автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Онтологический и аксиологический аспекты взаимодействия человека с природой
Полный текст автореферата диссертации по теме "Онтологический и аксиологический аспекты взаимодействия человека с природой"
На правах рукописи
Хомяков Александр Михайлович
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ
Специальность 09 00 11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
□ □34474 14
Чебоксары - 2008
003447414
Работа выполнена на кафедре философии и методологии науки ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И Н Ульянова»
Научный руководитель -Официальные оппоненты -
Ведущая организация -
доктор философских наук, доцент Желтов Михаил Павлович
доктор философских наук, профессор Михайлова Рената Васильевна кандидат философских наук Терентьева Ольга Николаевна
«Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России»
Защита состоится «/^~>> Р&^Ч^? 2008 г в
на заседании диссертационного совета Д 212 301 04 в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им И Н Ульянова» по адресу г Чебоксары, ул Университетская, 38а, корп 3, зал ученого совета
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им И Н Ульянова»
Автореферат разослан
/о » 2008 г
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук
А Г Степанов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время отношения общества с природой характеризуются как кризисные В будущем, из-за углубления кризиса, возможны техногенные катастрофы глобального масштаба Причины такого состояния видятся в отчужденности человека от природы и несоответствии техносферы, как основы взаимодействия общества с природой, с самой природой и человеком Человек связывается с природой через общество и технические средства, которые усиливают воздействие на окружающею среду Человек покоряет природу с помощью самых разных орудий Они выступают как продолжение человеческих органов, усиливающих силу и мощность давления на окружающую природную среду Так как мировоззрение человека ориентировано на всемерное удовлетворение своих потребностей за счет природы и общества, то не приходится ожидать, что устремления человека изменятся сразу или в ближайшем будущем Для этого необходимо вести планомерную работу по экологизации техники Это возможно, если рассмотреть всю «вторую природу» как единую систему - экосферу, которая представляет собой сеть взаимосвязанных между собой круговоротов вещества, энергии и информации Для создания такой системы необходимо новое пониУ1ание человека, которое можно назвать синергетическим Человек, обладающий синерге-тическими знаниями, совершит экологическую революцию, основанную на соответствии законов техносферы с законами природы и человека Это значит, что человек должен будет выступать в экосфере не как центр мира, а как один из элементов системы, который может участвовать наряду с другими элементами - техническими и природными - в процессе поддержания круговоротов вещества, энергии и информации Только в этом случае можно ожидать, что техногенная катастрофа, просматриваемая в будущем, будет элиминирована, и вместо конфронтации общества с природой мы будем наблюдать гармонию, выражаемую как ноосфера
Каким образом можно добиться такой экологизации, или хотя бы понять и объяснить себе и всему обществу преимущества нового отношения к природе? Основой такого понимания, на наш взгляд, является разработка понятия «взаимодействие», ко-
торое может раскрыть сущности любых явлений и процессов Именно взаимодействие станет тем ключом, которым мы попытаемся открыть тайны человека и самой природы Природа понимается здесь как среда, порождающая жизнь Через понятие «взаимодействие» обосновываются все основные положения работы Взаимодействие есть свойство бытия, форма связи материальных систем, процесс, реализующийся между ними Свойсгва вещей раскрываются только через взаимодействие Это конечная причина, за которой уже больше нечего познавать (Ф Энгельс) В этом смысле можно сказать, что развитие системы «человек-природа» объясняется принципом взаимодействия материальных систем
Несмотря на то, что в основе мира при таком подходе автор видит взаимодействие, как гармонизацию общества и природы, человек не теряет своих продуктивных функций Наоборот, именно при экологизации всей техносферы человек будет вынужден проявить свои творческие способности, создать регулируемые им искусственные экосистемы, существование которых невозможно без самого создателя Отсюда, человек, если он станет экологически ориентированным, направит все свои сита на гармонизацию и катализацию экосистем Другими словами, он, являясь как бы хозяином своих творений, одновременно находится и в центре, и на периферии запущенных им самим круговоротов Он как бы распределен между всеми элементами и является одним из них, не теряя при этом руководящей роли системой Синергийный человек является центрированно-распределенным существом Он ответственен за целостность экосистемы, связывает все элементы системы в единое целое Только в этом случае можно поддержать природные процессы Это значит, что человека можно определить исходя из того, как функционир) ет экосистема, за которую он отвечает Все его действия направлены на обеспечение функционирования экосистемы Он есть результат взаимодействия с экотехносферой как второй природой Такая актуализация человека означает перелом в его природе, которая по существу имеет инстинктивно-эгоистичный характер Это будет другой человек, личность, которая определяется через Другого - природ} Такая личность будет сострадать природе, сотрудничать с ней и согласует все свои действия с законами природы и общества
Все это становится возможным только в том случае, если будет выработан новый взгляд на природу Пока природа рассматривается человеком сквозь призму объектного отношения -как объект эксплуатации Для преодоления такого потребительского отношения к природе необходимо представить ее как «субъект» Отношение к субъекту включает в себя возможные партнерские, равноправные и справедливые отношения Такое этическое отношение не только углубляет понимание природы как активного начала, но и позволяет организовать гармонично развитое общество, которое уже не допустит планетарной катастрофы
Таким образом, рассмотрение системы «человек-природа» в экологическом контексте позволяет актуализировать ее основу как экотехносферу, возникающую в результате экологизации техносферы. с\бьективации природы и организации межсубъектных отношений, а значит, и определить человека как носителя нового миропорядка - ноосферы Такой человек будет обладать синергийными свойствами, и его можно будет назвать си-нергетическим человеком
Степень разработанности проблемы. Изучение системы «человек-природа» является настоятельной необходимостью для многих наук и философии Социально-философское рассмотрение проблемы в данной работе опирается на исследования в антропологии, психологии, социологии, географии, геологии, экологи идр С целью решения проблемы взаимоотношений человека и природы философия не только привлекает знания из других областей науки, но и объединяет их в одно единое целое
Последовательное раскрытие отношений человека к природе можно осуществить, базируясь на разных парадигмах Так, си-нергетический подход (Е Н Князева. С П Курдюмов, Н Н Моисеев, И Пригожин, Г Хакен и др ) позволяет подойти к анализу системы «человек-природа» с точки зрения нелинейных процессов, возникновения порядка из хаоса Данная работа представляет попытку' обогатить синергетическое направление исследованием понятия «согласие» как взаимодействия двух взаимозависимых самоорганизующихся нелинейных систем человека и природы
Экологический подход представлен работами Э В Гирусова, В И Данилова-Данильяна, Р С Карпинской, М М Камшилова,
Н Ф Реймерса, В Л Сусликова. Ю О дума и др В них исследуются методы решения экологических проблем, исходя из возможностей коэволюционного развития сторон взаимодействия -человека и природы Однако выявление онтологического и аксиологического аспектов позволило бы наиболее полно исследовать целостную систему «человек-природа» как реальности сквозь призму су бъективного
Ноосферный вектор развития системы «человек-природа» реализован Ф И Гиренком, В И Вернадским, А Д Урсулом, Э Леруа, Т де Шарденом и др Согласно данному подходу развитие природы и человека предполагает такую форму, при которой удовлетворение человеческих потребностей ограничивается возможностями природной среды В данной работе показано, что расширение возможностей становится реальностью при экологизации техносферы При этом необходимо отметить, что в решении экологических проблем имеет значение наличие информационных ресурсов
Обзор литературы свидетельствует о том, что онтологический и аксиологический аспекты взаимодействия сторон целостной системы «человек-природа» не являлись предметом самостоятельного философского исследования Через раскрытие взаимодействия человека с природой как «субъектом» возможно наиболее полное раскрытие сущности каждой из сторон этого процесса Проблема состоит в том, чтобы через взаимодействия человека с природой определить сущность человека а также основы, связывающие стороны системы Решение многих экологических проблем предполагает выявление характера взаимодействия человека с природой Одновременно это позволило бы более полно и целостно перейти к исследованию объективной реальности
Объектом исследования является целостная система «человек-природа»
Предметом исследования выступают онтологический и аксиологический аспекты взаимодействия человека с природой
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования - разработка философской концепции взаимодействия человека с природой
Основными задачами диссертационного исследования, решение которых подчинено цели, являются
1 Выявление онтологического аспекта взаимодействия человека с природой, включающий в себя определение сущности, структуры и функции взаимодействующих сторон, основы и типов взаимодействия, а также перспектив формирования нового типа взаимодействия в системе «человек-природа»
2 Ориентирование аксиологического аспекта взаимодействия человека с природой на формирование новой системы экологических ценностей, включающее в себя определение человека через взаимодействие его с природой как способного выйти за свои пределы и обрести с природой единство и целостность
3 Определение логики преобразования самого человека, взаимодействующего с природой, становление и формирование человека с экологическим мышлением
