автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Общероссийская и региональная идентичность

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Куракова, Татьяна Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Общероссийская и региональная идентичность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Куракова, Татьяна Валерьевна

Введение

Глава 1: Методологические проблемы цивилизационных оснований российской идентичности.

§1.1. Проблема культурной диффузии и цивилизационных интеграторов в России.

§1.2. Проблема социогенетических оснований российской цивилизации.

§1.3. Объединенная концепция самоорганизации российского социума.

Глава 2: Северный Кавказ: дифференциация, интеграция и факторы идентификации.

§2.1. Формационная и цивилизационная парадигмы в методологии Северного Кавказа

§2.2. Северный Кавказ как поликонфессиональный регион.

§2.3. Проблема сосуществования общероссийской и северокавказской этноидентичностей.

§2.4. Этническая доминанта в кавказской культуре: кавказский этикет и кавказская ментальность.

Глава 3: Культурное многообразие и толерантность как условия позитивной идентичности.

§3.1. Пограничные культуры как источник культурного многообразия и социальной конфликтности.

§3.2. Свое - чужое: архетипические и социокультурные основы регионального конфликта.

§3.3. Свое и чужое: проблема толерантности и культуры межнационального общения.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Куракова, Татьяна Валерьевна

Актуальность темы исследования. Проблемы духовной сферы общества сегодня исключительно актуальны. Научные интересы исследователей обращены к возрождению и освоению истинных ценностей и традиций богатой многонациональной культуры России. Объединяющей целью этих исследований является формирование современной российской цивилизации.

Трансформирующаяся Россия более десяти лет находится в состоянии кризиса, охватившего политику, экономику, социальную и духовную жизнь общества. Одной из причин сложившейся ситуации является кризис идентичности. По мнению некоторых политологов (А.С. Панарин), именно потеря своей цивилизационной идентичности ведет к социальной нестабильности и люмпенизации населения. Исследование проблем межэтнических и национальных отношений - одно из направлений поиска цивилизационной идентичности.

Современный кризис идентичности на Северном Кавказе связан во многом с процессами модернизации, обусловленными как внутренними трудностями, так и результатом геополитического противостояния христианской и исламской, западной и восточной цивилизаций в кавказском регионе. Ассимилируя технократические ценности западной цивилизации, мировоззренчески Северный Кавказ в то же время подвержен реставраторским, фундаменталистским идеям ислама. Поэтому особое значение приобретает проблема культурной идентификации, связанной с духовными, мировоззренческими процессами и обеспечивающей принятие социальной общностью единой картины мира, ценностей и идеалов на основе общего образа жизни.

Актуальным является и то, что исследование обозначенных проблем требует не только политического, социологического, но и философско-культурологического рассмотрения историко-демографических и социально-экономических процессов, происходящих в полиэтнических субъектах Российской Федерации.

Степень научной разработанности проблемы

Понятия «идентичность» и «идентификация» занимают существенное место в гуманитарных науках, используются в философии, культурологии, психологии, социологии, этнологии1.

Термин «идентификация» был введен в оборот 3. Фрейдом и использовался неофрейдистами2. В психоанализе идентификация трактуется как центральный механизм, обеспечивающий способность «Я» к саморазвитию. Со

1 См.: Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983; Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. / Под ред. B.C. Соб-кина. - М., 1998. - С. 67-68; Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности //Социальная идентификация личности. - Т. 1. / Ред. коллегия: В.А. Ядов (отв. ред.). - М., 1993. - С. 36-43; Боришполец К. Этничность и политика (некоторые тенденции и результаты развития современных прикладных исследований) / / Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политика. - 1999. - № 4. - С. 8-9; Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. / Под ред. B.C. Собкина. - М., 1998; Пучков П.И. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в этническом процессе // Расы и народы: Вып. 21 / Ред. коллегия: С.И. Брук (отв. ред.) и др. - 1991. - С. 26-29; Бимен Ц.О. Формирование национальной идентичности в условиях мультикультурализма (На примере Таджикистана) / ПОЛИС. - 2000. - № 2. - С. 159; Гоз-ман Л., Эткинд А. Идентичность, культурное самосознание // 50/50: Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. - М., 1989. - С. 32; Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социальная идентификация личности. - Т. 2. Книга 1 / Ред. коллегия: В.А. Ядов (отв. ред.). - М., 1994. - С. 17; Зая И.Ю. Языковое и религиозное самосознание ассирийцев Краснодарского края // Этническое и языковое самосознание: Материалы конференции (Москва, 13-15 декабря 1995 г.): Институт народов России / Редколлегия; отв. ред. В.П. Нерознак. - М., 1995. - С. 54 - 55; Николаев В.Г. Идентичность // Культурология. XX век. Словарь. - СПб, 1997. - С. 136-137; Поликарпов B.C., Поликарпова Е.В. Этнические культуры Кавказа: между Западной Европой и Дальним Востоком //Научная мысль Кавказа.- Ростов н/Д., 2000.- №3 (23).- С.35-40; Семе-ненко И.С. Трансформация критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: западная парадигма и российский контекст // ПОЛИС. - 2000. - № 3. - С. 82; Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы её изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. / Под ред. B.C. Собкина. - М., 1998. - С. 86; Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). - Ростов н/Д., 2001; Тхагапсоев Х.Г. Лектонический тип коммуникации и проблема цивилизационной идентификации // Научная мысль Кавказа.- Ростов н/Д., 2001.- №4 (28). -С. 50-59 и др.

2 См.: Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992; Фрейд 3. Тотем и табу. -М., 1997; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1998; Фромм Э. Иметь или быть: Пер с англ. - М., 1986; Николаев В.Г. Идентичность/ Культурология. XX век. Словарь. - СПб, 1997. - С. 136-137. искателя интересует, прежде всего, процесс культурной идентификации, включающий усвоение индивидами совокупности определенных норм, традиций, стандартов, идеалов. Поскольку в рассматриваемом регионе доминирующую роль играют этнические ценности, то теоретико-культурный анализ должен включать в себя аспекты этнокультурологического. Также необходим и социокультурный подход при рассмотрении идентичности, проявляющейся в восприятии индивидами определенных социальных ролей и статусов, отнесении себя к определенным социальным и этническим группам. При анализе диалектики национальных и общечеловеческих ценностей автор обращается к трудам выдающихся русских философов - Вл.С. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, а также к идеям современных отечественных ученых - А.И. Арнольдова, А.С. Ахиезера, Л.М. Баткина, Л.П. Буе-вой, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, Г.В. Драча, А.Г. Здравомыслова, Д.С. Лихачева, B.C. Степина, В.А. Тишкова, А.А. Хагурова, Р.А. Ханаху, В.В. Черноуса и др.

