автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Одежда юкагиров

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Жукова, Людмила Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Одежда юкагиров'

Текст диссертации на тему "Одежда юкагиров"

' /

\ /У

^ " • ? : С чЭ Г

Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова

На правах рукописи

ЖУКОВА Людмила Николаевна

Одежда юкагиров: генезис и семантика !

Специальность 07.00.07- этнография, этнология и антропология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Якутск 1999

Оглавление

Введение. Постановка проблемы. Историография и источники. 3

Глава 1 Генезис одежды юкагиров в свете этнической истории

народов Сибири 17

1.1. Юкагиры - потомки позднепалеолитического населения Северо-Восточной Азии 17

1.2. Одежда глухого типа у юкагиров. 35

1.3. Одежда глухого типа у тунгусов Северо-Восточной Азии. 47

1.4. Использование глухой одежды якутами и русскими Средней

и Восточной Сибири. 53

Глава И. Распашная одежда юкагиров и особенности ее украшения. 65

2.1. Женская одежда 76 летняя женская одежда 76 зимняя женская одежда 115

2.2. Мужская одежда 125 летняя и зимняя мужская одежда 126

2.3. Особенности юкагирской одежды 146 Заключение 165 Список использованной литературы 173 Список сокращений 181 Приложение 1. Таблицы I- XXXIX 183 Приложение 2. Русско-юкагирский терминологический словарь 222

Введение

Общий экономический кризис, переживаемый Россией накануне XXI в. на фоне кризиса материальной и духовной культуры, глубоко поразил сферу прикладного искусства одного из малочисленных народов Севера - юкагиров. Веками передававшееся от поколения к поколению искусство шитья одежды и предметов быта из природных материалов: меха, шкур, кож животных, птиц и рыб - сегодня находится на грани исчезновения.

В настоящее время юкагиры проживают в двух северных улусах Республики Саха (Якутия) и на Чукотке. Это три родственные между собой группы юкагирских племен. Лесные (таежные, или верхнеколымские) юкагиры называют себя одул, что означает "сильный". Местом их компактного проживания является с.Нелемное Верхнеколымского улуса РС(Я). Некоторая часть одулов живет в п. Зырянка этого же улуса и в п.Сеймчан Магаданской области. По данным переписи 1989 г. численность одулов составляла 186 человек \66,с.17\. Это потомственные охотники на лося, дикого оленя и рыболовы. Кроме собаки, домашних животных не имеют.

Тундреные юкагиры называют себя вадул, что означает то же, что и одул. Вадулы живут в с.Андрюшкино и пос.Черском Нижнеколымского улуса РС(Я). Основное занятие - домашнее оленеводство, охота и рыболовство. Численность тундреных юкагиров составляет 263 человека \66, с.17\.

Чуванцы - обрусевшие юкагиры долины р.Анадырь в Чукотском национальном округе. В ХУШ-Х1Х вв. смешались с русским населением, утратили традиционные промыслы и язык. Численность

чуванцев по переписи 1989г. составляла примерно 1500 человек \5,с.18\.

Предметом настоящего исследования является одежда лесных юкагиров-одулов, живущих в с. Нелемное и пос. Зырянка Верхнеколымского улуса РС(Я). В 1986 - 1993 гг. у этой группы юкагиров автором собран полевой материал по одежде, фольклору , религии. Полевые материалы по одежде одулов составляют основу настоящей диссертации. Кроме того, используются опубликованные в научных изданиях данные по одежде тундреных юкагиров и чуванцев.

Основой присваивающего хозяйства лесных юкагиров-одулов является охота на диких копытных животных - лося, дикого оленя, горного барана. Сырье, получаемое в результате промысла крупных млекопитающих, было традиционной основой для изготовления одежды, сумок, покрытий жилищ и прочих изделий из мягких материалов. Использовались шкуры пушных зверей, медведя, росомахи, волка, шкурки птиц, кожа рыб. Готовую одежду и оленьи шкуры юкагиры получали в обмен или в подарок от эвенов, кочевавших со стадами домашних оленей в Колымском округе. Меновая торговля с эвенами обеспечивала юкагирских мастериц необходимыми для шитья одежды оленьими шкурами и кожами, камусом, сухожильными нитками, подшейным волосом. Разрушение в середине XX в. существовавших экономических связей с эвенами-оленеводами и последовавший вслед за этим острый дефицит сырья при увеличении объема ввозимых тканей и готовых изделий, ускорили начавшийся еще в конце XIX - начале XX вв. переход на европейский тип одежды. Ныне европейская одежда вытеснила национальный костюм лесных юкагиров практически из всех сфер бытования, за исключением праздничной и, отчасти, промыслово-дорожной.