Методологические основания исследования. Общезначимыми методами, примененными в данном исследовании, являются анализ существующих структур и синтез новых с целью выяснения возможности построения новой реальности - ноосферы Диалектический подход позволяет раскрывать существующие структуры и тенденции развития системы «человек-природа» Синергетичсский подход позволяет сформировать взаимосогласованную структуру взаимодействия человека с природой Объединяющим названные подходы является принцип взаимодействия, на основе которого объясняется существование системы и ее частей Так, человек определяется через его взаимодействие с природой Взаимодействие здесь понимается как конечная причина, причина причин, которая определяет свойства вещей и процессов
В теоретическом и эмпирическом плане использовались труды Н И Вернадского. В И Данилова-Данильяна, С П Кур-дюмова, А А Горелова. Р С Карпинской и др Эмпирической базой исследования выступили результаты развития системы «человек-природа», которые дают негативную картину
Научная новизна заключается в том, что разработана философская концепция взаимодействия человека с природой
1 Основа взаимодействия человека с природой представлена как экотехносфера, которая выражает круговорот взаимосвязанных между собой вещества, энергии и информации Она создается человеком и составляет с ним одно единое целое - ноосферу
2 Аксиологический аспект согласованного взаимодействия с природой представлен ценностями «согласие», «соучастие», «сострадание» и «сотрудничество» Данные ценности, связанные любовно-творческим отношением к природе определяют и направляют коэволюционное развитие системы «человек-природа» Они выступают противовесом ценностям потребления и помогают сохранить и спасти человека и саму природу
3 Человек определяется как согласователь всех элементов экотехносферы, так как он ответственен за нее, являясь катализатором процессов, происходящих в природе и обществе Человек полицентричен как создатель экосистемы он находится в центре, как катализатор он является звеном каждой цепи круговорота Задача человека - согласовать все элементы круговорота так, чтобы обеспечить жизнепригодность всей экотехносферы Человек есть существо, определяемое взаимодействием с природой. и одновременно есть процесс, организующий согласованное взаимодействие с природой Он есть синергийный (синергетиче-ский) человек
Положения, выносимые на защиту:
1 Онтологический анализ позволяет раскрыть основу взаимодействия системы «человек-природа» Согласованное взаимодействие человека и природы осуществляется через экотехно-сферу Она представлена как сеть круговоротов вещества, энергии и информации В процессе экологизации существующей техносферы и формирования целостной системы «человек-природа» возникает новая реальность - ноосфера
2 Взаимодействие человека с природой происходит на основе ценностей Ценности «согласие», «соучастие», «сотрудничество» и «сострадание» не только помогают формировать автопоэтические структуры природы и общества, но и элиминируют негативные ориентации, направленные на «эксплуатацию» природы и человека В результате любовно-творческого отношения к природе вырабатывается новое экологическое мышление Аксиологический подход учитывает интересы обеих сторон системы и ориентирует человека на самопреобразование
3 В целостной системе «человек-природа» человек определяется через взаимодействие с природой Его отношение к природе представлено не только как «субъект-объектное», но и как «субъект-субъектное» С этим связано понимание природы как
активного начала и формирование нового мировоззрения Речь идет о становлении нового синергийного человека, ориентированного в результате взаимосогласованного взаимодействия с природой на исключение возмущения в окружающей природной среде
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в том, что определена основа взаимодействия человека с природой в виде «второй природы» (техносферы), которая в процессе экологизации стремиться к первой природе в виде взаимосогласованного единого целого (экотехносферы) Такой подход к коэволюционно развивающейся системе «человек-природа» позволяет определить человека через взаимодействие с природой, сущность которого сводится к согласованию всех частей системы «человек-природа»
В результате появляется возможность практического согласования целого и части Так, анализ и синтез круговоротов вещества и энергии как новой реальности согласованного взаимодействия позволяет эффективно и без ущерба самой природе управлять второй природой (техносферой)
Апробация. Основные идеи работы излагались на итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, практических семинарах кафедры комплексных исследований по философии Чувашского государственного университета им И Н Ульянова Новое осмысление человека и природы приведено в опубликованных статьях, и в выступлениях на межрегиональной научной конференции «Принцип наглядности в философии» (2008) и др
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета им И Н Ульянова
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающий 192 наименования Общий объем диссертации составляет 142 страницы
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматриваются основные источники и теоретико-
методологические основания исследования, показана степень разработанности проблемы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы
В первой главе «Анализ системы «человек-природа» анализируется онтологический аспект проблемы взаимодействий человека с природой Определяются основа и типы взаимодействий, которые образуют «вторую природу» В результате экологизации второй природы, данной как техносфера, возникает новая реальность - экотехносфера. или ноосфера, учитывающая потребности человека и возможности природы
В первом параграфе «Основа взаимодействия человека с природой» проанализирована система «человек-природа», которая становится в настоящее время ключевой системой, определяющей дальнейшее развитие человека и самой природы Анализ данной системы показывает, что сущности человека и природы составляют круговороты вещества, энергии и информации Так, природа сама по себе, взятая как вся биосфера, есть сложная сеть круговоротов, действующих таким образом, чтобы условия жизни на планете всегда сохранялись на достаточном для жизни живых организмов уровне Приведены конкретные примеры круговоротов вещества, энергии и информации (пищевые цепи и др ) Такой онтологический подход не только раскрывает механизмы функционирования биосферы, но и задает условия и открывает возможности развития системы «человек-природа» Совсем недавно в качестве основы в отношениях человека с природой выступала техносфера Была ли она той общей частью, что присуще и человеку, и природе одновременно? Техносфера, не являясь природной, была отчуждена от нее и никак не могла быть ее частью Включала ли сама природа черты техносферы9 Если да, то только отчасти, а именно черты «хитрости разума», с помощью которой человек организовывал природу в своих интересах
Какие черты человека наблюдаются у техносферы? Разве только то, что дополняет человека как его неорганическое тело, т е орудия труда усиливают и дополняют человека Он как бы становится сильнее, умнее, быстрее и т д Таким образом, техносфера как сумма технологий не соответствует требованиям человека и природы, т е не может являться истинной основой В поисках основы нужно учесть общие свойства природы и чело-
века Они проявляются только в экотехносфере Именно она является той системной основой, которая объединяет человека и природу Техника не соответствует общим требованиям Экосистема соответствует Но если объединить их вместе, то экотех-носфера как основа системы «человек-природа» будет отвечать всем требованиям основы взаимодействия природы и человека Это та основа, на которой основываются человек и природа И она, как наиболее глубокая сущность, сохраняется всегда В то же время первичной и самой непосредственной основой является, конечно, как причина причин, само взаимодействие Именно через взаимодействие связывается человек с любым объектом
Значит, самой непосредственной основой отношений человека к природе, как мы выяснили, является само взаимодействие. обеспечивающее единство человека и природы Более конкретной. материальной основой этих отношений является, созданная самим человеком, экотехносфера, как «вторая природа», культурное хозяйство
Во втором параграфе первой главы «Типы взаимодействий» определяется, что активной стороной, определяющей развитие, является сам человек Между человеком и природой исторически сложились сложные взаимодействия Если в начале, в доиндустриальные времена, человек сливался с природой, взаимодействовал с ней согласованно и незаметно для самой природы, то в индустриальную эпоху взаимодействие приобрело характер катастроф Рассогласованное взаимодействие стало угрожающим для всей биосферы Человек в этих условиях должен рассматривать возникшую систему взаимодействия с природой более пристально и искать пути решения предотвращения антропогенной катастрофы Сейчас отчужденный и разрушающий мир тип взаимодействий набирает темп и силу, казалось бы, что нет никакого выхода из сложившихся обстоятельств Как говорят экологи, мы перешли запретную черту воздействия на природу и возврат к исходной и безопасной для человечества черте невозможен Мы должны понять, что эти угрожающие жизни человека обстоятельства возникли в результате формирования нового, стихийно сложившегося - угрожающего и разрушающего - типа взаимодействия человека с природой
При таком развитии системы возможны не только разлад, но и полное разрушение, распад системы Если система «человек-
природа» не сможет выйти на режим устойчивого развития, конфликт между человеком и природой неизбежен Природа уже предупреждает человека о недопустимости такого отчуждения катастрофами Природа, язык которой не всегда понятен человеку, говорит языком катастроф Реакция такова, каков тип взаимодействия Согласованный тип взаимодействия приводит к гармонии, рассогласованное взаимодействие формирует дисгармоничную структуру, а отчужденный (стихийный) тип ведет к катастрофам Человек пока не осознает свои воздействия, не знает языка природы, не формирует адекватного самой природе взаимодействия только из-за того, что он преследует только свои интересы и потребности Однако, система «человек-природа» не «безгласна», она заявляет себя таким образом, что в случае отказа от взаимосогласованного взаимодействия может уничтожить саму причину возмущения, т е стереть с лица Земли человечество как источника антропогенных катастроф
Таким образом, типы взаимодействий, определяющих развитие системы, можно подразделить на отчужденно-стихийный, ведущий к катастрофам, рассогласованный, определяющий кризисное состояние и согласованный, формирующий коэволюци-онное развитие системы на основе любовно-творческого отношения к природе