Рассматривая процессы дифференциации и интеграции в современном российском социуме как предпосылки и условия достижения культурно-цивилизационной идентичности, соискатель учитывал принципы двух направлений: стадиальной концепции цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер) и цивилизации как общности, основанной на социокультурной системе (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Нидэм, Ш. Эйзен-штадт), а также опыт их применения к кавказскому региону (В.А. Авксентьев, А.А. Аникеев, А.Х. Бижев, Ю.Г. Волков, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Ю.М. Кобищанов, А.В. Лубский, В.В.Черноус и др.).

В современной гуманитарной науке осознание места социума как пограничного состояния природной и самоорганизующейся социокультурной среды осуществляется методами разных подходов - социоестественного, социокультурного, социосинергетического. В историософской литературе русского серебряного века" (Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев и др.) устоялось представление о России как об амбивалентном социокультурном образовании. Анализ социокультурных проявлений такой амбивалентности в русской истории и культуре содержится в работах А.С. Ахиезера, Ф.И. Гиренка, Б.С. Ерасова, И.Н. Ионова, Б.Г. Капустина, И.В. Кондакова, Ю.М. Лотмана и других авторов. При выяснении специфики российской цивилизации, ее статуса соискатель опирался на положения теории культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский) и пассионарной теории этногенеза (Л.Н. Гумилев), геополитические и культурфилософские идеи евразийцев. В работе использована методология и теория социальной синергетики для концептуального моделирования процессов самоорганизации российского социума (Ф.И. Гиренок, К.Х. Делокаров, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, А.И. Пригожин, В.Н. Шевченко и др.).

Поскольку в основе исследования лежит идея сопряжения теоретической мысли антропологии и социологии, ряд важных для настоящего исследования методологических проблем раскрывается в работах С.А. Арутюнова, Ю.Б. Бромлея, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, Л.Г. Ионина, Л.И. Михайловой и др., рассматривающих генезис и развитие этносов, народов и цивилизаций в истории человечества, а также динамику и факторы культурных изменений.

Анализ ситуации на Северном Кавказе - предмет особого рассмотрения в работах Р.Г. Абдулатипова, А.К. Агаева, В.Х. Акаева, Ж.Ж. Гакаева, М.Р. Гасанова, Ю.А. Жданова, А.В. Лубского, И.М. Мизиева, М.О. Мнацаканяна, В.Н. Рябцева, Л.Л. Хоперской и др. В их исследованиях характеризуется по-лиэтничность региона и рассматриваются причины межнациональных конфликтов.

В историко-культурологическом аспекте принципиально значимыми являются работы Н.В. Анфимова, М.Г. Аутлева, М.Б Беджанова, Н.И. Бондаря, В.Б. Виноградова, А.В. Гадло, И.И. Горловой, О.Н. Дамениа, Н.Г. Денисова,

В.И. Лях, А.И. Манаенкова, В.Н. Ратушняка, Б.А. Трехбратова, Х.Г. Тхагап-соева, Р.А. Ханаху, Р.Д. Хунагова, А.Ю. Шадже и др. 1

Несмотря на обилие работ по межнациональным конфликтам и взаимовлиянию культур, проблема философско-рефлексивного осмысления системы национальных ценностей полиэтнического региона в современных исследованиях не ставилась.

Предмет исследования - явления и процессы общероссийской и региональной (северокавказский регион) идентичностей.

Цель исследования - теоретико-культурный анализ общероссийской и региональной (северокавказской) идентичностей.

Задачи исследования:

- осуществить методологический анализ процессов культурно-цивилизационной интеграции и самоорганизации как условия общероссийской идентификации и идентичности;

- определить культурно-генетические основания российского социума как объективной детерминанты цивилизационной идентичности;

- проанализировать факторы северокавказской идентичности в рамках цивилизационной парадигмы;

- рассмотреть культурные доминанты и социокоды, определяющие характер региональной идентичности;

-исследовать конфликтогенные и интегративные факторы в северокавказском регионе, в контексте объективных поисков толерантности как условия идентичности.

1 Бугай Н.Ф., Гонов A.M. Кавказ: народы в эшелонах. — М., 1998; Темиров С.С. Социальные функции культуры малых этносов в постсоветский период (на примере Карачаево-Черкессии): Автореферат дис. . канд. философ, наук/ Краснодар, гос. ун-т культуры и искусств,- Краснодар, 2000; Нагой А.А. Культура региона и культурная политика в России в 90-е годы XX века: Автореферат дис. . канд. культурологи / Краснодар, гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 1999; Цекоева JI.K. Художественная культура региона: генезис, особенности формирования: Автореферат дис. . канд. философ, наук /Краснодар, гос. ун-т культуры и искусств.- Краснодар, 2000 и др.

Теоретико-методологической основой исследования стали положения цивилизационной и формационной парадигм, прежде всего, принципы стадиальной и региональной концепций цивилизации.

В процессе исследования соискатель обращался к авторам, в трудах которых разрабатывались понятие культуры, язык культурологии и методы исследования (С.С. Аверинцев, А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, JI.M. Бат-кин, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г.Д. Гачев, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, Н.С. Злобин, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, JI.H. Коган, Ю.М. Лот-ман, А.И. Новиков, М.К. Петров, Э.Ю. Соловьев, Э.В. Соколов и др.).

