автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Онто-гносеологическая роль символов во взамосвязи человека и духа
Полный текст автореферата диссертации по теме "Онто-гносеологическая роль символов во взамосвязи человека и духа"
государственный .комитет российской федерации по высижу образован!®
Г Б ОД
томский государственный университет
На правах рукописи УДК III + 165
СЫЧЕВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА
онто-гаосшотвскАя роль символов бо взаимосвязи
ЧЕЛОВЕКА и ДУХА 09.00.01 - Диалектика и теория гознания
. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Томск - 1994
Диссертация выполнена на кафедре истории философия и логики философского факультета Томского государственного универси-• тета,.
Научный руководитель - каццвдат философских наук, доцент О.Г«Мазаева
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор Г.И.Петрова
кандидат философских наук, доцент А,Н.Книгин
Ведущая научная организация - кафедра философии Томского
медицинского университета
Защита диссертации состоится 23 лоября 1994 г, в
чассв на аасадаяии Специализированного совета Д.063.63.06 по присуждению ученой степени доктора философских наук по специальности'09.00.0Г {Дианетика а теория познания) в Томском государственном университете.
Адрес:-631050, г,Томск, ср,Ленина, 36, аул.2, 3-й учебный корпус. .
С диссертацией ыоешо ознекошться о Научной библиотеке Томского государствокного угаверсЕтета.
Автореферат разослан "б2 9■» 1934 года.
УчетХ секретарь СпециализироБаяяох'о Совета, яавдщдат философских наук, доцент
. О.Г.Мазаева
I, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Постановка проблемы. Главная проблема наяюй работа - в чем суть бытийственной и познавательной роли символов во взаимосвязи человека и Духа? Мы исходил из признания бытия Духа, коль скоро существует такой феномен как духовность. А раз это так, то встает вопрос о связи между человеком и Духом, точнео, о способе этой связи. Как взаимодействуют человек и Дух? Имеет ли это отношение к вещи? Участвуют ли в. этом процессе знаки или он вдет напрямую? Литературы о понятии символа много, но эта проблема на обсуждалась. Необходимо указать опосредованное звено в отношениях мевду человеком и Духом, человеком п вещью. Рассмотрим символ как средоточие этих отношений.
Актуальность исследования. В настоящее время актуализируются проблемы Духа, символа, человеческого мышления и их взаимосвязи. Мир рассматривается сквозь битийстгзенную призму, и новые аспекты онто-гносеологического порядка Бстают перед нами.
Разработка идеи духовности всего сущего' дает возможности преодолеть крайности сциентизма и иррационализма как преобладавших ныне умонастроений. Именно символ (по этимология - связь разрывов) позволяет достичь ситетического миросозерцания, то есть такого взгляда на универсум, где сходятся конечное и бесконечное, временное и вечное, имманентное и трансцендентное, духовное и вещное. Понимание мира как цельного символа позволяет соединить противоположности и понять Дух как распредмеченное вещество, а_вещество - как опредмеченный Дух; идеи - как инте-риоризацию материи, материю - как экстериоризацию эдеи. Дости-. женив диалектического символизма приводит, тем с&..лм, к гармо- . ничному мировоззрению. Ми воспринимаем иную культуру как родную, а родную как Вселенскую.
Символизм как философская концепция позволяет связать воедино д;.э разнонаправленных интеллектуальных процесса: мыслительный (идущий от человека) и духовный (проистекавший из Духа). Символ - точка совпадения того и другого. Анализируя понятие символа, можно ответить на вопрос о единстве двух мировых сущностей - Духа и мышления. Без концепции символов синтетическое миропонимание': щостимимо.