В третьем параграфе «Экологизация «второй природы» основа взаимодействия - «вторая природа» (техносфера) представлена как хозяйство человека, как сумма новых технологий, которую можно преобразовать в культурное хозяйство, в эко-техносферу Антропогенные катастрофы стали возможными потому. что техносфера по своей сущности противоречит природе Она, несмотря на то, что сделана из природных материалов, не-природна Давление техники на природу давно уже превышает уровень, которую может выдержать окружающая среда Поэтому необходима экологизация всей суммы технологий Нужно снизить уровень давления на жизнь Суть экологизации техносферы сводится к образованию круговоротов вещества и энергии по образцу самой биосферы, т е таких круговоротов вещества, энергии и информации, где отходы одного производства служат сырьем для другого производства Если замкнуть процессы переработки вещества на себя, то можно получить чистое производство, которое не будет загрязнять и возмущать окружающую
среду Такую экологизацию можно назвать биосферной, где сама основа взаимодействия с природой приобретает идеальный характер, т е среда при взаимодействии с ней не возмущается
Это реальные, актуальные требования современной практики взаимодействий между человеком и природой В той или иной степени это уже реализуется в искусственно созданных экосистемах Такие замкнутые на себя безотходные хозяйства уже созданы и имеют большое будущее, ибо основой таких образований является сам человек, новый субъект, новый природо-строитель Его сущность, на наш взгляд проявляется через согласованное взаимодействие с природой
Это согласованное взаимодействие есть не что иное, как соучастие и любовь, сотрудничество и согласие с природой Соучастие дочжно быть конкретным Например, это не только мотчаливые разговоры с природой, это тоже важно, важнее экологизация всей суммы технологии, важна привязанность к родной природе, которая нам видится как ухоженный экологичный для жизни дом, все хозяйство Нужна новая система образования, ориентированная на экологию
Итак, именно экологизация мышления станет главной в переходе от техносферы к экотехносфере В формировании эко-техносферы хочется особо обратить внимание на тип взаимодействий. который основан на этико-эстетических формах взаимоотношений между человеком и природой Необходимо заменить стихийно сложившийся отчужденный тип взаимодействий на согласованный тип Только в этом случае мы сможем преодолеть экологическую катастрофу и перейти к зстойчивому развитию
В четвертом параграфе первой главы «Новая реальность - ноосфера» показано, что в результате экологизации и согласованного развития возникает новая реальность - ноосфера На наш взгляд, такой подход может быть реализован только в случае субъективации самих процессов и явлений природы Это значит, что природу необходимо представить как квазисубъект, «субъект», с которым необходимо считаться и взаимодействовать как с равноправным партнером В противном случае, какие бы объективные и эффективные механизмы гармонизации не были придуманы, человек, отнесясь к природе как к объекту, не сможет согласовать взаимоотношения с природой Расширение
понятия «субъект», наделение свойствами субъектов объектов природы, проявляет новые возможности возникновения новой реальности В этом смысле философии в некоторых моментах следует вернуться к проблеме объяснения и описания мира с точки зрения «субъект-субъектных» отношений вместо «субъект-объектных» отношений, которые не до конца раскрывают сущность природы В этом спасение не только конкретного человека, но и всей жизни
Подытоживая исследование системы «человек-природа», можно сказать, что онтологический анализ раскрывает основу взаимодействия системы «человек-природа» Согласованное взаимодействие человека и природы может осуществляться только через экотехносферу Она представлена как сеть круговоротов вещества, энергии и информации В процессе экологизации существующей техносферы и формирования целостной системы «человек-природа» возникает новая реальность экотех-носфера. или ноосфера
Во второй главе «Природа человека» раскрывается сущность человека как результата коэволюционного развития человека и природы Взаимодействие с природой определяет качества, мировоззрение и мироощущение человека Это становится возможным в результате выявления и использования ценностей «согласие», «соучастие», «сотрудничество» и «сострадание» В результате согласованного взаимодействия качества человека развиваются до качеств человека-согласующего. могущего организовать новую реальность - ноосферу
В первом параграфе «Определение человека через взаимодействие с природой» человек анализируется как биосоциальное существо Однако, это определение, данное в настоящее время, не раскрывает его будущее Так, если древний человек как биологическое существо, как индивид, полностью описывался как природное явление, то с возникновением общества социальное стало определяющим, и можно сказать, что человек - это результат общественных отношений Все это верно, и отражает исторический путь, пройденный человеком в течение тысячелетий
Если человек на заре человечества почти ничем не отличался от гоминидов, был в одном гомологическом ряду с другими животными, сливался со всей природой, то по мере выделения
его из естественной среды у него появились отличные от приматов особенности, а именно, способность взаимодействовать с природой через орудия труда Это и послужило началом человеческой эры Именно орудийность раскрывает прошлое, настоящее и будущее человека Его сущность основана на орудийно-сти По мере возрастания роли орудий труда роста. самостоятельность и относительная независимость человека от капризов природы Человек научился не только приспосабливаться к окружающей среде, но и производить саму среду, необходимую для воспроизводства жизни Это в свою очередь привело к изнеженности человека, и он потерял в какой-то степени способность к адаптации Это же привело к экологическому кризису Возможно ли спасение в этих у словиях9
Человечество обладает таким технологическим могуществом, что при наличии доброй воли и необходимых ценностных ориентации может создать насыщенную энергией и информацией «вторую природу», что она уже никогда не будет отчуждаться от человека С другой стороны, человек должен стать не столько в центр мира, сколько в один ряд со всеми живыми существами (как было в незапамятные времена) Это значит, что четовек одновременно должен работать не только на себя, но и для Другого В настоящее врет корнем всех бед является человек, который работает только на свой интерес Однако, если это верно для рыночных отношений, то природа требует к себе уважительного отношения Природа не знает рынка В ней все взаимосвязано и работает друг на друга Имеющаяся конкуренция уравновешена сотрудничеством
Примером гармонии природы служит экосистема Экосистема - это такая система крутоворота вещества, энергии и информации, где каждый элемент воспроизводит другой, и вместе они поддерживают всю систему в состоянии устойчивости и развития Если мы теперь «спроецируем» будущего человека на природу как на экосистему, то формируется не только новая «вторая природа», но и новый человек В литературе называют его экологическим, т е могущим служить природе со всеми своими знаниями и переживаниями Видимо, только он может направить все могущество цивилизации на такое устройство общества и природы, которое называют ноосферой
Конкретно это значит, что каждый человек должен знать свое место в этом круговороте жизни, которую он сам же и вызывает, и направляет, и обслуживает Естественно, он как инициатор должен быть в центре этой созданной разумом и чувствами экосистемы, и тут же должен стать самим процессом движения всего социально-природного бытия Так происходит воспроизводство новой жизни как единства социального, психического и природного Это новый уровень Назовем ее экоуровнем, где нет подчинения и покорения, а есть только взаимопомощь и сотрудничество Такое понимание отношения принято называть всеобщим одушевлением мира Мир изменится, и он изменяется через психику человека, который распространяет на природу свои новые способности и чувства, делая природу одушевленной и прекрасной
Определяя человека через взаимодействие с природой, мы можем сказать, что его будущее и сущность связаны с развитием отношений с природой, которое по закону отрицания отрицания с неумолимостью диалектического закона приводит человека к самоотрицанию своей рациональности, и заставляет его вернуться к исходному рубежу развития, к природе, но уже на новой психологической и информационной основе В этом смысле сам человек есть природный процесс, который он может изменить, может осознать свое место в развитии мира Он есть вещь как мера всех вещей и одновременно процесс, который организовывает и поддерживает гармонию мира в виде круговоротов жизни
Во втором параграфе второй главы «Ценностные отношения к природе» рассматриваются ценностные элементы взаимодействия человека с природой Важной ценностью новой реальности может стать «согласие», на основе которой можно согласовать все звенья круговоротов природы Такое самосогласование возможно и в самой системе «человек-природа» Оно заключается в том, чтобы соотнести, согласовать свои потребности с возможностями природы, т е отнестись к ней не только как к «ресурсу», но и с пониманием внутренних связей и отношений между социально-экономическим и экологическим развитием, установить с ней справедливые отношения Такая ценностная переориентация возможна Теперь природа не отчужде-на от человека, она наделена, как и любой субъект, активностью
Она целесообразна и требует к себе уважения Это возможно в пограничных для человека ситуациях, когда он стоит между жизнью и смертью, перед катастрофой Если он не сумеет «перевести стрелки» в обратную сторону, те изменить свое отношение к природе от насилия к согласию, то последует неминуемая катастрофа, которая может уничтожить человечество как вид В таких «скачках» матрица ценностей как бы меняет знак, и мы оказываемся в друтом мире, который базируется на иных ценностях, противоположных тем, которыми руководствуемся мы
Рассмотрим чувства жертвенности и сострадания Человек духовен, если может сопереживать Друтому Однако не каждый человек может испытать сострадание Это чувство существует, но у многих оно не проявляется, так, как было уже отмечено, согласованное взаимодействие происходит через Друтого
Таким образом, проведенное нами исследование ценностей взаимодействия человека с природой показывает нам, что современный мир не может существовать сам по себе Формирование экотехносферы, «второй природы» как выражения ноосферы. выступает как смена ценностей, смена насилия на любовь и уважение к природе Примеров такой трансформации ценностей можно привести множество Главное здесь то, что смена ценностей происходит медленно, историческим путем, только тогда существующие ценности заменяются другими, и мир становится друтим Однако для того, чтобы ценностные отношения изменились, необходимо выработать новое мировоззрение. в основе которого находится согласие, соучастие и сострадание, любовь и уважение, сотрудничество и партнерство с природой На наш взгляд, главной ценностью отношения к природе является согласие, которое дает возможность выстроить другой мир, мир порядка и у стойчивого развития
