автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Общественно-политическая роль художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны (на материалах областей и автономных республик Волго-Вятского региона и Среднего Поволжья)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Шальнов, Михаил Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Общественно-политическая роль художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны (на материалах областей и автономных республик Волго-Вятского региона и Среднего Поволжья)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-политическая роль художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны (на материалах областей и автономных республик Волго-Вятского региона и Среднего Поволжья)"

ШЕ-ЕГОРОДСКИЙ ОРДЕНА ТГ/ДОВОГО КРАСНОГО ЗЯЛШ2П1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И!. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

На правах ружопясд

Шальнов Михаил Юрьопст

ОЕЩЗСТВЫШО-ШЛШСЧЕСКАЯ. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШГГЕШГЕЗДИ В-ГОДЫ ВЕЛИКОЙ 0Т2ЧЕСТВНШ0Й войны (На материалах областей я автономных республих Волго-Вятского регкфна а Среднего Поволжья)

Специальность 07.00.01 -

История общественных даихеняЗ а политических партлЗ

АВТОРЕФЕРАТ дгссертадяя яа соискание ученой стесеяз кандидата исторических наук

Няяний Новгород - 1991

Работа выполнена на.кафедре политической истории Шшогоеодйк го ордена Трудового Красного Значена государственного университет щл. Н.И. Лобачевского

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

БИЧУЧ М.Д.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор EMETOB B.C.,

кандидат исторических паук, цоцзкт П7СТ0ВАЛ0В С.И.

Ведущая организация -

Чувашский государственной университет см. И.Н. Ульянова

Защита диссертации состоится " 1991 хода

в 16 - часов на заседании специализированного совета К 0.63.77.05 по присуждении ученой степени кандидата исторических яаук в Нижегородском государственном университете ям. Н.Й.Лобачев ского по адресу: 603600, ГСП-20, Н.Новгород, проспект Гагарина, 2

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нихегородског государственного•университета.

Автореферат-разослан J>0*//. ^ ' 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета •доцент Малышев Н).В.

Актуальность исследования прежде всего определяется неубывающим интересом ко всему значительному, что связано с Великой Отечественной войной. Освещение событий 1941-1945 годов долгое время отличалось явной тенденциозностью. Б угоду конъюнктурным соображениям многие факты замалчивалась, либо покачались. Заслуга в разгроме фапдзма приписывалась не столько народу и армии, сколько Коммунистической партия и Советскому правительству, а при жизкл И.В. Сталина еще больке еау лично. Лишь с середины 80-х годов к итогам а урокам войны стала относиться значительно объективнее, всесторонне,глубже. II все же события тех трагических лет нуждаются в освобождении от идеологических птампов, требуют глубоко нравственной оценки, дальнейшего строго научного анализа я осмысления с общечеловеческих позиций.

В этом плане дальнейсего изучения ждет а проблема деятельности художественной интеллигенции. В сфере художественной культуры, как д во всем обществе в последнее время явно обозначилась тенденция к расколу я даже к конфронтации на политической, идеологической, национальной почг°. Происходят бурная ломка старых, во многом изживших себ^ структур, в системе управления творческими союзами и учреждениями искусств, утрачено монопольное право КПСС в руководстве творческой интеллигенцией.

Все эти процессы стихийны и рождены кризисными явлениями в стране. В преодолении негативных последствий такой стихийности первостепенное значение имеет строго научный анализ работы художественной интеллигенция .прошлых лет. Критически осмыслять данный опыт, накопленный в период Великой Отечественной войны, необходимо прежде всего в целях консолидации творческих сил, более глубокого понимания взаимосвязи культуры и общественного сознания.

Локальные рамки исследования охватывают современный Волго-

Вятский регион (Нижегородскую и К"ровекую области, Мордовию, Чувашю и Марийскую АССР), а также Татарию и Куйбышевскую область. Все эти области и республики относятся к центральной части Поволжья и входят в сердцевину многонациональной Россия. На протяжения столетий здесь вперемежку, черезполосно, проу-азают русские, татары, чуваши, марийцы, мордва я другие народы, крепко спаянные узами дружбы, экономического и культурного сотрудничества. Этим народам в советский период, к началу 30-х годов, удалось создать свою художественную интеллигенция, значительно возросла по сравнению с дореволюционным периодом численность русской и особенно татарской творческой интеллигенции. Лучшие произведения литературы и искусства, созданные в Центральном Поволжье порой приобретали всесоюзную известность. Тем самым специфика региона позволяет проследить и общие я своеобразные ■ процессы, происходившие в сфере художественной культуры.

Хронологические памки исследования ограничены периодом Великой Отечественной войны. Именно в ото время худокественная интеллигенция накопила богатый опыт трудового, патриотического, интернационального, нравственного воспитания народа. Условия ее работы в Средней Поволжье в 1941-1945 годах во многом были сходны с условиями в других тыловых районах страны. Тем не менее, исторически сложившиеся черты населения, территориальная близость к фронту, огромная насыщенность оборонной промышленностью, важнейшими транспортными узлами, обилие воинских формирований и эвакуированного населения наделило регион определенной спецификой.

Методико-теоретической основой исследования послужили концептуальные положения о взаимосвязи искусства и материальной жизни, роли художественной интеллигенции в оодестве, содер-

т.ащиеся в трудах ученых прошлого и настоящего. Пря этом учтены и основополагающие принципы художественного творчества, разработанные в работах выдающихся литераторов, художников, композиторов, актеров.

Историография проблемы. Ратный я трудовой подвиг художественной интеллягенцяи начал освещаться еще в военное врем. Государственно-партийная оценка той поры дана высалил руководством страны, и в частности И.В.Сталиным, М.И.Калининым, Е .Ярославским^", которые рассматривали творческие союзы и учреждения искусств как часть своего идеологического аппарата.

Документальную ценность представляют устные, письменные выступления в I94I-I945 годах выдаздихся деятелей советской культуры: А.Толстого, А.Фадеева, М.Шолохова, Д.Шостаковича, В.Соловьева-Седого, В.Мухиной и многих других. Там содержится немало ярких призеров самоотверженного труда творческой интеллигенции, определены задачи развития всех жанров литературы и видов искусства. По характеру освещения материала близко к ним примыкают многочисленные литературоведческие и искусствоведческие статьи в журналах "Новый цир", "Октябрь", "Знамя", "Звезда" и других.

Уже в военные годы появились и первые обзорные работы о патриотической . деятельности советской интеллигенции. К ним относятся, в частности, книги П.Поспелова и С.Каф-

I. Калинин Ц.И., Об искусстве и литературе. iM., 1957; Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза ; U.-Л., 1946; Ярославский Е.Н. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Правда. 1943. 2 декабря.

т

такова^.

Таким образом, в публикациях военной пори, прямо клх косвенно посвященных художественной интеллигенции, её деятельность рассматривается как неотъемлем-ч часть партийного и государственного дела. Несмотря на официозный характер этих работ, они ценны как источник информации, сосколъку написаны по горячш следам событий и по-своему воссоздают гтшефору "эх лет

В послевоенное вр-эг/л начинается изучение истории литературы и отдельных видов искусства периода Великой Отечествен-

о

кой войны". Этхг работы отличаются значительным фактическим материалом. Б них дана оценка многим произведениям литературы, живописи, театра, кино. Обдам недостатком литературоведения и искусствоведения этого времени являлась усиленная положительная характеристика произведений, восхвалявших личность К.В. Сталина.

