автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Проблема общественного идеала в русской социальной философии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема общественного идеала в русской социальной философии"
На правах рукописи УДК -124.51
Скоробогатько Александр Владимирович
ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА В РУССКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
09. 00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Санкт - Петербург 2004
Работа выполнена на кафедре философии Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.
Научный консультант - доктор философских наук, профессор ЙАГромов.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Исупов Константин Глебович, доктор философских наук, профессор Осипов Игорь Дмитриевич, доктор философских наук, профессор Кефели Игорь Фёдорович.
Ведущая организация - кафедра философии Российской Академии Наук.
г
Защита состоится '..'/... в............часов на
заседании диссертационного совед& Д 212.199.24 по присуждению учёной степени доктора философских наук при Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена по адресу: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. М.Посадская, д. 26, ауд. 317- факультет философии человека.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.
Автореферат разослан
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент
А.Н.Муравьё
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования
Россия вместе со всем человечеством вступила в XXI век и перед ней встала задача еще раз оглянуться на пройденный исторический путь, осмыслить все то, что произошло в отдаленном и недавнем прошлом страны. Крушение социализма в СССР, глубокие перемены в социально-политической, экономической и духовной жизни, потребовали обстоятельного анализа причин, приведших общество к кризису. Ценности и идеалы, которыми руководствовалось общество, необходимо в очередной раз подвергнуть критическому анализу. В этих условиях обращение к русской общественной мысли представляется актуальным, поскольку только с ее помощью возможно теоретическое осмысление всего происшедшего со страной. Социальная философия всегда являлась важнейшим инструментом разработки теории общественного развития, формирования и выдвижения общественно значимых идеалов.
Исследование истории отечественной аксиологической теории стало особенно значимым и актуальным в настоящее время, поскольку общественное признание ошибок и заблуждений может иметь силу и практическое значение лишь в том случае, если оно вытекает из научного анализа исторической действительности. Русская философия ХГХ - середины XX вв. оказалась способной разработать оригинальную теорию, ценность и значение которой не утрачено и по сей день.
Актуальность представленного исследования обусловлена также глубоким параллелизмом того, что имело место в вышеназванный период, и современностью. Как и во времена формирования теории общественных идеалов, Россия после неудач и трудностей, связанных с переходом к социально-экономическому реформированию общества, стоит перед выбором вариантов и с т о р и 1 оазвития. Отсюла ) ш е н н о
необходимо посмотреть на прошлый теоретический опыт, на те идеи и идеалы, которые рассматривала и предлагала российскому обществу русская философия.
Мировое сообщество на современном этапе столкнулась с рядом проблем, методология решения которых в значительной части разработана социальной философией обозначенного периода. Россия, как никто больше, на своем опыте осознала роль и значение идеальных факторов общественного развития, и потому выявление и осознание указанной методологии аксиологического анализа общественных процессов значимо не только для нее, но и для других стран и народов мира.
Актуальность исследования состоит, наконец, в том, что сегодня российское общество поставило перед собой задачу ускорения темпов общественного развития. Достижение этой цели становится возможным, в немалой степени, благодаря четкому определению исторически мотивированных и укорененных ценностей и идеалов, способных мобилизовать общество.
Актуализация проблематики, касающейся принципов, путей и форм развития России в XXI в., предполагает, что исследования в этой области должны быть активизированы. С этой установкой и создавалась данная работа.
Степень разработанности темы
Несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных проблеме общественного идеала в русской философии, степень разработанности данной предметной области явно недостаточна.
Во-первых, практически нет работ, посвященных исследованию теории общественного идеала, как особой методологии аксиологического анализа действительности. Большинство исследователей пишет об общественном идеале, как о- некой-данности,-не вдаваясь глубоко в генезис самого понятия
«общественный идеал», не выявив специфики собственно русской философии в анализе макроцешюстей.
Во-вторых, общественный идеал рассматривается в различных направлениях и школах русской общественной мысли, но не выделяется собственно тот круг персоналий русской социальной философии, которым принадлежит разработка общей теории общественных идеалов. Не рассмотренной оказывается и религиозная философия, где как раз и начались теоретические поиски нового аксиологического метода.
В-третьих, большинство исследователей специально не выделяют проблему общественного идеала в особую область философского знания. Поэтому приходится идти по пути повторного анализа социальной философии с целью - выявить, сформулировать и уточнить собственно общестсепный идеал того или иного русского философа.
В-четвертых, значительная часть литературы по данной проблематике появилась до 90-х годов XX века, в силу этого она не может быть в полной мере использована. Непредвзятое исследование общественного идеала стало возможным лишь с начала 90-х годов, до этого в литературе было возможно говорить об идеалах только в отвлеченно-философском смысле. Принято было писать лишь о коммунистическом и социалистическом идеале, что сужало исследовательское поле проблемы.
Анализ существующей литературы по данной теме позволяет выделить несколько направлений исследования.
В первую очередь следует выделить работы самих русских социальных философов, внесших наибольший вклад в теорию общественных идеалов: П.И.Новгородцева, С.Л.Франка, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьева, К.Н.Леонтьева, Н.Я.Данилевского, И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, Н.А.Бердяева, П.Б.Струве. В трудах этих авторов наиболее полно представлены как критика ценностей и идеалов, наличествовавших в
общественном сознании, так и попытка сформулировать идеал которому должно последовать русское общество.
Аксиологический метод у русских философов складывался в значительной степени под воздействием западной философии и социологии И.Канта, Г.Гегеля, Ф.Шеллинга, И.Фихте, К.Маркса, О.Шпенглера, Ф.Ницше, М.Вебера, В.Дильтея, В.Виндельбанда, Г.Риккерта, Г.Зиммеля,
B.Зомбарта.
Процесс формирования общественных идеалов нельзя рассматривать без учета вклада таких русских философов, как: П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, М.А.Бакушш, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, И.А.Ильин, П.А.Флоренский,
C.Н.Трубецкой, ИЛ.Солоневич и других.
Значительную роль в процессе написания диссертации сыграли исследования по истории русской философии периода эмиграции: Н.Л.Бердяева, Н.О.Лосского, Ф.А.Степуна, С.Л.Франка, Б.ВЛковенко. До сих пор не утратили своей актуальности труды А.И.Введенского, В.В.Зеньковского, Н.М.Зернова, САЛевитского, А.ФЛосева, Н.П.Полторацкого, Э.Л.Радлова, Г.Г.Шпета, Г.В.Флоровского и других.
Из работ последнего десятилетия советского периода и первых годов постсоветского периода следует отметить труды А.А.Галактионова и П.Ф.Никандрова, А.И.Абрамова, А.В.Ахутина, М.НХромова, Б.В.Емельянова, А.А.Ермичева, А.Ф.Замалеева, К.Г.Исупова, З.А.Каменского, В.К.Кантора, Н.С.Козлова, А.А.Королькова, В.А.Кувакина, Е.Н.Некрасовой, А.И.Новикова, ПСПлотникова, С.М.Половинкина, В.Ф.Пустарнакова, Е.Б.Рашковского, С.Н.Савельева, С.С.Хоружего, Л.Е.Шапошникова и других.
В своей работе мы также опирались на труды русских социологов: М.М.Ковалевского, Б.НЛичерина, В.М.Хвостова, Б.А.Кистяковского, Л.И.Петражицкого, П.А.Сорокина, Н.И.Кареева.
Правильное и всестороннее понимание глубинных процессов, происходивших в русской культуре, в общественном сознании немыслимо без учета взглядов деятелей русской литературы: А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, С.Г.Аксакова, Н.С.Лескова, Ф.МДостоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.С.Шмелева, А.П.Платонова, И.А.Бунина и других.
Библиографический обзор по данной проблематике не может считаться полным без учета взглядов современных специалистов в области философской антропологии, социологии, этики и эстетики: С.С.Батенина, И.А.Громова, И.С.Кона, Ю.Н.Давыдова, В.И.Толстых, М.С.Кагана,
A.И.Кравченко, Л.Г.Ионина, И.В.Бестужева-Лады, А.В.Воронцова,
B.И.Стрельченко, В.АЛдова, Э.В.Ильенкова и других.
Важной составной частью историографии изучаемого вопроса являются разнообразные словари и энциклопедии по проблемам философии и социологии.
В рамках историографического обзора необходимо отметить и научные статьи, публикации философских, социологических, политологических и других периодических изданий. В них находят отражение новые подходы к разработке проблемы общественных идеалов в русской социальной философии.
Следует при этом оговориться, что предложенный библиографический обзор предполагает, что только первые две группы философов имеют прямое отношение к собственно теоретической разработке проблемы. Все другие авторы дают нам в значительной степени представление о самих идеалах русской философии, либо дают теоретическую базу для последующего развития теории общественных идеалов.
Цель диссертационного исследования:
Исследовать и раскрыть генезис и эволюцию аксиологической теории общественного идеала в русской социальной философии (Х!Х середина XX. вв.)
Гипотезой диссертационного исследования является предположение о том, что в русской социальной философии в ее ренессансный период начали складываться основы философско-аксиологической теории общественных идеалов.
Исходя из цели и гипотезы диссертационного исследования основными задачами явились:
1. Показать теоретико-методологическое значение теории общественного идеала в истории русской социальной философии.
2. Выявить основные принципы, характер и специфику философско-аксиологического анализа в русской социальной философии;
3. Уточнить и развить принципы философско-аксиологического анализа, исходя из достижений прошлого и настоящего опыта всей русской социальной философии.
4. Определить предпосылки и источники формирования теории общественных идеалов.
