автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Общественное сознание, философия и идеология в тропической Африке
Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественное сознание, философия и идеология в тропической Африке"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ ШЮЛЩИИ И ОРДЕНА -ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМ® ОСОБА
"!, Специализированный совет (К.053.05.64) по философским лаукам
На оравах рукописи УДК I ГМ
ЕПП7-НГШО .'ДАШ МЕР
ОВДЮТВЕННОБ СОЗДАНИЕ, ФИЛОСОФИЯ И ИДЕОЛОГИЯ В ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКЕ
(В овете работ советских исследователей) Специальность 09.00.00 - истории философии
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Мэсква - 1991
Работа выполнена ва кафедре истории марксистской философии философского факультета Мэсковского государственного университета имени М.В.Ломоносова. \
Научный руководитель Официальные оппоненты
Ведущая организация
Защита состоитоя
2Л.
доктор философских наук, профессор Грецкий Ы.Н. '
доктор философских ваук, : профессор Андреев И.Л.
кандидат философских наук, доцент Мэсейко A.B.
Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, кафедра философии.
Сл*-*>'А s. 1991 г. в i ^ часов
на заседании специализированного совета (К.053.05.64} по философ-оким наукам в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: г.Мзоква, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, 11-й этах, ауд. 1156.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.
Автореферат разослан
пШ,
Н<хЯ 1991 года.
Ученый секретарь специализированного совета У, l/tf/ÜiiÜ Г.Г.Судьин
ОБЩ 1АРШЕШСШКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблема роли филос эфии, идеологии'и духовней'жизни в целом в жизни общества весьга актуальна в африканских странах. Особенно остро с.оит вопрос о ¿-ом, какое место занимала и должна занимать Африка в ходе развития человечества, в его, культуре и, в частности, в истории философии.
В-связи с этим главная задача ученых, работящих в африканских научных учреждениях и университетах,состоит прежде всего в том",- чтобы глубоко исследовать африканскую культуру и цивилизацию. Следует отметить, что* именно в этот период африканские философы и деятели культуры активно участвуют в Международных философских конгрессах,, а также регулярно проводят региональные и национальные конференции и симпозиумы.'
С этой точки зрения большой интерес представляет советская африканистика; В последнее время советские ученые уделяют особое внимание, всем этим вопросам, Ьтносящимся к африканскому обществу. Философско-методологический подход, разрабатываемый в трудах советских ученых, указывает путь к научному изучению общеетт:нного развития,- к пониманию духовной жизни африканских стран. Осуществляемый' шк научный анализ процессов,, происходящих в сфере африканского общественного сознания, способен оказать помощь в решении задач ускорения материального и духовного прогресса. В расотах советских исследователей подвергаются критическому рассмотрению новейшие философские учения,, школы и течения, распространенные в Африке 4 Показывается также, что без знания основных закономерностей развития философской мысли в Агрике затруднен глубокий анализ надстроечных процёссов в современном африканском обществе, невозможно понять суть многих официальных политических доктрин, а также тенденции развития национальной духовной культуры.
Важным' вкладом советской африканистики, на наш взгляд, является'исследование методологических аспектов истории философской мысли в Африке. Доказывается, что изучение методологических аспектов этой истории определяется также необходимостью дальнейшего совершенствования теории историко-философского процесса,, которая долина, в обобщенном виде отражать закономерности, присущие развитию философии в различных регионах.
Изучая историю философии в Африке, советские исследователи подымают такие фундаментальные проблемы, как происхождение философии, соотношение философии, соотношение философской и мифологической форм сознания, взаимовлияние философии и отдельных элементов духовной культуры, диалектика взаимосвязи философии и полита--ко-идеологических концепций.
Как показывается в работах советских авторов, изучение современной философия -з Африке связано с необходимостью расширения масштабов историко-филсоофских исследований применительно к новейшему этапу развития этой науки. Ибо истории философии в Африке необходимо рассматривать как неотъемлемую составную часть общемирового историко-философского процесса, обладаяцую специфическими чертами, вытекающими из особенностей исторического развития народов. Африки, характера духовной культуры, социально-экономических структур, политического строя как традиционной, так и современной Африки.