В послевоешюе десятилетие начинается осмысление ош.™а культурного строительства как в отдельных областях и республиках, так и в масштабах всей страны. В 1946-1947 гг. выходят брошюры И.Гурьева и К.Наяд^сина об история культурного ра-

1. Поспелов П. Советская интеллигенция в Великой • Отечественной войне. М., 1942; Кафтанов С. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М., 1943; он же. Советская интеллигенция верно служит Родияе. М., 1945 ; и др.

2. Крутя И. В годы Отечественной воины // Сб. Советский театр. М., 1947 ; Перцев В. Подвиг и 'герой (Этюды

о советской литературе). М., 1946; Большаков И. Советское искусство в года Великой Отечественной войны. Л., 1948.

звития ГорыювскоЯ я Куйбышевской областей". В сероднпо пятидесятых "оявляется первая крупная монография Ц.&злз о голи

о

партии в культурном строительство'". Однако в этих работах от-кочепи л иль главные достижения в развитии культуры, проблема;.! художестйекноЗ политики должного внимания не уделено. Почта все работ» этого периода страдают кеполнотой анализа, чрез-корякгл вдеологизировашша подходом, а норой схематизмом и компиляцией.

Со второй полови.та 50-х годов наступил новый этап в историография Великой Оусчеотванной воины. После XX съезда КПСС советские ученые получили возможность анализировать и обнародовать более широкий круг источников, смелее и объективнее высказывать свои взгляда. Исследования этого периода, с разных лози1-''*1 осБечащпх указанную проблему, можно условно разделит. на несколько групп.

К первой необходимо отнести обобщающие труды по истории Великой Отечественной войны,' деятельности Коммунистической

о

партии з 1941-1945 годзх . Их авторы сохранили приверженность рассматривать литературу и искусство сквозь призму пар-

1. Гурьев И. Развитие культуры в Горьновской области. Горький, 1946 ; Начарсин К, Культурное строительство в Куй-бнневсхой области за 30 лет. Куйбыкев, 1947 .

2. Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР, М., 1955.

3. История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941-1945 гг. Т. 1-6. М. , 1960-1965 ; История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 5. Кн. I. М., 1970; История второй мировой войны 1939-1945. Т. 1-12. М., 1973-1982 ; Истерия СССР с древнейтих ггемон до наших дней. Т. 10. М., 1973.

тийно-государственной политики,: кооб организационных формах работы художественной интеллигенции там сказано более обстоятельно.

В данную группу целесообразно включить и "Очерки" историк областных партийных организаций, где в контексте мероприятий идейно-политического характера отражена деятельность местных отделений творческих союзов и учреждений искусств в период войны. По содержанию к ним примыкают очерки истории областей и автономных республик региона, в которых даотся краткая характеристика состояния-областных и национальных литератур, живописи ', музыки, театра военной поры^.

Немалое значение для изучения данной темы имеет л обращение к публикациям:по истории СССР иностранных авторов, в

2

частности к книгам'А.Берта и Д.Боффа . Она без партийно-политической предвзятости позволяют оценить и художественную жизнь того сложного времени.

Вторую группу могли бы составить труды по истории куль-

1. Очерки истории партийной'организации Татария. Казань, 1973 ; Очерки истории Куйбшгчской 'организации КПСС. Куйбышев, 1976 ; Очерки история Кировской организации КПСС, ч. 2, 1968 Очерки истории Горьковской организации КПСС, ч. 3. Горький, 1974; Очерки истории Мордовской организация КПСС. Саранск,

1967 ; Очерки истории Марийской организации.КПСС. Йошкар-Ола,

1968 ; Очерки истории Чувашской организация КПСС. Чебоксары, 1975 ; История Горьковской области. Горький, 19715 Очерки история Мордовской АССР. Т. II. Саранск, 1961; История Чувашкой АССР. Т. II. Чебоксары, 1967 ; Наяд^сяя К. Очеркй истории Куйбышевской области. Куйбышев, 1962 ¡История Татарской АССР. Казань, 1968 ; История Татарской АССР. Казань, 1973.

2. Верт А. Россия в войне 1^41-1945 годов. М., 1967; Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х томах. М., 1990.

турн и советской интеллигенции. Культурное развитие областей взятого нами региона освещалось лииъ в газетах, единственная броиюра била выпущена в Горькой*. В автономиях развитию нагу.с-нальной культуры ученые посвятил крушше монографии л диссертации^. Однако и там анализ организации работы творческой интеллигенции, включая и года войны, почти отсутствует. Наибольший материал о деятелях литературы и искусства в 1941-1945 гг. собран и обобщен в двух монографиях и многочисленных статьях по

о

культуре Советской России Л.Максаковой

Важной проблеме сотрудничества народов СССР з культурном строительстве в годы войны и первое послевоенное пятилетие посвятил свою монографию Г.Сабярзяяов^. Его работа отличается новизной рассматриваем!« вопросов, обилием интереснейшего фактического материала. О взаимодействии национальны! литератур народов Поволжья в период фашистского нашествия на налу страну обстоятельно рассказал в своей книге А.Бркжинскпй^.

1. Культурное строительство Горьксвской области (KIT-ISS? гг.). Сб. статей. Горький, 1957.

2. Киселев А. Социалистическая культура Мордовии. Саранск, 1959 ; Ыеркушия Г. Развитие культуры и науки в Мордовской АССР: Автореф. дяс, докт. истор. наук. -Саранск, 1969 ; Маркелов И. Культура возрожденного народа. Чебоксары, 1969 ; Сергеев Т. Социалистическая культура Чувашии. Чебоксары, 1984 ; Антипин А. Расцвет духовной культуры марийского народа. Йошкар-Ола, IS30 ; Культурное строительство в Татария, Сб. статей. Казань, 1971 ; Тозетддяоз А. Велики! Октябрь и культурное строительство в Татарии. Казань, 195?.

3. Максакова 4, В рядах всгядего народа. M., 1965; она же. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 137?,г

4. Сабарзянов Г, По законам лрутлы 2 братства. Казань,

1974.

5. Брыжннский А,3, 3 едином строю. Саранск. 19S4.

Значительный фактический материал об участии художественной интеллигенция Куйбышё-Ьс'кой и Пензенской областей в культурно-просветительной работе -в 1941-1945 годах дан б

т

статьях и одной из глав диссертации Д.Храмковойх. Некоторые частные аспекты организация работы творческих союзов и учреждений искусств отражены в монографии С.Федюкина и других тру-

2

дах по истории советской интеллигенции .

Б третью группу вошли специальные книги, бропззры и статьи по литературе, живописи, театру, музыке. По богатству фактического .материала для взятого региона они наиболее содс-рла-тельны. Своеобразный итогом исследования национальных литератур явилось многотомное издание "Истории советской многонациональной литературьГ. В третьем томе ее помещены разделы о творчестве татарских, чувашских, марийских и мордовских писателей, поэтов, драматургов в период Великой Отечественной

. 3

р 0 •

Среди специальных работ по национальным литературам заслуживает вникания монография Н.Дедуикяяа "Чувашская литерату-

А

ра периода Великой Отечественной войны . Автор составил летопись литературной жизни республики, библиография чувашской литературы военных лет, немало места уделил военно-шефской рзг

1. Храыкова Н.П. Культурно-просветительные учреждения Среднего Поволжья в годы Великой Отечественной войны." -Дзс. ... канд. ист. наук. Куйбышев, 1973.

