автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Одежда чеченцев и ингушей XVI - начала XIX века: археолого-этнографическое исследование
Полный текст автореферата диссертации по теме "Одежда чеченцев и ингушей XVI - начала XIX века: археолого-этнографическое исследование"
10СК0ВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1 ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи УДК
АБДУЛВАХАБОВА Бирлант Борз-Алиевна
ОД5ШДА ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ ХУ1 - НАЧАЛА XIX ВЕКА /археолого-этяографтческое исследование/
Специальность 07.00.06 - Археология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва - 1.992
Работа выполнена на кафедре истории культуры Чечено-Ингушского государственного университета им. Л.Н.Толстого.
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РСФСР и ЧИАССР В.Б.Виноградов.
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник Я.С.Смирнова кандидат исторических наук,
доцент * Г.С.Федоров
Ведущее учреждение: Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, экономики, социологии и "филологии им. Ч.Ахриева
Защита диссертации состоится "_"_1992 ]
в_ часов на заседании специализированного совета К.053.05.2:
по археологии и этнографии исторического факультета Московской государственного университета им. М.В.Ломоносова
Адрес: 119899, Москва, В-234, ГСП, МГУ, Исторический факультет, аудитория й
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М.Горького ЩУ им. М.В.Ломоносова.
Автореферат разослан "_"__1992 г.
Ученый секретарь Специализированного Совета, кандидат исторических наук,
доцент Л.Б.Заседателева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Чечено-Ингушская Республика - одна из крупнейших на Север-
Кавказе. Основнув часть, ее населения составляют чеченцы и :уши. 3 .многонациональной сете кавказских народов эти два . зода связывает между собой единство происхождения, язык, обц-зть исторической судьбы и многое другое.
История средневековой материальной культуры чеченцев и ин-тей изучена недостаточно полно. Особое место в ней зандудет щиционная одавда горцев, складывавшаяся на протяжении дли-иьного времени и отразившая многовековую историю вайнахов, их п/гуру, связи с другими народами.
."¡с.'альность теми. По традиционной одежде чеченцев и ин-зей ХУ1 - начала XIX века до настоящего времени нет ни одной >дной, обещающей работы, хотя существует определенное коли-:тьо игследований прямо, косвенно или частично затрагива-пс эту тест. Пока еще никто не ставил перед собой задачи на-тлрния исходных данных по. этой важной проблеме и их научной, ьт,1ф;:цированной обработке.
Одегща является весомым звеном материальной культуры, I тесно связана с образ® жизни и хозяйственной деятельностью юда, представляет собой ценный источник изучения его этни-:кой и политической истории, мировоззрения и этнических свя-1. Поэтому ее анализ и описание позволит наглядно проаледить •орическую общность и единую культурную основу чеченцев и 7шей с другими народами Северного Кавказа, выявить нацио-[ьную специфику, зональные особенности традиционного костю-вайнахов.
Острая необходимость обстоятельного исследования этой те-диктуется еще и ростом источниковедческой базы, а также .41. гельным отставанием степени изученности одеавды чеченцев нгушей на фоне других областей и регионов.
Актуальность данной темы, ее недостаточная изученность на ■одняшний день определили цель и задачи работы.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы осве-ь достаточно многообразный круг вопросов по традиционной дде чеченцев и кнгукей ХУ1 - начала XIX века, для чего ав-
тор поставшв следующие задачи:
1/ обобщить данные о повседневной, праздничной"одезде чеченцев и ингушей периода ХУ1 - начала XIX века; выявить локальные варианты одежды, а также элементы, отражавшие ее пбловозрас ные, социальные и прочие особенности;
2/ на основе анализа имеющихся материалов разработать типологию ее видов; проследить хронологию их бытования, выявив ка более ранние, так"и поздние формы;
3/ установить,, какие факторы оказывали влияние на измененк таких характеристик изучаемой:одежцы, как покрой,украшения, при мы шитья и т.д.;
4/ подвергнув всестороннему анализу основные источники по данной теме, реконструировать по. возможности архаичные формы од ды.
Практическая необходимость работы состоит в необходимости уже сегодня использовать полученные вывода и фактические матери алы при написании сводных обобщающих трудов по археологии, исто рии, этнографии Кавказа, изторико-этнографических атласов /в эт плане достаточно обратиться к многочисленным историко-этнографп Чёским атласам и монографическим исследованиям одежды населения Украины, Белоруссии, Молдовы, Средней Азии и Казахстана/. Иссле дование этой важной темы поможет также в организации краеведчес кой' работа /особенно в школах/, в лекционной пропаганде, при из; ченш! Курсов археологии и этнографии в вузах региона, при поста :новке кинофильмов и театрализованных представлений,, создании су венирови костюмов для фольклорных ансамблей. Разработка данной теш даст импульс практическому использованию многовековых поло жительных традиций вайнахского костюма в проектировании современной одежды..