Аг 'уалька и проблема различения познания, понимания и постижения. Ранение ее основано на принципа подлинного всеедикст-
ва. Сейчас очень важно понять, что все мыслительные функции человека связаны воедино, одна невозможна без других, будь то чувственность, рассудок, разум или сверхразумный экстаз. Время противопоставления мыслительных процессов прошло, Только вместе все эта функции, ума ведут к обшей истина - познанию, пониканию -символов и веши, постижению Духа. И только в объединении таких средств мышления как чувственные образы, интеллектуальные понятия, символц мышюния и символы Духа достижима верховная истина бытия.
" Итак актуальность исследования состоит в п пытке построения синтетического миропонимания -• будь то постижение онтоса, , культуры или интеллектуального процесса. Именно диалектический символизм дает всеобщее единство миросозерцания.
Цель и задачи исследование определяются спешйикой поставленной проблеет. Целью исследования является анализ возмояшос-ти построения онтологической картины мира, й которой Дух связан о вещныы миром через сшволы, а так же гносеологического образа мирозданья, в ¡котором шпщениэ человека связано с вещами и Духом тоже через символы.
Как творится Духом вещный мир, как мы понимаем этот мир и лосттаем сам Дух? Ответ - в символах как вещно-духовных феноменах. Через символы Духа творится вещный мир, через символы мышления мы понимаем этот шр, а через символы Духа - постигаем сам Дух. Содержание диссертации есть обоснование этого ответа.
С данной целью свдаано решение следующих задач:
1. Исследовать понятие "символ". Ибо оно - исток и тайна философии символизма,
2. Исследовать понятия "мьшшанне", "вещи", "Дух" как соотносимою с первым.
3. Разобраться во взаимодействии Духа и вег-щ посредством самволоа -(эманация), мышления и Духа также посредством символов (экстаз).
Степень теоретической разработанности проблеш., В нашей работе речь вдет об онтологическом и герменевтическом тследо-вании проблемы онто-гносеологичэской роли символов во взаимосвязи человека и Духа, которая ранее никем не решалась. Тем не конеэ в философской литературе накоплен солидный эмпирический материал, ставшгй предметом обобщояия.
Иулульсок к нашей работа послуггилз гнгга А.Ъ.Лосоиа "Про-
блема символа и реалистическое искусство" (Москва, j.976 г.). Именно в ней имплицитно содержатся истоки названной выше проблемы. И, хотя философ ее не разрабатывает, она настойчиво требует своего решения. Идей А.Ф.Лосева подробно анализируются в тексте. ч
Следующая ш месту и по значению книга, являвшаяся источником наших рассуждений - работа К.А.Свасьяна "Проблема симво-.' ла в современной философии" (Ереван, 1980 г.).
Автор начинает с утверждения, что символ - "е только исходный, но и конечный пункт культур!, "Культура есть символически значимая деятельность". Символ есть необходимое подобие реальности, идея, зримая в факте. Символ, по К.А.Свась'яну, и формализует жизнь, а животворит культуру. •
В современной отечественной философии проблеме символа посвящены также два книги Л.В.Уварова: "Образ, символ, знак" (Минск, 1967) и "Символизация в п'ознании" (Минск, 1971). Эти источники также повлияли на нашу концепции, но в отрицательном смысле. ^
Первая - явно устарела. Она носит негативный оценочный характер, понимает символизм как искажение действительности, бур-яуазный предрассудок, продукт "отлета" мысли от жизни.
Вторзя книга Л.В.Уварова пытается представить символ с положительной стороны. Однако и в этой работе автор начисто отрицает идею, что символические формы являются магистральной лилией развития человеческой мысли (с.46).
Безусловный интерес вызывает книга М.Макардашвили и А.Пятигорского "Символ и сознание" (Иерусалим, 1982 г.). В этой работе философы, намеренно противореча всей семиотической школе, объявляют, что символ - не знак, а вещь, и строят на этом своя рассуждения. Эта позиция подробно обсуждается в нашей работе.