2. ФедюкинС-А. Партия и интеллигенция. М. Д983 ; Советская интеллигенция: История формирования я роста (1917-1965 гг.). М., 1968 ; Советская интеллигенция: Краткий отерк истории (1917-1575 гг.). М., 1977.

3. История советской многонациональной литературы. Т. 3. а.,1970.

4. Дедускяя Н. Чувашская литература периода Великой Отечественной воины. Чебоксары, 1962.

бота писателей, затронул проблему творческого сотруднячзствз ляторатороз с нагдональпгч театром.

К- со^злеяпэ, но издан;: пока отдельные труды, Еосвякешшо 'лятератургл военной поры других народов Поволгья, з тем числе п литературам Нижегородской, РСпровской, Саиарской областей. Сведения об -7?с.м могло гшЛтя главны;! образом в периодической почата,' учебких яэдаяяях, мсяогргфаях, посвященных творчеству отдельных литераторов, з литературно-истсрических, автобиографических и бебляогра|дчеекдх справочниках*.

Несгготря на то, что в гсеяннз годы в Среднем Поголгае балз сосредоточена осногаал творческая база изобразительных искусств, деятельность худог-яяхов а 1311-1915 годах изучена недостаточно. Средп 'спехиа^янх искусствоведческих работ ная-более кр.-'тяоД является глсяогр£фия П.Суздалева". Она написана на ?с1зсезксм латеряале л почтя не рассматривает произведения, созданные худегяикагля э областях л автономиях Поволжья. '.!ест-'нэй опыт живописцев, графиковскульпторов периода войны ссво-5еа лазь в отдельных главах книг и бронгр Н.Ургалкиной, Б.Това-

■3

рова-Коакяна, С.Червонной, С.Гориной, А.Сайнберга и других .

1. Си., например; Писатели-горьковчане (Литературные портреты). Горький-, 1978 ; Литературные портреты. Киров, 1977; Гяяаятуллапа А. Писатели Советского Татарстана: Библиографический справочник. Казань, 1970.

2. СуздалеВ II. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. И.-Л., 1965.

3. Оайяберг А. Политический плакат казанских художников. 1941-1945 гг. Казань,1955 ; Червонная С. Искусство Советской Татария. М.,1978 ; Ургалкина К. Чувасское советское искусство. Чебоксары, 1973 : Тогаров-Когкия Б.,Червонная С. Художники Карийской АССР. ¿ошкар-Ола, 1968 ; Горина . Художники Мордовии. Саранск,1974 ; Балакан П.. Батуро ■ Художники города Горького. .Горький, 1974 ; и др.

Все их публикации в основном носят сЕравочно-щфэрмащкщяы!! характере В них названы наиболее значительные картины, скульптуры того времени, определено их художественное достоинство, дана характеристика ваянейашм выставкам- Тем не менее организационные аспекты деятельности художников, вклю .я шеф скую работу, выпуск наглядной агитация, оформление театральных постановок, показаны недостаточно.

В 1941-1945 годах громадный В}слад в патриотическую агитацию и пропаганду внесли театральные коллективы. В аваотарде этой работы были ведущие областные.и республиканские театры. Исторический интерес к ним в послевоенное время, несомненно, был вызван их богатой историей. Русские драытеатры Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Вятки были созданы еще в дореволюционное время. Национальные драматические театры автономных республик появились позднее, главным образов в первые годы Советской власти. Они сумели оказать значительное влияние на развитие национальных культур. Одним из первых, в регионе вышли "Очерки история мордовского советского театра""^. Вслед за тем была издана целая серия работ, посвященных Татарскому, Чувашскому и Марийскому'драматическим театрам. Их авторы проделали большую работу по составлению летописи театральной жизия своих республик, анализу значительных постановок;. Наиболее ценными являются книги я статьи театроведов М.Георгиной, И.Иляловой, Ф.Романовой^. В них убедительно показано,, с каки-

1. Бассаргнн Б., Певонова В. Очерки истории Мордовского советского театра. Саранск, 1966.

2. Романова Ф. Театр, любимый народом. Чебоксары, 1979 ; Георгина М. Марийский драматически театр. Йошкар-Ола, 1979 ; Илядова И. Театр имени Камала; Очерки истории. Казань, 1986.

- п-

r.'.l r¿v7.-TCf!r.Tr: гсзтралышз коллекгшш а начало

zzz~i, гсюгглпзх ппгглоглчссз&о спектакля. Е:.-«сте с тем, л::хзг:: cScscnrasno í;o ссзогйда пзркод во.1ли. в сгз ссгсдлпа дслтгльаость областшзс дрз«а?г.-

••:;3:trï :гг,';г.зэ гл^д-л Горького, КуЛйпсоса, Кирова в 1541-lüta гг-tn з З.Взл-Тхза, 3.Заболотского, Л.Оляка1.

з з г.згсрггг-гсглх is г.с:сусс::вовздчес::гх исслодо-

zrrsjx ¿v.?l"-:r:o г:лг.-"::лл .'.уз^стьноЯ глзнл Посоллья з I94I-IM5 гг. з стдодык. статьях а брслграх, :ипргл:эр, Ю.&та-:::::*ЗЛ&щрз -1 Л..'"сл.:.;".1. дззт-ся краткая характеристика нас-¿ол:з прггз^здоаяла коси2.

3 -гзггэртузтрута? целесообразно отяеетл труду по здеоло-xvr. г*:с-хз л сзра^Глс:^' руксгодс-х-ву художественной датед-Cj:?;., i л:л:: гндеддта ::слогра$ля по ядеодо-

ssísi? глглл: у IÜ-H-IC-15 годах- Г.Кс:с-:ова, Н.Конда--ЗЛ'^сэлслз, рдэ роль ллгоратурл л искусства как ваз-

о

":ог;л::г-з ср^дсслз "глт."гдз л пропагаядд ст-очояа особо .

Î. Болллсз 3. "отоллгг. Килогородского Горьковсхого театра. Гсржй, ИЗ? ; 2г.с5олотсляЯ В. Семьдесят .пять лет Каровскому гзлт^у. Клроз, XS52 ; toc Л. Прх свете рааш.

2. lltsrr:! Э. .Рззплтле чуагпской «уаюа в I9I7-I945 гг. // Уч.crin. S¿i дра* Cotas» 'ЧДCC?. ЕупДШ. С.50 ; Бсцун В. Музн-лн.лтллл зулгурз в год« ВзллкоЗ Отечественной soüísj. йзд-м ЯуЯбкпзгкс. гос. изд. лн-та. Куйбнвзв, 1984; Поллпр 3. Црйялкюя mía Нсяяего Новгорода - Горького. Горьлл;!, 1273.

3. Ке-лтз Г. ИдоСло-поллтллзскзя работа КПСС в 1941-1945гг. л., ISS5; Ксздзхога Н. ;1дзологлческая победа над фашизмом (1341-1945 гг.). П., I9¿2 ; Ккселоз В. Идеологическая работа пзртайпих ергзлаззцзй ерэда тружеников тыла в годы Великой ОгечоетиаяоЗ еошш (на материалах областей я автономнее республик Поволжья). ÎS75 ; я др.