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в научной практике ¡фая,- предпринимается попытка специально го обобщающего исследования традиционной одежды чеченцев и ингу шей на- основе разнообразных, исходных данных, большая часть кото рых добыта в результате археолого-этнографических разысканий. Впервые в научный оборот введен новый оригинальный материал из погребальных памятников эпохи позднего средневековья, который в многом является уникальным не только для нашего края, но и для всего Кавказа. .
Методологической базой исследования послужили труда :помопсам материальной культуры ведущих ученых /Е.И.Крупного, „Ю.В. омлея, Е.Н.Студенецкой, Н.П.Лобачевой и т.д./, достиженияурологической и этнографической наук в области .изучения-этяо-в, традиционных культур, а также работа, ггде одежда рассматрв-ется как историко-этпографический источник.
Источниками исследования являются археологические матери-а, описания одежды в художественных произведениях, записках и сунках путешественников, сообщения, содержащиеся в документах 2ских и иностранных путешественников конца ХУШ-Х1Х веков, по-вавших на территории Чечено-Ингушетии.
Основную источниковую базу работы составляют, выявленные эимущественно за последнее десятилетие, материалы архаологи-ж:х раскопок позднесредневековых наземных склепов Чечни и гузетг:.:. Материалы эти были добыты экспедициями Чечено-Ивгуш-эго государственного университета имени Л.Н.Толстого под ру-гогстЕО.-,: доктора исторических наук, профессора В. Б. Вин оград о-и Че"{'?;о-Ингушского научно-исследовательского института ис-экк, экономики, социологии и филологии им. Ч.Ахриева под ру-зсдством кандидату исторических наук Д.Ю.Чаткиева. г"ачитель-I часть исходных данных собраны непосредственно автором,:КО-эый участвовал в археологическпс и этнографических .эксдсзшхи-1980-1991 гг.
I
■рафическке данные, фольклорно-лингвистичесюге источник-;, а же материалы из фондов Чечено-Ингушского государственного ,единенного глупея, а также ого филиала в г.Назрани /Ингуше-[/, Государственного Исторического музея /г. Москва/, Госу-ютвенного музея этнографии в Санкт-Петербурге .-ж архивные •ериалы.
Апробация результатов исследования осуществлялась прежде го путем публикации 12 научных работ в археолого-этнографи-
региональной конференции:"Археология и краеведение - вузу и ш ле" /1985 г./, республиканских научно-пропагандистских конфер циях: "Л.П.Семенов - профессор-кавказовед, ученый-интернацион лист Д 100-летию со дня рождения/" /1986 г./; "Профессор Н.П Гриценко - исследователь русско-вайнахского исторического еди ства и классовой борьбы в дореволюционной Чечено-Ингушетии" /1987 г./; всесоюзной научной конференции "Из истории русско-северокавказских связей" /К 1000-летию первого упоминания в л тописи Тмутаракани/" /г.Краснодар, 1988 г./, на конференции "Славянские чтения" /г.Нальчик, 1990 г./. В докладах, сообщен и опубликованных статьях отражены основные выводы к положения данной работы. ...
Структура •работа. Работа состоит из введения, четырех гл заключения. К диссертации прилагаются: библиография, список с ращений и альбом иллюстраций, включающий 94 таблицы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность избранной теш, сфо мулированы цель и задачи исследования, ее новизна и практичес кая значимость. Здесь же дана мотивировка хронологических рамок исследования, которая охватывает ХУ1 - начала XIX в. .
Первая глава - "Источники, историография. Данные об одев де по археологическим материалам до ХУ1 века" посвящена анали зу различных видов источников, поскольку работа построена на комплексном их использовании, здесь также дается краткий очер данных об одевде по археологическим материалам с древнейших в мен до ХУ1 века.
Из источников наиболее значимые - археологические /образ цы одежды из позднесредневековых склепов/, которые до недавни пор почтк совершенно не привлекали внимание исследователей, с тавших этот источник слишком поздним, за исключением некоторы ученых-кавказоведов /Л.П.Семенов, Е.И.Крупнов/. Лишь в начале 80-х годов в научной литературе были сформулированы некоторые назревшие задачи в изучении этого уникального вида источников /В.Б.Виноградов/. В это же время была начата целенаправленная работа при непосредственном участии автора по накоплению архе алогического материала. •
В историографии, при обзоре литературы, посвященной тра-
иконной одежде чеченцев и ингушей, выделяются две группы: до-волющюнная и советская. Для первой характерны прежде всего цельные упоминания и описательность наиболее выразительных ементов вайнахской одежды. К сожалению, собственно одежде них уделяется самое малое внимание /общая констатация фактов, глее описание одежды в целом или ее отдельных элементов/.
