автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Обычное право как форма регулирования социальных отношений йеменского общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Обычное право как форма регулирования социальных отношений йеменского общества"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Сейф Мухсен Абдул Кави Юсеф
Обычное право как форма регулирования социальных отношений йеменского общества (Опыт полевого исследования населения района Йафи)
Специальность 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Санкт-Петербург 2006
Работа выполнена на кафедре теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель
доктор философских наук,
профессор Асалхан Ользонович Бороноев
Официальные оппоненты
доктор исторических наук,
профессор Виктор Владимирович Бочаров
кандидат социологических наук доцент Юлия Владимировна Ватолина
Ведущая организация
Санкт-Петербургский государственный институт противопожарной службы МЧС РФ
Защита состоится 24 января 2006 г. в 14.00 час. на заседании диссертационного совета Д.212.232.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 193060, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 9-й подъезд, факультет социологии СПбГУ, ауд. 205.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке им. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9).
Автореферат разослан «.
_ 2005 г.
Ученый секретарь Диссертационного
Д.В.Иванов
аоо£А
ЪЪА
Актуальность темы. Как известно, поведение членов любой человеческой общности определяется двумя основными компонентами, принятой в этом обществе моралью, или идеологией, и существующими в нем писанными или неписаными законами. Как правило, эти два компонента во многом совпадают, поскольку второй является результатом детализации и фиксации первого Выработанные многовековым опытом нормы регулирования взаимоотношений между людьми, семейно-родственными группами и общиной получили название обычного права. В странах и у народов, исповедующих ислам либо испытывающих воздействие последнего, за обычным правом, в отличие от права мусульманского (шариат), закрепился термин «адат», что по-арабски означает просто «обычаи». По образному выражению М.М. Ковалевского, писавшего в середине XIX в. о народах Северного Кавказа, «адат можно назвать первым звеном соединения человека в обществе, переходом его от дикого состояния к общественной жизни».
В мусульманских странах, вступивших на путь социально-политической модернизации относительно поздно и по сей день сохраняющих многие элементы традиционной социальной организации, нормы обычая или обычного права продолжают оказывать существенное влияние на общественные отношения, наряду с нормами шариата и совсем уже недавно привнесенных принципов гражданского права европейского тала. В последние годы, когда действия некоторых мусульманских сообществ и даже отдельных их членов вышли на уровень международной политики в рамках глобализации, чрезвычайно насущной стала задача изучения механизмов социального регулирования, существующих в этих сообществах и базирующихся на их внутренней социальной структуре. Указанные факторы и определяют актуальность темы исследования.
Цель и задачи исследования. Что касается мусульманской правовой системы - шариата, то она изучена давно и подробно. Тем не менее, знакомство с шариатом само по себе не дает ответов на множество вопросов, связанных с поведенческими установками и конкретными действиями представителей отдельных мусульманских сообществ. Сильнейшее влияние на эти установки оказывают сохраняющиеся в сознании людей нормы местного обычая, в изучении которого до сих пор остается множество лакун. В свою очередь, можно предположить, что сохранение обычая в значительной степени связано с сохранением самой традиционной социальной структуры общества. Указанная проблема и определила цель и задачи настоящего исследования - проанализировать, в какой степени сохранение норм обычая связано с сохранением традиционной социальной структуры мусульманского сообщества. Для этого в исследовании решаются следующие задачи:
- Раскрыть особенности социальных отношений йеменского > общества;
- Проанализировать правовой плюрализм в традиционном обществе Йафи;
библиотека I
- Выяснить специфику соотношения между обычным правом, шариатом и светским государственным законодательством в йеменском обществе;
- Исследовать социальное воспроизводство обычного права в регионе Йемена Йафи и его функциональную эффективность;
- Определить механизм регулирования обычным правом социальных отношений в районе Йафи
Объектом исследования стало йеменское общество, в котором процесс социальной, политической и экономической модернизации начался поздно даже по сравнению с другими странами арабского мира - лишь в 1960х гг. - и до сих пор проходит с большим трудом. В последние десятилетия Йемен по праву заслужил репутацию своего рода «этнографического заповедника», привлекающего внимание ученых разных областей: этнографов, культурологов, лингвистов, социологов, историков. Именно такое государство дает необходимый материал и для исследования в сфере обычного права.
Предметом изучения является обычное право и его функции в регулировании социальных отношений йеменского общества
Степень изученности темы. Изучение обычного права мусульманских народов и его роли в регулировании социальных отношений имеет достаточно давнюю традицию. Арабский социолог Ибн Халдун еще в XIV в. писал свою «Мукаддиму» на арабо-мусульманском материале. По мере знакомства европейцев с мусульманскими народами появлялись исследования, характеризующие их социальную организацию. Из наиболее ранних европейских работ стоит отметить записки путешественников Луи Д'Арвье и Иоганна Людвига Буркхардта о жизни бедуинов Северной Аравии Большой вклад в изучение социальной организации аравийских бедуинов уже в XX в. внесли А.Музил и Л.Штайн. Фундаментальные труды в области социологии традиционного общества и обычного права принадлежат российским ученым М.М.Ковалевскому и М.О.Косвену, изучавшим в XIX -начале XX в. народы Кавказа, как мусульманские, так и немусульманские.
Первые научные исследования в Йемене, в том числе этносоциологического характера, были проведены К. Нибуром (1762-1763), А. фон Вреде (1843), Э. Глязером (1882-1894), Л. Хиршем (1893), У. Ли-Уорнером (1918), Д. ван дер Меленом и Г. фон Виссманом (1931, 1939). Более целенаправленные этносоциологические исследования позже провели X. Инграмс (1939), Р. Сарджент (1947-1948), А. Буджра (1962-1963) В 197080-х гг. появились специализированные работы по отдельным направлениям социологии и этнографии Йемена. Среди них - исследования В. Досталя, Ш. Вейр, Ж. Шельхода, Т. Герхольма, Т. Стивенсона, Н. Адры, С. Кэйтона, II. Дрэша, М. Родионова и С. Сереброва Различные аспекты социологии Йемена представлены и в работах йеменских ученых- X Лукмана, К. ал-Ирйани, А. Бин Акила, Ф. Абу Ганима, Р. ал-Алими и М ас-Садми
В самом районе Йафи этносоциологические исследования до сих пор не проводились. Отдельные сведения социологического характера
встречаются в трудах некоторых местных историков, таких как М. Даййан, А. ан-Нахаби, 3. ал-Куайти, X. Шихаб, а также в публикациях В. Наумкина, Ф Миллера и М. Суворова.
Методология исследования. В работе был использован структурно-функциональный метод, который в применении к племенному сообществу Йемена способен дать наиболее достоверные результаты. Также был задействован развивавшийся М.М. Ковалевским сравнительно-исторический метод, позволяющий путем сопоставления йеменского материала с материалом других регионов, особенно Северного Кавказа, сделать обобщения более широкого характера и показать типологическое единообразие функционирования обычного права в Переднеазиатском историко-культурном ареале, с выявлением его локальных особенностей.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- Впервые исследована регулирующая функция обычного права в социальных отношениях в современном Йемене. Обычное право понимается при этом не как реликт, а как живая материя, органически присущая современной йеменской культуре;
- Выявлены на основе эмпирических (полевых) исследований обычноправовые принципы легитимации отношений региональных общин, живущих в районе Йафи. Разработана типология легитимных земельных собственников с точки зрения обычного права.
- Прослежено влияние обычноправовых норм на современное йеменское законодательство;
- Выявлены механизмы возникновения обычноправовых норм в современных социальных отношениях;
- Практически использована методологическая концепция правового плюрализма при осмыслении эмпирического материала, полученного в ходе полевого исследования;
- Впервые проведено эмпирическое (полевое) исследование в традиционном обществе Йафи.
Источники. Материал, используемый в данной работе, происходит из разных источников. Основным из них стали устные интервью, проведенные автором в 1997-2001 гг. со знатоками племенной структуры и обычного права Йафи. Другим источником послужили оригинальные рукописные документы, собранные автором в Йафи и представляющие собой решения племенных арбитров по различным делам. Были также использованы документы, уже опубликованные местными краеведами в своих работах. Еще одним источником информации стали публикации йафийских авторов по истории, экономике и социальной организации района. Наконец, были задействованы исследования арабских, западных и российских авторов, посвященные вообще вопросам социальной структуры традиционных обществ и принятым в них механизмам самоуправления. Полезные сведения сравнительного характера были
получены автором и во время его работы в Центре антропологических исследований в Каире и в Университете Дамаска.