Из работ по партвйаоиу руковсжзгву хуагсосжьоав&З лггонцаей в порлод сойяы прездо гсего з^ш^рхгаог ,

докторская диссертация п кокогрй$2Я ШЗемтогс.. й.кцЯ весьма разносторонний и убедигслхлкД к г^а.:;-?!;'

партийного руководства творчесзиаа сггзсз: с у^х^^хч.^: кусств СССР в 1941-19*5 .годах1. Пар-лоИ еэгл:г.с-П

ле:лу на одном из обспркых рзгйсаов Гооссл вашяся дг£СС£*>> р _

дая ВЛазкмовой . Осташшв гс^одогг^сля дгозхс.»

К,Большедворова, А.Со^ля, Д.Подг^гшй ьхзсххяяР*

иартМанх организаций по ру»:сЕодз«£7

опытньЕиа отдзлеякямя созззсз сдсателеЛ,. хекмеей», ккгзгггс-ров Москвы, Ленинграда, Уяраязн, »сагр^ с&~

взного подчинения®.

Большая часть работ о нартга^ол рукогес.^-^"-ной шгеяяагенцаеЁ' в 1941-1945 годах йакх-З дэ ю

1..Кеие?ов B.c. ДартЕйт р^омдзгьэ.д^л..^.li-аественной ЕЕгелдяггзцаи в году.ЕаггсоЗ йг;.-'-size .ч . , Воронеж, кзд-во.ВГ/, 1935.

2. Назимова В.П. ЕхЕзпаджжйкга-csi-tcc - е;ч с „руководитель шт1Шотстз.ско2• »yiswacowa ....с?.', сл:- * -лягеш+аи- в годы Болиаой ОхочзстагзпоД (¿С u.i Йа материалах Западной'Сдйцрй)t. ... Li.» наук. Томск, ISSS,";

3. Большедворова Б.И. Паргя&ш рзашвод-т.ч с -вз.амя Ленинграда в- дерсс® оборози -гсрсдй НИ -

1941): Автореф. дас. ... аади* ««.-cays.. ICWiC;^. i ¿.И. Руководство Московской ßapwtfisoS орггзизаги.? интеллигенцией столиц в года Еаш:о2 Cic-wci.:::^- 13.™ 2 I94I-I945 гт.:Автореф. дао.- -... шщ» сся. rrzyu. II., ¿273? Поддуйный A.C. Партийное руководстез к^лгсгыгссяз теэр'сзг^ сомов а организаций-Украинской СОР в году ной войны I94I-I945 гг.: Автореф. äsä..... ix^ß. r.c-2. ujyj:. Каев, 1936.

догдз, сссс'ггдэ э cf-ccrro¿гуяаг, гутСскгй сЗьсзглвя"::

г.ягг.'з пр'^тоозлгл з nojîjsy яягересгм полагала. Kpo:so

•гигу, з о~огл песлздогпших псгляча?зл1-{.ч>

г.2горt.o-r;:j.¿дг легок?, на г.зг.-дл, ао еозгзллглавтора' "го^пл^з'грсглть оргачлзацпэ доя'г~ль::оетл хгдлг.со?-

п хот гэгдсд. 3га задглэ аредстагдагоссл сдопиг^.д требует 'cct^ccTiurs услд:-.:} :ta*t аоторякоэ, Ttîc л »T^çpaîTpor^oa л иектсстоогздсз.

3 лг.зтс.*гд2о стдр'лг.агтея аог.::о рсз::огиостз для изуч-з-::гл дтдсг-остге^пол. гвтздлкггшз» " руководства оз.

Зро^гэ гсого сдл. гядятгл з пржеюяоя б еле о сбвлрзого г.ругз дсгохчякоз, :.'5Ксэ поляг-ззрованяого з гтд-юлоглзлроганногс, а следовательно , белое хрупче экзго я объехтялгяого подхода к гна-

j материалу. 3 -аовз&гх г.сслсдоейя:«с: такпо подходы nccTorrt.iiïo кзгглезг цраязляться. Из p'icr, нопсср-здствешго ет-аося^лхся :: язсзЯ тема, яеоЗходемз ггазвзть хакдг:д"тснр> длссер-тзцгя Г.!Ьз2Т02оЯ.1 йовязяа es глиома образом з пряалечеяяя источников мемуарного характера, в то:» числе 2 неопубльковакякх. Автор воссоздает реальяу»'вартияу состояния учреэденяЯ искусств Татария'накануне войны 'я з 1941-1945 годах дает правдивую оцзнзу ряду партийных и госудзрстзешшх докууэнтов той поры. Работа Г.!-!ззггтово2, однако, яе рассматривает деятельность писателей автономной республяха. В ней такгэ яе использованы материалы Центрального Государ'ств^шого архива литературы д искусства.

Таким образом, в обширной литература с разляч ix сторон

I. Йазитова Г'. Учреждения а деятели искусств Татарской АССР

з годы Великой Отечественной- войны (1941-1945): Автореф. дне...

канд.ист.наук. Казань, 1990.

- Li -

изучавдей деятельность худогестге&ой ияеглягенцеа & года Ес— лякой Отечественной войпн, Еглболсс.еоляоо отрсгскла ness: сведущие аспекты взятой кааа теш:

- в публикациях по аетораа культура, CCS? я Ы13С, ossasbHiK областей к автономий, и их парторгаказацз£, со чсториг шголах-гекцаи приведена оцвкка вклада деятеле»!! латерги-ляг й сакуестгз в Победу над гитлеровской Гериал£з£, в босзшшхео патриота советского народа, определены глашиз направмяоя napraiso-ro-сударствениого руководства творческими -сохса'лп г; учрзгдоиня-ш, искусств ;

- в исследованиях литературоведческого с.ЕзкуссгЕсвздаского ш:ана проведен анализ наиболее звдч&телышх -худагоствеянах произведений той поры. :

Тел! пе ;.'.епеэ, па яад взгляд, авторы г-шэуказазшцх работ е< уделила достаточного Еиидаиня. организационным ст-оропеа дзятель-ности художественной интеллигенции. Диализ партайиого а государственного руководства зачастую сводился лишь к пзлецптздъшг; характеристикам.-В научной и публицистической ла-гературз нэдое-таточяо изучены все направления еэфекой работ« творческой интеллигенции, мало сказано о региональном опыте развитии tesos.« цяональнкх связей в области художественной культуры..

Исходя из совреыаанш: требований и открывшихся есс^о;шос» тей, автор диссертации предприми попытку осветить опыт деятельности художественной интеллигенции в областях 2 автслс-'-щз Волго-Вятского региона и Среднего Поволжья. Недосрздстдзнеца задачи исследования состоят в следующей: •

- дать объективный анализ перестройки работа творческих союзов я учреждений искусств а начале войны ;

- определить вклад партийных, советских,, профсоюзных органов

- 1Б -

.тлелзпцдэ патрлотдчоскоЗ деятельности худогественной иктел-

ДШ13;

■ р~сс::огрогь ссгоззиз язяразиоаяя »зэгяацгонадьши; связей в юга :дя:о~?стгоияоЗ кузьгурн, сгфства над гражданским иасоле-$ д г.сэ ::::сслуг'.":::'.".! ;

- ггледть спзцп^зку работн художественной интедлягенциа в гсзздпоиальпсм Срэдне.ч Поволжье;

- оязздп з сосояагелъасм з отрицательно:! опыте деятвльнос-судогсстгэзноИ яотеясягеящш военного врекеня то, что ноже?