Несомненный интерес для нашей теш представляют труды до-волюционных авторов И.Л.Гшьдешптедта, Я.Рейнеггса, С.Бронев-зго, Ю.Клапрота, II.Далласа, Н.Г.Буткова, Н.Данилевского, В.О. эгграфа, П.Зубова, А.Берже, К.Самойлова, А.П.Ипполитова, У. удаева, Ч.Ахриева.
Б советский период весомый вклад в изучение материальной аьтуры чеченцев и шпулей внесли известные учекке-кавхазове-Л.П.Семенов и Е.И.Крупнов, которые одним из первых обратил-«! «ланке на уникальные образны одежды вайнахов из склеповых ма-зизлов. -Впоследствии, усилиями советских специалистов /Б.Ь. югралов, В.К.Марковнн, "Д.Ъ.Чахкиев п др./ круг археояогячес-с источников был значительно расширен.
1л последний период большое внимание изучению традицион-\ одежды чеченцев и ингушей уделял крупнейший советский этног-э Е.П.Студенецкая, труды которой содержат огромный и весьма шый материал по одежде вайнахов ХУь-Х1Х веков. Некоторые воп-:ы исследуемой темы затрагивались в работах других советских ;ледователей /Г.А.Сергеева, Т.Д.Равдоникас, Р.А.Даутова, о. ¡адаева, 3.И.Хасбулатова и др./.
Анализ археологически материалов датируемых периодом до в. и опубликованных в научной литературе /Е.И.Крупнов, В.Б. югрэдов, В.И.Марковин, С.Л.Дударев, М.Х.Багаев, В.А.Петрен-Х.М.Мамаев, С.Н.Савенко и др./, свидетельствует о том, что алеких предков вайнахов бытовали некоторые устойчивые виды зды, характерные для многих народов. Основной мужской одеж: были рубахи и, видимо, птаны/о штанах пока нет фактических ных/, распашное одеяние без застежек, скреплявшееся фибулой булавкой, подпоясываюшееся пояс см. На.нойах ыоси.;и невысо-обувь из кожи, войлока. Вероятно, женская одежяа по покрою о отличалась от мужской. Единообразие форм одежды разных побыло присуще многим народам. Дифференциация мужской и хен-й одежды наступает позднее, в ходе с? эволюция. Отсутствие
достаточных источников затрудняет- дать более полную картину древ невайнахской одезды. " :
Вторая глава - "Материалы для изготовления одежды" - посвящена описанию и научному осмыслению, не ставших еще предметом специального изучения; материалов, используемых для шитья одежды чеченцев и ищущей.: н исследуемый период.
В § 1 дае-тся: описание3 тканей,..из которых шили одежду. Материалы раскопок свидетельствуют о довольно, широком их ассортименте. Чеченцами и ингушами применялись для шитья одежды ткани местного производства, вытканные как из шерсти, так и из волокон технических культур. Это были различные сорта сукна, холст, крашенина, шелк и другие.
Значительное место среди материалов для изготовления одежды занимали и привозные ткани, так как натуральное хозяйство горцев не могло обеспечить полностью потребности в тканях. Шелк, парча, атлас, набойка, бархат,, ситец, камка,, пестрядь и другие ткани поступали к чеченцам- и: иштшам в основном лз Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции^. Индии,. Средней Азии, а также из российских губорний посредствдм: меновой торговли через рынки северокавказских городов /Терки, Дербент, Астрахань,. Кизляр и др./.
§ 2 посвящен другим,не менее важным.,, чем.'ткани, материалам для изготовления одежды,, таким как ката-, овчина, войлок.
Выделка овчины, обработка кока и.изготовление войлока были одними из древнейших ремесел местного- населения, которые передаваясь из поколения в поколение,, сохраняются среди них и по сей день. Овчина использовалась для шитья мужских и женских тулупов, головных, уборов,, а кожа шла. на обувь, пояса, мужские сумочки-кисеты, газырницы и т.д.. Все виды работ, связанные с обработкой кожи, овчины, в основном,, были обязанностью мужчин. ■' вот войлочным промыслом занимались исключительно женщины. "Укороченные" штаны и ноговицы, для мужчин преклонного возраста шились из тонкого окрашенного войлока. Он применялся и в качестве подкладочной- основу, для женских.и муясвдх головных уборов, обуви и т.д. В бытовом укладе вайнахов войлок занимал особое место.
В § 3 дается характеристика материалов, которыми украшалась одеяла:басонные изделия /тесьма, шнур, галун и др./, а также вышивки и аппликации.