5. Выявить направления русской социальной философии и круг философов, которым принадлежит собственно теоретическая разработка проблемы общественных идеалов.
6. Проанализировать русскую социальную философию в ее ренессансный период и показать идейную борьбу вокруг основных идеалов, волновавших русское общество в обозначенный период своей истории.
7. Провести сопоставительный анализ русской аксиологической традиции с западной конца ХОС начала XX вв.
8. Обосновать положение о том, что идеализм, антипозитивизм и аксиологизм в русской философии стали основанием, на котором и сформировалась теория общественных идеалов.
9. Теоретически сформулировать идею о наличии "серединной линии" в русской социальной философии, представители которой наиболее полно и последовательно выразили ценности и идеалы русского общественного сознания.
Объект исследования:
Русская социальная философия в свой ренессансный период.
Предмет исследования:
Аксиологический метод русской социальной философии, примененный для анализа общественных идеалов.
Методологической основой исследования является собственно аксиологический метод, а также системный, структурно-функциональный и сравнительный анализ, исторический и диалектический методы.
При анализе аксиологической теории в русской социальной философии взят за основу системный подход, который и позволил выделить и представить теорию общественных идеалов как особую предметную область философии.
Одним из ведущих методов, применяемых в исследовании, являлся сравнительный анализ. Он особенно широко использовался при рассмотрении русской и западной аксиологической традиции, а также различных идейных направлений самой русской социальной философии.
Диалектический метод являлся одним из основных при рассмотрении идеалов в обществешю-исторической практике. Становление, развитие, изменение и переход в иное качество, иногда в свою противоположность -все это присуще общественному идеалу.
В диссертационном исследовании применялся собственно философско-аксиологический метод, как непременное условие анализа русской социальной философии и представленных в ней общественных идеалов.
Новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что впервые рассмотрено возникновение и эволюция оснований аксиологической теории общественных идеалов.
В работе, в частности:
- раскрыт генезис русского социально-философского аксиологизма и показаны его социально-теоретические источники;
- проведено теоретическое сопоставление русской и западной философий с анализом и указанием на специфику аксиологизма той и другой;
- определены временные рамки становления теории общественных идеалов и круг философов, разрабатывавших данную проблему;
- подвергнуты критическому анализу как идеалы, волновавшие умы русских философов в обозначенный для исследования период, так и идеалы, которые имеют значение в исторической реальности конца XX начала XXI вв.;
- выработаны и предложены теоретические критерии, благодаря которым возможен анализ основных существующих в обществе идеалов;
- выдвин)то и обосновано положение о наличии "серединной линии" в русской социальной философии и показано ее методологическое значение в решении поставленной в исследовании задачи;
- идеализм, антипозитивизм и аксиологизм впервые рассмотрены как основания и источники формирования теории общественных идеалов;
- раскрыто значение теории общественных идеалов как одной из центральных предметных областей русской социальной философии;
- теоретически обосновано положение об особой роли идеальных факторов в обществешгом развитии России.
Положения, выносимые на защиту:
-в русской социальной философии в период ее религиозно-философского ренессанса разработаны основы целостной теории общественных идеалов. Это стало возможным благодаря тому, что русскому мировоззрению, культуре, ее философии изначально присущ ценностный подход к анализу общественной жизни. Отечественная философия по своим методам в значительной степени является культурфилософией. Большинство русских мыслителей не считали себя творцами философских теорий, а скорее рассматривали себя глашатаями общественных идеалов, законодателями и судьями общественных ценностей и идеалов;
-проблема общественного идеала может быть успешно решена на теоретическом уровне только благодаря философской теории ценностей. Ошибкою является начинать анализ общественных идеалов, исходя из идеологических посылок одного из направлений в русской социальной философии, будь то либерализм, консерватизм и так далее. В анализе общественных идеалов необходимо, сколько возможно, подняться над имеющей место во все времена борьбой вокруг общественных идеалов и
попытаться последовательно пойти по пути сугубо аксиологической логики анализа. Она выработана и представлена русскими социальными философами ренессансного периода;
-среди общественных идеалов религиозный идеал имеет наибольшую устойчивость, как бы вневременное, непреходящее значение в жизни общества;
-признавая многообразие направлений общественной мысли в России, можно утверждать, что в ней наличествует так называемая "серединная линия". Представители ее наиболее полно выразили идейные искания, имевшие место в обществе, при этом главным для шк являлась не политическая, а социокультурная организация общества и перспективы ее развития. Переход к идеализму и отказ от политической борьбы стал для нее наиболее плодотворным. "Серединная линия" оказалась на этом основании наиболее направленной на теоретическое решение проблемы общественных идеалов, а идеалы, представленные приверженцами этой линии, - адекватными потребностям времени;
-ценностный подход, предложенный русскими философами, принципиально меняет привычную логику анализа ценностей, поскольку теория ценностей выводится за рамки этики. Этот подход предполагает, что в каждой из сфер человеческой деятельности, в каждой из систем действуют свои закономерности, свои ценности и идеалы. Это относится к политике, экономике, эстетике, этике, естествознанию и так далее. И ни одна из этих систем, даже религиозная, не может считаться универсальной, и ее ценности неприменимы к другим. Ценности и идеалы каждой из систем можно сопоставлять, но не пытаться предписывать другим;
-идеализм, антипозитивизм и аксиологизм русской философии, каждый по-своему, предопределили развитие теории общественных идеалов. Без эпех важнейших особенностей отечественной философии не могла сложиться
целостная философско-аксиологическая теория, позволяющая успешно анализировать общественную идеологию.
Теоретическая значимость работы.
Диссертация решает важную теоретическую проблему - разработку основ аксиологической теории общественных идеалов, что позволяет существенно обогатить новыми положениями и идеями одну из центральны предметных областей русской социальной философии.
Практическая значимость работы.
Поскольку ценность теории не зависит от времени, то при определенной теоретической реконструкции она может быть применима для анализа совремешшх процессов, происходящих, в общественном сознании России. Положения и выводы, полученные в данном исследовании, могут служить методологической основой для формирования современной общественной идеологии. Поставленная в наше время задача ускорения темпов общественного развития возможна только при условии консолидации общества вокруг ценностей и идеалов, что, в свою очередь, может быть стимулировано и сознательно направляемо лишь на базе общей теории общественных идеалов.
Рекомендации по использованию полученных результатов..
Материалы исследования могут быть использованы при подготовке специалистов в области русской социальной философии и политической истории России, в курсах истории русской философии и социологии.
Апробация результатов исследования.
Теоретические выводы и основные положения диссертации излагались перед научным сообществом в ряде докладов и выступлений на следующих научных форумах:
-Научно-практическая конференция "Средства массовой информации в современном мире". СПб ГУ, факультет журналистики, 10-12 марта 1998 г.;
-Всероссийская научно-практическая конференция "Измерение социальной напряженности: теория, методология и методика исследования." СПб РГПУ им.А.И.Герцена, факультет социальных наук, 25-27 сентября 2002 г.;
-Студенческая научно-практическая конференция "Интеракция как общественное явление и профессиональная деятельность." СПб ГУ телекоммуникаций им.профессора М.А.Бонч-Бруевича, 6-7 декабря 2002 г.;
-XI Международная научно-практическая конференция "Реальность этноса образование и национальная идея." Санкт-Петербург 2-5 марта 2004 г.
-Прошла апробацию на философских семинарах, Герценовских чтениях 1997-2004 гг. Материалы исследования легли в основу спецкурса "Общественный идеал в русской социальной философии", читаемого автором в Российском государственном педагогическом университете пм.Л.И.Герцена, на факультете социальных наук. Основные идеи диссертации изложены в статьях, тезисах конференций, учебных пособиях и монографии.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделённых на 11 параграфов, заключения и списка литературы.
Содержание работы
Во «Введении» обозначается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, формулируются основные цели и задачи исследования, его методологические основы, теоретическая и практическая значимость и новизна; содержатся основные положения выносимые на защиту.
Глава первая «Теория и история аксиологического анализа в русской философии» посвящена общим проблемам становления теории общественного идеала в русской социальной философии, а также рассматриваются исторические и гносеологические предпосылки ее возникновения. Обосновывается методологическое значите «серединной линии» в русской философии. Анализируются взгляды русских философов
по данной проблеме. Специальное внимание уделяется характеристике общественного идеала, как ценности особого рода. Рассматриваются терминологические и иные проблемы, связанные с трактовкой общественного идеала. Особое внимание уделено анализу ренессансного периода в русской социальной философии, в контексте которого и началось систематическое исследование данной проблемы.
В первом параграфе решается ряд теоретико-методологических проблем исследования общественных идеалов, в частности определяются исторические рамки, в которых стало возможным постановка данной проблемы и концептуальное ее решение. Речь идет о ренессансном периоде в истории русской социальной философии.
Определяется также круг философов, которым удалось наиболее полно отразить поиски общественного идеала в русской социальной философии. Специально проанализированы работы тех философов, которые поставили перед собой задачу сформулировать общественный идеал и разработать собственно теорию общественных идеалов. Круг философов, определенных для специального анализа, относится преимущественно к числу тех русских социальных философов, которых принято именовать религиозными. Именно эти философы следовали в анализе общественных процессов ценностному, религиозно-эмоциональному принципу постижения социальной действительности. Эту группу философов мы причисляем к «серединной» линии русской социальной мысли, поскольку им удалось избежать крайностей левого радикализма и реакционного консерватизма.