ь кпз-го ."оеолыоешш з ргбото писателей, художников, кото-гроз, гзгароз яаггго перзстресчлогэ зреыенз. Гсурстгу:. .рсс-гогевпят.- К яга следует отнести продзведе-кагзх руг-огодптэлзЗ страян предвоенного а военного верво-, уггяиз а сэ гхмтупгзядя хздкнх деятедоЗ литературы

Зодьгсэ ггсго «зтораалапериодической по-

я, 'сзягрэльяга а г.гстяих гссударстг-знянх а быввлг партайякх Д2ЭЭ, сборзадоз доку^йягов по культурному о?рос?ф^ет?у, 3 [логина сб'орзкков, отрззашлх-вклад отдельных областей, : публия а ах партийных о-такязацзЗ з победу над гитлеровской гиядзЗ. Йадболез богаткЗ материал содержатся э фондах Цент-аяого Государстгодяого архяза литература а искусства, Уент-дагсз государстсеааел аришз Октябрьской рерсшящ, высших гаяоз государственной -пласта' а государственного управления 3?. В дассертащщ сспользованы фонды 17 архивов.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней ервне- предпринят объективный анализ как положительных, так и гатявных аспектов в организации деятельности художественной теллагешхяа в 1941-1945 годах. Исследован*' малоизученные во-юсы кадровой политики, эвакуации д размещения в Центральном

Поволжье учреждений искусств и иных творческих коллективов, формы и методы активизации творческого труда, развитие 4,'огяаз опальных связей б области литературы ж искусства, шефство воана&ш и тружениками 1-каа% Б на*гчкый оборот введено зяачагсм ное число новых архивных материалов.

Практическое значение. Выводы п рекомендации асследова! когут быть использованы вузами, в учебкоу процессе, са.мал:л творческаыа союзама и учреждениями искусств для решения зада« дальнейшего развития литературы и искусства, консолидации творческих сил в экстремальней, слоакгй и протаворачавЗй «к соврекеяяоссн.

Апробакйя,.работы. Осяовкне шлогееся а бкеоды дяссерта: излагались авторов на четырёх региональных научных.кояференцг в трех Еурнальных а двух газетных статьях, четыре статьи депс нированы в НИЖЕ АН СССР.

Структура .работы. -Дий'бертация состоит из введения, двуз глав а заключения, а такхэ -кз списка литературу и источников.

Во введения обосновывается актуальность -яска, ааглй»Дй ется степень ее научной разработанности, опроделгазтея цзйД -с задачи асследованая, его хронологические а локагышэ я

уч; ля новизна практическая значааосчь, ааиечзаы иехо&гчаюа: осяовополагащлё -принципы анализа, дается характараемка асто яяков.

В первой главе "Специфика работа худокестваиаой аятолла генции .• накануне. а в годы войны" прослежены главные ааправле ния организаторской и творческой работу писателей, худо^ашга композиторов, актеров в предвоенное' время а в период поешшх. действий.

Прежде всего показана успехи и крупные просчеты» а также

я зромтзлояпя 15 ху^огзотгоязоЗ полагало предсоешпа: лет. На сгяозэ ааалазпрямого глторяала автор делает тпзод, что, несмотря :;п прзазпол я жесточайзуэ цоязуру, у=з сам факт воявлояая тгор^зсхах ссззсз надо арлзяать пслогятельшгд яилояпем. Она сужала сб'едиаятз гаачатзльпу» часть худогествзяяой аятоалагенцЕп страаи кал оргояазадаоязо, та:; а эдейяо. Крсмз того, в условиях нового строя сад помогла ставать а ресать пробле?гн социальной эепагн своих членов, кассового лзданяя л распространения произведений литературу а искусства. Бее приведенные факты сваде-тольстаувт, что культурная жазяь в Среднем Поволжье в 30-е годы протегллз весьма Л1ьеясшзяо, однако этому естественному процессу возрастающего г-ультуряого развития бил яаяееея непоправимый удэрб. Сбстаяовкз репрессий 1937-1333 гг. поставила деятелей литература я искусства в краЗяе тяжелее положение, их потенца-адьннз гезмежяоота з «арпоо время осталась до конца яереалазо-"аяктгла. Разаого рода доносы и клевета, начиная от явяо искаженной яятерпрзтацая .произведений до обваяеиая з буржуазном иа-саояадазмз тех, кто выказывался за сохранение дальнейшее ра-зватаз язпдональС'Н гтпдацзй подрязала дружбу зародов, создава-•лз сокусогвгкоз зрэптстаав кэ=яацйональя1Г4 духовным связям. ^зпалрагамгЛ йи ггласая з августе 1939 года яеожяданнш сгоргнгзиаеу снтафагаегс^оЗ пропаганда, тайяш запретом на .пуг 4&Ейжэ'а расарссграяоаав адтафашч.тсках произведений. Несмотря .та сгэ ирзпягствая, чвнамне цензурой, деятели литературы и аслуссгсз накануне войны сделала немало в во^аатаяиа патриотизма есаз-гскзх ^¿адей, 3 те годы слояалась разнообразные фора срганазацасяяо-массовой а творческой работы художественной ин-тедлагеяцаа: выезда на предпраятия а стройка, в воинские часта, устройство литературных и музыкальных вечеров, вечеров-

- ¿о -

отчетов, фестивалей, сгзтрзв, конкурсов, сЗслуцпг^и еоззе1щх я уборочных кашшялй л тотоо другое, что било ясса.'л.зсганэ с успехом у^е в ходэ войны.

Далее^приведен анализ оспокшх ксродрг^тс2, Я21;хтг2лхшх на подчинение работы творчзскоД сптсллпгснцнн задатка езогшого времени. Основное внимание удоляаг^д трудностям, с про-

счетам в организации деяхольлосм ■худозествзшго* хетсягн£ГС£Ц22 в 1941-1942 годах. Правда есого, со ¡¿нении гххорз, пздогтаточпо продуманно была проведана мобилизация ггорчос;^- рзЗотш^оз в действущуа арипз, что привело иг кезутелдз сотзрла. Есдьсп часть писателей автономных рзспублак, папрг^зр, в ка^зхз .хюйш яе использовалась на фрояте з .качостао есзяпш: гсррссЕзцдзптоз. Овпбочяо проводилась и кобвяизатя ехтзроа яаоогалыик театров, в результате чзго яекогорцэ дз згдх коягаггявээ :са. • врс^а' прекратили постановки спсхстакаоЛ. Кро^з'того^ряд учргдаццй £с-кусств били ликвидированы со прдпазу сз Иоскш, с ех счудссхво и здание переданы вооншй

