или иных обычаев и песен, форм их бытования, их обусловленности этническим развитием и этнической спецификой, укажет на определенные этногенетические связи, позволит проникнуть в лабораторию творений народа - создателя обрядов и поэзии.
У разных народов в зависимости от характера хозяйственной деятельности в разное время на первое место выдвигались различные виды обрядовой поэзии. Семейная обрядовая поэзия в главных чертах у народов Кавказа, в том числе и у дагестанцев, почти однотипна. Но у разных народов Дагестана обрядовая поэзия при всей своей схожести имеет свои специфические особенности. У народов, у которых основным занятием было земледелие, естественно, наибольшее развитие получила аграрная обрядовая поэзия; у тех народов, которые были связаны в основном со скотоводством, на первый план выдвигается поэзия скотоводов; а у тех, которые были связаны в основном с охотой, доминируют охотничьи песни и т.д.
Так, например, в абхазском фольклоре календарно-земледельческая поэзия занимает незначительное место. Обряды, связанные с земледелием и скотоводством, как правило, не
сопровождаются особыми, созданными специально для этого случая песнями или иными произведениями, а ограничиваются лишь молитвами, словесными формулами общего характера, произносимыми иногда жрецом, но чаще хозяином, главой семьи и обращенными к покровителям различных отраслей хозяйства.
Для абхазов, как и многих других горцев Кавказа, до недавнего времени охота оставалась одним из излюбленных занятий, а в глубокой древности она была несомненно основой всей хозяйственной деятельности1.
У лакцев, как у земледельческого народа, сильно развита календарная обрядность. Начиналась она с зимнего солнцеворота и кончалась осенним равноденствием.
В календарной и семейной обрядности песня была художественным объяснением коллективного действия обряда, была тесно связана с этим действием, без него не мыслилась и была непонятна. Без представления о внепесенных связях песни с обрядом нельзя решать вопрос о происхождении песенной символики и песенного параллелизма.
Лакские обряды и обрядовая поэзия оказали заметное влияние на произведения лакских писателей. В них мы то и дело сталкивались не только с обрядами, но и обрядовыми песнями и их образами.
Календарные и семейные обряды народов Дагестана, связанная с этими обрядами поэзия освещались в трудах историков, этнографов P.M. Магомедова, С.Ш. Гаджиевой, A.A. Алиева, С.С. Агашириновой, М.А. Агдарова, А.Г.Булатовой, М.М.
1 Салакая Ш.Х. Обрядовый фольклор абхазов // Фольклор и этнография (обряды и обрядовый фольклор). - Л.: Наука, 1974. - С. 19 -26.
Ихилова, S.A. Никольской, Б.М. Алимовой, К.Э. Курбанова и др.
Ценные сведения о календарных обрядах и свадебных обычаях народов Дагестана находим в коллективных трудах этнографов, фольклористов: «Семейный быт народов Дагестана в XIX - XX вв.», «Современная культура и быт народов Дагестана», «Быт сельского населения Дагестана (XIX - начало XX вв.)», «Календарь и календарные обряды народов Северного Кавказа», «Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа», «Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа», «Магическая поэзия народов Северного Кавказа», «Брак и свадебные обычаи народов в XIX - начале XX в.», «Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана» и др., изданных в разные годы ИИЯЛ ДНЦ.
Некоторые жанры календарной и семейно-обрядовой поэзии освещаются в работах Ф.И. Вагабовой «Формирование лезгинской национальной литературы» (Махачкала, 1970), С.Ш. Гад-жиевой и A.M. Аджиева «Похоронный обряд и причитания кумыков» (в книге «Семейный быт народов Дагестана в XIX - XX вв.- Махачкала, 1980), М.М. Курбанова «Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана» (Махачкала, 1986), его же «Душа и память народа» (Махачкала, 1996), З.А. Магомедова «Даргинская народная лирика»(Махачкала, 1983) и др.
Вопрос о жанрах обрядовой поэзии затрагивался в ряде исследований, но этот вопрос остался не в достаточной мере изученным. Нет еще конкретных трудов, детально разрабатывающих вопросы жанров обрядовой поэзии. Работа Х.М. Халило-ва «Региональная общность лирики народов Дагестана и Северного Кавказа», анализирующая и обрядовый фольклор в жанро-
вом плане, существует в рукописи и ждет своего издателя. Нас интересует природа обрядовой поэзии, состоящей из двух разножанровых и разноплановых типа: календарно-обрядовой и семейно-бытовой обрядовой поэзии.
Первый тип обрядовой поэзии, можно сказать, носит коллективный характер. Второй тип, в котором принимает участие определенная группа людей - родственников, знакомых, приглашенных, - носит узкосемейный характер.