В свете советских исследований мокно согласиться с тем, что дл." глубокого понимания общественно-политической и идеологической жизни современных африканских стран важно изучить особенности духовной культуры народов Африки, что требует особого внимания к философской и идеологической форме сознания.
Ц"ль и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы показать состояние общественного сознания в африканоком обществе, изучить эволюцию философской мысли в Африке и формирование идеологических процессов, раскрыть зависимость от их материальных отношений, социально-экономической структуры африканского общества, дать анализ обратного влияния надстроечных процессов на развитие африканского общества. В диссертация ставится задача вскрыть и рассмотреть исторически обусловленные закономерности возникновения и развития философской мысли, в том числе и марксистской, в Африке, продемонстрировать роль и функцию философии в ходе процессов обновления общества. ■.'
Поставленная цель исследования конкретизируется в следующих задачах: >
I. Проанализировать в свете робот советских ученых духовную сферу нынешнего африканского общества. Для этого провести критический анализ африканского общества доколониального периода, показать
состояние общественного сознания в Африке через при „/у '.".атериаль-ных отнршений, социальной-экономической структуры, вдавить условия, социально-экономические р идейные.предпосылки 1 .¡звития философской мысли в Африке.
2.'Выделить и рассмотреть вопросы происхождения философского знания И его соотношения с мифологией, роль философии в странах Африки кал теоретико-мировоззренческой основы политико-идеологических концепций, провести критический анализ ряда немарксистских концепций традиционной: африканской культуры и современной философии в Африке.
3., В этой связи дать критический анализ также советских исследований, доказать их достоинства и недостатки, оценить самокритику самих советских африканистов, а также значимость теоретических и методологических подходов.
Следует подчеркнуть» что в работе все эти вопросы изучаются в свете советских исследований. Опираясь на уже изученный матери-а'л, диссертант пытается выявить взаимосвязь надстроечных отношений с базисными общественными отношениями, с социально-экономическими структурами. 1
Теоретико-методологические основы и историковедческая база исследования1.. Теоретико-методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма К.Маркса, Ф.Энгельса и ВЛ.Ленина, особенно их.материалистическое понимание истории общества и закономерностей идеологического процесса. В езоей работе мы использовали современную литературу советских ученых о реформах, происходящих в Советском Союзе. Анализируя проблем» надстроечных процессов, возникновения и развития философской мнели в Африке, мы опирались на труда советских ученых: И.Л.Андреева, Б.Г.Афанасьева,, К.А.Брутенца, Ан.А.Громыко,. Б.С.Ерассва, А.А.Иванова, Н.С.Илларионова',. В.В.Иорданского, А.В.Киви, Н,Д.Косухина, Л.Н.Мосейко, Г.Б.Старушенко, Р. А Ульяновского. При рассмотрении с'.' ч;х проблей, связанных, с развитием философской мысли, мн прямо ил:; косвенно использовали труды М.Н-Грсцкого, В.П.Лелгнякова, Л.А.Дт.хозецкого, Ю.Ю.Гюномарева,. В.Ф.Титова. Л.ГЛервонной и других. По проблемам методологии исторического исследования мы позьл-.омилисъ, бель-
шой пользой аля себя, с работами советских ученых Ь.Т.'Качанова, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Е.Ф.Руфлядко, А.А.Щегорцева и других. Что касается кснголезских и африканских авторов,' то мы использо-' вали работы С.Бакабара,, Э.Даси, А.Убрала, Е.Кувуама, Ж.Кука-Камло, Э.Нхо-Цуеля, К.Нкрумы, Л.Сенгора, М.Товы, П.Хутондш и других. Помимо этого, мы учитывали диссертации Ф.Адзаби, Г.Лефуобц, Н.Мавы, Ф.Цдаки. Из работ западноевропейских мы использовали труда Ж.Баландьё, И.Бено, А.'Бертрана* ХСюре-Каналя, М.Элг. В работах советских ученых успешно разрабатываются основные проблемы, имеющие общетеоретическое и методологическое значение для избранной темы исследования. Так, при рассмотрении состояния здеологи-ческой борьбы в Африке и философских основ идеологии в ¿Африке весьма полезными оказались результаты, полученные А.Н.Мэсейко в работе "Идеология в странах Тропической Африки" (М., 1985). Данная работа, в которой большое внимание уделяется общественному сознанию, в целом верно ^рассматривает специфику общественного сознания в развивающихся отранах и, в частности, характерные особенности идеологии в развивающихся странах Тропической Африки. Автор этой книги очень хороню освещает поднятые в ней вопросы и особенно социаль-ь„ и ;роль идеологии в африканских странах. Цри рассмотрении основных -этапов и тенденций развития философии в странах Тропической Африки, а также изучения методологических проблем, возникаодах в связи с данным анализов нами использованы результат«, полученные Н.С.Илларионовым. Советский философ глубоко разрабатывает фундаментальные проблемы методологии историко-философской иауки применительно к африканскому региону. Его докторская диссертация является первым как в советской, так и в зарубежной научной литературе обобщенным исследованием современной философии в странах Тропической Африки.
