автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему: Традиции и современность в формировании духовной культуры в Тропической Африке
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции и современность в формировании духовной культуры в Тропической Африке"
Г5
'I
Санкт-Петербургская Госуд а рственн ая Академия Культуры
ОД
Уаттара Винсент
Традиции и современность в формировании духовной культуры в Тропической Африке
Специальность 24.00.02 «Историческая культурология»
Автореферат диссертации па соискание ученой степени кандидата культурологических наук
Санкт-Петербург 1998
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Сашсг-Пстсрбургской Государственной Академии культуры.
Научный руководитель: Новиков А. И., доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Официальные оппоненты: Корнссв М.Я., доктор философских наук,
профессор
Поплинскнй Ю.К., кандидат исторических наук
Ведущая, организация: Санкт-Петербургская Государстве! П1ая Академия театральных искусств
Диссертационного совета Д 092.01.03 при Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры по адресу 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, дом 2/4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской Академии культуры.
Защита состоится
июня 1988 года в 14.00 часов на заседании
Автореферат разослан
1988 года.
Ученый секретарь Диссертационного совета Доктор педагогических наук
1. Общая характеристика работы
Актуальность темы. Во многих африканских странах со всей остротой стоит гроблема обновления традиционной культуры. Каждый год этой теме посвящаются шогочисленные труды. В то же время африканская культурологическая мысль еще не «работала единого мнения, поскольку авторы предлагаемых концепций принадлежат к различным философским и идеологическим школам, к различным этническим общностям. Эднако, их всех объединяет одна цель: поиск этнокультурной идентичности, путей и пособов для воссоздания национальной культуры и выработки эффективной культурной юлитики.
Поэтому в современных условиях необходимо совершенствование теории ультурно-исторнческого процесса, отражающей закономерности развития стран "рогпгческой Африки. Разработка такой теории призвана содействовать модернизации уховной культуры в Тропической Африке при сохранении ее культурного н сторического своеобразия.
Цель исследования: выявить социально-философские проблемы модернизации уховной культуры стран Тропической Африки, провести критический анализ состояния уховной культуры и условий формирования теоретических воззрений, роли влияния иешних факторов на развитие духовной культуры.
Поставленная цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
- Изучить в свете работ африканских, российских и зарубежных ученых духовную ¡юру стран Тропической Африки - как необходимого условия для выявления социально-илософских проблем модернизации духовной культуры.
- Выявить особенности духовной культуры стран Тропической Африки, и, прежде хго, показать традиционность этой культуры, ее соотношение с мифологией и роль нлософско-идеологических концепций как мировоззренческой основы в процессе лработки механизма модернизации духовной культуры.
- Критически провести анализ сложного и противоречивого процесса, в котором 1аинодействуют традиционализм и современность, формируется инфраструктура 'льтурных преобразований, создается новое информациошю-культурное пространство.
- Рассмотреть синкретическое содержание и плюралнстичность культуры стран эопической Африки.
- Показать роль, которую должна играть инфраструктура культурной модернизации в здании, распространении, образовании и сохранении культурного достояния народа.
Объект исследования: духовная культура Тропической Африки.
Предмет исследования - значение традиций в процессе формирования современной ' духовной культуры Тропической Африки.
Степень разработанности проблемы. Наиболее интенсивно история африканских народов начала изучаться советскими исследователями в 50-е годы XX века. Во многом истории культурных контактов и традиционности духовной культуры посвящены работы Д.А. Ольдерогге, Ю.М. Кобшцанова, И.И. Потехина, Ю.А. Бромлея, Ю.К. Поплилского. В этом же направлении внесли большой вклад своими трудами зарубежные авторы, такие, как Морис Делафосс, Б. Дэвидсон, Жан Сюре Каналь, Лео Фробениус и африканские историки и культурологи: Шейх Анта Дио ла, Жозеф Ки Зербо, Али Мазруи и другие.
При рассмотрении традиционной духовной культуры стран Тропической Африки мы опирались на труды авторов, которые заложили традиции изучения философских основ африканской культуры. Таковы антропологи, этнографы, миссионеры - П. Темпельс, Э. Гернье, Ж, Баландье, М. Гриоль.
Впервые П. Темпельс подошел к характеристике африканцев как людей, способных рассуждать, философствовать, опубликовав в 1945 книгу «La philosophie Bantou» -«Философия Банту». M Гриоль, Ж. Баландье раскрыли своеобразие социальных институтов африканского общества.
