автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Омские писатели на страницах газеты "Рабочий путь" ("Омская правда") в 1921-1953 годах
Полный текст автореферата диссертации по теме "Омские писатели на страницах газеты "Рабочий путь" ("Омская правда") в 1921-1953 годах"
На правах рукописи
Адабир Ольга Александровна
ОМСКИЕ ПИСАТЕЛИ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «РАБОЧИЙ ПУТЬ» («ОМСКАЯ ПРАВДА») в 1921-1953 годах
Специальность 10.01 Л 0 - журналистика
4В42310
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
7 ДПР 2011
Екатеринбург - 2011
4842310
Работа выполнена на кафедре филологии, журналистики и массовых коммуникаций НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»
Научный руководитель доктор филологических наук, профессор
Акелькина Елена Алексеевна
Официальные оппоненты доктор филологических наук, профессор
Снигирева Татьяна Александровна кандидат филологических наук Мандрика Юрий Лукич
Ведущая организация ГОУ ВПО «Челябинский государственный
университет»
Защита состоится 12 апреля 2011 года в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 212.286.09 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВГТО «Уральский государственный университет им. A.M. Горького» по адресу: 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, комн. 248.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. A.M. Горького».
Автореферат разослан 11 марта 2011 года.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент Х^и^ Б.Н. Лозовский
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Современный журналистский процесс характеризуется повышенным давлением со стороны электронных СМИ и устойчивой потерей интереса читателей к печатным изданиям. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ, основной для российских масс-медиа является «проблема доверия» в глазах читателей и зрителей, каждый четвертый опрошенный не доверяет никаким источникам информации. Так, если в 2005 году только для 21% москвичей и петербуржцев (9-12% - для жителей остальных регионов России) Интернет являлся основным источником информации, то в 2010 году доля регулярных пользователей Интернета достигла уже 38%.
Такое положение, но мнению автора диссертации, связано с изменением основной содержательной модели СМИ, которые предпочитают скорее информировать, а не анализировать. Можно отметить также нарушение традиционных для отечественных СМИ связей с читателем, где пресса исполняла роль собеседника, друга, или в советское время - пропагандиста политической линии власти.
Одной из важнейших традиций русской журналистики была тесная связь с литературным процессом. Достаточно вспомнить, что многие русские писатели работали в качестве журналистов. Кроме того, было постоянным и участие местных литераторов в региональной прессе. Они активно формировали культурную традицию как в целом в стране, так и в регионах.
Следует также отметить, что серьезная проблема «писатель в газете» не получила достаточного отражения в научной литературе (В.Б. Шкловский, К.А. Федин, Б.И. Есин и др.). В XX веке региональные газеты участвовали в формировании культурных традиций в Сибири. В немалой степени это было достигнуто благодаря работе в периодических печатных изданиях или сотрудничеству с редакциями наиболее одаренных журналистов, ставших впоследствии известными писателями.
Одним из таких изданий была газета «Рабочий путь» («Омская правда»). Она стала неотъемлемой частью региональной культуры и литературы, обеспечивала воспроизведение связей между регионами и центром. Номера издания стали самобытными страницами сибирской журналистики благодаря ее авторам- Г.А. Вяткину, Л.Н. Мартынову, С.П.Залыгину, П.Н. Ребрнну. Т.А. Гончаровой и др.
Участие местной интеллигенции в подготовке номеров издания «Омской правды» способствовало восприятию редакции как одного из центров культурной жизни Омска. Еженедельно в так называемые литературные четверги анализировались произведения молодых и известных омских авторов. Работа в редакции, глубокое изучение фактов и явлений жизни Западной Сибири в ходе командировок находили естественное отражение в творчестве писателей.
С газетой связаны имена многих писателей. В ней были опубликованы материалы, подготовленные Г.А. Вяткиным, ПЛ. Дравертом, Л.Н. Мартыно-
вым, Е.А. Мининым, Я. Озолиным, К.Я. Бежицким, В.Г". Утковым, Н.С. Раков-ским, Б.Я. Бу.хштабом, Н.Д. Вигилянским, М.К. Юрасовой, М.Е. Будариным, СП. З&чыгиным, П.Н. Ребриным, Н.М. Бутовым, Т.А. Гончаровой, С.И. Вере-мее.м, S.A. Малочевским, Е.И. Беленьким, Н.М. Почивалиным. Так, ЛЛ. Мартынов, Е.И. Беленький работали в газете в качестве литературных консультантов, Б.А. Малочевский, П.Н. Ребрин, Т.А. Гончарова являлись сотрудниками различных отделов редакции. В начале творческой карьеры доктор исторических наук, профессор, писатель М.Е.. Бударин трудился корреспондентом «Омской правды», самого крупного общественно-политического печатного издания региона.
И хотя первый номер «Рабочего пути» («Омской правды») вышел в марте 1917 года, до сих пор нет ни одного научного труда, посвященного его богатой истории. Деятельность редакции не изучалась с точки зрения формирования журналистской школы, ставшей важным этапом в процессе становления писателей.
Состояние и степень разработанности проблемы.
Сотрудничество писателей в редакциях газет исследуется учеными на протяжении многих десятилетий. В научном сообществе историков журналистики постоянно появляются новые данные относительно возникновения этого ценного творческого союза. Большинство историков (A.B. Западов, Б.И. Есин, М.М. Ковалева, О.Д. Якимов и др.) придерживается той точки зрения, что взаимосвязь литературы и журналистики уходит корнями в XVIII век, когда в издании газет и журналов самое активное участие принимали поэты, критики, философы, историки.
В XIX веке традиция сотрудничества писателей с газетами и журналами была сохранена: в изданиях работали и печатали произведения Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, К.Ф. Рылеев, В.Г. Белинский, A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь. H.A. Некрасов, А.И. Герцен. И.И. Панаев, Н.П. Огарев, М.Ю. Лермонтов, И.С.Тургенев и др. Они были достаточно свободны в суждениях, пропагандировали революционно-демократические идеи,. реалистическую эстетику. И все же в литературных кругах отношение к писателям-журналистам было неоднозначным. В этом плане показательно изучение . творчества Пушкина-журналиста. С одной стороны, критика обвиняла его: «Поэт променял золотую лиру свою на скрипучее неумолкающее труженическое перо журналиста»1. С другой стороны, близкий друг Пушкина С.А.Соболевский считал, что «мысль о большом повременном издании, которое касалось бы по возможности всех главнейших сторон русской жизни, желание непосредственно служить отечеству пером своим, занимали Пушкина почти непрерывно в последние десять лет его кратковременного поприща...»2.
'Последний год жизни Пушкина. Переписка, воспоминания, дневники. М. : Правда, 1988. СП.
"Гам же. С. 10.