Научная новизна и степень разработанности проблемы. Научная новизна диссертационного исследования заключается прежде всего в лолитке.разработки более глубокого исторического подхода к изучению вопросов, касатеихся надстроечных процессов в африканских странах. Диссертант обращает внимание на мало исследованную проблему его "африканского способа производства", рассматривает соци-олыше структуры в доколониальный период и последствия колониза-
ции. Он считает необходимым принять во внимание не только доколониальное, но и колониальное африканское общество, чтобь постичь африканскую культуру в ее современном состоянии, чтобы постичь состояние общественного сознания ншешних африканских стран.
Рассмотрев доколониальные социальные структуры и воздействие на них колониального феномена, автор определяет характер разнородных социальных слоев и групп в настоящее время, оценивая степень их близости к классам в их марксистском понимании.
В работе дается критический анализ обыденного и мифологического сознания в африканском обществе, анализируются философия и идеология с целью определить их роль и функцию в^современной Африке.
Изучение философской мысли в Африке ведет к рассмотрению вопроса преподавания философии. В связи с этим автор пытается оце-• нить систему преподавания философии в Конго, в частности преподавание марксистско-ленинской философии, указывая на имевшиеся здесь серьезные.недостатки.
/ Научная новизна диссертационного исследования состоит также в том, что эдесь впервые обобщаются и критически анализируются результаты исследований советских ученых по проблемам общественного сознания в африканском обществе. Изучив имеющиеся литературные источники по данний теме, автор обращает особое внимание на историю возникновения и развития философской мысли как составной части духовной культуры народов Африки.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ'
/
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается оценка, ее разработанность, определяются цель, задачи, методологические принципы исследования, научная новизна, практическая значимость и структура.исследования.
Первая глава "Советские исследования доколониальных африканских обществ" состоит из Трех параграфов. Глава первая посвящена в
основном проблемам материальных отношений, социально-экономических структур африканского общества доколониального периода. Без анализа этих воьэосов характер надстроечных отношений был бы далеко неясны/л. Кроме того, здесь ставится задача показать складывание объективных социально-экономических предпосылок процесса возникновения и развития философской мысли в Африке. Бри этом обращено внимание на то обстоятельство, что история Африки в общем и целом развивала ъ по тому пути, который был определен логикой развития колониально: о режима.
Первый параграф "Способ производства" посвящен рассмотрению проблемы "африканского способа производства" доколониального периода. Проблема эта далеко не решенная и представляет немалые трудности. Неслучайно авторы ряда работ, в том числе и советских, пытаются обойти ее. Однако тем самым они обходят то, что составляет истинную историю этих обществ, без чего нельзя понять африканскую историю в ее единстве.