Современные юкагирские мастерицы для изготовления национальной праздничной одежды используют преимущественно покупные ткани, бижутерию, тесьму, что влечет за собой значительные отступления от веками существовавших канонов конструирования, шитья и украшения одежды, Отсутствие необходимого сырья и стремление к декоративности при забвении и игнорировании (в силу, например, трудоемкости) традиционных приемов привели к тому, что одежда современных лесных юкагиров значительно отличается от образцов одежды одулов конца XIX -начала XX вв. Почти утерянной оказалась символика отдельных частей и всего костюма в целом, выветрилась и ослабла смысловая значимость подвесок, орнамента и металлических украшений. Одновременно усилилось влияние декоративных традиций соседних этносов.

В результате перестроечных процессов в политической, экономической и духовной жизни нашего общества, начавшихся с середины 80-х гг , возрос интерес лесных юкагиров к родному языку, фольклору, национальным обычаям и празднествам. Встал вопрос восстановления почти утраченной национальной одежды.

В настоящее время отчетливо обнаружилось отсутствие специальных исследований юкагирского костюма как этнографического феномена; не исследованы вопросы генезиса одежды юкагиров от древних форм к современным и влияние одежды соседних этносов; не завершены систематизация и обобщение накопленного этнографического материала по одежде юкагиров; дальнейшего изучения требует вопрос семантической значимости орнамента, украшений, покроя и в целом всего юкагирского костюма. Отсутствуют справочная и учебная литература

Малоизученность вопроса обуславливают актуальность

предпринятого исследования.

Основной целью работы является реконструкция и анализ типов юкагирской одежды и ее семантики в контексте традиционных представлений юкагиров. Для достижения этой цели ставились и решались следующие задачи:

- изучение одежды как важнейшей части материальной культуры народа в тесной связи с общественно-экономическим укладом и природно-климатическими условиями;

- реконструкция древних типов одежды юкагиров ;

- попытка в общих чертах представить эволюцию одежды и ее атрибутов;

- определение этнических контактов с другими народами и анализ одежды и ее украшений с точки зрения этногенеза народа;

- реконструкция космогонических представлений юкагиров на основе анализа орнамента и украшений одежды.

Для написания работы были использованы источники нескольких видов: 1) публикации и научные издания по теме исследования отечественные и зарубежные; 2) коллекции музеев; 3) архивные материалы; 4) полевые материалы автора.

В научной литературе сведений по одежде юкагиров опубликовано значительно меньше, чем по другим народам Якутии. Специальные исследования по раскрою и украшению одежды не предпринимались, поэтому выборку интересующих нас данных брали из работ обобщающего характера.

Среди дореволюционных авторов можно отметить работы юкагира-чуванца А.Е.Дьячкова и политссыльного, исследователя В.И.Иохельсона.

Юкагир-чуванец А.Е.Дьячков, учитель из с. Марково на Чукотке, является автором историко-этнографического очерка "Анадырский край"\1892 гЛ. Автор очерка очень мало внимания уделяет традиционной одежде юкагиров, акцентируя внимание на вопросах истории, описании быта и религиозных воззрениях\ 16 \.

Развернутое описание одежды верхнеколымских и отчасти тундренных юкагиров в конце XIX- нач. XX вв. приводит политссыльный и исследователь В.И.Иохельсон в монографическом исследовании"Юкагиры и юкагиризованные тунгусы"\1910г.\ Участник Сибиряковской \1894-1896 гг.\, а затем Джезупповской \1900-1902 гг.\ экспедиции, В.И.Иохельсон собрал значительную коллекцию образцов юкагирской одежды, которая в настоящее время хранится в Американском Музее Естественной истории.

Исследователем описаны предметы гардероба юкагиров и аксессуары к ним по половозрастным признакам и по сезонам \31; 88\. Собранная и описанная В.И.Иохельсоном коллекция юкагирской одежды является в настоящее время наиболее полной этнографической коллекцией. Этот материал является базисным, во-первых, для характеристики одежды этого малочисленного народа на рубеже Х1Х-ХХ в., во-вторых, для сравнений и сопоставлений с одеждой этого народа, бытовавшей в последующие исторические периоды. Кроме того, эти материалы используются при применении ретроспективного метода в исследовании истоков древнеюкагирской культуры, в т.ч. при реконструкции древней одежды.