В третьем параграфе второй главы «Синергизм - новое мировоззрение человека» рассматривается новое мировоззрение человека, формирующего ноосферную реальность Показано, что основами формирования нового мировоззрения человека служат согласительные отношения с щлгродой. способность соотнести свои потребности с возможностями природы, согласовать все свои действия с круговоротами природы Новое мировоззрение направлено на гармонизацию отношений между чело-
веком и природой Как уже было показано, сущностью природы являются круговороты вещества и энергии, запускаемые и поддерживаемые человеком Искажение круговой переработки вещества формирует ложное мировоззрение Повышение цикличности высвобождает сущностные силы природы и человека В результате чего возникает истинное мировоззрение Мировоззрение должно базироваться на истинных знаниях о реальной действительности Действительность предстает в виде единства и борьбы двух противоположных сил согласования и рассогласования Адекватное отражение и гармонизация их формирует действенное мировоззрение, которое само послужит основой эффективного взаимодействия человека с природой
Эффективное взаимодействие служит дальнейшему закреплению сформированного мировоззрения, так как жизнепригод-ность, чистота природы подтверждают правильность мировоззрения, а, соответственно, правильность предпринимаемых действий человека В формировании мировоззрения участвует и чувство прекрасного Полученное от взаимосогласованного действия и результата удовлетворение углубляется видом здоровых и счастливых людей, прекрасных лесов и озер, ровно взошедших всходов, цветением лугов и пастбищ, всем тем, что живет полной жизнью Полезный результат и полнота бытия, как основы порождения человека и природы, участвуют в формировании мировоззрения
Будущее определяет сегодняшнюю жизнь Только надежно прогнозируемая вперед жизнь питает и дает силу в борьбе с невзгодами, в преодолен™ которых и происходит закрепление ранее выработанного мировоззрения С таким же успехом укрепляют убежденность в выбранном отношении к природе и сохранение дикой природы Идеальность дикой природы как бы дает направление будущих действий Мировоззрение освещено прошлым состоянием природы, всегда направлено к будущему состоянию - ноосфере
Эти интегральные характеристики могут быть выработаны только в результате синергетического подхода к природе Основой служит согласие как самая главная ценность Такое ценностное отношение невозможно получить умозрительно или по научению кого-либо Даже знание их правильности не влечет формирования правильного мировоззрения Только через стра-
дания, невзгоды и ошибки возможно достижение гармонии с природой Мировоззрение человека, хорошее или плохое, буквально выстрадано его отношением к миру Формирование научного мировоззрения дело будущего И оно станет наиболее целостным и правильным по мере развития синергетического подхода, основанного, как нам видится, на экочогической системе природопользования и обретении полноты бытия человека
Можно сказать, что взаимосвязь между типами взаимодействий с природой и целостным мировоззрением человека формируется на основе синергизма как согласованного взаимодействия с природой и обществом, так и от радостного мироощущения В этом случае в сознании человека сформиру ется поистине научное мировоззрение, синергизм, органично включающее в себя и священное отношение к природе
Таким образом, новое мировоззрение включает в себя реальную действительность, состоящую из крутоворотов вещества и энергии, формирует отношение к природе, основанное на ценности «согласие» Такое сочетание сущего и должного, их единство формирует взаимосогласованный мир человека, где главным активным началом, субъектом выступает человек согласующий
В четвертом параграфе второй главы «Человек согласующий» формулируется новая концепция человека, определяемого через взаимодействие с природой Новый человек есть личность, согласующая свои действия со всем природно-социальным миром Основой такого согласования служит представление о природе как круговороте или сети отношений, где узлом выступает полицентричный человек согласующий Только в этом случае он может проявить свои способности, самореализоваться, так как именно в таком творческом деле как согласование всех частей целого происходит полная самоактуализация человека, проявляется сущность творческого человека Такой подход к человеку требует от него не только информированности обо всех свойствах мира, но и огромной ответственности Новый человек должен обладать адаптивными и креативными качествами, которые согласуются с самой природой
Философский вывод, который можно сделать в заключение данного параграфа, на наш взгляд, состоит в том, что в системе «человек-природа» главной движущей силой преобразования
природы является человек Это человек согласующий Появление такого человека возможно только на путях адаптации и творчества в отношении к природе как к «субъекту», достижения согласия и согласованного взаимодействия с ней В результате возникает личность, которая сможет преодолеть кризисные явления и реализовать весь потенциал человека
В заключении формулируются основные выводы и определяются перспективы исследования
Основные положения диссертации изложены в следующих работах:
Пубчикация в издании, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ
1 Хомяков, А М Определение человека через взаимодействие с природой / А М Хомяков, М П Желтов // Вестник Чувашского университета Гуманитарные науки - 2008 - № 4 - С 147-149
Диссертация почностъю опубликована е виде монографии
1 Хомяков, А М Мировоззренческий аспект взаимодействия человека с природой / А М Хомяков - Чебоксары Изд-во Чуваш ун-та, 2008 - 115 с - ISBN 987-5-7677-1202-1
Формат 60x84/16 Бумага офсетная Печать оперативная Уел печ л 1,0 Тираж 100 экз Заказ № 490
Типография университета 428015 Чебоксары Московский проспект 15
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хомяков, Александр Михайлович
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Анализ системы «человек-природа».
1.1. Основа взаимодействия человека с природой.
1.2. Типы взаимодействия
1.3. Экологизация «второй природы»
1.4. Новая реальность - ноосфера
Глава II. Природа человека.
2.1. Определение человека через взаимодействие с природой.
2.2. Ценностные отношения к природе.
2.3. Синергизм - новое мировоззрение человека.
2.4. Человек согласующий.
Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Хомяков, Александр Михайлович
Актуальность темы исследования. В настоящее время отношения общества с природой находятся в состоянии рассогласования. В будущем из-за углубления кризиса возможны техногенные катастрофы глобального масштаба. Причина такого состояния видится в бездуховности и несоответствии техносферы, как основы взаимодействия общества с природой, с самой природой и человеком. Исторически сложилось так, что техника была создана как средство покорения и подчинения природы человеком. Она до сих пор выступает как продолжение человеческих органов, усиливающих силу и мощность давления на окружающую человека природную среду. Так как мировоззрение человека ориентировано на всемерное удовлетворение своих потребностей за счёт природы и общества, то не приходится ожидать, что устремления человека изменятся сразу или в ближайшем будущем. Для этого необходимо вести планомерную работу по экологизации техники. Это возможно, если рассмотреть всю вторую природу (техносферу) как единую систему - экосферу, которая представляет собой сеть взаимосвязанных между собой круговоротов вещества, энергии и информации. Для создания такой системы необходимо новое понимание человека, которое можно назвать синергетическим. Человек, обладающий синергетическими знаниями, совершит экологическую революцию, основанную на соответствии законов техносферы с законами природы и человека. Это значит, что человек должен будет выступать в экосфере не как центр мира, а как один из элементов системы, который может участвовать наряду с другими элементами - техническими и природными - в процессе поддержания круговоротов вещества, энергии и информации. Только в этом случае можно ожидать, что техногенная катастрофа, просматриваемая в будущем, будет элиминирована, и вместо конфронтации общества с природой мы будем наблюдать гармонию, выражаемую как ноосфера.
Каким образом можно добиться такой экологизации, или хотя бы понять и объяснить себе и всему обществу преимущества нового отношения к природе? Основой такого понимания, на наш взгляд, является разработка понятия «взаимодействие», которое может раскрыть сущности любых явлений и процессов. Именно взаимодействие станет тем ключом, которым мы попытаемся открыть тайны человека и самой природы. Природа понимается здесь как среда, порождающая жизнь. Через понятие «взаимодействие» обосновываются все основные положения работы. Взаимодействие есть свойство бытия, форма связи материальных систем, процесс, реализующийся между ними. Это конечная причина, за которой уже больше нечего познавать (Ф. Энгельс). В этом смысле можно сказать, что развитие системы «человек-природа» объясняется принципом взаимодействия материальных систем.
Несмотря на то, что в основе мира при таком подходе автор видит взаимодействие, как гармонизацию общества и природы, человек не теряет своих продуктивных функций. Наоборот, именно при экологизации всей техносферы человек будет вынужден проявить свои творческие способности, создать регулируемые им искусственные экосистемы, существование которых невозможно без самого создателя. Отсюда, человек, если он станет экологически ориентированным, направит все свои силы на гармонизацию и катализацию экосистем. Другими словами, он, являясь как бы хозяином своих творений, одновременно находится и в центре, и на периферии запущенных им самим круговоротов. Он как бы распределен между всеми элементами и в тоже время является одним из них, не теряя при этом руководящей роли системой. Синергийный человек является центрированно-распределенным существом. Он ответственен за целостность экосистемы, связывает все элементы системы в единое целое. Только в этом случае можно поддержать природные процессы. Это значит, что человека можно определить исходя из того, как функционирует экосистема, за которую он отвечает. Все его действия направлены на обеспечение функционирования экосистемы. Он есть результат взаимодействия с экотехносферой как второй природой. Такая актуализация человека означает перелом в его природе, которая по существу имеет инстинктивно-эгоистичный характер. Это будет другой человек, личность, которая определяется через Другого - природу. Такая личность будет сострадать природе, сотрудничать с ней и согласует все свои действия с законами природы и общества.