В печатных изданиях XX века также сотрудничали лучшие представители творческой интеллигенции: Н.Г. Гарин-Михайловский, М.А. Горький, К.Д. Бальмонт и другие. В советском государстве сотрудничество писателя в газете или журнале приобретало новые формы: появлялись профессиональные союзы, творчество писателя было регламентировано политикой, проводимой руководством печатного издания. В то же время взаимоотношения «писатель-газета» носили массовый характер: творческих людей привлекали к изданию разного рода книг, к участию в конференциях, литературных вечерах, смотрах-конкурсах, работе в выездных редакциях.
В регионах выстраивание отношений между писателями и печатными изданиями происходило следующим образом. В Сибири и на Дальнем Востоке именно на 60-е годы XIX века пришелся расцвет газетной периодики, «возникли губернские «Ведомости» в Акмолинске, Благовещенске, Семипалатинске, Тобольске, Томске и других крупных городах»'. С 1871 года стали выходить в свет «Акмолинские областные ведомости» (в состав Акмолинской области входил Омский уезд). В лом печатном издании сотрудничали представители местной интеллигенции. В газетах «существовали литературные отделы, различали также издания сатирические, педагогические, духовные, специальные и ученых обществ и т.д.»", что способствовало привлечению к сотрудничеству литераторов, краеведов, критиков, философов.
Деятельность редакций сибирских газет рассматривалась п работах Г.А. Казариной. Л.С. Любимова. Ю.Л. Мандрики, Н.В. Жиляковой, H.H. Морозовой, М.П. Мохначевой, С.Ю. Передовой, В.В. Шевцова и др. Особенностям литерату рного процесса в Сибири посвящены труды Б.А. Чмыхало, H.H. Яновского, В.П. Грушкина, С.Н. Поварцова, B.C. Вайнермана, Е.И. Беленького, Э.Г. Шика"'. Но в них нет целостного рассмотрения сотрудничества писателей с газетой «Рабочий путь» («Омская правда»), возможностей их влияния на литературный процесс в регионе. Работы местных исследователей, таких, как Т.Г.Леонова. М.Е. Будар и н, А.Э. Лейфер4, посвящены некоторым фактам из
'Якимов. О.Д. Печать национальных регионов Сибири и Дальнего Востока: от возникновения до наших дней / О.Д. Якимов. Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма РАН. 2000. С. 30.
'Станько. А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России (XVIII в.-60-е гг. XIX в.)/А.И. Станько. Ростов, 1986. С. 183.
См.: Чмыхало, Б.А. Литературный регионализм / Б.А. Чмыхало. Красноярск : КГПИ, 1990. 80 с. ; Яновский. И.Н. Материалы к словарю «Русские писатели Сибири XX века» : бнобиблиограф. сведения / Н.Н. Яновский. Новосибирск : Горница, 1997. 1S9 с. : Грушкин. В.П. Литературный Иркутск / В.П. Трушкин. Иркутск : Восточно-Сиб. кн. изд-во, 1981. 352 с. : Поварцов. С.Н. Нал рекой Тишиной / С.Н. Повариов. Омск : Кн. изд-во. ¡988. 150 с. ; Вайнерман, B.C. Один год из жизни Сергея Григорьевича Тихонова / B.C. Вайнерман // Сибирские огни. 2005. № 9. С. 192-199 ; Беленький. Е.И. Писатели моей земли / Е.И. Беленький. Новосибирск : Западно-Сибирское кн. изд-во, 1967. 176 с. ; Шик, Э.Г. «В холодной Сибири не так уж и холодно...» / Э.Г. Шик. Омск : Омское книж. изд-во, 1983. 192 с.
4 См.: Долгушин. А.П. Со временем сверяя шаг / А.П. Долгушин // Меж дней летящих: сб. очерков / сост. А.П. Долгушин. Омск : Кн. изд-во, 2003. 240 с. : Бударин, М.Е. Солдаты слова
истории печатного издания. Отдельные стороны работы писателей в газете отражены в монографии С.Г. Сизова, грудах Л.С. Кашиной, И. Петрова. Л.М. Флаума, Б.М. Юдалевича'.
Объектом исследования являю 1ся газетные публикации, созданные омскими писателями на страницах «Рабочего пути»-(«Омской.правды»).
Предмет исследования - жанровое разнообразие и проблематика этих материалов, влияние журнатнстской деятельности писателя на формирование культурных традиций региона.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - выявить специфику журналистской деятельности омских писателей. Для достижения поставленной цели ь ходе исследования необходимо решение следующих задач:
- определить специфику редакторской политики в региональной газете;
- воссоздать биографии писателей, сотрудничавших с «Рабочим путем» («Омской правдой»), ввести в научный оборот их журналистские работы;
- исследовать основную проблематику, жанры газетных публикаций, раскрыть своеобразие творческой манеры писателей-журналистов.
Методологическая база исследования.
При изучении газеты «Рабочий путь» («Омская правда») автор использовала работы исследователей истории журналистики Б.И. Есина, И.В. Кузнецова, Р.П. Овсепяна, Л.С. Любимова, К.В. Анисимова. Вклад в изучение сибирских и других региональных газет внесли Б.А. Чмыхало, Ю.Л. Мандрика, Е.С. Тимофеева. Т.Н. Масальцева, Б.Н. Киршин, O.P. Кулаков. Исследование жанров основано на работах А.Г. Бочарова, Б.П. Колмакова. A.A. Тертычного.
В работе использовались исторический, сравнительный, типологический, системно-структурный методы. Для сбора и обобщения конкретного фактического материала были применены эмпирические методы, такие, как контент-анализ. изучение интересов и ценностных ориентации.
/ М.Г. Кударнн // На ветрах времени. Омская журналистика: вчера, сегодня, завтра. Омск : Омский лом печати. 1999. 192 с. : Мудрик. М.С. XX век. Попы. Омск / М.С. Мудрнк. Омск . ООО «Полиграфический центр КА!1». 2008. 384 с. ; Федосенко. J1.С. Гол редактора / Л .С. Фелосенко // Омская правда. 1992. 10 марта : Леонова. Т.Г. Из литературной жизни Омска в голы Великой Отечественной воины / Т.Г. Леонова// Ученые записки Омского гос. пед. нн-та им. Горького. Из истории партийных организаций Западной Сибири. Выпуск 28. 1967. С. 137-149.
1 См.: Сизов. С.Г. «Двадцатый век - не для камина»: Историческая реконструкция с\льбы репрессированного литератора Бориса Леонова : монография / С.Г. Сизов. Омск : Изл-во ОмГПУ; 2008. 412 с. : Кашина. Л. Он не был в этой жизни пустоцветом / Л. Кашина // Сибирские огни. 2007, № 1. С. ¡51-160. : Петрова, Е.И. Леонид Мартынов - журналист / P.M. Петрова // Сын Гипербореи. Книга о поэте. Омск, 1997. 160 с. : Петров, И. Об омских диссидентах / И. Петров // Новое обозрение. 2002. № 13 : Флаум, Л.М. «Головырнно ..» и Говорилино / Л.М. Флаум // Омские перепутья: страницы истории. Омск : Изд-во ОмГПУ. 2001.105 с.