Вслед за ними современные африканские авторы уделили значительное место проблеме взаимодействия культур, сравнительному изучению цивилизаций, характеру особенностей культуры, идеологии, философии в стратах Тропической Африки. Таковы труды JI.C. Сенгора, П. Хутонджи, М. Това, А. Кагами, К. Нкрума, Ж. Нбити, Ф. Фанона, Э. Блидена. Методологические недостатки некоторых из этих трудов заключаются в том, что, часто обвиняя «белую науку» в европоцентризме, они впадали в «негроцентршм» (здесь можно назвать Л.С. Сенгора с его концепцией негрипода, Э. Блидеиа с его концепцией «африканской личности и культурного национализма»).
Российские ученые уделяют большое внимание изучению сохранения и передачи культурной информации, влиянию культурных контактов на различные сферы духовной культуры в Тропической Африке.
Ь.С. Ерасов, A.M. Мосейко, Н.С. Илларионов, А.Б. Летнев, М.К. Гречко - заложили основу современной российской традиции изучения африканских социально-политических институтов и культурно-философской мысли.
Также следует подчеркнуть, что весьма полезными оказались результаты, полученные М.Я. Корнеевым в работе «Африканские мыслители XX века». (С.-Петербург.
996 г.) для выявления идеологического и философского содержания негритюда и гаофилософии. Эта работа имеет большое методологическое значение, так как в ней реодолена излишняя политизация некоторых прежних трудов, посвященных Тропической кфрике, отвергнуты многие идеологические стереотипы, постоянные ссылки на доклады, окуменш съездов Компартии.
Изучение проблем культуры и истории Тропической Африки успешно существ ляется учеными восточных факультетов Петербургского и Московского 'ннверситетов, институтов Российской Академии наук, Кунсткамеры. В то же время ноте совремешгые проблемы модернизации культуры еще ждут своей разработки
Методологические основы исследования и его источники. В процессе исследования роцесса формирования духовной культуры Тропической Африки применялись различные етоды, взятые в их взаимосвязи.
Исторический (генетический) подход позволил раскрыть динамику разв1лня эедставленнн об африканской культуре в их хронологической последовательности - от [мых общих поверхностных суждений до современного конкретного анализа своеобразия ой культуры.
Н процессе исторического анализа удалось выявить смену исходных философских и нппических ориентации в оценке явлений культуры африканских народов, равнигельно-историческнй подход позволил конкретно рассмотреть региональные эр мы, определившие своеобразие культурного развития различных африканских этносов юс различными языками, традициями, уровнем культуры.
Проблемно-логический метод позволил выяснить основные понятия, необходимые [я анализа разнообразного эмпирического материала, определения внутренней логики з вития культуры Тропической Африки в зависимости от влияния разнообразных асгоров.
Системно-структурный подход дал возможность рассмотреть эти факторы в их аимосвязи, как элементы современной культуры (печать, радио, телевидение, атрально-зрелшцные формы).
Исследование опирается на многообразные российские и зарубежные источники, в обенности на публикации африканских авторов, многие из которых не находили своего ражения в российской литературе.
Научная новизна исследования:
- разработаны принципы нового исторического подхода к изучению социально-[лософских проблем модернизации духовной культуры в Тропической Африке;
- определены возможные варианты проведения культурной политики в контексте взаимодействия и взаимовлияния культур;
- обоснована необходимость избежать политизации проблем культуры, приводившей к навязыванию африканским народам культурных схем и стереотипов, действующих только в развитых странах;
- определено общее понятие африканской культуры с учетом воздействия на нее наследия колониального феномена, порождавшего различные мифы и формировавшего тип маргинальной личности;
- выявлена роль инфраструктуры культурной модернизации, особенно радио, телевидения и печати в специфических условиях Тропической Африки.
Научно-практическая значимость работы. Основные выводы диссертации могут представлять интерес для проведения эффективной культурной политики, для наилучшего использования средств массовой информации в культурной модернизации, для полипасов и ученых, разрабатывающих проблемы идеологии, философии и культуры в Африке. Кроме того, содержание работы может быть полезно преподавателям, востоковедам, африканистам, историкам и философам при чтении курсов и спецкурсов и в их исследованиях.
На защиту выносятся научные положения и выводы по следующим основным вопросам:
1. Многочисленные труды французских, английских, немецких, бельгийских и американских авторов, характеризующие структуру африканского общества, особенности психологии, образа мысли и образа жизни народов Тропической Африки носили, по преимуществу, европоцентристский характер и потому подлежат тщательной критической оценке для отделения ценного эмпирического материала от ложных установок об «извечной отсталости» африканского населения.
2. Колониальная Африка не знала систематической организации культуры. Разные аспекты ее проявления фиксировались в формах устной традиции, носителями которой являлись гриоты - профессиональные хранители традиции, жрецы, патриархи - традиционные главы родов, которые монополизировали ритуалы и обряды,; разные виды искусства, обслуживали ритуальную сферу жизни общества.