Басонные изделия попользовались как отделка головных уборов, ворота и рукавов нательной и верхней одежды. Украшалась
основном праздничная одежда. -Широко 'было распространено в этот период среди вайнахов художественное орнаментальное питье. 'Носителем" традиции искусства вышивания с глубокой древности 5ыла женская часть населения. Для вышивания одежды применились ;амые различные способы и приемы. Орнаментальные компогжши зо-юткого шитья включали растительные и зооморфные орнаменты, ге-эметрические узора и т.д. Их анализ показал, что для-украшения сдельных элементов одежды применялись определенные "узоры. ¡Луж-;кую и женскую одежду украшали в основном геометрическим, линейки орнаментом, для головных уборов использовались :расгтзтельЕые : геометрические мотивы. Одежда девочек вышивалась -Цветочным рнаыентом. Все это свидетельствует о вкусе и художественном утье вышивальщиц. В вайнахской традиционной одежде'применялись е к- способы украшения, которые были характерны не только наро-аи А=.ък:.-йа, но и многим народам мира.
Ттет.-я глава - "Мужская одеяда" - посвяшена изучению основах р.'.'лос ».тгской сжежцы чеченцев и ингушей ХУ1 - начала XIX геБ 1 дается списание нательной одежды, которая .'состояла из ук;кссбразкого покроя рубахи /"коч"/ и штанов /"хеча"-чеч., "хаи" - янг./ общекавказского типа. Нательная одежда.в основном зготавливалась из домотканых материалов - холщовой ткали, кра-энина, шерсти и т.д. Одновременно рубаха п штанн могли :выпол-тть роль верхней одежды. В более состоятельных семьях'нательную хежду шиш из привозных тканей. По покрою мужские рубаху, чечек-зв ингушей отличались формой ворота: у первых были'/рубаха с эризонталышм всротом и боковым /на левой стсрсне/ разрезом на 'Уди, у вторых - рубахи с горизонтальным воротом и осевым разре -т посередине. Для застежек использовались различные тканые, пле-шне шнурки, пуговки из бронзы, серебра и т.д. Рубахи, перетяну-¡е ремнем из кожи или широким матерчатым кунаком, носили навы-'ск. Рубахи укороченного типа со стоячим воротником появились 1зже, в XIX веке /Е.Н.Студенецкая, Г.А.Сергеева/. Анализ кроя 'их рубах дает представление об очень рациональном, беаостатзо-м раскрое. При его выполнении руководствовались традициями, а хже шириной тканого полотна,
1тганы, как л рубаха, являлись обязательным элементом мужской ■тельной одежды. Пожслке мужчины нос щи: -таны с эгрекпы пагем.
молодые-более узкие. Верхняя часть заканчивалась рубцом /"бар в который продевался шнур из плетеных ниток или кожаный ремеш lío покрою выделены 4 типа мужских штанов.
Во втором параграфе дается описание верхней мужской одеж ды. Традиционной верхней одеждой мужчин был бешмет /"г1овтал" чеч., "г1автал" - шт./, который являлся как повседневной, тл и праздничной одеждой. Шили его из местных и привозных тканей Зимние утепляли шерстью ели ватой. По покрою различались дел па бешмета: 1 тип - туникообразного покроя с круглым воротом кболее архаичный тип верхней распашной одезды мастного лиселе ния/; II тип - с отрезной талией и скошенным к груди воротом, е. типа черкески /возник, видимо, в процессе эволюции и сове шенствования туникообразного типа/. Преобладающими цветам;; бе метов были темно-синий, коричневый, красный ;; белый. Бешметы ясывались матерчатым кушаком или кожаным ремнем.
Среди верхней одежды мужчин в этот период особо выделяет празднично-выходная одежда мужчин - черкеска, которая в отлич от бешмета, никогда не утеплялась. Черкеску игли из сукна, ок шенного в серый,верный или коричневый цвет. Богатые горцы ко ли черкеску из белого сунна, а также из привозных тканей. Че>> кеску шили с отрезной талией, с цельнокроенкой основой. Нстгя: часть сильно расширялась за счет ^клиньев. Рукава делались дли ними и широкими. Газыри носили в сукке, переютнутой через пле' а затем / ХУЩв./ их стали'нашивать на черкеску в виде карман простроченных вертикально, ставшие впоследствии декоративным ; ранением. Судя по материалам погребальных памятников, черкеск: распространяется среди чеченцев и ингушей с конца ХУЕ века.
В особый локальный вариант выделяется чеченская верхняя одежда мужчин, условно именуемая "рубаха-плгтье", туникообраз; го покроя с декоративными застежками /от 5 до 70 шт./. В зависимости от покроя, рукавов, способу отделки Борота выделяются несколько типов и вариантов рубах.
Для чеченцев в исследуемый период било характерно верхне* одеяние типа халата с отложным воротником, с иммитацией рукавов /типа кршшшек/, которое застегивалось горизонтальными зас тежками /от 1 до 7 шт./.