Использование различной методологии позволило решить задачи, поставленные в диссертационном исследовании.
Научная новизна исследования. Впервые представлен целостный анализ деятельности писателей-журналистов газеты «Рабочий путь» («Омской правды») в 1921-1953 годах XX века. Автором подробно рассмотрены эволюция структуры, редакционной политики печатного издания, степень влияния редакторов на формирование его содержательной модели, процесс становления омских писателей в качестве журналистов, собраны и систематизированы материалы, опубликованные в газете в рассматриваемый период.
Основные положения, выносимые на защиту:
- официальное издание «Рабочий путь» («Омская правда») внесло значительный вклад в формирование культурных традиций в регионе;
- писатели, сотрудничавшие с газетой, заметно обогатили тематическую и жанровую палитру публикаций печатного издания;
- редакторы печатного издания оказывали существенное влияние на формирование редакционной политики:
- в условиях политической цензуры газета «Рабочий путь» («Омская правда») являлась средством формирования нравственных, культурных и духовных ценностей.
Эмпирической базой диссертационного исследования стали выпуски газеты «Рабочий путь», начиная с 1921 года (в декабре 1934 года она была переименована в «Омскую правду» в связи с созданием Омской области). Это было ежедневное печатное издание, тираж которого достигал 80 тысяч экземпляров. Проанпизированы газетные номера с 1921 по март ¡953 года, всего 1983 материала. «Рабочий путь» («Омская правда») выбран в качестве объекта исследования, так как это единственное омское печатное издание, объединившее в авторском составе лучших представителей сибирской и российской интеллигенции, ставшее «кузницей кадров» для многих российских средств массовой информации.
Сотрудники «Рабочего пути» («Омской правды») журналистский опыт, полученный в Омске, использовали в дальнейшей работе. С.Г. Тихонов в течение двух лет был редактором «Рабочего пути», позднее он возглавлял газету «Красное знамя» в Тюмени, Омское книжное издательство, по совместительству был редактором журнала «Омская область». Игнат (Игнатий) Шипилло (Шипила) работал в «Рабочем пути», заведовал Омским отделением РОСТА. Уехав из Омска, он трудился редактором ряда газет в Белоруссии.
В ходе подготовки диссертационного исследования автором были подробно изучены архивы редакции газеты «Рабочий путь» («Омская правда»), личные фонды писателей (Г.А. Вяткина, Я. Озолина, Е.А. Минина, Е.И. Беленького, П.Н. Ребрина, Т.А. Гончаровой, Н.М. Бутова, Б.А. Малочевского, В.Г. Уткова), хранящиеся в Омском государственном литературном музее имени Ф.М. Достоевского, а также материалы фондов (№ 626,4748) Исторического архива Омской области.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1921 по март 1953 года. С 1917 и до !921 года регулярно менялись не только названия газеты («Известия Омского Совета рабочих и военных депутатов», «Известия Западно-Сибирского к Омского областных исполнительных комитетов Совета крестьян, рабочих и солдатских депутатов», «Советская Сибирь») и состав редакции, но и, как свидетельствуют историки1, в целом политическая ситуация была нестабильной (Октябрьская революция, Чехословацкий мятеж в 1918 году, прибытие в Омск адмирала Колчака, судебный процесс по делу членов правительства Колчака), это затрудняет выявление основных тенденций деятельности редакционного коллектива. По этой причине данный период исключен из сферы внимания автора.
Таким же переломным в истории страны и российской журналистики является 1953 год. В год смерти И.В. Сталина, как отмечает Р.П. Овсепян, в стране «создавалась крайне противоречивая ситуация». После смерти лидера государства, по мнению А.Н. Яковлева. Л.В. Макснменкова и др., завершился очередной период в развитии государства. В диссертационном исследовании автор придерживается периодизации в истории журналистики, предложенной Р.П. Овсепяном.
Практическая значимость исследования. Материалы данного диссертационного исследования могут быть полезными для изучения основных тенденций развития литературы и журналистики в регионах, воссоздания биографий омских писателей, а также для журналистов и работников современных печатных изданий, которые могут учесть опыт предшествующих поколений в освещении различной проблематики в СМИ. Кроме того, представленные материалы могут быть интересными для всех, кто у влекается изучением формирования культурных традиций, историей региональных средств массовой информации.
Апробация результатов работы.
Основные положения диссертации изложены в выступлениях автора на областной научно-практической конференции «Литературное наследие Сибири», посвяшенной ¡65-летию со дня рождения Н.М. Ядринцева, в Омском государственном литературном музее им. Ф.М. Достоевского (2007), второй региональной научно-практической конференции «Лингвистика. Коммуникация. Культура» в Омском государственном педагогическом университете (2009), международной конференции «Актуальные проблемы образования: международный опыт и перспективы сотрудничества» (2009), Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы фольклора и литературы» (2010). Основное содержание исследования отражено в девяти научных публикациях.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения, в котором указывается перечень журналистских работ, опубликованных писателями в газете «Рабочий путь» («Омская правда»).
'См.. напр.: Брычков. 13 А. Омская мочлик;] П А Брычков. Омск : Полиграфист, 2000 472 с.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обосновывается актуальность темы, дается общая характеристика степени ее изученности, указываются цели и задачи исследования, хронологические рамки, формируются положения, выносимые на защиту, определяются объект, предмет, раскрывается научная новизна и практическая значимость исследования.
Первая глава «История газеты «Рабочий путь» («Омская правда») посвящена подробному рассмотрению истории изучения деятельности газеты и процесса формирования редакционной политики.
В первом параграфе «Основные этапы развития печатного издания» раскрывается роль газеты в культурном и литературном процессах.
История «Рабочего пути» («Омской правды») воссоздана на основе изучения статей омских исследователей (С.Н. Поварцов. С.Г. Сизов, М.Е. Бударин, М.С. Мудрик, B.C. Вайнерман, А.П. Долгушин); публикаций печатного издания; материалов из фондов Омского государственного литературного музея им. Ф.М.Достоевского и Исторического архива Омской области, где выделены личные фонды С.Г.Тихонова, Е.И. Беленького, Б.А. Малочевского. Т.А. Гончаровой. Н.М.Бутова. АЛ. Оленич-Гнененко и других сотрудников газеты; документов, почерпнутых в архиве редакции.
Автором исследования отмечается, что присвоение печатному изданию названия «Рабочий путь», его переименование в «Омскую правду» после образования Омской области было типичным явлением для прессы советского государства. Таким образом, смена названия, на взгляд диссертанта, позволяет выделить в истории печатного издания «внутренний период» (1921-1934). Опираясь на периодизацию в истории журналистики, предложенную Р.П. Овсепяном. в работе выявлены следующие периоды:
Г) 1920-е годы - гсиета в «эпоху НЭПа» (с изданием сотрудничали А.П. Оленич-Гнененко. Г.А. Вяткин, А. Алдан-Семенов).