«Серединная» линия русской философии представлена и берет своё начало с ранних славянофилов (Хомяков, Киреевский) через Данилевского и Леонтьева к Вл. Соловьеву и философам русского ренессанса - Булгакову, Бердяеву, Франку, Новгородцеву, Струве. Именно эти философы и сделали предметом своего анализа русскую национальную идею, русский общественный идеал. Несмотря на противоречия во взглядах, иногда непримиримые, особенности видения каждым из перечисленным философов русского общественного идеала, перед нами представители той линии в русской философии, которая наиболее последовательно выдержала установку на исследование русского национального сознания, не только в тематике, но и, во многом, методе изучения.
Преимущественно в рамках выделенной группы социальных философов шел анализ социокультурного процесса становления и развития русского общества. Большинство остальных направлений общественной мысли страдают излишней политизированностью. Это было характерно как для русских революционных демократов, анархистов, марксистов, так и для представителей тсонсервативно-охранительной линии, правого крыла славянофильства и монархистов. Нарочитое стремление уйти от политики было свойственно и ранним славянофилам (Хомякову Киреевскому) и тем, кто в начале XX века определил для себя идеализм и религию как основную
тему творчества (Бердяев, Булгаков, Франк, Новгородцев, Струве). Их интересует, главным образом, социальная жизнь общества в широком смысле этого слова, а не только политика. Отсюда предмет их интереса общественный, а не политический идеал, и этим они «серединные».
«Серединная» линия в русской духовной культуре совпадает с тем, что получило название русский религиозно-философский ренессанс. И первой ренессансной фигурой русской культуры Н.А.Бердяев считал А.С.Пушкина, то есть перед нами период, когда начинали свое творчество ранние славянофилы. Историк русской философии С.А.Левицкий также считал, что русский религиозно-философский ренессанс своими истоками обязан славянофилам. Начатое славянофилами в первой половине XIX века окончательно оформилось в начале XX века и стало важнейшим достижением русской культуры. Общественный идеал, в свою очередь, является продуктом философского ренессанса русской культуры, проявившийся в осознании того, что является совершенной формой социального.
Специально отмечается, что проблема общественного идеала не может быть раскрыта без учета религиозного фактора, который является определяющим для большинства русских социальных мыслителей. У многих рассматриваемых в данном исследовании социальных философов христианско-православное мировоззрение является стержнем, в круг которого выстраивается вся остальная философская и общественная проблематика. В анализе общественного идеала следует принимать во внимание, что перед нами русская философская мысль, решающая трудную философско-эстетическую задачу - соотнесение идеала земного с небесным.
Анализ русской социальной философии привел к выводу, что общественный идеал представляет собой систему ценностей, которая в определенных вариациях присутствует практически в каждой развитой философской системе. Русская социальная философия развивалась не только по законам национально-специфического, но и в рамках мировой философской культуры. Русская философия не представляла бы для мировой философской пауки никакой ценности, если бы она являлась чем-то абсолютно исключительным, некой русской «выдумкой». Только в серьезном диалоге с западной философской мыслью родилась столь оригинальная философия. Русский общественный идеал также не мог бы быть верно понят и сформулирован, не будь этого диалога.
Оказать влияние на процесс формирования, определить себя по отношению к другому - все это важно, но при этом следует помнить, что природа идеала не предполагает абсолютного синтеза, компромисса даже с родственными по характеру идеалами.
Отмечается также что, идеал тем и отличается от идеи, что сознается его носителями, как абсолютное совершенство. Идея же всегда предполагает развитие, становление, отрицание, она по своей природе не может быть
статичной и только абсолютная идея тождественная Богу является высшим совершенством. Так считал Гегель.
Русская социальная философия после безуспешных поисков онтологических основ общественного бытия, его идеальных форм, пришла к выводу, что идеальные формы возможны только в религиозной области. Она пришла также к заключению, что идеал христианский религиозный отличается от общественного, земного тем, что земной предполагает счастье и совершенство в будущем. Общественный идеал всегда направлен в будущее и является идеальной формой, к которому человечество должно стремиться, но не может ее достигнуть. Христианский идеал позволяет разрешить это противоречие, поскольку служение Богу дает возможность пребывать с идеалом, каким является сам Бог, здесь и сейчас. Через богоугодную жизнь и молитву верующего человека становится возможным соприкоснуться с идеалом в реальной жизни. Такой путь предполагала православная вера для преобразования общественности, по этому пути призывала идти и русская религиозно-философская мысль.
Русские исследователи общественного идеала считали, что идеалы должны соответствовать не только вечным принципам общественной жизни, но и материальному, духовному состоянию общества, социальной стратификации, а кроме того, исторической задаче, которая стоит перед обществом.
Общий вывод философов, занимающихся данной проблематикой, сводится к тому, что ни один из идеалов не есть абсолютное осуществление правды, а только относительное и частичное его осуществление. Лучший строй есть всегда, только относительно, а не абсолютно лучший.
В данном параграфе рассмотрено как идея, идеальный логический план становится общественным идеалом. Для этого проанализирована книга В.М.Хвостова, в которой рассматривается развертывание духовного процесса. По мнению Хвостова превращение идеи в идеал является духовным процессом, происходящим в социуме. Духовный процесс проходит три фазы: 1) скрытое состояние новой идеи, ее нахождение за порогом общественного сознания; 2) обретение идеей критической массы сторонников; 3) начало установления господствз нового течения в борьбе с традицией. На последней фазе завершается формирование общественного идеала.
В данном параграфе проанализированы основные идеалы, волновавшие общественное сознание российского общества в XIX - XX веке и среди них особое внимание уделено религиозно\гу, национальному, экономическому, политическому. Значительное место в анализе отводится вопросу о роли государственного, общественного и личностного начал в социальной жизни людей.
Наследие русских социальных философов содержит в себе либерал-консервативную теорию П.Б.Струве и на нее обращено особое внимание.
Данная теория удачно соединяла в себе либеральные и консервативные элементы и являлась примером социального синтеза. Примирение личностного начала с общественным и государственным, через идеи «личной годности», «личной ответственности», являлось весьма актуальным для России, идущей по пути столыпинских реформ. Для стран с «догоняющим» типом развития либерал-консервативной идеи Великой России могли явиться выходом не предполагающим бесчисленных жертв и исторических катаклизмов. Этот кугь мог уберечь Россию и от кризиса постигшего ее в конце XX века.
Во втором параграфе рассматривается религиозно-философский ренессанс конца XIX начала XX века с целью определения условий и факторов, послуживших процессу формирования теории общественных идеалов. В частности отмечается, что главным условием возникновения датптой теории явилось, заложенная в русской социальной философии склонность рассматривать действительность через призму оценки. Моральная оценка социальной, политической, экономической и иной деятельности человека всегда превалировала над формально юридической, рациональной. Подлинная философия, по мнению философов ренессанса, ориентирована на ценностный подход, ей чужда иррелнгиозная, независимая, «чистая» философия. Русские философы, в значительной своей массе, являются культурфилософами, у которых метод постижения действительности предполагал включение в арсенал анализа ценностно-этического элемента. Значительная часть работ написанных ими, принимала форму публицистики или художественных произведений. Это обстоятельство было обусловлено главным образом все тем же цешюстно-этнческим подходом. Немалая часть философов относила себя к моралистам, то есть к тем, кто стремится быть творцом моральных ценностей, глашатаем обществышых идеалов.
Теория общественных идеалов родилась благодаря трем основным тенденциям в русской социальной философии своего ренессансиого периода - идеализму, антипозитивизму и аксиологизму. Все эти тенденции в конечном итоге являются дополнительным свидетельством того, что в методологии философского анализа действительности превалирующим является обозначенный выше ценностный подход. Можно утверждать, что магистральным направлением русской социальной философии всегда являлся идеализм, причем это идеализм духа, а не какой-то отвлеченной сугубо рациональной идеи. Идеализм духа органично вытекает из православного мировоззрения и культурно-этнических особенностей славянского мировоззрения. Признавая духовность, как важнейшую из черт русского мировоззрения, мы тем самым признаем и то, что идеализм является важнейшим свойством национального характера.
Наличествовала в русской философии и другая разновидность идеализма, и она связана с западноевропейской мировоззренческой
традицией. Идеализм идей, философский идеализм, главным образом в немецкой его разновидности также оказал влияние на философскую традицию в России. Русский идеализм отверг его отвлеченно-рационалистическую сторону и высоко оценил в нем онтологизм, поиск идеальных основ бытия, поскольку это соответствовало ее мировоззренческой направленности.
Другою, не менее значимой чертой религиозно-философского ренессанса явилось стремление освободиться от недостатков прошлого теоретического опыта, выразившегося в увлечении позитивизмом. Проблему метода в социальном познании русские философы всегда считали важной, поскольку ложным методом не познать истины, не сформулировать общественного идеала.
Русская философия отзергла позитивизм по причине того, что с помощью такого инструмента познания трудно понять феномен национальной культуры. Позитивистский метод позволяет изучать нормы, ценности с точки зрения функциональной, но не аксиологической.
Если для русской социальной философии конца XIX начала XX века становится главным общественный идеал, то для русских социологов-позитивистов - общественный прогресс. Первые занимались проблемой должного, то есть того, что, по их мнению, могло вывести Россию из кризиса, они принялись искать онтологические основания общественности, идеалы русского общества. Вторые посчитали важным для себя сущее, то есть то, что на их взгляд, может способствовать совершенствованию действительности, на основе новейших достижений общественных и естественных наук.