Вайнахские мужчины в качестве верхней носили различные н; кцдки из шелка, сукна, безрукавные плащи-бурки. Зимой одевали
утепленные бешг.'еты, овчинные шубы /нагольные и крытые/.
§ 3 посвящен мужским головным уборам. Головной убор с глу-окой древности был для горна элементом особого почитания. По материалу выделяются следующие вэтпкк: 1/вя ткани; ¿/овчинные; 3/со-етаюеяе ткань с овчиной; 4/войлочные; Ь/сочетающие ткань с вой-оком. По покрою их несколько типов: 1 - конусовидные, многоклин-ие /ингушские/, 2 - вксокпр, колпакесбгазные шапкЕ/чеченские/, - летние- типа тюбетеек, оЛлогпвшйр г "«лону /они известии как в ечне, так и в Кщукетки/. Ьпсрпне па территории Чсчено-Ингушс-•кк встречена пипка /гляпа?/, спитая из очень дорогих по тем вро-:енам тканей. Шапка не имеет аналогов, явно привозная, возможно, гринадлежала служителям культа.
Вайпахам били характерны папахи из овчины, а позднее и карауля. Высокие палахк широко распространяются на территории Чече-.о-Ингутетин в XIX веке. Бвдаго, эти капки явились праобразом сб-•шпяас шапок с круглым верхом и выпуклым околышем, которые быто-•алк среди вайнахсв в эпоху средневековья вплоть до конца ХУЕ гб-л.
Среди пастухов была широко распространена мохнатая шапка из вчинк. Как и у других народсЕ Северного Кавказа, чеченцы и ингу-п носили башнки. Скроенный б форме треугольного мешка, башлык адевался на голову поверх голоеного убора, а в сильную непогоду ашлыког.: забывали почти Есе лицо, оставляя открытой только лобную асть лиха.
§4 посвящен описанию мужской обуви. Общее название обуви в айнахском языке - "мачаи". ?«ужская обувь шилась из разных сор-ов кожи /сыромятины. сафьяна, юфти/, как местной выделки, так и скупной. Наиболее распространенной была обувь из сырсмятины /"не-арамачаш"/ разного покроя. Чеченцам и ингушам были характерны собые сандалии с плетенной подешвой /"хулчи"/- Такой обувью поль^'. овались охотники, пастухи, так как на склонах гор нога в такой -буви не скользила.
В богатых семьях носили обувь из сафьяна. Состоятельные горы обували сафьянные сапоги с высоким голенищем и многослойным аблуком. 3 качестве домашней обуви шилась обувь из войлока в ви-э высоких косок. Специальных мастерских по пошиву обуви у вайна-эв в исследуемый период, по-видимому, не было. Обувь умели шить каждой семье. Но в том, или в ином ауле были свои признанные
мастера, которые своим мастерством не уступали мастерам-ремесленникам соседних'северскавказских народов.
§5'посвящен анализу одежды мальчиков.
В одежде мальчиков присутствовали те же основные элементы Что и в костюме взрослых: рубаха /"коч"/, бешмет /"г1овтал" -, "гХавтал" - кнг./, ремекь/"доьхка" -чеч,, "т1ехкар" -;шр./, головные уборы - шапки /"куй" - чеч., "кий" - икг./, ште -Кы /"хеча" -- чеч., "хачи" - инг./, носки /"пазат"/. По покрою она'мало отличалась от одежды взрослых. В отличие от детской одежды ингушей, в Чечне бытовали платья-рубахи туникообразного 'йокроя 'с горизонтальными застежками, которые носили в качестве "верхней одежды. 1Яапки были из кожи, войлока, ткани, комбинирова иые-йэ этих материалов, были известны и летние шапки типа тюбетеек.
Обуьь детская отличалась от обуви взрослых только размерами.
Четвертая глава - "Кенская одеяща" - посвящена изучению ос новных видов л-.енской одеады чеченцев к ингушей ХУ1-начала XIX века.
В § 1 рассматривается нательная одежда вайпахских женщин. Комплекс женской нательной одежды включал нижнюю рубаху /"коч"/ и длинные штаны /"хеча" - чеч., "хачи" - инг./. Этими предметами в сочетании с головным убором женский костюм ограничивался в домашних условиях. Покрой рубахи, надевавшейся непосредственно на тело, был туникообразным. Ворот имел несколько вариантов: 1/ горизонтальный с осевым разрезом на груди; 2/в форме скошенного к груди.треугольника;3/круглый с боковым разрезом на груди. Фор ыа рукавов:-1/ДЛ1шные, прямые; 2/прямые, короткие; 3/ прямые, длинные с манжетами..Туникообразные рубахи - наиболее архаичный пласт в вайнахской женской одежде.