Апробация работы была осуществлена в виде докладов и лекций, проведенных в университетах Адена, Саны и Дамаска, в Центре антропологических исследований в Каире и на международной научно-практической конференции «Культура и менталитет населения Сибири», проходившей в С.-Петербурге в 2003 г. Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории социологии факультета социологии СПбГУ (10.11.2005) и рекомендована к защите.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, включающих по два параграфа, Заключения, списка использованной литературы и Приложений.
Основное содержание работы
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет изучения, методы исследования, рассматривается степень изученности темы.
Первая глава посвящена теоретическим вопросам социальной структуры вообще, применению этого понятия к племенному обществу, а также истории развития правовой ситуации в мусульманских племенных сообществах.
На разных этапах развития социологии понятие «социальной структуры» имело различное значение, что можно проследить, обратившись к множеству как классических, так и современных работ в области социологии и антропологии. Особенный интерес для настоящего исследования представляют труды, посвященные изучению племенных сообществ, не формирующих государство (Stateless Societies) и имеющих разобщенную структуру, базирующуюся на родственных и регионально-политических связях. В первую очередь это фундаментальные исследования А.Радклиффа-Брауна и Е.Эванса-Причарда. Данное последним определение общественно-политических связей, а также понятие общества, основанного на родстве или политических связях, было признано антропологами чрезвычайно удачным, особенно при исследовании бедуинских племенных сообществ. Существуют и другие определения, данные социологами и антропологами в своих работах. Так, арабский ученый Абд ар-Рахман ибн Халдун в четырнадцатом веке исследовал жизнь бедуинов и отметил, что в ней ярко выражено такое явление, как племенной дух, основанный на традициях.
Также и в исследованиях других ученых на протяжении многих лет вплоть до настоящего времени рассматривались разные стороны динамики социальной структуры. При изучении работ по антропологии, как классических, так и современных, в которых исследовались и анализировались различные социальные, экономические, культурные и политические системы, существовавшие в бедуинских племенных
сообществах, можно проследить некоторую общность использования понятия социальной структуры, подразумевающего взаимосвязь между общественно-политическими отношениями и обществом, построенном на родственных и политических связях. В этих исследованиях понятие «социальная структура» в применении к традиционному племенному обществу представляется сложной сетью связей, которая соединяет людей в союзы, существующие на протяжении нескольких поколений и сохраняющие свою общественную структуру, порядок внутреннего членения И характер отношений с другими, как племенными или политическими, так и родственными союзами.
Ситуация в племенных сообществах Ближнего Востока в настоящее время характеризуется параллельным существованием обычного права -адата, мусульманского закона - шариата и гражданского права, то есть правовым плюрализмом. Происхождение первых двух систем права в мусульманском обществе, и в Йемене в частности, в представлении членов этого общества имело два разных источника. Об адате говорили «так ведется от предков», а о шариате - «так заповедал Аллах». Хотя две системы отличались между собой в оценке отдельных правовых ситуаций, на практике они были достаточно близки, поскольку, во-первых, шариат вобрал в себя многие существовавшие до ислама нормы обычного права, а во-вторых, установления ислама за много веков существенно способствовали трансформации норм обычного права.
Что касается обычая и обычного права во всех мусульманских племенных обществах, сохраняющих черты родоплеменного строя, они базируются на идеологии преданности своему «асабу» - кровным родственникам, роду, то есть на идеологии «асабиййи», как она называется по-арабски.
Идеологию асабиййи и базирующиеся на ней принципы племенного права достаточно красноречиво охарактеризовал еще Ибн Халдун, который указывал и на то, что принципы асабиййи нашли свое отражение в Коране, на который в свою очередь опирается шариат. В действительности же, эти принципы уже в первые века ислама распространялись не только на реальное кровное родство, но и на политические связи, привычно подкрепляемые генеалогическим обоснованием.
Существуют исторические свидетельства того, что принципы обычного права еще до ислама стали принимать форму фиксированных установлений. В более позднее время установления обычного права стали фиксироваться письменно.
Распространившийся на Ближнем Востоке в VII в. ислам теоретически противопоставил племенной асабиййе представление о том, что любой человек, к какому бы племени он ни принадлежал, несет персональную ответственность уже не перед ним, а перед единым, общим для всех Творцом. Тем не менее, мусульманский закон, шариат, отрицающий обычное право и в теории служивший единственным
основанием для судебных решений, вынужден был с самого начала своего существования усвоить многие уже существующие обычаи. В свою очередь, как показали, например, исследования М. Ковалевского на Северном Кавказе, шариат сумел оказать на адат существенное влияние и даже вытеснил его из отдельных областей права.
Таким образом, если определять правовую ситуацию в мусульманском племенном обществе как правовой плюрализм, можно говорить лишь о частичном плюрализме. Обе правовые системы не столько обладали равными возможностями и не столько уравновешивали одна другую, сколько оказывали друг на друга влияние в различные периоды своего существования.
Та картина функционирования и взаимного проникновения обычного права и шариата, которую Ковалевский наблюдал на Кавказе во второй половине XIX в., еще в 1960-х годах была типична для всего Йемена и района Йафи в частности. Сохраняющаяся традиционная племенная социальная структура йеменского общества с ее преобладающей идеологией асабиййи и межплеменными конфликтами в большей степени могла обслуживаться обычаем, чем нормами шариата. По этой причине обычай до сих пор еще во многом определяет взаимоотношения между людьми в Йемене, где гражданское общество находится лишь в стадии формирования.
Во второй главе исследуется традиционная структура йеменского общества на примере Йафи и рассматривается функционирование и роль обычного права в племенном обществе Йемена. При этом значительное внимание уделяется аналогичным нормам обычного права, существовавшим на Северном Кавказе - регионе, сходном с Йафи по своим экологическим, демографическим и социально-культурным условиям.
Члены племен - кабаил (ед.ч. кабили) всегда составляли и до сих пор составляют основную массу населения Йемена, включающего и неплеменные слои. Кабаил объединены в группы по принципу реального или декларируемого кровного родства. Среди крупнейших племен и племенных объединений Йемена можно назвать хашид, бакил, хаулан, мурад, абида, йафи, авадил, авалик, фа дли, ила, балхарис, ас-сайар, нахд, сайбан, ал-хумум, ал-манахил, аш-шанафир.
Йеменские племена имеют ту же сегментарную структуру, которую обнаружил Эванс-Причард в племенном обществе Нуара, делящемся на наибольшие роды с разделением каждого из них на ряд больших родов, затем на ряд малых родов и, наконец, на ряд наименьших родов. Термины, обозначающие племенные подразделения разного уровня в Йемене варьируют от района к району, и четкой терминологии для любого уровня просто не существует. Определить уровень упоминаемого племенного сегмента, как правило, можно лишь из соответствующего контекста. Групповая структура племени опирается главным образом на принцип взаимного обязательства (талязум), сплоченности внутри кровнородственных и территориальных групп.
Минимальной структурной единицей племенного общества в Йемене является дом (бейг), то есть семья. Земли, которыми владеют отдельные семьи, в совокупности составляют землю племенного подразделения, а земли разных племенных подразделений составляют землю племени. Племена в Йемене в силу своей многовековой оседлости имеют не только и, может быть, не столько генеалогическую привязку, сколько территориальную. Распределение ограниченных природных ресурсов, таких как сельскохозяйственные площади и земли для выпаса скота, источники питьевой воды и тому подобное, между различными племенными единицами изначально было связано с процессом их родственно-политической сегментации и унификации. Все члены социально-родственной территориальной единицы были связаны друг с другом в одном экономическом жизненном пространстве. С другой стороны, это общество оставалось само по себе закрытым и поддерживало связь с внешним миром лишь в чрезвычайно ограниченных пределах. Таким образом, социальные единицы, из которых состоит йеменское племя, на протяжении многих веков представляли собой родственные эндогамные образования, базирующиеся на эндогамном патрилинейном и патрилокальном браке, так что их члены, как правило, оказывались связанными узами кровного родства.
В Йемене многие территории и районы носят те же названия, что и населяющие их племена. Характерным примером такого слияния понятий является Йафи - термин, который служит одновременно названием группы племен, получивших широкую известность в истории Йемена, и названием населяемого ими с древности района, расположенного в Южном Йемене.