В диссертации рассматриваются антипозитивистские взгляды русских философов, начиная с ранних славянофилов. Одним из выводов относительно антипозитивистского движения в русской социальной философии начала XX века сводится к тому, что ни русская, ни западная философия не вернулись к прежнему спекулятивно-философскому методу, возвращение оказалось лишь частичным и на ином уровне. Лнтипозитивизм помог преодолеть лишь крайние формы позитивизма - механицизм, линейный детерминизм, некоторые разновидности органистизма и психологизма. Главным достижением этого возврата явилась тяга к аксиологии, к изучению роли ценностей в жизни общества и человека.
Далее рассматривается аксиологизм как основной источник, из которого и сформировалась теория общественных идеалов. Эта теория явилась частью русской аксиологии, ее самым значимым плодом. В наличии этого компонента есть преимущество русской аксиологии и ее существенное отличие от западной аксиологии. Западная аксиология сосредоточилась, таким образом, на критике ценностей новой буржуазной цивилизации. Внимание к антиценностям занимало умы большинства философов конца XIX начала XX веков.
Отмечается также вывод западных философов о том, что ценности традиционного общества уходят в прошлое, а на смену им приходят ценности материальной культуры, цешюсти потребительского общества, воспринимаемые в утилитарпом функциональном смысле, в этой связи специально проанализированы выводы В.Дильтея, В.Виндельбанда, Г.Риккерта, Г.Зиммеля, МВебера, В.Зомбарта.
Общим, как для русской, так и для западной социологии, явилась классическая немецкая философия. Вкладу ее крупнейшего представителя Гегеля в разработку теорий ценностей уделено особое внимание. При этом отмечается много сходного с русскими аксиологистами в трактовке ценностей, их иерархии в общественном сознании.
Далее рассмотрен вклад В.С.Соловьева, К НЛеонтьева, Н.А.Бердяева, С Н.Булгакова, С.Л.Франка в русскую аксиологическую теорию. В заключении параграфа приводится ряд выводов относительно формирования теории общественных идеалов в ренессансный период развития русской философии, главный же из них сводится к следующему:
-Именно русской социальной философии присущ преимущественно ценностный подход к анализу обществешюй жизни. Ни логики, ни силы, ни выгоды, а высшей правды, тождества идеалу ждет сознание русского человека. Эту сокровенную духов1гую черту русского мировоззрения и воплощает русская социальная философия, сделав общественный идеал важнейшей предметной областью.
Вторая глава диссертации называется: «Аксиологичекий метод русских социальных философов и формирование основ теории общественного идеала». В ней на конкретном анализе персоналий русской философии показано зарождетю основ аксиологического метода в ней. Несмотря на различия и противоречия, разделявшие этих философов, их объединяет единая направленность в поиске. Все русские философы, рассматривая социокультурный процесс , следуют в его анализе ценностному подходу.
Первый параграф этой главы посвящен творчеству основателей славянофильского учения- А.С.Хомякова, И.В.Киреевского. В разработанном ими учении сформулированы основные идеалы, определившие и направившие русское общественное сознание на переломном для России этапе. Философы, признавая роль и значение западной культуры, пришли к заключению, что успехи социального строительства в России связаны, главным образом, с пациопалыю особенным в ее культуре.
Славянофилы явились первыми культурфилософами, поскольку культура явилась для них основным предметом анализа и, что не менее важно, по методу постижения действительности они - аксиологисты. Взятый на вооружение метод отличался от философской метафизики Запада. Культурфилософская направленность творчества, отмечается в данной главе, была обусловлена наличием в русском общественном сознании
системообразующего компонента. Таковым они считали православно-византийскую культуру, имевшую опыт духовного постижения мира. Православная духовная традиция и способствовала, по убеждению основателей теории славянофильства, коренным переменам в социальной жизни, и, что особо важно, в социальном мышлепии русского человека. Соборная гносеология А.С.Хомякова явилась самым ценным открытием для русской социальной философии. Русский философ требует не только различать разные типы мышления, но и указывает на те черты и преимущества, которые и позволяют постичь истину и построить жизнь на совершенных основаниях. Преодолеть различие между индивидуальным и коллективным возможно посредством соборной гносеологии, своеобразной социальной теории знания. Недоступная для одного мышления истина становится доступной в совокупности мышлений, связанных одной любовью.
Живая истина не укладывается в границах формально-логического положения, которое является только одним из выводов человеческого познавательного процесса. Западная культура, по мнению Хомякова, сделала своим приоритетом формальную логику, рационализм. Мышление же русского стремится к гармонии веры и рассудка, тем самым к «всецелому разуму». Только посредством такого разума возможно решить вопросы социального переустройства общества, сформулировать и реализовать общественный идеал.
Идеи соборной гносеологии разделяет и развивает И.В.Киреевский. Главный принцип его социально-философской доктрины основывается на идеи цельности. Он верил, что посредством объединения в одно целое всех духовных сил человек приобретает способность к мистической 1штуиции и созерцанию, которая делает для него доступной super рациональную веру о Боге и его отношении к миру. Только целостному человеку суждено познать мир как целое и прийти к истине. Познание есть функция личности как целого, а не только одного ума.
Логическое знание, считает он, не вводит нас в действительность, а только вскрывает логическую структуру бытия, истинное же знание, как и вера, соединяет нас с действительностью, и тем самым оно конкретно, созидательно и нравственно.
Общественным идеалом Киреевского является личность способная к целостному восприятию мира. «Живознание» как особая форма социального мышления, присущая русскому мышлению, приближает к всесторонности в постижении действительности. В арсенал методов постижения социальной действительности славянофилы заложили особый ценностный взгляд на мир. Обладание особым чутьем культуры сделало возможным рассматривать под особым утлом зрения не только конкретные формы социальной жизни, отдельные социальные институты общества, но, что не менее важно, пересмотреть принципы познания объективной реальности. «Соборная гносеология» и идея «живознапия» позволяют приблизиться к разгадке
природы идеального, приступить к разработке методологии общественных идеалов.
Самих основателей славянофильства не следует причислять к творцам консервативного либо либерального идеала. Не являлись они и антизападниками, они, по точному замечанию В.В.Зеньковского, вне западники. Суть их позиций состоит в том, что они смотрят на мир как на процесс развертывания культуры, а не политических отношений. Славянофилы впервые вышли из сферы политики и попытались заняться исследованием социо-культурной динамики. Этот взгляд на мир оказался близок их последователям - Данилевскому, Леонтьеву, у которых прослеживается сходный с ними принцип постижения действительности.
В данном параграфе содержится также ряд выводов, касающихся славянофильства в целом:
-Большинство исследователей этой теории отмечают отрыв ее от конкретной исторической обстановки прошлого и настоящего России, на которую ссылаются славянофилы, и тем самым - идеализацию социальной действительности. В этом смысле данная теория не преодолевает недостатков западной теории исторического развития. Если у Гегеля это абсолютная идея, то у славянофилов - общественный идеал, который и накладывается на анализ объективной социальной реальности.
-Способы формирования славянофильской теории, логика философского мышления славянофилов не свободны от мифотворчества, обращения к образно-художественному выражению своих взглядов. Это не случайно, ибо создатели данной теории увлекались литературно-художественным творчеством.
-Несмотря на богатство идей, высказанных славянофилами, ни об одном из его представителей нельзя сказать, что им создана целостная социально-историческая концепция развития России. В оправдание такого положения следует заметить, что специфика самого идеала состоит в том, что, переходя в законченную социальную теорию, идеал, обрастает не только достоинствами, но и множеством противоречий и недостатков.
-Общественный идеал славянофилов получил свое развитие в большинстве сощгально-политических теорий развития русского общества, как либерального, так и консервативного толка; нашел он отклик и в радикальных социальных теориях народников, социал-революционеров и даже русских марксистов. До сегодняшнего времени социальная теория, идеология и социология славянофилов может и должна быть исследуема как отправная точка русского социального мышления, как системообразующий фактор всего русского мировоззрения. Славянофилы обращали внимание не только па различие в понимании христианства в России и на Западе, но и поставили эту проблему шире, именно как проблему об основах культуры и социальной жизни этих цивилизаций.
-Социально-философская концепция славянофилов до недавнего времени рассматривалась в узко специальном аспекте; главным образом социально-политическом. За рамками оставались гносеология, то есть логика их социальной концепции. Не уделялось должного внимания и центральному моменту их социальной теории - религии, которая выражает суть общественного идеала русского славянофильства и объединяет саму концепцию. Как известно, мировая философская и социологическая традиция строится на познании общества как целостного организма, развивающегося в единстве всех его компонентов. При этом религиозный фактор, по мысли многих исследователей (например, М.Вебера), играет весьма важную роль в формировании общества, а земной и небесный идеалы рассматриваются во взаимосвязи. Выделение из общей концепции славянофилов исключительно социальной проблематики обедпяет саму концепцию, не позволяет понять ее логику и разрушает взалмосвязашгую систему взглядов.
Второй параграф посвящен Данилевскому. Предложенная им теория культурно-исторических типов явилась принципиально новым способом исследования мировых цивилизаций. Рассматривая культуру как глобальную систему, философ анализирует мировой исторический процесс. В каждом из типов культуры он выделяет элементы, определяющие тип и характер мировых культур. Сравнивая, главным образом, славянский культурно-исторический тип с германо-романским, он отмечает, что первому принадлежит способность приближаться к идеальному, «четырех основному» типу. В нем положительно решен ряд принципиальных вопросов, а именно религиозный и политический. При этом он отмечает за германо-романским типом непревзойденную способность к развитию промышленности, техники и науки. Неудовлетворительной в нем он считает лишь религиозную и обществешю-этическую сторону жизни.