Обязательным элементом нательной одежды женщин были итаны. По покрою выделяются Два типа: 1 - со вставкой между штанинами и широтскм шагом; 2 - узкие, без вставки. Все итаны закреплялись на поясе одинаковым способом: с помощью специального шнура, продетого по верхнему краю. По цвету женских штанов можно определи' возрастные и социальные признаки: замужние носили голубые, стар; хи - темные, полосатые, девочки - белые штаны. Богатые предпочи. тали в основном красный и черный цвета.
§ 2 включает характеристику основной верхней женской одеж-. , которая была довольно разнообразной. В качестве повседнев-->1 верхней одежды женщины носили рубахи-платья тунккообразного фоя, изготавливаемые из домоткаши тканей, а в более состоя-пышх семьях из дорогих привозных /шел::, атлас, бархат в т.д./. покрою выделено несколько типов: 1 - тунккообразный с крут-•л воротом и глубоки/ разрезом с декоративными застежками в рме горизонтальных планок из тканого шнура. Ворот и разрез вывались шелковыми нитям;:. Внутри данного типа выделяются вариан-; 2 - туникообразный /усовершенствованный/: стан состоял из ех полотнищ. Ворот круглый, чуть скошенный к груди. Горизонталь-е застежки расположены очень близко друг к другу /17 рядов/; !- тунккообразный с боковыми вставками-клиньями, идущими от- по-а до подола. Ворот скошенный к груди с осевым-разрезом*, засте^ вающимся на пуговки. В женских верхних, платьях-: четко; просле--ваются локальные особенности, га можно соотнести.с- конкретнкди нкческЕМИ группа!.®: платья-рубахи с горизонтальны}/:: застежка--и боковыми клиньями-вставками от пояса вниз, четко- связывают-с территорией Чечни, а в ¡'лгушетии известны, платья-.рубахи: з горизонтальных застелсек, с боковыми клиньями-озставкамк,. югу--г.с! от подмышек вниз.
Другой вид верхней одежды, бытовавший в исследуемый пери-., на всей территории современной Чечено-Ингушетии, был бешмет, о шелк кз тканей местного произзодтсва, а также из привозных герпалов. По покрою можно выделить несколько типов- женских пов-. цневных и праздничных бешметов-: 1 - типа черцески/, утеплен-, 5 шерстью или ватой,, с глубоким-запахом-, без застежек-,, опоясан-£ кушаком; 2 - тункхообразныДу расширенный книзу- за. счет боко-£ клиньев. Ворот скошенный к- груди- застегз!ва&тся- до пояса. Ееш -г вертикально простегивался;- 3 -. праздничный бешмет-, сшитый из эх полотнищ, сильно приталенный со скошенными бортами;. 4 - празд-шый бешмет:' верхняя часть сшита до фигуре,, нижняя; расширялась счет боковых клгаьев. Ворот скошен к труди. Рукава короткие, гуовальные со сквозным разрезом /"распашные"/; 5 ^бешмет сшит фигуре, нижняя часть расширяется-, боковыми вставкаш-^клиньями, бокал: на подоле разрезы. Рукава короткие.. Ворот треугольной >мы, застегивается до пояса..
В особый праздничный тип выделяется девичий костюм чеченцев
и ингушей - "г1абали" или "пслшу" /чеч./, "чукъи" /инг./. По материалам аухеологических раскопок это одеяние встречается на территории Чечено-Ингушетии с середины .ХУШ века.
В качестве верхней одегда вайнахские женщины носили душегреи /"силга"/, овчинные шубы.
В § 3 дается описание основных видов головных уборов вай-нахских женщин. Головные уборы были непременной частью женского костюма, и подразделялись на: 1 - колпакообразные высокие головш уборы "кур-харс"; 2 - шали и платки, надеваете непосредственно на голову; 3 - сочетание платка и чухты; 4 - сочетание шали с шапочкой. Дре.знейшим среди названных является головной убор "кур-харс", который характерен только ингушским женщинам. Он делался из тонкого войлока, кожи или бересты, обтягивался яркой тканью, украшался перевязью, круглой выпуклой бляхой. Имел форму рогов, клюва, колпака. Тыльная часть "кур-харса" украшалась золотным шитьем, кускам»; дорогих цветных тканей. Убор закреплялся на шее ткаными лентами.
Платки и шали носили и молодые и старце. Тонкую ш:лъ с конусовидной выпитой золотым шитьем шапочкой одевали ингушские девушки вместе с "чута>и". Чухту /головной убор в форме вытянутого прямоугольника/ носили только замужние женщины и старухи.