Все это становится возможным только в том случае, если будет выработан новый взгляд на природу. Пока природа рассматривается человеком сквозь призму объектного отношения -как объект эксплуатации. Для преодоления такого потребительского отношения к природе необходимо представить её как «субъект». Отношение к субъекту включает в себя возможные партнерские, равноправные и справедливые отношения. Такое отношение к природе не только возвышает человека духовно, но и позволяет организовать гармонично развитое общество, которое уже не допустит планетарной катастрофы.
Таким образом, рассмотрение системы «человек-природа» позволяет актуализировать её основу как экотехносферу, возникающую в результате экологизации техносферы, субъективации природы и организации межсубъектных отношений, а значит, и определить человека как носителя нового миропорядка - ноосферы. Такой человек будет обладать синергийными свойствами, и его можно будет назвать синергетическим человеком.
Степень разработанности проблемы. Изучение системы «человек-природа» является настоятельной необходимостью для многих наук и философии. Социально-философское рассмотрение проблемы в данной работе опирается на исследования в антропологии, психологии, социологии, географии, геологии, экологи и др. С целью решения проблемы взаимоотношений человека и природы философия не только привлекает знания из других областей науки, но и объединяет их в одно единое целое.
Последовательное раскрытие отношений человека к природе можно осуществить, базируясь на разных парадигмах. Так, синергетический подход (E.H. Князева, С.П. Курдюмов, H.H. Моисеев, И. Пригожин, Г. Хакен и др.) позволяет подойти к анализу системы «человек-природа» с точки зрения нелинейных процессов, возникновения порядка из хаоса. Данная работа представляет попытку обогатить синергетическое направление исследованием понятия «согласие» как взаимодействия двух взаимозависимых самоорганизующихся нелинейных систем: человека и природы.
Экологический подход представлен работами Э.В. Гирусова, В.И. Данилова-Данильяна, P.C. Карпинской, М.М. Камшилова, Н.Ф. Реймерса, B.J1. Сусликова, Ю. Одума и др. В них исследуются методы решения экологических проблем, исходя из возможностей коэволюционного развития сторон взаимодействия -человека и природы. Однако выявление онтологического и аксиологического аспектов позволило бы наиболее полно исследовать целостную систему «человек-природа» как реальности сквозь призму субъективного.
Ноосферный вектор развития системы «человек-природа» реализован Ф.И. Гиренком, В.И. Вернадским, А.Д. Урсулом, Э. Леруа, Т. де Шарденом и др. Согласно данному подходу развитие природы и человека предполагает такую форму, при которой удовлетворение человеческих потребностей ограничивается возможностями природной среды. В данной работе показано, что расширение возможностей становится реальностью при экологизации техносферы. При этом необходимо отметить, что в решении экологических проблем имеет значение наличие информационных ресурсов.
Обзор литературы свидетельствует о том, что онтологический и аксиологический аспекты взаимодействия сторон целостной системы «человек-природа» не являлись предметом самостоятельного философского исследования. Через раскрытие взаимодействия человека с природой как «субъектом» возможно наиболее полное раскрытие сущности каждой из сторон этого процесса. Проблема состоит в том, чтобы через взаимодействия человека с природой определить сущность человека, а также основы, связывающие стороны системы. Решение многих экологических проблем предполагает выявление характера взаимодействия человека с природой. Одновременно это позволило бы более полно и целостно перейти к исследованию объективной реальности.
Объектом исследования является целостная система «человек-природа».
Предметом исследования выступают онтологический и аксиологический аспекты взаимодействия человека с природой.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования - разработка философской концепции взаимодействия человека с природой.
Основными задачами диссертационного исследования, решение которых подчинено цели, являются:
1. Выявление онтологического аспекта взаимодействия человека с природой, включающий в себя определение сущности, структуры и функции взаимодействующих сторон, основы и типов взаимодействия, а также перспектив формирования нового типа взаимодействия в системе «человек-природа».
2. Ориентирование аксиологического аспекта взаимодействия человека с природой на формирование новой системы экологических ценностей, включающее в себя определение человека через взаимодействие его с природой как способного выйти за свои пределы и обрести с природой единство и целостность.
3. Определение логики преобразования самого человека, взаимодействующего с природой, становление и формирование человека с экологическим мышлением.
Методологические основания исследования.
Общезначимыми методами, примененными в данном исследовании, являются: анализ существующих структур и синтез новых с целью выяснения возможности построения новой реальности - ноосферы. Диалектический подход позволяет раскрывать существующие структуры и тенденции развития системы «человек - природа». Синергетический подход позволяет сформировать взаимосогласованную структуру взаимодействия человека с природой. Объединяющим названные подходы является принцип взаимодействия, на основе которого объясняется существование системы и её частей. Так, человек определяется через его взаимодействие с природой. Взаимодействие здесь понимается как конечная причина, причина причин, которая определяет свойства вещей и процессов.
В теоретическом и эмпирическом плане использовались труды Н.И. Вернадского, В.И. Данилова-Данильяна,
С.П. Курдюмова, A.A. Горелова, P.C. Карпинской и др. Эмпирической базой исследования выступили результаты развития системы «человек-природа», которые дают негативную картину.
Научная новизна заключается в том, что разработана философская концепция взаимодействия человека с природой.
1. Основа взаимодействия человека с природой представлена как экотехносфера, которая выражает круговорот взаимосвязанных между собой вещества, энергии и информации. Она создается человеком и составляет с ним одно единое целое - ноосферу.
2. Аксиологический аспект согласованного взаимодействия с природой представлен ценностями «согласие», «соучастие», «сострадание» и «сотрудничество». Данные ценности, связанные любовно-творческим отношением к природе определяют и направляют коэволюционное развитие системы «человек-природа». Они выступают противовесом ценностям потребления и помогают сохранить и спасти человека и саму природу.
3. Человек определяется как согласователь всех элементов экотехносферы, так как он ответственен за неё, являясь катализатором процессов, происходящих в природе и обществе. Человек полицентричен: как создатель экосистемы он находится в центре; как катализатор он является звеном каждой цепи круговорота. Задача человека - согласовать все элементы круговорота так, чтобы обеспечить жизнепригодность всей экотехносферы. Человек есть существо, определяемое взаимодействием с природой, и одновременно есть процесс, организующий согласованное взаимодействие с природой. Он есть синергийный (синергетический) человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Онтологический анализ позволяет раскрыть основу взаимодействия системы «человек-природа». Согласованное взаимодействие человека и природы осуществляется через экотехносферу. Она представлена как сеть круговоротов вещества, энергии и информации. В процессе экологизации существующей техносферы и формирования целостной системы «человек -природа» возникает новая реальность - ноосфера.
2. Взаимодействие человека с природой происходит на основе ценностей. Ценности «согласие», «соучастие», «сотрудничество» и «сострадание» не только помогают формировать автопоэтические структуры природы и общества, но и элиминируют негативные ориентации, направленные на «эксплуатацию» природы и человека. В результате любовно-творческого отношения к природе вырабатывается новое экологическое мышление. Аксиологический подход учитывает интересы обеих сторон системы и ориентирует человека на самопреобразование.
3. В целостной системе «человек-природа» человек определяется через взаимодействие с природой. Его отношение к природе представлено не только как «субъект-объектное», но и как «субъект-субъектное». С этим связано понимание природы как активного начала и формирование нового мировоззрения. Речь идет о становлении нового синергийного человека, ориентированного в результате взаимосогласованного взаимодействия с природой на исключение возмущения в окружающей природной среде.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования заключается в том, что определена основа взаимодействия человека с природой в виде «второй природы» (техносферы), которая в процессе экологизации стремиться к первой природе в виде взаимосогласованного единого целого (экотехносферы). Такой подход к коэволюционно развивающейся системе «человек-природа» позволяет определить человека через взаимодействие с природой, сущность которого сводится к согласованию всех частей системы «человек-природа».
В результате появляется возможность практического согласования целого и части. Так, анализ и синтез круговоротов вещества и энергии как новой реальности согласованного взаимодействия позволяет эффективно и без ущерба самой природе управлять второй природой (техносферой).
Апробация работы. Основные идеи работы излагались на итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, практических семинарах кафедры комплексных исследований по философии Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Новое осмысление человека и природы приведено в опубликованных статьях, и в выступлениях на межрегиональной научной конференции «Принцип наглядности в философии» (2008) и др.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Онтологический и аксиологический аспекты взаимодействия человека с природой"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе проанализирована система «человек - природа», которая становится в настоящее время ключевой системой, определяющей дальнейшее развитие человека и самой природы. Анализ данной системы показывает, что сущности человека и природы составляют круговороты вещества, энергии и информации. Так, природа сама по себе, взятая как вся биосфера, есть сложная сеть круговоротов, действующих таким образом, чтобы условия жизни на планете всегда сохранялись на достаточном для жизни живых организмов уровне. Дано понятие природной жизни как круговорота вещества, энергии и информации. Такой онтологический подход не только раскрывает механизмы функционирования биосферы, но и задает условия и открывает возможности развития системы «человек - природа».