Предложенная русскому обществу теория стала квинтэссенцией славянофильского общественного идеала, трансформацией общественного мировоззрения в идеальную модель социального развития. Его теория не только своеобразно трактовала мировую историю, но и определяла место России для нее в прошлом, настоящем и будущем. Она носила прогностический характер и этим вызывала несогласие у части современников, по-иному видевших будущность России.
В творчестве Данилевского проявились два противоположных начала. Одно предполагало строгое следование естественно научному методу, что выразилось в членении мировых культур на основные типы. Другое же пачало предполагало следование ценностному подходу и это проявилось в анализе конкретных исторических типов. Не случайным является в этой связи то, что философ критикует Запад и его воплощение в германо-романский тип, исходя из анализа духовной сферы. Материально веществешгую сторону западной цивилизации он и признает и отмечает за
ней неоспоримые преимущества. Естественнонаучный подход, на наш .взгляд, дополнил анализ социо-культурных систем. Взгляд на них с позиции их специфики, говорит о попытке применения системного анализа культур. Данилевский, как и ранние славянофилы, настаивал, главным образом, на том, что славянский тип культуры не лучше и не хуже западного. Он иной, и лишь оставаясь таковым, он способен достичь успеха в социо-культурном строительстве. Богатство славянского культурно-исторического типа в том, что в нем представлено как то, что имеется на Западе: экономика, политика, наука, но сверх того, национальная культура, вобравшая положительные стороны христианской цивилизации, и это он считает наиболее ценным.
Главный теоретико-методологический изъян в концепции Данилевского состоит в том, что, предложив новый метод анализа мировых цивилизаций, он лишь формально уравнивает их в правах.
На деле он настаивает на том, что история привела отдельные типы к упадку, другие, в силу их специфики, более жизненны и имеют возможности проявить себя в исторической перспективе. Славянский культурно-исторический тип Данилевский рассматривает как самый совершенный и по своим чертам близкий к идеальному. Несмотря на этот методологический просчет, теория культурно-исторических типов Данилевского является важным этапом в развитии как философского аксиологического метода, так и теории общественных идеалов.
Следующий, третий параграф посвящен К.Н.Леонтьеву. Философско-аксиологическая теория философа вызыв&та и вызывает множество суждений и вопросов. Отнесение его взглядов к консервативным не объясняет сути вопроса. Загадка К.Леонтьева, на наш взгляд, кроется в его строго аксиологическом методе постижения действительности. «Законодатель и судья ценностей» потребовал следовать в анализе социальных систем принципу их автономности. Отсюда проистекает, что ценности эстетические должны быть сравнимы с себе подобными. В политике становится возможным насилие. В социальной структуре предполагается иерархгом. На этом основании религия является также автономной системой и не может приспосабливаться к запросам конкретной социальной практики, не должна становиться прикладной этикой. Ценности и идеалы православно христианские он считает независимыми и ставит их выше всего остального в мире.
Он считал, что ему не свойственна «слишком большая последовательность мысли», то есть приверженность логике философских концепций, особенно тех, которые логическое ставят выше эмпирического. «Я по складу ума больше живописец, чем диалектик, более художник, чем философ»1. То, что сам Леонтьев именует взглядом художника на мир,
1 К. Леонтьев PRO ET CONTRA. СПб, 1995, с 169
свидетельствует о наличии в его подходе преимущественно аксиологического принципа постижения действительности. Именно это и побуждает считать философию К.Леонтьева культурфилософией, а его метод анализа ценностей и идеалов принять на вооружение, как наиболее значимый в разработке теории общественных идеалов.
Четвертым параграфом завершается вторая глава, где анализируется вклад В.С.Соловьева в разработку теории общественных идеалов. В частности, рассматривается критика философом позитивизма в западной философии. Через критику позитивизма Соловьев, как и его теоретические предшественники - славянофилы, переходит па позиции идеализма и философского аксиологизма. При этом отмечается, что философ не принимает целый ряд идей, высказанных славянофилами. Он считал, что славянофилы «национализировали» христианство и претепдуют на особую роль в христианском мире. Сам же философ стремится к церковному синтезу через соединение православных, католиков и протестантов. Вселенский идеал объединенных христиан представлялся ему возможным и желательным как с точки зрения его понимания христианства, так и с социально-политической. В параграфе отмечается, что Владимир Сергеевич в конце жизни отверг такую возможность и даже сравнил ее с искушением антихриста.
В работе анализируется одна из наиболее интересных для данного исследования статья «Идолы и идеалы». В ней В.С.Солвьев формулирует обществешшй идеал, который, по его мнению, пригоден как для религиозной жизни, так и для его социальной жизнедеятельности. Соединяя в идеале религиозные задачи с земными, он рассматривает религию с позиций воспитательно-устроительных, что сближает его с протестантизмом.
Особый интерес для исследовагаы представляет диалектика самого идеала, его способность переходить в противоположность, то есть становиться идолом. В последующем значительное число русских философов разовьют этот методологический принцип, исходя из диалектики цели и средств в историческом развитии.
Острота споров вокруг общественного развития не всегда способствовала правильному выбору общественных приоритетов, идеалов, которым необходимо последовать. Приверженность исключительно либеральной идеологии и безаппеляционность в оценке своих оппонентов, на наш взгляд, приводила порою к крайне односторонней оценке тех или иных явлений общественной жизпи.
Несмотря на все эти недостатки, философию Владимира Соловьева можно с полным основанием считать завершением этапа формирования основ теории общественных идеалов. Соловьев, отрицая консервативное начало в теории славянофилов, сумел вобрать в собственную философскую систему все цсшюе из предшествующего опыта русской философии и при
этом обогатил ее достижениями западной мысли. И конечно невозможно без такого своеобразного трактователя, каким являлся В.С.Соловьев, понять суть и природу общественного идеала.
Глава третья «Русская религиозно-философская мысль XX века и переход к завершению формирования теории общественных идеалов». В данной главе рассматривается качественно новый этап в развитии аксиологической теории, на котором русская философия, в значительной свогй части, объявила о переходе к идеализму и тем самым объективно вступила на путь признания значимости ценностного подхода в анализе общественных процессов. Следует добавить, что именно в этот исторический период русская философия вступила в активный диалог с представителями западного неокантианства, существенно обогатив собственную теорию ценностей.
Активизация процесса формирования теории общественных идеалов безусловно связана и с объективными потребностями исторического этапа, на котором находилась Россия. Кризисные явления в социально-политической области и возникшая в обществе потребность в переменах, потребовали пересмотра старых идеалов и перехода к новым идеалам и ценностям. В данной главе рассматриваются также достаточно подробно идеи и идеалы первой и второй русской революции.
Параграф первый «В поисках совершенства. (О социальной философии НАБердяева)». В данном параграфе обращается внимание на метод, каким Бердяев постигал социальную действительность. Этот метод имеет свои положительные стороны и свои недостатки. Положительным следует считать попытку посмотреть на социальную реальность с позиций надидеологических. Бердяев пытался давать всему человеческое измерение, а это приводило его к отрицанию то одной, то другой идеологической доктрины. Немалая часть деятелей культуры того времени, особенно в эмиграции осуждало такой подход. В диссертации показано как философ мог опровергать сам себя, но и такая позиция, на наш взгляд, укладывается в логику аксиологизма. Следуя ей, Бердяев в выборе политических и общественных идеалов руководствовался не общественной этикой, а политикой, которая знает -тишь политическую целесообразность, а от того способна переходить от одной крайности к другой.
Философ, вслед за Вл.Соловьевым, обратил внимание на диалектику идеалов, отметив, что современная цивилизация развивается в борьбе положительных идеалов. Америка, по его мнению, исповедует идеал свободы, Россия - справедливости. Тем самым он пытается указать на односторонность мировоззренческих позиций и призывает к взаимодополнению и синтезу этих противостоящих друг другу идеалов.
В подведении итогов рассмотрения философии Н.А.Бердяева, отмечается, что он не ставил перед собой задачи отыскать некие онтологические основания бытия, последнюю истину, абсолютный идеал чего-либо. Сам термин «идеал» он заменил другим более близким для него термином «идея». Стремление охватить ее во всем объеме, избежав догматизма, - вот его цель. Он слуга идеи и метода, поэтому его и упрекать в непоследовательности трудно, согласно этому, он не себе изменил, а идея себя иначе проявила в истории.
Несмотря на то, что мы практически не обнаруживаем в его социальной философии общественного идеала, которому бы он оставался до конца верен (кроме идеала творческой личности), можно заключить, что для теории общественных идеалов важнее именно метод, а не результат, то есть сам идеал. Для разрешения теоретической проблемы общественных идеалов в русской социальной философии его вклад ценен и весом.
Параграф второй «Теория общественных идеалов П.И.Новгородцева». Теоретические поиски Новгородцева вывели его на одну из центральных проблем русской общественной мысли - проблему общественного идеала. К исследованию ее он подошел опираясь на неокантианскую аксиологическую теорию. Значительная часть его творчества оказалась подчиненной разработке как общих проблем аксиологии, так и частных., и прикладных.
Стремление Новгородцева к синтезу сущего и должного подталкивало его к поиску трансцендентных, сверхопытных начал. Эту проблему в русской философии пытался решать и Вл.Соловьев. Новгородцев вслед за ним занялся разработкой аксиологических проблем. Задуманная им книга «Об общественном идеале» должна была стать не только развитием- идей естественного права, но и одним из первых трудов по философской теории ценностей.
В теоретическом анализе проблемы общественных идеалов Новгородцев пришел к заключению, что осуществление абсолютного идеала возможно в эсхатологии, а не в мировой истории. Это явилось важным теоретическим ключем для последующей критики социально-политических учений прошлого и настоящего, включая марксизм и его коммунистический идеал.