3. Этническое многообразие культурных форм не отменяет наличие общих черт в культуре Тропической Африки, что выражается в правомерности термина «африканская культура».
4. Модернизм и традиционализм в социальной жизни интерпретируются в сфере культуры как соотношение консервативности и инновационности. Противоречивость
этих процессов проявляете« в содержании мифов и моделей поведения, порожденных колониализмом и новых типов личностей, порожденных переходными формами культуры (Таблицы А и В).
Антитезой капиталистическому и социалистическому пути развития стран Тропической Африки является «просвещенный национализм», синтезирующий все африканские традиции, интеллектуальные и духовные ценности различных этнокультурных обществ, а также усвоение и переработка элементов негроафриканских, арабо-мусульманских и западноевропейских культур. Успехом модернизации культуры Тропической Африки является формирование нового информационно-культурного пространства, факторами которого служат радио, телевидение, а также печать как сфсра социолингвистики, ведущая к обновлению ячыка.
Апробация исследования. Основные выводы и положения диссертации отражены в [убликованных работах - книге и статье-докладе на региональной научной конференции.
Структура работы. Диссертация состоит из вводной части, введения, двух глав, ключения и списка литературы.
2. Основное содержание диссертации.
Во вводной части содержится критическая оценка разнообразных концепций, растеризующих структуру африканского общества, особенности психологии, образа .юли и образа жизни народов Тропической Африки. Такие концепции носят, по «имуществу, европоцентристский характер. Предрассудки, связанные с ложной рактеристикой населения Африки, восходят еще к XVI веку, когда Лев Африканский [сал о живущих на Черной земле как о людях «без разума и интеллекта». Гегель еще в чале XIX века исключал Африку из мировой истории, характеризуя ее жителей как стественных людей», не осознающих себя частью Универсума, далеких от понятии Бога, кона и т.д.
Теория о «диком негре» послужила идейной основой колониального захвата земель в |)рнке и оправдания так называемой «цивилизаторской миссии».
«Цивилизаторская миссия», утверждается в диссертационной работе, выполняет ■нкцию своеобразного мифа, скрывающего подлинные цели (геополитические, ономнческне, желание быть «великой нацией», «имперские устремления»). Эти тинные намерения, доказывает диссертант, скрыты, они располагаются в подсознании йствующих лиц. Приведенная шоке схема, построенная по методам психоанализа, зволяет выразить это соотношение скрытых намерений и их внешнего прикрытия.
СОЗНАНИЕ
РЕГУЛЯТОР БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ
ПОДСОЗНАНИЕ ^кисто.тдвофытииетшкыетаысрення)
ИСТИШ1ЫБ НАМЕРЕНИИ;
ДОСТИЧЬ"
I экономической экспансии; 2.1 ссч1о;ютнчсскс!го господства,
В современных условиях суждения «о днком негре» модифицировались и приобрели иной характер. Речь идет часто уже о «спящем, ленивом негре», «негре сафари», протянувшем руку Западу. Среди авторов, которые развивают эту тему, можно назвать Бернарда Люгана, Анну Мари Кабу.
В введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, практическая значимость и структура исследования.
Первая глава «Структура духовной культуры стран Тропической Африки» состоит из трех параграфов.
Первый параграф «Традиционность духовной культуры» посвящен анализу особенностей структуры духовной культуры стран Тропической Африки и, прежде всего, традиционности этой культуры.
В доколониальной Африке не было систематической организации культуры. Существовали племенные и этнические группы, кланы, в которых разные формы культур существовали под эгидой «школ» искусства, овеществляясь в ритуалах и обрядах. Хранителями, передатчиками культурной традиции были певцы, жрецы, гриоты, рассказчики, патриархи. Чтобы понять культуру в этих обществах, надо ссылаться на устную традицию, которая передает из поколения в поколение историческое преда те.
Культура, пишет диссертант, имеет в Тропической Африке этническую окраску, но сходство многочисленных культур создавало базу, чтобы сформировать общность -национальную панафриканскую культуру. Поэтому, по мнению автора, термин «африканская культура» вполне правомерен. Этот термин вполне соотносится с общепринятыми понятиями европейской и мировой культуры, хотя и та и другая, как и африканские, имеют многонациональный характер.
Пршшмдя во внимание специфическую форму социальных отношений - изначальный африканский коллективизм, как противопоставление европейскому индивидуализму, -африканские мыслители находит специфику африканской культуры в моральных и духовных установках, в соционормативной культуре. Леопольд Со дар Сенгор говорит о «сообществе душ», Г'Дарбусье - о «коммунократическом инстинкте», Г.М. Бойя - о коммунистическом мировоззрении», Ки Зербо - о «духе солидарности», К. Каунда - о ;<1уманизме».