В диссертации также использованы понятия и принципы синергетиче-ского подхода при рассмотрении процессов самоорганизации как объективной основы идентичности. Для определения значения ценностей в ходе процессов дифференциации, интеграции и самоорганизации применялся аксиологический подход.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования: общероссийская и региональная идентичности в условиях полиэтнического региона формируются в жизнедеятельности человеческой индивидуальности и социальных общностей как мировоззренческая система, охватывающая индивидуальную, этническую ментальность и общечеловеческие ценности. Рассмотрение феномена идентичности с точки зрения культурно-цивилизационного подхода предполагает изучение процессов интеграции и самоорганизации устойчивых общностей, в которых в качестве интеграторов выступают ценности этнического, религиозного, нравственного, политического порядка.

Новизна исследования:

- рассмотрена методология исследования процессов культурной диффузии в рамках российского социума и указаны приоритеты цивилизационного подхода на современном этапе;

- предложена «объединенная модель самоорганизации социума», раскрывающая цивилизационные, социогенетические и синергетические основы и предпосылки идентификации и идентичности;

- введены понятия «негативная идентичность» и «позитивная идентичность» и определена специфика современного содержания идентичности в России и на Северном Кавказе;

- проанализированы и определены ценностные приоритеты и доминанты северокавказской культуры, определяющие специфику современных процессов региональной идентификации и идентичности;

- рассмотрены архетипические и культурно-типологические предпосылки социальной конфликтности в регионе и определены ценности, ориентирующие на их преодоление и достижение позитивной идентичности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Российская цивилизация является поликонфессиональным и поликультурным образованием, в котором на протяжении истории ведущую роль играла этатистская доминанта, в качестве главного социокода выступал русский язык, а доминирующим интегратором был социоцентризм. В силу сим-биотического характера интеграции и идентификации Россия и в настоящее время остается воплощением цивилизационного и культурного разнообразия на глобальном уровне. В настоящее время набор социокодов, представленных в матрице российского социума, в значительной мере остается традиционалистским. В соответствии с «объединенной моделью самоорганизации социума» движение к информационному обществу облегчает достижение устойчивого развития российским социумом на современном этапе, поскольку взаимоисключающие тенденции - нивелирующая глобализация и генетическое разнообразие - могут рационально уравновесить друг друга, способствуя достижению позитивной общероссийской идентичности.

2. Северный Кавказ переживает этап регионогенеза (Р.Г. Абдулатипов, В.А. Авксентьев, А.А. Аникеев, В.В. Черноус и др.), что в перспективе служит предпосылкой становления общих форм жизни, которые можно будет обозначить как «северокавказскую цивилизацию». Противоречие культуры и цивилизации является одним из основных на современной стадии развития данного региона. Острота этого противоречия в том, что цивилизационные процессы в основном навязываются глобальными тенденциями, трансформациями постиндустриального и ценностно-геополитического порядка. В местных же условиях, скорее, доминируют тенденции этноцентризма, что обостряет не только модернизационные процессы, но и эффективное достижение позитивной региональной идентичности.

3. Многофакторность современной культурной идентификации означает возможность постоянного конфликта между разными идентичностями, залогом преодоления которого является толерантность. Онтологизация кавказского фактора как сущности особого рода не отвергает общероссийскую идентичность. Поэтому назрела необходимость преодолеть традиционалистские стереотипы, а также мифологемы и идеологемы по принципу «свое-чужое» и перейти к ценностным ориентирам мультикультурного характера, основанным на принципах толерантности. Социальное благополучие может быть основано на свободном выборе самоидентификаций, когда индивид осуществляет плавный переход из одних идентификационных ролей в другие.

4. Самоконструирование российского социума на современном этапе на Северном Кавказе сопровождается прорывом российских этносов к статусу наций. В северокавказских этнических культурах должна произойти трансформация, которая позволит, не теряя своей идентичности, существовать в условиях высокой социальной динамики и модернизации. Существенную роль в утверждении культурного многообразия и этноплюрализма играет принятие принципа толерантности в социальных отношениях. Пространство культурных ценностей, на котором может достигаться толерантность межличностных и межэтнических отношений, описывается социально-культурными категориями «свобода», «равенство», «диалог», «коммуникация», «взаимопонимание», «взаимозависимость». Учитывая этническую доминанту в кавказской идентичности, культурный диалог должен строиться с учетом архетипических образцов, которые закреплены в нравственных кодексах горских народов. Речь идет о признании ценности «другого» и даже «чужого», т.е. о «позитивной идентичности», преодолевающей архетипическую основу отрицательной идентификации: «Мы (хорошо) - Они (плохо)».

5. В основаниях «русской идеи» как позитивной формы идентичности может быть заложен только принцип и идеология собирания этносов. Национальная идея может быть плодотворной, если она органично включает в себя культурные универсалии, не превращаясь в националистическую идею. Назначение культуры межнациональных отношений - способствовать более углубленному познанию этносами друг друга на основе формирования позитивной идентичности «Мы (хорошо) - Они (хорошо)».

Теоретическая и практическая значимость работы

Исследование позволяет выработать методологические и теоретические подходы и принципы изучения процессов взаимовлияния культур. При этом процессы самоидентификации в культурах народов Северного Кавказа осмысливаются в философских категориях общего и особенного, что создает продуктивные предпосылки для дальнейшего изучения проблемы в различных областях научного знания.

Содержание диссертации может быть использовано в учебной и научно-методической работе высших и средних учебных заведений в курсах по теории и истории культуры, философии культуры, социальной философии, социологии, регионоведению, конфликтологии и другим общественным дисциплинам.

Идеи и выводы автора найдут применение при создании комплексных исследований по межнациональным отношениям и региональной политике в субъектах федерации.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общероссийская и региональная идентичность"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в своей работе мы рассмотрели взаимосвязь общероссийской и региональной идентичности. При этом регион, который был предметом нашего рассмотрения - это Северный Кавказ. Цивилизационный подход мы использовали как средство макро-, мезо- и микроанализа процессов самоорганизации российского социума и закономерностей развития его самосознания.