Подавляющую часть населения района Йафи составляют именно члены племен. Словом «кабаил» жители района называются и во всех исторических свидетельствах, рассказывающих о многовековой борьбе йафиитов за собственную независимость, а также об их участии в различных военных кампаниях в средневековье и в новое время. В истории Йафи, которую жители района передают из поколения в поколение, мифы тесно переплетаются с реальными фактами, и вместе они составляют культурно-историческое наследие, достоверность которого у йафиитов, как правило, не вызывает сомнения.
В 1664 г. Йафи подвергся военной экспансии зейдитского имама Касема Мухаммада Хамид ад-Дина и его наследников, стремившихся расширить сферу своего политического влияния как в Северном, так и в Южном Йемене. Борьбу против зейдитов в Йафи возглавили два рода, известных своей религиозно-юридической и военно-организаторской деятельностью: Аль Афиф из селения-крепости аль-Кара и Аль Хархара из аль-Махгабы. Примерно к началу XVIII века йафиитам удалось изгнать зейдитов со своей территории, а Аль Афиф и Аль Хархара заключили договоры с имамом, согласно которым оба рода признавались султанскими династиями, поделившими Йафи на две сферы влияния. Действуя во многом совместно, султаны стали придавать району черты некого полугосударственного образования. Йафи был разделен на десять военно-
административных единиц, получивших название макатиб (ед. мактаб). Во главе каждого мактаба стоял верховный шейх (шейх аль-машаих) или группа шейхов, отвечающих за набор ополчения, его материально-продовольственное обеспечение, поддержание правопорядка в своем мактабе и сбор средств на общественные нужды. Шейхи мактабов опирались на шейхов племенных подразделений и формально входили в подчинение султана, выплачивая ему ежегодную десятину натуральным продуктом. Система мактабов и их названия сохраняются по сегодняшний день: аль-Муфляхи, аль-Маусата, аль-Буси (или Лабус), ад-Дуби, аль-Хадрами, аль-Йахари, аль-Каляди, ан-Нахаби, ас-Саади и аль-Йазиди.
Шейх мактаба или более мелкого подразделения выбирается старейшинами из числа людей, обладающих такими качествами как мудрость, справедливость, храбрость, уравновешенность, щедрость. В обязанности шейха входит помогать слабым, принимать в своем доме гостей племени, руководить обсуждением дел в племенном совете, возглавлять проведение внешних переговоров с другими племенами, улаживать внутренние конфликты, быть судьей в спорах, если к нему обращается тяжущиеся стороны, а также вести свое племя в бой и делить добычу между воинами. Кроме собственно шейха большим авторитетом пользуются и прочие знатоки обычного права, называемые, например, в Йафи урраф (ед.ч. ариф) и хуззак (ед.ч. хазик). Эти люди так же, как и шейх, играют роль арбшров при решении внутренних и внешних конфликтов.
Специфическую консолидирующую и регулирующую роль в Йафи до революции играли и султаны. Султаны, как и шейхи мактабов, всегда избирались из членов одних и тех же родов, а именно Аль Афиф и Аль Хархара, и их лидерство было практически наследственным. По этой причине семьи султанов так же, как и шейхов мактабов, всегда пользовались наивысшим общественным престижем в Йафи, составляя высший слой в социальной иерархии района.
В отличие от султанов в других частях Южного Йемена, султаны Йафи не имели таких материальных атрибутов власти как армия, полиция, суд. Власть их заключалась, прежде всего, в авторитете среди племен, который выражался в их главенствующей роли при решении серьезных вопросов внутренней и внешней политики района. Так, в случае серьезных конфликтов они представляли собой последнюю арбитражную инстанцию.
Мировоззрение и повседневное поведение любого члена племени обусловлено целым комплексом моральных ценностей, известным в Йемене как «кабйала», который включает веру в бога (дин), достоинство (шараф), щедрость (карама), смелость (шаджаа), мужское самообладание (мурувва) и независимость. Личная независимость, так же, как и независимость любой отдельно взятой племенной группы, имеет характерный внешний атрибут: каждый член племени всегда вооружен и в любой момент готов присоединиться к коллективным вооруженным действиям для защиты прав и собственности своей семьи, рода или племени. Механизм коллективных действий сам по себе очень сложен и определяется
установками адата, который в Йемене чаще всего называется «урф». Идея независимости может показаться противоречащей идеологии асабиййи, однако в действительности они не противоречат одна другой, а скорее входят в отношения довольно сложного взаимодействия. Это выражается в том, что в реальном применении идеальные принципы асабиййи не имеют четкой предсказуемой схемы. Сложность заключается в определении племенных групп, которые должны нести общую ответственность в той или иной ситуации, и каждый раз этот вопрос решается исходя из самой ситуации.
Среди племен в Йемене традиционно живут и семьи, не являющиеся племенными и, соответственно, не участвующие в племенной системе взаимной ответственности, основанной на родственных связях Эти семьи находятся под защитой и покровительством племен. Они обозначаются термином «хиджра», который одновременно означает «пришлые» и «находящиеся под защитой». По своему происхождению, социальному престижу и социальным функциям эти семьи подразделяются на несколько слоев, или страт.
На высшей ступени этой иерархии находится страта духовных лидеров - сада (ед.ч. саййид), по преданию ведущих свое происхождение от пророка Мухаммада и сохраняющих высокую степень эндогамии в своей среде. Семьи сада, будучи в силу своего происхождения нейтральными по отношению к системе межплеменных отношений, и обладая большим духовным авторитетом, всегда занимались посредничеством в разрешении межплеменных конфликтов. Статус, аналогичный статусу сада, в Йафи имел и род Аль Ба Аббад, возводящий свое происхождение к халифской династии Омеййадов.
В качестве самостоятельной страты в Йафи можно выделить и прослойку религиозно-административных деятелей среднего уровня - кудат и фукаха. Кудат (ед.ч. кади) являются выходцами из племенной среды, получившими религиозное образование и поэтому занимающимися религиозно-судебной деятельностью. Основным их занятием всегда было судопроизводство по мусульманскому законодательству - шариату, в соответствии с которым они решали дела о бракоразводных процессах и наследовании имущества. Кудат оформляли различные юридические документы, которые часто хранили у себя, а также составляли письменные амулеты, или обереги, то есть занимались магией. Несколько ниже кудат по уровню образованности и социального престижа в Йафи находились фукаха (ед.ч. факих), которые выполняли похожие функции Они также обучали детей в школах, публично читали на праздниках Коран, пели религиозные гимны и часто состояли писарями или секретарями при шейхах. В остальном же фукаха мало отличались от обычных кабаил.
В отличие от вышеперечисленных неплеменных страт, имевших высокий социальный статус, семьи ремесленников, мелких торговцев, людей, занятых в сфере бытовых услуг, не имевших племенного происхождения, считались низкими стратами, «обслуживающими» земледельцев-кабаил и находящимися под их защитой. Представление о том, что эти семьи были
«слабыми», во многом связывалось не только с их «низким» происхождением, но и с тем фактом, что они обычно не владели землей и поэтому были экономически зависимыми. Такие семьи жили своими домами на территории племени, обслуживали только представителей этого племени и находились под их защитой. На самом дне социальной иерархии в Йафи стояла очень немногочисленная группа рабов (абид) султанских семей, привезенных в свое время с Африканского континента, и работавших слугами в домах и на землях своих хозяев. Сейчас рабства в Йемене нет, но социальный престиж этих семей по-прежнему остается крайне низким Таким образом, традиционная социальная структура Йемена и Йафи в частности характеризуется как кастовая, присущая закрытому обществу с иерархически ранжированными группами людей.
Вследствие модернизации, начавшейся в 1960х гг., племена Йемена оказались перед лицом новых социально-экономических реалий, к которым необходимо было адаптироваться. Племенные семьи уже не могли опираться на свое натуральное хозяйство, став зависимыми от внешнего импорта, и, соответственно, экономическая модель стала меняться. Они, однако, продолжали сохранять присущую им идеологию асабиййи и следовать установлениям обычного права, что порой ставило их перед сложным выбором между традиционными моральными ценностями и новыми формами поведения, которых требовала социально-экономическая модернизация.