Анализ "африканского способа производства" позволяет избежать схем и стереотипов н приступить к конкретному изучению африканской деятельности. В самом деле нельзя исключать тысячелетни) историю цивилизации под тем предлогом, что она устная. Здесь мы отмечаем заслугу советских ученых, которая состоит в исследовании истории народог Африкивдо и послеколониальный период, в показе их жизни в условиях колониального режима,, что позволяет оцеяить масштабы разрушения их социальных режимов и социальных структур. Конкретно-исторический анализ должен сегодня придти на смену многочисленных \ теорий, которые усматривают в жизни Африки лишь пережитки, стагнацию и т.д. Иначе мы будем иметь дело с изуродованной историей или . даже мифологической реальностью, похожей на жизнеописания святых. Беспрлезно вводить реальности африканских доколониальных обществ в картину современных обществ, как если бы общества могли застыть, а европейское присутствие ни на что не повлияло. Анализ "африканского способа производства" в послеколониальный период не может в этих условиях воссоздать образ способа производства до проникновения колониализма.
Второй параграф "Социальная структура" раскрывает общую структуру африканского общества. Современные африканские общества, находясь ка полпути, значительными пережитками "традиционных" доколо-
- У -
виалышх структур и современными структурами, внтерц-чт из колониального режима, продуцируют структуры, приспособлений; к новой ситуации. Происходят изменения в положении социальны^ групп, вынужденных преходить в движений л приспосабливаться к новому образу жизни. Такие переходные социальные отношения могут быть поняты лишь при историчес эм подходе, вклшапцем в свое рассмотрение доколониальный и колониальный периоды. Развитие т< эдационной Африки, ослабленное работорговлей а беспрерывными войнами, с одной стороны, а с другой стороны,, сотрясаемой внутренней борьбой, разжигаемой колонизаторами, могут привести лишь к склерозу традиционных структур, обреченных на деградацию. Развитие нового типа производства неизбежно ускоряет разрушение прежних социальных структур, что прямо отражается на социальном составе местного населения. Таким образом» в нашем рассуждении о социальных структурах мы не ограничиваемся простым-их описанием, а выявляем механизм их возникновения и функционирования. Тогда четко обнаруживаются сущность и роль современных структур, как прерванного процесса всего этого движения.
Современное африканское общество отличается многообразием разнородных социальных слоев, отражающих сложность щ цесса социального развития. Прежде всего это низшие социальные слои, вынужденные продавать свою рабочую силу капиталистам, чтобы обеспечить свое существование. С определенными оговорками можно говорить о нйличии пролетариата-и буржуазии - основных классов капитатистичес-кого способа производства, как и классов меняющегося общества. Однако использование таких социальных категорий, как пролетариат и буржуазия, должно' быть дополнено другими - средними - слоями, структуру и состав которых еще трудно определить. В этом смысле мы думаем, что нужен тщательный анализ для того, чтобы вкявить сущность этих нечетко размытых разграниченных слоев и их различия. Так или иначе, мн> фиксируем картину сложного социального плюрализма, отражающего социально-экономический режим, который сам является многоукладным.
Третий параграф "Последствия колонизации"' представляет сосюй "анализ состояния африканского общества послеколониального периода. Европейское присутствие в его колониальной- форме таг. глубоко проникло в африканские общества, что никакие- усло..дя со ето с'"роитс.чь-
ству и переустройству не могут осуществляться иначе, как путем его переделки сверху донизу. Развитие товарного производства привело к ускорению разложения местного общества. Это размывание", которое происходило в ущерб местному социально-экономическому режиму, укрепило побеждавдий капиталистический способ производства. Следствием капиталистического развития в Африке будет пауперизация различных социальных слоев, включенных в эту эволюцию. Основная стратегия колониализма имеет целью мировую ка пита лис тиче с кую экономическую интеграцию, исходя из интересов развития капиталистических стран. Мэжно констатировать, что ущерб, нанесенный развития африканских колониальных режимов, настолько значителен, что кажется невозможным построить на этом пепелище новые общества, если не опрокинуть всю эту стратегию.
Таким образом, сосуществование различных типов экономики является причиной появления множества социальных слоев и групп, составляющих переходное общество, которое еще содержит в себе пере-жиски традиционного образа жизни. В таком обществе социальные группы, отодвинутые на задний план развитием рыночных отношений и вы-т-тжденные отныне заниматься мелким товарным производством, сельским хозяйством и ремеслом, составляют группы - буферы между' основными социальными силами.