§ 4 посвящен анализу женской обуви. Ее изготавливали из различного материала: войлока, шерсти, сыромятины, сафьяна и т.д. Наиболее распространенной повседневной обувью были чувяки /"к!ар-хаш"/ со швом на заднике и носке из одного или нескольких кусков ■кожи. Женщины также носили невысокую обувь с волосяным покроем на подошве /"симхьа"/, сандалии из сыромятины с плетеной пяткой /типа мужских "хулчи"/. В состоятельных семьях обувь разного покроя шили из сафьяна. В домашних условиях молодые нос:ип шлепанцы /"пошмакхаш"/, часто украшенные вышивкой их-одевали как праздничную обувь. Богатые женщины носили и сафьянные сапоги, по покров идентичные мужским, но с более широким и невысоким голенищем. На подъеме- ноги сапоги украшались естественными складками кожи. Летом обувь носили на.босую ногу, застилая ее мягкой травой, лист яш кукурузы или одевали холщовые носки. Зимой носили вязаные нос ки из шерсти и пуха. Зимней была и обувь типа валенок, изготовлен нал из шерсти /"б1оржамаш", "уокхиеш"/.
В § 5 рассматривается одежда девочек. По покрою она не отли-
алась от одежды взрослых. В качестве нательной'носили тунико-бразного покрся рубахи /белый холст, крашенина и др./, а так-е штаны с узким шагом. Верхнее платье тоже било туникообразно-'0 покроя, но из пестрых тканей. Оно часто вышивалось геометри-еским или растительным орнаментом. В холодную пору носили бёш-;еты со скошенными бортами и боковыми вставками-клиньями. От во-юта до пояса бешметы, застегивались декоративными застежками с 5ахромой на концах. Головными уборами были небольшие платки из ¡ерсти или хлопчатобумажных тканей. Их часто украшали бахромой 1а концах. Обувь девочек практически не отличалась от обуви маль-
1ИК0В.
Одежда девочек дополнялась различным! оберегами, амулетам, соторые должны были защитить кх от сглаза и болезней.
В "Заключении" подводятся основные итоги проведенного исследования. 1
Традиционная одежда чеченцев к ингушей складывалась на протяжении многих веков, отражая этническую принадлежность, среду обитания, уровень социально-экономического развития, различные контакты с другими народам', и т.д.
Довольно хорошо былк развиты домашние промыслы связанные з изготовлением одежды. В основном, для шиться одежды кспользо-валпсь местные материалы. У вайнахов было развито ткачество, косвенное дало, войлочное производство. Горцы производили ткани разных сортов как из шерсти, так и из волокон технических культур. Знакомо было Еайкахам и шелководство. Кроме того, традиционно использовались материи привозимые из разных стран.
Основными элементами комплекса мужской одежды были нательная /рубахи, штаны/, верхняя /бешметы, черкески, тулупы, бурки, закидки/, а также головные уборы и обувь. Мужская одежда имея /ного обших черт с обиекавказской, в то же время отражала локальные и социальные отличия. Эти различия выражались в употреблении дорогих, привозных тканей при изготовлении одежды, в цвете .гатериала, $очме головных уборов и т.д.
Обувь отличалась большим разнообразием и по материалу /кока, войлок, шерсть и др./, и по покрою. Мужская и женская обувь ■плела много общего, отличалась лишь в деталях.
Комплекс женской одежди включал нательную /туникообразного юкроя рубахи, штаны с. узким и широким шагоад/, верхнюю одежду
/платья-рубахи, бешмета, овчинные :иубы/, а также головные уборы обувь. Женская одежда 'отличаясь'разнообразием, имела локал нне варианты, обусловленные хозяйственно-бытовым укладом, этни ческой спецификой, внешними сеязями. Наряду с локальными особенностями в женской традиционной одежде чеченцев и.ингушей про являлось'а .влияние иноэ'тйичных территорий. Особое влияние кос-тш ^аЖнахских-жендан испытывал со стороны осетин, адыгейцев, народов Дагестана, Грузии. Сходство:в"традиционной одежде в ба ■Шей "степени проявляется у чеченцев с народами Дагестана, горной 'Грузии, у ингушей— с одеждой осетинского народа. Заметное алия "-яке наблюдается и со стороны Средней Азии и народов Ближнего •Востока, что^выражалось.не только в наличии общих элементов, спс -собах-ее украшения, но и, нередко, в терминологическом совпадении. В то же время, вайнахская традиционная одежда оказывала за-] метное влияние на костюм соседних народов. '
. Немаловажную роль -в ..вайнахской одежде играли украшения, ана "лйз"'которых позволяет .сделать вывод о том, что большинство их имеет местные истоки, генезис их прослеживается с древности. Однако некоторые виды украшений к предкам вайнахов с давних пор поступали-кз.Передней Азии, стран Ближнего Востока.