Эти выводы опираются на конкретные формы социальных связей, в первую очередь, - своеобразие африканской семьи, объединяющей всех, имеющих одного и того же предка. Человек не может утверждать себя вне семьи, вне коллектива, вне общества, основанного га незыблемом следовании традициям.
Второй параграф «Соотношение консервативности и инноваций в духовной ультуре»
Процессы взаимодействия модернизации и традиционализма часто яссматрннваются в сопоставлении традиционного под воздействием инновации в уховной культуре. Прежние социальные структуры общества видоизменяются или азрушаюгся под натиском модернизации социальной системы. Все эти процессы оциально-экономических и политических изменений тем не менее, порождают новые [атериальные и духовные ценности (технические достижения современной ехнологической культуры, школы, университеты, инфраструктура здравоохранения и .д.), а также приводят к формированию новых типов личностей в кросскультуралыюм пространстве и созданию новых мифов.
Таблица А, составленная автором, показывает мифы, созданные колонизацией, В — ипы личностей, порожденных на рубеже культур.
А) Типы "мифов", порожденных колонизацией
1иф о диком нецивилизованном Миф о негре, неспособном к Миф о нищем и больном негре, негре созиданию протянувшем руку Европе
Колонизация Господство
В) Типы личностей, порожденных на рубеже культур « колониальную эпоху
Личность, Личность, воспевающая Личность воинственная, Личность расистская,
чедставпяющая себя в свои лучшие качества: решительно пользующаяся
ругом (тип - эвоя/оэ и гуманизм... (тип настроенная в борьбе за некоторыми
люди-догматики, «негролог» - это освобождение от теоретическими
■мждующие идеологии нарциссист, колониализма положениями
капитализма и ослепленный только (тип: националист) "негритюда",
социализма своей красотой) "африканской
личности ", панафриканизм а
«Кто я такой?» - вот вопрос, который волновал и всегда волнует африканца. Еще в XIX веке видный либерийский ученый Э.У. Блайден нашел ответ на этот вопрос в концепции «африканской личности», под которой понимается совокупность ценностей, свойственных африканцам: их интуитивность, эмоциональность. Э.У. Блайден, Д. Хортон, Гарви исходили из культурного национализма, отделив европейскую культуру от африканской. Их теории повлияли на формирование концепции «негритюда» Л.С. Сенгора, Э. Сезэра, Лсоиа Дамаса.
Диссертант подчеркивает, что эти мыслители подтвердили «революционность негра», которую Ж.П. Сартр видел в отрицании «другого», в восстановлении собственной истины, ценой разрушения истины других. Поэтому авторы «негритюда» восхваляют «редкий эмоциональный дар» африканцев, их приобщение к миру «чистых чувств», мифологическому сознанию.
Диссертант показывает, что с позиций этического идеала, равенства людей, такие мыслители, как - Жизель Рабесахама, Жилюс Нъерере, Мамаду Диа и Амаду Али Диеиг -отвергали капиталистический путь развития. Таким образом родилось понятие «африканский социализм». Оно в 60-70-е годы играло большую роль в культурологической и философской мысли в Тропической Африке. В то же время, отмечается в работе, мавританский ученый Амед Баба Миске, Эликия М'Бокло из Заира доказывали неприменимость марксизма к африканскому обществу...
Мобугу Сесе Зеко также решился пробудить африканские ценности, провозглашая в 1965 году «аутентичный конголезский национализм». Его соратник Сакомби Инонго акцентирует интуитивность и эмоциональность африканцев и присоединяется к Л.С. Сенгору, который советует синтезировать духовно-культурные концепции греков и римлян и ценности негритюда для того, чтобы построить универсальную цивилизацию -«мировую конфедерацию культур».
Подводя итоги всех теорий африканской самобытности, диссертант видит их своеобразную силу в мифе, построенном ради выживания, ибо вековые страдания порождали комплекс неполноценности, который преодолевался с помощью ,мифа о «превосходстве».
В главе содержится конкретный обзор различных форм концепции негритюда и других теорий, изолирующих африканцев от общего развития человечества. Так Ки Зербо отказывается от попытки делать из Африки «романтическую страну», Шейх Анта Диоп доказывает, что африканцы более рациональные люди, чем это представляет концепция «негритюда». Он исходит го учения У. Дюбуа, который первый представлял черную расу
и
создательницей наиболее развитых культур. Уоле Соинка и Марсиен Тока обвиняют идею негритюда в пассивности, она - «псевдотеория» для К Нкрума. Мариэн Нгуаби отклоняет термин «африканский социализм», его последователь Киссуссу Бома видел в нем «болезнь ХХ-го века — социолизмоманию».