Отметив недостаточность и фактическую несостоятельность рассмотренных им идеалов, Новгородцев приходит к выводу, что самым универсальным идеалом может являться только личность. Следуя принципам либерализма, он был убежден, что в отличие от всех временных исторических форм общественной жизни, личность - это отражение абсолютного духа, бесконечность возможностей, безграничность перспектив, это образ и путь осуществления абсолютного идеала. В таком подходе он един с Н.А.Бердяевым.
Т
В заключение рассмотрения творчества П.И.Новгородцева, делаются выводы относительно его вклада в философскую теорию общественного идеала. В частности отмечается, что замысел исследовать теорию общественного идеала и подвергнуть критике некоторые из наиболее значимых идеалов ему в основном реализовать удалось. Не смог осуществить ГШ.Новгородцев задачу построения положительной теории общественного идеала. Неудача связана не с недостатком времени на ее реализацию, а с теоретическими трудностями ее решения. Заявка на реализацию неокантианского метода оказалась состоятельной лишь отчасти. Теория общественного идеала П.И.Новгородцева, несмотря на некоторую непоследовательность собственно философского подхода к данной проблематике, стала весомым вкладом в разработку одной из важнейших предметных областей отечественной социальной философии.
В параграфе третьем «С.Н.Булгаков о природе общественных идеалов» рассматриваются основные работы философа, относящиеся к разработке принципов аксиологического анализа действительности. Являясь одной из центральных фигур русского религиозно-философского ренессанса, Булгаков сумел вывести теорию общественных идеалов на качественно иной, более высокий уровень. Среди работ, проанализированных в данном параграфе, следует особо выделить его книгу «Два града. Исследования о природе общественных идеалов».В ней автор не только подверг критике наличествовавшие в общественном сознании идеалы, но, что особо важно, показал взаимосвязь философских и общественно-политических доктрин с религией. В главе «Апокалиптика и социализм (Религиозно-исторические параллели)» философ пишет, что старый иудейский хилиазм получил в социализме новую форму. Социализм, по его мнению - это рационалистическое, переведенное на язык космологии и теологии, на язык политической экономии переложение иудейского хилиазма. В нем все имеет очевидное сходство. В учении, претендующем на научность, избранным народом становится пролетариат, роль сатаны отводится капитализму, мессианским мученикам соответствует теория обнищания и т.п.
Булгаков считает, что социальный идеал и научное миропонимание несовместимы. Идеал - это не научная необходимость, как утверждают марксисты, а метафизическая и религиозная потребность. Истоки социалистического идеала следует искать в значительной мере в эволюции религиозного сознания людей.
Достаточно своеобразно понимание христианского социализма и его идеалов у Булгакова. Он, в частности, считал, что церковь не может превращаться в политическую партою. Она не должна привлекать к себе народ путем использования социалистической идеологии, как эго принято в большинстве буржуазных демократий. Он предлагает другой путь: «Пусть
2В
социалисты становятся христианами, тем самым социализм, как и вся жизнь наша, будет делаться христианской».
С.Н.Булгаков в значительно большей степени, чем многие его коллеги-философы, воспринял от основателей славянофильства уважение к православию, бескомпромиссность в критике утилитаризма, прагматизма, бездуховности. Человек, по его мнению, должен стремиться не только к счастью на основе земного благоустройства, а к духовному совершенству, если даже для этого потребуется переносить лишения. Эта позиция ближе всего стоит к православию. Наиболее последовательно и полно выражена она в работе «Об экономическом идеале».
Итогом размышлений С.Н.Булгакова над природой общественного идеала следует считать вывод о том, что идеал необходимо искать вне общества, в том, что является основанием мира и высшим совершенством, то есть в Боге. Лишь он является тем идеалом, по отношению к которому всякий земной идеал обнаруживает и свою сил}', и свою ограниченность.
Параграф четвёртый посвящен анализу социальной философии СЛ.Фрагаса. В частности отмечается, что С.Л.Франка можно с полным основанием считать одним из основателей аксиологического направления в русской социальной философии. Основным предметом его исследования на протяжении всего творчества являлась культура в самом широком ее понимании. Франка справедливо считают одним из крупнейших теоретиков русской духовной культуры, исследователем и знатоком русского мировоззрения. Философское постижение сущности русского мировоззрения позволило ему говорить о его специфике, основных чертах и идеалах, живущих в общественном сознании России.
Конкретный анализ его произведений начат с работы, озаглавленной «Сущность и ведущие мотивы русской философии». В ней Франк указывает на ряд принципиальных отличий русской философии от западной. В частности, он отмечает, что антипозитивизм и аксиологизм, о котором заговорила западная философия только к началу XX века, всегда являлся характерной формой русского философствования.
СЛ.Франк обращает внимание на характерную особенность русского философского типа мышления. Он отмечает, что в противоположность западному, русское мировоззрение содержит в себе ярко выраженную философию «мы», или «мы - философию». Для нее последнее основание жизни духа и его сущности образуется «Мы», а не «Я». Отечественная философия по его убеждению ориентирована на общественное, а не на приватное и индивидуальное.
Русской философии свойственен онтологизм, считает Франк. Онтологизм, по его мнению, осуществляет реальную связь между «я» и бытием, в то время как «мышление» позволяет осуществить лишь идеальную связь между ними. Поиску онтологических основ социального бытия
посвящает Франк значительную часть своего творчества. Эти поиски привели его в работе «Духовные основы общества» именно к тем основаниям, которые и позволят русскому обществу сохранить свою целостность, развиваясь и совершенствуясь. Поиски онтологических оснований, по сути, и являются поиском общественного идеала, считал С.Л.Франк.
Русское мировоззрение, отмечает он, всегда ориентировано на самые высокие цели: «на улучшение мира, мировое благо и никогда - лишь на одно понимание мира». Любой русский мыслитель стремился быть социал-реформатор или тем, кто возвестит идеал общественного развития.
С.Л.Франк, также как и К.Н.Леонтьев, не приемлет отвлеченного светского морализма, указывает на несомненную ценность православной этики. Он осуждает рационалистический дух толстовского морализма, в котором «благо» возможно через моральную проповедь и нравственную заповедь, долженствование и nopiMy. Благо для православия - «как истина, как живая онтологическая сущность, которую человек должен постичь и отдать ей всего себя». Русскому духу присуще стремление к целостности, к всеохватывающей и конкретной тотальности, к последней и высшей ценности. Для него не важны сами по себе мораль, наука, искусство, прзво, национальность и так далее. Они обретают ценность лишь благодаря своему отношению к абсолютному, лишь как выражение и форма проявления абсолютной истины и абсолютного спасения, заключает он.
Основой нашего философско-политического мировоззрения должна быть идея личности, считает Франк. Он, как и многие его современники в этот важный исторический период, верит в возможность воплощения в жизнь идеалов свободы, равенства, братства. При этом он допускает и предполагает применение насилия для достижения поставленных целей. Но все-таки воплощение идеалов желательно лишь эволюционным путем, лишь внутренним, непрерывным, органическим пересозиданием и перевоспитанием всего общества.
Анализу идеалов, волновавших общественное сознание, посвящена и его работа «Крушение кумиров» (1924). «Кумиры» - это падшие идеалы, их и берется анализировать С.Л.Франк.
Нужно, считает Франк, признать государство, политическую власть, насилие как роковую земную необходимость и не пытаться разрушить сами основы социальной жизни. В конечном итоге, служение каждому из общественных идеалов должно предполагать, что человек не в праве его абсолютизировать и превращать в идол. За каждой из конкретных форм, будь то капитализм, социализм, нет, и не может быть абсолютной правды. Это единственный, но очекь важный зызод Франка пз политической теории и практики.
Культура, по его мнению, есть «осадок духовной жизни человечества», и что-то из этого осадка мы и называем ценностями. Франк при этом
предостерегает от того, чтобы мы не пытались превращать их в идеалы, а тем более, не творили бы из них кумиров. Он убежден, что культура не спасет мир, как не может спасти его политика, наука и другие важные, но конечные начала. Этим выводом Франк прямо указывает на единственное основание общественности - религию.
Можно заключить, что для Франка преодоление духовной пустоты, возникшей в результате крушения общественных идеалов, возможно лишь через открытие для себя и в себе Бога. Наши поиски Его приводят нас к тому, что мы видим Его в нас самих, и для этого потребовалось лишь «повернуть глаза души» к Нему. Только тогда, считает религиозный философ Франк, перед нами открывается Сущее, как бесконечно полное и вечное бытие, оно есть живая бесконечная жизнь, отличная от жизни земной, в которой живут и действуют земные идеалы.
Важным этапом эволюции философских воззрений С.Л.Франка явилась работа «Духовные основы общества. Введение в социалыгую философию» (1930). Основным мотивом социальной философии, считает Франк, является осознание того факта, что в основе общественной жизни лежат духовные ценности, и общественное бытие следует понимать как духовную жизнь. К такому выводу он пришел через утрату веры в абстрактный морализм, а затем в культуру как универсальный феномен. Изучение культуры позволило перейти к философской теории ценностей и поиску онтологических оспований социального бытия. Двигаясь в этом направлении он, как и многие его коллеги, приходит к религиозным ценностям как единственно оправдавшим себя с исторической и иной точек зрения. Основной идеей социальной философии Франка в работе «Духовные основы общества» стала идея социального христианства, которое и может привести к возрождению России.