¿читывал отрицательное воздействие европейской колонизации, возрождение африканской культуры проходит через фазу, когда поставлено под большое сомнение культурное наследие, оставленное' колониальным режимом. В центре Тропической Африки невозможна найти культуры, которые избежали бы насильственного воздействия колониализма. Эти культуры не просто испытывали на себе влияние или модифицировались, они переделаны фундаментально. И .до сих пор африканские общества несут издержки своей экстравертности. Таким образом, достояние послеколониальных африканских обществ становится понятным только если сначала проследить их эволкцию, начиная с колониального проникновения, которое мы расцениваем как точку взрыва.
Вторая глава "Состояние общественного созрания в современных африканских обществах" состоит из двух параграфов. Здесь рассматриваются различные формы общественного сознания в их современном состоянии. При этом проблема общественного сознания в Африке
исследуется в свете трудов советских специалистов на.основе материалистического подхода, заключающегося в тесном увязывании этой идеальной сферы с порождающим ее материальным базисом. -
Первый параграф "Стихийное и- мифологическое сознание как . формы массового сознания" посвящен анализу структуры общественного сознания в его "традиционных" формах. Прежде всего речь идет о специфической структуре самого социально-экономического целого, в котором выделяются отдельные социальные совокупности. Весьма сложные общественные структуры определяют противоречивый характер общественного сознания. Общественное сознание, как выражение объективных интересов различит классов, социальных слоев и групп, несет в себе разнообразные структурные элементы, сложная природа которых отражает состояние материального базиса. Советские исследователи стремятся постичь это многообразие, анализируя историческую эволюцию африканских обществ. Такой подход позволяет понять суть африканского общественного сознания в качестве результата развития. С. этой точки зрения сознание имеет конкретные уровни, характеризующее определенные этапы эволюции. Эти различные уровни не . могут рассматриваться как застывше и независящие друг от друга, а.составляющие специфические моменты развития сознания. Таким образом, стихийное (обыденное) сознание является первичным уровнем сознания, рождающим непосредственно на основе материального произ-- водства и развивающимся шесте с ним. Оно не только выражает интересы субъектов-производителей материальных благ, но и спонтанное осознание этих интересов. Этот уровень реальной деятельности представляет собой лишь несистематизированный продукт, сочетающий в» себе самые разнородные элементы.
За этой первичной формой сознания следует более систематизированная, мифологическая форма, несколько дистанцирующаяся от реальности. Эта относительная независимость от реальности позволяет мифологическому сознанию систематизировать и концептуализировать еще неорганизованные элементы обыденного сознания. В этом смысле миф является одной из форм развития общественного сознания и в таком качестве по-своему объясняет определенное социально-экономическое состояние. Однако нельзя понимать миф как всеобщую форму развития африканского сознания.4 Роль и функция мифа у африканцев не могут быть поняты на основе "примитивного" характера порождающей его куль-
туры» Уфологический элемент, свойственный самому познанию реальности, не может всегда служить критерием при анализе, что сводит концепцию реальности, присущую одному или нескольким народам, к самому мифу. Бее различные формы общественного сознания связаны между собой. Шф, например,, содержит в себе рациональные и даже философский элементы, во он. далек от собственно философского мышления. Даже если философия содержит в себе мифологический элемент, все же ее отождествление, с мифом недопустимо'. Необходимо подчеркнуть разлитое между формами общественного сознания в целом, между мифом и философией в. частности, чтобы форма мысли, призванная освободить нас от мифологического мышления, не отмела все мировоззрения под предлогом их архаичности.