Из массы статей о символе в отечественной литературе можно выделить .статьи Аверияцева С.С. "Заметки к будущей классификации типов символа" и С.С.Xорут.его "Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки". Хоружий представляет символ у Флоренского как двуединство феномена и ноумена. При помощи • порвосимволов, "алфавита мира" последний можно представить как "Пан-символ". Эта идея чрезвычайно близка нашей концепции. В зтатье Аверинцева характеризуется тип символа, называемый им эмблемой. Мы же разводил эмблему и символ. Все рассуждения по ташей проблеме построены на диалоге с историко-философской тра-
дицией. По понятию "символ" - это наследие Плотина, Николая Ку-занского, Шеллинга; Гегеля, Вяч.Иванова, Андрея Белого, П.А. Флоренского, Э,Касси"вра, У.Эко, К.Г.Юнга и др. По проблеме ш-шления - Р.Декарт» М.Хайдеггер, К.Мвгрелвдзе. По понятию "вещь" одет диалог с идеями Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Хай- . деггера. По проблеме "Дух" - с учениями Плотина, Дионисия Арео-■пагита, Декарта, Гегеля, Вл.Соловьева, С.Л.Франка.
В последней главе, отвечающей на второй вопрос нашей проблемы: "как конечное человеческое существо способно постиг бесконечное духовное существование?", мы анализируем идеи таких философов как Кант и Гегель (познание)} Шгатон, Данте, Шлейер-махер, Дильтей, Гуссерль, Хайдеггер, Гадамер, Хабермас, Юнг, Рикер (понимание); Г.Шпет, А.Ф.Лосев, В.В.Налимов (сшсл). Плотин, Гегель (постижение); активно привлекав« концепцию всеединства В.С.Соловьева,
Итогом диалога с исгорико-философским наследием явилась концепция бытия и мышления, названная наш диалектическим символизмом.
Мэуодолдгия исследования.: Метод Данной диссертации дшалек-тико-синтетнческий и символический. Сущность его состоит в том, что он позволяет синтезировать противоположности - конечное и бесконечное, временное в вечное, вещественное и идеальное. В этом диалектическом синтетизме ровдается ыоюшй символ, и символизм как метод понимает его, переходя от внешнего пласта сш-сла к более глубокому. И так - да усмотрения сущности, в ее не-4 посредственной простоте. От реального- * реальнейшему: девиз символизма» За ввешшт, феноменальным узреть внутреннее - ноуменальное и выразить его в терминах фрлософии - вот сущность диалектического синтетизма и оимволизма,
Нат^но.^ новиз»° и со^оже^ия, рняоскшв на защиту. : В исследовании впервые сформулирована концеш-тя диалектического символизма о испояьзованиьмранее не изученной в этом аспекте • литературе. В итоге получены следующие результате:
I. Показано, что такое символ о внутренней, ноуменальной отороаш, в его связи с такими гаобальннми хЕрактеристиками бы-тия.как одухотворенность, многосмксленностъ и суггестия. Дано обобщенное определение понятия оимзсла на основе сукествушнх в литературе ьцей. Произведено явленно символической реальности на символы кнашения и символы Духа. 5то необходимо, чтоб» отра-
зить реальное положение" дал. Ведь существуют идеи и имена у Платона, и > «•-"♦¿су средневековых философов, идеал а
понятие у Кузанца. Однако философы XX. века, использукипе поня- , тие "символ" (Касс'ирер, Рпкер, Хаберкас, Фрейд, Эко) не связывают его с историко-философской традицией, в том смысле, что не различают горнее и дольнее. На фоне этого символического монизма зашиваемая точка зрения предстает гак новизна.
2. Показано, что только через символизм можно прийти к уразумению бытия духа. Именно концепция символов как срединных феноменов в структуре онтоса (с одной стороны они духовны, с другой - вешны) выводит нас к тезису о существовании Духа, доказывают его.