Обычное право, регулирующее в Йемене отношения между племенами и членами племени в соответствии с идеологией племенного общества, то есть кабйалой, базируется та идее ответственности перед другими людьми при сохранении индивидуальной независимости. Взаимоотношения, включающие взаимные обязательства помощи и защиты, определяются огромным числом соответствующих правил. Понятие об индивидуальной чести в сочетании с верой в нерушимость договорных обязательств и в данное другому человеку слово служат эффективным механизмом обеспечения функционирования обычного права без необходимости прибегать к силовым действиям.
Обычное право в основном оперирует концепцией чести - ее потерей и г
восстановлением - и концепцией защиты «слабых» членов общества. Нарушение обычного права именуется термином «айб» (позор) как в письменных документах, так и в устном дискурсе. Эти нарушения классифицируются в соответствии с их тяжестью; самые тяжкие называются «ал-айб ал-асвад» (черный позор). Такие тяжкие правонарушения представляют собой убийство одного из тех лиц, кто находится с убийцей в отношениях союза и покровительства, или убийство женщины или ребенка. Теоретически, никакого прощения не может быть человеку, который получает характеристику как «адгам», то есть совершившему тяжкое правонарушение. Лицо, совершившее менее тяжкое правонарушение, имеет возможность его искупить посредством материальной компенсации. В сферу обычного права не входят дела, связанные с наследованием имущества,
бракоразводными процессами и религиозными вопросами. Всем этим занимается мусульманское законодательство.
Существует несколько типов обязательств защиты, нарушение которых является безусловным «черным позором». Это обязательства по отношению к просящему убежища (джар), спутнику в дороге (рафик), протеже (замим), гостю (дайф), союзнику (халиф), побратиму (муахи), кровному родственнику, родственнику жены, представителю духовной знати.
Обязательной защите подлежат земля и жилище кабили Невозможность защитить свою землю и жилище от вторжения посторонних навлекает на человека позор. Убийство, ранете или нанесение другого ущерба человеку, физически находящемуся на чьей либо земле или в чьем либо доме считается нарушением неприкосновенности этой земли и ли этого дома, и их хозяин считается также пострадавшим. В значительной степени идея неприкосновенности земли и жилища в традиционном сознании совпадает с идеей неприкосновенности женщины. В случае нанесения вреда женщине виновника ждет тяжкое наказание.
В дополнение к обязательствам защиты обычное племенное право определяет механизмы решения конфликтов. Решение конфликта обычно требует вмешательства третьей стороны, действующей в качестве посредника, «ради которого» стороны соглашаются на переговоры и на уплату определенной денежной суммы как компенсации потерпевшему. Так происходит при конфликте между отдельными людьми, семьями и в случае межплеменного конфликта. В случае возникновения конфликта, как внутри племенной группы, так и между разными племенными группами, сразу находятся посредники, которым предстоит играть роль арбитров (васата). Посредниками могут быть шейхи, стоящие над конфликтом, знатоки обычного права (урраф, хуззак), или представители страты сада.
Определенные уважаемые и известные в племени люди берутся играть роль гарантов (дамин мн. думана) того, что стороны воздержатся от каких-либо враждебных действий по отношению друг к другу, пока конфликт не будет урегулирован арбитрами. Гарант несет личную ответственность за действия своей стороны перед другой стороной, ее гарантом и арбитрами. Гарантией служит личная честь, или «лицо» (вигх) человека, ставшего гарантом. Враждебное действие в отношении оппонента во время арбитража является серьезным правонарушением в отношении собственного гаранта. Гарант в этом случае сам становится оппонентом для своей стороны и обязан взыскать с нее возмещение, чтобы передать его противоположной стороне и арбитрам в качестве компенсации за это новое правонарушение. Во время арбитража все отношения между сторонами осуществляются через их гарантов, что позволяет избежать прямых контактов между оппонентами и, соответственно, минимизировать риск обострения конфликта Таким образом, институт гарантов связывает все стороны арбитража серьезнейшими обязательствами друг перед другом, позволяющими добиться первой цели арбитража - остановить конфликт.
Задача арбитража, таким образом, заключается, прежде всего, в том, чтобы вовремя остановить конфликт и восстановить паритет чести двух сторон. Эта задача является определяющей для всех действий арбитров, чья цель - не наказание правонарушителя как таковое, а поиск приемлемых условий для восстановления паритета чести и, соответственно, примирения пострадавшего с правонарушителем. Эти условия, выражающиеся в определенном размере материального и морального возмещения, определяемом арбитрами в ходе рассмотрения дела, и являются, так сказать, судебным решением.
Хотя согласно идеологии асабиййи восстановление паритета производится исходя из принципа «око за око и зуб за зуб», на практике месть в виде ответного убийства или ранения в Йемене обычно заменялось материальным возмещением, «платой за кровь», получаемой соплеменниками пострадавшего от соплеменников правонарушителя.
Выполнение решения арбитров обеспечивалось всеми членами племени без применения насилия, и основными механизмами принуждения были психологические. Если нарушитель отказывался подчиняться решению племенных арбитров, племя объявляло ему бойкот, вплоть до изгнания из племени. Изгоняемый в подобном случае становился настоящим изгоем, выброшенным за рамки всей системы социокультурных связей.
В Заключении суммируются основные выводы работы. Представление о кровном родстве является основой той идеологии, которая с древности и до сегодняшнего дня определяет правила поведения всех членов племенного общества, и которая нашла свое выражение в установлениях обычного права. Сущность обычного права в Йемене сводится к поддержанию всестороннего паритета (сводимого идеологически к паритету чести) между противостоящими одна другой племенными группами и индивидами, что гарантирует нормальное существование всего племенного сообщества. Идея о паритете чести в нормах этого обычного права превалирует над понятием о наказании, то есть задача судей, или арбитров, заключается не столько в наказании правонарушителя, сколько в восстановлении паритета между ним и пострадавшим на взаимоприемлемых условиях. Наказание для правонарушителя не имеет, таким образом, четко обозначенного выражения, а принимает форму компенсации (моральной или материальной), определяемой арбитрами на основе прецедентов и с учетом массы факторов социально-психологического характера.
Обычное право племен Йемена демонстрирует высокую степень сходства с обычным правом других мусульманских народов, у которых существовал и существует относительный правовой плюрализм, выражающийся в параллельном функционировании обычного права, шариата, и государственного законодательства, приближенного к европейскому образцу. Плюрализм этот является относительным, поскольку по крайней мере две правовые системы - обычное право и шариат - в разные периоды истории взаимно влияли одна на другую.
Несмотря на серьезные изменения в жизни йеменских племен, произошедшие в последние десятилетия, формирование гражданского общества в стране проходит с большим трудом, и традиционная социальная структура во многом продолжает сохранять свои черты. Эта структура определяет и правовые представления граждан, и правовую оценку их поступков обществом в целом.
Публикации автора по теме диссертации:
1. Адат и шариат: правовая ситуация на Северном Кавказе в XIX в. по материалам М.М. Ковалевского // М.М. Ковалевский и российская общественная мысль. СПб., 2003. С.141-145.
2. Антропологический анализ социальных связей // Культура и менталитет населения Сибири. Тезисы международной научно-практической конференции. СПб., 2003. С.90-91.
3. Предисловие. В кн.: Суворов М.Н. Аль-Урр и Самар чествуют гостей. Праздничная поэзия из Йафи (Йемен). СПб., 2003. С.З-
I--3 3 1
Я,00(ЬА
Отпечатано с готового оригинал-макета в ЦНИТ «АСТЕРИОН» Заказ № 218. Подписано в печать 14.12.2005 г. Бумага офсетная.
Формат 60х84'/16 Объем 1,0 п. л. Тираж 150 экз. Санкт-Петербург, 191015, а/я 83, тел. (812) 275-73-00, 970-35-70
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Сейф Мухсен Абдул Кави Юсеф
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Методологические вопросы исследования правового плюрализма в традиционном обществе
§1.1 .Понятие социальной структуры и социальной стратификации и их основы в племенном обществе.
§ 1.2.Правовой плюрализм в мусульманском племенном обществе.
Глава 2.0пыт изучения функционирования норм обычного права в йеменском обществе
§2.1 .Социальная ситуация в Йафи в историческом освещении.