Что касается массового сознания, то оно является совокупностью чувств, представлений, ценностей и т.д., дремлвдих в групповом.сознании, и оно проявляется, едва на повестку дня встают социально-экономические и политические вопросы, ждущие своего разрешения и требующие определенных взаимоотношений между группами. Не всегда явления африканской духовной жизни могут быть непосредственно объяснены традиционными корнями массового или. обыденного сознания, которое считается господствующим или безраздельно царящим в обществе. Массовое сознание есть амальгама противоречивых элементов, где переплетаются этнические, племенные и прочие фак-зры. Следует подчеркнуть, что массовое сознание, ограничивапце-еся этнической и племенной реальностью, не способствует расцвету национального самосознания, которое должно служить объеданяпцим фактором в политической и социальной борьбе за национальное освобождение. В массовом сознании имеются социальные представления, которые наносят ущерб нарождающемуся коллективному сознанию, скрывая социальные противоречия. В общем нельзя определять африканское общественное сознание только г^ отношению к мифу, следует осознать его как продукт определенных условий жизни, связанный с различными элементами, составляющими культурную среду.
Второй параграф "Фллосояия и идеология как формы общественного сознания" посвящен анализу более высокого уровня общественного сознания в Африке. В исследованиях советских африканистов удаляется немало внимания филоо фии и идеологии в качестве более систематизированных и разработанных форм сознания. Эти две формы
имеют осоСое значение с учетом занимаемого места и роли, которую они играют, в историческую эпоху социально-экономических потрясений. Философия и идеология служат теоретическим фундаментом, на котором происходит осознание общественных интересов, ценностей и задач групп, участвующих в общественных процессах. В африканских обществах философия носит достаточно четко выраженный социальный характер, отражая конкретную реальность и происходящие в ней процессы. Именно по этой причине идеологическая функция преобладает над другими функцшп® африканской философии, и мы пытаемся выявить исходный момент, объясняющий эти особенности африканской философисткой мысли. Философия в Африке могла возникнуть только в форме осмысления борьба за национальное и социальное освобождение. В качестве систематизированного и разработанного общественного сознания философия становится одним из орудий народной борьбы. Таким образом, идеологическая функция неотделима от философии. Диссертант показывает; что эти предпосылки играют существенную роль , ведь именно здесь корни африканской философской мысли. Далее подчеркивается, что возникновение философии в Африке связано со стремлением самоутвердиться и добиться признания. Впрочем, философская мысль в Африке не является результатом спонтанного и автономного развития африканской действительности. Немалую роль здесь сыграли и европейские философские источники.
Анализируя исследования советских ученых, автор рассматривает тесные взаимосвязи между философией и идеологией, с одной стороны, и между философией и политикой - с другой. Диссертант отмечает инструментальную концепцию философии, которая широко распространена в политической философии. Однако несмотря на их тесные взаимосвязи, философия не есть идеология, не политика, и философия не может рассматриваться в качестве орудия идеологии или политики. К сожалению, всеобщая эйфория от распространения марксистской философии в африканских странах привела к тому, что она свелась в наших обществах к партийности и соответственно к ее идеологическому измерению. В качестве примера укажем на официальное введение курса марксистско-ленинской философии в выпускных'классах лицеев второго цикла в Конго. Вопрос о преподавании привел к дискуссии о том, что же следовало преподавать. Преподаватели отстаивали две основные позиции. Те, кто исходил из политических соображений, выступали за преподавание мпрк-
систско-ленинской философии. Другие высказывались за "марксистско-ленинское преподавание философии". Это различив не было формальным, поскольку вторым ставился вопрос о преподавании не идей Маркса и Ленина как своего рода катехизиса, ограниченного идеологией, а о том, чтобы учить диалектико-материалистическому способу мышления. Существовало не просто искусственное различие в постановке вопроса,1 но различие самих концепций преподавания философии. К сожалении, в наших учебных заведениях была забыта благородная задача философии, которая должна формировать критический разум, прямо противоположный укоренившемуся догматическому подходу. Преподавание этой дисциплины столкнулось со множеством■проблем, поскольку политика и идеология властвовали над философией, считая ее своей служанкой -философия выполняла исключительно идеологическую и политическую функции. Но_философия не только не может быть сведена к идеологии или к политике, она и не начинается с партийности, а выходит на нее. Изучение духовной жизни Африки, с нашей точки зрения, нуждается в строгом методологическом подходе, позволяющем глубоко проанализировать связанные с вей надстроечные и социально-экономические " факторы.