В данной глава автор.Епзрвцэ:со-ио^клу ЕОЕ.тглг2 Ероададд-зировать процосс аюяуадад, раз1:с^ония г трудоустройства деятелей литературы и искусства сз црифроятовнх в оскуштроваиша врагов областей а республик. Наряду с радушье* 'пр^с^са, 6есй:о~ рыотыой помощью звакупроБаяаш, со огцоезясг к япг. порой допускались и.равнодушие, и бэрократическая волокита ьчзстша: властей, а когда решались вопросы эвакуации наиболее престижных то

атров Москвы и Ленинграда, нередко удашише* права и изстных «

художественных коллективов. Вместе с теп узе в начальный период войны существенно изменялись формы работы художественной интеллигенции, они стали более мобильны, оперативны^ массовы. Основной трибуной писателей стали переодическая печать,

радио, ctfopcHiniQ акЕганазя я сЗорнякя, дгл худогаякоэ - ллгглт, рлсуггох, длс ясипозятороз - тгосекяоэ творчество. Больпднстгэ тзатроя стллл поргдЕлдлкля, на пх ¡ísso создавалась аглтаилоз-

брлгадн гэ ойзлугязэияэ '7;?слга д дылоеид pajosos страяк Пзгглл&лздо с а£г;-я.л;зацлоа»_а:?. ззрегяшша в деятедышста ху-дсэзствгяяой якаллигснцзя ело л бодсб tschco подчинение со-

дорзх-лгл 22 гвос^оства сяткфаплстгкоЛ; а патраотаческоЗ агнта-пля z пропаганде. Однгжо этот прсцесе бнд достаточно слознкм. Носкотря яа то, что патриотическая я антагашлстская тематика ьконь, как а до августа 1923 года заняла ведущее кесто а худо-гесэдэшкм творчества, ¿ояьишство проазведений литературы я искусства по удовлетворяли запроси взыскат.льнах читателе?., слагателей, зрйтэлэй. Проясходило ото преайе всего по тоЗ прятана, что тзпичюгд атрнбутемг ?люгах произведений литературы, .кязопксз, кузгшс, .театра гсо ещ« оставались декларативность, гротескность, гтагсзтьостъ, отсутствие конкретного правдивого патернала о положений яа фронте е в тылу.

.3 . диссертация, автор анализирует наиболее расгтостранея-шг» з тот период форма я катода актявйзапяа творческого труда. Здесь уделено внимание способам решения кадровых я матеряаяь-¡пзх проблем а т . .орчеспих соззах и учреждениях искусств, рассмотрены щичиян отставания литература и искусства от яузд . »

вовшюго зрекеяя.. Tasse сделана попытка по-новому оцеяит^ а некоторое аспекта партийного руководства художественна интеллигенцией. Ее :.со:5Ностя компетентного руководства со стороны обкомов, горкомов и райяс-'лов партии.оставались весьма ог-раяиченята! в силу ориентации их работн на рееение задач организационного, и идеологического порядка. Творческие .т.е воп-

15 гспгзЗ гкзЬз с?сбсэ -уделс:я> всхцрдташша и<з-

у.-^г Г! СО Т'Р*."Л Га"Т1™ЯССТ^ гг<эр~с-с:«>го СРУЛ2

глгсгогга'пг-з.. В сгс! связи оатпсл~? восьма ка-о гппьС'Лктургск ::от.тг,ях в впборо хухэ-г^пглгл^го ^тг-с-сз з вгвЕсгго&гз .г ьапросов н:с::зго руно-гсг.^гп £7'.: В "гт^пгст", ссс'ол ' бл^экслсякосгьэ И.З. Ста-л'ла 'о нлсги^"", хзгдгегмзп, ясглвознгора я акте-

ра, !?.п свссобагвовад уярзвяендэ культа

гл-лл:. лолдлссз. осо я дугсз огишикя. вс^оргчгсклх па-

ЗЛГллл:!!, с^тл-гл Сталпза еТЬаноч Грознк.;,

-Глл цзрой оврзздпваяась ссзсра-

«тл тг^с'сэгаяхт Сходства. ЛутаЗ ка-гртзЛ для лглл?лз л'л^ля- ллгорвгур:: д псгсусатга з гэ годи Спэ. сс^лзлглглеэ гтлалглпз гас йорчосгм.

• ^ ■ --- —т Т; ~гу^сггохгзЕЛой яптелгягзяцгл .----- з с "т: ггсс"лтрлл~2тея гэ$аааа работа до. 4 л .""^¡т! л лхт^^з ссздя тщголш:оз гага а есс/т-— г-;.-»*-;7 ггС^э ""С-одпло в условиях' ИНОГО— " -:.....• г> п, з ггг~тл> олпгэдь ссвецеяы формв учасгая

.....С" ~с1 ллл*"л:г-—" з рззтягяа ггзгзадаспальшгх куль>

сгт;".» Ттлг---гл з Х^тгрзлхвсэ Поволжье многах учроз-г, г л-*- г~са?сд:зЗ, зсуЕогшзов, номвоз:*-.—"С'^п -кузЕьтурякй сбцзя «езду яарода-:л: глглст. СЧзрзогпцзза) геатр музыкальной

'Ж'Ж""» дгсгвяьгсэ ' время' асходзвга&я: в•Иардйской я Чупа^с-£02 амсякзах рссяублкках, ...возезаа сакве пьзен как "Назар .Сгодаяа* Шзвясако».. "Нагадка Иолгавяа" И.'Ксгляревского, ¿"Паргсгезн з сгзвях Украиян" ¿.Корнейчука., Огромный успехом

y горьгозчая сояьгшгсгЕсь Езсгаасааа •$г£3&,-сз:.зг0 ce:,:, .,

опери с балета, разхгстЕК^ггосд s здзааа

театра. Всзрзаз ca горъксгзкоЛ едок

caana" - сцзазгаскаЗ vaztax со яедизаадьЕгас n îxtton»

опора "Дзгеся" о борьба бсдорузскаг 'Езргазац с fjsri5'*cñw2 с;-.-*

KycanTGiiz.

Худолзс^Бзггаая аголлагездая oiSsasxcS jej-

c го

пубдгк Воето-Ватег.ого рзгЕОяа к Срздазго Hozzzz. даеЗ Boisíí гцеазала горл^уз ссддарасск» с у-аг. со Ессна нарэдама CCS?, Его оаззаазя портазГ: спя. Гаг, сарод5ц2'соэ$ £Э|К02ЕЕ' H.SpsaS сзагага.-: Украанз дзлий цапа сгзах Еззаага: сталоз, с сагс;;:'-*:'; лт'-'-^ХГ» Т.Газзаг ка катерлалз dopada уграацсасго парз£> ггох::;- с;;---саятоа создал пьезу "Еошгсй еггаал".

Еааболео сояжеша: и убодагслаап.; caoccíc;,: gzzzzzzzzz- £•> терладаояалького созяакад,'ссзбгаао спзргаз каггар гз^л::, язалось обра^заяз -к астзрачгогаал корас: с езгпт^Елгек

ва яарэдов Россаа, Зоазтсгого Cosca,'яг coa^asrao2 таз чугезагяих завоевателей яа прзгягзааа laiox1;;:: х.: Измеряя русского ааоедекая Сродного Пзгатал,- а саг-аз аг^зпгл га-' тар, карайдав, мврдвк, чуьа''' давала саяаяо пра^зрза ¿аг.огз боевого братства. ГероЕвз-ЕохоргтасЕся «со sssssa Езху^зз изсто jse на перхях еозшгш:- шстахасах. Паар.^ор, х> Гзрдоааа эксповдювахЕсь картины "Иордва в войсках Схссаяа Fa-;-:iraB Н.3ерфюа, "Торговля ыордаа с водеокса- булгарам" Ц.Сояда'/о-. ва, "Въезд Пугачева в Саранок" Б.Рооягяг.3. Тела учазтал карз-г дов Поволжья т. крестьязсках войнах в наЕбольсзЁ -степока оагз-чала аропагаддистскаа задачам военного 'вреизки, поскольку

учитывала к национально-героические, и интернациональные аспекты.