3. Показано, что без понятия символов нельзя объяснить, как Дух порождает вещный мир и мышление. Именно понятие символа как-феномена материально-духовного,.синтетичного связывает в данной концепции мирозданья идею и вещь, объясняет процесс эманации последней из первой. Символизм суть глобальный эмана-ционизм. ч
4. Показано, что только через символы мы тонем понимать и постигать окружающий мир. Символ синтетичен. Он -объединяет имманентное и трансцендентное. Это тот мост, по которому наше сознание в сверхразукном экстазе сливается с Духом. Символизм суть всеобщий экстатизм,
5. Даны новые определения ключевых понятой исследования: мышления, вещи, Духа, познания, понимания, сгасла, постижения, эманации, экстаза. Это позволяет более глубоко проникнуть в сущность поставленных проблем. •
Теоретическая и практическая значимость исследования. Доказательство взаимосвязи Духами вещи через символы, обосновывает онтологию, основанную на признании Духа, на идее эманации и экстаза. Этс, безусловно, обогащает философское миропонимание идзят/.и вдеализш и сверхрационализка. Сформулированная в диссертации концепция символизма,' и связанный с ней новый подход к онто- и гносеологии могут быть использованы в качество методологической основы для конкретных философских и культурологических исследования. ' •
Данные диссертации, г'ожко использовать при подготовке дек-' ¡ий и семинарских занятий в обидах курсах по онтологии я теории :оэнания, истории европейскойфилософии; а также при подготовке
спецкурсов по темам: "Символ", "Мир", "Проблема понимания", при составлении методических разработок.
Апробация работч. Концепция диссертации триады обсуждалась на аспирантском семинаре философского факультета Томского госуниверситета, на философской конференции ТГУ (апрель Т994 г.) и получила положительную оценку. Основные положения диссертации опубликованы в работах, перечисленных в заключения автореферата .
Структура работы определяется целью исследования и пго внутренней логикой и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
■ ОСНОВНОЕ СОВЕЩАНИЕ РАБОТЫ
Во введении ставится проблема, обосновывается актуальность исследования, формулируются цель и задачи работы, характеризуется степень теоретической разработанности проблемы, демонстрируется методология исследования, определяется его научная новизна и'теоретическая'и практическая значимость, излагается структура диссертации.
В парной главе "Символы" исследуются фактические случаи использования символов; тек самым вырабатывается эмпирический критерий теоретической оцеягси этого понятия. Изучаю тел философские толкования символов, на ост ании чего им дается окончательное метафизическое определение.-
3 первом параграфе. "Типы символов" анализируется наше'представление о ствола, всеобщее ощущение 'символа, дается экспликация этого понятия через рассмотрение его функционирования в . разных сферах нашего сознания.
Символы в науке (особенно в .математике) - это такие знак!, значение .которых уточняемо до бесконечности. Но на всегда остаются собой: екатько бы мы не уточняли, будет наличествовать невыразимый, несводимый иррациональный остаток, - намок на н^что • тайное, сакральное в существе самого знака.
.Философские символы - это категории, фундаментальные понятия, указывающие наиболее сущестаеяше признаки онтоса и гнози-са. Философски}! символ - это предельно общее.понятие или закон, указывающий на всемирову» связь универсальных, принципов приро-
да и мысли. В одной категории "светится" весь мир, и во всем мире "пульсируют" категория. Они есть знаки'бытия, а бытие -
- значение категорий.
Политический символ - это законоположение низни бесконечного числа индивидуальностей, направленное (в идеале) на пх благо.
Символ в искусстве - это слово, имеющее душу и развитие. Напоминанием о'символических сущностях достигается родство душ - эмпирической и запредельной. Чтобы свершаюсь это слияние, символизм должен стать мифотворчеством.
.Мифический ствол суть синтетическое суждение, где подло-жащему-екмвапу придан глагольный предикат. Миф есть символ, понятый' как действие (Вяч„Иванов). Он указывает ка связь двух миров гак на событие с нашим участием.
Врелигии символ суть знак инобытия, высшей незнаковой сущности, основанный на реальной вере в символизируемое,
В диссертации анализируются такие разновидности ралигиоз-ного символа, как магический, мистериалькый и мистический.