Несмотря на тенденцию унификации, поддерживаемую развитием технократических ценностей, Россия остается представителем и воплощением цивилизационного и культурного разнообразия на глобальном уровне. Российская цивилизация является поликонфессиональной и поликультурной, что нисколько не противоречит статусу северокавказского региона, входящего в геополитическое и культурное пространство России. Особенность российской цивилизации состоит в том, что на протяжении истории в ней ведущую роль играла государственность, а в качестве главнейшего социокода выступал русский язык. Более того, в российской цивилизации конфессиональные различия не являются фактором конфронтации. Однако матрица социокодов российского социума в значительной мере основывается на архаичных и традиционных социокодах, требующих своей модернизации в процессе перехода к постиндустриальному обществу. Наступление информационного общества в какой-то степени может облегчить процесс модернизации и устроения равновесия российской цивилизации на современном этапе.

Представляется, что доминирующими матричными основаниями российской цивилизации не могут быть государство, или православие, так как государство, религия, церковь сами нуждаются в соответствующих культурных программах воспроизводства. Важное значение в современных цивилизациях имеет динамика техносферы, алгоритмы развития которой накладывают динамизирующий и гармонизирующий ритм на остальные сферы. Однако современная синергетическая методология утверждает, что формирование матричного набора новой цивилизации не может ние матричного набора новой цивилизации не может осуществляться всецело сознательно, оно есть во многом неосознаваемый ризоматический переход «хаоса» в «порядок». Представляется, что взаимоисключающие тенденции -глобализация и генетическое разнообразие, - способны рационально уравновесить друг друга. Возможность соединения многообразия с информационными технологиями дает России шанс на успешный выход из возникших сложностей.

Объединяя принципы социоестественного, культурно-типологического и синергетического подходов мы стремились получить некий общий взгляд на принципы коэволюции природы и человечества, совместной жизни суверенных государств, геополитических регионов и этносов.

Анализируя цивилизационный статус Северного Кавказа, мы выделили три основные гипотезы цивилизационного статуса народов Кавказа. Первая гипотеза рассматривает Кавказ в целом как единую цивилизацию, другая гипотеза признает цивилизационный статус за горской цивилизацией народов Кавказа, ряд исследователей признает цивилизационное единство Северного Кавказа.

Северный Кавказ является поликонфессиональным и поликультурным регионом. Вследствие этого его иногда трактуют как межцивилизационное пространство: он находился под постоянным влиянием христианской и исламской цивилизации. С российской точки зрения, существенно то, что исламский фундаментализм как политический проект стремится к созданию на Северном Кавказе независимого надэтнического исламского государства. Своеобразный противовес такого проекта на Северном Кавказе - это политические проекты националистического характера. Представляется верным мнение, что кавказский надэтнический проект в ближайшей перспективе шансов на успех не имеет. К тому же, на Северном Кавказе традиционно более значительна этническая идентичность. Наконец, нельзя не видеть, что религиозные, этнические, моральные, политические ценности вовлечены в общую трансформацию, вызванную процессами глобализации, экспансии ценностей информационной цивилизации и развитием структур сетевого общества.

Ритмы и ценности технократического порядка оказывают унифицирующее и координирующее влияние. В этих условиях, при разрушении конфессиональных и национальных границ вопросы веротерпимости стали первостепенными. С другой стороны, государственная политика патернализма и интеграции может достигнуть успеха лишь с успехом модернизационных процессов.

Надо понимать, что онтологизация кавказского фактора не отвергают общероссийскую идентичность. Для кавказца ощущать себя россиянином совсем не означает потери этнического чувства, равно как самоидентификация со своей этнической культурой не должна превращаться в этническую ограниченность. Любой индивид эпохи глобализации живет в поле нескольких идентичностей. Представляется, что точка зрения о том, что индивид имеет одно и то же пространство идентификации в течении всей жизни ушла в прошлое. В современных условиях социальное благополучие может быть основано на свободном выборе самоидентификаций, когда индивид осуществляет конформное движение в рамках своих идентификационных ролей.

Этикет, как сформировавшийся культурно-коммуникативный комплекс кавказских культур, обеспечивает обслуживаемую им социальную организацию и культурную самоидентификацию. При этом, именно социально-деятельностные механизмы, их знаковая кодификация и регламентация выступают основной каркаса культурного кодекса традиционных сообществ на Северном Кавказе. Исходя из гипотезы Ю.М. Лотмана о том, что цивилизации могут иметь не только письменный, но и бесписьменный характер, можно допустить гипотезу о множестве локальных этнокультурных цивилизационных образований Северного Кавказа, что требует специального исследования.

Самоконструирование российского социума на современном этапе на Северном Кавказе сопровождается прорывом российских этносов к статусу наций. Такие изобретения западной цивилизации как правовое государство и рынок являются важными факторами социальной интеграции. Но этим проблема не исчерпывается. В северокавказских этнических культурах должна произойти трансформация, позволяющая им не терять свою идентичность, и, в то же время, быть способными к высокой социальной динамике и модернизации, а может быть и трансформации основных кодов идентичности на основах сетевого общества. Кавказские этносы, как современный источник пассионариев, должны также освоить и внедрить в свой социокод механизм эффективного преодоления социальных конфликтов, поскольку они существуют в регионе интенсивного социального и цивилизационного соперничества. В противном случае, они превратятся в периферийную зону столкновения глобальных цивилизаций.

Какие же установки, ориентиры, ментальные значения и смыслы, формы поведения и стереотипы необходимы для того, чтобы обеспечивалась социальная комфортность? Для этого следует преодолеть систему мифологем и идеологем, организованных на основе двухполюсной оппозиции «свое-чужое» и перейти к ценностным ориентирам мультикультурного характера, основанным на принципах толерантности. «Терпимость» как общечеловеческая ценность в ряду таких моральных и культурных требований, как свобода, равенство, милосердие, направлена на формирование единства, связанного с содержанием социокультурной деятельности, при допущении многообразия «иных» мировоззренческих моделей. Это должно стать сердцевиной культуры межнационального общения. Назначение культуры межнациональных отношений состоит в том, чтобы способствовать более углубленному познанию этносами друг друга и усилению взаимопонимания между ними и, таким образом, достижению идентификации не на принципах негативной, а на принципах позитивной идентичности.