В диссертационном исследовании отмечено, что в то время содержание газетных номеров «Рабочего пути» зависело от политики, определенной губисполкомом и губкомом Р.К.П. (большевиков), а также Окрлита. Критическая оценка деятельности «Рабочего пути» встречается в докладах Окрлита (Омского окружного отделения по делам литературы и издательства)'. Весь печатный материал, в том числе рекламного характера, выпускаемый в свет, должен был иметь разрешительную визу Окрлита. Таковы условия, в которых приходилось работать творческим людям, писателям и журналистам.
Архивные документы свидетельствуют о том, что коллектив редакции еще. в 20-е годы XX века стремился к популяризации издания. В редакции особенно активно функционировали отделы «Красноармейская жизнь», «Рабочая жизнь», городской отдел информации;
'ИАОО.ф. 693. ОМ. 1.Д. 47. л. 6-98. ф. 693, on. 1.Д.40..;. HI.
о
2) конец 1920-х — 1930-е годы годы инОустриалитции (в печатном издании работают Я. Озолин, К.Я. Бежицкий, Л.Н. Мартынов, С.И. Веремей, Н. Белозеров, В.Г. Утков, П.Л. Драверт, Н.С. Раковский, С.П. Залыгин).
В данный период повысилось внимание газеты к литературной учебе, интенсивно развивалась сеть собственных и специальных корреспондентов. Редакция регулярно проводила учебу рабкоров, анализировала работу районных, стенных, цеховых газет, главная цель которых заключалась в «показе знатных людей района».
В конце 1920-х годов редакция стала организатором дискуссий о разных сферах деятельности жителей области, в которых затрагивались следующие 1емы: производственные, проблемы культурной жизни, качество литературных произведений.
Автор диссертационного исследования подчеркивает, что на страницах «Рабочего пути» устраивали импровизированные суды над новыми течениями в литературе (футуризм и имажинизм), обвинители и защитники выражали свои точки зрения. К участию в «заседаниях суда» привлекались лучшие представители литературного актива редакции: Л. Мартынов, М. Комолов.
По мнению диссертанта, в 1930-е годы число авторов-писателей, сотрудничавших с газетой, заменю увеличилось по сравнению с 1920-ми. Это было связано с тем, что в редакции «Рабочего пути» («Омской правды») были созданы несколько литкружков, которые возглавляли журналисты издания, периодически проходили собрания омской группы советских писателей. На них обсуждались номера «Омской литературной газеты» (орган Омского оргбюро ГСП), выходившей в свет в 1933-1934 годах. Важным событием стал первый съезд советских писателей. Омская литературная организация направила в качестве делегата и специального корреспондента газеты «Рабочий путь» С.И. Веремея;
3) 1941 1945 годы период Великой Отечественной войны (Л.Н. Мартынов, С.И. Веремей, Б.А. Малочевский, М.Е. Бударин, Н.Д. Вигилянский. Б.Я. Бухштаб, М.К. Юрасова. ПЛ. Драверт).
В начале 1940-х годов в редакции существовало множество отделов: обзоров печати, военный, промышленно-транспортный, пропаганды, областной и городской информации, культуры и быта, советско-торговый, писем трудящихся. Переписке с читателями уделялось особое внимание, в штате -заведующий отделом, заместитель, литературный работник, инструктор по расследованию, литературный секретарь. В то же время уменьшилось число штатных авторов. Сокращения, происшедшие в конце 1940 года, в отделе информации, литературы и искусства, привели к снижению объема работы. Освещение вопросов искусства и литературы было возложено на секретариат.
В годы Великой Отечественной войны в редакции проходили литературные вечера, или позднее - так называемые литературные «четверги», представлявшие собой встречи работников культуры, искусства и литературы с авторским активом. Газета была «средоточием литературных сил города, почти
в каждом номере предоставляла место писателям»'. В переломные периоды жизни общества характерно обращение журналистов к истории страны, теме воспитания патриотизма. Закономерно появление в газете рубрик «Омичи па фронте», «Омичи - герои Советского Союза», посвященных подвигам сибиряков;
4) ¡945-1953 годы (М.К. Юрасова, ME. Бударин, Е.И. Беленький, Н.М. Бутов, Т.А. Гончарова, П.Н. Ребрин, Б.А. Малочевский, Н.М. Почивалин. С.И. Веремей).
Руководство печатного издания стремилось оживить творческую работу. На так называемую доску лучших материалов помещались публикации разных жанров: рецензии, статьи, очерки; их авторами были начинающие или уже получившие признание писатели (например, Т. Гончарова «Наша молодость», «Слушает деревня Сосновка», «Мерзость», С. Залыгин «Перед началом больших работ», «Время идет», П. Ребрин «Пчеловоды», Е. Беленький «Стихи и песни о мире» и т.д.).
Всс пазовзедсппя и изменения сыли направлены на поиск папослсе эффективных методов работы. Редакция печатного издания, с одной стороны, корректировала свою работу в соответствии с теми изменениями, которые происходили в жизни страны, с другой стороны, искала наиболее совершенную содержательную модель.
Автор диссертационного исследования отмечает, что газета «Рабочий путь» («Омская правда») придавала большое значение ознакомлению читателей с новинками литературы, пыталась объективно осмыслять их достоинства и недостатки, формировать вкусы и литературные пристрастия читателей. Печатное издание создавало благодатную почву для развития литературной критики, творческого общения известных писателей с начинающими авторами. В первую очередь, это было связано с редакционной политикой, направленной на привлечение к сотрудничеству писателей.
Во втором параграфе «Специфика редакторской политики» анализируется влияние редакторов А.П. Оленича-Гнененко, Д. Розенберга, А.Д. Кадни-кова, С.Г. Тихонова, А.Л. Шпаера, С.М. Котова, И.Д. Фадеева на становление содержательной модели газеты. Многое в формировании политики печатного издания зависело от редакторов газеты, участвовавших в рецензировании рукописей, чтении лекций и проведении семинаров в редакции по теории и практике литературного творчества. Поиски совершенной модели регионального печатного издания воплощались в различных нововведениях: так, в первый год существования газеты на ее страницах появились рубрики «Местная жизнь», «Официальный отдел», «Хроника культуры и искусства», а также публиковались обзоры печати.
Диссертантом подчеркивается, что в 20-е годы газетой большое внимание уделялось информированию читательской аудитории о деятельности так
'Леонова. Т.Г. Из литературной жизни Омска в юлы Великой Отечественной войны Т 1 Леонова ' Ученые записки Омского гс.с пел ин-та Горького Из истории партийных организаций Запалией Сибири. Выпуск ¡967 С. 146.
называемого Лито, выполнявшего функции органа цензуры. Существуют разные трактовки этой аббревиатуры: литературно-издательский отдел или отделение по делам литературы и издательства.