Второй, активной, стороной системы, определяющей развитие, является человек, который всегда действует через общество. Между человеком и природой исторически сложились непростые взаимодействия. Если вначале, в доиндустриальные времена, человек сливался с природой, взаимодействовал с ней согласованно и незаметно для самой природы, то в индустриальную эпоху взаимодействие приобрело характер катастрофы. Рассогласованное взаимодействие стало угрожающим для всей биосферы. Человек в этих условиях должен рассматривать возникшую систему взаимодействия с природой более пристально и искать пути предотвращения антропогенной катастрофы.
На современном этапе разрушающий мир тип взаимодействия набирает темп и силу, кажется, что нет никакого выхода из сложившихся обстоятельств. По мнению экологов, мы перешли запретную черту воздействия на природу и возврат к исходной и безопасной для человечества черте невозможен. Мы должны понять, что эти угрожающие жизни человека обстоятельства возникли в результате формирования основы взаимодействия человека с природой. Эта основа - вторая природа как его хозяйство, как сумма технологий, которую в общем можно представить как техносферу. Антропогенные катастрофы стали возможными потому, что техносфера по своей сущности противоречит природе. Она, несмотря на то что сделана из природных материалов, неприродна. Давление техники на природу давно уже превышает уровень, который может выдержать окружающая среда. Поэтому необходима срочная экологизация всей суммы технологий. Необходимо снизить уровень давления на жизнь.
Суть экологизации техносферы сводится к образованию круговоротов вещества и энергии по образцу самой биосферы, т.е. таких круговоротов вещества, энергии и информации, где отходы одного произодства служат сырьем для другого производства. Если замкнуть процессы переработки вещества на себя, то можно получить чистое производство, которое не будет загрязнять и возмущать окружающую среду. Экологизацию по принципу круговой переработки вещества можно назвать идеальной, и сама основа взаимодействия с природой приобретает идеальный характер, т.е. среда при взаимодействии с ней не возмущается.
В результате такой экологизации и согласованного взаимодействия человека с природой возможно создание новой реальности - ноосферы. На пути создания ноосферы существует много трудностей. Это прежде всего трудности объективные, связанные с согласованием процесса видообразования. Темп техноэволюции не совпадает с темпом биоэволюции, что ещё больше разводит биосферу с техносферой. Но решение существует, и оно связано с развитием самого человека, природы и системы «человек - природа». Оно заключается в возврате к согласованному взаимодействию с природой. Прежде всего необходимо опять оглянуться на природу как на прародительницу всего живого и неживого, увидеть в ней «субъекта», который всем движет. Только на основе этого изменения взгляда на природу возможно новое решение. Если в настоящее время природа используется как неистощимый склад сырья, то необходимо не только увидеть лимитированность ресурсов, но и усмотреть в природе то живое, которое как раз порождает живое. Живое порождается только живым. Если будет выработан такой экологический взгляд, то в результате согласованного взаимодействия человека с природой возникнет та самая новая реальность, которая приведет к ноосферному устойчивому развитию системы «человек - природа».
Получается, что все дело в формировании нового мировоззрения человека. Он должен выработать другие ценности и подходы взаимодействия с природой. Главной ценностью новой реальности может стать «согласие», которое и станет согласовывать все звенья круговоротов природы. Реализация согласия с природой невозможна без соучастия, сострадания, переживаний. Только тогда происходит самосогласование и в самой системе «человек - природа». Оно заключается в том, чтобы соотнести, согласовать свои потребности с возможностями самой природы, т.е. отнестись к природе с уважением и любовью, установить с ней партнерские отношения. Теперь это становится возможным, так как природа не отчуждена от человека, она наделена, как и любой субъект, активностью. Она целесообразна и требует к себе уважения как равноправный партнер.
Новое мировоззрение человека, формирующего новую но-осферную реальность, можно назвать синергетическим, а самого человека, придерживающегося такого взгляда на мир, -синергетическим человеком. Так возникает новый человек -человек согласующий. Он полностью определяется через взаимодействие с природой. Если он направит усилия на гармонизацию всех процессов и явлений природы, то угроза биосферной катастрофы и исчезновения самого человека с лица Земли отпадет. Однако на пути формирования такого взаимодействия и самого согласовывающего все человека возникают трудности, которые можно назвать рыночными.
Рынок требует не только эффективности, но и прибыли. Известно, что если прибыль определяет развитие современной экономики, то ни о каком ноосферном развитии не может быть и речи. Современная рыночная экономика не только «съест» все ресурсы Земли, но в скором времени уменьшит значение человека как личности. Тогда вместе с природной основой исчезнет и основа человека. Поэтому, чтобы обойти рыночные отношения, выработать новые ценности, следует экологизировать и экономику. Необходимо перейти к экоэкономике. Таковы предпосылки развития системы «человек - природа».
Анализ данной системы раскрывает трудности и новые возможности решения, направленного на увеличение жизнепригодности природы. Они заключаются в выборе типа взаимодействия человека с природой. Именно тип взаимодействия решает, какой быть природе и человеку. Рассогласованное взаимодействие ведет к катастрофе. Согласованное взаимодействие создает ноосферную реальность, которая дает шанс на выход из тупика. Стихийно сложившееся отчужденное от природы взаимодействие угрожает постепенным и потому незаметным распадом системы «человек - природа». Однако следует помнить, что сейчас взаимодействие с природой уже стало разрушающим. Такой тип взаимодействия вовсе неприемлем.
Результатом данной работы является высвечивание и такой стороны, как недопустимость разрушающих воздействий на природу. Предупреждение более чем своевременно, так как сама биосфера уже перестала реагировать на возмущения, что очень опасно, так как она теряет способность к самовосстановлению.
Философский вывод данной работы, на наш взгляд, заключается в том, что необходимо увидеть в системе «человек -природа» главную движущую силу преобразования природы -синергетического человека. Движение возможно только с помощью творчества, уважения и любви к природе как к «субъекту», достижения согласия с ней и согласованного взаимодействия, в результате чего возникнет новая реальность -ноосфера и новый человек - согласующий. Синергетический человек должен стать апологетом всего мира, усвоить и выработать все положительные ценности, направленные на согласование человека с природой. Он должен быть сострадательным, сотрудничать и жить в полном согласии с миром.
Список научной литературыХомяков, Александр Михайлович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира / А. Н. Аверьянов. М., 1985.
2. Агаджанян, Н. А. Экология человека / Н. А. Агаджанян, В. И. Торнин. М., 1994.
3. Агесс Пьер. Ключи к экологии / Пьер Агесс. Л., 1982.
4. Агроэкология / Под ред. В. А. Черникова, А. И. Чекереса. -М., 2000.
5. Алексеев, В. П. Становление человечества / В. П. Алексеев. -М., 1984.
6. Алексеев, С. В. Экология / С. В. Алексеев. СПб., 1997.
7. Андреев, Д. Л. Роза мира / Д. Л. Андреев. М., 1991.
8. Антология даосской философии. М. : Товарищество «Калашников - Комаров и К», 1994.
9. Антонов, М. Ф. О мировоззренческих корнях разрушительных и созидательных систем земледелия / М. Ф. Антонов // Человек и земля. М. : Агропромиздат, 1988.
10. Анучин, В. А. Географический фактор в развитии общества / В. А. Анучин. М. : Мысль, 1982.
11. Бачинский, Г. А. Социоэкология : Теоретические и прикладные аспекты / Г. А. Бачинский. Киев, 1991.
12. Беклемишев, В. Н. Методология систематики / В. Н. Беклемишев. -М., 1969.
13. Берг, Л. С. Номогенез / Л. С. Берг. М., 1922.
14. Бергсон, Анри. Творческая эволюция. Материя и память / Анри Бергсон. Минск, 1999.
15. Бердяев, Н. А. Дух и реальность / Н. А. Бердяев // Философия свободного духа. М., 1994.
16. Бердяев, Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев. М., 1992.
17. Бердяев, Н. А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии / Н. А. Бердяев // Русская философия собственности ХУП-ХХ вв. СПб : Ганза, 1993.
18. Бердяев, Н. А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М., 1994. -Т. 1.
19. Бернал, Дж. Возникновение жизни / Дж. Бернал. М., 1969.
20. Биология охраны природы. М. : Мир, 1983.
21. Бородай, Ю. М. Специфика аграрного труда как философская проблема / Ю. М. Бородай // Человек и земля. М. : Агропромиздат, 1988.
22. Будыко, И. И. Эволюция биосферы / И. И. Будыко. Л., 1984.
23. Буева, Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Духовность, художественное творчество, нравственность. М., 1990.
24. Бэр, К. М. О развитии жизни на земле. О сродстве животных // Анналы биологии / К. М. Бэр. М., 1959. - Т. 1.
25. Василенко, В. А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. М.; Л., 1966.