* Глава третья "Роль и функция общественного сознания" посвящена критическому рассмотрению вопросов влияния общественного сознания на процессы обновления я развития.африканских обществ. В третьей главе делается попытка определить роль духовной сферы, в частности наиболее развитых форм общественного.сознания. Здесь разрабатывается далее проблема взйймосвязе1 между его специфическими формами, каковыми-являются философия и идеология.
Первый параграф "Роль и функция философии" раскрывает значение философской деятельности в современной Африке. В советской литературе показывается, что сама проблема философии в-Африке имеет особую важность в связи с ее ролью и функциями в сфере социально-экрномических преобразований в этих обществах. При изучении этой литературы мы констатируем особое внимание, которое проявляет к этому вопросу советский философ Н.С.Илларионов. Наш интерес к работам Илларионова вызван тем, что он избрал оригинальный и глубокий подход к анализу сложнейшей проблематики, каковой является философия в Африке. Советский исследователь отмечает в качестве значительного явления духовной жизни африканских народов усиление нн-
-тереса к философии как теоретической основе мировоззрения и методологической базы политико-идеологических концепций. По его«нению, ■знание основных законов развития философской мысли в Африке позволяет проанализировать процессы, происходящие в настоящее время в африканских обществах. Здесь встают такие фундаментальные проблемы, как генезис философии, отношение ее к мифологическим формам сознания, взаимовлияние философии и других элементов духовной культуры, диалектика взаимосвязи философии и политико-идеологических концепций и многое другое. При изучении философии в Африке возникает необходимость расширить масштаб историко-философских исследований в соответствии с конкретными задачами развития этой науки. В этом свете и следует изучай- как методологические проблемы, так и особенности генезиса философской мысли народов Африки.
Обратимся прежде всего к методологическим вопросам. Существует ли специфическая "африканская философия"? По этому вопросу в Африке сталкиваются разные точки зрения. Со своей сороны отметим, что этот термин весьма двусмысленный и по крайней мере спорный., он требует объяснения, ибо мы не видим ничего такого, что бы давало ему право выступать в этой.роли. Нам хотелось бы подчеркнуть, что "африканская философия", являющаяся яблоком раздора между африканскими философами, остается столь загадочной, что возникает вопрос, яе о мифе ли в конце концов идет речь. "Африканская философия" (если ужфименять этот термин) не должна противопоставлять себя западному разуму. Здесь философская деятельность должна быть направлена на создание нового подхода к философии. "Африканская философия" должна выйти за рамки предписанного статуса кво и спуститься с высот, чтобы соответствовать социально-экономическим ре. ольностям своего времени. Другими словами, африканской философской ,-• мысли надлежит вернуть ее способность к философствованию. Лишь при этом условии африканская философская мысль сможет достигнуть мирового уровня. Необходимо переосмыслить философские дискуссии в Африке, преодолев комплекс по отношению к европейскому "разуму" и отказавшись от его метафизического определения, а с другой стороны, разорвать ;> ¡1 исключительного обращения к Европе. Именно это дает возможность "ликвидировать" философию как отдельное знание, с тем чтобы реализовать ее. В этом смысле философская деятельность
в Африке может использовать методологический подход, предлагаемый материалистической диалектикой при анализе африканской действительности, для того чтобы верно осмыслить эху область, находящуюся в зависимости от развития нынешних производительных сил. Исходя из такого методологического подхода, следует подчеркнуть, что в Африке пока еще имеется немало, областей» где требуется подлинное знание существующих реальностей.
Философская деятельности в Африке должна исходить из той социальной среды, которая зависит от исторических условий, унаследованных от колониального и доколониального прошлого. В своем отношении к африканскому обществу философская деятельность как бы наделяется новыми задачами, результатом чего является расширение ее функции и роли. Что же касается термина "предфилософия", употребляемого некоторыми исследователями, то он, на наш взгляд, не совсем уместен, а относящиеся к нему духовные явления могли бы вообще остаться без точного понятийного определения, тем более что речь здесь идет о бессвязных представлениях, принадлежащих к форме соз-. нания, которую еще предстоит изучать. Если же применять какое-то терминологическое обозначение, то следует' подчеркнуть его относительность и условность, что позволило бЫ'избежать возможных недоразумений.