По мнению автора, основные направления деятельности печатного издания были определены в редакционной политике. Влияние на ее формирование оказывали писатели, трудившиеся в редакции. Так, Е.И. Беленький считал, что «повышенный интерес «Рабочего пути» к литературной жизни страны и города объясняется, в частности, работой в газете Георгия Вяткина»1. По мнению диссертанта, внимание газеты к литературной жизни объяснялось не только активной позицией Г. Вяткина, но и конкретными обстоятельствами, в которых формировались культурные традиции (отсутствие литературного издания, которое выходило бы в свет регулярно).
Во второй половине 30-х годов в деятельности редакции проявились элементы «кадровой неразберихи». Как свидетельствуют протоколы партийных собраний редакции «Омской правды», подходы к освещению вопросов литературы и искусства подвергались постоянной критике. Указывалось, £ частности, что в газете редко ставится рубрика «Библиография», что литературные материалы должны помещаться систематически, а не только на отведенной для этого литературной странице.
Тематика публикаций была скорректирована в годы Великой Отечественной войны. Темы патриотизма, сохранения культурных традиций стали основными на газетных полосах. В «Омской правде» печатаются очерки, рецензии на театральные постановки, в одноименном издательстве выходят номера «Омского альманаха», в которых публикуются произведения омских авторов. Впервые в калейдоскопе тем почетное место отведено и вопросам краеведения. В первую очередь, ото было связано с тем, что сотрудники газеты М.Е. Бударин, М.К. Юрасова, Л.Н. Мартынов увлекались изучением истории региона.
В послевоенное время редакционная политика претерпела изменения: основными темами стали строительство, работа предприятий сельского хозяйства и промышленности. В «Омской правде» реже печатаются стихи и рассказы, сохранена только публикация рецензий на театральные спектакли, литературные произведения. И только в 1952 году вновь регулярно стала выходить в свет литературная страница.
В то же время автором выявлено на основании изучения многих текстов, что информация о некоторых событиях была поверхностной (из номера в номер появляются короткие, не содержавшие и элементов анализа сообщения). Это, по всей видимости, объяснялось тем, что газета стремилась к всеохватности, старалась использовать широкую сеть рабкоров, корреспонденты газеты были прикреплены к крупнейшим предприятиям, учреждениям образования. Однако многим из них, по мнению диссертанта, не хватало компетентности, чтобы квалифицированно анализировать события и явления жизни.
'Беленький. П.И 114 сибирской тетради Очерки и стзтьи. Г И Беленький Новосибирск Запздкл-Оиоирскп? кн. юл-во. ¡978. С". ¡91.
Диссертант приходит к выводу, что творческий коллектив газеты стремился на протяжении десятилетий обеспечить разнообразие в освещении культурной проблематики. Компонентами этой деятельности стали «Литературные хроники», рассказывавшие о проведенных в редакции «четвергах», об издании книг молодых сибирских авторов, и вовлечение читателей в процесс формирования культурного пространства (их замечания и пожелания создают на страницах газет разнообразную палитру общественного мнения). Крупнейшая в области общественно-политическая газета была в гуще жизни региона. Самыми авторитетными среди журналистов были писатели.
Во второй главе «Творчество омских писателей на страницах газеты» раскрывается журналистское мастерство писателей, сотрудничавших с редакцией «Рабочего пути» («Омской правды»),
В первом параграфе «Человек труда в материалах омских писателей» дается анализ журналистских работ писателей П.Н. Ребрина, Т.А. Гончаровой, Н.Д. Вигилянского. С.П. Залыгина, Н.М. Почивалина.
По мнению диссертанта, на протяжении нескольких десятилетий тема развития сельского хозяйства и промышленности была одной их самых актуальных. Как отмечалось в одной из публикаций, «писатели, живущие в областях, должны преимущественно на материалах своего края ставить проблемы, волнующие весь советский народ»' или «генеральной темой нашей эпохи является тема труда»". «Омская правда» создавала благоприятные условия ,цля совершенствования журналистского мастерства, проявления писательского таланта сотрудников.
Ключевой фигурой среди омских писателей, создавших львиную долю материалов, посвященных данной тематике, был Петр Николаевич Ребрин, в будущем - член Союза писателей РСФСР. П.Н. Ребрин создает модель успешного развития колхоза, подтверждая свою точку зрения с помощью обильного фактического материала, ярких сравнений, противопоставлений. Писатель ярко демонстрирует особенности ассоциативного мышления для установления связи прошлого с настоящим. В этом ему помогают, в первую очередь, риторические вопросы, он также использует обобщения. Особенно это действенно при создании критических материалов. В ряде очерков Ребрин использует подзаголовки. Они делят единое пространство материала на отдельные фрагменты, выбор их продуман - они создают цельную картину происходящего. Как художник, автор выписывает портрет главного героя.
Диссертант подчеркивает, что герои произведений Ребрина - хранители русских традиций, культуры края, страны. Материалы журналиста объединяет мысль о том, что, несмотря на стремительное развитие техники, гул современных машин не заглушит песни души, успех деревни или района в развитии сельского хозяйства невозможен без сохранения фольклорных корней,
Г^ченький. Р литературу, лсстоймую ничего II. Б^лснькии ■ Омская прав.;;!. '(348 25 июня.
^Беленький. Е. Сквшь грочад\ лет Г. Беленький/-Омская правда. 1948. 17 июля
философии созидания. В очерках Петра Николаевича символичным становится образ собрания, напоминающего встречу мудрецов.
Герои очерков Татьяны Гончаровой, как и в произведениях Ребрина, -передовики производства. Обращаясь к теме расцвета страны и сельского хозяйства региона, она искала новые грани преподнесения информации, давала детальный портрет героя, вела диалог с читателем. В журналистском творчестве Гончаровой важнейшим, концептуальным стал образ весны. Нередко фактической основой материалов Гончаровой являлись письма.
Газета придавала большое значение сохранению общения с читателем. Журналисты-писатели принимали самое активное участие в литературной обработке писем, готовили полосы писем, использовали в своих материалах факты, сообщаемые читателями (Т.А. Гончарова, П.Н. Ребрин, Б.А. Малочев-ский).
Письма становились самостоятельными произведениями. Это относится и к серии очерков, подготовленных Николаем Дмитриевичем Вигилянским. Его перу принадлежат «Письма из деревни Глуховка», представляющие цикл путевых очерков. В публикациях Вигилянского имеются черты и очерка нравов (о взаимоотношениях в семье), и передовой статьи. Жанровый симбиоз определял силу влияния текстов на аудиторию. В них представлена богатая палитра характеров сельчан, деревенского уклада.
Популярными стали очерки, посвященные профессиональному становлению людей в различных отраслях хозяйства страны, связанные с развитием экономики, промышленности. Для материалов этого жанра, опубликованных в 1930-е и 1940-е годы, характерно пристальное внимание к созданию портрета героя, качества которого проявляются в активных, энергичных действиях.