В итоге дана экспликация понятия символа. Прездо "всего -
- это знак, причем иррациональный и сакральный. Зто зла ¿с абсолютного инобытия, в своей суггестии побуэдаший'к действгаэ бесконечное множество индивидуальностей.
Во втором параграфа первой главы (1-2) "Общее'понятие спм-волов" уточняется эмпирическая экйшшеанпя понятия символов п дается их точное определение.
■ В нашей экспликации мы подчеркиваем, что с;ашол - это знак, аоаторяший структуру мирозданья. Стаг.о бить сяязол -
- это мир. И, более того, весь мир - царственней, торязструю-иий скглвсй. 'Саязол ¡гак знак указывает .через чузствеянуэт оболочку на мир ядсатькнй.
Пак соотеосятся си.изолы п другие знаки? Как, вообае, идет хонституировакие символов? На эти вопрос!.' ш отвечаем еяедуи-пшм образом. Символ когко сопоставить с аллегорией, олицетворением, э?,йлекой, метафорой, типом, образом, понятием, мафем» архетипом. Это го~кэ зна^ч. Однако лнзь сп».эолн обладав? суггестией, что делае» их уникальным явлением на фене лг<?.тгх знаков. Все'-.знаки л перечислен!»!., порядке - ступени нояс'титуаропаягя стволов. Оно начинайте н в точке "ют г о", и закастгвпется а. точке "ся&<вол". Однако процесс! этот глет далее - свуэо.св т=о-
ряются в едфы, а последние - в архетипы.
: В этом.же параграфе ш обосновываем одухотворенность символов. Символ наделен значительностью, глубиной, мощью, всеобщностью, закономерностью. И это не случайно. Символ порождаем Духом, следовательно, одухотворен. Символ °стъ суперзнак.
Далее. Символ условен. Он всегда указывает на нечто иное; . на то, чем сам он является. Мевду обозначаемым и обозначающим . существует субстратное различие и смысловое единство (например: циркуль в массонстве - символ размеренных действий Великого Мастера). Символизм - это шосказание.
■ Многозначность символов - суть способность менять свой сшсл в зависимости от контекста.
Суггестия -внушение через подтекст - еще одна сущностная характеристика символов. Мы мокем не знать смысла символа, но бессознательно получать информацию о его содержании. "Символ внушает" - значит: через свою телесность сообщает нечто тайное, неизрекаемое.
Итоговое определение понятия символа: символ - это одухотворенный знак, понимающий и порождающий вещь, наделенный условностью, многозначностью и суггестией.
В нашем представлении символы делятся на символы шшлония и символы Духа. Символ Духа - это идея, порождающая вещь, символ мышления - имя этой вещи. , "
Во второй главе "Мышление. Вещи. Дух" мы анализируем эти сопутствующие понятию символа категории.
В параграфе первом (2.1) "Мышление" утверэдается, что мышление связывает в сознании человека два мира - имманентный и трансцендентный. В этом - его главное назначение. Мышление адекватно постольку, поскольку совершенно оформляет материю, а образцы совершенства проистекают из Духа..Способ этого оформления укоренен символически.
Дух мыслит, мышлений духовно. Оно возвышается над чувственным, выходит из конечного к бесконечному, погружается в сверхчувственное. И это движение мышления суть тождество его с самим с 1ой. Если в нашем мышлении есть символы, ведущие к шсди об идеальном, то существует и само идеальное,' внушающее вам через свои символы идею самого себя.
Итоговое определение: (.мышление суть ишанентно-трансцен-двнтный идеаторшй процесс в сознании человек, познающий и *
понимающий вещь и постигающий Дух.