Второй параграф "Роль и функция, идеологии" представляет собой анализ идеологии, ее роли специфики в современной Африке. Различные проблемы, затрагиваемые «в связи с тем иди иным аспектом этой обширной сферы исследований, в конечном итоге: состоянию духовной жизни нпродор Африка. Изучение идеологии предотавляет огромную трудность, ибо идеологические системы африканских обществ строятся на нь'нешких общественных отношениях и в результате включают в себя множество гак внутренних, так и внешних факторов. Б идеологических структурах преломляются как потребности и интересы существующих групп и классов, так и пережитки прошлого, которые еще живуча в общественном сознании. . . .
Диссертант уделяет особое внимание ёнализу идеологического фактора, подчеркивая при этом, что мехлу мыслью и реальностью существует диалектическая связь, которая не позволяет рассматривать первую в отрыве от второй, а то .нее сказать, существует взаимообусловленность, взаимозависимость обеих. Сила, признаваемая за новой
идеологией, заключается именно в этой взаимозависимости, откуда и ее способность постичь и отразить реальность, а следовательно, и ее преобразить. Именно этим и занят Маркс в своем анализе предшествующей ему философской деятельности, о чем, в частности, свидетельствуют его тезисы о Фейербахе.
Анализ идеологии в Африке, проводимый в советских исследованиях, не ограничивается простым описанием одних лишь'ее старых и новых форм. Он нацелен на выявление связи этих форм с теми или иными элементами самой действительности. Идеология включает в' себя в сублимированной социальные элементы, которые необходимы для осуществления социально-экономических преобразований в этих странах.
Особого внимания требует племенная (трибалистская) идеология. Она выступает как восстановитель э.тноплеменкого мира, используя для этого элементы прошлой тазни общественной группы, которые вновь всплывают под воздействием новых условий жизни. Э1идеология выполняет функцию стимулирования сознания и сплочения людей, образующих социальные группы, включенные в движение африканских обществ* Осветив эту ситуацию, можно понять суть борьбы идей в этих обществах, которая вовсе не сводится к метафизическому противостоянию традиционного и современного образа мышления. Без света, идущего от научного анализа, идеологическая борьба и дальше будет идти через противопоставление интересов племенных, этнических или региональных групп. Следует отметить мистификатореъий аспект, характе-ризуквдай такие идеологические тенденции, как трибализм, этноцентризм и иные ретроградние формы, подпитываемые националистическими и даже шовинистическими элементами.
В обществах, где последние теряют свои господствующие позиции, а новой, марксистской идеологии не достает конкретной базы - материальной, она ни какое-то время может оказаться неэффективной. Этим объясняется ее использование в чисто индивидуальных целях. В такой ситуации марксистская идеология во многих странах Африки, превратившись в свою противоположность, в результате неадекватного политического применения пришла к определенному схематизму и упрощенчеству в теоретическом подходе к сложным социальным реальностям. На наш взгляд, марксистская теория применительно к Африке, нуждается в развитии и обогащения в свете новых реальностей, связанных,
пережитки которого продолжают оказывать сопротивление тому насилию, которому он подвергается со стороны современности. В этой свя-' зи следует отказаться от субъективных тенденций использовать марксистскую идеологию, как даидую ответы на все вопросы. Она дает,, как, подчеркивал Ф.Энгельс*, не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для &того исследования.
В заключении диссертации!подводятся итога работы, оценивается значение трудов советских ученых в деле исследования общественного сознания африканского общества философии и идеологии, в часть ности перспективы дальнейших исследований. ,
Зах.&р Тир./¿О "ХЬШ Л. Щ/у". <
Отдел оперативной полигрз&ии И.' множительной геХити ОТШ) ЩД -СССР, пр^кт Вернадского-?б ■-