§2.2.Функционирование обычного права в Йемене (пример Иафи).Ю
Введение диссертации2006 год, автореферат по социологии, Сейф Мухсен Абдул Кави Юсеф
Актуальность темы. Как известно, поведение членов любой человеческой общности определяется двумя основными компонентами: принятой в этом обществе моралью, или идеологией, и существующими в нем писанными или неписаными законами. Как правило, эти два компонента во многом совпадают, поскольку второй является результатом детализации и фиксации первого. Выработанные многовековым опытом нормы регулирования взаимоотношений между людьми, семейно-родственными группами и общиной получили название обычного права. В странах и у народов, исповедующих ислам либо испытывающих воздействие последнего, за обычным правом, в отличие от права мусульманского (шариат), закрепился термин «адат», что по-арабски означает просто «обычаи». По образному выражению одного из авторов, писавшего в середине XIX в. о чеченцах, «адат можно назвать первым звеном соединения человека в обществе, переходом его от дикого состояния к общественной жизни»1.
В современной науке отсутствует единая точка зрения на то, что понимать под обычным правом, и насколько вообще удачен данный термин. Бытует мнение, согласно которому в отличие от права как выразителя «воли государства» в архаических обществах единственной формой общественного сознания была мораль, и нарушение ее норм являлось не преступлением, а проступком. Обычное же право, по взглядам его сторонников, возникло как регулятор отношений между социумами, а не индивидами2. Другие исследователи также склонны отрицать обоснованность отнесения норм поведения в
1 Карпов Ю.Ю. Личность и традиционные социальные институты: принципы взаимодействия // Северный Кавказ. Человек в системе социокультурных связей. СПб., 2005. С.139.
2 См.: Семенов Ю.И. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль, право // Этнографическое обозрение. 1997. №4. догосударственных обществах к категории правовых, ибо права там еще не было. Но в равной мере они не считают возможным причислять эти нормы к морали, так как посредством жестких и твердо фиксированных санкций они имели четкое обеспечение. С учетом синкретизма основных правил поведения в доклассовых обществах данное явление обозначается термином «мононорма»3. Очевидно, что мононормы, или обычное право, функционировали в обществах, хотя и не знавших государственного устройства, но обладавших собственной идеологией как системой взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение существующих общественных связей. Соответственно идеология наряду с моралью и правом реализует потребность конкретной общественной системы к воспроизводству и, хотя далеко не всегда, к развитию. Но для того, чтобы быть действенными, мораль, право и идеология так или иначе должны разделяться большинством членов сообщества, формируя систему ценностей последнего. В согласии с системой ценностей то или иное поведение признается должным либо наоборот, а санкция за недолжное поведение считается обязательной и неизбежной4.
В мусульманских странах, вступивших на путь социально-политической модернизации относительно поздно и по сей день сохраняющих многие элементы традиционной социальной организации, нормы обычая или обычного права продолжают оказывать существенное влияние на общественные отношения, наряду с нормами шариата и совсем уже недавно привнесенных принципов гражданского права европейского типа. В последние годы, когда действия некоторых
Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С.214.
4 Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988. С.78-79. мусульманских сообществ и даже отдельных их членов вышли на •ф уровень международной политики, чрезвычайно насущной стала задача изучения механизмов социального регулирования, существующих в этих сообществах и базирующихся на их внутренней социальной структуре.
Цель и задачи исследования. Что касается мусульманской правовой системы - шариата, то она изучена давно и подробно. Тем не менее, как оказалось, знакомство с шариатом само по себе не дает ответов на множество вопросов, связанных с поведенческими установками и конкретными действиями представителей отдельных мусульманских сообществ. Как мы уже сказали, сильнейшее влияние на эти установки оказывают сохраняющиеся в сознании людей нормы местного обычая, в изучении которого до сих пор остается множество лакун. В свою очередь, можно предположить, что сохранение обычая в значительной степени связано с сохранением самой традиционной 4 социальной структуры общества.
Указанная проблема и определила цель настоящего исследования -проанализировать, в какой степени сохранение норм обычая связано с сохранением традиционной социальной структуры мусульманского сообщества. Для этого в исследовании решаются следующие задачи:
- Раскрыть особенности социальных отношений йеменского общества;
- Проанализировать правовой плюрализм в традиционном обществе Иафи;
- Выяснить специфику соотношения между обычным правом, шариатом и светским государственным законодательством в йеменском обществе;
- Исследовать социальное воспроизводство обычного права в ▼ Иафи и его функциональную эффективность;
- Определить механизм регулирования обычным правом социальных отношений в районе Иафи.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования стало йеменское общество, в котором процесс социальной, политической и экономической модернизации начался поздно даже по сравнению с другими странами арабского мира - лишь в 1960х гг. - и до сих пор проходит с большим трудом. В последние десятилетия Йемен по праву считается своего рода «этнографическим заповедником» и привлекает внимание ученых разных областей: этнографов, культурологов, лингвистов, социологов, историков. Именно такое государство дает необходимый материал и для исследования в сфере обычного права. Непосредственным же предметом изучения стало обычное право и его функции в регулировании социальных отношений йеменского общества.
Степень изученности темы. Изучение обычного права мусульманских народов и его роли в регулировании социальных отношений имеет достаточно давнюю традицию. Арабский социолог Ибн Халдун еще в XIV в. писал свою «Мукаддиму» на арабо-мусульманском материале5. По мере знакомства европейцев с мусульманскими народами появлялись исследования, характеризующие их социальную организацию. Из наиболее ранних европейских работ стоит отметить записки путешественников Луи Д'Арвье и Иоганна Людвига Буркхардта о жизни бедуинов Северной Аравии6. Большой вклад в изучение социальной организации аравийских бедуинов уже в XX в. внесли А.Музил и Л.Штайн . Фундаментальные труды в области социологии традиционного общества и обычного права принадлежат российским ученым М.М.Ковалевскому и М.О.Косвену, изучавшим в XIX - начале
5 См: Бациева С.М. Бедуины и горожане в Мукадциме Ибн Халдуна // Очерки истории арабской культуры V - XV вв. М., 1982. С.311-357.
6 Chevalier d'Arvieux. Voyage dans la Palestine vers le Grand Emir, chef des Princes Arabes du Désert, connus sous le nom de Bédouins ou d'Arabes Scénites. Paris, 1717.
7 Musil A. The manners and customs of the Rwala Bedouins // American Geographical Society, Oriental Explorations and Studies, no.6, New York, 1928; Штайн Лотар. В черных шатрах бедуинов. М., 1981. Q
XX в. народы Кавказа, как мусульманские, так и немусульманские . Традиционному северокавказскому обществу в процессе его исторического развития посвящены работы и современных российских ученых9. Пьер Бурдье, один из наиболее выдающихся социологов второй половины XX в., также во многом опирался на арабо-мусульманский материал в своих исследованиях10.
Что касается Йемена, то его целенаправленное социологическое изучение началось сравнительно недавно. Национальные кадры социологов в самой стране появились лишь в конце 1960х гг., и поэтому первые наблюдения социологического характера принадлежали европейским ученым, преследовавшим, как правило, иные цели: естественнонаучные, археологические, лингвистические, этнографические.
Первое вообще научное исследование в Северном Йемене было проведено датской экспедицией под руководством Карстена Нибура в 1762-1763 гг., которое дало некоторую общую информацию о социальном составе жителей страны11. В 1843 г. в Хадрамауте, одной из кл областей Южного Йемена, побывал уроженец Вестфалии Адольф фон Вреде, который в своих записках оставил ряд сведений о социальной организации местных бедуинов, например о племенном совете, о церемониях, связанных с началом межплеменного конфликта, и об
19 обычаях примирения, о кровомщении . Интересные данные о
Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т.1-2. М., 1890; Косвен М.О. Преступление и наказание в первобытном обществе. М., 1925.
9 См. напр.: Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа. Обычай, право, насилие. Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М., 2002.; также сб. статей: Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей. СПб., 2005.
10 Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge, 1977; Bourdieu P. The Sentiment of Honour in Kabyle Society // J.G.Peristiany (ed.). Honour and Shame: The Values of Mediterranean Society. London, 1965.
11 Niebuhr K. Travels through Arabia. Edinburgh, 1792.
12 Wrede A. von. Reise in Hadhramaut, édité par H.Fraiherr von Maltzan. Brunswick, 1870. социокультурного характера собрал и австрийский археолог Эдуард «
Глязер, который побывал в Северном Йемене несколько раз в период с 1882 по 1894 г.13 В 1893 г. в Хадрамауте проводил исследования берлинский профессор Лео Хирш, который в частности описал социальную организацию племени авамир14.