26. Васильев, И. А. Земля русская / И. А. Васильев. М. : Современник, 1986.
27. Введение в социальную экологию: Учеб. пос. : В 2 ч. М., 1993.
28. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. -М. : Айрис-пресс, 2004.
29. Вернадский, В. И. Биосфера / В. И. Вернадский. М., 1975.
30. Вернадский, В. И. Живое вещество / В. И. Вернадский. М., 1978.
31. Вернадский, В. И. Проблемы биогеохимии / В. И. Вернадский. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1939. - Вып. 2.
32. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский. М., 1976.
33. Вернадский и современная наука. Л., 1988.
34. Взаимодействие общества и природы (философско-методологические аспекты экологической проблемы). М. : Наука, 1986.
35. Вопросы социоэкологии. Львов, 1987.
36. Воронович, Б. А. Философский анализ структуры практики / Б. А. Воронович. М. : Мысль, 1972.
37. Гаранина, О. Д. HOMO TOTUS. Взаимосвязь природы и сущности человека: философско-методологический анализ / О. Д. Гаранина. М. : РФО/МГТУГА, 1999.
38. Гартман, Н. Этика / Н. Гартман. М., 1974.
39. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения / Г. В. Ф. Гегель. М., 1929-1959. -Т. 1; 4; 6; 7.
40. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. М., 1975. - Т. 1.
41. Гелбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гелбрейт. М., 1969.
42. Гессе, Г. Избранное / Г. Гессе. М., 1977.
43. Гиренок, Ф. И. Экология, цивилизация, человек / Ф. И. Гиренок. М., 1987.
44. Гирусов, Э. В. Основы социальной экологии / Э. В. Гирусов. М., 1998.
45. Глазачев, С. Н. Экологическая культура / О. Н. Козлова, С. Н. Глазачев. М., 1997.
46. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М., 1990.
47. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года. -Екатеринбург : У-Фактория, 2002.
48. Го, Юй. Речи царств / Юй Го. М. : Наука, 1987.
49. Горелов, А. А. Человек-гармония-природа / А. А. Горелов. -М. : Наука, 1998.
50. Гречаный, В. В. К построению общей концепции ценностей / В. В. Гречаный // Машины. Люди. Ценности. Курган, 2006.
51. Григорьева, Т. П. Красотой Японии рожденный : в 2 т. / Т. П. Григорьева. М. : Альфа-М, 2005. - Т. 1.
52. Гумбольт, В. Язык и философия культуры / В. Гумбольт. -1985.
53. Гумилев, Л. Н. Биосфера и импульсы сознания / Л. Н. Гумилев // Природа. 1978. № 12.
54. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М.: Рольф, 2001.
55. Гусев, М. В. «Биологию» нужно не урезать, а расширять / М. В. Гусев, В. А. Голиченков, К. Н. Тимофеев и др. // Известия. 2003. 6 сент.
56. Данилов-Данильян, В. И. Перед главным вызовом цивилизации: Взгляд из России / В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев, И. Е. Рейф. М. : ИНФРА-М, 2005.
57. Дедю, И. И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Дедю. Кишинев: Гл. Ред. Молд. Сов. Энциклопедии, 1989.
58. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
59. Доброштан, В. М. Аксиологические основы мировоззрения личности : автореф. дис.д-ра культурол. наук / Доброштан Виталий Михайлович СПб, 1999.
60. Домников, С. Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество / С. Д. Домников. М. : Алетейа, 2002.
61. Древнекитайская философия: В 2 т. / сост. Ян Хин-Шун. М., 1972. - Т. 1.
62. Дурманов, Д. Н. Мировоззренческо-методологические вопросы современного агропочвоведения / Д. Н. Дурманов, JI. JI. Шишов // Человек и земля. М. : Агропромиздат, 1988.
63. Жбанкова, И. И. Проблема взаимодействия (философский очерк) / И. И. Жбанкова. Мн. : Наука и техника, 1971.
64. Желтов, М. П. Диалектика отношений «человек-земля»: дис. . д-ра филос. наук : 09.00.11 / Желтов Михаил Павлович -Чебоксары, 2006.
65. Желтов, М. П. Отношение «человек-земля»: монография / М. П. Желтов. Йошкар-Ола: Изд-во Map. гос. ун-та, 2005.
66. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М. : Политиздат, 1986.
67. Ильин, И. А. Собрание сочинений: в 10 т. / И. А. Ильин. М. : Рус. книга, 1993. Т. 1.
68. Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека / Е. А. Спирин, В. П. Казначеев. Новосибирск : Наука, 1991.
69. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека / В. П. Казначеев. М. : Наука, 1983.
70. Камшилов, М. М. Биотический круговорот / М. М. Камшилов. М. : Наука, 1970.
71. Камшилов, М. М. Ноогенез эволюция, управляемая человеком / М. М. Камшилов. - М., 1977.
72. Камшилов, М. М. Факторы эволюции биосферы Земли // Вопросы философии / М. М. Камшилов. 1979. - № 3.
73. Камшилов, М. М. Эволюция биосферы. 2-е изд. / М. М. Камшилов. М. : Наука, 1979.
74. Капра, Ф. Паутина жизни / Ф. Каира. М. : Гелиос, 2002.
75. Карпинская Р. С. Философия природы: Коэволюционная стратегия / И. К. Лисеев, А. П. Огурцов, Р. С. Карпинская. М., 1995.
76. Князева, Е. Н. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М. : КомКнига, 2007.
77. Кобылянский, В. А. Философия биоэкологии и биосферологии / В. А. Кобылянский. Чита : Изд-во ЗабГПУ, 2000.
78. Кобылянский, В. А. Философия географии и геоэкологии / В.
79. A. Кобылянский. Чита : Изд-во ЗабГПУ, 2000.
80. Кобылянский, В. А. Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодействия природы и общества: Учеб. пособие / В. А. Кобылянский. Чита : Изд-во ЗабГПУ, 2002.
81. Кока Мурамацу. Хайку-но усо / Мурамацу Кока. Токио, 1997.
82. Комаров, В. Д. Социальная экология: философские аспекты /1. B. Д. Комаров. Л., 1990.
83. Коммонер, Б. Замыкающийся круг / Б. Коммонер. Л., 1974.
84. Конрад, Н. И. Японская литература в образцах и очерках / Н. И. Конрад. Л., 1927.
85. Конфуций. Афоризмы мудрости. М. : Белый город, 2007.
86. Курдюмов, С. П. Квантовые правила нелинейного синтеза коэволюционирующих структур / С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева // Философия, наука, цивилизация. М. : УРСС, 1999. - С. 222-230.
87. Кутырев, В. А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере / В. А. Кутырев // Природа. 1990. - № 11. - С. 3-10.
88. Лабрюйер, Ж. Характеры / Ж. Лабрюйер. М. : Худож. лит., 1974.
89. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. М. : УРСС. 2004.
90. Лао Цзы. Дао Дэ Цзин. Учение о пути и благой силе / Цзы Лао. М. : КСП+, 1999.
91. Лем, С. Сумма технологии / С. Лем. М., 1968.
92. Ливщиц, Р. Л. Насколько реальна задача самоограничения? // Экологическая культура современного общества / Р. Л. Ливщиц. Материалы междунар. симпозиума. Новосибирск : Наука, 2000.
93. Лосев, К. С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития в России в XXI веке / К. С. Лосев. М. : Космосинформ, 2001.
94. Лямин, В. С. Философские вопросы географии. М. : Изд-во МГУ, 1989.
95. Маковельский, А. Досократики / А. Маковельский. Казань, 1919. - Ч. 3.
96. Мамедов, Н. М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. М. : РЭФИА, 1996.
97. Мамзин, А. С. Биология в системе культуры / А. С. Мамзин. -СПб : Лань, 1998.
98. Мантатов, В. В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие : В 2 т / В. В. Мантатов. Улан-Удэ, 1998, 2000.
99. Марков, Ю. Г. Социальная экология / Ю. Г. Марков. -Новосибирск : Наука, 1984.
100. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу; пер. с англ.; под общей ред. Г. А. Балла и др. М. : Смысл, 1999.
101. Мизун, Ю. В. Неведомый пульс Земли / Ю. В. Мизун, Ю. Г. Мизун. М. : Вече, 2005.
102. Миклин, А. М. Эволюционная теория: Век XX / А. М. Миклин. СПб : Лань, 1999.
103. Михайлова, Р. В. Духовность крестьянства России XX века (социально-философский анализ) / Р. В. Михайлова. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1997.
104. Моисеев, Н. Н. Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев. М. : Наука, 1987.
105. Моисеев, Н. Н. «Устойчивое развитие» или «Стратегия переходного периода» / Н. Н. Моисеев // План действий «Устойчивые Нидерланды». М. : Экспресс - «ЗМ», 1995. - С. 318.
106. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. М., 1990.
107. Моисеев Н. Н. Экология и образование / Н. Н. Моисеев. М., 1996.
108. Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер. М. : Прогресс, 1981.
109. Небел, Б. Наука об окружающей среде : как устроен мир : В 2 т. / Б. Небел. М. : Наука, 1993.
110. Никонорова, Е. В. Экология и культура / Е. В. Никонорова. -М. : РАГС, 1996.