Анализируя и другие, но менее валишо направления работы художественной интеллигенции по воспитанна дружбы л интернациональной сплоченности народов СССР, автор диссертация всо же считает, что потенциалышо возможности для этого но были использованы в полной ¡даре. В частности, медленно решались проблемы художественного перевода, издания книг на язпсах народов Поволжья, их распространения я многое другое. Зтот процесс порой нарушался и некомпетентным вилшатеяьством, грубшль к необъективны,«и оценками ряда произведений литературы, живописи, театра. В данной связи в. диссертации сделана попытка по-новому осмыслить Постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года "О состоянии' и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организация"^, поскольку оно напрямую связано,с проблемой отражения межнацко нальных связей в литературе и искусстве.

На , основании приводимых фактов дольется выво~, что сталинский идеологический аппарат преднамеренно пошел на свертывание национально-патриотического направления в агитации я пропаганде-я, л частности, в литература, и искусстве нерусских народов СССР.

Поеледущий анализ посвящен работе творческой интеллигенции среди рабочих, служащих, колхозников. С первых же дней войны деятеля литературы а искусства усилили контакты с трудовыми коллективами, художественным словом, песней, музыкой,

I. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е. Т. 7. С.....513-520. /'Ш., 1984/. ,

плакатом побувдала ладой трудиться egs напряженнее. В качество агитаторов я пропагандистов на вшгейвдх оборонных пред5, приятиях работали многие писатели, гурнадисты, художники, ак

теп*;.

Здесь таз впервые рассмотрены такие форта; работы художественной интеллигенции с тружениками тыла глк проведение елэяе- . дельных литературных дней, сотрудничество писателей в заводских малотиражных газетах. Особенно подробно автор анализирует опыт сефсгва театров над сельскими жателама. .До десяти и более бригад артистов в каддой. области и республике участвовали культурном обслуживания тружеников села во время посевянх и уборочных кампаний. За два усорочних месяца 1942 года еххглэ 20-ти бригад горьковских артистов побывали в 46-ти районах области я ''ели там 1640 концертов и спектаклей, ксторне посетила не менее 600 тысяч сельских зрителей. За зтот период артистами было сделано сваке S00 докладов, выпудено 159 боешх листков. Горьковский обком ВКП(б) и областное управление по делам ас-

т

кусств премировало за згу работу 22 актера .

Анализируя разнообразные формы и методы шефства художественной аытеллагеяпиа среди трудяцихся, автор но сбокел а проблему его эффективности. В целом художественная литература и' искусство военных лет не дала сколько-нибудь значительных про наведений о тыле. Поверхностное отражение казна, судеб, характеров а конфликтов лвдей труда происходило от недостаточного их изучения, от торопливости вработе, от неумения порей увя зать агитацию с действительностью. Препятствовала появлению правдивых, честных а смелых проазг^еденай а атмосфера страха

I. Гос. архив01ижегородской обл., ф. 2129, оп. 4, д. 72, п. ц.; Sfaa&m* reut&gea,SZ• '

перед возможными репрессиями, боязнь сказать лишнее. У многих гще была свежи в памяти хес зчайше репрессии продвоешшх лет, да и в ходе самой войны ряд видных деятелей культуры, например, горысозские писателя Н.Кочин, А.Патреев, ::.Штатнов (последний погиб в лагерях в 1944 году) были незаслуженно обвинены я арестованы.

Далеко не всегда могли дойти до читателя по цензурнии соображениям и произведения, правдам отображавшие все тяготы и лишения войны. Так, пьеса знаменитого татарского драматурга А. Канала "Буран", посвященная жизни татарской деревни военной поры, в апреле 1943 года рядом руководящих партийных работников Татария была расценена как "грубокатуралистическая", "пессимистическая", "лишенная политической -елеустремленности"^. Показ ее бкл запрещен, а автору указали на отсутствие политической бдительности. Таким образом, воз.можости деятелей литературы я искусства военной поры не только изучать, ко и правдиво изображать .тлзнь тружеников тыла были резко ограничены, а ото з свою очередь в конечном итоге снижало и уровень эффективности их агитационной а пропагандистской работы.

Зо второй главе прослежен и.процесс организация военного аефства, рассмотрены его основные формы. Особенностью этого зада деятельности творческой интеллигенции, з годы Великой Отечественной войны являлись массовость, оперативность, централизо-ваяяость, многообразие форы. Широко применялось соревнование, выявлялись своп рекордсмены, настоящие энтузиасты.

3 самом начале войт в проведении военного шефства возникали немалые трудности. Эта работа нуждалась в четкой органи-

I. Партархив Татарского ОК ШСС, ф. 15, оп. 5, д. 885. л. 50.

защш, учете ж контроле. Так, актеры Кировского театра драмы свидетельствовала, что "их театр как-то стихийно вклэтаяся в обслуживание армии. Никто из актеров не спрашивал, когда именно и в какую часть ехатьШефские концерты возникали по первому требованию, часто по телефонному звонку из штаба той или иной воинской части или мобилизационного пункта. Подобные ситуации были, к сожалению, типичны, они нередка нарушали планы актеров, создавали нервозность. Постепенно- удалось обеспечить централизованное руководство военно-шефской работой. Шефство над воинами становилось долгом а обязанностью каздого работника искусств.

В диссертации приведен обширный цифровой материал о размахе шефства над военнослужащими. По сравнению с мирным временен эта работа резко возросла. Только за первые восемь месяцев войны силами, например, горьковских артистов било проведено для бойцов и командиров Красной Армии свыше трех тысяч концертов и спектаклей, что более чем в десять раз больше, чем за такой же период в 1940 году^. Один марийский драматический театр дал с июля по декабрь 1941 года в воинских частят более двухсот выступлений, что в пять раз превышало их количество за два пред-

ч •

военных года .

Особое место в данной главе отведено фронтовым актерским бригадам, куда нередко входили писателя, художники, композиторы. Следует отметить, что комплектование этих бригад в войну было чрезмерно усложнено. Выезд актеров на фронт происходил бы гораздо чаще, а выступлений на фронте было бы значительно боль-

1. ЦГАОР, ф. 5508, оп. 3, д. 4Е.., л. 1Ы-Ш.

2. Горьковская Аоммуна, 1942, 28 февраля.

3. ЦГАОР, ф. 5508, оп. 2, д. 66. л. 32.

шо - не препятствуй этому излишне придирчивые, длительные проверки работниками НКВД. Не способствовала активизации военно-шефской работы и неоправданно усложненная, долгая процедура утверждения репертуара многими инстанциями. К ней были причастии помимо партийных органе;} областные управления по делам искусств, местные и центральная военно-шефские комиссии, Центральный Дом

Красной Армии, Главное политическое управление РККА, Комитеты

*

по делам искусств РСФСР и СССР.