С начала XX в. Северный Йемен по политическим причинам стал для европейцев практически недоступным, и исследования проводились в основном в Южном Йемене, особенно в Хадрамауте. В 1918 г. в Хадрамауте побывал англичанин У.Ли-Уорнер, который кратко описал отношения между традиционными социальными стратами и миграционные процессы15. Более существенный вклад сделали Д. ван дер Мелен и Г. фон Виссман, которые в том же Хадрамауте проявили большой интерес к социальной организации племен и внутриплеменных конфликтах в племени нахд16. Еще больший социологический материал собрал англичанин Х.Инграмс, который в 1930-е гг. на правах британского представителя заключал договоры о прекращении усобиц со многими сотнями племенных вождей, правителей городов и поселений Южного Йемена. Это дало ему уникальный опыт проникновения в сложнейшую социальную механику страны. В своей книге он выразительно характеризует социальные страты и институты, приводит
17 массу подробностей межплеменных отношений . Всестороннее этнографическое изучение Хадрамаута проводил в 1947-1948 гг. английский арабист Р.Сарджент, в работах которого, в частности, уделяется внимание традиционным социальным стратам и терминологии
I T
Gläser E. Eduard Glasers Reise nach Marib, ed. D.H.Müller and N.Rhodokanakis. Vienna, 1903.
14 Hirsch L. Reisen in Süd-Arabien. Mahra-Land und Hadramut. Leiden, 1897.
15 Lee Warner W.H. Notes on the Hadhramaut // Geographical Journal. 1931, Vol.77.
16 Meulen D. van der, Wissmann H. von. Hadramaut. Some of its mysteries unveiled. Leyden, 1932.
17 Ingrams W.H. Arabia and the Isles. London, 1966. родства 18 . Первое собственно социологическое исследование в Хадрамауте осуществил в 1962-1963 гг. Абдаллах Буджра, исследовавший социальную стратификацию крупного поселения Хурайды и связанные с этой стратификацией экономическую организацию и распределение ресурсов. Свою работу Буджра снабдил большим количеством разнообразных статистических данных19.
В 1970-80-х гг. появились социологические работы западных исследователей, ставшие результатом полевых исследований и в разных районах Северного Йемена. В.Досталь исследовал социо-экономическую
ЛА структуру восточных районов страны, а Ш.Вейр - западных Ж.Шельход посвятил свои работы социальной организации и обычному праву племен центральных районов . Т.Герхольм и Т.Стивенсон изучали социально-экономические перемены в городах Северного Йемена Н.Адра посвятила свою диссертацию социальной структуре, обычному праву и духовной жизни племен ал-Ахджура, к западу от Саны23. С.Кэйтон, изучавший племенную поэзию в районе Хаулан, также уделил значительное внимание племенной организации и племенной идеологии 24 . Наиболее же полным исследованием, посвященным племенам Северного Йемена, стала работа П.Дрэша, выполненная на to
Serjeant R.B. Kinship terms in Wadi Hadramaut // Der Orient in der Forschung. Festschrift fur O.Spies. Wiesbaden, 1967; Serjeant R.B. South Arabian Hunt. London, 1976; Serjeant R.B. The saiyids of Hadramawt. London, 1957
19 Bujra A.S. The politics of stratification: a study of political change in a South Arabian town. Oxford, 1971.
Dostal W. Socio-ôkonomische Aspekte der Stammesdemokratie in Nordost-Yemen // Sociologus. 1974, 24/1; Weir S. Qat in Yemen: Consumption and Social Change. London, 1985.
21 Chelhod J. L'Organisation sociale au Yémen // L'Ethnographie. 1979, 64; Chelhod J. Le Droit inter-tribal dans les hauts plateaux du Yémen // Al-Bahith (Studia Instituti Anthropos, St Augustin bei Bonn). 1976, 28.
22 Gerholm T. Market, Mosque and Mafraj: Social Inequality in a Yemeni Town. Stockholm, 1977; Stevenson T.B. Social Change in a Yemeni Highlands Town. Salt Lake City, 1985.
Adra N. Qabyala: The tribal concept in the central highlands of the Yemen Arab Republic. Ph.D. dissertation. Philadelphia, 1982.
24 Caton S. Peaks of Yemen I summon: Poetry as a Cultural Practice in a North Yemeni Tribe. Univ. of California, 1990. лг материале племенных объединений хашид и бакил .
В Южном Йемене с 1983 г. начала свою работу Советско-йеменская комплексная экспедиция, результатом которой стали, в частности, труды М.Родионова и С.Сереброва, посвященные этнографии и социологии Хадрамаута . Краткая характеристика племен Северного Йемена приведена в статье А.Степанова . Историческому развитию социально-политической структуры Йемена посвящены работы лр российских ученых М.Пиотровского и А.Коротаева .
В рамках местной йеменской историографической традиции имеется целый ряд работ, затрагивающих различные аспекты общественной жизни страны , однако дифференцированные исследования социологического характера в национальной науке появились относительно поздно. Одним из первых таких исследований к* стала работа Хамзы Лукмана о структуре племен Южного Йемена, опубликованная в 1958 г. Среди публикаций послереволюционного периода (с конца 1960-х гг.) серьезный интерес представляют работы К. ал-Ирйани о социальной организации племенного объединения хашид,
25 Dresch P. Tribes, government, and history in Yemen. Oxford, 1989.
26 Родионов M.A. Мурувва, асабийа, дин: к интерпретации ближневосточного этикета // Этикет у народов Передней Азии. М., 1988; Родионов М.А. Поэт в системе властных отношений: полевой материал из Хадрамаута (Йемен) // Этнические аспекты власти. СПб., 1995; Родионов М.А. Этнография Западного Хадрамаута. Общее и локальное в этнической культуре. М., 1994; Серебров С. Некоторые социально-экономические аспекты миграции в г. Катне // Хадрамаут. Археологические, этнографические и историко-культурные исследования. Т.1, М., 1995; Серебров С. Характеристика землевладения в городах Хурейда и Хаджарейн в 60-е гг. XX в. // Хадрамаут. Археологические, этнографические и историко-культурные исследования. Т.1, М., 1995; Serebrov S., Rodionov М. Hadramawt: Migration and Social Changes // Cultural Anthropology of Southern Arabia: Hadramawt revisited. St.Petersburg, 1999.
27 Степанов А. Племена Йеменской Арабской Республики //Азия и Африка сегодня. 1974. №12.
28
Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985; Коротаев A.B. Вождества и племена страны Хашид и Бакил. М., 1998.
29 См. напр.: Ал-Бакри Салах. Политическая история Хадрамаута. Т. 1-2. Каир, 1956-1957.
Лукман Хамза Али. История йеменских племен. Аден, 1958.
Абд ал-Азиза бин Акила о социологии Хадрамаута, Фадля Абу Ганима о А хашид и бакил, Рашада ал-Алими и Мухаммада ас-Садми об обычном праве северойеменских племен вообще31.
Собственно в районе Йафи, как мы уже сказали, целенаправленные этносоциологические исследования до сих пор не проводились. Отдельные сведения социологического характера можно найти в работах некоторых местных историков, таких как Мухсин Даййан, Абдаллах ан-Нахаби, Зейн ал-Куайти, Хасан Шихаб32. Российский ученый В.Наумкин опубликовал краткий очерк общественной организации Верхнего Иафи . Ряд социально-исторических сведений приводится в работах Ф.Миллера и М.Суворова, занимавшихся изучением народной поэзии Йафи34. Работа М.Суворова была выполнена при непосредственном участии автора настоящего диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем: 4 - Впервые исследована регулирующая функция обычного права в социальных отношениях в современном Йемене. Обычное право понимается при этом не как реликт, а как живая материя, органически
11
Al-Iryani К. Un témoignage sur le Yémen: l'Organisation sociale de la tribu des Hashid // Cahiers de l'orient contemporain. 1968, 70; Бин Акил Абд ал-Азиз. Этносоциальная структура и институты социальной защиты в Хадрамауте (19 -первая половина 20 в.). Автореф. канд. дис. СПб., 1992; Абу Ганим Фадл Али. Племенная структура в Йемене: постоянство и изменение. Дамаск, 1985; Ал-Алими Рашад. Племенное судопроизводство в йеменском обществе. Сана, б.г.; Ас-Садми Мухаммад б. Йахйа б. Али. Теория наказания в шариате и обычном праве йеменских племен и понятия «ан-нака» и «ал-айб». Сана, 1993.