В параграфе втором (2.2) "Вещи" мы начинаем с общего подхода к проблеме. Ставится вопрос: где граница вещественного й невещественного,, шшения, веши, Духа? Вывод, к которому мы приходим - вещь - это синтез материи и формы. Это - локализованное 'бытие. Вещь входит в символ как обозначающее. Первоначально она суть вещь-сама-по-себе; однако стоит ей эмалировать в инобытие, указать на другое, как она тут же превращается в знак, и если за ним стоит Дух, то мы получаем уже символ.
Определение вещи таково: это оформленная материя, проистек ка)эдая, из Духа и предстоящая перед мышлением.
В этом же параграфа разбираются позиции А.Ф.Лосева, М.Ма-мардашвшш и А .Пятигорского по проблеме "Символы и вещи".
Третий щратраЪ второй главы (2.3) досвяшен Духу. Как Лух порождает чувственный мир? Как человек постигает Дух? Для решения этих проблем ш исследуем одно из древнейших понятий фило- • сгфии - категорию эманации. Это есть исховдение, истечение Духа из самого себя вследствие переизбытка творческой мощи (Плотин);
Дух есть мир идей. А идея - это оформленный смысл. Дух суть демиург или первообраз всего сущего. Мы можем приблизиться к постижению духовного только через соответствующие символы, в экстазе (Дионисий Ареопагат). Дух суть идеалькость'и чистая деятельность (Гегель). Он бсть "необходимое развитие вечной идеи". Сущность» и нстанцией Духа выступает свобода.
Дух творит мир через символы. Симпл, с одной стороны, идеален, с другой - чувственен. Как идеальное содержимое Духа - он . маленький демиург, ибо в нем. одном отражается весь универсум.' Где-то в самом конце эманации начинается процесс творчества че- . ловеческого сознания. Оно восходи! к уразумению Духа как верховного первопршцкаа.
Экспликация Духа такова: он есть трансцендентно-шл.тант-ное Верховное Первоначало с собственной исторической судьбой, эманирушее "в инобытие.
Трзть^ глава: "Познаниь, понимание, постикение" (3) вскрывает теоретико-познавательный аспект проблем»; как человек познает веши и постигает сам Дух? . .
Пдрвцй саппграй "Оби,.'& подход к проблеме" (3.1) псотооен на диалектическок синтетизме Ял.Сатозьева, ке; ьсеелглстэ.
■• Шпление вбирает а себя познание,покк.танла и посг;п-.он:'0.
Эти процессы происходят при помощи образов, понятий и символов. Через образы и понятия человек познает венда, с помощью символов мышления понимает их, а через символы Духа постигает сам Дух, Причем ощущение и рассудок объеденеяы в познании (им соответст- . ¿уют образы и понятия), в разуме достигается понимание (ему соответствуют символы мышления), а в сверхразумном экстазе - пос-тиаение (ему соответствуют символы Духа). Все эти процессы связаны воедино и один существует через другой. То, что такие цели мышления как поникание и постижение получают в качестве средств от дознания - суть образы и понятия. То, что познание и постижение получают как средство от понимания - суть символы мышления; а то, что познание и понимание получают как средство от постижения.- суть символы Духа.
Такова диалектика основных категорий мышления.
Параграф второй (3.2) - "Познание"' объясняет данный процесс. Эмпирические науки используют мышление, обрабатывая накопленный материал, не останавливаясь на едишчних'явлениях. Тем сашм они устанавливают свои законы. Философия обязана своим развитием эмпирическим наукам. Эмпирическое познание происходит посредством чувственности ¡1ерез образы. Чувственность - вот простейшее, с чего начинается познание вещей. Синтез ощущения вызывает.в нашем создания образ предмета. Этот гностический образ суть чувственная копия вещи в мышления. Именно во взаимодействия психических функций субъекта и текстов существует когнитивный образ как идеальное. Это не вещь, не-свойство, не структура, а динамичное кя-вое состояние взаимодействия субъекта с объектом.