Одним из газетных жанров, дающих возможность раскрыть художественное мастерство авторов газеты, являлся очерк. Он был привлекателен яркими ■образами, изяществом стиля журналиста и оказывай сильное влияние на читателей. Их создание было продиктовано жизнью. В 20-30-е годы XX века часго публиковались очерки, повествовавшие о передовиках производства и сельских тружениках, во время Великой Отечественной войны часто печатались журналистские произведения, рассказывавшие о героях-фронтовиках.
Некоторые очерки, по мнению исследователя С.Н. Поварцова, можно считать «выполнением социального заказа». Материалы, рассказывающие о передовиках производства, размещались на первой полосе. Авторы очерков любуются тем, как трудятся рабочие. Однако композиция публикаций не отличается разнообразием: сначала пересказывалась биография героя, отражалось его отношение к делу, передавались мнения коллег. Журналисты рассказывали и об особенностях той или иной профессии, тонкостях ее постижения. В серии ярких очерков начинающий поэт Николай Почивалин создал галерею образов ученых.
Автором диссертационного исследования указано, что процесс освоения журналистами особенностей такого жанра, как очерк, оказался весьма сложным. В 1920-е годы омские журналисты только, так сказать,
приглядывались к очерку, оценивали собственные творческие способности в поиске ярких образов, выразительного стиля. В основном на страницах газеты были представлены даже не очерки, а корреспонденции с элементами очерка. Это в полной мере относится и к публикациям писателя Николая Бутова. Ряд очерков журналист посвятил молодым труженикам села, горящих желанием быть полезными обществу. Бутов рассказывает в хронологическом порядке о трудовом дне героев, поэтому нередко события начинаются ранним утром, а заканчиваются - далеко за полночь. Автор очерков повествует о труде машинистов, трактористов, фуражиров, и каждый раз для передачи особенностей и колорита профессии приводит детали, характерные только для конкретного вида деятельности. Как и в очерках Ребрина, Гончаровой, герои произведений Бутова - крепкие хозяйственники, рационализаторы, автор-патриот любуется красотой деревенской земли. Журналист постепенно приобретал литературный опыт, двигался вперед через тернии учебы к звездам творческих достижений.
Работа в «Омской правде» была той золотой серединой, которую искали авторы, видевшие в злободневных темах поэтику и красоту жизни, внутреннего мира героя. Все, что было ими почерпнуто в поездках по районам области, нашло отражение в их творчестве в будущем.
Журналисты «Рабочего пути» («Омской правды») в разные периоды с упорством старались освоить особенности такого художественно-публицистического жанра, как очерк, совершенствовать навыки, выработать яркий, запоминающийся стиль. Они делали первые, подчас неуверенные шаги в познании личности человека «нового общества». Им удалось обеспечить тематическое разнообразие публикаций. Однако композиция многих очерков стереотипна, они сводятся к пересказу событий жизни героя, а не к попыткам глубоко осмыслить его мировоззрение, отражающееся в действиях во благо страны. Многим авторам очерков не хватало опыта, знаний о литературе, они постигали новое в журналистике «путем проб и ошибок». Автор диссертационного исследования приходит к выводу, что творческие достижения сотрудников «Рабочего пути» («Омской правды») были бы неизмеримо основательнее, если бы в публицистической деятельности редакции более активное участие приняли писатели. Это стимулировало бы литературную учебу, помогло бы установить высокие критерии для очеркистов, которые в большей или меньшей степени учитывались бы всеми журналистами.
Во втором параграфе «Формирование культурных традиций» анализируются газетные публикации Г.А. Вяткина, Л.Н. Мартынова, В.Г. Уткова, Е.А. Минина, Я. Озолина, К.Я. Бежицкого, Е.И. Беленького, Б.А. Малочевского. С.П. Залыгина.
В диссертационном исследовании отмечается, что ряд авторов (Г.А. Вяткин, В.Г. Утков, Л.Н. Мартынов и др.) имели большой опыт литературного сотрудничества в газетах и журналах, были активными участниками литературных событий. Их литературное наследие, связанное со
временем работы в журналистике, представлено в разных жанрах: информациях, рецензиях, статьях, обзорах.
В 1920-е годы с газетой «Рабочий путь» была связана и судьба Евлампия Андреевича Минина (1893-1931), члена правления омской артели поэтов и писателей, публиковавшего в печатном издании свои произведения и входившего в литературный актив. Кроме публикации его произведений («Бегунцы», «Отщепенцы»), газета печатала обзоры журналов, подготовленные Е.А. Мининым. Еще одним активным участником литературной жизни Омска в конце 1920-х - начале 1930-х годов был Ян Озолин (1911-1938). В газете опубликованы его стихи из сборника «Ночное солнце», которые были критически оценены современниками. В 1930-е юды с газетой сотрудничал и Константин Бежицкий. Он был автором текстов, размещенных под рубрикой «Библиография», рассматривал произведения Л. Фейхтвангера, В. Маргерита.
Особое внимание диссертант уделяет творчеству Леонида Николаевича Мартынова (¡905-1980), ставшего одной из самых ярких фигур среди журналистов. Его становлению как поэта способствовала работа в редакции газеты. Журналистский опыт, анализ огромного потока писем, приходивших в редакцию, познание ярких характеров сибиряков в ходе подготовки материалов. - все это найдет впоследствии отражение в творчестве.
В журналистской работе Леонида Мартынова можно выделить два периода, связанных с его деятельностью в Омске. Первый - с 1921 по 1932 год. второй - с 1935 по 1946 год. На взгляд диссертанта, ссылка в Вологду, где Леонид Мартынов жил с 1932 по 1935 год, стала определенной вехой в его творчестве. Судя по его поздним работам, оттуда он вернулся зрелым автором. И в обращении к излюбленным темам и образам (история страны, Омска, преемственность в сохранении литературных традиций) отражается опыт мудрого философа-бытописателя.
Автор подчеркивает, что газетные материалы Леонида Мартынова -квинтэссенция актуальных событий жизни региона. Отличающийся остротой поэтического видения и осмысления действительности, писатель видит в обыденном необычное. Диссертант выделяет отличительную черту газетных материалов Мартынова - постоянное использование сопоставлений, проецирование событий, происходящих в литературной жизни страны, на Омскую область. Писатель затрагивает еще одну актуальную тему - проблему взаимоотношений региона и центра в сфере культуры. В материалах, вышедших из-под его пера, улавливаются рассуждения об отчужденности, обособленности творческих сил в Омске, присутствует образ путника, наблюдающего за происходящим. Острота видения окружающего мира Мартынова-поэта помогает Мартынову-журналисту не только ярко описывать события, но и представить анализ их с нескольких углов зрения, так сказать, с внешней и внутренней стороны.
В качестве еще одной черты творчества Мартынова диссертант называет использование излюбленного приема - показа жизни в постоянном движении. В его материалах нет статичных фигур, герои Мартынова как бы переходят из
одной эпохи в другую. В его газетных произведениях сказочное я реальное тесно переплетаются, грань между ними условна.