153

Основные методологические недостатки существующих исследований рассматриваемых нами процессов заключаются, с нашей точки зрения, в следующем: а) Россия и Северный Кавказ часто рассматриваются как рядополо-женные реальности изначально; б) при анализе северокавказского региона «горская» и «славянская» культура рассматриваются как самостоятельные, хотя в регионе они уже давно ассимилировались; в) многие обобщения приходится делать умозрительно, так как нет еще достаточного фактологического материала, а фактологические исследования часто имеют односторонний характер; г) в исследуемой области накопилось множество методологических и теоретических клише, стереотипов, которые уже превратились в теоретические «пережитки».

Мы считаем, что цивилизационный и синергетический подходы, используемые в нашем исследовании, имеют большие перспективы в рассматриваемой области. Предложенную нами объединенную концепцию самоорганизации социума можно далее конкретизировать и операционализировать, в частности, с помощью конкретно-социологических разработок.

 

Список научной литературыКуракова, Татьяна Валерьевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абдулатипов Р. Кавказская политика России //Научная мысль Кавказа -Ростов н/Д., 1999. № 3.

2. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа.- Ростов н/Д., 1995. № 1.

3. Абдулатипов Р.Г. О федеральной и национальной политике Российского государства.- М., 1995.

4. Агаев А.К., Магомедов P.M. Дагестанское единство: История и современность /Даг. науч.-исслед. ин-т педагогики им. А.А. Тахо-Годи; Независимый ин-т науч. исслед. «Нац. согласие».- Махачкала, 1995.

5. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984.

6. Авксентьев В. А. Теоретические аспекты изучения этнических процессов на Северном Кавказе // Этнические процессы накануне XXI века: Материалы науч. конф. (15-20 сент. 1998г.). Ставрополь, 1998.

7. Акаев В.Х. Кавказская война: старые концепции и новые подходы // Кавказская война: спорные вопросы и новые подходы. Махачкала, 1998.

8. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе.- М., 1999.

9. Акаев В.Х. Традиционный ислам и ваххабизм (к религиозно-полит, ситуации в Чечне) //Известия вузов. Северо-Кав. per.- 2001.- № 2.- С.42-46.

10. И. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX в. //Вестн. МГУ. Сер.7. Философия М., 1994.- № 4.

11. Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ: Ежегодник /Ред. А.Г.Здравомыслов, С.Я.Матвеева, А.Ю.Чепуренко. М., 1994.

12. Анализ региональных проблем: Пресс-релиз МВД России. М., 2000.

13. Аникеев А.А., Крикунов В.П., Невская В.П. Северокавказская цивилизация: проблемы типологии. // Актуальные проблемы историографии и методологии истории. Ставрополь, 1997.

14. Аникеев А.А., Лубский А.В. Теоретические поиски в современной исторической науке и проблемы изучения истории Северного Кавказа // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д., 1997. - № 7.

15. Анфимов Н.В. Древние поселение Прикубанья. Краснодар. 1953.

16. Анфимов Н.В. Из прошлого Кубани. Краснодар. 1953.

17. Арутюнов С.А. Диаспора это процесс //Этнограф, обозр. - 2000. - № 2.

18. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.

19. Анчабадзе З.В., Робакидзе А.И. К вопросу о характере кавказского горского феодализма (на груз, яз.) // Иберийско-кавказское языкознание. Т. 18. -Тбилиси, 1973.-С. 116-121.

20. Асланбеков С.Л., Жаков А.Н. Миротворческие организации на Северном Кавказе // Сов. этнография. 1991. - № 5. - СЛ 6-19.

21. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Т.1. От прошлого к будущему Новосибирск, 1997.

22. Бакиев А.Ш. Адыгская цивилизация: периодизация истории // Вестн. Каб.-Балк. гос. ун-та. Нальчик, 1996 - 1997. - Вып. 2-3.

23. Барг М.А. Цивилизационный подход к истории // Коммунист. 1991. -№3. - С. 27-35.

24. Барулин B.C. Социально-философская антропология: Общ. начала социал.-филос. антропологии. М., 1994.

25. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

26. Беджанов М. Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. Майкоп, 1997.

27. Беджанов М.Б. Общественный кризис и проблемы национального возрождения. Майкоп, 1995.

28. Белл Д. Социальные рамки информационного общества//Новая технократическая волна на Западе. -М., 1983.

29. Бердяев Н.А. Самопознание: Сборник. JL, 1991.

30. Бердяев Н.А. Судьба России.- М., 1990.

31. Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в 20-30-е годы XIX в. Майкоп, 1994.

32. Бларамберг И. Кавказская рукопись: исторические и этнографические описания народов Северного Кавказа: Пер. с франц. /И.Бларамберг; Введ и коммент. И.М.Назарова Ставрополь, 1992.

33. Блок М. Апология истории или ремесло историка.- М., 1986.

34. Большаков А.В. Выживаемость человечества как глобальная проблема современности.-М., 1992.

35. Бороноев А. О., Скворцов Н. Г. Этнос и личность // Человек в зеркале наук. СПб., 1993.

36. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

37. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: Сочинения в 2 т. М.; СПб.- Т. 2. Философия имени; Икона и иконопочитание. - М., 1999.

38. Вагапов А.Д. Славяно-нахские лексические параллели. Грозный, 1994.

39. Ванеева JI.H. Гармонизация социальных отношений в региональном социуме: Автореф. дис. . канд. филос. наук. / Морд. гос. ун-т. Саранск, 1999.

40. Виноградов В. Б. Генезис феодализма на Центральном Кавказе // Вопр. истории,- 1981,- № 3.- С.35-50.

41. Власова Н. Региональная экономическая политика России и развитие национальных отношений // Этническое измерение федерализма. М., 1997.

42. Волкогонова О. «Русская идея»: мечты и реальность // http:// www. PHI-LOSOPHY.ru /library/misc/volkidea.html.

43. Всемирная история: в 10-и тт. Т.1,2. -М.: Госполитиздат, 1956.

44. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

45. Выжлецов Г.П. Ценности российской духовности: кризис и возрождение // Человек и духовно-культурные основы возрождения России, (Под ред. Г.П.Выжлецова, В.Т.Пуляева, В.Н.Саратовского). СПб., 1996.

46. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение /Отв. ред. В.А. Тишков. М., 1997.

47. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.

48. Гасанов М.Р. Палеокавказская этническая народность и проблема происхождения народов Дагестана. Махачкала, 1994.

49. Гегель. Наука логики: В 3 тт. М., 1970-1973.

50. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

51. Горохов С.Н. Межэтнические конфликты: истоки, пути предотвращения // Региональные проблемы межнациональных отношений в России. -Омск, 1993.

52. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.: Мысль, 1977 359 С.

53. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

54. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1991.

55. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992

56. Гуревич А .Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993.

57. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки.// Вопросы истории, 1991. - №2, 3. -С.21-36.

58. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки.// Вопросы истории. 1991. №2,3.

59. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории //Вопросы философии. 1990. - №11. -С.31-43.

60. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

61. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия.// Вопросы философии. 1986, - № 3. - С.101-116.

62. Дамениа О.Н. К проблеме идентификации кавказской культуры // Вестник Адыг. гос. ун-та. Майкоп, 1998. - № 1.

63. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому.- М., 1991.

64. Дегоев В. Имам Шамиль. Избранник и жертва Кавказской войны // Независимая газета. 1997. - 6 марта.

65. Денисов В.В. Социология насилия (критика современных буржазных концепций). М.: Политиздат, 1975.

66. Денисов В.В. Социология насилия (критика современных буржуазных концепций). М., 1975.- С.76-102.

67. Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития. Краснодар, 1999.

68. Денцик JI. Социальный конфликт и этничность: к уточнению понятий // Ленинградская конференция по правам меньшинств. (2-4 июня 1991 г.) Докл. и сообщ. (Рус. тексты). Л., 1991.

69. Динамика ценностей реформируемой России. /Беляев Л.А., Лапин Н.И., Наумова Н.Ф. и др. М., Эдиториал УРСС, 1996.

70. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

71. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т.29. Кн. 1 и 2. Письма. - Л.: Наука, 1986.

72. Дробницкий О.Г. Проблема ценности и марксистская философия /Вопросы философии. 1966. - № 7. - С. 33-44.

73. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ.// Вопросы психологии. 1993. - №5. -С.20-29.

74. Дубровин Н. Черкесы (адыге). Краснодар: Изд-во о-ва изучения Адыг. авт. обл., - 1927.-176 С.

75. Емельянов Ю.М., Скворцов Н.Г. Культурантропология как традиционная наука и ее нетрадиционные возможности.// Вестн. Ленингр. гос. ун-та. сер 6, 1991, - вып.З.

76. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., - 1996.

77. Ефимов В. Исламский фундаментализм: угрозы для России? // Свободная мысль. 1993. - № 16. С. 65-68.

78. Жданов Ю. А. Солнечное сплетение Евразии. Майкоп, 1999.

79. Здравомыслов А.Г. Священность этноса или релятивизм национальной конструкции. -М., 1997.

80. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социс. -1993. -№ 8. С. 12-20.

81. Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальное измерение истории: поиски метода.// Вопросы истории. 1995 - №7. - С. 153-160.

82. Иванов В.Н. Российская Федерация: национальные и региональные проблемы /Росс. Исслед. Центр Ин-та Соц.-полит. Исслед. РАН. М., 1997.

83. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах/ Под. ред. М.Б.Олкотт, В.Тишкова и А.Малашенко; Моск. Центр Карнеги. М., 1997.

84. Ильин А.А. Введение в философию истории. М.,1997.

85. Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе //Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /Под ред. В Л. Иноземцева. М., 1999.

86. Ионов И.Н. Парадоксы российской цивилизации // Научный альманах "Цивилизации и культуры". Вып. 3. Россия и Восток: геополитические и цивилизационные отношения. М., 1996.

87. Ионов И.Н. Парадоксы российской цивилизации. // Общественные науки и современность. 1999.- № 5. - С.115-127.

88. История России с древнейших времен. Т. 1. - М., 1959.

89. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.). - Т. 2. -М, 1988.

90. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.-Т. 1.-М., 1988.

91. История. Культура. Цивилизация. М., 1998.

92. Каган М.С. Философия культуры. М., 1996.

93. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) М.: Политиздат, 1974.

94. Казанцев В.Г. Межнациональные конфликты на Северном Кавказе в контексте геополитических реалий // Автореф. дисс. к.ф.н. / Рост. гос. унт Ростов н/Д, 2000.

95. Казначеев В.П., Спирин В.А. Космопланетарный феномен человека. -Новосибирск, 1991.

96. Канетти Э. Масса и власть. /Пер. с нем. М.: Изд. фирма «Ad Маг-ginem», 1997.

97. Кант И. Лекции по этике. // Этическая мысль. М., 1990.

98. Капица С.П. Математическая модель роста народонаселения мира. // Математическое моделирование. М.,1992. Т.4. № 6. - С.65-79.

99. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. //Проблема человека в западной философии: Сб. пер. М., 1988.

100. Кешев А.-Г. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей.- Нальчик, 1980.

101. Климов Г.А. Введение в кавказское языкознание. М., 1986.

102. Ключевский В.Н. Соч. Т.1. М., 1956.

103. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип и синергетика // Вопросы философии, 1997. № 3. С. 48-61.

104. Кобищанов Ю.М. Место исламской цивилизации в этноконфессиональ-ной структуре Северной Евразии России // Общественные науки и современность. - 1996.- №2- С.91-99.

105. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984 - 252 С.

106. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории: Автобиография. М.,1980 - 485 С.

107. Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса// Общественные науки и современность. 1997. №4.

108. Кухианидзе А.В. Кавказоцентристская концепция демократии // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 1995. - № 4. - С. 66-72.

109. Кцоева Т.У. Кавказский суперэтнос // Эхо Кавказа. 1994. № 2.

110. Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1977. -304 С.

111. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 15-26.

112. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

113. Лубский А.В. Северный Кавказ периферия российской цивилизации. // Научная мысль Кавказа. - Ростов н/Д, 2000. - № 2 (22). - С. 34- 38.