Обрядовый фольклор исследовался в трудах фольклористов A.M. Аджиева, Х,М, Халилова, С.М. Хайбуллаева, З.А. Магоме-дова,Ф.И. Вагабовой, A.M. Ганиевой, Ф.О. Абакаровой, Ф.З. Абакаровой, М.М. Курбанова1 и других. Но о влиянии жанров обрядовой поэзии на процесс возникновения и развития литературы нигде не говорилось. Проблема взаимодействия фольклора и литературы - сложна и многопланова, ее решение под силу лишь только коллективу исследователей. Мы обращаемся лишь к одному аспекту - взаимодействию фольклорной обрядовой поэзии и литературы. Проблема эта рассматривается в
1 Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании. -Махачкала, 1988; Абакарова Ф.О. Кубачинский фольклор. - Махачкала, 1996; Аджиев A.M. Кумыкская народная лирика. - Махачкала, 1984; Его же: Изучение кумыкского фольклора в школе. - Махачкала, 1981; Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. - Махачкала, 1970; Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. - Махачкала, 1976; Ее же: Общность и национальное многообразие» дагестанских календарно-обрядовых песен (зимне-весенний цикл) // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1988; Курбанов М.М. Душа и память народа (жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция). - Махачкала, 1996; Магомедов З.А. Даргинская народная лирика. - Махачкала, 1990; Его же: Поэтика песенной лирики народов Дагестана. - Махачкала, 1991; Хайбуллаев С.М. Аварская народная лирика. - Махачкала, 1973; Халилов Х.М. Народы Дагестана // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1985; Его же: Общее и специфическое в календарной поэзии летне-осенней обрядности народов Дагестана // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1986.
специальной главе диссертации на примерах творчества поэтов-импровизаторов и современных писателей-прозаиков, обратившихся к жанрам обрядовой поэзии.
Актуальность темы объясняется, в первую очередь, неразработанностью проблемы фольклорных жанров обрядовой поэзии лакцев. Актуальность избранной темы диктуется также и отсутствием в науке о лакской литературе и фольклоре исследований, разрабатывающих взаимосвязи фольклора и литературы на материале обрядовой поэзии. Изучение влияния лакского фольклора на развитие лакской литературы осуществлялось лишь частично. Газетные и журнальные статьи на эту тему ограничивались лишь показом тех или иных образов либо изобразительно-выразительных средств, взятых из фольклора тем или иным писателем.
Творчество отдельных писателей представляет благодатную почву для выявления особенностей влияния обрядового фольклора лакцев на творчество лакских поэтов и писателей.
Степень изученности. Теоретически в достаточной мере разработанной классификации жанров народного творчества до сих пор нет. Существующие в фольклористике названия и определения фольклорных жанров созданы или на основе критериев, принятых в литературоведении, или же с учетом собственно фольклорной специфики.
Лакский поэт и драматург Муэддин Чаринов народные песни делит на старинные песни (эпические) и частушки (шаммарду), но при этом понятие «жанр» им не использовано.
Попытка теоретически подойти к решению данной проблемы в дагестанской фольклористике содержится в работе Х.М. Ха-
лилова «Песенные жанры фольклора народов Дагестана»1. Он выделяет в дагестанской обрядовой поэзии следующие жанры: в земледельческой обрядовой поэзии - песни-заклинания, песни-величания, песни гадальные, песни-призывы; в свадебной обрядовой поэзии - величальные песни, песни-насмешки, песни-наставления, песни-загадки, свадебные плачи, прощальные песни.
Исследователь аварской народной лирики С.М. Хайбуллаев в аварском устно-поэтическом творчестве выделяет следующие песенные жанры: календарно-обрядовая поэзия, свадебные песни, колыбельные песни, песни-причитания, народная баллада, лирические песни2.
Фольклорист A.M. Ганиева в народной лирике лезгин выделяет следующие жанры: календарно-обрядовая поэзия, свадебные песни, плачи и причитания, четверостишия-манияр3.
Специально становлению и развитию жанров посвящена кандидатская диссертация A.A. Алихановой «Даргинская лирика»4. В работе автор, не выделяя обрядовые жанры, исходя из народных терминов, бытующих издавна, указывает на следующие жанры: «хабкуб», «далай», «деза», «какари (луала, чиллай)», «лайла (гардла далай)». «Хабкуб», можно сказать, соответствует лакскому термину «шамма» - четверостишия. «Далай» соответственно лакскому термину «балай» означает «песня». «Деза» - своеобразный жанр восхваления, соответствующий в
1 Халилов Х.М. Песенные жанры фольклора народов Дагестана // Жанры фольклора народов Дагестана. - Махачкала, 197 9. - С. 5-25.