Констатируя крах в Африке и капиталистического, и социалистического курсов развития, автор диссертационной работы выдвигает понятие «просвещенный национализм» как форму идеологии в проведении культурной политики. Сущность ее в синтезе научного рационального мировоззрения и этического начала путем обращения к принципу «множественности истины».
Структура "просвещенного национализма"
Просвещенный национализм
в большой традиции
чтобы формировать и укреплять большую традицию
I
Мобилизация производится: Интеллигенцией 1 6 Крестьянами
Учащимися н студентами 2 4 Ремесленниками
Чиновниками 3
5 Старейшины
Их работа:
Продвижение Проведение пических культурного денностей: синтеза,
формирование культур, национальных ценностей -поиск в истории разных этнокультурных общностей
Перепись национальных положительных героев - поиск их в общей истории - истории всех этнокультурных общностей
Обработка и показ передачи национального консолидационного характера на телевидении
Возбуждение у граждан чувства национальной гордости
Проведение политики взаимодействия между регионами и регионов с цетром
I
Мужество,
[естность,
остеприимность,
ялидарность,
иобовь,
трудолюбие
(по терминологии, заимствованной Н'Крумы это "положительные силы")
ориентированные против
Лень, коррупция, воровство, падение нравов, трибализм, непотизм
(по терминологии, заимствованной Н'Крумы, это "Негативные силы")
В работе анализируются дебаты вокруг «африканской философии», основу которой заложил миссионер П. Теипельс, опубликовав в 1949 году книгу «Философия Башу». Кроме того эту тему развивали этнографы и историки, такие как М Гриоль, Ж. Баландье, Лео Фробениус, Леви Брюль. В российской литературе - Б.С. Ерасов, Н.С. Илларионов, А.М. Мосейко, М.Я. Корнеев и др.
По Темпельсу, основной ценностью в философии Банту является жизненная сила, обозначающая форму эманации Божественной сущности, присутствующей в мире, и к которой африканцы приобщаются с помощью магии. Первое утасрждошс философии Банту - единство человека и мира, в котором отсутствует дуализм между отдельным и всеобщим.
Развивая эту теорию Темпельса, диссертант раскрывает се противоречивый характер. Это верно и для А. Кагаме, автора «Банту- руандийской философии Бытие», который исходил га анализа языка «кинеруацда», чтобы обосновать свою философскую концепцию.
Диссертант отмечает, что М. Гриоль не одобряет придания исключительной роли языку, который будто бы является единственным выражением присущего африканцам понимания Бытия. Он обращается и к другим источникам: поведение, форма организации общества, традиции, миф.
Диссертант обосновывает причины неприятия им термина «африканская философия», предпочитая понятие «философия в Африке».
В заключении этой части диссертант выделяет следующее качество африканской социальной мысли: прежде всего представление мира целым, неделимым. Один элемент не может существовать отдельно от другого. Концепция единства бытия может служить катализатором равновесия и гармонии в обществе; эта функция должна выполняться разумом, но не одним только мистическим чувством.
Третий параграф «От мифологического синкретизма к социокультурной плюралистичное™».
Осуществляя ретроспективный анализ истории народов Тропической Африки, автор отмечает сходство их культуры. Об этом свидетельствуют работы многих историков, таких как Шейх Анта Диоп, Жозеф Ки Зербо, Ю,В. Бромлей, Ю.К. Поплинский, Д.А. Ольдерогге, Бэзил Дэвидсон и другие. По мнению Бэзнла Дэвидсона народ йоруба (Северная Нигерия) пришел из района Среднего Нила. Ноэл Лакур, историк из Кот Д'Ивуара, считает, что народ Абисса происходит га нубийского Египта.
Движение народов вглубь континента сопровождалось обменом культурными элементами. Например, жители Западной Африки устраивали празднества в честь
священного Барана - символа бога Амона (один из великих божественных символов Куша). Племя мандинго из Западного Суда!и считало, что бог Грома и Молнии у народа йоруба является людям в бараньей маске. Нианне - божество Неба народа Бауле (Кот Д'Ивуар) - изображается с бараньей головой. В образе барана представляет себе бога Молнии и народ Фао (Дагомея). Подобно карфагенской богине Танит аканская богиня Ньеме породила вселенную без союза с мужчиной.
Далее диссертант уделяет внимание образованию синкретических мифов и появлению людей нового типа, духовно-религиозных учителей под воздействием ислама. Устанавливается, что исламские сюжеты адаптировались с местным фольклором. Так, в устных сказаниях мандинго Мали и Гвинеи закрепились легенды о Билами и Суракате -персонажах, заимствованных из арабской литературы.