114. Лурье С. Историческая этнология. Уч. пособие. М., 1997.

115. Лурье С. Этническая самоидентификация в условиях кризиса "материнского" этноса. СПб., 2000.

116. Лурье С.В. К вопросу об изучении имперских доминант // На перепутьях истории и культуры / Под ред. В.Б. Голофаста. СПб., 1995. С. 146-169.

117. Лурье С.В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия //Общественные науки и современность. 1997. № 2.

118. Лурье С.В. От древнего Рима до России XX века: преемственность имперской традиции // Общественные науки и современность. 1997. № 4;

119. Лурье С.В. Русская крестьянская колонизация и проблемы регионализма: взгляд в историю // Постсоветское пространство: этнополитические проблемы ("круглый стол"). // Социс. 1997. - № 2

120. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.

121. Люлье Л.Я. О гостеприимстве у черкесов. — Краснодар, 1927.

122. Майборода Э.Т. Адыгский суперэтнос. К постановке проблемы // Некоторые проблемы этнических процессов. Ставрополь, 1997.

123. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. — М., 1996.

124. Малышева Д. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // Мировая экономика и международные отношения. 1999.- № 7. С.108-117.

125. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

126. Манекин В.В. Некоторые аспекты методологии квантификационнго исследования менталитета.// Вестник МГУ, сер.7, Философия, М., 1992, -вып. 1.

127. Марков Б.В. Очерки социальной философии. / Под ред. К.С.Пигрова. -СПб., 1998.

128. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997.

129. Межуев В.М. Культура и история. — М., 1997.

130. Межуев В.М. Место проблемы человека в современной философии //Вопросы философии. 1990. № 7.

131. Меликишвили Г. А. К вопросу о характере древних закавказских и средневековых горских северокавказских классовых обществ // История СССР.- 1975. № 6. - С.44-94.

132. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Тез. I Междунар. Конгр. 11-14 сент. 1995 г. Пятигорск, 1996.

133. Михайлова Л.И. Социология культуры. М., 1999.

134. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.

135. Морозова Е.В. Региональная политическая культура.- Краснодар, 1998.

136. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания: Филос. теория личности и ее психол. и биол. основания. Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1984.

137. Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской мен-тальности. // Полис. 1995. - №4. - С.69-76.

138. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972.

139. Нагой А.А. Культура региона и культурная политика в России в 90-е годы XX века. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата культурологии. Краснодар, 1999.

140. Неклесса А.И. Россия в новой системе координат цивилизационных, геоэкономических, геополитических // Научный альманах "Цивилизации и культуры". Вып. 3. Россия и Восток: геополитические и цивилизационные отношения. -М., 1996.

141. Николаева Н.А., Сафронов В.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. М., 1999.

142. Николис Дж. Хаотическая динамика лингвистических процессов и образование паттернов в поведении человека // Вопросы философии. 1997. №3. С.85-89.

143. Общество и культура: философское осмысление культуры. 4.1. М., 1988.

144. Панарин А. С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы. //Вопросы философии 1994.- №12.- С. 19-31.

145. Панфилов О.М. Ценностные отношения: природа и генезис: Автореф. дис. докт. филос. наук / Рос. гос. пед. Ун-т им. А.И. Герцена СПб, 1994.

146. Панфилов О.М. Ценностные отношения: природа и генезис. Автореферат докторской диссертации. СПб, 1994.

147. Парк Р.Э. Конкуренция и конфликт // Вопросы социологии. 1994. Вып. 5. С.63-64.

148. Парсонс Т. Человек в современном мире. М., 1985.

149. Патракова В.Ф., Черноус В. Русская (российская) цивилизация // Российская историческая политология. Ростов н/Д, 1998.

150. Патракова В.Ф., Черноус В.В. История человечества и русская цивилизация. Ростов н/Д, 1995.

151. Перепелкин JI.C. Региональная интеграция — институциональная форма межэтнического диалога //Конфликт-диалог-сотрудничество. М., 1999.

152. Перепелкин Л.С. Социальные предпосылки современных межэтнических конфликтов в Российской Федерации. М., 1997.

153. Перепелкин JI.С. Типология этнических конфликтов (на примере Кавказского региона) // Ближний Восток: история и современность (сборник статей). М., 1997.

154. Перепелкин Л.С., Шкаратан О.И. Переход к демократии в полиэтническом обществе / Полис. 1991.- №6.-С.55-68.

155. Платон. Собрание сочинений. В 4-х тт. М., 1990.

156. Попкова Л. Этноплюрализм в России и американский опыт. // Этническое измерение федерализма. М., 1997.

157. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2-х Т. М., 1992.

158. Празаускас А.А. (ред.) Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока. М., 1991.

159. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе: Материалы научной конференции (14-15 сентября 1999 г.). Ставрополь, 1999.

160. Проблемы и пути развития межнациональных отношений в Краснодарском крае. // Научно-практическая конференция, 29 мая 2001. Краснодар, 2001.

161. Пронштейн А. П. Некоторые проблемы возникновения и развития феодальных отношений на Северном Кавказе в новейшей советской историографии // Развитие феодальных отношений у народов Северного Кавказа. -С. 28.

162. Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет? Историографические заметки.// Отечественная история. 1995. - № 3.

163. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. - №4. - С. 14-34.

164. Ратушняк В.Н. Вхождение Северо-Западного Кавказа в состав России и его капиталистическое развитие. Краснодар: Кубан. ун-т, 1978.

165. Рашковский Е. Целостность и многоединство российской цивилизации. // Общественные науки и современность. 1995. - № 5. - С.63-70.

166. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV- первой половины XV вв. М.: Наука, 1977.

167. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб, 1911.

168. Риккерт Г. Философия истории. СПб, 1908.

169. Робакидзе А.И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе. // Советская этнография. 1978. № 2. - С. 15-24.

170. Розов Н. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. -Новосибирск, 1992.

171. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В 3-х частях. 4.1. Введение: философия и жизнь. СПб., 1997 4.2. Онтология. СПб., 1999. - Ч.З. Антропология. - СПб., 1999

172. Сартр Ж.П. Первичное отношение к другому. М., 1988.

173. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. //Сумерки богов. - М., 1998. - С.319-344.

174. Северокавказская цивилизация: вчера, сегодня, завтра. Пятигорск, 1998.

175. Северокавказская цивилизация: история, культура, экономика, социология, философия. Пятигорск, 1996.

176. Семенников П. Феномен России. //Наука и жизнь.- 1996,- № 1- С.40-47.

177. Семенов С.И. Ибероамериканская и восточноевразийская общности как пограничные культуры. // Общественные науки и современность. 1994. №2.-С. 159-169.

178. Скворцов JI.B. Субъект истории и социальное самосознание. М., 1983.

179. Смирнов П.И. Ценностное основание общества. (Концепция исслед.) Автореф. дис. докт. филос. наук/ СПб., 1994.

180. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа, вторая половина XIX-XX в. М.: Наука, 1983.

181. Соболь К.И. Мораль и гуманизм. Горький, 1979.

182. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высш. шк. 1979.

183. Соловьев B.C. О христианском единстве. М., 1994.

184. Соловьев Э.Ю. И.Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.

185. Соловьев Э.Ю. Понятие права у Гегеля и Канта (взгляд из русской традиции и современности). Глава в книге "Судьбы гегельянства". М., 1992.

186. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

187. Соснин В.А. Социально-психологическая динамика межэтнических конфликтов. // Национальная служба новостей. 1996. № 5.

188. Сохроков X. Живая судьба народов // (Эльбрус.) Нальчик. 1999. № 2.

189. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. /Под ред. Л.М. Дробижевой. М., 1998. - С. 17-38.

190. Социокультурная методология развития российского общества. Заседание №1. Специфика социокультурных исследований.// Рубежи. 1996. №5.

191. Социокультурная методология анализа российского общества. Заседание №4. История как феномен культуры. // Рубежи 1996 №9.

192. Сушко С.А. Человек и ценности в философии Н.А. Бердяева и Ф. Ницше //Вестник МГУ. Философия. -1995. № 7.

193. Темиров С.С. Социальные функции культуры малых этносов в постсоветский период (на примере Карачаево-Черкессии). Автореферат дис. канд. культурологии. Краснодар. 2000.

194. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

195. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1994.

196. Толстой Л.Н. Собр. соч.в 22 тт. Т. 16. - М., Худ. лит., 1983. - 447 С.

197. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социального исследования // Этнографическое обозрение, 1996, № 12.

198. Трофимова Р.П. Гуманизм, религия, свободомыслие. -М., 1992.

199. Трофимова Р.П. Культурология: теория и история. М., 1997.

200. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Соч. М., 1994.

201. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. ЛГУ, 1968.

202. Тхагапсоев Х.Г. Коммуникативные особенности бесписьменных культур. // Научная мысль Кавказа. Ростов н /Д., 2000. - № 2 (22). - С. 48-56.

203. Тхагапсоев Х.Г. Нартский эпос как феномен диалога культур // Научная мысль Кавказа. Ростов н /Д, 1999. № 3.

204. Устинова М.Я., Матвеева А. (ред). Разрешение конфликтов. Пособие по обучению методам анализа и разрешения конфликтов. / Под ред. Матвеевой А. -М., 1997.

205. Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. М., 1961.

206. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

207. Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.

208. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

209. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. -М., 1989.

210. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

211. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.

212. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997.

213. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: «Эльбрус», 1978.

214. Хантингтон С. П. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et Contra. Т. 2. № 2. Распад и рождение государства. М., 1997.

215. Хомяков А.С. ПСС. М., 1990. - Т. 2.

216. Хомяков А.С. Церковь одна. // Соч. в 2-х тт. Т.2.- М., 1994.

217. Хунагов Р.Д. Шадже А.Ю. Кавказский фактор в современной России // Социс. М, 2001. - № 3. - С. 77- 80.

218. Цекоева Л.К. Художественная культура региона: генезис, особенности формирования. Автореф. дис. канд. культурологии. Краснодар, 2000.

219. Цулая Г.В. Этнокультурный аспект исторического процесса в раннефеодальной Грузии (V-X вв.) // Кавказский этнографический сборник IX, Вопросы исторической этнографии Кавказа. М., 1989.

220. Человек в системе наук. //Под ред. Ю.Н.Давыдова. М., 1992.

221. Человек как философская проблема Восток-Запад. М., 1991.

222. Червонная С.А. Возможно ли единство во множестве? (К проблеме американской идентичности) // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 10.

223. Черкасов П."Лица кавказской национальности" глазами москвичей // Социально-культурные и этнические стереотипы. М., 1998. - С. 62-71.

224. Черноус В.В, Роль казачества в диалоге русской и кавказской горской цивилизаций // Россия: прошлое, сегодняшние реалии и перспективы развития. Новочеркасск, 1994.

225. Черноус В.В. К вопросу о горской цивилизации // Россия в XIX нач. XX вв. - Ростов н/Д, 1992.

226. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 1999. -№3.- С. 154-167.

227. Шадже А.Ю. Кавказская цивилизация или кавказская культура? // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 2000. № 2 (22). - С.39- 41.

228. Шаповалов Л.И. История ментальностей: проблема методологии. М., 1996.

229. Шарден П.Т. де. Феномен человека. М., 1987.

230. Шафаревич И.Р. Есть ли у России будущее? М., 1991.

231. Шахназаров Г.Х. Куда идет человечество: Критические очерки немарксистских концепций будущего. М.: Мысль, 1985.

232. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М. : Прометей, 1993.

233. Шермухамедов С. К вопросу о культуре межнационального общения // Философия науки. 1990. - № 8.

234. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1991.169

235. Шрейдер Ю.А. Равенство, сходство, порядок, М.: Наука - 1971.

236. Этническая конфликтология: Бедин В.И., Генова Н.М., Перепелкин Л.С., Соколовский С.В. Учебное пособие. М., 1995.

237. ЯсперсК. Смысл и назначение истории. М., 1994.