Даййан Мухсин. Факты из истории Иафи. Дамаск, 2000; Даййан Мухсин. Иафи в йеменской истории и современности. Лабус, 1985; Ан-Нахаби Абдаллах. Сияющая звезда о том, что неизвестно в истории Йафи. Б.м., 1999; Ал-Куайти Зейн. Йафи: страницы йеменской истории. Сана, 1999; Шихаб Хасан Салех. Йафи в период правления султанов Ал Афиф и Хархара. Аден, 2001.
33 Наумкин В.В. Традиционные институты в Верхнем Яфи (НДРЙ) в новое и новейшее время // Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. М., 1984.
34 Miller F. Inscribing the Muse: Political poetry and the discourse of circulation in the Yemeni cassette industry. Ph.D. dissertation. The University of Michigan, 2001; Суворов M. Аль-Урр и Самар чествуют гостей. Праздничная поэзия из Йафи (Йемен). СПб., 2003. присущая современной йеменской культуре;
Выявлены на основе эмпирических (полевых) исследований обычноправовые принципы легитимации отношений региональных общин, живущих в районе Йафи. Разработана типология легитимных земельных собственников с точки зрения обычного права.
- Прослежено влияние обычноправовых норм на современное йеменское законодательство;
- Выявлены механизмы возникновения обычноправовых норм в современных социальных отношениях;
- Практически использована методологическая концепция правового плюрализма при осмыслении эмпирического материала, полученного в ходе полевого исследования;
- Впервые проведено эмпирическое (полевое) исследование в традиционном обществе Йафи.
Материал, используемый в данной работе, происходит из разных источников. Основным из них стали устные интервью, проведенные автором в 1997-2001 гг. со знатоками социальной структуры и обычного права Иафи, записанные на аудиокассеты. Информантами по большей части были люди пожилого возраста, которые в силу своего социального положения лично принимали участие в процессе судопроизводства в 1950-1960х гг., то есть в период наиболее интенсивного применения обычного права в районе. Интервью проводились в разных мактабах -племенных подразделениях Иафи, что обеспечило репрезентативность собранных сведений. В числе информантов были шейх Мухаммад Насер Мугаммал (мактаб аль-Каляд), шейх Хусейн Михдар б. Хальмус (мактаб аль-Иахари), шейхи Абд Ахмад б. Гаафар аль-Куайти и Салех Галеб ас-Саади (мактаб аль-Маусата), шейх Мухсин Хусейн ас-Сухайби (мактаб аль-Йазиди). Помимо интервью автор использовал и собственные знания о предмете исследования, поскольку по происхождению является представителем племенного сообщества Йафи.
Другим источником стали оригинальные рукописные документы, о собранные автором в Иафи и представляющие собой решения племенных арбитров по различным делам. Были также использованы документы, уже опубликованные местными краеведами в своих работах.
Еще одним источником информации стали публикации йафийских авторов об истории, экономике и социальной организации района.
Наконец, были задействованы исследования арабских, западных и российских авторов, посвященные вообще вопросам социальной структуры традиционных обществ и принятым в них механизмам самоуправления. Полезные сведения сравнительного характера были получены автором и во время его работы в Центре антропологических исследований в Каире и в Университете Дамаска.
Собранная таким образом информация во многом предопределила и методологию исследования. В работе был использован структурно-функциональный подход, который в применении к племенному сообществу Йемена способен дать наиболее достоверные результаты. Также был задействован сравнительно-исторический метод, позволяющий путем сопоставления йеменского материала с материалом других регионов, особенно Северного Кавказа, сделать обобщения более широкого характера и показать типологическое единообразие функционирования обычного права в Переднеазиатском историко-культурном ареале, с выявлением его локальных особенностей.
Логика исследования определила структуру работы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам социальной структуры вообще, применению этого понятия к племенному обществу, а также истории развития правовой ситуации в мусульманских племенных сообществах. Во второй главе рассказывается о традиционной структуре йеменского общества на примере Иафи и рассматривается функционирование и роль о о обычного права в племенном обществе Йемена, также на примере Иафи. При этом значительное внимание уделяется аналогичным нормам обычного права, существовавшим на Северном Кавказе - регионе, сходном с Иафи по своим экологическим, демографическим и социально-культурным условиям. В Заключении суммируются основные выводы работы.
Список научной литературыСейф Мухсен Абдул Кави Юсеф, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Бациева СМ. Бедуины и горожане в Мукаддиме ИбнХалдуна // Очерки истории арабской культуры V — XV вв. М., 1982.
2. Бин Акил Абд ал-Азиз. Этносоциальная структура и институты социальной защиты в Хадрамауте (19 - первая ноловина 20в.). Автореф. канд. дне. СПб., 1992.
3. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа. Обычай, нраво, насилие. Очерки но истории и этнографии нраваНагорного Дагестана. М., 2002.
4. Ботяков Ю.М. Абречество в фокусе конфликта личности в традиционном обществе /Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей -СПб ,2004.
5. Бочаров В.В. Власть, традиции, унравление. Понытка этноисторического анализа политических культур современныхгосударств тропической Африки. М., 1992.
6. Бочаров В.В. Максим Ковалевский: антропология права и правовой плюрализм в России // Журнал социологии и социальнойантропологии. 2001. Том IV. №3. 50-72.
7. Грязневич П.А. Развитие исторического сознания арабов (VI-VIII вв.) // Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.
8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная структура и стратификация. Т.2. М., 2000.
9. Дюркгейм, Э. Метод социологии / Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
10. История теоретической социологии. В 4-х т. Т.З / Отв. ред. и составитель Ю.П.Давыдов. М., 2002, с.257-258, 260.138
11. Карпов Ю.Ю. Личность и традиционные социальные институты: принципы взаимодействия // Северный Кавказ. Человек всистеме социокультурных связей. СПб., 2004.
12. Карпов Ю.Ю. Общество - лидер - власть (на примере политических лидеров Чечни и Дагестана конца XVIII - первойполовины XIX в.) / Северный Кавказ: человек в системесоциокультурных связей. - СПб, 2004, с.256.
13. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1-2. М., 1890.
14. Комаров М.С. О двух понятиях социальной структуры в социологии / Проблемы теоретической социологии. Вып. 2: сб. статей/Под ред. А.О.Бороноева. СПб, 1996, с. 136, 137, 140, 144.
15. Коротаев А.В. Вождества и племена страны Хашид и Бакил. М., 1998.
16. Косвен М.О. Преступление и наказание в первобытном обществе. М., 1925
17. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988.
18. Левада Ю.А. Структура социальная // Философская энциклопедия. Т. 5., М., 1970.
19. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Выпуск II. -Пальчик, 2002, с. 11, 83-85, 189.
20. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Социология: Хрестоматия / Сост. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. М., 2003.
21. Паумкин В.В. Традиционные институты в Верхнем Йафи (ПДРЙ) в новое и новейшее время // Государственная власть иобщественно-политические структуры в арабских странах. М., 1984.
22. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. Издание 139второе. СПб, 2001, C.99.
23. Памятники обычного нрава Дагестана XVII - XIX вв.: Арх. Материалы. М., 1965.
24. Парсонс, Т. Новый аналитический нодход к теории социальной стратификации / Парсонс, Т. О структуре социальногодействия. М., 2002, с. 357, 563, 570-571, 593.
25. Парсонс, Т. Социальная система / Парсонс, Т. О социальных системах. М., 2002.
26. Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
27. Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985.
28. Потестарность. Генезис и эволюция. СПб., 1997.
29. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996, с.Ю, 12.
30. Родионов М.А. Мурувва, асабийа, дин: к интерпретации ближневосточного этикета // Этикет у народов Передней Азии. М.,1988.
31. Родионов М.А. Поэт в системе властных отношений: полевой материал из Хадрамаута (Йемен) // Этнические аспектывласти. СПб., 1995.
32. Родионов М.А. Этнография Занадного Хадрамаута. Общее и локальное в этнической культуре. М., 1994.
33. Семенов Ю.И. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль, право // Этнографическое обозрение.1997. №4.
34. Серебров Некоторые социально-экономические аспекты миграции в г. Катне // Хадрамаут. Археологические, этнографическиеи историко-культурные исследования. Т.1, М., 1995.140
35. Серебров Характеристика землевладения в городах Хурейда и Хаджарейн в 60-е гг. XX в. // Хадрамаут. Археологические,этнографические и историко-культурные исследования. Т.1, М., 1995.
36. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.
37. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. Сыктывкар, 1991.
38. Степанов А. Племена Йеменской Арабской Республики //Азия и Африка сегодня. 1974. №12.
39. Суворов М. Аль-Урр и Самар чествуют гостей. Праздничная поэзия из Йафи (Йемен). СПб., 2003.
40. Adra N. Qabyala: The tribal concept in the central highlands of the Yemen Arab Republic. Ph.D. dissertation. Philadelphia, 1982.
41. Al-Iryani K. Un temoignage sur le Yemen: l'Organisation sociale de la tribu des nashid // Cahiers de l'orient contemporain. 1968, 70.
42. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge, 1977.
43. Bourdieu P. The Sentiment of Попоиг in Kabyle Society // J.G.Peristiany (ed.). Попоиг and Shame: The Values of MediterraneanSociety. London, 1965.
44. Bujra A.S. The politics of stratification: a study of political change in a South Arabian town. Oxford, 1971.
45. Burckhardt J.L. Notes on the Bedouins and Wahabis. London, 1831.
46. Caton S. Peaks of Yemen I summon: Poetry as a Cultural Practice in a North Yemeni Tribe. Univ. of California, 1990.
47. Chelhod J. L'Organisation sociale au Yemen // 1.'Ethnographie. 1979, 64.
48. Chelhod J. Le Droit inter-tribal dans les hauts plateaux du Yemen // Al-Bahith (Studia Instituti Anthropos, St Augustin bei Bonn).1976, 28.141
49. Chevalier d'Arvieux. Voyage dans la Palestine vers le Grand Emir, chef des Princes Arabes du Desert, connus sous le nom de Bedouinsou d'Arabes Scenites. Paris, 1717.
50. Dostal W. Socio-okonomische Aspekte der Stammesdemokratie in Nordost-Yemen // Sociologus. 1974, 24/1.
51. Dresch P. A history of modem Yemen. Oxford, 2000.
52. Dresch P. Tribes, government, and history in Yemen. Oxford, 1989.
53. Gerholm T. Market, Mosque and Mafraj: Social Inequality in a Yemeni Town. Stockholm, 1977.
54. Gillissen J. Le pluralisme juridique. Bruxelles, 1971.
55. Glaser E. Eduard Glasers Reise nach Marib, ed. D.H.MulIer and N.Rhodokanakis. Vienna, 1903.
56. Hirsch L. Reisen in Sud-Arabien. Mahra-Land und Hadramut. 1.eiden, 1897.
57. Ingrams W.H. Arabia and the Isles. London, 1966.
58. Knysh A. The Sada in History: A Critical Essay on Hadrami Historiography // Cultural Anthropology of Southern Arabia. Hadramawtrevisited. St.Petersburg, 1999.
59. Lee Warner W.H. Notes on the Hadhramaut // Geographical Journal. 1931, Vol.77.
60. Meulen D. van der, Wissmann H. von. Hadramaut. Some of its mysteries unveiled. Leyden, 1932.
61. Miller F. Inscribing the Muse: Political poetry and the discourse of circulation in the Yemeni cassette industry. Ph.D. dissertation.The University of Michigan, 2001.
62. Musil A. The manners and customs of the Rwala Bedouins // American Geographical Society, Oriental Explorations and Studies, no.6.New York, 1928.142
63. Niebuhr К. Travels through Arabia. Edinburgh, 1792.
64. Parsons T. Social structure and personality. USA, 1964.
65. Radcliffe-Brown. Method in social anthropology. The University of Chicago, 1918.
66. Radcliffe-Brown. Structure and function in primitive society. Cohen and West, 1953.
67. Rossi Ettore. II Diritto Consuetudinario delle Tribu Arabe del Yemen // Rivista degli Studi Orientali 23, 1948.
68. Serebrov S., Rodionov M. Hadramawt: Migration and Social Changes // Cultural Anthropology of Southern Arabia: Hadramawtrevisited. St.Petersburg, 1999.
69. Serjeant R.B. Kinship terms in Wadi Hadramaut // Der Orient in der Forschung. Festschrift fiir O.Spies. Wiesbaden, 1967.
70. Serjeant R.B. South Arabian Hunt. London, 1976.
71. Serjeant R.B. The saiyids of Hadramawt. London, 1957
72. Stevenson T.B. Social Change in a Yemeni Highlands Town. Salt Lake City, 1985.
73. Weir S. Qat in Yemen: Consumption and Social Change. 1.ondon, 1985.
74. Wrede A. von. Reise in Hadhramaut, edite par H.Fraiherr von Maltzan. Brunswick, 1870.Ha арабском языке:
75. Абу Ганим Фадл Али. Нлеменная структура в Йемене: постоянство и изменение. Дамаск, 1985.
76. Абу Зейд Ахмад. Социальная структура. Введение в исследование общества. Ч. I. Каир, 1970.
77. Ал-Алими Рашад. Племенное судопроизводство в йеменском обществе. Сана, б.г.143
78. Ал-Бакри Салах. Политическая история Хадрамаута. Т. 1-2. Каир, 1956-1957.
79. Ал-Васи Хусейн б. Али. Большой Йемен. Каир, 1962.
80. Ал-Куайти Зейн. Йафи: страницы йеменской истории. Сана, 1999.
81. Ал-Муаллими Ахмад Абд ар-Рахман. Шариат или судопроизводство в Йемене // Ал-Калил. Сана, 1981, N^5
82. Ал-Хамадани ал-Хасан б. Ахмад. Китаб ал-Иклил. Т. 10. Бейрут, 1986.
83. Ал-Хасан Ихсан Мухаммад. Семья, родство и брак. Аналитическое исследование систем родства, брака и семьи варабском обществе. Бейрут, 1981.
84. Ан-Нахаби Абдаллах. Сияющая звезда о том, что неизвестно в истории Йафи. Б.м., 1999.
85. Ар-Рейхани Амин. Арабские нравители. Бейрут, б.г.
86. Ас-Садми Мухаммад б. Йахйа б. Али. Теория наказания в шариате и обычном нраве йеменских нлемен и понятия «ан-нака» и«ал-айб». Сана, 1993.
87. Ауда Махмуд. Египетская деревня: история и социология. Каир, 1983.
88. Ауда Махмуд. Основы социологии. Каир, 1983.
89. Бин Галиб Салих Омар Мухаммад. Избранные народные стихи и пословицы. Бейрут, б.г.
90. Даййан Мухсин. Факты из истории Йафи. Дамаск, 2000.
91. Даййан Мухсин. Йафи в йеменской истории и современности. Лабус, 1985.
92. Джавад Али. Правосудие в истории арабов до возникновения ислама. Бейрут, 1970.
93. Динкин М. Социологический словарь. Пер. Ихсана 144Мухаммада ал-Хасана. Бейрут, 1981.
94. Дюркгейм Э. Методологические основы социологии. Пер. Махмуда Касима. Каир, 1950.
95. Ибн Халдун Абд ар-Рахман. Мукаддима. Каир, б.г.
96. Лукман Хамза Али. История йеменских нлемен. Аден, 1958.
97. Махджуб Мухаммад Абду. Фундаментальная антропология. Введение в исследование основных структурплеменных сообществ. Каир, 1981.
98. Редфилд Р. Малое сообщество как социальная структура. Пер. Ахмада Абу Зейда // Мнения в социологических науках. Каир.Весна-Лето 1970.
99. Руши Дж. Социология американского общества. Изучение работ Талкотта Парсонса. Пер. Мухаммада ал-Джаухари и Ахмада Заида.Каир, 1981.
100. Сборник соглащений, обязательств и документов, связанных с Индией и соседними странами, среди которых юг Йемена.Аден, 1984.
101. Тимашев Н. Теория возникновения и развития социологии. Пер. Махмуда Ауды и др. Каир, 1978.
102. Ункар Абд ар-Рахман. Звезды Йемена на небе ислама. Том
104. Хасанейн Мустафа Мухаммад. Порядок ответственности в современных иракских племенах. Каир, 1967.
105. Хиджази Азат. Социальная антропология. Сана, 1981-82.
106. Шихаб Хасан Салех. Йафи в период правления султанов Ал Афиф и Хархара. Аден, 2001.
107. Эванс-Причард Е. Социальная антропология. Пер. Ахмада Абу Зейда. Каир, 1980.145