В сфере интересов журналиста Леонида Николаевича были не только злободневные проблемы, заботы горожан и сельчан. Внимание писателя было приковано и к освещению процесса становления и формирования культурных традиций в регионе. Среди тем, интересовавших Мартынова, также - нравы и культура разных народов.
Диссертантом анализируется и роль Виктора Григорьевича Уткова (19121988) в формировании литературных традиций. В «Омской правде» публиковались его материалы, посвященные жизни П.П. Ершова.
Славные страницы истории «Омской правды» связаны с еще одним сотрудником - Сергеем Павловичем Залыгиным (1913-2000). Начиная с 1935 года, на протяжении нескольких десятилетий в газете публиковались его произведения. В становлении Залыгина работа в печатном издании сыграла такую же значительную роль, как и в жизни других писателей. Часть его ма1ериалов, чаще всего информации, была посвящена научным проблемам. Позиция писателя активна, он не скрывает боль за пробелы, имеющиеся в сфере науки и работе со студентами. Залыгин выполнял различные задания редакции, был и автором первополосных политических материалов. В «Омской правде» были опубликованы и несколько рассказов писателя (например. «На чем земля держится»), И все они были связаны с журналистским творчеством Залыгина, явились продолжением исследования тем. поднятых им на страницах газеты и актуальных для послевоенного времени.
Читатели очерков Залыгина чувствовали веяние времени, их герои сильные духом люди, налаживающие жизнь. По мнению писателя, сильно то государство, которое чтит свои культурные корни. Так, Залыгин с особой грустью рассказывает о забытых памятниках культуры («Забытый памятник»). Его философские размышления и наблюдения отражались в трех сферах: журналистских материалах, рассказах и активной литературной позиции.
В диссертационном исследовании показано, как деятели науки внесли струю разнообразия в редакционную жизнь, стали наиболее квалифицированной частью формируемого редакцией «широкого авторского актива». Так, на литературной карте нашего региона одно из почетных мест занимают произведения поэта и ученого П.Л. Драверта (1879-1945). Его роль в формировании культурных традиций в регионе не сводилась только к публикациям в газете. Он был одним из литературных консультантов на встречах и собраниях, проходивших в редакции, готовил аннотации на значимые научные издания. Кроме того, Драверт был автором научных статей и информации («Полезные ископаемые северной части Омской области», «Серебристые облака», «Метеорит Хмелевка», «На поиски метеорита»).
Как и П.Л. Драверт, с лекциями и докладами в редакции выступал писатель и ученый Б.А. Малочевский (1923-1997). Он, как правило, готовил для «Омской правды» информации о прошедших спортивных и общественных мероприятиях («Спортивная встреча четырех гарнизонов», «Красноармейские
субботники»), рецензии и юбилейные статьи. Далее автор анализирует статью Б.А. Малочевского «Н.В. Гоголь», которая изобилует цитатами из произведений В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, отрывками из переписки. С одной стороны, Малочевский показал творчество Н.В. Гоголя сквозь призму различных мнений, с другой стороны, насыщение цитатами скрывало от читателя индивидуальную позицию писателя-журналиста.
Автор диссертации приходит к выводу, что юбилейная статья была несомненной находкой советской печати и отличалась эмоциональностью, субъективностью оценок, а в определенные периоды публикации о творчестве писателей в какой-то степени были средством пропаганды ведущей роли партии, идеологии в сознании людей. Они выполняли важную просветительскую функцию, вызывали интерес читателей к многогранному творчеству писателя, провозглашали первостепенность духовных ценностей.
По мнению диссертанта, рассмотрение литературной жизни Омска середины XX века немыслимо без оценки деятельности преподавателя Омского государственного педагогического института им. М.А. Горького Ефима Исааковича Беленького. Его исследовательская деятельность - пример гармоничного сочетания журналистского мастерства и писательского дарования. Его рецензии публиковались в сибирских и российских журналах. Он возглавлял литературный кружок в Омском педагогическом институте, на заседаниях которого нередко обсуждали произведения местных авторов, представляли обзоры крупнейших литературных журналов страны.
Диссертант отмечает еще одну особенность, свойственную рецензиям Е. Беленького, - он тщательно подходит к сбору материала для рецензий на театральные спектакли. Для них характерна композиция, состоящая из нескольких частей. Во-первых, автор рассказывает о пьесе, ее постановках в других театрах, во-вторых, уделяет внимание находкам режиссера-постановщика, игре актеров, отмечает неудачи, дает рекомендации творческому коллективу.
Подводя итог рассмотрению немногочисленных публикаций Е.И. Беленького в «Омской правде», автор подчеркивает, что в сфере его интересов были труды разных писателей, он рассматривал их в контексте литературного процесса. В каждом материале он смело высказывал свою точку зрения, призывал режиссеров к более полному проявлению индивидуализма.
Таким образом, благодаря писателям на страницах газеты регулярно появлялись юбилейные статьи, рецензии. Процесс становления литературной и театральной критики был сложным, противоречивым. Печатному изданию не хватало квалифицированных авторов, способных оценить литературное, театральное или кинопроизведение. Авторами рецензий, кроме журналистов, в основном были начинающие омские писатели. Их материалы интересны тем, что журналист пытается каждый раз по-новому преподнести информацию. Однако большинству рецензий была свойственна схематичность, прямолинейность в оценках.
В третьем параграфе «Темы краеведения, воспитания п образования на страницах газеты» анализируются газетные публикации М.Е. Бударина. М.К. Юрасовой, М.С. Раковского, С.И. Веремея.
Автором отмечено, что такие статьи, в первую очередь, носили просветительский характер. В литературной жизни города участвовали представители разных научных сфер - филологи, историки, гидромелиораторы. С одной стороны, редакция газеты искала новые формы взаимодействия с учеными: анкетирование, подготовка выхода специальных тематических страниц («Студенты овладевают наукой»), С другой стороны, партийная «Правда», отслеживая качество материалов печатных изданий, выходивших в различных городах страны, отмечала эпизодичность участия ученых в деятельности газеты. Тематика статей, подготовленных писателями, разнообразна: исторические, сельскохозяйственные, научные открытия, юбилейные.
Такие материалы представляют огромную ценность для историков и краеведов. Серия очерков .Михаила Ефимовича Бударина посвящена омичам -Героям Советского Союза. Выразительно, с фотографической точностью автору удалось также передать ежедневные заботы тружеников тыла. Поступки героев произведений Бударина проверяются высокими нравственными принципами. На основании анализа публикаций М.Е. Бударина автор приходит к выводу, что опыт работы в редакции впоследствии лег в основу его публикаций, в которых раскрывается роль интеллигенции в этическом, эстетическом воспитании омичей.
В диссертационном исследовании отмечено также, что с журналистикой связана жизнь Марии Климентьевны Юрасовой. В «Омской правде» помешены рецензии М.К. Юрасовой на книжные новинки. Более подробно диссертант рассматривает отзыв о «Новом романе о Степане Разине» С.П. Злобина. Юра-сова анализирует и использование писателем Злобимым документального материала в романе, образы, язык, стиль.