111. Ницше, Ф. Сочинения / Ф. Ницше. М. : Мысль, 1 990. - Т. 2.
112. Новгородцев, П. И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев. М., 1991.
113. Новик, И. Б. Методологические принципы взаимодействия человека и биосферы / И. Б. Новик, В. А. Лось, А. В. Кацура // Проблемы оптимизации в экологии. М., 1978.
114. Одум, Ю. Основы экологии / Ю. Одум. М., 1975.
115. Олейников, Ю. В. Ноосферный проект социоприродной эволюции / А. А. Оносов, Ю. В. Олейников. М. : ИФ РАН, 1999.
116. Осипов, Ю. М. Время философии хозяйства: В 3 кн. с прил. / Ю. М. Осипов. М. : Экономистъ, 2003.
117. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. -М., 1951. Т. 3, кн. 1.
118. Панарин, А. С. Искушение глобализмом / А. С. Панарин. -М.: Русский национальный фонд, 2000.
119. Паскаль, Б. Мысли // Ларошфуко Ф. Де. Максимы. Паскаль Б. Мысли. М. : Худож. лит., 1974.
120. Петрушин, В. И. Валеология : учеб. пособие / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. М. : Гардарики, 2002.
121. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. М., 1985.
122. Пианка, Э. Эволюционная экология / Э. Пианка. М., 1981.
123. Пригожин, И. Введение в термодинамику необратимых процессов / И. Пригожин. М., 1960.
124. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. М. : Прогресс, 1986.
125. Пригожин, И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопр. философии. 1991. - № 6.
126. Природа и общество. М. : Наука, 1968.
127. Проблемы экологии человека. М. : Наука, 1986.
128. Реймерс, Н. Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. М. : Россия молодая, 1992.
129. Реймерс, Н. Ф. Природопользование : Словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. М. : Мысль, 1990.
130. Реймерс, Н. Ф. Системные основы природопользования // Философские проблемы глобальной экологии / Н. Ф. Реймерс. М. : Наука, 1983.
131. Реймерс, Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н. Ф. Реймерс. М., 1994.
132. Реймерс, Н. Ф. Экология / Н. Ф. Реймерс. М., 1994.
133. Рифлекс, Р. Основы общей экологии / Р. Рифлекс. М. : Мир,1979.
134. Родин, С. Н. Идея коэволюции / С. Н. Родин. Новосибирск, 1991.
135. Ручка, А. А. Ценностный подход в системе социологического знания / А. А. Ручка. Киев, 1987.
136. Рьюз, М. Философия биологии / М. Рьюз. М., 1977.
137. Савельева, И. М. История и время. В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М. : Языки русской культуры, 1997.
138. Свирежев, Ю. М. Коэволюция человека и биосферы // Онтогенез, эволюция, биосфера / Ю. М. Свирежев. М. : Наука,1980.
139. Сен-Марк, Ф. Социализация природы / Ф. Сен-Марк. М. : Прогресс, 1977.
140. Сеятели и хранители : В 2 кн. М. : Современник, 1992.
141. Симонов, П. В. Мотивированный мозг / П. В. Симонов. М., 1987.
142. Синергетическая парадигма. М. : Прогресс-Традиция, 2000.
143. Смагин, В. Н. Экогенез закон эволюции биогеоценотического покрова Земли // Методол. Основы разработки и реализации комплекс. Прогр. развития региона / В. Н. Смагин. - Новосибирск, 1988.
144. Смирнов, И.Н. Здоровье человека как философская проблема / И.Н. Смирнов // Вопр. философии. 1985. № 7. - С. 82-93.
145. Соколов, Б. С. Жизнь и геология // Человек и природа / Б. С. Соколов. 1982. - № 11.
146. Соколов, Ю. Н. Цикл как основа мироздания / Ю. Н. Соколов. Ставрополь : Юркит, 1995.
147. Соловьев, Вл. Духовные основы жизни / Вл. Соловьев. М., 1882-1884.
148. Субетто, А. М. Системогенетика и теория циклов / А. М. Субетто. М., 1994. Ч. 2.
149. Сукачев, В. Н. Избр. труды / В. Н Сукачев. М. : Наука, 1972.
150. Сусликов, В. JI. Геохимическая экология болезней: монография: В 3 т. Т. 1. - Диалектика биосферы и нообиосферы / В. Л. Сусликов. - М. : Гелиос АРБ, 1999.
151. Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. М., 1987.
152. Тихонова, А. Е. Экологическая культура и ее педагогические аспекты // Экологическая культура современного общества. Материалы междунар. симпозиума / А. Е. Тихонова. -Новосибирск : Наука, 2000.
153. Толба, М. Человек и окружающая среда: причины и следствия / М. Толба // Здоровье мира. 1978. Авг.
154. Толстой, Л. Н. Избранные произведения / Л. Н. Толстой. -М., 1945.
155. Тойнби, А. Дж. Постижение истории : Сб. / А. Дж. Тойнби. -М. : Рольф, 2001.
156. Топологические аспекты учения о геосистемах. -Новосибирск: Наука, 1974.
157. Трубецкой, Е. Н. Умозрение в красках / Е. IT. Трубецкой. -М., 1916.
158. Трусов, Ю. П. О предмете и основных идеях экологии // Философские проблемы глобальной экологии / Ю. П. Трусов. М., 1983.
159. Тугаринов, В. П. Марксистская философия и проблема ценности / В. П. Тугаринов // Проблема ценности в философии. -М.; Л., 1966.
160. Тугаринов, В. П. Природа, цивилизация, человек / В. П. Тугаринов. JI. : Изд-во ЛГУ, 1978.
161. Тюрюканов, А. Н. Биосфера и сельское хозяйство / А. Н. Тюрюканов // Человек и земля. М. : Агропромиздат, 1988.
162. Уатт, К. Экология и управление природными ресурсами / К. Уатт. М., 1971.
163. Урсул, А. Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия / А. Д. Урсул. М. : Ноосфера, 1998.
164. Урсул, А. Д. Экологическая проблема и агроноосферная революция / А. Д. Урсул. М. : Луч, 1994.
165. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу / А. Д. Урсул. М., 1996.
166. Фаддеев, Е. К. Проблема экологического производства // Философские проблемы глобальной экологии / Е. К. Фаддеев. -М., 1983.
167. Федоров, В. М. Учение о биосфере и интеграция наук / В. М. Федоров. М., 1986.
168. Федоров, Е. К. Экологический кризис и социальный прогресс / Е. К. Федоров. Л. : Гидрометеоиздат, 1977.
169. Феизов, Э. 3. Мозг. Психика. Физика / Э. 3. Феизов. М., 1994.
170. Философские проблемы глобальной экологии. М. : Наука, 1983.
171. Философия: университетский курс / под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
172. Философский энциклопедический словарь. 2-ое изд. М. : Сов. энцикл., 1989.
173. Философско-социологические проблемы взаимодействия природы и общества. Чита, 1982.
174. Франк, С. Л. Сочинения / С. Л. Франк. М. : Правда, 1990.
175. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? // Полис / С. Хантингтон. М. : ACT, 2003.
176. Хатчисон, Дж. Биосфера / Дж. Хатчисон. М. : Мир, 1972.
177. Хильми Г.Ф. Основы физики биосферы / Г. Ф. Хильми. Л.: Гидрометеоиздат, 1966.
178. Христианство и экология. СПб.: РХГИ, 1997.
179. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. М.; Пг., 1923.
180. Шредингер, Э. Что такое жизнь с точки зрения физика? / Э. Шредингер. М., 1972.
181. Человек заселяет планету Земля. М. : Ин-т географии РАН. 1977.
182. Чумаков, А. Н. Философия глобальных проблем / А. Н. Чумаков. М., 1994.
183. Чухина, Л. А. Феноменологическая аксиология М. Шелера // Проблема ценности в философии : Сб. ст. / Л. А. Чухина. М.; Л., 1966.
184. Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1996.
185. Яблоков, А. В. Эволюционное учение (дарвинизм) / А. Г. Юсуфов, А. В. Яблоков. М. : Высш. шк.,1989.
186. Яншин, А. Л. Уроки экологических просчетов / А. И. Мелуа, А. Л. Яншин. М., 1991.
187. Ярославцева, Е. И. Культурные проблемы сохранения здоровья человека как природного существа / Е. И. Ярославцева // Биология и культура. М. : Канон +, 2004.
188. Haken, Н., Synergetik Die Lehre vom Zusammenwirken / H. Haken, R. Graham // Umschau in Wissenschaft und Technik. 1971.
189. Lovelock, J. E. Gaia: a new look at life on Earth / J. E. Lovelock. Oxford : Oxford Univ. Press, 1979.
190. Morin, E. Les sept savoirs necessaries a leducation du future / E. Morin. Paris: UNESCO, 1999.
191. Pauli; веб-сайт ZERI, www.zeri.org.
192. Suzuki, D. Zen Buddhism. Selected Writings. / D. Suzuki. -N. Y., 1956. P. 287.
193. The Japanese Mind. Essentials of Japanse Philosophy and Culture / Ed. By Ch. A. Moore. Honolulu, 1967. P. 172.