Анализ материалов по детской одежде свидетельствует о том, что по общей:конструкции она не отличалась от одежды взрослых. Здесь также присутствовали~все те основные элементы нательной и верхней одежды /за исключением некоторых/, которые были характерны и .для одежды взрослых. Украшению детской одежды, в особенности девочек, придавалось особое значение.
Общность исторических судеб народов Северного Кавказа, длительные "контакты, привели не только к сложению одинаковых форм общенациональной горской одежды, но и формированию сходных художественных вкусов. Анализ расцветок тканей, орнаментация, приемы шитья, .вышивок и т.д. ..приводит к выводу, что декоративно-прикладное искусство вайнахов имеет много общего с художественными традициями северокавказских народов, а также с другими народами нашей страны.
Проделанная работа по анализу и обощению всех доступных источников по одежде, бытовавшей на территории Чечено-Ингушетии в ХУ1 - начале XIX века свидетельствует, что традиционная одежда принадлежит к тем важным элементам материальной культуры вай-
ов, в которых ярко отразилась хозяйственная деятдтаю.сть нэпа, его культурные традиции, художественные вкусщ, мкрово.ззре-э и контакты с другими народами.
Помимо назваиких Еише факторов определенное влияние на тра-ционную одежду вайнахов, оказали и такие, как климат, географи-ская среда, Предки чеченцев и ингушей, приспосабливая свою пьтуру к климату, ландыайту, в большинстве случаев использова-рациональные, проверенные веками, формы одежды: костюм вай-хов был удобнытл, практичны/, без излишеств-, и в то же время асивым.
Б исследуемый период завершилось формирование традиционного стюма чеченцев и ингушей, который является богатейшим досто-ием духовной и материальной культуры- чечено-ингушского народа.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях:
1.. "Солнечный гребень" ингушских, женщин /о парадном головам уборе кур-харс/ // С3.1-- 1985. - Я 3. - С.104-114 /в соав-зрстве с В.Б..Виноградовым и Д.Ю.Чахкиевыц/.
2.. Некоторые формы археолого-краеведческой работы в сель-, сих школах. Чечено-Ингушетии //Археология и краеведение - вузу школе.. Тез.. докладов., - Грозный,. 1985., - С.22-23 /в соавторов с Р.А.Арсемиковой и С.Б.Бурковым/.
3. Начала археологического изучения горского костюма //Се-шсв - профессор-кавказовед, ученый-интернационалист., Тез., док-¡дов. - Грозный, 1986. - С.32-33.
4. Освещение некоторых вопросов торгово-экономических сея-!й вайнахов ХУШ в. в трудах Н.П.Гриценко //Профессор Н.П.Гри-¡нко - исследователь русско-вайнахского исторического единст-
; и классовой борьбы в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Тез. жладов. - Грозный, 1987. - С..7-8.
5. Детская одежда вайнахов ХУП - начало. XIX в. /по археоло-ческим материалам/ //Археология и вопросы хозяйственно-эко-мической истории Северного Кавказа.. - Грозный, 1987. - С.89-
6. Ткани российского производства в скяеповых могильниках рной Чечено-Ингушетии в ХУП-ХУП! вв //1588 год - важная веха
пути становления русско-вайнахского. историко-государственно-
го единства. Тез. докладов. - Грозный, 1988. - С.38-39.
7. Из истории русскс-вайнахских связей в ХУ1-ХУШ вв /по материалам погребальных сооружений/ //Из истории русско-северокавказских связей /К 1000-летию первого упоминания в летописи Тмутаракани/. Тез. докладов. - Краснодар, 1988. - С.35-36 /в соавторстве с Д.Ю.Чахкиевым/.
8.Примеры и методы атеистической и интернациональной работы в сельской школе //Атеистическое и интернациональное воспитание в преподавании исторических дисциплин. - Грозный,1988. -С.71-73 /в соавторстве с Х.Ш.Техиевой/.
9. Одезда чеченцев и ингушей в ХУП-ХУШ вв. Буклет. - Грозный, 1988 /в соавторстве с Д.Ю.Чахкиевым/.
10.Из истории русско-вайнахских взаимоотношений конца ХУШ-середины XIX века /по материалам горской одежды/ /./Чечено-Ингушетия в составе России в конце ХУШ - середине XIX века. Тез. докладов. - Грозный, 1989. - С.9-11.
И.Еенская одежда горной Чечено-Ингушетии в ХУП-ХУШ вв //Тра диционная материальная культура Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1989. - С.103-112 / в соавторстве с З.А.Мадаевой/.
12.Структурный анализ тканей из наземных склепов Цой-Педе и Коротха /горная Чечня/ //Университетская экспозиция результатов новостроечных и охранных археологических работ 1989-1990 годов /аннотации сообщений/. - Грозный, 1991. - С.16.