Социальная философия, пишет Франк, исходит из допущения наличия в общественной жизни вечных, имеющих силу при всяком историческом порядке закономерностей, и стремится их познать. Как в любой другой сфере, закономерности и связи имеют место в общественной жизни. При этом, считает он, в социальной философии наибольшее значение и наибольший интерес имеют не связи, феноменологически априорно необходимые, а необходимости иного рода, уяснение которых может помочь людям в их колебаниях, в их исканиях правильного пути, в том числе и в поисках общественного идеала.
Франк выдвигает важное положение, касающееся того, каким следует быть общественному идеалу. Он считал, что подлинно обоснованный общественный идеал не может ни противоречить существу общественного бытия, ни быть независимым от него, а должен вытекать из познания этого существа. Для него не может быть безразличен целостный исторический опыт человечества, ибо именно в нем и через него познается онтологическое существо человека и общества. Франк считал, что правильно
сформулировать общественный идеат нельзя без учета совокупного опыта человечества.
Франк замечает, что общественный идеал для своего оправдания требует не только того, чтобы он был верным идеалом, но и того, чтобы он был осуществимым. Наше знание идеала не должно ограничиваться знанием его внутреннего содержания, но должно распространяться на его отношение к реальным силам, творящим общественное бытие. Философ твердо убежден, что идеал не есть завет, сияющий только на небесах, он - реальная сила, помогающая людям жить и бороться.
Франк далее развивает свою мысль о том, что общественное бытие по своей природе духовно. В общественном бытии, считает он, существует сфера идеальных отношений, которые не зависят от воли людей, от человеческой душевной жизни. Идеальное общественное бытие обладает, по его мнению, способностью подчинять волю людей. Своеобразие объективно-духовного бытия общественного явления следует усматривать в том, что оно есть образцовая идея, идея - образец, то есть идея, смысл которой заключается в том, что она есть цель человеческой воли, телеологическая сила, воздействующая на волю в форме того, что должно быть, что есть идеал, пишет он.
Пятый, заключительный параграф диссертации, посвящен Петру Бернгардовичу Струве и его вкладу в разработку теории общественных идеалов. Отмечается, что разрабатываемая им на протяжении всей жизни концепция общественного развития России предполагала осуществление социального, синтеза западного и российского подходов к политическому, социально-экономическому и культурному строительству. Этот синтез не предполагал поглощение одного другим, более того, на наш взгляд, Струве считал необходимым сохранение самих основ социо-культурной жизни общества и лишь наполнение их новыми элементами, которые усиливали бы социальное целое. Включение новых элементов предполагало их ассимиляцию и преображение в национально-самобытном укладе русской жизни.
Социальный синтез, осуществлённый П.Струве, выразился в формировании им либерально-консервативной концепции. В исследовании обращается внимание на специфические особенности его теории. В частности, отмечается, что либерализм в широком смысле он считает истинным либерализмом, его он именует национальным либерализмом. Такой либерализм, по его мнению, необходим в переломные эпохи, когда существует угроза целостности государства. Национал либерализм может стать основой национально-государственного патриотического идеала, способного сплотить общество. Чем весомее опасности переломной эпохи,
тем, по его убеждению, более должны сливаться и сближаться национальные и либеральные начала общественной жизни.
Либерально-консервативная концепция являлась социально-политической программой развития России и вариантом модернизации для страны «догоняющего» типа развития. Он предполагает сохранение фундаментальных политических, культурных, религиозно-нравственных традиций.
От личности отталкивается Струве при анализе- религиозного происхождения либеральной идеи. Он отмечает, что идеи «личного подвига» и личной ответственности за себя и за мир возникли в протестантизме и стали важнейшими элементами либеральной идеологии.
П.Струве считал, что русскому обществу и русскому либерализму не хватает «здорового религиозного индивидуализма», который восходит к христианским идеям «личной ответственности и личной годности». Об этом он пишет неоднократно, это одно из центральных звеньев его либерально-консервативной теории.
Струве считал, что рост экономического богатства строится на возрастании личностных свойств и качеств личности. «Идея личной ответственности и годности» противопоставляется безличной коллективности, в которой человек нивелируется социальным целым. ИБ.Струве, как и П.А.Столыпин, осознавал необходимость социально-экономической реформы в России, главным составляющим которой могла являться экономически зрелая личность. В России, считал он, должна появиться «годная», то есть конкурентно способная на рынке труда личность. Новый тип личности, к которому призывал Струве, предполагал ответственное отношение к себе, к обществу, к собственности.
В данном параграфе также отмечается, что другим не менее значимым элементом структуры общественного идеала П.Б.Струве является государство. Следует сразу же отметить, что он не противопоставляет личность государству. Для него эти начала в равной степени значимы и предполагают друг друга.
По мнению Струве, в задачи государства входит не только «охранение» правового порядка, но и частичное вмешательство в экономическую жизнь. Этим он отличается от классического либерала. Он особо отмечает, что в процессе становления раннего капитализма государство должно содействовать смягчению крайностей процесса обезземеливания крестьян.
Для Струве понятие «государственности» предполагает единство нации и государства. В их «спаянности», покоящейся на интегрирующей национальной идее, скрепленной религиозно-нравственным и патриотическим, заключена сила и мощь государства. Государственность, считает он, - это государство плюс национальный дух, единство национального и государственного начал, государство - нация в единстве.
РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА СЛст*р4]Грг О Ю ш
•>1 . ■ ИГЛ'
По отношению к нациям, считает он, существуют два вида национализма. Один - свободный, творческий, открытый и, в лучшем смысле слова, «завоевательный», а другой - скованный, пассивный, закрытий, замкнутый, «оборонительный». Классическими носителями завоевательного национализма, по его мнению, является англосаксы.
Для Струве важнее и ценнее не «класс», а «нация». В отличие от класса, нация - это не социально-экономическое понятие, а «культурная общность», «духовное единство» Национальное сознание, считает он, образует нацию, а сознание классовое - класс. «В основе нации всегда лежит культурная общность в прошлом, настоящем и будущем, общее культурное наследие... Ценность и сила нации есть ценность и сила ее культуры, измеряемая... культурным творчеством». Нация, отмечает он, конституциируется и создается национальным сознанием. Национальная идея скрепляет государство, придавая ему целостность, единство и стабильность. Нация - «объединяющая», интегрирующая категория, тогда как класс - «разъединяющая», поэтому важнейшей задачей является воспитание индивидов и масс в национальном духе.
В диссертации специально указывается на то, что у Струве государство и нация должны органически срастись, но не в социально-экономическом смысле, а в духовно культурном.
Общественный идеал П.Б.Струве, вытекающий из его работы «Великая Россия» может быть сведен к следующему: 1) сильное государство, основывающееся на идее «государственного национализма»; 2) идея личной годности, личной ответственности; 3) сохранение национальной культуры и традиций; 4) религия; 5) частная собственность.
В контексте исследования выделяется мысль Струве о том, что со смертью государственности не погибает национальность и язык нации. Они вместе с тем могут стать основанием для ее возрождения.
Следуя логике П.Б.Струве, можно заключить, что со смертью языка и национальности у государства нет шансов на возрождение. «Государственное тело», пишет он, формируется культурным творчеством, духовными силами нации. Можно ненавидеть свое государство, но нельзя ненавидеть свою нацию, заключает он, поскольку в ней заключен смысл бытия каждого человека.
Знакомство с марксизмом позволило ему в течение всего своего творчества сохранять интерес к экономической и политической составляющим общественного процесса. Изучая теорию Маркса, Струве пришел к выводу о том, что в условиях зрелого капитализма возможен реформистский путь развития общества, позволяющий сохранить культурные п хозяйственные достижения прошлого. Это означало ревизию основного положения марксизма, связанного с теорией социальной революции. К утопическим элементам и «мифологическим понятиям»
марксистского учения он относил выводы о неизбежности социалистической
революции и обнищания пролетариата. Он полагал, что «социализм есть социальный идеал», обладающий реальностью, постольку, поскольку он содержится в возникающем из современного экономического порядка движения, не более и не менее.
В диссертации также отмечается, что для Струве производственный процесс есть не хищничество, а производство самих основ культуры. Развитие производительных сил страны должно быть понято и признано как национальный идеал и национальное служите, особо отмечает он.
П.Б.Струве, как и многие русские философы, приоритетным считал идеальные факторы общественного развития. В одной из своих работ он высказывает мысль о том, что для существования России в первую очередь важен идеальный фактор, «духовный капитал». «Материальная» сторона жизни гораздо легче восстановима, то есть может быть создана заново, чем жизнь духовная. Духовный капитал вечен, по его мнению, но он и не восстановим, поскольку он утрачен.
В заключение параграфа специально отмечается, что самым ценным в концепции П.Б.Струве следует считать признание эволюционизма в социально-политическом и экономическом развитии как непременного условия благополучия и процветания России.
В заключении работы излагаются основные выводы, полученные в ходе исследования.
ВЫВОДЫ:
-Теория общественного идеала стала возможной благодаря трем основным направлениям в развитии отечественной философии: идеализма, антипозитивизма и аксиологизма.
-Движение по пути антипозитивизма привело не только к идеализму, но и к признанию сверхэмпирической значимости ценности в жизни общества. Отрицая позитивистский взгляд на мир, философия объективно вышла па аксиологический метод анализа социальной действительности.
-Философская теория ценностей, или иначе философский аксиологизм, стал основанием для разработки теории общественного идеала как составной части аксиологической теории. Главным достижением русских философов, занявшихся разработкой теории общественного идеала, явилось создание универсальной теории, с помощью которой возможно понять процесс формирования общественно значимых ценностей, выработать методику становления общественного идеала. В самых общих чертах представить ценностную иерархию в масштабах общества, исходя из многовекового опыта христианской цивилизации.