Следует также заметить, что местные культы изменялись и под влиянием христианизации, что привело к формированию сект и синкретических веровашш. Например, «Харизм» на юге Кот Д'Ивуара, «Папа Новый», «Атике» - на востоке Ганы, «Кимбагизм» - в Конго.
Анализируя современную социокультурную ситуацию, автор выделяет следующие главные направления в формировании культуры в Тропической Африке:
1. Взаимодействие негро-африканских, арабо-мусульманских и западноевропейских культур. Характерно для стран Сенегал, Мали, Гвинея, Буркина Фасо, Нигер, Нигерия, Чад, Камерун.
2. Взаимодействие индо-пакистанских, западноевропейских и арабо-мусульманских культур в Кении, Танзании.
3. Взаимодействие негро-африканских и западноевропейских культур в Бурунди, Руанде, Габоне.
4. Взаимодействие разных культур в масштабе всей Африки, чему способствуют миграционные процессы.
Социокультурная ситуация в Тропической Африке обусловлена взаимодействием нутренних и внешних факторов, многообразием общественно-экономических укладов, ультурных пластов. Общество движется к единому социальному субстрату, аракгеризующемуся амбивалентностью сознания, социально-психологической риентацией и групповым поведением. В целом, социокультурная ситуация люралистична. В сегодняшней культурной духовной сфере выделяются три тенденции:
1. Первая связана с сохранением и воспроизводством традиционных структур. То цель традиционалистов и неотрадициоиалистов.
2. Вторая поддерживает усвоение различных культурных пластов, ускорение культурного взаимодействия, процесс урбанизации личности.
3. Третья призывает в качестве альтернативы развития либо капитализм, либо социализм. Это, по существу, - призыв к отказу от национально-культурной самобытности и к механическому заимствованию европейских социально-экономических, этических, эстетических, культурологических воззрений.
Вторая глава «Формирование инфраструктуры культурной модернизации» .
Констатируя невозможность рассмотрения инфраструктуры культурной модернизации, не затрагивая культурной политики, автор приходит к двум важным выводам:
1. Культурная 'полигика является отражением социально-экономической системы данного общества в процессе его развития. Вот почему возникают проблемы учредительного, административного, финансового и концептуального порядка.
2. Культурная политика осуществляется при соответствующей административной поддержке средств распространения культуры и децентрализованной инфраструктуры.
13 Тропической Африке большая часть культурной политики предусматривает административную поддержку, что включает в себя такие учреждения, как: Управление искусством и культурой, Управление национальными архивами, Дирекция спектаклей, Дирекция балетов... Средствами распространения культуры являются: национальные фольклорные труппы, танцевальные ансамбли, театр, недели культуры и ремесла, средства массовой информации (аудиовизуальные средства и издательско-полиграфическая сеть)... Инфраструктура распространения культуры часто представлена Домом артистов, национальными институтами музыки и танца, национальными ремесленными центрами, библиотеками, музеями, домами культуры и т.д.
В первом параграфе «Новое информационно-культурное пространство» осуществлен обзор состояния инфраструктуры духовной культуры в странах Тропической Африки, где возникают институты индустриально-урбанистической цивилизации и новые формы художественной культуры. !
При государственной поддержке формируются в 1985 году в Сенегале театр Даниэля Сорано на основе существующего с 50-х годов «Театра Дю Пале» и национальные труппы в Кот Д'Ивуаре, Того, Гане, Нигерии, Кении, Заире, Габоне, Мали... Во многих странах созданы национальные институты и факультеты искусства, драматические школы: в Сенегале, Кот Д'Ивуаре - 1959 г., Гане, Нигерии - 1962 г. Позже - в Мали, Кении, Уганде, Танзании.
В 1962 году в Камеруне образовалась Федерация любительского театра, которая соединила в то время коллектив Лунде и Дуалы. К началу 70-х годов «и насчитывала уже около 20 коллективов со всей страны. В Замбии развитию драматургии и театров способствует Управление Замбийского искусства, которое поощряет создание пьес, поддерживает любительские театральные клубы. Подлинный театр здесь возник в декабре 1975 года - Замбийский театр «Тиквиза».
Помимо частных лиц, развитие искусства поддерживается местными организациями: клубы «Мзари» в Нигерии, группа «Акватим» в Гане, культурный центр «Чамбгами» и галерея «Паа йа Паа» в Кении, галерея «Кнбо» в Танзании и другие.
Государственные дотации и субсидии идут не только на развитие драматического театра, но и в хореографию и друше отрасли культуры. Новое хореографическое искусство развивается на основе традиционных жанров, воплощающих особенности культурного генофонда той или иной страны.