В.И.Иохельсон впервые установил сходства между глухой одеждой палеоазиатов и распашной одеждой тундренных юкагиров. Юкагирскую распашную одежду наряду с оленеводством исследователь считает тунгусским заимствованием. В работе автор высказывает мнение о глухом типе одежды, как о древнеюкагирском.

В другой работе этого автора "Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе" \1900 г.\ также содержатся интересующие нас сведения \ 30 \.

Фотографии охотников и рыбаков, а также групповые, снятые В.И.Иохельсоном в различные моменты промысла и на отдыхе, опубликованы в "Очерке зверопромышленности и торговли мехами в Колымском округе" \1898 г.\ и в разделе о юкагирах в научно-популярной работе "Народы Азиатской России" \1926г.\ Они дают целостное визуальное представление о сезонной мужской и женской одежде верхнеколымских юкагиров в конце XIX - начале XX вв. \ 32; 33; 87 \.

С созданием в советском государстве сети научных учреждений, организаций и обществ, этнографическое изучение народов Якутии, в том числе юкагиров, становится систематическим. Среди авторских этнографических работ обобщающего характера, вопросов одежды юкагиров и ее украшений касались Г.А.Попов \64; 65\, Н.И.Спиридонов ( Тэки Одулок) \ 75; 76 \, C.B. Иванов \ 28 \, А.Н.Лаптев \ 45 \, Ю.Б.Симченко \73\, В.А.Туголуков \ 77 \ , Н.И.Каплан \37\, А.А.Бурыкин\ 5; 6; 7\. Изданы коллективные монографии, в том числе включающие материалы традиционной одежды лесных и тундреных юкагиров \ 34; 53; 71 ; 86 \.

Писатель и ученый, верхнеколымский юкагир Н.И. Спиридонов \Тэки Одулок\ в историко-этнографической работе "Одулы (юкагиры) Колымского округа" \1930 г. - изд. I и 1996 г.- изд. 2\ и научно-популярном очерке "На Крайнем Севере" \1933 г.\ приводит краткое описание предметов гардероба юкагиров. Он указывает на большое влияние культур Дальнего Востока на национальную культуру, в т.ч. одежду одулов \ 75-76V

В "Историко-этнографическом атласе Сибири"\1954 гЛ собраны и систематизированы юкагирские этнографические материалы и фотографии по разделам "Верхняя одежда", "Головные уборы", "Орнамент". Выделены два типа раскроя распашного кафтана; отмечены особенности, отличающие юкагирский кафтан от эвенского и эвенкийского. Авторы выделили несколько типов раскроя юкагирского капора, при этом было отмечено, что различия носят территориальный характер. Приведена таблица юкагирских орнаментов \34\.

Развернутую характеристику орнаментального искусства юкагиров дал С.В.Иванов \1963 гЛ. Он выделяет основные мотивы орнамента юкагиров и сопоставляет орнаментальное искусство юкагиров и соседних народов. Выявляются параллели чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские и западносибирские \28\.

В 1959 г. в Верхнеколымском и Нижнеколымском улусах ЯАССР работала научная экспедиция СО АН СССР. По итогам экспедиции были опубликованы две работы, в которых затронуты вопросы национальной одежды лесных и тундренных юкагиров: статья "Юкагиры" \1961 гЛ переводчика-юкагира А.Н.Лаптева \45\ и коллективный историко-этнографический очерк "Юкагиры" \1985 г.\. В очерке сопоставлена одежда конца Х1Х-нач.ХХ вв. с одеждой одулов середины XX в., при этом отмечается почти полная замена национальной распашной одежды европейским костюмом. Обнаружены некоторые особенности, сближающие женскую зимнюю одежду тундренных юкагиров с глухой палеоазиатской одеждой \86\.

Вопросы одежды аборигенного населения Северной Евразии, в том числе юкагиров, на фоне широких исследований в области этногенеза арктических народов , этнографии и лингвистики рассмативал Ю.Б.Симченко в работе "Культура охотников на дикого

оленя Северной Евразии" \1976 г Л . Привлекая материалы по одежде самодийских, угорских и чукотско-камчатских народов, Ю.Б.Симченко высказал предположение о двух первоначальных типах северной одежды - глухом и распашном. Окончательное решение этого вороса исследователь связывает с выявлением и изучением одежды праюкагиров Y73, C.182V

Впервые обобщены сведения о юкагирской одежде глухого типа в книге В.А.Туголукова "Кто вы, юкагиры?" \1979 г.\. Эту одежду автор считает чукотским заимствованием Y77, C.89-93V

В работах Н.И.Каплан \1980 г.\ "Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока" \37,с.58-61\ и коллективной работе "Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока" \1983 г.\ даются художественные и технологические особенности юкагирской одежды \71,с.143-146\.