-Русская социальная философия в свой ренессансный период обрела новую предметную область исследования. Большая группа философов начала специализироваться на данной тематике. Появились фундаментальные работы, посвященные как теории общественного идеала, так и системному анализу наличествующих в обществе идеалов.
-Из анализа духовных процессов, имевших место в период ренессанса, можно заключить, что никакой иной период, к примеру, начало XIX века, не мог породить теорию общественного идеала. Направленность на духовное возрождение и обновление России, органично и с объективной необходимостью потребовало решить задачу формирования теории общественного идеала концептуально. Это не отрицает того, что в начале XIX века не было положено начало этому процессу, или в русской культуре не имелось ренессансных фигур. Чего только стоит для русского духовного возрождения имя Л.С.Пушкина.
Важно и то, что сама русская философия к началу XX века вышла на новый качественный уровень, встаз наравне с философией Запада Более того, она не испытывала того, что можно образно именовать одряхлением, а являла собой молодое, становящееся явление.
-Религиозно-философские параллели, проведенные С Н.Булгаковым и Н.А Бердяевым, дают ключ к постижению тайн общественного сознания, общественной идеологии. Роль иррационального, религиозного фактора в жизни общества показана с четких научных позиций, с привлечением богатого исторического материала. В этой связи особую значимость обрел анализ хилиастического направления в христианстве
-В работе «Истоки и смысл русского коммунизма» Бердяев показывает как идея, прошедшая процесс отчуждения, воплотившись в действительности переходят в свое инобытие. Идеалы свободы, равенства, справедливости на практике оборачиваются новой несвободой, всеобщей уравниловкой, справедливостью с позиций одного общественного класса. Теоретически безупречная и нравственно привлекательная доктрина на практике оборачивается неограниченным насилием над людьми, ради которых и провозглашалась социальная революция.
-Социальная философия обратила внимание на специфический характер гражданского общества в России Собственно, в западноевропейском смысле гражданское общество у нас не существовало, а имелось, как отмечали русские философы, особое социокультурное единство, со своей системой социальной регуляцией. Российское общество, писал еще А.Хомяков, живет по принципам соборности, то есть особой социокультурной регуляции.
Социально-экономические реформы и политические перемены XIX начала XX века существенно не изменили характер русского общественного организма. Формально-юридический принцип регуляции общественных отношений не стал еще определяющим. В русском общественном организме сохраняли важнейшую регулятивную роль религиозные ценности, силы обычая, естественное право. На этом основании русская социальная философия делала вывод о том, что духовные основы жизни в русском обществе превалируют над всеми иными, а важнейшую регулятивную роль в нем играют общественные ценности и идеалы.
-Религиозно-философский ренессанс продолжил наметившуюся еще у ранних славянофилов традицию следовать в анализе социальной действительности традиционно русскому мировоззренческому принципу, в основе которого лежат ценности. В целом, верно удалось оценить заслугу Данилевского и Леонтьева за их строго обозначенный и научно обоснованный принцип социально-философского анализа. Абстрактно-философскому, спекулятивному методу анализа был нанесен теоретический урон. Достижениями Данилевского и Леонтьева в полной мере воспользовались русские религиозные философы. Ими была сформулирована теория общественного идеала, как особая предметная область социальной философии. Сама же русская философия тем самым внесла неоценимый вклад в мировую философскую аксиологическую теорию и, особенно в то, что именуется философией культуры и культурологией.
-Следует отметить, что исследование общественных идеалов русскими аксиологистами предполагала системный анализ. Теория общественного идеала, разработанная в начале XX века, сопоставима с достижениями баденской школы. Ставшая уже классической классификация ценностей, представленная Г.Риккертом, сопоставима с тем, что имелось в работах С.Л.Франка. Первая же попытка системного анализа была осуществлена К.Н.Леонтьевым, который дал соотношение этического, эстетического и религиозного идеалов. С этих методологических позиций анализирует общественные идеалы В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков. Развернутая попытка создания теории общественных идеалов, основывающаяся на системном подходе, была предпринята П.И.Новгородцевым. Его книга «Об обществетюм идеале» заложила принципы анализа общественных идеалов. Аксиологический метод органично и полноправно вошел в число социально-философских методов анализа общественных процессов. Русская социальная философия, тем самым внеслз весомый вклад в философскую теорию общественного познания.
Ряд выводов следует объединить в особую группу, поскольку они касаются современных проблем и представлены в Заключении:
-Минувший век и начало XXI века в России сопровождались борьбой двух положительных идеалов: идеала справедливости и идеала свободы. XX век прошел под знаком первого, наступивший век сделал определяющим для себя идеал свободы.
-Религиозный идеал, несмотря на его особые свойства, не может и не должен подменять собою общественный идеал, становиться новой идеологией. Если подобное допустить, то это окажется пагубным как для религии, так и для общества.
-Кризис духа в христианском мире опаснее любого экономического, политического и иного кризиса, поскольку он касается основ жизни цивилизации. В эпоху новых религиозных войн становится необходимым
обратиться к православию, у которого в значительной мере сохранены первохристианские ценности и идеалы.
- -Стремление к высшей правде составляло смысл поисков русской социальной философии. В критике ложных теорий и общественных идеалов она обратила внимание на несоответствие их правде. Один из выводов ее сводится к тому, что мир, основанный на лжи, сознание, раздвоившееся в себе, не устоит перед силой правды.
-Стремление к идеалу является естественным стремлением человека и общества. Однако им дано лишь перманентное движение к нему. Человек и человечество обречены на пребывание в мире конечного, ибо достижение идеала подобно овладению свободой над пространством и временем, победе над смертью и тленом. Выходом из этого противоречия является для человека обращение к мифологии, которая допускает это.
-Коммунистический идеал может быть отвергнут лишь путем диалектического отрицания, т.е. через сохранение всего положительного, содержащегося в нем. Иное отрицание грозит возрождением коммунистической идеологии и практики.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
1. Скоробогатько А.В. Общественный идеал в русской философии.
Монография СПб. Изд-во РПТУ им.Герцена 2003. - 15 п.л.
2. Скоробогатько А.В. Общественный идеал в контексте духов] религиозно-философского ренессанса. Научно-методическое издание. Вестник костромского государственного университета имени НАНекрасова. - 0,5 пл.
3. Скоробогатько А.В. Методологические проблемы исследования общественного идеала в русской социальной философии. //Сб. н. трудов. Герценовские чтения 1997 актуальные проблемы социальных наук. СПб, 1998.-0,2 пл.
4. Скоробогатько А.В. Проблема общественного идеала в средствах массовой информации. //Тезисы научно-практической конференции. Средства массовой информации в современном мире. СПб, 1998. - 0,2 п.л.
5. Скоробогатько А.В. Проблема общественного идеала в социологической концепции русского славянофила А.С.Хомякова. //Сб. н. трудов. Герценовские чтения 1000. Актуальные проблемы политологии и социологии. СПб, 1999. - 0,3 п.л.
6. Скоробогатько А.В. Суханов А. А. Методологическая разработка к типологиям общества. //Сб н. трудов. Герценовские чтения 1999. Актуальные проблемы политологии и социологии. СПб, 1999. - 0,3 п.л.
7. Скоробогатько А.В. Проблема общественного идеала в социологической концепции русского славянофильства. //Ш Царскосельские чтения 1999 год. ЛГОУ. СПб, 1999. - 0,3 п.л.
8. Скоробогатько А.В. Общественный идеал К.Н.Леонтьева //Сб. н. трудов. Герценовские чтения 2000. Актуальные проблемы политологии и социологии. СПб, 2000 - 0,3 п.л.
9. Скоробогатько А.В. Социология и аксиология П.И.Новгородцева //Сб. н. трудов. Герценовские чтения 2001. Актуальные проблемы политологии права и социологии. Сб. в 2х ч. Ч1 СПб, 2001. - 1 пл.
10. Скоробогатько А.В. Общественный идеал в социальной философии СЛ.Франка. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб 25-27 04.2002. Измерение социальной напряженности: теория методология и методика исследования. СПб, 2002. -1 п.л.
11. Скоробогатько А.В. С.Н.Булгаков о природе общественных идеалов. Сб. н. трудов. Герценовские цтения 2002. Кафедре социологии 10 лет. СПб, 2002. -1 п.л.
12.Скоробогатько А.В. Культурно-исторические типы НЛ.Данилевского как принципиально новый способ исследования мировых цивилизаций. Сб. н. трудов. Герценовские чтения 2003. СПб, 2003. - 0,7 п.л.
13.Скоробогатько А.В. Религиозно-философский ренессанс и формирование теории общественного идеала. Сб. н. трудов. Герценовские чтения 2003. Актуальные проблемы социальных наук. СПб, 2003. - 0,3 п.л.
14.Скоробогатько А.В. Культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского, как принципиально новый способ исследования мировых цивилизаций. Сб. н. трудов. Герценовские чтения 2003. Актуальные проблемы социологии. СПб, 2003. - 0,3 п.л.
15.Скоробогатько А.В. Теория общественных идеалов в русской философии. Реальность этноса. Обазование и национальная идея. Материалы VI Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и национальная идея.» СПб, 2-5 марта 2004. - 0,1 п.л.
Отпечатано в ООО «АкгдгмПринт». С-Пб. ул. Штисннгя, 19Тел.: 315-1М1 Подписано а печать 27.08.04. Тираж 100 эхз.
i 1 5 9 8 1