. В .диссертаций делается вывод, что чрезмерное администрирование, сопряженное с бюрократически/ли процедурами, хотя и были в значительной степени оправдали обстановкой военного времени, тормозили развитие военно-шефской работы, порождали в ней элементы 'формализма, тенденцию к выгодной-отчетности. Ряд мероприятий, среди которых можно назвать/дни раненого бойца, месячники и декады военного--шефства',, несли на себе меньшую или большую долю кампанСшциш, что, разумеется,, но лишало эти мероприятия; нужности,-'.ценности .'.благородства.

В заключении,:подведены итоги исследования. Автор резюмирует, что Велшсая Отечественная война до предела обнажила как сильные, так и слабые, а порой и порочные стороны советского политического строя, его экономики, идеологии, ку. /гуры. Всо это в определенной степени отразилось я на деятельности художественной интеллигенции. .Оценивая идеологическую и пропагандистскую работу деятелей литературы и искусства*, следует подчеркнуть, что. в целом она была, достаточно плодотворной и оказала существенное влияние на воспитание у советского народа чувств патриотизма и ненависти к врагу. Тем не менее в дуде жествеяном творчестве, как и в пропаганде и агитация, в силу

- '¿í¿ —

цензурных ограничений постоянно ощущался дефицит правды, что особешю беспокоило наиболее талантливых я честных писателей» художников, композиторов, актеров. Во многом по этой причин^ казнь и успех большинства произведений литературы'и искусства военной поры оказались скоротечны. Лишь незначительная и:: часть выдержала испытание временем и.вошла в золотой художественный фонд.

В литература и искусстве военных лет усилились нациокшхь-ко-патриотаческие мотивы, причем произошло это и у ¡iepycc:au народов. Однако сталинский идеологический аппарат оказался неспособный увязать все концепции национапьного патриотизма.советского, русского и нерусского, допустив при этом ряд грубых политических ошибок в оценке ряда произведений национальных авторов.

Что касается организационных аспектов деятельности художественной интеллигенции, то и здесь было немало как успехов. так и крупных просчетов. Усиление партийного контроля, с одной стороны, казалось бы, было вполне оправдано нувдама-военного времена, а с другой - приводило к еще большой зависимости лядой творческих профессий от органов власти, от вкусов', симпатий и антипатий руководства. .

Громоздкая, разветвленная система партийного, государственного и профсоюзного надзора за веема творческими совзауи и учреждениями искусств по всей стране во многом обеспечивала . координацию работы художественных'коллективов и отдельных творческих работников, однако нередко не учитывала местных условий и специфики отдельных регионов и даже* республик и областей, Б целом она оказалась недееспособной. Сказанное вовсе не означа-

от, что автор лолностъз отрицает эффективность организаций работы творческой интеллигент :л в I94I-IS45 голах. Нногоо из того полезного, что било накоплено в те гол'-, в соврек-зшшх условиях неоправданно забыто. В заключении слормуларованн некоторые практячесхяе река.'.ендащ'л по улучлсни>э работы худояесгвен-нон алтелдягенцки в соЕрексшшх усяовгшх.

Основ.'гие научные результат ■., изложенные в длссерташ'-Д, опубликованы в слпдугшр: работах:

Еальнов К.й. ''удс.-.-.естЕсниая интеллигенция в агатацпошю-прилагандастской работе в годы Великой Отечественной войны: историографический обзор // Вопросы пропага"да к агитации б года Великой Оты -.ественной воШш i 1сториографаческий обзор советских историков) /Горьк. гос. ун-т. - Горький, 1984. -Дел. в ИШ'СН АН СССР 9.10.84, J5 18749. - 0,8 п.л.-

ВЧтьяоз ы.Ю. Роль художественной интеллигенция в агита-ционно-пропаг'Зядистской работе среди трудящихся города Горького в годи Великой Отечественной войны // Тезисы докладов а сообщений научной конференции, посвященной 40-летаю Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Кяроз, 11-12 апреля 1985 г., I секция. - Киров, IS85. -- 0,3 п.л.

Шальяов МЛ)» .Шефство художественной интеллигенции города Горького над Красной Армией в годы Велякой Отечестве шой войны // Политическая агитация (лг/рнал отдела пропаганды и агитации Горьковского обкома КПСС). - Горький, 1985. -» 3. - 0,3 п.л.

Шальнов Li. Ю. Музы токе воевали // Политическая агитация (журнал отдела пропаганды и агитации Маряйског: обкома КПСС).

- Йошкар-Ола, 1985. - & 8. - 0,3 п.л.

Шальясв '.¡.¡О. Для тружеников тыла // Политическая агата-дия (куриал отдела пропаганды и агитации Горьковского обкома КПСС). - Горький, 1885. - J£ 19. - Û,3 п.л.

Шальнов М.Ю. Партийные организации учреждений искусств во главе шефства худатествешюй интеллигенции над Красной Армией в годы Великой Отечественной войны // Тез. докл. Шестой науч. конф. молодых ученых Волго-Вятского региона / Горьк. сельхоз. ин-т. - Горький, 1986. - 0,1 п.л. - .

Шальнов М.Ю. Роль партийных организаций в повышении идейно-художественного уровня литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны // Кошунпстическая партия -организатор творческой активности масс в годы Великой Отечественной войны /Горьк. пед. ин-т. - Горький, 1986. - Деп. в ЙНЙОН АН СССР II.12.86. Я> 27659. - I п.л.

Шальнов М.Ю. Поыосц» партийных организаций художественной самодеятельности трудящихся в годы Великой Отечественной войны // Тез. докл; науч. конф. молодых ученых Волго-Вятского-региона, посвященной .РО-летию Великой Октябрьской социалистической революции /Горьк. политехи, ия-т. - Горький, 198?. -

- 0,1 п.л.

Шальнов М.Ю. Проблема кадров в партийной работе с художественной интеллигенцией в годы Великой Отечественной вой-#ы // Тез. докл. IX науч. конф. молодых ученых и специалистов Волго-Вятского региона /Горьк. гос. ун-т, ч. I. - Горький, 1989. - ОД п.л.

Шальнов M.S. Партийные'организации во главе перестройка )тн художественной интеллигенция в начальный период Веля-Отечествелной войны // Коммунистическая партия - органяза-творческой активности масс в годы Великой Отечественной [Ы /Гор:-:, пед. ик-т. - Вып. 2. - Горький, 1989. - Деп. КОН АН СССР 21.08.89. .'» 39378. - 0,8 п..-i

Шальнов М.Ю. Партийное руководство художественной янтел-нцией в годы Великой Отечественной войны // Коммуниста-ая партия - организатор творческой активности масс в годы кой Отечественной войны /Торьк. пед. идат. - Горький, . - Деп. в ШЖШ АН СССР 25.10.90. ¡1 43108. - I п.л.

Подп.к печ. 18.11 .ЛУ91 г. Фора,бум,60X34. Бумага офсетная. Печать оюсетнзя, Усл.печ.1,5.Уч.изд.

1,1л. Заказ Х>654 Тираж 100 экз.__

Даб.ьшокл'ехн.ИНГУ, г.Н.Новгород, пр.Гагарина 23