В Буркина Фасо в 1967 г. Вольшиская ассоциация африканской культуры создала группу народных танцев «Черная Вольта», «Куледафру», труппу под руководством Ларле Наба, Виса Камба. В университете Ганы при Институте африканских исследований профессор Квабена Нкетия и хореограф Альберта Опоку организовали институты искусств, состоящие из трех отделений - музыки, драмы, танца. Правительство Бенина ;оздало в первые годы Национальное управление по делам культуры с отделом музыки и ганцев. При ибаданском университете существует Школа музыки, драмы и танца. Министерство информации страны создало местные труппы танцоров, певцов и гузыкашш. В 1966 году в Конго был создан «Национальный балет»; «Балеты Камеруна» юзданы в 1963 году. В Сенегале, в 1961 году под руководством Мориса Сонара был |рганизован с помощью правительства Сенгора национальный ансамбль «Балета Сенегала». В 1958 году в Гвинее образовался «Национальный балет Гвинеи» при одействии правительства Секу Туре и Кейта Фодеба с участниками «Африканских алетов», имеющий всемирную известность. В 1964 г., на основе государственного исамбля «Национальный балет» рождается национальный балет «Джолиба».
Кроме того, диссертационная работа показывает положение книгоиздательского дела средств массовой информации в странах Тропической Африки. В середине 80-х годов в гранах Тропической Африки издавалось лишь около 1.5% книг, выходящих в мире. JCTHBHO сотрудничают с Францией африканские издательства CEDA, INADES-EDITION, ЕА...
В 1980 г. во французской столице появляется издательство «SILEX» - «СИЛЕКС». го создателем является африканский автор Пол Дакею. В Париже же существуют
издательства «HARMATTAN» Арматан, «NATHAN» - Наган, «KHARTALA» -Картала, также издающие сочинения африканцев.
Заключая параграф, автор работы отмечает, что несмотря на существующую инфраструктуру распространения культуры, актуально стоит задача совершенствования всех отраслей культуры: искусства, кинематографии, телевидения, радиовещания, полиграфии, книжной торговли, живописи, скульптуры... в странах Тропической Африки. Второй параграф «Роль радио и телевидения в культурной модернизации» Диссертант обращает внимание на вклад аудио-визуальных средств в развитие духовной культуры в странах Тропической Африки.
1. Они призваны способствовать гармонизации личности внутри общества и уменьшению разрыва между сельским и городским населением;
2. Помогать достижешпо всеобщей грамотности;
3. Участвовать в программах медико-санитарного просвещения масс, популяризации v сельскохозяйственных и экономических знаний;
4. Выполнять роль определяющего фактора в целях познания мира и сближения народов.
Кроме того, необходимо подчеркнуть роль «OCORA» (Управление радиофонического сотрудничества), которое также важно для реализации культурных программ, предназначенных для жителей сел, работников медико-сашгтарной сферы и учителей.
Задачи, возложенные на радио и телевидение, не были решены одновременно во всех странах Тропической Африки. Вот почему сегодня средства массовой информации развиваются неравномерно. Существуют страны, которые превышают минимум ЮНЕСКО, то есть, на 100 жителей приходится 5 радиоприемников, 2 телевизора и 10 экземпляров ежедневных газет. Некоторые страны еще далеки от этих требований, разрыв между различными государствами Тропической Африки еще велик.
Так, Гана со своим 15 млн. жителей имеет 140000 телевизоров, 2.5 млн радиоприемников и 64000 центров радиовещания; вместе с тем Заир, со своим 30 млн. жителей имеет только 15000 телевизоров 525000 радиоприемников. В ! Конго соответствующие цифры - 5000 и 100000 для населения в 2 200 000 жителей.
Диссертант формулирует следующие задачи радио и телевидения для достижения целен культурной модернизации:
1. Знать городскую и сельскую аудиторию для наилучшей подготовки передач, отвечающих требованиям социально-экономической организации общества.
2. Координировать образовательные передачи с ONG,* которые работают с крестьянский населением.
3. Разработать политику образовательного радио и телевидения и научить применять ее в жизни.
4. Увеличить число передач на национальных языках.
5. Бороться с культурной колонизацией (радиовещание должно служить национальным интересам).
6. Формировать в плановом порядке системы региональных центров с радиовещательной инфраструктурой, рассчитанной на обслуживание городского и сельского населения.
7. Стремиться к децентрализации аудио-визуальных средств при помощи установки антенн местного вещания.
Третий параграф «Печать и обновление языка» посвящен анализу и проблеме печати г обновления языка и, наконец, роли печати в духовной модернизации. Эти вопросы гпюсятся к сфере социолингвистики средств массовой информации, определение которой щет автор.
Впервые термин «социолингвистика» был применен америхансюм ученым X. Карри 1 1952 году (Н.С. Сштхе. A protestion of sociolinguisties: the relationship of speech to social tatus // Southern speech Journal, 1952, vol. 18).