Краткое описание глухой одежды чуванцев со ссылкой на А.В.Олсуфьева приводит А.А.Бурыкин \1993 г.\в очерке "Чуванцы" \5,с.20\.

В методологическом плане исключительный интерес представляет работа Н.Ф.Прытковой "Одежда народов самодийской группы как исторический источник." \1970 г.\. Исследовательница выявила особенности конструирования распашной и глухой одежды самодийских народов. Автор приходит к выводу, что распашная плечевая одежда является собственно самодийской и имеет южное происхождение, а глухая одежда самодийцев появилась под влиянием как природно-климатических условий Севера, так и древней глухой одежды аборигенного населения. Автор выявляет несколько способов трансформации распашной одежды самодийцев в глухую и проводит параллели с глухой одеждой северо-восточных палеоазиатов \67\.

В диссертационной работе привлекаются данные смежных дисциплин: археологии, фольклористики, лексикологии. Просмотрены словари \ 10; 13; 14; 44; 49; 68; 74; 78 \. Для реконструкции языческих представлений древних юкагиров использованы материалы писаниц бассейна р.Лены и Забайкалья \ 47; 59; 60; 61; 62 V

Вторым видом использованных источников являются музейные коллекции. Были просмотрены коллекции нескольких музеев Республики Саха (Якутия): Якутского Государственного музея истории и культуры народов Севера (г. Якутск), музея Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН (г.Якутск), Музея музыки и фольклора народов Якутии (г.Якутск), районного музея п.Зырянка Верхнеколымского улуса РС(Я) и музея при национальной юкагирской средней школе им. Тэки Одулока в с.Нелемное Верхнеколымского улуса. При этом обнаружилось, что ни один из этих музеев не обладает сколько-нибудь значительными фондами юкагирской одежды как в количественном, так и в качественном отношении. Только музей Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН имеет относительно полные комплекты современной мужской и женской зимней распашной одежды тундреных юкагиров (двойная плечевая одежда, передники, головные уборы, обувь, рукавицы). Большая часть музейных экспонатов изготовлена во второй половине XX в. и отражает современное состояние женского рукоделия юкагиров.

Использована каталожная карточка № 667 по одежде юкагиров из Лейпцигского музея (Германия).

Кроме музейных, были использованы архивные материалы. В рукописном фонде архива Якутского научного центра СО РАН хранится машинописный текст перевода с анг. языка работы И.В.Иохельсона "Юкагиры и юкагиризованные тунгусы" \ 31; 88 \, в

которой содержатся собранные исследователем данные по духовной и материальной культуре, в т.ч. иллюстративные материалы по одежде лесных и тундреных юкагиров конца XIX -начала XX вв. Перевод осуществлен Н.А.Мальцевой в 1945-1946 гг.

Полевые материалы собраны автором в с. Нелемное и п. Зырянка Верхнеколымского улуса РС(Я) в 1986-1993 гг. Это записи распросов и рассказов юкагиров, преимущественно женщин и мужчин старшего и среднего возраста: А.В.Слепцова1 (1930 г.р.), В.Г.Шалугин2

(1935г.р.), |Ф.А.Шалугина31, [Н.Н.Дьячков4!, [Д.Г.Дьячков^

[Д.И.Егорова6!. |В.К.Спиридонов71. А.И.Шадрина8 (1915г.р.), Е.Н.Дьячкова9 ( 1918г.р.), Н.М.Лихачев10 (1915 г.р.), В.В.Филатова11 (1929 г.р.), В.Б.Буданова12 (1936 г.р.), Г.Б.Шпак13 (1943 г.р.), Л.Н.Демина14 (1950 г.р.); зарисовки наших информантов и наши собственные, черно-белые фотографии и цветные слайды.

В прошлом каждая юкагирская женщина владела приемами шитья национальной одежды и предметов быта. В настоящее время изготовлением национальной одежды юкагиров, шитьем сумочек, ковриков, сувениров занимаются несколько мас