2 Хайбуллаев С.М. Аварская народная лирика. - Махачкала: Дагкни-гоиздат, 1973.
3 Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1976.
4 Алиханова A.A. Даргинская лирика. Автореф. дис. ... канд. Филол. наук. - М., 1968.
определенной степени термину «ода». «Какари» - даргинское название плача, причитаний. «Лайла» означает колыбельные песни.
A.M. Аджиев в работе «У золотых родников» отмечает аграрный характер кумыкских обрядовых песен, но, анализируя обрядовые песни вызывания дождя и солнца, он не определяет их жанр. Из числа весенних обрядов A.M. Аджиевым исследован праздник «Навруз-байрам», из осенних обрядов - «Гюдюрбай», который имеет и другие названия в различных микрорегионах кумыков. Из семейно-обрядовых песен внимание акцентируется на свадебных песнях-загадках, шуточных песнях, исполняемых сторонами то жениха, то невесты. Причитания названы исследователем жанром похоронной обрядовой поэзии, в котором проявилась специфика хозяйственной деятельности кумыков1.
В работе «Кумыкская народная поэзия» A.M. Аджиев, изучая кумыкское устное поэтическое творчество, говорит о размытости строгих жанровых границ причитаний, проклятий и благопожеланий.
Исследователь фольклора народов Дагестана З.А. Магомедов в труде «Поэтика песенной лирики народов Дагестана» обрядовую поэзию относит к числу древних видов фольклора, упоминает песни встречи весны, заклинания солнца, вызова дождя, а также останавливается на причитаниях, связанных с обрядом похорон1.
Изучая жанровую систему табасаранского фольклора и ее
1 Аджиев A.M. У золотых рудников. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991.
2 Аджиев A.M. Кумыкская народная поэзия. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1983.
историческую эволюцию, М.М. Курбанов выделяет в обрядовой поэзии табасаранцев циклы аграрный и семейно-бытовой. К последнему циклу исследователь относит похоронную и свадебную поэзию, причем нигде не называя рассматриваемые произведения жанрами2.
Из вышесказанного видны разнобой и отсутствие четкой, удовлетворительной классификации жанров дагестанской обрядовой поэзии.
При определении жанров обрядовой песни нам представляется необходимым учитывать не только формальные и содержательные признаки, но и их соотношения между собой (какие из них - главные, а какие - второстепенные), а также функции, выполняемые той или иной песней. Необходим учет не только внешних формальных признаков, но и так называемой тональной и интонационной музыкальной внутренней формы, внутренней структуры произведения, т.е. того, что вызывает у слушателя эмоции, чувства, мысли.
В нашей работе, в частности, сделана попытка дать по возможности полную классификацию жанров обрядовой поэзии лакцев на основе достижений предыдущих исследователей традиционной лирики устно-поэтического творчества народов Дагестана.
Объектом исследования являются, в первую очередь, произведения календарно-обрядового и семейно-обрядового характера. Нами проанализированы все имеющиеся публикации, что позволило выявить их научную значимость и своеобразие. Кро-
1 Магомедов З.А. Поэтика песенной лирики народов Дагестана. - Махачкала, 1989.
2 Курбанов М.М. Душа и память народа. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.
ме этого, мы обратили особое внимание на вопросы влияния обрядовой поэзии на устную и письменную литературу лакцев.
Особое внимание уделено изучению специальной научной литературы, посвященной теоретическим вопросам фольклористики и литературоведения.
Цель и задачи исследования. Целью нашей диссертации является выявление особенностей истоков духовной культуры лакцев, классификация жанров обрядовой поэзии, определение специфики их развития в историческом прошлом. Необходимость изучения обрядов и обрядовой поэзии диктуется и тем, что в условиях научно-технической революции жизнь быстро меняется, обряды исчезают, забываются. Так, например, обряд и обрядовая поэзия «Ходить козлами», «Забираться на твердую шкуру», «Делать сапа», «Ходить за подснежниками», «Ходить за черемшой» и др. зафиксированы со слов пожилых людей лишь в наше время. На основе изучения общетеоретических работ и исследования ключевых фольклористических и литературоведческих положений о традиционной духовной культуре мы осуществляем сравнительный анализ текстов фольклорных и литературных произведений с тем, чтобы определить роль фольклора в развитии литературы.
В диссертации сочетается конкретный анализ художественных текстов в их историческом освещении. Такой подход осуществляется как во всей работе в целом, так и в пределах каждой главы. Наше обращение к фольклорно-этнографическим материалам вызвано не