На самом деле, идея о социальном характере языка тесно связана с французской иучной традицией (стоит лишь вспомнить имена Д. Дидр°. Ж.-Ж. Руссо, Э. Кондильяка). атем она получила развитие благодаря социологам, таким как О. Конт, Е. Дюркхейм, Г. ард и лингвистам школы Мейе - Ж. Вандиес и Ш. Балли.
В трудах многих российских лингвистов, таких как Л.П. Якубинскин, В.В. тноградова, Г.О. Винокур, основные концепции социальной лингвистики были изучены в роцессе описания языков и диалектов с социологической точки зрения. В их (¡следованиях язык рассматривается анализ языка в качестве инструмента общения;, а акже исследуются причинные связи между соцно-экономическимн и лшп~вистнческнмн влениями. Диссертшгг опирается и на труды Мухамеда Аркуга, считающего, что «судьба 1Ыков связана с социальными группами, которые ведут борьбу на определенной /льтур! ю-политической арене».
В современных условиях языковая ситуация в странах Тропической Африки фактеризуется наличием многих местных языков и языков бывших метрополий: Глинского, французского, португальского. Поэтому проблема создания литературных
* ONG - неправительственные организации
языков, идущих на смену языковой изолированности и диалектной множественности, является одной из основополагающих задач культурной полигаки.
В своей совокупности страны Тропической Африки многоязычны. Для преодоления лингвистической плюралистичности правительства прибегают к «эгзогамным» (т.е. экзогенным) методам решения данной проблемы (за исключением некоторых стран, таких как Танзания, где язык суахили играет роль первого плана). Таким образом, они избрали языки бывших колонизаторов в качестве официальных национальных языков (ОНЯ). Развитие национальных языков всегда — предмет дискуссии многих встреч и конференций африканских ученых и политиков.
Проблема становления национальных языков является насущной, она не столько лишвнстическая, сколько политическая, учитывая то, что она затрагивает проблему культурной идентичности, защиты национального культурного достояния. Но, заметим , что речь ни в коей мере не идет об устранении из сферы общения языков бывших метрополий. Систематическое неприятие французского или любого другого иностранного языка может создать значительные проблемы. Среди них:
1. Рождение и обострите этнических противоречий в монет, когда придется определить язык в качестве ОНЯ, что обострит «лингвистический дуализм».
2. Другая проблема носит социологический характер. По понятиям представителен старшего поколения французский язык - это синоним прогресса, образования. Поэтому им трудно примириться с тем, что их сыновья посещают школу с целью изучения языка соседней этнической группы.
Диссертант заканчивает этот параграф краткой попыткой выработки проекта наилучшего, эффективного использования печати в развитии национальных языков.
Начнем с создания органа/струюуры при Министерстве информации и культуры (или при аналогичном по функции учреждении, которое может иметь любое другое название).
Кю основные цели должны быть следующими:
1. Использование национальных языков в печати.
2. Образование и привлечение внимания к проблемам здравоохранения, гигиены, сельской экономики (засухи).
3. Отслеживание программ по ликвидации неграмошосш и т.д. (совместная работа с неправительственными организациями, ведущими згу же работу).
4. Разработка сюжетов, тем, имеющих отношение к традициям (здесь имеются в виду сюжеты, связанные с воспитанием нашей духовной культуры), подготовка передач интеграционного характера.
5. Создание с целью передач и объяснения на национальных языках того, что происходит в мире.
Те же цели должны преследоваться и органами печати, которые популяризируются кругом друзей газет».
В заключении диссертации подводятся итоги работы, выявляются последствия >цнальной трансформации под предлогом модернтма в Тропической Африке, факторы, угорые способствуют рождению маргинальных личностей, и условия индивидуализации гчности путем моделирования ценностных ориентации и установок. Определена тологическая специфика процессов социальной дифференциации и характер дискуссии ней связанной. Выделенные основные течения философско-культуро логической мысли в ранах Тропической Африки и отмечено значение средств массовой информации в >стижении целен культурной модернизации.
lio теме диссертации опубликованы следующие работы:
«La situation linguistique et le processus ethnique au Burkina Faso». University of Dublin Ireland. 1994. Review of Sociolinguistic.
- «Aurore des accusés et des accusateurs». Roman -Edition Harmattan. Paris. 1994.
Статья: «Философские проблемы модернизации духовной культуры стран Тропической Афрнки».//Культура на пороге 3-го тысячелетия. Тезисы докладов 2-го международного семинара в Санкт-Петербурге 19-21 июня 1995 г.
П6ГАК. К/Э. Зак. 176. Тир. 1СЮ. 28.5.1998.