Средство теоретического познйния - понятие. Оно тоже копия вещи, но не в ощущении, а в рассудке. Понятие указывает на сущностные характеристики вещи, Невыразимые в образе. Понятие вы-ракает логический каркас веши. Однако, при этом, субъект познания остается все-таки внешним по отношению к познаваемому^ "отрешенным" от него. В процесса теоретического познания мы - лишь схематизаторы действительности. Задача состоит в понимании Ьещи изнутри себя как "Я", то есть в прочтении текста через символ и как символ. * на это способен разум.
Третий параграф последней глаш (3.3) .- "Понимание" - показывает природу этого процесса. Оно суть разумное усмотрение истины через символы мышления. Понимание призвано "прочитать" вещь как личность, как индивидуальность.
Структура данного параграфа такова: от .понимания вообще -
к пониманию символов.-И через понимание смысла феномена (будь то символ или вещь) - к пониманию самой по себе вепш.
Понимание призвано скрыть тайну личности, смысл ее жизнй. Оно есть 4,0-переживание, со-творчество (Дильтей). Понимание всегда иррационально.
Язык приносит весть о судьбе бытия. Понять ее - значит истолковать историческую судьбу человечества (Хайдеггер).
Понимание приближает нас к онтологическому нутру вещи, рассматривает ее как активное личностное начато, самисть, субъект. Средство понимания - символ мышления. И," как таковой, он токе должен быть понят.
Чтобы понять символ, надо наделить его сдаолом. Символ может стать моим со-субъектом, поскольку он - личность. Подлинный символ многозначен, богат предчувствиями^ неисчерпаем, недоступен однозначной формулировке, принцип: ально парадоксален. Сшсл "дроростает" символами. Символ понят тогда, когда.попяты его составные - одухотворенность, условность, многозначность и суг-■ гестия.
Смысл феномена - будь то символ или вещь - в синтезе яоэ- ' зиса я ноэш. Мы понимаем текст, исходя из определенного ояида-" яия смысла, вытекающего из контекста. Нояишние есть проникновение в смысл. Наиболее оптимальное определение смысла таково: смысл - это (с одной сторойы) внутренняя форла, (с другой стороны) - идеальное содержание феномена, эманйрувдзе в инобытие; это имя и сущность феномена.
Понимание насквозь символично. Символ вещи "наступает" (-А.Ф.Лосев) на нас и на саму вещь, принудительно вскрывает ее смысл. Символ и есть само понимание.
В четвертом параграфе (3.4) "Постижение" речь идет о наиболее сложном и загадочном процессе познания. Постижение суть экстатическое усмотрение истины Духа посредством символов Духа.
Что такое экстаз? Он суть восхождение души к-Духу. В слиянии с ним она. обретает покой, наслаждение, благо, истину, красоту, премудрость. И, преисполнясь всем этга«, душа человека становится юистину духовной; в это?? трансе уже нет разницы между Духом и душой, меяду бесконечным и конечным,. совераешгл.т и- несовершённюя;-бессмертным и смертным. Ехикое есть все, а-все - едино. ^ ' .
В этом экстатическом усмотрении истицы реализуется полнота чзловеческоГо бытия. .
Природа Духа состоит в самооткровении. Поэтому он не может бить недостижим. Абсолютное знание - высшая форма откровения Духа. "Откровение в фс„ ла единства" (Гегель) и есть высшее усмотрение истины Духа, или экстаз.
■ р заключение указаны основные итоги работа, выстроен философский тезаурус диссертации,-намечены дальнейшие пути исследования поставленных,проблем, ставятся также новые проблеш, возникшие в процессе анализа.
Наиболее важные положения диссертации опубликованы в следующих работах: '
1, Сычева С.Г. Философские идеи в творчестве Вяч.Ив.Иванова. Дом.гос.ун-т. - Томск, 1991. 65 с. - Деп. в ИНИОН АН
45622 от 26.II.91.
2. Сычева С.Г. Концепция символов в аспекте гуманизации культуры //Дефиниции культуры. - Тоыск, юд-во ЗГУ, 1934. -С .173-102.