В диссертации рассматривается также творчество начинающего писателя, талантливого журналиста Николая Раковского. Выполняя задания редакции газеты, он стремился расширить круг тем, подробно рассказывал об истории отдельных населенных пунктов. По мнению автора, ценно и то, что Николай Раковский добавил к галерее образов тружеников села, созданных журналистами на страницах издания, поэтические образы, раскрывающие красоту труда деревенских жителей.
Россыпи творческих жемчужин «Омской правды» обогатил своими публикациями и Сергей Иванович Веремей, являвшийся внештатным корреспондентом газеты на протяжении нескольких десятилетий. В основном для газеты он готовил небольшие заметки, в военное же время Сергей Иванович - автор зарисовок о воинах. Все фронтовые истории, рассказанные им, патриотичны, образны, эмоциональны.
Газетные материалы Татьяны Александровны Гончаровой также были созвучны с общей концепцией печатного издания. Она затрагивала острые
темы нравственности. В некотором смысле писательница была одним из первопроходцев. В 50-е годы XX века омские журналисты обращались нечасто к судебным делам, только через десятилетия изучение практики деятельности правоохранительных органов получит интенсивное развитие. Заслуга Татьяны Гончаровой заключается и в том, что она привлекает внимание аудитории к трагедии семьи, искалеченным судьбам детей.
Острым оружием критики не только отдельных личностей, но и общественных нравов становится фельетон. Этот жанр остается востребованным: страна продолжает борьбу с негативными явлениями. С одной стороны, журналисты стараются глубже исследовать взаимоотношения людей. С другой стороны, публикации уже не вызывают легкой улыбки при прочтении. Ирония, использованная журналистами в 20-е, 30-е годы, заменяется сарказмом.
Диссертант приходит к выводу, что редакции газеты не хватало квалифицированных фельетонистов, композиция многих материалов была упрощена, а некоторые публикации под рубрикой «Фельетон» не соответствовали ей. Фельетоны, подготовленные писателями (Б.Л. Малочевский, П.Н. Ребрин), были многоплановы. Палитра тем - разнообразна. В разные периоды деятельности творческого коллектива были определены свои содержательные приоритеты: в 20-е годы высмеивалось самодержавие, в 30-е -человеческие пороки: алчность, ложь, безответственность, зависть, в 40-е и 50-е голы авторы обращаются как к взаимоотношениям, складывающимся между людьми, так и к критике бюрократических издержек общества.
Сотрудничество известных писателей с редакцией газеты способствовало повышению ее авторитета, увеличению числа внештатных авторов и росту популярности. Вовлечение деятелей науки во взаимодействие с советской печатью было одной из задач, выдвинутых партийной организацией, и «Омская правда» строго следовала этой идейной линии. Это, так сказать, внешняя оболочка сотрудничества. Благодаря этому взаимодействию творческий импульс получили профессиональные журналисты, для которых не была секретом мощная аналитическая составляющая публикаций, подготовленных учеными, острота их мировосприятия, способность вынести на обсуждение общества темы, ранее не привлекавшие внимание аудитории, изящество литературного стиля некоторых из них. В свою очередь и читатели, для которых были ценны самообразование, тяга к лучшим образцам литературы, смогли по достоинству оценить и известные, и новые литературные произведения, узнать много интересного о родном крае, глубже понять особенности «сибирского характера», которые ярко проявлялись в острые моменты истории страны.
В заключении . формулируются основные выводы и намечается перспектива для дальнейшего исследования.
Основные положения лнссергашш oí ражены в следующих публикациях:
Статьи, опубликованные в веоущем репетируемом научном журнале, определенном ВАК:
1. Адабир, O.A. Мастерство П.П. Ребрина, Т.А. Гончаровой как очеркистов газеты «Омская правда» (конец 40-х -- начало 50-х годов XX века) / O.A. Адабир // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». - 2010. - № 4 (89). - С. 94-96.
2. Адабир, O.A. Омские писатели в газете «Рабочий путь» («Омская правда») в 1921-1953 гг. / O.A. Адабир /'/' Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». -2010. -№ 6 (92). - С. 132-135.
Другие публикации:
3. Адабир, O.A. Омские писатели в газете «Рабочий путь» / O.A. Адабир Н Литературное наследие Сибири : сб. материалов областной науч.-практич. кокф.. пссзящ. !65-лстн;о со дня рождения Ü.M. Ядрпнцсва {¡8-19 октября 2007 г.). - Омск : Русь, 2007. - С. 55-58.
4. Адабир, O.A. Жанр письма в региональной прессе в предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны (на примере омской газеты «Рабочий путь») O.A. Адабир /7 Вопросы филологии и журналистики. - Выпуск 3 : сб. статей. - Омск : Изд-во ОмГА, 2008. - С. 58-62.
5. Адабир, O.A. Журналистское мастерство П.Н. Ребрина : O.A. Адабир // Вопросы филологии и журналистики : сб. статей № 4. - Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА». 2009. - С. 58-62.
6. Адабир, O.A. Юбилейные статьи о Н.В. Гоголе в сибирской периодике (на примере газеты «Омская правда») / O.A. Адабир // Лингвистика. Коммуникация. Культура : материалы Второй региональной науч.-практич. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, Омск, 31 марта 2009 года : сб. статей / отв. ред. Е.А. Глотова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. -С. 170-173.
7. Адабир, O.A. Роль газеты «Омская правда» в формировании культурных традиций региона (конец 30-х - начало 50-х гг. XX века) / O.A. Адабир /V Наука о человеке: гуманитарные исследования: научный журнат. - Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2009,-№4.-С. 96-100.
8. Адабир, O.A. Фельетон в газете «Рабочий путь» («Омская правда») в 20-е -50-е годы XX века / O.A. Адабир // Вопросы филологии и журналистики. -Выпуск 5 : сб. статей : В 3 ч. - Ч. 1 i науч. ред. А.Э. Еремеев, отв. ред. В.А. Евдокимов. - Омск : Изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2010. - С. 127-135.
9. Адабир, O.A. Юбилейные статьи об А.П. Чехове на страницах газеты «Омская правда» (30-60-е годы XX века) / O.A. Адабир // Вопросы фольклора и литературы : материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 21 января 2010 года. К 150-летию со дня рождения А.П. Чехова ! отв. ред. О.Л. Гиль, Э.И. Коптева. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010.-С. 165-168.
Per. № 34 (от 04.03.2011 г.) Подписано в печать 04.03.2011 г. Печать на ризографе. Бумага офсетная. Формат 60x80 1/16. Печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,44. Тираж 100 экз. Заказ 7.
НОУ ВГ10 «ОмГА» 644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а. ■
Отпечатано в полиграфическом отделе издательства НОУ ВПО «ОмГА». 644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а, тел. 28-47-43.